Принц Гамлет узнает, что в полночь на стенах замка является дух его покойного отца. Встревоженный, он решает повидаться с призраком, который открывает ужасную правду. Клавдий, родной брат умершего короля, отравил его, желая получить трон и руку королевы. Гамлет прикидывается сумасшедшим, чтобы найти доказательства вины дяди. Начав подозревать, что племянник знает о его преступлении и симулирует безумие, Клавдий хочет избавиться от него.

После того, как Гамлет случайно убивает королевского советника Полония, его отправляют в Англию с письмом, где содержится приказ немедленно умертвить наследника. Но Гамлет избегает ловушки и сходит с корабля. В Эльсиноре Офелия, возлюбленная принца, теряет рассудок после смерти своего отца Полония. Гамлет попадает на ее похороны и сталкивается со старшим братом Офелии, Лаэртом. Король предлагает молодым людям решить их разногласия поединком, во время которого оба ранят друг друга отравленным клинком. Гамлет закалывает Клавдия, а королева Гертруда погибает от выпитого яда.

Наравне с другими произведениями великого драматурга, трагедия "Гамлет" затрагивает вечные проблемы. Среди них: конфликт высоких идеалов и приземленной реальности; несоответствие цели средствам, затраченным на ее достижение; роль отдельной человеческой личности в истории, в меняющемся мире. И, самое основное, - поиск ответов о смысле жизни.

Читать краткое содержание Гамлет Шекспира

Две ночи подряд Бернардо и Марцелл в ночном карауле замечают на стенах королевского замка Эльсинора фигуру царственного призрака. Они со страхом узнают недавно умершего короля, отца наследного принца Гамлета. Своими наблюдениями военные делятся с Горацио, ученым другом Гамлета, и тот приходит в полночь на площадь, чтобы сам убедиться в этом. Увидев духа своими глазами, Горацио потрясен. Явление кажется ему предвестником грозных событий.

Гамлет, вернувшийся из университета в Виттенберге, предается скорби и отчаянью. С горечью принимает он скоропалительный брак матери, королевы Гертруды, со своим дядей, занявшим датский престол после гибели брата. Краткий срок траура по умершему кажется ему неприличным, как и союз, который в недавние времена считался "кровосмесительным".

Рассказ Горацио волнует Гамлета до глубины души, он отправляется сторожить призрака, и ему удается втянуть потустороннего гостя в разговор. Тень отца открывает Гамлету ужасную правду: Клавдий, коварный узурпатор, отравил брата и занял его место на троне и в постели королевы. Неуспокоенный дух призывает сына к отмщению, но просит пощадить мать. Пусть совесть терзает Гертруду, сын не должен посягать на ее жизнь.

Потрясенный чудовищной истиной, Гамлет начинает задаваться вопросами. Что реально в этой жизни? Что вообще можно принимать на веру? На кого положиться? Зачем нам дано наше существование? Для чего мы должны использовать отведенное время? Раздираемый на части эмоциями, он хочет убедиться в правдивости слов призрака. Гамлет принимает решение спрятаться под маской безумца.

Тем временем Лаэрт, старший сын королевского советника Полония, покидая родные места, дает наставление сестре держаться подальше от принца и его ухаживаний. О том же говорит ей отец, и тогда Офелия признается, что недавно видела Гамлета, который был "как будто не в себе", держался дико и странно выглядел.

Вскоре о том, что у наследника помутился рассудок, узнают все. Полоний пытается доказать королю, что Гамлет обезумел от любви к его дочери, которая была с ним слишком строга. Они тайно наблюдают за встречей молодых людей во время которой принц отталкивает Офелию и велит ей "ступать в монастырь", где у нее есть шанс сохранить свою честь, не стать пешкой в интригах сильных мира сего.

Слова племянника беспокоят Клавдий, совесть которого нечиста. Он не верит, что Гамлет помешался от страсти. Из Виттенберга король приглашает Розенкранца и Гильденстерна, университетских товарищей Гамлета, которым предлагает следить за наследником, с целью выяснить его истинные мотивы. Гамлет хорошо принимает товарищей, но он явно не доверят им.

Вместе с Розенкранцом и Гильденстерном в королевском замке появляется труппа бродячих артистов, которую друзья пригласили, так как принц всегда любил театральные представления. С актерами Гамлет держится приветливо, он просит их поставить пьесу "Убийство Гонзаго". Представление должно стать ловушкой для Клавдия.

В день спектакля король с королевой и челядинцы собираются в парадной зале. Все находятся в хорошем настроении, потому что принц Гамлет кажется бодрым и выздоровевшим. Он приветливо общается с матерью, заигрывает с Офелией. Пьеса начинается. Когда артисты доходят до сцены умерщвления спящего в саду Гонзаго с помощью ртути, вылитой в ухо, король Клавдий в смятении поднимается с места и удаляется. Вместе с ним уходят придворные. Гамлет, оставшись один, торжествует. Теперь он уверен, что обвинения призрака были истинными.

Этим же вечером принц является в покои своей матери, чтобы высказать Гертруде свое мнение о ней и ее новом замужестве. Гамлет жестоко бичует королеву словами, восхваляет достоинства покойного супруга и упрекает мать в неверности. Вдруг ему кажется, что за гобеленом притаился сам Клавдий, и Гамлет пронзает шевелящийся покров своим клинком. Убитым оказывается Полоний, подслушивавший разговор.

Пользуясь предлогом, Клавдий решает отослать наследника прочь из страны, пока преступление его не забудется. Он отправляет его, вместе с Розенкранцем и Гильденстерном, на корабль, идущий в Англию. Король пишет тайное письмо правителю Британии с просьбой немедленно казнить подателя этого послания. По дороге к морю, Гамлет видит норвежское войско Фортинбраса, марширующее отстаивать клочок ничейной земли. Принца поражает, сколько сил тратит другой человек ради никчемной цели, а он сам до сих пор не выполнил свою миссию.

Офелия теряет рассудок после смерти Полония. Лаэрт, вернувшийся в страну для мести, поднимает мятеж и захватывает замок, но Клавдий убеждает юношу, что настоящий враг - Гамлет. Вид сестры трогает Лаэрта, разжигает в нем ненависть к принцу.

Корабль Гамлета захватывают пираты, а его самого высаживают обратно на датской земле. Клавдий получает известия об этом и уговаривает Лаэрта на поединок с принцем, к которому они подготовятся заранее. Между тем, Офелию находят утонувшей в реке.

Утром перед похоронами Гамлет проходит по кладбищу, где могильщики копают землю для гроба Офелии, выбрасывая старые кости. Принц обнаруживает череп старого шута Йорика, в монологе, обращенном к Горацию, Гамлет рассуждает о скоротечности и тщете жизни.

Появляется траурная процессия. Спрятавшись, Гамлет слушает погребальные речи и так узнает, что хоронят Офелию. Когда Лаэрт бросается на гроб с криками, Гамлет вытаскивает его из могилы. Начинается ссора, ее договариваются уладить дуэлью.

На следующий день Гамлет пытается извиниться перед Лаэртом, но тот не желает отказываться от мести. В руке Лаэрта отравленная рапира, он ранит ею принца, однако в пылу боя дерущиеся меняются оружием, и сам Лаэрт тоже получает опасную царапину. Гертруда отпивает глоток из кубка, предназначенного Гамлету. В нем - яд, который бросил туда Клавдий, и она умирает. Гамлет требует найти виновного, Лаэрт признается ему во всем, после чего принц закалывает Клавдия. На смертном одре Гамлет и Лаэрт мирятся. Гораций собирается допить ядовитое питье, но Гамлет убеждает его рассказать людям обо всем случившимся.

В произведении Шукшина Миль пардон, мадам автор рассказывает о пьянице и балагуре Броньке Пупкове. Его отличительной чертой было то, что он очень любил приврать. Любимым выражением Пупкова было

  • Краткое содержание Короленко В дурном обществе

    Произведение Владимира Короленко носит весьма необычное название-"В дурном обществе". Речь в повести идет про сына судьи, который начал дружить с бедными детьми. Главный герой по началу не имел представления

  • Краткое содержание Бальзак Человеческая комедия

    Произведение писателя представляет собой цикл романов и новелл, соединенных между собой одной тематикой о жизни французского общества периода девятнадцатого века.

  • Краткое содержание Княгиня Лиговская Лермонтова

    События разворачиваются в Санкт-Петербурге. Некое чиновное лицо, попав на одной из улиц под колеса повозки, замечает обидчика, которым является молодой не бедный Григорий Александрович Печорин.

  • Шекспир «Гамлет», акт первый – краткое содержание

    Сцена первая . Датский город Эльсинор. Офицеры Марцелл и Бернардо заступают на караул перед королевским замком. К ним на пост приходит друг принца Гамлета, молодой придворный Горацио: Марцелл и Бернардо рассказали ему, что минувшей ночью видели здесь призрак недавно умершего короля Дании. На их глазах призрак появляется снова. Горацио пытается заговорить с ним, но в этот момент раздаётся утреннее пение петуха – и мертвец удаляется, не успев ничего ответить.

    Сцена вторая . После скоропостижной смерти прежнего короля датский престол занял его брат, Клавдий, женившийся на вдове умершего, королеве Гертруде. Наутро после появления призрака Клавдий, королева, её сын от умершего короля принц Гамлет, и придворные собираются в зале замка. Лаэрт, сын дворецкого Полония, испрашивает у короля разрешения вернуться на учёбу в Париж. В диалогах этой сцены Шекспир даёт понять зрителю: принц Гамлет ненавидит своего дядю Клавдия и возмущается тем, что его мать поспешила вступить в новый, почти кровосмесительный брак, не выдержав приличного траура по его покойному отцу. Когда царственная чета удаляется, к Гамлету приходят Горацио, Марцелл и Бернардо, сообщая ему о ночном появлении призрака. Принц решает в грядущую ночь прийти на пост к замку и узнать у отца, зачем он поднялся из могилы.

    Сцена третья . Сын Полония, Лаэрт, перед отъездом в Париж прощается со своей сестрой, Офелией. Офелия рассказывает ему, что Гамлет в последнее время пытается ухаживать за нею. Лаэрт ставит на вид Офелии, что принц – не ровня ей, и советует сестре заботливо блюсти девичью честь. Тот же совет даёт Офелии и её отец, Полоний.

    Сцена четвёртая . Той же ночью Гамлет, Горацио и два офицера, стоя на посту у замка, вновь видят призрака. Отец даёт Гамлету знак следовать за собой.

    Сцена пятая . Отдалившись от свидетелей, умерший король рассказывает сыну, что он на самом деле умер не своей смертью, а был отравлен честолюбивым Клавдием: во время сна в саду тот влил ему в ухо сильный яд. Убийца занял трон убитого, соблазнил его супругу и женился на ней. Отец просит Гамлета отомстить за себя. Вернувшись к друзьям, Гамлет просит их никому не рассказывать о случившемся и предупреждает, что в дальнейшем может повести себя странно. Чтобы вернее осуществить свою месть, принц решает прикинуться безумным.

    Гамлет, Горацио и призрак. Иллюстрация к пьесе Шекспира художника Г. Фюсли. 1796

    Шекспир «Гамлет», акт второй – краткое содержание

    Сцена первая . Полоний отряжает слугу Рейнальдо во Францию, следить там за поведением уехавшего Лаэрта. В диалоге со слугой вскрывается мелочная, суетная, корыстная натура Полония, который не доверяет даже собственному сыну. Входящая Офелия рассказывает отцу о том, что принц Гамлет сошёл с ума: он вбежал к ней с диким видом и вёл себя, как одержимый. Полоний решает, что болезнь Гамлета вызвана любовным потрясением: ведь Офелия по данному ей отцом приказу в последнее время почти прекратила встречи с принцем. [См. полный текст 2 акта .]

    Сцена вторая . Король Клавдий и королева принимают в замке вызванных ими издалека школьных друзей Гамлета, Розенкранца и Гильденстерна. Клавдия тревожит неожиданное сумасшествие Гамлета. Его обуревают туманные предчувствия: принц мог узнать тайну убийства своего отца. Король поручает Розенкранцу и Гильденстерну выведать, что тревожит Гамлета, и те подобострастно соглашаются выполнять роль шпионов при товарище юности. Вошедший Полоний сообщает своё предположение: причина болезни принца – неразделённая любовь к Офелии. Свою догадку Полоний предлагает подтвердить, устроив встречу Офелии и Гамлета, за которой он и король смогут скрытно наблюдать.

    После ухода короля и королевы, на сцене появляется Гамлет. В его внешне бессвязном разговоре сначала с Полонием, а потом с Розенкранцем и Гильденстерном, то и дело проскальзывают тонкие, умные намёки, которые не остаются незамеченными и собеседниками. Принц догадывается, что Розенкранцу и Гильденстерну поручено шпионить за ним. Полоний приносит весть о прибытии в Эльсинор бродячего театра. Гамлет просит комедиантов завтра сыграть перед королём и королевой пьесу «Убийство Гонзаго». Принц до сих пор не уверен, что явившийся ему призрак был действительно его отцом, а не коварным дьяволом. Чтобы получить доказательство слов призрака, он и просит актёров разыграть перед Клавдием сцену, похожую на описанное ему мертвецом убийство. Гамлет хочет увидеть, как новый король воспримет её.

    Шекспир «Гамлет», акт третий – краткое содержание

    Сцена первая . Розенкранц и Гильденстерн сообщают королю и королеве, что им не удалось выведать причину помешательства Гамлета. Клавдий беспокоится всё сильнее. Расчётливая Офелия соглашается как будто невзначай попасться на глаза принцу в месте, где король и Полоний смогут следить за их встречей. Клавдий и Полоний прячутся. Входит Гамлет, произнося в задумчивости знаменитый философский монолог «быть иль не быть». [См. полный текст 3 акта .]

    Владимир Высоцкий. Монолог Гамлета «Быть иль не быть»

    Офелия подходит к нему. Гамлет заводит с ней внешне сумасбродную, но наполненную глубоким скрытым смыслом беседу. По-видимому, догадываясь о коварной роли Офелии, принц советует ей идти «в монастырь или замуж за дурака». Клавдий, выслушав этот разговор, укрепляется в мысли, что Гамлет не безумен, а разыгрывает роль сумасшедшего ради какой-то скрытой цели. Он решает услать принца «с дипломатическим поручением» в Англию.

    Сцена вторая . Актёры играют перед королевской четой спектакль «Убийство Гонзаго». Гамлет и Горацио следят за тем, как подействует на короля кульминация пьесы. В начале представления актриса, изображающая персонажа-королеву, клянётся в вечной любви актёру, который играет короля. Затем актёры представляют убийство Гонзаго: на сцене ему спящему вливают в ухо яд. Клавдий в сильнейшем волнении вскакивает и выбегает. У Гамлета теперь нет сомнений в его виновности. После спектакля Полоний сообщает принцу, что его зовёт к себе мать.

    Сцена третья . Клавдий поручает сопровождать Гамлета в Англию тем же шпионам – Розенкранцу и Гильденстерну. Полоний сообщает королю, что принц идёт к матери, и предлагает присутствовать соглядатаем при этой встрече, спрятавшись за ковром. Оставшись один, король пробует молиться, но сознаёт: его тяжким грехам нет прощения. На коленях за молитвой его замечает проходящий мимо Гамлет. Принц может заколоть Клавдия одним ударом меча, но не хочет этого делать в момент, когда на убийцу нашло мимолётное раскаяние. Он решает покончить с королём, когда тот будет погружён в пучину греха – чтобы тот сразу кубарем упал в ад.

    Сцена четвёртая . Гамлет приходит к матери, которая перед этим прячет за ковёр Полония. Гамлет начинает делать Гертруде жгучие упрёки за измену памяти отца ради нового ничтожного супруга. Объяснение становится таким резким, что Полоний пробует выйти из-за ковра. Принц, услышав шорох, пронзает ковёр шпагой и убивает Полония. Гамлет рассказывает матери, как её бывший муж был отравлен мужем нынешним, и упрекает её с ещё большей яростью. Гамлет не скрывает от королевы, что он вовсе не безумный. Та обещает не выдавать его дяде. Принц уходит, утаскивая с собой труп Полония.

    Шекспир «Гамлет», акт четвёртый – краткое содержание

    Сцена первая . Гертруда рассказывает королю о том, что Гамлет убил Полония (скрыв все откровения, сделанные ей сыном). Взволнованный Клавдий решает услать принца в Англию с первым же кораблём. [См. полный текст 4 акта .]

    Сцена вторая . Посланные Клавдием Розенкранц и Гильденстерн пытаются узнать у Гамлета, куда он дел тело Полония. Он отвечает им издевательскими сарказмами.

    Сцена третья . Клавдий объявляет Гамлету, что он должен немедленно отплыть в Англию. Сопровождающие его Розенкранц и Гильденстерн получают от короля запечатанное письмо. Клавдий просит в нём, чтобы английские власти казнили принца сразу по его прибытии.

    Сцена четвёртая . Перед отъездом Гамлет встречает следующее через Данию на войну с поляками войско норвежского принца Фортинбраса. Солдатский капитан поясняет ему, что война разгорелась из-за ничего не стоящего клочка земли. Принц восторгается отвагой Фортинбраса и солдат, идущих в битву не ради жажды корысти, а по соображениям одной чести. Этот пример оживляет в нём жажду отомстить Клавдию.

    Гамлет. Художественный фильм 1964

    Сцена пятая . Повредившаяся в уме после известия о гибели отца Офелия произносит перед королём и королевой бессвязные речи. Затем во дворец врывается вернувшийся из Парижа брат Офелии, Лаэрт. Он угрожает, что возбудит против Клавдия народный бунт, если убийца Полония не будет назван и покаран.

    Сцена шестая . Горацио получает письмо от Гамлета. Принц сообщает в нём, что по пути в Англию он во время боя с пиратами перескочил на их корабль и сумел вернуться обратно в Данию.

    Сцена седьмая . Клавдий сообщает Лаэрту, что его отца убил Гамлет. В это время вносят письмо, где принц извещает короля о своём возвращении в Данию. Зная, что Лаэрт – отличный фехтовальщик, Клавдий предлагает ему вызвать Гамлета на состязательный поединок тупыми рапирами, но во время боя незаметно подменить свою рапиру острой. Жаждущий отомстить за отца Лаэрт решает для большей верности смазать свою рапиру ядом. Король предлагает ещё и припасти отравленный кубок, который во время поединка принцу дадут как бы для того, чтобы освежиться. Входит королева, рассказывая о том, что Офелия утонула в реке – то ли случайно упав туда с ивы, то ли покончив с собой.

    Офелия. Художник Джон Эверетт Милле. Иллюстрация к «Гамлету» Шекспира. 1852

    Шекспир «Гамлет», акт пятый – краткое содержание

    Сцена первая . Двое могильщиков роют на кладбище яму для нового покойника. Подошедшие Гамлет и Горацио, глядя на работу копателей, рассуждают о бренности жизни. Могильщики находят в земле череп бывшего королевского шута Йорика, которого принц хорошо знал в детстве. Появляется погребальная процессия во главе с королём, королевой и Лаэртом. Гамлет теперь понимает: хоронить будут Офелию. Лаэрт и Гамлет громко стенают над гробом, даже прыгая за Офелией в могилу. При этом между ними происходит враждебная стычка. [См. полный текст 5 акта .]

    Сцена вторая . Гамлет наедине рассказывает Горацио, что на корабле прочёл в письме, посланном в Англию Клавдием, предписание убить его. Имея при себе отцовскую королевскую печать, он подменил это письмо другим – с распоряжением казнить продажных Розенкранца и Гильденстерна. Гамлет говорит о своём желании помириться с благородным Лаэртом, но в это время входит придворный Озрик и приносит вызов принцу от Лаэрта на фехтовальное состязание. Гамлет смутно догадывается, что на этом состязании его хотят убить, но, тем не менее, принимает вызов.

    Гамлет и Лаэрт начинают бой на рапирах. За ним следят король, королева и свита. После нескольких ударов Клавдий предлагает принцу «освежиться» из бокала, куда уже положен яд. Гамлет отказывается. Бокал пригубляет ничего не подозревающая Гертруда. Лаэрт ранит Гамлета отравленной рапирой, но потом они в пылу схватки меняются оружием, и принц ею же ранит Лаэрта. На королеву действует яд из бокала, и она падает мёртвой. Раненый Лаэрт рассказывает Гамлету о коварстве короля и о том, что у них обоих осталось лишь несколько минут жизни. Принц закалывает отравленной рапирой и Клавдия. Все они умирают. Перед смертью Гамлет поручает Горацио рассказать датчанам то, о чём ему поведал призрак.

    Входят вернувшиеся из Англии послы с известием о казни Розенкранца и Гильденстерна. Появляется и принц Фортинбрас, проходивший неподалёку со своим войском. Фортинбрас распоряжается похоронить Гамлета с воинскими почестями и готовится принять датский престол.

    68d30a9594728bc39aa24be94b319d21

    К стражникам, датским офицерам Марцелу и Бернарду, несущим службу у замка Эльсиноре, приходит Горацио – друг Гамлета. Его визит вызван желанием проверить слух о появлении призрака недавно умершего датского короля. Это явление наводит на ученого Горацио мысли о предстоящих волнениях в королевстве. Он решает поведать об увиденном другу. Гамлет горюет об умершем отце. Его печаль усугубляет мать слишком скорая после смерти отца женитьба матери. Встретившись с призраком, Гамлет узнает о свершенном злодеянии. Король был отравлен собственным братом, мечтавшим завладеть троном. Призрак просит принца совершить акт возмездия.

    Лаэрт отправляется в Париж. Вместе с отцом, вельможей Полонием, они дают наставления Офелии, считая, что она не должна много времени проводить с Гамлетом. Окружающие считают причиной помешательства Гамлета его любовь к Офелии. Слуги нового короля Розенкранц и Гильдестерн предпринимают попытку узнать причину тягостного настроения принца. Юноша раскрывает их планы.


    Гамлет желает отомстить убийце. Он договаривается с приехавшими актерами, что в сцене убийства в своем спектакле, они добавят к словам героя строки, сочиненные принцем. Гамлет надеется, что эта сцена произведет впечатление и убийца выдаст себя. Юноша размышляет о страхе смерти и приходит к мысли, что человек боится неизвестности.

    Принц встречает Офелию, но скоро поняв, что их разговор подслушивают, он притворяется сумасшедшим. На спектакле Гамлет комментирует происходящее на сцене и во время эпизода убийства король не выдерживает. Это убеждает принца и его друга Горацио в обоснованности их обвинений.


    Разговор Гамлета с королевой подслушивает Полоний, который обнаружив себя, получает смертельный удар шпагой. Появившийся призрак увещевает Гамлета пожалеть мать. Королева никого не видит рядом и принимает разговор Гамлета с призраком за помутнение рассудка сына. Король принимает решение лишить жизни направившегося в Англию принца с помощью своих слуг. Гамлет мучается своей нерешительностью.

    Лаэрт возвращается, потрясенный вестью о смерти отца, и находит Офелию в расстройстве рассудка от перенесенного горя. Гамлет возвращается. Получив это известие, король желает умертвить Гамлета руками жаждущего возмездия Лаэрта. Умирает Офелия. Гамлет возвращается на корабле, зная о плане своего врага. После нападения пиратов на корабль принц попадает в плен и оказывается в Дании. Перед поединком с Лаэртом Гамлет просит у него прощения. Король готовит для поединка рапиру для Лаэрта. Отравленной шпагой брат Офелии поражает Гамлета. Поменявшись рапирами, принц наносит удар Лаэрту. Мать Гамлета умирает, выпив приготовленное для ее сына отравленное королем вино. Гамлет ранит короля, приготовленным им же ядовитым клинком. Горацио, пожелавшего выпить отравленного ядом вина, чтобы последовать за другом, Гамлет останавливает просьбой рассказать всю правду о случившемся.

    Полный вариант 3-4 часа (≈20 страниц А4), краткое содержание 7 минут.

    Герои

    Клавдий (король Дании)

    Гертруда (королева Дании и мать Гамлета)

    Гамлет (сын умершего и племянник нынешнего короля)

    Полоний (ближайший вельможа)

    Горацио (друг Гамлета)

    Лаэрт (сын Полония)

    Офелия (дочь Полония)

    Рейнальдо (слуга Полония)

    Вольтиманд, Корнелий, Розенкранц, Гильденстерн, Озрик, Первый дворянин, Второй дворянин, Священник (придворные)

    Марцелл, Бернардо (офицеры)

    Франсиско (солдат)

    Фортинбрас (принц Норвегии)

    Актёры, два могильщика, капитан, английские послы, призрак отца Гамлета.

    Первый акт

    Марцелл и Бернанд находились на площади, расположенной около замка в Эльсиноре. Позже к ним пришел Горацио. Он явился, чтобы лично стать свидетелем появления призрака, который был похож на умершего короля Дании. Он считал это выдумкой. Наступила полночь. Явился призрак в военной экипировке. Горацио потрясло его появление, и он сделал попытку заговорить с призраком. Горацио анализировал увиденное и полагал, что данное явление оказалось знаком будущих смут в государстве. Он принял решение поведать об увиденном Гамлету, который прервал учебу из-за неожиданной смерти отца. Принц скорбел еще больше по причине того, что его мать в скором времени после кончины отца стала супругой его брата.

    Горацио рассказал принцу о призраке. Призрак отца Гамлета рассказал о коварном злодеянии.

    Когда отец принца находился в саду и спал, брат влил в его ухо сок белены, который являлся смертельным. Призрак просил сына отомстить. Потом он удалился.

    Вся жизнь для принца перевернулась. Он дал клятву отомстить. Он попросил друзей никому не говорить об этой встрече и не изумляться неестественности его поступков.

    Второй акт

    В это же время Полоний отправил собственного сына учиться в Париж. Лаэрт дал братские советы Офелии. Он рассказал о чувстве принца и предостерегал сестру от того, чтобы она завязывала отношения с Гамлетом.

    Отец поддерживал сына. Он запретил девушке находиться рядом с Гамлетом. Дочь сообщила отцу, что ее посещал принц. Его поведение было очень необычно. Полоний полагал, что неестественность поведения молодого человека обусловлена его любовным безумством. Он намеревался сообщить об этом факте королю.

    Короля мучала совесть за убийство брата. И поведение племянника также беспокоило его. он не мог понять, что скрывалось за этим. Король вызвал Гильдестерна и Розенкранца, которые раньше являлись друзьями принца. Он попросил их узнать тайну Гамлета. За это он посулил им свою милость. Явился Полоний и предположил, что безумство принца обусловлено любовными чувствами. Для подтверждения своих домыслов он показал письмо принца, которое взял у дочери. Он дал обещание отправить Офелию на галерею. Там часто гулял принц. Девушка должна была проверить его чувства.

    Гильдестерн и Розенкранц не смогли узнать тайну принца. Гамлет понял, что их послал король.

    Принц узнал о прибытии актеров, трагиков столицы, весьма нравившихся ему ранее. Он решил использовать их для подтверждения вины короля. Гамлет договорился с актерами о показе пьесы про гибели Приама. Принц собирался вставить в выступление несколько стихов собственного сочинения. Актеры согласились. Гамлет попросил актера прочитать монолог об убийстве Приама. Тот прочитал великолепно. Это взволновало принца. Он поручил Полонию заниматься актерами, а сам, оставшись один, стал размышлять. Он хотел быть уверен в том, что его дядя убил отца.

    Третий акт

    Король спросил у Гильдестерна и Розенкранца, удалось ли им узнать то, о чем он просил. Те признались, что ничего у них не вышло.

    Также они сообщили королю о приезде бродячих актеров, и принц пригласил на представление его вместе с королевой.

    Гамлет гулял один и в размышлении произнес свой известный монолог «Быть или не быть».

    Полоний отправил дочь к принцу. Гамлет очень скоро сообразил, что их беседа подслушивалась, и что девушку отправили отец и король. Поэтому он прикинулся сумасшедшим и посоветовал Офелии отправляться в монастырь. Король получил доказательство того, что поведение принца изменилось не из-за любви. Гамлет попросил Горацио смотреть за королем на спектакле. Представление началось. Принц во время представления отпускал комментарии.

    В момент сцены отравления король встал. Начался переполох. Полоний приказал завершить игру. Все ушли. Гамлет и Горацио остались. Теперь они точно знали, что король совершил преступление. Он себя выдал полностью.

    Вернулись Гильдестерн и Розенкранц. Они сказали, что король был огорчен, а королева не понимала поведения сына. Принц взял флейту и предложил Гильдестерну поиграть на ней. Тот отказался, сказав, что не умеет. Гамлет ответил, что они наивно полагали, что знают его и играли им.

    Полоний позвал принца к королеве.

    Король испытывал страх. Его мучала совесть. Он пытался молиться, встав на колени.

    Мимо в то же время проходил Гамлет, который направлялся к матери. Однако он не желал убивать короля, когда тот молился.

    Полоний укрылся за ковром в комнате матери принца. Он хотел узнать, о чем будут говорить королева и Гамлет.

    Гамлет негодовал. Его терзала боль и делала его дерзким. Королева испугалась и вскрикнула. Полоний выдал себя. Гамлет проткнул его шпагой, полагая, что это король. Королева умоляла сына о пощаде.

    Появился призрак. Он потребовал пощады для королевы.

    Королева никого не видела и не слышала. Ей казалось, что сын разговаривал с пустым местом. Он походил на сумасшедшего.

    Четвертый акт

    Королева сообщила мужу, что Гамлет убил вельможу. Король принял решение срочно направить принца в Англию вместе с Гильдестерном и Розенкранцем. Им он хотел вручить письмо Британцу, в котором сообщалось о том, чтобы Гамлета убили. Вельможу он решил придать земле тайно во избежание слухов.

    Принц и его бывшие друзья поспешили на корабль. Они повстречали солдат. Принц спрашивал у них, кому принадлежало войско и куда оно направлялось. Как оказалось, войско принадлежало Норвежцу. Оно направлялось на войну с Польшей. В этой войне решался спор за участок земли, который за пять дукатов было жалко арендовать. Гамлет поразился тому, что люди не могли иначе решить спор о таком пустяке.

    Данный эпизод стал для него причиной для рассуждений о том, что его самого мучило. А терзала его нерешительность.

    Лаэрт узнал о смерти отца и тайно вернулся из Парижа. Он узнал, что его сестра обезумела от осознания того, что отец погиб от рук принца. Лаэрт хотел отомстить. Он ворвался в королевские покои с оружием. Король обвинил во всех несчастьях Лаэрта Гамлета. Гонец доставил королю послание. В нем принц извещал о собственном возвращении. Король недоумевал. Он сообразил, что-то случилось. У него сразу появился новый подлый план. К нему он привлек Лаэрта.

    Он предложил организовать поединок между Гамлетом и Лаэртом. Для точного совершения убийства острие шпаги нужно было смазать ядом. Лаэрт согласился.

    Королева скорбно рассказала о смерти Офелии.

    Пятый акт

    Появились принц и Горацио. Гамлет рассуждал о тщетности всего сущего.

    Приближалась похоронная процессия. Хоронили Офелию. Лаэрт прыгнул в могилу и стал просить закопать его вместе с гробом. Гамлет не мог вынести этой фальшивости. Они схватились с Лаэртом.

    Король разнимал их. Незапланированный поединок не устраивал его. Он напомнил Лаэрту о договоре.

    Горацио и принц остались наедине. Гамлет поведал другу, что он смог прочитать письмо короля. В нем была просьба срочно казнить принца. Однако судьба оберегала Гамлета. Он использовал печатку отца и поменял письмо. В нем было приказано убить подателей. Лжедрузья приближались к собственной смерти. Корабль захватили разбойники. Принц оказался в плену. Его привезли в Данию. Сейчас он был готов мстить.

    Появился Озрик и сообщил, что король бьется об заклад, что принц победит соперника на поединке. Гамлет дал собственное согласие на участие в поединке. Но испытывал тяжесть на сердце, так как предчувствовал ловушку.

    Перед поединком он извинился перед соперником.

    Король подготовил для надежности еще одну ловушку. Он приготовил кубок, в котором было отравленное вино. Его должны были подать принцу, когда тот попросит пить. Лаэрт ранил принца. Они поменялись рапирами. Теперь Гамлет ранил соперника. Королева выпила приготовленное для сына вино в честь его победы. Король не смог помешать ей. Королева скончалась, но успела сообщить, что вино отравлено. Соперник признался в собственном предательстве и сообщил, что вся вина лежала на короле.

    Принц отравленной рапирой поразил короля. Сам Гамлет тоже скончался. Горацио хотел выпить остатки отравленного вина, дабы отправиться за Гамлетом. Однако умирающий принц попросил его этого не делать. Горацио сообщил Фортинбрасу и послам Англии о случившейся трагедии.

    Вершиной мировой драматургии является трагедия Шекспира «Гамлет, принц датский». Уже несколько веков пьеса является программным произведением литературы и постоянным спектаклем в репертуарах театра всего мира. Такая популярность произведения говорит о насущности проблем, поднятых в произведении, которые актуальны во все времена развития общества.

    Действие трагедии происходит в Дании, в королевской резиденции Эльсинор. Намедни всю страну окутало печальное событие – не стало короля. После кончины монарха на трон вступает его родной брат Клавдий. Собрав поданных, он сообщает две новости: что будет коронован, а также вступит в брак с нынешней королевой, то есть вдовой своего покойного брата. Сын умершего короля Гамлет чрезвычайно расстроен смертью отца и тем, что мать и дядя так скоро забыли свою скорбь.

    Ночные дозорные заметили, что в один и тот же час появляется призрак, который очень похож на покойного короля. Они напуганы и зовут Горацио, который узнает в ночном образе прежнего короля. Он понимает, что покойный хочет о чем-то поведать, и решает обо всем доложить Гамлету. В следующую ночь принц видит призрак отца, который рассказал ему о том, что его родной брат Клавдий отравил его, налив яд в ухо, чтобы заполучить государством и королеву. Отец убеждает Гамлета отомстить за свою смерть.

    Видя странное состояние Гамлета, Клавдий пытается разобраться в причинах. Ближайший поверенный короля и его советник Полоний узнает о любви Гамлета к своей дочери Офелии. Он убеждает дочь не верить его словам и беречь свою честь. Девушка возвращает принцу все дары и письма. Отчего Гамлет сознает, что его чувства были не взаимны. Полоний объясняет королевской чете странное поведение Гамлета, как страдания влюбленного и предлагает следить за принцем, чтоб в этом убедиться. Понимая это, Гамлет притворяется сумасшедшим. Подслушивая, король понимает воинственное отношение принца и понимает, что не в любви скрыта причина.

    Чтобы отвлечь принца, король приглашает ко двору университетских друзей Гамлета – Розенкранца и Гильденстерна, которые привозят с собой театральную труппу. Гамлета мучают сомнения, действительно ли дядя – убийца и должен заплатить за свой поступок, а вдруг призрак – это демон, путающий мысли Гамлета и подводящий к греху. Чтобы не сделать ошибки и убедиться в виновности короля, Гамлет просит актеров сыграть пьесу «Убийство Гонзаго». По сюжету пьесы племянник убивает своего дядю и соблазняет его жену. К ней Гамлет добавляет свои стихи и дает наставления актерам, как нужно играть, а также просит Горацио – единственного человека, которому доверяет, наблюдать за реакцией короля. Последний не выдерживает и покидает зал до завершения спектакля. Теперь Гамлет уверен в правдивости слов призрака.

    Король начинает опасаться Гамлета и просит повлиять королеву-мать на него. Полоний услужливо предлагает подслушать их разговор и прячется за ковром. В ходе беседы Гамлет взывает к совести матери, осуждая ее брак с предателем. Полоний, выдает себя, и Гамлет, полагая, что это король, в сердцах ударяет в ковер шпагой и убивает советника. Гамлету жаль мудрого старика, но он сам выбрал свою участь и умер той участью, которую заслуживает. После убийства Полония, король и вовсе напуган и решает отправить принца в Англию под присмотром его мнимых друзей Розенкранца и Гильденстерна, дав им сопроводительное письмо с королевской печатью, в котором требует убить Гамлета.

    Полония хоронят втайне и без почестей, чтобы не привлекать внимания. Известие о смерти отца доходит до сына Полония – Лаэрта. Таинственность смерти отца он объясняет тем, что гнусный поступок совершил король, и начинает настраивать датчан против Клавдия. Узнав об этом, король открывает Лаэрту настоящего убийцу и поддерживает его желание отомстить за смерть отца.

    В это время Гамлет, вскрывший королевское письмо и узнав о намерениях Клавдия, подменил его другим, в котором приказывает казнить друзей-предателей, а сам покидает корабль и возвращается в Данию. Горе от смерти отца привело Офелию к потере рассудка и она утонула в озере. Прячась на кладбище, Гамлет и Горацио ставятся свидетелями похорон Офелии. Гамлет, не выдержав, подходит к могиле, где между ним и Лаэртом случился конфликт. Гамлет не может понять воинственности Лаэрта. Король тем временем предлагает Лаэрту отомстить Гамлету так, чтобы в глазах королевы и общества это не выглядело убийством. Они решают вызвать принца драться на рапирах на пари. Лаэрт для стопроцентной гарантии смерти Гамлета смазывает рапиры ядом, а король отравляет вино.

    Во время схватки королева Гертруда, волнуясь за сына, отпивает вино и умирает. Лаэрт и Гамлет ранят друг друга, поменявшись оружием. Лаэрт умирает. Принц, все поняв, ранит Клавдия ядовитой рапирой и дает ему выпить вина. Перед смертью Гамлет просит Горацио рассказать людям все, что он знает, и передать его голос за кандидатуру Фортинбраса в роли будущего короля. Норвежский принц Фортинбрас стал королем, похоронив Гамлета с великими почестями.

    Анализ произведения

    Социально-философская трагедия была создана Шекспиром на основе средневековой легенды о принце Амлете. Народное произведение неоднократно поддавалось литературным обработкам. Однако именно творение Шекспира стало бессмертным.

    Исторические факты и характер героя

    Время действие пьесы не обозначено четко. Изображая прошлое, автор поднимает в произведении проблемы, актуарные и во времена жизни Шекспира, и в наши дни. Историческая достоверность и событийность в произведении отходит на второй план, позволяя акцентировать все внимание сюжета на личной трагедии принца Гамлета.

    Композиция трагедии строится на основе двух сюжетных линиях: пути Гамлета к мести за смерть отца и честь матери; вероломных поступках, полных интриг и козней, со стороны короля Клавдия. Ярким примером авторской манеры Шекспира является такая особенность композиции трагедии, как насыщение ее монологами Гамлета, роль которых в подведении итогов тех или иных явлений и событий, их осмысление и героем, и читателем. В общую стилистику трагедии монологи главного героя вносят своеобразный философский характер и придают произведению окраску тонкого лиризма.

    Временные отрезки произведения охватывают всего несколько дней, однако система персонажей трагедии достаточно развита. Всех героев можно поделить по их идейной значимости на три группы: основные персонажи: Гамлет, Клавдий, Гертруда; образы, влияющие на течение действия: призрак отца Гамлета, Полоний, Офелия, Лаэрт, Горацио, Розенкранц, Гильденстерн, Фортинбрас; второстепенные персонажи: дозорные, могильщики, капитан, матросы, дворяне и другие. Условно сам автор делит персонажей на две категории возможностью видеть призрака. Ведь его смогли увидеть лишь те, кто был чист душой и сердцем.

    Главным героем является Гамлет – спорный и сложный образ. Особенность этого персонажа раскрывается в чрезвычайном мастерстве Шекспира показать героя в развитии. Так как Гамлет в начале произведения и в конце – совершенно разные образы. Раздвоение сознания, попытки проанализировать свои возможности, стремление жить по совести, сомнения и укоры – все это закаляет и формирует из мыслящего героя персонажа действенного. В философско-гуманистическом ключе образ Гамлета – это оберег общечеловеческих ценностей: морали, правды, чести и справедливости.

    В произведении автор поднимает основную проблему эпохи Возрождения – крушение идеалов морали, гуманизма, чести, на смену которым приходит сила денег и власти. В трагедии автор пытает решить главный философский вопрос – для чего жить человеку, в чем есть смысл его бытия, если все в этом мире тленно.

    Эта общечеловеческая извечная проблема воплощена в известнейшей фразе: «Быть или не быть, вот в чем вопрос». Именно поэтому реплики Гамлета наполнены мыслями о смерти, о смысле бытия. Ответом на этот вопрос служит мысль о ценности моральности человека, умении осмыслить прошлое и настоящее, чувствовать, любить. В этом видит Гамлет смысл жизни человека.

    3 (60%) 2 votes