Пятница, 18 Ноября 2011 г. 16:27 + в цитатник

А.В.ЛАЗАРЕВ

Ю.Н.СОЛОВЬЕВА

М.С.СОЛЮС

УСЫПАЛЬНИЦЫ ВВЕДЕНСКОГО КЛАДБИЩА

Сборник статей под редакцией Ю.Н.Соловьевой

Москва 2002

До сих пор на Введенском кладбище в Москве, или как его прежде называли Иноверческом, стоят, словно стражи, причудливые и неповторимые усыпальницы, и у каждой своя история, судьбы людей и творчество архитекторов, забвение и воскресение, прошлое и будущее. Будущее - потому, что их надо сохранить для потомков в знак памяти предкам и к истории Отечества.

Главные ворота (Южные) Введенского кладбища (1872, проект А.А.Мейнгарда).

Вход с Наличной улицы.

Северные ворота Введенского кладбища.

Мы издавна знаем, что путь наш невечен

На этой планете Земле.

Об этом расскажут могилы кладбища

И склепы глухие в скале

Казалось, нет смысла стремиться и биться,

Все кончится прахом и тьмой.

Но, нет, жизнь продлится,

И в новом ковчеге нам плыть со своей судьбой.

Там знают про наши земные свершенья,

Грехи, отступленья и взлет.

Так будем готовы предстать к Воскресенью,

Всевышний когда позовет.

Ю.Н.Соловьева


Общекладбищенская часовня (1911, проект В.А.Рудановского)

Сведения о постройке кладбищенской часовни для отпевания умерших находятся в Центральном Историческом Архиве Москвы (ЦИАМ) в 54 фонде (оп. 165, д.243). Проект этой готической, с элементами модерна, часовни выполнил и строил техник-архитектор Владимир Александрович Рудановский, инженерные расчеты на железобетонные конструкции выполнил инженер Карл-Вильям-Леон Розенблат, проект был утвержден 02.12.1911, а 21.05.1912 комиссия Московского Губернского правления, в том числе архитектора-художника Гуржиенко, докладывала, что —«Построена без отступления и рекомендуется выдать разрешение на пользование часовней». Среди подписавшихся — смотритель М.А.Клингельгефер.


Метки:

Пятница, 18 Ноября 2011 г. 18:15 + в цитатник

Бытие 23 (из Библии)

3. И отошел Авраам от умершей своей, и говорил сынам Хетовым, и сказал: 4. я у вас пришелец и поселенец; дайте мне в собственность место для гроба между вами, чтобы мне умершую мою схоронить от глаз моих. 14. Ефрон отвечал Аврааму и сказал ему: 15. господин мой! послушай меня: земля стоит четыреста сиклей серебра; для меня и для тебя что это? похорони умершую твою. 19. После сего Авраам похоронил Сарру, жену свою, в пещере поля в Махпеле, против Мамре, что ныне Хеврон, в земле Ханаанской. 20. Так достались Аврааму от сынов Хеттовых поле и пещера, которая на нем, в собственность для погребения.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Уже в ХV ст. Московское государство приходит в соприкосновение с Западной Европой. С одной стороны, военные столкновения с Литвой и Швецией, с другой - потребность в знающих специалистах, которую не могли удовлетворить своими силами, заставила обращаться к иноземцам. Обычай уводить в свою землю пленных создал в Московском государстве целые колонии литовцев, ливонцев, шведов и др. Затем появились добровольные переселенцы, выписанные из-за границы: военные, архитекторы, врачи, рудознатцы, ремесленники. С началом ХVI в. завязались торговые отношения, прежде всего, с Англией и Голландией, и в некоторых городах образовались новые землячества иностранцев. В старину иноверцы, как и русские, погребались при церквях; их хоронили в Марьиной Роще, на Лазаревском кладбище, в Немецкой слободе около Старо-лютеранской кирки Св. Михаила и Ново-лютеранской кирки Св. Ап. Петра и Павла. По Указу от 2 июля 1748г. им приказано было хоронить только в Марьиной Роще, правда, продолжалось это лишь 20 лет, и Указом Петра III разрешено было иноверцев по-прежнему погребать при церквях, так было до 1771 г., когда открыли Иноверческое кладбище на Введенских Горах в Лефортове для захоронения умерших от чумы и позже для всех иноверцев, а при городских церквах было запрещено погребать.

Предание говорит, что еще во времена Петра I на Введенской горе был погребен его приближенный и стоял памятник, а от него в сторону Головинского дворца, бывшего одно время царской резиденцией, шел довольно широкий подземный ход. По-видимому, Петр Алексеевич, переживший преображенскую трагедию, когда его врасплох чуть не застали приверженцы царевны Софьи и спешно пришлось уходить по дороге, где на каждом шагу могла быть засада, впоследствии стал более предусмотрительным.

В 1840 г. был организован Комитет для благоустройства Иноверческого кладбища, приписанного к приходам: Новой Лютеранской церкви Св. Ап. Петра и Павла, Старой Лютеранской церкви Св. Арх. Михаила, Реформаторской церкви, Католической французской и польской церквей, а также Англиканской. Каждый приход вносил свою лепту на благоустройство кладбища в соответствии с числом захороненных. Так, в 1839 г. погребено: от Ново-Лютеранской церкви - 80 умерших, Старо-Лютеранской - 60, Реформаторской - 6, Каталической французской - 22, Католической польской - 22, Англиканской - 10. Первым смотрителем стал Арендт Бернгард (ум. 1859). [В Хронике Евангельской общины в Москве сказано, что возвышенное место за военным госпиталем закреплено за Иноверческим кладбищем по указу Екатерины II в 1772 г. Книга протоколов кладбищенского комитета стала вестись с 1852 г., а каменные ворота с башнями построены в 1865—72 гг., арх. А.А.Мейнгард. Фехнер А.В. Хроника Евангелической общины в Москве. - М., 1876].

По плану 1854 г. [Центральный Исторический Архив Москвы (ЦИАМ), фонд 1629, оп. 2, д.10] ,составленному незадолго перед благоустройством Иноверческого кладбища, оно занимало меньшую территорию, влево от сегодняшней главной аллеи, справа от нее забор был всего в 15-20 м и повторял Камер-Коллежский вал. С другой стороны была низина по речке Синичке, текущей в Яузу. Место было неровное, посередине кладбища проходил овраг, но осноная нагорная часть его весьма подходила по своей почве для захоронений. Кладбище делилось на участки, относившиеся к церквям разных конфессий. В крайнем левом углу у главного входа была сторожка, рядом с ней хоронили лютеран, места ближе к главной аллее и вглубь кладбища по левой стороне относились к разным конфессиям, там были могилы католиков, лютеран и англиканцев. Вокруг оврага, в середине кладбища, хоронили католиков, и ближе к речке Синичке стоялав их сторожка, или караульня. В северо-западной части были выделены места для лютеран. Но правила иногда нарушались, и в записях на плане 1854 г. специально перечислялись на лютеранском участке могилы католиков: Оливье, Дельсаль, Цин, Фертвенгель, Бруггер, Виппер, Шерман, Вульф, Ру, Ценкер, Нилус, Новицкий-Саблер, Григориус, Шмидт, Ганц, Каспер, Гофман. А на католическом участке оказались могилы лютеран: Дельсаль, Кунич, Симонс, Фишер-Фон-Вальдгейм, Штуцман, Леонгард, Кельч, Занфлебен, Гильдебрант, Гинтер, Лименталь, Отте.

Во второй половине ХIХ в. территорию кладбища расширили до нынешней Крюковской улицы, местность выровнили, овраг засыпали; главные ворота сооружены по проекту А.А.Мейнгарда в готическом стиле и оформлены надвратной колокольней с черепичной крыше (1872). [ Справочные книги «Московский адресный Календарь» и издания «Вся Москва», М., 1875-1917 ] . Когда через них шла похоронная процессия, звонили в колокола. Ворота называли Филипповскими по имени Святого, в чей день поминовения они были заложены. Об этом напоминала надвратная икона Св. Филиппа (сейчас на ее месте икона Спаса Нерукотворного Образа). После ворот, чуть левее, установлена на пьедестале беломраморная скульптура Скорбящей Матери, выполненная для кладбища по заказу Цитемана (ее неудачно покрасили в 2001 г.). Надпись гласит: «Der Rest ist Schweigen» (пер. - Да будет воля Твоя ).

По сведениям на 1889 г., в состав Комитета входили: Левенталь Дагоберт Давидович, председатель; Гиммельгебер Юлий Юльевич; Роде Федор Иванович, управляющий построек; инспекторы: Арно Карл Карлович, Вебер Август Егорович, Даниель Иосиф Васильевич, Катуар Егор Львович, Лерх Яков Яковлевич, Овсиенский Флорентин Феликсович, Пальм Мартин Мартинович, Тангет Роберт Романович, Штильмарк Александр Александрович; смотрителем был Клингельгефер Александр Иванович (жил в здании на кладбище). [Центральный Исторический Архив Москвы (ЦИАМ), фонд 54, оп. 165, д. 243].

В 1894 г. на новой территории построили общую часовню в псевдовизантийских формах (инж. О.В.Дессин). Но поскольку на кладбище хоронили христиан разных церквей, позже в 1911 г. возвели еще одну большую часовню. Техник-архитектор В.А.Рудановский разработал ее проект в готическом стиле с элементами модерна, инженерные расчеты на железобетонные конструкции выполнил К.Розенблат. Проект утвержден 2.12.1911 г., а 21.05.1912 г. комиссия Московского губернского правления, в составе которой был архитектор А.М.Гуржиенко, докладывала, что «построена без отступления и рекомендуется выдать разрешение на пользование часовней» . [Чичерюкин В. //Московский журнал. 1993, № 12].

Согласно тем же архивным документам [Центральный Архив научно-технической документации Москвы (ЦАНТДМ), владение 743/491. Центральный Исторический Архив Москвы (ЦИАМ), фонд 54, оп. 165, д. 243] , на площадке перед этой часовней, влево, метрах в 8—10, было отведено место для фонтана, а потом на круглом основании установили бронзовую статую Христа, держащего беломраморный крест (работа скульптора Р.Романелли). Сотрудники ГНИМА (Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В.Щусева) свидетельствуют, что скульптура еще в 1980-ых гг. находилась на Донском монастыре и была упакована для перевозки. Где она сейчас - будет рассказано ниже в главе "УСЫПАЛЬНИЦА ВОГАУ".

В 1920-х гг., когда кладбище отошло в ведение Городского коммунального хозяйства, в часовне разместили контору. В 1995 г. здание передано храму Св. Троицы Евангелическо-Лютеранской Церкви Ингрии на территории России, оно отреставрировано под руководством архитектора В.П. Райккеруса. В августе 2000 г. церковь освятили; богослужения проводятся на финском и русском языках.

В 1907 г. вблизи входа с Камер-Коллежского вала построили ворота причудливой архитектуры и двухэтажное здание в готическом стиле с элементами модерна (предположительно, по проекту А.Г.Форинта). В этом доме жил смотритель (позже директор) и размещалась контора. На кирпичах стены, выходящей к Госпитальному валу, при ее перестройке в середине 1990-х гг. обнаружено клеймо «Гусаровъ». На том месте, где сейчас здание Московского Педагогического Института, стоял в начале ХХ в. особняк председателя Комитета по благоустройству Иноверческого кладбища, в том числе и земли. Вся территория была обнесена кирпичной стеной, часть которой по Крюковской улице разрушена в 1930-х гг. и в настоящее время заменена строительными балками, что никак не гармонирует с высокохудожественным Введенским некрополем.

На бывшем Иноверческом кладбище до сих пор сохранилось немало мавзолеев, это кроме многочисленных памятников, которые по праву можно отнести к произведениям искусства. [Артамонов В.Д. Введенское кладбище.— М., 1993] . Наш рассказ пойдет о тех, кому поставлены эти усыпальницы и о строивших их архитекторах. Заметим, что в настоящее время часто эти величественные сооружения не посещаются потомками, они как бы заброшены. Это естественноЮ потому что воздвигали их для состоятельных семей, а их представителям, в первую очередь, пришлось пострадать после событий 1917 г.


Метки:

Воскресенье, 27 Ноября 2011 г. 14:58 + в цитатник

Посетим могилы тех, чье имя, избежавшее тления, заставит нас задуматься и, быть может, лучше прожить остаток дней.

А.Т.Саладин

ИЗ ЗАПИСЕЙ САЛАДИНА А.Т.

Вообще о столичных кладбищах сведений немного. Московский краевед Анатолий Тимофеевич Саладин (1876-1919)

составил рукопись в 1916-17 гг., которую издали в 1997 г. под названием «Очерки истории московских кладбищ» [Саладин А.Т. Очерки истории московских кладбищ. —М., 1997] . В ней содержатся несколько отрывочные, но любопытные сведения о временах, от нас удаленных. Саладин попытался выделить надгробия с его точки зрения выдающихся людей.

— Кладбище - это особый мир, полный воспоминаний, полных острых или тихих примеренных сожалений о тех, которые жили и которых уже нет. Родные, друзья, ушедшие «по ту сторону добра и зла», какими-то невидимыми нитями призывают живых к своим могилам.

— Великий химический процесс превращает тело человека в ничто, и ничего уже не остается в могиле, что составляло «я» человека. Но как-то невольно у могилы близких встает их образ, оживают воспоминания о них. Как будто они где-то рядом, и только какая-то легкая завеса скрывает их от имра живых.

В старину при Иоанне Грозном кладбище для иноземцев находилось за Москвой рекой, где были слободы наемного войска. Потом открыли кладбище в Марьиной Роще, на котором многие надгробия были одинаковыми: продолговатые, массивные, из тесаного белого камня, вверху они несколько расширялись. Все надписи, в большинстве на немецком языке, врезаны глубоко в камень, и потому даже через сотни лет могут быть прочитаны без особого труда. В старину надгробия были довольно примитивными: простейший крест и плита, потом на плите стали устраивать гробницы, в ней укрепилась колонна, утвердился конус, крест принял небольшие размеры и завершил пирамиду, или урну. Барокко, готика, классический стиль — все отразилось на кладбищенских памятниках.

А.Т.Саладин описал деятельность похороненного на Введенском кладбище доктора Федора Петровича Гааза и упомянул еще несколько фамилий врачей, музыкантов и архитекторов, отметил ряд художественных надгробий.

— Около большой белой часовни высится грубо отесанный обелиск розового гранита, окруженный цепью, подвешенной на столбах из стволов орудий. Это общий памятник воинам великой французской армии, погибшим в снегах России в 1812 г.


— На главной аллее ближе к входу, немного отступя от края правой стороны, невольно обращает внимание памятник на могиле Христиана Христиановича Мейена (ум.1875), основателя Комиссаровской технической школы и железнодорожного деятеля. Это огромный крест, составленный из рельсовых полос, с 4 настоящими вагонными колесами у подножия и вагонными буферами по углам, соединенными сцепными приборами.


Как ни удачна компоновка всех этих частей, общее впечатление получается странное, но идея близкого отношения покойного к железной дороге выражена вполне.

— На первой широкой аллее, пересекающей главную, налево за усыпальницей Эрлангера, выделяется красивый памятник без надписей, в духе хороших современных надгробий западной Европы, заполняющих парижское «Père Lachaise». Это выдержанный по формам склеп, с сидящей у входа женской фигуркой белого мрамора.

В белоснежном мраморе чувствуется живое тело, угадывается острая тоска, надрывающая душу.

Рядом — павильон на могиле Леона Пло (ум. 1905) с бронзовой женской фигурой у входа, как бы приглашающей переступить порог жизни и смерти, но эта фигура маловыразительна.

Надпись: Нашим оплакиваемым родителям: Леон Пло 1853-1905, Софи Пло 1859-1905.

с роскошной мозаичной картиной, изображающей ограду, по-видимому, кладбища на острове, за которой гнутся высокие кипарисы.

К воротам подплывает лодка. Впереди гребца стоит закутанная в белое женщина.

Картина полна настроения «Острова мертвых» Беклина. (Надгробие Георгия Лиона, 1853-1909 и А.И.Рожновой, 1849-1912, скульптор Замараев Г.Т., архитекторы - Антуан и Пьерт Росси).


— Недалеко от вторых ворот, с краю главной аллеи, хороша «статуя печали»

на могиле Ал. Бавастро (ум.1910), рельефно вырисовывающая античными формами женщины на сером фоне обломка гранитной стены. (На цоколе выбита надпись: модель Дзюбановъ, эскизъ Игнатьевъ, Кабановъ Мясницкая).

— Большинство памятников скромны и просты. Среди них нередко встречаются произведения настоящего искусства. Все это надгробия московских коммерсантов-иностранцев, людей, обладающих значительными средствами. Фамилии Кноп, Вогау, Иокиш, Эйнем, Бодло, Пло, Мюллер, Эрлангер и т.д. здесь пестрят на многих памятниках, напоминая вывески Мясницкой улицы и Кузнецкого моста.


Метки:

1. МАВЗОЛЕЙ КИЗМЕРА

Находится справа от главного входа,

над дверью с трудом можно разобрать даты (слева - 1786, 31 мая и справа 186…) и в середине часть фамилии KISS…

Еще выше изображен герб в виде лепнины: наверху - забрало и щит, по бокам - весы, внизу - много орденов.

В плане часовня напоминает крест, построена из крупного красного кирпича, имеет купол и украшена белым аркатурным фризом.

Внутри - хорошо сохранившийся барельеф размерами около 60 х 60 см, изображающий военного с эполетами, под ним подпись: Кизмер Иван Иванович. Предполагаем, что архитектор мог быть из военно-строительного ведомства.

Из «Московского некрополя» [Саитов В.И. Московский некрополь. В 3 Т., — СПб., 1908] :

Кизмер, Иван Иванович, генерал-от-кавалерии, кавалер орденов св. Георгия 4 кл. за 25 л., св. Александра Невскаго,

алмазами украшеннаго, Белаго Орла, св. Владимира 2-й, 3-й, 4-й ст. с мечами, св. Анны 3-й, 4-й и 2-й ст. с императорскою короной, имел золотую саблю, алмазами украшенную, с надписью «за храбрость», польский знак отличия 2-й ст., серебряные медали: за 1812 и 1814 г., за взятие штурмом крепости Варшавы 25-го и 26-го августа 1831 г., в память обороны Севастополя и бронзовую в память войны 1853-1856 гг., знак отличия безпорочной службы за 50 лет. Из дворян Петербургской губернии. Лютеранскаго исповедания. В службу вступил из Пажескаго корпуса 23 февраля 1805 г. Полковником 27 февраля 1819. Высочайшим приказом назначен командиром Мариупольскаго гусарскаго полка 10 января 1826. Генерал-майором, с назначением состоять при начальнике 3-й гусарской дивизии, 6 декабря 1827. По высочайшей воле, объявленной в приказе начальника Главного Штаба, назначен командиром резервной бригады 3-й гусарской дивизии 8 марта 1828, командиром 1-й бригады 2-й уланской дивизии 10 ноября 1830. Высочайшим приказом назначен окружным генералом 1-го округа отдельнаго корпуса внутренней стражи, с оставлением по армии, 25 декабря 1834. За отличие по службе произведен в генерал-лейтенанты 17 марта 1845. Высочайшим приказом назначен первым комендантом г. Севастополя, с оставлением по кавалерии, 20 октября 1853. В изъявлении особеннаго государя императора благоизволения за отличное исполнение служебных обязанностей по званию Севастопольского коменданта награжден орденом Белаго Орла, с грамотою за собственноручным его величества подписанием, 17 января 1855. Высочайшим приказом, 26 октября 1855 состоявшимся, назначен первым Московским комендантом. Произведен за отличие по службе в генералы-от-инфантерии, с зачислением по армейской кавалерии, 6 ноября 1863. В походах и делах против неприятеля был: 1805, 1806, 1807, 1808, 1809, 1811, 1812, 1813, 1814, 1830, 1831 г.г. Во время осады Севастополя англо-французами с 13 сентября 1854 по 27 августа 1855 находился безотлучно в этом городе по званию тамошняго перваго коменданта. Р. 31 мая 1786 умер 2 февраля 1865. Мраморный портрет-барельеф работы Т. Кирхгоф (Иноверч. кладб. На Введенских горах).

О Кизмере писал московский историк Д.И.Никифоров [Никифоров Д.И. Москва в царствование Александра II.—М., 1904] :

—Московский комендант генерал-лейтенант Кизмер был мой старый знакомый по Севастополю. Я немедленно был приглашен бывать у него, тем более, что у нас были общие свойственники. В Москве было два коменданта. Старший генерал-лейтенант И.Кизмер был только что переведен из Севастополя (где был на такой же должности). Он занимал большую квартиру в Потешном дворце в Кремле (бывший дом бояр Милославских), третий и четвертый этаж дворца; но был холостым, ему много было и третьего этажа, где находилось 12 больших комнат; четвертый этаж был не меблирован и оставался пустым. Комендантское правление, занимавшее второй этаж, на время коронации (Александра II) было перемещено за Москву-реку в дом Ильинского. Для скорейшего сообщения Кремля с Комендантским правлением был сделан временный деревянный мост через реку. В помещении Комендантского правления в Кремле была устроена квартира дежурного Генерала, генерал-адъютанта Катенина. Второй комендант в Москве был Генерал-майор барон Саморуго.

—В июле месяце московский комендант генерал Кизмер предложил мне занять при нем должность плац-адъютанта. Во время коронации императора Александра II я пробыл в Москве и неофициально пользовался правами моей будущей должности, а более состоял при дамской половине семейства коменданта.

Кизмер любил бывать в хорошем обществе высшего круга, и если почему-нибудь не мог посетить бала или раута, то требовал, чтобы я утром до выезда его из дома сообщал ему выдающиеся события вчерашнего бала.

—Во время назначения его московским комендантом он был седовласым старцем, среднего роста, тучного телосложения. Генерал Кизмер женат никогда не был, проведя свою жизнь холостым, любил рассказывать про веселые годы своей молодости. Под старость он любил окружать себя веселой женской молодежью. На вечерах его обширной комендантской квартире было постоянно пение и музыка. По вероисповеданию Кизмер был лютеранин. Кроме родственников его из семейства Костиевских и меня, к обеду обычно никого не приглашал. Кизмер подал в отставку из-за проступка своего подчиненного, на сторону которого он встал. Выйдя в отставку с награждением чином генерала-от-кавалерии, он прожил недолго и занимал несколько комнат у своего бывшего сослуживца, тогда генерала-лейтенанта Н.А.Бутурлина, дом которого был на Арбате. И.И.Кизмер похоронен на лютеранском кладбище на Введенских горах.

В книге «Список генералам по старшинству» [Список генералам по старшинству. — СПб., 1840] , изданной в 1840г., читаем:

—Кизмер Иван Иванович. Офицер - с 1808; генерал-майор - с 1827; окружной генерал 1-го Округа отдельного корпуса внутренней стражи; награжден орденами - св.Анны 4 ст. (1808), св. Владимира 3 ст. (1826), состоит на нем долг в казну 10 тыс. руб. с процентами (1829), св. Анны 1 ст. (1830), св. Георгия 4 кл., Золотая Сабля за храбрость с алмазами, 1851, пожаловано земли 2000 дес. (1838).

В фототеке Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А.В.Щусева имеется карточка с изображением И.И.Кизмера. Запись весьма лаконична: «Комендант Севастополя. Даты жизни 1786-1865».

Ещё

Тайны Введенского кладбища
Мертвая рука и надгробие на колесах, подземные катакомбы и надписи на склепе, сакральная «Вампирка» и рецепт салата оливье, унесенный в могилу

За рекой Яузой на территории бывшей Немецкой слободы находится самый необычный некрополь Москвы — Введенское кладбище.


Налет запущенности, присущий любому погосту, здесь особый — натуральный, живой, наполненный романтикой. Вдоль аллей и тропинок тянутся гипсовые вазы и мраморные распятия, надгробные плиты с готическими надписями и необычные часовни, скорбные женские фигуры и ангелы с опущенными крыльями. Есть особая прелесть в неспешных прогулках по Введенскому кладбищу. Протискиваясь меж оград и разбирая надписи на надгробьях, испытываешь не только скорбь и уныние, но и потребность поразмышлять, открыть книгу, познакомиться с историями жизни ушедших людей.


2. Памятный знак на стеле, установленной на месте захоронения французских солдат, погибших в войне 1812 года

3. Москва. Введенское (Немецкое) кладбище. Южные ворота

4. Москва. Введенское (Немецкое) кладбище. Северные ворота

5. Москва. Введенское (Немецкое) кладбище. Северные ворота


Свое официальное название кладбище получило от Введенской горы, но в народе его чаще называли Иноверческим, или Немецким. Огражденный кирпичным забором участок площадью 20 гектаров стал кусочком Западной Европы на российской земле. Со времен Петра I здесь хоронили неправославных христиан — католиков, лютеран, англиканцев. Кладбищенская земля примирила не только представителей разных конфессий, но и тех, кто сражался друг с другом на полях брани. Пройдя через южные ворота, справа от центральной аллеи вы увидите огражденную цепью братскую могилу солдат наполеоновской армии. А слева от аллеи — обелиск в память о русских воинах, которые скончались от ран, полученных на Бородинском поле.


6. Лютеранская церковь

7. Уборка на могилах ветеранов Великой Отечественной войны

8. Уборка на могилах ветеранов Великой Отечественной войны


В середине XIX века предприимчивые европейцы устремляются в Первопрестольную. На Введенском кладбище появляются могилы зарубежных банкиров, промышленников и купцов. Но во время Первой мировой войны иностранцы массово покидают Россию. Часть могил приходит в негодность, на некоторых плитах стираются имена. В первые десятилетия советской власти на кладбище хоронят российских священников, ученых и военных. После Великой Отечественной войны появляются могилы людей творческих профессий. Кого только здесь не встретишь! Деятели театра и кино — Рина Зеленая, Михаил Козаков, Люсьена Овчинникова, балерина Ольга Лепешинская, пианист Давид Лернер, спортивный комментатор Николай Озеров, оперная певица Мария Максакова, архитекторы братья Мельниковы, историк Сигурд Шмидт, композитор Эдуард Колмановский. На главной аллее покоится актер Геннадий Бортников, которого называли «русским Жераром Филиппом», а у южной стены похоронена народная артистка Татьяна Пельтцер — «счастливая старуха», как она именовала себя.


9. Могила балерины Ольги Лепешинской

10. Могила актера Геннадия Бортникова

11. Памятник генералу Никите Лебеденко


Роковое свидание

Тишину Введенского кладбища нарушают пение соловьев и шелест вековых деревьев, шуршание осенней листвы и скрежет дворницкой лопаты. Впечатлительному человеку в этих звуках чудятся разговоры ушедших в мир иной. Это не удивительно: Введенское кладбище хранит множество тайн и преданий. Одна из легенд связана с выходцем из Шотландии генералом Гордоном — соратником Петра I, любителем выпить и подурачиться. В начале XX века из кладбищенской книги кто-то выдрал листы с указанием места, на котором находился надгробный камень шотландца, состоявшего на царской службе. С тех пор генерал бродит по аллеям в поисках утраченной могилы, стуча каблуками и пугая посетителей криками на гортанном гаэльском наречии.


12.


Другая легенда говорит, что под кладбищенским Введенским холмом находится целый город, состоящий из множества подземелий и катакомб. Войти в подземную «Введенку» можно лишь через один из старинных склепов. Но что это за склеп и в какой части кладбища он расположен, не знает никто. Зато известна история священника, чья могила украшена беломраморным крестом и скорбной статуей ангела. По рассказам современников, батюшка обладал красивым драматическим баритоном. Однажды его, что называется, попутал бес. Поп устроился в оперу и стал петь на сцене. Успех был невероятный, но вскоре у мэстро пропал голос, а потом отнялись и ноги. Священник долго страдал, обвиняя себя в том, что предал Господа, и умер только тогда, когда вымолил себе прощение.


15.


Самое печальное предание связано с историей супругов Леона и Софии Пло, похороненных в одной могиле. Муж занимался поставкой в Россию железа и чугуна, потрясающе красивая жена содержала перчаточный магазин на Кузнецком мосту. Однажды супругу показалось, что его благоверная тайно встречается с любовником. Леон заказал резчику фигуру из камня в виде полуодетой женщины, крадущейся на свидание. Когда композиция была готова, муж пришел домой и убил сначала жену, а потом — себя. Скульптуру установили в качестве надгробия. Привлекательная дама в неглиже когда-то сжимала в руках каменную розу, чьи лепестки падали на плиту. Розу отломали вандалы, зато теперь статуя всегда держит живой цветок, принесенный кем-то из посетителей.


19.


Вампирка

Инженер Максимилиан Эрлангер привез в Россию первую паровую мельницу и построил в Сокольниках комбинат, который и сейчас выпускает ржаной и пшеничный хлеб. Усыпальница «мучного короля» построена по проекту архитектора Федора Шехтеля. Внутри — освещаемая лампадой фреска художника Петрова-Водкина. Христос в цветных одеждах разбрасывает зерно на вспаханном поле. Сюжет напоминает людям о том, что они должны сеять добрые дела. Икона считается чудотворной, и многие верят, что желания, написанные на стене склепа, обязательно сбудутся. Стены часовни исписаны карандашами и фломастерами. Люди обращаются к Иисусу с просьбами о хорошей работе и желании заработать большие деньги, об исцелении от пьянства и возвращении любимого.


22. Часовня

23. Беломраморная статуя Христа перед усыпальницей Рекк-Третьяковых


Мавзолей мануфактурщика и «отца русского ситца» Людвига Кноппа выполнен в виде полуразрушенного античного портика. Однажды некий искатель приключений залез внутрь и наткнулся на мертвую руку, торчащую из-под земли. С тех пор склеп в народе называют «Вампирка». Вплоть до 1940-х годов на площадке перед портиком была установлена статуя Христа работы итальянского скульптора Рафаэлло Романелли. Приходя сюда, паломники приносили с собой воду и поливали руку Иисуса, указывающую вниз, на землю. Считалось, что стекшая вода приобретает чудодейственные целебные свойства.


25. Мавзолей Людвига Кноппа


В последние годы «Вампирка» стала сакральным местом для представителей субкультуры готов — парней и девушек с подведенными глазами, в высоких ботинках на шнуровке. Готы говорят об особой кладбищенской энергетике, которая придает им силы, об эстетике смерти и манящих тайнах загробной жизни. Судя по загадочным анаграммам, надписям со словом «Апокалипсис» и разбросанным голубиным перьям, здесь устраивают ритуальные оргии вроде «черных месс» и «балов Сатаны». Несколько лет назад на Введенском кладбище усилили охрану и снабдили участки системой видеонаблюдения. Готов стало меньше, но они все равно появляются, особенно в канун 1 ноября — Дня Всех святых и Хэллоуина. Кстати, 2 ноября, когда отмечается День всех усопших, представители римско-католической церкви во главе с кардиналом проводят на Введенском кладбище торжественную мессу и крестный ход.


28. Католическая месса в День всех усопших праведных

29. Католическая месса в День всех усопших праведных

30. Католическая месса в День всех усопших праведных


Дверь в загробный мир

На могиле Георга Лиона и Александры Рожновой высится полукруглая колоннада с мозаичным панно — копией картины художника Арнольда Беклина «Остров мертвых». К кладбищенским воротам, расположенным среди холмов, подплывает лодка, в которой находятся двое — гребец и обернутая в белую ткань женщина. Символику расшифровать несложно. В изображении гор воплощается царство мертвых — Аид. Лодочник Харон перевозит душу, закутанную в саван, через реку Стикс.


31.

32. Могила генерала Карла Стааля

33. Могила Христиана Мейена


Стоит увидеть и необычный памятник на могиле железнодорожного деятеля Христиана Мейена. Крест сварен из рельсовых полос, установленных на локомотивные колеса, надгробие украшено вагонными буферами и сцепными приборами. Не менее удивительное надгробие на могиле Аполлинария Васнецова выполнено в виде ласточкиного хвоста, напоминающего зубцы кремлевских стен. Васнецов был единственным художником, который выступил против разрушения Храма Христа Спасителя. В своих картинах он восстановил исторический вид московского Кремля — от эпохи Ивана Калиты до эпохи Дмитрия Донского. Недалеко от «ласточкиного хвоста», распустив крылья, сидит Птица Сирин. Эта работа скульптора Сергея Коненкова установлена на могиле писателя Михаила Пришвина. Запрокинув голову, сказочная птица поет вместе с деревьями и животными, о которых писал «певец русской природы».


34. Скульптура Птица Сирин — работа Сергея Коненкова на могиле писателя Михаила Пришвина

35. Могила художника Аполлинария Васнецова


На надгробии винодела Филиппа де Пре можно прочитать сообщение, высказанное языком таинственной кладбищенской символики. Мраморное надгробие — это древнеримский храмовый портал. Слева и справа изображены ветки папоротника, олицетворяющие бесконечность. Шестиконечные звезды — гексаграммы — напоминают о шести днях сотворения мира. Одна звезда обрамлена венком из роз. Роза в погребальной традиции означает победу над смертью, быстротечность и бренность жизни. Говорят, что в ночь полнолуния между звездами высвечиваются лучи, образующие на мраморе яркий латинский крест. Вся композиция — не что иное как дверь для входа в загробный мир и выхода наружу в час воскресения.


37.


Кандалы на могиле

Фердинанд Теодор фон Эйнем основал кондитерскую фабрику, знакомую нам как «Красный Октябрь» на Берсеньевской набережной, где сейчас размещаются модные заведения — галереи, театры, клубы. На своем московском предприятии порядочный немец учредил восьмичасовой рабочий день, открыл общежитие и кассу взаимопомощи, стал выплачивать пенсию лучшим работникам. Эйнем был честным промышленником и работодателем. В наши дни на его могилу приходят люди, которые хотят заниматься добросовестным бизнесом без взяток и «откатов».


40. Могила Теодора фон Эйнем

44. Указатель к могиле Люсьена Оливье


В 2008 году в ходе инвентаризации бесхозных захоронений и переучета документов на Введенском кладбище была найдена могила Люсьена Оливье — французского повара, державшего в Москве ресторан «Эрмитаж». Изобретатель знаменитого блюда, без которого не обходится ни один новогодний стол, прожил всего 45 лет. Рецепт своего чудо-салата мастер хранил в глубокой тайне и унес с собой в могилу. Часто у памятника, установленного на месте захоронения Оливье, появляются молодые люди и девушки. Студенты кулинарных вузов и техникумов приходят сюда перед экзаменами, чтобы заручиться поддержкой знаменитого гастронома.

Самое почитаемое захоронение на Введенском кладбище — могила врача Федора Гааза. Его девизом была знаменитая фраза: «Спешите делать добро!».


45. Могила доктора Гааза

46. Могила доктора Гааза

47. Могила доктора Гааза

48. Могила доктора Гааза

49. Могила доктора Гааза


Гааз отказывался брать с бедных людей плату за терапию и одаривал нуждающихся собственной одеждой. Он добился открытия лазаретов для узников, отделения осужденных от подозреваемых, отмены стрижки наголо подсудимых-женщин. Федор Гааз изобрел кандалы нового типа — более легкие и отделанные внутри кожей. Все свои деньги «святой доктор» потратил на облегчение участи больных и заключенных. Хоронили его за счет полиции. За гробом шли десятки тысяч человек. На могиле установили надгробие в виде Голгофы — камень, символизирующий гору, а сверху — крест. Памятник опоясан цепями с милосердными «гаазовскими» кандалами. По традиции, сюда несут цветы те, кто освободился из мест лишения свободы, а также граждане, пострадавшие безвинно.

Вход на Введенское кладбище

Тайное, загадочное, притягивающее к себе всё больше и больше посетителей и интересующихся, Введенское кладбище… Ну и место, Вы скажете, выбрали для статьи. А место самое что ни на есть необычное. Кстати во всех крупных городах Европы и мира есть такие мемориальные кладбища, которые туристы посещают как объекты культурного наследия. Так, например, есть такие в Испании, Франции, Италии и других странах. А в Москве это Новодевичье кладбище и Введенское. Причём Введенское на мой взгляд наиболее интересное, потому что оно не такое помпезное и к тому же содержит уникальные памятники европейской бытовой скульптуры. Вдобавок ко всему мистика и поверья, существующие о кладбище, и в наше время добавляют к нему немало интереса. На кладбище по ночам периодически собирается группировка «готов» и они проводят там свои таинственные ритуалы. «Готы» облюбовали одно из уникальных надгробий и назвали это место «вампиркой». Но обо всём этом чуть позже.

Итак, само кладбище образовалось здесь по историческим меркам недавно в 18 веке, на берегу реки Синички, напротив Немецкой слободы на Введенских горах. В то время в Москве царила страшная болезнь под названием чума. Люди умирали тысячами, зараза распространялась мгновенно. И дабы предотвратить быстрое распространение заразы, Екатерина Вторая повелела запретить хоронить в черте города Москвы, а хоронить на окраинах, при заштатных монастырях и новоотведенных для этого местах. Так и образовалось Введенское. Поначалу хоронили всех, а так как рядом располагалась Немецкая слобода, то после чумы стали хоронить всех иностранцев, иного вероисповедания. Причём не только немцев, но и французов, голландцев и людей другой национальности. А после уже в конце 19 века хоронили и православных, и с иноверческими корнями. В 20 веке стали хоронить профессоров и генералов рядом расположенных красноармейских академий и людей, живших от кладбища неподалёку, а также священнослужителей.

Плачущие ангелы, скорбящие женские фигуры, наклонившиеся над вазонами, старые склепы и необычные часовни поражают взгляды каждого, кто хотя бы раз побывал на Введенском. Достаточно пройтись только по главной аллее, чтобы обозреть всю необычность кладбища. На ней можно увидеть огромные чёрные стелы типичные для Европы конца 18 века, на одной из которых Вы увидите знакомую фамилию сладкоежек – ЭЙНЕМ. Абсолютно типичное европейское надгробие, выполненное из чёрного камня лабрадорита, сияющего на солнце своими перламутровыми вкраплениями. На главной аллее Вам встретится могила талантливого актёра Театра имени Моссовета Геннадия Бортникова. Знакомое лицо с фотографии обращено к идущим. Несравненно уникальный и красивый актёр в жизни сыграл очень мало ролей. Его очень ценила как профессионального партнёра Фаина Георгиевна Раневская, которая всегда говорила о том, что своя талантливая игра – это только половина успеха спектакля у зрителей. А вторую половину создают партнеры по спектаклю. Бортникова в Париже называли русским Жераром Филиппом – он был красив, трогателен и романтичен.

А практически напротив Геннадия Бортникова похоронен человек – московская легенда. Это знаменитый «святой доктор» Фёдор Петрович Гааз. Его ещё называли

Могила доктора Гааза

тюремный доктор. Этот человек всю свою жизнь посвятил тому, чтобы облегчить жизнь заключенным. Родившись в дворянской семье, по происхождению немец и по вероисповеданию католик, Гааз имел добротное состояние и все свои средства и силы потратил на тех, кто оказался в тюрьме или был отправлен в ссылку по этапу. Добрый доктор не отказывал никому, по первому сигналу о нарушении чьих-то и без того ограниченных прав, он обивал пороги учреждений и добивался справедливости или послаблений. Именно он настоял на том, чтобы от кандалов освобождали стариков и больных, чтобы в Москве при наказании ссыльных, идущих в Сибирь, полиция не использовала железные прутья, чтобы женщин заключенных не брили наголо и железные тяжелейшие кандалы были облегчены в весе и изнутри обиты кожей. Поговаривают, что доктор пробовал усовершенствованные кандалы на своих голых ногах. Благодаря Гаазу появились тюремные больницы и школы для арестантских детей. Он постоянно, несмотря на свои скудные оставшиеся на жизнь средства, принимал бедных больных и покупал им лекарства. К концу жизни у Гааза остались его достижения, баснословная слава среди бедных и заключенных и подзорная труба. Доктор обожал смотреть на звёзды, он был неисправимым мечтателем и романтиком. Когда он умер, оказалось что хоронить доктора не на что. В силу огромных заслуг и народной славы было решено похоронить доктора на казённый счёт. В конце августа 1853 года тело доктора до самого Введенского кладбища провожала вся Москва. Почти двадцать тысяч человек прощались с доктором. Его могила представляет собой почти круглый камень-валун с большим крестом, на ограде висят настоящие кандалы, на надгробии надпись: «Спешите делать добро». Это любимые слова доброго доктора. Девять лет назад Римско-католическая церковь начала процесс о причислении доктора Гааза к лику святых. Основной процесс развернулся в России, потому что именно в нашей стране немецкий доктор проявил чудеса милосердия и сострадания к нуждающимся.

Можно повернуть от главной аллеи направо и пойти по жёлтому указателю к могиле Люсьена Оливье, создателя московского ресторана «Эрмитаж», в котором практически

Могила Люсьена Оливье

все известные в 19 веке москвичи отпраздновали свои свадьбы, юбилеи и премьеры. Ну а мы, сегодняшние их потомки, каждый Новый год готовим салат, названный в его честь «Оливье», но ничего общего с первоначальным рецептом создателя не имеющим. Памятник известному французу ресторатору также скромен, как и многие надгробия, поставленные на могилах известным в прошлом промышленникам и миллионерам, и представляет собой темную стелу с небольшим крестом. Около 10 лет назад никто и не подозревал о том, кто здесь похоронен. Сотрудники ГУП «Ритуал» проводили проверку бесхозных могил и обнаружили что заброшенная стела с почти стёртой надписью поставлена в честь знаменитого ресторатора. Могилу восстановили, и теперь к ней ходят студенты кулинарных техникумов и институтов в надежде получить помощь Люсьена Оливье в учёбе и кулинарных талантах. К тому же, говорят, что к могиле выстроилась очередь из столичных ресторанов, желающих поухаживать за ней, потому что ГУП «Ритуал» объявил о намерении сдавать бесхозные могилы в аренду!

На той же главной аллее Вы увидите белую балерину в пачке и пуантах, как будто выходящую из черного камня гранита и парящую между этим миром и тем. Это

Могила Ольги Лепешинской

могила знаменитой и в России и во всем мире балерины Ольги Лепешинской. Она прожила долгую жизнь – 92 года. Танцевала на многих мировых площадках, возглавляла Центральный дом работников искусств, преподавала балетное искусство в Европе и была главным экзаменатором кафедры хореографического искусства в ГИТИСе. Вся её жизнь была посвящена балету и несмотря на три брака она, как и многие выдающиеся люди искусства посвятившие себя профессии, не имела детей и очень об этом жалела. Прямых наследников не осталось, и её личные уникальные вещи оказались в частных руках. Был даже нашумевший случай с этим наследством в прокуратуре. Эти уникальные вещи в число которых входит, например — зимнее американское пальто 30-х годов 20 века из меха обезьяны с кокеткой из шерстяной ткани и индивидуальные сценические костюмы балерины — были переданы частными наследниками в коллекцию историка моды Александра Васильева. Все эти вещи были выставлены в феврале на выставке в Царицыно «Мода за железным занавесом. Из гардероба звезд советской эпохи». Но не вещи главное, что осталось от балерины, а её лёгкое изящное искусство, которое она передала молодым поколениям и редкие кадры киноплёнки, запечатлевшей её танец.

В глубине кладбища почти у другого его выхода с левой стороны есть загадочное место, называемое готами «вампирка», простыми людьми как «Дом на песке», а на самом деле то ли усыпальница семьи Вогау, то ли миллионнера Кноппа. Надписи не сохранились, сооружение в виде античного входа в храм разваливается, штукатурка осыпается, всевозможные надписи на колоннах — все это в жутком состоянии. Но место и вправду таинственное и с давней историей. Однажды две бабушки на нашей экскурсии «Заблудившийся трамвай» подошли к нам и сказали, что есть легенда об одном миллионере, у которого была одна любимая приемная дочь. Она умерла будучи молодой и не оставила наследников, отец безумно горевал и решил построить вот этот «Дом на песке» для неё и для себя. Не знаю насколько это правда, но вот то, что до 1946 года на этом месте в римской арке стояла удивительная фигура Христа работы флорентийского скульптора Романелли, так это правда. Одна рука Иисуса свисала немного вниз, и когда шёл дождь, вода струилась на землю с его ладони. Многие приходили к этой статуе, считая её священной, а воду стекающую с руки Христа целебной. Даже святая

Фото начала 20 века

блаженная Матрона Московская посылала свою помощницу Верочку к статуе Христа когда сильно заболела. Слух о паломничестве на Введенское дошёл до советского руководства и статую увезли. И только недавно удалось обнаружить её. Теперь она стоит в Московской духовной семинарии в Сергиевом посаде. Но после изчезновения той статуи у могилы семьи Третьяковых-Рекк была установлена родственниками другая скульптура Белого Христа у чёрной стены работы скульптора Натальи Крандиевской, мамы архитектора Файдыша автора монумента «взлетающей ракеты» возле метро ВДНХ. Теперь магические свойства помощи страждущим приписываются изваянию Белого Христа.

Памяти погибших солдат Наполеоновской армии стоит почти в овраге огромная стела, окружённая железными цепями на столбах в виде орудий-мортир. Этот маленький кусочек земли юридически принадлежит Франции. На кладбище есть и братская могила наших воинов, которые воевали с французами. Как говорится, всех врагов эта «введенская» земля навеки примирила. И действительно – обрусевшие немцы, наполеоновские французы, солдаты, офицерский состав Советской армии, погибшие в госпиталях немцы и наши красноармейцы, священнослужители, люди различных национальностей и вероисповеданий похоронены рядом друг с другом на территории Введенского.

Если отойти от главной аллеи налево по широкой дороге, то почти одновременно можно наблюдать белую часовню Эрлангеров, скульптурную композицию семьи Плау с милой женской скульптурой у двери в иной мир и усыпальницу Рожновой с мозаикой

Надгробие Рожновой и Леона

по картине Бёклина «Остров мёртвых». На часовне Эрлангеров – мукомольных промышленников – надписей и людских просьб огромное множество. Просят о хорошей работе, о ребенке, о любимом и чтобы не разводится и тому подобное. Всё это, говорят, сбывается. Почему так оказалось, что часовня, возведённая по эскизам Федора Шехтеля для своего друга Антона Эрлангера стала православной? Странным является и тот факт, что внутри часовни имеется уникальное панно, изображающее Иисуса Христа Сеятеля, работы Фролова по эскизам самого Петрова – Водкина. Единственное логичное объяснение всему этому даёт история о некой бабушке Тамаре, сироте и армянке по происхождению, которая 15 лет жила на кладбище, просила милостыню, увидела эту часовню, которая была в том момент в ужасном разрушающемся состоянии и задалась целью отреставрировать её. Тамара собирала милостыню и копила на ремонт часовни. Сквозь решетку видела она лик Христа и стала ему молиться. Она была прихожанкой Церкви Петра и Павла, что неподалёку от кладбища. Вот именно эта церковь после странного ухода Тамары с кладбища стала покровителем этой часовни. Туда приходят прихожане, открывают иногда дверцы часовни для подхода к панно и поддерживают порядок в часовне. Хотя на стене самой часовни и висит предупреждающая о самовольных надписях табличка, но против надписей не ругаются. Наоборот считают, что раз люди пишут, значит — помогает икона. Тамара помогла восстановить могилу старца Зосимы и сделать часовенку вокруг его могилы. Похоронена там монахиня Фамари — бывшая грузинская княжна Марджанова, которая была известна всему довоенному духовенству, являлась родственницей грузинского режиссера, была безумной красивой, в молодом возрасте решила посвятить свою жизнь Богу и шла всю жизнь по этому пути. Отбыла ссылку, а закончила свой жизненный путь в Подмосковном ските. Она писала удивительно духовные и светлые стихи:

Мне снился сон однажды чудный
матушка Фамари на картине П.Корина «Русь уходящая»
Сон необычной красоты
С дерев листвою изумрудной
И все цветы… цветы… цветы…
И было их так много, много
Роскошных пышных тех цветов.
Тонула словно в них дорога,
Красы их выразить нет слов!
Головки лилий белоснежных
На длинных стройных стебельках
И масса роз душистых нежных
С росой на свежих лепестках
Гортензий шапки, словно пена,
Настурций ярких огоньки
И золотистая купена
Цвели по берегу реки
И верю я, – в стране небесной,
В стране добра и красоты,
В стране поистине чудесной
Я вновь увижу те цветы…

Обилие известных людей и уникальных скульптур на кладбище притягивает всё большее количество посетителей. Простые два креста на могилах отца и сына Мельниковых – известных архитекторов и художников, скромное изображение на могиле Татьяны Ивановны Пельтцер, барельеф актрисы Максаковой и издателя Ивана Сытина. Есть могила известного инженера железных дорог в виде большого креста, колёс и механизмов. Есть там и очень оригинальные надгробия советских времен. Наприме в виде пропеллера от самолета или звезды на символическом млечном пути какой то партийной деятельницы.

Более подробно ознакомиться с историей, уникальными надгробиями, историями судеб, таинственными часовнями Введенского кладбища Вы сможете на нашей необычной экскурсии .

Так что, Идите и Смотрите!!! И помните!!!

История Введенского некрополя

Находится в Юго-Восточном округе Москвы, в районе Лефортово . Общая площадь погоста - 20 га . Согласно историческим источникам, некрополь был образован в 1771 г., в то же самое время, что и . Введенское кладбище иногда называют Немецким , а связано это с тем, что на погосте изначально хоронили католиков и лютеран, то есть иноверцев. Такое название также связано с тем, что погост был основан рядом с Немецкой слободой.

Могилы знаменитостей и воинские захоронения на Введенском кладбище

Свой вечный покой на Введенском кладбище обрели и более 50 Героев Советского Союза и почти 30 Героев Социалистического Труда. Здесь также похоронены неизвестные , павшие в боях Великой Отечественной войны. Рядом с братскими могилами на кладбище установлен гранитный обелиск .

На некрополе также воздвигнуты два мемориала в память о французских воинах, погибших на фронтах войны в 1941-1945 гг. На Введенском кладбище сохранилась и братская могила, в которой были захоронены немецкие солдаты, участвовавшие еще в Первой мировой войне.

Схема Введенского кладбища

Часовня Введенского кладбища

В 1911 г. на территории Введенского погоста была возведена часовня , где поминальные службы могли проводить представители разных конфессий. Храм существует и сегодня.

Экскурсия по Введенскому кладбищу

Сегодня на Введенском кладбище возможно провести следующие виды захоронений: погребение урной в землю , в саркофаг и в открытый колумбарий . для его установки на Введенском кладбище можно заказать через тендер среди мастерских Москвы.

Адрес, как доехать, часы работы

Как добраться : на автобусе № 346м, на трамваях № 32, 43 и 46. Остановка - «Введенское кладбище».