1. Характерные особенности поэзии Блока.
2. Раннее творчество Блока.
3. Образ родины в поэзии Блока.
4. Тема революции в жизни и творчестве поэта.
5. «Двенадцать» — возмездие старому миру.

От тебя приходила ко мне тревога
И уменье писать стихи...
А. А. Ахматова

В этих скупых ахматовских строках, посвященных А. А. Блоку, очень точно выражены стиль и манера творчества поэта. Действительно, поэтическое мастерство Блока поражает, а магия его стихотворных строк, где есть и тайна, и глубокий смысл, и ощущение тревоги, запоминается навсегда. В чем-то это — дань его принадлежности к символистскому течению в поэзии. Но, как и у любого большого художника, творчество Блока перерастает рамки любого направления.

Начинал свой путь в поэзии Блок как символист. Для поэтов, причислявших себя к этому течению, в творчестве были характерны: поиск новых тем, демонстрация индивидуализма, мистики, ирреального и иррационального, интерес к переломным историческим эпохам. Условное изображение действительности передавалось символами, в которые вкладывался особый мистический смысл. Поэт принадлежал к так называемым младосимво-листам, хотя деление это достаточно условно. Блок вошел в историю литературы как выдающийся поэт-лирик. Начав свой поэтический путь книгой мистических стихов, Блок прошел сложный творческий путь к реальной действительности, к революции. Можно сказать, что вся лирика А. А. Блок — поэтический дневник жизни русского человека рубежа веков.

А. А. Блок (1880—1921) родился в интеллигентской семье. Его отец Александр Львович вел свой род от врача И. фон Блока, приехавшего в Россию в середине XVIII века из Мекленбурга, и был профессором Варшавского университета по кафедре государственного права. Мать будущего поэта Александра Андреевна из-за деспотического характера мужа была вынуждена уйти от него еще до рождения сына. Детские и юношеские годы Блок проводил в доме деда Андрея Николаевича Бекетова, ректора Петербургского университета, в доме отчима и в подмосковном имении Шахматове. В либеральной семье Бекетовых приветствовались занятия литературным трудом. Эта атмосфера рано пробудила в нем непреодолимое стремление к поэзии.

К раннему творчеству Блока принадлежит книга стихов, вышедшая в 1904 году и получившая название «Стихи о Прекрасной Даме». Раскрытию и постижению этого образа, имевшего реального прототипа, посвящен весь цикл стихотворений. Здесь открывается особый мир влюбленного человека, влюбленного поэта, в котором он предстает рыцарем, отдающим жизнь служению своей даме и преклоняющимся перед идеалом красоты, гармонии и женственности.

Основная часть творчества Блока относится к дореволюционному периоду, когда обнажается противоречивость жизни, уходит стабильность и покой. В такой ситуации все человеческие чувства становятся не искренни и фальшивы, когда человек ощущает одиночество, наталкивается на непонимание окружающих. Единственным светлым чувством остается для Блока любовь к Родине. Поэт неоднократно повторял, что все его творчество о России: «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь... Ведь здесь — жизнь или смерть, счастье или погибель». На эту тему написаны стихи «Русь», «Россия», цикл «На поле Куликовом».

Самобытно раскрывается образ отчизны в стихотворении «Русь» (1906). В нем Русь предстает как тайна, что определено кольцевой композицией стихотворения. Тайна Руси — там, «где разноликие народы из края в край, из дола в дол ведут ночные хороводы под заревом горящих сел». Разгадка тайны — в «живой душе» народа, не потерявшей на огромных просторах своей «первоначальной чистоты». Для ее постижения необходимо жить одною жизнью с народом.

В поисках идеала и пути в будущее Блок обращается к прошлому России, к ее истокам. Именно в прошлом поэт ищет животворящую силу, позволяющую Руси не бояться «тьмы — ночной и зарубежной», направляющей ее путь. Просто и без прекрас говорит он о судьбах родины:

Идут века, шумит война
Встает мятеж, горят деревни,
А ты все та ж, моя страна,
В красе заплаканной и древней.

Блок всегда чутко прислушивался к биению жизни, проявлял глубочайший интерес к судьбе России, к судьбе народа. В его творчестве отражаются многие стороны разнообразной и бесконечно изменчивой русской жизни. Особое значение приобретают стихотворения, где перед нами предстает всеобъемлющий образ родины и где поэт подчеркивает свою неразрывную связь с ней. В стихотворениях, созданных в годы первой русской революции, он предчувствует новый «пожар» 1917 года, который перевернет судьбу России:

Я вижу над Русью далеко
Широкий и тихий пожар...

Отношение к России, ее восприятие менялись, но любовь к ней Блок пронес через всю жизнь. Это чувство спасало его в страшные годы душевного кризиса и отчаяния. Блоку принадлежит создание особенного образа Родины — образа красавицы женщины, возлюбленной невесты. Это женщина с «разбойной красотой», повязанная в «плат узорный до бровей»:

О, Русь моя! Жена моя!
До боли
Нам ясен долгий путь!..
И нет конца!

«Необъятные просторы», «песни ветровые», «дороги дальние», «тройки удалые», «расхлябанные колеи», «дали туманные», «неба осветленный край средь дымных пятен» — такова неповторимая блоковская Россия. Как и многие поэты, чуждые революции, но принявшие ее, он ждал перемен, надеялся, что с приходом 1917 года «свет одолеет тьму».

Поэт воспринял события революции как проявление народной разрушительной стихии, как борьбу людей новой формации с ненавистным царством исторического застоя и социального бесправия. Блок сам пострадал во время революции (крестьяне сожгли его имение в Шахматове, в том числе знаменитую богатую библиотеку, собиравшуюся многими поколениями его предков), но он сумел понять и другое — чаша терпения народа переполнилась.

Эволюция мировоззрения поэта нашла воплощение в его зрелом творчестве. Поэма «Двенадцать» — одно из самых характерных произведений русской поэзии начала XX века. Ее можно назвать дневником революционных событий. В основе произведения — конфликт, борьба «двух миров». Поэтому поэма построена на контрастах: «Черный вечер. / Белый снег. / Ветер, ветер! / На ногах не стоит человек!». Это ощущение стихийности и непредсказуемости роднит многих поэтов и писателей Серебряного века. Поэт выступает за созидание в революции, а не бессмысленный и беспощадный бунт, от которого предостерегал Россию еще А. С. Пушкин. Поэзию, романтический триумф революции Блок трактует в христианском понимании — «нежной поступью надвьюжной, снежной россыпью жемчужной, в белом венчике из роз — впереди — Исус Христос».

В такой трактовке революция, рожденная и принесенная теми, кому «на спину надо б бубновый туз», тем не менее ведет к добру и справедливости. Не относясь к «революционному сословию», не будучи соратником большевиков, «пролетарским» писателем, «выходцем из низов», Блок принял революцию. Но как фатальную неизбежность, как неотвратимое событие, как сознательный выбор русской интеллигенции, приблизившей тем самым национальную трагедию.

В поэме «Двенадцать» революция воспринимается Блоком как возмездие старому миру, бывшему господствовавшему классу, рафинированной элите, оторвавшейся от народа.

А. А. Блоку, на мой взгляд, удалось точно и ярко запечатлеть как образ России, так и революционную эпоху в своем небольшом и, на первый взгляд, сложном для восприятия произведении. М. Горький называл его «человеком бесстрашной искренности», а К. А. Федин после смерти 40-летнего поэта говорил, что уже «не будет подобного мужества и подобной тоски о правде будущего, какие проявил А. Блок».

Александр Александрович Блок. Родился 16 (28) ноября 1880 года в Санкт-Петербурге, Российская империя - умер 7 августа 1921 года в Петрограде, РСФСР. Русский поэт, классик русской литературы XX столетия, один из величайших поэтов России.

Отец А. Блока - Александр Львович Блок (1852-1909), юрист, профессор Варшавского университета.

Мать - Александра Андреевна, урождённая Бекетова, (1860-1923) - дочь ректора Санкт-Петербургского университета А. Н. Бекетова. Замужество, начавшееся, когда Александре было восемнадцать лет, оказалось недолгим: после рождения сына она разорвала отношения с мужем и впоследствии их более не возобновляла. В 1889 году она добилась указа Синода о расторжении брака с первым супругом и вышла замуж за гвардейского офицера Ф. Ф. Кублицкого-Пиоттуха, оставив при этом сыну фамилию первого мужа.

Девятилетний Александр поселился с матерью и отчимом на квартире в казармах лейб-гренадерского полка, расположенных на окраине Петербурга, на берегу Большой Невки. В 1889 году он был отдан во Введенскую гимназию. В 1897 году, очутившись с матерью за границей, в немецком курортном городке Бад-Наугейме, Блок пережил первую сильную юношескую влюблённость в Ксению Садовскую. Она оставила глубокий след в его творчестве.

В 1897 на похоронах в Петербурге встретился с Вл. Соловьевым.

В 1898 году окончил гимназию, поступил на юридический факультет Петербургского университета. Через три года перевёлся на славяно-русское отделение историко-филологического факультета, которое окончил в 1906 году. В университете Блок знакомится с Сергеем Городецким и с Алексеем Ремизовым.

В это время троюродный брат поэта, впоследствии священник Сергей Михайлович Соловьёв (младший), становится одним из самых близких друзей молодого Блока.

Первые стихи Блок написал в пять лет. В 10 лет Александр Блок написал два номера журнала «Корабль». С 1894 по 1897 год он вместе с братьями писал рукописный журнал «Вестник».

С детства Александр Блок каждое лето проводил в подмосковном имении деда Шахматово. В 8 км находилось имение друга Бекетова, великого русского химика Дмитрия Менделеева Боблово. В 16 лет Блок увлёкся театром. В Петербурге Александр Блок записался в театральный кружок. Однако после первого успеха ролей в театре ему больше не давали.

В 1909 году происходит два тяжёлых события в семье Блока: умирает ребёнок Любови Дмитриевны и умирает отец Блока. Чтобы прийти в себя, Блок со своей женой уезжают отдохнуть в Италию и Германию. За итальянские стихи Блока приняли в общество, которое называлось «Академией». В ней помимо него состояли Валерий Брюсов, Михаил Кузмин, Вячеслав Иванов, Иннокентий Анненский.

Летом 1911 года Блок снова едет за границу, на этот раз во Францию, Бельгию и Нидерланды.

В 1912 году Блок написал драму «Роза и Крест». Пьеса понравилась К. Станиславскому и В. Немировичу-Данченко, но драму так и не поставили в театре.

7 июля 1916 года Блока призвали на службу в инженерную часть Всероссийского Земского Союза. Поэт служил в Белоруссии. По собственному признанию в письме матери, во время войны его основные интересы были «кушательные и лошадиные».

Февральскую и Октябрьскую революции Блок встретил со смешанными чувствами. Он отказался от эмиграции, считая, что должен быть с Россией в трудное время. В начале мая 1917 года был принят на работу в «Чрезвычайную следственную комиссию для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и прочих высших должностных лиц как гражданских, так и военных и морских ведомств» в должности редактора. В августе Блок начал трудиться над рукописью, которую он рассматривал как часть будущего отчёта Чрезвычайной следственной комиссии и которая была опубликована в журнале «Былое» (№ 15, 1919 г.) и в виде книжки под названием «Последние дни Императорской власти» (Петроград, 1921).

Октябрьскую революцию Блок сразу принял восторженно, но как стихийное восстание, бунт.

В начале 1920 года умирает Франц Феликсович Кублицкий-Пиоттух от воспаления лёгких. Блок забрал к себе жить свою мать. Но она и жена Блока не ладили между собой.

В январе 1921 года Блок по случаю 84-й годовщины смерти выступил в Доме литераторов со своей знаменитой речью «О назначении поэта».

Блок был одним из тех деятелей искусства Петрограда, кто не просто принял советскую власть, но согласился работать на её пользу. Власть широко начала использовать имя поэта в своих целях. На протяжении 1918-1920 гг. Блока, зачастую вопреки его воле, назначали и выбирали на различные должности в организациях, комитетах, комиссиях. Постоянно возрастающий объём работы подорвал силы поэта. Начала накапливаться усталость - Блок описывал своё состояние того периода словами «меня выпили». Этим же, возможно, и объясняется творческое молчание поэта - он писал в частном письме в январе 1919 г.: «Почти год как я не принадлежу себе, я разучился писать стихи и думать о стихах...».

Тяжёлые нагрузки в советских учреждениях и проживание в голодном и холодном революционном Петрограде окончательно расшатали здоровье поэта - у Блока возникли серьёзная сердечно-сосудистая болезнь, астма, появились психические расстройства, зимой 1920 года началась цинга.

Весной 1921 г. Александр Блок вместе с Фёдором Сологубом просили выдать им выездные визы. Вопрос рассматривало политбюро ЦК РКП(б). В выезде было отказано. Луначарский отмечал: «Мы в буквальном смысле слова, не отпуская поэта и не давая ему вместе с тем необходимых удовлетворительных условий, замучали его». Ряд историков полагали, что и В. Р. Менжинский сыграли особо негативную роль в судьбе поэта, запретив больному выезд на лечение в санаторий в Финляндии, о чём, по ходатайству и Луначарского, шла речь на заседании политбюро ЦК РКП(б) 12 июля 1921 года. Выхлопотанное Л. Б. Каменевым и А.В. Луначарским на последующем заседании политбюро разрешение на выезд от 23 июля 1921 года запоздало и уже не смогло спасти поэта.

Оказавшись в тяжёлом материальном положении, он серьёзно болел и 7 августа 1921 года умер в своей последней петроградской квартире от воспаления сердечных клапанов. За несколько дней до смерти по Петербургу прошёл слух, будто поэт сошёл с ума. Действительно, накануне смерти Блок долго бредил, одержимый единственной мыслью: все ли экземпляры «Двенадцати» уничтожены. Однако поэт умер в полном сознании, что опровергает слухи о его помешательстве. Перед смертью, после получения отрицательного ответа на запрос о выезде на лечение за границу (от 12 июля), поэт сознательно уничтожил свои записи, отказывался от приёма пищи и лекарств.

Поэт был похоронен на Смоленском православном кладбище Петрограда. Там же похоронены семьи Бекетовых и Качаловых, включая бабушку поэта Ариадну Александровну, с которой он находился в переписке. Отпевание было совершено 10 августа (28 июля ст. ст. − день празднования Смоленской иконе Богоматери) в церкви Воскресения Христова. В 1944 году прах Блока был перезахоронен на Литераторских мостках на Волковском кладбище.

Рост Александра Блока: 175 сантиметров.

Личная жизнь Александра Блока:

В 1903 году Блок женился на Любови Менделеевой, дочери , героине его первой книги стихов «Стихи о Прекрасной Даме».

Известно, что Александр Блок испытывал к жене сильные чувства, но периодически поддерживал связи с различными женщинами: одно время это была актриса Наталья Николаевна Волохова, потом - оперная певица Любовь Александровна Андреева-Дельмас.

Любовь Дмитриевна тоже позволяла себе увлечения на стороне. На этой почве у Блока возник конфликт с Андреем Белым, описанный в пьесе «Балаганчик». Белый, считавший Менделееву воплощением Прекрасной Дамы, был страстно влюблён в неё, но она не ответила ему взаимностью.

После очередного увлечения жена Блока родила мальчика, который прожил всего несколько дней. Несмотря на то, что этот союз считался посмешищем для всего Петербурга, продлился он до самой смерти поэта. После Первой Мировой войны отношения в семье Блоков наладились, и последние годы поэт был верным мужем Любови Дмитриевны.

Родственники поэта проживают в Москве, в Риге, в Риме и в Англии. До последних лет в Петербурге проживала троюродная сестра Александра Блока - Ксения Владимировна Бекетова. Среди родственников Блока - главный редактор журнала «Наше наследие» - Владимир Енишерлов.



Творчество Блока, как и его биография, уникально. Судьба поэта сплелась с историческими событиями, имевшими место на рубеже XIX и XX веков. Исторические тенденции нашли свое яркое отражение в его лирике. На место легкого символизма, наполненного романтикой, посредством Блока в поэзию приходит своей тяжелой поступью реализм.

Краткая биография Блока. Юные годы

Прежде чем приступить к анализу стихов Александра Блока, особенностей его творчества, полезно уделить внимание биографии поэта. Родился Блок 16 ноября 1880 г. Мать поэта Александра Бекетова покинула семью сразу после появления на свет сына по причине сложных взаимоотношений с мужем, Александром Львовичем Блоком. В 1889 году она заключила брак с гвардейским офицером и поселилась с малышом на берегах Большой Невки в окрестностях тогдашнего Петербурга.

Сам Блок начал сочинять стихи еще в пятилетнем возрасте. В 9 лет его отдали на обучение в гимназию, где он находился вплоть до 1898 г. В 1897 году будущий поэт пережил свою первую влюбленность. Объектом страсти юного Бока оказался Ксения Садовская. Его чувства не затухали несколько лет, что породило несколько лирических стихотворений. В 17 лет Блок увлекся театром. Поэт всерьез намеревался стать актером. В 1989 году он знакомится с Любовью Менделеевой, внучкой великого ученого, которую затем берет в жены.

В 1901 г. поэт переводится на филологический факультет Петербургского университета. В это время он создает большое количество стихотворений - о природе, любви, Родине. Весной 1903 года впервые его произведения печатаются в журнале «Новый путь».

Большое влияние на него оказали события 1905 г. Поэт осознает себя как гражданина, принимает участие в демонстрациях. Революционные настроения находят свое отражения в творчестве этого этапа.

Зрелый возраст

Блок оканчивает университет в 1906 году. После этого открывается новая страница в его жизни - приходит писательский успех, начинается его рост как поэта. Блок получает известность, по всей стране возникают поклонники его творчества. В 1907 г. увидел свет поэтический сборник «Нечаянная радость», в 1908 - «Земля в снегу». В 1909 вышла драма под названием «Песня судьбы». Однако в театре она так и не была поставлена.

В 1907-1908 году Блок отходит от символизма. Треволнения и трудности приводят поэта на собственный путь. В 1909 г. Блок путешествует по городам Германии и Италии, что вдохновляет его на написание цикла произведений под названием «Итальянские стихи».

Во время Первой мировой войны поэт несет службу в инженерно-строительной дружине, занимавшейся возведением укреплений в области Пинских болот. В этот период поэта и застала весть об окончании эпохи самодержавия в России.

В мае 1917 года поэт принимает активное участие в следственной комиссии, целью которой являлось расследование деятельности царских чиновников. Опираясь на материалы допросов, Александр Александрович пишет книгу «Последние дни императорской власти». Революцию 1917 года он воспринимает с энтузиазмом и надеждой. Но постепенно новое правительство приносит разочарование поэту.

Свои последние выступления поэт совершил в 1921 году в Петрограде и Москве. Однако голодное существование, полное трудностей, приводит Блока к депрессии и болезни. В мае 1921 году у него начинаются проблемы с сердцем. В августе того же года Блок скончался. В 1944 г. прах поэта перенесли со Смоленского на Волково кладбище.

Направленность творчества

Стихи Александра Блока литературоведы относят в том числе и к направлению модернизма. Ведь одна из основных миссий поэта заключалась в том, чтобы переложить на более современный лад культуру уходящего прошлого. Несмотря на эстетичность и духовность своей поэзии, Блок делает акцент на отголосках тоски, отчаяния, потери жизненной ценности, чувстве неизбежной трагедии. Возможно, именно эти тенденции и дали повод Анне Ахматовой наречь Блока «трагическим тенором эпохи». Однако при этом поэт все же оставался романтиком.

Основные темы

Стихи Александр Александрович Блок писал, главным образом, на следующие темы:

  • Судьба отдельно взятого человека и Родины в важные исторические эпохи.
  • Революционный процесс и та роль, которую в нем играет прослойка интеллигенции.
  • Верность в любви и дружбе.
  • Судьба, рок, чувства тревоги перед надвигающейся безысходностью.
  • Место поэта в обществе.
  • Связь природы с ее детищем - человеком.
  • Вера в высшие силы, мироздание.

Умение транслировать тонкие нюансы внутренних переживаний у поэта воплотилось в жанровом разнообразии его творчества. Он писал стихи и поэмы, песни, заклинания, романсы, этюды.

Подлинные общечеловеческие ценности раскрываются в стихах Александра Блока только в родстве с нерасторжимым единством реальности мира. Светлое будущее может быть осуществимо только в результате суровой повседневной рутины, готовности человека к подвигу во имя процветания Родины. Таким было мировоззрение Блока, отображенное в его творчестве.

Образ Родины

Одна из основных лирических тем в стихах Александра Блока - Россия. В Родине он находит вдохновение и силы для продолжения жизни. Она предстает перед ним одновременно в образе матери и любимой женщины.

Литературоведы подчеркивают: в стихах Александра Блока образ Родины проходит своего рода эволюцию. Сначала читатель видит Россию загадочной, овеянной таинственной пеленой. Родная страна воспринимается через призму прекрасной и неуловимой мечты: необычайная, дремучая, колдовская.

В дальнейшем поэт принимает и любит свою истерзанную страну безусловно, со всеми ее язвами. Ведь он знает, что перед ним - все та же милая сердцу Родина. Только теперь она облечена в другие одежды - темные, отталкивающие от себя. Поэт искренне верит, что рано или поздно его Родина предстанет перед ним в светлых одеждах достоинства, духовности, нравственности.

В стихе Александра Александровича Блока «Грешить бесстыдно, непробудно…» очень точно очерчена грань, разделяющая любовь и ненависть. В произведении предстает образ бездуховного лавочника, который в своей жизни привык к беспробудному сну разума. Данный образ отталкивает читателя. Его покаяние в храме - всего лишь лицемерие. В конце произведения слышен «крик души» поэта, что даже в таком образе он не разлюбит свою милую и дорогую сердце Родину.

Блок видит Россию в динамическом движении. Например, в произведениях цикла «На поле Куликовом» она предстает перед ним в гордом, величественном образе «степной кобылицы», которая несется вперед. Путь к счастливому будущему у страны непростой, наполнен трудностями.

В произведении «На железной дороге» поэт сравнивает тяжелую судьбу страны с трагической женской судьбой:

«Доколе матери тужить?

Доколе коршуну кружить?».

Пламя революции освещает творчество поэта, опаляет его тайные мечты. Страсти в душе Блока не перестают кипеть: они то и дело непослушно выплескиваются из-под его поэтического пера, обличая врагов отечества, притеснителей простого народа.

Александр Блок. Стихи о России

В творчестве поэта любовь к родной стране в полной мере была воплощена в цикле под названием «Родина». Самое начало одного из наиболее показательного стихотворения цикла - «Родина» - перекликается со знаменитым гоголевским отступлением про «Русь-тройку» в «Мертвых душах». В этом отступлении кони мчатся вдаль, но куда именно - ответа нет. Литературоведы предполагают, что именно в связи с этой аналогией стих Александра Блока «Россия» открывается словом «опять»:

Опять, как в годы золотые,

Три стертых треплются шлеи,

И вязнут спицы росписные

В расхлябанные колеи…

Образ неистово мчащейся вперед гоголевской тройки предстает в воображении читателя. Вслед за ним слышится пронзительное признание в чувствах к своей Родине, «нищей России», ее «серым избам». Справедливо у читателя возникает вопрос: а за что любить эту страну, которая ничего не может дать?

За что поэт любит Родину

У Блока ответ на этот вопрос имеется. В данном произведении когда-то содержалось больше строф. В первой публикации их было в два раз больше, чем в последующих. Поэт принял решение изъять из своего произведении ряд строф. Другие же были им переделаны.

Что же было убрано в стихе Александра Александровича Блока «Россия» самим поэтом? Во-первых, стоит обратить внимание на две строфы, где речь идет о полезных ископаемых:

«Сулишь ты горы золотые,

Ты дразнишь дивным мраком недр.

Россия, нищая Россия,

Обетованный край твой щедр!»

На первый взгляд, это неопровержимая истина. Ведь еще Некрасов писал о Родине: «Ты и убогая, ты и обильная». Однако для Блока оказалось более важным не связывать любовь к родной стране с ее богатствами. Он решает принять ее в унижении и нищете, демонстрируя в свое произведении настоящую любовь:

«Да, и такой, моя Россия,

Ты всех краев дороже мне».

Легко любить страну за ее неисчерпаемые богатства. Но лирический герой Блока благороден. Его любовь рождена вовсе не меркантильными мотивами. Для него чувства к Родине подобны «первым слезам любви».

Мотив христианского подвижничества

Анализ стиха Александра Блока показывает связь его творчества с еще одной традицией русской классики, заключающейся в ассоциации с Христовым подвигом. Это показывают строки:

«Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу…

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!»

Послушно нести свой крест - значит смиряться со своей судьбой. Человек проживает все то, что суждено ему свыше. И кому суждено было появиться в России, считает Блок, должен связать свою судьбу с этой прекрасной страной.

Образ женщины в произведениях

Традиционно образ родной страны связывается в поэзии с образом матери, поэтому и говорят: «Родина-мать». Но Блок пошел дальше, и сотворил новый образ: Родины-жены. И поэтому в его любвеобильном творчестве звучит признание чувств к родному краю именно в данном ракурсе: поэт любит «Родину-жену» такой, какая она есть - строптивой и своенравной.

Здесь читатель имеет возможность соприкоснуться с чисто блоковским чудом: образ женщины трансформируется в лик Родины и наоборот. Россия Блока - красавица, однако здесь она не спящая, как это было в произведении «Русь». Ее красоту поэт характеризует словом «разбойная». Именно поэтому, даже находясь под гнетом «чародея», она не пропадет.

В конце произведения снова звучит мотив дороги, которая устремляется в будущее. Поэт верит в хорошее, в то, что «невозможное возможно».

Короткие стихи Александра Блока

Резкие, словно обрубленные строки скупо рассказывают о жизни простого человека. Некоторые из произведений Блока, несмотря на их лаконичность, достаточно сложно выучить, они сложны для восприятия. Однако коротких стихах Александра Блока четко выражается то мировосприятие, которое заложил в них поэт, и они, безусловно, понравятся многим читателям. Например, следующее произведение рассказывает о душевных метаниях лирического героя.

Восходя на первые ступени,

Я смотрел на линии земли.

Меркли дни — порывы исступлений

Гасли, гасли в розовой дали.

Но томим еще желаньем горя,

Плакал дух, — а в звездной глубине

Расступалось огненное море,

Чей-то сон шептался обо мне...

В этих строках отображается желание поэта вернуть прошлое, хотя оно и было наполнено горем. А следующее стихотворение рассказывает о невыносимых страданиях, которые причиняет лирическому герою горе «родимого духа».

Мне сердце режет каждый звук.

О, если б кончились страданья,

О, если б я от этих мук

Ушел в страну воспоминанья!

Ничто пощады не дает,

Когда страдает дух родимый,

И пролетевший звук замрет

В душе тоскою нестерпимой...

Ищущим легкие стихи Александра Блока для детей придется по душе следующее произведение, описывающее природу после грозы:

Гроза прошла, и ветка белых роз

В окно мне дышит ароматом...

Еще трава полна прозрачных слез,

И гром вдали гремит раскатом.

Школьникам, которым необходимо отыскать произведение для урока литературы, понравится и стихотворение поэта о вороне:

Вот ворона на крыше покатой

Так с зимы и осталась лохматой...

А уж в воздухе - вешние звоны,

Даже дух занялся у вороны...

Вдруг запрыгала в бок глупым скоком,

Вниз на землю глядит она боком:

Что белеет под нежною травкой?

Вот желтеют под серою лавкой

Прошлогодние мокрые стружки...

Это все у вороны - игрушки.

И уж так-то ворона довольна,

Что весна, и дышать ей привольно!..

Тема любви в творчестве поэта

Первые стихи о любви Александра Блока полны восторга. Они посвящены Л. Менделеевой, которая вдохновляла его многие годы. Это такие произведения, как «Дева», «Заря», «Непостижимая».

В молодые годы, до брака с Менделеевой, Блок посвящал произведения Ксении Садовской, которая была значительно старше его. Это такие стихи, как «Аметист», «Твой образ чудится невольно…» и другие. В 1905 году выходит сборник Александра Блока «Стихи о прекрасной даме». Считается, что произведения данного цикла посвящены Л. Менделеевой. Но в произведениях этого сборника нет реального образа - лишь идея о том, что такая женщина может существовать в романтическом мире, наполненном мечтами и грезами.

Трансформация женского образа в творчестве поэта

Тема любви получила свое развитие в сборнике «Снежная маска», который был посвящен актрисе Н. Волоховой. Теперь это уже не обожествляющее преклонение - Прекрасная Дама изменилась, став Снежной Девой. А следовательно, преобразовалось и чувство лирического героя. Они утратили светлую силу, став похожими на снежную метель, унося героя произведений в темные, неведомые дали.

Рассмотрим несколько занимательных фактов из биографии Александра Александровича:

  • Блок умер в 41 год.
  • Супругой поэта была внучка ученого-химика Менделеева.
  • Поэту приписывается роман с А. Ахматовой.
  • Перед смертью Блок находился в бреду.
  • В 11 лет юный поэт посвятил цикл своих произведений маме.
  • Произведения Блока получили всемирную известность.
  • С 1920 г. поэт начал страдать депрессиями.
  • После смерти тело поэта было кремировано.

Лирика Блока не потеряла своего значения и теперь. Ведь приобщаясь к высокой культуре чувств, познавая примеры душевных переживаний поэтов, человек учится внутренней тонкости и чуткости, что так необходимо в современном мире.

филологическом факультете Петербургского университета рано способствовали развитию в нем литературных способностей.

Раннее творчество Блока

В жизнь будущий поэт вступал, по его признанию, далеким от действительности, с полным незнанием и неумением общаться с нею. Эта оторванность от реальной жизни обусловила характер его ранней лирики. Для его первых стихотворений, написанных в 1898- 1900 годах, характерны мотивы одиночества, тоски, традиционной романтической грусти:

Пусть светит месяц - ночь темна.

Пусти жизнь приносит людям счастье,-

В моей душе любви весна

Не сменит бурного ненастья.

Лирический герой подобных произведений - гордый одиночка, сознательно декларирующий свою оторванность от мира:

Затянут в бездну гибели сердечной,

Я - равнодушный, серый нелюдим.

Толпа кричит - я хладен бесконечно,

Толпа зовет - я нем и недвижим.

Здесь уже робко проглядывает будущий талант. Но в выражении чувств он еще ученик Жуковского, Фета, Лермонтова.

«Стихи о Прекрасной Даме»

Свое, блоковское, ярко проявилось в цикле стихотворений поэта 1901 - 1902 гг.- «Стихи о Прекрасной Даме», написанном под влиянием идей Вл. Соловьева в соответствии с требованиями философии и эстетики младосимволистов.

Прекрасная Дама Блока - это воплощение Вечной Женственности, вечный идеал Красоты, призванной спасти Мир. И хотя центральный образ цикла возник в сознании поэта в результате влюбленности в Л. Д. Менделееву, главное здесь - туманные, призрачные видения.

Любовь в этом цикле изображена не как реальное, земное чувство, а как религиозное служение, поклонение мистическому существу, неземной святыне. Образ любимой бесплотен, лишен конкретности. Она не имеет реального облика, а предстает как воплощение божественного начала. Мелькают только символы, аллегорические знаки,- Дева, Дама, Купина,- заменяющие живого человека, а сами стихи нередко похожи на торжественные молитвы:

О, Святая, как ласковы свечи.

Как отрадны Твои черты!

Мне не слышны ни вздохи, ни речи .

Но я верю: Милая - Ты.

(«Вхожу я в темные храмы»)

Лишь только в некоторых стихах цикла реальный женский образ проступает сквозь завесу тайны:

Мы встречались с тобой на закате,

Ты веслом рассекала залив.

Я любил твое белое платье,

Утонченность мечты разлюбив.

(«Мы встречались с тобой на закате»)

«Стихи о Прекрасной Даме» - свидетельство несомненной творческой оригинальности их автора, вдохновленного соловьевской идеей о грядущем сошествии на Землю Вечной Женственности и синтеза небесного и земного.

Мотив романтического поклонения мистической Даме сочетается в них с чувством любви-страсти, личное, интимное трансформируется во вселенское, в идею преображения мира Красотой. В то же время эта книга впитала в себя мировую (Данте. Петрарка) и отечественную (Жуковский, Пушкин) традицию рыцарского поклонения женщине.

В начале 900-х годов поэт открывает для себя многие противоречия реальной действительности. И хотя и здесь встречаются мистические образы и настроения, картины окружающего реального мира все чаще и настойчивее вторгаются в его лирику. Не случайно свой следующий цикл Блок назвал «Распутья» (1902-1904), куда вошли стихотворения «Фабрика» (1903), «Из газет» (1903), изображающие социальные контрасты.

Блок и Революция 1905 года

Революция 1905 года вызвала оптимистический настрой в Блоке-поэте. У него появляется потребность отразить ее в своих стихах. Восторженным гимном жизни, всему земному звучит знаменитое стихотворение Блока «О, весна, без конца и без краю…» (1907):

О, весна, без конца и без краю -

Без конца и без краю мечта!

Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!

Эмоционально-романтический отклик события революции нашли в стихотворениях Блока «Сытые», «Ее прибытие», «Митинг», «Шли на приступ» и др. Главное в них - чувство оптимизма, решительного обновления жизни, стремление радостно приветствовать все новое, неизведанное:

Настежь ворота тяжелые!

Ветер душистый в окна,

Песни такие веселые

Имя при рождении:

Александр Александрович Блок

Дата рождения:

Место рождения:

Санкт-Петербург, Российская империя

Дата смерти:

Место смерти:

Петроград, РСФСР

Гражданство:

Подданство:

Российская империя

Род деятельности:

Поэт, драматург

Направление:

Символизм

Элегия, поэма, послание

Язык произведений:

Общие сведения

Революционные годы

Болезнь и смерть

Семья и родственники

Творчество

Библиография

Собрания сочинений

Блок и революция

Переписка

Память о Блоке

В искусстве

Места, связанные с Блоком

Белоруссия

Литература

Использованная литература

Справочные материалы

Исследования, критика

Популярные работы

Александр Александрович Блок (16 (28) ноября 1880, Санкт-Петербург, Российская империя - 7 августа 1921, Петроград,РСФСР) - русский поэт, классик русской литературы XX столетия, один из величайших поэтов России.

Биография

Общие сведения

Отец А. Блока - Александр Львович Блок (1852-1909), юрист, профессор Варшавского университета.

Мать - Александра Андреевна, урождённая Бекетова, (1860-1923) - дочь ректора Санкт-Петербургского университета А. Н. Бекетова. Замужество, начавшееся, когда Александре было восемнадцать лет, оказалось недолгим: после рождения сына она разорвала отношения с мужем и впоследствии их более не возобновляла. В 1889 году она добилась указа Синодао расторжении брака с первым супругом и вышла замуж за гвардейского офицера Ф. Ф. Кублицкого-Пиоттух, оставив при этом сыну фамилию первого мужа.

Девятилетний Александр поселился с матерью и отчимом на квартире в казармах лейб-гренадерского полка, расположенных на окраине Петербурга, на берегу Большой Невки. В этом же году он был отдан во Введенскую гимназию. В 1897 году, очутившись с матерью за границей, в немецком курортном городке Бад-Наугейме, Блок пережил первую сильную юношескую влюблённость в Ксению Садовскую. Она оставила глубокий след в его творчестве. В 1897 на похоронах в Петербурге встретился с Вл. Соловьевым.

В 1898 году окончил гимназию, поступил на юридический факультет Петербургского университета. Через три года перевелся на славяно-русское отделение историко-филологического факультета, которое окончил в 1906 году. В университете Блок знакомится с Сергеем Городецким и с Алексеем Ремизовым.

В это время троюродный брат поэта, впоследствии священник Сергей Михайлович Соловьёв (младший), становится одним из самых близких друзей молодого Блока.

Первые стихи Блок написал в пять лет. В 10 лет Александр Блок написал два номера журнала «Корабль». С 1894 по 1897 год он вместе с братьями писал рукописный журнал «Вестник». С детства Александр Блок каждое лето проводил в подмосковном имении деда Шахматово. В 8 км находилось имение друга Бекетова, великого русского химика Дмитрия Менделеева Боблово. В 16 лет Блок увлёкся театром. В Петербурге Александр Блок записался в театральный кружок. Однако после первого успеха ролей в театре ему больше не давали.

В 1903 году Блок женился на Любови Менделеевой, дочери Д. И. Менделеева, героине его первой книги стихов «Стихи о Прекрасной Даме». Известно, что Александр Блок испытывал к жене сильные чувства, но периодически поддерживал связи с различными женщинами: одно время это была актриса Наталья Николаевна Волохова, потом - оперная певица Любовь Александровна Андреева-Дельмас. Любовь Дмитриевна тоже позволяла себе увлечения. На этой почве у Блока возник конфликт с Андреем Белым, описанный в пьесе «Балаганчик». Белый, считавший Менделееву воплощением Прекрасной Дамы, был страстно влюблён в неё, но она не ответила ему взаимностью. Впрочем, после Первой Мировой войны отношения в семье Блоков наладились, и последние годы поэт был верным мужем Любови Дмитриевны.

В 1909 году происходит два тяжёлых события в семье Блока: умирает ребёнок Любови Дмитриевны и умирает отец Блока. Чтобы прийти в себя, Блок со своей женой уезжают отдохнуть в Италию и Германию. За итальянские стихи Блока приняли в общество, которое называлось «Академией». В ней помимо него состояли Валерий Брюсов, Михаил Кузмин, Вячеслав Иванов, Иннокентий Анненский.

Летом 1911 года Блок снова едет за границу, на этот раз во Францию, Бельгию и Нидерланды. Александр Александрович даёт негативную оценку французских нравов:

Летом 1913 года Блок опять едет во Францию (по совету докторов) и снова пишет об отрицательных впечатлениях:

В 1912 году Блок написал драму «Роза и Крест». Пьеса понравилась К. Станиславскому и В. Немировичу-Данченко, но драму так и не поставили в театре.

7 июля 1916 года Блока призвали на службу в инженерную часть Всероссийского Земского Союза. Поэт служил в Белоруссии. По собственному признанию в письме матери, во время войны его основные интересы были «кушательные и лошадиные».

Революционные годы

Февральскую и Октябрьскую революции Блок встретил со смешанными чувствами. Он отказался от эмиграции, считая, что должен быть с Россией в трудное время. В начале мая 1917 года был принят на работу в «Чрезвычайную следственную комиссию для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и прочих высших должностных лиц как гражданских, так и военных и морских ведомств» в должности редактора. В августе Блок начал трудиться над рукописью, которую он рассматривал, как часть будущего отчёта Чрезвычайной следственной комиссии и которая была опубликована в журнале «Былое» (№ 15, 1919 г.), и в виде книжки под названием «Последние дни Императорской власти» (Петроград, 1921).

В начале 1920 года умирает Франц Феликсович Кублицкий-Пиоттух от воспаления лёгких. Блок забрал к себе жить свою мать. Но она и жена Блока не ладили между собой.

В январе 1921 года Блок по случаю 84-й годовщины смерти Пушкина выступил в Доме литераторов со своей знаменитой речью «О назначении поэта».

Болезнь и смерть

Блок был одним из немногих деятелей искусства Петрограда, кто не просто принял советскую власть, но согласился работать на её пользу. Власть широко начала использовать имя поэта в своих целях. На протяжении 1918-1920 гг. Блока, зачастую вопреки его воле, назначали и выбирали на различные должности в организациях, комитетах, комиссиях. Постоянно возрастающий объём работы подорвал силы поэта. Начала накапливаться усталость - Блок описывал своё состояние того периода словами «меня выпили». Этим же, возможно, и объясняется творческое молчание поэта - он писал в частном письме в январе 1919 г.: «Почти год как я не принадлежу себе, я разучился писать стихи и думать о стихах…». Тяжёлые нагрузки в советских учреждениях и проживание в голодном и холодном революционном Петрограде окончательно расшатали здоровье поэта - у Блока возникли серьёзная сердечно-сосудистая болезнь, астма, появились психические расстройства, зимой 1920 года началась цинга.

Весной 1921 г. Александр Блок вместе с Фёдором Сологубом просили выдать им выездные визы. Вопрос рассматривало политбюро ЦК РКП(б). В выезде было отказано. Луначарский отмечал: «Мы в буквальном смысле слова, не отпуская поэта и не давая ему вместе с тем необходимых удовлетворительных условий, замучили его». Ряд историков полагали, что В. И. Ленин и В. Р. Менжинский сыграли особо негативную роль в судьбе поэта, запретив больному выезд на лечение в санаторий в Финляндии, о чём, по ходатайству Максима Горького и Луначарского, шла речь на заседании политбюро ЦК РКП(б) 12 июля 1921 года. Выхлопотанное Л. Б. Каменевыми Луначарским на последующем заседании политбюро разрешение на выезд от 23 июля 1921 года запоздало и уже не смогло спасти поэта.

Оказавшись в тяжёлом материальном положении, он серьёзно болел и 7 августа 1921 года умер в своей последней петроградской квартире от воспаления сердечных клапанов. За несколько дней до смерти по Петербургу прошёл слух, будто поэт сошёл с ума. Действительно, накануне смерти Блок долго бредил, одержимый единственной мыслью: все ли экземпляры «Двенадцати» уничтожены. Однако поэт умер в полном сознании, что опровергает слухи о его помешательстве. Перед смертью, после получения отрицательного ответа на запрос о выезде на лечение за границу (от 12 июля), поэт сознательно уничтожил свои записи, отказывался от приёма пищи и лекарств.

Поэт был похоронен на Смоленском православном кладбище Петрограда. Там же похоронены семьи Бекетовых и Качаловых, включая бабушку поэта Ариадну Александровну, с которой он находился в переписке. Отпевание было совершено 10 августа (28 июля ст. ст. − день празднования Смоленской иконе Богоматери) в церкви Воскресения Христова. В 1944 году прах Блока был перезахоронен на Литераторских мостках на Волковском кладбище.

Семья и родственники

Родственники поэта проживают в Москве, в Риге, в Риме и в Англии. До последних лет в Петербурге проживала троюродная сестра Александра Блока - Ксения Владимировна Бекетова. Среди родственников Блока - главный редактор журнала «Наше наследие» - Владимир Енишерлов.

Творчество

Начинал творить в духе символизма («Стихи о Прекрасной Даме», 1901-1902), ощущение кризиса которого провозгласил в драме «Балаганчик» (1906). Лирика Блока, по своей «стихийности» близкая музыке, формировалась под воздействием романса. Через углубление социальных тенденций (цикл «Город», 1904-1908), религиозного интереса (цикл «Снежная маска», Изд. «Оры», Санкт-Петербург 1907), осмысление «страшного мира» (одноимённый цикл 1908-1916), осознание трагедии современного человека (пьеса «Роза и крест», 1912-1913) пришёл к идее неизбежности «возмездия» (одноимённый цикл 1907-1913; цикл «Ямбы», 1907-1914; поэма «Возмездие», 1910-1921). Главные темы поэзии нашли разрешение в цикле «Родина» (1907-1916).

Парадоксальное сочетание мистического и бытового, отрешённого и повседневного вообще характерно для всего творчества Блока в целом. Это есть отличительная особенность и его психической организации, и, как следствие, его собственного, блоковского символизма. Особенно характерным в этой связи выглядит ставшее хрестоматийным классическое сопоставление туманного силуэта«Незнакомки» и «пьяниц с глазами кроликов». Блок вообще был крайне чувствителен к повседневным впечатлениям и звукам окружающего его города и артистов, с которыми сталкивался и которым симпатизировал.

До революции музыкальность стихов Блока убаюкивала аудиторию, погружала её в некий сомнамбулический сон. Потом в его произведениях появились интонации отчаянных, хватающих за душу цыганских песен (след частых посещений кафешантанови концертов этого жанра).

Поначалу и Февральскую, и Октябрьскую революцию Блок воспринял с готовностью, полной поддержкой и даже с восторгом, которого, впрочем, хватило чуть более чем на один короткий и тяжёлый 1918 год. Как отмечал Ю. П. Анненков,

Эта позиция Блока вызвала резкие оценки ряда других деятелей литературы - в частности, И. А. Бунина:

Октябрьскую революцию Блок пытался осмыслить не только в публицистике, но и, что особенно показательно, в своей не похожей на всё предыдущее творчество поэме «Двенадцать» (1918). Это яркое и в целом недопонятое произведение стоит совершенно особняком в русской литературе Серебряного века и вызывало споры (как слева, так и справа) в течение всего XX века. Как это ни странно, но ключ к реальному пониманию поэмы можно найти в творчестве популярного в дореволюционном Петрограде, а ныне почти забытого шансонье и поэта М. Н. Савоярова, в приятельских отношениях с которым Блок состоял в 1915-1920 годах и концерты которого посещал десятки раз.

Если судить по поэтическому языку поэмы «Двенадцать», Блок по меньшей мере сильно изменился, его послереволюционный стиль стал почти неузнаваемым. И, по всей видимости, он испытал на себе влияние певца, поэта и эксцентрика, Михаила Савоярова. По словам академика Виктора Шкловского, поэму «Двенадцать» все дружно осудили и мало кто понял именно потому, что Блока слишком привыкли принимать всерьёз и только всерьёз :

Прямое подтверждение этому тезису мы находим в записных книжках Блока. В марте 1918 года, когда его жена, Любовь Дмитриевна готовилась читать вслух поэму «Двенадцать», на вечерах и концертах, Блок специально водил её на савояровские концерты, чтобы показать, каким образом и с какой интонацией следует читать эти стихи. В бытовой, эксцентричной, даже эпатирующей…, но совсем не «символистской» и привычно «блоковской» манере … Именно таким образом поэт мучительно пытался отстраниться от кошмара окружавшей его в последние три года петроградской (и российской) жизни…, то ли уголовной, то ли военной, то ли какого-то странного междувременья…

В феврале 1919 года Блок был арестован Петроградской Чрезвычайной Комиссией. Его подозревали в участии в антисоветском заговоре. Через день, после двух долгих допросов Блока всё же освободили, так как за него вступился Луначарский. Однако даже эти полтора дня тюрьмы надломили его. В 1920 году Блок записал в дневнике:

Переосмысление революционных событий и судьбы России сопровождалось для Блока глубоким творческим кризисом, депрессией и прогрессирующей болезнью. После всплеска января 1918 года, когда были разом созданы «Скифы» и «Двенадцать», Блок совсем перестал писать стихи и на все вопросы о своём молчании отвечал: «Все звуки прекратились…

Разве вы не слышите, что никаких звуков нет?» А художнику Анненкову, автору кубистических иллюстраций к первому изданию поэмы «Двенадцать», он жаловался: «Я задыхаюсь, задыхаюсь, задыхаюсь! Мы задыхаемся, мы задохнёмся все. Мировая революция превращается в мировую грудную жабу!»

Последним воплем отчаяния стала прочитанная Блоком в феврале 1921 года речь на вечере, посвящённом памяти Пушкина. Эту речь слушали и Ахматова, и Гумилёв, явившийся на чтение во фраке, под руку с дамой, дрожавшей от холода в чёрном платье с глубоким вырезом (зал, как и всегда в те годы, был нетопленый, изо рта у всех явственно шёл пар). Блок стоял на эстраде в чёрном пиджаке поверх белого свитера с высоким воротником, засунув руки в карманы. Процитировав знаменитую строку Пушкина: «На свете счастья нет, но есть покой и воля…» - Блок повернулся к сидевшему тут же на сцене обескураженному советскому бюрократу (из тех, которые по язвительному определению Андрея Белого, «ничего не пишут, только подписывают») и отчеканил:

Поэтические произведения Блока переведены на многие языки мира.

Библиография

Собрания сочинений

Блок и революция

  • Блок А. А. Михаил Александрович Бакунин // Блок А. А. Собрание сочинений в 6 томах. Л.: 1982. - Т.4. (Написано 1906, впервые напечатано: Перевал. 1907. № 4 (февраль)).
  • Последние дни Императорской власти: По неизданным документам составил Александр Блок. - Петроград: Алконост, 1921.

Переписка

  • Письма Александра Блока. - Л.: Колос, 1925.
  • Письма Александра Блока к родным: [Предисл. В. А. Десницкого, примеч. М. А. Бекетовой]. Т. 1-2. - М.-Л.: Academia, 1927-1932.
  • Письма Ал. Блока к Е. П. Иванову. - М.-Л., 1936.
  • Александр Блок и Андрей Белый. Переписка. - М., 1940.
  • Блок А. А. Письма к жене // Литературное наследство. - Т. 89. - М., 1978.
  • Бываю у Качаловых
  • Письма А. А. Блока к Л. А. Дельмас // Звезда. - 1970. - № 11. - С. 190-201.

Память о Блоке

Названия, данные в честь Блока

  • 22 февраля 1939 года бывшая Заводская улица в Ленинграде, находящаяся неподалёку от последней квартиры Блока, была переименована в улицу Александра Блока.
  • В честь поэта назван также астероид 2540 Блок.

В искусстве

К столетию поэта в СССР был снят телефильм «И вечный бой... Из жизни Александра Блока» (в роли Блока снимался Александр Иванов-Сухаревский). Образ Блока также появляется в фильмах «Доктор Живаго», 2002 (играл Дэвид Фишер), «Гарпастум», 2005 (Гоша Куценко), «Есенин», 2005 (Андрей Руденский).

Наиболее известные песни на стихи Александра Блока

  • «Россия. Опять, как в годы золотые» (Г. Ф. Пономаренко)
  • «Сольвейг» (Г. Ф. Пономаренко)
  • «В тихий вечер мы встречались» (Сердце помнит эти сны) (Г. Ф. Пономаренко)
  • «В темном парке под ольхой» (Г. Ф. Пономаренко)
  • «Гармоника, гармоника! Эй, пой, визжи и жги!» (Г. Ф. Пономаренко)
  • «Не призывай. И без призыва приду во храм» (Г. Ф. Пономаренко)
  • «Я стремлюсь к роскошной воле» (Г. Ф. Пономаренко)
  • «Благословляю всё, что было», «О, сердце, сколько ты любило! О, разум, сколько ты пылал!», «Глядят внимательные очи» (Г. Ф. Пономаренко)
  • «Окна во двор» (польск. Okna na podwórze ; пер. Ю. Тувима) на альбоме «Cyfry» (испол. Przyjaciele)

Места, связанные с Блоком

Адреса в Санкт-Петербурге - Петрограде

Белоруссия

В августе 1916 года поэт побывал в Белоруссии, когда по её территории катилась «война с германцами». Полесские дороги поэта - от Парахонска до Лунинца, далее до деревушки Колбы Пинского района. По пути на Пинщину он останавливался в Могилёве и Гомеле, осматривал достопримечательности, в особенности дворец Румянцевых-Паскевичей.

Запись в дневнике поэта: «Тема для фантастического рассказа: „Три часа в Могилёве на Днепре“. Высокий берег, белые церкви над месяцем и быстрые сумерки». Видимо, рассказ о Могилёве Блок написал, но не успел опубликовать. Вместе с другими рукописями он был уничтожен в усадьбе Шахматово во время пожара в 1921 году.

Литература

Использованная литература

  • Блок А. Собрание сочинений: В 6-ти т. - Л.: Худож. лит, 1980-1982. - 300 000 экз.
  • Белый А. Символизм. - М.: Мусагет, 1910.
  • Волков С. История культуры Санкт-Петербурга. - М.: Эксмо, 2004.
  • Громов П. А. А. Блок. Его предшественники и современники. - М., Л., 1966.
  • Казак, В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [пер. с нем.]. - М.: РИК «Культура», 1996. - XVIII, 491, с. -5000 экз. - ISBN 5-8334-0019-8
  • Максимов Д. Е. Поэзия и проза А. Блока. - Л.: Сов. писатель, 1975.
  • Минц З. Г. Блок и русский символизм. - М.: Наука 1980.
  • Соколова Н. К. Поэтический строй лирики Блока. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1984.
  • Ашукин Н. Александр Блок, Синхронистич. таблицы жизни и творчества. 1880-1921. Библиография 1903-1923. [М.], 1923.
  • Колпакова Е., Куприяневский П., Максимов Д. Материалы к библиографии Александра Блока за 1928-1957 годы // Уч. зап. Вильнюсского педагогического института. 1959. Т. 6.

Мемуары

Исследования, критика

  • Александр Блок: Исследования и материалы: Т. 4. Отв. ред. Н. Ю. Грякалова. СПб.: Пушкинский дом, 2011. 624 с., ил. 500 экз., ISBN 978-5-91476-031-8
  • Берберова Н. Н. Александр Блок и его время. М., 1999
  • Александр Блок. Новые исследования и материалы // Литературное наследство. Т. 92. Кн. 1-5. М., 1980-1992
  • Блоковский сборник, вып. 1-14. Тарту, 1964-1998
  • Жирмунский В. М. Поэзия А. Блока, П., 1922.
  • Корецкая И. В. Блок // История всемирной литературы в 8 томах. - М.: Наука, 1994. - Т. 8. - С. 94-99.
  • Волков Н. Д. Александр Блок и театр. М., 1926. 157 с.
  • Максимов Д. Е. Поэзия и проза Ал. Блока. Л., 1975
  • Магомедова Д. М. Автобиографический миф в творчестве А.Блока. М., 1997
  • Мочульский К. В. Александр Блок // Мочульский К. В. А. Блок. А. Белый. В. Брюсов. М. 1997
  • Минц З. Г. Лирика Александра Блока. Вып. 1-4. Тарту, 1965-1975.
  • Минц З. Г. Александр Блок // История русской литературы в 4 томах. - Л.: Наука, 1983. - Т. 4. - С. 520-548.
  • Орлов В. Н. Гамаюн. - М.: Известия, 1981.
  • Книги и статьи Аврил Пайман (Dr.Avril Payman) - всемирно-известного Блоковеда и родственницы поэта по мужу.
  • Симонова И. А. «Старый дом глянет в сердце мое…» (Блоковское Шахматово) - М., 1998.
  • Карпенко А. Н. Прекрасная Дама как Смерть в "Незнакомке" Блока. Читальный Зал
  • Чуковский К. Книга об А.Блоке П., «Эпоха», 1922.
  • Чуковский К. Александр Блок как человек и поэт. П., 1924.
  • Иванов В. В. 14) «Из лирики - в трагедию». Александр Блок и театр 20-х годов // Литературное обозрение. М., 1980. № 10. С.86-91.
  • Иванов В. В. «Дон Карлос» в России 1919 года (Театральный комментарий к «Крушению гуманизма» А. Блока) // Гетевские чтения. 2004-2006 / Под ред. Г. В. Якушевой. М.: Наука, 2007. С. 74-94
  • Иванова Е. Александр Блок: Последние годы жизни. СПб.: Росток, 2012. - 608 с., 1500 экз., ISBN 978-5-94668-098-1

Популярные работы

  • Турков А. Александр Блок. - М.: Молодая гвардия, 1969. - (Жизнь замечательных людей. Вып. 15 (475)).
  • Новиков В. Александр Блок. - М.: Молодая гвардия, 2010. - 362 с. - (Жизнь замечательных людей. Вып. 1258).