Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

образовательная: закреплять основные знания, умения, навыки анализа художественного произведения; обучать целостному восприятию художественного произведения через интеграцию с такими предметами, как история, музыка, лингвистика, изобразительное искусство; учить учащихся анализировать текст, делать выводы и обобщения.

развивающая: развивать устную речь и эмоционально-образное, аналитическое мышление;

воспитательная: воспитывать интерес и любовь к поэзии Блока, изучение его стихотворений должно стать для учащихся открытием, школой высоких чувств, постижением высшей духовности.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Урок сопровождается презентацией PowerPoint.

Ход урока

I. Организационный момент.

Объявление темы урока. (1 слайд).

Вступительное слово учителя. (2 слайд).

Блок – поэт – символист, а у символистов творчество сосредоточенно в основном на выражении интуитивно постигаемых идей и смутных чувств посредством символа. По словам крупнейшего среди символистов теоретика Вячеслава Иванова, поэзия есть “тайнопись неизреченного”. Вторая по значимости категория поэтов символистов – Музыкальность. Поэзии А. Блока - поэзия намеков, которые читатель должен понять, расшифровать самостоятельно и в согласии с ними дорисовать картину реальности, или фантазии, или, условно говоря, “душевного пейзажа” - переживания или мироощущения поэта. А чтобы понять тайны поэзии, вспомним увлечённость Блока философией Соловьёва об идеале Всеединства – Вечной женственности. Не забываем и время жизни и творчества поэта. Подлинная жизнь с её остротой социальных противоречий постепенно входит в творчество Блока. “Страшный мир”... Так называется центральный цикл (вторая книга) стихов Блока. Так назвал Блок мир, в который он пришел в начале XX века. Ощущение неблагополучия жизни, ее трагических противоречий, порожденного ими “глухого мрака” - предпосылка всего творчества Блока.

Сегодня мы обратимся к стихотворению, навеянному всевозможными образами – символами, “Незнакомка”. Анализируя стихотворение, вы должны увидеть за внешним рядом образов второй ряд, не поддающийся однозначному толкованию. Услышать музыку стиха, постигнуть его глубинную сущность, его незримую тайну. И по возможности постараемся создать модель произведения Блока “Незнакомка”.

II. Выразительное чтение стихотворения. (2–9 слайд).

III. Целеполагание. (10 слайд).

Перед нами стоит задача: опираясь на текст стихотворения, создать модель произведения. Для этого нужно определить:

  • время написания стих;
  • ключевые слова – образы – символы (ассоциации);
  • композицию;
  • тему, (микротемы);
  • как выразительные средства помогают раскрыть тему (микротемы) (обязательно обратить внимание на звукопись, цветовую символику стихотворения);
  • лирический герой;
  • связать данное стих. со всем творчеством поэта, раскрыть идею произведения для осмысления мировосприятия;
  • собрать материал воедино: тема, символ, ключевые слова, ассоциации, выразительные средства, Добавить воображение, создать модель, которая бы раскрывала основную тему стихотворения.

Индивидуальное задание у доски: Цветовая символика стихотворения. (Учащийся работает с интерактивной доской)

Индивидуальное задание с места: один учащийся целенаправленно следит за звукописью стихотворения и вставляет свои замечания во время комментированного чтения.

IV. Пошаговое комментированное чтение стихотворения. Работа коллективная, с наводящими, направляющими вопросами учителя, приводящими к определённым размышлениям учащихся.

По ходу работы учащиеся заполняют таблицу. (Приложение 1)

1. Дайте характеристику времени написания стихотворения. (11 слайд. Слайд раскрывается после ответов учащихся, затем заполняется таблица).

Ответы учащихся: 1906 год. В этот период поэт порывает со своими друзьями-символистами. От него ушла его первая любовь - ЛД Менделеева, ушла к его близкому другу - поэту Андрею Белому. Время войн и революций. Это стих. принадлежит к периоду написания “Страшного мира”.

Обобщения учителя: Оно родилось из скитаний по петербургским пригородам, из впечатлений поездки в дачный поселок Озерки. Торжественно-возвышенное настроение после стихов о Прекрасной Даме сменяется разочарованности в реальной действительности, чувство тревоги за мир, который нуждается в спасении.

2. Ключевые слова – образы – символы 1 строфы. Ассоциации. (12, 13 слайды. Раскрывается по мере ответов учащихся. В слабом классе слайды можно открывать перед ответом, с целью направить на рассуждение).

Ответы учащихся: Горячий воздух, ресторан, вечер, тлетворный дух. Картины “страшного мира”. Оксюморон – весенний и тлетворный. Место действия у Блока не просто ресторан, но – ресторан, как будто вся грязь и пошлость большого города сконцентрирована на одном месте. Здесь говорится об атмосфере города, о выжигающей пустоте и безысходности: “дик и глух” - город. В поле зрения поэта попадает обыденный быт городской жизни, от которого становится тягостно на душе.

Обобщения и добавления учителя: Отсутствие музыки означало для Блока отсутствие жизни, омертвелость. Диссонанс, который во многих стихах Блока враждует с музыкой жизни, это отражение антимузыкальности “страшного мира”. Развернутая метафора:

это не только о воздухе, а о жизни, дикой и глухой толпе, о человеческой душе, глухой к красоте, истине, к самой жизни. Для ранней лирики Блока было бы безусловно невозможным сочетание вечеров с ресторанами, там это было бы уродливым смешением лексических рядов. В “Незнакомке” это, оказалось возможным, поскольку сама жизнь перемешивает прекрасное и безобразное.

3. Ключевые слова – образы – символы 2 строфы. Ассоциации. (14 слайд.)

Ответы учащихся: над пылью переулочной, Над скукой загородных дач, крендель булочной. Продолжается тема серой обыденности, в которую вторгается “чуть золотится крендель булочной”.

Ответ учащегося по цветовой символике (15 слайд Серый и чёрный цвет – олицетворение какого-то душевного кризиса, застоя, обыденности, навивают чувства безысходности, омертвления души. Крендель золотится – возможно, какой-то просвет вдали, надежда, жёлтый цвет меняется в золотистый. Хотя у Блока жёлтый цвет олицетворяет трагичность.

4. Ключевые слова – образы – символы 3 строфы. Ассоциации. (16 слайд)

Ответы учащихся: Среди канав, испытанные остряки, скрипят уключины, женский визг. Пошлая обыденность изображается иронически.Шлагбаум – символ препятствия. Преграждая путь людям, он не выпускают их из этого пошлого круга ресторанных увеселений.Повторения передают постоянство удручающего однообразия, удушающей скуки мещанского существования.

Ответ учащегося по звукописи (17 слайд): В парных строках третьей строфы дается только по два звука в сильной позиции: а-ы, и-ы. В этих же строках многослоговные слова утяжеляют чтение, и это хорошо отражает ту пошлую, тягостную обстановку, которая здесь описана. Аллитерации в описании грязной улицы, нагромождения грубых согласных звуков.

Обобщения и добавления учителя: Визг глубоко осознанно и болезненно воспринимался Блоком как антиэстетический звук - режущий, рвущий нервы, способный убить чуткую душу художника и человека.

5. Каким предстаёт перед нами образ лирического героя? (18, 19 слайды)

А в небе, ко всему приученный, Бессмысленно кривится диск… Луна как вечный символ любви, спутник тайны, романтический образ делается плоской, как шутки “испытанных остряков, кривится, пораженная их нестерпимой пошлостью. Автор луну называет диском.

Лакеи сонные торчат, пьяницы с глазами кроликов - продолжается та же тема пошлости, которую отвергает лирический герой.

Обобщения и добавления учителя: Мотив этих двух строф - отчаяние от одиночества лирического героя.Оно звучит в смиренном и горьком признании:

И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен,
И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирен и оглушен.

Лирический герой одинок в окружении пьяниц, он отвергает этот ужасающий его душу мир, похожий на балаган, в котором нет места ничему прекрасному и святому.

6. Композиция. На сколько частей можно разделить стихотворение? (20 слайд)

Ответы учащихся: 2 части. Первая половина стихотворения рисует картину самодовольной и разнузданной пошлости, во второй части возникает контрастный образ Незнакомки.

Обобщения и добавления учителя: В стихотворении две части, а основным литературным приемом является антитеза, противопоставление. В первой части - грязь и пошлость окружающего мира, а во второй - прекрасная незнакомка; эта композиция позволяет донести главную идею Блока: образ незнакомки преображает поэта, меняются его стихи и мысли.

(21 слайд). Блок объяснял и то, где он видел Незнакомку - оказывается, на картинах Врубеля: “Передо мной возникло, наконец, то, что я (лично) называю “Незнакомкой”: красавица кукла, синий призрак, земное чудо... Незнакомка - это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это - дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона, но всякий делает то, что ему назначено...” . Синий цвет означает у Блока звездное, высокое, недостижимое; лиловый - тревожное.

7. Образы – символы второй части стихотворения. (22 слайд)

Ответы учащихся: каждый вечер (анафора), сон, девичий стан, в туманном окне. Образ тумана еще более усиливает таинственность появления Незнакомки. Лексика возвышенная. Переход к другой картине прямо противопоставлен окружающей пошлости.

Обобщения и добавления учителя: Здесь все хрупко, основано на таинственности, душа освобождается от пошлого давления повседневности, улетает в иные миры, открывая в своей глубине неведомые миру сокровища. Важно то, что душа человеческая на миг соприкоснулась с миром прекрасного. Мы ощущаем возвышенное поэтическое восприятие лирического героя обаяние и красоту таинственной героини. Это не реальная Незнакомка, а только видение поэта, образ, созданный его воображением.

8. Сравним звукопись второй части с первой. (23 слайд)

Ответы учащихся: Появление Незнакомки (Дамы из Космоса) сопровождается шуршащими звуками. Логически это можно объяснено тем, что она - или в черных шелках (“шелками черными шумна”), или со шлейфом, но можно сравнить с приходом чего-то таинственного, необъяснимого.

Ассонансы на А создаёт ощущение воздушности образа: “И кАждый вечер, в чАс нАзнАченный…”; “Девичий стАн, шелкАми схвАченный, // В тумАнно(А)м движется(А) о(А)кне…” и далее. Ассонансы на “У” придают утонченность образу Незнакомки: “И вею(У)т древними поверьями // Ее УпрУгие шелка, //И шляпа с траУрными перьями, //Ив кольцах Узкая рУка”.

9. Сравните лексику двух частей. (24 слайд)

Ответы учащихся: Лексика первой строфы (“И каждый вечер друг единственный...”) высокая, сходная с лексикой второй части стихотворения. Лексика второй строфы (“А рядом у соседних столиков...”) - низкая (“лакеи”, “торчат”, “пьяницы”, “кричат”), тяготеет к лексике первой части. Таким образом эти две строфы как бы скрепляют части стихотворения, проникая в ткань лирического повествования. На место бытовой лексики первой части приходят одухотворенные, поражающие своей музыкальностью строки.

10. Найдите противоположные образы.

“Горячий воздух дик и глух” - “Дыша духами и туманами”; “женский визг” - “девичий стан”; “бессмысленный... диск” луны - “солнце”; “скука загородных дач” - “очарованная даль”; “канавы” - “излучины” души; “бессмысленный... диск” - “истина”.

Обобщения и добавления учителя: Образ Незнакомки исполнен поэтической прелести, отгорожен от грязи действительности возвышенным восприятием лирического героя.

Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.

Грязь окружающей пошлой обстановки не прикасается к ней, она как бы парит над нею, отделенная молчаливым одиночеством, своими “траурными перьями”. Она как посланница иного мира, чуждая всем и всему, как воплощенная Поэзия, Женственность.

11. Что видит и чувствует лирический герой? (25 слайд)

Ответы учащихся: Очи синие бездонные, берег очарованный, И очарованную даль.

Это реальные женские глаза, полные тайны и очарованья, это и символ вечной красоты мира, весеннего и цветущего, который еще существует, несмотря на вселенскую власть душного города, существует пусть только в мечте. Одиночество героев выделяет их из толпы, притягивает друг к другу: И странной близостью закованный..

За этим реальным или воображаемым обликом лирическому герою видится “берег очарованный и очарованная даль”. Берег - символ у Блока, значение которого - новая жизнь, новые открытия, новое понимание жизни и поэзии. Эта ассоциация приобретает значение реально существующей возможности приплыть к другому берегу жизни, уйти в “очарованную даль” от пошлости, которая минуту назад казалась непобедимой.

Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено…
Солнце - символ Женственности, символ счастья, любви.

Обобщения и добавления учителя: Последняя строфа довершает переворот в душе лирического героя, построена на осмыслении происшедшего в душе переворота и переосмыслении устоявшегося, привычного, говорит о его избранности, о нетленности прекрасного идеала:

В моей душа лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.

Открытие поэзии, посвященность в тайны очарования другого мира, пусть и в воображении, утверждается как истина. Таким образом, красота, истина и поэзия оказываются связанными в неразделимом единстве.

12. Связь стихотворения с другими произведениями Блока.

V. Вывод по уроку.

По ходу беседы, анализа стихотворения заполнялась таблица, в которой отмечены все важные детали для полного понимания стихотворения.

Моделирование – это только один из приёмов анализа стихотворения. Порядок работы очень похож на порядок интерпретации стихотворения. Обращая внимание на детали, проникая в подтекст произведения, описывая свои чувства, мы создаём модель, опираясь на которую можно написать сочинение по стихотворении.

Выделим эти ключевые моменты:

Какова тема стихотворения?

Основной принцип построения? (Антитеза – противопоставление)

Каковы символы – образы в стих?

Как помогают выразительные средства раскрыть тему стих?

Каково место лирического героя в произведении?

Как связано данное стихотворение со всем творчеством поэта?

VI. Итог урока – модель стихотворения - видеоролик. (Видеоролик по стихотворению Блока “Незнакомка”).

VII. Домашнее задание.

1 Вариант. Сочинение-интерпретация стихотворения Блока “Незнакомка”.

2 Вариант. Модель стихотворения.

Литература.

1. Блок А.А. Избранные произведения. - Л., 1970.

2. В.В. Агеносов. Русская литература XX века. 11 класс. М.: Дрофа, 2000.

3. Уроки литературы в 11 классе. Книга для учителя. Лирика А.А. Блока. М.: Просвещение, 2005.

Стихотворение А.А. Блока «Незнокомка» написано в 1906 году. В этом стихотворении поэт объединяет два мира. В одном преобладает «тлетворный дух», а за столиками сидят «пьяницы с глазами кроликов». Эта первая часть стихотворения отображает нелицеприятную сторону пригородов Санкт-Петербурга. Описания этой части можно сравнить со стихотворением А. Блока «Фабрика». То есть первая часть стихотворения «Незнокомка» относиться к важной для творчества поэта теме «страшного мира».

Автор стихотворения обращает внимание на общество, которое утрачивает моральные устои, и живет лишь желаниями. Появляются остряки, которые «среди канав гуляют с дамами». Это не таинственные незнакомки, а девушки легкого поведения, которые ради денег будут смеяться над шутками любого. Поэт наполняет свое описание звуками: где-то «раздается женский визг», а за шлагбаумом слышен, плачь, в ресторане кричат «пьяницы». Лирический персонаж стихотворения, говорит, что он оглушен, то есть сначала указывает на количество звуков, а потом говорит, что они его оглушили.

Вторая часть стихотворение – это противопоставление «страшному миру». Появляется образ, который не связан со всем ужасом ресторана. Эта часть связана с другой темой в лирике поэта «стихотворения о прекрасной даме». Незнакомка дышит духами и туманами, ее мир совершенно другой. Она пришла из «зачарованной дали». Поэт даже не уверен, реальна прекрасная женщина или она просто плод его воображения. В предпоследнем четверостишье становится все более очевидно, что девушка за столиком перестает быть отчетливым образом: «И очи синие бездонные // Цветут на дальнем берегу».

В итоге, автор снова переноситься в мир реальности, где его опьяненные разум начинает мыслить в другом ключе. Автор признает, что «истина в вине», по сути делая отсылку к тому, что он такой же пьяница, как и другие посетители заведения. А является ли таинственная дама реальностью или иллюзией никогда не будет известно не лирическому персонажу, не читателю.

Анализ стихотворения Незнакомка кратко

Великий писатель двадцатого века, Александр Блок, написал стихотворение «Незнакомка» в 1906 году. Именно это произведение поэта считается самым романтичным, а потому – самым лучшим. Произведение «Незнакомка» очень романтичное, и это недаром, ведь Александр Блок когда-то пережил в определенное время – семейную драму. Ведь его жена, которую он очень любил и уважал, ушла к другому человеку – к Александру Белому, который являлся тоже поэтом.

Александр Блок не мог этого пережить, ведь его бросил и предал человек, когда-то такой родной и любимый. Естественно, ничего изменить нельзя было, но поэт переживал очень сильно, так как к тому же – его мужская гордость и самолюбие было сильно задето. А потому Блок начал переживать тот момент, когда он начал ходить по различным пивным и барам, где можно было сильно напиться, чтобы забыться от горя. Именно в том одном заведении, где все пили, гуляли и развратничали, Александр повстречал создание, которое вызвало в его сердце бурю эмоция, главное из которых – восхищение. Именно это чувство заставило его написать это стихотворение, которое было названо вскоре – «Незнакомка». И недаром, ведь блок никогда так и не узнал, кто скрывается пот этой одинокой и хрупкой женщиной. Да, это была женщина, которая однако не пила ни разу. Она просто постоянно регулярно ходила в заведение и сидела возле окна, хотя было видно, что сама переживает какое-то горе, и тем не менее, никогда не пила спиртное, в то время, как другие мужчины и женщины напивались.

В произведении поэт описывает поначалу – всю обстановку пивного заведения, когда вдруг – появляется нежная и хрупкая женщина, лицо которой скрыто под вуалью шляпки. Эта женщина -неизвестна никому, а только то понятно, что она постоянно, без пропусков, ходит именно в это заведение. Это впечатление делает ее еще боле загадочной. Она – сильная женщина, которая переживая горе, все же не пьет, в то время, как другие просто напиваются, особенно мужчины. В этой обстановке Блок выделяет ее одну, так как она – как луч света во всей этой грязи.

Анализ стихотворения Незнакомка Блока

Стихотворение «Незнакомка», было написано великим русским поэтом – Александром Блоком в 1906 году. Это было одно из лучших его творческих произведений. Стихотворение было обусловлено личной трагедией поэта, и оно в какой-то мере стало судьбоносным в его жизни. В нём переплетаются – романтика, любовь и ностальгия.

Предыстория стихотворения «Незнакомка» имела настоящий фурор. Александр Блок, в период написания данного стихотворения, испытывал полновластные душевные страдания в связи с изменой своей собственной жены с другим русским поэтом – Александром Белым.

Александр Александрович Блок никак не мог смириться с этим фактом и вскоре, он пристрастился к алкоголю. Он мог проводить часами, а то и сутками время напролёт в различных убогих питейных заведениях. Они казались ему весьма скудными и непримечательными, но всё равно, его почему-то тяготило к таким местам. И именно в таком месте ему приглянулась одна особая дама, которая каждый вечер приходила в одном и том же наряде, садилась за один и тот же столик, и придавалась виду из окна этого заведения, при этом сама она была наполнена печалью.

Она выделялась по всем направлениям и не принадлежала по убеждениям Александра Блока к кастам убогих и неимущих. Именно образ этой дамы натолкнул великого русского поэта на создание стихотворения «Незнакомка». Возможно, Александр Блок узрел в этой незнакомке какое-то важное чувство для себя. Во всяком случае, после написания стихотворения «Незнакомка», его жизнь наполнилась чувством одухотворённости, и он уже больше никогда не стал относиться к своим проблемам так чувствительно.

В стихотворении «Незнакомка» автор описывает дух окружающей обстановки дачного питейного посёлка. Он описывает всю грязь и зловоние, а также нагоняющую на это заведение тоску. В этом ресторанчике царит атмосфера разврата, а люди в нём – несуразные. Лирический герой этого стихотворения полностью теряет разум над собой. Он ищет спасения на дне стакана и при этом жаждет одиночества.

Ему некомфортно в толпе пьяных посетителей и он отстраняется от них. Он уже ни во что не верит, тоска в его душе и за окном. Мир кажется каким-то безнадёжным. Но однажды наш герой видит её, ту самую незнакомку, из-за которой меняется всё его представление о мире. Таинственная и неповторимая, она словно лучик надежды в этом грешном мире.

Она заставляет героя стихотворения вновь взглянуть на жизнь свысока. И вот уже перед нами уже не какой-то пьяница, который потерял смысл жизни, а человек, который обрёл надежду и веру в себя. В его душе разворачивается настоящая романтика, вспыхивает порыв душевных чувств. Теперь его уже ничто не переубедит. Он будет жить дальше в надежде на лучшее.

Оказывается, чтобы переосмыслить кардинально свою жизнь, иногда нужно пройти через многое, и порой самое трудное. Это говорит о том, насколько человек безграничен в своих возможностях, ведь любая, даже самая мелочная деталь, может разыграть в человеке чувство искренности и душевной теплоты. Герой этого стихотворения переосмыслил свою жизнь и вышел на новый этап её становления.

Полный, комплексный анализ. 11 класс

Анализ стихотворения Незнакомка по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Если ты любишь, как я, бесконечно Фета

    Афанасий Фет вынужден хранить тайну своего сердца до самой смерти, он постоянно корит себя за то, что вынужденно отверг любовь девушки, которая на самом деле могла подарить ему счастье и благополучие.

  • Анализ стихотворения Благовонная ночь, благодатная ночь Фета

    Ночная пора является для Афанасия Фета особенной, он посвятил ей множество пейзажных зарисовок. Некоторые из них показывают, почему автор испытывает подобные нежные чувства к темному времени суток

  • Анализ стихотворения Пускай ты выпита другим Есенина

    Произведение относится к любовной лирике поэта и является одной из составных частей цикла стихотворений под названием «Любовь хулигана», обращенных к любви поэта к артистке Августе Миклашевской

  • Анализ стихотворение Есенина Нивы сжаты

    Данное стихотворение Есенин написал в самый разгар войны, что, казалось бы, неуместно. Но, не смотря на всю свою суровость, достаточно гневное отношение к некоторому политическому строю и собственную оппозицию он был человеком достаточно открытым

  • Анализ стихотворения Какая ночь! Как воздух чист Фета

    Поздняя лирика Фета, которую принято причислять к любовной, все больше наполняется трагическими переживаниям, они глубоки, а автор пытается скрыть волнения души за обычными, возвышенными чувствами.

Стихотворение "Незнакомка" А. Блока написано в Озерках 24 апреля 1906г. Оно принадлежит к циклу "Город", в котором поэт затрагивает одну из главных для него проблем - народ и интеллегенция.
В этом стихотворении герой встречает свою возлюбленную в ресторане. она является ему только в пьяных мечтах. Если раньше она была его Прекрасной Дамой, то теперь она просто незнакомка (неизвестная женщина). В дальнейшем образ Прекрасной Дамы потеряет волшебную ауру и она станет реальной женщиной.
Идея данного стихотворения - встреча лирического героя со своей возлюбленной, которая предстает перед ним в новом обличье. С помощью вина он пытается примириться с действительностью. Мир не устраивает его, он разочаровался в своих мечтах и потерял смысл жизни.
Это стихотворение, рисующее загадочно-пленительный образ незнакомки, строится на системе контрастов: лирическому герою резко противостоит дисгармоничный мир петербургского пригорода, скука "загородных дач", разлитая повсюду. она ощущается в неприятных звуках (в пьяных окриках, скрипе уключин, женском визге), в уродливых картинах ("кривится" даже лунный диск), мертвенности, "разложении и тлетворном духе".
У лирического героя лишь один собеседник - "друг единственный", отраженный в стакане, то есть он сам или его двойник. Но этот двойник нем, ибо, как и сам пьющий терпкую влагу, "смирен и оглушен". Значит одиночество абсолютное!
Трактирному, угарному миру и противопостоит появляющаяся незнакомка. Она одинока ("Всегда без спутников, одна..."), и в этом отношении она - душа, родственная лирическому герою. К тому же она как и он, трагична (перья на её шляпе "траурные"). В то же время незнакомка явно принадлежит этому ресторанному миру, вписывается в него. В своем поэтическом облике героиня является как чудо, как что-то необыкновенное, редкое, исключительное. И одновременно она буднична. Примечательно, что с появлением её образа в звуковом мире стихотворения возникает нагнетание свистящих и шипящих:
И каждый вечер в час назначенный
(Иль это только снится мне?)
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
Поэт сводит к минимуму неудобопроизносимые согласные, обращаясь к звучным сонорным (л, н, м, р), оттеняя их шипящими и свистящими (ч, ш, с), напоминающими о шуршании шёлка.
Лирический герой поддается очарованию красоты незнакомки, он "закован" её "странной близостью"; но он же и не принимает её образа, скользит мимо него, смотрит сквозь него. Его идеал, очевидно, шире, он не "покрывается" образом Незнакомки, он выше его. И лирическому герою открывается иной мир, новый образ, соответствующий его идеалу ("И вижу берег очарованный / и очарованную даль"). С этой иной далью связанна какая-то особая пленительная тайна, возникает образ очей, "синих, бездонных"; принадлежащих героине другого, "дальнего" берега. Этот образ тоже таинственен и туманен, он совершенно лишен плоти и осязательности. Он назван "солнцем", наделён ярким, ослепительным светом, рождается очередной контраст земного и небесного, реального и лирического.
Глухие тайны мне поручены,
Мне чьё-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.
Но в переживании колдовского очарования неожиданно поселяется тревога. А вдруг это просто пьяные галлюцинации ("Иль это только снится мне?"). Тут ещё признание героя: сокровище лежит в глубине души. Зыбко и призрачно это душевное богатство, если лишено опоры в действительности, если образ вечной женственности исчезает, как пропала в тумане и Незнакомка. И герой возвращается к страшной действительности: "Ты право пьяное чудовище! / Я знаю: истина в вине".
Возникает образ огромной трагической силы: пьяницы соединяются в "пьяном чудовище", тупо и властно взирающее на героя и заставляющее признать свою правоту ("истина в вине").
Для раскрытия темы и идеи произведения автор использует следующие изобразительно-выразительные средства: метафоры ("воздух глух", "очи бездонные", "пронзило вино"), олицетворение ("очи цветут", "ко всему приученный"), сравнение ("пьяницы с глазами кроликов"), эпитеты ("таинственная влага", "глухие тайны"), анафора ("и каждый вечер"), звукопись ("скрипят уключины", "веют древними поверьями"), живопись ("золотится крендель булочной").
Главным принципом, определяющим композицию произведения, является контраст. Именно в контрастных сопоставлениях реализуется тот конфликт между желаемым и данным,идеалом и действительностью, который и составляет основу романтического искусства и широко используется Блоком - символистом на всём протяжении его творчества. В этом стихотворении резкое противопоставление двух частей находит выражение темы лексики, звуковой организации стиха. Только ритмический рисунок (четырёх строчный ямб с редким для этого размера чередованием дактилической и мужской рифм) остаётся неизменным.
Стихотворение "Незнакомка" начинается и завершается рестораном, оглушительным криком, одинаковым девизом - "истина в вине". В забвении всех унизительных мерзостей "страшного мира", в "электрических снах наяву", в экстазе, хотя бы дарованном вином, автор искал выход в иные миры - так легче было вспоминать "глухие тайны", и "очи синие, бездонные" расцветали только тогда, когда терпкое вино пронзало все "излучины души", и обычная проститутка превращалась в прекрасную Незнакомку.

Это стихотворение Александра Блока принадлежит к периоду написания “Страшного мира”, когда главными в восприятии поэтом мира были ощущения тоски, отчаяния и неверия. Мрачные мотивы многих стихотворений данного периода выражали протест Блока против жестокости страшного мира, превращающего все самое высокое и ценное в предметы торга. Здесь царит не красота, а жестокость, ложь и страдание, и выхода из этого тупика нет. Лирический герой отдается отраве хмеля и буйного разгула

И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирен и оглушен.

В этот период поэт порывает со своими друзьями-символистами. От него ушла его первая любовь - Любочка, внучка знаменитого химика Менделеева, ушла к его близкому другу - поэту Андрею Белому. Казалось, что Блок топит отчаяние в вине. Но, несмотря на это, главной темой стихов периода “Страшного мира” все же остается любовь. Но та, о ком поэт пишет свои великолепные стихи, уже не прежняя Прекрасная Дама, а роковая страсть, искусительница, разрушительница. Она мучит и сжигает поэта, а он не может вырваться из-под ее власти.
Даже о пошлости и грубости страшного мира Блок пишет одухотворенно и красиво. Хотя он уже и не верит в любовь, не верит ни во что, но образ незнакомки в стихах этого периода все же остается прекрасным. Поэт ненавидел цинизм и пошлость, их нет в его стихах.
“Незнакомка” - одно из самых характерных и красивых стихотворений этого периода. Блок описывает в нем реальный мир - грязную улицу со сточными канавами, проститутками, царство обмана и пошлости, где среди льющихся помоев прогуливаются “испытанные остряки” с дамами.

По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.

Лирический герой одинок в окружении пьяниц, он отвергает этот ужасающий его душу мир, похожий на балаган, в котором нет места ничему прекрасному и святому. Мир травит его, но среди этого хмельного угара появляется незнакомка, и ее образ будит светлые чувства, кажется, она верит в красоту. Образ ее удивительно романтичный и манящий, и видно, что жива еще в поэте вера в добро. Пошлость, грязь не могут запятнать образ незнакомки, отражающий мечты Блока о чистой, беззаветной любви. И хотя стихотворение и завершается словами “In vino veritas”, но образ прекрасной незнакомки вселяет веру в светлое начало жизни.
В стихотворении две части, а основным литературным приемом является антитеза, противопоставление. В первой части - грязь и пошлость окружающего мира, а во второй - прекрасная незнакомка; эта композиция позволяет донести главную идею Блока. Образ незнакомки преображает поэта, меняются его стихи и мысли. На место бытовой лексики первой части приходят одухотворенные, поражающие своей музыкальностью строки. Художественные формы подчинены содержанию стихотворения, позволяя глубже проникнуться им. Аллитерации в описании грязной улицы, нагромождения грубых согласных звуков сменяются далее ассонансами и аллитерациями сонорных звуков - [р], [л], [н]. Благодаря этому создается прекраснейшая мелодия звучащего стиха.
Это стихотворение не оставляет равнодушным никого, его нельзя забыть, прочитав однажды, и прекрасный образ волнует нас. Эти стихи трогают до глубины души своей мелодичностью; они похожи на чистую, великолепную музыку, льющуюся из самого сердца. Ведь не может быть так, чтобы не было любви, не было красоты, если есть такие прекрасные стихи.

В центре первого тома лирики Блока — большой цикл «Стихи о Прекрасной Даме» (весна 1901-го — осень 1902-го). Женский образ, созданный в первом томе, видоизменяясь и варьируясь, прошел через всю лирику поэта. Своего рода композиционным центром второго тома становится стихотворение 1906 года «Незнакомка» (Блок), анализ которого мы проведем.

Лирический герой Блока, отворачиваясь от окружающего мира, пошлого и скучного, взыскует мира иного, возвышенного и прекрасного. Композиционное решение этого произведения подчеркивает противостояние двух миров, типологически сближая поэзию Блока с опытом романтического мировосприятия.

Первая часть «Незнакомки» (шесть строф) гротескно воспроизводит социально-бытовое окружение, чуждое и неприятное лирическому герою. Контекст стихотворения наполняется целой чередой символических деталей, снижающих образ реальности: он характеризуется «пьяными окриками», «пылью переулочной и скукой загородных дач»; лирический герой слышит «скрип уключин» и «женский визг», это мир «сонных лакеев» и «пьяниц с глазами кроликов», «испытанных остряков», гуляющих с дамами между канав. Негативный контекст, созданный подобными образами, соотносится и с деталями городского пейзажа, которые, казалось бы, носят вполне нейтральный характер: «крендель булочной», «шлагбаум». Социально-бытовой фон накладывается и на пейзаж, искажая и деформируя его: дух весны, новой жизни, расцвета, обновления становится «тлетворным»; луна, образ с огромной литературной традицией, превращается в бессмысленно кривящийся диск. Таким образом создается ощущение зловещей дисгармонии реального мира, трагического одиночества в нем лирического героя, чем и обусловливается появление образа иной реальности, образа, привнесенного Незнакомкой.

Мотив одиночества и опьянения мотивирует сюжетную возможность появления образа иного бытия:

И каждый вечер друг единственный

В моем стакане отражен

И влагой терпкой и таинственной,

Как я, смирен и оглушен.

Появление Незнакомки привносит совершенно иные образы, преображает действительность или же открывает перед лирическим героем иные миры. С этого момента окружающая реальность обретает иные очертания. «Крендель булочной», канавы, скрип уключин над озером вытесняется чем-то таинственным и непознаваемым.

Зыбкость, эфемерность, принадлежность образа скорее вымышленному миру, доступному лишь лирическому герою, а не реальному окружению, подчеркивает мотив одиночества, сопутствующего образу героини («Всегда без спутников, одна»), и мотив сомнения в истинности ее явления («Иль это только снится мне?»). Однако вопрос о вымышленности или реальности образа Незнакомки не имеет для лирического героя решающего значения: важнее ощущение «странной близости», приобщения к тайне женского образа, которое начинается с деталей портрета («упругие шелка», «шляпа с траурными перьями», «в кольцах узкая рука», «темная вуаль»), приближающих лирического героя к дыханию «духов и туманов», принесенных Незнакомкой и недоступных никому, кроме него. Эта приобщенность открывает иное, истинное бытие, образ которого создается с помощью широких символов. Взгляд лирического героя «за темную вуаль» открывает не просто лицо таинственной и прекрасной женщины, но «берег очарованный и очарованную даль», которые дают возможность по-другому осмыслить собственное назначение, жизненное поприще, осознать себя хранителем некой высшей тайны. Эти тайны непознаваемы, они могут быть воплощены широкими образами-символами:

И перья страуса склоненные

В моем качаются мозгу,

И очи синие бездонные

Цветут на дальнем берегу.

Попробуйте предложить свою трактовку этой строфы. Обратите при этом внимание, что здесь сочетается реальное (взгляд за темную вуаль открывает синие бездонные очи женского лица неземной красоты) и принадлежащее иному миру, «дальнему берегу», прозреть черты которого стремится лирический герой.

Появление Незнакомки, приоткрывшей перед лирическим героем «берег очарованный», придает ему ощущение собственной избранности, причастности к тайнам бытия:

В моей душе лежит сокровище,

И ключ поручен только мне!

Это ощущение в последних двух строках стихотворения «Незнакомка» (Блок), анализ которого нас интересует, снижается самоиронией: лирический герой соглашается с «пьяным чудовищем», ищущим вслед за древними римлянами истину в вине. Однако эта самоирония тоже не однозначна: вспомним, что именно мотив опьянения мотивирует появление Незнакомки и откровения, которому оказывается причастен лирический герой.