У композитора Д. Кабалевского есть пьесы «Плакса, «Злюка» и «Резвушка»...
Кто такая плакса, вы, конечно, знаете. Помните и сказку про Царевну-несмеяну, которая проливала слезы, чуть, что не по ней. Такие царевны-несмеяны встречаются и в жизни. Еще, к сожалению, бывают дети-злюки, сердитые, драчливые, всех обижают и никого не пожалеют. А резвушкой называют девочку - непоседу, попрыгунью, ей так трудно усидеть на одном месте. Все бы ей веселиться, прыгать да бегать!

Комплект для проведения музыкальных занятий по материалам О. П. Радыновой: презентация с музыкальным оформлением и разработка занятий.

В комплекте:
1. Презентация - 18 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Д. Б. Кабалевский. Плакса, mp3;
Д. Б. Кабалевский. Злюка, mp3;
Д. Б. Кабалевский. Резвушка, mp3;
Д. Б. Кабалевский. Три подружки (vinil-rip), mp3;
3. Сопроводительная статья - конспект занятия, docx;
4. Ноты для самостоятельного исполнения педагогом, jpg.

МУЗЫКА ВЫРАЖАЕТ НАСТРОЕНИЯ, ХАРАКТЕР, ЧУВСТВА ЛЮДЕЙ

Три подружки

Дмитрий Борисович Кабалевский. Три подружки (Плакса, Злюка, Резвушка), Упрямый братишка

1-е занятие

Программное содержание . Рассказать детям о том, что музыка может передавать не только настроение, но и черты характера человека.

Ход занятия:

П е д а г о г. Вы знаете, что музыка может выражать разные настроения человека, его переживания, чувства: нежность, веселье, грусть, тревогу. Вы слушали пьесы, в которых композитор уже в названии определяет настроения, выраженные в музыке: «Весело - грустно» Л. Бетховена, «Ласковая просьба» Г. Свиридова.

Музыка может очень похоже передавать и черты характера человека.

У композитора Д. Кабалевского есть пьесы «Плакса, «Злюка» и «Резвушка». Что такое плакса, вы, конечно, знаете. Помните и сказку про Царевну-Несмеяну, которая проливала слезы, чуть, что не по ней. Такие царевны-несмеяны встречаются и в жизни. Сколько есть плаксивых, капризных девчонок, да и мальчики, особенно если они ещё маленькие, иногда добиваются своего слезами. Их тоже называют плаксами.

Послушайте, как плаксу изобразила музыка. (Исполняет пьесу.) Какие горькие слёзы проливает плакса, даже взвизгивает иногда! (Исполняет 9-12-й такты.) А какого ребёнка мы называем злюкой?

Д е т и. Который злится, дерётся.

П е д а г о г. Да, к сожалению, бывают такие дети-злюки, сердитые, драчливые, всех обижают и никого не пожалеют. (Исполняет пьесу.)

Какая колючая и некрасивая музыка. Это потому, что она рассказывает про злюку. Третья пьеса, которую я вам сыграю, называется «Резвушка».

Резвушкой называют девочку - непоседу, попрыгунью, ей так трудно усидеть на одном месте. Слово резвушка происходит от слова резвая - то есть быстрая, живая, игривая. Вот и пьеса «Резвушка» - подвижная, живая, весёлая, шаловливая. Музыка рассказывает о девочке с характером непоседы, озорницы. Всё бы ей веселиться, прыгать да бегать! (Исполняет пьесу.) Вот как, похоже, может музыка передать черты характера, портрет человека: плаксы, злюки или резвушки. (Исполняет пьесы повторно.)

2-е занятие

Программное содержание . Учить детей различать средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, гармонизацию; передавать в движениях характер музыки.

Ход занятия:

П е д а г о г. На прошлом занятии вы слушали музыку, которая ярко передает черты характера человека, как бы рисует его портрет. Сейчас я загадаю вам музыкальную загадку, а вы попробуете её отгадать. Кто сейчас перед нами: плакса, злюка или резвушка? (Исполняет три пьесы, дети узнают их. Можно использовать игровой приём: три карточки с изображением плаксы, злюки и резвушки. Дети поочерёдно поднимут одну из них, услышав музыку, соответствующую характеру персонажа.)

Вы правильно отгадали мои загадки. А почему вы не перепутали плаксу со злюкой? Ведь мелодии этих пьес так похожи! (Исполняет фрагменты.)

Д е т и. Плакса грустная, а злюка сердитая.

П е д а г о г. Правильно. Хотя обе мелодии очень похожи, наверное, потому, что и плакса, и злюка похожи друг на друга - обе капризные, непослушные девочки, их трудно перепутать.

Мелодия «Плаксы» звучит тихо, жалобно, печально, медленно. (Исполняет фрагмент.) Она заунывная, передаёт всхлипывания и взвизгивания капризули. В пьесе «Злюка» похожая мелодия звучит громче, быстрее и в сопровождении аккордов - жёстких, сердитых, злых, колючих. У злюки такой колючий характер! (Исполняет фрагмент.) Злюка ведь не может быть красивой, поэтому и музыка звучит так резко и некрасиво. Даже если у девочки-злюки симпатичное лицо, но она сердитая, недобрая, она не будет никому нравиться, с ней не захочет никто дружить. (Исполняет фрагмент.) Какая некрасивая злюка!

Давайте попробуем передать характер музыки движениями рук: во время звучания тихой, жалобной музыки («Плакса») движения будут плавными, печальными (исполняет фрагмент) , а когда музыка будет передавать сердитый характер («Злюка»), будет звучать жестко и громко, подвижнее, то и движения будут резкими, чёткими, более быстрыми. (Исполняет фрагмент, показывает движения. Затем исполняет обе пьесы. В средней и старшей группах можно использовать пантомиму, танцевальные движения, стимулирующие детское творчество.)

А как можно передать движениями характер девочки-резвушки? (Исполняет фрагмент.) Музыка такая быстрая, резвая, лёгкая, полётная, шаловливая, озорная. Мелодия то спускается вниз, то внезапно взлетает вверх, то стремительно подпрыгивает, порхает. (Исполняет фрагменты.)

Д е т и. Движения будут быстрыми.

П е д а г о г. Да, движения будут лёгкими, размашистыми, стремительными, быстрыми, изящными, игривыми. (Исполняет пьесу, дети выполняют задание.)

Может быть, кто-нибудь хотел бы потанцевать под эту музыку? Кто у нас будет резвушкой?

З-е занятие

Программное содержание . Учить детей различать выразительные интонации музыки, сходные с речевыми.

Ход занятия:

П е д а г о г (исполняет три пьесы в другом порядке, чем на предыдущем занятии, дети угадывают названия пьес). Вы так хорошо определяете характер девочки, который передает музыка! Не ошибаетесь вы потому, что в музыке есть свои слова, как и в речи. Это музыкальные интонации, похожие на разговор - весёлый, грустный, сердитый, нежный. Например, когда человек плачет, жалуется, вздыхает, он произносит звуки, похожие на эти (произносит звуки вздоха, потом играет начало пьесы «Плакса»). Когда человек злится, кричит, голос его звучит некрасиво, резко (исполняет фрагмент пьесы «Злюка»).

Сейчас я сыграю вам ещё одну пьесу композитора Д. Кабалевского, в которой очень похоже передан характер человека. Она называется «Упрямый братишка». Что такое упрямство, вы знаете? Какого ребёнка мы называем упрямым?

Д е т и. Непослушного.

П е д а г о г. Да, упрямый ребёнок делает всё по-своему и не соглашается ни на какие уговоры взрослого. Так и в этой пьесе - упрямый братишка всё время твердит своё. (Исполняет пьесу.) Эта музыка очень похожа на разговор. Когда мама уговаривает ребенка, она сначала пытается объяснить ему то, что хочет, спокойно, терпеливо, говорит ласково и тихо. Так и в музыке. (Исполняет 1-3-й такты.) Если ребенок не слушается, мама начинает говорить настойчивее, громче, пытается убедить его. Так и в этой пьесе. (Исполняет 5-7-й такты.) Упрямый ребенок отвечает как бы на одном звуке, однообразно бубнит своё. (Исполняет 4-й такт.) Как похожа эта музыка на речь!

Мама снова пробует убедить упрямца, но ребёнок перебивает её, не слушает. (Исполняет 9-13-й такты.) А в конце пьесы, как вам кажется, уговорила мама упрямого сына сделать, что она просила?

Д е т и. Нет.

П е д а г о г. Упрямый мальчик так и не согласился с мамой, не послушался её. Он что-то капризно выкрикнул напоследок. (Исполняет последний такт пьесы.) А когда его мама уговаривала, он как будто твердил всё время: «Нет, нет, нет!» или «Не хочу!» (Исполняет фрагмент .) Вот как музыкальные интонации похожи на слова! (Пьеса исполняется повторно.) (На последующих занятиях дети могут инсценировать эту пьесу, используя пантомиму: «упрямый братишка» отворачивается, топает, мотает головой из стороны в сторону, когда «мама» пытается его уговорить.)

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 12 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Бетховен. Весело-грустно, mp3;
Свиридов. Ласковая просьба, mp3;
Кабалевский. Три подружки:
Плакса, mp3;
Злюка, mp3;
Резвушка, mp3;
Кабалевский. Три подружки (полностью), mp3;
Кабалевский. Упрямый братишка , mp3;
3. Сопроводительная статья - конспект занятий, docx;
4. Ноты для самостоятельного исполнения педагогом, jpg.

В конце урока прозвучит песня «Кузнец», в которой интонация не изменяется от начала и до конца. При её исполнении можно предло- жить ребятам вставать и садиться поочерёдно, то мальчикам, то девочкам. Надо добиваться при этом полного отсутствия шума и рит- мической точности исполнения: чётко вставать перед самым вступле-

нием, а после последнего спетого звука – немедленно садиться ** .

«Три подружки» («Резвушка», «Плакса», «Злюка») – слушание.

«Перепёлочка»

«Марш» Э. Грига, выход из класса под музыку песни Д. Кабалевского «Кто дежурные?».

** Тема «Интонация», изучение которой позволяет ребятам сделать вывод о том, что отличие музыкальной речи от разговорной заключается в точном фиксировании высоты звука, даёт повод для начала обучения пению по нотам. Методы обучения могут быть различными. Программа подразумевает возможность использования, например, как абсолютной, так и относительной сольмизации. Музыкальным материалом могут быть те попевки и песни, которые были выучены в первом классе. Однако при этом важно, чтобы музыка по своему содержанию была органически связана с темой урока.

Мелодия из 3-й части Пятой симфонии Л. Бетховена – исполне- ние.

«Кузнец» – исполнение.

Четвёртый урок*

Интонации бывают очень разные: одни выражают настроения, чувства, мысли человека, другие – изображают какие-либо движе- ния человека (шаги, прыжки) или разнообразные звуки, шумы и явления окружающего его мира.

Вот некоторые примеры интонаций, выражающих разные харак - теры, чувства и настроения людей : резвая интонация («Резвушка»), плаксивая («Плакса»), сердитая, злая («Злюка»), жалобная («Перепёлочка»). Обратить внимание на связь характера интонаций в той или иной песне с характером её исполнения . По аналогии напомнить ребятам, что они сами часто придают своей речи опреде- лённую интонационную окраску. Даже одно и то же слово произносят то вопросительно (да?) , то утвердительно (да!) , то с неуверенностью (да-а...) .

А вот некоторые интонации изобразительного характера : интона- ция шага («Марш» Прокофьева), интонация набатного колокола («Дон-дон»), трубы и барабана («Труба и барабан»), крика петуха (вступление к русской народной песне «Петушок») и зова кукушки («Кукушка»), мяуканья и царапанья кошечки («Кот в сапогах и Белая кошечка»). Различны виды сочетаний интонаций. Например,

«Марш» С. Прокофьева – интонация шага в нижнем регистре, песен- ные интонации – в верхнем регистре.

Разучивание мелодии «Доброе утро» из второй части кантаты

«Песня утра, весны и мира» Д. Кабалевского следует связать с выра- зительным прочтением текста и подчёркиванием во время исполне- ния ладовой окраски интонации, её «высветления».

При слушании экспозиции 3-й части симфонии Бетховена пусть ребята сами определят, что главная (героическая) интонация звучит не в начале, а в конце каждого из трёх построений.

Примеры выразительных и изобразительных интонаций – по выбору учителя из числа названных.

«Доброе утро» – разучивание.

«Кукушка» (швейцарская народная песня) – разучивание.

Экспозиция 3-й части Пятой симфонии Л. Бетховена– слушание.

«Кузнец» – исполнение в ансамбле с учителем.

Пятый урок

Продолжение темы о выразительных и изобразительных инто- нациях. Учитель не должен упускать из виду то обстоятельство, что, как об этом говорилось уже в первом классе, выразительность и изобразительность чаще всего существуют слитно, в нераз- рывном единстве. Это прослеживается часто и на отдельных инто- нациях.

* С этого урока можно начать опыты импровизации с опорой на заданное зерно- интонацию из 2–4 звуков и текст (1–4 строчки). Благодаря этому импровизация перестаёт быть беспредметным подбиранием мелодии, так как в неё входит элемент интонационной осознанности.

Великий «музыкальный сказочник» Н.А. Римский-Корсаков очень точно нарисовал музыкальные портреты главных действую- щих лиц своей оперы «Золотой петушок». Так, два варианта темы петушка в опере одновременно содержат в себе и изобразительность (музыка изображает крик петуха), и выразительность (в одном вари- анте тема начинается и кончается ходами вверх, а в другом – ходами вниз; в первом случае тема носит тревожный характер, во втором – спокойный; в первом варианте петушок поёт царю Дадону «Берегись, будь начеку!», во втором «Царствуй, лёжа на боку»).

Звездочёт показан в опере мудрым старцем, знающим все тайны жизни и на земле, и на небе. Медленно чередуются в его теме плав- ные аккорды, высоко звучит его голос, а ещё выше, словно мерцаю- щие звёзды, позванивают маленькие колокольчики. Внимательно прислушайтесь к его последним словам: «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок». Царь Дадон – это сам русский царь. Ещё до того, как Дадон произносит свои первые слова, мы слышим, как он пытается изобразить важную и могучую персону. А на самом деле он очень смешно и глупо пыжится, раздувается: четыре раза в басу без изменения повторяется его маршеобразная тема, она звучит всё громче и громче, а сдвинуться с места никак не может, и начинает Дадон сам себя жалеть: «...могучему Додону тяжело носить корону».

Воеводу Полкана Римский-Корсаков называет «старым и неотё- санным» и добавляет, что он «говорит всегда, как ругается». Он всё время пугает царя и бояр.

Пусть ребята сами попытаются услышать и определить главные интонации каждой из этих тем.

Тем ы петушка , Звездочёта , цар я Дадона , воевод ы Полкан а и з про - лог а оперы «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова – слушание.

«Кукушка» – исполнение.

«Доброе утро» – исполнение.

«Котёнок и щенок» Т. Попатенко – разучивание.

Шестой урок

Песня «Котёнок и щенок» – отличный образец юмора в музыке. Надо её петь так, чтобы юмор был не только в стихах, но ощущался и в исполнении самой музыки (острый ритм, точное выполнение указа- ний композитора в 9-м и 11-м тактах: первый звук – короткая вось- мая, второй – подчёркнутая четверть). При слушании «Арагонской хоты» обратить внимание ребят на то, что вступление построено на интонациях, звучащих очень значительно, никак не предвещающих танцевальную музыку, в очень медленном движении. Благодаря этому главная тема звучит особенно ярко и свежо.

Пусть ребята, определяя главную интонацию в той или иной песне (пьесе), попытаются охарактеризовать её выразительные или изобра- зительные свойства.

«Доброе утро» – исполнение.

«Кукушка» – исполнение.

«Арагонская хота» М. Глинки – слушание и исполнение в ансам- бле с учителем.

«Котёнок и щенок» – исполнение.

Седьмой урок

Обобщение темы второй четверти. Интонация – основа музыки. От яркости интонации зависит яркость музыки. Не из всякого сочета- ния звуков получается мелодия, как не из всякого сочетания слов получается фраза (привести примеры бессмысленного набора несколь- ких слов и нескольких звуков). Мелодия интонационно осмыслен - ное музыкальное построение.

Исполнение и слушание музыки по усмотрению учителя и по желанию самих ребят.

ТРЕТЬЯ ЧЕТВЕРТЬ

РАЗВИТИЕ МУЗЫКИ

Первый урок *

Музыка искусство, которое раскрывается перед слушателем в движении, постепенно, шаг за шагом (звук за звуком). Поэтому нет музыки без развития , даже когда она стремится изобразить полный покой, неподвижность.

Музыку куплетной формы (песни), где, казалось бы, само по себе многократное повторение одного и того же неизменного куплета пре- допределяет отсутствие развития, мы исполняем по-разному и в зави- симости от текста куплетов. Наглядным примером тому может слу- жить песня «Почему медведь зимой спит». В первом куплете нарисо- вана картина спокойного леса; медведь тихо идёт домой, в свою бер- логу. Таким же спокойным должно быть и звучание музыки. Но в самом конце первого куплета – происшествие: медведь наступил лисе на хвост. В жизни лесных обитателей переполох, шум, гам. Так же должна прозвучать и музыка: быстро, взволнованно, шумно. А в тре- тьем куплете медведь залез в берлогу, заснул, и в лесу стало спокой- нее – музыка в этом куплете исполняется тише и спокойнее, чем в первом куплете. Это яркий пример исполнительског о развития музыки (композитор сочинил для трёх куплетов одинаковую музыку, но исполнение самими ребятами внесло в неё развитие, движение, изменение характера).

По-разному можно исполнить и попевку, предложенную на этом уроке: сначала спеть про спокойных ребят, потом – про непосед, затем они прозвучат одновременно, и одна и та же музыка будет вос- приниматься по-другому – две группы разных по характеру ребят как бы спорят друг с другом.

Теперь разберёмся в сказке, в которой развитие имеется в самой музыке , независимо от её исполнения, как это бывает обычно в куплетной песне.

Если мы прочитаем (без музыки) сказку «Петя и волк», то увидим, что в сказке этой происходят различные события, действующие лица совершают разные поступки, меняется их настроение, они вступают друг с другом то в дружественные переговоры, то в споры и т. д. и т. п. Всё это и называется развитием . Но если такое развитие есть в тек- сте сказки, то оно, разумеется, есть и в музыке, написанной на текст

* Вход на урок под музыку «Марша» Т. Хренникова, выход из класса после урока под «Марш» Ф. Шуберта.

этой сказки. Музыка выражает всё, что чувствуют и думают Петя, дедушка, охотники и другие действующие лица сказки (Прокофьев

«очеловечивает» зверей в своей сказке: они «по-человечески» разго- варивают с Петей и друг с другом, поэтому в их музыке всегда есть и выразительные интонации, словно бы это люди, и интонации изобра- зительные – птичка чирикает, кошка крадётся, волк лязгает зубами, утка крякает и т. п.).

Надо предложить ребятам проследить за развитием музыки в прокофьевской сказке , опираясь на понимание того, что такое «зерно- интонация».

Начать с Пети – определить интонацию, из которой выращена его мелодия, проследить, как она видоизменяется (развивается) на про- тяжении всей сказки в зависимости от событий, происходящих в ней; как Петя из беззаботного мальчика превращается в героя-пионера (развитие темы, начатой в первом классе). Внимательно вслушаться в основные эпизоды Петиной музыки: от начала сказки, где настрое- ние спокойное, весёлое, бодрое, не предвещающее никаких серьёзных событий (обратить внимание на то, как в Петиной музыке сочетаются элементы песни, танца и марша), до заключительного общего шествия- марша, выросшего из Петиной мелодии (Петя – герой!).

В «Марше» Ф. Шуберта надо так же выделить главную интонацию и проследить за её развитием.

«Почему медведь зимой спит» Л. Книппера – разучивание.

«Разные ребята» – исполнение.

«Петя и волк» С. Прокофьева (развитие темы Пети) – слушание.

«Марш» Ф. Шуберта – слушание.

Второй урок*

В игровой попевке «Игра в слова» ребята обнаружат ещё один из приёмов развития музыки. Необходимо добиваться очень яркого кон- траста между доступной данному классу громкой звучностью (без форсировки!) и звучностью еле слышимой. В конце последней фра- зы – «мыши зашуршали» – перейти на речевой шёпот, растягивая звук «ш», и на последнем слоге («шат») сделать произвольное глис- сандо вниз. Разумеется, добиться всего этого можно лишь постепен- но, на протяжении нескольких уроков. В сказке «Петя и волк» ребя- та могут проследить, как сопоставление и столкновение различных тембров, связанных с действующими лицами симфонической сказки, способствует развитию музыки.

«Разные ребята» – исполнение.

«Игра в слова» (попевка) – разучивание.

«Петя и волк» – развитие тем Пети, птички и утки – слушание.

«Почему медведь зимой спит» – исполнение.

Третий урок

Обратить внимание ребят на то, что в «Пете и волке» три части: первая – спокойная, безмятежная жизнь Пети с дедушкой и Петиных друзей – зверей; вторая, начиная с появления волка вплоть до его

* На этом уроке и в дальнейшем на протяжении всей четверти вход в класс под

«Марш» Ф. Шуберта, выход из класса под «Марш» Т. Хренникова.

поимки, наполнена главными событиями – опасными, тревожными, волнующими, приводящими к победе друзей над злым волком; тре- тья – заключительное торжество (не забыть и про то, что утка навер- няка как-нибудь выберется из волчьего живота – это ведь сказка). А дедушка всегда остаётся одинаковым: он добрый, но всегда немнож- ко ворчит. Сперва он боится, чтобы с Петей не случилось какой- нибудь беды, а в конце обеспокоен мыслью, что было бы с Петей, если бы волка не поймали...

«Игра в слова» – исполнение.

«Почему медведь зимой спит» – исполнение.

«Петя и волк» – развитие тем утки, кошки и волка – слушание.

Четвёртый урок

В песне С. Бугославского обратить внимание ребят на текст: пусть они сами почувствуют и поймут, что третий куплет, развивающий мысль первого и второго, отличается взволнованностью и торжествен- ностью (первый и второй куплеты – песня, а третий – песня-марш) – мы славим пограничников, которые охраняют нашу Родину.

В сцене «Купание в котлах» из балета «Конёк-Горбунок» Р. Щедрина действие развивается так: чтобы избавиться от царя Гороха, его уговорили вывариться в нескольких котлах, будто от этого он станет молодым и красивым. И вот нагреваются котлы, вода начинает кипеть, царь залезает в котёл и... испаряется, исчезает... все в недоумении...

Слушая ярко изобразительную музыку этой сцены, ребята могут обратить внимание на развитие уже знакомой им темы царя Гороха, которая приобретает характер унылого похоронного шествия. Этой музыкой композитор словно потешается над царём. Контрастом к ней звучит широкая раздольная тема Ивана, написанная в духе русских народных песен.

«Во поле берёза стояла» (русская народная песня) – исполнение в ансамбле с учителем.

«Песня о пограничнике» С. Бугославского – разучивание.

«Купани е в котлах » – сцена из балета «Конёк-Горбунок» Р. Щедрина – слушание.

Пятый урок

Ознакомившись с текстом новой попевки «Тихо – громко», пусть ребята сами (без дирижёрского жеста учителя – он здесь только аккомпаниатор!) исполнят её, изменяя характер от куплета к куплету.

В песне «Во поле берёза стояла» отметить заключительную (из двух звуков) интонацию, завершающую каждую из четырёх фраз песни. Перед слушанием фрагмента из финала Четвёртой симфонии П. Чайковского наиграть тему в её нескольких вариантах, предлагае- мых в хрестоматии. Обнаруживание ребятами сходства между раз- витием темы (в фортепианном звучании) и собственным исполнением песни будет для них интересным и полезным для дальнейшего вос- приятия музыки в оркестровом звучании.

«Тихо громко» И. Арсеева – разучивание.

«Во поле берёза стояла» – исполнение.

Финал Четвертой симфонии П. Чайковского (фрагмент) – слуша- ние.

«Песня о пограничнике» – исполнение.

Шестой урок

Песню В. Белого «Орлёнок» учитель может дать прослушать в виде фортепианной пьесы без пения, а затем в том виде, как она сочинена (песня с фортепианным сопровождением). При этом надо в двух сло- вах сказать, что это музыка о смелом комсомольце, погибшем в борь- бе с врагами революции. Ребята, конечно, почувствуют, как очень проникновенная музыка от куплета к куплету приобретает всё боль- шую взволнованность, драматичность.

«Тихо громко» – исполнение.

«Песня о пограничнике» – исполнение.

«Орлёнок» В. Белого – слушание.

Седьмой урок

На этом уроке ребята ещё раз прослушают Прелюдии Ф. Шопена

№ 7 и № 20. По развитию обе прелюдии очень различны: в первой ощущается ясное движение мелодии к вершине (кульминации). Эту вершину они должны постараться услышать сами. Вторая прелюдия почти неизменна в своей печальной сосредоточенности (есть лишь контраст между громкой звучностью первой части и тихой звучно- стью второй, дважды повторённой, части).

Ребята познакомятся и с новой русской народной песней «Со вью- ном я хожу». Выучив её, они будут петь в дальнейшем каждый куплет по-разному, изменяя темп и динамику, исполняя в один голос, кано- ном и, наконец, с подголоском (в четвёртой четверти).

Песня «Любитель-рыболов» М. Старокадомского – ещё один при- мер «исполнительского развития» в соответствии с текстом этой весё- лой, шутливой песни.

Прелюдии 7 и 20 Ф. Шопена – слушание.

«Со вьюном я хожу» (русская народная песня) – разучивание.

«Любитель-рыболов» М. Старокадомского – разучивание.

Восьмой урок

На этом уроке можно обратить внимание ребят (к этому времени в их слуховом опыте уже накопятся достаточные предпосылки для того, чтобы осознать это) на два понятия: мажо р и минор , которы- ми обозначают два типа (характера) звучания: более светлое и более затемнённое, как свет и тень, яркость и затемнённость, блеск и матовость. Ни в коем случае нельзя, как это часто делается, сво- дить мажор и минор к весёлому и грустному. Хотя понятия эти часто совпадают, но они далеко не равнозначны (бывает весёлая музыка в миноре и печальная в мажоре. Можно припомнить и попевки с чередованием мажора и минора: «Звонкий звонок»,

Музыка»Программа

Также рекомендованной примерной программе по музыке . Таким образом, авторская программа «Музыка» для 1-4 клас-: ... рекомендации примерной программы по музыке . 2. Цели и задачи учебной программы «Музыка» Жизнеспособность программы «Музыка» обусловлена...