ТРЕНИРУЙСЯ БЫТЬ ГЕРОЕМ!
- Прекрасна та страна, в которой много героев!
- Несчастна та страна, которая нуждается в героях!
Б.Брехт. “Галилео Галилей”.

Герои появляются в трагические для страны времена. Тихая мирная Швейцария или многострадальная Россия - есть, о чём задуматься! Большинство наших сказок - о славных героях Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче, Никите Кожемяке. Легенды, былины, сказания - национальный героический эпос. И даже замечательные Иваны Царевичи и Иваны Дураки не выпадают из общего колорита, потому как борются и побеждают в экстраординарных условиях.
Старшее поколение воспитывалось на доблестных примерах Зины Портновой, Зои Космодемьянской, Виктора Талалихина... Но даже и в мирные времена возникавшие в результате чьей-то безответственности экстремальные ситуации рождали Папаниных, Громовых, героев-чернобыльцев... Создавались и развенчивались мифы о трудовых передовиках-стахановцах. Мы от души пели патриотические песни и мечтали совершать подвиги. А сегодня?
А сегодня многие матери боятся отпускать сыновей в армию. Да и сами доблестные защитники её просторов в большинстве своём не рвутся на призывные пункты. Офицерам, уволенным в запас, всю жизнь промотавшимся с семьями по дальним гарнизонам, велено гордиться своей пенсией - ведь у гражданских лиц она в разы меньше!
Патриотизм - это слово стало чуть ли не ругательным! Некорректно выдернув из контекста фразу экономиста Смита о “последнем прибежище негодяя”, некто взялся уравнивать в правах слова “патриот” и “националист”. А в это время внутри России процветают восточные деспотии во главе с несменяемой десятилетиями национальной элитой, совершаются десятки чуть ли не “обрядовых” терактов под видом национально-освободительной борьбы. Даже самые оголтелые русофобы на Западе “подзаткнулись” после “национально-освободительной” эпопеи в Беслане.
А ведь в Беслане настоящие герои были! И не только детей прикрывали своими телами спецназовцы, но и головотяпство тех, кто обязан был по долгу службы эту трагедию предвидеть и предотвратить. Как страшно и знаково, что разрушена была именно школа! Ведь школа - второе место после семьи, где в детях закладывается фундамент любви к Родине. Сегодня школа, как институт, вряд ли может обеспечить в этом смысле цементную основу. Потому что патриотизм воспитывается не словами, а делом. А у нас произносится масса правильных речей, но на деле подавляется свобода самовыражения, инициатива остаётся наказуемой, дети с ярко выраженным личным мировоззрением по-прежнему “неудобны”. Но давно уж известно, что, что истинный героизм - не в готовности броситься под танк. А в умении выстоять в рутинно-бытовых испытаниях. Отважный герой войны может, увы, бесславно подать руку нечистоплотному в делах человеку, не суметь отказаться от каверзного предложения, оборониться от начальственного давления.
Мы строим и строим гражданское государство, а оно у нас почему-то получается лоскутное, матрёшечное, по принципу: “Сосед, не лезь в мою епархию!”. Ну не может наша огромная многонациональная и многоконфессиональная страна жить под постоянным страхом распада! Да и не в исторических традициях быть федерацией, поэтому, может быть, не так уж и страшны её атавистические имперские замашки. Когда я слышу лозунг “Либо Россия будет неделимой, либо её не будет вовсе!”, то невольно соглашаюсь, хотя и не слишком сведуща в политических интригах. Ведь жили же мы раньше поистине одной интернациональной семьёй и как-то обходились без перетягивания одеяла. Знаю это не понаслышке, так как более 10 лет прожила в северо-западном Казахстане. Потому что всё равно стратегия укрепления страны - это то, чего каждый неравнодушный гражданин своей Родины ждёт от Президента.
Чтобы с экрана неслось не вульгарное и нескладное “Ты целуй меня везде!”, а всё-таки “Широка страна моя родная”! Чтобы не наступали с завидным постоянством такие времена, когда наши люди, умеющие любить и созидать, вынуждены - вынуждены! - проявлять массовый героизм! И дай-то Бог, чтобы нашими героями становились только смелые первопроходцы Дежнёвы, Гагарины и Чкаловы!

Егор Седов: К Политику претензий - вагон и маленькая тележка. Беда в том, что к режиму-то - целый товарный состав!

update: 16-10-2014 (09:41)

С сайта «Каспаров.ру».

Вот давайте о ситуации - без фамилий, без лиц, без названий.
В некоем государстве с гибридно-диктаторским режимом есть как бы оппозиционное радио с хитроватым Ведущим. "Как бы" оно потому, что финансируется корпорацией, приближенной к диктатору, и всем о том известно.
Хитроватый Ведущий приглашает оппозиционного Политика. И задает ему свой вопрос с подколом, прекрасно зная:
а) отрицательный ответ может быть расценен режимом согласно УК - такая статья недавно появилась;
б) Политик находится под условным сроком, под судом, под надзором органов.
Политик мнется. Потом все же дает положительный ответ. Ну, это он зря: можно же было прямо сказать - не надо провоцировать, г-н Ведущий, вот УК, почитайте на досуге.
Но понятно, что тут вина - полностью на подленьком Ведущем.
Да, в этой стране есть еще такие Блогеры. Которые, услышав диалог, почему-то не сказали: ну и подлец же этот Ведущий, не будем-ка мы на это радио внимания обращать. Да и комменты там бывают такие, что поневоле начинаешь верить, будто режимные ручные Интернет-тролли о чем-то с редакцией договорились. Ну их!
Но нет, камни почему-то летят в Политика.
К Политику, конечно, претензий - вагон и маленькая тележка. Беда в том, что к режиму-то - целый длинный товарный состав!

Что-то мне эта ситуация напомнила классику - Бертольда Брехта.

"Андреа (громко). Несчастна та страна, у которой нет героев!

Входит Галилей. Он почти до неузнаваемости изменился за время процесса. Он слышал слова Андреа. Несколько мгновений, стоя в дверях, он ждет, что с ним поздороваются. Но ученики отступают от него, и он идет медленно, неуверенными шагами, так как плохо видит; подходит к стулу и садится.

Я не могу смотреть на него. Пусть он уйдет.
Федерцони. Успокойся.
Андреа (кричит Галилею). Винный бурдюк! Обжора! Спас свою драгоценную шкуру? (Садится.) Мне худо.
Галилей (спокойно). Дайте ему стакан воды.

Маленький монах приносит Андреа стакан воды. Никто не обращает внимания на Галилея, который, молча прислушиваясь, сидит на стуле. Издалека слышен опять голос герольда.

Андреа. Теперь я могу идти, если вы мне поможете.

Галилей. Нет! Несчастна та страна, которая нуждается в героях" (с).

Бертольт Брехт, немецкий драматург, основатель "Берлинер ансамбль" и теории "Элитарного театра", в своем высказывании поднимает проблему счастья нации. Он говорит нам о том, что если страна нуждается в героях значит она несчастна. Соответственно, если народ в стране счастлив, то в ней есть герои. Мне кажется он имел ввиду то, что когда народу плохо, то ему нужен герой для изменения положения в стране, для проведения контрреволюций, нужен тот, кто вел бы за собой, спасал и оберегал людей. Если же такие герои есть в стране, то и народ не будет чувствовать себя несчастливо, будет идти за своим героем и верить в светлое будущее.

Я буду вынужден согласиться с высказыванием и мнением автора на этот счет. Однако, сначала придется разобраться в нескольких обществоведческих терминах. Так, страна, оно же государство, в обществознании понимается как группа людей, живущих на определенной территории, с господствующей, на ней публичной властью. Из определения государства следует, что народом всегда кто-то управляет. Соответственно, если управление государством идет хорошо, то и народу не требуются герои, которые бы их спасали. Спасать то будет не от кого. И наоборот, когда правители угнетают народ, тогда вот он уже ждет героя для своего спасения.

Возьмем к примеру В.И. Ленина, одного из руководителей и организаторов Октябрьской революции 1917 года. Будь счастливы его современники, ни о каком героизме и не было бы и речи. А так, в силу удручающего положения народа, ему нужен был герой, им то и стал Владимир Ильич Ленин. Впоследствии провозглашенным вождем народа.

В литературе также много примеров геройства и последующего обретения счастья народом. Взять в пример того же Илью Муромца, первого отечественного супермена. До 33 лет лежал он на родительской печи, пока не исцелили его странники. После чего он стал народ простой защищать, служить верно отечеству и отбивать наскоки врагов разных.

Таким образом, герои нужны тем людям, которым нужна помощь, а тем у кого все хорошо и герои та не нужны.