Нефть известна человеку с древнейших времен. Люди уже давно обратили внимание на черную жидкость, сочившуюся из-под земли. Есть данные, что уже 6500 лет назад люди, жившие на территории современного Ирака, добавляли нефть в строительный и цементирующий материал при строительстве домов, чтобы защитить свои жилища от проникновения влаги. Древние египтяне собирали нефть с поверхности воды и использовали ее в строительстве и для освещения. Нефть также использовалась для герметизации лодок и как составная часть мумифицирующего вещества.

Во времена древнего Вавилона на Ближнем Востоке велась довольно интенсивная торговля этим «черным золотом». Некоторые города уже тогда буквально вырастали на торговле нефтью. Одно из семи чудес света, знаменитые Висячие сады Серамиды (по другой версии - Висячие сады Вавилона ), также не обошлись без использования нефти в качестве герметизирующего материала.

Не везде нефть собирали только с поверхности. В Китае более 2000 лет назад при помощи стволов бамбука с металлическим наконечником бурили небольшие скважины. Изначально скважины предназначались для добычи соленой воды, из которой извлекалась соль. Но при бурении на бОльшую глубину из скважин добывали нефть и газ. Неизвестно нашла ли нефть применение в древнем Китае, известно только, что газ поджигали для выпаривания воды и извлечения соли.

Примерно 750 лет назад известный путешественник Марко Поло в описании своих путешествий на Восток упоминает использование нефти жителями Апшеронского полуострова в качестве лекарства от кожных болезней и топлива для освещения.

Первые упоминания о нефти на территории России относятся к XV веку. Нефть собирали с поверхности воды на реке Ухта. Также как и другие народы, здесь ее использовали в качестве лекарственного средства и для хозяйственных нужд.

Хотя, как мы видим, нефть была известна с древнейших времен, она находила довольно ограниченное применение. Современная история нефти начинается с 1853 года, когда польский химик Игнатий Лукасевич изобрел безопасную и удобную в обращении керосиновую лампу. Он же по данным некоторых источников открыл способ извлекать из нефти керосин в промышленных масштабах и основал в 1856 году нефтеперегонный завод в окрестностях польского города Ulaszowice.

Еще в 1846 году канадский химик Абрахам Геснер придумал, как получать керосин из угля. Но нефть позволяла получать более дешевый керосин и в гораздо большем количестве. Растущий спрос на керосин, использовавшийся для освещения, породил спрос на исходный материал. Так было положено начало нефтедобывающей промышленности.

По данным некоторых источников первая в мире нефтяная скважина была пробурена в 1847 году в районе города Баку на берегу Каспийского моря. Вскоре после этого в Баку, входящем в то время в состав Российской империи, было пробурено столько нефтяных скважин, что его стали называть Черный город.

Тем не менее, рождением российской нефтяной промышленности принято считать 1864 год. Осенью 1864 года в Кубанской области был осуществлен переход от ручного способа бурения нефтяных скважин к механическому ударно-штанговому с использованием паровой машины в качестве привода бурового станка. Переход к этому способу бурения нефтяных скважин подтвердил свою высокую эффективность 3 февраля 1866 года, когда было закончено бурение скважины 1 на Кудакинском промысле и из нее забил фонтан нефти. Это был первый в России и на Кавказе фонтан нефти.

Датой начала промышленной мировой нефтедобычи, по данным большинства источников, принято считать 27 августа 1859 года. Это день, когда из пробуренной «полковником» Эдвином Дрейком первой в США нефтяной скважины был получен приток нефти с зафиксированным дебитом. Эта скважина глубиной 21,2 метра была пробурена Дрейком в городе Тайтусвиль, штат Пенсильвания, где бурение водяных скважин часто сопровождалось проявлениями нефти.

Новость об открытии нового источника нефти с помощью бурения скважины разнеслась по округе Тайтусвиля со скоростью лесного пожара. К тому времени переработка, опыт обращения с керосином и подходящий тип лампы для освещения уже были отработаны. Бурение нефтяной скважины позволило получить достаточно дешевый доступ к необходимому сырью, дополнив, таким образом, последний элемент в зарождение нефтяной отрасли.

Нефть издавна транспортировали от мест добычи к местам потребления.

Археологи установили, что за 6000 лет до н.э. на берегу Евфрата в Иди существовал древний нефтяной промысел. Добытая нефть, в частности, переправлялась вниз по Евфрату к городу Ур и применялась в строительном деле. Для перевозки нефти по реке строились специальные наливные сосуды. Грузоподъемность этих древних "танкеров" достигала 5 т.

Издавна нефть хранили и перевозили в специальных сосудах. Так, нефть с территории бывшего Тмутараканского княжества Киевской Руси (Таманский полуостров) вывозилась византийскими кораблями в амфорах. Именно таманская нефть использовалась византийцами для изготовления их грозного боевого оружия - "греческого огня".

После разорения Константинополя крестоносцами и последующего крушения Византийской империи спрос па нефть упал и тмутараканские промыслы были надолго забыты. Позднее основным поставщиком нефти стал район Баку. Перевозили ее на верблюдах или арбах в кожаных мешках (бурдюках) в различные районы - в Шемаху, Гилян и даже в Западную Европу.

Во времена царствования Бориса Годунова (1598...1605 гг.) нефть привозили в Москву из Печорских лесов с реки Ухты в бочках. Бочки различного размера длительное время служили емкостями для перевозимой нефти на трактах и на водных путях как в нашей стране, так и за рубежом.

Первая в России инструкция о правилах перевозки нефти на судах по Каспию и Волге была утверждена Петром I в 1725 г. Использовались для этих целей сухогрузы - гребные, парусные и паровые суда, на которые нефть грузилась в амфорах или бочках. Первые нефтеналивные суда, отличающиеся тем, что в их трюме размещались специальные емкости для налива нефти, появились в конце XIX века, когда на нее резко возрос спрос. В 1873 г. братья Артемьевы приспособили под налив нефти деревянную парусную шхуну "Александр". А первым в мире металлическим нефтеналивным судном стал пароход "Зороастр", построенный в 1878 г. по русскому проекту на шведской верфи. Для обеспечения пожарной безопасности его грузовые трюмы (танки) были отделены от машинного отделения двойной перегородкой, внутрь которой заливалась вода. Пароход "Зороастр" грузоподъемностью 250 т, ходивший по Каспийскому морю, стал первым в мире танкером. В 1882 г. российскими инженерами был создан танкер "Спаситель", машинное отделение которого впервые в мировой практике было вынесено на корму - так, как это делается теперь у современных танкеров.

Большую роль в развитии отечественного нефтеналивного флота сыграл выдающийся русский инженер В.Г. Шухов. Под его руководством в Саратове были построены первые речные нефтеналивные баржи русского проекта. Впервые в мире они собирались из отдельных секций, что позволило сократить сроки спуска барж со стапелей.

Железнодорожную цистерну придумали американцы. К началу нефтяной лихорадки территория США уже была покрыта сетью железных дорог. Поэтому вполне естественно, что эта сеть стала использоваться для транспортирования нефти. Русские владельцы железных дорог долго сопротивлялись применению железнодорожных цистерн, с одной стороны, справедливо опасаясь пожароопасное™ нефти, а с другой - учитывая, что кпд цистерн составляет 50%, т.к груз перевозится только в одном направлении, а в обратную сторону цистерны движутся порожняком. Однако их достоинства - значительная грузоподъемность, возможность быстрой разгрузки и заполнения цистерн в конце концов сделали свое дело. В 1872 г. мастерскими Московско-Нижегородской железной дороги были изготовлены первые в России железнодорожные нефтеналивные цистерны.

В 1863 г.Д.И. Менделеев, посетивший нефтеперегонный завод В.А. Кокорева близ Баку, предложил использовать трубопровод для перекачки нефти от нефтяных колодцев до завода и от завода до причала на Каспийском море. Тогда его предложение не было осуществлено.

А в 1865 г. в США фирмой "Стандарт ойл" был построен первый в мире нефтепровод диаметром 50 мм и длиной 6 км. "Американцы как бы подслушали мои мысли", - с некоторой горечью писал впоследствии Дмитрий Иванович.

Строительство первого в мире нефтепровода было осуществлено с целью сбить высокие железнодорожные тарифы на перевозку нефти. Сама же идея транспортирования жидкостей по трубам не являлась новой.

Еще в пятом тысячелетии до нашей эры китайцы транспортировали воду по бамбуковым трубам на рисовые поля.

В настоящее время для транспортирования энергоносителей используют железнодорожный, водный, автомобильный и трубопроводный транспорт

На заре нефтяной промышленности транспортировка нефти осуществлялась в деревянных бочках. Но вскоре нефтяные компании осознали, что гораздо выгоднее транспортировать нефть по трубопроводам.

Современная транспортировка нефти осуществляется различными видами транспорта:

  • · Трубопроводным
  • · Железнодорожным
  • · Водным
  • · Автомобильным
  • · Воздушным

Основным достоинством трубопроводного транспорта является низкая себестоимость перекачки. Но при этом есть и недостатки. Основной недостаток - это крупные единовременные капитальные вложения в строительство, т.к. прежде чем начать использовать нефтепровод, необходимо построить его от начальной точки и до конечного пункта.

В России транспортировка нефти в основном осуществляется именно трубопроводным транспортом - по нефтепроводам. Транспортировку нефти и нефтепродуктов осуществляют 2 компании:

ОАО «АК «Транснефть» осуществляет транспортировку нефти;

ОАО «АК «Транснефтепродукт» осуществляет транспортировку нефтепродуктов.

Водный транспорт нефти можно разделить на речной и морской. По рекам и озерам нефть перевозится в баржах и в речных танкерах. Морской транспорт нефти осуществляется морскими танкерами и супертанкерами. Грузоподъемность современных морских супертанкеров достигает миллиона тонн. Самый большой в мире нефтяной супретанкер Knock Nevis имеет длину 458,4 метра. Это больше, чем американская Эмпайр Стейт Билдинг, но поменьше, чем Останкинская телебашня, если их положить на бок. Ежедневно около 30 миллионов баррелей нефти находится в танкерах на пути следования к пункту назначения. Общий действующий флот нефтяных танкеров в мире составляет около 3,5 тысяч судов.

Часть нефти и особенно нефтепродукты перевозятся железнодорожным транспортом. Перевозка осуществляется в специальных стальных вагонах-цистернах грузоподъемностью 50, 60 и 120 тонн. Достоинством железнодорожного транспорта является его универсальность. В цистернах можно перевозить все виды нефти и нефтепродуктов. К недостаткам можно отнести довольно высокие эксплуатационные затраты и низкую эффективность использования подвижного состава, так как обратно цистерны идут порожними.

Автомобильный транспорт используют для перевозки нефти и нефтепродуктов только на небольшие расстояния. Для перевозки нефти его используют крайне редко (обычно в пределах нефтепромысла на период строительства трубопровода). Основное применение автотранспорт находит для доставки нефтепродуктов к местам их потребления (на АЗС, заводы, фабрики и т.п.)

Для транспортировки нефти воздушный транспорт из-за высокой себестоимости практически не применяют. Его используют лишь для снабжения нефтепродуктами отдельных пунктов на Крайнем Севере, дрейфующих станций и зимовок в Арктике. Как правило, доставка нефтепродуктов воздушным транспортом осуществляется в бочках.

Учитывая важность этого всего, в данном курсовом проекте рассматривается Эксплуатация оборудования на НПС.

нефть станция гидравлический удар






Появились и первые жертвы в «нефтяной истории» - из Пенсильвании американские солдаты выгнали племя индейцев–ирокезов, которые мешали бурить скважины и добывать нефть. Но нефтяной рынок быстро переполнился, и всего за несколько лет, с 1859 по 1861 годы цена нефти упала с 20 долларов до 10 центов за баррель (0,16 куб. метра). Многие нефтепромышленники разорилось, но, некоторые, наоборот, удержались в этом рынке и разбогатели. К примеру, обычный бухгалтер Джон Д. Рокфеллер умудрился стать богатейшим человеком в мире, занимаясь переработкой и транспортировкой нефти, а вовсе не ее добычей. В 1870 году Рокфеллер стал основателем компании Standart Oil Company, которая позже была переименована в Exxon. Империя Джона Д. Рокфеллера выпускала и качественные керосиновые лампы. Они хорошо горели и давали свет, если их заправлять именно керосином Рокфеллера. Однако вскоре в мире появились электрические лампочки, которые не пахли керосином и светили ярче. Поэтому в начале 1910-х годов нефтяная промышленность опять вошла в застой. То, что произошло дальше – это уже следующий этап нефтяной истории и, как говорится, продолжение следует.

Если Вас интересует работа в Краснодаре , то найти вакансию по душе, возможно, помогут специализированные сайты в сети Интернет.

Наверное, мало кто из нас задумывается о том, где, когда и как начали добывать нефть, в результате которой человечество пользуется благами цивилизации.

Если заглянуть в историю, то добыча нефти в России относится к 16 веку и берет свое начало на реке Ухта. Первоначально ее использовали как лечебное смазочное средство и собирали ее с поверхности воды реки.

С течением времени, когда уже стали понимать назначение и использование данного продукта, в местах выхода ее из воды, строили округлые колодцы, которые крепили и распирали при помощи досок и обручей. Но так как спрос на нефть неизменно рос, это способ был достаточно примитивным и не давал возможности добычи нефти из больших глубин. Усложнялось это тем, что при опускании людей на большую глубину к нефтяному пласту, происходило распространение горючего газа. Он в свою очередь вытеснял весь воздух из колодца, в результате чего люди погибали. Но прогресс не стоит на месте и люди
начали осваивать «новые», по тем временам, технологии. Когда рыли колодцы, на веревках на определенную глубину опускали мастеров, которые весь свой спуск сопровождали пением песен. К его голосу наверху этих колодцев прислушивались остальные работники, и как только голос стихал, его тут же поднимали наверх. Это означало отравление человека горючим газом. На свежем воздухе он «приходил в себя» и все продолжалось дальше.

Однако не все так безоблачно, нередки случаи, когда человек все же умирал, не приходя в сознание. Чтобы максимально исключить случаи потери людей, колодцы рыли ступенями, что в некоторой степени исключало возможные обвалы, взрывы и отравления людей. Но этот способ требовал очень больших затрат труда. Так некоторые колодцы необходимо было рыть на глубину до 60 метров.

Но такие колодцы нельзя назвать серьезными сооружениями по добыче нефти с больших глубин. Поэтому в период 19 века стали применять способы добычи нефти буровыми скважинами подобных тем скважинам, которыми бурили воду. Этот способ позволил добывать с больших глубин не только нефть, но и газ.

Однако, из-за ограниченности познаний, газовые выбросы приписывались нечистой силе, и, соответственно, царское правительство запретило этот вид занятий.

Вследствие чего, бурение нефти в США получило более мощное развитие. И только после отмены откупной системы, в России началось активное бурение в поисках нефти. В результате, открывались крупные месторождения: Каспийский регион и Северный Кавказ, Волго-Уральский регион, Западная Сибирь. Этот регион является главным «нефтяным козырем» России: в Ханты-Мансийском автономном округе добывают около 60% от объема ежегодной добычи нефти в нашей стране.

Полезное ископаемое, представляющее из себя маслянистую жидкость. Это горючее вещество, часто черного цвета, хотя цвета нефти в разных районах различаются. Она может быть и коричневой, и вишневой, зеленой, желтой, и даже прозрачной. С химической точки зрения нефть - это сложная смесь углеводородов с примесью различных соединений, например, серы, азота и других. Ее запах также может быть различным, так как зависит от присутствия в ее составе ароматических углеводородов, сернистых соединений.

Углеводороды , из которых состоит нефть, - это химические соединения состоящие из атомов углерода (C) и водорода (H). В общем виде формула углеводорода - C x H y . Простейший углеводород, метан, имеет один атом углерода и четыре атома водорода, его формула - CH 4 (схематично он изображен справа). Метан - легкий углеводород, всегда присутствует в нефти.

В зависимости от количественного соотношения различных углеводородов, составляющих нефть, ее свойства также различаются. Нефть бывает прозрачной и текучей как вода. А бывает черной и настолько вязкой и малоподвижной, что не вытекает из сосуда, даже если его перевернуть.

С химической точки зрения обычная (традиционная) нефть состоит из следующих элементов:

  • Углерод – 84%
  • Водород – 14%
  • Сера – 1-3% (в виде сульфидов, дисульфидов, сероводорода и серы как таковой)
  • Азот – менее 1%
  • Кислород – менее 1%
  • Металлы – менее 1% (железо, никель, ванадий, медь, хром, кобальт, молибден и др.)
  • Соли – менее 1% (хлорид кальция, хлорид магния, хлорид натрия и др.)

Нефть (и сопутствующий ей углеводородный газ) залегает на глубинах от нескольких десятков метров до 5-6 километров. При этом на глубинах 6 км и ниже встречается только газ, а на глубинах 1 км и выше - только нефть. Большинство продуктивных пластов находятся на глубине между 1 и 6 км, где нефть и газ встречаются в различных сочетаниях.

Залегает нефть в горных породах называемых коллекторами. Пласт-коллектор - это горная порода способная вмещать в себе флюиды, т.е. подвижные вещества (это могут быть нефть, газ, вода). Упрощенно коллектор можно представить как очень твердую и плотную губку, в порах которой и содержится нефть.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕФТИ

Образование нефти – процесс весьма и весьма длительный. Он проходит в несколько стадий и занимает по некоторым оценкам 50-350 млн. лет.

Наиболее доказанной и общепризнанной на сегодняшний день является теория органического происхождения нефти или, как ее еще называют, биогенная теория. Согласно этой теории нефть образовалась из останков микроорганизмов, живших миллионы лет назад в обширных водных бассейнах (преимущественно на мелководье). Отмирая, эти микроорганизмы образовывали на дне слои с высоким содержанием органического вещества. Слои, постепенно погружаясь все глубже и глубже (напомню, процесс занимает миллионы лет), испытывали воздействие усиливающегося давления верхних слоев и повышения температуры. В результате биохимических процессов, происходящих без доступа кислорода, органическое вещество преобразовывалось в углеводороды.

Часть образовавшихся углеводородов находилась в газообразном состоянии (самые легкие), часть в жидком (более тяжелые) и какая-то часть в твердом. Соответственно подвижная смесь углеводородов в газообразном и жидком состоянии под воздействием давления постепенно двигалась сквозь проницаемые горные породы в сторону меньшего давления (как правило, вверх). Движение продолжалось до тех пор, пока на их пути не встретилась толща непроницаемых пластов и дальнейшее движение оказалось невозможным. Это так называемая ловушка , образуемая пластом-коллектором и покрывающим ее непроницаемым пластом-покрышкой (рисунок справа). В этой ловушке смесь углеводородов постепенно скапливалась, образовывая то, что мы называем месторождением нефти . Как видите, месторождение на самом деле не является местом рождения . Это скорее местоскопление . Но, как бы там ни было, практика названий уже сложилась.

Поскольку плотность нефти, как правило, значительно меньше плотности воды, которая в ней всегда присутствует (свидетельство ее морского происхождения), нефть неизменно перемещается вверх и скапливается выше воды. Если присутствует газ, он будет на самом верху, выше нефти.

В некоторых районах нефть и углеводородный газ, не встретив на своем пути ловушку, выходили на поверхность земли. Здесь они подвергались воздействию различных поверхностных факторов, в результате чего рассеивались и разрушались.

ИСТОРИЯ НЕФТИ

Нефть известна человеку с древнейших времен. Люди уже давно обратили внимание на черную жидкость, сочившуюся из-под земли. Есть данные, что уже 6500 лет назад люди, жившие на территории современного Ирака, добавляли нефть в строительный и цементирующий материал при строительстве домов, чтобы защитить свои жилища от проникновения влаги. Древние египтяне собирали нефть с поверхности воды и использовали ее в строительстве и для освещения. Нефть также использовалась для герметизации лодок и как составная часть мумифицирующего вещества.

Во времена древнего Вавилона на Ближнем Востоке велась довольно интенсивная торговля этим «черным золотом». Некоторые города уже тогда буквально вырастали на торговле нефтью. Одно из семи чудес света, знаменитые Висячие сады Серамиды (по другой версии - Висячие сады Вавилона ), также не обошлись без использования нефти в качестве герметизирующего материала.

Не везде нефть собирали только с поверхности. В Китае более 2000 лет назад при помощи стволов бамбука с металлическим наконечником бурили небольшие скважины. Изначально скважины предназначались для добычи соленой воды, из которой извлекалась соль. Но при бурении на бОльшую глубину из скважин добывали нефть и газ. Неизвестно нашла ли нефть применение в древнем Китае, известно только, что газ поджигали для выпаривания воды и извлечения соли.

Примерно 750 лет назад известный путешественник Марко Поло в описании своих путешествий на Восток упоминает использование нефти жителями Апшеронского полуострова в качестве лекарства от кожных болезней и топлива для освещения.

Первые упоминания о нефти на территории России относятся к XV веку. Нефть собирали с поверхности воды на реке Ухта. Также как и другие народы, здесь ее использовали в качестве лекарственного средства и для хозяйственных нужд.

Хотя, как мы видим, нефть была известна с древнейших времен, она находила довольно ограниченное применение. Современная история нефти начинается с 1853 года, когда польский химик Игнатий Лукасевич изобрел безопасную и удобную в обращении керосиновую лампу. Он же по данным некоторых источников открыл способ извлекать из нефти керосин в промышленных масштабах и основал в 1856 году нефтеперегонный завод в окрестностях польского города Ulaszowice.

Еще в 1846 году канадский химик Абрахам Геснер придумал, как получать керосин из угля. Но нефть позволяла получать более дешевый керосин и в гораздо большем количестве. Растущий спрос на керосин, использовавшийся для освещения, породил спрос на исходный материал. Так было положено начало нефтедобывающей промышленности.

По данным некоторых источников первая в мире нефтяная скважина была пробурена в 1847 году в районе города Баку на берегу Каспийского моря. Вскоре после этого в Баку, входящем в то время в состав Российской империи, было пробурено столько нефтяных скважин, что его стали называть Черный город.

Тем не менее, рождением российской нефтяной промышленности принято считать 1864 год. Осенью 1864 года в Кубанской области был осуществлен переход от ручного способа бурения нефтяных скважин к механическому ударно-штанговому с использованием паровой машины в качестве привода бурового станка. Переход к этому способу бурения нефтяных скважин подтвердил свою высокую эффективность 3 февраля 1866 года, когда было закончено бурение скважины 1 на Кудакинском промысле и из нее забил фонтан нефти. Это был первый в России и на Кавказе фонтан нефти.

Датой начала промышленной мировой нефтедобычи , по данным большинства источников, принято считать 27 августа 1859 года. Это день, когда из пробуренной «полковником» Эдвином Дрейком первой в США нефтяной скважины был получен приток нефти с зафиксированным дебитом. Эта скважина глубиной 21,2 метра была пробурена Дрейком в городе Тайтусвиль, штат Пенсильвания, где бурение водяных скважин часто сопровождалось проявлениями нефти.

Новость об открытии нового источника нефти с помощью бурения скважины разнеслась по округе Тайтусвиля со скоростью лесного пожара. К тому времени переработка, опыт обращения с керосином и подходящий тип лампы для освещения уже были отработаны. Бурение нефтяной скважины позволило получить достаточно дешевый доступ к необходимому сырью, дополнив, таким образом, последний элемент в зарождение нефтяной отрасли.

Неслучайно сегодня такое полезное ископаемое как нефть называют черным золотом или даже «кровью современной цивилизации». Из нефти производят практически все: от кинопленки до пластиковых очков для плавания. Мы собрали 14 самых интересных фактов о нефти и нефтедобыче:

1. 1. Что означает слово «нефть»?

В русский язык слово нефть пришло из турецкого (от слова neft ), которое произошло от персидского nаft , и которое в свою очередь было заимствовано из семитских языков. Аккадское (ассирийское) слово nарtn «нефть» происходит от семитского глагольного корня nрt с первоначальным значением «извергать, исторгать».

Есть и другие версии значения слова нефть. Например, по некоторым источникам слово нефть произошло от аккадского напатум, что означает «вспыхивать, воспламеняться», по другим - от древнеиранского nаft означающего «нечто влажное, жидкость».

А вот, например, китайцы, первыми, к слову сказать, пробурившие нефтяную скважину еще в 347 году н.э., называли и до сих пор называют нефть – ши йоу, что буквально означает «горное масло».

Английское слово petroleum , которым американцы и англичане называют сырую нефть, тоже, кстати говоря, означает «горное масло» и произошло от греческого petra (горный) и латинского oleum (масло).

2. 2. Где началась промышленная добыча нефти?

Мировая история промышленной добычи нефти началась в 1848 году в Азербайджане. Упоминание о добыче нефти в пригороде Баку относится к V веку нашей эры. Нефть здесь повсюду. В некоторых местах в этом районе даже не нужно ничего бурить – нефть сама образует лужи на поверхности.

3. 3. Откуда берется «вечный огонь», выходящий из священной горы Янадарг?

Здесь же в пригороде Баку расположен самый известный из вулканов, Янадарг, известный как Горящая гора. Из его недр выходит природный газ, который горит уже несколько столетий, но за пределы горы огонь не выходит. В воздухе всегда ощущается сильный запах газа. Природный газ поднимается по трещинам в горной породе и выходит на поверхность без посторонней помощи.

4. 4. Как образуется нефтяное месторождение?

Нефть просачивается в слои рассыпчатого песчаника или трещиноватого известняка и может даже перемещаться, впитываясь в слои, как вода впитывается в губку. В ходе геологических процессов горизонтальные слои искривляются, и нефть начинает более активно мигрировать по ним. Из-за того, что на глубине давление больше, чем на поверхности, нефть не стекает вниз, а, наоборот, стремится наверх. Попадая в такую складку, нефть не может ее покинуть. Такую структуру геологи называют «ловушкой углеводородов», в которой скапливается огромное количество нефти, образуя месторождение. Наличие ловушки - это первое условие формирования залежи.

5. 5. Правда ли, что Эдвина Дрейка, который первым предложил бурить землю в поисках нефти, сочли сумасшедшим?

За пределами России первая нефтяная скважина была пробурена в 1859 году в США полковником Эдвином Дрейком в окрестностях г. Тайтусвиля, Пенсильвания , генеральным представителем Seneca Oil Company. Из-за попыток применить бурение для поиска и добычи нефти местные жители считали Дрейка сумасшедшим. Помимо этого, Дрейк, по его собственному утверждению, изобрел обсадную трубу, «без которой никто не смог бы бурить в низинах, где земля подтоплена».

6. 6. Когда в России начали добывать нефть?

В России до середины XIX века нефть добывалась на Апшеронском полуострове из колодцев, а уже 14 июля 1848 года в местечке Биби-Эйбат была пробурена первая в мире нефтяная скважина ударным способом с применением деревянных штанг.

В 1900 году в России было добыто 631,1 млн. пудов нефти, что составило 51,6% от всей мировой добычи нефти. В то время добыча нефти велась в 10 странах: России, США, Голландской Ост-Индии, Румынии, Австро-Венгрии, Индии, Японии, Канаде, Германии, Перу. При этом основными нефтедобывающими странами являлись Россия и США, на которые в сумме приходилось более 90% всей мировой нефтедобычи.

Пик добычи нефти в России пришелся на 1901 год, когда было добыто 706,3 млн. пудов нефти (50,6% от мировой добычи). После этого из-за экономического кризиса и падения спроса объемы добычи нефти в России стали снижаться. Цена на нефть, составившая в 1900 году 16 коп. за пуд, в 1901 году из-за переизбытка предложения упала в 2 раза до 8 коп. за пуд. В 1902 году цена составила 7 коп. за пуд после чего наметилась тенденция к восстановлению спроса и объемов нефтедобычи. Тенденция эта была прервана революцией 1905 года сопровождавшейся поджогами и общим разгромом бакинских нефтепромыслов.

7. 7. Как проводится разведка залежей нефти?

Линии, по которым проводится разведка нефти называются «профилями». Данные, полученные с каждого профиля позволяют построить разрез горных пород, на котором хорошо будут видны все подземные структуры. Если геофизики найдут «ловушку углеводородов», то скорее всего там и окажется месторождение.

Самый эффективный метод поиска нефти – сейсморазведка . Принцип этого метода схож с медицинским УЗИ. У врачей прибор генерирует ультразвуковые волны, которые отражаются от тканей внутренних органов. Чувствительный микрофон улавливает эти отражения, и компьютер выдает картинку. У геологов почти то же самое: чтобы увидеть недра, нужно сначала создать импульс, который отразится от подземных слоев. На поверхности его нужно уловить, а затем измерить, чтобы получить изображение земной толщи.

8. 8. Что такое сейсмовибратор и как он работает?

Сейсмовибратор – это грузовик, который предназначен для возбуждения продольных сейсмических колебаний. Их задача – создать мощный импульс, который отразится от подземных пластов, и будет зафиксирован сейсмоприемником. Раньше для этого использовали взрывчатку, но сейсмовибраторы удобнее, безопаснее и не наносят вреда окружающей среде.

Группа сейсмовибраторов должна двигаться точно вдоль профиля, на котором установлены сейсмоприёмники. Через каждые 100 м сейсмовибраторы останавливаются, чтобы выдать мощный виброимпульс. Опорная платформа опускается, приподнимая 20-тонную машину. В это время в кабину водителя приходит сигнал от сейсмостанции.

Машина начинает «подпрыгивать» 80 раз в секунду. Глазом это не заметить, но на земле это отражается. Каждый импульс эквивалентен 40 граммам тротила. Получается, за 4 секунды в землю уходит суммарный импульс мощностью почти 12 кг тротила! Сейсмодатчики начинают фиксировать колебания. Внутри каждого сейсмодатчика находится магнит, который опоясывает катушка с тонким проводом, свободно подвешенная на пружине. Приходящая волна колеблет корпус приемника вместе с магнитом, а катушка начинает двигаться. Магнитное поле наводит в ней переменное напряжение, повторяющее форму колебаний. Электрический сигнал от приемника передается к сейсмостанции.

9. 9. Правда ли, что нефть можно использовать для бальзамирования покойников?

В Древнем Египте нефть использовалась для бальзамирования покойников. В те времена использовали нефтяной битум для бальзамирования мумий и для покрытия лодок.

10. Правда ли, что нефть может использоваться как лекарство?

В 1874 году был открыт принцип выработки салициловой кислоты из фенола, и с тех пор ацетилсалициловая кислота, или попросту «аспирин», стала одним из самых популярных в мире лекарственных средств. Всем известно, что аспирин обладает жаропонижающим, противовоспалительным и болеутоляющим действием. Кроме того, из салициловой кислоты производят антисептик фенилсалицилат, применяемый для лечения колитов и других желудочно-кишечных заболеваний, и пара-аминосалициловую кислоту, используемую в составе противотуберкулезных препаратов.

Различные производные нефти используют в препаратах, помогающих людям избавиться от аллергии, головной боли, нервного стресса или инфекционных заболеваний. Эфиры и спирты часто применяются для производства антибиотиков.

11. Что за легенда рассказывает об открытии целебных свойств нафталанской нефти?

Интересна легенда о том, как были открыты целебные свойства нафталанской нефти. Много столетий назад торговый караван шел мимо места, где сегодня расположен город Нафталан. Там путешественники увидели многочисленные озера с мутной водой. Они отгоняли от подозрительных водоемов своих верблюдов, но одному, самому слабому и больному, позволили напиться и остаться умирать, чтобы тот более не мучался. На обратном пути караванщики встретили покинутого спутника – верблюд был совершенно здоров. Ему помогла маслянистая жидкость, находившаяся под мутью воды. Люди намазали ею свои раны и исцелились.

12. Правда ли, что нефть может спасти человечество от голода?

Нефть может спасти человечество не только от болезней, но и от голода. Переработка всего 2% от объема ежегодно добываемой нефти позволяет произвести до 25 миллионов тонн белка. Этого достаточно для питания 2 миллиардов человек в течение года. Этот белок используется в производстве самых разных продуктов, и заменяет белок животного происхождения, которого катастрофически не хватает для удовлетворения потребностей постоянно растущего населения нашей планеты.

12. 13. Почему Саудовские шейхи так богаты?

Saudi Aramco – национальная компания, ведущая добычу нефти в Саудовской Аравии и полностью принадлежащая государству. Эта компания является крупнейшей в мире нефтяной компанией по объемам добычи нефти.

А знаете ли вы, во сколько обходится компании Saudi Aramco добыча одного барелля нефти?

Это знает журнал Forbes. Вот, что он пишет (в моем довольно вольном переводе):

Saudi Aramco - самая прибыльная компания на планете. Она не раскрывает полностью свои финансовые показатели, но в грубом приближении ее чистая прибыль составляет 200 млрд. долл. в год при годовом доходе превышающем 350 млрд. долл. В прошлом году министр нефти Ali Al-Naimi рассказал журналистам, что в среднем себестоимость добычи одного барреля нефти в Саудовской Аравии составляет 2 доллара. Продается этот баррель нефти за 130 долларов. Если пропустить этот же баррель нефти через комплексный нефтехимический завод он легко принесет уже 500 долларов дохода.

Для сравнения: в российской нефтяной компании Роснефть себестоимость добычи одного барреля нефти составляет в среднем 14,57 долларов. А с учетом затрат на разведку, бурение скважин и модернизацию НПЗ получается уже 21 доллар за баррель.

14. Почему рост цен на нефть ведет к изменению курса доллара и росту цен на все товары?

Что с того, что цена на нефть растет? Даже если она вырастет в разы, а за ней и цены на бензин, казалось бы, какое обычному человеку до этого дело? На работу можно ходить и пешком или ездить на велосипеде.

А дело вот в чем: жил-был доллар. За него давали 35 рублей. Таким образом, при цене нефти в 100 долларов за баррель бюджет страны получал условно 3500 рублей. Однако потом цена на нефть начала падать, и при цене нефти в 50 долларов за баррель бюджет страны начал получать условно 1750 рублей при неизменном курсе рубля. Таким образом в бюджете образуется нехватка денег и возникает дефицит, и курс рубля ослабевает, чтобы компенсировать недополученное в бюджет. В итоге, для того, чтобы с 1 барреля нефти при цене в 50 долларов за баррель получить те же 3 условные 3500 рублей, обменный курс должен составлять около 70 рублей за доллар. http://mirnefti.ru/index.php?id=21


Данный материал является частной записью члена сообщества Club.CNews.
Редакция CNews не несет ответственности за его содержание.

3 года назад