Геогра-фическая карта — это уменьшенное изображение земной по-верхности на плоскости принятыми условными знаками. Карта — это величайшее изобретение человечества. На гео-графических картах изображают целые государства, а иногда и несколько государств , и даже весь земной шар.

Планы и карты всегда были нужны человеку. Они появились гораздо раньше, чем первые буквы, первые иероглифы. Они про-шли длинный путь от рисунков до точных, математически выве-ренных моделей участков земной поверхности. Карты постоянно обновляются, ведь облик Земли постоянно меняется: изменяют течение реки, наступают и отступают ледники , появляются гео-графические объекты, созданные человеком. В XX веке человек увидел Землю с самолетов и космических кораблей. Знания о Зем-ле возросли, расширились возможности создания карт.

Первые географические карты

Первые географические карты появились еще в каменном веке. В древности Земля казалась людям огромной. Они постепенно узнавали ее во время путешествий. Путешествие — это поход или плавание, во время которого люди, покинув родные места, посе-щают новые земли.

Автомобилист берёт с собой карту автомобильных до-рог . Туристам необходима в путешествии карта местно-сти , по которой им предстоит пройти. Карты нужны и геологам, и строителям, и капитанам судов, и военным. Случайно обнаруженная в сундуке пирата карта острова сокровищ стала началом приключенческого романа...

Краткую физико-географическую характеристику мож-но дать, пользуясь только двумя картами: физической картой полушарий и природных зон земного шара. Карты эти не очень подробные. На них нет названий многих гор , плоскогорий, низменностей, морей, заливов, проливов, рек, озёр и т. д. А по более подробным картам характеристику любой части света или от-дельной части материка можно дать гораздо полнее.

Существуют специальные карты. Среди них — климатические , на которых условными знаками пока-заны средние температуры июля и января, направления преобладающих зим-них и летних ветров , среднегодовое количество осадков , самые высокие и самые низкие температуры, толщина снежного покро-ва в различных уголках земного шара. Есть карты полезных ископаемых , почвенные , карты растительности . На экономико-географических картах показано, где добываются и перерабатыва-ются разнообразные полезные ископаемые, какая промышлен-ность развита в городах, какие сельскохозяйственные культуры выращиваются в том или ином районе земного шара. На политических картах разными цветами показаны страны, подписаны их столицы.

Физическая карта

Историческая карта

Исто-рическая карта — это изображение Земли или боль-шой части земной поверхности в различные времена истории человечества. На исторической карте могут обозначаться места сражений, старинные крепости, ли-нии фронтов, торговые пути, города, памятники куль-туры, которые относятся к определённому времени.

Одна и та же территория, изображённая на картах в разные времена, выглядит по-разному. Историческая карта помогает увидеть, какие изме-нения произошли на какой-либо территории.

Название исторической карты всегда включает ука-зание времени, к которому она относится. Например, «Древний Египет », «Европа XV в.», «Образование Древнерусского государства (IX-X вв.)».

Историческая карта позволяет ответить на вопрос, где произошло событие. Есть правила, о которых надо помнить, начи-ная работу с исторической картой.

Исторический план

Контурные карты по истории

На контурные карты по истории нанесены только очертания территорий в то или иное время. На них можно увидеть линии, обозначающие реки , моря, место-положение городов, отмеченных точками. Это — осно-ва. На контурную карту наносятся названия объектов в процессе изучения исторических событий.

Географический атлас

Разные карты, собранные вместе, в виде альбома, называются географическим атласом .

Глобус

Изображение на карте

Способы картографического изображения

Масштаб

Масштабы карт мелкие. Ведь Земля большая, и чтобы пока-зать на карте всю ее поверхность или один материк, изображе-ние на карте приходится уменьшать в миллионы раз. Напри-мер, масштаб карты 1: 10 000 000 («в 1 см 100 км») означает, что на карте все расстояния уменьшены в десять миллионов раз. 2 см на карте соответствуют двумстам километрам на мест-ности и так далее. Масштабы карт всей Земли или отдельных материков очень мелкие: например, 1: 50 000 000, т.е. в 1 см — 500 км. Понятно, что на таких картах можно показать только основные географические объекты — горы и равнины , крупные реки, острова.

Чем меньше территория, показанная на карте, тем крупнее, по-дробнее можно ее показать. Территорию какой-либо одной стра-ны, одного района часто говорят региона, — например, региона Средиземного моря, можно показать подробнее. Для этого делают карты более крупных масштабов, например 1: 5 000 000, т.е. в 1 см 50 км, 1: 1 000 000, т.е. в 1 см — 10 км. На таких картах можно показать не только главные реки, но и их притоки, не только моря, но и заливы. В разных случаях удобно пользоваться картами разных масштабов, на которых показан весь мир, от-дельный материк или регион.

Легенда

Составители карт должны во много раз уменьшать изображение Земли и её больших частей, чтобы они уместились на листе бумаги. Многие объекты на карте обозначены условными знаками (фигурками, стрелка-ми, линиями). Их объяснения даются в разделе «Услов-ные обозначения». Карта раскрашена различными цветами, содержит надписи. Перечень (свод) исполь-зуемых на карте условных знаков и объяснений назы-вается легендой карты .

Условные линии

На картах изображаются условные линии: полюса, линии экватора и градусной сетки (меридианы и па-раллели).

Экватор

На равном расстоянии от полюсов земной шар на глобусах и картах опоясывает линия экватора . Длина эква-тора составляет 40000 км.

Градусная сетка

Поскольку Земля — шар, все расстояния на ее поверхности мож-но измерять в градусах окружности. Линии меридианов и парал-лелей, разделенные на градусы, называют градусной сеткой . С помощью градусной сетки можно определить географическое положение любой точки на поверхности Земли.

  • Меридианы — это ли-нии, которые пересекают зем-ной шар от полюса до полюса.
  • Параллели — это линии, огибаю-щие земной шар параллельно экватору.

Линия перемены дат

Изогипсы (горизонтали)

На картах территории с близкими абсолютными высотами по-крашены в одинаковый цвет. Отдельные формы рельефа на них не изображены. В мелком масштабе их невозможно показать. Толь-ко отдельные горные вершины и глубокие впадины отмечены точ-ками, возле которых указана их высота или глубина.

На некоторых крупномасштабных картах рельеф показывают, как и на плане, с помощью горизонталей . На других картах можно видеть изображение рельефа с помощью «отмывки». При этом рисунок гор и долин становится очень наглядным, но определение их высоты затруднено.

Картографическая проекция

«Изучение незнакомого края всегда начинается с карты... По карте можно странствовать так же, как и по земле, но потом, когда попадешь на эту настоящую землю, сразу же сказывается знание карты — уже не бродишь вслепую и не тратишь времени по пустякам», — это слова писателя Константина Паустовского.

Кар-ту читают так же, как и книгу, раздумывают над ней. Она отвечает на многие вопросы, ставит новые и помогает ответить на них. Почему именно так текут реки, где лучше построить морской порт, проложить железную дорогу? Эти и другие проблемы мож-но решить, только внимательно изучив карту. Умея читать карту, можно узнать о том, какие народы населяют Землю, в каких природных ус-ловиях они живут, как развито хозяйство в разных странах, и многое другое. Уметь читать и понимать карту должен научиться каждый, ибо без знания кар-ты нет

16. Географическая карта и ее свойства

Географическая карта (ГК) – знаковое уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости, построенное по определенным математическим знакам, показывающим размещение, свойства и связи явлений природы и общества. ГК включает в себя математическую основу, картографическое изображение (рельеф, реки и т.д.), элементы дополнительной характеристики (рисунки, графики) и оснащение (легенда, название карты, обозначение ее масштаба).Математическая основа ГК включает геодезическую основу, масштаб и проекцию.

Геодезическая основа (начало высот и координат)представляет собой систему точек на по¬в-ти Земли, положение кт точно определено в системе координат, как в плоскости, так и по высоте. С помощью этих то¬чек можно выполнить математический «переход» от дневной (то¬пографической)

пов-ти к некой теоретической пов-тиземного эллипсоида.

Масштаб - отношение длины линий на карте (плане) к длине горизонтального продолжения этой линии на местности. Виды масштабов: численные (выражается дробью, где в числителе единица, а в знаменателе число, показывающее степень уменьшения), пояснительные (именованные) (указывает соотношение длин линий на карте и на местности), графические (линейный и поперечный – служат для определения по картам длин линий в натуре).

Картографическая проекция – математический способ изображения земного эллипсоида или шара на плоскости. Существует 2 классификации проекций:

1. По характеру искажений:

Равноугольные (конформные) –нет искажения углов, но есть искажения площадей и форм.

Произвольные(равнопромежуточные – масштаб длин вдоль одного из главных направлений сохраняется) – углы, формы и площади искажены.

Равновеликие(равноплощадные, или эквивалентные). В данных проекциях сохраняется равенство площадей, но сильное искажение углов и форм.

2. По виду картографической сетки (по способу переноса земной поверхности на плоскость):

цилиндрические (меридианы перпендикулярны параллелям и отстоят друг от друга на равных расстояниях; линия нулевых искажений – экватор; изоколы имеют форму прямых, параллельных экватору; главные направления совпадают с линиями картографической сетки, при этом с удалением от экватора искажения увеличиваются)

конические (меридианы прямые, сходящиеся в точке, изображающей на плоскости вершину конуса; параллели – дуги концентрических окружностей с центром в точке схода меридианов; одна линия нулевых искажений, с удалением от кт искажения увеличиваются; главные направления у всех нормальных конических сеток совпадают с меридианами и параллелями)

азимутальные(точка нулевых искажений – точка касания глобуса с плоскостью (нормальная – точка полюса, поперечная – точка экватора, косая – иначе ориентированная плоскость); величины искажений с удалением во все стороны от ТНИ возрастают, поэтому изоколы имеют форму концентрических окружностей с центром в ТНИ; главные направления следуют по радиусу и перпендикулярным им линиям; азимуты не искажаются во всех направлениях от ТНИ)

условные – проекции, в кт вид получаемых картографических сеток невозможно представить на основе проектирования на какую-нибудь вспомогательную поверхность (псевдоцилиндрические –параллели прямые, а меридианы – кривые линии; и др.)

К числу важных свойств картографических моделей нужно отнести также их обзорность, наглядность, достоверность и информативность.Известный советский географ-картограф К. А. Салищев выде¬лил основные функции карт как моделей действительности - коммуникативную, оперативную, познавательную и прогностическую.

Коммуникация, т. е. передача информации, осуществля-ется посредством карт при их использовании как источника сведений; карты выступают также хранилищем информации. Оператив¬ная функция карт выражается в решении с их помощью различных практических задач, например в навигации, при планировании трасс путей сообщения, разработке планов освоения территории и др.Познавательная функция карт используется и специали¬стами разных отраслей науки (и прочей деятельности), и учащими¬ся для приобретения знаний. Прогностическая функция картографических моделей осуществляется при выявлении направле¬ния будущего развития изучаемых по ним явлений.

Виды географических карт:

По охвату территории различают карты мировые, полушарий, материков и океанов, частей материков, в том числе групп стран и отдельных государств, частей государств.

В классификации по назначению выделяют карты учебные, агитационно-пропагандистские и справочные. Последние подразде¬ляют в зависимости от характера задач, которые с их помощью решают, на научно-справочные, навигационные, дорожные, военные, туристские и другие.

По масштабу карты делят на три группы: крупномасштаб¬ные, имеющие масштаб 1:200 000 и крупнее; среднемасштабные - с масштабами мельче 1:200 000 и до 1:1000 000 и мелкомасштаб¬ные, у которых масштабы мельче 1:1000 000. Такое деление по масштабу имеют и общегеографические и тематические карты.Крупномасштабные общегеографические карты называют т опографическими, среднемасштабные общегеографические - обзорно-топографическими, а мелкомасштабные обще-географические - обзорными.

Кроме географических карт, к картографическим произведениям относят: географические атласы, глобусы, рельефные карты, про¬фили и блок-диаграммы.

Рельефные карты воспроизводят земную поверхность в виде трехмерной объемной модели.

Профили - вертикальные разрезы земной коры по определенным направлениям «родственны» картам по таким признакам: они построены в масштабе, содержат условные обозначения, представляют земную поверхность и разме¬щенные вблизи нее явления в обобщенном виде.

Блок-диаграмм ы представляют собой совмещение перспективного изображения земной поверхности с профилями.

Применение ГК: естественные науки, комплексные исследования, социальные науки (без карт нельзя правильно оценить географи¬ческие условия для нужд народного хозяйства, разработать планы охраны и улучшения географической среды, наметить целесообраз¬ное размещение производительных сил, указать направление комплексного развития экономических районов), для ориентировки в пути, служат основой при проектировании транспортных путей, промышленного строительства, при разработке планов размещения объектов культуры, незаменимы карты в военном деле, без карт невозможно школьное обучение.

По способу изображения объектов выделяются следующие тематические карты:

1. Карты цветового фона (карты растительности, почв, природных зон и др.). Показывают качественные различия объектов на определенной территории. Наиболее часто используются в школьной географии. Вопросы по этим картам направлены в основном на выявление положения и границ выделенных частей.

2. Карты ареалов. На них указаны области распространения отдельных видов животных, растений, сельскохозяйственных культур и т. д. По эти картам определяются границы ареалов.

3. Карты изолиний (карты изотерм и др.). На них линиями определяются места, одинаковые в отношении количественной выраженности явления; по ним выявляются особенности хода изолиний.

4. Карты линий движения (карты грузопотоков, направлений ветров и др.).

5. Значковые карты (карты месторождений полезных ископаемых, размещения промышленных

центров стран и регионов и др.). На них фигурками разного вида и размера изображаются локализованное по пунктам размещение объектов. По этим картам с помощью вопросов учителя выявляется наиболее крупное скопление объектов, и устанавливаются особенности отдельных регионов.

6. Картодиаграммы. Показывают соотношение частей целого на определенной территории. Характер вопросов по таким картам аналогичен вопросам по значковым картам, но в большей мере направлен на выделение размеров.

7. Картограммы (карты плотности населения, распределения осадков и др.)- отражают различия в степени выраженности явлений цветом или штриховкой. По таким картам ставятся вопросы на выделение регионов с максимальной и минимальной выраженностью явления и закономерности в его географическом распространении.

В учебном процессе карта выполняет разнообразные образовательные функции.Карта служит главным средством наглядности в географии. На ней можно обозреть сразу огромные пространства земной поверхности и весь земной шар.Главная функция карты - отражение сведений о размещении предметов на земной поверхности. В этом отношении она служит особым незаменимым средством познания, так как никакие другие средства - ни слово, ни картина, ни даже личное знакомство с местностью - не дают ясных и точных представлений о размещении предметов в пространстве, о направлениях, очертаниях и сочетаниях.Карта отражает языком условных символов не только размещение, но и характеристику самих изображенных на ней предметов, не только состояние, но и движение, развитие и изменение их. Пример - исторические, некоторые экономические и другие специальные карты.Карта в процессе обучения географии выполняет очень важную психолого-педагогическую роль - способствует упорядочению знаний, облегчает их усвоение и запоминание.

Работа с картой в процессе обучения географии имеет цель - научить учеников понимать, читать и знать ее. В методической литературе нет достаточной ясности в определении понятий «понимание», «чтение» и «знание» карты, хотя все три термина часто употребляются. Между тем они определяют разные направления в работе с картой. Учитель должен их отчетливо различать, так как без этого нельзя сознательно и успешно руководить обучением.

Понимать карту - значит иметь картографические знания: знать, что такое карта, каковы ее свойства, содержание, назначение, что означает каждый условный знак на ней, как следует пользоваться картами и какая от этого польза.

Читать карту - это значит уметь по сочетанию условных знаков делать заключения о географических особенностях стран, «видеть местность так, как она есть на самом деле» (В. П. Буданов), уметь изучать и понимать при помощи карты размещение, состояние и взаимосвязь различных явлений природы и человеческого общества.

Обучение чтению карты начинается уже в начальных классах, процессы приобретения картографических знаний, знаний по географии и чтения карты, тесно переплетаясь друг с другом, образуют неразрывное целое, развивающееся на всех этапах школьного образования. Карта сама служит богатым источником географических и картографических знаний, поэтому чтение карты - важный метод обучения географии.

Знать карту - значит представлять по памяти взаимное расположение, форму и названия определенных географических объектов.

Однако ученики могут «знать» карту и не понимать того, что на ней изображено. Например, могут показывать названия географических объектов, прочно удерживая в памяти их положение на карте, не понимая картографического изображения самих объектов, к каким относятся эти названия.

Процесс введения детей в понимание карты длителен. В 6 классе они получают первичные знания и навыки в ориентировании на местности по Солнцу и компасу. Попутно с изучением материала по арифметике у них развиваются некоторые пространственные представления, и, в частности, они учатся пользоваться словесным масштабом. Проводится знакомство с планом местности, с глобусом и картами России и полушарий.

Для изучения плана дети учатся изображать на бумаге направления по сторонам горизонта и расстояния по масштабу, знакомятся с простейшими планами (класса и школы с прилегающим к ней школьным участком), учатся сами рисовать планы простых предметов (книги, коробки и др.), и, наконец, рисуют планы окружения школы «на глаз», вырабатывают некоторые навыки ориентирования на чертеже. Затем они учатся читать план местности, приложенный к учебнику и помещенный в атласе. Большинство этих действий производится в виде практических работ под руководством учителя. Все перечисленные работы подводят детей к пониманию карты.

Особенности карты раскрываются путем сопоставления ее с планом в процессе беседы учителя с учениками, с привлечением планов местности и карты СССР и полушарий. Дети осваивают условные обозначения, принятые на физической карте, карте полезных ископаемых и физической карте полушарий.

Для правильного понимания значения каждого условного знака карты нужно, чтобы дети имели конкретные представления о соответствующем реальном предмете. Такие представления накапливаются на экскурсиях в окрестности школы, для этого привлекаются также кинофильмы, картины, лепка из пластилина, работа с песком и на географической площадке.

Также в 6 классе кроме закрепления знаний и навыков сформированных ранее (масштаб и измерение с его помощью расстояний, использование картографической сетки для ориентирования и определения координат, определение высот и форм рельефа по шкале высот и глубин и отметкам точек, распознавание объектов по их условным знакам), ученики приобретают умения в определении расстояний без масштаба по сетке вдоль меридианов и экватора (пользуясь соотношением, что один градус дуги этих линий равен 111 км), учатся определять приближенный масштаб в различных частях карты по географической сетке, высоты точек, расположенных между границами цветовых ступеней шкалы высот «на глаз». Усвоение этих новых знаний и умений происходит с помощью кратких объяснений учителя с показом приемов работы с картой и проведения с учениками практических упражнений с картами и глобусом.

В 7 классе вводятся новые карты - политическая карта полушарий, физические, политические, климатические и карты природных зон для всех частей света, а также некоторые специальные карты (плотности населения). Изучение содержания этих специальных карт и новых способов изображения явлений, применяемых на них (изотермы, способ картограммы, картодиаграммы и цветного фона, способ значков), может проводиться постепенно. Так, например, опытные учителя знакомят учеников с содержанием легенды новой карты, стараются объяснить сущность показанных на карте новых явлений и особенности их изображения.

В 8 классе понимание сущности карты обеспечивается при изучении курса физической географии России. Учащиеся знакомятся с различиями карт по масштабу (мелко-, средне- и крупномасштабные), с неизбежностью искажений на картах из-за кривизны Земли, получают понятие о характере этих искажений (расстояний, направлений и площадей). На основе сопоставления карт разного масштаба учащиеся получают представление о генерализации картографического изображения. Большое внимание уделяется ознакомлению с топографической картой.

В старших классах продолжается знакомство с особенностями экономических и других специальных карт.

Умение читать карту вырабатывается не сразу, оно должно углубляться и совершенствоваться постепенно, в системе. Последняя должна быть тесно связана с системой географических и картографических знаний, так как чтение карт не только опирается на них, но и используется в качестве особого метода получения из карты самих географических и картографических знаний.

Известная система должна быть и в использовании самих карт. Ведь содержание многих специальных карт более сложно, чем карт общегеографических. Стало быть, к работе с такими картами следует приступать после того, как ученики научатся понимать и читать более простые карты. Очевидно также, что и сами карты должны быть приспособлены к учебным задачам и уровню развития учеников.

Можно выделить в качестве основополагающих следующие дидактические принципы:

Сознательность и активность;

Наглядность;

Системность и последовательность;

Прочность;

Научность;

Доступность;

Связь теории с практикой.

Каждому из нас приходилось в школе сталкиваться с географическими картами, но далеко не каждый умеет ими пользоваться, а некоторые вообще не знают даже назначения карты. Самое удивительное, что молодое поколение, разбалованное электронными устройствами, считает знание карт излишним, так как теперь даже в мобильном телефоне имеется GPS навигатор с голосовыми подсказками, а значит, нет необходимости разбираться в картах.

Немного истории

Карта - это уменьшенное изображение земного шара, построенное в картографической проекции. Для современного человека главное, уметь пользоваться картами и различать их по типу. Интересен тот факт, что человечество ещё не умело писать, но уже обладало картографическими способностями, имея необходимость ориентироваться на местности и осознавая, что такое географическая карта и для чего она нужна. Об этом свидетельствуют археологические находки, свидетельствующие о существовании карт ещё в древние времена. Причём выполнены они были на скалах, дереве, костяных пластинках, каменных табличках. Древней карте, которая имеет вид современной географической около 15 тысяч лет. Она была найдена археологами на территории Украины.

Классификация географических карт

Современные карты и атласы по географии являются результатом изучений еще древних людей, ведь все знания передаются из поколения в поколение. Не имея примитивных знаний, картографы настоящего времени не смогли бы добиться такого точного исполнения географических карт. Достижением современников является то, что они смогли классифицировать карты:

  • По территории: карта мира, карта материков и карта стран и регионов.
  • По размерам: крупномасштабные, среднемасштабные и мелкомасштабные.
  • По назначению: научно-справочные, культурно-образовательные, учебные, технические, туристские, навигационные.

Кроме того, все современные географические карты делятся на типы. На каждой карте определённого типа показана информация только соответствующая типу карты, например, ландшафтная карта на которой изображены результаты ландшафтных исследований. А топографическая карта имеет самую высокую точность размещения объектов и предназначена для решения технических задач.

Люди, которым по жизни приходиться сталкиваться с картами, знают какой тип карты и с какой нанесённой на ней информацией им необходим. Кроме того, опытные водители, освоившие систему спутниковой навигации на дорогах, продолжают возить с собой в дальние поездки карты дорог и путей сообщения. Так, на всякий случай, ведь электроника имеет свойство ломаться, а карта никогда не подведёт, если уметь правильно ею пользоваться.

Для чего она нужна, какие виды карт бывают и в частности, про карту России и мира.

Древние времена

Широкое освоение материков и открытие новых земель началось еще в Средние века и продолжалось до начала XX века. Последней «сдалась» людям Антарктида, ставшая могилой для множества исследователей. Но с развитием мореплавания и путешествий в целом, постепенно возникла острая необходимость в картах. Ведь новые земли или пройденный путь нужно было как-то отметить для последователей. Первые карты представляли с собой очень примерные и схематичные изображения. В силу слабого развития навигационного оборудования и как следствие, малой точности карт, их составители, компенсируя последнее, соревновались в художественном оформлении. Но, к счастью, в наше время картография достигла своих высот, особенно с запуском на орбиту тысячи спутников. Так что такое карта? Какие они бывают и для чего нужны? В этом мы и разберемся.

Определение

Согласно словарю, географическая карта - это изображение поверхности Земли с координатной сеткой, соблюдением пропорций относительно ее масштаба и нанесением условных знаков.

Если брать это определение как общее, то картой можно назвать обобщенное, более мелкое изображение Земной поверхности, другой планеты, небесного тела или пространства в целом, на которым показаны все объекты в той или иной системе условных знаков. мы разобрались, но для чего она нужна?

Ответ очень прост - для ориентирования. Найдя на местности какие-то определенные объекты или их массив и сделав то же самое на карте, можно точно определить свое местонахождение. По сути, без карт в наше время обойтись совершенно невозможно, не поможет даже обилие указателей, к тому же, они есть не везде.

Картами пользуются туристы и геологи, капитаны морских судов, военные и гражданские пилоты, в конце концов, в большом городе без путеводителей не обойтись, так как в переплетении улиц может заблудиться кто угодно. Теперь мы знаем, что такое карты. Но какие виды их бывают?

Виды

Первая и самая основная - это географическая. На ней точно показаны очертания материков, соблюдены все пропорции в том или ином масштабе и обозначены природные объекты, - реки, моря, гора, озера, леса и т.п. Но подобные встретить можно не так часто, и больше в ходу общегеографические, на которые также нанесены дороги, города и прочие населенные пункты.

Второй вид - это тематические карты. Они посвящены какому-то одному объекту, - природному парку, лесу или туристическому маршруту. К этому виду можно отнести и общественно-политические. Их цель - не просто достоверно показать местность, а отобразить то или иное состояние - карты государств, их природные богатства, политический строй или количество населения.

Карта России

Территория этой страны занимает первое место в мире по площади. И карта ее также сама большая, причем во всех масштабах. Она включает в себя множество природных и климатических гор. На протяжении последних веков она многократно изменялась из-за войн и политических режимов, а карта с самым крупным масштабов была создана в Советском Союзе. Конечно, включает она и те территории, которые в наше время к России не относятся, но для ориентирования она пригодна.

Карта мира

Окончательное и полное изображение земного шара удалось получить лишь с открытием всех материков. Но долгое время оно дополнялось новыми объектами, такими, как острова. Сейчас же каждый желающий может ознакомиться с картой мира, причем для этого не нужно искать атлас - всем пользователям интернета доступны качественные спутниковые снимки.

Так что теперь мы знаем, что такое карта, и для чего она нужна.

1. Что такое географическая карта? Сравните понятия «географическая карта» и «план местности» по следующим признакам: а) величина изображаемой территории; б) используемый масштаб; в) степень подробности изображения; г) используемые способы изображения.

Географическая карта - это чертёж местности, выполненный в системе географических координат с помощью масштаба и условных знаков.

А) на географической карте величина изображаемой территории больше. Б) на плане масштаб пишется в метрах, а на карте в километрах. В) на плане более подробное изображение чем на карте, так как масштаб у плана меньше. Г) Существуют различные виды изображений земной поверхности: рисунок, аэрофотоснимок, план местности, географическая карта, глобус.

Вопрос 2. Что такое масштаб? Какие существуют виды масштаба?

Масштаб - в общем случае отношение двух линейных размеров. Масштабом называют отношение размера изображения к размеру изображаемого объекта.

Выделяют следующие виды масштаба: Численный масштаб, Именованный масштаб, Линейный масштаб.

Вопрос 3. На карте какого масштаба территория уменьшена в большее количество раз: 1: 1000 или 1: 20 000? Свою точку зрения обоснуйте, используя для этого определение понятия «масштаб».

На карте масштаба 1:20000 территория уменьшена в большее количество раз. Так как масштаб этой карты 1:20000, то расстояние на карте уменьшено в 20000 раз, а на карте 1:1000 расстояние уменьшено в 1000 раз.

Вопрос 4. Переведите численные масштабы в именованные: а) 1: 50 000; б) 1: 10 000 000.

а) в 1 см 0,5 км; б) в 1 см 100 км.

Вопрос 5. Переведите именованные масштабы в численные: а) в 1 см - 100 м; б) в 1 см - 0,5 км.

а) 1: 10 000; б) 1: 50 000.

Вопрос 7. Каким образом подробность изображения территории зависит от масштаба карты?

Чем больше масштаб (чем больше в одном сантиметре м\\км) тем ниже подробность карты.

Вопрос 8. В чём состоит разница между понятиями «абсолютная» и «относительная» высота точки? Какая из них указывается на географических картах?

Относительная высота - это превышение одной точки земной поверхности над другой. Абсолютная высота - это превышение точки земной поверхности над уровнем моря. На географических картах указывается абсолютная высота.

Вопрос 10. Какое значение имеют план и карта в практической деятельности человека?

Никакое литературное описание, даже наиболее подробное, не сможет создать у читателя наглядную картину размещения многообразных явлений, происходящих на земной поверхности, подобную той, какую дает обычная географическая карта.

В практической деятельности человека карта имеет не меньшее значение. Любая отрасль хозяйства, связанная с использованием земной поверхности, нуждается в надежной, хорошо составленной карте. Поиски полезных ископаемых и эксплуатация недр, проектирование и постройка железных и грунтовых дорог, сооружение каналов и плотин, осушение и орошение земель и д. р.