Это производственное здание с фигурными аттиками и полукруглыми окнами - типичный пример производственной архитектуры начала XX века. Но здесь использовали интересный элемент - завершение торцевой стены декоративной парапетной стенкой, которая также препятствовала распространению огня на соседние здания. Саму типографию Сытин создал в 1876 году.

Наша маленькая литография, открытая в 1886 году, росла, как молодое деревцо. Любо было смотреть, когда привезли и поставили первую маленькую машину. А когда машина пошла в ход и заговорила на своем веселом языке, все столпились вокруг и глядели и не могли наглядеться. Мы были, как фокусники в городе: всем было интересно взглянуть, как в этой маленькой мастерской машина фокусы делает и одну за другой печатает картины.
Но через три месяца мы поставили уже вторую машину, такую же веселую да ловкую, а через полгода - и третью…
Дело у нас спорилось и прямо кипело. Заказы были большие - только поспевай готовить, и очень скоро в нашей маленькой мастерской стало нам тесно. Купили мы дом на Пятницкой улице и переехали туда. Все наладили, оборудовали, поставили машины, но прошло немного времени - и опять нам тесно и опять пришлось открывать три маленькие добавочные мастерские… Теперь уже не приходилось вертеть машину руками: уже паровая машина работала. А через три года опять переехали - в наш второй дом и поставили первую ротационную машину… А скоро к ротационной машине добавили еще редкий экземпляр двухкрасочной машины, выписанной из Австрии для печатания отрывного календаря. Так и сдвинулись мы с места… С каждым годом мы все обрастали, и все чаще прибывали из-за границы новые и новые машины. Казалось, конца не будет этим машинам. Уже вокруг них образовался огромный человеческий муравейник, уже рабочие считались тысячами, а машины все прибывали. Уже немыслимо было соединить дело в одном месте, уже работа кипела в трех местах в Москве, а четвертое наладилось в Петербурге… И не какое-нибудь, а целый городок вырос вокруг наших машин.

В 1905 году типография стала одним из центров Декабрьского вооруженного восстания в Москве. Ее работники отпечатали номер «Известий Московского Совета» с призывом начать вооруженное восстание. Главный корпус типографии сожгли, а сам Сытин спасся от ареста и пули в Петербурге. В огне погибло все оборудование и запасы бумаги, но уже через год Сытин восстановил производство.

Здесь поэт Сергей Есенин, живший тогда в Большом Строченовском переулке, в 1913 году работал подчитчиком - помощником корректора. В этом здании он познакомился со своей первой женой - корректором Анной Изрядновой.

После революции все предприятия Сытина национализировали, а сам он выполнял работы по поручению правительства - организовывал выставку российских картин в США, вел переговоры о концессиях с Германией.

В 1928 году Сытину назначили персональную пенсию и выделили двухкомнатную квартиру на улице. А типографию на Пятницкой переименовали в «Ордена Октябрьской Революции и Ордена Трудового Красного Знамени Первую образцовую типографию им. А.А. Жданова Союзполиграфпрома Главиздата Министерства культуры СССР».

Говорят, что... ...в 1930-х в бывшую Сытинскую типографию на Пятницкой к своим приятелям зашел старый наборщик. Между прочим он сказал:
- В любой книге при желании можно обнаружить опечатку. Пусть самая незначительная, но она всегда найдется.
- Хорошо, а сколько времени тебе на это потребуется?
- Самое большее - час.
- Давай поспорим на литр водки. Мы тебе дадим книгу, и если ты в течение часа найдешь опечатку, мы тебе ставим литр. Если не найдешь, ты нам ставишь. Идет?
- Идет, - сказал старый наборщик.
Тогда молодые коллеги, посмеиваясь, открыли сейф и вытащили оттуда сверток. Это была уникальная книга - напечатанная в единственном экземпляре золотой краской на лучшей бумаге недавно принятая «сталинская конституция». Предназначался этот уникальный экземпляр для витрины в советском павильоне на Всемирной выставке в Париже. Разумеется, там было выверено все до последней запятой. Старый наборщик тщательно вымыл руки, уселся за стол и развернул пергаментную бумагу... И не успели его приятели дойти до двери, как услышали голос старика:
- Постойте, постойте...
И он указал им на титульный лист, где в слове «ГосполиТиздат» вместо первой буквы «т» была напечатана буква «п»... Легко вообразить, что бы произошло, если бы «сталинская конституция» с подобной опечаткой попала на витрину выставки.

Я вспомнил эту старину, этот зародыш единения книгоиздателя и автора. Связь эта уже расширилась и укрепилась. Пожелаем, чтобы мысли И. Д. Сытина, высказанные им в его юности, были заветом для его многочисленных сотрудников в широко развивавшемся издательском предприятии.

Печатается по книге «Полвека для книги», изд. И. Д. Сытина, М., 1916, стр. 129–131.

М. Соловьев. И. Д. Сытин

Я знал И. Д. Сытина с 1877 года, когда он был еще заведующим книжной торговлей П. Н. Шарапова. В 1876 году в сентябре Сытин открыл в Москве литографию на имя П. Н. Шарапова на Воронухиной горе, близ Дорогомиловского моста, в доме Кравцова, куда я поступил в январе 1877 года в качестве рисовальщика по камню. Вначале производство было небольшое, литография имела помещение в три комнаты с одной литографской машиной. Небольшая квартира Сытина помещалась рядом с литографией, так что мы, мастера, имея тут же стол и квартиру, постоянно встречались с семьей Ивана Дмитриевича и чувствовали себя как бы членами ее благодаря доброму и заботливому отношению к нам супруги Ивана Дмитриевича Евдокии Ивановны. После занятий, по вечерам, иногда Сытин приглашал нас, мастеров, к себе, и за чайком обсуждались наши текущие и будущие дела.

Вставал Сытин рано, разрезал картины, завязывал их в пачки и увозил в город в лавку. Каждую свободную минуту он посещал литографию, обходил мастеров, смотрел, что сделано, указывал, что и как нужно делать. По вечерам, в общей беседе Иван Дмитриевич нередко посвящал нас в торговые дела, сообщал нам, что картины наши идут хорошо, покупателям нравятся, сокрушался, что мало разнообразия, но с одной машиной трудно было что-либо сделать большее.

Но вот объявлена турецкая война . Нужны стали военные картины и книги. С удвоенной энергией принялся Сытин за дело, приглашал художников для составления оригиналов. Усиленный спрос на картины заставил заказать новую литографскую машину.

Приходилось мне видеть Ивана Дмитриевича в лавке среди его покупателей. Покупатели были по большей части офени, не знающие, чем им торговать и что им нужно, многие из них были неграмотные и о достоинстве книги судили но обложке.

Отношения их к Сытину основывались на доверии, и частенько приходилось слышать, как офеня, обращаясь к Ивану Дмитриевичу, говорил: «Мне нужно товара на сто или на двести рублей, ты уж подбери мне книги и картины, пожалуйста, получше, ты ведь лучше знаешь, что мне надо». Он подбирал умело и многим даже отпускал в кредит, и офеня, уезжая в дальние города, разносил славу о Сытине по всей России. Для каждого покупателя находилось у Ивана Дмитриевича время поговорить о торговле, о том, какой товар где лучше идет. А то, бывало, идет с ними в трактир чай пить и угощает их, как хороших и добрых друзей. Офени так любили Сытина, что по приезде в Москву первым долгом спешили выразить благодарность ему лично от себя и от читателей провинциальной России, уплатить долг и сделать новый заказ.

Благодаря такому отношению офени шли без конца и дело книжное и картинное развивалось быстро.

Печатается по книге «Полвека для книги», изд. И. Д. Сытина, М., 1916, стр. 135–136.

Вл. Ив. Немирович-Данченко. И. Д. Сытину

Глубокоуважаемый Иван Дмитриевич!

Все культурные дороги устремлены к одной цели - к утверждению духовной красоты. По всем культурным дорогам, как бы ни были разнообразны их средства, идет непрерывная расчистка путей, запущенных невежеством, засоренных злоё волей темных сил, и на всех слышны отзвуки того, что творится на каждой в отдельности, везде чувствуется, как бьется у соседа пульс энергии, таланта, мучительной борьбы и радостных достижений.

И учреждение художественное, как всякое учреждение с просветительными целями, не может остаться безучастным к Вашему чествованию, когда подводятся итоги Вашей большой, трудной деятельности, Вашего полувекового служения печатному слову.

Принося свой привет Вам, глубокоуважаемый Иван Дмитриевич, Товарищество Художественного театра выражает искреннее пожелание здорового, свободного процветания делу, которому Вы отдали горячий, неустанный труд всей Вашей жизни.

Вл. Ив. Немирович-Данченко

Печатается по оригиналу (Архив И. Д. Сытина)

А. Южин. И. Д. Сытину

Глубокоуважаемый и дорогой Иван Дмитриевич!

Больше, чем Вы думаете, артисты Малого театра, от имени которых я имею высокую честь Вас приветствовать, обязаны Вам и всей Вашей громадной культурной деятельности в области своего специального дела. Не только одну пользу, не только одни реальные блага знания и просвещения Вы даете народу в течение Вашей глубокоплодотворной 50-летней работы. Вы приблизили широкие массы русского общества к идеалу духовной красоты, которой мы служим, по мере наших сил и возможностей всю нашу жизнь по заветам лучших людей в этом старейшем культурном театре Москвы.

Всегда чутко, начиная с нашего прародителя Щепкина, мы на сцене Малого театра прислушивались к голосу народной отзывчивости, к тому, что происходило.

Незабвенный Островский сблизил широкие народные массы с тем избалованным театральным залом, который довольствовался раньше французскими мелодрамами и переводными водевилями.

Все глубже и глубже величайшие титаны русского искусства уходили в народную глубь и оставляли своим преемникам свои священные заветы. Вы, Иван Дмитриевич, с другой стороны стали действовать. Вы двинули Вашей необъятной, огромной деятельностью эти массы к вершинам света и красоты.

Вот за это долгое сотрудничество Ваше, за эту неоценимую помощь, глубоко чувствуемые каждым артистом, которые Вы оказали в слиянии Ваших задач красоты с потребностями народа, позвольте от имени всех моих товарищей по Малому театру принести Вам низкий поклон и горячий привет.

А. Кони. И. Д. Сытину

Пятьдесят лет трудовой деятельности - это, в сущности, целая жизнь. А жизнь прожить - не поле перейти. Да и поля бывают разные: на одно вступается беззаботно и идется по нему безмятежно, но в конце его не на что оглянуться - таким оно представляется однообразным и бесцветным. Путь по другому тяжел и требует не только твердого глаза, но и настойчивой воли. Он богат рытвинами и камнями, на нем легко споткнуться и, упав, безнадежно махнуть рукой на дальнейшее следование. Зато как иногда отрадно, пройдя последний путь, оглянуться назад и почувствовать, что это была не бесцельная прогулка, а тяжелый, но плодотворный труд, благодаря которому узенькая тропинка обратилась в широкую дорогу, по обе стороны которой колышется и зреет цветущая нива. Вы, Иван Дмитриевич, именно так прошли свое поле и можете со справедливой гордостью оглянуться сегодня назад, сознавая многостороннюю пользу, принесенную Вами распространением до самых глубин народной жизни Ваших изданий, служащих знанию, искусству и собирательному творчеству народного гения. Много усилий, борьбы и предприимчивости нужно было для этого, и можно лишь радоваться, что пятидесятилетие застает Вас бодрым и не складывающим оружие. Позвольте же вместе с душевным поздравлением выразить Вам искреннее пожелание, чтобы еще на много лет сохранилась эта бодрость и продолжалось Ваше служение просветительным целям. Очень сожалею, что продолжительная и упорная болезнь лишает меня возможности Вас лично приветствовать.

Почти в самом конце Пятницкой улицы располагается огромное здание Сытинской типографии. Самый известный из дореволюционных российских издателей, Иван Дмитриевич Сытин родился в 1851 году в Костромской губернии. В 15 лет Иван Сытин приехал в Москву и устроился на работу в книжную лавку. Через десять лет, накопив денег, он покупает свою первую литографскую машину и открывает небольшую литографию на Варгунихиной горе. Сначала печатает лубочные картинки, очень популярные в народе. А во время русско-турецкой войны переходит на выпуск карт боевых действий. Постепенно он начинает расширять ассортимент, главным образом за счёт народных дешёвых книг. На Всероссийской промышленной выставке в 1882 году он получает бронзовую медаль за книгопечатную продукцию. В 1887 году Иван Дмитриевич приобретает обширное владение (№№ 71-73) на Пятницкой улице, и в 1903 году архитектор А. Э. Эрихсон при участии инженера В. Г. Шухова возводят для Сытина здание типографии.

Здание типографии частично располагается на месте владения, которое до 1834 года принадлежало титулярному советнику Николаю Фёдоровичу Островскому (южная часть, если смотреть с Пятницкой). Здесь в течение 14 лет жил знаменитый драматург Александр Островский.

Главный фасад строения с готическим входом и сложными фигурными а ттиками с полукруглыми окнами прост, но производит большое впечатление. Переплёты многих окон сохранились с начала ХХ века. При этом необходимо учесть, что общий вид сооружения значительно испорчен надстройкой дополнительного этажа.

А через два года, в 1905 года, типография была сожжена. Первоначально руководителями начавшейся забастовки была арестована вся администрация, и под угрозой применения оружия был напечатан первый номер «Известий Советов рабочих депутатов», с оповещением населения о происходящем. В нём было заявлено, что Московский совет рабочих депутатов в союзе с социал-демократической партией и социалистами-революционерами постановил объявить в Москве всеобщую политическую стачку, чтобы перевести её в вооружённое восстание против царизма. В огне пожара, охватившего типографию, погибло всё оборудование, запасы бумаги и произошло частичное обрушение перекрытий.

Но уже через год Сытин восстановил производство. В этом историческом здании бывали Л.Н.Толстой, В.В.Маяковский, С.А.Есенин, который, кстати, работал некоторое время у Сытина корректором. После революции типографию национализировали и она стала носить название Первая Образцовая типография. Что интересно, сразу после Октябрьского переворота на общем собрании рабочих несколькими тысячами голосов был осуждён насильственный захват власти большевиками. Создать коммунистическую ячейку в типографии удалось только в начале 1920-х годов.

Обозреватель сайт изучил биографию Ивана Дмитриевича Сытина, одного из крупнейших российских издателей и просветителей 19 века, который выпускал недорогую классическую литературу и был владельцем нескольких популярных газет.

Издательская деятельность в Российской империи в середине 19 века пребывала не в лучшем состоянии, и неудивительно: большая часть населения империи оставалась неграмотной, а высшие слои общества предпочитали иностранные журналы и газеты. После отмены крепостного права и постепенной популяризации начального образования эта проблема вышла на первый план. Речь шла не только о периодических изданиях, но и о книгах, которые должны были заинтересовать новых читателей, часть из которых лишь недавно освоила грамоту. Во многом эти задачи удалось решить благодаря деятельности Ивана Дмитриевича Сытина. Начав карьеру с помощника купца, он стал одним из крупнейших издателей империи.

Ранние годы жизни

Родился в семье волостного писаря Дмитрия Герасимовича и Ольги Александровны Сытиных старшим из четырех детей.

Юный Иван закончил 3 класса сельской школы. В 12 лет начал работать продавцом с лотка у скорняка на Нижегородской ярмарке, был учеником маляра, брался за любую мелкую работу. В13 лет перебрался в Москву и 13 сентября 1866 года устроился в книжную лавку купца-меховщика П.Н.Шарапова «мальчиком». Вскоре обратил на себя внимание хозяина трудолюбием и сообразительностью.

В 1876 году Иван Сытин женился на Евдокии Ивановне Соколовой, из купеческой семьи, взяв приданое 4 000 рублей. Его прежний хозяин П.Н.Шарапов дал ему в долг еще 3 000 рублей. На эти деньги была приобретена литографическая машина для печатания лубочных картинок. 7 декабря была открыта литографическая мастерская на Воронухиной горе в Дорогомилове.

Первой продукцией сытинской типографии, принесшей финансовый успех, стали карты боевых действий во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Ассортимент лично формировался Иваном Сытиным и состоял из лубочных картинок, которые рисовали такие знаменитые художники как В.В.Верещагин и В.М. Васнецов. В год выпускалось больше 50 млн. наименований печатной продукции очень высокого качества: портреты царей, вельмож, генералов, иллюстрации к сказкам и песням, религиозные, бытовые, юмористические картинки. Цена была микроскопической, а главными распространителями - бродячие торговцы-офени, которым предоставлялись долгосрочные кредиты и хорошие условия.

В 1889 году Сытин купил дом на Пятницкой и оборудовал там типографию – нынешняя Первая образцовая типография.

Известность к издателю Сытину пришла в 1882 году после вручения бронзовой медали Всероссийской промышленной выставки за его печатную продукцию. Первая книжная лавка издателя Сытина была открыта 1 января 1883 на Старой площади, а в феврале основано товарищество на вере «И.Д.Сытин и К°» с капиталом в 75 000 рублей.

В 1884 году была создано издательство «Посредник», публиковавшее произведения Л.Н.Толстого, И.С.Тургенева, Н.С.Лескова и других отечественных писателей по очень доступным ценам для покупателей. В этом же году был представлен «Всеобщий календарь на 1885 год» на Нижегородской выставке, ставший семейным справочным пособием, и открывший целую серию календарей: «Малый всеобщий», «Киевский», «Современный», «Старообрядческий». Тираж превысил 6 миллионов экземпляров уже в следующем году, а в 1916 году издавался 1 вид календарей, чьи тиражи были более 21 миллиона экземпляров.

С 1980 года И.Д.Сытин стал издавать журнал «Книговедение». В 1891 году он купил журнал «Вокруг света», ставший излюбленным чтением у молодежи. Литературными приложениями к нему печатались произведения М.Рида, Ж.Верна, А.Дюма, А.Конан-Дойла. В 1897 году стал издавать газету «Русское слово» - подписка на год стоила всего 7 рублей, а тираж к 1917 году был более 1 млн. экземпляров.

В этот период Иван Сытин стал крупнейшим российским издателем, выпускавшем качественные и дешевые учебники, детские книги, классические сочинения, религиозную литературу. С 1895 года он издавал «Библиотеку самообразования» - всего было издано 47 книг по истории, философии, экономике, естествознанию. Для детей издавались азбуки, сказки разных народов, повести, рассказы, сборники стихов, авторские сказки А.С.Пушкина. В.А.Жуковского, братьев Гримм, Ш.Перро. Выпускались детские журналы «Друг детей», «Пчелка», «Мирок». К 1916 году было издано более 440 учебников и пособий для начальных классов школы, а «Букварь» переиздавался в течение 30 лет.

В начале ХХ века были изданы популярные энциклопедии: «Военная энциклопедия», «Народная энциклопедия научных и прикладных знаний», «Детская энциклопедия».

В 1904 году было выстроено большое 4-этажное здание типографии по проекту А.Э. Эриксона на Пятницкой улице с новейшим оборудованием. Книги распространялись через собственные книжные магазины в Москве, Петербурге, Киеве, Харькове, Варшаве, Екатеринбурге, Воронеже, Ростове, Иркутске. При типографии была основана школа технического рисования и литографического дела. Особо талантливые ученики из нее переходили в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, получая высшее образование.В 1911 году был выстроен «Учительский дом» на Малой Ордынке, с музеем, библиотекой, зрительным залом.

В 1914 году печатная продукция Ивана Сытина составляла четверть всего печатного оборота в России.

После установления Советской власти все предприятия И.Д.Сытина были национализированы, а он сам представлял Страну Советов за границей: устраивал выставку российских картин в США, вел переговоры о концессиях с Германией. Ему была назначена персональная пенсия в 1928 году и предоставлена квартира на ул. Тверской.