Образ льва в ряде всех других используемых в татуировке животных сильно выделяется богатством значений, привычным уважением и глубоким символизмом. Лев - это очень древний почитаемый символ, который встречается в мифологиях и религиях многих народов по всей земле: от Востока до Запада и с Севера на Юг.

Значение татуировки лев выражает главным понятием символ королевской власти и уважения, ведь во многих культурах льва почитали как заря всех зверей . Символику тату льва можно описать рядом львиных характеристик и качеств: справедливость и мудрость, величие и мощь, свирепость и гармония, мужество и благородство, верность и власть.

В буддизме лев - благородный и мужественный, приносит удачу и счастье. Лев - защитник закона, мудрость самого Будды, продвижение вперед, храбрость и духовное рвение . Лев символизирует просветленного человека, который не подчиняется никаким властям, он сам себе царь. Самка льва стала атрибутом Тары . В раннем христианстве Иисуса называли «Царь царей» и часто изображали в образе льва. Это животное несколько раз упоминается в библии и изображается рядом с апостолом-евангелистом Марком. В исламе лев известен как бесстрашный защитник от зла. В еврейских традициях лев - символ жестокости и мощи. Лев с крыльями - знак Юга или Льва Иудеи, а также соединение двух стихий - земли и воздуха.

В Египте в образе львицы изображали богиню-карательницу Секхмет, которая была воплощением испепеляющего солнечного жара и возмездия. Лев самец был почестным стражем и олицетворял защиту. Двухголовый лев был символическим изображением солнечных богов рассвета и заката, два льва отвернутые друг от друга означали разделение прошлого и будущего, вчера и сегодня. В Древнем Риме лев означал солярный огонь и царственность, был атрибутом бога Аполлона, Геркулеса и богини Фортуны. Он стал символом победы над пожирающей силой смерти. В греческой мифологии лев сопровождает богиню Артемиду, Феба и Тихэ. Львами были запряжены колесницы Юноны и Кибель.

В Китае лев обозначает мужество и сильную энергию . В алхимии красный лев отображает мужской принцип. Во многих африканских культурах и мифологиях льва представляют великим создателем и разрушителем. Лев - символ стойкости и упорства, в нем воссоединяется гордость и справедливость, свирепость и властность . Рычащий лев - предупреждение о возможной опасности, агрессия и неприступность. Напоминание о хищной натуре и безжалостности к жертвам этого животного.

Но не следует забывать, чтозначение тату лев в первую очередь указывает на символ суверенной власти и неприступности. Львиное сердце очень храброе и бесстрашное. Лев - один из двенадцати знаков зодиака, поэтому упоминается и в астрологии как обладатель хорошего ума и сильного характера.

Лев - так же, как и орел - является символом господства. Он многократно представлен в геральдике и сказках как «царь зверей». Астрологически, как созвездие, связан с Солнцем, и его черты как символа имеют солярную форму. Основанием для этого являются сила зверя, его золотисто-коричневый окрас, а также огромная грива мужских особей, которая, словно лучами, обрамляет голову. Льву, так же как и орлу, приписывается способность смотреть на солнце не моргая. То, что лев является представителем мужского рода, позволяет ему выступать в качестве дополняющего противоположного образа к великим богиням (Кибеле, Артемиде, Фортуне - однако и женского пола в виде львицы). В Египте львица была формой, в которой являлась богиня войны Сехмет, в то время как лев с солнечным диском на голове представлял бога Ра. По-видимому, в более раннее время и небо тоже олицетворял лев, который каждый вечер проглатывал солнце. Это было до тех пор, пока в этой роли не утвердилась богиня неба Нут, которая часто отождествлялась с небесной коровой. В античные времена боги и герои, как, например, Геракл, нередко представали в роли победителей львов, чтобы обозначить победу человеческого ума или духа над животной природой.
В христианской символике фигура льва занимает противоречивое место, с одной стороны, она символизирует силу рода Иуды, но также и является образом противника, заглатывающего жертвы, от которого может защитить только сам Бог («пророк Даниил в львином логовище»).
Раннехристианский текст «Физиолог» («Physiologus») содержит сюжеты о львах символического характера, например о том, что он при ходьбе заметает хвостом свои следы («Так же и Христос, наш Спаситель, из рода Иуды,... посланный невидимым Отцом, стирал свои духовные следы, то есть свою божественность»); что лев в своей пещере спит с открытыми глазами. («Так спит тело нашего Господа на кресте, но его божественность бодрствует о правую десницу Бога-Отца».) И наконец, там рассказывается о чудесных обстоятельствах его рождения: «Когда львица производит на свет львенка, то рождает она его мертвым и ждет около трупа, пока на третий день не придет отец и не подует ему в лицо... львица садится напротив него и целых три дня непрерывно смотрит на малыша. Если она отведет от него взгляд, то он никогда не оживет» . Лев-отец пробуждает его, вдувая ему в ноздри дыхание жизни . «Так и неверующие язычники в течение трех дней, которые наш Господь Иисус Христос покоился в могиле, и во время его воскресения смотрели на него и духовно ожили. ...Когда пришел лев, то есть живое слово, и он (Святой Дух) дохнул на них и сделал их живыми» . Далее следует негативное толкование: человек в мыслях должен оставаться с Богом, чтобы не поддаться искушению льва, «что означает: дьявола. Поскольку он, если даже и не показывается людям, пытается путем соблазнов, которые он проглатывает, как лев...».
В мире образов алхимии лев, с одной стороны, является символом первородной материи сульфура, а с другой - в виде «красного льва» - готового «философского камня». Зеленый лев означает растворитель невероятной разлагающей силы. Часто лев представляет крайности, либо в позитивном смысле - является образцом героического человека, либо в негативном - как символ мира дьявола (Первое послание Петра 5, 8). Христос часто изображается в виде победителя над различными животными, олицетворяющими те или иные качества, например над львом, драконом или василиском. Его типологическим прообразом в Ветхом Завете является Самсон, разрывающий льва.
В Восточной Азии львы были известны только по очень далеким преданиям, и само слово «лев» (shih, сих) происходит от персидского «sir», «сир». Поэтому львы, изображенные на картинах или в виде скульптур, имеют мало общего с образцами, обитающими в природе. Две скульптурные фигуры стилизованных львов часто изображают в виде стражей у ворот при входе в священные места. Справа обычно бывает фигура мужского пола, которая держит под лапой шар или жемчужину, а левая фигура (женского пола) представляет молодого зверя. Во время танца львов, который исполняется в 1 -й месяц Луны, используются львиные маски с золотыми глазами и серебряными зубами, причем укротить и усмирить «льва» можно, только пожертвовав небольшую сумму денег. Скачущие на львах мужчины являются символами божественной силы.
Японский лев (львы-собаки) еще меньше похож на настоящего, чем восточно-азиатские. Его называют «собакой Будды», и он здесь также охраняет вход на территории храмов. В европейской геральдике - это, наряду с орлом, наиболее часто изображаемое животное на гербах, часто в вертикальном положении (поднимающийся на задние лапы) или разъяренный (с открытой пастью, вздыбленной гривой, высунутым языком и поднятыми передними лапами), а также с очень стройным телом и лохматым животом, часто красного или золотого цвета, а язык и когти выкрашены другой краской. Лев в короне - национальная эмблема Великобритании. Поскольку лев как «царь зверей» воплощает боевые добродетели и мощь его еще в Средние века часто изображали на гербах. Однако все более частое появление в этой роли снижало его символическое содержание, и владелец герба уже не мог восприниматься как особо выдающееся лицо или лицо, наделенное особыми обязанностями.
В астрологической символике «огненный знак» льва связан с Солнцем и золотом, а как «королевский» знак он является символом, оказывающим влияние на людей, родившихся между 23 июля и 23 августа. Им приписываются любовь к роскоши и богатству, тщеславие, склонность к господству и тирании, однако также умение завоевать авторитет и гениальность, причем воздействие их проявлений в смысле популярной астрологии, очевидно, зависит от символики пятого знака Зодиака.
Наука о символах, связанная с глубинной психологией, подтверждает высказывания, добытые с помощью других методов, и рассматривает льва как существо, обладающее большой, но независимой энергией, сдержанное без напряжения сил в покое, неудержимое в нападении и упорно и последовательно уничтожающее в бою.

В древнерусской культуре образ льва один из самых распространенных, и в то же время противоречивых. В текстах наряду с реалистичными описаниями зверя присутствуют совершенно невероятные предания о свойствах льва. Многочисленные сюжеты, в которых фигурирует лев, заимствованы из совершенно различных источников – библейских текстов, античных легенд и славянских преданий, поэтому сложный образ зверя может трактоваться совершенно противоположными способами: как положительно – образ храброго воина, праведника, Христа, так и отрицательно – неправедного правителя, смерти и даже самого дьявола. Подобная амбивалентность будет характерна и для изображений зверя – это и простодушный веселый львенок, и гордо шагающий царь зверей, и свирепый пожиратель душ человеческих

Мы почти не встречаем описаний внешнего облика льва в русской литературной традиции. Исключение составляет «Собрание от древних философов о неких собствах естества животных», приписываемое Дамаскину Студиту, чаще называемое «Физиологом Дамаскина Студита». В этом переводном произведении облик хищника описан следующим образом: «Лев – царь всех четвероногих, как орел – всех летающих. Имеет великую грудь, колени крепкие, ноги твердые, взгляд имеет царский и страшный. Шерсть его густая, уста его широкие, ребра его крепкие, бедра его толстые, ноги его великие, походка его гордая, шея его толстая. Кости его не имеют ни пустот, ни мозга, как у других животных». Это описание, весьма условное, рисует нам великого непобедимого зверя, что дополняется некоторыми необычными свойствами, указывающими на царское достоинство льва: «Когда бежит поймать животное, не преклоняет голову свою, но держит ее высоко, как непобедимый царь» . Короткое упоминание о рационе льва указывает на то же самое: «Ест много, а пьет мало» . Малое количество принимаемой воды имеет символическое значение, которое в статье о льве не упомянуто, однако раскрывается в описании орла – царя всех летающих: «Никогда в жизни своей не пьет воду, поскольку не подобает ему, царю всех птиц, быть рабом плотских желаний». Еще одно предание, описывающее и льва, и орла, утверждает, что когда царь зверей насытится, то оставляет остатки пищи «в сени некоей» , и дует на нее, отчего никакое другое животное не смеет приблизиться к еде.

В «Физиологах», популярных сочинениях бестиарного типа, где каждой особенности зверя дается религиозно-догматическое или морально-дидактическое истолкование, лев – царь зверей почти всегда имеет положительную символику, часто являясь прообразом Христа – Царя мира. Как правило, «Физиологи» описывают три свойства, уподобляющих зверя Христу.

Первая особенность льва связана с распространенным мотивом оживления детенышей. В древнейшей из сохранившихся рукописей Физиолога александрийской редакции мы читаем: «Когда львица рождает львенка, рождает его мертвым и стережет три дня, до тех пор, пока не придет его отец, дунет в лицо ему, и тот оживет». Оживление на третий день явно отсылает нас к трехдневной смерти Христа. В толковании лев-отец отождествляется с Богом-Отцом, львенок со Христом, образ же львицы толкователь обходит стороной: «Так и Бог Вседержитель, Отец всего, на третий день воскресил первородного Своего Сына и «рожденного прежде всякого творения» Господа нашего Исуса Христа, да спасет заблудший род людской» . Также к статье об оживлении львенка добавлена и цитата из Писания: «Хорошо сказал Иаков: «…и как львенок, кто пробудит его?» . Эта отсылка к Книге Бытия о льве Иуды была уже в Апокалипсисе Иоанна Богослова соотнесена со Христом: «И один из старцев сказал мне: не плачь, вот, победил лев, который от колена Иудина, корень Давыдов».

Византийская версия Физиолога излагает то же предание с небольшим дополнением: львица рождает не только мертвого, но и слепого детеныша. При этом кардинально отличается толкование этого сюжета: акцент делается на слепоте детеныша, который уподобляется язычникам, еще не просвещенным благодатью крещения: «Также и о верных народах, ибо прежде крещения они мертвы, после же крещения получают зрение от Святого Духа» . Встречается и более редкая версия, где лев-отец также образ Святого Духа, который «дунул, и ожили, и вышли все из ада» . Более поздняя версия этого сюжета исключает мотив оживления дыханием, львица рождает льва, и стоит над ним три дня и три ночи, пока он не оживет и не «начнет царствовать над всеми земными зверями» . Такая особенность львицы имеет параллели в животном царстве – например, птица струфокамил должна три дня неотрывно смотреть на яйцо, чтобы из него вылупился птенец. Толкование отождествляет львицу с Богоматерью, а льва с Христом, который по воскресении стал царствовать над святыми: «Львица – это Пресвятая Богородица, а лев – Христос, умер плотью во гробе на три дня и три ночи, и не воздремал Божеством, сошел в преисподнюю часть земли, и сокрушил вереи вечные, и воскрес на третий день и стал царствовать над всеми святыми»

Второе свойство льва заключается в том, что, когда лев спит, его глаза открыты: «Когда спит лев в пещере своей, его очи бодрствуют, ибо его веки подняты, как и Соломон свидетельствует в Песни Песней, говоря: «Я сплю, а сердце Мое бодрствует» . Ибо Господь мой плотью на кресте умер, а Божество Его одесную Отца бодрствовало». В подтверждение этого автор добавляет еще одну библейскую цитату: «Ибо не задремает, не уснет Тот, кто хранит Израиль» . То же свойство, только в более кратком варианте предлагает и византийская редакция Физиолога, и т.н. «Физиолог Дамаскина Студита». Более последовательное объяснение дает нам встречающаяся в рукописных сборниках статья «О недреманном оке Спасителя»: «Лев спит одним глазом, а другим смотрит. Так и Христос, уснув во гробе плотью, все видел Божеством» . Это широко распространенное свойство могло послужить символической основой иконографии «Спас Недреманное Око», на некоторых иконах мы даже можем увидеть льва в ногах у возлежащего на одре Христа.

Согласно третьему свойству, лев заметает свои следы хвостом, дабы скрыться от охотников: «Когда идет в гору, хотя поймать добычу, и почувствует запах человека, хвостом своим скрывает следы свои, дабы идущие за ним не нашли его следа и не поймали его» . Символика и этой особенности перенесена на Христа: как лев заметает следы, так и Христос, «духовный лев» , при воплощении скрыл Свою Божественную природу. Здесь также находится параллель со словами Псалтыри, обращенными к Богу: «И стези Твои в водах многих, и следы Твои не познаются» . В таком контексте это свойство льва символизирует Божественную непостижимость: «Ибо ни дорога на воде не сохраняется, ни следы льва, ни Божественные пути» . Физиолог византийской редакции указывает, что следы заметает львица. Толкование здесь вновь иное. Автор обращается к читателю с моральной сентенцией: «Так и ты, человек, когда творишь милостыню, пусть твоя левая рука не знает, что делает десница, дабы не помешал дьявол воплощению твоих мыслей». Встречается и иное сходное толкование: «Смотри же, человек, что делает (неразумный) зверь, устраивая свое спасение. Ты же, будучи разумным человеком, покрой следы свои, то есть грехи, ради покаяния». Иногда к этому свойству прибавляется и бесстрашие льва, дабы его бегство от охотников не показалось его слабостью: «И заметает следы хвостом, чтобы не выследили его. Когда же они оставят его, он возвращается к ним без страха, и много борется с ними благодаря имеющейся силе».

Образ грозного льва имеет тоже несколько характерных особенностей, так, «когда разъярен, ударяет по ребрам своим хвостом своим», «любит честь, падших пред ним зверей на землю не уязвляет» , являясь, таким образом, символом сильных и непобедимых воинов. Также и победа надо львом является выражением силы и смелости человека. Наиболее распространенный образ подобного противоборства относится к пророку Давыду, который, защищая свои стада, умерщвлял льва и медведя. Этот сюжет будет многократно воспроизводиться в русских лицевых Псалтырях и «Христианских Топографиях»

Среди особенностей следует отметить рык льва, который часто упоминается авторами сочинений. Образ рыкающего льва известен еще из библейских текстов: Давыд, описывая притеснения от врагов, говорит: «Раскрыли на меня пасть свою, как лев, алчущий добычи и рыкающий» . В послании Петра в качестве негативного персонажа выступает дьявол, который «ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» . Подобное рыкание в значении свирепости будет усвоено и древнерусской литературой. Уже в Житии Феодосия Печерского князь «как лев рыкнув на праведного» , Мамай в «Сказании о Мамаевом побоище» пошел на Русь «аки лев ревый» . В Псковской летописи образ ревущего льва переносится на Ивана Грозного: «Пришел царь… в великой ярости, как лев рыкая, хотя растерзать неповинных людей».

Рыкание льва обладает свойством обездвиживать или даже убивать прочих зверей. Часто эта особенность объединяется со скрытным характером льва, сидящим в засаде. Так, к словам псалма «Подстерегает в потаенном месте, как лев в ограде своей» , в толковании Кирилла Александрийского сказано: «Ибо говорят, что львы на горах в своих логовищах почивают, и прячутся, дабы скрытностью своей устрашать прочих животных, которыми они питаются. Когда же увидит лев какое (животное), подошедшее близко, быстро вскочив, громогласно рыкает, и нестерпимо его оглушив, нападает и хватает эту прилучившуюся (добычу), прежде страхом расслабив его жилы» . Это толкование, известное на Руси по Толковой Псалтыри Максима Грека, заключает, что лев является образом дьявола. О рыкании, обездвиживающем зверей, упоминается и в естественнонаучных сочинениях: «Лев сильным и страшным гласом зверей обездвиживает, которых издалека настигнуть не может». О смертоносном рыкании льва упоминается и в Александрии: «Когда рыкнет один лев, множество зверей погибает» . В «Физиологе Дамаскина Студита» есть подобное описание, лишенное, правда, рыкания, но добавляющее иное прочтение образу его «ограды»: «Где будет спать, создает круг хвостом своим, как некое круговидное гумно, и внутри его спит. Дикие же звери снаружи обходят этот круг, и не дерзают войти внутрь. Если же кто приблизится к этому обозначению, лев, тотчас проснувшись, хватает его» . Толкование призывает человека обходить удовольствия этого мира, чтобы не впасть в лапы льву, то есть демона.

Неразрывно связан с дьяволом, (князем мира сего, подобно тому, как лев – царь четвероногих) и образ смерти, которая мыслится на Руси как инфернальный персонаж. Поэтому образ льва часто будет обозначать «ищущую кого поглотить» смерть.

Подобная связь появилась еще в раннехристианскую эпоху, когда образ Даниила во рве со львами будет трактоваться как символ воскресения Христа и победы над смертью. В древнерусских сочинениях сам облик смерти нередко сравнивается с яростным зверем. В «Повести о споре жизни и смерти» последняя имеет «страшный облик, подобно ревущему льву». Аллегорией смерти выступает лев в «Притче о богатом от болгарских книг» . Это сказание, являясь одним из вариантов «Притчи о временнем сем веце», повествует о человеке, который пытается убежать от разъяренных льва и верблюда. Толкование притчи отождествляет верблюда со старостью (зверь этот считался на Руси уродливым), а льва со смертью. Этот сюжет часто помещался в иллюстрированные Синодики. Образ льва как хищника попадает в иллюстрации Апокалипсиса и в сцены Страшного суда. Изображение земли, которая отдает своих мертвецов, часто сопровождается львами и прочими хищниками, отдающими пожранные ими человеческие останки.

Закрепляется и прямо противоположная трактовка. Смерть в виде скелета, которая, согласно описанию Иоанна Богослова, едет на худой лошади, в искусстве XVI века восседает уже на льве, вместе с которым желает не вернуть, а, напротив, поглотить человеческие души, что придает ее облику более зловещий характер. Смерть на льве включена и в программу композиции «Единородный Сыне»

В одном из Сборников смешенного содержания XVIII века имеется любопытное описание иконографии «Благовещение у колодца»: «О Благовещении. Пишется образ святого Благовещения Пречистыя Богородицы, а с Ней рабыня, а под ногами колодец, а у колодца лев и кот, и два орла, один багряный, другой облачный». Сама история о Благовещении у колодца, основанная на тексте Протоевангелия Иакова, весьма распространена в иконографии, однако изображения редко включают дополнительные подробности. Толкование подобной необычной иконографии следующее: «Колодцем называется жизнь этого мира, в два орла, багряный – это Ангел Хранитель, а синий – ангел сатанинский. А лев – это враг (т.е. сатана), который смотрел и рыкал на Чистую Деву до Благовещения. Когда же увидел ангела, упал дьявол как кот». Все образы традиционны для древнерусской притчевой литературы. Так, ров или колодец как метафора этого мира встречается еще в Библии. Две птицы (горлица и ворон) как образы ангела и демона известны по уже упомянутой «Притче о богатом». Изображений такой трактовки Благовещения не встречается, однако элементы такого описания почти полностью совпадают с иллюстрациями к притче о чистой душе, широко распространенной в Синодиках XVII-XVIII вв. Душа в образе крылатой девы льет из кувшина свои слезы и держит цветок. В руке у нее поводок, к которому привязан лев, под ногами змей. Рядом, как правило, темная фигура падающего черта. Аллегорический образ явно восходит к символике Жены, облеченной в солнце из Апокалипсиса, лев и змей отсылают нас к словам Псалтыри «Будешь попирать льва и змия» . На образ Благовещения сюжет мог быть перенесен, поскольку упомянутую в Откровении Деву нередко толковали как Богоматерь, способствовали этому и традиционные для «Благовещения у колодца» атрибуты: цветок и кувшин.

Образ льва как свирепого хищника будет почти обязательным элементом искушений святых. Это могут быть и реальные пустынные звери, и демоны, принявшие образы тех или иных зверей для устрашения праведников. В летописном описании жития прп. Исакия так описываются дьявольские козни: «Иной раз пугали его то в образе медведя, то лютого зверя, то вола, то вползали к нему змеями, или жабами, или мышами и всякими гадами» . Лютый зверь, то есть просто хищник, как правило, в литературе обозначает льва, как самого характерного и страшного представителя животного царства. Львы могут и не быть упомянуты в текстах житий, но в иллюстративных циклах присутствуют почти всегда.

Все тот же хищный зверь в контексте житийной литературы будет выступать и с прямо противоположной символикой – как представитель первозданной природы, где даже самые страшные звери покорялись человеку. Праведник, достигший святости в земной жизни, становится подобен Адаму, еще не преступившему заповедь. Подобные примеры смиренных львов, помогающих монахам, широко распространены. Стоит упомянуть Житие , которому лев, избавленный святым от занозы, служил всю свою жизнь, а также эпизод из Жития Преподобный Зосима, будучи стар, не имел физической возможности похоронить святую. Тогда он увидел большого льва и очень испугался. Лев же «начал радоваться старцу, только что не целуя старца». Тогда святой понял, что лев здесь неслучайно, и попросил его когтями своими вырыть яму для погребения, что лев и исполнил. «И тогда отошли оба: лев в пустыню, как овечка, шел, Зосима же в монастырь возвратился, прославляя и хваля Христа, Бога нашего». Такое восприятие покорного хищника, не терзающего добычу, но смиренно сосуществующего с другими представителями животного царства, как было сказано, отсылает нас к райским временам. Поэтому многочисленные иллюстрации жизни Адама и Евы в раю, изгнания из рая, всемирного потопа, как в миниатюре, так и во фресковой живописи будут включать изображения льва, часто возглавляющего шествие зверей, как их правителя. Имеются и литературные параллели таких изображений. В Хронографе 1512 года сцена наречения животных описывается как торжественное шествие зверей для поклонения их владыке: «Были приведены (Творцом к Адаму) лев зияющий, губитель тельцов, медведи грозноокие и пестрейшие леопарды, пестрокожие олени, густохвостые лисицы, слон твердолобый и телец рогобивый» и т.д

С грозным характером зверя и его образом царя зверей связана и символика правителя, как в положительных трактовках, так и в негативных. Так, старообрядческое «Слово о рассечении человеческого естества » уподобляет образ грозного льва злым правителям. Многочисленные басни и притчи описывают образ трусливого льва, испугавшегося рева лягушки, или мнительного льва, как, например, в «Повести о Стефаните и Ихнилате» . Негативный образ льва часто связан с его старостью или болезнью. Есть несколько историй, касающихся подобного состояния. Так, старый лев, в отличие от молодого, нападает на домашний скот, тогда как второй имеет силы ловить диких животных.

Интересно описание старого льва, который омолаживается путем поедания другого животного: «Когда же занеможет, и придет к смерти, не имеет лекарства, как если только съесть обезьяну. Поэтому, когда болен, рыкает, и собираются все животные в его логове, тогда приходит и обезьяна, и тот никакого другого животного не желает, но только обезьяну хватает и съедает». Другое предание говорит о пожирании львом змеи для омоложения, однако в данном случае на зверя перенесена особенность оленя. Среди басен Эзопа, имевших хождение на Руси, встречается немощный лев, как образ правителя, которого мудрый человек избегает: «Некогда лев из-за великого голода стал недужен, и повелел с великим запрещением, чтобы пришли в его логово все звери для обсуждения важных дел. Звери же, боясь нарушить его повеление, во двор его все собрались. Лисица же, подойдя к двору льва, увидев следы многих зверей, во двор льва пришедших, и ни одного ушедших, сказала себе: «Воистину они все безумны, ибо все погибли» . Лев же этих зверей всех убил, и пищу себе надолго уготовил». Мораль басни: мудрый человек может убежать от сетей сильных в нужное время, в которые «простой народ сами себя отдают».

Так, Григорий Богослов относил образ человека к воплощению, тельца – к жертве, льва – к победе над смертью, орла – к вознесению Христа. Со временем преобладающей точкой зрения стало соотнесение животных с евангелистами, основанное, в первую очередь, на тех аспектах жизни Христа, которые в большей степени затрагиваются тем или иным апостолом. На Руси было несколько вариантов отождествлений зверей с авторами евангелий. Первая, отображенная еще в миниатюрах Остромирова Евангелия, соотносит со львом евангелиста Марка, вторая, предложенная Андреем Кесарийским, указывает льва символом евангелиста Иоанна. Толкование Андрея Кесарийского часто будет сопровождать текст Апокалипсиса, а потому лев как символ Иоанна закрепится в старообрядческой традиции. Лев, в данной трактовке, как существо неземное, часто имеет крылья, голова его окружена нимбом, в руках он держит книгу – атрибут евангелиста.

При этом широко распространены изображения льва и лишенного крыльев, почти неотличимого от земного зверя, так, например, лев может мирно возлежать у ног евангелиста. Также лев с крыльями может иметь и негативную символику, отсылающую нас к видению пророка Даниила, где звери обозначают нечестивые царства, которые будут повергнуты.

Подобная разнородность представлений о льве почти нивелирует внешний облик хищника, однако можно выделить основные атрибуты изображения царя зверей. Цвет льва может варьироваться от привычного желтого до красного, и даже голубовато-серого. Грива либо привычно окружает голову, либо слегка обозначена на загривке, лев имеет большие когти и хвост, конец которого часто орнаментирован. Стоит отметить, что хвост его часто выходит из-под задней лапы. Такой тип изображений можно рассматривать как указание на свирепый характер хищника, бьющего себя хвостом по бокам. Лапа льва поднята, что отсылает нас к описаниям гордой поступи льва, который «вначале воздвигает левую лапу» . Язык льва, как правило, высунут. Подобным образом изображаются и другие хищники – волки и драконы. Этот элемент может как указывать на хищный характер, так и визуализировать рев льва, подобно тому, как и высунутый язык волка – его вой. Часто выделяет льва среди других животных поворот его головы, зверь смотрит прямо на зрителя. Поворот анфас в средневековом искусстве может иметь несколько символических толкований. Это и выделение главного персонажа, что вполне подходит льву – царю зверей, и маркирование негативного персонажа, что в контексте символики льва тоже может быть вполне оправдано. Подобный поворот головы выявляет еще одну необычную характеристику облика зверя: обращенная к зрителю морда обретает человеческие черты, что помогает воспринимать льва не только как представителя животного царства, но и как образ, несущий в себе не всегда легко раскрываемый символический подтекст.

Материал по теме

Имеет двойственное значение, неся в себе и солярный, и лунный символизм, олицетворение и добра, и зла. В качестве солярного символа лев олицетворяет жар, блеск и силу полуденного Солнца, принцип огня, великолепие, силу и храбрость, стойкость, справедливость, закон, военную мощь, Царя Зверей. С другой стороны, лев символизирует жестокость, свирепость, звериный образ жизни. Он - символ войны и является атрибутом богов войны. Олицетворяя лунный принцип, львица сопровождает Великую Мать, либо впряжена в ее колесницу. Символизируя материнский инстинкт, львица часто изображается с девственными богинями войны. Богини Крита, Микен, Фригии, Фракии, Сирии, Ликии и Спарты имели на своем гербе львицу. Она появляется в изображениях рядом с крылатой Артемидой, Кибелой, Фортуной и Горгонами, а в Индии и Тибете - как атрибут Тары и символ земли и материнства. и единорог символизируют соперничающие солярно-лунные, женско-мужские силы. , убивающий вепря, означает силу Солнца, убивающего вепря Зимы. Пожирающие друг друга лев и дракон символизируют союз, в котором сохранена личность обоих союзников. и ягненок символизируют вновь обретенный рай, первоначальное единство, Золотой Век, а также конец этого мира и всех конфликтов. Солярный герой, убивающий льва - это бог Солнца, умеряющий обжигающий жар полуденного Солнца. У Макробиуса сказано, что львы символизируют Землю, Мать Богов. Пара львов означает дважды сильного властелина, а также стража дверей, врат и сокровищ, либо Древа Жизни. Часто они поддерживают на изображениях солярный символ и олицетворяют неусыпную бдительность и храбрость. Крылатый лев или грифон может олицетворять андрогина или союз двух стихий. Зеленый лев - это символ юного бога зерна перед тем, как он созреет до золотого зерна. Львиная голова, служащая фонтаном, символизирует дневное Солнце, дар воды, извергающейся на Землю. Трон, стоящий на львах, означает укрощенные силы космоса. В алхимии красный лев символизирует мужской принцип (сера), а единорог - женский (ртуть). Зеленый лев означает начало работы алхимика, все трансмутирующий эликсир. Два льва представляют стихию Меркурия, философскую ртуть, nous. В буддизме лев - защитник закона, мудрость Будды, духовное рвение, продвижение вперед и постижение, храбрость, человек просветленный, сам себе властелин. Иногда Будду изображают на троне, стоящем на львах. Львица является атрибутом Тары. Ратнасамбхава скачет на льве. Львенок изображает Боддхисаттву, только что прошедшего инициацию. , изображенный с львенком, находящимся под его лапой, также олицетворяет Будду, правящего миром, и сострадание. Львиный рык олицетворяет Будду, бесстрашно проповедующего Дхарму. В Китае лев означает мужество, энергию, силу. с шаром - либо Солнце, либо Космическое Яйцо, либо дуализм в природе. Мужчину, состоящего в браке, представляют лев, означающий силу, и конь - символ быстроты; женщину - цветы. В христианстве символика льва амбивалентна: с одной стороны он означает силу и мощь Христа, его царственное начало как Царя Иудейского, а с другой - способность Христа спасти христиан из пасти льва рыкающего, то есть дьявола. Считалось, что лев спит с открытыми глазами, и поэтому символизирует неусыпную бдительность, духовную бдительность и крепость. , как часовой, поддерживает устои церкви. Кроме того, существовало поверье, что львята рождаются мертвыми, и жизнь вдыхается в них родителем, поэтому лев является символом воскресения. Будучи зверем-одиночкой, лев означает отшельника и одиночество. - эмблема святого Марка, так как его Евангелие подчеркивает царственную природу и величие Христа. Он является также эмблемой святых Адриана, Евфимии, Иеронима, Марии Египетской, Павла Отшельника, Приски, Феклы. В катакомбных изображениях история о Данииле в логове львов символизирует спасение Господом его подданных. В египетском искусстве лев олицетворяет защиту и стража; является солярным, когда изображается с солнечным диском, и лунным, когда соседствует с рогатой Луной. с двумя головами, расположенными в разных концах тела, олицетворяет солнечных богов рассвета и заката. Два льва, расположенные спинами друг к другу и изображенные вместе с солнечным диском, означают прошлое и настоящее, вчера и сегодня. Львица является атрибутом Секмета и Богинь-Матерей, символизируя материнство. Но, как и Секмет, она может означать и возмездие. Изображенный вместе с солнечным диском лев означает бога Солнца Ра, ас Луной - Судью Мертвых Озириса. Тефнут имеет голову льва. В греческой мифологии лев сопровождает Феба, Артемиду, Кибелу, Тихэ, Горгон и, временами, Диониса. Львы запряжены в колесницу Кибелы и Юноны. Львиная шкура - атрибут Геракла, солярного героя, боровшегося со львом (выступающим в этом случае как символ смерти) и преодолевшего смерть. У евреев лев - символ мощи и жестокости. Крылатый лев - знак Юга, Льва Иудеи. В индуизме лев символизирует четвертого аватара Вишну, который иногда изображается получеловеком-полульвом; лев Агни. , изображенный вместе со львицей, символизируют шакта-шакти, где лев - это Верховный Властелин, ритм, а львица - сила слова высказанного. является стражем Севера и атрибутом богинь Дэви и Дурги и уничтожителем демонов. У иранцев это символ царственности, силы Солнца и света. В исламе лев дает защиту от зла. У японцев лев - это Царь Зверей и появляется на изображениях с пионом - символом Царицы Цветов. Львиный шар обозначает пустоту. В митраизме лев - солярный символ, означающий четвертый уровень инициации. Кронос, изображенный с львиной головой, - это Зон, время; судьба, пожирающая все; символ Солнца, олицетворяющий огонь. вместе с быком символизируют смерть; лев и олень - момент смерти. У римлян лев - это солярный огонь, царственность; атрибут Аполлона, Геркулеса и Фортуны; пожирающая сила смерти, но также и победа человека над ней. В шумеро-семитской мифологии лев - огонь Солнца, высшая власть, сила, храбрость; атрибут бога Солнца Мардука. Богиню Инанну (Иштар) как Великую Мать сопровождают две львицы. с ветвью в лапах или двухголовый лев олицетворяют солярного бога войны Ниниба. Халдеи изображали в виде льва Нергала, бога войны и смерти, олицетворяющего враждебный аспект Солнца, всепожирающий летний зной. Кроме того, две львиных головы, отвернувшиеся друг от друга, представляли бога Солнца и подземного мира. сопровождал Великую Мать Атаргатис. В даосизме полый парчовый шар или львиный шар - это пустота, отрешение ума. См. Зодиак.


Смотреть значение Лев в других словарях

Лев — м. львица ж. хищный зверь знойной Африки и Азии, рода кошек, именуемый царем зверей, Felis lео. мышей не давит. спит, а одним глазом видит (глядит), поверье. | , пятый знак эклиптики........
Толковый словарь Даля

Лев — лева, м. (болгар. лев). Денежная единица в Болгарии. Заплатили два лева.
Толковый словарь Ушакова

Абрамович Лев Хаимович. — (? - ?). Социал-демократ. В декабре 1922 находился в Таганской тюрьме в Москве. Приговорен к 2 годам ссылки в Киргизию, куда прибыл в январе 1923. В январе 1926 значился в списках........
Политический словарь

Альтман Лев — (? - ?). Член партии "Хитахадут". Арестован в Одессе в ночь на 2.9.1924. Получил замену ссылки на высылку в Палестину. В 1929 жил в США. Дальнейшая судьба неизвестна.
С.Ч.
Политический словарь

Батхан Лев Иосифович — (1902, Могилевская губ. - ?). Социал-демократ. Член Одесской молодежной организации РСДРП. Арестован в марте 1924 Одесским губотделом ГПУ. Постановлением Особого совещания........
Политический словарь

Бейгман Лев Борисович (лейб Бенцианович) — (? - ?). Член Сионистской социалистической партии и Национально-классового (левого) "Хе-Халуца". Арестован в Одессе 2.9.1924 и приговорен к ссылке. В ноябре 1925 в ссылке в Туринске.........
Политический словарь

Бирман Лев Иосифович — (? - ?). Член Национально-классового (левого) "Ха-Шомер ха-Цаира". В 1927 содержался в Екатеринославском допре. Был приговорен к ссылке в Казахстан. Получил разрешение на эмиграцию.........
Политический словарь

Блюмин Лев Лазаревич — (? - ?). Анархист. Арестован, отбыл 3 года в Соловецком лагере особого назначения, затем приговорен к 3 годам ссылки. К концу 1930 в ссылке на Урале, тяжело болен. Дальнейшая........
Политический словарь

Гелибтерман Лев — (? - ?). Член Единой Всероссийской организации сионистской молодежи и Национально-трудового (правого) "Хе-Халуца". Арестован 1.3.1926 в Ленинграде. В июле 1927 освобожден из Усольского........
Политический словарь

Гельфанд Лев — (? - ?). Сионист-социалист. В июле 1926 находился в Туле. В 1926-27 в ссылке в Усть-Куломе. Дальнейшая судьба неизвестна. Жена - Ханна Гельфанд.
НИПЦ "Мемориал".
Политический словарь

Гефтер Лев — (? - ?). член организации "Ха-Шомер ха-Цаир". Арестован в Гомеле. В 1929 в ссылке в Турткуле. Дальнейшая судьба неизвестна.
С.Ч.
Политический словарь

Голик Лев — (? - 30.11.1920). Анархист-коммунист (с 1917). Из крестьян Старобельского у. Рабочий-токарь в Гуляй-Поле. В 1918 участвовал в террористической группе, боровшейся против гетманско-германских........
Политический словарь

Грановский Лев Борисович — (ок. 1878 - ?). Социал-демократ. Член РСДРП с 1899. В конце 1921 жил в Московской губ., работал врачом. Местными чекистами характеризовался как "активный" партийный работник. 14.4.1922........
Политический словарь

Гумилев Лев Николаевич — (1912 –1992) – русский историк, географ, автор теории пассионарности, представитель поздней евразийской школы. Сын русских поэтов Н. С. Гумилева и А. А. Ахматовой. Подвергался........
Политический словарь

Дейч Лев Григорьевич — (26 сентября 1855, Тульчин Каменец-Подольской губернии, – 4 августа 1941, Москва). Из купеческой семьи. Учился в Киевской гимназии, на философском факультете Базельского университета.........
Политический словарь

Каменев Лев Борисович — (настоящая фамилия Розенфельд) (6 июля 1883, Москва, – 25 августа 1936, там же). Из семьи железнодорожного. машиниста, ставшего инженером. В 1901 окончил гимназию в Тифлисе, поступил........
Политический словарь

Карсавин Лев Платонович — (1882 – 1952) – историк культуры, философ, поэт, знаток религиозных учений европейского Средневековья. Развивал учение о всеединстве применительно к проблеме личности,........
Политический словарь

Карсавин Лев Платонович (1882- 1952) — - русский религиозный философ и историк культуры, один из идеологов евразийства. Основные работы "Введение в историю" (1920), "Восток, Запад и русская идея" (1922), "Философия истории" (1923).
Политический словарь

Кафенгауз Лев Борисович — (29 октября 1885, Проскуров Подольской губернии, – 4 июля 1940, Москва). Из семьи служащего. В 1904 участник марксистского кружка учащихся, в 1905-06 пропагандист Московской большевистской........
Политический словарь

Лев Iii — (795 – 816) – римский Папа. Ему приписывали составление магической книги "Enchiridion", которую он направил Шарлеманю, защищавшему его, после того, как на Льва III совершила физическое........
Политический словарь

Леурда Лев Тарасович — (ок. 1882 - ?). Социал-демократ. Из мещан. Член РСДРП с 1917. Образование среднее. В конце 1921 жил в Красноярской губ., работал монтером в железнодорожных мастерских. Местными........
Политический словарь

Петражицкий Лев (леон) Иосифович (1867-1931) — - социолог и философ права. Основной идеей концепции П. является представление о человеке как создателе и центре правовых отношений. Согласно П., государство должно........
Политический словарь

Попляк Лев Файвелевич (фавелевич, Файвович) — (ок. 1884 - ?). Социал-демократ. Член РСДРП. Член Бунда. Рабочий. До революции 1917 в эмиграции. В конце 1921 жил в Московской губ., работал на вагонно-авт[омобильном?] заводе. Местными........
Политический словарь

Потацев Лев — (ок. 1886 - ?). Социал-демократ. Служащий. Член РСДРП с 1905. Образование высшее. В конце 1921 жил в Брянской губ., работал чертежником сухарного завода. Местными чекистами характеризовался........
Политический словарь

Соколиhский Лев Яковлевич — (ок. 1883 - ?). Социал-демократ. Из мещан. Член РСДРП. В конце 1921 жил в Иркутской губ., работал в ИРПО зав. инстр[укторским] под[отделом] (?). Местными чекистами характеризовался........
Политический словарь

Тихомиров Лев Александрович (1852-1923) — - общественный и политический деятель, публицист, религиозно-философский мыслитель. Обучаясь в Московском университете, Т. вступил в "общество чайковцев". Арестован........
Политический словарь

Троцкий Лев Давидович — настоящая фамилия Бронштейн (1879–1940) – марксист, большевик, соратник Ленина и Сталина. Создал Красную Армию. Объявлен врагом народа. Убит агентом НКВД.
Политический словарь

Фейнберг Лев Борисович — (ок. 1874 - ?). Социал-демократ. Член РСДРП с основания партии. Врач. В конце 1921 жил в Московской губ., работал заведующим учебным подотделом Отдела путей сообщения Наркомздрава.........
Политический словарь

Хинчук Лев Михайлович — (16 ноября 1868, Полтава – 7 февраля 1939, Москва). Из семьи владельца портняжной мастерской. За участие в подпольных кружках исключён из гимназии; курс сдал экстерном. Учился........
Политический словарь

Бух Лев Константинович (1847-1917) — русский экономист. В своей книге «Основные элементы политической экономии. Интенсивность труда, стоимость, ценность и цена товаров» (1896) Бух выдвинул физиологическую........
Экономический словарь