Без природы в мире людям

Даже дня прожить нельзя.

Так давайте к ней мы будем

Относиться,как друзья.

Взрослые и дети!

Природу берегите.

К её богатым недрам

Рук жадных не тяните.

Заботою и лаской

Её вы одарите

Она ответит тем же.

Вы только посмотрите:

Кругом поля бескрайние,

И родники холодные,

Леса дарами щедрые,

Озёра с гладью водною.

Всё это подарила нам

Матушка-природа.

Так будем же её беречь

За часом час,

И год за годом.

Храм природы Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм,
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время года,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.

(А. Смирнов)

***

О загрязнении

Есть в природе равновесие,

Нарушать его нельзя.

В жизни это очень важно

Для тебя и для меня.

Что бы было равновесие

Надо с вами, нам, друзья

Не выбрасывать отходы

И не загрязнять моря.

Меньше ездить на машинах

И пускать из фабрик дым,

Чтоб не летали в атмосфере

И не делали там дыр.

Меньше фантиков, бумажек

Ты на улицу бросай!

Тренируй в себе, ты, ловкость:

Точно в урну попадай.

А когда захочешь кинуть

Ты бумажку не в корзину,

Ты подумай о природе-

Нам ещё здесь жить как вроде!

Давайте сохраним

Нам жить в одной семье,

Нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полете.

***

Давайте сохраним

Ромашку на лугу.

Кувшинку на реке

И клюкву на болоте.

О, как природа-мать

Терпима и добра!

Но чтоб ее лихая

Участь не постигла.

Давайте сохраним

На стрежнях – осетра.

Касатку в небесах,

В таежных дебрях – тигра.

Коль суждено дышать

Нам воздухом одним.

Давайте-ка мы все

Навек объединимся.

Давайте наши души

Вместе сохраним,

Тогда мы на Земле

И сами сохранимся!

***

Как жить в XXI веке?

Что натворили мы в двадцатом веке!

Что стало с экологией земли.

Леса сжигали, засоряли реки.

Мы и не делать этого могли.

Могли не портить внутренние воды,

Ужиться мог с природой человек.

Могли не строить в городах заводы,

а как же нам прожить грядущий век.

Прожить без техногенных катаклизмов,

И не рискуя умереть в дыму.

С безвредною водой для организма...

Внемлите, люди, слову моему

***

Чтоб человечеству от газов не погибнуть,

От вымирания живое уберечь,

Нам надо одно правило постигнуть.

Нам надо экологию беречь.

Берегите природу

Берегите, ребята, природу, -

И цветы, и деревья, и луг,

И животных, и почву, и воду,

Ведь природа – надежный наш друг.

***

Мы поедем в лес

В воскресенье с мамой, с папой мы поедем в лес гулять.

Соберем грибов и ягод, будем бегать и играть,

А когда играть устанем - есть захочется немножко.

Все припасы мы достанем, напечем в костре картошки.

Мусор весь мы аккуратно соберем в большой кулек,

И в костре песком засыплем каждый-каждый уголек.

***

«Цветок земли»

Однажды, дочь спросила меня:

«Мама, откуда под нами земля,

Вода, птицы, небо и воздух вокруг?»

Всё это, родная, природа. Природа – наш друг.

И вновь, спросила малышка меня:

«А кто бережёт природу от зла?»

Все люди, в чьем сердце есть свет, доброта.

Тут вспомнила из жизни случай я…

Однажды в саду, у нас вырос цветок,

А Паша, сосед, оторвал лепесток.

Вдруг, Витя увидел, и тоже сорвал.

Цветок наш не долго, в саду простоял.

Погиб от того что его лепестки,

Мальчишки сорвали и не сберегли.

Кузнечик не прыгает, не поет соловей.

В саду нет цветка, и нет там детей.

Ведь, скучно ходить по земле нам пустой,

Когда на ней нет красоты никакой!

Нельзя в мире рушить, сжигать и сорить,

Давайте, мы будем дружить,

И заботу воспитывать в детях!

Тогда не страшно, будет жить,

Нам всем на этом свете!

***

Нас в любое время года

Учит мудрая Природа

Птицы учат пению.

Паучок – терпению.

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас труду.

И к тому же в их труде

Все – по справедливости.

Отражение в воде

Учит нас правдивости.

Учит снег нас чистоте.

Учит солнце доброте

И при всей огромности

Обучает скромности.

У Природы круглый год

Обучаться нужно.

Нас деревья всех пород,

Весь большой лесной народ.

Учат крепкой дружбе.

***

Сама природа лечит

Сама природа лечит
На воздухе тебя,
Поедем на рыбалку,
Возьми с собой меня.
Какие там красоты,
Пером не описать,
Немного подучиться,
Художником бы стать.
Я посижу у речки,
И наловлю лещей,
Без всякого лекарства,
Я стану здоровей!

***

Человек
Много есть чудес на свете,

Человек их всех чудесней.

Но себя лишь он любил
И
природу погубил.
Он никак не мог понять,
Что природа -
наша Мать!
Вырубаются
леса, реки загрязняются,
И вода у нас в реке нам уже
не нравится
Нет
теперь в лесах зверей,
Человек ведь всех главней!
Удержаться он не смог,
Это был его порок.
Почему не может он
Жить спокойно и с умом?
Охранять, любить, ценить,
Всей природой
дорожить!
А теперь вот видим мы
Леса без птиц, и земли без воды…
Все
меньше окружающей природы,
Все
больше окружающей среды.
(Виктория Киш, Наталья Осьмак)

***

Наша планета Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!

(Я. Аким)

***

Про рыбалку Мы ходили на рыбалку,
Рыбок удили в пруду.

Витя выловил мочалку,
А Егор –
сковороду.
Коля –
корку мандаринки,
Саша –
старые ботинки,
А Сабина и Сосо –

От машины колесо.

Мне попались две подмётки,

Боре –
банка от селёдки,
А Серёжка на крючок

Пакли выудил клочок.

Целый день в пруду упрямо
Рыбу мы удили зря.
Много выудили хлама,
И ни разу –
пескаря.
Должен знать и помнить каждый:

Если мусор сыпать в пруд,

То в таком пруду однажды

Рыбы попросту помрут.

(А.
Ерошин)

***

Мусорная фантазия

Не бросайте никогда корки, шкурки, палки –
Быстро наши города превратятся в свалки.
Если мусорить сейчас, то довольно скоро
Могут вырасти у нас Мусорные горы.
Но когда летать начнут в школу на ракете –
Пострашней произойдут беды на планете…
Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты
Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты...
Вот тогда не полетят в Новый год снежинки,
А посыплются как град старые ботинки.
А когда пойдут дожди из пустых бутылок –
На прогулку не ходи: береги затылок!
Что же вырастет в саду или в огороде,
Как пойдёт круговорот мусора в природе?..
И хотя мы в школьный класс не летим в ракете,
Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!

(А. Усачёв)

***

Здравствуй, лес!

Здравствуй, лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится –
Что за зверь?
Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь, – мы свои!

(С. Погореловский)

***

Покормите птиц

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна, -
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
(А. Яшин)

***

Как хороша была у нас вода,
И как легко у нас дышалось,

Но человек пришел - беда!
И вся природа испугалась.
И точно: потемнело все -
Дышать нам стало нечем,
А человек сказал: "Мое!" –

Настал природы вечер!
Но, человек, подумай сам,
Ты - царь природы,
Не сможешь жить ни тут, ни там
И не видать тебе свободы!
Жизнь превратится в сущий ад,
Не зацветет прекрасный сад,
И сам себе ты станешь враг!
И сам поймешь, что ты вредить "мастак"!

( Ефименко Ольга)

Аэродромы,

пирсы

и перроны,

леса без птиц

и земли без воды …

Все меньше – окружающей природы.

Все больше – окружающей среды.

Звучит стихотворение В. Глебова «И только ахает Природа…».

И только ахает Природа …

Весна! Ручьи не умолкают:

Потоки в буйстве – там и тут.

И в наше озеро стекают

И удобренья и мазут.

Весь берег стал похож на свалку –

Чего, чего тут только нет:

Объедки, старые мочалки,

Обрывки книжек и газет…

Растут те свалки год от года

По берегам озер и рек,

И сокрушается Природа:

- Зачем все это, Человек?!

Иду таежною долиной…

И снова – горькие слова:

У сосен высохли вершины,

С берез осыпалась листва,

На травах – черные болячки –

Беда, куда ни погляди…

И разъяснил мне егерь мрачно:

- А что? Кислотные дожди…

Лес плакал точно в непогоду

Скрипучей жалобой калек,

И я услышал стон Природы:

- Что натворил ты, Человек?!

Раз в туристическом вояже

Я искупаться захотел.

Но прогулялся возле пляжа

И, верь, раздеться не посмел.

Тянуло от воды отравой –

Шибали запахи волной.

Не море – сточная канава

Плескала тихо предо мной.

Дымили вдалеке заводы,

Шумел космический наш век.

Но грустным был венец Природы –

Ее созданье – Человек.

Наш разум стал Природе игом!

А не случится ли вдруг так,

Что нам самим до Красной книги

Останется всего лишь шаг.

От термоядерных реакций

И от химических новаций

Не раз рвалась потомства нить.

Волна чудовищных мутаций

Грозит планету затопить.

Все может быть, все может статься…

Вопрос ребром: быть иль не быть?

Никто за нас того вопроса

И не подумает решить.

А между тем все час за часом

Мы продолжаем зло вершить.

И вот уж нет лесных запасов,

Уже в реке нельзя попить.

Ракеты бьют по небосводу,

Тревожа мирный наш ночлег,

И только ахает Природа:

- Да сын ли ты мне, Человек?

Берегите Землю!

Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики…

Берегите молодые всходы

На зеленом празднике природы,

Небо в звездах, океан и сушу

И в бессмертье верящую душу, –

Всех судеб связующие нити.

Берегите Землю!

Берегите…

М. Дудин.

Деревце согнулось,

Плачет по ветру.

Солнышко проснулось

Рано поутру.

Ручеек грохочет,

Песенку поет.

Старый жук хохочет,

Крылышками бьет.

Лучик прикоснулся

К деревцу рукой

Листик улыбнулся:

«Не горюй, друг мой!»

Кто же эту ветку

Деревцу сломал?

Может, здесь промчался

Трактор, самосвал?

Кто же мог нарушить

В тишине покой?

Поломать, разрушить

Может враг какой?

Нету адресата,

Только вот беда:

Деревце погибло,

Может, навсегда?!

Здесь, наверно, Вася

Вечером играл?

Веточку нечаянно

Мальчик поломал?

Ведь ломать – не строить!

Правда же, друзья?

По таким законам

Жить никак нельзя!

Помогу бедняге,

Рану завяжу.

А ребятам в классе

Правду расскажу:

Берегите, люди,

Луг, траву, цветы.

Жить нельзя на свете

Без этой красоты.

Экологический аспект поэзии сулинских поэтов

Что имеем, не храним-
Потерявши - плачем.
Народная мудрость

Ни один русский писатель не мыслит себя вне связи с природой, без наблюдения над её изменяющимся ликом, над тем, как она преображается- а иногда и уродуется - человеком.
Ю. Нагибин.

Всё это можно отнести и к нашим сулинским поэтам. Они умеют тонко подметить в движении природы движение души человеческой. Но часто их поэтические устремления сталкиваются с грубейшим бытием. Проблему взаимоотношения с природой поэты представляют как проблему человека прежде всего. Это должен быть человек высокой духовности, который стремится осмыслить свою роль и свое место во Вселенной. Он должен выработать подлинно гуманистические основы своих взаимоотношений с природой.

Мы слышим крик обнаженной души Алексея Пономарева:

Мы изводили на земле живое,
О будущем совсем не беспокоясь
И горек был деяний наших плод.
Но трепещите! Близок час расплаты
За бездуховность, ханжество и ложь…
Я чувствую мучительную дрожь
Земли родной…
О, как мы виноваты!
Прости нас, Мать,
За взрывы страшных бомб,
За нелюдей, безумство и апломб-
Они дрожат в мирке своём забытом.

Поэт-фронтовик Николай Бугаенко призывает, с детских лет, задумываться над поступками, осознавать губительность не до конца продуманного воздействия на природу.

Не ходи с рогаткой, Колька,
Не держи себя во зле!...
А зверья,
А дичи сколько
Было прежде на земле,
Знаешь ты?
И знать не хочешь…
И не хочет дядя тот,
Что нам всем в глаза хохочет:
«Это я губитель вод?!
Я ха-ха! - люблю природу.
Но куда-ха-ха-отход
Мне девать, если не в воду?
Не могу я всем в угоду
Останавливать завод».
Колька,
Дяденька директор,
Мысль не уж-то не страшна,
Что уже в природе редко
Можно встретить кабана,
Сазана, лисицу, лося,
Зайца, волка, осетра?
Источают яд и росы,
На траву ложась с утра…
Это мы во всём повинны-
Ты и он, и я - мы все,
В том, что горы и долины
Не в былой своей красе,
Что всё меньше оставлять нам
Внукам, правнукам своим,
Что в итоге невозвратном,
Мы не знаем, что творим!..
Колька,
Брось свою рогатку!
Дядя,
Воду не губи!
Это подло,
мерзко,
гадко…
Землю, Человек, люби!

Ни у кого из сулинских поэтов так остро не звучит тема угрозы окружающей среды как в творчестве Ольги Романенко. Она является автором книги «Мечта, одетая в лазурь», в которой есть целый цикл, посвященный хрупкости природы - «Зелёное сердце». Ольгу волнует судьба каждой травинки, цветка, каждого бездомного животного, всей природы, оказавшейся под угрозой уничтожения. Но она всё-таки верит, что каждый человек, если очень постарается, сможет сделать наш мир немного светлее.

У нас только одна планета. И если мы будем хорошо к ней относиться, то она будет хорошо относиться к нам. А если нет, то что ж, посмотрите вокруг и вы увидите, что происходит.

Земля страдает, земля вздыхает
И стон последний к нам обращает:

«Забудьте, люди, свои раздоры,

Скорей спасайте поля и горы,

Спасайте реки, леса спасайте,
Животных слабых оберегайте.
Вас умоляю, к вам обращаюсь,
От дыма злого я задыхаюсь.
Меня токсины всю пропитали,
Галлоны нефти в моря попали.
Ещё немного, и будет поздно.
Не простирайте ладони к звёздам
И не молите тогда о чуде,
Другого дома у вас не будет!
Ольга Романенко «Земля страдает»

Нет большего преступления, чем уродовать и извращать природу. Природа, неповторимая во Вселенной колыбель жизни, - это мать, родившая, вскормившая, воспитавшая нас, и поэтому относиться к ней нужно, как к своей матери, - с высшей степенью нравственной любви.

Сорвал цветок, и он завял в руке,
Поймал жука - он умер на ладони,
И пенье птиц в небесном «далеке»
Напомнило о колокольном звоне.
Застыло сердце, понимая вдруг,
Что мир вокруг прекрасен и непрочен,
Что гибнет он от грубых наших рук,
Что миг добра не может быть просрочен
И совершенства хрупкое стекло
Лишь издали нам наблюдать возможно.
Чтоб ещё долго тайною влекло,
Прекрасного касайся осторожно.
Не рви цветок, и не лови жука,
И не топчи созданья под ногами,
Любуйся красотой издалека,
И красота тогда пребудет с нами.
Ольга Романенко «Красота»

Человек не должен считать себя исключённым из мировой гармонии, так как в современном мире она не возможна без его участия. Если в 19-м веке страдающей стороной казался одинокий человек, то теперь явственно обнаружилось иное следствие его разлада с природой - экологическая проблема, которая так легко может обернуться экологической трагедией. человека с природой. И вновь мы слышим боль утраты природы из уст Николая Бугаенко:

Истребляем леса и посадки,
Убиваем луга и сады,
Нарушаем земные порядки,
Оставляем дурные следы.

Отравляем российские реки.
И за что на людей этот грех?!
Много бед в нашем атомном веке

Сам себе натворил человек.

Неужели запас кислорода
В дыры чёрные вытечет вон,
Хоть висит пред глазами народа:
«Берегите зелёный заслон!»?..

Ах, прогресс, он такого размаха,
Что замрёшь пред его новизной

В ожидании жизни без страха,
Где сольются душа с тишиной!

Сохраним всё потомкам, как было,
Всё, что предки для нас сберегли,
Чтобы ливнем горячим не смыло
Красоту наших душ и земли.

Я за то, чтоб сады расцветали,
Пели песни и врозь и гурьбой
Средь стволов из древес, а не стали,
Ввысь нацеленных в свод голубой!

Любовь к родной природе - один из важнейших признаков любви к своей стране. Нельзя любить Родину, не живя одной душой с жизнью любимой берёзки. Нельзя любить весь мир, не имея родины. То, что мы порою принимали за «чистую» лирику природы, пейзажные зарисовки, на поверку оказывается особым проявлением гражданственности, патриотизма, без которых невозможны бережное отношение к природе, активность человека в её защите, сохранение и приумножение её богатств. Такова многоплановая и разнообразная поэзия Виктора Михайловича Курочкина.

Земля моя, я пред тобой в долгу,
Хотя для всех ты свята и едина.
Ну чем, скажи, я оплатить смогу,
Что своего во мне признала сына.

Берёзки наши - дочери твои,
И воздух чист, не смею надышаться,
А как поют ночами соловьи,
Под них влюблённым хорошо встречаться.

Люблю я вербы над твоей рекой
И васильки среди густой пшеницы,
Как хорошо в звенящий, летний зной
Воды напиться из твоей криницы.

Люблю весной беспечно, просто так,
Упасть в траву и полежать немного,

В твоих глазах я, может быть, чудак,
Но сыновьям прощается ведь много.

Люди, которые не любят природу, - не любят и жизнь, потому что нельзя любить жизнь, оставаясь равнодушным к солнцу, синему небу, всей божественной красоте мироздания. Много стихов, посвященных красоте природы в разные времена года, у Николая Павловича Киреева.

Пойду, поздороваюсь с ветром,
с весенним разливом воды,
с потоками чистого света,
летящими в степь с высоты.
Простор на душе соколиный.
И небо и солнце поёт,
и как-то светло и былинно
весна свои крылья несёт.
Повсюду забавно танцуют,
как дети, лучи по ручьям.
И птицы безумно ликуют,
И пчёлы жужжат здесь и там.
Вновь жизнь первозданно стремится
За призраком счастья вдали,
и вечная свежесть струится
во всём обновленьи земли.
Николай Киреев «Весна»

Лирика Константина Михайловича Курочкина неразрывно связана с человеческой жизнью, любимым городом, судьбами Родины. В его стихах любовь к природе - это любовь к Родине. «Россия - это синь. Россия - это грозы. Прозрачный летний дождь. Осенний горький дым. Глубокие снега. Крещенские морозы. Весенние луга под солнцем золотым», - пишет поэт в своём стихотворении «Россия - это всё». А вот его стихотворение «Сентябрь»:

Ещё не злится осень, но уже
Срывает ветер листья пожелтелые.
Кружат в замысловатом вираже

Над городом вороны оголтелые.

Ещё хранит природа свой покой,
Но в час рассвета, холодом охваченный,
Клубится пар над сонною рекой,

Руками ранней осени взлохмаченный.

И время летней, солнечной поры
Своим теплом ещё нам сердце радует.
Цветов осенних пышные ковры

Горят на площадях огнями радуги.

Зима ещё не скоро у дверей
Холодным смехом звонко расхохочется.
И мне ещё побольше сентябрей
Увидеть в жизни этой очень хочется .

Чтобы беречь Землю, природу, надо её полюбить, чтобы полюбить, надо узнать, узнав - невозможно не полюбить.
Виталий Михайлович Калачев познавал красоту земли путешествуя. Его маршруты – от заполярных Диксона и Мончегорска до древностей Самарканда, от уссурийской экзотики Приморского края до западных границ и дальше. Так родились стихи

«Стихи о живой и «неживой» природе» .

А Природа не бывает неживой!
А жива она слезинкой дождевой...
А жива она движеньем облаков,
Ураганом и журчаньем ручейков...

А жива она вулканов изверженьем,
Громом, пеплом, а ещё землетрясеньем!
И жива она хрустальною водой,
И луною, и мерцающей звездой...

Миражами и зыбучестью песков,
Свежим утром и дыханьем лепестков...
Ароматами озона после гроз,
Радугой из семицветья роз...

И живые у Природы: тишина,
Шелест волн, морская глубина,
Ветра стон, Мороза трескотня,
Наста хруст и снежная возня...

А ещё Природа корчится от боли –
Так бывает, ежели неволят!
Разозлится, озвереет, волком взвоет...
Нет, не может быть Природа неживою!

Тема красоты природы присутствует также в творчестве Вячеслава Дутова. Его нежному и чуткому сердцу мило всё, сто связано с родными местами, и эта любовь выплёскивается в звуки, краски… Но есть и момент тревоги за «ерша последнего», на которого «Браконьеры ставят сети».

Где-то утки крякнули.
Месяц в синь вбивает гвозди
С золотыми шляпками.
По воде фонарик светит,
Месяц всё усерднее.
Браконьеры ставят сети
На ерша последнего.
Ветер спит. Скала прогрета
Аж до позвоночника.
Родничок пробил планету, -
Льётся колокольчиком.
Передать стараюсь слову
Звон сердцебиения,
Пусть стихи взлетают, словно
Голубята белые.

Как формирует душу ребёнка народная сказка, как обновляет землю первый дождь, так и поэзия способна пробудить, очистить нас, вернуть данное нам природой чувство прекрасного.
В это верит Евгения Килиптари:

Радуюсь утру. Радуюсь солнцу.
Радуюсь я голубым небесам.
Радуюсь маленьким птичьим питомцам,
Травам, деревьям и нежным цветам.

Степям бескрайним, нивам зелёным,
В снежных коронах высоким горам.
Синему морю, бегущим волнам

С ветром попутным к родным берегам.

Радуюсь зверю, радуюсь людям,
В небе ночном восходящей звезде.
Пусть, как и я, также радостным будет
Всякий живущий на этой земле .

От нас, живущих на земле сегодня, зависит не только нынешний, но и будущий вид земли.
Будем же делать всё, чтобы она была прекрасна во веки веков!

Литература:

  • Бугаенко, Н.А. Перекрестья судьбы / Н. А. Бугаенко. - Шахты, 1991. - 64с.
  • Бугаенко, Н.А. Береги природу! [ Стихотворение] / Н. А. Бугаенко // На лодочке по волнышкам:[ Стихи для детей ]. – Ростов –на-Дону. Литера-Д, - С.46.
  • Воронина, Н.Я. «Разговор по душам» - книга стихотворений / Н. Я. Воронина. - Красный Сулин, 2010. - 96с.
  • Гайда, Г. «Пред ликом священной природы» / Г. Гайда // Литература в школе. - 1990. -№1.-С. 104-122.
  • Калачёв, В. М. «Не оставляй себя без шансов...» (стихотворения и поэмы) / В. М. Калачев. - Красный Сулин. 2003. - 128с.
  • Курочкин, К. М. «Моя дорога» - книга стихотворений / К. М. Курочкин - Красный Сулин, 2012.-192с.
  • Парфёнова, Р. А. Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 и 20 веков / Парфёнова Раиса Алексеевна // Литература в школе. - 2000. - №8. - С.33 - 35.
  • Пономарев, А. И обнажился корень одинокий /А. С. Пономарев, Весть. - Ростов-на – Дону: МП книга, -2000.- 96 с. - илл. 1.
  • Романенко, О. В. «Мечта, одетая в лазурь...» / О. В. Романенко. - Красный Сулин, 2010.-96с.
  • «Сулинские рассветы». Литературно-художественный альманах (2 выпуск). -Красный Сулин, 2008. - 160с.

Составители:

Федоренко Л.С., зав. ОМО
Романенко Н.В., библиотекарь

В сборник писателя, лауреата Государственной премии СССР вошли роман «Тропы Алтая » посвященный исследователям Горного Алтая — чудесного края на юге Западной Сибири, наделенного самыми разнообразными природными богатствами.

Два поколения ученых составляют «Карту растительных ресурсов» Алтая летом 1960 года. И хотя действие романа ограничивается несколькими месяцами, перед нами возникают непростые судьбы и биографии героев на протяжении почти всей их жизни. Человек и природа, человек — покоритель природы — вот основная идея романа, насыщенного острыми конфликтами, научными и философскими спорами.

Также в книгу вошли повесть «Наши лошади » и рассказы «На Большую Землю », «Пик половодья » и «Санный путь ».

У Залыгина-писателя странная судьба. Несомненно, счастливая — как писатель он реализовался полностью. Прежде всего, Залыгин опроверг привычное представление о писательской биографии. Принято считать, что писатель начинает с короткого разбега, затем — бурное цветение таланта, когда на одном дыхании создаются самые яркие, эмоционально насыщенные произведения; далее следует постепенное оформление собственного стиля, которое идет параллельно с ослаблением эмоционального напора. Ну, а в конце биографии — медленное угасание творческого дара и переход к публицистике и мемуарным заметкам. А Залыгин-художник шел по восходящей до последних лет своей жизни. Даже тогда, когда силы его начали уходить катастрофически,(последние годы он очень часто попадал в реанимационное отделение), когда начинало отказывать, казалось бы, все — ему не отказывал, а как будто все разворачивался и разворачивался его дар художника.

Одну из последних своих повестей «Экологический роман» он заканчивал в реанимации. «Там, знаете, спокойно, никто не мешает, телефон молчит, там и дописал», — отвечал он на вопросы коллег.

Главная тема «Экологического романа» - Чернобыльская катастрофа. Чернобыль здесь не только глобальная трагедия, но и символ вины человека перед природой. Роман Залыгина проникнут сильным скептицизмом по отношению к человеку, к бездумной погоне за фетишами технического прогресса. Осознать себя частью природы, не разрушать её и себя - к этому нас призывает одно из последних произведений русского писателя Сергея Залыгина.

Антон Павлович Чехов «Дядя Ваня»

Одним из главных защитников природы среди писателей XIX века был Антон Павлович Чехов. В пьесе «Дядя Ваня», написанной в 1896 году, тема экологии звучит вполне отчетливо. Все, конечно же, помнят обворожительного доктора Астрова. В уста этого персонажа Чехов вложил своё отношение к природе: «Ты можешь топить печи торфом, а сараи строить из камня. Ну, я допускаю, руби леса из нужды, но зачем истреблять их? Русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудные пейзажи, и все оттого, что у ленивого человека не хватает смысла нагнуться и поднять с земли топливо».

В последнее время приставки «эко-» и «био-» становятся всё более популярными. И это неудивительно - на фоне научно-технического прогресса наша планета подвергается мучительной пытке. Недавно учёные сделали открытие: оказывается, коровы выделяют больше парниковых газов, чем все транспортные средства мира. Недавно учёные сделали поразительное открытие: оказывается, коровы выделяют больше парниковых газов, чем все транспортные средства мира. Выходит, что агрокультура, самая «зелёная» область экономики, вредит экологии больше всего?
Перманентный рай

Удивительно, как Астров, а в его лице передовой человек XIX века оценивает состояние природы: «Тут мы имеем дело с вырождением вследствие непосильной борьбы за существование, это вырождение от косности, от невежества, от полнейшего отсутствия самосознания, когда озябший, голодный, больной человек, чтобы спасти остатки жизни, чтобы сберечь своих детей, инстинктивно, бессознательно хватается за все, чем только можно утолить голод, согреться, разрушает все, не думая о завтрашнем дне… Разрушено уже почти все, но взамен не создано еще ничего».

Астрову такое состояние кажется предельным, и он никак не предполагает, что пройдет пятьдесят или сто лет и грянет Чернобыльская катастрофа, и реки будут загрязнены промышленным мусором, а в городах почти не останется зелёных «островков»!

Леонид Леонов «Русский лес»

В 1957 году первым лауреатом возрожденной Ленинской премии стал писатель Леонид Леонов, представленный к ней за роман «Русский лес». «Русский лес» - о настоящем и будущем страны, которое воспринимается в тесной связи с сохранностью природных богатств. Главный герой романа - Иван Матвеич Вихров, лесник по профессии и призванию, так говорит о русской природе: «Пожалуй, никакие лесные пожары не нанесли столько ущерба нашим лесам, как этот обольстительный гипноз былой лесистости России. Истинное количество русских лесов всегда измерялось с приблизительной точностью» .

Валентин Распутин «Прощание с Матёрой»

В 1976 году выходит повесть Валентина Распутина «Прощание с Матёрой». Это повесть о жизни и умирании маленькой деревеньки Матёра, что на реке Ангара. На реке строят Братскую ГЭС, и все «ненужные» деревни и острова необходимо затопить. Жители Матёры не могут смириться с этим. Для них затопление деревни – их личный Апокалипсис. Валентин Распутин родом из Иркутска, и Ангара для него – родная река, и от этого только громче и решительнее он рассказывает о ней, и о том, как органично всё в природе устроено изначально, и как легко эту гармонию разрушить.

Виктор Астафьев «Царь-рыба»

В том же 1976 году увидела свет книга другого писателя-сибиряка Виктора Астафьева «Царь-рыба». Астафьеву вообще близка тема взаимодействия человека с природой. Он пишет о том, как варварское отношение к природным ресурсам, такое как браконьерство, нарушает заведенный в мире порядок.

Астафьев в «Царь-рыбе» с помощью простых образов повествует не только о разрушении природы, но и о том, что человек, «духовно браконьерствуя» по отношению ко всему, что его окружает, начинает разрушаться и личностно. Схватка с «природой» заставляет главного героя новеллы, Игнатьича, задуматься о своей жизни, о совершенных им грехах: «Игнатьич отпустился подбородком от борта лодки, глянул на рыбину, на ее широкий бесчувственный лоб, бронею защищающий хрящевину башки, желтые исиние жилки-былки меж хрящом путаются, и озаренно, в подробностях обрисовалось ему то, от чего он оборонялся всю почти жизнь и о чем вспомнил тут же, как только попался на самолов, но отжимал от себя наваждение, оборонялся нарочитой забывчивостью, однако дальше сопротивляться окончательному приговору не было сил».

Чингиз Айтматов «Плаха»

Год 1987 год. В «Роман-газете» напечатан новый роман Чингиза Айтматова «Плаха», где с подлинной силой таланта автором была отражены современные отношения природы и человека.

Однажды одна знакомая дама-экстрасенс сказала мне: «Раньше мир был полон магии, но в какой-то момент человечество встало на распутье - мир магии или мир машин. Машины победили. Мне кажется, это неправильный путь и рано или поздно нам придется расплачиваться за этот выбор». Сегодня, вспоминая об этом, я понимаю, что стоит заменить слово «магия» на более понятное мне слово «природа» - и всё сказанное станет святой правдой. Машины победили природу и поглотили нас, своих создателей. Проблема в том, что мы-то живые. Кости и плоть. Чтобы выжить, мы должны быть настроены на ритм Вселенной, а не на выпуски новостей или дорожные пробки.
Технологии и природа

Экологическая составляющая романа передана через описание жизни волков и противоборства между волком и человеком.Волк у Айтматова – не зверь, он намного человечнее, чем сам человек.

Роман пропитан чувством ответственности за происходящее в мире, в окружающей нас природе. Он несет добрые принципы и благородные жизненные установки, призывая уважать природу, потому что она не создана для нас: мы все-лишь ее часть: «А как тесно человеку на планете, как боится он, что не разместится, не прокормится, не уживется с другими себе подобными. И не в том ли дело, что предубеждения, страх, ненависть сужают планету до размеров стадиона, на котором все зрители заложники, ибо обе команды, чтобы выиграть, принесли с собой ядерные бомбы, а болельщики, невзирая ни на что, орут: гол, гол, гол! И это и есть планета. А ведь еще перед каждым человеком стоит неизбывная задача – быть человеком, сегодня, завтра, всегда. Из этого складывается история».

Сергей Павлович Залыгин «Экологический роман»

В 1993 году Сергей Павлович Залыгин, писатель, редактор журнала «Новый мир» времен перестройки, благодаря усилиям которого стали снова издавать А.И. Солженицына, пишет одно из последних своих произведений, которое называет «Экологический роман». Творчество С.П. Залыгина особенно тем, что в центре у него стоит не человек, его литература не антропоцентрична, она больше – природна.

Главная тема романа – Чернобыльская катастрофа. Чернобыль здесь не только глобальная траге­дия, но и символ вины человека перед природой. Роман Залыгина проникнут сильным скептицизмом по отношению к человеку, к бездумной погоне за фетишами технического прогресса. Осознать себя частью природы, не разрушать её и себя – вот к чему призывает «Экологический роман».

Татьяна Толстая «Кысь»

Наступил XXI век. Проблема экологии приобрела уже совсем иные очертания, чем это мыслилось полвека или век назад. В 2000 году Татьяна Толстая пишет роман-антиутопию «Кысь», где все темы, разрабатываемые в русской «природной» литературе ранее, как бы приведены к общему знаменателю.

Человечество уже не раз ошибалось, оказываясь на самой грани катастрофы. Ряд стран имеет ядерное оружие, наличие которого ежеминутно грозит обернуться трагедией, если человечество не осознает себя. В романе «Кысь» Толстая описывает жизнь после ядерного взрыва, показывая трагедию экологического плана и потерю нравственных ориентиров, которые стоят для автора совсем рядом, как это должно быть для каждого человека.

Сегодня о проблемах экологии говорят повсюду: в печати, по телевидению, в интернете, на автобусной остановке, в метро. Но кто же сказал первым, кто обратился в этой теме ещё в XIX веке, кто заметил начало этой губительной тенденции уж тогда, когда круг экологических проблем ограничивался необоснованной вырубкой помещичьей рощи? Как это часто случается, первыми здесь были «голоса народа» - писатели.

Антон Павлович Чехов "Дядя Ваня"

Одним из главных защитников природы среди писателей XIX века был Антон Павлович Чехов. В пьесе «Дядя Ваня», написанной в 1896 году, тема экологии звучит вполне отчетливо. Все, конечно же, помнят обворожительного доктора Астрова. В уста этого персонажа Чехов вложил своё отношение к природе:

«Ты можешь топить печи торфом, а сараи строить из камня. Ну, я допускаю, руби леса из нужды, но зачем истреблять их? Русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудные пейзажи, и все оттого, что у ленивого человека не хватает смысла нагнуться и поднять с земли топливо».

Удивительно, как Астров, а в его лице передовой человек XIX века оценивает состояние природы: «Тут мы имеем дело с вырождением вследствие непосильной борьбы за существование, это вырождение от косности, от невежества, от полнейшего отсутствия самосознания, когда озябший, голодный, больной человек, чтобы спасти остатки жизни, чтобы сберечь своих детей, инстинктивно, бессознательно хватается за все, чем только можно утолить голод, согреться, разрушает все, не думая о завтрашнем дне... Разрушено уже почти все, но взамен не создано еще ничего».

Астрову такое состояние кажется предельным, и он никак не предполагает, что пройдет пятьдесят или сто лет и грянет Чернобыльская катастрофа, и реки будут загрязнены промышленным мусором, а в городах почти не останется зелёных «островков»!

Леонид Леонов "Русский лес"

В 1957 году первым лауреатом возрожденной Ленинской премии стал писатель Леонид Леонов, представленный к ней за роман «Русский лес». «Русский лес» - о настоящем и будущем страны, которое воспринимается в тесной связи с сохранностью природных богатств. Главный герой романа - Иван Матвеич Вихров, лесник по профессии и призванию, так говорит о русской природе:

"Пожалуй, никакие лесные пожары не нанесли столько ущерба нашим лесам, как этот обольстительный гипноз былой лесистости России. Истинное количество русских лесов всегда измерялось с приблизительной точностью».

Валентин Распутин "Прощание с Матёрой"

В 1976 году выходит повесть Валентина Распутина «Прощание с Матёрой». Это повесть о жизни и умирании маленькой деревеньки Матёра, что на реке Ангара. На реке строят Братскую ГЭС, и все «ненужные» деревни и острова необходимо затопить. Жители Матёры не могут смириться с этим. Для них затопление деревни – их личный Апокалипсис. Валентин Распутин родом из Иркутска, и Ангара для него – родная река, и от этого только громче и решительнее он рассказывает о ней, и о том, как органично всё в природе устроено изначально, и как легко эту гармонию разрушить.

Виктор Астафьев "Царь-рыба"

В том же 1976 году увидела свет книга другого писателя-сибиряка Виктора Астафьева «Царь-рыба». Астафьеву вообще близка тема взаимодействия человека с природой. Он пишет о том, как варварское отношение к природным ресурсам, такое как браконьерство, нарушает заведенный в мире порядок.

Астафьев в «Царь-рыбе» с помощью простых образов повествует не только о разрушении природы, но и о том, что человек, «духовно браконьерствуя» по отношению ко всему, что его окружает, начинает разрушаться и личностно.

Схватка с «природой» заставляет главного героя новеллы, Игнатьича, задуматься о своей жизни, о совершенных им грехах:

«Игнатьич отпустился подбородком от борта лодки, глянул на рыбину, на ее широкий бесчувственный лоб, бронею защищающий хрящевину башки, желтые исиние жилки-былки меж хрящом путаются, и озаренно, в подробностях обрисовалось ему то, от чего он оборонялся всю почти жизнь и о чем вспомнил тут же, как только попался на самолов, но отжимал от себя наваждение, оборонялся нарочитой забывчивостью, однако дальше сопротивляться окончательному приговору не было сил».

Чингиз Айтматов "Плаха"

Год 1987 год. В «Роман-газете» напечатан новый роман Чингиза Айтматова «Плаха», где с подлинной силой таланта автором была отражены современные отношения природы и человека.

Экологическая составляющая романа передана через описание жизни волков и противоборства между волком и человеком.Волк у Айтматова – не зверь, он намного человечнее, чем сам человек.

Роман пропитан чувством ответственности за происходящее в мире, в окружающей нас природе. Он несет добрые принципы и благородные жизненные установки, призывая уважать природу, потому что она не создана для нас: мы все-лишь ее часть: «А как тесно человеку на планете, как боится он, что не разместится, не прокормится, не уживется с другими себе подобными. И не в том ли дело, что предубеждения, страх, ненависть сужают планету до размеров стадиона, на котором все зрители заложники, ибо обе команды, чтобы выиграть, принесли с собой ядерные бомбы, а болельщики, невзирая ни на что, орут: гол, гол, гол! И это и есть планета. А ведь еще перед каждым человеком стоит неизбывная задача – быть человеком, сегодня, завтра, всегда. Из этого складывается история».

Сергей Павлович Залыгин "Экологический роман"

В 1993 году Сергей Павлович Залыгин, писатель, редактор журнала «Новый мир» времен перестройки, благодаря усилиям которого стали снова издавать А.И. Солженицына, пишет одно из последних своих произведений, которое называет «Экологический роман». Творчество С.П. Залыгина особенно тем, что в центре у него стоит не человек, его литература не антропоцентрична, она больше – природна.
Главная тема романа – Чернобыльская катастрофа. Чернобыль здесь не только глобальная траге­дия, но и символ вины человека перед природой. Роман Залыгина проникнут сильным скептицизмом по отношению к человеку, к бездумной погоне за фетишами технического прогресса. Осознать себя частью природы, не разрушать её и себя – вот к чему призывает «Экологический роман».

Татьяна Толстая "Кысь"

Наступил XXI век. Проблема экологии приобрела уже совсем иные очертания, чем это мыслилось полвека или век назад. В 2000 году Татьяна Толстая пишет роман-антиутопию «Кысь», где все темы, разрабатываемые в русской «природной» литературе ранее, как бы приведены к общему знаменателю.

Человечество уже не раз ошибалось, оказываясь на самой грани катастрофы. Ряд стран имеет ядерное оружие, наличие которого ежеминутно грозит обернуться трагедией, если человечество не осознает себя. В романе «Кысь» Толстая описывает жизнь после ядерного взрыва, показывая трагедию экологического плана и потерю нравственных ориентиров, которые стоят для автора совсем рядом, как это должно быть для каждого человека.