С чем у вас связывается слово «бал»? Со сказкой? Должно быть, вы любили в детстве «Золушку»! Но вы правы, потому что бал - время волшебства. Место встреч и место признаний, место, где завязываются знакомства и где, наконец, танцуют! И родился он немного раньше сказки о Золушке: танцы, являвшиеся частью разнообразных праздников и увеселений, не сразу стали самостоятельным мероприятием.

Слово «бал» произошло от греческого баллери, старофранцузского bailer, латинского ballare, что означает «танцевать, прыгать». Балы восходят к празднествам при французском и бургундском дворах. Первый бал, о котором сохранились свидетельства, был дан в 1385 году в Амьене по случаю бракосочетания Карла VI с Изабеллой Баварской. И уже вскоре балы стали излюбленным развлечением во всех европейских странах.

На придворные балы эпохи Возрождения приглашалось только избранное общество. И совсем как в сказке про Золушку, на бал надевали самые красивые и дорогие наряды, что понятно: праздник ведь. Тогда же родились балы-маскарады - прекрасная возможность побыть маской, ощутить себя кем-то другим.

Бальный церемониал был разработан до деталей, танцы следовали один за другим в строго установленном порядке; нередко давались балетные представления, в которых принимали участие знаменитые певцы и танцоры. Иногда весь бал превращался в аллегорический спектакль. Но в те времена люди умели искренне радоваться и непринужденно общаться, так что на балах, надо полагать, царило веселье, а отнюдь не высокомерие и чрезмерная торжественность.

И пожалуй, нигде так не увлекались танцем, нигде не изучали его так тщательно, как во Франции в конце XVII века. Балы, устраивавшиеся при Людовике XIV, были необыкновенны! Они поражали роскошью нарядов и пышностью обстановки. Здесь правила придворного этикета соблюдались особенно строго. В то время говорили, что хорошо обученный танцам дворянин сможет лучше служить своему королю.

Книги турниров" Рене Анжуйского. XV век

До XVIII века бал являлся привилегией исключительно знати. Пока по указу Людовика XV не стали устраивать платные общественные балы в Оперном театре. Первый такой многолюдный публичный бал состоялся в 1715 году, и с тех пор среднее сословие за известную плату смогло принимать участие в этих посвященных исключительно танцам увеселениях. Позднее балы стали делить на официально-придворные, общественные, семейные. Понятно, что семейные балы не подчинялись строгому церемониалу и на них с удовольствием танцевали те, кому возраст уже не позволял предаваться этому развлечению на придворном балу.

В России о балах ничего не знали почти до начала XVIII столетия. Первый бал на Руси был дан на свадьбе Лжедмитрия и Марины Мнишек. Потом о них забыли. Возобновил балы Петр I, их начали проводить в Петербурге и Москве в 1717 году. Возможно, Петр ввел традицию светских праздников, маскарадов, гуляний, считая, что сблизит все сословия, а общение с дамами поможет смягчению нравов.

25 ноября 1718 года Пётр I издал указ об ассамблеях, который произвел коренной перелом в области развлечений городского населения. Женщины впервые получили право посещать общественные собрания, а вход на ассамблею должен был быть доступен каждому прилично одетому человеку, за исключением слуг и крестьян.


Вот текст этого указа Петра I:


"Ассамблея - слово французское, которое на русском языке одним словом выразить невозможно; обстоятельно сказать - вольное в котором доме собрание или съезд делается не только для забавы, но и для дела. Ибо тут может друг друга видеть и о всякой нужде переговорить, также слышать, что где делается, при том же и забава. А каким образом эти ассамблеи отправлять, определяется ниже сего пунктом, покамест в обычай не войдет.
1. В котором доме имеет ассамблея быть, то надлежит письмом или другим знаком объявить людям, куда всякому вольно прийти, как мужскому полу, так и женскому.
2. Ранее пяти или четырех часов не начинается и долее десяти полуночи не продолжается.
3. Хозяин не должен ни встречать, ни провожать, ни потчевать гостей, но только должен очистить несколько покоев, предоставить столы, свечи, питье для утоления жажды и игры, на столах употребляемые".

Петр понимал, что без одобрения церкви его нововведение не имеет будущего. Священный страх перед царем, как перед воплощением бога на земле – это одно, но ужас перед дном адовом и падении бессмертной души это другое. Чтобы переломить традиционное неприятие танца служителями культа, Петр вовлекает в это светское мероприятие и черное духовенство. Согласно указу первоприсудствующего в Синоде, с 1723 года учреждались ассамблеи в московских монастырях. 29 декабря 1723 года была проведена первая ассамблея у архимандрита Донского монастыря. На нее были приглашены президент Синода архиепископ новгородский Феодосий, архиепископ Крутицкий Леонид, архиепископы московских монастырей, чиновники синодальной конторы. Это тоже имело неоднозначные последствия. Митрополит Казанский Сильвестр в доносе осуждал это действо, но в основном имело положительный отклик.

Вот, например, что писал казанский митрополит Сильвестр о ассамблеях, которые устраивал I новгородский архиепископ Феодосий Яновский (1650-1726)(в миру известный также как Франциск):


«Он же, Францышка, будучи в Москве, оставив церковные службы и монашеское преданное правило, уставил у себя самблеи с музыкою и тешится в карты, шахматы и в том ненасытно забавлялся, якобы вместо всенощного пения себе вменял и других к тому понуждал... Да он же, Францышка, на московском подворье велел послужнику своему Тарасу с колокольни старинные колокола продать, чтобы не мешали ему во всю ночь в шахматы играть, потом довольно спать».

Обычно для ассамблеи "очищались" четыре комнаты побольше: в одной танцевали, в другой беседовали, в третьей мужчины курили табак и пили вино, в четвертой играли в шахматы и шашки. Если в доме не находилось четырех подходящих комнат, ассамблею могли проводить и в одной, и тогда, как свидетельствовал современник, возникали неудобства: "В комнате, где дамы и где танцуют, курят табак и играют в шашки, отчего бывает вонь и стукотня, вовсе не уместная при дамах и музыке".

Ассамблеи давались по очереди всеми придворными. Иногда Петр сам решал, в чьем доме следует собраться. О дне ассамблеи глашатаи извещали барабанным боем, а на всех перекрестках о том развешивали объявления. Прийти на ассамблею мог всякий прилично одетый человек, за исключением слуг и крестьян. Среди гостей рядом с вельможами и чиновниками можно было увидеть и состоятельных купцов, и духовенство, и ремесленников, и матросов. Люди женатые обязательно приходили с женами и взрослыми дочерьми.

По заведенному порядку хозяин дома выбирал между молодыми женщинами царицу бала и преподносил ей живую розу. В конце ассамблеи царица должна была вручить этот цветок одному из кавалеров, что значило: в следующий раз ассамблея будет у него в доме.

На ассамблеях играл духовой оркестр, состоящий из труб, фаготов, гобоев, валторн и литавр, к которым иногда присоединялись и скрипки. Непривычную еще к танцам русскую публику усердно учили пленные шведские офицеры и жительницы Немецкой слободы. Осваивалось танцевальное искусство медленно.

Вскоре Петром был издан указ "О достоинстве гостевом, на ассамблеях быть имеющем", регламентировавший поведение на ассамблеях.


О достоинстве гостевом, на ассамблеях быть имеющем

Перед появлением многонародным гостю надлежит быть:

1. Мыту старательно, без пропускания оных мест.

2. Бриту тщательно, дабы нежностям дамским щетиною мерзкой урон не нанести.

3. Голодну наполовину и пьяну самую малость, а то и вовсе.

4. Обряженным вельми, но без лишнего перебору, окромя дам прелестных. Последним дозволяется умеренно косметикою образ свой обольстительно украсить. Особливо грацией, веселием и добротой от грубых кавалеров отличительными быть.

5. В освещённом зале возникнув вдруг - духом не падай, телом не дубей, напротив, - округлив руки и не мешкая в кипение гостевое со рвением включайся.

6. В гости придя, с расположением дома ознакомься заранее на легкую голову, особливо отметив расположение клозетов, а сведения эти в ту часть разума отложи, коя винищу менее остальных подвластна.

7. Яства употребляй умеренно, дабы брюхом отяжелевшим препятствия танцам не учинять.

8. Зелье же пить вволю, понеже ноги держат. Буде откажут - пить сидя. Лежащему не подносить - дабы не захлебнулся, хотя бы и просил. Захлебнувшемуся же слава! Ибо сия смерть на Руси издревле почётна есть.

9. Ежели меры не знаешь - на друга положись, оный страж поболее государственных бдений имеет.

10. Упитых складывать бережно, дабы не повредить, и не мешали бы танцам. Складывать отдельно, пол соблюдая, иначе при пробуждении конфуза не оберёшься.

11. Беду почуяв, не паникуй, но скорым шагом следуй в место упомянутое, по дороге не мешкая и все силы употребляя на содержание в крепости злодейски предавшего тебя брюха.

12. Будучи без жены, а то, не дай Бог, холостым, на прелести дамские взирай не с открытой жадностью, но из под тишка - они и это примечают. Hе сомневайся - таким манером и их уважишь, и нахалом не прослывёшь.

13. Руками же действуй сильно остерегаясь и только явный знак получив, что оное дозволяется, иначе конфуз свой на лице будешь носить долго, ибо пощады не знают.

14. Без пения нет веселья на Руси, но оное начинают по знаку хозяйскому. В раж не входи, соседа слушай - ревя в одиночку, уподобляешься ослице валаамской. Музыкальностью и сладкоголосием, напротив снискаешь многие похвалы гостей.

15. Помни, сердце дамское вельми на музыку податливо, используй сие, и обласкан будешь непременно.

16. Увидев на ассамблее особу знатную, а хотя бы и царя, духом не падай, рот не разевай, но и не высовывайся - услужить вряд ли сможешь, а досадить спьяну втройне против обычного способней.

За сим, с Богом, вперёд!!! Сию заповедь применять постоянно, а не вспоминать какой пункт, стоя чурбаном посреди веселья.

Первое время на ассамблеях играла только духовая музыка, но в 1721 году приехавший в столицу герцог Голштинский привез с собой небольшой струнный оркестрик, который быстро завоевал популярность. Стали появляться и свои музыканты, правда, инструменты приходилось завозить из-за границы. Но затраты стоили того, царь появление доморощенных музыкантов приветствовал, а расторопного боярина за создание оркестра мог и наградить.

Вначале на ассамблеях танцевали так, как это описал А.С. Пушкин в повести "Арап Петра Великого": "Во всю длину танцевальной залы... дамы и кавалеры стояли в два ряда друг против друга; кавалеры низко кланялись, дамы еще ниже приседали, сперва прямо против себя, потом поворотясь направо, потом налево, там опять прямо, опять направо и так далее".

В дальнейшем на ассамблеях стали танцевать полонез и менуэт, отличавшиеся сдержанностью, неспешностью и изяществом движений. Во второй половине мероприятия начиналось общее веселье, и танцы были ему под стать – контрданс, альманд, англез. Особенно нравился молодежи альманд, начинавшийся весьма сдержанно, но затем следовали экспромты, первая пара должна была выдумывать новые па, а остальные их повторять. Первыми поочередно становились новые пары, поэтому танец мог продолжаться долго, вызывая всеобщее веселье. Танцующие пары вереницей несколько раз могли обойти не только зал, но и всю амфиладу комнат, постоянно придумывая новые движения.

Во время ассамблей Петр ходил взад и вперед по зале, присаживался к какой –нибудь компании и вступал в общий разговор. Когда он был в хорошем настроении, то не было человека веселее и разговорчивее его. В танцах он был мастером своего дела и большим затейником. Царь выделывал такие «каприоли», которые составили бы честь лучшим балетмейстерам того времени. Все танцующие кавалеры должны были в точности выделывать ногами, что и государь.

Императрица с супругом, с герцогом Голштинским или с князем Меншиковым как правило открывала танцы. Екатерина, как и Петр Великий, танцевала прекрасно. В паре с супругом она успевала сделать три круга, тогда как остальные не оканчивали еще и первый. Но прилежно она танцевала только в паре с государем, с остальными кавалерами была небрежна и ходила шагом. Всякому свободно было просить танцевать великих княжон, и так как многие искали чести, то они не знали отдыха. Одна только царевна Прасковья, младшая дочь брата Петра I Ивана V, не любила танцев и шла танцевать не иначе как по повелению самого государя под нахмуренные брови «батюшки – дядюшки».

Постепенно ассамблеи прижились, на них появилась непринужденная обстановка, и даже старые бояре перестали тайком креститься при виде откровенных декольте. Стало традицией целовать даму по окончанию танца, причем не в ручку или щечку (что не возбранялось), а в губы, чему молодежь, несомненно, была рада.

Ассамблеи были зимним удовольствием. Летом Петр устраивал свои торжества и празднества на свежем воздухе – в садах и на просторах реки Невы.
В Летнем саду торжественно праздновался день именин царя и предшествовший им день «преславной виктории» (Полтавской победы). Праздник начинался около пяти часов вечера, после обеда; к этому времени на обширной лужайке сада – Царицыном лугу – выстраивались Преображенский и Семеновский полки; царь угощал солдат, поднося им собственноручно в деревянных чашах вино и пиво. Приглашенные гости должны были добираться до места, как до некоего острова исключительно водным путем – по Неве. Затем, сойдя на берег принять чарку вина из рук императрицы или ее дочерей. Дальнейшее веселье тоже было сильно регламентировано.

У государя была страсть к торжественным шествиям, аллегорическим процессиям и маскарадам, и он старался устраивать все это при всяком удобном случае. Одним из наиболее известных маскарадов является пятидневный маскарад. Проходивший в Москве в начале 1722 года по поводу подписания Ништадтского мира. За несколько дней до маскарада, император лично осматривал костюмы участников и в случае неудовлетворения заставлял все переделывать. Ношение масок во время маскарада было обязательным. Известен случай. Когда в день маскарада 11 февраля 1724 года сенаторы заседали с масками на лицах. Ситуация абсурдная. Но характерная для своего времени. Люди приобщались к новым правилам поведения в обществе, надевали одежду нового образца, учились по новому веси дела. Для многих участников это было дорогое и утомительное мероприятие. Так маскарадная составляющая постепенно перетекала в повседневную жизнь, постепенно становясь привычкой.

После смерти Петра ассамблеи претерпели сильные изменения. Из единых мероприятий для всех постепенно стали увеселением только для отдельных слоев общества. С одной стороны, балы высшего света. А с другой стороны – танцы для средних слоев общества, объединяющий людей одного социального круга.

Сезон балов длился с Рождества до последнего дня Масленицы и возобновлялся уже после Великого поста. На балах звучала духовая музыка, танцевали менуэт, контрдансы, русские потешные пляски, польские и английские танцы. В залах горели тысячи свечей. Лестницы были устланы дорогими коврами, теснились тропические растения в кадках, а из специально устроенных фонтанов струилась душистая вода. К ужину обыкновенно подавали редкие тогда в России ананасы, экзотические персики, виноград, свежую клубнику, огромных рыб и дорогие вина со всего света. В особых комнатах курили, играли в шахматы и шашки. На подобных торжествах чаще всего проходили светские дебюты молодых людей и девушек, которые только начинали выезжать в свет.

Однако истинного блеска великосветские балы в России достигли в эпоху Елизаветы Петровны и Екатерины II. Особенно популярны были при русском дворе балы-маскарады. Богатством и роскошью они поражали даже французов, считавших, что превзойти балы в Версале невозможно. При Елизавете Петровне на балах и маскарадах зачастую решались государственные вопросы. Ведь бал давал прекрасную возможность приблизиться к государыне или побеседовать с иностранным послом в неофициальной обстановке и в разговоре обронить нужную фразу. И не использовать эту возможность было просто глупо.

На маскарадах Екатерины II веселились люди разных сословий. Каждый желающий мог получить билет в придворной конторе. И хотя купеческий зал был отдельным, никому не возбранялось переходить из зала в зал.

XIX век стал веком массовых бальных танцев, живых и естественных. Балы времен царствования Николая Павловича поражали своей изысканностью и великолепием. А для молодого поколения они стали местом, где, по словам Вяземского, «учились любезничать, влюбляться, пользоваться правами и вместе с тем покоряться обязанностям общежития. Тут учились… и чинопочитанию и почитанию старости». Дворяне, состоявшие в тайных союзах, будущие декабристы, на балах заводили нужные знакомства, обсуждали взгляды, находили единомышленников.

Во второй половине XIX столетия большую популярность в обществе приобрели публичные балы в пользу нуждающихся. Помните фильм «Анна на шее»? В нем как раз показана сцена благотворительного базара на балу. Иногда балы собирали деньги на благотворительность за счет высоких цен на билеты. Эти балы так и назывались: «бал в пользу Николаевской детской больницы», «бал в пользу семейств убитых и раненых на войне» и так далее. Вообще благотворительность занимала тогда важное место в общественной жизни России, и балы лишь отражали свое время и его устремления.

Начиная с XIX века и по сей день главной столицей балов считается Вена. Бальный сезон открывается в новогоднюю ночь Императорским балом во дворце Хофбург. А всего с января по март в австрийской столице проходит более трехсот балов! И на них не просто танцуют - здесь собираются вместе единомышленники, люди, объединенные профессией или другим общим делом. Свои балы устраивают садовники и студенты, врачи и кондитеры. При этом на любой бал может купить билет и любой желающий.

Один из самых роскошных балов сезона - Оперный. На одну только ночь в году убирают все стулья из зрительного зала, настилают вровень со сценой специальный паркет, и тысячи гостей танцуют всю ночь напролет. Первый Оперный бал состоялся в 1935 году. С той поры балы в Венской опере даются каждый год в последний четверг перед Великим постом. Эта традиция прерывалась лишь дважды: в начале Второй мировой войны (тогда вальсирующие пары вернулись в стены Венской оперы только в 1956 году) и в 1991 году из-за войны в персидском заливе.

Так что же все-таки такое бал? Почему, услышав это слово, мы почти всегда ощущаем легкий трепет и ностальгию? Чем так прекрасно это событие, что, слушая минутные новости о венских балах, мы испытываем сладкое: «Ах! Попасть бы туда»?

Наверное, мы тоскуем по тем благородным временам, по красивым отношениям, учтивым беседам, по красоте церемонии бала. Чего-то нам не хватает… Может быть, возможности одним плавным движением протянуть руку партнеру, изящным наклоном головы принять приглашение на танец. И закружиться в вальсе, отдавшись музыке. А потом, плавно покачивая веером, выслушать пару учтивых комплиментов и ответить деликатно и уместно. Может быть, мы тоскуем по общению простому и чистому, когда твоей душе открывается душа другого, и сердцам становится радостно и легко.

И получается, дело не только в красивых платьях, множестве зеркал и свечей - если не приподняться до красоты общения, то можно бал и не затевать: сказка так и не придет. А если поразмышлять, то благородные манеры не оденешь, как бальное платье, на один вечер. Чтобы сказка состоялась, придется постараться… Помните, Золушка тоже не сразу попала на бал, вначале ей пришлось хорошенько потрудиться. Ведь бал - это не просто присутствие красиво одетого человека в красивой обстановке. Бал - это возможность. Возможность праздника, возможность дружеского общения, возможность испытать счастье, а музыка и танцы лишь средства, которые помогают всему этому осуществиться.

Венский бал - традиционное мероприятие, проходящее в Вене в любое время года, приуроченное к торжественным событиям и праздникам. Венские балы всегда являли собой эталон бальной культуры и в прошлом году были занесены ЮНЕСКО в список нематериального культурного наследия.

В прошлые столетия балы устраивались королевским двором в связи с религиозными или военными праздниками. Крупнейший бал с 1935 года проводится в четверг, предшествующий пепельной среде, в Венской государственной опере. Пепельная среда - день начала Великого поста в латинском обряде католической, англиканской и некоторых лютеранских церквей. Отмечается за 46 календарных дней (1,5 месяца) до праздника Пасхи. В католицизме в этот день предписывается строгий пост. В православии этот день соответствует чистому понедельнику.

На католических мессах этого дня проводится специальный обряд посыпания голов верующих освященным пеплом (иногда, вместо посыпания пеплом головы, наносится на лоб пеплом знак креста). Этот обряд знаменует сокрушение и покаяние христиан во время поста. Во время обряда священник говорит каждому верующему «Покайтесь и веруйте в Евангелие», либо «Прах ты и в прах возвратишься». Пепел, по традиции, получают от сожжения ветвей, сохранявшихся с прошлого Вербного (Пальмового) воскресенья.

ЮНЕСКО подтвердил критерии, которыми бал должен обладать, чтобы считаться настоящим венским балом. Среди прочего, должен соблюдаться особый бальный протокол. Главным критерием отбора участников является умение танцевать, в частности умение выполнять правосторонний и левосторонний поворот вальса. Бал должен открываться молодыми парами дебютантов. Это выглядит как выход в свет.

Дополнительными критериями также выступают костюмы. Девушки, открывающие бал, должны быть в белом платье и с букетиком цветов, а на оперном балу также должны обязательно украсить голову короной (модели которой меняются каждый год). Кавалеры должны быть одеты во фраки или мундиры, хотя на некоторых балах позволителен и смокинг. В полночь обязательно должно быть полночное выступление и под утро торжественное закрытие бала.

Дебютанткой элитного Венского бала может стать практически каждая девушка. Здесь нет каких-то особых критериев красоты. Главное - пройти конкурс, в рамках которого оцениваются, прежде всего, интеллектуальные данные. Так, будущая дебютантка должна знать иностранные языки, причем лучше несколько, уметь ответить на ряд вопросов, касающихся истории, литературы и культуры в целом, и написать эссе о том, почему она стремится попасть на Венский бал.

Однако, существуют возрастные ограничения - дебютантке должно быть от 16 до 23 лет, а ее партнеру - от 18 до 28. При этом молодые люди не должны состоять в браке.

Корни венских балов следует искать еще во времена венского конгресса. В I-й половине XIX века в карнавальный сезон каждый вечер в Вене устраивалось до 250 балов. В танцах участвовали практически все: от аристократов до простых людей. В конце века одним из главных событий в империи стал придворный бал. На него приглашалась только знать, поэтому события, происходившие на балу, обычно долго обсуждались жителями Вены. Но в 1899 году переживая из-за смерти жены Елизаветы, император Франц-Иосиф отменил проведение бала.
После распада Австро-Венгрии в 1921 году на место придворного пришел Оперный бал. Начал свое существование он задолго до этого, в редутных залах дворца. Но был перемещен в новый Оперный театр, построенный по приказу Франца-Иосифа в 1869 году. Именно там 11 декабря 1877 года состоялся первый крупный оперный бал, в котором Эдуард Штраус, младший брат известного маэстро, управлял оркестром.

Отличительной особенностью нового бала стало то, что лица дам обязательно должны были быть прикрыты масками, и выбор пары был за дамой. Возможность проявиться в этой «таинственной игре» сначала была плохо воспринята консерваторами, но в итоге принесла балу большую популярность.

Как уже говорилось, первый Оперный бал современного типа прошёл в Государственной опере в 1935 году под патронажем канцлера Курта Шушнига. После Аншлюса проведение балов прекратилось. Оперный бал был возобновлен лишь в феврале 1956 года после Второй мировой войны.

Что же танцуют на балах? Открывает Оперный бал, как и несколько веков назад, грандиозный танец-шествие в умеренном темпе - полонез, в котором участвуют специально отобранные пары: девушки и молодые люди.

Полонез всегда исполнялся в начале балов, подчеркивая возвышенный характер праздника. В полонезе танцующие пары двигаются по установленным правилами геометрическим фигурам.

На оперном балу около 200 пар. После открывающего полонеза на большинстве балов дебютанты танцуют веселую польку и заканчивают свое выступление вальсом.

Полька появилась в середине XIX века вовсе не в Польше, как многим кажется, а в Богемии (современная Чехия), и с тех пор стала известным народным танцем.

Самый крупный - Оперный бал, посещают до пяти тысяч гостей и около тысячи обслуживающих - музыканты, повара, портные, обувщики. Бальным сезоном в Вене считается время с 11 ноября и до вторника фашинга, хотя некоторые балы проводятся и в другое время. Первый крупный бал традиционно проходит в новогоднюю ночь в Хофбурге, это Императорский бал. Звучат самые популярные мелодии времен монархии, включая вальсы Штрауса и Легара, и музыка венских классиков - Моцарта, Бетховена и Гайдна.

Во время бального сезона в Вене проводится более 300 балов, начиная от балов различных профессий (Бал правоведов, Бал охотников), и заканчивая крупными балами от государственных и культурных организаций (Бал венских филармоников, Оперный бал). Несомненно, главную роль во всей Европе играет Венский Оперный бал, который обычно проводится в середине февраля и совпадает с праздниками «фашингов» - веселых австрийских карнавалов и маскарадов. Он приравнивается к государственному приему, и обычно на нем присутствует президент Австрии.

Редакция пообщалась с участниками Весеннего Бала, и оказалось, что лишь единицы знают что-то о балах прошлого. Более того, для многих этот Бал будет первым, и решающую роль в принятии решения о посещении бала сыграло как раз желание узнать: а что же это такое? HSE Press решила исправить ситуацию и провести для наших читателей экскурс в бальный мир.

Начать, пожалуй, стоит с самых-самых истоков. Потанцевать да повеселиться на Руси всегда любили, но балами народные пляски назвать сложно. Впрочем, русские бояре иногда позволяли себе поучаствовать и в таких действах, потому как выбор развлечений у них был ограничен. С дамами мужчины не общались вовсе: даже после женитьбы большую часть времени супруги проводили порознь. Так бы и тянулись в охоте, пирушках да войнах дни русского дворянства, если бы не Петр I. В ходе путешествия по Европе будущий император был поражен различиями между Россией и Европой. И переустройство России Петр решил начать как раз с дворянства, подвергнув коренным изменениям не только их службу, но и свободное время, - царь привез с собой ассамблеи.

«Ассамблея при Петре I» Худ. Станислав Хлебовский

Ассамблея петровских времен - это почти бал. Все гости собирались в одной зале, где они танцевали, пировали, мужчины курили и играли в шашки. Поэтому обычно ассамблея превращалась для многих дам в не самое приятное место: запах табака, постоянный стук шашек и кавалеры, торчащие у столов - все это отнюдь не способствовало популярности этого действа.

Проводились ассамблеи (а впоследствии и все балы вплоть до начала XX века) круглый год, за исключением постов. Петр I даже заставил духовенство присоединиться к увеселениям дворян, но пойти наперекор всем церковным канонам о недопустимости веселья в пост не мог даже царь. Однако основной сезон начинался зимой, когда все дворянство съезжалось из поместий в столицу, а темные морозные вечера вынуждали его большую часть времени проводить в помещении. Как нельзя кстати можно вспомнить знаменитые строки «дело было вечером, делать было нечего».

Танцевали в основном так называемые «польские» танцы, менуэты и контрдансы (английские танцы). Опыта танцев у гостей не было, а участие в них считалось скорее повинностью, чем приятным досугом, потому первые несколько лет гости чувствовали себя на ассамблеях достаточно неловко. Но пропустить, а тем более перестать посещать их вовсе, запрещалось под страхом наказания.

Впрочем, со временем для ассамблей стали выделяться четыре залы, громкий стук шашек сменил тихий шелест карт, Петр I личным примером привил обществу любовь к танцам, а кавалеры наконец оценили все прелести ассамблей и возможность непринужденного общения с дамами.

Ассамблеи во многом отличались от европейских балов и носили на себе отпечаток личных пристрастий царя, однако своей цели они достигли: русское дворянство постепенно приучилось к новым обычаям, этикету и светскому общению.

Эпоха дворцовых переворотов ознаменовалась приобретением придворными праздниками европейского вида. При дворе стали проводится также и балы-маскарады, на которых костюмы кавалеров и дам строго определялись хозяевами бала. Слава о русских маскарадах разнеслась по всей Европе, а роскошным костюмам завидовали даже французы.

Большую часть балов все еще устраивали при дворе, и не явиться туда означало оскорбить августейшую особу. Другой недостаток таких балов заключался в обилии церемониала, который превращал бал в чопорные и не очень веселые собрания. И это при том, что императрица Елизавета Петровна любила подшучивать над своим двором и приказывать кавалерам явиться в дамском платье, а дамам -- при мундирах! Однако при всей своей необычности, стоит отметить, что атмосфера таинственности маскарадов способствовала более легкому общению, что значительно скрашивало строгий церемониал.

Хореографическая составляющая балов значительно изменилась с петровских времен. В моду вошли кадриль, контрдансы, популярными оставались «польские» и «русские». Вырос и уровень танцоров, ведь на балах появился неписанный закон: чем выше твое положение, тем лучше ты должен танцевать. Потому ярче всего блистали наследники престолов и высшая аристократия. Монаршим особам не пристало много танцевать, и вечер они обычно проводили в беседах с гостями и за игрой в карты. Но уж если монарх желал станцевать, то вопросов о том, кто же здесь хозяин бала, не возникало.

Со второй середины XVIII века частой и популярной практикой становятся частные (партикулярные) и общественные балы. Порой своим великолепием они могли посоревноваться и с придворными. Устройство такого бала требовало огромных затрат, и мало кто мог позволить себе устраивать их часто - отсюда и появление общественных балов, средства на проведение которых собирались вскладчину. Не зря Пушкин писал об отце Онегина: «давал три бала ежегодно и промотался наконец».

Начиная со времен Екатерины II основной функцией балов становятся вовсе не церемонии, а общение. На балах показывали себя и свое богатство, обсуждали последние политические новости, плели интриги и составляли заговоры. Из более приятных вещей: выводили в свет подросших детей, искали им достойную партию. В качестве своеобразного экзамена для молодых аристократов служили семейные балы, на которые приглашались близкие друзья семьи. На таких балах молодые люди проверяли свое знание этикета, умение вести непринужденную беседу и, конечно же, танцевать.

Торжественный выход Императрицы Екатерины II Худ. А. Бенуа

В начале XIX века на балах появляется вальс - танец, определивший ход бальной истории всего века. Требующий от партнеров близкого контакта, поддержки за талию и почти постоянного зрительного контакта вальс произвел фурор в обществе: раньше партнеры находились друг от друга на значительном расстоянии и касались лишь кончиками пальцев, и ничто не могло нарушить «чистоты» танца. Старшее поколение осуждало вальс как безнравственный танец, и первое время он не был особенно популярным. Однако запретный плод сладок, а молодежь всегда хочет чего-то нового. Близкий контакт в танце позволял партнерам передавать записки и флиртовать, а что еще надо молодым аристократам? Со временем вальс стали танцевать все.

Но восхождение вальса на вершину популярности было нелегким. Его осуждение продолжалось, а при императоре Павле он и вовсе был запрещен на придворных балах. На частных же балах молодежь продолжала вальсировать, а зачастую от пары кругов не могли отказаться и старшие поколения. Балы в это время становятся такими, какими мы их знаем из русской классики, потому останавливаться на их описании мы не будем.

Пропустив первое десятилетие царствования Александра I, мы возвращаемся в Россию конца 10-х годов XIX. После Европейского похода русская армия вернулась домой не только прославленной победами, но и узнавшей богатую бальную культуру Франции. В первые годы Москва гуляла «отчаянно»: вальс царствовал на балах, все «плясали как угорелые» - и это не метафора: некоторые дамы тяжело болели после таких вечеров. В это время бал окончательно утратил церемониальную функцию и превратился в место сбора высшего общества. Отныне балы стали неотъемлемой и постоянной частью дворянской жизни. Сам император присутствовал на многих частных балах, общался с гостями и вел себя как отец дворянского семейства.

До второй половины XIX века при императоре Николае I балы мало изменились, разве что менялась бальная мода. Общение на балах оставалось легким и непринужденным, несмотря на строгий этикет - благородные дамы и кавалеры прекрасно ориентировались в огромном своде неписанных правил.


«Бал» Худ. Владимир Первунинский

Танцевали в XIX веке полонезы и иногда американские грандмарши, мазурку и польку, краковяк и в редчайших случаях венгерку. Не вышли из моды кадриль, контрдансы, и, конечно же, вальс. Общей тенденцией развития танцев в это время становится ускорение темпа музыки и упрощение техники танца. Исключение составляли лишь величественные полонезы и грандмарши, открывавшие бал.

Характерной чертой века становятся публичные балы в пользу нуждающихся. Своим содержанием они мало отличаются от балов предыдущего времени, однако билет на них стоил значительных денег, собираемых на благотворительность. С целью привлечения щедрых пожертвований, на бал допускались люди неблагородного происхождения. Интересны так же небольшие базары, аукционы и лотереи на балах, на которых в том числе продавались сувениры, сделанные руками царской семьи. Вместе с тем, допуск на балы недворян привел к «приземлению» бал, упрощению танцев и церемониала. [ Впоследствии податное сословие даже начало проводить собственные «купеческие балы».]


Бал в городе. Худ. Огюст Ренуар

С 80-х годов XIX века в бальной культуре наступает кризис. Александр III балы не жаловал, а общее предчувствие надвигающейся катастрофы проникло во все слои общества. При его наследнике, Николае II, балы не посещавшем, они становятся более редким явлением. Определенным успехом по-прежнему пользовались балы-маскарады, на которых дворяне могли на некоторое время сбросить надоевший груз ограничений высшего общества. Танцевали на балах полонезы, вальсы, причем, в разные десятилетия это были совершенно разные танцы, и другие танцы XIX века. Повсеместная популярность вальса обязывала любого уважающего себя композитора написать музыку для вальса, и именно этому периоду мы обязаны огромным количеством прекрасных произведений композиторов всего света. Разнообразие проявлялось и в самом вальсе: на протяжении всего XIX века было распространено огромное множество вариаций этого танца.

Вообще, обстановка конца XIX - начала XX века не располагала к частым балам, аристократия активно вовлекалась в деловую и новую политическую жизнь, оставлявшую мало времени для развлечений. Февральская революция нанесла серьезный урон балам, постепенно превратив их в политизированные собрания, а Октябрьский переворот свел бальную жизнь на нет. Некоторое время она теплилась в образовательных учреждениях для благородных девиц и юнкерских училищах, строгий распорядок которых долгое время не могли поколебать никакие ветра революций. Однако с окончанием Гражданской войны и установлением Советской власти пали и эти последние бастионы русских балов.

На этом история балов России прервалась. Русские эмигранты продолжали участвовать в балах за границей, поддерживали некоторые традиции, но по сравнению с яркой бальной культурой Российской империи это была лишь капля в море. В то время как в Европе балы продолжались и продолжаются до сих пор, в Советском союзе бал как способ проведения досуга ассоциировался с эксплуатирующим классом, популярности не имел и постепенно был забыт.

Однако история балов именно прервалась, а не подошла к концу. С середины 90-х годов совершенно разные люди в самых разных уголках России и странах СНГ обратились к временам Пушкина и Толстого, стараясь возродить этот прекрасный обычай. Балы всегда служили воспитанию молодого поколения, способствовали обучению правилам этикета и общения в обществе. Посещение бала - показатель вашего положения в обществе. И пусть сословия давно отменены, а достойное воспитание и образование доступно почти всем, многие ли смогут выйти на паркет, оживить то «прекрасное далёко» и доказать, что достойны наследия предков? Ответить на этот вопрос Редакция может лишь одно: мы горды тем, что в Вышке такие люди нашлись!

Арсений Авчинников
Редактор: Елена Калинкина
Фото: http://forum.vgd.ru/post/153/rds/p978115.htm

Я уже писала о балах в Австро-Венгрии.
Сегодня рассказ о современных балах в Вене. Тем более, что на днях состоится Оперный Бал в Венской Опере.

Вена - мировая столица музыки. Одной из ее визитных карточек и «предметов экспорта» является Венский вальс - танец в три четверти такта, который когда-то прославил на весь мир король вальса Иоганн Штраус. Венские балы признаны ЮНЕСКО нематериальным культурным наследием.

Оперный бал в Венской опере - бал номер 1 в мире:

Такие любимые всеми балы имеют как ни странно не очень старую историю. Источники 16-г века не знают слова "Ball" в контексте танцевального мероприятия. Лишь в 17 веке это слово появляется в обиходе. Оно происходит от латинского слова "ballare" (танцевать).
Начало нынешним балам положил Венский конгресс 1814-1815, куда съехалась вся европейская политическая элита. Конгресс проходил в атмосфере непрерывных балов, маскарадов и увеселительных мероприятий и был назван "танцующим конгрессом".

Поистине мировую славу венским балам принесли вальсы Штрауса, триумфальное шествие которых по Европе и всему миру в первом половине 19-го века началось именно из Вены.

При "вечном" кайзере Франце Иосифе самыми эксклюзивными балами были "Бал при дворе" и "Придворный бал" (). На них допускалась только аристократическая и правительственная верхушка. Но бюргеры, мещане, ремесленники, рабочие и даже крестьяне устраивали по всей стране свои балы.

После падения монархии на смену придворным балам пришел Оперный Бал в Венской государственной опере, именно он является сейчас самым главным и экслюзивным балом. Он проводился с перерывами с 1921 до 1939 года, а затем из-за войны возобновился лишь в 1956 году. Подробнее о нем в конце этой статьи.

Дебютанты бала Венского филармонического оркестра в здании Musikverein:

В год в Вене проводится около 400 балов, которые посещают около 300 тысяч человек. Бальный сезон начинается официально 11 ноября ровно в 11:11 и заканчивается Пепельной средой, после которой начинается Великий Пост. Пик бального сезона - январь и февраль.

Балы в Вене бывают разные....В основом это "отраслевые" или "региональные" балы, на которые часть билетов забронирована для своих, а остальные может купить любой. В Вене существует бал офицеров, бал врачей, бал фармацевтов, бал полицейских, бал виноделов, бал аптекарей, бал юристов, бал пожарных, бал индустрии и техники, бал Технического или Экономического университета, бал Тироля, бал Штирии.....И так до бесконечности...Каждый день в сезон в Вене проходят несколько балов. Благо дворцов и подходящих для балов элегантных залов в городе достаточно.

А сейчас обзор НЕКОТОРЫХ самых известных и ярких балов, являющихся апогеями бального сезона.

"Венский бал кофеен" (и всего, что относится к кофе) (Der Ball der Wiener Kaffeesieder). В этом году проходит в 60-ый раз. Проходит в Редутном зале Хофбурга с 21.00 до 04.30.
Вход 135 евро, студентам 60 евро
Дресскод:

Мужчины: фрак, смокинг, парадный мундир (никаких галстуков, только бабочки).

Дебютанты бала кофеен:

"Бал кондитеров" (Zuckerbäckerball). В этом году проводится в 116-ый раз. Проходит в Хофбурге.
Вход 100 Euro, молодежи (не старше 1991 г.р.) 50 евро.
Дресскод:
Дамы: длинное бальное или вечернее платье (нежелательны мини, коктейльные платья, брючные костюмы и трахт)
Мужчины: смокинг, парадный мундир, темный костюм с бабочкой (нежелательны галстук и трахт).
Разыгрывается приз „Vienna Cakemaster " на лучший торт.

Бал кондитеров (в центре вносят торты):

"Венский Академический Бал" (Wiener Akademikerball), до 2013 года назывался "Венским корпорационным балом". Проходит с 1952 года и организовывается партией правых FPÖ. Поэтому больше всего подвергается критике в СМИ.

Дебютанты Академического Бала:

"Охотничий бал" (Jägerball) В этом году проходит в 96-й раз в Хофбурге.
Вход: 130 Euro. Студенты (не старше 1991 г.р.): 50 Euro
Дресскод:
Дамы: дирндль или трахт
Мужчины: трахт или костюм с элементами трахта

Дебютанты охотничьего бала:

"Бал врачей" (Wiener Ärzteball), проводится в этом году в 67-ой раз.
Вход: 120 Euro, студенты: 50 Euro
Столик: 30-390 евро
Дресскод:
Дамы: длинное бальное или вечернее платье
Мужчины: фрак, смокинг, черный или темно-синий костюм с бабочкой (никаких галстуков!).

Дебютанты бала врачей:

Все балы начинаются одинаково: выходом дебютантов. А потом у всех разная программа. Танцы под классику сменяются выступлениями саксофонистов, номерами танцевальных и балетных групп, исполнениями блюза, джаза, кантри, ариями из мюзиклов, разными конкурсами...Собираются пожертования на благотворительные цели.

Еще несколько известных балов...

Офицерский бал. Дебютанты:

Тот же бал офицеров в Вене. На заднем плане справа видны гости бала - курсанты одного из российских военных училищ:

Дебютанты на балу фармацевтов:

Бал Технического университета:

И наконец... БАЛ БАЛОВ....

«Венский оперный бал» (Wiener Opernball). Проводится в последний четверг перед Великим Постом в Венской государственной опере. Бал приравнивается к государственному приему, на нем всегда присутствует президент Австрии с супругой.
Входной билет: 290 евро
Отдельный столик: 400-1200 евро (в зависимости от расположения)
Ложа/балкон: 10.000-20.000 евро (в зависимости от расположения)

Парадная лестница в Венской Опере:

Дресскод: для дам - длинное бальное платье, для мужчин - фрак с белой бабочкой

Это чисто официальный дресскод. Но дресскод может предписать лишь вид и длину одежды, а вот вкус он не может предписать. Поэтому существуют также дополнительные НЕГЛАСНЫЕ правила дресскода для Оперного бала...Платье не должно тесно облегать фигуру, нежелательные ткани - шерсть, лён, кожа. Женская обувь не обязательно должна иметь высокие каблуки, но желательно с закрытыми носками. Но вроде последние годы уже считаются допустимыми вечерние туфли с открытыми носками (без чулок). Вообще выставлять на балу голые ноги - дурной тон.
Сумочка обязательно маленькая и элегантная. Дурным вкусом считаются просвечивающиеся сквозь тонкую ткань бюстгалтеры, трусы и выпирающие над тесными трусами животы и бока. Поэтому желательно или надевать утягивающее корсетное белье, или драпировать/маскировать свои чересчур пышные формы. Помимо настоящих драгоценностей считается допустимой и со вкусом подобраная бижутерия. Наручные часы для мужчин абсолютно нежелательны (лишь карманные на цепочке или вообще никаких), для женщин максимум маленькие элегантные часики. Брюки мужчин поддерживают не ремни, а подтяжки. Туфли для мужчин желательны лаковые. Брюки с черными шелковыми "лампасами". И упаси боже никаких галстуков и пиджаков! Только фрак с белым жилетом и белой шелковой бабочкой!

Модераторы бала Мириам Вайксельбраун и Альфонс Хайдер одеты по правилам дресскода:

Подготовка и декорация зала к балу в Венской Опере начинается за 70 часов до открытия. После последнего представления вечером в понедельник из партера убирают сиденья. Затем настилают специальный пол, который вместе со сценой образует одну сплошную плоскость площадью в 850 кв м. В дополнение к 76 постоянным ложам в партере устраивают вдоль сцены 24 дополнительные ложи в три этажа. Вход с улицы в здание Оперы со стороны Ринга декорируют огромным красным навесом и кладут красный ковер, по которому нарядные гости заходят в здание. В среду вечером проводят генеральную репетицию дебютантов и декорируют цветами. В четверг утром служба строительного надзора принимает перепланирование помещения и пола. Теперь наносятся последние штрихи - и все готово к проведению Главного Бала.

Генеральная репетиция дебютантов за день до бала:

На Оперный Бал гости приезжают к Опере на собственных и арендованных автомобилях, лимузинах, даже каретах! Подъезжают прямо к крытому парадному входу с красным ковром. Но большинство приезжает на такси, их привозят родные, они приходят пешком из ближайшего отеля или приезжают на метро...Если каждый из нескольких тысяч гостей бала будет торжественно подъезжать к парадным дверям, то на это понадобится целый день.

Открывается бал появлением бундеспрезидента со своей половиной в президентской ложе под звуки австрийского гимна.

Президент Австрии (теперь уже бывший) Хайнц Фишер с женой Маргот (слева). Справа - организатор Оперного бала Дезире Трайхль-Стюргх.

Австрийская (бывшая) первая леди Маргот Фишер - обычная женщина со скромными внешними данными, избегающая СМИ. И на балах всегда одета скромно и консервативно.

Затем следует грандиозный полонез Карла Цирера , в котором участвуют 160-180 пар дебютантов, входящие в зал во главе с церемониймейстером.
Примерно треть дебютантов - иностранцы. Ежегодно завяки присылают кандидаты в дебютанты из разных стран- от США до Японии. В прошлом году было 40 заявок из России. По каким критериям отбирают или отказывают, не знаю.

Раньше за хореографию дебютантов была бессменно ответственна знаменитая танцевальная школа Elmayer. Но в 2009 года у школы Elmayer монополию забрали, и теперь каждый год за полонез дебютантов отвечает какая-то другая танцевальная школа Вены, Граца, Линца и других городов.

каждый год на девушках короны разной формы:


(шепотом) вот эти женщины в зеленом по краям - из танцевальной школы. Они следят, чтобы ряды были ровными. Когда видят "неровность", с улыбкой проходят вдоль рядов и взглядом дают дебютантам знать, чтобы подровнялись. Ведь дебютанты - не профессиональные танцоры, а съемка в прямом эфире ведется также сверху, и нужно чтобы все было ровно и симметрично. Вот на видео с 6:14 видно, как они "ровняют" ряды (только эта запись другого года и женщины в красном, а не в зеленом).

Церемония открытия продолжается балетным выступлением и затем оперным пением. И, конечно, с участием мировых звезд первой величины. То Хосе Карерас с Анной Нетребко , то Пласидо Доминго... В этом году вроде будет петь тенор Йонас Кауфман.

балет на Оперном балу:

После этого дебютанты танцуют еще марш Радецкого и польку. А после вальса "На прекрасном голубом Дунае " , церемониймейстер дает знаменитую команду „Alles Walzer“ ("Танцуют все!" ) времен Штрауса - и под звуки вальса к танцующим дебютантам присоединяются все желающие.

На балу танцуют под знаменитые мелодии времен монархии - вальсы Штрауса, мелодии из оперетт Легара, музыку венских классиков Моцарта, Гайдна, Бетховена.
В полночь играет полуночная кадриль. В 3 часа ночи снова кадриль. В 5 утра бал заканчивается "Дунайским вальсом ", маршем Радецкого и мелодией "Брат Мой " Фердинанда Раймунда. В 6 утра в пятницу начинается уборка зала, чтобы в субботу вечером могли возобновиться регулярные представления.

В вечер бала Венская Опера доступна посетителям от подвала до чердака. На балу ведь не только танцуют. Везде открыты буфеты, бары, рестораны, лаунж-бары и даже хойригер есть! В холлах играет живая музыка.

Рядом с Оперой наготове стоят несколько пожарных машин с полторы сотней пожарных, машины скорой помощи. И полиция само собой - она отгораживает вход в Оперу и отгоняет левых демонстрантов, которые каждый год протестуют против бала.

Дита фон Тезе в ложе на Оперном балу:

Прямая ТВ трансляция с бала длится много часов (но я всегда засыпаю до окончания). Транляция модерируется за кадром, как какое-нибудь открытие Олимпийских игр. Мне лично нравится слушать по ТВ комментарии модераторов Карла Гогенлоэ и Кристофа Вагнера-Тренквитца. Первый - журналист (и князь вообще-то!), другой - драматург и музыковед. Они знают вообще всех и вся. "Вот это принцесса такая-то", "Это племянник Порше", "Это мисс Нижняя Саксония позапрошлого года", "Это двоюродная тетя дяди свекрови Фионы Сваровски".....
Удивляет прекрасная работа операторов австрийского телевидения. Камера буквально "скользит" по залу, "скользит" между парами, детально показывая лица и наряды дебютантов. Будто невидимый оператор с камерой ходит по паркету. Если наводят крупным планом камеру на кого-то из дебютантов, другая камера показывает его мать/отца в ложе - ведь часто это дети каких-то знаменитостей. И сразу следует объяснение модераторов за кадром. Это ж надо всех знать в лицо!

Однажды камеру навели на жену одного из модераторов. Он сказал: "Упс.. а это моя жена. Но кому она пишет СМС?" Другой: "Может, тебе?" "Да нет, я пока ничего не получил" "Так у тебя же мобильник отключен".

Потом несколько недель бульварная пресса пестрит фотографиями вечерних платьев VIP-посетительниц бала - у кого платья были со вкусом, а у кого безвкусны, кто какие ляпы в одежде допустил. Мне кажется, что наиболее грешат ляпами в дресскоде забытые "известности", которые как-то хотят о себе напомнить СМИ.

"Танцуют все":

Наиболее интересен желтым СМИ строительный магнат 82-летний Рихард Лугнер, который, желая привлечь к себе внимание, каждый год приводит с собой какую-то (оплаченную) знаменитость, в основном из шоу или кинобизнеса. То Софи Лорен, то Пэрис Хилтон, то Ким Кардашьян, то Памелу Андерсон...

Рихард Лугнер в ложе со своей очередной оплаченной молоденькой женой и очередной оплаченной гостьей Ким Кардашьян и ее матерью:

Говорят, что сумма, которую он платит знаменитостям, составляет около 50 тысяч евро. Плюс дорога и проживание в навороченном отеле. Однажды какая-то звезда (уже не помню, какая именно) назвонила по телефону из своего номера гостиницы в Америку на офигенную сумму, Лугнеру пришлось и этот счет оплачивать.

С недавнего времени "Венские балы" стали проводиться и в других странах и городах.

Венский бал в Пекине:

Венский бал в Москве (Гостиный двор):