Издавна слово «жребий» являлось синонимом слова «рок», «судьба», «предназначение». Он помогал сделать самый важный выбор в жизни человека, когда самостоятельное решение оказывалось невозможным. Так что такое жребий и как при помощи него определить судьбу?

Значение слова жребий

Жребием называют мелкий предмет, который вынимают наудачу из множества сходных предметов. Тянут жребий при решении споров или определении очередности в чем-то (например, жеребьевка в футболе).

На самом деле слово «жребий» переводится с древнерусского как «кусок», «доля», «отрезок». Изначально жребием называли кусок дерева или металла. Возможно, оттуда пошел обычай при жеребьевке использовать спички или монетки. Сегодня в качестве фанта задействуют различные предметы - маленькие листочки бумаги и многое другое.

Жребий в историческом плане

Что такое жребий, было известно еще в древние времена. Жеребьевка использовалась для определения воли верховных божеств. Древние евреи определяли ее при помощи двенадцати драгоценных камней с обозначениями двенадцати израильских колен.

Греки бросали фант в случае выбора начинающего поединок. Также при помощи жеребьевки выбирали афинских чиновников.

Известное употребление фразы «жребий брошен» принадлежит Гаю Юлию Цезарю. В 49 году до н.э. римский полководец начал войну с Помпеем. Пользуясь незначительной поддержкой легионов, Цезарь, тем не менее, действовал решительно и целеустремленно. Помня о своих прежних боевых неудачах, перед тем как перейти пограничную реку Рубикон, военачальник терзался сомнениями. Доверившись воле богов, Цезарь, произнеся легендарную фразу, ринулся в бой. Сражение закончилось победой Гая Юлия над Помпеем и захватом римского сената. Можно сказать, что фраза «жребий брошен» предопределила

В истории христианства впервые жеребьевка впервые встречается при решении, кому из 12 апостолов суждено занять место Иуды. Именно с тех пор христианская церковь стала прибегать к способу выбрать жребием наиболее важных лиц, например, епископов. Однако, с 578 года жеребьевка в делах церкви была запрещена.

Что такое жребий знали и в древней Руси. Вплоть до XVI века при помощи жеребьевки решали, кому из сторон давать присягу. Впредь жеребий стал автономным доказательством и заменил саму присягу. Два восковых шарика с именами истца и ответчика помещались в шапку. Случайному человеку из наблюдавшей публики предлагалось вытащить один из шариков. Тот, с чьим именем был вытянут предмет, считался правым. Таким образом, фант был продиктован «волею судьбы», иначе сказать - чистой случайностью.

Жребий как преддверие веселья

Чем может заняться веселая компания приятелей на досуге? Танцами, пикником и разнообразными играми. Бросить жребий требуется согласно правилам многих из таких забав. Жребием определяется порядок и очередность действий, а также то, кто сделает первый ход. В качестве удела используются разные вещи - клочки бумаги с именами играющих, спички, шарики, кости. Если под рукой нет ничего подходящего, жеребьевку можно провести при помощи игры «Камень-ножницы-бумага», известной каждому школьнику.

Где еще используется жребий

В наше время жеребьевка популярна и в более серьезных делах, чем простые игры. При помощи жребия определяются сборные по футболу на крупных футбольных чемпионатах УЕФА. Процедура проводится с использованием шаров, которые символизируют команды. Таким образом подбираются соперники в каждой группе играющих. Кроме того, жребий определяет и сторону футбольного поля для каждой команды. Жеребьевка в таком случае проводится при помощи монеты.

Что такое жребий, известно и в политике. В Испании день выборов проводится под присмотром избирательных советов из простых граждан, избранных жребием. В странах СНГ жеребьевка определяет первенство в дебатах политических кандидатов.

Когда-то, на заре своего воцерковления, дали мне несколько брошюрок "для новоначальных". Запало в памяти то место в одной из них, в котором говорилось о способе узнавания воли Божией через жребий. Предлагалось написать возможные варианты на бумажках, спрятать их за иконочки в красном угле и помолиться три раза, после чего достать из-за иконочек готовый ответ.
Честно говоря, не вижу здесь никакой разницы - узнавать волю Божию таким образом или же через старца - ибо в обоих случаях исход ответа зависит от твоей личной просьбы Богу в виде молитвы. Ибо перед походом к старцу имеется обычай также читать молитву, чтобы наперед точно создать себе в душе уверенность в том, что ответ будет именно от Бога, а не от человека. Помолившись перед жребием, ты также уверен в том, что Бог твою молитву не презрит.
Во-вторых, "мифологическое", точнее, религиозное сознание (впрочем, как и суеверное) базируется на том положении, что СЛУЧАЙНОСТЕЙ В ЭТОМ МИРЕ ПРОСТО НЕ СУЩЕСТВУЕТ.
В-третьих, этот способ освящен библейскими примерами. Апостолы бросали жребий на двенадцатого своего коллегу. Язычники-неверы бросали жребий, чтобы узнать о виновности пророка Ионы (и сам пророк этот результат подтвердил вплоть до повеления исполнить волю жребия - бросить виновника в море). Жребий же указал на виновника нарушения всеобщего поста Ионафана. Церковь этим способом избирала патриархов... И так далее...

Существует даже чин молитвы перед жребием:
"Господи Иисусе Христе, Апостолам Твоим жребием волю Свою открывый и Апостола Матфия жребием на служение Себе призвавый, старцу Алексию Патриарха Всероссийского Тихона в жребии указавый, дай, Господи, и мне неключимому узнать волю Твою и дай сил со смирением принять и исполнить ее. И не вмени мне этого прошения в грех, да не буду с теми богоубийцами, у Креста Твоего метавшими жребий об одежде Твоей, но да буду с теми боголюбцами, которым Ты, Господи, жребием открывал волю Свою. Не дай врагу нашего спасения посмеяться надо мной, но сотвори со мной по милости Твоей. Ты, Господи, дал обетование рабам Своим, что будут их молитвы услышаны, услышь и мою молитву и скажи мне путь, в онь же пойду. Аминь".
Насколько понимаю, конкретных канонов по этому поводу нет, поэтому внутри церкви мнения сильно расходятся. Схиигумен Савва всем своим чадам - в том числе архимандриту Рафаилу Карелину - рекомендовал данный способ ("Можно и даже похвально пользоваться жребием в недоуменных случаях. Перед этим надо сделать три поклона с Иисусовой молитвой и прочитать “Царю Небесный”, трижды “Отче наш”, трижды “Богородице Дево, радуйся” и “Верую”. Только надо иметь живую веру и уповать на Бога"). Однако, отец Рафаил так и не дерзнул этим советом воспользоваться. При этом задававшему ему подобный вопрос о жребиях он ответил, что если уж жребий брошен - то обязательно нужно его исполнить. Отец Димитрий Смирнов - категорически против. Сравнивает с гаданием. По-моему, он тут явно не прав, ибо таким же образом можно гаданием назвать и посещение старцев - и тогда все старчество на помойку вместе с ликом преподобных оптинских... Кстати, ведь многие к старцам и обращаются как к оракулам, так что...))))
Епископ Серафим (Домнин) о жребии писал, что есть такой в церковном предании обычай, и обосновывал его словами книги Притчей: «В полу бросается жребий, но все решение его — от Господа». Как говорится в святоотеческой литературе, имей на все свои дела свидетельство из Писания. И вот оно, свидетельство))
Столько длинное теоретическое предисловие является весьма необходимым постольку, поскольку этот древний обычай стал причиной моей прелести (или "прелести" - узнаю после смерти). Именно он довел меня до нынешнего состояния. Пожалуй, расскажу ситуёвину подробно.

Случилось однажды так, что мама привезла мне в монастырь деньги и отдала мне в руки, чтобы я распорядилась ими. Раньше до того я всегда »брыкалась» и не брала, а в этот раз почему-то взяла, якобы чтобы передать бухгалтеру. А сама тут же атаковалась всеразличными помыслами: если отдать бухгалтеру или благочинной, то непременно эта жалкая тысяча рублей уйдет на очередное мороженое для насельниц в матушкино отсутствие — грех один будет (как раз в то время все подобные денежные передачки кончались мороженым), лучше отдать местным многодетным малоимущим, а еще лучше отдать маме обратно, но если обидится?.. И так далее и тому подобное, так что сама не знала, что же лучше, а некого было спросить, т.к. все духовники и игуменья были как раз в отъезде, а решать надо было скорее, чтобы избавиться от помыслов и вернуться к молитве (да и пустынники советуют не дать деньгам переночевать у себя, лучше сразу с ними разбираться). Так вот, с трепетом, ужасом и усугубленной до верхнего предела молитвой я бросила жребий и выпало — оставить себе. Этого варианта я совсем не ожидала, поэтому решила, что здесь, видимо, воля Божия так устроила — но для чего?.. Зачем мне в монастыре деньги? Или для всяких предметов, требующихся для моего послушания (всяких канцелярских штучек), или же Бог соизволяет мне на мое давнее желание отшельничества? Вопрос этот меня взволновал еще более, поворот дела был серьезный. Поэтому я решила дополнительно обратиться к прп. Онуфрию Великому, иконка которого почему-то оказалась кем-то поставленной в библиотеке (никто не знал, откуда она там взялась). Я решила, что он-то уж точно знает, способна ли я к отшельничеству или нет, ведь он на опыте все прошел сам… Попросила его, чтобы ответ был указан так: я брошу жребий в виде бумажных комочков с ответами, какой из них подкатится ближе к иконке — тот и ответом будет!.. Как же я удивилась, что эти комочки полетели как-то СТРАННО: один из них под углом в 90 градусов улетел в сторону, будто кто-то его отбросил, а второй в икону прямо стукнулся!.. Я поняла: это знамение, ответ ДАН! Выпало отшельничество!.. И как только я это увидела, в сердце наступила тихая радость и появились слова: "Господь не отвергает твоего усердия!.."
Я побоялась впасть в прелесть и отправилась к нашей Старице, как только она приехала в монастырь. В "Старце Силуане" пишется о том, что необходимо ловить самое первое слово духовника, а то, что будет не первым - то человеческое... Первым же моим вопросом было: как относиться к жребиям? Она ответила, что как к воле Божией, что Церковь не отвергает этого способа. По всем законам "первого слова" она подтвердила волю Божию!.. Но как только я рассказала подробнее, то она стала уже как-то по-человечески рассуждать и ничего конкретно не ответила. Кстати, даже игуменья говорила, что прав благословлять на отшельничество у них нет… (Лишь впоследствии выяснилось, что на Кавказе пустынничают отнюдь не наумовцы, а чада старца Кирилла).
Я стала пассивно ожидать развязки данной истории, в полной уверенности, что Господь Сам все сделает.
Между тем, помыслы об отшельничестве расцветали во всех подробностях, и я стала планировать приобретение самых необходимых вещей. Самой необходимейшей штуковиной должен был бы стать чугунный котелок литра на два размером, да такой, чтобы и на костре его можно было бы подвесить, и на печку поставить. Вот только больно как-то жалко было тратиться на него из единственной тысячи рублей, да и приобретение само, и поиск товара в монастырских условиях были почти невозможны. И вот - очередное знамение! Случайностей не бывает! Пошла я на очередное послушание - пасти коров. И в одно прекрасное утро в одном из лесов нашла выброшенный кем-то такой вот именно котелок!.. Господь уже вещественно стал подавать знаки и готовить мне все необходимое!.. Но и тут я на всякий случай бросила жребий - брать ли мне этот котелок, для меня ли он тут находится... И выпало - конечно, для меня! Радости моей предела не было))

Прошло полгода, и случилось одно огромное искушение, с которым мне никто не помог справиться, а Старица ясно сказала, что справляться я здесь должна одна. И я ушла из монастыря. Также жребием определила, что именно сейчас ПОРА, что нужно податься на Алтай (причем в более-менее конкретную местность; посмотрела потом в Интернете карту и храмы — все совпадает, в том числе и с моей совестью)).
Честно сказать, процесс ухода был первым звоночком о том, что что-то как будто идет не по плану... План был таков: я пешком доберусь до автовокзала, откуда поеду прямиком на Алтай. Но меня перехватили сестры на лошадях, и тут я впервые засомневалась в правильности этого пути... Что-то пошло не так, что-то я не предусмотрела...
Меня лишили послушничества через снимание подрясника и отправили домой. К тому же и все монастырские вещи у меня в итоге забрали, а значит - все вещи вообще, так что путешествовать на Алтай стало не в чем. Пришлось принять выжидательную тактику и приостановиться в миру. И разобраться, почему Господь на Алтай сразу меня не пустил.
Когда я нашла в интернете массу полезностей на тему выживания в дикой природе, я поняла, что Бог просто-напросто избавил меня от преждевременной смерти. Для чего-то мне надо бы пожить подольше)) Кстати, ведь и умереть "в подвиге" случай представлялся еще в процессе побега из монастыря - тогда я едва не утонула в болоте, была уже по пояс, но спаслась молитвой Богородице - каким-то чудом удержалась на тонкой-претонкой веточке, непонятно каким образом вытянувшей меня из трясины и при этом сразу и сломавшейся))
Оказывается, не все в жизни идет по плану человеческому - реальный План гораздо хитрее!
Но разочарование в собственном планировании на время превратилось в разочарование жребием. И вместо того, чтобы в очередной раз его кидать, я стала размышлять логически, пытаясь разобраться в непонятных судьбах Божиих. Предположив, что Господь хочет от меня обучения отшельничеству, я предприняла поездку на . Дело окончилось все же жребием. Он сказал, чтобы я уезжала в Россию замуж - именно за того самого бывшего монаха, судьба с которым меня познакомила на просторах интернета непосредственно после ухода из монастыря... Я уточнила: когда? Жребий ответил, что когда моя наставница сама меня выгонит. Это показалось мне нереальным, но - увы - случилось сие непосредственно на следующий же день! И это вновь стало для меня очередным знаком верности моего пути.
Для верности я предприняла последнюю проверку. А именно, предположила возможность ошибочности жребия по причине единоличностной молитвы. И решила проверить его молитвой совместной. Итог - все верно.
Мои духовные сухумские брат с сестрой посчитали, что все это блажь и полнейшая прелесть. Моим аргументом против этого был случай с Авраамом: ведь тот решился тоже на явное попрание Заповеди (на убийство) в полной уверенности, что узнал волю Бога. Так что и в моем случае, мол, Господь может остановить руку Авраамлю и пресечь ошибочное действо...
Вот тут самое странное и больное произошло. Когда я приехала в Россию, меня мой будущий муж не встретил. И это я восприняла именно как отвращение руки Авраамли от убийства... И я поехала в ближайший монастырь к своей давней знакомой.
Три дня, проведенные там, были мучительнейшим временем. Я раздваивалась мозгами до шизофрении, не могла никак понять - ошибся ли жребий... И если ошибся - то Бога нет. Между тем, Его реальность реальнее, чем я сама... И в конце концов, я поняла, что от меня требуется Поступок. Чтобы сохранить веру и рассудок, нужно все же сделать по жребию.
И когда решение было принято, отошла всякая шизофрения, на душе неастал мир)) И это не смотря на все канонические проклятия в мой адрес...
Не даром аж двое человек мне внушали в последнее время, что единственное лекарство от прелести - это побывать в ней и пережить ее... Возможно, до конца жизни этот вопрос так и не будет решен для меня однозначно, ведь вариант прелести я вполне допускаю. Оттого и боль, оттого и "держи ум твой во аде" выполняется поневоле.
Дивны дела Божии!))

Вопрос: «Что делать, когда не знаешь как поступить? Какое из двух решений, будет правильным, если от этого может зависеть жизнь? Посоветовали мне два варианта: написать на бумаге ответы с разными решениями, прочитать по три раза "Отче наш", "Богородице, Дево радуйся", "Символ веры" и тянуть жребий. Или же прочитать вышеперечисленные молитвы, мысленно задать вопрос, и открыть Евангелие, на какой фрагмент упрешся взглядом или пальцем, там внимательно читать. Вариант с Евангелием бывает не всегда понятен с ответом. Можно ли так поступать, не кощунство ли это? Могут ли быть другие варианты? Как сделать правильнее, чтобы это принесло пользу и толк».


Отвечает священник Максим Каскун:
- На кофейной гуще не советовали, Вам пальцем поводить? Бывает и такое, поводят, смотрят, что –то появилось, фигурка какая-то – значит то и есть. Потом к этому прилагается целая книжка с толкованиями и человек в соответствии с этим строит свою дальнейшую жизнь. На самом деле, это все игры, в которые православному христианину не стоит играть.
Что же касается самого жребия, то он как таковой имеет место быть в нашей жизни. Но, увы, по горькому опыту знаю: сам, своих друзей видел, кидающих этот жребий.
Господь открывает свою волю: представляете, человек тянет бумажку, достает, Господь говорит: -Ты монах. -Да, Господи!
И жениться на дочке профессора в академии. Второй тянет, ему опять говорит Господь: - Ты монах. – Да, Господи! Уезжает домой: женится, рожает детей, становится священнослужителем.
Поэтому предвосхищать волю Божию, не всегда полезно, потому что не всякий человек может понести это бремя, потому что, то что Господь хочет от нас, ведь в жребии мы говорим: -Господи, что Ты хочешь? А Господь хочет, чтобы мы все были монахи. Апостол Павел говорит: « Я желаю, чтобы Вы все были как я!» Но кому как Господь определил, и между хотением Божьим и его определением есть разница. Когда мы предвосхищаем, пытаемся приоткрыть завесу промысла Божьего, проникаем в эти вещи, и Господь говорит: - Я хочу, чтобы ты был монахом. А в жизни, ты, конечно, таким человеком не станешь, и все сложится так, как сложится.
Поэтому я в таких случаях, как правило, делаю так: если мне предлежит какое-то дело, или два дела, или три решения каких-то – то я начинаю делать, с молитвой, с раскаянием, с просьбой Господа о помощи. И молитва моя такова: «что Господи, вот какое дело состоится и устроится, значит, Ты благословил. Какое не пойдет, разрушится, значит не надо!» Если, даже, иногда душа и не комфортно себя чувствует, но зато в конце, когда видишь плоды такого похождения, понимаешь, что в этом случае какой-то человек появился, в храм стал ходить. В этом случае тоже кто-то пришел, какое-то общение завязалось. Это приносит тогда плоды.
А когда, мы приоткрываем завесу: ну и что толку? Господи на ком мне жениться: на той, на той, или на той? Вытягиваешь жребий, Господь говорит: - На той. Нет, Господи, на ней я не хочу. Поэтому жребий, все-таки для тех, кто готов на 100% , выполнить то, что он вытянет. Поэтому эти все вещи, они очень неприятны, когда ты их не выполняешь. Потом будут искушения, скорби разные. Поэтому делайте то, что будет получаться, а там Господь управит.

ЖИВОЕ СЛОВО

БРОСАТЬ ЛИ ЖРЕБИЙ?

Иеромонах Гавриил (Богданов) (Новая Земля, Земля Франца-Иосифа):

– Признаюсь, мне самому метать жребий не приходилось. И когда прихожане спрашивают меня, допустимо ли это, стараюсь всё же нацелить их на молитву. Как научила меня одна старица, в случае затруднения можно попросить: «Помоги, Господи, волю Божию исполнить!» То есть дай мужества, помоги, укрепи, наставь и открой мне, что делать, если я буду к этому готов. Практика показывает, что такое вопрошание обычно не остаётся без ответа. Господь меняет обстоятельства, или открываются дополнительные детали, которые помогают понять, как тебе поступить. Но если этого не происходит, то, как советуют святые отцы, можно, например, трижды прочитав канон Богородице, исполнить то, что Господь первым положит на сердце.

Только всё это на крайний случай. Скажем, у нас на архипелаге некоторые прихожане живут за сотни, тысячи километров от духовника. А если говорить о материке, там обычно нетрудно доехать до духовного отца или обратиться к мирянину, имеющему дар рассуждения. Сам я, когда оказываюсь на Большой земле, просто испрашиваю совета у старцев. Это что касается исполнения пастырских обязанностей или, скажем, своего внутреннего устроения. Но если речь идёт о внешних сложностях, то, что Господь посылает, то и хорошо.

Протоиерей Виталий Размыслов (г. Сыктывкар):

– В Ветхом Завете, конечно, встречается такое – метание жребия. И я слышал, что некоторые православные священники таким образом ищут ответы. Но думаю, что в современном состоянии человеку лучше этого не делать. Господь ответит и без метания жребия, нужно только проявить смирение.

Мы очень нетерпеливы и пытаемся поторопить Господа, но, когда возникают трудности, лучше посоветоваться с духовником. Он попытается понять, как нам поступить, руководствуясь не только нашей выгодой, земными установками. Постарается исследовать положение человека. Нужно ли ему решиться на покупку того или иного жилья? На этот счёт возникает немало сомнений. Ещё более распространённый вопрос: ложиться ли на операцию? Сам я руководствуюсь советом святого Василия Великого не избегать врачей. Полагаюсь на волю Божию, на то, что медики поставлены Самим Господом, Он даёт им образование, талант. Не всегда результат лечения был положительным, но я оставался при мнении, что поступил правильно. Если Господь считает необходимым послать скорби, нужно их перенести.

Какие вопросы мне обычно задают? Подходит женщина, говорит, что у неё плод остановился в развитии, замер, сердцебиения не слышно. Что делать? Жребий бросать? С одной стороны, аборт – смертный грех, с другой – врачи твёрдо уверены, что это единственный выход. Значит, нужно послушать врачей. Очень часто люди сомневаются, отправляться ли в паломничество. Им предлагают путёвки, но на Святой Земле стреляют, в Москве взрывы – и начинаются гадания. Конечно, желательно испросить благословения у священника, но даже если не получится это сделать, сам факт, что тебе предложили поехать поклониться святыням, – дар Божий. Нельзя им пренебрегать, не нужно бояться, Господь сохранит. Другое дело, если предлагают отправиться повеселиться или, скажем, приглашают на «Поле чудес»...

Метание жребия допустимо лишь в каких-то крайних обстоятельствах, после соборной молитвы, как это было, например, при избрании Патриарха Тихона. Три кандидата, предложенных Собором, были достойнейшими людьми, так что не было уверенности, кого предпочесть. И множество православных христиан, в том числе духовно опытные, ответственные люди, вместе молились, чтобы Господь через жребий Сам выбрал Предстоятеля. Они имели полную решимость принять Его волю, какой бы она ни была.

И совсем другое дело, когда человек мечет жребий по любому поводу – у него это входит в привычку, превращается в банальное гадание. Это уже грех, и диавол непременно воспользуется подобной хулой на Духа, сделав человека своей игрушкой. Ведь гадающий в этом случае не ищет воли Божией, а вымогает у Него согласие, точнее, пытается обыграть, как это происходит на «Поле чудес». У человека слабого, грешного метание жребия может стать чем-то вроде игры в рулетку.

Протоиерей Сергий Гомаюнов (г. Вятка):

– Я считаю, что метание жребия, гадание по Библии, когда человек пытается произвольно истолковать текст Священного Писания, неуместны, если речь идёт о твоей судьбе. С Господом такие отношения недопустимы. Его воля закрыта от нас, она не имеет ничего общего с нашими представлениями, логикой. Вспоминаю эпизод из Евангелия, где Христос говорит открыто, что ждёт Его в Иерусалиме. Смерть! И тогда апостол Пётр предлагает: если всё известно, зачем идти. Что же отвечает ему Господь? Он говорит: «Отойди от меня, сатана». Пётр, исходя из человеческого разумения, хочет как лучше, но это «лучше» не имеет ничего общего с волей Творца. И представьте, что он предлагает в этой ситуации метнуть жребий. Это было бы недостойно и лукаво.

Почему воля любящего Господа обычно сокрыта от нас? Не потому, разумеется, что Он с нами в прятки играет. Просто, как правило, мы не готовы Его волю принять. И нам даётся время, посылаются испытания, чтобы приблизиться к пониманию того, что Бог мыслит о нас, как поступить. Это далеко не всегда плохо – когда мы пребываем в недоумении, не понимаем, что делать. Злодею всё понятно, он решителен, лишён сомнений. Но человек не совсем пропащий колеблется, не знает, как поступить. Это располагает его к тому, чтобы просить у Господа вразумления, духовного зрения. Подменить этот труд метанием жребия – невозможно.

Как невозможно подменить постоянное обращение к Евангелию гаданием по Библии. Священное Писание нужно открывать не произвольно, в случае крайней нужды, а каждый день умудряться, читая его. Ум святого плавает в Писании, напитан им, к этому и мы все должны идти. В Евангелии содержатся все ответы, просто мы не умеем видеть их. Был случай, когда человек подошёл к духовно опытному пастырю с вопросом: «Открой мне волю Божию, как поступить?» Батюшка улыбнулся: «Ишь, чего хочешь? Читай Евангелие, поймёшь».

Как поступать в случае затруднения? Идти на ощупь, не торопясь, не проявляя нетерпения, стараясь расслышать голос совести, не забыть о заповедях, молиться, принимать Святые Дары. Потом, оглядываясь назад, понимаешь: всё произошло, как должно, наилучшим образом, Господь тебя будто по лезвию ножа провёл. Доверие нужно иметь. Ведь мы за Господа решаем, как нам быть, а потом ропщем на Него. Человек приходит, просит: благословите поступить так-то и так-то. Убеждаешь его, что это не дело, а потом узнаёшь, что он к другому священнику обратился и к третьему. И будет ходить по храмам, пока не услышит, что хочет. Разве у такого откроются глаза? Он держит их закрытыми, чтобы впотьмах творить свою волю, и не ведает, что купается в свете.

В критических ситуациях, когда ответ требуется немедленно и никто не подскажет, что делать, спроси себя – как Господь повёл бы Себя на твоём месте, на что бы Он тебя благословил. Недавно смотрел фильм о воине-мученике полковнике Константине Васильеве. Он погиб, пытаясь освободить заложников в «Норд-осте», предложил себя взамен. В нескольких десятках метров от него бандиты размозжили голову девушке-почтальону Ольге Романовой. Узнав о том, что происходит в «Норд-осте», она, как и Васильев, бросилась на помощь. Оба были православными христианами. Они не думали, что их жизнь закончится подобным образом. Но евангельское сознание таково, что человек задолго готовится к подвигу, сам того не ведая. А в нужный момент приходит единственно верное решение.