Общепринятую традицию поминовения усопших в народной культуре, берущую своё начало чуть ли не во временах древнеславянских тризн, можно условно разделить на четыре вида:

  1. поминки на третий день по смерти (т.н. «третины»).
  2. на девятый день (девятины).
  3. на сороковой.
  4. на годовщину и ежегодные поминки в день кончины человека.

Все эти поминки принято относить к «частным», посвященным конкретным людям – в отличие от календарных, посвящённых всем умершим. По своей сути они представляют собой продолжение обряда похорон и в языческой традиции рассматривались как последовательный переход души из мира живых в мир мёртвых. Христианство не только восприняло эту точку зрения, но и адаптировало её к своей концепции, наполнив каждый случай частного поминовения сакральным смыслом. С этой позиции наиболее важным в её традиции являются поминки на сороковой день.

Сороковины и их значение в культуре

Однако было бы неправильным говорить, что какое-либо сакральное значение сороковины приобрели лишь с христианизацией славян. Ещё в дохристианскую эпоху они являлись главной датой частного поминовения и его завершающим этапом, после которого следовало лишь поминовение усопшего в первый год по смерти и затем ежегодно, что символизировало его присоединение ко всем умершим. Тем самым у большинства славянских народов он лишался индивидуального поминовения. И хотя, например, сербы могли устраивать частные поминки вплоть до седьмой годовщины со дня кончины, а болгары – до девятой, это было скорее по желанию, нежели по традиции.

Частота частных поминок у различных славянских племён (славяне могли отмечать и двенадцатый день, и двадцатый, и три недели) была связана с тем, что, по тогдашним представлениям, до сорокового дня душа умершего находится на земле. Она может вернуться в дом и во двор, откуда ушла на третий и девятый день (третины и девятины соответственно), витает возле могилы, ходит там, где бывал покойный при жизни. Вся обрядовость этого периода и была связана с этапами ухода души, её проводами и своеобразным предотвращением возвращения покойника, чтобы он не вернулся и не стал каким-либо образом досаждать живым. В этом смысле сороковины являлись чем-то вроде окончательной точкой: если на третий день душа умершего покидала дом, а на девятый – двор, то на сороковой она окончательно оставляла землю. Если всё было сделано правильно и по традиции, так, что душа оставалась довольной своими проводами, то живые могли быть спокойны: умерший становился их защитником и более не беспокоил их.


Христианство поддержало эту традицию, однако не только лишь потому, что его распространители ставили своей целью приобщить язычников к новой религии различными путями. В христианской традиции было своё значение сорокового дня, во многом сформировавшееся под влиянием погребальных обычаев ближневосточных племён. Например, согласно Библии, сороковой день – это:

  1. день вознесения Иисуса Христа.
  2. день третьего преставления души перед Богом, который наконец определяет её загробную участь и место, где она будет пребывать до Страшного Суда.
  3. последний день оплакивания праотца Иакова и пророка Моисея.
  4. последний день поста, по истечении которого Моисей получил от Бога скрижали Завета с десятью заповедями.
  5. день, когда пророк Илия достиг горы Хорив (Синай).

Нетрудно увидеть некоторые весьма значимые пересечения между христианскими и языческими славянскими представлениями о сороковом дне, благодаря чему в своё время и произошла относительно лёгкая адаптация одной культуры к другой в этом отношении.

Порядок поминовения

Народные традиции поминовения усопшего на сороковины, которые в разных местностях назывались по-разному, уже настолько сплелись с церковными, что практически невозможно отделить их друг от друга. Очень часто старики, живущие в деревнях и рассказывающие об обычаях сорокового дня, называют церковными те традиции, которые по своей сути являются исконно языческими. Возможно, в этом проявился адаптационный момент христианства к языческому сознанию, когда священники в тех или иных местностях были вынуждены на многие обычаи закрывать глаза, а то и участвовать в их соблюдении, тем самым невольно освящая своим авторитетом ту или иную традицию. Общепринятым для всех областей явлением было ставить на окно возле красного угла или на стол «помин» для покойного и предков, которые в этот день могли наведаться его помянуть. Помин представлял собой хлеб или блин и стакан с водой (со временем изощрённо превратившийся в стакан с водкой), которую ежедневно меняли, выливая старую за окно. На Смоленщине к этому помину прилагалась незажжённая свеча.

Помимо этого, во многих областях придерживались таких обычаев:

  1. стелить постель покойному на той лавке/кровати, где он спал. После сороковин её относили в церковь или раздавали нищим. Кроме того, снимался запрет живым ложиться на это место или ещё каким-либо образом его занимать.
  2. вешать у окна в доме или на улице полотенце, чтобы душа могла утереться. После сороковин с ним делали то же самое, что и с постелью.
  3. вешать снаружи еловую лапу, чтобы покойник мог узнать свой дом, а идущие мимо чтобы его помянули, и полотенце/ленту/шнурок, которым на похоронах перевязывали руки и ноги умершего человека. После поминок их относили на погост или сжигали.
  4. посещать кладбище и устраивать поминки прямо там, приглашая тех, кто в день похорон рыл могилу (Смоленщина).

В канун сороковин в некоторых местностях было принято:

  1. топить баню (на Заонежье), а также идти на кладбище, снимать венки с могилы и сжигать их, тем самым символизируя последний день горя по умершему. С ним же было связано особо истовое причитание во время поминок на сороковой день.
  2. высыпать пшено, где все сорок дней стояла свеча, на могилу или за задние ворота «для птичек» вместе с чтением молитвы, стоя лицом в сторону заката (Владимирщина).
  3. устраивать ночные бдения с чтением молитв и духовных стихов и поминальный ужин, который потом превращался в поминки на кладбище и в поминальную трапезу дома (Смоленщина).
  4. печь печенье в виде «лестницы» с семью ступеньками-перемычками, по которым душа поднимается в небо, и после обеда идти на кладбище, провожая душу (некоторые южнорусские области).
  5. угощать возле ворот киселём и сытою (разведённым водой мёдом) всех жителей деревни (Рязанщина).
  6. трижды поклонившись, есть и раздавать на перекрёстках драчены, блины, канун (северо-западные области, возможно, Рязанщина).
  7. открывать ворота и кланяться с причитаниями на все стороны света, начиная с востока (Тамбовщина).

Кроме того, как мы уже упоминали, снимались многие запреты траура, который было принято соблюдать вплоть до сорокового дня (собственно, и сам траур по большому счёту считался завершённым). Например, после сороковин разрешалось:

  1. трогать и оформлять могилу.
  2. оставлять дом пустым и запирать его.
  3. трогать одежду умершего.
  4. гасить свет (в некоторых местностях).
  5. ложиться/на кровать/лавку, которую при жизни занимал покойный (и уж тем более спать на ней).
  6. убирать траурные украшения из дома, снимать занавеси с зеркал и отражающих предметов.
  7. раздавать или даже сжигать одежду умершего.

Официальная церковь, конечно же, неодобрительно относилась к таким обычаям, считая их пережитками язычества и указывая на то, что единственное, чем нужно заниматься на сороковой день помимо поминок – это молитвами, чтобы загладить с их помощью грехи покойного и облегчить его загробную участь. Однако она же не запрещала эти проявления скорби, предпочитая разъяснять своим прихожанам особенности поминовения на сороковой день по христианским канонам. Особенно указывалось на:

  1. скромность и сдержанность в приготовлении и оформлении поминальной трапезы.
  2. недопущение спиртного.
  3. нежелательность поедания поминального обеда на кладбище.
  4. избегание по возможности излишней скорби по покойному, в особенности – её внешних проявлений.

Подобная позиция православных священнослужителей сохранилась и по сей день, и надо отметить, что с ней (особенно с её последним пунктом) согласны многие экстрасенсы. По их мнению, покойному бывает очень неуютно, когда родственники слишком сильно их оплакивают. Иногда покойник даже может приходить к ним во сне с просьбой «отпустить его» и не скорбеть по нему так сильно, потому что ему «мокро лежать». Можно по-разному относиться к мнению экстрасенсов, однако в любом случае это, на наш взгляд, хороший повод для того, чтобы задуматься о допустимой для живых степени горя по ушедшему.

Меню сороковин

Что же касается вопроса о том, каким должно быть поминальное угощение на сороковой день, то ответ на него крайне прост: за образец берётся поминальный стол, который делается родственниками умершего в день похорон. Его обязательными элементами должно быть следующее:

  1. кутья с мёдом – каша из зёрен пшеницы, перловой крупы или ячменя, которые со временем были заменены на рис. При её приготовлении допускается использовать также мак, изюм, орехи, молоко, варенье, иногда – черёмуха. Кутья на поминальном столе – это символ воскресения и круговорота жизни, и поедая её, человек как бы приобщается этого круговорота и становится его частью. Каждый её элемент не только символизирует что-то своё, но и является чем-то вроде пожелания достатка, сладости, удовольствия и высокого урожая. Разрешается готовить как богатую кутью, включающую в себя все вышеперечисленные компоненты, так и бедную. Единого рецепта кутьи не существует, все рецепты похожи друг на друга, но вместе с тем и отличаются в зависимости от регионов.
  2. мясной бульон с фрикадельками, суп-лапша или борщ – опять-таки, в зависимости от местности проживания.
  3. сдобные (или постные) блины. Принципиальная разница между ними в том, что постные блины делаются не на молоке, а на воде.
  4. картошка с мясом, обычно тушеная или в виде пюре, подающаяся как гарнир. При желании это блюдо можно заменить гречневой кашей.
  5. котлеты или курица.
  6. какое-нибудь рыбное блюдо, обычно – жареная рыба.
  7. компот из сухофруктов или кисель.

Необязательными элементами меню сорокового дня, которые можно готовить по желанию и по возможности, являются:

  1. пироги с рисом, грибами или творогом или пирожки с картошкой и со сметаной (в последнее время этот элемент становится регулярным).
  2. нарезанный сыр или колбаса (за исключением поста, когда эти продукты под запретом).
  3. один-два салата из свежих овощей.
  4. любимое блюдо покойного. Однако если оно слишком сложно в приготовлении или экзотическое – например, фуа-гра под белым вином, – то лучше его не готовить. Народная традиция призывает к скромности, и православная церковь вполне с ней в этом согласна.
  5. винегрет.
  6. оливье.
  7. различные закуски и салаты.
  8. различные соленья.

Также готовят специальные поминальные кулёчки со сладостями (конфетами и печеньем), которые после окончания трапезы каждому уходящему гостю. Следуя народной традиции, надо обязательно следить за тем, чтобы конфет и печенья в этих пакетиках было чётное количество. Можно дополнить этот сладкий поминальный набор постной булочкой.

Обычно на сороковины приглашаются родственники и ближайшие друзья умершего, а в идеале – все, кто к нему хорошо относился. Вместе с тем не мешает подойти к организации поминок рационально и прикинуть, сколько человек можно угостить поминальным обедом без излишнего обременения семейного бюджета (увы, но суровую реальность не отменял никто, даже представители Бога на грешной земле). Это же касается не только количества гостей, но и формирования меню: не стоит поражать воображение гостей обилием и разнообразием угощений. Если поминки выпадают на дни поста, то само собой разумеется, что в поминальном меню не должно быть никаких мясных блюд. Борщ в этом случае можно варить постный, заменив мясо фасолью или грибами, а картошку пюре уместно будет заменить гречневой кашей, о чём мы уже упоминали. То же самое касается и блинов: с учётом обязательности этого символического блюда на поминальном столе священниками рекомендуется делать их не скоромными, а постными. Также желательно не устраивать поминки в будние дни поста, а переносить их вперёд на ближайшие выходные дни. Если же сороковой день выпал на Пасху или на любой день пасхальной недели, то его лучше всего перенести вообще на неделю вперёд, на начало Радоницы. Это же рекомендуется сделать и в том случае, если этот день попадёт на Рождество: перенести его на неделю вперёд, предварительно проконсультировавшись со священником.

Некоторые рецепты поминального стола

Конечно, каждой хозяйке хочется разнообразить строгую поминальную трапезу чем-нибудь особенным, чтобы, с одной стороны, угодить душе покойного (особенно если он при жизни любил вкусно поесть), а с другой стороны – угодить родственникам и приглашённым на поминки гостям. Однако вовсе необязательно превращать поминальный обед в застолье наподобие той же древнеславянской тризны, вкладывая в него чуть ли не все свои сбережения. Вполне достаточным будет прибавить к блюдам из обязательного и общепринятого меню одно-два угощения из необязательного. А чтобы облегчить приготовление этих блюд, мы с удовольствием поделимся рецептами приготовления некоторых, которые наверняка разнообразят ваш стол.

О том, как готовить ту же картошку пюре с мясом или салат оливье, нет нужды много распространяться. А вот, например, рецепт приготовления такой закуски, как рулеты из ветчины:

  1. тонко нарезать 300 гр. ветчины (в том случае, если вы её приобрели в целом виде).
  2. приготовить начинку: отварить вкрутую 3 яйца, отделить желтки от белков и натереть их в разные миски (белки – на крупной тёрке, желтки – на мелкой); на той же крупной тёрке натереть 2 плавленых сырка или 200 гр. твёрдого сыра; вымыть, высушить и мелко порезать зелень; очистить и выдавить через чесноковыжималку 2 зубчика чеснока.
  3. соединить все компоненты начинки (кроме желтков), добавить майонез и хорошо её перемешать.
  4. разложить ветчину, выложить на край каждого ломтика по 1 ст./дес. ложке начинки и свернуть в виде рулета.
  5. каждый рулет обмакнуть в майонез и обвалять в тёртых желтках.
  6. выложить на блюдо листики салата, на них разместить рулеты и украсить зеленью.

Или – не менее простой закуски под названием «помидоры с рыбным салатом»:

  1. вымыть 5-6 помидоров, срезать у них верхушки и аккуратно вынуть мякоть с помощью чайной ложечки.
  2. отварить и натереть на крупной тёрке (или порезать) 5 яиц, смешав их с мякотью помидоров.
  3. размять вилкой содержимое 1 банки консервов в масле, заправить его майонезом и по желанию добавить немного тёртого на мелкой тёрке сыра, затем посолить, поперчить и добавить зелень.
  4. соединить и перемешать тёртые яйца и консервы.
  5. посолить помидоры внутри и заполнить их начинкой, затем выложить на тарелку и украсить зеленью, при желании – горстками тёртого сыра или зелёным горошком.

Наконец, вот рецепт уже упомянутого нами печенья «лесенки»:

  1. сделать закваску: размешать 1 пакет сухих дрожжей с 5 ст. л. сахара, добавить в смесь 300 мл. подогретого молока, 3 яйца и 50 гр. сливочного масла, затем всыпать 3 ст. л. муки, перемешать и поставить в тёплое место на 30 мин.
  2. засыпать сахаром по вкусу полкилограмма свежих или мороженых ягод (можно использовать любой сорт). При желании можно немного подержать их на медленном огне.
  3. оставшуюся муку (всего по рецепту нужно полкилограмма муки) просеять, всыпать в ёмкость, сделать посередине углубление и постепенно добавлять закваску.
  4. всё вымешать, притрусить сверху мукой, чтобы тесто не пересохло, и поставить в тёплое непродуваемое место ещё на 2-3 часа, обмяв ещё два раза в течение этого времени.
  5. когда тесто будет готово, обвалять его в муке, смешанной с ароматными приправами, затем разделить на две части. Из одной сделать лепёшку, а из второй – лесенку.
  6. выложить ягоды на лепёшку, сверху накрыть лесенкой, украсить её ягодами и изюмом, смазать желтком или молоком, оставить на 15-20 мин. и затем поместить в духовку при температуре +200 на 20 мин.

С этим печеньем связан один очень интересный обычай гадания, который, пожалуй, очень ярко показывает, насколько народные традиции смешались с религиозными представлениями. В старину его бросали с колокольни и по количеству кусков, на которые оно разлеталось, гадали о будущей судьбе души умершего человека. Если от лесенки отпадало несколько кусочков, то душе был уготован рай, поскольку считалось, что покойный вёл праведный образ жизни; если же лесенка разлеталась на мелкие кусочки, то умерший был грешником и его родным предстояли долгие дни молитв для облегчения загробной участи его души.

Заключение

Без сомнения, каждому знакомы боль и горе, связанные с утратой близких ему людей. Обычно в таких ситуациях любые слова кажутся банальными и ненужными, но без них было бы намного хуже переживать подобные трагедии. Смерть человека создаёт такое странное состояние, когда хочется побыть одному и в то же время стремишься к другим близким людям, чтобы они разделили это горе. С этой точки зрения поминки по усопшему можно рассматривать не только как дань традиции, но и как некое психотерапевтическое мероприятие.

Принято считать, что поминки нужны больше живым, чем мёртвым. Отчасти это так и есть: мёртвые живы в памяти и будут живы до тех пор, пока о них помнят. С другой же стороны, для верующих людей нет никаких сомнений в том, что их духовная помощь умершим людям в виде поминок и молитв действительно помогает их душам по смерти обрести заслуженное место в раю. Поминки – это прежде всего возможность собраться за одним столом всем его близким людям вспомнить умершего добрым словом (например, о добрых делах, сделанных им, о хороших чертах характера), помолиться за него и порадоваться за то, что его душа наконец-то обрела покой. Поэтому церковь и призывает:

  1. не превращать поминальные обеды в любой день – на девятый ли или на сороковой – в праздники живота.
  2. не вести за столом в этот день разговоры на бытовые или отвлечённые темы и не допускать, чтобы поминки переросли в обмен сплетнями или в ссору.
  3. вести себя скромно, степенно и сдержанно.
  4. дать возможность всем, кто хочет, произнести поминальную речь (на практике она превращается в поминальный тост).
  5. обязательно помолиться перед началом трапезы и в самом её конце. Кроме того, если покойный был крещён, вовсе не будет лишним в этот день подать в церковь записку «Об упокоении».

И наконец, перед началом обеда желательно сбрызнуть кутью святой водой.

Смерть близкого друга или родственника - это событие, наполняющее скорбью сердце каждого человека. Но верующие люди находят утешение в молитвах и действиях, способствующих тому, чтобы душа усопшего как можно легче ушла из земной жизни. Поэтому искренние молитвы и поминки - огромная помощь в этом.

Значение 40 дней после смерти

По христианским обычаям, третий, девятый и сороковой день после смерти имеет для души усопшего особенную значимость, однако, сороковой день - наиболее важен для него, ведь означает, что душа навсегда покидает землю и предстает на Божьем суде для определения ее дальнейшей участи. И именно поэтому данная дата считается наиболее трагичной, нежели физическая кончина близкого или родного человека.

Наше тело всю жизнь находится в единстве с душой, но когда человек умирает, душа оставляет тело, забирая с собой все имеющиеся привычки человека, которые были у него при жизни, страсти, привязанности, а также хорошие и плохие поступки. Душа не имеет способности забывать и должна получить награду или наказание за совершенные деяния в период жизни человека.

В сороковой день она проходит самое трудное испытание , так как перед переходом за грань земной жизни сполна отчитывается за прожитые дни. Необходимо понять, что делают на 40 дней после смерти.

Что происходит на сороковой день с душой

До наступления сорокового дня душа не покидает мест своего обитания, так как не может получить должного понимания, что ей делать без физической оболочки.

На 3-й или 4-й день она постепенно начинает приходить в новое состояние и может отпустить свое тело и гулять по окрестностям около родного дома.

На 40-й день или в ближайшие дни после этого душа в последний раз может спуститься на землю, чтобы посетить любимые места и навсегда проститься с ними. Многие люди, потерявшие своих близких, рассказывали, что видели сны о том, как их усопший родственник приходил прощаться и говорил, что уходит навсегда.

Важно понимать, что нельзя после смерти человека громко рыдать и, более того, закатывать истерики, ведь душа все будет слышать и станет испытывать вместе с этим непреодолимые мученья. Поэтому лучше всего в тяжелые моменты скорби прибегнуть к молитвам или читать Священное Писание.

Что делают на сороковой день после смерти

На 40-й день родные усопшего должны посетить церковь. Важно, чтобы пришедшие люди в храм были крещеные, как и усопший, о котором следует подать записку «Об упокоении».

Также в этот день нужно придерживаться следующих правил церковного поминовения:

Важно в этот день посетить кладбище и принести ушедшему из жизни человеку цветы и лампадки . В каждом букете, который будет положен на его могилу, количество цветов должно быть четным, при этом неважно искусственные это цветы или живые.

В православии на сороковой день необходимо перебрать все вещи усопшего и отнести их в церковь или раздать нуждающимся людям. Проведение такого ритуала считается добрым деянием, которое поможет усопшему и зачтется при принятии решения об участи его души. Родным можно оставить себе вещи, которые будут ценны, как память. Выбрасывать вещи нельзя.

Чем больше в 40-й день прозвучит добрых слов и искренних молитв о душе усопшего, тем лучше будет скорбящим о нем и самому покойному, поэтому немаловажным мероприятием является поминальный обед, на который родственники умершего человека приглашают близких друзей и знакомых покойного.

Важно отметить, что допускается проводить поминки раньше или позже точной даты, приходящейся на 40 дней. Священнослужители объясняют это тем, что жизнь сама по себе непредсказуема и часто люди не имеют возможности провести запланированные события, поэтому несоответствие даты не считается грехом. Однако запрещается переносить поминовение на кладбище или на панихиде.

Как правильно поминать усопших

Есть предположения о том, что происходит на 40 день с душой: душа покойного возвращается домой и по истечении суток навсегда уходит. Поэтому христиане считают, что если не провожать ее и не делать «проводы», то она будет вечно мучиться. Именно поэтому данному мероприятию уделяется особое внимание. Возникает много противоречивых мнений о том, как поминать на 40 день.

Тем не менее существует ряд определенных правил, которых необходимо придерживаться:

Что готовят на поминальный обед

В поминальный день организация обеда также обязательна, как чтение молитв за умершего человека. Цель этого обеда - вспомнить усопшего и помочь в упокоении его души. В данном случае пища не является главной составляющей на поминках, поэтому не нужно готовить шикарные блюда и кормить собравшихся людей деликатесами.

При составлении меню необходимо придерживаться нескольких важных принципов:

Кого приглашать на поминки

На 40 день после смерти умершего на поминальный обед собираются его родственники и хорошие друзья , чтобы должным образом проводить усопшего и почтить его память, вспомнив светлые и значимые моменты из его жизни.

На поминки принято приглашать не только близких и родных людей умершего человека, но и его коллег, наставников и учеников. На самом деле не так важно кто придет на поминки, это могут быть и незнакомые люди родственникам усопшего, главное, чтобы каждый из них хорошо относился к покойному.

Как и что говорят на 40 дней

За поминальным столом принято вспоминать не только умершего человека, по поводу которого все собрались, но и других усопших родственников. А самого покойного необходимо представлять так, как будто он тоже находится на поминках.

Поминальная речь произносится стоя . По христианской традиции считается обязательным почтить усопшего минутой молчания. Рекомендуется назначить ведущего (хорошего друга семьи), который сможет контролировать свои эмоции и следить за тем, чтобы все в порядке очередности смогли сказать добрые слова об усопшем.

Ведущий должен заранее подготовить несколько фраз, чтобы разрядить обстановку в случае, если речь родственника вызовет слезы и сильные эмоции собравшихся людей. Подготовленными фразами ведущий также сможет отвлечь гостей, если речь того, кто говорит, прервется также из-за слез.

Находясь дома, перед поминками или после них, можно обратиться к Богу своими словами или прочитать молитву святому Уару о прошении свободы умершего от вечных мук.

В обязанности ведущего входит:

Не допускается вести разговоры о наследстве или болезнях членов семьи , а также о личной жизни присутствующих - это не то, что нужно говорить за поминальным столом. Поминки принято считать «подарком» для души усопшего, поэтому данное мероприятие не должно быть поводом оповестить знакомых и родственников о собственных проблемах в жизни.

Приметы и традиции

На Руси появилось огромное количество обычаев, которых придерживаются и в наши дни. Существуют различные приметы о том, что можно и нельзя делать до и после сорока дней.

Также существует немало суеверий, связанных с 40 днями после смерти близкого человека. Рассмотрим самые известные из них:

40 дней после смерти являются особенной датой, так как именно в это время и выносится вердикт, постановляющий то место для души, где она будет находиться до Страшного Суда.

Если вы хотите, чтобы умерший попал в лучшее место, то нужно за него молиться, ведь это верный путь к тому, чтобы вердикт изменили в пользу лучшего варианта.

Но за самоубийц можно молиться только в том случае, если священник благословил вас на это. Также за самоубийц запрещено подавать какие-либо записки.

Поминки - означают поминовение. Изначально их устраивали для бедных людей, которые вкусив пищу, могли бы помолиться за усопшего. На поминовение нет смысла созывать близких, особенно неверующих, так как они ничем не принесут пользу умершему. Простое присутствие на поминках ещё не значит, что такие люди помянули.

Нужно обязательно поестить кладбище: побыть рядом с могилой и вспомнить светлые моменты из жизни, связанные с этим человеком. В это время можно обдумать, какое постоянное надгробие будет установлено - доступный мраморный памятник или .

40 дней после смерти - как поминать умерших

Лишь искренней молитвой можно помянуть человека. Именно поэтому желательно собирать на поминки людей верующих, которые помолятся за умершего. Поминки нужны для установления связи с душой погибшего, а если это не достигается, то и смысла в поминовении нет.

Хотелось бы, чтобы люди понимали, что стол во время поминок, когда наступает 40 дней после смерти , не должен блистать изысканными блюдами и соответственно напитками.
Еда должна быть максимально простой, а лучше всего постной. Еда должна побуждать вас к молитвам, именно для этого идеально сгодится простая еда.

По православным традициям на каждых поминках должно быть такое блюдо как кутья. Оно символизирует собой перерождение и счастье в будущем. Поминки начинаются с особой молитвы над кутьей, затем каждый присутствующий должен вкусить лишь по одной ложечке этого блюда. Уже упоминалось, что постная пища хорошо подойдет к столу, особенно в постное время. Лучше всего соблюдать все правила поста, таким образом, мы показываем Господу, что следим за всеми заповедями и выражаем свою великую любовь жертвами.

На поминках мы стараемся сблизиться с усопшим, делаем всё возможное, чтобы появилась некая священная связь, но алкоголь на поминках никак не позволит её обрести. Пьющий человек вредит усопшему, он только отдаляется от него. Душа пьянствующего будет разлучена с душой, которая отправляется в Лучшее место. В аду каждая душа остается в полнейшем одиночестве. Именно поэтому мы должны сделать всё, чтобы за сорок дней после смерти чаша весов склонилась в пользу Святого места.

Если поминки не выпадают на пост, то всё равно нужно избегать яства, которые создаются только для того, чтобы наесться. На поминовении главное - молитвы, а не еда, здесь важны молитвы, а не ублажение гостей.

Стол на поминках должен быть устроен из соображения следующих правил: алкоголь лучше избегать вообще, он ни к чему, постная или самая простая пища, способствующая молитвам. Больше пользы вы сможете принести, пожертвовав деньги на благотворительность, а не на организацию шикарного стола. Расставляйте приоритеты.

Ни в коем случае нельзя воспринимать поминки как сбор всех родственников, как светское мероприятие или застолье. Очень важно помнить, что самым главным действием должны стать молитвы во имя усопшего.
Если вы боитесь, что усопший не может обрести покой или же хотите утешить его на том Свете, сходите к батюшке на исповедь перед всеми молитвами. Нет ничего более приятного для умершего, чем исповедания. Исповедаться во всех грехах и продолжать молиться в храме - самое лучшее, что вы можете сделать для души усопшего.

Почему это так важно? Потому что мы приобретает гармонию, становимся близки с Господом и близкими. Благодаря этому, молитва становится такой сильной и приносит пользу и радость помершему.

Откажитесь во имя усопшего от какого-нибудь греха. Это также придаст ему покой и утешение. Даже, если вы не сможете молиться, но откажетесь хотя бы на какой-то срок от какого-то греха, то такие действия также зачтутся в качестве жертвы и послужат пользой того, ради кого всё это делается. К примеру, можно отказаться от какой-нибудь плохой привычки: бросьте курить или откажитесь от алкоголя. Всем будет от этого только лучше.

Что касается завешивания зеркал, то по сути, это довольно бесполезное действие. А вот что можно сделать, так это перестать смотреть телевизор, хотя бы на срок сорока дней. Смотрящие телевизор, очень далеки от духовной близости с умершим и, соответственно, они не смогут почтить его своими молитвами или действиями.

Все эти бездумные программы только отупляют и убивают всё духовное в человеке на очень длительный срок. Отказавшись от телевизора, мы не только станем ближе с душой человека, но и обогатим свой внутренний мир. К тому же, когда мы смотрим телевизор, то душа усопшего, наблюдая за нами, разочаровывается в нас, ведь вместо молитв мы проводим время бездумно у телевизора. Теряется весь смысл прошлых стараний, вся связь теряется. Все священные действия были напрасны, ведь мы сами же вредим той связи, которую так старательно пытались поддержать.

Не предавайтесь веселью и развлечениям в течение всех этих сорока дней. Ведь во время траура не принято развлекаться и веселиться, иначе бы это время и вовсе не звалось трауром. Веселье лишь разрывает ту тесную связь с усопшим. Во время празднования чего-либо мы напрочь забываем о своей главной обязанности, мы погружаемся в атмосферу веселья и опять же теряем хрупкую связь, которую так нелегко обрести вновь. Давайте же не будем рушить все наши старания, предаваясь примитивным развлечениям. У вас ещё будет время повеселиться и возможно уже в скором времени, вот только сорок дней после смерти - явно не это время. Постарайтесь держать себя в руках.

Как одеваться на 40 дней после смерти

Какова роль траурного одеяния? Очень важно внешне показать траур, носить соответствующую одежду, ведь она помогает держаться в строгости и соблюдать должное поведение, а также побуждать к молитвам. Однако нужно помнить, что траур выражается не только одеянием, но и состоянием души. Поэтому нужно конечно же в первую очередь позаботиться о состоянии душевном, нежели внешнем облике, так как одежда лишь является вспомогательным атрибутом для обретения того самого душевного состояния.

Всё в человеке тесно связано, состояние души зависит от положения тела и, соответственно, от облачения. Вот почему важно, чтобы ваша одежда была простой и строгой, никакой вычурности и открытости. Никакой декоративности, практичное одеяние - самое то. Возможно, каждый замечал, что когда одежда не соответствует обстановке, то вы чувствуете себя неуютно, а ещё, что одежда частично задает тон вашему настроению, именно поэтому неподобающая одежда будет отвлекать вас от самого важного дела на поминках после 40 дней после смерти - от молитв.

Забудьте об открытом наряде, он здесь совершенно ни к месту, да и к тому же, он только огорчит душу усопшего из-за проявления самого настоящего неуважения к нему. Заботясь о стиле, вы уделяете меньше внимания молитвам, тем самым вы приносите с собой негативную энергетику, которая будет только во вред усопшему, которому так требуются наши молитвы для обретения полнейшего спокойствия и умиротворения.

Поэтому собравшись на поминки, думайте прежде всего об усопшем, о том, как именно можно облегчить ему судьбу, как сделать так, чтобы он попал в лучший мир.

40 дней после смерти - как поминать усопшего, какие имеются традиции связанные с данным днем… Люди полагают, что этот поминальный день важен для человеческой души, в это время дух скончавшегося появляется перед Господом в третий раз и узнает, где он будет находиться до страшного суда.

В статье:

40 дней после смерти - как поминают православные

Гибель родственного человека - горе для близких и друзей. Если верить христианской религии, то 40 день считается одним из значимых среди поминальных (православная традиция). Однако не всем известно, как вести себя в такой день.

Важно осознавать, что живые способны помочь покойнику перейти безболезненно в иной мир, очиститься, обрести спокойствие и гармонию. Этого достигают .

Вы поможете усопшему близкому человеку выдержать Божий суд, если в этот день будете говорить про него добрые слова, вспоминать его лучшие деяния и молиться. Совершить это можно самостоятельно либо позвать на поминки священника.

В православии за трапезой собираются члены семьи, друзья, знакомые умершего. Бытует мнение, что чем больше народу на 40 день произнесет молитву, помянут усопшего, тем лучше будет душе.

Важная часть поминального обряда - . С собой обязательно несут цветы и свечки. Помните, берется парное число цветков, возлагаемых на могилу. Таким образом высказываете уважение усопшему.

Придя на кладбище, в обязательном порядке зажгите свечку и помолитесь об упокоении души. Постойте у могилы, вспомните все хорошие моменты, которые у вас ассоциируются с этим индивидуумом, запрещено громко разговаривать, бурно обсуждать. Необходима тихая атмосфера тишины и спокойствия.

Помянуть можно и в храме. Для этого заказывается литургия для спасения души. Важно: заказывать ее можно тем, кто был крещен в православной церкви. Члены семьи ставят свечи за усопшего. В тот момент, когда вы будете поджигать ее, обязательно помолитесь за упокой души и попросите, чтобы человеку отпустили все грехи: вольные и ненамеренные.

В православии запрещено проводить поминки раньше назначенной даты. Однако если провести корректно обряд на этот период невозможно, то на следующую после 40 дней субботу раздайте милостыню бедным.

Помните, поминки - не пиршество с изощренными яствами, устраиваемое для встречи знакомых. В такой день следует вспомнить усопшего, помолиться за него, сказать «спасибо» за всё добро, что человек сделал.

Приготовить необходимо простые блюда, прием алкоголя ограничить. Считается, что на столе должно быть больше постных блюд. В обязательном порядке приготовить кутью. Эта каша с медом, орехами и изюмом оказывается символом возрождения души. Зачастую делают блины, щи, различные каши.

Если поминальный день совпадает с постом, то свинина, говядина, баранина обязательно заменяются на рыбу.

Если вы желаете произнести речь об усопшем, то помните, изначально слово дается детям/братьям, сестрам/родителям, потом близким друзьям, знакомым - в последнюю очередь. Речь обязательно заканчивается обещанием помнить усопшего человека.

Где находится душа умершего до 40 дней

Верующие христиане считают, что дух умершего индивидуума до 40 дней преодолевает долгий путь. Со дня гибели и до 3 она находится рядом с семьей, близкими и дорогими людьми, перемещается куда угодно.

Религиозные люди уверены, с 3 до 40 период человеческий дух посещает Ад и Рай. На протяжении всего этого периода еще неизвестно, куда попадет душа. Духу предстоит пережить мытарства, истязания, которые оказываются воплощением греховных страстей, знакомы всем людям.

После чего бесы дают перечень человеческих проступков, ангелы предоставляют список хороших деяний. не представляется каноническим и не входит в основной вероучительный свод православия.

По учению христиан, после того как душа усопшего увидела Ад и Рай, она в третий раз появляется перед Всевышним. Как раз в такой момент должна решиться судьба. Там, куда душа направится, она будет пребывать до самого Страшного суда.

До этого момента она уже представила прелести Рая, осознала, действительно ли она достойна или недостойна там пребывать. Увидела все ужасы Ада и должна полностью раскаяться и молить Бога о снисходительности. Поэтому к 40 дню православные относятся как к решающему моменту.

Чтобы поддержать усопшего родственника, следует усердно молиться. Это поможет повлиять на вердикт Всевышнего относительно души. Если человека направят в Ад, это не свидетельствует о том, что для него всё потерянно. Окончательная судьба смертных будет решена во время Страшного суда, а усердная молитва поможет изменить вердикт Господа.

В такой ситуации, если душу отправляют в Рай, то усердной молитвой родственники будут благодарить Всевышнего за оказанную благодать. Число 40 символично в христианстве. Неудивительно, что поминовение скончавшегося происходит на 40 день.

Ровно столько дней оплакивали праотца Иакова и пророка Моисея. По прошествии 40-дневного поста на горе-Синай Моисей получил скрижали Завета от Всевышнего, за такой период пророк Илия достиг горы Хорив.

40 дней после смерти - традиции разных религий

Поминки на 40 сутки важны в православии.
У мусульман трапеза в память об усопшем проводится на 40 день после гибели. В этой религии значима формальная сторона ритуала. Мужчины и женщины, принимающие участие в обряде, поминают умершего человека не в одном помещении, а в разных. В некоторых случаях принимают участие в ритуале мужчины.

На стол ставят сначала сладкий чай, после чего плов. Многие верят, что разговаривать во время трапезы между собой людям не стоит, нужно усердно молиться. Плакать в исламе об умершем не принято. В этот день необходимо смирять горе. Если не можете сдержаться, сделать это нужно как можно тише.

Сами поминки проходят в быстром темпе, после них все идут на кладбище. В период с 3 до 40 дней можно организовывать благотворительные трапезы для обездоленных, нищих, раздавать им блюда.

В то же время самим родственникам запрещается много есть, делать роскошные кушанья для поминающих. Но каждый четверг до 40 дня вспоминайте усопшего, накрывайте стол, пейте чай с халвой, приготовленной по рецепту.

В иудаизме люди не превращают трапезу в застолье. В первую неделю запрещено накрывать большие столы. Как человека похоронят, все близкие скорбящие (кто хочет отдать дань уважения усопшему) принимаются за скромную трапезу.

В нее входят яйца, фасоль, чечевица, немного хлеба. Во время поминок не принято есть мясо, не употребляют алкоголь. Еще одна особенность состоит в том, что семья умершего человека не готовит широкую поминальную трапезу.

Страх перед неизвестным – естественная реакция, заставляющая даже самого отъявленного атеиста пусть и в минимальной степени поверить и придерживаться определённых правил поведения в процессе, до и после похорон.

Для того, чтобы помочь душе усопшего легко покинуть материальный мир, нужно не просто знать рекомендации, но и понимать их глубинный смысл. О том, как правильно вести себя, если в семье случилось подобное горе, знают не все. Поэтому мы составили подробную статью с описанием правил, что можно и нельзя делать.

В православии поминки после смерти проводят 3 раза. На третий день после смерти, на девятый, сороковой. Суть ритуала заключается в поминальной трапезе. Родственники, знакомые собираются за общим столом. Вспоминают усопшего, его добрые дела, истории из жизни.

На 3 день после смерти (в этот же день проводят и похороны) собираются все желающие почтить память покойного. Христианина сначала везут на обряд отпевания в церковь или часовню кладбища. Некрещеных усопших, после прощания с домом, сразу везут на кладбище. Затем все желающие возвращаются в дом на поминки. За этот поминальный стол семья умершего не садится

— В первые семь дней после смерти человека не выносите из дома никаких вещей.

На 9 день после смерти родственники идут в храм, заказывают поминальную службу, дома накрывают второй поминальный стол, почтить память усопшего зовут только близких родственников. Поминки напоминают семейный обед, с той разницей, что фото покойного стоит недалеко от трапезного стола. Рядом со снимком усопшего ставят стакан с водой или водкой, ломтем хлеба.

На 40 день после смерти человека устраивают третий поминальный стол, приглашают всех желающих. В этот день обычно на поминки приходят те, кто не смог присутствовать на похоронах. В церкви заказываю Сорокоуст - сорок литургий.

— Со дня похорон и до 40-го дня, вспоминая имя умершего, мы должны произносить словесную формулу-оберег для себя и всех живых. Одновременно те же слова являются символическим пожеланием для умершего: «Земля ему пухом» , тем самым высказывая пожелания, чтобы душа его оказалась в раю.

— После 40-го дня и на протяжении трех последующих лет мы будем говорить иную формулу-пожелание: «Царствие ему небесное» . Тем самым мы желаем умершему загробной жизни в раю. Слова эти должны быть адресованы любому умершему, независимо от обстоятельств его жизни и смерти. Руководствуются при этом библейской заповедью «Не суди, да не судим будешь» .

— В течение следующего за смертью человека года ни один из членов семьи не имеет морального права принимать участие в каком-либо праздничном торжестве.

— Ни один из членов семьи умершего (включая и вторую степень родства) не мог в период действия траура выходить замуж или жениться.

— Если в семье умер родственник 1 -2-й степени родства и после его смерти еще не прошел год, то такая семья не имеет права красить яйца на Пасху в красный цвет (они должны быть белыми или какого-либо иного цвета - синего, черного, зеленого) и соответственно принимать участие в торжествах пасхальной ночи.

— После смерти мужа жене запрещается на протяжении года что-либо стирать в тот день недели, в который случилась беда.

— На протяжении года после смерти все в доме, где жил умерший, остается в состоянии покоя или постоянства: нельзя делать ремонт, перестановку мебели, ничего не отдают и не продают из вещей умершего, пока душа умершего не достигнет вечного покоя.

— Ровно через год после смерти в семье умершего справляют поминальную трапезу («угодю») - 4-й, завершающий поминальный семейно-родовой стол. Необходимо помнить, что живых нельзя заранее поздравлять с днем рождения, а завершающий поминальный стол следует устраивать либо ровно через год, либо на 1-3 дня раньше.

В этот день надо пойти в храм и заказать панихиду по усопшему, сходить на кладбище - проведать могилу.

Как только завершится последняя поминальная трапеза, семья снова включается в традиционную схему праздничных регламентаций народного календаря, становится полноправным членом общины, имеет право принимать участие в любых родовых торжествах, в том числе играть свадьбы.

— Памятник на могиле можно ставить только по истечении года после смерти человека. Причем необходимо помнить золотое правило народной культуры: «Не чапай зямлю пасля Пакравоу да Радаунщы». Это значит, если год по умершему пришелся на конец октября, т.е. после Покровов (и на весь последующий период вплоть до Радуницы), то памятник можно будет поставить только весной, после Радуницы.

— После установки памятника крест (как правило, деревянный) еще на год кладут рядом с могилой, а потом выбрасывают. Его можно также закопать под цветник или под могильную плиту.

— Жениться (выходить замуж) после смерти одного из супругов можно только через год. Если женщина выходила второй раз замуж, то полноправным владельцем-хозяином новый муж становился только через семь лет.

— Если супруги были венчаны, то после смерти мужа его кольцо забирала жена, и если она больше не выходила замуж, то ей в гроб клали оба обручальных кольца.

— Если же муж хоронил жену, то ее обручальное кольцо оставалось с ним, а после его смерти оба кольца клали к нему в гроб, чтобы, встретившись в Царствии Небесном, сказать: «Я принес наши кольца, которыми нас венчал Господь Бог.

— На протяжении трех лет отмечают день рождения умершего и день его смерти. По истечении этого срока отмечается только день смерти и все годовые церковные праздники поминовения предков.

Не все из нас умеют молиться, а тем более не знают молитвы по умершим. Выучите несколько молитв, которые, может быть, помогут обрести вашей душе покой после невосполнимой утраты.

Посещение кладбища в течение года

На протяжении первого года и всех последующих лет на кладбище можно ходить только по субботам (кроме 9, 40 дня после смерти и церковных праздников почитания предков, таких, как Радуница или Осенние Деды). Это признанные церковью дни поминовения умерших. Постарайтесь убедить своих родственников, что постоянно приходить на могилу к умершему не следует, тем самым они наносят вред своему здоровью.
Посещайте кладбище до 12 часов дня.
Какой дорогой вы приходите на кладбище, такой и назад возвращайтесь.

  • Мясопустная суббота - суббота на девятой неделе перед Пасхой.
  • Вселенская Родительская суббота - суббота на второй неделе Великого поста.
  • Вселенская Родительская суббота - суббота на третьей неделе Великого поста.
  • Вселенская Родительская суббота - суббота на четвертой неделе Великого поста.
  • Радуница - вторник на второй неделе после Пасхи.
  • Троицкая суббота - суббота на седьмой неделе после Пасхи.
  • Дмитриевская суббота - суббота на третьей неделе после .

Как правильно одеться на годовщину смерти?

Одежда на годовщину смерти имеет немаловажное значение. Если перед поминальным обедом планируется поездка на кладбище – следует учитывать погодные условия. Для посещения церкви женщинам необходимо подготовить головной убор (платок).

На все похоронные мероприятия следует одеваться строго. Неприлично будут смотреться шорты, глубокое декольте, банты и рюши. Яркие, пестрые цвета лучше исключить. Деловые, офисные костюмы, закрытая обувь, строгие платья приглушенных тонов – уместный выбор для траурной даты.

Можно ли делать ремонт после похорон?

По приметам, не относящимся к православию, ремонт в доме, где жил умерший нельзя делать в течение 40 дней. Нельзя делать никаких изменений в интерьере. К тому же все вещи усопшего необходимо выбросить по истечении 40 дней. А на постели, на которой умер человек, вообще нельзя спать его кровным родственникам. С этической точки зрения, ремонт только освежит состояние скорбящих по потере людей. Поможет избавиться от напоминающих о человеке вещей. Хотя многие в память об ушедшем близком стремятся оставить себе кое-то из принадлежащего ему. По приметам, делать этого опять же не стоит. Посему ремонт будет хорошим решением во всех случаях.

Можно ли убираться после похорон?

Пока покойник в доме нельзя убирать и выносить мусор. По поверьям считается, что умрут остальные члены семьи. Когда покойника вынесли из дома, необходимо тщательно вымыть пол. Делать это кровным родственникам запрещено. Православная церковь также отрицает этот пункт и считает его суеверием.