Проект «Я учусь танцевать»

Актуальность: проектный метод, включающий комплекс умений самостоятельно и под руководством педагога осваивать новые способы деятельности в сфере хореографического творчества. Помогает в достижении результатов, которые формируют в обучающихся интерес к хореографическому искусству, к участию в постановках.

Проектная деятельность в работе студии, является эффективной методикой, ведь занятие проектированием формирует определенные личностные качества, необходимые для занятий хореографией:

    умение работать в коллективе;

    умение анализировать результаты деятельности;

    определять особенности танцевальных жанров;

    импровизировать на заданную музыку;

    оценивать свои профессиональные качества в области танца;

    высокая личная заинтересованность.

Цель - Содействовать всестороннему развитию личности дошкольника средствами хореографии.

Задачи проекта:

1. Эстетические:

    развивать музыкальный вкус и кругозор;

    пробуждать интерес к хореографическому искусству;

    развивать творческие способности посредством танца;

    прививать ребёнку чувство любви к своему телу;

    формировать навыки музыкального восприятия в единстве с выразительным движением;

2. Пластические:

    развивать гибкость, пластичность, выразительность, точность движений;

    развивать мышечную силу, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности;

    формирование навыков грациозности, изящества движений;

3. Оздоровительные:

    способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;

    формировать правильную осанку;

    содействовать развитию органов дыхания;

4. Воспитательные:

    воспитывать силу воли, самостоятельность, стремление доводить начатое дело до конца;

    понимать значение результатов своего творчества;

    эмоционально раскрепостить ребёнка;

    учить оценивать свои поступки, чутко относиться к творчеству сверстников.

Ожидаемые результаты:

    Обогатить свою хореографическую лексику.

    Научиться варьировать музыкой без нарушения гармонии танца.

Тип проекта:

А) по виду:

Познавательно-исследовательский

Б) временные:

Долгосрочный (сентябрь - май)

В) по форме проведения :

Открытый

Информационный

Г) по количеству участников :

Групповой

Участники проекта.

Учащиеся студии танца «ПО Z ИТИВ» младшей возрастной категории в возрасте от 6 до 7 лет, в количестве 30 человек.

Руководитель проекта : педагог студии (Внукова Альфия Наильевна) и родители воспитанников.

Место реализации проекта: БОУ ДО г.Омска «ЦТТ«МЕЧТА», Студия танца «ПО Z ИТИВ»

Этапы проекта

1. этап - Подготовительный (Сентябрь)

    Подбор методической литературы и интернет ресурсов по теме проекта.

    Подбор музыкально-ритмических игр по возрастным категориям.

    Подбор материалов и составление календарно- тематического планирования по теме.

    Подбор диагностического материала и проведение начальной диагностики.

    Подбор методического материала для занятий: комплексы движений для танцев-минуток, хореографических постановок, различных игр.

    Формирование групп.

2. этап- Основной (Продуктивный, с октября по апрель)

    Просмотр видео и фото материалов различных видов танцевального искусства с детьми.

    Разучивание танцевальных этюдов и танцевальных композиций согласно плану.

    Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей средствами хореографии».

    Изготовление элементов костюмов к танцам.

    Открытые занятия для родителей.

    Участие во всех культурно - досуговых мероприятиях ЦТТ.

Основной этап включает в себя под этапы, которые состоят из мини проектов:

    «Золотая осень» - разучивание танца «Мухоморы», выступление на утреннике (октябрь-ноябрь);

    « Новогодняя мастерская» - танец «Снежинок», выступление на утреннике (ноябрь – декабрь);

    « Милашки – очеровашки» - танец «…..» (январь – март);

    « Весенняя капель» - « Выпускной вальс», выпускной на C РР

(апрель - май)

3. этап - Заключительный (Май)

    Сбор фото и видео материалов по теме проекта.

    Творческий отчет по проекту.

    Диагностика

«Хореографический портрет» – это творческий проект, имеющий своей целью творческое развитие личности ребенка посредством хореографии. Для его реализации мы обращаемся к синтезу педагогики, психологии, хореографии и других смежных дисциплин. Результатом реализации данного проекта будет являться индивидуальный хореографический портрет участника проекта - индивидуальный сценический номер (несколько номеров), построенный по результатам анкетирования ребенка и совместной его работы с руководителем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

НА 36-ОЙ ВСЕМИРНЫЙ КОНГРЕСС СID UNESCO

ПО ТАНЦЕВАЛЬНЫМ ИССЛЕДОВАНИЯМ

"Хореографический портрет" как инструмент творческого развития личности ребенка

Санкт-Петербург 2013

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

«Хореографический портрет» – это творческий проект, имеющий своей целью творческое развитие личности ребенка посредством хореографии. Для его реализации мы обращаемся к синтезу педагогики, психологии, хореографии и других смежных дисциплин. Результатом реализации данного проекта будет являться индивидуальный хореографический портрет участника проекта - индивидуальный сценический номер (несколько номеров), построенный по результатам анкетирования ребенка и совместной его работы с руководителем.

Создание хореографического портрета должно быть связано с отражением индивидуальных особенностей, черт характера, темперамента, и наконец, внутреннего мира исполнителя-ребенка, для того чтобы ребенок понял, «кто я?», «какой я?», посмотрев на себя со стороны, а затем понял, «куда идти дальше?», «как и в каком направлении развиваться?». «Хореографический портрет» дает возможность, как самому воспитаннику, так и педагогам, родителям, его друзьям, увидеть индивидуальность, духовность личности, его вовлеченность в культуру через хореографическое творчество.

В рамках данной модели необходимо реализовать целый комплекс взаимосвязанных мероприятий, одним из которых является анкетирование участников коллектива. Вопросы анкеты касаются индивидуальных интересов воспитанника к музыке и хореографии, особенностям сценического костюма, и что самое важное – к видению собственного «Я» в качестве художественного образа. Более того, анкета должна дать ответ на вопрос: «Почему я сделал такой выбор?». Это даст возможность педагогу более точно подобрать для ребенка весь спектр выразительных средств для работы над «хореографическим портретом».

Примерная анкета участника проекта:

  1. Ф.И.О.
  2. Возраст.
  3. Назови сильные и слабые стороны твоего характера.
  4. Почему тебе интересно участие в проекте «Хореографический портрет»?
  5. Какую музыку ты предпочитаешь?
  6. Какие стили и направления в хореографии тебе нравятся?
  7. Какой художественный образ тебе близок?

Самым сложным в этой работе является процесс окончательного совместного (ученик-педагог) выбора всех элементов будущего хореографического номера: название, музыкальное сопровождение, хореографическая лексика, костюм, сценография, а также его постановка и отработка.

В процессе создания «хореографического портрета» очень важно максимально полно использовать все доступные средства развития личности: тематические беседы о художественной культуре, посещение музеев, театров, выставок, тематических конкурсов, фестивалей, мастер-классов и т.д. Важно постоянно проводить совместный анализ увиденного, услышанного, что, несомненно, будет способствовать актуализации процесса вхождения ребенка в культуру.

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Реализация предлагаемого проекта предполагается посредством рабочей программы по курсу «Художественный образ в хореографии» (см. стр. 11).

Разделы, входящие в рабочую программу курса «Художественный образ в хореографии»:

  1. история танца;
  2. история сценического костюма;
  3. имиджелогия и основы актерского мастерства;
  4. «музыкальная азбука»;
  5. основы визажа.

Формы работы:

  1. коллективная творческая деятельность;
  2. индивидуальные занятия;
  3. мастер-классы;
  4. тренинги;
  5. беседы.

Целевая группа: участники хореографического коллектива «Планета».

Структура занятий:

  1. Приветствие.
  2. Разминка.
  3. Повторение пройденного материала.
  4. Изучение нового материала.
  5. Рефлексия.
  6. Игры, конкурсы.
  7. Поклон.

Срок реализации проекта – 3 года. Данная образовательная программа рассчитана на три учебных года, по окончании которых участник проекта получит портфолио.

ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Реализация образовательной программы проходит ежегодно в три этапа.

Первый этап. Подготовительный:

  • распространение информации о проекте;
  • организация собрания родителей и педагогов;
  • отбор участников проекта;
  • заполнение анкеты на каждого учащегося.

Второй этап. Основной:

  • проведение педагогами творческих занятий;
  • проведение бесед, мастер-классов, тренингов педагогами;
  • проведение фотосессий и создание видеоклипов учащихся;
  • проведение отчетных концертов;
  • освещение хода реализации проекта на сайте Центра;
  • создание портфолио участников проекта.

Третий этап. Заключительный:

  • проведение встречи участников проекта (педагогов, родителей) с целью проведения анализа результатов проекта;
  • внесение изменений в план работы.

При реализации проекта возможно влияние следующих негативных факторов:

  • неуверенность учащихся в своих силах;
  • появление скованности и стеснения у ребенка при создании индивидуального номера;
  • неадекватное восприятие родителями цели и задач проекта.

Для того чтобы преодолеть перечисленные проблемы необходима тесная взаимосвязь педагог-родители-ребенок, а также в ходе реализации проекта необходимо постоянно учитывать возрастные, эмоциональные, психологические и прочие особенности каждого ученика.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В проект «Хореографический портрет» будут приглашены желающие участники хореографического коллектива «Планета».

Реализация проекта предполагается по специально разработанной авторской рабочей программе. Выдержки из программы:

Учебно-тематический план первого года обучения

п/п

ТЕМА

Количество часов

теория

практика

всего

Вводное занятие

Партерная гимнастика

Основы акробатики

Уроки с предметами

Резерв

Итого

Теория.

Практика.

Тема 2. Постановка корпуса, рук, ног, головы.

Теория.

Практика. Изучение п

Тема 3. Партерная гимнастика .

Теория.

Практика.

Тема 4. Основы акробатики.

Теория.

Практика.

Тема 5. Координация движений (подготовительные и вспомогательные движения).

Теория.

Практика.

Тема 6. Уроки с предметами

Теория.

Практика.

Тема 7. Игровые танцевальные миниатюры.

Теория.

Практика.

Учебно-тематический план второго года обучения

п/п

ТЕМА

Количество часов

теория

практика

всего

Вводное занятие

Развитие музыкальности и ритмичности

Постановка корпуса, рук, ног, головы

Партерная гимнастика

Основы акробатики

Координация движений (подготовительные и вспомогательные движения)

Уроки с предметами

Игровые танцевальные миниатюры

Резерв

Итого

Тема 1. Развитие музыкальности и ритмичности.

Теория. Характер музыки (спокойная, энергичная, торжественная), темпы музыки.

Практика. Ритмические рисунки, акценты. Музыкальные этюды на заданную тему.

Теория.

Практика.

Теория. Разучивание точек класса (зала).

Практика. Изучение п онятия корпуса. Разучивание движений рук (всевозможные комбинации), движений ног. Повороты головы. Перегибы корпуса в стороны, назад, вперед.

Тема 4. Музыкальное воплощение художественного образа в хореографии .

Теория.

Практика. Музыкально-игровые этюды .

Тема 5. Партерная гимнастика .

Теория. Упражнения, направленные на развитие физической силы.

Практика. Координирующие упражнения на полу, разгружающие позвоночник (лежа на спине и животе).

Поочередное поднимание ног на заданную высоту (45, 90 градусов) во всех направлениях.

Упражнения для развития стопы (натягивание и сокращение стопы) в положении сидя и лежа с подъемом и опусканием ног.

Упражнения на растяжку мышц в положении сидя и лежа (использование игрового элемента).

Перегибы корпуса упражнения на развитие гибкости (использование игрового элемента).

Тема 6. Создание художественного образа в истории сценического костюма .

Теория.

Практика.

Тема 7. Основы акробатики.

Теория. Роль и значение акробатических элементов в освоении хореографии.

Практика. Различные виды кувырков, бросков, перекатов.

Тема 8. Координация движений (подготовительные и вспомогательные движения).

Теория. Роль и значение подготовительных и вспомогательных движений.

Практика. Различные виды шагов, шаги на полупальцах, элементарные прыжковые комбинации.

Тема 9. Уроки с предметами

Теория. Роль и значение предмета в выполнении танцевальных движение.

Практика. Различные упражнения с игрушкой, мячом и др. предметами.

Тема 10. Игровые танцевальные миниатюры.

Теория. Знакомство с понятием танцевальной миниатюры.

Практика. Постановка короткого танца с использованием игровых элементов.

Учебно-тематический план третьего года обучения

п/п

ТЕМА

Количество часов

теория

практика

всего

Вводное занятие

Развитие музыкальности и ритмичности

Создание художественного образа в истории хореографии

Постановка корпуса, рук, ног, головы

Музыкальное воплощение художественного образа в хореографии

Партерная гимнастика

Создание художественного образа в истории сценического костюма

Основы акробатики

Координация движений (подготовительные и вспомогательные движения)

Мастерство визажа как инструмент создания художественного образа в хореографии

Уроки с предметами

Игровые танцевальные миниатюры

Резерв

Итого

Тема 1. Развитие музыкальности и ритмичности.

Теория. Характер музыки (спокойная, энергичная, торжественная), темпы музыки.

Практика. Ритмические рисунки, акценты. Музыкальные этюды на заданную тему.

Тема 2. Создание художественного образа в истории хореографии.

Теория. Этапы развития хореографии. Художественный образ в стилях и направлениях хореографии. Возникновение танца.

Практика. Постановочные этюды на заданную тему.

Тема 3. Постановка корпуса, рук, ног, головы.

Теория. Разучивание точек класса (зала).

Практика. Изучение п онятия корпуса. Разучивание движений рук (всевозможные комбинации), движений ног. Повороты головы. Перегибы корпуса в стороны, назад, вперед.

Тема 4. Музыкальное воплощение художественного образа в хореографии .

Теория. Звуки и краски мира в музыке. Ритм в музыке. Музыкальные жанры.

Практика. Музыкально-игровые этюды .

Тема 5. Партерная гимнастика .

Теория. Упражнения, направленные на развитие физической силы.

Практика. Координирующие упражнения на полу, разгружающие позвоночник (лежа на спине и животе).

Поочередное поднимание ног на заданную высоту (45, 90 градусов) во всех направлениях.

Упражнения для развития стопы (натягивание и сокращение стопы) в положении сидя и лежа с подъемом и опусканием ног.

Упражнения на растяжку мышц в положении сидя и лежа (использование игрового элемента).

Перегибы корпуса упражнения на развитие гибкости (использование игрового элемента).

Тема 6. Создание художественного образа в истории сценического костюма .

Теория. Возникновение и этапы развития сценического костюма. Гармония костюма и танца. Дизайн сценического костюма как способ воплощения художественного образа в хореографии

Практика. Моделирование сценического костюма.

Тема 7. Основы акробатики.

Теория. Роль и значение акробатических элементов в освоении хореографии.

Практика. Различные виды кувырков, бросков, перекатов.

Тема 8. Роль имиджелогии и основ актерского мастерства в создании художественного образа в хореографии .

Теория. Сущность и структура имиджелогии. Имиджелогия личности.

Практика. Актерский тренинг .

Тема 9. Координация движений (подготовительные и вспомогательные движения).

Теория. Роль и значение подготовительных и вспомогательных движений.

Практика. Различные виды шагов, шаги на полупальцах, элементарные прыжковые комбинации.

Тема 10. Мастерство визажа как инструмент создания художественного образа в хореографии

Теория. Основные типы и виды грима . Сценический макияж и прическа. Гармония визажа и танца.

Практика. Создание художественного образа средствами визажа..

Тема 11. Уроки с предметами

Теория. Роль и значение предмета в выполнении танцевальных движение.

Практика. Различные упражнения с игрушкой, мячом и др. предметами.

Тема 12. Игровые танцевальные миниатюры.

Теория. Знакомство с понятием танцевальной миниатюры.

Практика. Постановка короткого танца с использованием игровых элементов.

Дальнейшие перспективы развития проекта

Корректировка программы курса «Художественный образ в хореографии», увеличение числа участников проекта, интеграция проекта в различные творческие коллективы г. Кемерово.

Таким образом, реализация данного проекта позволит максимально эффективно работать педагогам с участниками хореографического коллектива в направлении развития их творческой индивидуальности и создания законченного художественного образа. Кроме того, участник проекта «Хореографический портрет», пополнив багаж теоретических знаний и практических навыков в области хореографии и портфолио, значительно повысит свой культурный уровень, а также расширит свой творческий потенциал.

Подписи к слайдам:

«Хореографический портрет» как инструмент творческого развития личности ребенка Гордеев Максим Юрьевич

Проект «Хореографический портрет» Цель проекта - создание условий для творческого развития личности ребенка. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач: разработать рабочую программу по курсу «Художественный образ в хореографии»; организовать обучение детей по курсу «Художественный образ в хореографии»; создать портфолио участника проекта; организовать ежегодные отчетные программы для участников проекта, которые будут проводиться по окончании каждого учебного года в форме отчетного концерта, выставки материалов фотосессий, просмотра видеороликов.

Ожидаемые конечные результаты: повышение культурного уровня и расширение общего кругозора участников проекта; повышение уровня социализации участников проекта; установление позитивного эмоционально-психологического контакта между детьми, родителями и педагогами посредством участия их в отчетных концертах; ожидаемая модель участника проекта: активная, творческая личность, стремящаяся к самореализации на высоком уровне.

«Хореографический портрет» – это индивидуальный танец, построенный по результатам анкетирования ребенка и совместной его работы с руководителем

Примерная анкета участника проекта: Ф.И.О. Возраст. Назови сильные и слабые стороны твоего характера. Почему тебе интересно участие в проекте «Хореографический портрет»? Какую музыку ты предпочитаешь? Какие стили и направления в хореографии тебе нравятся? Какой художественный образ тебе близок?

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Смолянова И. А., методист,

Чернявская С. И., педагог дополнительного образования,

Комскова Н. В., педагог дополнительного образования

муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы» района Талнах г. Норильска,

Красноярский край

Одной из актуальных задач современной системы образования становится развитие личности будущего специалиста, его активности, самостоятельности при решении возникающих задач как профессионального, так и любого другого уровня. Общественные процессы, происходящие в современном образовании, находят своё отражение и в системе дополнительного образования, где исторически сложилась особая воспитательная, развивающая среда, позволяющая эффективно решать актуальные педагогические задачи, ориентируясь на свободу ребёнка, на реализацию его творческого потенциала, саморазвитие и самоопределение.

Хореография таит в себе уникальные возможности для всестороннего развития личности. Однако, методика преподавания хореографии достаточно традиционна и мало восприимчива к нововведениям, так как, учитывая специфику деятельности, педагоги выстраивают учебно-воспитательный процесс на основе научных знаний физического и физиологического развития детей. Перед педагогами по хореографии встала серьёзная проблема: как на занятиях, где каждый этап рассчитан поминутно (построение, поклон-приветствие, разминка и т. д.), найти время и какие использовать средства для формирования творческого мышления, исследовательских компетенций, социальной активности обучающихся?

МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы» совместно с филиалом ФГОУ ВПО «Московский государственный университет культуры и искусств» в городе Норильске (Кафедра народного художественного творчества) разработал и успешно реализовал научно-исследовательский проект на тему «Проектно-исследовательская деятельность как средство реализации творческого потенциала обучающихся и педагогов в условиях учреждения дополнительного образования». Цель проекта - включённость всех субъектов образовательного процесса в проектно-исследовательскую деятельность, развитие их творческого потенциала, социально-профессиональное и личностное самоопределение, самообразование, самореализация обучающихся. До начала работы в эксперименте все педагоги-хореографы были против изменений традиционной системы преподавания, введения проектных технологий. В результате работы экспериментальной площадки постепенно изменилось отношение даже самых скептически настроенных к нововведениям педагогов. Руководители хореографических творческих объединений поняли необходимость обновления подходов к образовательной деятельности, приобрели знания по основам организации проектно-исследовательской деятельности с обучающимися.

Уже обладая достаточными компетенциями по данной теме, педагоги понимали, что подготовка каждого хореографического номера - это всегда, своего рода проект, однако проект педагогический, в котором детям отводится, в основном, роль исполнителей. Чтобы обучающиеся стали полноправными субъектами проектной деятельности, пришлось пересмотреть устоявшиеся взгляды на методику и организацию обучения хореографии.

Так, в начале учебного года воспитанников старшей группы образцового ансамбля народного танца «Вдохновение» начали привлекать к обсуждению репертуара на год, к выбору тематики номеров. Ребята совместно с педагогами решили, что основным практическим результатом проекта должно стать создание новой танцевальной композиции, посвящённой победе в Великой Отечественной войне. Не смотря на то, что всё дальше в прошлое уходят годы страшной войны, мы не вправе забывать о её событиях, о тех, кто погиб или был изувечен, защищая Родину. Глобальная перестройка нашего общества повлекла за собой разрушение идеалов и ценностей, коренное изменение образа мысли и деятельности и, как результат, духовный дефицит и моральное обесценивание понятия «патриотизм». Поэтому важнейшей составной частью воспитательного процесса в современном образовании является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ребёнка. Патриотизм олицетворяет неразрывность связи с историей и культурой своего Отечества, его достижениями и проблемами.

Перед педагогами и детьми встала сложная задача: как с помощью средств хореографии пробудить в зрителях чувство сопричастности к событиям Великой Отечественной войны, чувство сопереживания к человеческим потерям и гордости героизмом и мужеством защитников нашей Родины?

В результате творческого взаимодействия педагогического и детского коллектива образцового ансамбля народного танца «Вдохновение» (24 подростка 12-17 лет), а также работников Центра, был разработан творческий проект «Чтобы помнили…», основная цель которого - реализация сущностных потребностей личности в самосознании внутреннего духовного мира, преобразования себя в движении к высшим духовным и нравственным ценностям (любовь к Отечеству, Родине, ближнему, к своему народу, уважение к его традициям, культуре, истории).

Реализация проекта осуществлялась в течение учебного года поэтапно. На организационном этапе вся творческая группа работала над идеей постановки хореографической композиции. Совместно решили, что танцевальный номер должен состоять из нескольких частей, отражающих довоенную, военную и послевоенную эпоху. Дети и взрослые обсуждали события тех времён, рассматривали иллюстрации, фотографии, слушали музыкальный материал и отбирали то, что, по общему мнению, наиболее ярко характеризует 1941-1945 годы. Когда был решён вопрос с музыкальным сопровождением, в общих чертах был составлен рисунок танца и сделаны эскизы костюмов, приступили к реализации практического этапа.

Работа над постановкой была интересна всем участникам творческой группы: педагоги отрабатывали с детьми движения, концертмейстеры занимались обработкой и аранжировкой музыкального материала, некоторые обучающиеся готовили сообщения для сверстников о событиях Великой Отечественной войны. К изготовлению костюмов были привлечены швеи Центра внешкольной работы. В результате дружной и сплочённой работы над проектом стало возможным достижение поставленных целей и задач, а также создание танцевальной композиции, музыкального сопровождения и видеоматериалов, которые впоследствии эффективно использовались при организации учебно-воспитательного процесса.

Через проектную деятельность решались следующие задачи: развитие познавательного интереса подростков к историческим событиям времён Великой Отечественной войны; формирование коммуникативных и проектно-исследовательских компетентностей, креативных способностей детей; совершенствование эмоциональной сферы обучающихся, воспитание эстетического вкуса, уважения и любви к музыкальному и танцевальному искусству как эффективному средству самовыражения и передачи образа.

На заключительном этапе практические результаты проектной деятельности были представлены в разных формах публичного выступления: на научно-практической конференции Центра обучающиеся образцового ансамбля народного танца «Вдохновение» успешно защитили работы, посвящённые событиям Великой Отечественной войны; в мае на мероприятиях, посвящённых Победе, коллектив «Вдохновение» выступал с танцевальной композицией «Чтобы помнили…», которую посмотрели более 500 зрителей разного возраста, в том числе и ветеранов. Таким образом, проект «Чтобы помнили…» показал возможности эффективного формирования гражданско-патриотических качеств средствами хореографии.

Форма проектной деятельности позволила реализовать деятельностный подход в патриотическом воспитании подрастающего поколения, активизировать всех участников проекта, всесторонне осветить тему, создать атмосферу, помогающую обучающимся прочувствовать события военных времён. Учитывая то, что в основе деятельности коллектива лежат народные танцы, работая над проектом, обучающиеся приобрели значительный коммуникативный опыт, освоили основы исследовательской и поисковой работы, совершенствовали исполнительские навыки и умения. В процессе проектной деятельности обучающиеся выразили своё личное отношение к Великой Отечественной войне, мужеству и героизму советского народа не только средствами хореографии, но и через исследовательскую работу.

Оценив преимущества проектирования образовательной среды, педагоги и обучающиеся ансамбля «Вдохновение» решили не останавливаться на достигнутом. Так, учитывая возросший интерес молодёжи к ирландским танцам, которые привлекают яркостью костюмов, выразительностью и ритмичностью исполнения, разработали и реализовали проект «Ирландский танец». Формирование культуры межнациональных отношений всегда было важнейшей составной частью воспитательного процесса в коллективе, так как это имеет огромное значение в развитии культуры танца. Уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям неразрывно связано с культурой межнациональных отношений. Образцовый ансамбль народного танца «Вдохновение» постоянно пополняет свой репертуар танцами народов мира (украинские, белорусские, молдавские, татарские и др.). В процессе подготовки танцевальной композиции дети знакомятся с историей и традициями народа, что помогает осознать характер и особенности исполнения танца, способствует воспитанию уважения к культуре разных наций.

Культура Ирландии интересна, своеобразна, но мало знакома россиянам. В процессе работы над проектом дети смогли проследить, как зарождался и видоизменялся танец в Ирландии, узнали о происхождении танцевального костюма, познакомились с наиболее характерными движениями и своеобразием рисунка современного ирландского танца. Обучающаяся ансамбля разработала свой исследовательский проект «Танец - воплощение культуры», который успешно представила на НПК Центра и Всероссийском конкурсе проектов «Созидание и творчество». Хореографический номер «Ирландский танец» удостоен высоких наград на конкурсах разного уровня и до сих пор является украшением мероприятий, проводимых на разных концертных площадках города.

В следующем учебном году был успешно реализован проект «Балетмейстер: воплощение образа в танце», ориентированный на обучающихся, которые уже освоили дополнительную общеобразовательную программу, но хотели продолжить занятия в коллективе. В ходе работы над проектом дети подготовили сообщения о творческой деятельности известных балетмейстеров, на практике познакомились с алгоритмом работы над танцевальным номером, получили возможность попробовать себя в роли хореографов-постановщиков. Выпускница ансамбля решила связать свою будущую профессиональную деятельность с хореографическим искусством, успешно сдала экзамены и сейчас обучается в Санкт-Петербургском государственном университете профсоюзов.

Все педагогические проекты были совершенно разными по целям и содержанию, но в целом проектная деятельность в коллективе имеет общие черты. Так, кроме организации системы мероприятий по теме, проекты включали сопровождение деятельности обучающихся над индивидуальными проектами. Среди задач таких педагогических проектов: расширение знаний и умений обучающихся по определённой теме и развитие проектно-исследовательских навыков. Продуктов проектной деятельности в таком случае предусматривается несколько: хореографический номер; сообщения и рефераты обучающихся; создание собственных проектов обучающимися в рамках общей темы с целью участия в НПК; создание мультимедийной презентации по теме и др.

Индивидуальные творческие проекты детей являются составной частью проектов педагогов. Проектирование образовательной среды в данных случаях способствует сплочению детского коллектива, повышению интереса к деятельности, вовлечению в жизнедеятельность творческого объединения родителей, повышению статуса коллектива в социуме и т. д.

Среди результатов каждого проекта - успешное участие обучающихся в научно-практических конференциях Центра (4 работы) и Всероссийском конкурсе. Это важное достижение, так как особенностью обучения хореографии является то, что на занятиях дети не работают за партами и компьютерами, поэтому вся исследовательская составляющая проектной деятельности обучающимися осуществляется самостоятельно во внеучебное время.

Педагоги коллектива «Вдохновение» на практике убедились в том, что проектная деятельность - это эффективное средство всестороннего развития обучающихся. Залогом успешной работы является атмосфера взаимопонимания и творческого поиска между всеми участниками проекта.

Мазова Галина Борисовна, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования-хореограф ГБОУ ЦРР-д/с №22 г.Химки.

Цель проекта: Содействовать всестороннему развитию личности дошкольника средствами хореографии.

Задачи проекта:

  1. Эстетические:
  • развивать музыкальный вкус и кругозор;
  • пробуждать интерес к хореографическому искусству;
  • развивать творческие способности посредством танца;
  • прививать ребёнку чувство любви к своему телу;
  • формировать навыки музыкального восприятия в единстве с выразительным движением;
  1. Пластические:
  • развивать гибкость, пластичность, выразительность, точность движений;
  • развивать мышечную силу, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности;
  • формирование навыков грациозности, изящества движений;
  1. Оздоровительные задачи:
  • способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;
  • формировать правильную осанку;
  • содействовать развитию органов дыхания;
  1. Воспитательные задачи:
  • воспитывать силу воли, самостоятельность, стремление доводить начатое дело до конца;
  • понимать значение результатов своего творчества;
  • эмоционально раскрепостить ребёнка;
  • учить оценивать свои поступки, чутко относиться к творчеству сверстников.

Описание проекта:

Актуальность: в основе педагогических требований к определению содержания, методики и организационных форм занятий с детьми по хореографии лежит принцип воспитывающего обучения. Воспитание и обучение представляют неразрывное единство. Педагогический процесс строится таким образом, чтобы дети, приобретая знания, овладевая навыками и умениями, одновременно формировали бы свое мировоззрение, приобретали лучшие взгляды и черты характера. Занятия по танцу содействуют эстетическому воспитанию детей, оказывают положительное воздействие на их физическое развитие, способствуют росту их общей культуры, поэтому можно утверждать, что хореографическое искусство имеет богатую возможность широкого осуществления воспитательных задач.

Цель: содействовать всестороннему развитию личности дошкольника средствами хореографии.

Задачи:

  1. Эстетические: развивать музыкальный вкус и кругозор; пробуждать интерес к хореографическому искусству; развивать творческие способности посредством танца; прививать ребёнку чувство любви к своему телу; формировать навыки музыкального восприятия в единстве с выразительным движением;
  2. Пластические : развивать гибкость, пластичность, выразительность, точность движений; развивать мышечную силу, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности;< формирование навыков грациозности, изящества движений;
  3. Оздоровительные задачи: способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата; формировать правильную осанку; содействовать развитию органов дыхания;
  4. Воспитательные задачи: воспитывать силу воли, самостоятельность, стремление доводить начатое дело до конца; понимать значение результатов своего творчества; эмоционально раскрепостить ребёнка; учить оценивать свои поступки, чутко относиться к творчеству сверстников.

Участники проекта: дети в возрасте от 3 до 7 лет: всего более 100 человек, родители, воспитатели.

Тип проекта.

Механизм исполнения: развитие элементарных хореографических навыков у детей дошкольного возраста.

Сроки реализации: 9 месяцев (с сентября по май)

  1. этап- Подготовительный (Сентябрь)
  2. этап- Основной (Продуктивный, с октября по апрель)
  3. этап- Заключительный (Май)

Подготовительный: 1. Подбор методической литературы и интернет ресурсов по теме проекта. 2. Подбор музыкально-ритмических игр по возрастным категориям. Составление 3. Подбор материалов и составление календарно- тематического планирования по теме. 4. Подбор диагностического материала и проведение начальной диагностики. 5. Подбор методического материала для занятий: комплексы движений для танцев-минуток, хореографических постановок, различных игр. 6. Формирование групп.

Основной: 1. Просмотр видео и фото материалов различных видов танцевального искусства с детьми. 2. Разучивание танцевальных этюдов и танцевальных композиций согласно плану. 3. Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей средствами хореографии». 7. Изготовление элементов костюмов к танцам. 8. Открытые занятия для родителей. 9.Участие во всех культурно-досуговых мероприятиях ДОУ и городского округа Химки.

Заключительный 1. Сбор фото и видео материалов по теме проекта. 2.Творческий отчет по проекту. 3.Диагностика

Культурно – досуговая деятельность обладает необходимым педагогическим потенциалом и обеспечивает культурно-формирующие условия для развития личности. Анализ основных видов и жанров художественно-творческой деятельности позволяет определить искусство хореографии как наиболее универсальное средство формирования личности и ее креативных способностей, которое осуществляет развитие в трех основных направлениях: музыкально-эстетическое, нравственное, физическое. Кроме того, искусство хореографии является невербальным средством коммуникации, сочетающим в себе элементы сразу трех знаковых систем: оптико-кинетической, пара- и экстралингвистической и визу

Мероприятия в рамках проекта:

Участие во всех культурно-досуговых мероприятиях ДОУ и городского округа Химки. Открытые занятия и праздничные концерты для воспитанников и родителей.

Охват проекта:

дети в возрасте от 3 до 7 лет: всего более 100 человек, родители, воспитатели.

Затраченные ресурсы:

9 месяцев (с сентября по май)

Достигнутые результаты:

С каждым годом количество желающих заниматься хореографией на базе МБДОУ Центр развития ребенка — детский сад №2 «Золотая рыбка» увеличивается.

Лимаренко Наталия Александровна

педагог дополнительного образования

МБОУ СОШ №22 города Нижневартовска

Проектная деятельность в школьной хореографической студии

Хореография является важным компонентом культурно-эстетической среды школы, влияющим на формирование общей культуры и физическое развитие школьников. В то же время исследования ученых показывают, что процент занимающихся хореографией школьников к подростковому возрасту снижается. Представляется, что причины такого явления – отсутствие свободы выбора видов хореографии, слабая ценностно-смысловая мотивация хореографических занятий. Видимо, проблема заключается в том, как организовать хореографическую деятельность учащихся в системе дополнительного образования школы таким образом, чтобы она не сводилась только к техническим решениям, а способствовала духовному становлению, эстетическому развитию школьников, становилась для них ценностно-значимой.

Одним из способов решения может служить использование проектных педагогических технологий как формирующих условий процесса обучения в старших группах школьной хореографической студии.

Проектный метод дает возможность развивать у обучающихся комплекс умений самостоятельно и под руководством педагога осваивать новые способы деятельности в сфере хореографического творчества, помогает в достижении результатов, которые повышают в обучающихся интерес к хореографическому искусству, обеспечивает интеграцию хореографии с такими общеобразовательными предметами, как история, литература, музыка, мировая художественная культура.

Возможны следующие виды хореографического проектирования: творческие задания по сочинению учебных и танцевальных комбинаций, этюдов, постановка хореографического номера, разработка системы упражнений в соответствии с задачами обучения, подготовка рефератов, микро - исследований, учебных проектов, создание компьютерных презентаций к разделам учебной программы.

Формы обучения при этом могут быть разными: групповыми и индивидуальными, с применением информационно-коммуникационных технологий и без них. Результаты проектирования всегда конкретны и могут быть использованы в хореографической практике.

За три года обучения мои воспитанники - учащиеся старшей группы хореографической студии разработали проекты как краткосрочные (групповые проекты «История хореографии», «Балет в России», «Особенности танцев коренных народов Севера»), так и долгосрочные (индивидуальные проекты «Моделирование исторического костюма», «Парадоксы судьбы Кармен», «Современный костюм для современного танца», «Времена и люди в зеркале»)

Вне зависимости от вида проекта структура проектировочной деятельности отражает следующий алгоритм действий:

Целеполагание (определение замысла учебно-творческой деятельности, выявление проблемы, постановка задач, выбор идей для их решения);

Моделирование (разработка и оценка вариантов решения, теоретическое представление будущего образа деятельности);

Конструирование (определение и обоснование условий и средств достижения цели, разработка тактики действий, планирование этапов осуществления деятельности);

Реализация (осуществление запланированного, координация действий, оценка процесса через обратную связь);

Анализ (анализ качественных изменений и рефлексия деятельности, определение дальнейших направлений учебно-творческой деятельности).

На всех этапах подготовки проекта педагог выступает в роли консультанта и помощника, а не эксперта.

Пример ученического проекта «Парадоксы судьбы Кармен» (фрагмент ).

Ученица 9 класса решила выяснить, в чем загадка Кармен. Почему многочисленные актрисы мечтают сыграть ее роль, а женщины хотят чем-то быть похожими на нее? Откуда образ Кармен появился в нашей культуре?

Вступление .

Кармен… Каждый человек в своей жизни хоть раз слышал это имя. Когда мы произносим слово «Кармен», сразу возникают ассоциации: сочетание черного с красным, страсть, смешанная с трагизмом, жгучий огонь и яркая роза, хабанера и Испания. «Кармен» - это бесценное произведение, которое написал известный писатель Проспер Мериме. Кармен» - это опера Бизе. «Кармен» -это многочисленные фильмы режиссеров разных стран.

Определение цели и задач.

Цель работы: исследовать особенности образа Кармен как культурного символа в разных жанрах литературы и искусства

Выяснить, как менялся образ свободолюбивой цыганки под пером поэта-символиста А. Блока.

Исследовать особенности трактовки характера героини средствами разных видов искусства: оперы, балета, кинематографа.

Основной этап.

Сравнительный анализ новеллы Проспера Мериме и оперы Жоржа Бизе.

В новелле Проспера Мериме "Кармен" много загадочного и странного - такого, о чем опера, в силу особенностей своего жанра, просто не в силах рассказать.

1.Трехмерное изображение Кармен в художественном произведении. Образ Кармен формируется в сознании читателя в результате непростой процедуры «наложения» трех изображений героини. Трое повествователей - мужчины, каждый из которых по-своему участвует в описании портрета и характера героини.

2. Символика образа Кармен связана с фольклорно-мифологическим комплексом, причем, не только с испанским.

3.Мериме не идеализирует свою героиню. В отличие от писателя Бизе облагородил Кармен, устранил в ее характере такие черты, как хитрость и воровскую деловитость, но подчеркнул в ней прямоту чувств, независимость, свободолюбие. Опера самобытна своими колоритными народными сценами. Эти сцены придали трагическому сюжету оптимистическое звучание.

4. Парадокс художественной судьбы Кармен заключается в том, что оперная героиня в значительной степени заслонила образ, созданный Мериме.

Кармен «поэтическая».

Жизнь образа Кармен не закончилась с премьерой оперы Бизе, она была продолжена в поэзии Александром Блоком, Мариной Цветаевой, Гарсиа Лоркой. Интересно проследить, как преобразовался образ свободолюбивой цыганки под пером поэта-символиста А. Блока.

Трансформация образа в балете «Кармен-сюита» в сравнении с оперой Ж.Бизе

«Кармен-сюита» в целом сохраняет музыкальную фабулу, драматургию и даже сюжетную канву оперы. Но изменилась «окраска конфликта - усилен трагизм, во многом сместилась расстановка смысловых и музыкальных акцентов. Изменения эти определены различием жанров оперы и балета. Сюита представляет собой картины из жизни, а точнее - духовной судьбы Кармен. Условность балетного театра легко и естественно смещает их во времени, позволяя проследить не внешние бытовые события, а события внутренней духовной жизни героини.

Приключения Кармен в кинематографе. Анализ трактовок образа разными режиссерами (Сессиль де Миль, Карлос Саура, Франческо Росси, Александр Хван, Андрей Жолдак) Заключение

Нередко писатели, поэты, композиторы и художники обращаются к вечным образам литературы и искусства. Каждый автор имеет право на то, чтобы привнести в уже существующий образ другие черты, а прежние и вовсе убрать. Так называемые «бродячие» сюжеты и образы интересны во всем многообразии этих преобразований. Известно много вечных образов: Дон Жуан, Дон Кихот, Санчо Пансо, Ромео и Джульетта, Гамлет, Отелло. Одним из самых узнаваемых, популярных и, может, даже, самым любимым можно назвать образ Кармен. Он лубоко укоренился в мировой гуманитарной традиции, известен очень давно, и до сих пор интерес к этому персонажу не гаснет. Образ Кармен, как всякий культурный символ, используется на самых разных уровнях: высокого искусства, поп-арта и даже бытового поведения.

Работа над проектом является чрезвычайно эффективной, так как способствует формированию предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, развитию творческих способностей и коммуникативных навыков, развитию умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого и самостоятельно, готовит к обучению в средних специальных и высших учреждений хореографической направленности.