Прочитаем информацию.

Ученые-обществоведы отмечают, что однозначное разделение сфер общества возможно лишь в рамках его теоретического анализа, однако в реальной жизни характерна их тесная взаимосвязь, взаимозависимость и взаимопересечение (что отражается в названиях, например, социально-экономические отношения). Именно поэтому важнейшей задачей обществознания становится достижение целостности научного понимания и объяснения закономерностей функционирования и развития общественной системы в целом.

Рассмотрим примеры.

Сферы общества

Пример взаимосвязи

Экономическая и политическая

1.Проведение реформ по снижению налогов способствует облегчению деятельности предпринимателей.

2.В условиях экономического кризиса президент страны назначил досрочные парламентские выборы.

3.На парламентских выборах победила партия, выступавшая за снижение налогового бремени.

4.В результате налоговых реформ выросли темпы промышленного развития.

5. Рост государственных ассигнований на производство новых видов вооружения.

Социальная и политическая

Представители так называемых «средних слоев» - квалифицированные специалисты, работники информационной сферы (программисты, инженеры), представители малого и среднего бизнеса участвуют в формировании ведущих политических партий и движений.

Экономическая и социальная

Высокий урожай зерновых, усиление конкуренции привели к снижению цен на этот продукт. Вслед за этим снизились цены на мясо и другие продукты. Это позволило большим социальным группам малообеспеченных граждан - пенсионерам, большим семьям с одним кормильцем – существенно пополнить свою потребительскую корзину.

Экономическая, политическая, духовная

Политическая партия разработала и обосновала программу преодоления спада производства.

Экономическая и духовная

1.Хозяйственные возможности общества, уровень овладения человеком природными ресурсами позволяет развивать науку, и наоборот, фундаментальные научные открытия способствуют преобразованию производительных сил общества.

2.Финансирование меценатом деятельности музея.

Экономическая, политическая, социальная, духовная

В ходе проводимых в стране рыночных реформ узаконено многообразие форм собственности. Это способствует возникновению новых социальных групп – предпринимательского класса, малого и среднего бизнеса, фермерства, специалистов с частной практикой. В области культуры возникновение частных средств массовой информации, кинокомпаний, итернет-провайдеров способствует развитию плюрализма в духовной сфере, созданию разных по своей сути духовных продуктов, разнонаправленной информации.

Выполним онлайн-задания.

Приглашаем к интеллектуально-игровой деятельности.

Интеллектуальные игры «Обществознание»

§ 6. Как управлять территориальной структурой города?

Практически во всех экономически развитых странах существует государственное регулирование размещения предприятий и учреждений в городах. Его целью является сохранение высокого качества среды и её привлекательности.

Регулирование городского расселения в США. В Соединённых Штатах Америки в начале XIX в. в целях пожарной безопасности в городах разрешалось строительство домов только из кирпича и камня, покрытых железом или черепицей.

К началу XX в. были приняты законы, регулирующие внутреннюю территориальную структуру городов. Первые из них лишили владельцев земли прав на недра под участком и на воздушное пространство над ним. В 1909 г. по закону «О зонировании Лос-Анджелеса» территория города была разделена на жилые и промышленные районы с целью оградить участки с частной жилой застройкой от угрожающего их качеству (и, соответственно, стоимости) индустриального соседства. В 1916 г. был принят закон «О зонировании Нью-Йорка», по которому в городе выделялось три зоны: жилищная, торговая и зона, использование которой не лимитировалось. Кроме того, были выделены участки, где ограничивалась высота зданий и плотность жилой застройки.

С 1960-х гг. регулирование городского расселения в США ведется исключительно экономическими мерами, которые по сути являются средством сегрегации жилых районов по имущественному и социальному положению жителей.

Существует ли оптимальная территориальная структура города?

Очевидно, что в структуре землепользования каждого города должны быть не только промышленные, торговые и жилые зоны, но и зоны рекреации, необходимые для отдыха людей и сохранения комфортности проживания. Модель поляризованного ландшафта даёт ответы на вопросы, какое взаимное расположение функциональных зон города может быть признано оптимальным, как уберечь парки, бульвары, реки (они ведь не приносят денег застройщику) от расширяющейся жилой и торговой застройки?

По модели Бориса Родомана оптимальной городской структурой может быть признано размещение, при котором агрессивные участки (промышленные предприятия, торговые центры) отделены от жилых районов так называемыми «зелёными клиньями» - парками, бульварами, зонами отдыха (рис. 58). По осям «зелёных клиньев», начинающихся в городских парках, должны протянуться туристические дороги, оборудованные согласно требованиям ландшафтной архитектуры. Только таким образом - при оптимизации территориальной структуры - природа может быть сохранена в индустриальном обществе.

Рис. 58. Оптимальная территориальная структура города. Переплетающиеся сети поляризованного ландшафта (по Б. Родоману):
1 - центры городов и скоростные дороги; 2 - жилые кварталы с постоянным населением и обрабатывающей промышленностью, безвредной для окружающей среды; 3 - сельское хозяйство высокой и средней интенсивности, морские плантации и промыслы; 4 - загородные природные парки для отдыха и туризма, экстенсивное сельское хозяйство (естественные сенокосы, пастбища); 5 - природные заповедники; 6 - рекреационные поселения и жилища (дачи, дома отдыха, турбазы, плавучие отели) и соединяющие их туристические маршруты, тропы, дороги, рейсы

Разрешение на застройку купленного участка даётся городскими властями только при условии выполнения требований к его площади, архитектурному стилю здания, размеру жилой площади (в конце XX в. для домов на окраине города она должна быть не менее 140 м 2 , а в некоторых наиболее престижных районах - около 200 м 2 , с обязательным бассейном, дорогостоящей замкнутой системой жизнеобеспечения и пр.). Эти требования автоматически делают жильё дорогим, ограничивая тем самым возможности для менее обеспеченных людей селиться в этих районах.

Широкое распространение получила система денежных компенсаций жителям за «потери в качестве жизни». Считается, что близкое расположение таких объектов, как тюрьма, психиатрическая лечебница, электростанция, промышленное предприятие, резко снижает качество и, соответственно, стоимость расположенного поблизости жилья.

Регулирование городского расселения в ЮАР. Существовавшая в ЮАР до 1990-х гг. XX в. система апартеида - раздельного проживания людей с разным цветом кожи - отразилась и в территориальной структуре городов: в крупных городах выделялись районы, в которых разрешалось проживание только белых или только чёрных граждан (рис. 59). В настоящее время, когда апартеид осуждён и отменён законодательно, существовавшая ранее система расселения продолжает оставаться и вряд ли скоро трансформируется, учитывая высокую стоимость земли и жилья в крупных городах. Чёрные жители с низким уровнем дохода просто не могут позволить себе изменить место жительства.

Рис. 59. Расовое зонирование г. Порт-Элизабет (ЮАР), 1950-е гг. Районы, законодательно выделенные для проживания:

  1. - белого населения;
  2. - цветного населения;
  3. - индийцев;
  4. - китайцев;
  5. - чёрного населения;
  6. - центральный деловой район.
Белым цветом показаны районы, где проживание не регламентировалось законом

Вынужденное переселение коренных жителей в «тауншипы» - «чёрные» пригороды - датируется началом XX в. Основная часть чёрных южноафриканцев проживала в крупных городах и работала на находящихся в непосредственной близости от городов шахтах и предприятиях, ежедневно совершая маятниковые миграции. Резкое повышение стоимости проезда сделало ежедневные перемещения невыгодными с экономической точки зрения. Чёрные африканцы были вынуждены продать своё жильё в городе и поселиться рядом с шахтами и заводами. Такие поселения расположены практически вокруг всех крупнейших городов ЮАР, например Дурбана, Йоханнесбурга (рис. 60).

Рис. 60. Пригород г. Йоханнесбурга (ЮАР)

Регулирование городского расселения в СССР. Существовавший в СССР в середине XX в. институт прописки и политика ограничения роста крупных городов фактически закрепляли граждан за определёнными населёнными пунктами. Только в начале 1990-х гг. институт прописки был отменён и признан противоречащим Конституции.

Регулирование городского расселения в Китае. Существующая в стране система «хуко», закрепляющая сельское население на месте конкретного проживания (аналог советской прописки), на сегодняшний день является основным тормозом индустриального развития Китая, поскольку препятствует миграциям преобладающего сельского населения на бурно развивающиеся промышленные предприятия городов.

Основные идеи темы

  • Экономическая структура города зависит от функционирования базового сектора городской экономики.
  • Характер использования земель в городах зависит от их транспортной доступности.
  • Цена на землю максимальна в центральном деловом районе и снижается по мере удаления от центра.
  • В территориальной структуре каждого города есть элементы трёх базовых моделей - концентрической, многоядерной, секторальной.
  • Регулирование территориальной структуры городов необходимо для обеспечения оптимального использования городского пространства.

Повторение и обобщение знаний по теме

  1. Объясните на конкретном примере взаимосвязь базового, обслуживающего секторов и сектора домашнего хозяйства. Сформулируйте модель Лоури.
  2. Каковы закономерности размещения участков с различной ценой на землю в крупном городе?
  3. Какие модели использования земель в городах вы знаете? В чём заключается особенность каждой из них?
  4. К какой модели использования земли в городах можно отнести ваш город? Почему?
  5. Каковы закономерности установления цены на жильё в городе?
  6. Почему бедняки иногда проживают в центре города, на дорогой земле, в неблагоустроенных жилищах, а более обеспеченные люди - на окраине, где земля дешевле?
  7. Какие методы регулирования территориальной структуры города существуют?

Секторы городской экономики. Развитие экономики города зависит от его географического положения, функций в системе расселения, интенсивности производственных связей с окружающей территорией, численности экономически активного населения, мощности базовых отраслей.

Экономика каждого города состоит из трех основных секторов - базового, обслуживающего и сектора домашнего хозяйства.

Базовый сектор обладает градообразующей ролью. Его предприятия производят товары и услуги, которые вывозятся (экспортируются) за пределы города. Доходы от их вывоза используются для закупки продукции из других регионов страны и мира. С развитием базового сектора связана динамика численности населения города; именно предприятия базового сектора определяют «лицо» города в районе, стране, мире. К базовому сектору городской экономики относятся такие отрасли, как промышленность, строительство, высшее образование, управление, внешний транспорт.

В состав обслуживающего сектора входят предприятия, обеспечивающие как базовый сектор (ремонтные мастерские, исследовательские организации), так и жизнь людей: химчистки, прачечные, рестораны, ремонтные мастерские и пр. Сектор домашнего хозяйства - это неработающие пенсионеры, домохозяйки, дети.

Базовую занятость составляют работники предприятий базового сектора, обслуживающую - работники других отраслей городской экономики.

Для оценки экономической эффективности и перспектив развития города используется индекс базовой занятости , рассчитываемый как отношение числа занятых в экспортной отрасли к численности всех горожан.

В городах менее развитых стран большое значение имеет так называемый неформальный сектор . В нем заняты недавно прибывшие из сельских районов мигранты, не имеющие постоянной работы. Они зарабатывают на жизнь разноской и продажей воды, газет, сувениров, чисткой обуви и другим неквалифицированным трудом, т. е. работой, не связанной ни с базовым, ни с обслуживающим сектором.

Уровень специализации городской экономики определяется с помощью индекса локализации , рассчитываемого как отношение доли отрасли в городской экономике к доле той же отрасли в экономике страны (мира). Для расчетов используются данные о численности работающих или о стоимости произведенной продукции.

Городской мультипликатор: модель Лоури. Модель Лоури отражает взаимосвязь секторов городской экономики и их взаимное влияние на рост людности города. Развитие базовых производств ведет к расширению обслуживающих производств и росту занятости как в них самих, так и в секторе домашнего хозяйства.

Модель Лоури

Рассмотрим взаимозависимость секторов городской экономики на примере небольшого города, базовый сектор и базовая занятость в котором связаны с разработкой расположенного в окрестностях месторождения железной руды. Вывоз руды позволяет городу закупать продовольствие и предметы потребления для жителей и оборудование для функционирования базового сектора. Добыча руды ведет к развитию технологически связанных с ней производств: обогатительных фабрик, ремонтных цехов, предприятий по изготовлению оборудования. В свою очередь, растет число занятых в сфере управления, образования, в секторе домашнего хозяйства. На первых этапах рост занятости в базовом секторе происходит преимущественно за счет привлечения рабочей силы из других районов или из сельской местности.

Предположим, что для работы на руднике в город приехало 100 шахтеров; это значит, что базовая занятость в городе увеличится на 100 рабочих мест. Как будут «вести себя» другие секторы городской экономики? Если семья каждого шахтера состоит из четырех человек (глава семьи - работник базового сектора, неработающая жена и двое детей), то численность населения города в целом увеличится на 400 чел. (в том числе базовый сектор - на 100, а сектор домашнего хозяйства - на 300 чел.). Таким образом, базовый мультипликатор равен 4. Для нормальной жизни этих людей необходимо построить новые больницы, химчистки, булочные. Это неизбежно приведет к росту занятости в обслуживающем секторе.

Как правило, рост сектора домашнего хозяйства на 10 чел. ведет к увеличению занятости в обслуживающем секторе на одно место. Таким образом, мультипликатор обслуживающего сектора равен 1/10. Очевидно, что каждый занятый в обслуживающем секторе имеет семью, члены которой, в свою очередь, должны иметь доступ к обслуживающему сектору, т. е. расширение обслуживающего сектора ведет к расширению сектора домашнего хозяйства и самого обслуживающего сектора. Так круги расширения численности населения города увеличиваются. Когда вырастут и выучатся дети шахтеров, они, вероятно, пойдут работать на предприятия базового и обслуживающего секторов, т. е. начнется новый круг роста всех секторов городской экономики.

При реальных подсчетах по модели Лоури используются такие понятия, как «зональный ограничитель» (предполагается, что жилищное строительство не может бесконечно расширяться и занимать земли, предназначенные для промышленных предприятий) и «пороговый ограничитель» (существуют пороговые значения численности людей, при которых создание предприятий обслуживающего сектора может считаться экономически оправданным - например, при росте населения на 1000 чел. возникает необходимость в строительстве поликлиники, а на 5000 чел. - больницы).

где h - мультипликатор сектора домашнего хозяйства;

s - мультипликатор обслуживающего сектора.

Таким образом, при росте базового сектора на 100 чел. в первом круге расширения общая численность населения города вырастет до 667 человек:

Со временем, когда истощатся запасы руды, начнут закрываться рудники и обогатительные фабрики, занятость в базовом и обслуживающем секторах будет сокращаться. Если власти не будут предпринимать меры - проводить региональную политику, то город и окружающая его территория превратятся в классический депрессивный район с падающим уровнем жизни, экологическими и социальными проблемами и постоянной оппозицией правительству.

В случае принятия властями решения о поддержке городской экономики проводится политика по привлечению новых базовых производств, развитию соответствующей инфраструктуры, переквалификации кадров. Если же из за географического положения города (суровых природных условий, удаленности от экономических центров страны), специфических хозяйственных навыков и уровня образования населения новые отрасли «отказываются» мигрировать, горожанам может быть предложено переехать в более перспективные районы.


Похожая информация.


Практически во всех экономически развитых странах существует государственное регулирование размещения предприятий и учреждений в городах. Его целью является сохранение высокого качества среды и её привлекательности.

Регулирование городского расселения в США. В Соединённых Штатах Америки в начале XIX в. в целях пожарной безопасности в городах разрешалось строительство домов только из кирпича и камня, покрытых железом или черепицей.

К началу XX в. были приняты законы, регулирующие внутреннюю территориальную структуру городов. Первые из них лишили владельцев земли прав на недра под участком и на воздушное пространство над ним. В 1909 г. по закону «О зонировании Лос-Анджелеса» территория города была разделена на жилые и промышленные районы с целью оградить участки с частной жилой застройкой от угрожающего их качеству (и, соответственно, стоимости) индустриального соседства. В 1916 г. был принят закон «О зонировании Нью-Йорка», по которому в городе выделялось три зоны: жилищная, торговая и зона, использование которой не лимитировалось. Кроме того, были выделены участки, где ограничивалась высота зданий и плотность жилой застройки.

С 1960-х гг. регулирование городского расселения в США ведется исключительно экономическими мерами, которые по сути являются средством сегрегации жилых районов по имущественному и социальному положению жителей.

Существует ли оптимальная территориальная структура города?

Очевидно, что в структуре землепользования каждого города должны быть не только промышленные, торговые и жилые зоны, но и зоны рекреации, необходимые для отдыха людей и сохранения комфортности проживания. Модель поляризованного ландшафта даёт ответы на вопросы, какое взаимное расположение функциональных зон города может быть признано оптимальным, как уберечь парки, бульвары, реки (они ведь не приносят денег застройщику) от расширяющейся жилой и торговой застройки?

По модели Бориса Родомана оптимальной городской структурой может быть признано размещение, при котором агрессивные участки (промышленные предприятия, торговые центры) отделены от жилых районов так называемыми «зелёными клиньями» - парками, бульварами, зонами отдыха (рис. 58). По осям «зелёных клиньев», начинающихся в городских парках, должны протянуться туристические дороги, оборудованные согласно требованиям ландшафтной архитектуры. Только таким образом - при оптимизации территориальной структуры - природа может быть сохранена в индустриальном обществе.

Рис. 58. Оптимальная территориальная структура города. Переплетающиеся сети поляризованного ландшафта (по Б. Родоману):
1 - центры городов и скоростные дороги; 2 - жилые кварталы с постоянным населением и обрабатывающей промышленностью, безвредной для окружающей среды; 3 - сельское хозяйство высокой и средней интенсивности, морские плантации и промыслы; 4 - загородные природные парки для отдыха и туризма, экстенсивное сельское хозяйство (естественные сенокосы, пастбища); 5 - природные заповедники; 6 - рекреационные поселения и жилища (дачи, дома отдыха, турбазы, плавучие отели) и соединяющие их туристические маршруты, тропы, дороги, рейсы

Разрешение на застройку купленного участка даётся городскими властями только при условии выполнения требований к его площади, архитектурному стилю здания, размеру жилой площади (в конце XX в. для домов на окраине города она должна быть не менее 140 м 2 , а в некоторых наиболее престижных районах - около 200 м 2 , с обязательным бассейном, дорогостоящей замкнутой системой жизнеобеспечения и пр.). Эти требования автоматически делают жильё дорогим, ограничивая тем самым возможности для менее обеспеченных людей селиться в этих районах.

Широкое распространение получила система денежных компенсаций жителям за «потери в качестве жизни». Считается, что близкое расположение таких объектов, как тюрьма, психиатрическая лечебница, электростанция, промышленное предприятие, резко снижает качество и, соответственно, стоимость расположенного поблизости жилья.

Регулирование городского расселения в ЮАР. Существовавшая в ЮАР до 1990-х гг. XX в. система апартеида - раздельного проживания людей с разным цветом кожи - отразилась и в территориальной структуре городов: в крупных городах выделялись районы, в которых разрешалось проживание только белых или только чёрных граждан (рис. 59). В настоящее время, когда апартеид осуждён и отменён законодательно, существовавшая ранее система расселения продолжает оставаться и вряд ли скоро трансформируется, учитывая высокую стоимость земли и жилья в крупных городах. Чёрные жители с низким уровнем дохода просто не могут позволить себе изменить место жительства.

Рис. 59. Расовое зонирование г. Порт-Элизабет (ЮАР), 1950-е гг. Районы, законодательно выделенные для проживания:

  1. - белого населения;
  2. - цветного населения;
  3. - индийцев;
  4. - китайцев;
  5. - чёрного населения;
  6. - центральный деловой район.
Белым цветом показаны районы, где проживание не регламентировалось законом

Вынужденное переселение коренных жителей в «тауншипы» - «чёрные» пригороды - датируется началом XX в. Основная часть чёрных южноафриканцев проживала в крупных городах и работала на находящихся в непосредственной близости от городов шахтах и предприятиях, ежедневно совершая маятниковые миграции. Резкое повышение стоимости проезда сделало ежедневные перемещения невыгодными с экономической точки зрения. Чёрные африканцы были вынуждены продать своё жильё в городе и поселиться рядом с шахтами и заводами. Такие поселения расположены практически вокруг всех крупнейших городов ЮАР, например Дурбана, Йоханнесбурга (рис. 60).

Рис. 60. Пригород г. Йоханнесбурга (ЮАР)

Регулирование городского расселения в СССР. Существовавший в СССР в середине XX в. институт прописки и политика ограничения роста крупных городов фактически закрепляли граждан за определёнными населёнными пунктами. Только в начале 1990-х гг. институт прописки был отменён и признан противоречащим Конституции.

Регулирование городского расселения в Китае. Существующая в стране система «хуко», закрепляющая сельское население на месте конкретного проживания (аналог советской прописки), на сегодняшний день является основным тормозом индустриального развития Китая, поскольку препятствует миграциям преобладающего сельского населения на бурно развивающиеся промышленные предприятия городов.

Основные идеи темы

  • Экономическая структура города зависит от функционирования базового сектора городской экономики.
  • Характер использования земель в городах зависит от их транспортной доступности.
  • Цена на землю максимальна в центральном деловом районе и снижается по мере удаления от центра.
  • В территориальной структуре каждого города есть элементы трёх базовых моделей - концентрической, многоядерной, секторальной.
  • Регулирование территориальной структуры городов необходимо для обеспечения оптимального использования городского пространства.

Повторение и обобщение знаний по теме

  1. Объясните на конкретном примере взаимосвязь базового, обслуживающего секторов и сектора домашнего хозяйства. Сформулируйте модель Лоури.
  2. Каковы закономерности размещения участков с различной ценой на землю в крупном городе?
  3. Какие модели использования земель в городах вы знаете? В чём заключается особенность каждой из них?
  4. К какой модели использования земли в городах можно отнести ваш город? Почему?
  5. Каковы закономерности установления цены на жильё в городе?
  6. Почему бедняки иногда проживают в центре города, на дорогой земле, в неблагоустроенных жилищах, а более обеспеченные люди - на окраине, где земля дешевле?
  7. Какие методы регулирования территориальной структуры города существуют?