Наши партнеры

Патриотизм в наше время

Патриотизм в наше время.

Патриотизм?… Если спросить у нашей молодёжи о том, что это такое, то ответов отличных от стандартной фразы: «Любовь к Родине», практически не будет. Люди часто говорят, что они патриоты. Продолжают говорить: «я люблю Родину!», но совсем не задумываются над значением этих слов. Дело в том, что патриотом, стало быть модно. Идёт сильнейшая пропаганда поднятия восстанического духа, единства народа и на ряду с этим - патриотизма. Но это понятие искажается, становится испорченным, и постепенно перерастает в национализм. Одни кричат: «я - Русский!», и идут унижать другие национальности, в слух говоря о том, что нужно избавлять Россию от иных наций, нежели славян. Избавлять от тех, чьи люди стояли за целостность Российского государства в войнах, плечом к плечу с нашими дедами! Это совсем не проявление любви к России, как к Родине.

У некоторых патриотизм проявляется лишь на словах. Многие, говоря: «я - патриот» продолжают пить, курить - тем самым ломая здоровое будущее страны, ругаться матом - уродуя родной русский язык, и ленятся учиться и работать, что приводит к деградации нации. Так разве так проявляется любовь к Родине?

Так же на ряду с этими «патриотами» есть люди, которые мечтают уехать их страны, и мечтая о заграничной жизни говорят что у нас всё плохо, что всё не так, как надо, что мы гиблая страна и ни чего уже не изменить. А сами они что-нибудь для того, чтобы это изменить предприняли? Так если все будем бежать, то ни чего и не улучшиться. Кому всё менять? Кому улучшать? Люди плюют на судьбу страны, не принимая активного участия в её истории, не ходя на выборы и нарушая закон.

Я считаю, что если уж любить Россию, то любить всем сердцем. Она наша Мать, Родина и Дом. И не в коем случае нельзя отворачиваться от неё. Да, у нас много минусов и проблем, но только любя её, мы можем их исправить.

Как можно говорить о патриотизме, когда нынешняя молодежь даже не знает своей истории, когда нет уважения к старшим. Что даже не то что учителей в школе не слушают, но и на родителей своих плюют.

Любовь к Родине начинается с самого рождения, и сопровождает нас всю жизнь. При рождении любовь к матушке России, выражается в любви к маме. В её глазах мы первый раз видим, что-то родное, нашу Родину. После добавляется уже в школе любовь и уважение к учителю, который обучая, вкладывает в нас душу. Дальше она проявляется в глазах наших дедушек и бабушек, которые жертвовали собой ради нашей светлой и спокойной жизни. Дальше родину мы видим в глазах любимого нами человека. А далее в наших детях. Когда смотришь маленькому ребёнку прямо глаза в глаза, в эти ещё ни чем не осквернённые глазки, то сразу понимаешь ради кого и чего надо жить.

Любовь к Родине тесно переплетается с любовью к природе России. К нашим Русским берёзкам, колосьям, к земле, на которой мы трудимся, и родным окрестностям.

Русский народ из покон веков гордился своей историей. Во многих войнах Россия побеждала благодаря силе духа Русского народа, благодаря сплочённости русских людей и их любви к Родине.

Именно это чувство позволяло не убегать с поля сражения, идти на смерть, выживать в голодные годы, превозмогая сложнейшие жизненные трудности, и с оружием в руках идти на врага.

К сожалению, в последнее время эти чувства стали слабеть. Теряются идеалы и цели. Существование многих людей становится бессмысленным. Поколение наших родителей ещё имеет какие-либо осознанные и продуктивные ориентиры, а наша молодёжь в большинстве своём этих ценностей перенять не смогла, а в большей степени не захотела.

У нового поколения свои взгляды на жизнь. И молодёжь расставила приоритеты с точностью наоборот. Сейчас на первом месте стоят модные вещи, машины, деньги, в общем, материальные блага. Для многих стало важнее пойти и расслабиться путём распития алкоголесодержащих напитков, нежели провести вечер с семьёй. Учёба отодвигается на второй план, а все возможные развлечения на первый. Люди стали забывать историю, уже не помнят национальных героев, а вместе с этим и совсем забывают ценности.

Проблема в том, что сознания молодёжи не хватает, что бы осознать нынешнее критическое положение, и предпринять какие либо действия, во их исправление.

«Я - Патриот», «Я люблю Россию!», «Великая Россия!» - говорит наша молодёжь, продолжая при этом выпивать, принимать наркотики, курить и ругаться матом. Таким образом, плюя на всё подвиги предков, на все их достижения и прожитую жизнь.

Вопрос о патриотизме сейчас стоит очень в сложном положении. Картинка красивого, верующего и искренне любящего свою страну народа есть, а в действительности? …..А в действительности сейчас в молодежной среде есть определенная часть юношей и девушек, которые включили патриотизм в систему своих ценностных ориентаций. К сожалению, эта часть не так значительна, как хотелось бы. Но лед тронулся. И это самое главное.

В этом году Россия будет отмечать 200 лет со дня Отечественной войны. Двести лет назад русский народ одержал великую победу над иноземными захватчиками, «великая» армия Наполеона разбилась о стойкость русского народа, храбрость и мужество русских войск.

Победа России - это непросто чудо, это выражение непреклонной воли и безграничной решительности всех народов России, поднявшихся в 1812 году на Отечественную войну в защиту национальной независимости своей родины.

Для самой России последствия Отечественной войны были огромны. Не морозы и не пространства России победили Наполеона: его победила сопротивление русского народа. Патриотизм русского народа, мужество солдат армии и искусство полководцем, твердая решимость императора Александра 1 - вот основные причины победы России в Отечественной войне 1812 года. Отрицать роль стихийных факторов нельзя, но они играли второстепенную роль.

Русский народ отстоял свое право на независимое национальное существование и сделал это с такой неукротимой волей к победе, с таким истинным презирающим всякую шумиху героизмом, с таким подъемом духа, как никакой другой народ в тогдашнем мире.

Я благодарен за Подвиг в Отечественной войне 1812 года, за Победу над врагом всему народу и каждому человеку отдельно. Они были частицей огромной силы. В Победе есть доля каждого! Они завещали нам жизнь! Пусть я не буду «полководцем» в этой жизни, но я постараюсь быть достойным своих предков. Они были одними из миллионов людей, для которых понятие патриотизма складывалось из любви к дому, семье, своему корпусу, двору, улице, городу, стране, родине.

Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старших поколений невозможно вырастить морально здоровую молодежь. Без возрождения национальной гордости, национального достоинства невозможно вдохновить людей на высокие дела.

Патриотизм нужно воспитывать с малых лет, воспитывать дух служения, единения, верности, честности, дисциплины. Только такие люди чести и породят сильную, законную, национальную власть. Наше дело — дело Русского государства. Для этого надо жить интересами Родины, самопожертвованным служением ей, интересами целого, бороться за общее благо, а не за личное, все чувства и мысли подчинить патриотическому и государственному служению Родине.

В конце своей статьи хочу процитировать слова великого русского писателя Валентина Пикуля, он говорил: «Будем же уважать наше прошлое, ибо без него все мы - как деревья без корней. Будем чтить священную память людей из былого времени - с их нелегкой и сложной судьбой».

Гришаев Роман, вице-сержант 7 роты 2 взвода

Руководитель - Горячкина Людмила Николаевна, зав.библиотекой

Постоянно поднимает в своих материалах темы Русской цивилизации и патриотизма. Родом Евгений Чернышев из Донецка, что еще раз доказывает, что Русский мир значительно шире государственных границ Российской Федерации.

Сегодня я хотел представить вам, уважаемые читатели, ещё одного автора из Донецка, написавшего отличный материал.

Как рассказать вам о реках России.
Как рассказать вам о русской земле.
Как объяснишь, что одни мы такие.
Как рассказать вам о русской душе.

Песня «Россия» Эллии Рикла
из репертуара Музыкального театра «Юсна»

Два государственных переворота: в 1917-м и 1991-м годах раскололи Россию на множество «суверенных» осколков. Географический и экономический распад сопровождался «распадом» идеологическим: при попустительстве и даже прямом содействии многих государственных деятелей СССР и СНГ, Западная Цивилизация навязала Русской Цивилизации чуждую ей либеральную идеологию, по сути, заставив наши народы отказаться от национальных корней. Всё это сделало нас слабыми и зависимыми от более сильного противника.

Сейчас ведётся много разговоров о путях и механизмах возрождения Великой России. Отметим две крайности в этих разговорах. Первая крайность: уход в чисто материальную сторону жизни – в экономику, в финансы, в механизмы повышения материального благосостояния. Другая крайность: уход в идеологию (религию), господствующую в те или иные периоды жизни нации: язычество, православие, монархия, коммунизм и пр. Первая крайность не учитывает духовной составляющей жизни целой цивилизации, а потому полностью бесперспективна. Вторая крайность не позволяет патриотам России единиться под одни знамёна и выступить одним фронтом.

Можем ли мы из этой пёстрой многоголосицы вычленить главное – то, что было бы понятно каждому представителю Русской Цивилизации и мобилизовало бы его силы для борьбы за экономический и идеологический суверенитет своей Родины? Можем. Речь пойдёт о патриотизме . Однако, имеет смысл вникнуть глубже в эту тему. Для чего постараемся ответить на пять вопросов: что такое патриотизм; что мешает патриотизму; что способствует патриотизму; что даёт патриотизм, и каковы примеры патриотизма.

1.) Что такое патриотизм

1. Естественное чувство человека и богатство нации.

Мы исходим из того, что считаем нацию – необходимой и неизбежной формой жизни и развития каждого человека (по крайней мере – в обозримую историческую эпоху), а патриотизм есть неотъемлемая часть любой нации. Отнесёмся к патриотизму, как к объективно существующему богатству нации. Это такое же объективно существующее богатство, как население государства, его природные ресурсы, промышленный потенциал и т.д.

Для лучшего понимания вопроса применим следующую аналогию: нация – это семья; государство – это дом. Нормальная жизнь человека может происходить лишь в своей семье и в своем доме. Любовь в семье – любовь к Родине, забота о доме – забота о стране, развитие всех членов семьи – развитие нации как единого организма. Нация без патриотических скреп – это масса «беспризорников», лишённых семейной любви и собственного очага. Именно такой массой нас хотят видеть закулисные руководители Запада. Для чего? Для лёгкого порабощения. Беспризорника легче обмануть, ослабить, ограбить, уничтожить.

Очень важно очистить понятие патриотизма от всех искусственных идеологических включений, насколько это вообще возможно. Патриотом мы считаем того, кто чувствует себя частью нации, и потому является её естественным защитником – более никого. Но часто патриотом считают и защитника какой-либо идеологии, а это уже в наших глазах псевдопатриотизм. Хотя, признаем, отличить одно от другого бывает порой не легко.

Яркий тому пример – гражданская война в России начала 20 века. Кто были бо льшими патриотами: красные или белые? Вопрос далеко не однозначный. Кто больше любил русскую нацию? Кто больше тяготел к национальным корням? Кто в большей степени способствовал развитию нации?.. И до сих пор не стихают споры сторонников «красной» и «белой» России, выдвигаются весомые аргументы «за» и «против». Но спор этот может быть конструктивным только тогда, когда её участники поймут разницу между настоящим патриотизмом, и псевдопатриотизмом – между защитниками нации и защитниками той или иной идеологии. Задача не из лёгких, но без её решения нам будет не только трудно, но и невозможно возродить русскую нацию.

Для наглядности вспомним нашу аналогию с семьёй и домом. Настоящий патриотизм – это забота о состоянии дома: чтобы фундамент был прочным, стены крепкими, стёкла целыми, крыша без дыр и т.д. Форма дома, его стиль, внутренний интерьер – дело хоть и важное, но далеко не главное. И если на деле «красные» и «белые» пекутся лишь об интерьере государственного устройства, при этом массово уничтожая друг друга, то они уничтожают нацию, переходя в разряд антипатриотов.

Да, государственное устройство, основанное на тех или иных идеологических, философских, религиозных воззрениях, необходимый аспект жизни нации – по сути, это форма её существования. Эта форма может, как способствовать выявлению и развитию лучших сторон нации, так и наоборот, подавлять их, и в этом случае, разумеется, надо совершенствовать отжившую форму. Но в любом случае крайне опасно и безумно полностью разрушать дом, замечая в нём какие-либо отдельные недостатки, ибо это есть катастрофа нации. Что и произошло с Россией в 20-м столетии целых два раза.

2. «Естественная» идеология государства.

Мы сказали, что патриотизм должен исходить из естественного желания представителя нации её защищать, а не из навязанной кем-то идеологии. Но это не значит, что мы против всякой идеологии. Но будем различать идеологию, основанную на естественных законах существования и развития нации, и идеологию, основанную на неких отвлечённых философских схемах, утопических теорий, которые игнорируют законы развития нации и понуждают действовать вопреки этим законам. Конечно, это очень не тривиальная тема, но мы должны стремиться к выявлению принципиальных различий между идеологией, дающей возможность успешному развитию нации (государства), и идеологией, отнимающей у неё эту возможность.

Добавим, что такая «естественная» идеология государства во многом является консервативной. В каком смысле? В смысле, что она всегда придерживается национальных корней. Такому «здоровому» консерватизму нам надо учиться у обыкновенного дерева. Ответим: что позволяет дереву из сезона в сезон менять свою крону, выпускать свежий цвет, давать всё новые и новые плоды? Корень! Который питает и обновляет. Отрубите корень, и никакого обновления не будет. Вообще жизни не будет. Это закон жизни любого живого организма: только держась своего корня (исходя из него, не изменяя ему), ты сможешь расти. В этом смысл консерватизма, дающего жизнеспособную динамику. И совсем не зря русское слово, применяющееся в отношении истории народа — «древность» содержит корень «древо»...

Отрадно видеть, что в России такой здоровый консерватизм находит всё больший отклик среди интеллектуальной элиты. Совсем недавно, в сентябре 2012 г., был создан Изборский Клуб, где собираются интеллектуальные силы России и обсуждают вопросы возрождения Русского Мира именно в консервативном патриотическом ключе.

Теперь разберёмся, почему такая естественная вещь, как патриотизм, в России стал редким товаром? Ведь мысли о патриотизме должны приниматься человеком априори, на инстинктивном уровне, сердцем. Да, в здоровом обществе это так и есть, но мы с вами живём в больном обществе. Попробуем разобраться в причинах этой болезни.

2.) Что мешает патриотизму

1. Либеральная идеология.

Первой причины мы уже коснулись – наши «геополитические друзья» тратят огромные средства для промывания наших, заражённых ещё в советские времена мещанским духом, мозгов. Потому у нас так много людей настойчиво отвергают (или принижают) идеи патриотизма, упирая на другие идеи – либеральные. Но выясним подноготную этой идеологии.

Что такое либеральная идеология? Нам хотят её представить, как заботу о правах и свободах человека. Звучит красиво, но за этими красивыми словами скрывается их полная несостоятельность. Ведь как можно заботиться о свободе и правах человека, не заботясь о свободе и правах нации, частью которой является человек? Но о нациях либералы вообще молчат – будто их вовсе нет, или будто все нации пришли к такому согласию, что их уже можно не замечать. Надеюсь, что такое счастливое будущее действительно когда-нибудь наступит. Но откройте глаза, господа либералы! Непрерывающиеся кровавые, экономические и идеологические войны, за которыми стоят тысячи и миллионы человеческих жертв – это ли «согласие между нациями»?..

Поэтому внесём в этот вопрос максимальную ясность. Либерализм – это идеология тех, кто заинтересован «не замечать» очевидные разногласия и войны между главными геополитическими игроками. Либерализм – это идеология кучки сверхбогатых, форпост которых сегодня находится в США и Англии. Им мало грабить свои страны – им надо грабить весь мир. Либерализм – это бескровное вскрытие государственных границ. Это мирный захват чужих территорий. Любой патриот государства, борец за суверенитет своей страны, для западных сверхбагатеев – враг номер один, которого непременно надо уничтожить – либо идеологически, либо физически. Что они и осуществляют на протяжении многих лет.

За Западе: либерализм – это оружие внешнего врага против России.

В России: либерализм – это либо а) опасное заблуждение, либо б) патологическая неприязнь к своей нации, либо в) средство к существованию – на деньги внешних врагов России (второе не исключает третье).

Добавим: либеральная идея в своей основе антидуховна, потому что она не признает духовных корней нации, её духовной жизни, видя во всём только материальное. Либеральная идея направлена на удовлетворение желаний тела и ума, но не Духа. Либеральная идея – это отрава для Духа.

К слову сказать. В ранне-советский период доминировала идеология, в чём-то подобная либеральной – коммунистический интернационализм. В чём её подобие? В уничтожении понятия патриотизма, или, по крайней мере – вырывании из него национального контекста. В чём различие? Идеальное государство интернационалистов напоминает казарму, идеальное государство либералов напоминает стойло. Как говориться – что кому ближе… Ради справедливости отметим, что Сталин частично исправил этот опасный крен партии, и в Великую Отечественную войну люди воевали не за идеи коммунизма, а за свою родную землю…

2. Антидуховное научное мировоззрение.

Кроме заразы либерализма есть ещё одна, более глубокая причина низкого патриотизма в России (и не только в ней), о которой мало кто говорит. Дело в том, что патриотизм – категория духовная, а значит не рассматриваемая естественной наукой. Проследим связь между патриотизмом и наукой.

Многие специалисты заговорили о системном кризисе в современной науке. На мой взгляд, этот кризис обусловлен опорой науки на прогнивший фундамент грубо-материалистического мировоззрения. Начиная с 17 века, наука нам внушала одну мысль: природа, космос состоит исключительно из грубой материи. Вопросы же Духа наука не рассматривала, отдавая эту сферу религиозным или философским школам. Но общество наше всё же построено на постулатах не веры или философии, а научных знаний. Загляните в школьные учебники, и вы поймете, о чем я говорю. Всё наше образование, да и бо льшая часть культуры, пронизаны идеями научного материалистического мировоззрения. Поэтому и человека, и нацию, мы привыкли рассматривать с сугубо материалистических позиций. Когда же речь заходит о духовных и культурных явлениях и ценностях, мы вынуждены переходить со строгого и объективного языка науки на язык, полный субъективных понятий и категорий. Для наглядности один пример.

Не надо никому объяснять: чтобы человек мог жить, он должен развиваться физически и интеллектуально. Этому нас учит житейский опыт, этому нас учит материалистическая наука. Для нас это очевидная вещь. Но многие ли знают, в какой степени важно для жизни развитие и духовное? Да, об этом говорят священники и философы, но не естествоиспытатели. Поэтому этот вопрос в нашем «материалистическом» обществе легко затуманить, исказить, заговорить, либо вообще убрать с повестки дня. Трудно простому смертному доказать то, чего нет в школьных учебниках. А если и есть, то в весьма декларативном ключе, без опоры на знания объективных законов Природы и Космоса.

И совсем не случайно в постсоветских Конституциях России и Украины был вписан запрет на государственную идеологию, а значит и запрет на патриотизм – на то, что является ядром любой национальной идеологии, – и вот этот запрет люди массово стали замечать только сегодня – спустя 20 лет после их принятия! Хотя, заметим, в наших республиках живут далеко не глупые, высокообразованные люди.

Вот почему мы хотим говорить о патриотизме так же ясно, убедительно и доказательно, как ясно, убедительно и доказательно мы говорим о законах материальной Природы. Но для этого мы вынуждены оппонировать всей современной научной школе. Но иных вариантов нет, ибо мы вынуждены опираться на следующий научный постулат : человек и нация есть не только материя, но и Дух. Дух любого человека и любой нации есть объективная реальность, не зависящая ни от чьего субъективного взгляда, мнения, ни от чьей теории, идеологии. Верим, что данный постулат вскоре войдёт в головы ученых естествоиспытателей, а там – и в школьные учебники.

Как ни странно это звучит, но именно наука история может здорово помочь естествознанию перейти на новую – духовно-материалистическую научную парадигму. Об этом ниже.

3.) Что способствует патриотизму

1. Обновлённая наука история.

Как мы уже сказали, ученые историки могут помочь в преодолении кризиса научного мировоззрения. Почему? Потому что они, анализируя огромные исторические пласты, распутывая сложнейшие событийные узлы, создавая целостную картину взаимодействия наций, неизбежно приходят к выводу, что Дух нации есть понятие объективное, хоть и не материальное (т.е. – приходят к нашему постулату). Более того, это нематериальное во многих случаях является не каким-то второстепенным фактором поведения нации, которым можно пренебречь, но является ключом к пониманию этого поведения. И поэтому историк будет иметь все основания считать следующие рассуждения строго научными:

Каждое дерево имеет своё семя – код, каждое дерево имеет свой корень (материальный). Аналогично: каждая нация имеет своё семя – код, каждая нация имеет свой корень (духовный). Нация формируется столетиями и тысячелетиями, переходит через разные стадии взросления, но корень (код) остается неизменным, благодаря чему нация имеет свою индивидуальность и даёт свои особенные плоды. Конечно, как и любое дерево, нация когда-нибудь израсходует свой ресурс, быть может, дав поросли другим молодым нациям. Но она может и погибнуть раньше своего срока, под воздействием различных негативных факторов, не достигнув своей зрелости и не выполнив своих природных задач.

С этих же духовных естественнонаучных позиций историк может рассуждать далее. Что такое национальность? Это принадлежность индивида к определенному национальному дереву. Каждый лист на дереве имеет важную цель – выживание дерева – ведь если сгинет дерево, сгинет и лист. Так и представитель нации «обречён» заботиться не только о своем личном благополучии, но и о благополучии всей нации. Иными словами, национальность – это обязанность человека по поддержанию жизнеспособности своей нации. Поэтому его персональная свобода должна ограничиваться рамками его национальных обязанностей. (Отметим здесь кривую, и даже горькую ухмылку либерала…)

Теперь, глядя на науку историю в этом новом научном ключе, мы можем сказать: история – это не просто изложение исторических фактов, и даже не связка этих фактов в единую логическую цепь, а исследование жизни древа нации – его рост, «урожайность», влияние на него друзей и недругов, его здоровье и болезни. И тогда наука может строго доказать, что самые худшие, постыдные страницы истории государства приходились именно на те периоды, когда нация, под действием тех или иных сил, отрывалась от своих корней, изменяла своему коду.

Конечно же, историю будет лучше знать (понимать) тот человек, который принадлежит этой нации, вырос на родных землях, впитал родную культуру, стал осознанной единицей своего народа, т.е. – патриотом.

Историк новой формации должен апеллировать не только к уму человека, но к его Духу, пробуждая в нём патриотические чувства. Он должен излагать так исторические реалии, что бы его слушатели не просто их «знали», но их сопереживали . Сопереживали все ответственные моменты своего прошлого – начиная с самых изначальных периодов. Тогда мы и будем развивающейся, сильной нацией. Это как человек – ведь он не просто «знает» свою биографию, а переживает её, и лишь благодаря этому растёт, набирается опыта, торит свой неповторимый индивидуальный путь. Ни один период нашей русской (славянской) истории, начиная с древнейших ведических времён, не должен быть упущен, и все периоды должны быть пронизаны одним скрепляющим стержнем – стержнем русского Духа. Когда изменяли ему – слабели, когда следовали ему – крепли. Увидит человек целостную картину, прочувствует её, проникнется красотой и мощью русского Духа, тогда и воспрянет наша нация. И никаких «измов», а тем более – чуждых культур, ей уже не навяжут.

Естественный вывод из сказанного: история своей нации – это пища Духа , Духа каждого человека. Поэтому хороший историк – это всегда в огромной степени духовный наставник.

2. Русский язык, ораторство, искусство, институты государственной власти.

В нашем духовно-материальном ключе можно коснуться ещё одной научной дисциплины, непосредственно связанной с темой патриотизма – языкознания. Специалист русского языка должен чувствовать его духовную силу, его сакральный смысл – и передавать эти знания людям. Нужно прививать любовь к русскому языку. Язык – один из самых важных носителей культурного кода нации, а потому оберегать его нужно пуще любых других культурных и материальных завоеваний. Почему мы должны оберегать национальные природные заповедники, архитектурные памятники, предметы высокого искусства, а язык – не должны? Должны! Но что мы видим? На телевидении, по радио, в Интернете, в общественных местах – это национальное богатство мы не только не защищаем, а уничтожаем на корню! При этом мы запрещаем курение и распитие спиртных напитков в общественных местах, но продолжаем издеваться над родным языком на всех общественных этажах. Поэтому нужны законы, защищающие важнейшее национальное наследие – русский язык. Здоровье нации, её духовно-материальная крепость зависят не только от того, пьет или курит человек, а от того, как он относится к своему родному языку, как им владеет.

Живая, яркая, глубокая, образная речь, идущая от сердца – такая речь сейчас очень востребована. Ведь за 20 лет «независимости» масс-медиа нас отучили от человеческого языка и привили нам птичий язык – чириканье – язык примитивных эмоциональных и мыслительных штампов. Сегодня пришла пора Русского Языка, в котором каждое слово (не иностранного происхождения) имеет свой глубинный природный смысл. Сам по себе Русский Язык является не только кладезем русской культуры, но грозным оружием против пустобрёхов, глупцов, пошляков, лицемеров, лжецов и всех прочих явных и тайных, осознанных и неосознанных врагов Русской Цивилизации. Специфика момента такова, что главные бои сегодня ведутся в информационном и идеологическом поле, а наиболее яркие схватки с нашими противниками происходят в живых беседах и диалогах. Вот почему нам так нужны национальные ораторы, пекущиеся о нации, а не расплодившиеся сегодня «безродные» шоумены, заботящиеся только о своём имидже.

Мысль об искусстве. Всё искусство, также как и история, и языкознание, должно быть пропитано национальным духом и патриотизмом. А для этого необходимо укрепление и развитие экспертных сообществ, которые бы давали профессиональную оценку тем или иным культурным (или антикультурным) явлениям и таким образом влияли бы на развитие русской нации, защищали бы её. Такие сообщества куда важнее так называемых «обществ по защите прав человека», которые по факту давно уже уничтожают русскую государственность, а значит и уничтожают тех людей, за которых на словах они так радеют. Такие экспертные сообщества заменили бы «рейтинговые компании» (зарубежные и отечественные), которые на поверку уничтожают нашу культуру, сея в головах людей пошлость, серость, озлобленность, равнодушие.

Напрашивается параллель с искусством советского периода, когда государство было кровно заинтересовано в развитии тех его направлений, где затрагивалась тема любви к Родине – в самых различных её жизненных проявлениях. И это, несомненно, давало свои весомые результаты. Особенно в сталинский период: восстановление страны после Первой мировой и гражданской войн, лихолетье ВОВ, и вновь восстановление и подъём государства. Сейчас ситуация также критическая – ни у кого не должно оставаться сомнений по поводу агрессивных планов Запада по дальнейшему расчленению Русского Мира, развязыванию локальных кровавых войн, захват наших природных и людских богатств.

Поэтому совершенно очевидно: все государственные институты, во главе с Руководителем страны, обязаны тщательно следить за сохранением патриотического духа населения и держать его на должном уровне. Низкий уровень патриотизма – это тревожный сигнал руководству страны, дающий ему право на экстренные меры в сфере идеологии и воспитания населения.

4.) Что даёт патриотизм

1. Духовный рост человека, нации.

Наши рассуждения ведут дальше: патриотизм – это признак здоровья Духа человека. Отсутствие оного – это признак болезни Духа. Поэтому, на мой взгляд, за лавинообразным национальным прозрением русского народа будет происходить не менее стремительное его духовно-нравственное прозрение. Патриотизм, жертвенность ради Отчизны – очень благодатная почва для взращивания Духа.

Сейчас многие люди на постсоветском пространстве увлекаются разными духовными практиками, частенько заимствованными либо с Востока (древние), либо с Запада (современные), не понимая, что самая сильная «практика» — это очищение своей русской души от всего ей не свойственного. Эта мысль у меня получила следующую форму:

Русская Душа любит:

Не богатство, а Лад,

Не власть, а Справедливость,

Не вседозволенность, а Служение Родине,

Не телесные утехи, а Песню Любви.

И что же случилось?

Иноземные супостаты вторглись в святая святых – в Русскую Душу,

Чтобы её нарушить, исказить, измазать грязью.

И заставили они нас тратить свои жизни на пустое, чужое, скверное,

С трагическим исходом:

Мы захотели богатства, и стали бедными,

Мы захотели власти, и стали подчиненными,

Мы захотели свободы, и стали пленными,

Мы захотели счастья, и стали несчастными.

И что же теперь?

Святой долг каждого русского человека:

Прогнать супостата из наших земель, из наших умов,

Очистить Русскую Душу от всего чужеродного, ей не присущего,

К ак патриотизм проявляется в реальной жизни? Он проявляется в экстремальных условиях, в первую очередь в условиях войны. В XVIII веке Россия провела 56 лет на полях сражений, в XIX - 30 лет. Все войны явились замечательным примером русского патриотизма, когда человек умирал за царя, за родину, за веру с чувством гражданского долга и ответственности за национальное государство. Здесь хотелось бы отметить несколько важных моментов. Русское государство созидалось на принципе авторитарности. Принятие христианства только укрепило эти основы. Более тысячи лет Русь (Россия) оставалась страной с доминирующим авторитарным началом. Это всегда было поводом для критики со стороны отечественных либералов, уверявших, что чиновничество душит свободную мысль, препятствует творческому развитию личности. Этот идеологический тезис существует и до сих пор. Например, сестра небезызвестного Михаила Прохорова Ирина Прохорова устно и письменно пытается нас убедить, что Андрей Курбский, предавший царя Ивана IV и возглавивший одну из польских армий в войне против России в 1564–1579 годах, является носителем добра и справедливости.

История России наглядно показывает: чем сильнее государство - тем устойчивее социальная система. И все неустроения и несчастья происходят именно тогда, когда государство слабеет. Без сильного государства не было бы ни русской культуры, ни русского этноса, ничего бы не было.

Русский народ - разноименный, но выступающий как единое целое, он скреплен единством языка и обычаев, он формировался под сильным влиянием великой православной культуры. Миропомазанный царь в русском духовном контексте - это не просто правитель, повелитель, это человек, обязанный денно и нощно, всю свою жизнь служить опорой и защитой вере Хрис­товой, держать ответ за свои дела перед Царем всех царствующих и Господом всех господствующих. Цари не только представали перед подданными в величии царского, имперского антуража, они обязаны были являть высший земной нравственный авторитет России. Хотелось бы отметить, что в нашем, русском контексте в нравственных ориентирах и в воспитательных средствах очень большое значение имеет поведение российских правителей. Если правители будут вести себя патриотично, то патриотизм сам по себе будет получать расширение и распространение.

Приведу два примера.

Первый пример связан с именем Александра III, когда в 1877 году Россия вступила в войну за освобождение Болгарии. И это была великая миссия России. Чем отличается империя от не империи? Бразилия страна, но не империя, хоть и большая страна. Ватикан маленькое государство, но это империя. Империя - это вселенское устремление. Это трансляция силы и мощи своего духовного предназначения. Поэтому Америка - это, конечно, империя. Это глобалистская империя, четвертая, по некоторым богословским взглядам. Империей была и Россия. В чем смысл православия, веры Христовой? Евангелизация человечества и приготовление его ко второму пришествию Спасителя - вот смысл православия, его онтологическая сущность. В 1877 году Россия, не имея никаких глобальных, территориальных, экономических интересов, единственная выступила на защиту болгар, которые тогда подвергались тотальной ассимиляции, а те, кто сопротивлялся этому, просто уничтожались. Никто не среагировал, ни Германия, ни Франция, только одна Россия выступила на защиту погибающего государства Болгария, не имея к нему никаких территориальных претензий и поползновений. Одним из важных элементов той войны было то, что сам царь и все пятеро его сыновей отправились на поле сражения. Одним из них был наследник­цесаревич, будущий Александр III, Александр Александрович. Надо сказать, что это была одна из самых оболганных войн в русской истории, о которой в Советском Союзе лишь коротко упоминали, а на Западе вообще замалчивали, как и Крымскую. На Западе прижилась концепция, согласно которой Россия якобы намеревалась завладеть Константинополем, в то время как на самом деле Россия категорически отвергала это, даже теоретических намерений не было захватить Стамбул и превратить его в Константинополь. Будущий царь Александр III, цесаревич Александр Александрович, возглавил небольшую восточную армию. Семь месяцев он командовал этим отрядом, участвовал в боевых сражениях. Он носил звание генерал­лей­тенанта, которое ему было присвоено в юности. Не имея опыта ведения военных действий, он на полях сражений прошел свои университеты и доказал свою преданность России, Богу.

Есть такой замечательный художник - Поленов, он был на той войне и запечатлел домик, по сути дела, хижину, где жил наследник русского престола. Существуют письма цесаревича, которые свидетельствуют о том, что быту он вообще не придавал никакого значения. Главное было - одержать победу над врагами Христовыми. Един­ственное, что принесло ему бытовые неудобства в этой войне, - это его борода. Александр III - единственный царь, который после Петра Первого имел бороду. До Петра I цари носили бороды, после же Петра I уже не носили. Александр III вернулся к этой традиции, борода была и у последнего нашего царястрастотерпца - Николая II.

Александр Александрович пробыл на фронте семь месяцев, его письма оттуда - свидетельство высокого духа. В письмах нет никаких жалоб, стонов, он не говорил ни о чем, что могло бы огорчить родных. Цесаревич оставил жену, троих детей в Петербурге. Рядом с ним был убит его кузен, племянник императора Александра II. На той войне был и внук Николая I. Все они воевали и погибали за Россию по доброй воле.

Второй случай , который относится ко времени Первой мировой войны, когда царицастрастотерпица, супруга Николая II, вскоре после начала войны окончила курсы сестер милосердия и пошла работать операционной сестрой, чтобы облегчить страдания и лечить младших офицеров русской армии. Многие считали, что она не должна была этого делать, что это не дело царицы, но она была христианкой в первую очередь, а потом царицей. Ее христианская душа призывала помогать ближним и страждущим, это было состоянием души, состоянием ее натуры. Несколько месяцев Александра Феодоровна ассистировала при операциях, занималась перевязкой больных, она утешала раненых - простых русских мужиков, слушала их нехитрые рассказы, отвлекала их разговорами, старалась чем­то помочь их близким. И здесь невольно возникает сравнение со Второй мировой войной, нашей Великой Отечественной войной, которая до сих пор остается общественно значимой темой. Но вот вопрос: кто­нибудь слышал, чтобы жена Молотова или какогонибудь другого партийного руководителя, хоть кто­то из членов номенклатурных семей пошел бы в госпиталь помогать раненым? Никто даже близко к госпиталю не подходил, не то что ассистировать на операции. Это все показатель нравственности, а точнее сказать, безнравственности власти.

В данном случае, на примере царской семьи, проявляется патриотизм, который не финансируется из казны, да и конференции на эту тему тогда не проводились. Патриотизм был естественным состоянием людей. Любовь к Отчизне не объяснишь и не взрастишь, можно теоретически дать некое обоснование, но, знаете, это как любовь между мужчиной и женщиной, о которой написано очень много, а когда начинают объяснять - у каждого свое. Это как любовь к матери. Любите мать не только когда она молода и хороша, но и когда она стара и больна. Если ты сын или дочь, ты будешь любить ее всегда, потому что она твоя мать. Так и здесь. Россия - она мать, и не надо говорить ничего о каком­то мистическом патриотизме.

Важно помнить, что патриотизм в России был православный. Россия никакого народа, кроме народа христианского, не знала, все эти племенные ограничения не имели никакого значения. Никогда людей не считали по составу крови. Это в других религиях, этносах считали, что досталось от мамы, от папы, от дяди, а у нас этого не было никогда. Православный и русский - это синоним. И в этом смысле и эстонцы, и украинцы, и поляки, и белорусы, и грузины и так далее могут считаться русскими в той мере, в какой они считают себя православными. Сейчас нередко говорят, что в России должны быть регионально­этнические патриотизмы - мордовский, башкирский и т.д. Но это разрушение единого, целого организма. Россия - дом для всех. Доминирующий этнос, конечно, русский, но в России жили многие народы и будут жить еще, я надеюсь, потому что разрушение этого дома никому благ не принесет.

Патриотизм надо являть людям своим примером, своим трудом и всей своей жизнью, кто, как и чем может: кто книгами, кто словом. И конечно, очень важно, чтобы наши нынешние правители и будущие шли по пути, который указан нашими предками, чтобы они следовали образцам, которые существовали, когда людям не надо было объяснять, что такое любовь к Родине.

Чем вообще измеряется любовь? Любовь - это жизнь. Если человек готов отдать жизнь - это любовь, если не готов - это увлечение, страсть, но не любовь. И миллионы русских людей проявили массовый героизм и патриотизм, отдавая свою жизнь за Отечество и веру, потому что Россия за 500 лет своей истории 375 лет провела в войне, то есть из пяти лет четыре года она воевала. В большинстве случаев мы одерживали победу. Победа определялась именно любовью русских людей к земле своей, к вере своей. Это потрясало иностранцев. Когда Наполеон пришел со своей 600тысячной армией и захотел освободить крестьян от крепостной зависимости, он не смог этого сделать. Простые русские крепостные мужики с вилами и кольями, без всякого командования выходили и начинали бить французов, потому что для них они были супостатами. Они это делали ради Отечества и Христа. Это был элемент стихийного, органического патриотизма, которому не учат в школе, он не внушается за круглым столом, он впитывается в души человеческие с молоком матери.

Уважение к своему государству, к его истории, стремление изменить свою страну в лучшую сторону, сделать ее красивее, беречь и ценить родину – обычно в таком проявляется патриотизм каждого человека. Но интересно было бы узнать каков патриотизм в наше время, готовы ли те же школьники в случае чего поступить, как их прадеды, которые, будучи обычными подростками, рвались на фронт, чтоб защитить свое отечество.

В словарях, зачастую, можно встретить определение патриотизму как любви к родному языку, к земле, природе и к власти, которая оберегает свой народ. Национализм и патриотизм не идентичные, но близкие понятия. У них есть ряд отличий и общих характеристик. Помимо этого, патриотизм является производной от национализма.

Рассмотрим наглядный пример проявления национализма и патриотизма. К примеру, каждая семья любит, как свой дом, так и своих родных и близких. Но эта любовь разная. Если семья переедет в другой дом, она не будет так горевать, если умрет кто-то из близких. То есть патриотизм – расширение определения человеческой любви к своему дому, а национализм – к родным людям.

В патриотизме главным является государство, а в национализме - любовь, иногда слишком фанатичная, к своему собственному народу. Согласно опросу среди детей школьного возраста, формирование патриотизма происходит в:

  1. Знании своей истории, уважении опыта старших поколений, его исторического прошлого.
  2. Преданности, как своей стране, так и собственному делу, идеям, взглядах, семье.
  3. Защите государственных ценностей, уважении вековых традиций.

Стоит отметить, что патриотизм проявляется как в уважительном отношении к культурным ценностям своей страны, так и в уважении к соотечественникам. Считается, что воспитание любви к своей Родине должно закладываться еще с раннего детства, но, увы, патриотизм настолько свободное понятие, что оно легко может перейти к расизму или национализму. За последние годы можно заметить широкую популярность различных неофашистских и пр. организаций. Именно в такой обстановке и проявляется проблема патриотизма. Каждому человеку стоит осознавать, что проявление патриотизма – это не фанатичная, дикая любовь как к своей стране, так и своему населению, но и уважение к другим. Проявляя уважительное отношение к другим национальностям, культурам других стран, человек показывает тем самым, что способен к истинному патриотизму, настоящей преданной любви к своему отечеству.

Истинный и ложный патриотизм - отличия

Случается и такое, что личность только стремится делать вид, что всей душой готова постоять за ценности своего государства, что она – истинный патриот. Ее главной целью является достижение личностных целей или же такая игра на публику для того, чтобы иметь хорошую репутацию. В этом проявляется ложный патриотизм.

Стоит отметить, что истинный и ложный патриотизм отличаются тем, что первый основывается на настоящей любви к родине. Человек не стремится об этом сообщать каждому прохожему, он просто знает, что способен в нужный момент постоять за свое государство. В настоящее время иногда можно встретить такое понятие как «кризис патриотизма», вызванный низким уровнем жизни населения и малоэффективной политикой в области образования и воспитания.

Для избегания зарождения новых организаций с ярко выраженным национализмом или для сокращения количества уже имеющихся, необходимо помнить, что чувство патриотизма должно зарождаться с семьи, друзей человека, с его памяти о его старшем поколении, которые отдали последние силы во благо своей родины. И необходимо помнить, что традиции, заложенные ими, необходимо каждому человеку преумножать.

Итак, патриотизм необходимо воспитывать в себе, своих детях еще с самого рождения. Ведь из-за неумелого патриотического воспитания общество получает людей с ярко выраженными античеловеческими взглядами.

Транскрипт

1 ПАТРИОТИЗМ И ЕГО ПРИМЕРЫ В ИСТОРИИ РОССИИ Иоффе Андрей Наумович, доктор педагогических наук, Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Москва. Идея занятия. Данное занятие может быть проведено на итоговых уроках истории, на обществознании при рассмотрении вопросов патриотизма, в рамках электива по политологии или внеклассной воспитательной работы, а также в системе дополнительного образования (клубах, кружках и т. п.). Занятие построено на межпредметных связях (в первую очередь истории и обществознания с потенциалом привлечения знаний по литературе). Предлагаемые способы деятельности учащихся на занятии также помогут школьникам успешно подготовиться к выполнению заданий в рамках ЕГЭ и ГИА (в большей степени в части В и С, частично в части А). Преподавание построено на сочетании различных стратегий с акцентом на интерактивное взаимодействие. Организационный блок. Для проведения занятия потребуются следующие раздаточные материалы: - листки с заданиями для формирования групп (Приложение 1); - дополнительная информация об исторических деятелях для работы в группах; - таблица для заполнения; - список афоризмов; -документ для анализа (Приложение 2). Техническое сопровождение - компьютер, проектор и экран (или электронная доска), возможна электронная презентация. Должны быть созданы комфортные условия для работы в 4-х группах. Ожидаемые результаты. В результате проведения занятия участники смогут: - давать собственное определение патриотизма на основе понимания разных подходов к его трактовке; называть исторические события и приводить примеры личностей в истории России, связанные с патриотизмом; - формулировать вопросы и анализировать высказывания; - занимать собственную позицию по поводу патриотизма и его проявлений. Мотивационный блок Первый вариант. Преподаватель задает группе достаточно личный вопрос: «Являетесь ли вы патриотами России или нет?» с просьбой помочь в поиске ответа на него («Как вы думаете?»). Такой вариант создает личностную окраску и способствует вовлечению учащихся в разговор. Учащиеся могут задавать вопросы, высказать свою точку зрения. Второй вариант. Характеристики понятия «патриотизм». Что это такое? Индивидуальное и коллективное в патриотизме. Примеры патриотизма в истории. Что основное в

2 патриотизме, на чем он базируется? Всегда ли патриотизм требует наличия врага? В чем может проявляться патриотизм? Третий вариант. Что значит слово «патриотизм» для каждого? Что является символом патриотизма? По результатам обсуждения на доске или ватмане записываются основные подходы к пониманию патриотизма и его проявления (они же являются и критериями определения патриотизма человека): - возвышенные чувства (гордость, уважение, благоговение) по отношению к символам страны (не только официальным политическим, но и неофициальным, в том числе и к достижениям спортсменов, победам на соревнованиях); - готовность пожертвовать жизнью ради защиты Отечества (военно-патриотическое направление, в том числе касательно и воинской службы); - знание истории и культуры своей страны (показывает уважение к предкам и их достижениям); - любовь к малой родине (забота о месте, где человек родился и вырос); - забота об окружающей среде, охране природы; - деятельность на благо своей страны и ее граждан (профессиональная, общественная, добровольная, благотворительная, творческая и т. п.); - доброжелательное отношение к окружающим людям и забота о ближних; - конструктивная критика недостатков; - мировоззрение и ценности, основанные на любви к стране. Участники на основе этих подходов формулируют в тетрадях собственное определение понятия «патриотизм». Следует обратить внимание, что патриотизм может быть подлинным и мнимым, негативным (отрицающим) и позитивным (доброжелательным), квасным (ритуальным) и глубинным (ценностным), чувственным и разумным, спокойным и воинственным, инстинктивным и осознанным. Квасной патриотизм (справка) Патриотизм, основанный на признании традиционных форм русского быта (одежды, обычаев и т. д.) в качестве безусловных ценностей. И.И.Панаев считал первым квасным патриотом С.Н.Глинку - редактора журнала «Русский вестник». Одним из первых это выражение употребил А.Н.Муханов («Дневник» за июль 1832 г.). Квас, имевший с древних времен самое широкое распространение в русском обществе и считавшийся народным напитком, к концу XIX в. в интеллигентских и аристократических кругах, где правила мода на все западное, стал считаться чуть ли не реакционным. «Демократы» быстро нашли квасу замену: мужчины пили пиво, женщины - лимонад. В кругах консерваторов и поборников традиций, полемизировавших с «западничеством», это встретило сопротивление. Например, знаменитый русский химик Д.И. Менделеев в 1892 г. призывал к возрождению народного опыта приготовления кваса: «Русский квас с его кислотностью и его здоровым сытным вкусом нужен теперь, когда искусство домашней заготовки кваса начало исчезать». Так квас стал напитком «патриотическим» и стал символизировать «коренное», истинное славянство, отечестволюбие и восторженный патриотизм. Именно этаком контексте читались строки одного из рассказов И.С.Тургенева: «Квас любил он, по собственному выражению, как отца родного, а вина французские, особенно красные, терпеть не мог и называл их кислятиной». Настоящие патриоты гордятся своей Родиной, но не закрывают глаза на ее проблемы, а пытаются их решить. Однако есть и такие люди, которые считают себя патриотами только потому, что без разбора восхваляют

3 все «свое» и отвергают «чужое». Они не замечают настоящего величия своей страны, а гордятся всевозможными мелочами, такими как покрой одежды или пристрастие к блюдам национальной кухни. Сохранение этих, в сущности, пустяков представляется им первым делом патриота. Настоящий русский человек в их представлении должен есть щи да кашу, вытирая рот бородой и, конечно, запивая кушанья квасом. Именно таких ограниченных и недалеких людей, порицающих все иностранное, известный поэт П.А.Вяземский, друг А.С.Пушкина, называл «квасными патриотами». «Многие, - писал он, - почитают за патриотизм похвалу всему, что свое. Французский государственный деятель Тюрго называл это лакейским патриотизмом... У нас можно его назвать квасным патриотизмом». Из эпиграммы В.А. Жуковского: «Наевшись щей, напившись кваса, их разобрал патриотизм». Информационный блок Чтобы лучше понять суть патриотизма и посмотреть, какие примеры патриотизма можно найти в истории России, следует окунуться в ее прошлое. Для примера может быть выбрано 4 исторических периода (века) или больше, а также 4 личности в каждом веке (они могут быть и другими). В данном занятии выбраны: XIII в. (Александр Невский), XVII в. (К.Минин), XIX в. (П.Чаадаев), XX в. (П.Столыпин). Сознательно были взяты противоречивые фигуры п противоречивые эпохи. Если занятие проводится со взрослыми в системе повышения квалификации, то можно сделать его по модели «Аквариум», когда есть внешние наблюдатели-экперты, которых в данном случае следует разделить на 4 группы: «Методисты» - определяют методы, формы и приемы, которые использовались в занятии, результативность и т. п. «Критики» - стараются увидеть недостатки, должны предложить конструктивные изменения, которые можно внести в данное занятие для его улучшения. «Позитивы» - выделяют наиболее удачное и положительное, что вызвало наибольший интерес, было оригинальным и т. п. «Любознайки» - формулируют вопросы по ходу занятия к преподавателю или участникам. На столах лежат листы с указанием веков (4 стола). Каждый участник получает листок с утверждением (краткой характеристикой исторической личности). Ему надо определить, к какой личности и какому веку относится утверждение, и сесть за соответствующий стол. Фактически в данном случае решается тест с четырьмя вариантами ответов, один из которых правильный. Возможные задания даются в Приложении 1. Они должны соответствовать следующим вопросам: кто (имя исторической личности)? Чем занимался (должность, профессия, положение в обществе)? Как проявил свой патриотизм (в действиях или творчестве)? Что сохранило историческую память о нем (произведения, памятники, афоризмы, обороты речи и т. п.)? Отвечая на эти вопросы, участники как бы собирают картину из кусочков мозаики (пазл). Они по ходу могут обмениваться мнениями и определять свою группу. Затем каждая группа получает дополнительную информацию о своем герое (составляется преподавателем самостоятельно с учетом уровня подготовки учеников). Дается 5 мин на чтение и 10 мин на обсуждение по следующим вопросам: - почему данную историческую личность можно назвать патриотом? В чем проявился патриотизм? - были ли примеры патриотизма среди других исторических героев данного типа? В ходе обсуждения и ответов на вопросы заполняется таблица (в правой колонке приведены примерные ответы, но список, разумеется, может быть расширен).

4 Табл. Типы исторических личностей - патриотов Тип исторической личности Проявления патриотизма Другие примеры данного типа Правитель (военачальник): Александр Невский Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Дмитрий Донской, Иван III, Петр I, А. В. Суворов, Г.К. Жуков Реформатор (чиновник): П. А. Столыпин И. И. Бецкой, М.М. Сперанский, А.Н. Косыгин, Е.Т. Гайдар Народный лидер: К.Минин Богдан Хмельницкий, Деятель культуры (просветитель): П. Я. Чаадаев Н.И. Махно Сергий Радонежский, М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, А. И. Солженицын Аналитический блок Вариант 1. Ученики получают список высказываний (афоризмов) по теме патриотизма: «Где хорошо, там и родина» (Аристофан). «Для отечества сделано недостаточно, если не сделано все» (М. Робеспьер). «Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может» (Д. Байрон). «Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю огорчать ее, предпочитаю унижать ее, - только бы ее не обманывать» (П.Я. Чаадаев). «Только два сорта и есть, податься некуда: либо патриот своего отечества, либо мерзавец своей жизни» (А.Н. Островский). «Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом» (В.Г. Белинский). «У всех две родины: одна по рождению, другая по гражданству» (Цицерон). «Самое лучшее предназначение есть защищать свое отечество» (Г.Р. Державин). «Любовь к родине начинается с семьи» (Ф. Бэкон). Каждый ученик должен выбрать высказывания последующим позициям: - самое удачное высказывание; - самое спорное высказывание; - самое непонятное высказывание; - наиболее яркое высказывание по отношению к своему герою. Также группам предлагается придумать собственное высказывание о патриотизме. Преподаватель может на примере одного высказывания продемонстрировать требования к работе. Это может быть сделано на примере высказывания Ф. Бэкона «Любовь к родине начинается с семьи»: положительно - акцент на конкретность и ближайший круг действия, отрицательно - опасность превращения семейного и кровно-родственного патриотизма в корпоративный патриотизм, непонятное - что подразумевается под семьей, с героем - связать со Столыпиным (заботясь о семье, не хотел быть премьером - но настоял император). Вариант 2. Работа с фрагментом текста (Приложение 2; полностью текст статьи, размещенный по адресу может быть дан для самостоятельного чтения и размышления, возможно - в качестве домашнего задания с вопросами). Вопросы по документу: - какова основная мысль фрагмента? - какие вопросы можно сформулировать к тексту?

5 - каким может быть короткий план выступления по проблеме, затронутой в документе? Оценочно-рефлексивный блок Возвращение к ожидаемым результатам занятия. Проблемные вопросы для общего обсуждения или индивидуальных размышлений: - что общего и в чем различия между патриотизмом и гражданственностью? - какие поступки в своей собственной жизни могли бы вы отнести к проявлениям патриотизма? Другим вариантом завершения занятия могут стать ассоциации по каждой букве в слове «патриотизм». Задание на дом - привести примеры патриотической тематики в литературных произведениях, скульптуре, живописи, кино и театре, музыке. Приложение 1. Задания для разделения на группы Александр Ярославич (Невский) Князь в Новгороде Великом, Киеве и Владимире. Руководил войском во время Ледового побоища. Его именем названа лавра в Санкт-Петербурге. Ему приписываегся высказывание «Кто с мечом к нам придет - от меча и погибнет». Его подвиг был отражен в художественном фильме, который во время Великой Отечественной войны поднимал дух бойцов нашей армии. Сражался со шведами в Невской битве. Памятник ему поставлен в Пскове, ко торый он освободил от врагов. Был назван именем России по опросу и голосованию, проведенному в 2009 г. Кузьма Минин Был одним из руководителей народного ополчения. Возглавлял освобождение Москвы от интервентов. Ему и князю Д. Пожарскому поставлен памятник на Красной площади в Москве. Ранее предполагалось, что он прозывался Сухоруком или Сухоруким. Был земским старостой и возглавил сбор средств на организацию ополчения. Входил в Совет всея земли, а затем стал членом Боярской думы. На памятнике в честь освобождения Москвы от захватчиков его именуют гражданином. Похоронен в Нижнем Новгороде, где его подвигу посвящен обелиск. Петр Яковлевич Чаадаев Писатель, публицист, философ, воин (участник Бородинского сражения). Написал «Философические письма», где открыто и смело высказал свои мысли по поводу общественного развития России. А.С. Пушкин посвятил ему несколько своих стихотворений (в том числе знаменитое стихотворное послание). Всю Отечественную войну прошел бок о бок со своим другом Якушкиным - будущим декабристом. Был объявлен сумасшедшим. Считается прототипом главного героя пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума».

6 За публикацию его произведения цензора уволили со службы, журнал закрыли, а редактора сослали. Петр Аркадьевич Столыпин Занимал должность министра внутренних дел, а затем премьер-министра. Проводил аграрную реформу, в результате которой была ослаблена община и стала развиваться частная собственность. Долгое время его именем назывались вагоны-теплушки, так как в них многие переселенцы отправлялись в Сибирь. Сыграл значительную роль в подавлении Первой российской революции. Способствовал принятию закона о военно-полевых судах, который ужесточая наказание за совершение тяжких преступлений (получил прозвище «вешатель»). Его высказывание «Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия» стало крылатой фразой. Был убит революционером и одновременно агентом полиции. Приложение 2. Документ для анализа. Из статьи «Патриотизм у россиян - в прошлом» («Московский комсомолец», 5 июля 2010 г. автор В. Федоров) Подавляющее большинство россиян - 84 % - считают себя патриотами. Это значит, что они любят свою страну, ведь именно так мы сегодня расшифровываем понятие «патриотизм». Реагируя на просьбу как-то ответить на вопрос «кто вы такой?», 58 % определяют себя как граждан России. Все другие варианты ответа - «просто человек», «москвич», «русский», «европеец», «отец» и проч. - резко уступают гражданской самоидентификации. Интересно, однако, что главным предметом, основанием гордости за свою страну для абсолютного большинства выступает не ее драматическое настоящее или, тем более, светлое будущее, а прошлое - исторические события, память о великих предках. Истинным же проявлением патриотизма мы считаем не работу на благо страны, а уважение к отечественным традициям, укрепление собственной семьи и воспитание детей. Новый российский патриотизм имеет довольно необычное лицо, сильно отличающееся и от классически-советского, и от перестроечно-реформаторского образцов. С одной стороны, все последние двадцать лет в нем росла составляющая «любить Родину» и падала - «работать во благо страны». С другой - снижается доля тех, кто настроен при любой погоде «рубить правду-матку» о своей стране, наслаждаясь морально-политическим стриптизом, и тем более - отдавать всего себя коренной переделке страны, забывая о собственных профессиональных, семейных и прочих обязанностях. Сегодня готов поработать на Россию только каждый четвертый, а десять лет назад декларировал такую готовность каждый третий. Источник: Преподавание истории в школе С


Самоидентификация россиян МОСКВА, 2011 год Параметры исследования Самоидентификация россиян Патриотизм: гражданский? Этнический? Конфессиональный? Источник всероссийские опросы ВЦИОМ 2005-2011 гг. Личное

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ 7 класс ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа разработана на основе Программы для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида под редакцией В.В.Воронковой,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Липовская средняя школа имени Героя Советского Союза И.Т.Гришина» Творческий проект Создание видеофильма «Герои среди нас» Разработали: Амелин А.П.

ГКУПК СОН ЦПД г. Перми ПРОЕКТ «Славься Отечество!» Календарь воинской славы России 2016 Составили воспитатели: Верещагина Н.А., Шарапова Т.П., Волкова Е.А.. АКТУАЛЬНОСТЬ Еще в XIX веке видный военный деятель

РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ КАДЕТСТВА ПОСРЕДСТВОМ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ПРЕДМЕТА ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ З.В.БЕРЕСНЕВА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МОАУ СОШ 70 Г.КИРОВА «Воспитание великое дело: им решается участь

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 1 г. Макарова» Согласовано ШМО учителей гуманитарного цикла Председатель ШМО И.В.Воробьева Протокол 1 от 15 августа

Даты и события, обязательные для запоминания 988 г. принятие христианства на Руси. 1812 г. война России против Наполеона (Отечественная война). 1825 г. восстание декабристов. 1861 г. отмена крепостного

МОУДОД «Жарковский Дом детского творчества» Конспект мероприятия на тему «Я гражданин России» посвященного Дню народного единства (1 класс) Педагог дополнительного образования: Макарова Н.Г. п.жарковский,

ГКОУ ЛО «Киришская школа-интернат» Рабочая программа по истории Отечества для обучающихся 7 класса Киришской школы-интерната на 2016 2017 учебный год Составитель: учитель Давыдкина Л.В. 2016г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа 49» Конспект занятия по внеурочной деятельности Кружок «Я гражданин России» (духовно - нравственное направление)

Патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания. Преподаватель: Чубарова Н. В. Патриотизм - это одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, важнейшее духовное достояние личности. Формирование

ИСТОРИЯ РОССИИ. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ РАЗДЕЛ I. История Руси - России(IХ ХVII века) Тема 1. Древняя Русь (IХ ХIII века) 1. На какой территории было создано Древнерусское государство? 2. Кем было создано Древнерусское

Сценарный план проведения урока по курсу ОРКСЭ модуль «Основы светской этики» в 4 «Д» классе. Урок 30 «Любовь и уважение к Отечеству». Учитель: Сергунина Ольга Семеновна Это открытый метапредметный урок

Рассказу о героической битве народов Руси и ее выдающихся представителей Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому против иноземных захватчиков 1612 года посвящена виртуальная выставка «Сыны Отечества». «Сыны

Название тем Всего часов самостоятельной работы. Структура курса. Особенности ГИА по истории России. Народы на территории России до середины I тысячелетия до н.э Восточные славяне: расселение, соседи,

Пояснительная записка Рабочая программа спецкурса по истории «Личность и история России» составлена на основе: ФГОС ООО; примерной программы по истории, авторской программы А.А. Данилова «История России»

Государственное бюджетное учреждение средняя образовательная школа 541 Курортного района г. Санкт-Петербурга План-конспект урока по литературному чтению в 4 «б» классе Тема: «Они защищали Родину» Учитель:

УТВЕРЖДАЮ ПОЛОЖЕНИЕ о проведении серии интеллектуальных игр «Живая история» в рамках проекта «Доброму городу добрые дела» Директор МУК «ЦБС» С.И. Чехова 2012 года Общие положения Настоящее Положение определяет

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ 8 класс ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа разработана на основе Программы для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида под редакцией В.В.Воронковой,

Урок 30. 25.04.2017 г. Учителя ОРСЭ: Давыдова Маргарита Анатольевна, Сергеева Наталья Васильевна Тема урока: Любовь и уважение к Отечеству Цель урока: Повысить интерес к истории и культуре своей страны,

День воинской славы России 18 апреля День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (5 апреля 1242 г.) «На земле прекрасней я не знаю Русской заповедной стороны!

Название Урок истории в 6 классе по теме «Русь и Золотая орда» Аннотация Представлена разработка с использованием компьютерных технологий, ее можно использовать в качестве демонстрационного материала к

Краткая аннотация к программе «История» История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала Программа предусматривает

МБОУ «Таксимовская средняя общеобразовательная школа 1 имени А.А.Мезенцева» Проект по патриотическому воспитанию Составитель: заместитель директора по ВР Спицына Т.Д. 2017 г. Пояснительная записка. Актуальность

Консультация для родителей Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников Подготовила воспитатель: Демченко Ольга Геннадьевна В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается,

ОПОРНЫЕ ЗНАНИЯ К ЗАНЯТИЮ 4 1. Основные даты и события 1682-1725 - царствование Петра I. 1700-1721 - Северная война (война России со Швецией). 1703 - основание Санкт-Петербурга. 1725 - создание Академии

МОУ «Мордвесская СОШ имени В.Ф.Романова» Венёвский район Тульская область Конспект урока по теме: «Дни воинской славы России» Урок подготовили: Кочеткова Н.А., учитель информатики Кочетков А.В., преподаватель

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа 84» г. Нижнего Новгорода Утверждено приказом от 24.06.2016 272 Рабочая программа по предмету «История России» (7-9 классы) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Беседа, обзор книжной выставки: «Слава тебе, победитель солдат» (23 февраля День защитника Отечества). Цель: познакомить обучающихся с историей происхождения праздника Задачи: воспитывать уважительное

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Земцовская средняя общеобразовательная школа Работу выполнил ученик 7 класса Земцовской школы Бочаров Антон. Руководитель Хозяинова Альвина Борисовна,

Муниципальное учреждение дополнительного профессионального образования «Информационно-образовательный Центр» Муниципальное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа 15 им. Н.И. Дементьева

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯГОРОД КРАСНОДАР СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 52 Проект «ПОДВИГУ ЖИТЬ В ВЕКАХ!» В рамках месячника оборонно-массовой и

ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ г. МОСКВЫ ГБОУ СОШ 904 «Утверждаю» Директор школы 904 Е.А. Тишкова «02» сентября 2013 г. ПРОГРАММА ПО ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ Педагог-организатор

ГКОУ ЛО «Киришская специальная школа-интернат» «Рассмотрена» на МС школы «Утверждена» распоряжением Протокол от 20 г от 20 г. Рабочая программа по истории Отечества для обучающихся 7 класса специальной

БИБЛИОТЕКА Волгоградской государственной академии физической культуры ПРЕДСТАВЛЯЕТ виртуальную выставку «Позови меня, Отчизна!» (ко Дню воинской славы России) 23 февраля - день воинской славы России, которую

Календарный план-график выполнения социального проекта «России верные сыны» Псковской областной общественной организации «Собрание высшего офицерского состава» («Клуб генералов и адмиралов») п/п Наименование

УТВЕРЖДАЮ Директор школы МОАУ СОШ 18 С.Р.Шадрина 1 сентября 2012 г. План работы кадетского корпуса МОАУ СОШ 18 г. Кирова на 2012-2013 учебный год г. Киров В МОАУ СОШ 18 г. Кирова на 2012-2013 учебный год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кесовогорская средняя общеобразовательная школа имени дважды Героя Советского Союза А.В.Алелюхина» Конспект урока по обществознанию в 5 классе «Одноклассники,

Опрос «ФОМнибус» июня. населенных пунктов, 43 субъекта РФ, респондентов. Уроки истории Когда Вы учились в школе, Вам нравилась или не нравилась история как учебный предмет? 8 4 Какие исторические периоды,

Гражданское становление личности Иоффе А.Н. Высказывания «В общих делах мы помогаем друг другу, а в частных не мешаем» (Перикл) «Человек есть существо общественное в большей степени, нежели пчелы и всякого

Технологическая карта урока литературы «Повесть А. С. Пушкина «Барышня - крестьянка» Лейкина Л.С., учитель литературы и русского языка первой квалификационной категории, МБОУ СОШ 26 Предмет, класс Учитель

1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Введение Программа гражданско патриотического воспитания «Я - Россиянин» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации, Законом

23 Патриотизм Опрос «ФОМнибус» 4 марта. 14 населенных пункта, 3 субъекта РФ, 1 респондентов. Патриоты в России Вы считаете или не считаете себя патриотом? 4 3 2 1 1 12 1 3 декабря 1 декабря 12 13 апреля

Программа учебного предмета «Основы военной службы» 10 класс Пояснительная записка Исходными документами для составления рабочей программы явились: - Федеральный компонент государственного стандарта общего

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности: п/п Дата Факт Наименование разделов, тем Планируемые результаты (УДД) Формы контроля 1 Вводный урок Знать значение, использование

МБОУ «Западнодвинская СОШ 1» Программа патриотического воспитания школьников «Знать, чтобы помнить, помнить, чтобы гордиться» Пояснительная записка Патриотическое воспитание это систематическая и целенаправленная

Приложение к основной образовательной программе ООО РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО СЕРЕБРЯНОМУ ПОЯСУ РОССИИ 5 КЛАССЫ Составитель: Караваева Н.Н., учитель музыки Пояснительная записка Недельная нагрузка: 0,5 часа

Пояснительная записка Направленность данной программы: Патриотическое воспитание Актуальность Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека,

13 марта 1995 года N 32-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ДНЯХ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ И ПАМЯТНЫХ ДАТАХ РОССИИ Принят Государственной Думой 10 февраля 1995 года (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004

Учитель:Жидкова Инга Евгеньевна Предмет литература Класс 7 Тема урока: «Люблю тебя, Петра творенье...» (По поэме А.С.Пушкина «Медный всадник»). Прославление деяний Петра I. Образ автора в отрывке из поэмы.

Муниципальное образование «Гурьевский городской округ» Всероссийская олимпиада школьников по истории (школьный этап) 2016-2017 учебный год 5 класс Максимальное количество баллов 56 Время выполнения 1 академический

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ ОТ «_7» НОЯБРЯ 04 ГОДА Учитель русского языка и литературы высшей категории МАОУ СОШ 7 ШИПИЛОВА ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА Предметная тема: «М.Ю.Лермонтов. «Бородино».

Памятник Минину и Пожарскому 195 лет со дня открытия на Красной Площади Памятник Минину и Пожарскому был первым памятником в Москве, поставленным не в честь государя, а в честь народных героев Кузьма (Козьма)

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ СОВЕТА ГЕРОИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО МУЗЕЯ ИМЕНИ К.К.РОКОССОВСКОГО -ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ Тематика занятий Количество часов Тема. Вводное занятие 2 Занятие -2. Цели, задачи деятельности

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 6» Принято на заседании методического совета протокол 1 От «29» 08. 2014 г «Утверждаю» Директор МОСШ 6 А.П. Сущая Приказ

1 Пояснительная записка Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания молодёжи.

Пояснительная записка Рабочая программа «Исторические личности» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Внеурочная

Перечень значимых мероприятий системы образования Департамента города Москвы на 2015-2016 учебный год, в которых планируется участие кадетских классов ГБОУ Школа 1212: Московские кадетские военно-спортивные

Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования, Примерной программы общеобразовательных учреждений «История.

Аналитическая справка о проведении анкетирования «Быть патриотом, что это значит?» в период военно-патриотической смены «Отечество» 204 год В рамках тематике смены с участниками берегового лагеря было

Ефремова О.В., учитель начальных классов МБОУ Школа 36 г.о. Самара ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ Трансформации, которые произошли

МБОУ «Таксимовская средняя общеобразовательная школа 1 имени А.А.Мезенцева» Социальный проект Срок реализации октябрь 2016 Участники проекта ученики, педагоги, родители Составитель: Спицына Т.Д., заместитель

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Литературное краеведение» (далее Программа) реализуется в составе комплексной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей

Программа патриотического воспитания школьников «Знать, чтобы помнить, помнить, чтобы гордиться» Пояснительная записка Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения