Слово музей происходит от греческого – museum, что в переводе означает «дом муз ». В современном понимании музеи – это учреждения, которые занимаются изучением и хранением памятников культуры, а также просветительскими целями.

Изначально слово музей означало какую-либо коллекцию, но со временем это понятие стало обозначать дома и здания, в которых находились экспонаты.

Первый прототип современного музея был основан в под названием в 290 году до н.э. В этом здание было огромное количество комнат, и в одной из них была знаменитая Александрийская библиотека, которая не сохранилась до нашего времени. Также там были залы для чтения, столовая и другие комнаты. Постепенно здание расширялось и туда добавлялись новые экспонаты, такие как чучела животных, которые использовались как наглядное пособие для обучения.

Музеи в древние века


В древней Греции также существовали помещения, в которых находились предметы искусства и культуры, захваченные у других народов во время войн, такие как скульптуры, статуи и другие произведения искусства.

В средних веках произведения искусства представлялись в храмах и монастырях (ювелирные украшения, манускрипты). В это время, экспонаты захваченные во время войны служили, можно сказать, оплатой за выкупы или прочие расходы.

В 15 веке (всемирно знаменитого рода) дал указание создать так называемый Сад Скульптур . Именно в эти века становится модным строить здания с длинными коридорами, а в них располагать картины и статуи. Со временем мода взяла свое, и начали создаваться так называемые «кабинеты» - помещения, специально предназначенные для размещения произведений искусства. Это очень быстро распространилось в Италии, затем в Германии и потом уже по всей Европе. Наряду с кабинетами в Германии создавались коллекции необычных вещей (Wunderkammer).

Создание современных музеев


Любой современный музей был создан на основе частной коллекции. Многие знаменитые персоны жертвовали своими коллекциями, чтобы расширить ее, сделать более богатой и выставить на всеобщее обозрение. Такие меценаты часто спонсировали собирательство произведений искусства, тем самым помогая создавать музеи.

Многие мелкие коллекции объединялись в более крупные, так и создавались современные музеи. Самым первым современным музеем является


Оглавление
    Введение………………………………………………………… …….…..3
    2.1. Возникновение музеев…………………………………………….....5
2.2. Профильные группы музеев…………………………………………7
    Исторические музеи………………………………………………………9
    Военно-исторические музеи……………………………………………….12
    Истории религии музеи…………………………………………......... ........15
    Историко-бытовые музеи……………………………………..……………18
    Археологические музеи…………………………………………………….21
    Этнографические музеи…………………………………………………….23
    Общеисторические музеи………………………………………..…………26
Заключение…………………………………………………… …………...27
Список использованных источников………………………………..…...28

1. Введение
В настоящее время разветвленную сеть учреждений культуры можно характеризовать по территориальному признаку. Территориальный признак учитывает численность учреждений по месту их расположения в масштабе района, города, области, края, республики. Профсоюзная сеть претерпевает кардинальные изменения в связи с переходом на рыночные отношения. Многие предприятия отказываются содержать Дворцы культуры, и им приходится менять профиль работы.
В процессе реформирования культурного строительства сложились различные типы - это клубы, дома культуры, Дома творческой интеллигенции, парки культуры и отдыха, библиотеки, музеи, кинотеатры, центры досуга, культурные комплексы.
Дальнейшая демократизация общества вызвала к жизни большое число самодеятельных объединений, фондов, союзов, центров, ассоциаций в сфере культуры и искусства.
Изучение практики работы данных объединений, опыта взаимодействия государственных, профсоюзных и общественных структур является важнейшим условием функционирования деятельности учреждений культуры.

Важное место в культурной жизни обществ занимают музеи. Музеи не ограничиваются собиранием и экспонированием материальных и духовных ценностей. Они ведут также большую культурно- просветительную работу. Организуют чтение лекций, проведение экскурсий, устройство выставок, распространение специальной литературы не только в своих стенах, но и на предприятиях. Многие музеи занимаются научно-исследовательской работой.

Все музеи подразделяются на несколько видов в зависимости от их профиля: исторические, краеведческие, материальные, естественнонаучные, искусствоведческие, отраслевые и другие.

Музеи составляют предмет национальной гордости нашего народа. Собранные в них экспонаты порой пользуются мировой известностью.

Пока в тяжелом положении находятся народные музеи. Собранные в них экспонаты рассказывают о славной истории предприятий, трудовой и боевой славе производственных коллективов, многих поколений замечательных тружеников. Большой популярностью пользуются и народные картинные галереи. Следует назвать и существующие планетарии, являющиеся научно-просветительными учреждениями, ведущими большую работу по распространению основ астрономии, физики, географии.

Целью данной работы является описание исторических музеев на территории Российской Федерации. Объектом является музей в целом, а предметом – исторический тип музея.
Задачи, поставленные в работе:
    История возникновения музеев как таковых, и в том числе исторических;
    Описание групп исторических музеев.
Актуальность выбранной темы заключается в необходимости знаний о том, что такое исторические музеи как особый тип музея.

2. Возникновение музеев
Вещи, которые окружают нас в повседневной жизни, стали настолько привычными, что мы даже не задумываемся, когда и как они появились, кто их придумал и как они устроены. Истинное предназначение музеев - дать будущим поколениям представление о том, какими были их предки на этой земле, какие события происходили много веков назад. Недаром музей (от греч. museion - "храм муз") называют хранилищем человеческой культуры, мудрости и знаний.
История возникновения музеев уходит в глубокую древность. Предшественники музеев появились, когда общество достигло того этапа развития, на котором предметы хранятся не только из хозяйственных соображений, а как документальные свидетельства, как ценности не материальные, а эстетические.
Предшественниками современных музеев стали хранилища реликвий в храмах. Они появились в античной Греции. В них хранились произведения искусства и культовые предметы. Это были места для созерцания, познания окружающего мира, раздумий и философских размышлений. Здесь собирались древние философы, поэты, музыканты и артисты, которые состязались в своем мастерстве.
Музеи существовали не только в храмах и святилищах, но и в домах именитых аристократов, где веками, из рода в род накапливались предметы искусства, дорогие предметы домашнего обихода и дары, приносимые подданными в подтверждение их верности. В Акрополе в Афинах, в Дельфийском храме, в Олимпии, в Киренах количество статуй, ваз, тканей, ювелирных изделий выросло настолько, что они уже не помещались в храмах и для их хранения строились дополнительные помещения, которые впоследствии и стали называться музеями.
В XV веке музеи возникали в связи с великими географическими открытиями, с развитием науки и производства, с необходимостью сохранять исторические и культурные ценности. Музейными экспонатами становились образцы животного и растительного мира, минералы, геодезические и астрономические инструменты.
Первые музеи в России появились в эпоху Петра I (1696-1725). Император основал знаменитую "Кунсткамеру" в Петербурге. Ее отличие обозначилось сразу - ориентация на западную культуру.
Первое упоминание об Оружейной палате Московского Кремля относится к XVI веку. Большую роль в создании художественных музеев сыграла Екатерина II. Она приобретала в Западной Европе собрания классической живописи и учредила Эрмитаж, ставший общедоступным музеем.
В первой четверти XVIII века Россия победоносно участвовала в Северной войне в Европе. Трофеи войны составили базу многих частных и государственных музеев.
Сколько вещей, некогда широко бытовавших, вышли из нашего обихода и превратились в редкость, раритет. Именно раритетные вещи собираются, хранятся и демонстрируются в самых разнообразных музеях, расположенных в столичных, областных и районных городах, поселках, порою даже в небольших деревеньках.
Музеи бывают исторические, художественные, сельскохозяйственные, естественнонаучные, искусствоведческие, технические, литературные, мемориальные, комплексные, краеведческие и др.
Каждый экспонат музея имеет свою "легенду", которая отражается в карточке научного описания. В ней описано происхождение предмета, его движение, пребывание в коллекциях, на выставках, время изготовления, места бытования, способы и условия употребления.

2.2. Профильные группы музеев
Классификация по профилю отражает связь музеев с определенной отраслью научного знания, производственной деятельности, видом искусства. Профиль музея определяет состав коллекций, тематику экспозиций, содержание научных исследований и оказывает влияние на все направления музейной деятельности. Все музеи разделяются на профильные группы, внутри которых можно выделить более узкую специализацию - вплоть до музеев одного объекта.
Комплексные музеи - многочисленная и постоянно растущая группа, к которой относятся большинство краеведческих музеев , ансамблевых и средовых музеев , музеев-заповедников , экомузеев . Эти музеи совмещают признаки двух и более профилей (историко-литературные, архитектурно-художественные), а иногда и профильных групп. Так, сельскохозяйственные музеи могут рассматриваться как в группе производственных, так и естественнонаучных музеев. Музеи, совмещающие более 2-х профилей, принято определять как комплексные.
Профильные группы музеев:

Гуманитарные профильные группы
1. Художественные музеи :

    Музеи изобразительного искусства
    Музеи декоративно-прикладного искусства
    Музеи народного искусства
    Художественно-промышленные музеи
    Музеи современного искусства
2. Исторические музеи :
    Общеисторические музеи
    Военно-исторические музеи
    Истории религии музеи

    Историко-бытовые музеи
    Археологические музеи
    Этнографические музеи
3. Литературные музеи :
    Искусствоведческие музеи
    Театральные музеи
    Музыкальные музеи
    Музеи кино
4. Архитектурные музеи
5. Педагогические музеи:
    Музеи наглядных пособий
6. Естественнонаучные музеи:
    Антропологическое музеи
    Биологические музеи
    Ботанические (в т.ч. Ботанические сады)
    Геологические музеи
    Зоологические (в т.ч. Зоопарки, террариумы, экзотариумы и т.п.)
    Минералогические музеи
    Океанариумы
    Палеонтологические музеи
    Почвоведения музеи
7. Сельскохозяйственные музеи
8. Научно-технические музеи
9. Политехнические музеи
Отраслевые музеи:
1. Промышленные музеи
2. Сельскохозяйственные музеи
3. Музеи транспорта
4. Музеи связи
5. Музеи строительства
6. Авиации и космонавтики музеи
7. Военной техники музеи
Комплексные музеи:
1. Краеведческие музеи
2. Музеи-заповедники
3. Экомузеи

3. Исторические музеи
Профильная группа музеев, документирующих историю развития общества. Внутри этой группы, являющейся одной из самых крупных в музейной сети России, выделяют: общеисторические (истории страны, города, учреждения), археологические музеи, этнографические музеи, военно-исторические музеи, историко-бытовые музеи, историко-революционные музеи, музеи истории религии , историко-мемориальные (см. мемориальные музеи ). Большинство музеев естественнонаучной истории и музеев истории науки и культуры также можно отнести к историческим музеям. Все краеведческие музеи имеют исторические отделы и хранят памятники истории. Каждая из названных групп имеет свою специфику в характере экспозиций (см. экспозиционная деятельность в музее ) и составе фондовых коллекций (см. виды коллекций ).
Государственный исторический музей в Москве
В фондах общеисторических и краеведческих музеев хранятся археологические, нумизматические, этнографические коллекции, а также коллекции редких книг, предметов быта (мебель, часы, посуда), оружия, произведения изобразительного искусства, вещевые, фото- и документальные материалы по истории края, личные фонды.
Экспозиция государственного исторического музея
Для исторических музеев характерны долговременные экспозиции, а также различные формы выставочной работы. Значительная группа исторических музеев располагается в зданиях, являющихся памятниками истории и культуры, многие имеют филиалы.
История.
Появление исторических музеев в Европе музееведы относят к 16-17 вв. В России первые собственно исторические музеи появились в начале 19 в. - археологические музеи в Николаеве, Феодосии, Одессе, Керчи. Но уже в 17-18 вв. коллекции памятников истории формировались в частных и монастырских собраниях. Нумизматические, а затем и археологические коллекции входили в собрание первого российского музея Кунсткамеры (с 1714 г.) и Эрмитажа (с 1764 г.)
Массовое создание исторических музеев приходится на 2-ю половину 19 в., что связано с развитием исторической науки и осознанием значения коллекций памятников истории как источников для научных исследований. Выдающимся событием в культурной и общественной жизни России стало основание в 1872 г. национального музея исторического профиля - Императорского Российского Исторического музея им. Александра III (ГИМ в Москве). Его экспозиция, открывшаяся в 1883 г., составленная по единому плану и опиравшаяся на понимание общего хода исторического развития как закономерного процесса, стала новым словом в истории мирового музейного дела. И сегодня Исторический музей в Москве остается крупнейшим музеем страны, в фондах которого хранятся около 5 млн. памятников истории и культуры.
После 1917 г. отдельные группы исторических музеев (церковно-археологические, полковые) были закрыты по идеологическим соображениям. Одновременно сложилась большая группа историко-бытовых музеев. Впервые возникли музеи современной истории: историко-революционные, истории Красной Армии. Значительную роль в сохранении и пропаганде памятников истории стали играть краеведческие музеи.
Музей Великой Отечественной войны в Казани
В 1960-80-е гг. сеть исторических музеев значительно расширилась за счет музеев, посвященных истории советского общества: героизму народа в годы Великой Отечественной войны; музеев истории городов, истории крупнейших строек. С середины 1960-х гг. повсеместно в исторических и краеведческих музеях создавались отделы истории советского общества, а в 1980-е гг. предпринимались попытки создания отделов или постоянно действующих выставок "развитого социализма". В связи с широко отмечаемым в 1975 г. 150-летним юбилеем движения декабристов возникла целая группа историко-мемориальных музеев декабристов.
В 1990-е гг. шел процесс повсеместного сворачивания постоянных исторических экспозиций, устаревших физически и переставших удовлетворять посетителей своим содержанием. Музеи активизировали выставочную работу, декларировали полную деидеологизацию музейной интерпретации истории, старались делать акцент на популяризации богатейшего культурного наследия России. В связи с изменением состава посетителей и ослаблением туристических потоков в экспозиционной работе произошла переориентация на интересы местного населения. Десятки историко-революционных музеев были закрыты или перепрофилированы.
На рубеже 20-21 столетий вновь стали предприниматься попытки создания постоянных обобщающих экспозиций, рассказывающих об истории города или края с древнейших времен и до настоящего времени (Красноярский краевой краеведческий музей, 2002; Национальный музей Республики Татарстан, 2005). Возникла группа новых музеев истории городов. Рост национального самосознания вызвал повышенный интерес к этнической истории народов, населяющих Россию, к народному искусству, традиционным промыслам, мифологии. Экспозиции многих региональных музеев в Поволжье, Сибири, на Дальнем Востоке имеют сегодня обновленные и яркие этнографические разделы. В отдаленных регионах Севера и Сибири возникли новые этнографические музеи и музеи-заповедники с задачами, близкими к задачам экомузеев .

Группы И сторических музеев:

    Военно-исторические музеи
    Истории религии музеи
    Историко-революционные музеи
    Историко-бытовые музеи
    Археологические музеи
    Этнографические музеи
    Общеисторические музеи.
Описанием этих групп займемся чуть ниже.
3.1. Военно-исторические музеи

Военно-исторические музеи - группа музеев исторического профиля. Собрания военно-исторических музеев отражают военную историю страны, развитие военного искусства, историю отдельных родов войск и видов вооружений. В состав собраний входят коллекции оружия, военной техники и приборов, форм одежды, знамен, медалей, фото-, кино-документов, карт, комплексы личных вещей и документов.
Многие музейные собрания начинались как хранилища оружия, предметов военной утвари, арсеналы. С сер. XVI в. военные трофеи и образцы русского оружия поступали в Оружейную палату Московского Кремля, с 1584 г. известно хранилище образцов вооружения Арсенал в Москве; они одновременно являлись мастерскими и были тесно связаны с производством.
По указу Петра в 1709 г. при Адмиралтействе были основаны Модель-камера для хранения материалов по кораблестроению (в 1805 г. Модель-камера была преобразована в Морской музей), а также Цейхгауз Петропавловской крепости (1703), Арсенал в Петербурге (1711-1712). Образцы и историю отечественного оружия представлял основанный в 1775 г. Достопамятный зал Петербургского Арсенала (в 1868 г. преобразован в Артиллерийский музей). В 1783 г. Московский Арсенал был превращен в музей-хранилище старинного оружия и военно-исторических реликвий. На фоне подъема национального самосознания после войны 1812 г. созданы военно-исторические музеи: Военно-исторический музей при Главном военно-инженерном училище (1819), Военная галерея Зимнего дворца (1826), Арсенал в Царском Селе (основан Николаем I в 1832 г. на основе личных коллекций; с 1852 г. доступен для обозрения). Серьезное развитие получили военно-исторические музеи во 2-ой пол. XIX столетия: основаны Военно-инженерный музей в Петербурге (к.1860-х), Кавказский военно-исторический музей в Тифлисе (1888), музей А.В. Суворова в Петербурге (1898), Бородинский музей (1903), морские музеи в городах русской боевой славы Николаеве, Севастополе, Кронштадте. Появились первые музеи в воинских частях (полковые музеи). В 1900-е гг. открыта Выставка Отечественной войны 1812 года на ст. Бородино, мемориальная Кутузовская изба в Филях.
В советское время были созданы новые военно-исторические музеи: Музей Красной Армии в Москве, 1919, Центральный дом авиации им. М.В. Фрунзе в Москве, 1927, Музей обороны Царицына, 1937. Создаются мемориальные музеи (В.И. Чапаева дом-музей в г. Пугачев Саратовской обл., 1939; Музей Первой Конной Армии в Белгородской обл., 1939).
В годы Великой Отечественной войны музеи страны понесли значительный урон, однако с 1942 г. начали создаваться новые музеи, посвященные событиям войны. Среди них мемориальный музей лётчика Н.Ф. Гастелло в Муроме, Музей обороны Ленинграда, Военно-медицинский музей и др., "по горячим следам" комплектовались ценные коллекции.
Значительно выросло количество военно-исторических музеев в 1950-60-е гг. Были основаны Центральный музей Вооруженных сил в Москве, Музей Отечественной войны 1812 г. в Тарутино, Музей тихоокеанского флота во Владивостоке, Музей-выставка Военно-воздушных сил в Монино , а также мемориальные комплексы, связанные с войной: "Героям Сталинградской битвы" , Музей и мемориал в честь героев Курской битвы, Куликово поле ; созданы диорама "Штурм Сапун-горы" в Севастополе и панорама "Бородинская битва", музей Г.К. Жукова в с. Жуково Калужской обл. В 1995 г. был открыт один из крупнейших военно-исторических музеев страны - Центральный Музей Великой Отечественной войны на Поклонной горе в Москве.
В настоящее время количество военно-исторических музеев ведомственного подчинения Министерства обороны РФ составляет ок. 300. Кроме центральных музеев существуют музеи в военных округах, частях, флотах. Крупные и ценные комплексы по военной истории России хранятся в краеведческих музеях страны; они отражают как историю страны в целом, так и региональные события, персоналии. Комплектование военно-исторических коллекций достаточно интенсивно продолжается в настоящее время, в рамках военно-исторической тематики разрабатываются новые темы отечественной истории. Военно-исторические музеи ведут научно-исследовательскую работу, широкую научно-просветительную деятельность, направленную на формирование чувства патриотизма, интереса к героической истории своей страны.
СПИСОК ВОЕННО- ИСТОРИЧЕСКИХ МУЗЕЕВ
1. Артиллерии, инженерных войск и войск связи военно-исторический музей в г. Петербург
2. Битвы за Днепр музей в г. Лоев Гомельской обл. (Республика Беларусь)
3. Белорусский Государственный музей истории Великой Отечественной войны в г. Минск (Республика Беларусь)
4. "Блиндаж", музей в г. Калининград Калининградской обл.
5. Боевого содружества белорусских, русских, латышских и литовских партизан в годы Великой Отечественной войны музей в пос. Расоны Витебской обл. (Республика Беларусь)
6. Боевой славы музей в г. Астрахань
7. Боевой славы музей в г. Коломна Московской обл.
8. "Бородинская битва", музей-панорама в г. Москва
9. Бородинский военно-исторический музей-заповедник в Можайском р-не Московской обл.
10. "Брестская крепость-герой", мемориальный комплекс в г. Брест (Республика Беларусь)

3.2. Истории религии музеи.
Музеи исторического профиля, собрания которых документируют генезис и развитие религии как сложного социокультурного феномена.
В зависимости от отношения к религии в обществе эти музеи изменяют во времени формы существования (музеи отживающего культа, антирелигиозные музей, музеи истории религии) и принципы экспозиционного показа. История этой музейной группы наиболее репрезентативно по отношению к остальным отражает интерпретацию исходного материала в соответствии с идеологическими установками. В современном обществе отношение к историко-религиозным музеям определяется пониманием религии как мировоззрения и мироощущения, а также соответствующего поведения и специфических действий (культа), основанного на вере в существование Бога (или богов). Крупнейшим и единственным в своем роде музеем, показывающим историю разных религий на протяжении значительного хронологического периода, является Музей истории религии в г. С-Петербург. Зарубежные музеи истории религии отражают историю одной конфессии или определённого периода внутри конфессии: Национальный музей раннего христианства, Рим; Музей истории Реформации, Женева и др. В последние годы наблюдается процесс открытия музеев при храмах, епархиях - на разных уровнях административно- территориальной структуры церковной организации, в которых освещена история православия конкретного региона и в конкретный исторический период (Музей истории Православия на Алтае, Музей при кафедральном соборе в г. Тутаев Ярославской обл. и др). Активный рост количества подобных музеев может привести к воссозданию цельной картины истории православия в России.
Раздел по истории религии в конкретном регионе включен в экспозиции многих краеведческих музеев . Крупнейшие музеи истории русской культуры (Музеи Московского Кремля, Государственный исторический музей, Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Музей им. Андрея Рублева) включают коллекции по истории православия. Активная выставочная деятельность музеев Московского Кремля, знакомившая посетителей в России и за рубежом с 1960-х годов с древнерусским искусством, поступившим в музей из Патриаршей ризницы, соборов Московского Кремля, закрытых церквей и монастырей, была в определённой степени и одновременным знакомством с историей православия.
История
Первые собрания, отражающие историю христианства, формировались в России в ризницах церквей и монастырей. В 19 в. они сосредоточились в открывшихся при епархиях древлехранилищах и церковно-исторических музеях (см. церковные музеи ). После революции 1917 г. храмы и монастыри, утратившие свою функцию, продолжали существовать как музеи церковного быта. Это была единственно возможная форма сохранения наследия в условиях того времени, для этой же цели обществом "Старый Петербург" был создан Музей отживающего культа (существовал 1923-26 гг). Со второй половины 1920-х годов музеи церковного быта закрываются или перепрофилируются в антирелигиозные музеи для борьбы с "церковной контрреволюцией". Но даже и в такой форме существования музеи, комплектовавшие свои собрания предметами из закрывавшихся церквей и монастырей, спасали от гибели культурные ценности. Количество антирелигиозных музеев возросло с 11 в 1925 г. до 80 в 1933 г. (последняя цифра включает музеи в союзных республиках и антирелигиозные отделения при различных музеях). Из них выделялись два крупных музея: Центральн
и т.д.................

Музей (от греч. museion - место, посвященное музам, храм муз) - научное и просветительное учреждение, которое осуществляет комплектование, хранение, изучение, экспонирование и популяризацию памятников материальной и духовной культуры, естественноисторических коллекций.

Первый музей (Мусейон) возник в 3 в. до н. э. в Александрии (Египет) как собрание памятников искусства и старины. Коллекции памятников старины - оружия, драгоценностей, архивы и библиотеки собирались еще со 2-го тысячелетия до н. э. К крупнейшим относятся библиотеки храма в Ашшуре (2 в. до н. э.) и дворца в Ниневии (7 в. до н. э.), Архив иньских оракулов в Китае.

Своеобразными хранилищами такого рода были храмы, дворцы царей, их усыпальницы. Интересна небольшая археологическая коллекция, найденная при раскопках в Ниппуре - в Междуречье. Коллекционер, живший в 6 в. до н. э., держал в глиняном кувшине старинные таблички с текстами, самая древняя из которых относится к 3-му тысячелетию до н. э. После завоевания Греции римские аристократы открывали свои коллекции для посетителей. Император Август в своей вилле на о. Капри хранил собрание древнего оружия.

Начало систематического коллекционирования и создания музеев как специфических научных учреждений относится к эпохе Возрождения. Наименование «музей» присвоил в 15 в. своему собранию древних рукописей и различных древностей флорентиец Л. Медичи. Период Великих географических открытий и последовавший затем период развития капитализма и образования мировых связей усилили интерес к собирательству отечественных древностей, рукописей, книг. На протяжении 17-19 вв. возникают и пополняются крупнейшие национальные и частные коллекции исторического профиля.

Так, в 1683 г. возник музей Эшмола в Оксфорде; в 1753 г. на основе ряда частных собраний в Лондоне был создан Британский музей, в 1862 г. - открыт Национальный музей древностей Франции, в 1837 г. Версальский дворец превращается в Национальный исторический музей страны. В большинстве случаев возникавшие в Западной Европе в 19 - начале 20 в. музеи состояли из археологических коллекций и художественных собраний. Значительная часть коллекций крупнейших музеев Европы (например, Британского) составлялась в период колониальных захватов путем грабежа исторических богатств других стран.

Современные исторические музеи имеют либо широкий общеисторический профиль (национальные, региональные, городские музеи), либо их профиль соответствует специальным историческим дисциплинам (археологические, этнографические музеи), самостоятельным отраслям исторической науки (военно-исторические музеи). Углубляется специализация музеев, возникают новые типы музеев в рамках отмеченных специализаций. Вместе с тем коллекции многих музеев складывались в процессе сложного исторического развития, поэтому многие из них объединяют художественные памятники: картины, скульптуры, нумизматические, археологические собрания, этнографические коллекции, рукописи, книги и т. д. Это определяет специфику крупнейших мировых собраний, таких, как Лувр, Британский музей, Метрополитен-музей, Государственные музеи Берлина, Венский художественно-исторический музей, Эрмитаж. Появляются такие новые виды исторических музеев, как музеи фирм и компаний. Пример такого музея, в котором собрана богатейшая коллекция изделий из стекла, - Корнинг музей в США.

Эрехтейон - третий храм Афинского акрополя. Его отличительные черты - асимметрия плана и портик, в котором колонны заменены фигурами девушек - кариатидами. Конец 5 в. до н. э.

Существуют специальные музеи истории горного дела (немецкий Музей горного дела в Бохуме), музыкальных инструментов (Вена, Художественно-исторический музей), музеи истории науки и технологии (Национальный технический музей в Праге, «Дворец открытий» в Париже, Национальный музей науки и техники «Леонардо да Винчи» в Милане), истории почты (Будапешт, Стокгольм), транспорта, самолетов и космических кораблей (Национальный музей Воздуха и Космоса в США), музеи и коллекции исторического профиля, посвященные какой-то одной категории памятников (Национальный музей костюма в Париже, многочисленные музеи керамики и прикладного искусства). Современные исторические музеи все больше приобретают значение научно-исследовательских центров, проводящих самостоятельные исследования, археологические, археографические, этнографические экспедиции, применяющих новейшие естественнонаучные методы. Своеобразным объединением, включающим научно-исследовательские институты и музеи различного профиля, в том числе исторические, является Смитсоновский институт в США. Примером современного исторического музея может служить входящий в него Национальный музей американской истории с отделами социальной истории и истории культуры, истории науки и технологии. Здесь хранятся документы по американской истории, коллекции керамики, стекла, костюмов, графики, тканей, музыкальных инструментов, а также национальные филателистическая и нумизматическая коллекции.

Историческими музеями являются музеи исторических памятников, включающие древние историко-архи- тектурные комплексы, такие, как акрополи античных городов, королевские замки, средневековые соборы. Помимо архитектурных сооружений, скульптуры здесь можно увидеть произведения живописи, старинные документы, различные находки, сделанные при реставрационных работах.

В большинстве стран, в том числе и у нас, в настоящее время созданы национальные музейные объединения, ассоциации, которые входят на правах национальных комитетов в Международный совет музеев (ИКОМ). В рамках ИКОМ действуют различные комитеты, объединяющие музеи по их профилю, в частности работает Комитет исторических музеев. Археологические музеи хранят и экспонируют древние и средневековые памятники материальной культуры и искусства. Собственно археологические музеи возникли лишь в 19 в. на базе частных, дворцовых или церковных собраний древностей. К крупнейшим из них относятся Национальный и Археологический музеи в Риме; Национальный музей в Неаполе, в котором хранятся находки из раскопок древних городов Помпеи и Геркуланума; Национальный археологический музей в Афинах, Национальный музей древностей Франции в Сен- Жермен-ан-Лэ, музей Эшмола в Оксфорде, Египетский музей в Каире.

Экспонаты Эрмитажа расскажут об истории, культуре, искусстве многих народов мира.

Крупные археологические собрания имеются в Лувре, Британском музее, Государственных музеях Берлина, Метрополитен-музее. В зависимости от специализации выделяют музеи греческой, римской, этрусской, галло-римской археологии (Музей Виллы Джулия в Риме, Римско-германский центральный музей в Майнце, Музей галло-римской цивилизации в Лионе, Пергамон-музей в Берлине, коллекции Лувра, Британского музея, многочисленные археологические музеи Греции, Италии, Кипра, Турции), музеи ближне- и средневосточной археологии (Музей Дамаска, Музей Ирака в Багдаде, Боде-музей в Берлине), музеи и коллекции дальневосточных древностей (Археологический музей в Хошимине, Музей восточноазиатского искусства в Берлине, Галерея искусств Фрира Смитсоновского института), музеи доисторических древностей и археологии (Венский естественно-исторический музей, Музей Шлезвиг-Гольштейна, Археологический музей Познани), средневековых древностей и археологии (Народный музей Праги, Музей Клюни), музеи американской археологии (Национальный музей в Вашингтоне).

К археологическим музеям относятся музеи-заповедники под открытым небом. Они экспонируют открываемые археологами древние города и поселения. Раскопанные архитектурные комплексы консервируются, иногда частично реставрируются. В специально построенных небольших помещениях показываются открытые археологами находки. Такие музеи особенно широко практикуются для показа античных городов. Посетители могут пройти по улицам Помпеи, побывать в тронном зале Кносского дворца на о. Крит. На окраине Будапешта создан музей-парк на месте римского города Аквинкума. Подобные музеи имеются и у нас на юге - в Анапе (древняя Горгиппия), Севастополе (Херсонес), в грузинском городе Вани. В археологическо-архитектурных музеях-заповедниках применяются новые формы знакомства публики с историческими памятниками, как, например, в древнеримском городе Аугсте в Швейцарии.

Здесь в реставрированном античном театре даются представления, а в реконструированной древней пекарне приходящие на экскурсию школьники, размалывая зерно, делая тесто и выпекая булки, узнают, как римляне выпекали хлеб. Здесь же восстановлен настоящий «римский» дом. Такое знакомство с прошлым позволяет лучше понять жизнь наших предков, способствует сохранению старинных обычаев, являющихся частью общечеловеческого наследия.

Благодаря успехам подводной археологии в последние десятилетия созданы музеи, в которых представлены древние находки, поднятые со дна озер, морей и океанов. Один из таких интереснейших музеев - Бодрум- ский музей подводной археологии в Турции. Его главный экспонат - останки корабля, затонувшего около 1200 г. до н. э. у мыса Гелидонья. Выставляются здесь и предметы, найденные на древних судах: амфоры, монеты, слитки металлов, личные вещи потерпевших кораблекрушения, в том числе ювелирные изделия. Известен своими экспонатами, в основном средневековыми и нового времени, Норвежский морской музей. Иногда создаются специальные музеи для экспонирования одного древнего корабля. Такие музеи построены в Гизе для погребальной ладьи фараона Хеопса, в гавани Марселя - для римского корабля, в Портсмуте - для корабля «Мери Роуз» эпохи Тюдоров.

Этнографические музеи хранят коллекции, характеризующие культуру и быт, социальные отношения и общественный строй различных народов. Этнографические музеи и этнопарки возникли в конце 19 в. Часть музеев чисто этнографические (музеи в Амстердаме и Стокгольме, Датский национальный музей, Музей П. Риверса). Одновременно существуют музеи, объединяющие как археологические, так и этнографические коллекции. Крупнейший музей, объединяющий антропологические, археологические и этнографические собрания, - Музей человека в Париже, основанный в 1930 г.

Большинство этнографических музеев создано в эпоху колониальной экспансии. Многие музеи такого рода, открытые в Африке и Азии, были детищами колониальной администрации; цель их состояла в том, чтобы увлечь население метрополий экзотикой колоний и оправдать свое присутствие там. Их коллекции включали самые разнообразные и совершенно не связанные друг с другом предметы (преимущественно маски, статуэтки, украшения), собранные путешественниками, миссионерами, колониальными чиновниками. В Европе крупнейшими музеями такого типа считаются Голландский колониальный музей в Гарлеме, Лейденский музей, Музей Центральной Африки в Бельгии.

В наше время с характерной тенденцией к нивелировке национальных форм быта наблюдается широкий интерес к национальным формам традиционной культуры. В связи с этим создаются новые этнографические музеи и возрастает роль этнографических материалов в экспозициях исторических, краеведческих, художественных музеев. Национальные этнографические музеи имеются практически во всех странах мира. В некоторых из них найдены интересные выставочные решения. Так, создаются трехмерные экспозиции, в которых используются подсветка, звукозапись, кинопроекция, показ слайдов; иногда для большей достоверности устроители прибегают даже к имитации запахов. Пример такого подхода - Музей Милуоки в США, Музей тропиков в Амстердаме и Институт Содружества в Лондоне.

Здравствуйте, дорогие ребята! И вам, уважаемые взрослые, тоже большой и теплый привет!

Наверное, каждый из вас хоть раз был в музее. Ежедневно по всему миру тысячи туристов выстраиваются в длинные очереди, чтобы увидеть произведения науки и искусства, побывать на различных выставках и потом обменяться своими впечатлениями об увиденном.

Многие из культурных достопримечательностей слывут своей известностью по всей планете. Знаете ли вы такие – те, куда хотел бы попасть любой путешественник?

Предлагаю вспомнить самые знаменитые музеи мира, разбросанные по разным странам, чтобы, когда соберетесь в далёкий путь, вы смогли запланировать их посещение в своей экскурсионной программе. Ну а прямо сейчас, чтобы вы смогли интересно и увлекательно рассказать о них в классе.

Итак, топ-десятка известнейших из известных, по мнению блога «ШколаЛа».

План урока:

Парижский Лувр

Некогда бывший средневековой крепостью, а потом местом проживания французских королей, он открылся для посетителей в 1793 году. 160106 квадратных метров занимаемой общей площади, более 400 тысяч представленных экспонатов – всё это о великом и завораживающем Лувре!

Его расположенная в центре стеклянная пирамида ежегодно привлекает около 9,5 миллионов посетителей и становится объектом для фотоснимков, как один из символов Парижа. Это место, где находится одна из мировых художественных загадок – картина да Винчи «Мона Лиза».

Сегодня в Лувре семь огромных отделов, детально осмотреть выставочные экспонаты в которых можно, как говорят, только за неделю, не меньше. Здесь присутствуют:

  • отдел прикладного искусства;
  • залы живописи, графики и скульптуры;
  • искусство Древнего Египта и Древнего Востока;
  • исламский и греческий отделы;
  • римский зал;
  • и культура этрусской империи.

Музеи Ватикана в Риме

В выставочном комплексе 1400 залов и расположены в них 50 000 объектов. Готовьтесь пройти около 7 километров, чтобы осмотреть все представленные экспонаты.

Сердцем ватиканского музея считается Сикстинская капелла — памятник эпохи Возрождения, стены которой были расписаны рукой Микеланджело. Дойти до нее можно, только преодолев весь музейный коридор.

Начали строить итальянский музей ещё в 4 веке — тогда были заложены первые камни церкви святого Петра, только в 9-м появились стены, а к 13-му веку они выстроились в папскую ватиканскую резиденцию. Ежегодно около 5 миллионов посетителей приезжают сюда, чтобы своими глазами увидеть собранные римскими католиками за несколько веков сокровища.

Британский музей в Лондоне

У открывшегося в 1759 году выставочного центра достаточно непростая история, а в характеристике присутствуют тёмные пятна. Его именуют не только музеем всех цивилизаций, но и хранилищем украденных шедевров.

Это место, где находятся предметы культуры Египта, Греции, Рима, Азии и Африки, а также средневековой Европы. Только вот многие из 8 миллионов экспонатов появись в Британском музее далеко нечестным путём. Так, древнеегипетский Розеттский камень, впрочем как и некоторые другие достояния из Египта, приехал сюда, будучи отобранным у армии Наполеона.

Из Греции по странному разрешению турецкого правителя были вывезены в Лондон драгоценные скульптурные экспозиции.

Кстати, вход в Британский музей абсолютно бесплатный.

Японский Национальный музей в Токио

Посвящённый природе и науке, отличается он тем, что в нём вместе с чудесами техники находятся чучела животных, найденные останки динозавров и их макеты.

Здесь на крыше шестиэтажного здания вы найдёте ботанический сад с солнечными зонтиками, автоматически раскрывающимися при приближении. Тут есть «зал леса», где можно побродить среди богатого растительного мира.

В глобальной галерее сможете проследить за эволюцией всего живого на Земле и ознакомиться с современными технологиями, а в японской узнать исторические факты про страну восходящего солнца.

А ещё этот музей входит в список знаменитых мест, потому что посетители могут на минутку стать учёными и лично провести ряд экспериментов.

Американский Метрополитен

Этот музей находится в Нью-Йорке и по праву входит в число самых знаменитых. Посудите сами: тут собраны артефакты эпохи палеолита, которые соседствуют с современными экспонатами из области поп-арта, есть предметы культуры Африки, Востока и Европы, живопись от 12 до 19 века, музыкальные инструменты, оружие и одежда народов пяти континентов.

Появился музей благодаря группе предпринимателей, общественных деятелей и художников, которые подарили ему свои коллекции, а они пополнились двумя миллионами выставочных предметов. В общем, здесь есть, что посмотреть!

Площадь культурного достояния Америки разделена роскошными переходами и лестницами, объединяющими постройки разных времён с высокими колоннами, фонтанами и витражами. Причём его название ничего общего с подземным транспортом не имеет, а образовано от слова «метрополис», то есть «большой город».

Мадридский музей Прадо

Испанский культурный центр живописи собрал под одной крышей более 7600 картин, 1000 скульптур, 8000 рисунков, 1300 предметов искусства. Получил он своё название благодаря одноимённому парку, в котором находится.

Хоть здесь и нет изящных интерьеров и позолоченных лестниц, зато в музее собрано огромное количество коллекций живописи разных европейских школ: испанской, итальянской, германской, британской, большая часть из которых была собрана церковью и представителями королевской семьи.

К слову, здесь есть копия находящейся в Лувре «Моны Лизы», нарисованная учеником Леонардо да Винчи.

Рейксмузеум в Амстердаме

Главный государственный музей Голландии расположен в старинном дворце с башнями и рельефными скульптурами и разделён на 200 залов, где находятся многие шедевры голландского и мирового искусства. Здание из красного кирпича стоит на набережной канала и протягивается на целый квартал.

Основным шедевром амстердамского музея является картина Рембрандта «Ночной дозор».

Имеются и холсты художников Золотого века. А ещё выставочные залы изобилуют разными антикварными вещицами от старинной мебели до фарфоровой посуды.

Питерский Эрмитаж

Россия тоже может по праву войти в список и похвастаться музейным достоянием, известным по всему миру. Русский культурный гигант славится самой большой в мире коллекцией картин. Здесь можно познакомиться с историей от каменного века до современности, а Золотая комната – отдельная история, ведь там собраны драгоценности российской империи и не только!

Берёт своё начало Эрмитаж с коллекции императрицы Екатерины II и, расширившись впоследствии, представляет сегодня музейный комплекс из шести зданий, где представлены более 3 миллионов экспонатов.

Каирский музей

Этот объект культуры до недавнего времени был известен своей полной коллекцией египетского искусства, в котором собраны тысячи сокровищ из гробниц Тутанхамона.

До произошедшей революции в Египте в каирском музее было более 120 000 древних экспонатов, среди которых монументальные скульптуры Сфинкса древнего периода, гробницы и мумии египетских фараонов, украшения цариц.

Остаётся только надеяться, что египетская нация сможет сохранить своё достояние.

Археологический музей в Афинах

Это крупнейший культурный центр Греции, в котором находятся экспонаты разных эпох, а вот коллекции керамики и скульптуры – в списке самых богатых в мире.

Разнообразные коллекции музея включают в себя находки аж 6800 года до нашей эры, среди которых – глиняные, каменные и костяные сосуды, оружие, украшения и инструменты.

Разные музейные интересности

Сегодня мы с вами составили список из десяти знаменитых музеев мира, находящихся в разных странах, которые у всех на слуху. А ведь есть в мире и такие музеи, о которых мало кто знает, но о которых стоило бы узнать, потому что они ну очень необычные. На видео ниже представлены некоторые из них.


Надеюсь представленная в статье информация поможет вам при разработке ваших исследовательских проектов.

Удачи в учебе!

Евгения Климкович.

В пособии представлена программа курса истории музеев мира, список тем для итогового коллоквиума, список источников и литературы. Также в пособии содержится перечень экзаменационных вопросов и глоссарий. Программа подготовлена на основании соответствующего общего курса, читаемого на историческом факультете и предназначенного для студентов дневного и заочного отделений по специальности "Музеология".

Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для предварительного просмотра.
Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Исторический факультет Н.С. Алмазова, Н.Ю. Бикеева ИСТОРИЯ МУЗЕЕВ МИРА Учебно-методическое пособие для студентов дневного и заочного отделений исторического факультета по специальности «Музеология» Казань 2008 УДК 069 ББК Ш5.101 Утверждено к печати кафедрой музеологии исторического факультета Казанского государственного университета (протокол № 11 от 1 июля 2008 г.) Печатается по решению учебно-методической комиссии исторического факультета Казанского государственного университета Научный редактор И.Б. Сидорова Алмазова Н.С., Бикеева Н.Ю. История музеев мира: Учебно-методическое пособие для студентов дневного и заочного отделения, обучающихся по специальности «Музеология». – Казань, 2008. – 28 с. В пособии представлена программа курса истории музеев мира, список тем для итогового коллоквиума, список источников и литературы. Также в пособии содержится перечень экзаменационных вопросов и глоссарий. Программа подготовлена на основании соответствующего общего курса, читаемого на историческом факультете и предназначенного для студентов дневного и заочного отделений по специальности «Музеология». © Н.С. Алмазова, Н.Ю. Бикеева, 2008 © Казанский государственный университет, 2008 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс «История музеев мира» посвящен основным периодам формирования музея как социокультурного института. В курсе рассматриваются роль и значение музея в контексте мировой истории и культуры. Цель курса - дать студентам необходимый объем знаний по истории становления и развития музея как специфического социокультурного института от античности до современности; ознакомить их с многообразием типов музея; продемонстрировать многосторонние связи музея с различными научными дисциплинами и явлениями культуры, эстетическими представлениями и социальными запросами, характерными для той или иной эпохи. Задачи курса: рассмотреть этапы эволюции музея как специфического социокультурного института; показать развитие представлений о назначении музея и его функциях в различные эпохи; проследить становление и динамику основных направлений музейной деятельности (хранительской, просветительской, воспитательной и др.); ознакомить студентов с историей наиболее значительных музейных собраний мира. В результате освоения курса студент должен: знать закономерности становления и эволюции музея как социокультурного института с древнейших времен до современности; знать этапы формирования и коллекционный состав наиболее крупных музейных собраний мира (Европы, Азии, Африки, Америки); ориентироваться в ведущих тенденциях исследовательской и практической деятельности современных музеев и музейных центров. 3 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ (2 часа) Предмет курса. Структура курса. Понятийный аппарат. Музей. Коллекция. Понятие музея как социокультурного института. Источники и литература. ТЕМА 1. МУЗЕИ В АНТИЧНУЮ ЭПОХУ (8 часов) Коллекционирование в Древней Греции. Понятие музейона. Протомузейные коллекции Древней Греции: святилища, храмы, пинакотеки, стои. Дельфы, Олимпия, Афинский Акрополь. Коллекции и коллекционеры эпохи эллинизма. Александрия, Пергам. Коллекционирование в Древнем Риме. Понятие museum. Частные собрания в Древнем Риме. Общественные собрания в Древнем Риме: храмы, форумы, портики, виллы. Состав коллекций. Коллекционеры Древнего Рима. Элементы музейной деятельности в античности: хранение, экспонирование и показ коллекций. ТЕМА 2. КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (6 часов) Особенности исторического сознания в средние века. Формирование ценностного отношения к вещи. Реликвии, культовая утварь. Возникновение и развитие церковных сокровищниц: Монца, Сен-Дени, Конк, Сен-Шапель. Светские сокровищницы, их функции и значение. Герцог Жан Беррийский – первый средневековый коллекционер. ТЕМА 3. МУЗЕИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (12 часов) Исторические предпосылки возникновения музеев в эпоху Возрождения. Движение гуманистов. Античное наследие в ренессансной культуре. Ренессансные экспозиции: студиоло, гардеробные, антикварии, галереи, оружейные, кунсткамеры, кабинеты, музей. 4 Коллекционеры эпохи Возрождения. Выдающиеся собрания светских и духовных магнатов. Галереи Уффици и Питти. Антикварии Ватикана. Кабинеты и кунсткамеры Центральной Европы. Кабинет Амербахов в Базеле. Кунсткамера Рудольфа II в Праге. Кабинеты естествоиспытателей. Появление музеографии. С. Квиккиберг и его «Заглавия или заголовки обширнейшего театра вселенной». ТЕМА 4. XVII ВЕК: СТАРОЕ И НОВОЕ В МИРЕ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ (6 часов) Социальные функции художественных собраний в «золотой век» коллекционирования. Художественные коллекции европейских монархов и их приближенных. Эстетика дворцовых галерей. Формирование основных художественных собраний Европы: история собрания; состав коллекций; особенности систематизации и экспонирования; ведущие направления музейной деятельности. Естественно-научные кабинеты. Анатомический кабинет Ф. Рюйша. ТЕМА 5. МУЗЕИ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ (6 часов) Возникновение первых публичных музеев в Англии. Феномен публичного музея и его особенности. Королевские музеи Франции, Англии, Испании, Австрии, Скандинавии. Обзор истории формирования, состав коллекций, социальный статус музеев. Нововведения в экспонировании произведений. Каталог коллекций музея, его общественная и культурная роль. ТЕМА 6. РАЗВИТИЕ МУЗЕЕВ В ХIХ – НАЧАЛЕ ХХ ВЕКОВ (12 часов) Наполеоновские войны и музейное строительство. Новые социальные функции музея. Музей Наполеона. Д. Виван-Денон. Пинакотека Брера. Рейксмузеум. Прадо. Реституция художественных ценостей. Музей и национальное самосознание. Немецкий романтизм и концепции национальных музеев Германии. Глиптотека, Старая и Новая Пинакотеки в Мюнхене. Музейный остров в Берлине. Музеи национального искусства. Лондонская национальная галерея. Музеи 5 национальной истории и культуры. Музеи Австро-Венгрии. Особенности музейного строительства на американском континенте. Метрополитен-музей. Наука и музей. Дифференциация научного знания. Роль естественнонаучных, археологических и этнографических коллекций в создании основ научной систематики, методики научных исследований. Роль первых всемирных выставок Европы в формировании просветительской миссии музея. Концепция музея в Южном Кенсингтоне и проблема искусства и промышленности в культуре XIX в. Возникновение профильных музеев Художественные музеи. Музеи слепков. Музеи естественной истории. Музей естественной истории в Лондоне. У.Г. Флауэр. Музеи науки и техники. Музей искусств и ремесел в Париже. Музей науки в Лондоне. Немецкий музей в Мюнхене. Музеи под открытым небом. Скансен. ТЕМА 7. МУЗЕИ В ТОТАЛИТАРНОЙ КУЛЬТУРЕ (6 часов) Новые функции музейных коллекций. Появление первых профессиональных объединений музейных специалистов. Музеи фашистской Италии и нацистской Германии как инструмент националистической пропаганды. Превращение музеев в СССР в 20- 30 гг. ХХ в. в политико-просветительское учреждение. Особенности классового и идеологического подхода к искусству и подготовке кадров для музейной работы. Музейные распродажи. ТЕМА 8. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ НОВАЦИИ В МУЗЕЙНОМ МИРЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА (6 часов) Музейный бум в послевоенной Европе, расширение музейной сети. Международные организации и культурное наследие. Появление музейных комплексов нового типа: музеефицирование кварталов и городов: музеи быта, промышленной археологии; распространение "скансенов", возникновение экомузеев. Научно-технический прогресс и техническое образование. Развитие сети технических музеев и их типология: музеи почты, печати, транспорта, космонавтики, промышленности и др. Художественные музеи: новые подходы. Музей современного искусства как музей эпохи постмодернизма. 6 Музейная архитектура и новые типы коммуникации в музее. Особенности организации и взаимодействия с посетителем. Модернизация традиционных музеев Внимание к непрофессиональным формам художественного творчества; к примитивному искусству; к творчеству женщин и национальных меньшинств; к маргинальным культурам. Новые принципы организации музейной среды. Историческая анимация, организация виртуального пространства как один из основных принципов экспозиции третьего тысячелетия. Проблема виртуальных музеев и музейных сайтов. ЗАКЛЮЧЕНИЕ (2 часа) ИТОГОВЫЙ КОЛЛОКВИУМ (4 часа) ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДОКЛАДОВ ДЛЯ ИТОГОВОГО КОЛЛОКВИУМА 1. Вашингтонская национальная галерея. История создания и современное состояние галереи. 2. Датский национальный музей древностей. История создания и современное состояние музея. 3. Дворец открытий в Париже. История создания и современное состояние музея. 4. Музей Альгамбра. История создания и современное состояние музея. 5. Музей «Васа» в Стокгольме. История создания и современное состояние музея. 6. Музеи Ватикана. История создания и современное состояние музеев. 7. Музей Виктории и Альберта в Лондоне. История создания и современное состояние музея. 8. Музей д’Орсэ. История создания и современное состояние музея. 9. Музей естествознания в Лондоне. История создания и современное состояние музея. 10. Музей Питт-Риверса, Фарнем. История создания и современное состояние музея. 11. Музей Прадо. История создания и современное состояние музея. 7 12. Музей «Ущелье Айронбридж» в Великобритании. История создания и современное состояние музея. 13. Мюнхенский музей естествознания и техники. История создания и современное состояние музея. 14. «Скансен», Стокгольм. История создания и современное состояние музея. 15. Старая Пинакотека в Мюнхене. История создания и современное состояние пинакотеки. 16. Старый музей (Altes Museum) в Берлине. История создания и современное состояние музея. 17. Центр Помпиду. История создания и современное состояние музея. 18. Венский музей истории искусства. История создания и современное состояние музея. 19. Смитсоновский музей в Вашингтоне: история, профили музея, новые экспозиции. 20. Музей Ля-Валетт и Жеода: современные тенденции французской музеологии. СПИСОК ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ 1. Коллекционирование в древней Греции (понятия сокровищниц, музейонов, состав коллекций, знаменитые коллекционеры эпохи эллинизма). 2. Древний Рим: частное коллекционирование и общественные собрания. 3. Сокровищницы средневековья (коллекции, функции, знаменитые коллекционеры). 4. Эпоха Ренессанса и рождение европейского музея. Типы музейных собраний, состав и организация. 5. Знаменитые коллекционеры и выдающиеся собрания эпохи Ренессанса. 6. Художественные коллекции европейских монархов в эпоху Просвещения (типы, состав коллекций, функции). 7. Естественно-научные кабинеты эпохи Просвещения (особенности функционирования). 8. Возникновение первых публичных музеев, их особенности. 8 9. Музейная политика на рубеже ХVIII – XIX вв. (Наполеоновская Франция и новые социальные функции музеев). 10. Музеи Х1Х века: от универсальных собраний к специализированным музеям. (основные типы, функции). 11. Роль музея в формировании национального самосознания. 12. Художественные музеи Х1Х века. 13. Музеи естественной истории Х1Х века. 14. Музеи науки и техники в Х1Х веке. 15. Музеи под открытым небом на рубеже Х1Х – ХХ веков. 16. Музеи в первой половине ХХ века: влияние тоталитарных режимов на деятельность музея. 17. Новые тенденции в музейном мире во второй половине ХХ века. (принципы организации музейной среды). 18. Музеи Европы в ХХ в.: специфика музейной деятельности. 19. Музеи Америки и Азии в ХХ веке: общее и особенное. 20. Экомузеи, их особенности. БИБЛИОГРАФИЯ ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ МУЗЕЕВ МИРА» Учебные пособия и основная литература: 1. Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. М., 2003. 2. Юренева Т.Ю. Художественные музеи Западной Европы: История и коллекции: Учебное пособие. М., 2007. *** 3. Алмейда М.Т. Постоянная экспозиция Музея д"Орсе в Париже // Museum. 1988. № 154. 4. Аринзе Э.Н. Африканские музеи: необходимость перемен // Международный журнал «Museum». 1998. № 3 (197). 5. Аскус Л. Музей Королевской Академии изящных искусств в Мадриде // Museum. 1986. Т. 155. 6. Асоян Н.И. Художественные музеи Америки // США: экономика, политика, идеология. 1991. № 2. 7. Афинский музей для слепых: просвещение инвалидов // Museum. 1989. № 162. 9 8. Баварские государственные собрания картин. Мюнхен. Старая пинакотека. Новая пинакотека. Новая государственная галерея: [Альбом] / Сост. и автор текста М.Я. Либман. М., 1972. 9. Базельский художественный музей: Альбом / Авт.-сост. Т.Н. Букреева. М., 1987. 10. Балаш А.Н. Частное коллекционирование памятников греческого искусства в античном Риме // Музей в современной культуре: Сб. науч. тр. / Санкт-Петербургская Академия культуры. Т. 147. СПб., 1997. 11. Белов Г. Д. Алтарь Зевса в Пергаме. Л., 1958. 12. Белозерова В.Г. История музеев и реставрационного дела в КНР (до "культурной революции") // Художественное наследие: хранение, исследование, реставрация. Т. 6(36). М., 1980. 13. Белостоцкий Я., Валицкий М. Европейская живопись в польских собраниях 1300-1800. Варшава, 1958. 14. Блистательный Дрезден: Искусство и художественные собрания во времена Августа II и Августа III. (1694-1763). Каталог выставки. М., 1989. 15. Большой Лувр. Сообщение Международного журнала «Museum». 1995. № 1 (183). 16. Брагинская Я.В. Fata Libelli. (Судьба книги Филострата Старшего «Картины») // Античность в культуре и искусстве последующих веков / Материалы научной конференции. ГМИИ 1982. М., 1984. 17. Браунинг Р. К вопросу о возвращении скульптур Парфенона // Museum. 1984. № 141. 18. Британский музей. Лондон: Альбом / Авт.-сост Б.И. Ривкин. М., 1980. 19. Британский музей. Лондон. Сокровища Британского музея: Каталог по искусству. Пер. с англ./ Сост. Ф. Фрэнсис. М., 1984. 20. Будапештские музеи. / Пер. с венгер. Будапешт, 1985. 21. Ватикан: [Альбом]. Пер. с итал. / Карло Пьетранджели и др. М., 1998. 22. Вулих Я.В., Неверов О.Я. Роль искусства в пропаганде официальной идеологии принципата Августа // Вестник древней истории. 1988. № 1. 23. Гайсмайер И. Дискуссия вокруг проблемы: Берлинская картинная галерея - история и будущее // Творчество. 1991. № 10. 24. Галерея Питти. Флоренция: [Альбом] / Сост. и автор текста И. Смирнова. М., 1971. 10