Какой цикл произведений принадлежит перу Евгения Пермяка?

«Волшебные истории», «Семьсот семьдесят семь мастеров», «Тонкая струна» +

«Жизненные лукавинки», «Сказочные истории», «Радуга сказок»

«Волшебная струна», «Чужая калитка», «Умные очки»

2. Из какой сказки этот отрывок?
«А уголь вел себя просто. Не зазнавался. Не задирал нос. Он спокойно горел и был доволен тем, что приносит пользу».

«Сказ про горящих»
«Сказ про газ» +
«О берёзовом тумане и глупом споре»

Кто взял в известной сказке Евгения Пермяка воду замуж?

Огонь +
Газ
Осиновые дрова

4. Какое высказывание вам кажется верным?
В повести «Детство Маврика» писатель рассказывает о мальчике:

Выросшем на раздольных степных просторах
Выросшем в краю заводов, рудников и приисков +
Выросшем на Крайнем Севере

5. Какаю фамилию носил «богатый-пребогатый богач» в сказке «О начале всех начал»?
Алмазов
Серебров
Золотов +

Назовите три произведения Пермяка, начинающиеся на слово «первая»?

«Первая улыбка» +
«Первая рыбка» +
«Первая вахта» +

В одном из рассказов Пермяка девочка Таня посадила ягодный куст в палисаднике. Ей помогала бабушка. Какую ягоду вырастила Таня?

Крыжовник
Ирга
Смородина + (слушать рассказ Е.Пермяка «Смородинка»)

Как звали дедушку в одной из сказок Евгения Пермяка, который всем помогал, являлся к людям то в образе старика-странничка, то старушки-веселушечки, то козла или скворца?

Дедушка Само +
Дедушка Весел
Дедушка Тиша

9. Дайте правильный ответ:

Евгений Пермяк – сказочник XIX века
Евгений Пермяк – сказочник XX века +
Евгений Пермяк – сказочник XXI века

А.С.Пушкин
П.П.Бажов +
Агния Барто

Как звучит настоящая фамилия Евгения Андреевича Пермяка?

Пермятский
Уралов
Виссов +

Волшебные краски

Викторина по сказке Евгения Пермяка

Викторину составила Марина Локсина

Как часто Дед Мороз приносит людям семь волшебных красок?

1 раз в 100 лет
1 раз в 300 лет
1 раз в 500 лет
1 раз в 1000 лет

Каким волшебным свойством обладают эти краски?

Они исполняют все желания
Все, нарисованное ими, оживает
Ими можно рисовать по воздуху
Все, нарисованное ими, исчезает

Кому дарит Дед мороз волшебные краски?

Тому. кто умеет лучше всех рисовать
Тому, кто слушается старших
Тому, кто ничего не боится
Самому доброму ребенку

Что нарисовал мальчик в подарок своей маме?

Красивую блузку
Цветастую юбку
Нарядное платье
Теплую шаль

На что оказалось похоже ружье, которое мальчик нарисовал для своего отца?

На дубинку
На палку
На трубу
На посох

Почему все рисунки мальчика оказались непригодными. и он только зря истратил все краски?

Он не хотел принести людям радость
Он не умел рисовать
Он думал, что все сможет переделать потом
Он очень торопился рисовать

Что еще подарил Дед Мороз этому мальчику, пожалев его?

Волшебные кисточки
Умение рисовать
Обычные краски
Волшебную бумагу

Как мальчик, став взрослым, смог «оживить» свои рисунки?

Он стал строителем
Он стал архитектором
Он стал настоящим художником
Он стал мультипликатором

Руки трудолюбивого человека
Руки искусного художника
Руки доброго человека
Руки любящего человека

Что нужно делать, чтобы уметь хорошо рисовать?

Попросить у Деда Мороза волшебные краски
Делать людям добро
Ходить в музеи и на выставки
Много учиться и трудиться

Литературная игра "Умники и умницы" по произведениям Евгения Пермяка (3–4-е классы)

· Демидова Светлана Юрьевна, директор

Разделы: Организация школьной библиотеки, Внеклассная работа

Подготовка: рассказ о писателе, книжная выставка в библиотеке, чтение детьми книг Евгения Пермяка.

Оформление: портрет писателя, книжная выставка, три дорожки: красная, желтая и зеленая.

Правила игры:

“зеленая дорожка” - 4 вопроса, можно ошибаться 2 раза;
“желтая дорожка” - 3 вопроса, 1 ошибка;
“красная дорожка” - 2 вопроса, ошибок быть не должно.

1 отборочный тур: “Найди лишнее”, из названий рассказов на доске назвать тот, что написан не Евгением Пермяком.

Торопливый ножик, Самое страшное, Доктор Айболит.
Тухлявое болотце, Двойка, Лесная газета.
Он живой и светится, Надежный человек, Для чего руки нужны.

ПЕРВЫЙ АГОН.

Розыгрыш дорожек. Составить рассказ “Мое любимое произведение Евгения Пермяка”

Про Вашего героя Пермяк пишет так: “Тетеревиное перо найдет – и то без внимания не оставит. А уж про другие находки и говорить нечего… При бабушке Авдотье жил в старом доме возле болотца” Как Вас зовут?

/Васятка Копейкин “Тухлявое болотце”/

1. Вы живете с бабушкой Авдотьей. Расскажите, чем она занимается.

/Лечит травами/

2. Однажды старик-лесник рассказывает Вам побывальщину о чудесном болотце. Расскажите, о чем она.

/О златорогом олене, вылечившем в болотце ноги/

3. Вы очень любите свою бабушку и однажды помогли ей выздороветь. Как?

/Носил из болота лечебную грязь в кадушку, а бабушка держала там ноги/

4. Когда Вы были маленьким, Вас называли Васятка, а когда выросли, стали звать…. Как?

/Василий Кузьмич/

Про Вас Пермяк пишет так: “…она была сильно ногами слаба, а умом до того светла, что половина округи к ней за советом ходила. И лечила она к тому же”. Кто Вы?

/Бабка Авдотья/

1. Вы не можете ходить. Кто же тогда собирает Вам лекарственные травы и корни?

/Внук Васятка Копейкин/

2. Каких только снадобий нет у Вас: и травы, и корни, и змеиный и пчелиный яд. Настоем чего лечили Вы головокружение?

/Грибным настоем/

3. Когда Вы смогли встать на ноги, то плакали от радости не только потому, что вылечились, но и.… Почему еще?

/Радовались за внука/

Про Вашего героя автор говорит: “Большого размаха парняга. Во сне знатные клады земли видел. Не жалея ног на розыски. Собачонка его, бывало, язык высунет от усталости, а он ее дальше тянет. И где он только не побывал, а ничего такого не открыл, не нашел. А хотелось. Сам себя наизнанку готов был вывернуть – лишь бы клад. Как Ваше имя?

/Гаврик Козырев/

1. Смеясь над Васяткой, Вы обзываете его Копейкиным-Полушкиным, Грошевиком, Пятаковым, Гривенниковым. Что это такое “грош”, “пятак”, “гривенник”, “полушка”?

/Деньги/

2. Про Вас Пермяк говорит: “Ходит козырем Гаврик Козырев”. Что значит “ходить козырем”? Изобразите.

ВТОРОЙ АГОН.

Отборочный тур: Найти лишнее.

Снегурочка, Первый лук, Сема и Сеня,
Первая рыбка, Маугли, Чужая калитка
Первая рыбка, Некрасивая елка, Дядя Степа.

Розыгрыш дорожек: Аукцион. Игроки по очереди называют названия произведений Е.Пермяка.

Вопросы для “зеленой дорожки”.

Вы растете мальчиком старательным, заботливым и работящим. Вас очень любят в семье, но больше всех Вас любит дедушка. Любит и помогает стать хорошим человеком. Попросите научить Вас ставить ловушки на хорьков – пожалуйста. Дрова надумаете пилить – пожалуйста. Дед за одну ручку пилы держится – Вы за другую… Кто Вы?

/Алеша Хомутов “Чужая калитка”/

1. Поддерживая все Ваши затеи, дед требовал от Вас оного… Чего же?

/”Если берешься за дело, доводи его до конца. А если видишь, что оно не по рукам, подожди когда вырастешь”.

2. На кого охотились вы с дедом и какую добычу принесли домой?

/Три тетерева/

3. После удачной охоты, во время веселого ужина Вы были очень молчаливы и думали о чем-то. О чем?

/Калитка, скамейка/

4. В какой цвет оказались покрашенными калитка и скамейка во время следующего Вашего с дедом похода в лес?

/Синего/

О Вас говорят: “Вот какая хорошая “смородинка” у Калиниковых растет. Настойчивая. Работящая. Черноглазая, с белой ленточкой в косе”. Как Вас зовут?

/Таня Калинникова/

1. Пучок каких зеленых палочек “чуть длиннее карандаша” принес однажды Вам отец?

/Черенки смородины/

2. С какими сорняками пришлось Вам бороться, чтобы вскопать грядку под кусты?

/Лопух и репейник/

3. Научите нас вскапывать землю. Как Вы это делали?

/Снять дерн, разбить комья, разрыхлить/

Вопросы для “красной дорожки”.

Вы – вещь. Очень уважаемая. Принадлежите одному ученому. вам довелось походить с ним по разным местам и повидать чрезвычайно интересные вещи. Вы могли бы рассказать многое. Но – молчаливы. Именно за это Вас и любит ученый. Кто Вы?

/Трость “Мелкие калоши”/

1. Как я уже говорила, Вы – молчаливы. Но однажды какое-то событие заставило Вас заговорить?

/Калоши зазнались/

2. Кто поддержал Вас, когда Вы делали замечание калошам?

/Щетка и Драповое пальто/

ТРЕТИЙ АГОН

Отборочный тур. Найти лишнее.

Бумажный змей, Пичугин мост, Федорино горе,
Мелкие калоши, Кот в сапогах, Случай с кошельком,
Хитрый коврик, Некрасивая елка, Тимур и его команда.

Розыгрыш дорожек. Аукцион: перечислить героев Евгения Пермяка

Вопросы для “зеленой дорожки”

Вы – Сын Владимира Петровича Рудакова – летчика-испытателя. Учитесь в 1 классе. Сидите за первой партой. Крепкий и смелый мальчик. Всегда защищаете тех, кто послабее. За это Вас все и любят. Как Вас зовут?

/Андрей Рудаков “Надежный человек”/

1. Несмотря на то, что Вы защищаете слабых, одну девочку постоянно обижаете. Какая черта характера в ней Вам так не нравится?

/Трусость/

2. Как зовут Вашу учительницу?

/Анна Сергеевна/

3. Какую историю рассказала Вам она, заметив, что Вы очень обижаете Асю?

/Историю из своего детства/

4. После этого рассказа Вы стали оберегать Асю. Мимо каких животных Вы провожали ее?

/Собаки, гуси, козел/

Вопросы для “желтой дорожки”.

В рассказе Вы – тетя одного мальчика. Старая дева. Вам 40 лет. Живете в своем доме, как и большинство рабочих прикамского завода. При доме двор, огород. Как Ваше имя?

/Тетя Котя. “Первый лук”/

1. Когда у Вас жил племянник, он очень хотел подружиться с Сашей и Петей Петуховыми. В какую игру играли эти мальчики?

/В индейцев/

2. Племянник попросил у Вас какую-то вещь, которая была ему нужна, и это привело Вас в ужас. Что это за вещь?

/Нож /

3. После того, как мальчика приняли в индейцы, он сделал что-то без вашего напоминания. Что?

/Вымыл руки с мылом/

Вопросы для “красной дорожки”.

Вы – брат Саши Петухова из рассказа “Первый лук”. Как Вас зовут?

/Петя Петухов/

1. Назовите индейские имена: Ваше, Вашего брата и нового друга.

/Сан, Пе-Пе и Жужа/

2. Какое испытание вы придумали мальчику, который хотел стать индейцем?

/Необходимо было своими руками сделать лук и 10 стрел, а затем попасть хотя бы тремя из них в картофелину, подвешенную на нитке/

ФИНАЛ.

Розыгрыш дорожек. Составить рассказ “Мой любимый герой Е.Пермяка”

Вопросы для “зеленой дорожки”.

Вы на редкость молчаливы и задумчивы. В отличие от своих стройных и красивых сестер растете не очень красивой. Даже скажем, совсем некрасивой – однобокой и кривой. Вас не любят лесные собратья, хотя Вы и не сделали никому ничего плохого. Кто Вы?

/Елка. “Некрасивая елка”/

1. Но был кто-то, кто все-таки выделял Вас из окружающих деревьев и любил Вас больше других. Кто это?

/Сказочник/

2. Какую судьбу предсказывали Вам деревья?

/Стать дровами/

3. Что же с Вами произошло?

/Распилили на чурбаки, переработали на бумагу, на которой напечатали сказки/

4. Куда Вы попали, став книгой?

/В библиотеку/

Вопросы для “Желтой дорожки”.

Вам 300 лет. Очень высокое дерево. Вы затеняли солнце другим деревьям, лишали их влаги и шелестели, нарушая их покой. Но, несмотря на это, все любили и уважали Вас и очень печалились, когда Вас срубили. Кто Вы?

/Дуб/

1. Кто уронил слезу на Ваш пень?

/Сказочник/

2. На каком языке говорили деревья в Вашем лесу?

/На датском/

3. Что сделали из Вашей древесины после того, как Вас срубили?

/Резной потолок библиотеки/

Вопросы для “красной дорожки”.

Вы также как елка одиноки, долговязы и некрасивы. вы очень любите сидеть под елью. Сплетники рассказывают, что она специально для Вас сыплет мягкие иглы, чтобы Вам было удобнее сидеть. Кто Вы?

/Сказочник/

1. Прошли годы. И Вы перестали появляться в лесу. Ветер сообщил, что два лесоруба погубили Вас. Кто эти лесорубы?

/Время и Возраст/

2. Где Вы снова встретились с Елкой?

/Сказки были напечатаны на бумаге, сделанной из ели/

Викторина по творчеству Е.Пермяка (с ответами)

Способность видеть мир глазами детей, общаться с ними запросто, да так, чтобы ребята тебя любили и понимали – бесценный дар. Этим даром обладал уральский сказочник, мудрый писатель Евгений Андреевич Пермяк. Наша викторина посвящена этому замечательному автору.

Викторина по творчеству Е.Пермяка содержит 11 вопросов. На все вопросы даны ответы.

Разделы: Начальная школа

  • воспитывать интерес к книге;
  • формировать умение анализировать поступки людей;
  • развивать память, внимание, речь учащихся.

I. Организационный момент.

II. Фонетическая зарядка.

«ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА».

для чего?

для каких дел?

Какое, по-вашему, главное слово в пословице? Почему?

Вывод. Для чего дана жизнь человеку?

III. Речевая зарядка.

Прочитайте предложение жужжащим чтением и задайте соседу два вопроса.

«У ЧУЖОЙ КАЛИТКИ ЩЕКОЛДА НА ХОРОШИЕ ШУРУПЫ ПРИВЕРНУТА».

Какие задали вопросы?

Какие вопросы еще можно задать?

Сколько слов в предложении?

Сократите

  • до 7 слов.
  • до 5 слов.
  • до 3 слов.

Из какого рассказа эти слова?

Как понимаете выражение «чужая калитка»?

Когда чужую калитку отремонтировали, можно ли сказать, что совершили доброе дело?

IV. Беседа о рассказах Е.Пермяка.

Сегодня на уроке мы узнаем, какие добрые дела могут совершать ребята и кто их этому учит. А помогут нам рассказы Е.Пермяка.

(на экране телевизора портрет Е.Пермяка, даты его жизни)

(рассказ ученицы о Е.Пермяке )

Евгений Андреевич Висcов (Пермяк) родился 31 октября 1902 года в городе Перми на Урале. Этот город сыграл большую роль в его жизни: недаром писатель своей настоящей фамилии предпочел псевдоним Пермяк.

Детские и юношеские годы прошли в маленьком городке Воткинске, где мальчик жил с бабушкой, дедушкой и тетей, которые его очень любили и заботились о нем.

В Воткинске Женя учился в школе, прогимназии и гимназии. Там он освоил пять ремесел: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное и токарное. В Воткинске стал писать свои первые заметки и стихи. Подписывал псевдонимом «Мастер Непряхин».

В 1930 году Евгений Пермяк окончил педагогический факультет Пермского университета. Вскоре уехал в Москву и стал писателем.

В годы Великой Отечественной войны Пермяк находился в Свердловске. Там он подружился с известным писателем Павлом Бажовым.

Умер Евгений Пермяк в 1982 году.

Давайте вспомним, какие рассказы вы читали к уроку.

Я называю первое слово, а вы продолжаете.

  • «ДЕДУШКИНЫ (ОЧКИ)»
  • «ЧУЖАЯ (КАЛИТКА)»
  • «ПЕРВАЯ (РЫБКА)»
  • «ПИЧУГИН (МОСТ)»
  • «ТОРОПЛИВЫЙ (НОЖИК)»
  • «ЗНАКОМЫЕ (СЛЕДЫ)»

(все названия рассказов помещаю на доску, одновременно выставляю книги с рассказами Е.Пермяка)

V. Викторина.

Пройдет наш урок в виде викторины. Все задания спрятаны в конвертах.

Что нарисовано на конвертах? (дом)

Каким, по-вашему, должен быть дом?

Какими должны быть люди в доме?

Кто помогает нам стать добрыми, трудолюбивыми, честными?

1 конверт «Предметы из рассказов».

Из какого рассказа эти предметы?

Как они связаны с героем?

Кто научил детей делу?

Кто помогал в работе?

Какие хорошие качества появились у детей?

2 конверт «Собери пословицу».

В четверках составить пословицы. Объяснить смысл.

«ДЕРЕВО ДОРОГО ПЛОДАМИ, А ЧЕЛОВЕК ДЕЛАМИ»

«БЕЗ ТРУДОВ НЕТ И ПЛОДОВ»

«БЕЗ ТРУДА ЖИТЬ – ТОЛЬКО НЕБО КОПТИТЬ»

«КОНЧИЛ ДЕЛО – ГУЛЯЙ СМЕЛО»

«МАЛЕНЬКОЕ ДЕЛО ЛУЧШЕ БОЛЬШОГО БЕЗДЕЛЬЯ»

«ДЕРЕВО СМОТРИ В ПЛОДАХ, ЧЕЛОВЕКА В ДЕЛАХ»

О чем эти пословицы?

Найдите и прочитайте в рассказах Е, Пермяка то место, где говориться о том, как дети учились трудиться, и кто им помогал.

(выборочное чтение учащихся)

Прочитайте, как взрослые хвалили детей.

(выборочное чтение учащихся)

Расскажите, чему вы научились дома, у кого?

(обмен мнениями)

Зачем вас дома учат трудиться?

Какими вас хотят видеть взрослые?

VI. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

VII. 3 конверт. «Киножурнал «Ералаш».

Всегда ли дети бывают хорошими, выполняют все просьбы, трудятся?

Посмотрите отрывки из киножурнала «Ералаш» и дайте ответ на вопрос.

(по телевизору показываю отрывки из киножурнала «Ералаш»)

Понравились вам поступки детей?

Что не понравилось? Как должны вести себя ребята?

Хотели ли вы быть такими? Почему?

VIII. 4 конверт «Кроссворд».

  1. Что вырастила Танюша? (смородину)
  2. Что отремонтировал Алеша? (скамейку)
  3. Что построил Сема? (мост)
  4. Что построили Вася и Ваня? (птичьи домики)

Если вы правильно отгадаете, то получится главное слово нашего урока.

Какое слово получилось?

Почему это слово является главным?

Каким качествам нас учат в семье? (одновременно с ответами детей выставляю на листочках названия качеств человека)

Что у нас получилось?

Кто нам помог построить дом?

Каким должен быть человек, чтобы прожить хорошую жизнь?

Сложно себе представить, что такое светлое трогательно-поэтическое произведение, как «Алые паруса» было написано в голодном холодном сумрачном опустевшем после революции и Гражданской войны Петрограде автором, которого соседи характеризовали, как замкнутого неприветливого отшельника. Он же назвал «Алые паруса» повестью-феерией и посвятил любимой женщине – Нине Мироновой. Александр Грин познакомился с ней в 1918 году, а в 1921-м они встретились случайно, когда молодая вдова, отчаянно нуждавшаяся хоть в каких-то деньгах для пропитания, продавала свои вещи. Через месяц писатель и его муза поженились и не расставались больше ни на один день. Ради жены Грин даже переехал из Петрограда в Крым, чтобы она могла поправить свое здоровье. Неизвестно, узнал ли писатель впоследствии, что Нина чувствовала себя плохо только после пьяных питерских кутежей мужа, и не нашла другого способа их прекратить, как сказаться больной. На гонорары Грина им удалось купить квартиру в Феодосии, и на этом «эпоха» материального благополучия семьи закончилась. Собственно, длилась она недолго и случилась благодаря НЭПу. В 20-е годы писатель активно издавался и не чувствовал давления идеологии нового строя, в которую ему «вписаться» не удалось. Он это почувствовал очень скоро, потому что жить стало практически не на что. Союз писателей лимитировал возможности издания для автора одним произведением в год и отказал в пенсии. Гринам пришлось переехать из Феодосии в небольшой домик в Старом Крыму, они практически голодали и часто болели. Писатель даже пытался охотиться с луком на птиц, но редко мог похвастать добычей. Идти на компромисс с навязываемым соцреализмом романтик и символист Грин не мог и не хотел. При полном отсутствии денег он отказался от оплаченного интервью в журнале «Безбожник», и в 1932 году умер от рака желудка. У него не было желания жить и бороться за свободное творчество. Через два года, встретив 39-летнюю Нину Грин у Паустовских, писатель Малышкин встал перед нею на колени со словами: "Ассоль! Ну почему же ты седая?". Но силы бороться за наследие писателя у его вдовы еще были. Она хотела создать дом-музей Грина, хотя ее старания в довоенные годы не принесли никаких результатов. Когда Крым был захвачен фашистами, Нине, присматривающей за престарелой матерью, пришлось работать в оккупационной газете «Официальный бюллетень Старо-Крымского района». Затем она была угнана на принудительные работы в Германию и вернулась домой в 1945 году, находясь на момент окончания войны в американской зоне оккупации. Вернулась ненадолго. Почти сразу же Нина Грин была осуждена на 10 лет лагерей за коллаборационизм и измену родине с конфискацией имущества и отбыла почти весь срок. Освободившись в 1955 году по амнистии и снова вернувшись в Крым, она узнала, что их саманный домик секретарь Старокрымского райкома партии Л. С. Иванов превратил в собственный курятник. После смерти Сталина запрет на издания Грина был снят, и Нина Грин с воодушевлением и с помощью друзей-писателей возобновила усилия по созданию в Крыму дома-музея мужа. Но новый хозяин «недвижимости» не намерен был расставаться со своим курятником и инициировал травлю Нины. Вдогонку писательской вдове «сознательные» местные граждане шипели «фашистка», доведя ее до инсульта. Но к 80-летию Грина Нина все-таки получила ордер и ключи от их старого дома в Старом Крыму, где открылся музей писателя-романтика. В нем она прожила последние 10 лет. В 1970 году, написав мемуары, Нина Грин умерла. Она завещала похоронить себя рядом с мужем, но это ее желание не было поддержано "ответственными лицами". Для могилы было выделено другое место. Но в следующем году в день рожденья Нины Грин шестеро ее друзей ночью перезахоронили тело в соответствии с завещанием, и с тех пор Александр Грин и его «Ассоль» покоятся рядом. Нина Грин была реабилитирована в 1997 году. Рядом с ней писатель создал свое лучшее, по мнению литературных критиков, произведение - роман «Недотрога», который так и не был закончен.

Сценарий библиотечного часа для начальной школы на тему «Ты и я – верные друзья»


Описание материала: Предлагаю Вам сценарий библиотечного часа для учащихся 2-3 классов на тему «Ты и я – верные друзья». Для достижения целей нравственного воспитания особое место принадлежит хорошей книге. Поэтому очень важно через чтение художественных произведений, постепенно знакомить детей с нормами нравственности, развивать качества личности, необходимые для жизни в современном обществе. В рамках реализации часов внеурочной деятельности по ФГОС в начальной школе, этот сценарий может быть использован в курсе духовно-нравственного направления - «Библиотечный час». Данный материал будет полезен организаторам внеклассной работы, учителям начальных классов, библиотекарям.
Цель:
Формирование у детей понятий о дружбе. Воспитание дружеских чувств, умения дружить, беречь дружбу, поддержка дружеской атмосферы в классе.
Задачи:
Способствовать расширению знаний о взаимоотношениях людей, о дружбе через работу над литературными произведениями.
Раскрыть сущность понятия «дружба». Показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни.
На основе примеров жизненного опыта показать ценность настоящей дружбы.
Демонстрационный материал:
Запись песни «Настоящий друг» слова М. Пляцковского, музыка Б.Савельева; на стенде «Дерево добра» с листочками и цветами, солнце; выставка книг.
Раздаточный материал:
Конверты с пословицами и поговорками о дружбе; карточки с проблемными ситуациями; лучики.
Ход урока:
Ребята! На прошлых занятиях мы с вами говорили о добре, вежливости. Писали добрые слова на листочках, вежливые слова на цветах, рисовали. Посмотрите, какое красивое стало наше «Дерево добра»! Но чтобы оно принесло плоды, нужно тепло – солнышко. Хороший друг как солнышко, с ним всегда светло и тепло. И сегодня мы с вами будем говорить о дружбе.
Давайте возьмёмся за руки и станем с вами в большой круг.
Дети берутся за руки и становятся в круг вокруг столов. Звучит песня «Настоящий друг». Дети поют, держась за руки.
Вы почувствовали тепло рук ваших друзей одноклассников? Это тепло мы сохраним до конца урока. Мы спели с вами замечательную песню о дружбе. А что, по-вашему, означает слово «дружба»? (Ответы детей). Хорошие верные друзья нужны любому человеку. Первые настоящие друзья обычно появляются со школьной скамьи. И именно школьная дружба является иногда самой крепкой и продолжается долгие годы. Я думаю, многие из вас уже имеют друзей среди одноклассников. И сегодня мы поговорим с вами о том, что такое дружба, какими качествами должен обладать настоящий друг.
Ребята! Обратите внимание на нашу выставку. На ней представлены книги, которые рассказывают о настоящей дружбе. Если вы не успели их ещё прочесть, обязательно прочтите.
Послушайте рассказ В.Осеевой «До первого дождя».
Вопросы:
1.Почему покраснела Маша и почему – Таня?
2.Были ли девочки подругами?
3.Почему воспитательница сказала девочкам, что их «дружба до первого дождя»? (Ответы детей).
Послушайте рассказ Е.Пермяка «Самое страшное».
Вопросы:
1.Как Вова относился к окружающим?
2.Был ли Вова на самом деле храбрым, смелым мальчиком?
3.А ты хотел бы, чтобы тебя боялись?
4.Почему все отвернулись от Вовы?
5.Что Вова должен сделать, чтобы с ним играли ребята, и разговаривала бабушка? (Ответы детей)
Без друзей человек одинок, а с друзьями справится с любой бедой. Поэтому дружбой надо дорожить. Чтобы не растерять своих друзей, важно уметь дружить: быть самому добрым и отзывчивым. Какими ещё качествами должен обладать друг? Я буду называть качества человека – вы выбираете те, которыми должен обладать ваш друг. (Хлопаете в ладоши).
Добрый, робкий, счастливый, весёлый, умный, скупой, дружелюбный, честный, жадный, щедрый, красивый, жизнерадостный, грустный, обидчивый, справедливый, правдивый, капризный, откровенный, задира, чуткий, отзывчивый, умеющий хранить тайны.
Все вы выбирали только положительные качества. Думаю, эти качества должны быть и у вас. Давайте напишем все положительные качества друга на солнечных лучах и запомним их. Пусть эти человеческие качества согревают вашу дружбу. (Дети работают по группам.)
Прочтите лучшие качества друга, которые вы написали на солнечных лучах. А теперь вручите этот солнечный лучик тому, кто, по вашему мнению, обладает этими качествами. (Дети вручают лучики) Скажите ребята, приятно было получать и дарить солнечный лучик? Думаю, что вам всем стало теплее от этих лучиков. Давайте прикрепим наши лучики к солнышку, и пусть оно нас всех согревает и радует. Пусть на нашем «Дереве добра» созревают волшебные плоды. (Солнце с лучами вывешивается на стенде).

Нет народа, у которого не было бы легенд, пословиц и поговорок о дружбе. Давайте вместе вспомним эти пословицы и соберём их. На карточках написаны половинки пословиц. Вам надо их соединить, прочитать и объяснить их смысл. (Работа по группам)

Пословицы и поговорки о дружбе:
Нет друга – ищи, а нашёл – береги
Дерево живёт корнями, а человек друзьями
Друга иметь – себя не жалеть
Не имей сто рублей, а имей сто друзей
Один за всех и все за одного
Человек без друзей, что дерево без корней
Дружба – как стекло: разобьёшь – не сложишь
Старый друг лучше новых двух
Дружба дружбой, а служба службой
Ребята! Когда мы произносим слово «дружба», вспоминаем не только своих лучших друзей, но и весёлых героев мультфильмов, героев книг. В сказочной стране много героев, которые дружат между собой. Вот мы сейчас и узнаем, знаете ли вы их. Я буду называть сказочного персонажа, а вы, ребята, хором называйте его друга.
Белоснежка и (семь Гномов)
Смешной Карлсон и (Малыш)
Доверчивый Буратино и (Пьеро, Мальвина)
Иван Царевич и (Серый волк)
Крокодил Гена и (Чебурашка)
Дядя Фёдор и (Кот Матроскин, Пёс Шарик)
Винтик и (Шпунтик)
Маугли и (Балу, Багира)
Если вы читали эти книги, вы, наверное, помните, какие трудности пришлось преодолевать друзьям. В нашей жизни постоянно возникают ситуации, когда нужно принимать какое-то решение. Давайте рассмотрим некоторые ситуации. Подумайте и расскажите, как бы вы поступили.
Обсуждение проблемных ситуаций в группах:
1.Твой друг не сделал домашнее задание и просит у тебя тетрадь, чтобы списать.
2.Родители считают, что твой друг плохо учится, и поэтому не разрешают с ним дружить.
3.Твой друг обидел девочку.
4.Твой друг не хочет, чтобы ты ещё с кем-то дружил.
5.Вы с другом поссорились.
Если у вас есть друг, берегите дружбу с ним, цените её. Друга легко потерять, гораздо труднее его найти. Произносим слово «дружба» и сразу вспоминаем своего друга. Я думаю, у каждого из вас есть друг. Расскажите нам о своих друзьях. Как его зовут? Когда вы с ним подружились? Как вы помогаете друг другу? (Рассказы детей)
Я вижу, что многие из вас дружат с одноклассниками. Думаю, вы хорошо знаете лучшие качества характера своих одноклассников. У меня в руках волшебное яблоко. Как только оно попадёт к вам в руки, все сразу увидят ваши лучшие качества и назовут их. (Дети передают яблоко по кругу и называют лучшие качества характера одноклассников).
Ребята! Сегодня мы увидели, как много в каждом из вас хорошего, доброго. Давайте всегда замечать друг в друге больше хорошего и говорить об этом. Давайте жить дружно!
А сейчас послушаем стихотворения о дружбе, которые расскажут ваши одноклассники. (Дети читают стихотворения)
Стихотворения о дружбе
В.Орлов «Если дружбой дорожить»
Если дружбой
Дорожить,
Можно спорить
И дружить.
И не вспыхнет
Ссора
Из любого спора!
Ю.Энтин «Про дружбу»
Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.
Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!
Е.Стеквашова «Друзья»
Как начну конфеты есть,
У меня друзей не счесть.
А закончились конфеты
И друзей в помине нету.
За конфету каждый друг,
Так и рвёт её из рук.
Ну, зачем мне дружба эта?
Я и сам люблю конфеты.
А.Барто «Мой друг»
У него вагон достоинств,
Недостатков нет почти,
Ничего ему не стоит
Вам улыбку принести.
Давать он хочет, а не брать,
Он сильный, а не слабый,
О нём я толстую тетрадь
Всю исписать могла бы!
Он выигрывать умеет,
Не боится проиграть,
«Очень быстро он умнеет!»-
Записала я в тетрадь.
Починил он клетку птице,
Дал котёнку молоко.
Он умеет извиниться,
Это тоже нелегко!
И. Меднин «Давайте дружить»
Давайте будем
Дружить друг с другом,
Как птицы – с небом,
Как ветер – с лугом,
Как парус – с морем,
Трава – с дождями,
Как дружит солнце
Со всеми нами!
Ребята! Какие замечательные слова прозвучали о дружбе! Я думаю, что сегодня мы стали все немного ближе друг другу. Верю, что с каждым годом дружба в вашем классе будет только крепче. А на нашем «Дереве добра» обязательно созреют великолепные плоды.

Евгений Пермяк - известен в первую очередь своими книгами для детей. Но он также писал и для взрослых. Что мы ещё знаем о нем? Где родился Евгений Пермяк? Настоящая ли это фамилия или псевдоним, который принято брать в писательской среде? На эти вопросы вы получите ответы в данной статье. А также в ней вы сможете прочитать информацию о творчестве и узнать любопытные факты из жизни советского писателя.

Евгений Пермяк: биография

31 октября 1902 года в уральском городе Пермь родился мальчик, которого назвали Евгением. Его родители были простыми тружениками. Отец работал на почте. Впоследствии мальчик стал известным детским писателем. В честь родного города взял псевдоним - Пермяк. О детских годах его известно не очень много. Как и многие мальчишки, рожденные в 20 веке, Евгений играл в индейцев, бегал на улице и наслаждался самой беззаботной порой в жизни.

Но его детство - это были не только игры и забавы со сверстниками. Евгений Пермяк рано познакомился с тяжелым трудом рабочих заводов, приисков и рудников. Человек труда вызывал его повышенный интерес и искреннее уважение. Позднее эта тема станет одной из центральных в его творчестве. Сам он тоже очень любил труд. В шестилетнем возрасте самостоятельно сделал себе лук и стрелы с наконечниками, а позднее уже овладевал разнообразными рабочими профессиями.

Он учился в церковно-приходской школе, затем в гимназии. Если бы родителям Евгения или ему самому сказали, что он будет писателем, никто бы из них не поверил. Его первым литературным опытом стали заметки и стихи, написанные для газеты.

Любопытные факты из жизни писателя

  • Настоящая фамилия - Виссов.
  • Детские годы прошли в удмуртском городе Воткинск. Здесь жила бабушка писателя.
  • Окончил педагогический институт в городе Пермь.
  • Изучение ремесел всегда вызывало повышенный интерес у мальчика. Еще в школьные годы он овладел такими профессиями, как: столяр, слесарь, сапожник, токарь и кузнец.
  • Несмотря на то что большую часть своей жизни Евгений Пермяк прожил вдали от родного края, Урал присутствует во многих его произведениях.
  • Поддерживал дружеские отношения с такими известными советскими писателями, как: Павел Бажов, Агния Барто, Лев Кассиль.
  • За годы жизни занимался самой различной деятельностью. Кем он только не был: корреспондентом в газете, конторщиком мясопункта, рабочим на конфетной фабрике, режиссером драматического кружка, контролером водопровода, клубным работником и т. д.

Евгений Пермяк: книги

За свою жизнь написал более ста книг различных жанров: очерки, рассказы, сказки, пьесы, повести, романы. Давайте вспомним самые известные произведения Евгения Пермяка для взрослых и детей.

  • "Как Маша стала большой". Короткий рассказ даст малышу представление о том, что не вещи делают нас взрослыми, а поступки и помощь близким. Здесь есть что обсудить и над чем поразмыслить.
  • "Золотой гвоздь". Эта добрая сказка прославляет ремесла и трудящегося человека. Её непременно нужно читать и детям, и взрослым.
  • "Некрасивая Ёлка". Сюжет этой сказки взят из самой жизни. Здесь нет волшебных персонажей, а то, что деревья разговаривают, воспринимается совершенно нормально. Ёлка росла кривой и некрасивой, и кроме обидных насмешек ничего не слышала в своей жизни. А она ни на что не претендовала, и безропотно сносила все обиды. За свою скромность она получила достойную награду - из неё сделали книгу. Простая история становится поводом для хорошей дискуссии.
  • "Как Огонь Воду замуж взял".
  • "Кем быть". Сборник небольших рассказов, объединенных одной целью - познакомить детей с огромным миром профессий. Книга написана с большой любовью к труду. Прочитав её, дети понимают, что в каждой профессии есть свое очарование и красота.
  • "Последние заморозки". Роман о любви молодых людей, о юности, и о выборе пути, который делает в жизни каждый.

Особенности творчества

В чем своеобразие произведений, которые написал Евгений Пермяк? Давайте выделим и перечислим их отличительные особенности:

  • присутствие политического подтекста;
  • отражают дух времени;
  • идет речь о проблемах, которые беспокоят общество;
  • используются сказочные мотивы;
  • лаконичность описания;
  • неожиданность сюжетных поворотов;
  • реальные, а не придуманные люди и события;
  • восхваление трудящегося человека.