Йоги Бхаджан (Yogi Bhajan) был богатым индийским эмигрантом, который познакомил США с Кундалини Йогой. По вопросу стрижки он высказался примерно так:

«Наша стрижка может следовать за модой, но обрезая волосы, мы лишаем себя существенного источника жизненной силы. Когда мы позволяем волосам на голове достигать своей полной длины и зрелости, то фосфор, кальций, витамин D и все производные, попадают в лимфатическую жидкость, и затем в спинномозговую жидкость через два канала в верхней части головного мозга. Это ионное изменение создает более эффективную память и приводит к большей физической энергии, улучшению выносливости и терпения … Ваши волосы на своём месте не по ошибке. Они имеют определенную цель, которую обнаружат святые, а другие люди будут высмеивать».

Большинство из нас слышали о мифическом силаче Самсоне, который утратил свою силу вместе с потерей волос. Даже сегодня, некоторые культуры поддерживают традицию никогда не обрезать волосы. В некоторых культурах это связано с религиозными убеждениями. Сикхи могут быть одним из примеров. Некоторые христианские группы, такие как Пятидесятники (Pentacostals), воздерживаются от стрижки волос в знак уважения к буквальным толкованиям Библии. Ортодоксальные еврейские мужчины никогда не стригут волосы по бокам головы, и растафари никогда не обрезают свои дреды. Многие индейские мужчины, особенно до современности, никогда не стригли волосы. Сегодня мы просто хотим спросить … Почему?

Многие группы имеют свой отличительный стиль. Зачастую конкурирующие племена имеют различные стрижки и стиль одежды. Но сегодня речь не о стилевых предпочтениях и различиях. Нам хочется изучить культурные корни людей, свято верующих в силу своих волос. Достаточно немало людей считает, что длина волос имеет прямую, физическую, измеримую связь с их здоровьем, силой, талантом и мудростью.

Йоги Бхаджан выдвинул утверждение, что волосы принимают участие в метаболизме и являются живой частью организма человека. Это легко опровергнуть даже поверхностным наблюдением. Волосы, состоящие из кератина, не имеют каналов для транспортировки каких либо питательных веществ, описанных гуру. Легко рассмотреть поперечный срез волоса под микроскопом, обнаружив твёрдые клетки без признаков жизни. Они аккуратно уложены в красивое волокно корнем волоса, но они мертвы. Волос человека не имеет возможности принимать участие в метаболизме или другом процессе. Йоги Бхаджан не сказал, что волосы доставляют какой-то мистический неизвестный поток энергии, он сказал, что они транспортирует физические вещества, такие как витамины и минералы. Это ошибка. Можно применить любой подходящий метод исследований, но Йоги Бхаджан не понимал, о чём он вообще говорит.

Его последователи говорят, что после 3 лет роста волосяные фолликулы разрабатывают антенны на окончаниях волос, которые собирают космическую энергию, таким образом, стрижка обрекает на 3х летнюю засуху магнетизма. Это всё по-детски глуповато. Некоторые из культур должны иметь более убедительные обоснования, каковы же они?

Одна из наиболее популярных легенд современности скопирована многими веб сайтами, автору так и не удалось выяснить первоисточник. Эта история повествует об индейских следопытах, которые были завербованы для войны во Вьетнаме, но остригшись как все солдаты, они потеряли свою способность отслеживать, и стали бесполезными в военных действиях. Последовавшее тестирование показало значительное снижение эффективности остриженных следопытов, которые ранее демонстрировали весьма высокие результаты. Продолжая, история говорит об отмене стрижек для индейских следопытов и даже отказе от этого принимавших участие в эксперименте военных. Рассказ довольно сомнительный, если не сказать более. Никакого цитирования подобных «экспериментов» не обнаружено. Вероятность достоверности сходит на нет, если учесть насколько мало людей в США имели возможность развивать искусство следопыта в 1960-1970х годах, а также, если учесть насколько существенны отличия вьетнамских джунглей от юго-запада Америки.

Таким образом, история о взаимосвязи навыков следопыта и длиной волос не выдерживает пристального взгляда. Но мы знаем, что волосы связаны с одним знакомым всем ощущением, это касание. Коснитесь своих волос, и вы почувствуете о чём говорит автор. Волосы отличный проводник чувства касания. Вот почему множество животных полагаются на них в ощущении окружающей среды, это одно из преимуществ иметь усы. Кожа имеет более 20 классов чувствительных нервных клеток, некоторые из которых обнаруживают тепло, прикосновение, боль, и так далее. Каждый из наших волосяных фолликулов связан с чувствительными нервами. Учитывая обширность, сложность и чувствительность этой системы, представляется очевидным, что волосы очень важная часть нашей сенсорной системы. Тем не менее, только корень фолликула обладает чувствительностью. Если дёрнуть волосок, сигнал будет одинаков и при метровой, и при сантиметровой длине волоса. Фактически, чем длиннее волос, тем менее его движение затрагивает корень. Представьте человека с длинными волосами, сидящего перед вами в театре. Вы можете крутить его волосы незаметно. А если стрижка коротка? Любое касание извне даст немедленный сигнал владельцу. Длинные волосы не дают увеличения возможности осязать.

Наши современники наделяют мистическими способностями привычки древности. В религии Сикхов, длинные волосы оставляют в знак уважения к Создателю. Бог создал всё живое, волосы растут, обрезать их не следует. Такая практика, называемая Кеш, является одним из «пяти K» для Сикхов. Это довольно просто, и не означает ничего больше, чем говорится. Тем не менее, некоторые современные Сикхи, особенно пришедшие в религию извне, в поисках альтернативы христианству, интерпретируют Кеш с неким смыслом Новой Эры, говоря, что волос является источником мистической энергии. Автор не смог отыскать авторитетного объяснения этому, вероятно убеждения о силе волос, подобно Самсону, находятся за пределами Кеш.

Аналогично в Ортодоксальном Иудействе. Практика оставлять бороды и локоны никак не связана с черпанием силы, исходя в основном из Мишне Торы. Поиск источника такой практики приводит к выводу, что причины нет. Причина, скорее, в желании иметь выразительное отличие от других этнических групп. Другая возможная причина, это общение с умершими через подношение волос. Отказ от стрижки волос мог означать отказ от подобной практики. Но в истории Иудейства было и есть множество формальностей в отношении волос. Люди определенного положения должны иметь свой тип прически, другие должны побриться в субботу, некоторые раз в 30 дней, а некоторые должны иметь особый уход за волосами головы или бороды, иногда должна использоваться только бритва, иногда только ножницы. Уход за волосами в Иудействе намного сложнее, чем: «Ортодоксальные Иудеи не стригутся и не бреются», но нет никакого намёка на черпание силы или энергии из волос.

Растафарианизм ближе всего к убеждению, что волосы придают силу, но это ни организованная религия, ни сформированная вера. Бывший король Эфиопии, Хайле Селассие (Haile Selassie), признан растафарианцами как второй Христос и был известен как Лев – Покоритель Иуды (Conquering Lion of Judah). Лев имеет гриву, и растафрианцы носят дредлоки как символ львиной гривы и уважения к Селассие. Некоторые растафарианцы изображают Самсона с дредлоками, веря в силу длины волос.

В поисках ответа автор посетил форумы «Длинных Волос». Похоже, что немало людей заботятся о длине своих волос. Длинные волосы не дают силу, зато сильные и здоровые волосы говорят о здоровье их обладателя. Некоторые считают, что длинные волосы говорят о способности ломать стереотипы. Некоторые считают их защитой. Некоторые считают, что длинные волосы придают мужественный вид и демонстрируют силу. Некоторые считают их средством самовыражения.

При всём уважении к Йоги Бхаджан, нет физиологического механизма при котором длинные волосы делают человека сильнее. Как антенна для космической энергии волосы не нужны, как не нужны они в виде проводника витаминов, минералов, солнечной энергии или чего-то там ещё. Причёска в стиле Самсона не нужна для физической силы и здоровья. Здоровье нужно для того, чтобы иметь такие волосы. Не требуется искать физиологического объяснения. Люди, имеющие длинные волосы, чувствуют себя отлично, как и те, кто имеет короткие, вьющиеся, красные, голубые или вообще не имеют волос. Каждому своё, и каждый из нас делает свой выбор, что ему больше по душе.

Иллюстрация «Самсон» любезно предоставлена Giovanni.org

Перевод Владимир Максименко 2014

"Солнечный" - Самсон в молодости. У родителей Самсона долго не было детей. Наконец Яхве прислал ангела, объявившего, что у них родится сын, который прославит Израиль. И ангел взял с них обещание, что ребенок станет назореем. [Это слово можно перевести как “посвященный Богу”. Назореи давали на определенный срок или на всю жизнь клятву не стричь волос, не пить вина и не прикасаться к мертвецу.]

Когда долгожданный мальчик родился, его назвали Самсоном [“солнечный”] . С малых лет он отличался необычайной силой и смелостью. Как-то раз Самсон, одинокий и безоружный, шел среди виноградников. Вдруг на дорогу, страшно рыча, выбежал молодой лев. Самсон тоже пришел в ярость, бросился на могучего зверя и голыми руками разодрал его пополам.

Самсон со львом. Средневековая
книжная миниатюра

Самсон и филистимляне. В то время евреи были под властью филистимлян. Яхве решил избрать Самсона своим орудием для освобождения Израиля. Самсон, который сначала дружил с филистимлянами, вскоре рассорился с ними и принялся жестоко расправляться с бывшими друзьями. Филистимляне решили его убить, но Самсон прятался в горах и не давался им в руки. Тогда они потребовали, чтобы израильтяне сами поймали его, иначе им всем придется худо. И поневоле три тысячи израильтян отправились к горному убежищу Самсона. Богатырь сам вышел к ним навстречу и, взяв с них обещание не убивать его, дал себя связать.

Пленного Самсона вывели из ущелья и привели к врагам. Те встретили его криками радости, но оказалось, что радовались они рано: богатырь напряг мускулы, и крепкие веревки, которыми он был связан, лопнули, как гнилые нитки. Самсон схватил валявшуюся рядом ослиную челюсть и обрушился на филистимлян, убив ею целую тысячу человек. Остальные в панике бежали. С торжеством возвращался Самсон в родной дом, распевая во все горло: “Челюстью ослиною толпу, две толпы, челюстью ослиною убил я тысячу человек”.

За этот подвиг обрадованные израильтяне избрали Самсона судьей, и он двадцать лет правил своим народом. Одно его имя внушало ужас врагам; Самсон ходил в их города как к себе домой, и делал то, что ему нравилось.

Как-то раз он заночевал в городе. Жители решили, что подвернулся удобный случай покончить с ненавистным врагом. Они устроили засаду недалеко от городских ворот и ждали там всю ночь, говоря: “До света утреннего подождем и убьем его”.

А Самсон проснулся в полночь, тихо прошел к городским воротам, выломал их из стены вместе с косяками, взвалил на плечи и отнес на вершину соседней горы. Утром филистимлянам оставалось только дивиться силе и хитрости героя.

Самсон и Далила. И все же Самсон был погублен, и погубила его женщина. На свою беду, он влюбился в прекрасную филистимлянку по имени Далила и часто ходил к ней в гости. Об этом узнали правители филистимлян и пообещали Далиле богатую награду, если она узнает, в чем секрет необычайной силы Самсона. Та согласилась и, притворившись влюбленной в богатыря, стала выпытывать у него: “Скажи мне, в чем великая сила твоя и чем связать тебя, чтобы усмирить тебя?”

Самсон почуял неладное и сказал: “Если свяжут меня семью сырыми тетивами, которые не засушены, то я сделаюсь бессилен и буду, как и прочие люди”. Филистимляне принесли Далиле семь сырых тетив от луков, она связала спящего Самсона и стала его будить: “Самсон! Филистимляне идут на тебя”. Самсон проснулся и без всяких усилий разорвал свои путы.

Далила обиделась: “Вот, ты обманул меня и говорил мне ложь; скажи же теперь мне, чем связать тебя?” Самсон решил позабавиться и ответил: “Если свяжут меня новыми веревками, которые не были в деле, то я сделаюсь бессилен и буду как и прочие люди”.

Далила заготовила новые веревки. Когда Самсон вновь пришел к ней, Далила дождалась, пока он уснет, и крепко связала его (а филистимляне в это время прятались поблизости). Затем она прикинулась испуганной и закричала: “Самсон! Филистимляне идут на тебя!” Вскочивший Самсон сорвал со своих рук веревки, будто нитки.

Далила надулась: “Все ты обманываешь меня и говорил мне ложь; скажи мне, чем бы связать тебя?” Самсон с самым серьезным видом сказал, что, если вплести его длинные волосы в ткань и прибить ее к ткацкому станку, то пропадет вся его сила.

Едва он успел уснуть, Далила поспешила вплести его волосы в ткань, крепко-накрепко прибила ее к ткацкому станку и разбудила Самсона: “Филистимляне идут на тебя, Самсон”. Тот проснулся и выдернул тяжелую колоду ткацкого станка, к которой были прибиты его волосы.

"Идите теперь, он открыл мне все сердце свое". Тогда Далила решила не отставать, пока он не скажет ей правды: “Как же ты говоришь: “Люблю тебя”, а сердце твое не со мною? Вот, ты трижды обманул меня и не сказал мне, в чем великая сила твоя”.

Выпытав тайну Самсона, Далила дала знать филистимским правителям: “Идите теперь, он открыл мне все сердце свое”. Филистимляне пришли и принесли серебро, чтобы заплатить изменнице. Только они успели спрятаться, как в доме Далилы появился Самсон. После того, как простодушный богатырь уснул, не подозревая ничего, Далила позвала слугу и велела ему остричь Самсона. Когда все было готово, она разбудила своего гостя все теми же словами: “Филистимляне идут на тебя, Самсон!” Самсон спросонок не понял, что с ним случилось, и бросился на филистимлян, но с ужасом почувствовал, что в нем нет больше прежней силы. Филистимляне легко одолели его, заковали в медные цепи, выкололи глаза и бросили в подземелье, где он должен был молоть зерно на мельнице.

Последний подвиг Самсона. Через некоторое время филистимляне решили торжественно отпраздновать победу над ненавистным израильским богатырем. Несколько тысяч человек, знатные люди, правители собрались в храме своего бога Дагона и начали пировать. В разгар веселья кто-то предложил привести из подземелья Самсона, чтобы он забавлял их.

И вот среди шумящих, торжествующих врагов появился слепой богатырь. Никто и не заметил, что у него вновь отросли волосы — источник его великой силы. Самсон сказал мальчику, который его вел, чтобы тот поставил его около двух столбов, поддерживающих крышу храма.

Тем временем на крышу взобралось около трех тысяч филистимлян, которым не хватило места в храме,— посмотреть на пленника и насладиться его унижением.

Ощупав столбы, Самсон взмолился к Богу, чтобы тот помог ему отомстить врагам, уперся руками в оба столба и, воскликнув: “Умри, душа моя, с филистимлянами!”, обрушил их на себя. С грохотом рухнула крыша храма, похоронив под собой и Самсона, и филистимлян. Собственной смертью он погубил больше врагов, чем за всю жизнь.

Самсон с детства поражал окружающих своей силой. Когда настало время жениться, то по пути к невесте он увидел молодого льва, не побоялся его, схватил в свои объятия и задушил. Однажды он одной ослиной челюстью убил тысячу врагов, филистимлян. Как-то заночевал он у одной филистимлянской блудницы. Прознали об этом жители и решили его убить. Всю ночь караулили его. А он в полночь вышел к городским воротам, схватил их и унес высоко в горы. Филистимляне боялись его, но жаждали уничтожить.

Самсон был силен, красив и любил разных женщин. Особенно увлекала его одна филистимлянка по имени Далида, красивая, но коварная. Прознали о любви Самсона к Далиде богатые филистимляне, и в его отсутствие наведались к ней. Они просили ее выведать у Самсона, в чем его сила. За это обещали дать ей много серебра.

Далида согласилась, и когда пришел к ней Самсон, принялась выпытывать у него, в чем его сила. Он сказал, что его надо связать семью сырыми нитями тетивы, и тогда он станет как прочие люди. Далида сообщила об этом богатым филистимлянам, и они сразу принесли ей сырые нити тетивы и оставили у нее в доме одного своего человека, чтобы он наблюдал. И когда Самсон уснул, Далида связала его этими нитями и крикнула: «Самсон, проснись, филистимляне на тебя идут». Он вскочил и как ни в чем не бывало легко порвал эти нити.

Далида очень обиделась на него, поняв, что он обманул ее. И снова пристала к нему с расспросами, в чем его сила и как сделать, чтобы он потерял ее. На этот раз Самсон сказал ей, что надо связать его новыми веревками, и тогда он сделается бессилен, станет как все прочие люди. И снова в соседней комнате спрятался соглядатай и снова, едва Самсон уснул, Далида связала его.

И снова она крикнула, что идут филистимляне. И на этот раз Самсон быстро вскочил и легко разорвал веревки как нити.

Так обманывал он Далиду несколько раз. Но она не отставала от него, очень ей хотелось получить обещанные деньги. Наконец Самсон не выдержал и признался ей, что он назорей Божий, что бритва не касалась его головы. И вся сила его в волосах. Если их остричь, то он ослабеет, станет как все обычные люди.

Далида поверила, что на этот раз он сказал ей правду. Она тайно пригласила богатых филистимлян, сообщила им, что знает тайну Самсона, и просила их принести ей деньги. Филистимляне дали ей обещанное серебро. На этот раз, когда вернулся Самсон, она усыпила его и позвала человека, чтобы он остриг его голову. После этого Далида снова крикнула: «Самсон, филистимляне идут на тебя!» Он проснулся, но уже не мог скинуть набросившихся на него филистимлян. Они жестоко поступили с ними - выкололи ему глаза, сковали цепями и бросили в дом узников. Там он сидел долгое время. И за это время его волосы выросли.

Наконец богатые филистимляне захотели увидеть его унижение. Самсона привели в один богатый дом с колоннами. Кругом сидели мужчины и женщины, все смотрели на ослепшего богатыря. А он попросил одного отрока подвести его к колонне, чтобы удобнее стоять возле нее. Отрок подвел его к колонне.

Самсон поднял голову к небу и попросил Господа наделить его прежней силой. Затем он схватил руками две колонны и резко сдвинул их с места. И моментально дом обрушился на всех, кто пришел посмотреть на Самсона. Погиб и сам Самсон. Люди говорили, что в этот раз он убил столько филистимлян, сколько не убивал за всю свою жизнь.

Библейский герой, еврей, ветхозаветный судья из земли Ханаан. Боролся с недружественным народом филистимлян и прославился подвигами. Имя Самсон переводится с иврита как «солнечный».

В библейскую Эпоху Судей «судьями» называли авторитетных людей, к которым израильтяне обращались за судом. Эти же люди были значимыми носителями этнического самосознания, которые призывали израильтян противостоять ассимиляции и утрате этнической идентичности. В этом качестве мог выступать любой человек - и пророк, и женщина, и даже главарь разбойничьей банды. Мифологический Самсон - один из них.

Самсон в Библии

Народ Самсона, порабощенный филистимлянами, сорок лет страдал из-за этого. Пока Самсон рос, постоянно был свидетелем того, как унижали соотечественников. Возмужавший герой решает отомстить поработителям-филистимлянам.


Самсон был назореем - посвященным Богу. Это значило, что герой придерживался некоторых обетов - не мог есть винограда и пить изготовленных на его основе напитков, притрагиваться к мертвецам и стричь волосы. Громадная физическая сила, дарованная герою, «содержалась» в длинных волосах Самсона и проявилась еще в детстве.

Повзрослев, герой решил жениться на филистимлянке. Родители отговаривали Самсона от этого брака, но герой настоял на своем. Раз, отправившись в город, где жила будущая супруга, Самсон встретил льва. Зверь хотел наброситься на героя, но Самсон успел раньше и разорвал льва голыми руками.


Во время свадебного пира произошел эпизод, ставший началом неприятной истории. Герой решил развлечься и загадал гостям загадку. Ответивший правильно получил бы тридцать пар одежды и рубашек. Гости вынудили юную супругу героя вызнать у того правильный ответ, а затем передать им. Ночью женщина выпытала у мужа ответ в постели, а потом «сдала» соплеменникам. Формально Самсон проиграл и должен был выдать нечистым на руку свадебным гостям «приз». Герой устроил драку в городе, убил тридцать филистимлян и отдал как приз их одежды.

После этого отец супруги внезапно передумал и без предупреждения отдал дочь за другого мужчину. А сам Самсон решил, что ничто больше не мешает планам мести, и принялся мстить филистимлянам, как только подсказывала фантазия. Легенды описывают, как Самсон поджег хвосты трем сотням лисиц и пустил зверей на поля во время жатвы. Хлеб филистимлян сгорел вместе с лисицами. Сам же борец скрылся в горах.


Запуганные Самсоном филистимляне сожгли несостоявшегося тестя героя вместе с дочерью, решив, что агрессия спровоцирована конкретно ими. Но герой заявил, что мстит филистимлянам как народу, а не этим конкретным людям, и дальше будет веселее. Вскоре жители города боялись выходить за стены, потому что Самсон открыл на них охоту. И спасения от героя не было никакого.

Устроенный Самсоном террор привел к тому, что филистимляне напали на соседние владения евреев. К Самсону в горное убежище пришла делегация из трех тысяч соплеменников и выдвинула претензии насчет ухудшившихся еще больше отношений с филистимлянами. Самсон разрешил евреям связать его и выдать филистимлянам, чтобы те успокоились.


Так и поступили, однако в момент, когда героя уже должны были передать в руки филистимлян, тот разорвал путы и сбежал. По дороге герой подобрал ослиную челюсть и принялся убивать ею филистимлян, какие попадутся, и так расправился с тысячей человек.

Остановившегося на ночлег в городе филистимлян Самсона местные попытались поймать, заперев для надежности городские ворота. Но герой вынес ворота вместе со столбами и демонстративно отнес на вершину горы. Совладать с героем в итоге удалось благодаря филистимлянке . Женщина вызнала, что сила героя в волосах, и когда тот уснул позвала человека, который срезал волосы Самсону.


Потерявшего силу героя ослепили, заковали в цепи и бросили в темницу. Филистимляне со временем расслабились настолько, что развлечения ради притащили Самсона в храм собственного божества Дагона. А волосы героя меж тем успели отрасти снова. В храме Самсон воззвал к Богу и последним усилием обрушил своды на головы тем, кто был внутри, погибнув вместе с ними.

  • Именем Самсона названы два фонтана. Один сейчас находится в Киеве в Национальном художественном музее, другой - действующий - в Петергофе. Оба обыгрывают сюжет разрывания Самсоном львиной пасти.

  • В книге знаменитого антрополога Джеймса Фрэзера «Фольклор в Ветхом Завете» подмечено сходство Самсона из Библии с древнеславянским Кощеем Бессмертным, с учетом перемены ролей антагониста и героя.
  • Для протестантов XVII века образ Самсона стал символом их собственной борьбы против власти Папы Римского.

Экранизации

В 1963 году в Италии вышел фильм «Геракл против Самсона», где пересеклись вольно интерпретированные библейские и греческие мифы. Роль Самсона там сыграл актер Илош Хошаде.


Самсон здесь представлен мятежником и лидером антигосударственного движения, который скрывается от властей в небольшой иудейской деревне. В эту деревню попадают греки и , после того как тех вместе с командой выносит к берегам Иудеи. Корабль греков потерпел крушение, и они хотят вернуться домой.

Самсона разыскивают царские воины, а Геракла, спешащего с товарищами к столице, чтобы там раздобыть корабль, случайно принимают за Самсона. Происходит это потому, что Геракл на глазах у местного купца убивает голыми руками льва - такой же подвиг совершил Самсон, и это известно каждому.


Купец докладывает «куда следует», и в столице спутников Геракла берут в плен, а греческому герою велят пойти и найти взаправдашнего Самсона, раз уж тот утверждает, что сам - не Самсон. Вместе с Гераклом на поиски отправляется царица Далила.

Когда Геракл находит Cамсона, между ними происходит стычка, но в итоге равные силой бойцы завязывают дружбу и решают вместе свергнуть царя в Иудее. Далила, добравшись до столицы прежде героев, «сдает» тех царю, и на подходах к столице Геракла и Самсона ждет армия.

В 2009 году в Австралии вышла мелодрама «Самсон и Далила». В фильме не воспроизводится библейский сюжет непосредственно, здесь речь скорее идет об аллегории. О социальных проблемах, которые возникают в общинах аборигенов в Австралии.


Главные герои - подростки Самсон и Далила - живут в нищете. После того как односельчане избивают Далилу палками, бегут в город. Там судьба героев не становится лучше, никто не обращает на бездомных подростков внимания, и те не знают, как заработать. После тяжелых испытаний герои возвращаются обратно в родную деревню. Роль Самсона в этом фильме играет Роуэн Макнамара.

В 2018 году выйдет на экраны американский боевик «Самсон» - зрелищная экранизация библейского мифа, где героя сыграет актер Тейлор Джеймс.

Цитаты

«И сошел на него Дух Господень, и он растерзал [льва] как козленка; а в руке у него ничего не было».
«Нашел он свежую ослиную челюсть и, протянув руку свою, взял ее, и убил ею тысячу человек».
«И сказал Самсон: умри, душа моя, с Филистимлянами! И уперся [всею] силою, и обрушился дом на владельцев и на весь народ, бывший в нем. И было умерших, которых умертвил [Самсон] при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей».

), чьи подвиги описаны в библейской книге Судьи (13–16). Рассказ о нем более насыщен легендами, чем повествования о других «судьях».

Рассказ о рождении Самсона - характерный мотив о чудесном даровании Богом сына бесплодной женщине (см. Сарра , Рахиль , Самуил). Посланный Богом ангел объявил матери, что она родит сына, который должен быть назореем уже в материнском чреве, и поэтому ей возбраняется пить вино и есть что-либо нечистое (см. Ритуальная чистота), а когда ребенок родится, ему нельзя стричь волосы. Ангел также возвестил, что мальчику предназначено начать избавление Израиля от ига филистимлян (Суд. 13:2–25).

Сказания о Самсоне, о которых повествует книга Судей, связаны с тремя филистимскими женщинами. Первая жила в филистимском городе Тимна, или Тимната. Свой первый подвиг Самсон совершил на пути в Тимнату, убив голыми руками напавшего на него льва. В Тимнате на своей свадьбе Самсон загадал филистимлянам основанную на происшествии со львом загадку, которую они не могли разгадать, и уговорили невесту выпытать у Самсона ответ. Когда Самсон понял, что обманут, он в гневе напал на Ашкелон и, убив 30 филистимлян, возвратился в родительский дом. Когда через несколько дней Самсон пришел повидаться с женой, оказалось, что ее отец, полагая, что Самсон отказался от нее, выдал ее замуж за «брачного друга» Самсона. (15:2). В отместку Самсон сжег поля филистимлян, выпустив на них 300 лисиц с привязанными к хвостам факелами. Узнав причину гнева Самсона, филистимляне сожгли его неверную жену и ее отца, однако Самсон счел это недостаточным и нанес многим тяжелые увечья. Филистимляне выступили в Иудею , чтобы поймать и наказать Самсона. Напуганные израильтяне послали к Самсону делегацию из трех тысяч человек с требованием отдать себя в руки филистимлянам. Самсон согласился, чтобы израильтяне связали его и передали филистимлянам. Однако когда его подвели к лагерю филистимлян, он легко разорвал веревки и, схватив ослиную челюсть, перебил ею тысячу филистимлян.

Вторая история связана с филистимской блудницей в Газе . Филистимляне окружили ее дом, чтобы утром захватить Самсона, однако тот встал среди ночи, вырвал городские ворота и унес их на гору, «которая на пути к Хеврону » (16:1–3).

Третьей филистимской женщиной, из-за которой Самсон погиб, была Длила (в русской традиции Далида, позже Далила), обещавшая филистимлянским правителям за вознаграждение выведать, в чем сила Самсона. После трех неудачных попыток ей все же удалось узнать секрет: источником силы Самсона были его нестриженые волосы (см. выше). Усыпив Самсона, Длила велела состричь «семь кос головы его» (16:19). Утративший свою силу Самсон был захвачен филистимлянами, ослеплен, закован в цепи и брошен в темницу. Вскоре филистимляне устроили праздник, на котором благодарили своего бога Дагона за то, что он передал в их руки Самсона, а затем доставили Самсона в храм, чтобы он забавлял их. Между тем волосы Самсона успели отрасти, и сила стала возвращаться к нему. Вознеся молитву Богу, Самсон сдвинул колонны с места, храм обрушился, и под развалинами погибли собравшиеся там филистимляне и Самсон. «И было умерших, которых умертвил Самсон при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей» (16:30). Библейское повествование о Самсоне завершается сообщением о похоронах Самсона в семейной усыпальнице между Цор‘ой и Эштаолом (16:31).

Книга Судьи сообщает, что Самсон «судил» Израиль 20 лет (15:20; 16:31). Самсон отличался от других «судей»: он единственный, кому еще во чреве матери было предназначено стать избавителем Израиля; единственный «судья», наделенный сверхчеловеческой силой, совершающий небывалые подвиги в сражениях с врагом; наконец, Самсон - единственный «судья», который попал в руки врага и погиб в плену. Тем не менее, несмотря на его фольклорную окраску, образ Самсона вписывается в плеяду «судей» Израилевых, действовавших под водительством «духа Божьего», нисходившего на них и дававшего им силу «спасти» Израиль. Библейская история о Самсоне обнаруживает соединение героико-мифологических и сказочных элементов с историческим повествованием. Исторический образ «судьи», каковым был Самсон, обогащен фольклорно-мифологическими мотивами, которые, по мнению ряда исследователей, восходят к астральным мифам, в частности, к мифологии Солнца (имя «Самсон» - буквально `солнечный`, «косы головы его» - солнечные лучи, без которых солнце теряет свою силу).

Библейский сюжет о Самсоне - одна из излюбленных тем в искусстве и литературе, начиная с эпохи Ренессанса (трагедия Ганса Сакса «Самсон», 1556, и ряд других пьес). Тема приобрела особую популярность в 17 в., особенно среди протестантов, которые использовали образ Самсона как символ своей борьбы против власти римского папы. Наиболее значительное произведение, созданное в это столетие, - драма Дж. Мильтона «Самсон-борец» (1671; русский перевод 1911 г.). Среди произведений 18 в. следует отметить: стихотворение У. Блейка (1783), стихотворную пьесу М. Х. Луццатто «Шимшон ве-х а-плиштим» («Самсон и филистимляне»), более известную под названием «Ма‘асе Шимшон» («Деяния Самсона»; 1727). В 19 в. к этой теме обращались А. Карино (около 1820 г.), Михай Темпа (1863), А. де Виньи (1864); в 20 в. Ф. Ведекинд, С. Ланге, Л. Андреев и другие, а также писатели-евреи: В. Жаботинский («Самсон Назорей», 1927, на русском языке; переиздано - издательство «Библиотека-Алия» , Иер., 1990); Леа Гольдберг («Ах ават Шимшон» - «Любовь Самсона», 1951–52) и другие.

В изобразительном искусстве эпизоды из жизни Самсона изображены на мраморных барельефах 4 в. в Неапольском соборе. В средние века сцены из подвигов Самсона часто встречаются в книжных миниатюрах. Картины на темы истории о Самсоне писали художники А. Мантенья, Тинторетто, Л. Кранах, Рембрандт , Ван Дейк, Рубенс и другие.

В музыке сюжет Самсона отражен в ряде ораторий композиторов Италии (Верачини, 1695; А. Скарлатти, 1696, и других), Франции (Ж. Ф. Рамо, опера на либретто Вольтера, 1732), Германии (Г. Ф. Гендель на основе драмы Дж. Мильтона написал ораторию «Самсон»; премьера в театре «Ковент-Гарден» в 1744 г.). Наибольшей популярностью пользуется опера французского композитора К. Сен-Санса «Самсон и Далила» (премьера в 1877 г.).