"Гений, дух и характер народа проявляется в его пословицах” (Ф. Бэкон)

Народные пословицы и поговорки часть духовного наследия которое досталось нам от наших предков.Это поистине золотой кладезь народной мудрости накопленный в течении многих веков.Они охватывают почти все стороны нашей жизни,поэтому очень полезно с самого раннего детства знакомить вашего малыша с пословицами и поговорками,заучивать,расказывать их значение,где и в каких случаях применяются,учите прибегать к ним при каждом удобном случае.

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ.

Жизнь прожить - не поле перейти.

На всякого Егорку есть поговорка.
Поговорка-цветочек, пословица-ягодка.

Не зная броду, не суйся в воду.

Жизнь дана на добрые дела.

Красна речь поговоркой.

На бога надейся, а сам не плошай.

Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.

Мокрый дождя не боится.

Маленький, да удаленький.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Кто на молоке ожегся, тот и на воду дует.

Трусливому зайке и пенек - волк.

Был бы обед, а ложка сыщется.

Испокон века книга растит человека.

Своя земля и в горсти мила.

Ахи да охи не дадут подмоги.

Неправдой нажитое впрок не пойдет.

Раз солгал, а на век лгуном стал.

Мать высоко замахивается, да небольно бьет, мачеха низко замахивается, да больно бьет.

На родной сторонушке и камешек знаком.

Лучше десятерых виноватых простить, чем одного невинного казнить.

Где сосна взросла, там она и красна.

Худо тому, кто не делает добра никому.

Без корня и полынь не растет.

Жало остро, а язык острей.

Без друга на сердце вьюга.

Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Нет друга, так ищи, а есть, так береги.

Лжец - всегда неверный друг, оболжет тебя вокруг.

Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.

Где жить, там и слыть.

Встречают по одежке, а провожают по уму.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.

В гости ходить - надо и к себе водить.

Беда бедой, а еда едой.

На чужой стороне и весна не красна.

Всяк человек своего счастья кузнец.

На чужой стороне и сокола зовут вороною.

Бог вымочит, Бог и высушит.

Детей учи без людей.

Гроза бьет по высокому дереву.

Алтын серебра не ломит ребра.

Обманом не разбогатеешь, а обеднеешь.

Едешь на день, бери хлеба на неделю.

Любишь кататься - люби и саночки возить.

Какова пряха, такова на ней и рубаха.

Себя губит, кто других не любит.

Лучше молчать, нежели врать.

Не умеешь шить золотом, так бей молотом.

Дающего рука не оскудеет.

Кабы знал, где упал, тут соломки подостлал.

Глаза боятся, а руки делают.

Лето работает на зиму, а зима - на лето.

Кто детям потакает, тот потом слезу проливает.

За ученого трех неученых дают, да и то не берут.

В тесноте, да не в обиде.

Что посеешь, то и пожнешь.

Готовь сани летом, а телегу зимой.

Кто много знает, с того много и спрашивается.

Встань рано, вразумись здраво, исполни прилежно.

Авось и как-нибудь до добра не доведут.

Дело мастера боится.

Играй, играй, да дело знай.

Окончил дело - гуляй смело.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Завистливое око видит далеко.

Здоровье не купишь - его разум дарит.

Делу время, потехе час.

Долог день до вечера, если делать нечего.

Кто не работает, тот не ест.

Летом нагуляешься - зимой наголодаешься.

Умелые руки не знают скуки.

Терпение и труд все перетрут.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Будет день - будет и пища.

Труд человека кормит, а лень портит.

Берись дружно, не будет грузно.

Берегись от бед, пока их нет.

Ремесло пить-есть не просит, а само кормит.

Бел снег, да ногами топчут, черен мак, да люди едят.

Дитя хоть и криво, да отцу-матери мило.

Не топор тешет, а плотник.

Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Под лежачий камень вода не течет.

Без дела жить только небо коптить.

Откладывай безделье, да не откладывай дела.

Не спеши языком, спеши делом.

За всякое дело берись умело.

Была бы охота - будет ладиться работа.

По платью встречают, по уму провожают.

Грамоте учиться - всегда пригодится.

И сила уму уступает.

Умного пошли - одно слово скажи, дурака пошли три скажи, да и сам за ним поди.

У умной головы сто рук.

Ум хорошо, а два лучше.

Без солнышка нельзя пробыть, без милого нельзя прожить.

Каков разум, таковы и речи.

В умной беседе ума набираться, в глупой свой потерять.

Знай больше, а говори меньше.

Глупый киснет, а умный все промыслет.

Красна птица пеньем, а человек ученьем.

Человек неучёный – что топор неточёный.

Незнайка лежит, а знайка далеко бежит.

Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.

Из окна всего света не оглянешь.

Ученье – свет, а неученье тьма.

Азбука наука, а ребятам бука.

Старый друг лучше новых двух.

Друг спорит, а враг поддакивает.

Не узнавай друга в три дня, узнавай в три года.

Друг и брат – великое дело: не скоро добудешь.

Был я у друга, пил я воду – слаще меду.

Нет друга, так ищи, а найдешь, так береги.

Новых друзей наживай, а старых не утрачивай.

Для друга семь верст не околица.

Без друга сирота, с другом семьянин.

Семеро одного не ждут.

Конь познается при горе, а друг при беде.

При солнышке тепло, при матери добро.

Нет такого дружка, как родная матушка.

На что и клад, коли в семье лад.

Братская любовь лучше каменных стен.

Птица рада весне, а младенец матери.

Изба детьми весела.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Материнская ласка конца не знает.

Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает.

У милого дитяти много имен.

Бабушке – один только дедушка не внук.

Хороша дочка Аннушка, коли хвалит мать да бабушка

Из одной печи, да неодинаковы калачи.

И от доброго отца родится бешена овца.

Птица в гнезде до осени, а дети в дому до возраста.

От плохого семени не жди хорошего племени.

Капризный в детстве уродлив в летах.

Все равны детки - и пареньки, и девки.

Изба детьми весела.

Картина художника Питера Брейгеля под названием “Поговорки”.

Картина художника Питера Брейгеля (1525/30–1569) под названием “Поговорки”. Название говорит само за себя, на картине изображено более чем два десятка разнообразных поучительных поговорок. Вот некоторые из них: биться головой о стену, водить друг друга за нос, сыпать бисер перед свиньями, вставлять палки в колеса, сидеть между двух стульчиков, смотреть сквозь пальцы, и другие. Где на картине изображена, какая поговорка ищите сами.

Лиха беда почин - есть дыра, будет и прореха.
Лиха беда начало, а там уж близок и конец.
Молодые бранятся - тешатся, а старики бранятся - бесятся.
На чужой каравай рот не разевай пораньше вставай да свой затевай.
Не все коту масленица, будет и великий пост.
Не печалится дятел, что петь не может его и так весь лес слышит.

Новая метла по-новому метёт, а как сломается - под лавкой валяется.
Один в поле не воин, а путник.
От работы кони дохнут, а люди - крепнут.

Палка о двух концах - туда и сюда бьет.
Повторенье - мать ученья и утешенье дураков.
Повторенье - мать ученья и прибежище для лентяев.
Пьяному море по колено, а лужа - по уши.
Пыль столбом, дым коромыслом, а изба не топлена, не метена.
Расти большой, да не будь лапшой, тянись верстой, да не будь простой.
Рыбак рыбака видит издалека, потому стороной и обходит.
С пчелой поладишь - медку достанешь, с жуком свяжешься - в навозе окажешься.
Семь бед - один ответ, восьмая беда - совсем никуда.
Собака на сене лежит, сама не ест и скотине не дает.
Старый конь борозды не испортит, да и глубоко не вспашет.
Тише едешь - дальше будешь от того места, куда едешь.
У страха глаза велики да ничего не видят.
Ума палата потерян да ключ.
Хлеб на стол - и стол престол, а хлеба ни куска - и стол доска.
Чудеса в решете - дыр много, а выскочить некуда.
В здоровом теле здоровый дух - редкая удача.
Кто старое помянет - тому глаз вон, а кто забудет тому оба.
В семье не без урода, а из-за урода всё не в угоду.
Голод не тётка, а родная мать.
Ударили по одной щеке - подставь другую, но не позволь себя ударить.
Смелого пуля боится, а труса и в кустах найдёт.
Аппетит приходит во время еды, а жадность - во время аппетита.
Как с гуся вода, с тебя худоба (банная поговорка.

И слепая лошадь везёт, коли зрячий на возу сидит.
Добрый совет хорош ко времени.
Всяк правду ищет, да не всяк её творит.
Всякая птица любит своё гнездо.

За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да своё.

Живем хлеб жуем - а иногда и подсаливаем.
Ласковый телёнок двух маток сосет, а бодливому и одна не дает.
Язык мой враг мой - прежде ума глаголит.
Не рыба не мясо - не кафтан не ряса.
Рука руку моет - а вор вора кроет.
Рука руку моет - и обе белы живут.
От корма кони не рыщат, а от добра добра не ищут.
Утро вечера мудренее - трава соломы зеленее.
За битого двух небитых дают, да не больно - то берут.
Двое третьего ждут, а семеро одного не ждут.
Как ударишь, так и получишь - тем же концом по тому же месту.
Шито-крыто, а узелок - то тут.
Язык мой - враг мой прежде ума рыщет, беды ищет.
Бедность - не порок, а вдвое хуже.
Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить.
Гол как сокол, а остер как топор.
Губа не дура язык не лопата.
Два сапога пара, да оба левые.
Девичий стыд - до порога - переступила и забыла.
Дело мастера боится, а иной мастер дела.
Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку. Дураку хоть кол теши - он своих два ставит. Комар лошадь не повалит пока медведь не подсобит. Курочка по зернышку клюет, а весь двор в помёте.

Старинные поговорки

– Ты чей, молодеч? – Зубчевский купеч. – А где был? – В Москве по миру ходил.

А вот дурню на орехи.

А вы нашу-то речь послушайте: приневольтесь, скушайте!

А где наши саночки? Либо пропали, либо их не бывало.

А где тот хлеб, что вчера съели?

А его б распазить, да навоз возить

А знаешь ли, чем это пахнет

А как худ князь, так и в грязь.

А когда досуг-то будет? - А когда нас не будет

А когда это было? - А как еще горело наше славное Кубинское озеро

А когда? - Давно, когда еще баба девкой была

А кто слыхал, чтоб медведь летал?

А кто тебе велел думать?

А молодость - ой-ой!

А нешто знает собака пятницу?

А ну, ну! ударь, коли смеешь. А ну, еще!

А ну, сочтемся своими: бабушкин внучатный козел тещиной курице как пришелся?

А проснулись - к заутрене благовестят.

А ты бы схватился, как на лубочек садился; а то спохватился, как с горы скатился

А черт его знает!

А что мне до ланского снега?

А что новенького? - Архимандрит женится, игуменью берет

А что об этом люди скажут?

А что просишь за Москву?

А что, гости мои дорогие, поедемте по именинникам

А что, добрый человек, не видал ли ты злого татарина?

А чтоб тебе пригодилось, да на свой же двор воротилось!

Абрам, Абрам, да не божий же храм

Аввакум не кум, своей бражкой отпотчует

Авось - великое слово

Авось да живет - к добру не доведет

Авось да небось доводят до того, что хоть брось

Авось и рыбака толкает под бока.

Авось не Бог, а полбога есть

Авось небосю - родной брат

Авось обманет, в лес уйдет

Авось, что заяц, в тенета попадает

Авоська вор, обманет

Авоська небоське набитый брат

Авоська парень добрый: или выручит, или выучит

Авоська ушел, а небоську покинул

Авоське в долг верят

Авоське верь без задатка

Авосю верь не вовсе

Авосю не вовсе верь

Авося жданки съели

Агриппине засвербило в спине

Ад безо дна, век без конца

Ад стонет и рыдает, грешных к себе прибирает

Крестьянские пословицы. Пословицы и поговорки про крестьянина

  • Крестьянин пьян - сам себе пан.
  • Крестьянину не давай обрасти, но стриги его, как овцу, догола.
  • Крестьянская сходка - земским водка.
  • Крестьянское брюшко вкруг спинки обошло.
  • Крестьянское горло - суконное бердо: все мнет.
  • Не рука крестьянскому сыну калачики есть.
  • От крестьянской работы не будешь богат, а будешь горбат.
  • Крестьянин скотинкой жив.
  • Крестьянин без земли, как дерево без корня.
  • Крестьянская доля на широком поле.

Пословицы и поговорки о Руси

Велика святорусская земля, а везде солнышко.

Волга - всем рекам мать.

Всякая птица свое гнездо любит.

Всякая сосна своему бору шумит.

Всякому мила своя сторона.

Где кто родится, там и пригодится.

Где сосна взросла, там она и красна.

Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.

Дома и стены помогают.

За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да свое.

И полынь на своем корню растет.

И собака свою сторону знает.

Каждому свой край сладок.

Любовь к Родине сильнее смерти.

На родной сторонке и камешек знаком.

На чужой стороне Родина милей вдвойне.

Нет в мире краше Родины нашей.

Родина краше солнца, дороже золота.

Родная землица и во сне снится.

Родная сторона - мать, чужая - мачеха.

Русский в словах горд, в делах тверд.

Русский задора ждет.

Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.

Русский терпелив до зачина.

Русский человек добро помнит.

Своя земля и в горсти мила.

Своя сторона не бывает холодна.

Сибирь - золотое дно.

Плоха та птица, которая гнездо свое марает.

Исторические пословицы. Русские пословицы и поговорки о истории

Близ царя - близ смерти.

Бывало было: и бояре волком выли.

Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!

Временщики родом велики, да недолговечны.

Голодный француз и вороне рад.

Дожидайся Юрьева дня, когда рак свистнет.

Зарекался мужик на Юрьев день радеть о барском добре.

Из Волхова воды не выпити, во Новгороде людей не выбита.

Коли худ князь, то князя в грязь.

Кто против бога и Великого Новгорода?

Невелик городок, да семь воевод.

Новгород судится своим судом.

Новгородцы такали, такали, да Новгород и протакали.

Отогрелся в Москве, да замерз на Березине.

Приехал Кутузов бить французов.

Пропал как швед под Полтавой.

Пусто, словно Мамай прошел.

Сам себя сжег француз, сам и поморозил.

У одной овечки да семь пастухов.

У царя руки долги.

Француз боек, да русский стоек.

Царские милости в боярское решето сеются.


Как и другие виды народного творчества, пословицы, эти изречения народной мудрости, основанные на вековых наблюдениях и опытах, относятся к самым различным эпохам.

Каждая нация имеет своеобразное умственное и духовное начало, которое отражается в народных пословицах и поговорках.

Пословицы появились не вдруг, одни рождались из наблюдений над жизненными явлениями, над реалиями окружающего мира, характером и поведением людей; другие пополнили языковую сокровищницу, кочуя из литературных произведений.

Пословицы – это ценный фольклорный материал, в котором отражено миросозерцание и миропознание многих поколений.

У древних народов пословицы назывались «притчами». Зачастую они были составной частью какого-то повествования, рассказа, сказки. Имея мерный склад, эти выражения-обобщения выделялись, запоминались. Иные рассказы уже и не вспоминались, а расхожие суждения из них попадали на язычок и передавались из поколения в поколение.

Есть пословицы, сохранившиеся от языческих или полуязыческих времен, так называемые «мифические». Они отразили языческие верования и обряды.

Немало пословиц исторических, получивших начало в выдающиеся периоды исторической жизни, или после знаменитого события. Например, «погиб, как швед под Полтавой».

Древнейшие исторические пословицы находили в древних летописях.

Есть большое количество пословиц, относящихся к семейной жизни. Брак в своем историческом развитии прошел несколько этапов, что и отразилось в пословицах. Примером пословиц, касающихся брака и семьи, служат следующие. «Не торопись скоро жениться, чтобы после самому не сердиться», «Выбирай лошадь от природы, а суженую от дома».

Существуют пословицы, касающиеся общественной жизни. Многие из них выражают разумное понимание жизни и правильный взгляд на неё, например, «Ученье свет, а неученье тьма».

Пословицы играют важную роль в жизни человека. Пословицы – это своеобразные руководящие принципы деятельности. Оправдывая свой тот или иной поступок, человек приводит в качестве доказательства пословицу. А против пословицы уже не пойдешь.

Историческая справка

Петр I очень любил русские пословицы и поговорки. Большинство их знал наизусть, умел применять кстати и у места. Даже в чужих краях государь не забывал пословиц. Так, находясь в Амстердаме, где изучал корабельное искусство, он писал Левашеву о присылке ему книг с пословицами, просил об этом факте не забыть. В конце письма Петр указал:

«Из Амстердама, февраля 15-го 1717 года, Петр».

Древнерусские пословицы и поговорки

От аггел един, от человек два, от земли три.
От избытка сердца уста глаголют.
От малые огня искры велики вещи погорают.
От смерти и под камнем не скрытся.
Отрезан ломоть не пристанет.
Отрезав голову, да над волосами плачет.
От доброва корней и отросль добра.
От Бога дождь, а от дьявола ложь.
От людей утаиш, а от Бога никако.
Оттял себе ухо Кирюха.
От чиста сердца чисто зрят очи.
От берегу отстал, а к другому не пристал.
От добра добра не ищут.
От худые птицы худые и песни.
Пословицы о судьбе: Бог дал путь, а чорт кинул крюк.
Афон гору познать кому в пору
Пословицы о жизни и судьбе: Алчешь чюжова - потеряешь свое.
Мудрые Пословицы о судьбе: Бодливой корове Бог рог не дает.
Пословицы об уме: Борода что ворота, а ума с малой приколиток...
Пословицы о брани: Брань правды не любит.
Пословицы о мужестве Боятся волков - быть без грибков.
Пословицы о семейной жизни: Взяв чорта в дом, не выбить ево лбом
Пословицы о судьбе: Век пережить - не поля переитить.
Пословицы о русских чиновниках: Ворон ворону глаза не выклюнет.
Пословицы о жизни: Всякой молодец на свой образец.
Пословицы о житейской мудрости: Виноват медвед, что корову съел; а не права и корова, что за поля ходила.
Пословицы о бережливости и вежливости: Бережливова коня и зверь в поле не бьет.
Пословицы о добре и о грехе: Грешное тело и душу съело.
Пословицы об умниках и дураках. Есть пирог - едим, а нет ево - гледим.
Пословицы дружбе и спорах: Дале в лес - болше дров. Дале в спор - болше слов
Пословицы о житейской мудрости. Еловые шишки от корней до вышки.
Пословицы о семье и семейной жизни. Жена мужу пластырь, а он ей пастырь.
Пословицы о женах. Женские умы, что татарские сумы.
Пословицы о женитьбе и женах. Женится - переменится.
Пословицы о зле и добре. Злых всех злее злая жена.
Пословицы и поговорки о рассудительности. Игла служит - пока уши; а люди - пока души.
Пословицы об истине и лжи. Истинно не ложно: против рожну прат не возможно
Пословицы об учебе. Какова пашня, таково и брашно.
Пословицы о мужской рассудительности и женской хитрости. Ушми слушай, усты кушай, а очам дуракам воли не давай
Пословицы о мужской рассудительности и женской хитрости. Ушми слушай, усты кушай, а очам-дуракам воли не давай

Другие мудрые пословицы и поговорки:

Пословицы о грехе и наказании Явен грех малу вину творит.
Пословицы о женщинах и браке. Ест червь древо, а зла жена чрево.
Пословицы и поговорки о тайном и явном Шуба овечья, а душа человечья.
Пословицы о судьбе и привязанности. Чево мало, то и дорого.
Пословицы о жизни и смерти. Час от часу, а к смерти ближе.
Пословицы о царях и службе. Царю предстояти - себя зазирати.
Пословицы о делах и ремесле. Худое ремесло лутче доброва воровства.
Мудрые пословицы. Хотя сосна и серед поля стоит, да к тому ж бору шумит.
Мудрые пословицы.Хто обжется на молоке, тот подует и на воду.
Мудрые пословицы. Фома не купит ума.
Мудрые пословицы. Учи жену да детей без людей.
Мудрые пословицы. Тогда сон хвали, когда збудется
Красивые пословицы. Смирение - человеку ожерелье.
Мудрые пословицы. Пословицы о вере. С верою лучинка о чом не свеча.
Мудрые пословицы. Учатся лети, а гордость и сама выростает.
Пословицы о дружбе При корыстех познавается друг.
Пословицы о жизни Поп да петух едчи поют и не едчи ноют.
Пословицы о жизни Пословицы об обмане. Рука руку чешет, а обе свербят.
Пословицы о смекалке. Решетом воду мерять - потеряешъ время.
Пословицы о своеволии Охота пуще неволи.
Пословицы об уме и богатстве. Нажил богатство - забыл и братство.
Пословицы о добре и милости. Не тот милостив, хто много милостии дает; тот милостив, кто никого не обидит.
Мудрые пословицы о гостях и соседях. Мил гость, что душа; избывают ево, что ежа.

Пословицы о дружбе

Дружбу помни, а зло забывай.
Друг и брат – великое дело: не скоро добудешь.
Лучше выслушать упрёки друга, чем потерять его.
Где дружба прочна – там хорошо идут дела.
Без беды друга не узнаешь.
Где дружбой дорожат, там враги дрожат.
Был у друга, пил воду – показалась слаще мёду.
Друг за друга держаться – ничего не бояться.
Дружба что стекло: сломаешь – не починишь.
Дружно за мир стоять – войне не бывать.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Кто в нраве крут, тот никому не друг.
Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.
Правду говорить – друга не нажить.
Сердечный друг не родится вдруг.
Лучше горькая правда друга, чем лесть врага.
Вещь хороша, когда новая, а друг – когда старый.
Не узнавай друга в три дня – узнай в три года.
Коня в рати узнаешь, а друга в беде.
Без друга – сирота; с другом – семьянин.
Друг неиспытанный, что орех не расколотый.
Гору разрушает ветер, людскую дружбу – слова.
На что с тем дружиться, кто охоч браниться.
С кем поведешься, от того и наберешься: от пчелки медку, от жучка навозцу.
Будете друг за дружку держаться – можете ничего не бояться.
В дым разругаетесь, потом – сгорите со стыда.
Без друга, который потерян, плохо, но плохо и с другом, который неверен.
Без хорошего друга не узнаешь своих ошибок.
Гору разрушает ветер, людскую дружбу – слово.
Друг – ценный клад, недругу никто не рад.
Отец – наставник, брат – опора, а друг – и то, и другое.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Чего себе не хочешь, того и другому не делай.
Каков у тебя друг, таково к тебе и уважение.
Сам умирай, а друга выручай.
Нет друга – ищи, а нашел – береги.
Новых друзей наживай, а старых не теряй!
Не приестся хороший кусок, не наскучит хороший дружок.
Друга не теряй – взаймы не давай.
Не открывай тайны другу – знай, у него тоже есть друг.

Первоначально пословицы входили в состав небольших рассказов о каких-нибудь событиях, сказок, песен и представляли метко и кратко выраженное обобщение того, о чем шла речь в рассказе или песне. Отличаясь часто мерностью склада, имея нередко созвучия в начале и в средине (аллитерацию) или в конце (рифму), эти обобщения легко запоминались, выделялись из рассказов и даже переживали в народной памяти самые рассказы.

Примерами пословиц, до сих пор связанных с рассказами или песнями, могут служисть следующие: "В горе жить не кручинну быть, а нагому ходить – не соромиться" (из песни), "от радости кудри вьются, в печали секутся", "нос вытащит, хвост увязит, хвост вытащит, нос увязит" (из сказки о журавле), "и ракитовый куст за правду стоит" (из сказки об убитой сестре и дудке), "битый небитого везет" (из сказки), "то старина, то и деяние" (из старины).

Пословицы в народном быту играют важную роль: они служат руководящими принципами деятельности; на них ссылаются в оправдание своих поступков и действий, ими пользуются для обвинения или обличения других. Важное значение пословицы народ выразил в пословицах же: "Старинная пословица во век не сломится", "старинная пословица не мимо молвится", "добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз", "на пословице суда нет".

Пословицы касаются исторических событий, отражают древний быт, верования языческие и христианские, семейный и общественный быт, мораль, и т.д.

ПОСЛОВИЦЫ, ОТРАЗИВШИЕ ЯЗЫЧЕСКИЕ ВЕРОВАНИЯ И ОБРЯДЫ. Примеры: "Солнце днем работает, а ночью отдых берет" (анимистичекое воззрение на солнце), "Который бог замочит, тот и высушит" (многобожие), "Моленый баран отлучился, ин гулящий прилучился" (намек на жертвоприношение), "Жил в лесе, молился пням" (почитание лешего), "Храбер, силен, а все с лешим не справишься", "Был бы бес, будет и леший", "В лесу леший, а дома мачеха", "Егорий да Влас всему хозяйству глаз" (почитание Волоса), "Что у волка в зубах, то Егорий дал", "На печи сидел, кирпичам молился" (почитание домового), "Домовой не полюбит (скотину), не что возьмешь", "Не все то русалка, что в воду ныряет", "Старый ворон мимо не каркнет", "Всякому бы ворону на свою голову каркать", "Венчали вокруг ели, а черты пели" (брак без церковного обряда), "Взял боженьку за ноженьку, да и об пол" (низвержение кумиров).
Под влиянием духовенства на языческих богов стали смотреть, как на нечистую силу, на бесов, дьявола, сатану. Это отразилось в следующих пословицах: "Из пуста дупла либо сыч, либо сова, либо сам сатана" (т.е. леший), "Всякому черту вольно в своем болоте бродить" (водяной), "В тихом омуте черти водятся).
Некоторые пословицы выражают веру в судьбу: "Сужена-ряжена не обойдешь и на коне не объедешь", "Бойся не бойся, а року не миновать", "Где нет доли, там и счастье не велико", "Не родись ни хорош, ни пригож, родись счастлив", "Не страшны злыдни за горами", "Деньги идут к богатому, злыдни – к убогому", "От лиха не уйдешь".

ПОСЛОВИЦЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЗАНЯТИЙ. Эти пословицы выражают главным образом земледельческий труд. Примеры: "Не поле кормит, а нива", "Одним конем всего поля не изъездишь", "Рыба-вода, ягода – трава, а хлеб – всему голова", "Не беда, что в ржи лебеда, а беды, как не ржи, ни лебеды", "Мужик умирать собирайся, а земельку паши", "Дорогой товар из земли растет".

ПОСЛОВИЦЫ, ОТРАЗИВШИЕ ХРИСТИАНСКИЕ ВЕРОВАНИЯ Примеры: "Бог не в силе, а в правде", "Без Бога ни до порога, а с Богом хоть за море", "Коли Господь не сохранит града, то всуе вся стража и ограда", "Золото огнем искушается, а человек напастьми", "Притча во языцех" (из псалтири), "Смирен духом, да горд брюхом", "На небо поглядывает, а на земле пошаривает", "Густо кадишь, святых зачадишь", "Спереди – блажен муж, а сзади – вскую шаташася" (о людях, внешним благочестием прикрывающих дурные делишки).

ПОСЛОВИЦЫ, ОТРАЗИВШИЕ СЕМЕЙНЫЙ БЫТ. Примеры: "Хозяин в дому, как хан в Крыму", "Как Бог до людей, так отец до детей", "В девках сижено – горе мыкано, замуж выдано – вдвое прибыло", "За чужую душу одна сваха божится", "В лесу медведь, а дома – мачеха", "Жене спускать – добра не видать", "Люби жену, как душу, тряси ее, как грушу", "Кто любит, тот и лупит " (жену), "Жену не бить – милу не быть".

ПОСЛОВИЦЫ, ОТРАЗИВШИЕ ЗНАЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ – МИРА. Примеры: "Что мир порядил, то Бог рассудил", "Ты за мир, и мир за тебя", "Мирская правда крепко стоит", "Мир – велик человек", "Мир за себя постоит", "На мир и суда нет", "Мир заревет, так леса стонут".

ПОСЛОВИЦЫ, ОТРАЗИВШИЕ СТАРИННОЕ CУДОПРОИЗВОДСТВО. Примеры: "Судья, что плотник: что захотел, то и вырубил", "Что мне законы: мне судьи знакомы", "Не бойся суда – бойся судьи", "Лошадь с волком тягалась – хвост да грива осталась", "Наказал Бог народ – послал воевод", "Конь любит овес, а воевода – принос".

ПОСЛОВИЦЫ О БОГАТСТВЕ И БЕДНОСТИ. Примеры: "Деньги, что каменья – тяжело на душу ложатся", "Богатый совести не купит, а свою губит: залезет в богатство, забудет и братство", "Гол да наг – перед Богом прав", "Богатый бедного не кормит, а все сыты бывают", "Ел бы богатый деньги, кабы убогий его хлебом не кормил", "Коли деньги говорят, тогда правда молчит", "Не проси у богатого, проси у тароватого", "В чужих руках ломоть велик кажется, а как нам достанется, так и мал покажется."

ПОСЛОВИЦЫ. ОТРАЗИВШИЕ НРАВСТВЕННЫЕ ПОНЯТИЯ. Примеры: "На правду, что на солнце – во все глаза не взглянешь", "Засыпь правду золотом, а она всплывет", "Правду со дня моря выносит", "Кривдой весь свет пройдешь, да назад не воротишься", "Лучше кривду терпеть, чем правдой вертеть", "Была, сказывают, и правда на свете, да по селочам в разновеску ушла", "Правда не на миру стоит, а по миру ходит", "Без правды не жить, да и о правде не жить", "Правда в дело не годится, а в кивот поставить да молиться", "Рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше", "Ретивая лошадка долго не живет".

ПОСЛОВИЦЫ, РИСУЮЩИЕ ХАРАКТЕРЫ ЛЮДЕЙ. Примеры: "Шипит, как каленое железо, когда плюнешь" (о горячем, раздражительном человеке), "Его в ступе пестом не умелешь" (упрямый), "Идет в сапогах, а след босиком" (хитрый), "Где ни ступит, тут и стукнет" (увалень), "Ветрами подшит" (непостоянный), "Говорит, как клещами хомут на лошадь тащит" (мямля), "Из молодых да ранний, петухом кричит" (выскочка), "Лепечет, что сорока" (о том, кто скоро говорит), "Сказал, что отрубил" (о говорящем кратко и решительно), "Говорит, что река льется" (плавно), "Воркует, как голубок" (нежно), "Что слово молвит, то рублем подарит" (хорошо и дельно говорящий).

ПОСЛОВИЦЫ НА РАЗНЫЕ ЖИТЕЙСКИЕ СЛУЧАИ. Примеры: "Не бойся той собаки, которая лает, а бойся той, которая исподтишка кусает", "На грубое слово не сердись, а на ласковое не сдавайся", "Чтобы узнать человека, надобно с ним пуд соли съесть".

Первоначально пословицы входили в состав небольших рассказов о каких-нибудь событиях, сказок, песен и представляли метко и кратко выраженное обобщение того, о чем шла речь в рассказе или песне. Отличаясь часто мерностью склада, имея нередко созвучия в начале и в средине (аллитерацию) или в конце (рифму), эти обобщения легко запоминались, выделялись из рассказов и даже переживали в народной памяти самые рассказы.

Примерами пословиц, до сих пор связанных с рассказами или песнями, могут служисть следующие: "В горе жить не кручинну быть, а нагому ходить - не соромиться" (из песни), "от радости кудри вьются, в печали секутся", "нос вытащит, хвост увязит, хвост вытащит, нос увязит" (из сказки о журавле), "и ракитовый куст за правду стоит" (из сказки об убитой сестре и дудке), "битый небитого везет" (из сказки), "то старина, то и деяние" (из старины).

Пословицы в народном быту играют важную роль: они служат руководящими принципами деятельности; на них ссылаются в оправдание своих поступков и действий, ими пользуются для обвинения или обличения других. Важное значение пословицы народ выразил в пословицах же: "Старинная пословица во век не сломится", "старинная пословица не мимо молвится", "добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз", "на пословице суда нет".

Пословицы касаются исторических событий, отражают древний быт, верования языческие и христианские, семейный и общественный быт, мораль, и т.д.

ПОСЛОВИЦЫ, ОТРАЗИВШИЕ ЯЗЫЧЕСКИЕ ВЕРОВАНИЯ И ОБРЯДЫ. Примеры: "Солнце днем работает, а ночью отдых берет" (анимистичекое воззрение на солнце), "Который бог замочит, тот и высушит" (многобожие), "Моленый баран отлучился, ин гулящий прилучился" (намек на жертвоприношение), "Жил в лесе, молился пням" (почитание лешего), "Храбер, силен, а все с лешим не справишься", "Был бы бес, будет и леший", "В лесу леший, а дома мачеха", "Егорий да Влас всему хозяйству глаз" (почитание Волоса), "Что у волка в зубах, то Егорий дал", "На печи сидел, кирпичам молился" (почитание домового), "Домовой не полюбит (скотину), не что возьмешь", "Не все то русалка, что в воду ныряет", "Старый ворон мимо не каркнет", "Всякому бы ворону на свою голову каркать", "Венчали вокруг ели, а черты пели" (брак без церковного обряда), "Взял боженьку за ноженьку, да и об пол" (низвержение кумиров).
Под влиянием духовенства на языческих богов стали смотреть, как на нечистую силу, на бесов, дьявола, сатану. Это отразилось в следующих пословицах: "Из пуста дупла либо сыч, либо сова, либо сам сатана" (т.е. леший), "Всякому черту вольно в своем болоте бродить" (водяной), "В тихом омуте черти водятся).
Некоторые пословицы выражают веру в судьбу: "Сужена-ряжена не обойдешь и на коне не объедешь", "Бойся не бойся, а року не миновать", "Где нет доли, там и счастье не велико", "Не родись ни хорош, ни пригож, родись счастлив", "Не страшны злыдни за горами", "Деньги идут к богатому, злыдни - к убогому", "От лиха не уйдешь".

ПОСЛОВИЦЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЗАНЯТИЙ. Эти пословицы выражают главным образом земледельческий труд. Примеры: "Не поле кормит, а нива", "Одним конем всего поля не изъездишь", "Рыба-вода, ягода - трава, а хлеб - всему голова", "Не беда, что в ржи лебеда, а беды, как не ржи, ни лебеды", "Мужик умирать собирайся, а земельку паши", "Дорогой товар из земли растет".

ПОСЛОВИЦЫ, ОТРАЗИВШИЕ ХРИСТИАНСКИЕ ВЕРОВАНИЯ Примеры: "Бог не в силе, а в правде", "Без Бога ни до порога, а с Богом хоть за море", "Коли Господь не сохранит града, то всуе вся стража и ограда", "Золото огнем искушается, а человек напастьми", "Притча во языцех" (из псалтири), "Смирен духом, да горд брюхом", "На небо поглядывает, а на земле пошаривает", "Густо кадишь, святых зачадишь", "Спереди - блажен муж, а сзади - вскую шаташася" (о людях, внешним благочестием прикрывающих дурные делишки).

ПОСЛОВИЦЫ, ОТРАЗИВШИЕ СЕМЕЙНЫЙ БЫТ. Примеры: "Хозяин в дому, как хан в Крыму", "Как Бог до людей, так отец до детей", "В девках сижено - горе мыкано, замуж выдано - вдвое прибыло", "За чужую душу одна сваха божится", "В лесу медведь, а дома - мачеха", "Жене спускать - добра не видать", "Люби жену, как душу, тряси ее, как грушу", "Кто любит, тот и лупит " (жену), "Жену не бить - милу не быть".

ПОСЛОВИЦЫ, ОТРАЗИВШИЕ ЗНАЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ - МИРА. Примеры: "Что мир порядил, то Бог рассудил", "Ты за мир, и мир за тебя", "Мирская правда крепко стоит", "Мир - велик человек", "Мир за себя постоит", "На мир и суда нет", "Мир заревет, так леса стонут".

ПОСЛОВИЦЫ, ОТРАЗИВШИЕ СТАРИННОЕ CУДОПРОИЗВОДСТВО. Примеры: "Судья, что плотник: что захотел, то и вырубил", "Что мне законы: мне судьи знакомы", "Не бойся суда - бойся судьи", "Лошадь с волком тягалась - хвост да грива осталась", "Наказал Бог народ - послал воевод", "Конь любит овес, а воевода - принос".

ПОСЛОВИЦЫ О БОГАТСТВЕ И БЕДНОСТИ. Примеры: "Деньги, что каменья - тяжело на душу ложатся", "Богатый совести не купит, а свою губит: залезет в богатство, забудет и братство", "Гол да наг - перед Богом прав", "Богатый бедного не кормит, а все сыты бывают", "Ел бы богатый деньги, кабы убогий его хлебом не кормил", "Коли деньги говорят, тогда правда молчит", "Не проси у богатого, проси у тароватого", "В чужих руках ломоть велик кажется, а как нам достанется, так и мал покажется."

ПОСЛОВИЦЫ. ОТРАЗИВШИЕ НРАВСТВЕННЫЕ ПОНЯТИЯ. Примеры: "На правду, что на солнце - во все глаза не взглянешь", "Засыпь правду золотом, а она всплывет", "Правду со дня моря выносит", "Кривдой весь свет пройдешь, да назад не воротишься", "Лучше кривду терпеть, чем правдой вертеть", "Была, сказывают, и правда на свете, да по селочам в разновеску ушла", "Правда не на миру стоит, а по миру ходит", "Без правды не жить, да и о правде не жить", "Правда в дело не годится, а в кивот поставить да молиться", "Рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше", "Ретивая лошадка долго не живет".

ПОСЛОВИЦЫ, РИСУЮЩИЕ ХАРАКТЕРЫ ЛЮДЕЙ. Примеры: "Шипит, как каленое железо, когда плюнешь" (о горячем, раздражительном человеке), "Его в ступе пестом не умелешь" (упрямый), "Идет в сапогах, а след босиком" (хитрый), "Где ни ступит, тут и стукнет" (увалень), "Ветрами подшит" (непостоянный), "Говорит, как клещами хомут на лошадь тащит" (мямля), "Из молодых да ранний, петухом кричит" (выскочка), "Лепечет, что сорока" (о том, кто скоро говорит), "Сказал, что отрубил" (о говорящем кратко и решительно), "Говорит, что река льется" (плавно), "Воркует, как голубок" (нежно), "Что слово молвит, то рублем подарит" (хорошо и дельно говорящий).

ПОСЛОВИЦЫ НА РАЗНЫЕ ЖИТЕЙСКИЕ СЛУЧАИ. Примеры: "Не бойся той собаки, которая лает, а бойся той, которая исподтишка кусает", "На грубое слово не сердись, а на ласковое не сдавайся", "Чтобы узнать человека, надобно с ним пуд соли съесть".

ПОСЛОВИЦА НЕ ДАРОМ МОЛВИТСЯ

ДЕЛУ ВРЕМЯ, А ПОТЕХЕ ЧАС.
Собственноручная приписка царя Алексея Михайловича (1629 - 1676) к сборнику правил соколиной охоты, излюбленной потехи того времени. Говорится обычно в качестве напоминания человеку, который, развлекаясь, забывает о деле.

ДВУМ СМЕРТЯМ НЕ БЫВАТЬ,А ОДНОЙ НЕ МИНОВАТЬ.
Неизбежное все равно случится, рискуешь или нет. Говорится о решимости сделать что-нибудь, связанное с риском, опасностью, и в то же время с надеждой, что опасности все-таки удастся избежать.

ПЕРВЫЙ БЛИН КОМОМ.
Часто бывает, что первый блин не удается хозяйке (плохо снимается со сковороды, пригорает), но по нему хозяйка определяет, хорошо ли замешено тесто, прогрелась ли сковорода, не нужно ли добавить масла. Говорится в оправдание неудачного начала нового, трудного дела.
ЗА ДВУМЯ ЗАЙЦАМИ ПОГОНИШЬСЯ - НИ ОДНОГО НЕ ПОЙМАЕШЬ.
Говорится, когда кто-то берется сразу за несколько (как правило, выгодных для себя) дел и поэтому ни одного не может сделать хорошо или довести до конца.

БАБУШКА НА ДВОЕ СКАЗАЛА.
Надвое (прост.) - неопределенно, с возможностью понимать так или иначе. Неизвестно, сбудется ли то, что предполагают; еще неизвестно, как будет: так или иначе. Говорят, когда сомневаются в осуществлении того, что предполагают.

ЗА ОДНОГО БИТОГО ДВУХ НЕБИТЫХ ДАЮТ.
Говорят, когда понимают, что наказание за допущенные ошибки идет на пользу человеку, потому что так он приобретает опыт.

СТАРЫЙ ДРУГ ЛУЧШЕ НОВЫХ ДВУХ.
Говорится, когда хотят подчеркнуть верность, преданность и незаменимость старого друга.

ОДНА ГОЛОВА ХОРОШО, А ДВЕ ЛУЧШЕ.
Говорится, когда при решении какого-то вопроса обращаются за советом к кому-нибудь, когда решают дело вместе

ЗАБЛУДИТЬСЯ В ДВУХ СОСНАХ.
Не суметь разобраться в чем-нибудь простом, несложном, не суметь найти выход из самого простого затруднения.

ОТ ГОРШКА ТРИ ВЕРШКА.
Очень низкий, низкого роста, маленький.

С ТРИ КОРОБА НАОБЕЩАЛ.
Очень много (наговорить, наобещать, наврать и т.п.).

ОБЕЩАННОГО ТРИ ГОДА ЖДУТ.
Говорят шутливо, когда не верят в скорое выполнение кем-либо данных обещаний или когда исполнение того, что обещано, затягивается на неопределенное время.

ПЛАКАТЬ В ТРИ РУЧЬЯ.
То есть очень горько плакать.

ПЯТОЕ КОЛЕСО В ТЕЛЕГЕ.
Лишний, ненужный в каком-либо деле человек.

СЕМЕРО ОДНОГО НЕ ЖДУТ.
Так говорят, когда начинают какое-то дело без того, кто опоздал, или с упреком тому, кто заставляет многих (не обязательно семерых) ждать себя.

СЕМЬ БЕД - ОДИН ОТВЕТ.
Рискнем еще раз, и если придется отвечать - так за все сразу, одновременно. Говорится о решимости сделать еще что-нибудь рискованное, опасное в добавление к уже сделанному.

СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ - ОДИН РАЗ ОТРЕЖЬ.
Перед тем сделать что-нибудь серьезное, тщательно все обдумай, все предусмотри. Говорится в качестве совета обдумать все возможные варианты действий перед началом какого-нибудь дела.

У СЕМИ НЯНЕК ДИТЯ БЕЗ ГЛАЗУ.
Без глазу (устар.) - без присмотра, без надзора. Дело выполняется плохо, неудовлетворительно, когда за него отвечают сразу несколько человек. Говорится, когда несколько человек (или даже организаций), ответственных за дело, надеются друг на друга и каждый в отдельности относится к своим обязанностям недобросовестно.

ВСЁ ТРЫН - ТРАВА.
Таинственная "трын-трава" - это вовсе не какое-нибудь растительное снадобье, которое пьют, чтобы не волноваться. Сначала она называлась "тын-трава", а тын - это забор. Получалась "трава подзаборная", то есть никому не нужный, всем безразличный сорняк.

ВСЫПАТЬ ПО ПЕРВОЕ ЧИСЛО.
Не поверите, но в старой школе учеников пороли каждую неделю, независимо от того, кто прав, кто виноват. И если "наставник" переусердствует, то такой порки хватало надолго, вплоть до первого числа следующего месяца.

ГОЛ КАК СОКОЛ.
Страшно бедный, нищий. Обычно думают, что речь идет о птице соколе. Но она здесь ни при чем. На самом деле "сокол" - старинное военное стенобитное орудие. Это была совершенно гладкая ("голая") чугунная болванка, закрепленная на цепях. Ничего лишнего!

СИРОТА КАЗАНСКАЯ.
Так говорят о человеке, который прикидывается несчастным, обиженным, беспомощным, чтобы кого-нибудь разжалобить. Но почему сирота именно "казанская"? Оказывается, фразеологизм этот возник после завоевания Казани Иваном Грозным. Мирзы (татарские князья), оказавшись подданными русского царя, старались выпросить у него всяческие поблажки, жалуясь на свое сиротство и горькую участь.

ШИВОРОТ - НАВЫВОРОТ.
Сейчас это вроде бы вполне безобидное выражение. А когда-то оно связывалось с позорным наказанием. Во времена Ивана Грозного провинившегося боярина сажали задом наперед на лошадь в вывернутой наизнанку одежде и в таком виде, опозоренного, возили по городу под свист и насмешки уличной толпы.

ВОДИТЬ ЗА НОС.
Обманывать, обещая и не выполняя обещанного. Это выражение было связано с ярмарочным развлечением. Цыгане водили медведей за продетое в нос кольцо. И заставляли их, бедолаг, делать разные фокусы, обманывая обещанием подачки.

КОЗЁЛ ОТПУЩЕНИЯ.
Так называют человека, на которого сваливают чужую вину. История этого выражения такова: у древних евреев существовал обряд отпущения грехов. Священник возлагал обе руки на голову живого козла, тем - самым как бы перекладывая на него грехи всего народа. После этого козла изгоняли в пустыню. Прошло много-много лет, и обряда уже не существует, а выражение все живет.

ТОЧИТЬ ЛЯСЫ.
Лясы (балясы) - это точеные фигурные столбики перил у крылечка. Изготовить такую красоту мог только настоящий мастер. Наверное, сначала "точить балясы" означало вести изящную, причудливую, витиеватую (как балясы) беседу. Но умельцев вести такую беседу к нашему времени становилось меньше и меньше. Вот и стало это выражение обозначать пустую болтовню.

ТЁРТЫЙ КАЛАЧ.
В старину действительно был такой сорт хлеба - "тертый калач". Тесто для него очень долго мяли, месили, "терли", отчего калач получался необыкновенно пышным. И еще была пословица - "не терт, не мят, не будет калач". То есть человека учат испытания и беды. Выражение и пошло от этой пословицы.

ЗАРУБИТЬ НА НОСУ.
Если вдуматься, то смысл этого выражения кажется жестоким - согласитесь, не слишком приятно представить себе топор рядом с собственным носом. На самом же деле все не так печально. В этом выражении слово "нос" не имеет ничего общего с органом обоняния. "Носом" называлась памятная дощечка, или бирка для записей. В далеком прошлом неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и палочки, с помощью которых и делались всевозможные заметки или зарубки на память.

ПОСЛЕ ДОЖДИЧКА В ЧЕТВЕРГ.
Русичи - древнейшие предки русских - чтили среди своих богов главного бога - бога грома и молнии Перуна. Ему был посвящен один из дней недели - четверг (интересно, что и у древних римлян четверг был также посвящен латинскому Перуну - Юпитеру). Перуну возносили моления о дожде в засуху. Считалось, что он должен особенно охотно выполнять просьбы в "свой день" - четверг. А так как эти мольбы часто оставались тщетными, то поговорка "После дождичка в четверг" стала применяться ко всему, что неизвестно когда исполнится.

НИ ПУХА, НИ ПЕРА.
Возникло это выражение в среде охотников и было основано на суеверном представлении о том, что при прямом пожелании (и пуха, и пера) результаты охоты можно сглазить. Перо в языке охотников означает птица, пух - звери. В давние времена охотник, отправляющийся на промысел, получал это напутствие, "перевод" которого выглядит примерно так: "Пусть твои стрелы летят мимо цели, пусть расставленные тобой силки и капканы останутся пустыми, так же, как и ловчая яма!" На что добытчик, чтобы тоже не сглазить, отвечал: "К черту!". И оба были уверены, что злые духи, незримо присутствующие при этом диалоге, удовлетворятся и отстанут, не будут строить козней во время охоты.

БИТЬ БАКЛУШИ.
Что такое "баклуши", кто и когда их "бьет"? С давних пор кустари делали ложки, чашки и другую посуду из дерева. Чтобы вырезать ложку, надо было отколоть от бревна чурку - баклушу. Заготовлять баклуши поручалось подмастерьям: это было легкое, пустячное дело, не требующее особого умения. Готовить такие чурки и называлось "баклуши бить". Отсюда, из насмешки мастеров над подсобными рабочими - "баклушечниками", и пошла наша поговорка.

ВТИРАТЬ ОЧКИ.
Как очки можно "втирать"? Куда и зачем? Очень нелепо выглядела бы такая картина. А нелепость происходит потому, что речь тут идет вовсе не об очках, которые служат для исправления зрения. Есть и другое значение слова "очки": красные и черные знаки на игральных картах. Есть даже азартная картежная игра, так и называемая - "очко". С тех пор, как существуют карты, были на свете и нечестные игроки, шулера. Они, чтобы обмануть партнера, пускались на всякие фокусы. Умели они, между прочим, незаметно "втирать очки" - превращать семерку в шестерку или четверку в пятерку, на ходу, во время игры, вклеивая "очко" или замазывая его особым белым порошком. И выражение "втирать очки" стало означать "обжуливать", отсюда родились и другие слова: "очковтирательство", "очковтиратель" - ловкач, который умеет приукрасить свою работу, плохое выдать за очень хорошее.

НА СЕРДИТЫХ (ОБИЖЕННЫХ) ВОДУ ВОЗЯТ.
Эту поговорку можно сказать человеку, который гневится и сердится понапрасну. Корни поговорки идут из старинной разговорной речи. Тогда слово «сердитый» означало усердный, ретивый, старательный. Именно таких усердных и старательных лошадей выбирали для тяжелой работы - они возили воду в бочках из реки. Таким образом самым «сердитым» (то есть старательным) доставалась самая неблагодарная тяжелая работа.

СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ - ВЫЛЕТИТ НЕ ПОЙМАЕШЬ.
Пословица учит - прежде чем что-либо сказать, необходимо хорошо подумать. Ведь сказать слово легко, но как бы не пришлось потом сожалеть о сказанном…

У СТРАХА ГЛАЗА ВЕЛИКИ...
Человек, охваченный страхом и напуганный, очень часто преувеличивает опасность и видит ее там, где ее на самом деле нет.

ГОРА РОДИЛА МЫШЬ.
Первоисточником этой пословицы считается древнегреческая легенда о беременной горе Олимп. Бог Зевс, испугавшись что роды этой горы вызовут крупные потрясения в стане богов, сделал так, что гора… родила мышь. Пословица «Гора родила мышь» применяется в ситуации, когда значительные и гигантские усилия в итоге приносят ничтожный результат.

БЕРЕГИ ЧЕСТЬ С МОЛОДУ.
Смолоду, нареч. - с молодых лет, с молодого возраста. Совет молодым с юности дорожить своей честью, добрым именем (так же, как и одежду сберечь снову, т.е.пока она новая). Говорится в качестве напутствия молодому человеку в начиле его жизненного пути.

БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫНЕШЬ (не вытащишь) РЫБКУ ИЗ ПРУДА.
Всякое дело требует усилий; без усилия, старания никакого дела не сделаешь. Говорится, когда для получения какого-нибудь результата требуется большая работа, упорный труд.

ЦЫПЛЯТ ПО ОСЕНИ СЧИТАЮТ.
По осени (прост.) - осенью. Не все цыплята, появившиеся на свет летом, доживают в крестьянских хозяйствах до осени. Кого-то унесут хищные птицы, слабые просто не выживут, поэтому и говорят, что считать цыплят нужно осенью, когда ясно, сколько их сохранилось, выжило. Судить о чём-либо надо по конечным результатам. Говорится, когда кто-то преждевременно выражает радость от возможного успеха, хотя до окончательных результатов ещё далеко и многое может измениться.

МАЛ ЗОЛОТНИК, ДА ДОРОГ.
Золотник - старая русская мера веса, равная 4,26 грамма. Вышла из употребления после 1917 года, когда в стране была введена метрическая система мер, в основу которой положены метр (мера длины) и килограмм (мера веса). До этого основными мерами веса были пуд (16 кг) и фунт (400 г), в котором было 96 золотников. Золотник был самой малой мерой веса и употреблялся, главным образом, при взвешивании золота и серебра. Да, противит. союз - а, но, однако. Дорог -- кр. форма м. р. от дорогой. Небольшой по величине, но ценный но своим качествам. Говорится о том, кто мал ростом, но имеет много достоинств, положительных качеств, а также о чём-либо небольшом по размеру, но очень важном по существу.

ВОТ ТЕБЕ, БАБУШКА, И ЮРЬЕВ ДЕНЬ.
Поговорка отражает один из эпизодов истории русского народа, связанный с закрепощением крестьян. Возникновение крепостного права, т. е. юридически закреплённого права землевладельца (феодала) на личность, принудительный труд и имущество крестьянина, относится ко времени Киевской Руси (IX-XII века). Крестьяне, хотя и считались свободными (вольными), не имели права в течение года переходить от одного владельца к другому: обычай требовал, чтоб они уходили только после окончания всех полевых работ, в начале зимы, когда хлеб был уже весь убран. В середине XV века крестьянам было разрешено переходить от одно¬го хозяина к другому один раз в году - за неделю до Юрьева дня и неделю после него (Юрьев день, т. е. день святого Георгия, по-русски Юрия, покровителя земледельцев, отмечался 26 ноября по старому стилю, летосчислению). В конце XVI века был запрещён переход крестьян и в Юрьев день. Таким образом, крестьяне были прикреплены к земле и должны были оставаться пожизненно у своего помещика. У крестьян, ожидавших Юрьева дня как единственную возможность сменить хозяина и постараться улучшить свою жизнь, была отнята последняя надежда на изменение своего положения. Так возникла поговорка, выражающая сожаление о несбывшихся надеждах.
Говорят, когда хотят выразить крайнее удивление или огорчение от неожиданно случившегося, о чём только что узнали и что отняло надежду, обмануло ожидания.

ГДЕ НАШЕ НЕ ПРОПАДАЛО или ГДЕ НАША НЕ ПРОПАДАЛА.
Рискнём, попробуем сделать. Говорится в отчаянной решимости сделать что-либо, идя на риск.

ГЛАЗА СТРАШАТСЯ (боятся), А РУКИ ДЕЛАЮТ.
Начиная большую работу, боишься, что не справишься, а приступив к ней, успокаиваешься, понимаешь, что способен преодолеть все трудности.
Говорится, чтобы подбодрить перед началом большой или незна¬комой работы, или произносится с радостью, когда такая работа сделана.

ГДЕ ТОНКО, ТАМ И РВЁТСЯ.
Неприятность, беда случается обычно там, где что-нибудь ненадёжно, непрочно. Говорят, когда случается беда, неприятность, хотя и до этого было уже плохо.

ГОЛОД НЕ ТЕТКА.
Первоначально: голод не тётка, пирожка не подсунет. Говорится, когда чувство голода заставляет есть даже то, что не любишь, или поступать так, как не поступил бы при других обстоятельствах.

ГОРБАТОГО МОГИЛА ИСПРАВИТ.
Укоренившиеся недостатки или странности человека исправить невозможно. Говорится, когда есть убеждение, что человек не изменится.

ГОЛЬ НА ВЫДУМКИ ХИТРА.
Голь, голи, ж., собир. (устар.) - нищие, беднота. Хитра - кр. форма ж. р. от хитрый, здесь (устар.): изобретательный, искусный в чём-либо. Недостаток, отсутствие чего-либо заставляет быть изобретательным, использовать то, что имеется, что есть под рукой. Говорится с одобрением или удовлетворением, когда из-за недостатка в чём-либо необходимом придумывают нечто оригинальное и, как правило, дешёвое.

ГРЕЧНЕВАЯ КАША САМА СЕБЯ ХВАЛИТ.
Гречневый - приготовленный из зерен гречихи. Гречиха - травянистое растение, из семян которого изготовляют крупу и муку. Гречневая каша - одно из любимых кушаний русских. Гречневая каша так хороша, так вкусна, её достоинства для всех так очевидны, что она не нуждается в похвалах. Говорится с насмешливым осуждением о нескромном человеке, когда он хвалит сам себя, говорит о своих достоинствах.

ГОТОВЬ САНИ ЛЁТОМ, А ТЕЛЕГУ ЗИМОЙ.
Сани, саней, только мн.- зимняя повозка на двух полозьях для езды по снегу. Телега - летняя повозка на четырех колёсах для перевозки грузов. В сани и телегу запрягают лошадь. Готовься ко всему заранее. Говорится как совет готовить заранее всё то, что будет необходимо в будущем.

ГРОМ НЕ ГРЯНЕТ, МУЖИК НЕ ПЕРЕКРЕСТИТСЯ.
Грянуть (1 и 2 л. не употр.), сов.- внезапно загрохотать, загреметь. Мужик (устар.) - крестьянин.
Перекреститься, -крещусь, -крестишься, сов.- сделать рукой знак креста на себе: приложить сложенные вместе три пальца (большой, указательный и средний) правой руки последовательно ко лбу, к груди, к одному и другому плечу. Люди, которые верили в бога, исповедовали христианскую религию, крестились во многих случаях повседневной жизни. Это был обязательный ритуал во время молитвы (дома и в церкви), перед принятием пищи, при входе в избу (крестились, глядя на иконы в углу) и т. п. Крестили рот во время зевоты, крестили близких, которые уходили или уезжали далеко и надолго, крестились от страха при звуках грома и т. д. В старину верующие люди боялись грозы как необъяснимого явления природы. Когда гремел гром, считалось, что гром (а не молния) может принести несчастье (убить, вызвать пожар). Поэтому, чтобы отвести беду, избежать несчастья от грозы, люди крестились именно во время грома, гром как бы предупреждал о возможном несчастье.
Пока не случилась беда, неприятность, беспечный человек не вспо¬минает о них и не принимает мер к их предотвращению. Говорится, когда делают в последний момент то, что надо было сделать заранее.

ДАВШИ СЛОВО, ДЕРЖИСЬ.
Или будь верным своему слову, или не обещай. Говорится как напоминание о высказанном обещании или как упрёк в невыполненном обещании, а также как предупреждение, совет воздержаться от обещаний, если нет уверенности в том, что сможешь их выполнить.

ДАРЁНОМУ КОНЮ В ЗУБЫ НЕ СМОТРЯТ.
Дарёный (разг.) - подаренный, полученный в качестве подарка. Зубы лошади осматривают, когда хотят определить её возраст. У старой лошади зубы стёрты, поэтому, когда покупают лошадь, обязательно смотрят её зубы, чтобы не купить старую. Подарок не обсуждают, принимают то, что дарят. Говорят, когда получают в подарок какую-нибудь вещь, которая не нравится и которую сами не выбрали бы.

ДЕЛА ИДУТ, КОНТОРА ПИШЕТ.
Говорится шутливо о чьей-либо активной деятельности, на которую не влияют никакие внешние обстоятельства.

ДЕЛА КАК САЖА БЕЛА.
Сажа - чёрные частицы от неполного сгорания топлива, оседающие на внутренних поверхностях печей и дымоходов. Сажа является символом самого чёрного цвета, белой сажи не бывает, и шутливое сравнение «белый, как сажа» по сути характеризует чёрный предмет. Слово «чёрный» в переносном смысле означает «мрачный, тяжёлый». Бела - кр. форма ж. р. от белый. Обычно говорится в ответ на вопрос «Как дела?», когда дела идут плохо или когда не хотят отвечать конкретно и ограничиваются этим неопределённым ответом (ответ подразумевает неудовлетво-рительное положение дел).

ДИТЯ НЕ ПЛАЧЕТ, МАТЬ НЕ РАЗУМЕЕТ.
Разуметь, несов. {устар.) - понимать что-либо, догадываться о чём-либо. Если сам не скажешь о том, что тебе нужно, никто не догадается об этом и поэтому не сможет помочь. Говорится, когда отсутствие помощи кому-либо объясняемся незнанием его нужд.

ДОМА СТЕНЫ ПОМОГАЮТ.
Дома или в привычной, знакомой обстановке человек чувствует себя увереннее и спокойнее. Говорится с уверенностью или с надеждой, что в знакомой обстановке легче удастся справиться с любым делом.

ДОРОГА ЛОЖКА К ОБЕДУ.
Дорога - кр. форма ж. р. от дорогой; здесь: "важный, ценный для кого-либо, такой, которым дорожат". Дорого, ценно то, что появляется в нужный момент. Говорится, когда что-то сделано или получено вовремя, именно в тот момент, когда в этом особенно заинтересованы или нуждаются, или говорится в упрёк тому, кто не сделал необходимого вовремя.

ДРУЗЬЯ ПОЗНАЮТСЯ (узнаются) В БЕДЕ.
Только в трудную минуту узнаешь, кто тебе настоящий друг. Говорится по отношению к тому, кто оказался очень внимательным и помог кому-либо в трудной ситуации или, наоборот, проявил чёрствость к попавшему в беду.

ДО СВАДЬБЫ ЗАЖИВЁТ.
Скоро пройдёт, скоро заживёт.Говорится шутливо в утешение пострадавшему.

ДЛЯ МИЛОГО ДРУЖКА И СЕРЁЖКА (серёжку) ИЗ УШКА.
Ушко - уменьш.-ласк. к ухо. Для любимого, дорогого человека ничего не жаль, отдашь самое лучшее. Говорится, когда из чувства симпатии человек щедр по отношению к другому, готов всё для него сделать.

ДОЛГ ПЛАТЕЖОМ КРАСЕН.
Платёж, платежа, м.- внесение денег в счёт чего-либо; плата. Красен - кр. форма м.р. от красный, здесь: (народно-поэт.) "красивый; радостный, приятный". Как отнесёшься к кому-либо, так отнесутся и к тебе. Говорится тогда, когда в ответ на какое-либо действие или отношение поступают так же.

ГДЕ РАКИ ЗИМУЮТ.
Поговорка «Я тебе покажу, где раки зимуют» сложилась еще во времена крепостного права. Провинившегося человека среди зимы барин посылал доставать раков к столу. А зимой раков найти очень трудно, к тому же можно замерзнуть и простудиться. С тех пор эта поговорка означает угрозу, предупреждение о наказании.

ОТКРЫТЬ АМЕРИКУ.
Америка была открыта мореплавателем Колумбом более пятисот лет тому назад. Поэтому, когда кто-то объявляет о том, что всем давно известно, ему в шутку говорят: «Ну, ты открыл Америку!»

ЧЕРЕЗ ПЕНЬ КОЛОДУ.
Колода - это бревно. Двигаться по лесу, когда под ногами то пень, то колода приходится медленно. Выражение «через пень-колоду» означает делать что-либо кое-как, без разбора.

ИЗОБРЕСТИ ВЕЛОСИПЕД.
Все мы знаем, что такое велосипед и как он устроен. «Не изобретайте велосипеда», чтобы не тратить время на выдумывание того, что уже давно существует.

ДЕЛО МАСТЕРА БОИТСЯ.
Любое дело осуществимо, если за нею возьмётся мастер, т. е. умелый, знающий человек. Говорится с восхищением и похвалой, когда человек проявляет умение, мастерство в своём деле.

НЕ ПО СЕНЬКЕ ШАПКА.
В старину шапка была символом богатства и знатности. По ее размеру судили о том, какое место занимает человек в обществе. «Не по Сеньке шапка» - так говорят о человеке, который не способен выполнить ту или иную работу или занять определенную должность.

ИЩИ ВЕТРА В ПОЛЕ.
Ищи - повелит, накл. от гл. искать (ищу, ищешь), несов. Всё равно не найдёшь, незачем и искать. Говорится о том, кто исчез и кого невозможно найти (как бесполезно искать ветер в поле), или о том, что безвозвратно утрачено.

ИЗ ПЕСНИ СЛОВА НЕ ВЫКИНЕШЬ.
Что было, то было, придётся рассказать всё. Говорят, как бы извиняясь за то, что приходится рассказывать всё, не пропуская никаких (обычно неприятных) подробностей (так же, как нельзя выбросить из песни ни одного слова, чтоб не испортить всю песню).

ИЗ ОГНЯ ДА В ПОЛЫМЯ.
Да, противит. союз - а, но, однако. Полымя (устар. и обл.) - пламя, огонь. В народной речи-пламя, т. е. огонь, который поднимается над горящим предметом, связывается с большей бедой, пламя - более сильный огонь. Из одной беды в другую, большую, из тяжёлого положения в худшее.
Говорится, когда человек, находясь в трудной ситуации, попадает в ещё более тяжёлое положение.

И ШВЕЦ, И ЖНЕЦ, И В ДУДУ (на дуде) ИГРЕЦ.
Швец (устар. и прост.) - тот, кто шьёт одежду, портной. Жнец - тот, кто жнёт (срезает при уборке урожая) поспевшие колосья серпом. В дуду (на дуде) игрец (устар.) - тот, кто играет на дудке, музыкант. О том, кто всё умеет делать или кто одновременно выполняет раз-нообразные обязанности.

И ХОЧЕТСЯ И КОЛЕТСЯ.
Колется - безл., 3 л. ед. ч. от гл. колоться, несов. "касаться чем-либо острым, причиняя боль". Говорится, когда хочется что-то сделать, но страшно, потому что это связано с какой-то опасностью, с риском.

И СМЕХ И ГРЕХ.
Говорится, когда что-то одновременно и смешно, и печально.

И НА СТАРУХУ БЫВАЕТ ПРОРУХА.
Проруха (прост.) - ошибка, оплошность, неудача. И опытный человек может ошибиться, совершить оплошность, промах. Говорится в оправдание ошибки, оплошности, совершённой человеком, от которого нельзя было этого ожидать.

И ВОЛКИ СЫТЫ, И ОВЦЫ ЦЕЛЫ.
Говорится, когда удаётся удобно и для одних, и для других разре¬шить трудную ситуацию или когда принимается такое решение вопроса, которое удовлетворяет всех.

ЗНАЕТ (чует) КОШКА, ЧЬЁ МЯСО СЪЕЛА.
Чует - 3 л. ед. ч. от гл. чуять (чую, чуешь), несов. (прост.) чувствовать. Говорят о том, кто чувствует свою вину и своим поведением выдаёт это.

ЗАСТАВЬ ДУРАКА БОГУ МОЛИТЬСЯ, ОН И ЛОБ РАЗОБЬЁТ (расшибёт).
По православному обычаю верующие во время молитвы становятся на колени и низко кланяются (делают поклоны), почти касаясь лбом пола. Говорится с осуждением о человеке, который повредил делу чрезмерным усердием и старанием.

ЗА ЧТО КУПИЛ, ЗА ТО И ПРОДАЮ.
То, что слышал, то и повторяю. Говорят в свое оправдание, когда пересказывают слухи и поэтому не ручаются за достоверность сказанного.

ДУРНЫЕ ПРИМЕРЫ ЗАРАЗИТЕЛЬНЫ или ДУРНОЙ ПРИМЕР ЗАРАЗИТЕЛЕН.
Дурной - плохой. Заразителен - кр. форма м. р. от заразительный, здесь: "такой, который вызывает подражание себе, легко передаётся другим. Говорится тогда, когда кто-нибудь подражает плохому поведению или поступкам другого человека.

ДУРАКАМ (дураку) ЗАКОН НЕ ПИСАН.
Законы написаны для разумных людей; дураки законов не знают и не подчиняются им. Говорится о человеке, когда он поступает, с точки зрения говорящего, странно или неразумно, вопреки здравому смыслу и общепринятым нормам поведения.
*по-новому*
ДУРАКАМ ЗАКОН НЕ ПИСАН, ЕСЛИ ПИСАН, ТО НЕ ЧИТАН,
ЕСЛИ ЧИТАН, ТО НЕ ПОНЯТ, ЕСЛИ ПОНЯТ, ТО НЕ ТАК!

ДРУЖБА ДРУЖБОЙ А СЛУЖБА СЛУЖБОЙ.
Дружеские отношения не должны влиять на служебные. Говорится, когда человек, несмотря на дружеские отношения с кем-либо, занимающим иное (как правило, более высокое) служебное положение, не отступает от выполнения официальных требований, обязанностей.

ЗА МОРЕМ ТЕЛУШКА -ПОЛУШКА, ДА РУБЛЬ ПЕРЕВОЗ.
Телушка (разг.) - молодая корова, у которой ещё не было телят. Полушка - самая мелкая монета в дореволюционной России, равная одной четвёртой части копейки (в одном рубле сто копеек). Да, противит. союз - а, но, однако. Перевоз - здесь: плата за перевозимый товар. Даже дешёвая вещь станет дорогой, если приходится дорого платить за её перевозку. Говорится, когда невыгодно везти издалека дешёвый товар.

ЖИЗНЬ ПРОЖИТЬ - НЕ ПОЛЕ ПЕРЕЙТИ.
Жизнь сложна, и прожить её не просто. Говорится о разнообразии событий, о трудностях, которые человеку встречаются в течение всей его жизни.

ДЫМА БЕЗ ОГНЯ НЕ БЫВАЕТ или НЕТ ДЬІМУ БЕЗ ОГНЯ.
Без причины ничего не бывает. Говорится обычно тогда, когда верят, что в распространившихся слухах есть доля правды.