В отличие от творчества А. С. Пушкина, который тоже побывал в Тавриде и был влюблен в нее всей душой, в ранних гоголевских произведениях («Вечер накануне Ивана Купала», «Страшная месть», «Ночь перед Рождеством», «Заколдованное место») Крым представлен как далеко не романтичное пространство, а сами «крымцы» скорее как завоеватели. Позже Гоголь, как можно судить по косвенным данным, полюбил эту прекрасную землю. <...>

О пребывании писателя в Крыму сведений сохранилось мало. В основном это переписка самого Николая Васильевича и воспоминания его современников, где отражена история его поездки в Саки в 1835 г.

Гоголь заинтересовался историей полуострова Крым задолго до своей поездки в те края. Таврия и Черное море многократно упоминаются в повести «Тарас Бульба», где писателем воссоздана историческая атмосфера XV в., когда полуостров находился под властью татаро-монгольских орд.

В 20-30-е гг. XIX в. Крым считался местом, о котором, по словам П. И. Сумарокова, «живопись, описание и само воображение дают слабые понятия, проще говоря, там рай на земле». Путешественники, ученые и литераторы, побывавшие там, оставляли после своих поездок объемные и захватывающие описания местности. Этот край притягивал к себе и Гоголя.

Известно, что в июне 1935 г. он поехал в Крым с целью поправить свое здоровье и специально для этого взял отпуск в Петербургском университете и Патриотическом институте. Первоначально планируя поездку в Кавказскую губернию на четыре месяца «для лечения», по соображениям материального характера он впоследствии выбрал более близкий маршрут и ограничился поездкой в родовое имение в Васильевке, а затем в Крым. Сохранились письма Гоголя к друзьям, в которых ясно выражено намерение посетить эти края. «Сижу дома на перепутье около недели уже, — писал он Н. Я. Прокоповичу 24 мая 1835 г., - не зная, куда лучше ехать на Кавказ или в Крым, где ныне славятся минеральные грязи и купальни в море. Из Москвы никак не мог писать: был страшно захлопотан и при всем том многих не видел». <...>

...В гоголевских произведениях отсутствуют какие-либо впечатления, вызванные этой поездкой

О том, что в Крыму лечат грязями, Н. В. Гоголь узнал из трудов одного из первых крымских путешественников... П. И. Сумарокова, который писал в своей книге «Путешествие по всему Крыму и Бессарабии в 1799 году»: «Озеро Сак близ деревни сего же имени достойно, чтобы о нем сообщить. Оно имеет чудесное действие подавать скорое исцеление от многих болезней». <...>

Можно предположить, что, прочитав книгу П. И. Сумарокова, Н. В. Гоголь заинтересовался лечебными свойствами Сакского озера и решил проверить их действие на себе, тем более что его решение о поездке в Крым определили не только материальные затруднения но, прежде всего, рекомендации лечащего врача, который был вызван из Полтавы в связи с обострением болезни писателя и посоветовал ему пройти курс лечения именно в Саках. К тому времени там уже действовала грязелечебница, мало-помалу приобретавшая европейский уровень, несмотря на недостаток губернских средств. <...>

В первых числах июня 1835 г. Гоголь приезжает в Крым и останавливается на Сакском курорте. Ему пришлось ехать на перекладных и жить в гостиницах, что потребовало немалых расходов. К тому же пользование грязевыми ваннами было недешево и, таким образом, денег «не стало и на половину вояжа», который был задуман. <...>

На Сакских грязях писатель лечил простудные и нервные заболевания путем приема грязевых и рапных ванн

Безусловно, лечение помогло Гоголю поправить здоровье. После возвращения в Васильевку он упомянул о Крыме в письме к И. И. Срезневскому от 11 июля 1835 г.: «Эти же три недели, которые остаются мне, я намерен отдохнуть после поездки моей в Крым, где странствовал для здоровья и для того, чтобы повидать его».

Затем Николай Васильевич пишет В. А. Жуковскому: «Все почти мною изведано и узнано, только на Кавказе не был, куда именно хотел направить путь. Проклятых денег не стало и на половину вояжа. Был только в Крыму, где пачкался в минеральных грязях. Впрочем здоровье, кажется, уже от одних переездов поправилось. Сюжетов и планов нагромоздилось во время езды ужасное множество, так что если бы не жаркое лето, то много бы изошло теперь у меня бумаги и перьев. Но жар вдыхает страшную лень, и только десятая доля положена на бумагу и жаждет быть прочтенною Вам». Словом, Гоголь остался очень доволен своим путешествием. <...>

Целебные грязи помогли Гоголю, а Крым произвел на него неизгладимое впечатление. По возвращении у писателя наступил период творческого подъема

Через несколько лет, когда здоровье Гоголя резко ухудшилось и писатель снова начал ощущать упадок сил и нервозность, он захотел снова побывать в Крыму. Из дневника профессора О. М. Бодянского, встретившегося с Гоголем в мае 1850 г., можно заключить, что вполне определенно идея крымской поездки возникла у Гоголя весной того года: «Перед отходом спросил я, где он хочет провести лето?..
- Мне хотелось бы пробраться в Малороссию свою, потом на осень воротиться к вам, зиму провести где-либо потеплее, а на весну снова к вам.
- Что же, вам худо у нас этой зимой?
- И очень. Я зяб страшно, хотя первый год чувствовал себя очень хорошо.
- По мне, если не хотите выезжать за границу, лучше всего в Крыму.
- Правда, и я собираюсь попытаться это сделать в следующую зиму». <...>

В 1851–1852 гг. Н. В. Гоголь действительно чувствовал себя больным и часто жаловался на слабость, расстройство нервов и приступы тоски. В. М. Княжевич, служивший председателем казенной палаты, мог бы устроить его пребывание и лечение в Крыму, но недостаток у Гоголя средств на поездку все же оказался решающим фактором. Вполне возможно, что благотворный климат Крыма и целительные Сакские грязи укрепили бы подорванное здоровье Николая Васильевича, но великий писатель так и не смог собрать «проклятых денег».

[На илл.: Сакская грязелечебница, начало XX в.]

Слайд 1

Николай васильевич гоголь
1809-1852

Слайд 2

Моя утрата всех больше. Когда я творил, я видел перед собою только Пушкина… Всё, что есть у меня хорошего, всем этим я обязан ему. (Н.Гоголь)

Слайд 3

Литературно-мемориальный музей Н.В. Гоголя в Великих Сорочинцах
Родился 20 марта (1 апреля) 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Полтавской губернии в семье небогатого украинского помещика.

Слайд 4

Детские годы прошли в имении родителей Васильевка, неподалёку от села Диканька

Слайд 5

Писательский дар и актёрский талант Н. В. Гоголь унаследовал от отца
Отец Василий Афанасьевич был любителем театра. Был режиссёром и актёром домашнего театра своего богатого соседа и родственника – Д.П. Трощинского.

Слайд 6

От матери у Гоголя – тонкая душевная организация и богобоязненная религиозность
Мать Мария Ивановна была женщиной религиозной, нервной и впечатлительной. С детства запомнились Гоголю рассказы матери о гибели мира, о страшном суде, об адских муках грешников.

Слайд 7

Учёба давалась с трудом. Сынки богатых родителей не щадили самолюбия Гоголя, высмеивая его слабости. Болезненный, хилый, мнительный мальчик на себе испытал драму «маленького человека». «Оставьте меня! Зачем вы меня обижаете?» (Акакий Акакиевич из «Шинели»)
7 лет проучился Гоголь в гимназии высших наук князя Безбородко в Нежине Черниговской губернии. Домой приезжал лишь на каникулы.

Слайд 8

Рисунок Гоголя
Но вскоре Гоголь обнаружил незаурядный талант в рисовании и завидные литературные способности. А однажды покорил публику мастерским исполнением роли Простаковой. Вскоре его коньком стала комическая имитация лицейских учителей, очень тонкая и меткая.

Слайд 9

Нежинский государственный университет имени Н.В. Гоголя «Во сне и наяву мне грезится Петербург и служба государству»
1825 год – скоропостижная смерть отца. Гоголь – старший в семье. Начинается его стремительное взросление.

Слайд 10

1828 год – окончание Нежинской гимназии. Петербург.
Разочарование Петербургом: рекомендательные письма не помогли, на работу устроиться было трудно, денег катастрофически не хватало…

Слайд 11

Чужой и равнодушный Петербург пробудил ностальгическую тоску по родной Украине
В своих письмах к матери Гоголь просит её сообщать как можно подробнее обычаи и нравы малороссиян. И ночами Гоголь, следуя своему таланту, пишет… «Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в неё…»

Слайд 12

Книга «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Одна за другой выходят повести, раскрывающие живой образ Украины. Гоголь показал не будни, а яркие праздники, когда над человеком не довлеет злоба дня. Когда торжествует молодость, красота и нравственность.

Слайд 13

«Сейчас прочёл «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности». (А.С. Пушкин)

Слайд 14

Успех «Вечеров…» круто изменил положение Гоголя в Петербурге. Он получает место преподавателя истории в Патриотическом институте (И.С. Тургенев был его слушателем-студентом), его рекомендуют на частные уроки в аристократические дома. В мае 1831 года Гоголь знакомится с Пушкиным у Плетнева. Он часто встречается с Пушкиным и Жуковским в Царском Селе.

Слайд 15

Повесть «ТАРАС БУЛЬБА»
«Другую, другую жизнь нужно повести, простую, простую…» В повести «Тарас Бульба» Гоголь обращается к героическим временам истории, когда человек поднимался на высоту духовного подвига.

Слайд 16

Нет уз святее товарищества! Отец любит своё дитя, мать любит своё дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь своё дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей.

Слайд 17

«Петербургские повести»
Невский проспект Нос Портрет Шинель Коляска Записки сумасшедшего Сквозная тема – обманчивость внешнего блеска столичной жизни: «О, не верьте этому Невскому проспекту!.. Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!»

Слайд 18

Вершина сборника – повесть «Шинель» – сразу стала ощущаться как «одно из глубочайших созданий Гоголя» (В.Г. Белинский), как открытие новой темы – темы «маленького человека», равнозначное манифесту человеческого равенства и неотъемлемых прав личности в любом звании

Слайд 19

Акакий Акакиевич Башмачкин
Когда же в бессмертной «Шинели» он дал себе волю порезвиться на краю глубоко личной пропасти, он стал самым великим писателем, которого до сих пор произвела Россия». (В. Набоков)

Слайд 20

Комедия «Ревизор», где Гоголь хотел «собрать в одну кучу всё дурное на Руси и разом посмеяться над ним»
Премьера имела успех. Николай I: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех!» Однако Гоголь был разочарован: зритель не узнал себя!!!

Слайд 21

1836 год – Гоголь покидает Россию. Западная Европа. Рим. Поэма «Мёртвые души» «Божественная комедия» Данте (ад, чистилище, рай)
Пушкин после знакомства с первыми главами поэмы: «Боже, как грустна наша Россия!»

Слайд 22

галерея русских помещиков
«Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нём!» (Гоголь Жуковскому)

Слайд 23

«И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться!...»

Слайд 24

Русь, куда несёшься ты? Дай ответ. Не даёт ответа.
В ночь с 11 на 12 февраля Гоголь неустанно молился до 3-х часов, потом разбудил слугу, приказал открыть трубу в печи и сжёг 2 том «Мёртвых душ».

Слайд 25

В 8 часов утра 21 февраля 1852 года Н.В. Гоголь ушёл из жизни. Вся Москва провожала его на кладбище Данилова монастыря.

Слайд 26

«ПЕТЕРБУРГСКИЕ ПОВЕСТИ»: «Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Шинель», «Коляска» и «Записки сумасшедшего»
1829 год – Гоголь приезжает в Петербург. «Тишина в нём необыкновенная, никакой дух не блестит в народе, … всё подавлено, всё погрязло в бездельных, ничтожных трудах» (из письма матери)

Слайд 27

Слайд 28

Повесть «Шинель»
«Сокративши все возможные издержки, …я никаким образом не могу издерживать менее 100 рублей в месяц… Доказательством моей бережливости служит то, что я до сих пор хожу в том самом платье, которое я сделал по приезде своём в Петербург из дому… Хорошо ещё, что я немного привык к морозу и отходил всю зиму в летней шинели…» (из письма матери)

1848–1852 ГОДЫ

Цензурное разрешение № 1 журнала «Москвитянин» за 1848 г. со статьей Шевырева о «Выбранных местах из переписки с друзьями», содержащей полемику с критиками книги Гоголя.

Гоголь пишет письмо к В. А. Жуковскому о значении и цели искусства.

Письмо № 1.

Цензурное разрешение № 1 журнала «Современник» за 1848 г. с первой статьей Белинского «Взгляд на русскую литературу 1847 года», содержащей очерк натуральной школы и ее метода реалистического изображения действительности. Характеризуя основоположника этой школы, Гоголя, Белинский отмечает народность его творчества, оригинальность и самобытность, силу влияния на русскую литературу.

Гоголь извещает А. А. Иванова, что на днях выезжает из Неаполя и что «в городе неспокойно».

Письмо № 5.

Гоголь из Мальты сообщает А. П. Толстому о революционном движении в Сицилии: «Дела короля совершенно плохи: Мессина, Катания - всё восстало…» Упоминает о перенесенных страданиях от морской болезни.

Письмо № 6.

Гоголь из Мальты пишет А. М. Вьельгорской, что из Неаполя его «выгнали раньше», чем он полагал, «разные политические смуты…»

Письмо № 7.

Отъезд Гоголя из Мальты.

Письмо № 10.

Середина февраля.

Гоголь в Иерусалиме, куда он вместе со своим школьным товарищем, русским генеральным консулом в Сирии и Палестине К. М. Базили, прибыл «через Сидон и древний Тир и Акру…»

Письма №№ 11–16.

«Записки», II, стр. 165.

Хвалебный отзыв Гоголя о работе К. М. Базили «Сирия и Палестина».

Письмо № 11.

Цензурное разрешение № 3 журнала «Современник» за 1848 г., содержащего вторую статью Белинского «Взгляд на русскую литературу 1847 года» с одобрительным отзывом о трех «письмах» Н. Ф. Павлова, посвященных разбору «Выбранных мест из переписки с друзьями» и с ответом на выпады Шевырева в № 1 «Москвитянина».

Гоголь в Бейруте ожидает парохода, чтобы ехать в Константинополь.

Письмо № 16.

Отъезд Гоголя вместе с К. М. Базили из Бейрута в Смирну и Константинополь.

Письмо № 19.

Гоголь в Константинополе.

Письма № 20–22.

Отъезд Гоголя из Константинополя.

Письмо № 22.

Прибытие Гоголя в Одессу на пароходе-фрегате «Херсонес».

Гоголь находится в Одесском карантине по случаю холерной эпидемии. Его навещают А. А. Трощинский, Л. С. Пушкин, Н. Г. Тройницкий, Н. В. Неводчиков. Он просит последнего принести в карантин «„Мертвые души“ и две-три книжки „Москвитянина“». Читает в № 4 «Москвитянина» адресованное ему письмо Жуковского «О поэте и современном его значении».

«Одесский Вестник», 1848, № 30–31.

Письма №№ 24, 26, 37.

«Библиографические Записки», стр. 263–264.

Некоторые школьные товарищи и друзья «в сообществе многих почитателей знаменитого русского таланта» дали обед в честь Гоголя.

«Одесский Вестник», 1848, № 40.

Гоголь по выходе из карантина останавливается у А. А. Трощинского. Неоднократно навещает Л. С. Пушкина и Н. Г. Тройницкого, вспоминает о Пушкине, беседует «о порядках в отечестве, о новейших явлениях в русской литературе». Вместе с К. М. Базили делает визит А. С. Стурдзе.

«Из прошлого Одессы», стр. 126–127.

Отъезд Гоголя из Одессы.

Письмо № 28.

Приезд Гоголя в Васильевку.

Письмо № 29.

Шенрок, «Материалы», IV, стр. 703.

Гоголь в Васильевке. Заботится о благоустройстве сада. Ездит в Полтаву и Сорочинцы. Страдает от жары и переносит сильное желудочное заболевание. Вокруг - холерная эпидемия, засуха и неурожай.

Письма №№ 34, 35, 38, 41–44.

О. В. Головня, стр. 35.

Гоголь пишет Н. Н. Шереметевой, что мысль о его «давнем труде», о втором томе «Мертвых душ», его «не оставляет».

Письмо № 30.

В Васильевке гостит друг семьи Гоголей С. В. Скалон с семьей.

Шенрок, «Материалы», IV, стр. 703–704.

Отъезд Гоголя в Киев.

Конец мая-начало июня.

Гоголь в Киеве, у Данилевских. Видится здесь с М. А. Максимовичем, Ф. В. Чижовым. Знакомится с А. М. Марковичем. Присутствует на вечере у М. В. Юзефовича.

«Записки», II, стр. 240–241.

Шенрок, «Материалы», IV, стр. 704.

Гоголь в Васильевке. Отвечает на резкое письмо К. С. Аксакова о «Переписке с друзьями», о которой Гоголь думал, что она уже «предана забвению». Признаваясь, что «до сих пор еще не имел духу взглянуть» на свою книгу, Гоголь защищает ее от обвинения в том, что она - ложь.

Письмо № 31.

Гоголь пишет П. А. Плетневу: «Брался было за перо, но или жар утомляет меня, или я всё еще не готов. А между тем чувствую, что, может, еще никогда не был так нужен труд, составляющий предмет давних обдумываний моих и помышлений, как в нынешнее время».

Письмо № 33.

Прочитав драму К. С. Аксакова «Освобождение Москвы в 1612 году», Гоголь выражает недовольство ею.

Письмо № 38.

Сдержанная оценка драмы К. С. Аксакова, данная Гоголем в письме к С. Т. Аксакову.

Письмо № 43.

«Свидетельство», выданное Гоголю «на проезд его в города С.-Петербург и Москву по собственным делам» полтавским гражданским губернатором Н. И. Ознобишиным.

См. подлинник (КИЛ).

Гоголь пишет письмо Н. Ф. Павлову по поводу трех «писем» последнего в «Московских Ведомостях» (1847) о «Выбранных местах из переписки с друзьями».

Письмо № 46.

Отъезд Гоголя из Васильевки в Сорочинцы, к Данилевским.

Шенрок, «Материалы», IV, стр. 701, 715.

Конец августа-начало сентября.

Гоголь вместе с Данилевскими отправляется к А. М. Марковичу в с. Сварково Глуховского уезда Черниговской губ., где гостит несколько дней. Оттуда в экипаже Марковича едет в Глухов и далее на север.

Письма №№ 47–49.

Шенрок, «Материалы», IV, стр. 715.

Гоголь в Орле.

Письмо № 49.

Гоголь в Москве.

Письмо № 50.

Вторая половина сентября-начало октября.

Гоголь в Петербурге. Видится с П. А. Плетневым, Вьельгорскими, Н. Я. Прокоповичем, А. О. Смирновой, П. В. Анненковым. Расспрашивает последнего о революционных событиях в Париже. На вечере у А. А. Комарова знакомится с Некрасовым, Панаевым, Дружининым, Гончаровым и Григоровичем. В разговоре дает «почувствовать, что его знаменитые „Письма“ писаны им были в болезненном состоянии, что их не следовало издавать, что он очень сожалеет, что они изданы».

Письма №№ 52, 54, 57.

«Записки», II, стр. 207.

И. И. Панаев, т. VI, стр. 330.

Гоголь в Москве. Остановился у Погодина.

Письма №№ 57, 58.

Гоголь интересуется лекциями по истории русской литературы, которые В. А. Соллогуб начал читать своей жене и свояченице, А. М. Вьельгорской, и выражает желание принять участие в чтении этих лекций, начав со второго тома «Мертвых душ». Он дает советы А. М. Вьельгорской при встречах с Далем «заставлять его рассказывать о быте крестьян в разных губерниях России», так как «между крестьянами особенно слышится оригинальность нашего русского ума», а Плетнева «расспрашивать о всех русских литераторах, с которыми он был в сношениях», потому что «эти люди были более русские, нежели люди других сословий».

Письмо № 60.

«В честь пребывания Гоголя в Москве Погодин торжественно отпраздновал день своего рождения во фраках и белых галстуках». На вечере присутствовали кн. Г. А. Щербатов, П. П. Новосильцев, И. В. Киреевский и др.

Барсуков, IX, стр. 478–479.

Отзыв Гоголя о первой части «Одиссеи», переведенной Жуковским. Сообщение о своей работе: «Соображаю, думаю и обдумываю второй том „М<ертвых> д<уш>“. Читаю преимущественно то, где слышится сильней присутствие русского духа. Прежде, чем примусь сурьезно за перо, хочу назвучаться русскими звуками и речью. Боюсь нагрешить противу языка».

Письмо № 65.

Конец декабря.

Гоголь переезжает от Погодина к А. П. Толстому (на Никитский бульвар, в дом Талызина).

Письмо № 70.

Барсуков, IX, стр. 476.

Всю зиму Гоголь здоров, крепок и бодр физически. Часто бывает у Аксаковых, читает им «Одиссею» в переводе Жуковского, а также русские песни, собранные А. В. Терещенко. Занимается сербским языком с О. М. Бодянским, чтобы понимать красоты песен, собранных Вуком Караджичем.

«Записки», II, стр. 209, 222–223.

Из книги Берлиоз автора Теодор-Валенси

1848 I ЯнварьРазразилась гроза. Сначала сокращение, затем полная отмена жалованья.12 февраляГектор в новом письме верному Морелю так выражал свои мысли; «Нынче я изыскиваю средства дать очередной концерт, поскольку Жюльен не платит больше музыкантам и хористам. Я не смею

Из книги Хронология жизни Н. В. Гоголя автора Гоголь Николай Васильевич

1852 I 1 января, когда империя фактически была реставрирована, но еще не восстановлена законно, принц-президент, с торжественной набожностью преклонив колени в соборе Парижской богоматери, прослушал «Те Deum». Надежды Гектора были разбиты – музыка принадлежала не ему.После

Из книги Былое и думы. (Автобиографическое сочинение) автора Герцен Александр Иванович

1848 ГОД 8 января н. ст.Цензурное разрешение № 1 журнала «Москвитянин» за 1848 г. со статьей Шевырева о «Выбранных местах из переписки с друзьями», содержащей полемику с критиками книги Гоголя.10 января н. ст.Гоголь пишет письмо к В. А. Жуковскому о значении и цели

Из книги Эдуард Зюсс автора Обручев Владимир Афанасьевич

1852 ГОД 1 января.Л. И. Арнольди у Гоголя, который сообщает, что второй том «Мертвых душ» совершенно окончен.Л. И. Арнольди, стр. 93.4 января.И. С. Аксаков пишет И. С. Тургеневу, что «Гоголь постоянно и много работает и печатает второе издание своих сочинений с прибавкою и 5-го, новою

Из книги Разум на пути к Истине автора Киреевский Иван Васильевич

Из книги Школьные годы автора Авсеенко Василий Григорьевич

VII (1852) Снова наступал Новый год. Мы его встретили около постели Natalie, наконец, организм не вынес, она слегла.Энгельсоны, Фогт, человека два близких знакомых были у нас. Все были печальны. Парижское второе декабря лежало плитой на груди. Общее, частное - все неслось куда-то в

Из книги Кадеты, гардемарины, юнкера. Мемуары воспитанников военных училищ XIX века автора Биографии и мемуары Коллектив авторов --

Из книги Том 3. Письма и дневники автора Киреевский Иван Васильевич

1852–1854 годы Господи, благослови.Да благословит тя Господь от Сиона, и узриши благая Иерусалима. Во всяком нашем деле и начинании да призываем помощь Божию, ибо Он сказал: Без Меня не можете творити ничесоже.Господь ищет от нас правой веры и благих дел по заповедем Его. Но

Из книги История моей жизни и моих странствий автора Шипов Николай

Василий Григорьевич Авсеенко Школьные годы Отрывки изъ воспоминаній 1852–1863 Пропускаю впечатл?нія моего ранняго д?тства, хотя изъ нихъ очень многое сохранилось въ моей памяти. Пропускаю ихъ потому, что они касаются моего собственнаго внутренняго міра и моей семьи, и не

Из книги Карл Маркс. Любовь и Капитал. Биография личной жизни автора Габриэл Мэри

Д. А. Скалон Из воспоминаний Первый Санкт-Петербургский кадетский корпус. 1852–1859 годы …В январе 1852 года батюшка повез меня в корпус и сначала представил директору Оресту Семеновичу Лихонину. Это был сухой и бессердечный человек, но корпус держал в большом порядке.Через

Из книги Тургенев без глянца автора Фокин Павел Евгеньевич

Дневник 1852–1854 годы 1852 год3 июняЕздил с отцом Макарием снимать дагерротип. Потом с ним же к Полугарским.За обедом отец Вассиан. Отец Макарий хочет примеров Н. и А.После обеда гулял с Натальей Петровной.В промежутках читал: Alphonse Rodrigues «Pratique de la perfection chr?tienne». Различие учения

Из книги Мосин – создатель русской винтовки автора Ашурков Вадим Николаевич

1846-1852 Я занимался разными коммерческими оборотами. Купил себе в Херсоне небольшой домик. Главная моя забота теперь состояла в том: что делать со старшим сыном, который хоть и хорошо учился в Арзамасском уездном училище, но взят был из 2-го класса. Отдать его в ремесленную

Из книги Записки автора Корф Модест Андреевич

22. Лондон, 1852 Люди сами делают свою историю, но они ее делают не так, как им вздумается, при обстоятельствах, которые не сами они выбрали, а которые непосредственно имеются налицо, даны им и перешли от прошлого. Карл Маркс {1} Энгельс был весьма прилежен, работая на

Из книги автора

1852. В опале Авдотья Яковлевна Панаева:В 1852 году, вскоре после смерти Гоголя, Тургенева посадили в часть за то, что он напечатал в Москве маленькую статейку о Гоголе, которую цензор не пропустил в Петербурге. От высшего начальства дано было приказание ничего

Из книги автора

IV. Организация производства винтовки (1891–1897 годы). Последние годы жизни (1897–1902 годы) Создав русскую трёхлинейную винтовку, Мосин немедленно приступил к организации её производства. Он был не только конструктором, но и широко образованным инженером-технологом, за долгие

Из книги автора

XVI 1848 год Назначение графа Левашова председательствующим в Государственном Совете - Крещенский праздник - Разговор барона М. Корфа с наследником о событиях 14 декабря 1825 года - Пятидесятилетний юбилей великого князя Михаила Павловича - Болезнь императора Николая I -

Николай Васильевич Гоголь

(1809 - 1852)

Гоголь - великий русский писатель, автор бессмертных произведений "Вечера на хуторе близ Диканьки", "Тарас Бульба", "Вий", "Ревизор", "Мертвые души", и др. Удивительный талант Гоголя проявляется в этих столь непохожих друг на друга произведениях по-разному – то поражая читателя богатством языка и колоритностью украинской темы (и эпическим размахом "Тараса Бульбы"), то увлекая фантастикой петербургских повестей, то вызывая смех в "Ревизоре" и "Мертвых душах".

Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта (1 апреля) 1809 года в местечке Большие Сорочинцы на границе Полтавского и Миргородского уездов (Полтавская губерния). Николаем его назвали в честь чудотворной иконы Святого Николая, хранившейся в церкви Больших Сорочинцев. Согласно семейному преданию он происходил из старинного украинского казацкого рода.

Жизнь в деревне до школы и после, в каникулы, шла в полнейшей обстановке украинского быта, как панского, так и крестьянского. Впоследствии эти впечатления легли в основу малороссийских повестей Гоголя, послужили причиной его исторических и этнографических интересов; позднее из Петербурга Гоголь постоянно обращался к матери, когда ему требовались новые бытовые подробности для его повестей. Влиянию матери приписывают задатки религиозности и мистицизма, к концу жизни овладевшие всем существом Гоголя.

Полтава и Нежин

В возрасте десяти лет Гоголя отвезли в Полтаву к одному из местных учителей, для приготовления к гимназии; затем он поступил в Гимназию высших наук в Нежине (с мая 1821 по июнь 1828).

Товарищи выписывали в складчину журналы; затеяли свой рукописный журнал, где Гоголь много писал в стихах. С литературными интересами развилась и любовь к театру.

Смерть отца была тяжёлым ударом для всей семьи. Заботы о делах ложатся и на Гоголя; он дает советы, успокаивает мать, должен думать о будущем устройстве своих собственных дел. Мать боготворит своего сына Николая, считает его гениальным, она отдаёт ему последнее из своих скудных средств для обеспечения его нежинской, а впоследствии петербургской жизни.

К концу пребывания в гимназии он мечтает о широкой общественной деятельности, которая, однако, видится ему вовсе не на литературном поприще; без сомнения под влиянием всего окружающего, он думает выдвинуться и приносить пользу обществу на службе, к которой на деле он был неспособен. Таким образом, планы будущего были неясны; но Гоголь был уверен, что ему предстоит широкое поприще.

Санкт-Петербург

В декабре 1828 года Гоголь переехал в Санкт-Петербург. Здесь впервые ждало его жестокое разочарование: скромные средства оказались в большом городе совсем незначительными, а блестящие надежды не осуществлялись так скоро, как он ожидал. В запасе у него было много характера и практической предприимчивости: он пробовал поступить на сцену, стать чиновником, отдаться литературе.

В актёры его не приняли; служба была так бессодержательна, что он стал ею тяготиться; тем сильнее привлекало его литературное поприще.

«Вечера на хуторе близ Диканьки»

Впереди его ждала служба в департаменте уделов (апрель 1830), где он оставался до 1832 года. С первых месяцев 1829 года, Гоголь осаждает мать просьбами о присылке ему сведений об украинских обычаях, преданиях, костюмах. Всё это был материал для будущих рассказов из украинского быта и преданий. В 1830 в журнале "Отечественные записки" появилась первая повесть Гоголя "Басаврюк", впоследствии переработанная в повесть "Вечер накануне Ивана Купала". Литературную известность Гоголю принесли "Вечера на хуторе близ Диканьки" (1831 - 32). Специфика повестей в том, что прежде никто не делал нечистую силу полноправным участником реальной жизни, а Гоголь даёт понять, что нечистая сила живёт и в обычных людях, а не только в чертях и ведьмах. Получается, что нарушается естественный порядок вещей, и виной тому сами люди, поэтому они живут не в ладу со своей природной сущностью. Гоголь блестяще использует как фольклорность, так и собственные наблюдения над жизнью украинских хуторов - отсюда такая детальность, красочность, реальность. Повести, изданные пасичником Рудым Паньком", вышедшие в Петербурге в 1831 и 1832 годах, двумя частями произвели на Пушкина сильное впечатление. Поэт отметил эти рассказы, изображавшие невиданным прежде образом картины украинского быта, блиставшие весёлостью и тонким юмором.

Вступление Гоголя в круг друзей Пушкина и знакомство с великим поэтом оказало на судьбу молодого писателя огромное влияние. Перед ним открывалась, наконец, перспектива широкой деятельности, о которой он мечтал, - но на поприще не служебном, а литературном. Он вошёл в круг лиц, стоявших во главе русской художественной литературы: его давние поэтические стремления могли развиваться во всей широте, инстинктивное понимание искусства могло стать глубоким сознанием; личность Пушкина произвела на него чрезвычайное впечатление и навсегда осталась для него предметом поклонения. Служение искусству становилось для него высоким и строгим нравственным долгом, требования которого он старался исполнять свято.

В 1832 году он впервые был на родине после окончания курса в Нежине. Путь лежал через Москву, где он познакомился с людьми, которые стали потом его более или менее близкими друзьями: с историком Михаилом Погодиным, выдающимся актером Михаилом Щепкиным, писателем Сергеем Аксаковым.

Украинская жизнь и в это время доставляла материал для его фантазии, но настроение было иное: в повестях «Миргорода» постоянно звучит грустная нота.

С конца 1833 года он увлёкся мыслью поступить на учёное поприще. В то время готовилось открытие Киевского университета, и он мечтал занять там кафедру истории, которую преподавал в Патриотическом институте. В Киеве кафедру он не получил, но некоторое время преподавал историю в Петербурге.

1835 г.

Выход в свет "Арабесок"(«Портрет», «Невский проспект» и «Записки сумасшедшего») и "Миргорода"(«Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») ознаменовал шаг Гоголя в сторону реализма, закрепив и углубив ту тенденцию, которая наметилась еще в "Вечерах". Стремление к "обыкновенному" означало перемену в предмете изображения: вместо сильных и резких характеров - пошлость и безликость обывателей. Гоголь сосредотачивает своё внимание на жизни во всех её проявлениях: есть место и подвигу Остапа Бульбы, и обывательской никчёмности. В повести о ссоре двух Иванов сатирический талант Гоголя получает полную волю. Контрастом по отношению к провинциальному и столичному миру выступала повесть "Тарас Бульба", запечатлевшая тот момент национального прошлого, когда народ ("казаки"), защищая свою суверенность, действовал цельно, сообща и притом как сила, определяющая характер общеевропейской истории. Будучи профессиональным историком, Гоголь использовал фактические материалы для построения сюжета и разработки характерных персонажей романа. События, легшие в основу повести «Тарас Бульба» - крестьянско-казацкие восстания 1637-1638 годов.

В повестях же из петербургской жизни призрачной становилась сама "обыкновенная" жизнь. Перед читателями предстаёт столица империи, Петербург - город чиновников, механической жизни и отчуждения от личности. Пребывание в Петербурге послужило ему толчком к размышлениям о принципиальных отличиях между самобытной ("старосветской") культурой России и новейшим европейским "просвещением" "цивилизованного" Петербурга, критика которого была развернута им в цикле "петербургских" повестей. Верх гоголевской фантастики - "петербургская повесть" "Нос" (1835), чрезвычайно смелый гротеск, предвосхитивший некоторые тенденции искусства ХХ в.

К 1834 г. - замысел «Ревизора».

Основной сюжет «Ревизора», как позднее и сюжет «Мёртвых душ» был, по словам Гоголя, сообщён ему Пушкиным. Всё создание, начиная от плана и до последних частностей, было плодом собственного творчества Гоголя: анекдот, который мог быть рассказан в нескольких строках, превращался в богатое художественное произведение. В центре сюжета - мнимый ревизор Хлестаков, обманщик невольный, что придало действию гротескное освещение. Юмор Гоголя превращается в уничтожающую сатиру на всё русское общество со множеством городничих, Земляник, Ляпкиных-Тяпкиных. Самообман царит в русской жизни. Взяточничество, запустение, бахвальство обитателей провинциального городка писатель раскрыл с ярких и запоминающихся сценах. Премьера пьесы состоялась 19 апреля в Петербурге в Александринском театре.

«Ревизор» имел необычайное действие: ничего подобного не видела русская сцена; действительность русской жизни была передана с такою силой и правдой, что хотя, как говорил сам Гоголь, дело шло только о шести провинциальных чиновниках, оказавшихся плутами, против писателя восстало то общество, которое увидело себя словно в зеркале.

За границей

В июне 1836 года Николай Васильевич уехал за границу, где пробыл с перерывами около десяти лет. Сначала пребывание в «прекрасном далеке» как будто укрепило и успокоило его, дало ему возможность завершить его величайшее произведение, «Мёртвые души» - но стало зародышем и глубоко трагических событий.

Опыт работы над «Мертвыми душами», противоречивая реакция современников убедили его в огромном влиянии и неоднозначной власти его могучего таланта над умами современников. Эта мысль постепенно стала складываться в представление о своём пророческом предназначении, и соответственно, об употреблении своего пророческого дара силой своего таланта на благо обществу, а не во вред ему.

За границей он жил в Германии, Швейцарии, зиму провёл в Париже, где его застало известие о смерти Пушкина, страшно его поразившее.

В марте 1837 года он был в Риме, который чрезвычайно ему полюбился и стал для него второй родиной, его привлекала природа и произведения искусства, Гоголь изучал памятники древности, картинные галереи, посещал мастерские художников, любовался народной жизнью и любил показывать Рим, «угощать» им приезжих русских знакомых и приятелей.

Но в Риме он и усиленно работал: главным предметом этой работы были «Мёртвые души», задуманные ещё в Петербурге в 1835 году; здесь же, в Риме закончил он «Шинель» . В Италии Гоголь сблизился с великим художником Александром Ивановым и принял участие в разработке идеи картины «Явления Мессии» («Явление Христа народу»).

Осенью 1839 года он вместе с историком и славянофилом Погодиным писатель отправился в Россию, в Москву, где его с восторгом встретили Аксаковы. Потом он поехал в Петербург, где ему надо было взять сестёр из института; затем опять вернулся в Москву; в Петербурге и в Москве он читал ближайшим друзьям законченные главы «Мёртвых душ».

Устроив свои дела, Гоголь опять отправился за границу, в любимый Рим. К лету 1841 года первый том был готов. В сентябре этого года Гоголь отправился в Россию печатать свою книгу.

Ему снова пришлось пережить тяжёлые тревоги, какие испытал он некогда при постановке на сцене «Ревизора». Книга была представлена сначала в московскую цензуру, которая собиралась совсем запретить её; затем дозволена. Она вышла в свет в Москве в мае 1842 г. под названием «Похождения Чичикова или Мёртвые души »

В июне Гоголь опять уехал за границу. Это последнее пребывание за границей было окончательным переломом в душевном состоянии Гоголя. Высокое представление о своём таланте и лежащей на нём обязанности повело его к убеждению, что он творит нечто провиденциальное: для того, чтобы обличать людские пороки и широко смотреть на жизнь, надо стремиться к внутреннему совершенствованию. Несколько раз пришлось ему перенести тяжёлые болезни, которые ещё больше увеличивали его религиозное настроение. Он принимал пророческий тон, самоуверенно делал наставления своим друзьям и, в конце концов пришел к убеждению, что сделанное им до сих пор было недостойно той высокой цели, к которой он считал себя призванным.

После смерти Пушкина Гоголь сблизился с кругом славянофилов , с Погодиным и Шевырёвым, С. Т. Аксаковым и Языковым. Гоголь не видел России без монархии и православия, он был убежден, что церковь не должна существовать отдельно от государства.

Работа над продолжением «Мёртвых душ» не клеилась, и писатель испытывал мучительные сомнения в том, что ему удастся довести задуманное произведение до конца. Новая идея «Мёртвых душ» в окончательном виде - указание пути к добру абсолютно любому человеку. Три части поэмы - это своеобразное повторение «Ада», «Чистилища» и «Рая» Данте. Летом 1845 года его настигает мучительный душевный кризис. Он пишет завещание, сжигает рукопись второго тома «Мёртвых душ», принеся её в жертву Богу. В благодарность за избавление от болезни, Гоголь решает уйти в монастырь и стать монахом, но монашество не состоялось. Зато его уму представилось новое содержание книги, просветлённое и очищенное; ему казалось, что он понял, как надо писать, чтобы «устремить всё общество к прекрасному». Он решает служить Богу на поприще литературы. Началась новая работа, а тем временем его заняла другая мысль: ему скорее хотелось сказать обществу то, что он считал для него полезным, и он решает собрать в одну книгу всё писанное им в последние годы к друзьям в духе своего нового настроения и поручает издать эту книгу Плетнёву. Это были «Выбранные места из переписки с друзьями» .

Большая часть писем, составляющих эту книгу, относится к 1845 и 1846 годам, той поре, когда религиозное настроение Гоголя достигло своего высшего развития. Гоголь своим тоном пророчества и назидания, проповедью смирения, из-за которой виднелось, однако, собственное самомнение; осуждениями прежних трудов, полным одобрением существующих общественных порядков разочаровал многих своих прежних почитателей. Высшая степень негодования, возбуждённого «Выбранными местами», выразилась в «Письме к Гоголю» Белинского. А ведь Белинский своим авторитетом утвердил Гоголя главою русской литературы ещё при жизни Пушкина

Гоголь основную цель видел в духовном самосовершенствовании. Поэтому на долгие годы предметом его изучения становятся труды отцов Церкви.

Гоголь мучительно переживал провал своей книги.

В его письмах с 1847 года уже нет прежнего высокомерного тона проповедничества и назидания; он увидел, что описывать русскую жизнь можно только посреди неё и изучая её. Убежищем его осталось религиозное чувство: он решил, что не может продолжать работы, не исполнив давнишнего намерения поклониться Святому Гробу. В конце 1847 года он переехал в Неаполь и в начале 1848 года отплыл в Палестину, откуда через Константинополь и Одессу вернулся окончательно в Россию.

Пребывание в Иерусалиме не произвело того действия, какого он ожидал.

С осени 1851 года Гоголь окончательно поселился в Москве, где жил в доме своего друга графа Александра Толстого на Никитском бульваре.

Он продолжал работать над вторым томом «Мёртвых душ» и читал отрывки из него у Аксаковых, но в нём продолжалась та же мучительная борьба между художником и христианином, которая шла в нём с начала сороковых годов. Падшие герои первой части переосмысливают своё существование во второй части и духовно возрождаются в третьей. По своему обыкновению, он много раз переделывал написанное, вероятно, поддаваясь то одному, то другому настроению. Здоровье его всё более слабело; в январе 1852 года им овладел страх смерти. С конца января 1852 года в доме графа Александра Толстого гостил ржевский протоиерей Матфей Константиновский, осуждавший Гоголя за его художественное творчество.

Гоголь перестаёт выезжать из дому, почти ничего не ест, постится. В 3 часа ночи с 11 на 12 февраля 1852 года Гоголь сжёг II часть «Мертвых душ». Утром 21 февраля писатель умер.

Похоронили писателя на кладбище Данилова монастыря в Москве. На могиле был установлен бронзовый крест, стоявший на чёрном надгробном камне, называемом «Голгофа», а на нём высечена надпись: «Горьким словом моим посмеюся» (цитата из книги пророка Иеремии).

Дом Н.В. Гоголя на Никитском бульваре, хранящий память о последних годах жизни писателя, - единственный сохранившийся дом в Москве, где Николай Васильевич Гоголь жил продолжительное время: с 1848 по 1852 гг. Теперь в этих стенах открыт музей великого классика и действует научная библиотека.
В Москве два дома Талызиных, и стоят они не очень далеко друг от друга. Один - на Воздвиженке, принадлежавший П.Ф. Талызину, который, по преданию, Лев Толстой описал как дом Пьера Безухова. Ныне там находится Музей архитектуры. Другой, что на Никитском бульваре, с начала XVII века принадлежал боярам Салтыковым. На рубеже XVIII - XIX столетий усадьбой владела дальняя родственница А.С.Пушкина, Мария Салтыкова. Ныне существующий каменный дом появился до Отечественной войны - его построил новый владелец Д.С Болтин, родственник известного историка. А в 1816 году дом перешел к генералу Александру Ивановичу Талызину, участвовавшему в заговоре против Павла I (а его отец, что интересно, выступил на стороне Екатерины Великой в заговоре против Петра III). Генерал прожил здесь долго и с размахом: добротно отстроил дом с балконом на красивых каменных аркадах.



После его смерти в августе 1847 года усадьба перешла его родственнице титулярной советнице Талызиной. В тот же год здесь снял квартиру граф Алексей Петрович Толстой, только что вернувшийся из Европы. А через несколько месяцев он купил владение и записал его на имя своей жены Анны Георгиевны.
Уже в декабре 1848 года супруги пригласили к себе Гоголя. Граф познакомился с ним в конце 1830-х годов, когда был военным губернатором Одессы, и с тех пор они оставались добрыми друзьями. По всей видимости, именно его Гоголь изобразил в генерал-губернаторе во втором томе «Мертвых душ», считая Толстого человеком, «который может сделать у нас много добра», ибо судит о вещах не «с европейской заносчивой высоты, а прямо с русской здравой середины».
Предложение Гоголь принял с удовольствием. Он тогда переживал свое самое трудное время. Годом раньше вышла его знаменитая книга «Выбранные места из переписки с друзьями» переписка, в которой он хотел донести постигнутую им христианскую истину людям, и которая вызвала яростную критику не только со стороны неистового Виссариона, заклеймившего Гоголя «апостолом невежества», но и самых близких, почти родных Гоголю людей. Его упрекали в религиозной тенденции, охранительстве, «мракобесии» и высокомерности проповеднического тона, о котором автор не помышлял. Помимо нравственных страданий, из-за этого конфликта Гоголь фактически лишился московского пристанища. Он никогда не имел в Москве собственного жилья и даже наемной квартиры, всегда останавливался только у друзей, и жил, как монах, не имея ничего личного, кроме дорожного сундука и одежды. Чаще всего он гостил у своего давнего друга историка М.П.Погодина близ Плющихи, в его знаменитой Погодинской избе. Там Гоголя всегда ожидала светлая, уютная мансарда, полная солнца и тепла.
В ту осень 1848 года, вернувшись из Полтавщины, он снова остановился у Погодина, но их отношения уже были столь холодны, что друзья старались не встречаться в доме. Хозяин вскоре затеял ремонт, и под тем предлогом его гость, воспользовавшись приглашением Толстых, переселился к ним в дом на Никитском бульваре.

Для отвергнутого Гоголя это был уголок покоя. Супруги Толстые были очень боголюбивыми, благочестивыми и добрыми людьми.(духовным отцом графа был протоиерей Матфей Константиновский, с которым Гоголь впервые увиделся в этом доме). Здесь царила религиозная атмосфера. Хозяева сами жили, как монахи в миру, строго соблюдали церковные правила, читали духовную литературу, прекрасно знали светскую, обожали Пушкина - все это было очень близко Гоголю. Недаром он прожил здесь более трех лет - больше, чем у остальных своих приятелей. Писателю отвели три уютные комнаты на первом этаже с отдельным входом из сеней: прихожую, гостиную и кабинет, совмещенный со спальней, окнами на бульвар и во двор. Это было первое столь просторное пристанище Гоголя. Преклоняясь перед Гоголем, хозяева окружили его искренней заботой, - он не думал ни о чистом белье, ни о кушаньях, - полностью высвободив время для творчества. А еще в доме царила необыкновенная тишина.
Работал он обычно с утра до обеда. Иногда обед подавали на его половину, но чаще он поднимался в столовую хозяев. В теплую погоду вместе пили чай на балконе. Днем он уходил гулять, посещал любимые храмы, в том числе и приходскую церковь Симеона Столпника и свою любимую церковь Саввы Освященного близ погодинской избы, не дожившую до наших дней, и Татьянинскую церковь Московского университета, в которой потом состоялось его отпевание.
По преданию, студенты запомнили, как Гоголь стоял службу, зябко кутаясь в шинель, словно ему было холодно (вероятно, это было последствие малярии, которую писатель перенес в Риме) - таким его изобразил потом скульптор Н.Андреев.
Во дворе усадьбы установлен памятник Гоголю работы Н.А. Андреева, созданный скульптором к 100-летию со дня рождения писателя и имеющий свою непростую, очень интересную и драматическую историю. Работу Николая Андреева нередко называют эстетически совершенной, шедевром, признают одной из лучших скульптур на улицах столицы. Николай Андреев изобразил Гоголя в период его душевного кризиса, утратившим веру в своё творчество, опустошённым до отчаяния. Перед зрителем предстаёт писатель, глубоко погружённый в скорбные размышления. Скульптор подчеркнул его подавленное состояние согбенной позой, опущенной линией плеч, наклоном головы, складками плаща, который почти полностью скрывает озябшее тело. Пьедестал памятника обрамлён бронзовыми барельефами превосходной работы, на которых представлены герои из наиболее известных произведений Гоголя: «Ревизора», «Шинели», «Тараса Бульбы», «Мёртвых душ» и других. Но наиболее радикальным явлением для монументального искусства того времени стала сама идея «скорбящего» Гоголя. Эта идея вызвала множество споров сразу же после открытия памятника.
А совсем рядом на Собачьей площадке жил А.С.Хомяков, у которого Гоголь крестил сына-тезку в увы, тоже погибшем арбатском храме Николы в Плотниках. Его супруга Екатерина Михайловна была ближайшим другом Гоголя - ей одной он рассказывал свои подлинные впечатления о поездке на Святую Землю. И ее смерть, последовавшая 26 января 1852 года, стала одной из причин мистической смерти Гоголя. Зиму 1852 года Гоголь намеревался провести в Крыму. Однако в сентябре 1851 года, посетив, как оказалось, в последний раз Оптину пустынь, он неожиданно вернулся в Москву и более не покидал ее.
Поначалу руководство музея столкнулось с сильной нехваткой мемориальных вещей писателя. Существовала опись вещей, которая была произведена после смерти Гоголя. После него осталось 294 книги, одни золотые часы, мягкие сапоги, которые он всегда носил, потому что у него болели ноги… Весь список умещался на полутора листах, в последствии на музей обрушился буквально водопад дарственных и до сих пор коллекция активно пополняется.

Передняя комната


Передняя была вспомогательным помещением и подробно не описана современниками. Поэт и переводчик Н.В.Берг неоднократно бывавший в этом доме, вспоминал:
«Здесь за Гоголем ухаживали как за ребенком, предоставив ему полную свободу во всём. Он не заботился ровно ни о чём. Обед, завтрак, чай, ужин подавались там, где он прикажет. Белье его мылось и укладывалось в комоды невидимыми духами, если только не надевалось на него так же невидимыми духами. Кроме многочисленной прислуги дома, служил ему, в его комнатах, собственный его человек из Малороссии, именем Семён, парень очень молодой, смирный и чрезвычайно преданный своему барину. По обычаю того времени Семёна называли «казачком». В его обязанности входило докладывать о посетителях и выполнять разные поручения: встречать и провожать друзей Гоголя, помогать им снимать и надевать верхнюю одежду. Здесь была вешалка для одежды и, возможно находился дорожный сундук писателя.

На стене последний портрет Гоголя, выполненный в год его смерти в 1852 году. Дорожный «сундук странствий» преобразован в бричку как символ страннической судьбы Гоголя. В сундуке предметы, которые могли бы пригодится в дороге.

Гостиная


Гостиная воссоздана по воспоминаниям современников Гоголя: мебель красного дерева обитая штофом, придиванный стол, колокольчик для вызова слуги, подсвечник, бумаги, стопка книг. На стенах – икона, несколько акварелей и гравюр – виды Симонова монастыря, Колизея, Козельской Введенской Оптиной пустыни, Петровского путевого дворца, Пантеона, итальянские пейзажи. Эти места писатель посещал в разные годы.

Камин превращён в символ огненного очищения, обновления. Лики современников Гоголя имевших влияние на писателя, особенно в его последние годы, появляются в «каминном зале»: граф А.П.Толстой, Е.М.Хомякова, о. Матфей Константиновский, графиня А.Г.Толстая. Символичен образ Данте. В работе над «Мёртвыми душами» Гоголь опирался на трёхчастную структуру «Божественной комедии». В гостиной всё внимание привлекает мрачного вида камин - тот самый, в огне которого в ночь с 11 на 12 февраля 1852 года сгорел второй том «Мертвых душ». Перед этим Гоголь вызвал к себе из левой половины своего преданного слугу Семена. «Тепло ли в гостиной?» - поинтересовался писатель, после чего попросил отодвинуть заслонки на втором этаже и затопить печь. Дальнейшее является загадкой для исследователей творчества Гоголя вот уже 150 лет: писатель проходит со свечой по анфиладе комнат, садится возле камина и начинает жечь свои тетради, не обращая внимания на мольбы Семена этого не делать. Записи плохо горят, и приходится развязывать веревки, чтобы быстрее сжечь бумагу. В память о той ночи стрелки каминных часов застыли на отметке три - именно в это время русская литература лишилась произведения, которое могло бы стать одним из ее шедевров.
Чтобы точнее передать атмосферу той ночи, камин не обходится без современных инсталляций: под треск огня в нем проплывают лица всех тех, с кем виделся Гоголь незадолго до своей кончины. В Доме Гоголя можно полностью погрузиться в атмосферу той эпохи: вот послышались голоса домашних животных, вот заскрипела рессорами подъезжающая к крыльцу повозка, вот на улице разгружают поклажу...


Кабинет был местом, где Гоголь работал, общался с друзьями, молился, отдыхал. По воспоминаниям современников здесь находились конторка из красного дерева, стол, диван, кровать отделенная ширмой. Сюда приглашались только самые близкие люди: М.С.Щепкин, А.О. Смирнова-Россет, А.С.Хомяков, С.П.Шевырёв. Библиотека писателя в то время составляла 234 книги. На стенах - портреты архимандрита Антония (Медведева) и оптинских старцев с которыми Гоголь встречался во время посещений Оптиной пустыни, вёл переписку. Гравюры напоминают о путешествии писателя в Святую Землю в 1848 году.

Гоголь работал стоя за конторкой, преобразованной в экспозиции в алтарь творчества. На конторке портрет А.С.Пушкина, подарившего писателю сюжеты «Мёртвых душ» и «Ревизора». Переживая потрясение, связанное с кончиной поэта, Гоголь писал П.А.Плетнёву в марте 1837 года: «Ничего я не предпринимал без его совета. Ни одна строка не писалась без того, чтобы я не воображал его перед собою». А через несколько дней Гоголь писал М.П.Погодину: «Когда я творил, я видел перед собою только Пушкина».

Ниже на конторке находится чернильный прибор из дома Трощинских, полтавских родственников писателя, и дорожная игольница матери Гоголя.

Над конторкой гравюра с картины Рафаэля «Преображение».

Приемная графа Толстого или «Зал Ревизора»


В другой части дома находится зал, где Гоголь принимал гостей. Здесь представлен театральный Гоголь, и зал оформлен в театральном стиле с применением бархатных драпировок, напоминающих убранство лож Александрийского театра, где состоялась премьера «Ревизора».


«Ради бога, дайте нам русских характеров, нас самих дайте нам, наших плутов, наших чудаков! на сцену их, на смех всем!» - писал Н.В. Гоголь в статье «Театральный разъезд после представления новой комедии». Практическим ответом на этот призыв явились собственные пьесы писателя, прежде всего - гениальная комедия «Ревизор». Поставив своей целью отразить в «Ревизоре» «все дурное... все несправедливости... и за одним разом посмеяться над всем», Гоголь придал этой комедии огромный обобщающий смысл.
В этой пьесе фактически нет положительных героев. Рельефное изображение образов городничего и чиновников города составляет сатирический смысл комедии, в которой традиция подкупа и обмана должностного лица совершенно естественна и неизбежна. Как мелкие чиновники, так и верхушка этого сословия города не мыслят иного исхода, кроме подкупа ревизора взяткой. Уездный безымянный городок, в котором под угрозой ревизии раскрывается подлинный характер главных персонажей, становится обобщенным образом всей России.


Впервые «Ревизор» был поставлен на сцене Петербургского Александринского театра 19 апреля 1836 г. Первое представление «Ревизора» в Москве состоялось 25 мая 1836 г. на сцене Малого театра. С тех пор комедия не сходила со сцен театров страны. И во времена СССР, и в наше время она является одной из самых популярных постановок и пользуется неизменным успехом у зрителя.


В октябре Гоголь посмотрел постановку «Ревизора» в Малом театре, но она ему не понравилась, и он пригласил артистов в дом на Никитском, чтобы самому прочесть пьесу. Авторское чтение состоялось 5 ноября - для него граф предоставил свою приемную.

Гоголь сидел на диване перед столом, а вокруг на стульях и креслах расположились слушатели: М.С.Щепкин, П.М.Садовский, Аксаковы, С.П.Шевырев, И.С.Тургенев. Автор читал прекрасно, но под конец сильно утомился.

Комната смерти


В свою последнюю новогоднюю ночь Гоголь встретился у Толстых с доктором Ф.П.Газом. Тот пожелал Гоголю такого «нового года», который даровал бы ему «вечный год». Гоголь впал в уныние от этого поздравления. Трагедия, разыгравшаяся зимой 1852 года в доме на Никитском бульваре, и причина смерти Гоголя по сей день остаются загадкой. Бесспорно, что Гоголя подкосила кончина Екатерины Михайловны Хомяковой. Есть даже гипотеза, что от нее он заразился брюшным тифом, который через месяц свел в могилу его самого. Он точно предчувствовал свою смерть. На панихиде Гоголь молвил вдовцу: «Все для меня кончено». И решил начать пост раньше положенного срока, еще на Масленой недели. Так явилась расхожая версия, особенно популярная в советские времена, а тогда разносимая Н.Г.Чернышевским, что Гоголь из религиозных побуждений «в состоянии сумасшествия» уморил себя голодом. Современные исследователи подвергли ее обоснованной критике.


Известно, что 5 февраля он пожаловался на расстройство желудка и на слишком сильное действие прописанного лекарства. Доктор Ф.И.Иноземцев поставил диагноз «катар кишок», который может перейти в тиф. В этом была первая и главная причина отказа от обычной пищи, которая, вероятно доставляла ему боль. Другим диагнозом Гоголя считали менингит, развившийся вследствие простуды. В те дни он ездил в Преображенскую больницу к почитаемому юродивому Ивану Яковлевичу Корейше, (потом изображенному Достоевским в «Бесах»), но, не решаясь пойти к нему, долго прогуливался на сильном ветру - и уехал. Когда начались первые недомогания Гоголя, Толстые перевели его в самую теплую комнату в доме на своей половине. Оттого и получилось, что Гоголь жил в одной части дома, а умер в другой. В ночь на 9 февраля Гоголь слышал во сне голоса, вещавшие, что он скоро умрет. На следующий день он попросил графа Толстого передать все свои рукописи святителю Филарету, митрополиту Московскому, с которым был лично знаком. Граф нарочито не принял бумаг, чтобы Гоголь не думал о скорой смерти. А потом проклинал себя за то, что не забрал рукописей.
В ночь на 12 февраля Гоголь велел слуге растопить печь в гостиной и сжег свои бумаги. Отец Матфей позднее говорил, что Гоголь уничтожил свои сочинения не потому, что считал их греховными, а потому что признал их слабыми. Утром писатель сокрушался, что хотел сжечь только рукописи, давно к тому отобранные, а сжег все. Толстой пытался ободрить его, что еще можно восстановить написанное по памяти. Гоголь оживился при этой мысли, но ненадолго. 14 февраля он твердо сказал: «Надобно меня оставить, я знаю, что должен умереть» и через три дня соборовался и приобщился.
Гоголь умер мученической смертью. 20 февраля Толстой созвал консилиум из лучших врачей, которые сочли, что у Гоголя менингит, и приняли решение лечить его насильно, как человека, не владеющего собой. Весь день, несмотря на мольбы умирающего не тревожить его и оставить в покое, его сажали в теплую ванну и обливали голову холодной водой, ставили пиявки, мушки, горчичники, обкладывали тело горячим хлебом.

В ключевой комнате музея звучит церковный хор. Это комната памяти. Маленькое помещение, оформленное в темных тонах. Зашторенные окна, темно-синие портьеры, серый бархат. На картинах - храм Святой Татианы, где отпевали Гоголя, и Свято-Данилов монастырь, где его захоронили. На высоком столике возле софы один из самых ценных экспонатов музея - девятая копия посмертной маски Н.В. Гоголя работы скульптора Рамазанова. Именно здесь серым февральским утром, в девятом часу, 21 февраля 1852 года теща М.П. Погодина обнаружила писателя мертвым.


По воспоминаниям современников здесь была комната для гостей. Гоголь перешёл жить сюда в январе 1852 года. Л.Н.Арнольди вспоминал: «Гоголь видно переменил комнаты в последнее время или был перенесён туда уже больной, потому что прежде я бывал у него в правой половине дома. В первой комнате никого не было, а во второй, на постели, с закрытыми глазами, худой, бледный, лежал Гоголь; длинные волосы его были спутаны и падали в беспорядке на лицо и на глаза; он иногда вздыхал тяжело, шептал какую-то молитву и по временам бросал мутный взор на икону, стоявшую у ног на постели, прямо против больного. В углу, в кресле, вероятно утомлённый спал его слуга из Малороссии. Гоголь писал отец его умер не от какой-нибудь определенной болезни, а только единственно «от страха смерти». Этот «страх смерти» Николай Васильевич Гоголь получил от отца, как роковое наследство.
На стенах портрет митрополита московского Филарета, виды Новодевичьего и Свято-Данилова монастырей. В 1931 году из Данилова монастыря в связи с закрытием кладбища прах Гоголя был перенесен на Новодевичье кладбище. Документы связанные с перезахоронениями находятся в Российском государственном архиве литературы и искусства в Москве.

На столе под зеркалом копия выписки о смерти из метрической книги записей церкви Симеона Столпника. Прихожанами этой церкви были все жившие в доме Талызина. На столике рядом с диваном Псалтырь, открытый на покаянном псалме. Свет падает на посмертную маску Гоголя, выполненную скульптором Н.А.Ромазановым. Маска подарена музею М.Н.Домбровской, родственницей Ромазанова.
В этой комнате 21 февраля 1852 года (по старому стилю) около восьми часов утра Гоголя не стало. Ночью он громко закричал: «Лестницу, поскорее давай лестницу». Приняла его последний вздох тёща профессора Московского Университета М.П.Погодина Е.Ф.Вагнер.
В последние дни Гоголь уже не мог работать, он и ухаживающие за ним читали ему духовную литературу. Гоголь говорил, чтобы не предавали его тело земле, пока не появятся в его теле признаки разложения. Боялся впасть в летаргический сон. При жизни он страдал тафефобией - страхом погребения заживо, поскольку с 1839 года, после перенесенного малярийного энцефалита, был подвержен обморокам с последующим продолжительным сном. И патологически боялся, что во время подобного состояния его могут принять за умершего. Бросалось в глаза резко выраженное истощение и обезвоживание организма. Он находился в состоянии так называемого депрессивного ступора. Лежал на постели прямо в халате и сапогах. Отвернувшись лицом к стене, ни с кем не разговаривая, погруженным в себя, молча ожидая смерти. С ввалившимися щеками, запавшими глазами, тусклым взором, слабым ускоренным пульсом. С начала февраля 1852 года Николай Васильевич практически полностью лишил себя пищи. Резко ограничил сон. Отказался от приема лекарств. Сжег практически готовый второй том "Мертвых душ". Стал уединяться, желая и в то же время со страхом ожидая смерти. Он свято верил в загробную жизнь. Поэтому, чтобы не оказаться в аду, ночи напролет изнурял себя молитвами, стоя на коленях перед образами. Великий пост начал на 10 дней раньше, чем полагалось по церковному календарю. По существу это был не пост, а полный голод, продолжавшийся три недели, до самой смерти писателя. Срок этот едва ли безоговорочно справедлив и для здоровых, крепких людей. Гоголь же был физически слабым, больным человеком. После перенесенного ранее малярийного энцефалита страдал булимией - патологически повышенным аппетитом. Много ел, преимущественно сытные мясные кушанья, но из-за обменных нарушений в организме совершенно не прибавлял в весе. До 1852 года посты он практически не соблюдал. А тут, кроме голодания, резко ограничил себя в жидкости. Что вместе с лишением пищи привело к развитию тяжелейшей алиментарной дистрофии.

Как лечили Гоголя?

Соответственно неверно поставленному диагнозу. Сразу после окончания консилиума, с 15 часов 20 февраля доктор Клименков принялся за лечение "менингита" теми несовершенными методами, что применялись в ХIХ веке. Больного насильно посадили в горячую ванну, а голову стали обливать ледяной водой. После этой процедуры писателя бил озноб, но его держали без одежды. Выполнили кровопускание, к носу больного приставили 8 пиявок, чтобы усилить носовое кровотечение. Обращение с пациентом было жестоким. На него грубо кричали. Гоголь пытался противиться процедурам, но его руки с силой заламывали, причиняя боль. Состояние больного не только не улучшилось, но стало критическим. Ночью он впал в беспамятство. И в 8 часов утра 21 февраля, во сне, у писателя остановилось дыхание и кровообращение. Медицинских работников рядом не было. Дежурила сиделка.
Участники состоявшегося накануне консилиума стали собираться к 10 часам и вместо больного застали уже труп писателя, с лица которого скульптор Рамазанов снимал посмертную маску. Врачи явно не ожидали такого быстрого наступления смерти.
Что стало причиной смерти?

Острая сердечно-сосудистая недостаточность, вызванная кровопусканием и шоковыми температурными воздействиями на страдавшего тяжелой алиментарной дистрофией больного. Такие больные очень плохо переносят кровотечения, нередко совсем не большие. Резкая перемена тепла и холода также ослабляет сердечную деятельность. Дистрофия же возникла из-за длительного голодания. А оно было обусловлено депрессивной фазой маниакально-депрессивного психоза. Таким образом получается целая цепочка факторов. Врачи навредили? Они добросовестно заблуждались, поставив неверный диагноз и назначив нерациональное, ослабляющее больного лечение. Писателя можно было спасти? Насильственным кормлением высокопитательными продуктами, обильным питьем, подкожными вливаниями соляных растворов. Если бы это было сделано, его жизнь безусловно была бы сохранена. Кстати, самый молодой участник консилиума доктор А. Т. Тарасенков был уверен в необходимости насильственного кормления. Но по каким-то соображениям на этом не настоял и лишь пассивно наблюдал за неверными действиями. Клименкова и Овера, позднее жестоко осудили их в своих воспоминаниях. Трагедия Николая Васильевича состояла в том, что его психическое заболевание при жизни так и не было распознано. На столе стоят часы, на них застыло время смерти писателя.

Толстые, потрясенные смертью своего постояльца, вскоре покинули этот дом. В 1856 году Александр II назначил А.П.Толстого обер-прокурором Священного синода, и они уехали в Петербург. Граф пережил Гоголя на 21 год и умер в 1873 году в Женеве по пути из Иерусалима. Вдова тут же продала дом на Никитском дальней родственнице Лермонтова М.А.Столыпиной, а та отдала владение своей дочери Н.А.Шереметевой. В 1888 году она произвела капитальные перестройки с переменой печей, когда возможно, была утрачена подлинная печь, в которой сгорели рукописи Гоголя.

Зал воплощений


При Гоголе здесь, по всей видимости, были служебные помещения. В левой половине музея от обстановки дома писателя мало что осталось. «Это особая планета Гоголя, - говорит художник и автор экспозиции музея Леонтий Озерников. - Главное, чего мы хотели добиться в этом зале, - это сотворчество. С Гоголем, друг с другом, во все времена».

В этом ярком, контрастно оформленном зале, который в музее называют интерактивным, вдоль пестро оформленной иллюстрациями стены стоят компьютеры, где можно получить информацию о классике в более привычном для школьников электронном виде. Да и сам Гоголь становится здесь очень школьным, болезненно знакомым даже тем, кто окончил всего девять классов, - такой Гоголь очень легко вписывается в виртуальную реальность. Так, здесь можно пролистать экранную книгу об истории создания «Ревизора», посмотреть на Чичикова, Плюшкина и других гоголевских персонажей работы выдающихся художников-иллюстраторов. Тут представлена многослойная экспозиция о жизни и творчестве писателя в разные периоды, темы, которые интересовали его, и нашли отражение в произведениях, например, Петербург, христианство. Все это придумано для более глубокого прочтения Гоголя в музее.

В зале воплощений представлены различные периоды жизни писателя. С музейными предметами и современными технологиями сочетаются авторские инсталляции, выполненные художником Л. Озерниковым.

Нельзя обойти вниманием тему - отношений России и Украины. Оба народа были любимы писателем и неразделимы в его сознании. «Сам не знаю, какая у меня душа, хохлацкая или русская, - писал Николай Васильевич в 1844 году. - Знаю только то, что никак бы не дал преимущества ни малороссиянину перед русским, ни русскому пред малороссиянином. Обе природы слишком щедро одарены Богом, и, как нарочно, каждая из них порознь заключает в себе то, чего нет в другой, - явный знак, что они должны пополнить одна другую». Однако, по словам Достоевского, весь свой исполинский талант Гоголь все-таки посвятил России. Но это не отнимает его у Украины! И тогда, и сейчас Гоголь объединяет два наших братских народа.

Библиотека


На втором этаже - жилая половина Толстых, где сейчас находятся читальные залы. Налево - театральная гостиная графини Анны Георгиевны Толстой. В ней располагается нотно-музыкальный читальный зал, но все библиотечные интерьеры исполнены в стиле классической городской усадьбы середины XIX века. Здесь и хрустальный камин с имитацией огня, и портреты хозяев, и их дворянский герб.

Направо раньше находились апартаменты хозяев, в том числе и столовая, куда Гоголь часто приходил обедать. Ныне здесь размешается гуманитарный читальный зал, выполненный в стиле дворянской библиотеки. Пока тут проводятся научные конференции.

Когда полностью освободится второй, соседний флигель усадьбы (его арендатор имеет контракт сроком до 2012 года), туда переедет вся библиотека, а здесь будет устроен полноценный выставочный зал. Экспозиция расскажет об истории этого дома, о Толстых, о странствиях по Москве «старого», первого памятника Гоголю, обретшему окончательный приют во дворе.
Дополнить знания можно на втором этаже в библиотеке, ознакомиться с произведениями писателя на разных языках, а также исследованиями его жизни и творчества. В театральной гостиной находится нотная библиотека. Один из нотных альбомов, согласно легенде, принадлежал графине А.Г.Толстой.
Коллекция музея насчитывает несколько тысяч экспонатов: книги, предметы дворянского быта, гравюры, литографии первой половины XIX века.

Дом Н.В. Гоголя осуществляет комплексное музейное и библиотечно-информационное обслуживание. Для посетителей всегда открыты двери нотно-музыкального и справочно-библиографического отделов, абонемента и читального зала, в котором можно не только заказать книгу, но и найти нужную информацию в интернете.

В Доме Н.В. Гоголя проводятся различные культурные акции: ежегодная международная конференция "Гоголевские чтения", литературно-музыкальные и поэтические вечера, концертные программы, календарные праздники, творческие встречи, осуществляется проект "Усадебный театр". Основателем библиотеки была Н.К. Крупская (1869 - 1939). Интересна история дома. Он известен как «Талызинская усадьба» и связан с последними годами жизни великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя. В 1959 году во дворе дома к 150-летию со дня рождения Гоголя появился памятник работы скульптора Н.А.Андреева.

Адрес: 119019, Москва, Никитский бульвар, д. 7а. Проезд: Ст. м. "Арбатская"
Режим работы:* Ежедневно, кроме вторника и последнего дня каждого месяца, с 12.00 до 19.00, сб., вс. с 12.00 до 17.00. Касса до 18.00, в сб. и вс. до 16.00
Входная плата:* Полный - 80 руб., детский (до 7 лет), студенты дневного отделения - бесплатно, льготный (пенсионеры, школьники, студенты вечернего отделения) - 30 руб., для зарубежных туристов - 100 руб.

Интернет: www.museum.ru/M1622 - официальная страница
Дом Н.В. Гоголя - мемориальный музей и научная библиотека - W1470, официальный сайт www.domgogolya.ru/
эл. почта: [email protected]