Многие танцы раннего Нового времени (XVI - первая половина XVII века) достаточно подробно описаны в источниках и неплохо реконструированы. При этом, сведения о том, как эти танцы выбирались и чередовались на балах, достаточно отрывочны. Большинство источников лишь вскользь упоминают об этом. В этой заметке собраны современные представления о том, как проходили балы в западной Европе в указанный период. Кроме того, здесь представлены рекомендации и практические соображения по организации танцев на современных балах по данной эпохе.

Италия

Судя по имеющимся источникам, в Италии не было единой системы проведения балов и танцев. В разных городах в разное время танцевали по-разному, и местные учителя танцев могли оказывать значительное влияние на то, что и как было принято при том или ином дворе.
В «Nobiltà di dame…» Карозо дает множество советов кавалерам и дамам по поведению на балу. Кроме того, он неявным образом описывает, как различные баллетти встраиваются в Ballo del Fiore. Сюзан де Гвардиола реконструировала этот церемониал и представила его на ФСТ-2015.
Сам по себе Ballo del Fiore был, несомненно, широко распространен. В различных вариантах он упоминается во французских, итальянских и испанских источниках раннего Нового времени. Танец описывают следующим образом.
Начинает танец один кавалер, который держит в руке цветок (факел, свечу или другой предмет). Этот кавалер после начального реверанса, танцуя, подходит к выбранной им даме и реверансом приглашает ее на танец. Они берутся за руки и в паре танцуют определенные фигуры. Эти фигуры, судя по всему, выбирает кавалер, который ведёт танец. После этого, кавалер делает реверанс, передает даме цветок (целуя его, в варианте Карозо) и выходит из танца. Дама же продолжает танец, приглашая себе нового кавалера. Также Карозо описывает фигуры для Ballo del Fiore на 3 и 5 танцоров. В этом случае кавалер или дама с цветком по очереди приглашает всех танцоров, также по очереди выводя их на места. После передачи цветка оставшиеся кавалеры и дамы подают друг другу руки и парами выходят из танца.
В «Nobiltà di dame…», кавалер, оставшись с цветком, может заказать у танцмейстера (mastro da ballo) баллетто. Из текста неясно, могла ли это делать дама. Далее этот кавалер приглашает всех остальных танцоров. После исполнения баллетто, он передает цветок даме, и она продолжает Ballo del Fiore.
Карозо упоминает, что заказывать баллетти танцоры могут также во время Piantone. Piantone - это гальярда с таким же приглашением по цепочке, как и в Ballo del Fiore, но без цветка. В этом случае, когда после баллетто продолжают танцевать Piantone, то вначале танцуют приглашавший кавалер и его дама (или наоборот), и только после этого заказавший баллетто танцор выходит из танца.
Карозо отмечает, что если в танце было больше двух партнеров, то ведущий может передать цветок любому из них, хотя правила вежливости требуют передавать его первому из приглашенных.
Таким способом можно провести весь бал. Практика танцевального вечера на ФСТ-2015 показала, что опытные танцоры с большим удовольствием импровизируют в Ballo del Fiore. Также понятно, что на баллетти нужно приглашать тех, кто его знает и готовил к балу. Партнеры могут договориться заранее и, когда цветок попадет к одному из них, он пригласит остальных. Также нельзя исключать, что в достаточно ограниченном кругу знакомых, регулярно танцевавших друг с другом, всем было хорошо известно, кто помнит какие балетти, и решение о приглашении на него могло приниматься во время бала, а не заранее. При этом сомнительно, чтобы в активном репертуаре большинства танцоров было больше десятка баллетти. Также следует учесть, что музыкантам нужно было подготовить музыку этого баллетто заранее, если от них требуется исполнить ее на балу.
С учетом вышесказанного, на современном балу важно выделить тем или иным образом группу баллетти, музыку для которых будут готовить музыканты, и ограничить участников в заказе баллетти только этим списком. Это также позволит танцевать вместе участникам, которые не могут совместно репетировать танцы к балу.
Неизвестно, насколько распространен был такой вариант проведения бала. Нигде, кроме «Nobiltà di Dame…», не описан подобный принцип построения бала, хотя сам Ballo del Fiore, в различных вариантах и под разными названиями, был распространен весьма широко.
Еще одна группа танцев, которая заслуживает отдельного рассмотрения, - это общие танцы в колонну: Chiaranzana, Catena d’Amore и Caccia d’Amore. Для всех трех танцев Карозо и Негри описывают одновременное приглашение, когда все кавалеры одновременно спешат пригласить дам. Поскольку систему с вписыванием других танцев внутрь Ballo del Fiore Карозо описывает в другой книге, нежели Chiaranzana, мы не можем сказать, предполагал ли он, что Chiaranzana должна исполняться отдельно от Ballo del Fiore или внутри него. На современном балу можно использовать любой из этих вариантов. В случае, если какой-то из этих танцев заказывают во время Ballo del Fiore, кавалер или дама с цветком приглашает себе партнера и становится ведущей парой, а все остальные танцоры находят себе пару и выстраиваются за ведущей парой самостоятельно. Судя по тексту Карозо и Негри, дамы в этих танцах не приглашали себе партнеров.
Caccia d’Amore в группе этих танцев стоит немного особняком. После фигур в колонну в ней идут две игровые фигуры, после которых все выстраиваются в цепочку, образуют круг и танцуют внутри него Piantone в том порядке, в котором они стоят в цепочке.
Piantone, как было сказано выше, представляет собой гальярду с приглашением по цепочке, так же как в Ballo del Fiore, но без цветка. Негри пишет, что этот танец был популярен, поэтому могли запускать две цепочки приглашений так, что одновременно танцевали две пары, независимо друг от друга. Когда Piantone исполнялся как часть Caccia d’Amore, то приглашения должны были идти не в произвольном порядке, а в том порядке, как они стояли в цепочке.
Для всех трёх танцев указано, что существует множество других фигур, но авторы, чтобы не утомлять читателей, не описывают их. Поэтому, в контексте современного бала имеет смысл разрешать ведущей паре использовать фигуры из одного из этих танцев в другом (кроме специфичных для Caccia d’Amore игровых фигур и Il Piantone) и сочинять свои фигуры, по подобию исторических. Ведущей паре при этом следует подготовить эти фигуры заранее, если они планируют заказывать один из этих танцев.

Франция

Про балы во Франции в раннее Новое время нам известно следующее.
На регулярных королевских балах во времена Генриха III порядок танцев был таким: павана, аллеманда, бранли, куранта, вольта и гальярда. Последние два танца, видимо, иногда менялись местами. Арбо в 1589 году пишет, что павану в его время танцуют только на королевских балах, а танцами для начала бала служит первая сюита бранлей: Double, Simple, Gay, de Bourgogne. В 1612 году на бале, данном королевой Маргаритой в честь испанского посланника, танцевали сначала бранль (Premiere/Simple), затем куранты, затем канарио, затем гальярду с цепочечным приглашением. Завершился бал еще одним бранлем. Де Лоз (1623) и Мерсенн (1636) приводят немного различающиеся списки бранлей, которыми открывают бал, по-разному комментируя то, какие из них успели выйти из употребления. Первые три бранля, которые, по их словам, танцуют всегда, – это Simple, Gay и Poitou. Традиция начинать королевские балы бранлем и курантой, судя по всему, сохранялась в течение всего правления Людовика XIV. Французские источники упоминают также бранль de la torche, исполнявшийся так же, как Ballo del Fiore, но никаких указаний на его особую роль на балу нет. Кроме того, у нас нет никаких свидетельств об исполнении во Франции танцев с прогрессией в это время.
Другой важной особенностью королевских балов были строгая ранговая система. Королеве, например, разрешалось танцевать бранль только между двумя принцами крови. В танцах с цепочечным приглашением эти приглашения шли строго по знатности, по крайней мере первые несколько раз. Для самого короля, насколько можно судить, таких ограничений не было. Если король или королева-мать желали, они могли указать, кого именно на какой танец пригласить. Так, на балу королевы Маргариты, Мария Медичи приказала своей дочери станцевать канарио с маркизом д’Эльбёф, а королева Маргарита (первая жена Генриха IV, на тот момент покойного) попросила мадемуазель д’Ане пригласить господина д’Антибу, отличавшегося умением хорошо танцевать.
К сожалению, на текущий момент нет убедительной реконструкции ранней куранты и аллеманды, поэтому точное следование порядку танцев на современном балу невозможно. Английские паваны и аллеманды представляют собой отдельную линию эволюции этих танцев и, насколько мы можем судить, во Франции не исполнялись. Порядок танцев, также будет зависеть от реконструируемой эпохи и того, королевский бал или нет.
Для королевского бала можно предложить следующую схему:

  1. павана (до Генриха III включительно);
  2. бранли (Double, Simple, Gay, de Bourgogne до Генриха III включительно, Simple, Gay и Poitou до Людовика XIII включительно, далее можно оставлять только Poitou, хотя неизвестно, когда именно произошел переход);
  3. показательные танцы (канарио, баллетти);
  4. вольта (до Генриха III включительно);
  5. гальярда (начиная с Генриха IV с цепочечным приглашением, до того возможны оба варианта);
  6. другие бранли, например региональные или decoupé; бранли morgue, вряд ли были бы уместны на королевском балу.

Для менее официального бала нужно исключить павану, начав бал с бранлей, соответствующих эпохе. Далее можно чередовать вольту, гальярду и другие бранли, в том числе de la torche по желанию гостей и хозяев.

Англия

Хотя Елизавета I, по свидетельствам современников, любила танцевать и делала это довольно часто, у нас нет свидетельств о формировании определенных ритуалов на балах при английском дворе. Большая часть танцев, упоминаемых в источниках, совпадает с популярными во Франции танцами того времени. Это, в первую очередь, вольта, куранта, гальярда. Другие танцы, такие как бранли, пассомеццо или испанская павана, также встречаются в английских источниках. Павана и аллеманда позаимствовали из бассадансов принцип композиции и к последней четверти XVI века стали называться measures. В конце XVI века восемь таких танцев, известные как “old measures”, получили статус обязательных ритуальных танцев на праздниках в Inns of Court. Они исполнялись во время празднеств на День всех святых (1 ноября) и Сретение (2 февраля) в рамках Solemn Revels. После ритуальной части празднования, устраивались Post Revels, частью которых были танцы. популярные в то время. Традиция Solemn Revels существовала до 1730-х годов, с перерывом в 1649–1670 годах. Исполнение «old measures», вероятно, было элементом Solemn Revels на протяжении большей части их существования.
У нас есть свидетельства того, что ранние формы контрдансов могли исполняться в Англии начиная с последнего десятилетия XVI века, но о их месте в танцевальной культуре того времени практически ничего неизвестно.
На современном бале по Англии раннего Нового времени, большую часть танцев, таким образом, должны составлять танцы со схемой. Для времен Елизаветы I это разнообразные measures, для ранних Стюартов - контрдансы без прогрессии, после гражданской войны - контрдансы с прогрессией. Остальные танцы будут те же, что и в континентальной Европе того времени - бранли, вольта, гальярда и другие.

Другие страны

К сожалению, на данный момент у нас недостаточно источников для того, чтобы сделать подобный анализ для других стран Европы. Насколько можно судить, в Испании исполняли танцы из Франции и Италии, дополненные танцами местного происхождения, такими как испанская павана и сарабанда. Ситуация в немецких землях, видимо, была схожей, с той разницей, что местным танцем была аллеманда.

Заключение

Представленные выше сведения и рекомендации по организации балов в стиле раннего Нового времени не могут считаться исчерпывающими. По мере появления новых исследований об истории танца, анализа новых источников и переосмысления старых, стоит ожидать существенных исправлений и дополнений к изложенному выше материалу. Представленный материал может рассматриваться как отправная точка для тех, кто хочет реконструировать бальную культуру раннего Нового времени на практике.

Дорогие друзья! В ближайшее воскресенье, 19 апреля, в театрально-концертном зале «Восход» нашей воскресной школы состоится Пасхальный молодёжный бал – второй бал в истории нашего прихода.

В преддверии этого события предлагаем вам материал об истории балов в России и о современных традициях бального этикета.

Слово бал пришло в русский язык из немецкого – в переводе оно означает мяч. Какая же связь между мячом и танцевальным вечером? Оказывается, прямая. В старину в Германии существовал такой обычай: на Пасху сельские девушки с песнями обходили дома своих подруг, которые за минувший год вышли замуж. Каждой из них дарили по мячику, набитому шерстью или пухом, а молодая женщина в качестве ответного дара должна была устроить для всей молодежи деревни угощение и танцы, наняв за свой счет музыкантов. Сколько было в селе молодоженов, столько давалось и мячей, или балов – то есть вечеринок с танцами.

В России до конца XVII в. ничего похожего на балы не существовало – они появились у нас только в эпоху преобразований Петра Первого. В 1718 году указом императора были учреждены ассамблеи – вечера для дворян с угощением, танцами, играми и беседами. Прошло несколько десятилетий, и во всех государственных высших и средних учебных заведениях танец стал обязательным предметом. Его изучали и в Царскосельском лицее, и в скромных ремесленных и коммерческих училищах.

Довольно скоро танцевальная культура России достигла замечательного развития: уже во времена императрицы Елизаветы Петровны балы русского двора славились во всей Европе. Известный балетмейстер Ланде говаривал, что нигде не танцевали менуэта с большей выразительностью и приличием, как в России. Это тем вероятнее, что сама государыня танцевала превосходно и особенно отличалась в менуэте и «русской пляске». В конце XVIII – начале XIX века наши соотечественники не только прекрасно знали все новейшие и старинные бальные танцы, но умели исполнять их в особой, присущей именно русской школе благородной манере. Петербург и Москва постепенно стали самыми значительными хореографическими центрами Европы.

Балы были настолько важной частью дворянской жизни, что весь остальной досуг был подчинен подготовке к ним, а музыка и танцы считались важной частью дворянского образования – наряду с иностранными языками и математикой! Вместе с верховой ездой, фехтованием и гимнастикой танцы причислялись к «благодетельным телесным упражнениям», которые в сочетании с музыкой способствуют гармоническому развитию личности. В светском обществе вообще было принято связывать внешний облик человека с его нравственными качествами. В этом отношении особое значение приобретали уроки танцев, «ибо как нравственная философия образует человека для благородных действий, так нравственные танцы приводят молодых людей к привлекательному общежитию».

Танцы осваивали с раннего детства – с пяти-шести лет. Обучение напоминало скорее жёсткую тренировку спортсмена, и подготовленным танцорам были свойственны ловкость и уверенность, изящество в движениях, непринужденность и выносливость. Это было, как говорят, «в крови» и с малых лет придавало дворянским отпрыскам величавость, грацию и умение практически в любой ситуации держаться достойно и красиво. Один из крупнейших русских балетмейстеров А.П. Глушковский, например, отмечал: «Главное достоинство старых танцевальных учителей состояло в том, что они держали ученика долгое время на менуэте, потому что этот танец выправляет фигуру, приучает ловко кланяться, прямо ходить, грациозно протягивать руку – одним словом, делает все движения и манеры приятными». «Потерять такт», то есть сбиться в танце, считалось постыдным – иногда такой промах на балу мог стоить кавалеру карьеры.

Аристократические балы проходили в огромных великолепных залах, окруженных с трёх сторон колоннами и освещённых множеством восковых свечей в хрустальных люстрах и стенных подсвечниках. В середине зала непрерывно танцевали, а на возвышенных площадках по двум сторонам залы у стены стояло множество раскрытых ломберных столов, за которыми играли в карты, созерцали танцующих и философствовали. Музыканты размещались у передней стены на длинных, установленных амфитеатром скамейках (танцы только под фортепьяно и в обществе попроще балом не считались). Часто бал включал в себя также дополнительные развлечения: небольшой концерт специально приглашенных артистов или любителей – певцов и музыкантов – из числа гостей, живые картины или даже любительский спектакль.

Балы проводились по определенной, чётко утвержденной в дворянском обществе традиционной программе, стержнем которой, конечно, были танцы. В XVIII веке было принято открывать бал польским танцем , или полонезом , заменившим старинный менуэт .

Полонез вошёл в моду при Екатерине II. Длился он приблизительно 30 минут, и все присутствующие должны были принять в нём участие: танец этот совсем несложный, всем по силам – два шага и на третьем приседание, поклоны и реверансы. Это походило на торжественное шествие – недаром иностранцы называли полонез «ходячим разговором».

Далее по бальному расписанию следовал контраданс , или кадриль . Вот здесь уже пожилые люди предпочитали разойтись по комнатам и усесться за карты, оставляя танцы более молодым. В XVIII веке контраданс был на балах своего рода спектаклем – танцевать его специально подбирались четыре пары из высшей знати. Готовились они заранее, в танце были сложные фигуры, пары менялись дамами и кавалерами.

Следующим танцем был вальс , о котором А.С. Пушкин писал: «Однообразный и безумный, Как вихорь жизни молодой, Кружится вальса вихор шумный, Чета мелькает за четой» .

Вальс действительно немного однообразен, так как состоит из одних и тех же постоянно повторяющихся движений, но русские танцоры умели танцевать «летучие, почти воздушные вальсы».

Мазурка – это середина бала. Она «приехала» в Россию из Парижа в 1810 году. Дама в мазурке идет плавно, грациозно, изящно, скользит и бегает по паркету, партнер же делает прыжки «антраша», во время которых в воздухе он должен ударить нога об ногу три раза. Умелое пристукивание каблуками придавало мазурке неповторимый шик. В 20-е годы XIX века мазурку стали исполнять в более спокойной манере, во время этого танца между партнёрами допускались разговоры.

В конце бала исполняли французский танец котильон . Он представлял собой танец-игру, шаловливую и непринужденную. Кавалеры в этом танце то становились перед дамой на колени, то отскакивали от неё, то перепрыгивали через платок или карту…

На большую часть танцев кавалеры приглашали дам заранее, записывая своё имя в специальную книжечку той особы, с кем хотели танцевать.

Кроме названных, на балах были и другие старинные танцы – гавоты, кадрили, польки . Всё зависело от моды и от вкусов устроителей.

На протяжении XVIII-XIX вв. балы всё прочнее входили в русский обиход и вскоре перестали быть принадлежностью только дворянского образа жизни, проникнув во все слои городского населения. Некоторые бальные танцы, например кадриль , в XIX веке танцевали даже в деревнях.

По сложившейся в России традиции не принято было устраивать балов, как и других многолюдных развлечений, в период больших постов, особенно Великого поста, а также во время траура. Упоминание об этом можно найти в «Горе от ума» А.С. Грибоедова:

...съедутся домашние друзья
Потанцевать под фортепьяно.
Мы в трауре, так балу дать нельзя.

И в другом месте:

Балы дает нельзя богаче,
От Рождества и до поста,
И летом праздники на даче.

Действительно, традиционно бальный сезон длился с Рождества (25 декабря по старому стилю) и до последнего дня масленицы. В остальное время года балы устраивались редко, по особым случаям.

Наиболее официальной разновидностью были придворные балы, довольно чопорные и зачастую скучноватые. Праздничным придворным балом со времен императрицы Анны Иоанновны отмечались императорские дни рождения, годовщины восшествия на престол и коронации, свадьбы, дни рождения и именин членов семьи монарха, орденские дни, победы, заключение мира, Рождество, Пасха, Новый год. Большие балы назначались в честь приема знатных гостей – членов королевских семей, а также по важным политическим поводам. На них собирались тысячи гостей. Участие в придворных балах было обязательным для приглашенных – избавить от него могла только серьёзная болезнь. Кроме императора, императрицы и членов царской семьи – великих князей, княгинь и княжон – там присутствовали различные придворные чины, а также дипломаты, гражданские чиновники, имевшие по «Табели о рангах» четыре высших класса, все живущие в Петербурге генералы, губернаторы и предводители дворянства, гостившие в России знатные иностранцы. Обязаны были ездить на придворные балы и гвардейские офицеры – по два человека от каждого полка. Для этого существовали специальные графики – разнарядки, помогавшие соблюдать очередность. Офицеры приглашались специально как партнеры по танцам. Все семейные мужчины должны были являться с женами и взрослыми дочерьми. В некоторых случаях ко двору приглашались также представители богатого купечества.

Бал – настоящая находка
Для юных франтов и для дам;
Его с восторгом ждет красотка,
Он праздник пасмурным отцам.
Чтоб дочка куколкой оделась,
Хлопочет опытная мать,
А чтоб она не засиделась,
Везет ее потанцевать. (Ф.Кони)

На придворные балы мужчинам полагалось приезжать в полной парадной форме, в наградах; для дам также были установлены платья специального фасона, богато расшитые золотой нитью.

Представители знатнейших и богатейших семей Петербурга и Москвы давали великосветские балы. Именно они наиболее полно выражали стиль той или иной бальной эпохи. Особенно великолепны были великосветские балы второй половины XVIII и первой половины XIX века. На них тоже бывало многолюдно, но в меру – тысяч до трёх приглашённых. Гости созывались по выбору хозяев дома из числа их друзей, родственников и великосветских знакомых. Нередко приезжали и члены императорской семьи, но без всякой официальности – просто в гости.

От участия в подобных балах можно было отказаться, извинившись перед хозяевами, и поехать куда-нибудь в другое место, но делали это нечасто: подобные балы считались очень престижными, а хозяева наперебой старались превзойти друг друга и удивить гостей разными затеями, изысканным ужином и роскошью бального убранства. В залах горели тысячи свечей, что тогда являлось главным признаком большого праздника: свечи были дороги, и в повседневной жизни комнаты освещались очень скупо. Лестницы были устланы дорогими коврами, всюду теснились тропические растения в кадках; душистая вода струилась из специально устроенных фонтанов; распространяли ароматный дым курильницы. К ужину подавали редкие тогда в России ананасы, экзотические в зимнее время персики, виноград, свежую клубнику, огромных рыб, дорогие вина со всего света. На подобных балах чаще всего происходили светские дебюты молодых людей и девушек, которых начинали вывозить в свет.

Множество разновидностей имели общественные балы. Особенно часто давались они в провинции: в зданиях Благородного или Городского собрания, в театрах, различных клубах, в резиденциях губернаторов и в залах, снятых в домах частных лиц. Как правило, круг участников был широким и пёстрым: чиновники, военные, помещики, учителя... Средства на такие балы собирались по подписке (в складчину), либо на них продавали билеты, которые мог купить каждый желающий. Общественные балы устраивались не только дворянством, но и купечеством, ремесленниками, художниками или артистами.

Наиболее весёлыми и непринуждёнными бывали обычно балы семейные. Их приурочивали к семейным праздникам, приглашали родню и близких знакомых – как правило, несколько десятков человек.

Выделяли в бальной иерархии также благотворительные балы, на которые продавали билеты, а в залах устраивали благотворительную торговлю. Для этого строили небольшие, нарядно украшенные павильончики и палатки, в которых дамы-добровольцы продавали фрукты, цветы, сласти и разные безделушки. Фиксированных цен не было; каждый платил столько, сколько мог или хотел. Все вырученные от бала средства шли в пользу какого-нибудь детского приюта, учебного заведения, пострадавших от стихийных бедствий. Подобный бал описан, например, в повести А.П. Чехова «Анна на шее».

Были, наконец, ещё сельские праздники, дававшиеся летом на дачах и в загородных имениях. Они включали, кроме бала, концерты роговой музыки, фейерверки, катание на лодках... Танцевали здесь зачастую прямо под открытым небом – на лужайках, или же в огромных палатках, поставленных среди деревьев парка.

Правила бального этикета, несколько видоизменяясь от эпохи к эпохе, в главном на протяжении веков оставались неизменными, многие из них вполне подходят для сегодняшнего времени. Прежде всего, помните: достоинство, честь, красота – вот первые слова, которые ассоциируются со словом «бал». Стиль поведения кавалеров и дам – это галантность и изысканность манеры общения.

Для кавалеров обязателен строгий костюм, возможно с жилетом, галстук или бабочка, хорошие туфли. Для дам – бальное или вечернее длинное платье, красиво убранные волосы. Молодым девушкам рекомендуются светлые тона платьев и простые украшения. Следует избегать вычурности, претензии на роскошь или нескромности (например, глубоких декольте). Замужние дамы могут себе позволить более богатый выбор в фасоне платьев, их расцветке, а также в количестве ювелирных изделий. Идеальная бальная обувь – это мягкие туфли, преимущественно без каблука. Использование косметики сводится к минимуму.

Бальный наряд предусматривал – и допускает сейчас – безукоризненно белые перчатки. У дам они должны быть лайковые или шелковые, часто выше локтя. У кавалеров в штатском – лайковые, у «военных» – замшевые.

Любой танец начинается с приглашения дамы. Кавалеру следует сделать это как можно более изящно и галантно: лучше всего начать с комплимента и поприветствовать даму лёгким наклоном головы. Если дама согласна танцевать, она также выполняет поклон и вместе с кавалером выходит на танцевальную площадку. Если дама в принципе танцует, а не просто присутствует на балу, отказывать пригласившему её кавалеру не принято.

Очень важен момент окончания танца. После того как закончилась музыка, кавалер и дама кланяются друг другу (лёгкий наклон головы), кавалер благодарит даму за чудесный танец и провожает её до того места в зале, где дама пожелает остаться. Там он ещё раз благодарит и выполняет поклон, дама тоже отвечает ему поклоном, и только после этого кавалер считается свободным.

Если вы в первый раз на балу и никогда не занимались танцами, смело танцуйте каждый новый – даже те, о которых в первый раз в жизни слышите. Но при этом грамотно выберите место для танца. Как правило, движение большинства танцев происходит по кругу, по периметру зала, против часовой стрелки. Не стоит вставать на эту линию, если вы не знаете танец. Особенно это касается быстрых вальсов: пары в этом танце двигаются с большой скоростью, и они вам будут очень благодарны, если вы уступите им место. Пары, которые не знают танца, должны танцевать в центре зала, там, где нет активного продвижения других танцующих. Пожалуйста, не жмитесь и к краям зала, если вы танцуете на месте.

На балу существуют также общие танцы. Когда объявляют общий танец, например, полонез или падеграс, вам необходимо пригласить даму на танец и занять место в зале, ориентируясь на то, как встали другие пары. Чаще всего пары становятся по кругу. Затем вам просто следует повторять движения танца за инструктором-организатором бала или за другими парами, которые знают этот танец.

Ну и самое главное – будьте вежливы и аккуратны на танцевальной площадке. Даже если вы с кем-то столкнулись, просто и спокойно извинитесь, помня о своём человеческом достоинстве. Но лучше всё-таки избегать столкновений: если вы видите, что на площадке уже очень много пар, проводите свою даму прогуляться, развлеките её приятной беседой, угостите чем-либо вкусным в буфете.

Громкий смех, шумная склока, нескромные взгляды, пренебрежение, кокетство – в общем, всё, что расходится с законами красоты и приличия, должно избегаться с особым тщанием. Помните, что искусство общения ничуть не менее важно на балу, чем умение хорошо танцевать.

Что такое бал? Бал – это большой танцевальный вечер под живую музыку классического жанра, как раньше говорили в старину «вечернее собрание обоего пола для пляски». От обычных развлекательных танцевальных вечеров бал отличается особой торжественностью, пышностью, аристократизмом, строгим этикетом, живой классической музыкой и классическим набором танцев, следующих, как правило, в заранее определенном порядке.

Слово «бал» присутствует во всех европейских языках и звучит абсолютно одинаково (фр. bal, итал. ballo, нем. Ball, рус. бал), но его этимология в разных языках отличается. Например, в итальянском языке «il ballo» происходит от глагола ballare, что означает «танцевать». Таким образом, «ballo» - это танец, пляска. А «der Ball» в переводе с немецкого языка означает мяч. Его связь с балом, в классическом понимании этого слова, восходит к древней традиции.

В старину в Германии существовал такой обычай: на Пасху сельские девушки с песнями обходили дома своих подруг, которые за минувший год вышли замуж. Каждой из них дарили по мячику, набитому шерстью или пухом. В ответ молодая женщина обязывалась устроить для всей молодежи деревни угощение и танцы, наняв за свой счет музыкантов. Сколько было в селе молодоженов, столько давалось и мячей, или балов, то есть вечеринок с танцами.

Когда появился первый бал? Во времена рыцарских турниров? Или ещё раньше? Сложно сказать. Балы давались по случаю свадеб, дней рождений монархов, а также по случаю памятных дат и государственных праздников. Считается, что начало балов восходит к празднествам при французском и бургундском дворах. Первый бал, о котором имеются сведения в истории, был дан в 1385 г. во французском городе Амьене, по случаю бракосочетания Карла VI с Изабеллой Баварской.

В XV и XVI веках большие танцевальные увеселения при дворах и дворянских замках происходили очень редко. Балы получили широкое распространение только при Марии Медичи, которая впервые перенесла также во Францию маскарады, и ещё более при короле Генрихе IV. Настоящую свою форму балы сохраняют со времён Людовика XIV - с тех пор они составляют существенную часть большинства придворных празднеств.

Для балов выработался со временем, первоначально во Франции, определённый церемониал. И вместе с тем лица третьего сословия получили возможность, за известную плату, принимать участие в этих посвящённых исключительно танцам увеселениях. С тех пор балы становятся общественным развлечением для всех сословий.

В годы Великой французской революции центр бальной культуры переместился в Вену, где и сейчас сосредоточена вся бальная жизнь.

Балы делились на две категории. Это были придворные и общественные балы. Придворные балы являлись официальными мероприятиями. На них часто присутствовала императорская свита и представители самых знатных семей.

Общественные балы устраивались всеми существующими на тот период сословиями и имели довольно свободную форму проведения и широкий круг участников. Можно сказать, что бал был основной формой общения и развлечения для большинства городских жителей.

Были также детские балы, домашние балы, балы – маскарады. История балов чрезвычайно разнообразна. Менялась мода, традиции, танцы. Но одно оставалось неизменным. Самое главное для бала, да и для танцев в целом – это взаимоотношения мужчины и женщины – именно этот мотив руководил людьми при создании балов во все времена.

Бал – это, прежде всего, место встречи и общения людей, это культурные манеры, танцы для души. Черты, которые характеризуют бал – это аристократизм, утончённость, достоинство, красота.

Бал – это совершенно особенное событие в жизни человека прошлого века. Балы были настолько важной частью дворянской жизни, что весь остальной досуг был подчинен подготовке к ним. В дворянских домах ни на минуту не умолкало звучание клавикордов, пение и танцевальные уроки. В конце XVIII века появился клавесин - дедушка нынешнего фортепиано. Музыка и танцы были частью дворянского образования.

Балы позволяли дворянским детям усваивать азы хороших манер и светских приличий. Дворянский бал был школой общения для людей. На балу влюблялись и выбирали невесту и жениха. Именно поэтому балы имели такую долгую историю.

На сегодняшний день, если говорить о России и в целом о Европе, наибольшее распространение получили спортивные бальные танцы, а место балов заняли соревнование и конкурсы по бальным танцам. Современные конкурсы и соревнования имеют ряд особенностей. На соревновании не так важны эмоции и общение между людьми. Большее значение имеет достижение спортивного результата, что несколько отличается от изначальной идеи, с которой проводятся балы.

Но история бала продолжается… Современный балы чрезвычайно разнообразны по стилю и форме проведения бала. И, конечно, очень популярен традиционный венский бал. Венские балы появились в современной России относительно недавно, но достаточно быстро приобрели широкую известность среди населения столичных городов. Как и прежде, балы делятся условно на «придворные» - балы для высшего света, элиты, политиков и дипломатов – и на «общественные», которые проводятся губернаторами, муниципалитетами, местными организациями и просто любителями. На какой бал хотите попасть Вы? Решать Вам!

Балы в 19 веке были излюбленным развлечением публики. Балы давали все - соразмерно со своими средствами и возможностями. Бал был очень дорогим удовольствием для принимающей стороны. "Давал три бала ежегодно и промотался наконец" - говорится об отце Онегина. Но не буду вдаваться в финансово-экономические подробности. Интереснее говорить о том, что было на балах. Балы давались круглый год, но сезон начинался с поздней осени - времени наибольшей концентрации представителей высшего света в городской среде - и продолжался весь зимний период, за исключением периодов, когда следовало поститься. Часто в один вечер приходилось бывать на двух-трёх балах, что требовало от танцоров немалых сил, к тому же многие балы заканчивались под утро, а на следующий день необходимо было отдавать визиты и готовиться к грядущим увеселениям.

Любой бал начинался с приглашения. "Бывало, он еще в постели, ему записочки несут Пушкина, несколько неточно отражает ситуацию: приглашения на бал не могли посылаться в день бала - адресаты должны были получить их за три недели, и составить ответ - будут или нет. Приглашения были очень лаконичны, например: "Князь Потемкин просит сделать ему честь, пожаловать в маскерад, сего февраля 8 дня 1779 года в Аничков дом в 6 часов". Впрочем, вся остальная информация была излишня - все и так знали прочие бальные условности.

Незыблем был распорядок бала. Гости начинали съезжаться после шести или девяти вечера, некоторые приезжали к десяти или к полуночи. После приезда гостей, которых обязан был встречать хозяин, бал открывался торжественным полонезом, танцем-шествием, в котором должны были принять участие все приглашенные, даже если потом они весь вечер и всю ночь просиживали за карточными столами. Во второй половине 19 века полонез иногда исполняли в конце бала, тогда начинались танцы с вальса. Далее чередовались вальсы, польки, кадрили, мазурки. «Мазурка была таким замечательным танцем особенно оттого, что выявляла те свойства мужчин и женщин, которыми они наиболее привлекали друг друга. Каждый играл свою роль: дама легко неслась вперед, и самый поворот ее головы, так как ей приходилось смотреть на кавалера через свое приподнятое плечо, придавал ей дразнящую ауру непостижимости, в то время как вся инициатива танца оставалась в руках кавалера. Он ее мчал вперед, то щелкая шпорами, то кружа ее, то падая на одно колено и заставляя ее танцевать вокруг себя, выказывая свою ловкость и воображение, способность себя показать и управлять ее волей» «Мазурка - это душа бала, цель влюбленных, телеграф толков и пересудов, почти провозглашение о новых свадьбах, мазурка - это два часа, высчитанные судьбою своим избранным в задаток счастья всей жизни» Одним из завершающих бал танцев был котильон, «самый продолжительный для влюбленных, как и мазурка «Котильон, бесконечный вальс с фигурами, продолжался три часа и больше…» В середине бала был обед, на который каждый кавалер провожал даму. Если кавалер приехал на бал без дамы, хозяйка бала могла попросить его проводить на бал даму (например, приехавшую с четой родственников и не сопровождавшуюся поэтому кавалером). Когда пара садилась за стол, они снимали перчатки и покрывали колени салфеткой. Перед тем, как встать из-за стола, перчатки одевались вновь, салфетки оставлялись на спинках стульев. Далее вновь продолжались танцы. Бал обычно заканчивался многочасовым котильоном, в конце 19 века иногда заменявшимся странным танцем под названием кадриль-монстр.

С вальса только начинался бал, а за ним шли другие танцы, в частности, танцевали венгерку, краковяк, падепатинер, падеспань, падекатр... На балах существовал определенный танцевальный порядок, и все знают, что за так называемыми мелкими танцами пойдет первая кадриль, затем, следуя распорядку, вторая, третья. После четвертой кадрили и мелких танцев, как правило, шла мазурка. Это уже особый танец. Он, как и кадриль, у всех дам заранее был расписан, и каждый кавалер, каждая дама знали, когда и с кем они танцуют. Следует отметить, что среди всех танцев мазурка и котильон являлись наиболее "важными" приглашениями на балу, по той причине, что после мазурки кавалер вел даму к столу на ужин, где можно было пообщаться, пофлиртовать и даже признаться в любви. Ужинали все в боковых гостиных, за небольшими столиками. За каждым столиком гости собирались своей компанией. Кроме того, на балах всегда был открыт буфет с разными яствами, шампанским и прочими горячительными и прохладительными напитками.
Бальная танцевальная программа 1874 года
Полонез
Вальс
Полька
Лансье
Галоп
Вальс
Франсез
Полька
Галоп
Лансье
Вальс
Франсез
Котильон


В обязанности кавалеров, входило, чтобы у дам было все, что они пожелают. При этом кавалер должен развлекать дам и вести с ними светскую беседу. За ужином гости говорили о многом: о музыке, театре, последних новостях из светской хроники, кто на ком женится или за кого выходит замуж... После ужина всегда танцевали котильон. К нему выносили большие короба с цветами. Кавалеры разбирали букеты и подносили их своим дамам. После всего этого дирижер бала и его помощники на шпагах вносили множество разноцветных лент (перевязей), а также узких и коротких ленточек с бубенцами на концах. Кавалеры, разобрав ленты, подносили их своим избранницам, и те надевали через плечо одну ленту на другую. Причем узкие короткие ленточки с бубенчиками мужчины привязывали дамам к рукам, начиная от кисти рук до локтей. «Это было, скажу вам, премилое занятие. Склоняешься к нежной ручке дамы, к ее благоухающему телу и вдыхаешь аромат чарующих французских духов...»

На бал люди приходили одетыми парадно. Кавалеры - во фраке, смокинге или костюме (в зависимости от десятилетия), белой рубашке и обязательно в белых перчатках. Причем в руководствах дама имеет право отказать кавалеру без перчаток, и для кавалера лучше прийти на бал в черных перчатках, чем без перчаток вообще. К лацкану фрака прикреплялась бутоньерка. Военные приходили в мундирах. Костюмы кавалеров мало зависели от моды и их рекомендовалось шить в классических формах, чтобы одеяния прослужили дольше. На бал кавалеры приходили в ботинках, и только военные могли позволить себе сапоги, но без шпор.

Дамы и девушки одевались в платья по последнему писку моды, каждое из которых создавалось на 1-2 бала. Дамы могли выбирать любой цвет для платья (если он не был оговорен особо), для девушек платья шились белого цвета или пастельных тонов - голубого, розового, айвори. К платью подбирались перчатки в тон платья или белые (надевать кольца поверх перчаток считалось безвкусным). Дамы могли украсить себя головным убором - например, беретом. Девушкам рекомендовалась скромная прическа. В любом случае, шея должна была быть открыта. Украшения дам могли быть любыми - главное, чтобы они были подобраны со вкусом. Девушкам следовало появляться на балах с минимальным количеством украшений - подвеска на шее, скромный браслетик.

Покрой бальных платьев зависел от моды, но одно оставалось в нем неизменным - открытые шея и плечи. При таком покрое платья ни дама, ни девушка не могли появиться в свете без ювелирных украшений по шее - цепочки с кулоном, колье - что-либо было надето обязательно

Кроме того, в 1820-1830-х гг. даме и девушке было неприлично появляться в свете без букета цветов: его носили в руках, в волосах, прикрепляли к платью на талии или на груди. Обязательным атрибутом был веер. Его можно было оставить в бальной зале на своем месте, можно было во время танца держать в левой руке (которая лежит на плече партнера). Мелочи складывали в сумочку (ридикюль), которую также оставляли на своем месте.

Приезжали на бал, как правило, с небольшим опозданием. Первых гостей хозяин встречал, опоздавшие присоединялись к танцующим порой даже без объявления персон. На бал дамы брали с собой небольшие книжечки, чтобы записывать последовательность танцев, ближе к концу века эти книжечки стали выдавать на балах.

Кроме танцев и обеда на балах гости развлекались играми: спокойными, такими как карты, веселыми и подвижными - например, фантами. Разъезжались часто по утру: "Полусонный в постелю с бала едет он: а Петербург неугомонный уж барабаном пробужден".

В течение месяца после бала гости должны были нанести хозяевам визит вежливости.

Общие правила поведения на балу и бальный этикет

Приглашения на бал посылаются не менее чем за 10 дней до его начала.
В разгар сезона этот срок увеличивается до 3 недель.
В первые 2 дня после получения приглашения следует сообщить устроителям бала о своем решении.
Бальный туалет должен быть изящным и одновременно изысканным, отвечать требованиям моды и специально пошитым к очередному балу.
Цвет драгоценных камней должен соответствовать цвету платья.
Жемчуга и бриллианты или рубины и бриллианты- к розовым тканям; жемчуга и бриллианты или сапфиры и бриллианты - к голубым тканям.
Дамам рекомендовалось держать в руках небольшой букетик цветов.
Во время бала перчатки не снимали ни дамы,ни кавалеры,за исключением ужина и игры в карты.
Молодой человек, как и девушка, принимая приглашение на бал, берет вместе с тем на себя обязательство танцевать. В случае недостатка в кавалерах или дамах обязанность танцевать падает на каждого. Выказывать неудовольствие или дать заметить, что танцуешь по необходимости, крайне неприлично. Напротив, тот, кто хочет сделаться любимцем общества, должен всей душой предаться удовольствию и танцевать с любым партнером.

На балу ни на минуту не забывайте, что выражение лица должно быть веселым и любезным. Унылое или злое лицо на балу - то же, что пляска на поминках.

При прибытии на бал с опозданием сначала нужно приветствовать хозяев, а лишь затем заводить разговоры со знакомыми (последних можно приветствовать кивком головы).

На танцы можно приглашать заранее (в том числе и на балу). Однако на бал учтиво приезжать, обещав заранее не более трех танцев

Главный в танцевальном зале - распорядитель бала. Его нужно слушаться беспрекословно, не спорить с ним и не устраивать скандалов. Распорядитель отвечает за порядок в зале.

Кавалеры должны ухаживать за дамами, приносить им прохладительные напитки и всячески развлекать. Разговоры должны происходить негромко и не затрагивать сложных или серьезных тем. Следует избегать любых проявлений шутовства. Кавалеры, которые находят удовольствие в том, чтобы вызывать смех в свой адрес, достойны сожаления.

Споры и размолвки, возникающие между кавалерами, должны улаживаться за пределами бальной залы.

Дамам не следует злословить, напротив, надо вести себя приятно, мило и доброжелательно. Кроме того, дамам следует избегать любых проявлений дурного юмора, который может вызвать неодобрение. Самый главный враг дамы на балу - это ревность, которая заметна всегда. Дамам следует передвигаться мягко и бесшумно как дома, так и в обществе, и оставлять впечатление мягких шагов феи.

Громкий смех, шумная ссора, грубые слова, нескромные взгляды, в общем, все, что расходится с законами красоты, должно быть избегнуто с особым тщанием. Поведение дамы по отношению к кавалеру должно быть всегда размеренным и скромным, но дамы не должны отказывать кавалерам, пригласившим их на танец, - признание, достойное любого внимания.

Вообще на балу следует держать себя скромно, танцевать грациозно и соблюдать приличия; прыгать, ломаться, принимать жеманные позы значило бы выставить себя в глазах одних предметом, достойным осмеяния, а в глазах других - предметом, достойным жалости.

Приглашение на танец (ангажемент)

Кавалер, приглашающий даму на танец, подходит к ней и, изящно поклонившись, делает приглашение в самой вежливой и деликатной форме: "Позвольте мне иметь удовольствие пригласить Вас на [танец]". Если же приглашаемая хорошо Вам знакома, то просто: "Не откажите мне в удовольствии танцевать с Вами". Также возможно, чтобы пригласить понравившуюся даму, подойти к ней, сделать поклон и подать правую руку (говорить что-либо при этом не обязательно). Дама, принимая приглашение, подает кавалеру левую руку.

Если поклон кавалера приняла на свой счет не та, которую он хотел пригласить, то хорошо воспитанный кавалер ни в коем случае не показывает своего разочарования, а соблюдает правила приличия и винит в неловкости прежде всего самого себя, а лучше выходит из положения с юмором.

Неприлично приглашать даму, которой Вы не представлены. Для этого лучше всего либо найти человека, который согласится Вас представить, либо в крайнем случае представиться самостоятельно.

На балу-маскараде маска имеет право приглашать незнакомых, остальные могут приглашать только знакомых.

Если дама не одна, а в компании спутника или друзей, нужно, исходя из общих норм поведения, сначала извиниться за прерванную беседу, при необходимости спросить согласия спутника, а потом приглашать даму на танец.

Настоятельно рекомендуется, придя на вечер с дамой, станцевать с ней допустимое число танцев (обычно - 3). Верхом бестактности было бы танцевать все время с другими. Не удивляйтесь, если к концу вечера она предпочтет, чтобы домой ее проводил кто-то другой.

Однако неприлично танцевать много с одним и тем же партнером. С партнером, не являющимся женихом/невестой, можно танцевать не более трех танцев за вечер, а также нельзя танцевать два танца подряд.

Когда кавалер приглашает даму, то она в знак согласия наклоняет голову, говоря: "с удовольствием", "хорошо", в случае несогласия даме также дозволительно промолчать и ответить на приглашение кавалера лишь жестом, или: "сожалею, я уже обещала", или: "я уже танцую". Но при этом дама может предложить кавалеру другой танец на свой выбор или выбор кавалера. Настаивать на приглашении или выяснять причины отказа неэтично и глупо. Разумно будет очень вежливо поклониться и без всяких комментариев отойти, не выражая при этом своего неудовольствия.

Приглашение на танец можно отклонить, если:

  • танец уже обещан;
  • дама уже танцевала с этим кавалером три танца за вечер или предыдущий танец;
  • дама хочет пропустить танец - не танцевать, а отдохнуть;
  • приглашающий кавалер без перчаток.

В любом другом случае дама была обязана принять приглашение. Если она отказывала без причины, она не имела право участвовать в этом танце вообще.

Если дама нечаянно забыла, что дала слово, и в то время, как она идет танцевать с другим кавалером, является первый, то ей следует извиниться. Чтобы выйти из этого неприятного положения, лучше всего совсем отказаться от танца или предложить первому кавалеру танцевать с ней другой танец.

Но кавалеру пригласить даму и забыть потом об этом не только самая непростительная невежливость, но просто грубость; в подобном случае он совершенно справедливо навлекает на себя гнев приглашенной им дамы и всего общества.

В ситуации, когда Вашу спутницу пригласил на танец Ваш знакомый, галантным будет пригласить его даму, чтобы она не осталась в одиночестве.

Наконец, пригласив даму, галантно проводите ее к избранному Вами месту в зале и слегка поклонитесь ей, поскольку музыка многих танцев не позволит вам успеть это сделать.

Правила поведения во время танца

Дама должна строго наблюдать, чтобы кавалер был у нее с левой стороны, как во время танцев, так и идя с ней по зале. Ни дамы, ни кавалеры во время бала перчаток не снимают, а тем более без перчаток не танцуют.

Дама легко кладет левую руку мужчине немного ниже плеча. Смотря по моде, в этой же руке держат веер и нарядный носовой платок или же платок прячут, а веер вешают на цепочке, шнурке или ленте, прикрепленных к поясу. Назначение веера - навевать на себя прохладу; прикрываться же им, чтобы было удобнее говорить и смеяться с кавалером, неприлично. Молодые, очень живые дамы должны еще заметить себе, что не годится терять цветы из волос или с платья и куски самого платья и его отделки. Это всегда указывает на несдержанные, резкие движения и недостаток аккуратности и скромности.

Во время парадных танцев (полонеза, менуэта) вставать следует только позади уже стоящих пар. Это правило не относится к распорядителю бала. Оптимальное расстояние между парами - не менее метра. Если пар встает слишком много, стоит встать в стороне, образовав иную линию. Если в зале свободно, кавалеру следует вести даму на танец впереди себя, если же тесно - идти впереди самому, чтобы теснота не доставляла неудобств избраннице. Не нужно слишком близко подходить к танцующим, избегайте столкновений. Если же столкновение произошло, стоит извиниться и проявить внимание. Вежливым считается перед началом танца еще раз поклониться своему партнеру. Вообще, танец обычно начинается с поклона кавалера и ответного реверанса дамы.

В танце даму ведет кавалер, и все ошибки он должен принимать на свой счет; если пара случайно задела другую пару, то извиняется кавалер, ведь он ведущий.

Во время танца кавалер и дама не должны быть слишком далеко друг от друга, но и не нужно прижиматься друг к другу. Танцуя с дамой, одетой в декольтированное платье, кавалер не может позволить себе держать ее за обнаженные плечи или спину.

Танцующий кавалер никогда не смотрит себе под ноги, даже чтобы удостовериться, что он правильно выполняет все шаги. Кавалеру следует держаться прямо, с достоинством.

Даме также надлежит танцевать с поднятым взглядом, лишь изредка позволяя себе бросить короткий взгляд на пол. Однако никто не может запретить танцующей даме стрелять взглядом в приглянувшегося кавалера!

Как считается неприличным говорить без умолку над ухом своей дамы во время танца, так точно было бы неучтиво не сказать ей нескольких слов. Беседа между дамой и кавалером должна быть исключительно любезной и приятной. Говорить банальности, обсуждать других гостей бала - дурной тон. Если во время танца сказать нечего,лучше молчать.

В танце, имеющем строгую последовательность фигур, следите за предыдущими парами, особенно за первой, и не делайте ничего раньше них.

Во время танцев свободного перемещения, например, венского вальса, не спешите встать сразу в пару, сначала дождитесь музыки и поклонитесь под нее, благо музыка здесь позволяет это. Во время танцев двигайтесь вместе со всеми, старайтесь не смещаться, либо двигаться по обычной линии танца, во внешнем кругу. Если Вы танцуете более или менее на месте или по какой-то причине сбились, то лучше отойти в центр зала, но не вовне, и тем более, не оставаться на линии танца.

По окончании танца кавалер кланяется своей даме и сопровождает ее на то место, откуда он ее пригласил, либо туда, куда пожелает дама, попутно благодаря ее за честь, которую она оказала, танцуя с ним в паре.

Все пары, по-видимому, исполняют одни и те же движения, но внимательному наблюдателю можно при этом найти в них массу черт, служащих верной характеристике не только каждой отдельной пары, но и личности. По гармоническим движениям отдельной пары, которая как будто представляет из себя одно, часто можно безошибочно заключать о существующей между лицами симпатии. Грациозные, легкие, будто парящие движения молодой девушки всегда привлекательны; над несовершенствами же движений всегда позволяют себе подсмеиваться, вовсе не принимая при этом в соображение, что причиной часто бывает кавалер.

Действительно, задача последнего в танцах гораздо тяжелее и важнее, чем дамы. Он должен уметь настолько хорошо танцевать, чтобы быть в состоянии прикрыть маленькие неловкости своей дамы. Поэтому молодому человеку следует заботиться о том, чтобы уметь хорошо танцевать; тогда он может быть уверенным, что отказа не получит; напротив, его будут всюду охотно встречать и приглашать на балы. "Как-то княгиня Е.П. Белосельская-Белозерская нарушила этикет.Она явилась на придворный бал в платье лилового цвета с неподходящими украшениями,которые сразу обратили внимание присутствующих,это был своего рода вызов свету.и в свете в течении двух недель обсуждали такое грубое нарушение этикета."


Current Mood: средь шумного бала

Current Music: И.Штраус-сын-вальс Liebeslieder(Песни любви)

Инструкция

Балы было принято давать круглый год. Официальное открытие сезона проводили в ноябре, когда представители высшего сословия вернулись из летних резиденций и начинали откровенно скучать в городах. На балы было принято ездить всю зиму, исключая время, когда шел пост. Зачастую глава семьи получал несколько приглашений на балы, назначенные на один и тот же день. Одни из них можно было проигнорировать, на других – появиться обязательно. Большинство балов заканчивалось ближе к утру. На следующий день после полудня необходимо было делать визиты, а затем готовиться к новым балам.

К бальным помещениям в доме относился зал, где и проходило основное действо, курительная комната, буфет и игровая. Бальный в XIX веке был настолько точно прописан, что малейшее отступление от него считалось неприличным. Регламентировано было все: и , и правила исполнения танцев, и этикет, и нормы общения, и оформление залов.

Балы были придворными, частными, купеческими, детскими, общественными, свадебными, именинными. Приглашение на бал было принято посылать заранее – как минимум за 7-10 дней до торжества. Это делалось для того, чтобы дамы смогли подготовить новое платье. Выходить в свет дважды в одном и том же считалось верхом неприличия и признаком финансовой несостоятельности. Если проводился тематический бал, например, монохромный, в приглашении указывалось, в костюмах какого цвета должны явиться приглашенные. К , иногда маскарадный туалет для дамы стоил ее мужу одной-двух деревень вместе с землями и крестьянами.

Молодым девушкам предписывалось являться на балы в пастельных тонов, иметь незамысловатые прически, надевать ограниченное число не слишком броских украшений. Дамы постарше могли позволить себе что-то более экстравагантное и яркое. В любом случае платье было открытым, размер декольте порой шокировал. На балы обували мягкие туфли, как правило, без . Из косметики полагалось пользоваться лишь пудрой.

После получения приглашения в течение двух дней полагалось отправить письменное согласие принять участие в торжестве. Отказывать не полагалось, если на то не было веских причин, например, смерти близкого родственника.

Балы давали в огромных залах, украшенных цветами и лентами и освещаемых тысячами восковых свечей. В середине зала танцевали. По двум длинным стенам обычно монтировали возвышения, где расставляли кресла и ломберные столы, на каждый из которых клали несколько новых колод игральных карт. За этими столами сплетничали, проигрывали состояния, затевали дуэли, обсуждали политику. Для музыкантов обычно ставили отдельный помост со скамейками, расположенными амфитеатром.

Приехав на бал, гости должны были засвидетельствовать свое почтение хозяевам дома. Если дама состояла в браке, она была обязана приехать на бал с супругом. Когда тот отсутствовал, можно было явиться с подругой и с ее мужем. Незамужние девушки сопровождались матерями или пожилыми родственницами, которые должны были зорко следить за соблюдением всех приличий. Девушки, не пользующиеся популярностью у кавалеров, все равно танцевали, так как партнеров для них выбирала мать или родственница. Даже если дама была откровенно дурна собой, с ней должны были заводить светский разговор, говорить комплименты. Она же, в свою очередь, должна улыбаться, флиртовать при помощи веера и выказывать симпатию кавалеру.

У каждой дамы была с собой бальная книжечка, называемая карне или агенд. Туда заранее вносился список танцев, а напротив уже на самом балу вписывались имена кавалеров, желающих с ней танцевать. Бальные книжечки были крошечными и обычно крепились к поясу платья. Дать обещание одного танца двум кавалерам считалось дурным тоном и могло спровоцировать дуэль. У красивых и свободных девушек и женщин агенд был расписан с первых же минут бала. Любопытно, что дама не должна была танцевать с одним и тем же кавалером более трех танцев за вечер. Если это правило не соблюдалось, то начинали поговаривать о скорой свадьбе.