Искусство, созданное для детей – это многообразная и обширная часть современной культуры. Литература присутствует в нашей жизни с самого детства, именно с ее помощью закладывается понятие о добре и зле, формируется мировоззрение, идеалы. Даже в дошкольном и младшем школьном возрасте маленькие читатели уже могут оценить динамику стихов или красивых сказок, а в старшем возрасте начинают читать вдумчиво, так что и книги нужно подбирать соответствующие. Давайте же поговорим о русских и зарубежных детских писателях и их произведениях .

Детские писатели 19-20 века и развитие детской литературы

Впервые книги специально для детей на Руси стали писать в 17 столетии, в 18 столетии началось становление детской литературы: в то время жили и творили такие люди как М.Ломоносов, Н.Карамзин, А.Сумароков и другие. 19 век – это расцвет детской литературы, «серебряный век», причем многие книги писателей того времени мы читаем и по сей день.

Льюис Кэролл (1832-1898)

Автор «Алисы в стране чудес», «Алисы в Зазеркалье», «Охоты на Снарка» появился на свет в небольшой деревушке в графстве Чешир (отсюда и название его персонажа – Чеширский кот). Настоящее имя писателя – Чарльз Доджсон, он рос в большой семье: у Чарльза было 3 брата и 7 сестер. Он учился в колледже, стал профессором математики, даже получил сан диакона. Он очень хотел стать художником, много рисовал, любил фотографировать. Еще мальчишкой он сочинял рассказы, забавные истории, обожал театр. Если бы его друзья не уговорили Чарльза переписать свой рассказ на бумагу, «Алиса в стране чудес» могла бы и не увидеть свет, но все же в 1865 году книга была издана. Книги Кэролла написаны настолько оригинальным и сочным языком, что сложно подобрать к некоторым словам подходящий перевод: существует более 10 версий перевода его произведений на русский язык, а уж читателям самим выбирать, какой отдать предпочтение.

Астрид Линдгрен (1907-2002)

Астрид Эрикссон (в замужестве Линдгрен) росла в семье фермера, ее детство проходило в играх, приключениях и работе на ферме. Как только Астрид выучилась грамоте, она начала писать различные истории и первые стихи.

Рассказ «Пеппи Длинный чулок» Астрид сочинила для своей дочери, когда та болела. Позже вышли повести «Мио, мой Мио», «Рони, дочь разбойника», трилогия о сыщике Калли Блюмквисте, любимая многими триология, в которой повествуется о веселом и непоседливом Карлсоне.

Инсценировки произведений Астрид ведутся во многих детских театрах мира, а ее книги обожают люди всех возрастов. В 2002 году была утверждена литературная премия в честь Астрид Линдгрен – ее вручают за вклад в развитие литературы для детей.

Сельма Лагерлеф (1858-1940)

Это шведская писательница, первая женщина, получившая Нобелевскую премию по литературе. О своем детстве Сельма вспоминала неохотно: в 3 года девочку парализовало, она не вставала с постели и единственным утешением для нее стали сказки и истории, рассказанные бабушкой. В 9 лет после лечения способность двигаться в Сельме вернулась, она стала мечтать о карьере писательницы. Она усердно училась, получила степень доктора наук, стала членом Шведской Академии.

В 1906 году вышла в свет ее книга о путешествии маленького Нильса на спине гуся Мартина, потом писательница выпустила сборник «Тролли и люди», в него входили фантастические легенды, сказки и новеллы, ею написаны и многие романы для взрослых.

Джон Рональд Руэл Толкиен (1892-1973)

Этого английского писателя нельзя назвать исключительно детским, поскольку его книгами с восторгом зачитываются и взрослые. Автор трилогии «Властелин колец», «Хоббит: путешествие туда и обратно», создатель удивительного мира Средиземья, по которому снимают невероятные фильмы, родился в Африке. Когда ему было три года, мать, рано овдовевшая, перевезла двоих детей в Англию. Мальчик увлекался живописью, ему легко давались иностранные языки, он даже увлекся изучением «мертвых» языков: англосаксонский, готский и другие. Во время войны Толкиен, отправившийся туда добровольцем, подхватывает сыпной тиф: именно в бреду он придумывает «эльфийский язык» ставший визитной карточкой многих его героев. Его произведения бессмертны, они пользуются огромной популярностью и в наше время.

Клайв Льюис (1898-1963)

Ирландский и английский писатель, богослов и ученый. Клайв Льюис и Джон Толкиен были друзьями, именно Льюис одним из первых услышал о мире Средиземья, а Толкиен – о прекрасной Нарнии. Клайв родился в Ирландии, но большую часть жизни прожил в Англии. Первые произведения он выпускает под псевдонимом Клайв Гамильтон. В 1950-1955 годах впервые опубликованы его «Хроники Нарнии», повествующие о приключении двух братьев и двух сестер в загадочной и волшебной стране. Клайв Льюис много путешествовал, писал стихи, любил дискутировать на различные темы и был всесторонне развитым человеком. Его произведения любимы взрослыми и детьми и по сей день.

Российские детские писатели

Корней Иванович Чуковский (1882-1969)

Настоящее имя – Николай Корнейчуков известен детскими сказками и рассказами в стихах и прозе. Он родился в Петербурге, долгое время жил в Николаеве, Одессе, с детства он твердо решил стать писателем, но, приехав в Петербург, столкнулся с отказами редакций журналов. Он стал членом литературного кружка, критиком, писал стихи и рассказы. За смелые высказывания его даже арестовывали. Во время войны Чуковский был военным корреспондентом, редактором альманахов, журналов. Он владел иностранными языками и переводил произведения зарубежных авторов. Наиболее известные произведения Чуковского – это «Тараканище», «Муха Цокотуха», «Бармалей», «Айболит», «Чудо-дерево», «Мойдодыр» и другие.

Самуил Яковлевич Маршак (1887-1964)

Драматург, поэт, переводчик, литературный критик, талантливый автор. Именно в его переводе многие впервые прочли сонеты Шекспира, стихи Бернса, сказки разных народов мира. Талант Самуила начал проявляться еще в раннем детстве: мальчик писал стихи, имел способности к иностранным языкам. Стихотворные книги Маршака, переехавшего из Воронежа в Петроград, сразу пользовались большим успехом, причем их особенностью является разнообразие жанров: поэмы, баллады, сонеты, загадки, песенки, присказки – ему было под силу все. Он был удостоен многих премий, а его стихи переведены на десятки языков. Самые известные произведения – «Двенадцать месяцев», «Багаж», «Сказка о глупом мышонке», «Вот какой рассеянный», «Усатый-полосатый» и другие.

Агния Львовна Барто (1906-1981)

Агния Барто была примерной ученицей, уже в школе она начала впервые писать стихи и эпиграммы. Сейчас на ее стихах воспитываются многие дети, ее легкие, ритмические стихи переведены на многие языки мира. Агния всю жизнь была активным литературным деятелем, членом жюри Андерсеновского конкурса. В 1976 году она получила премию имени Г.Х.Андерсена. Самые известные стихи – это «Бычок», «Снегирь», «Мы с Тамарой», «Любочка», «Мишка», «Человек», «Я расту» и другие.

Сергей Владимирович Михалков (1913-2009)

Его можно считать классиком отечественной детской литературы: литератор, председатель Союза писателей РСФСР, талантливый поэт, писатель, баснописец, драматург. Именно он является автором двух гимнов: СССР и Российской Федерации. Он много времени уделял общественной деятельности, хотя сначала мечты стать писателем у него не было: в юношестве он был и разнорабочим, и участником геологоразведочной экспедиции. Все мы помним такие произведения как «Дядя Степа – милиционер», «А что у Вас», «Песенка друзей», «Три поросенка», «Под новый год» и другие.

Современные детские писатели

Григорий Бенционович Остер

Детский писатель, в произведениях которого много интересного могут почерпнуть и взрослые. Он родился в Одессе, служил на флоте, его жизнь и сейчас очень активная: он ведущий, талантливый автор, сценарист мультфильмов. «Обезьянки», «Котенок по имени Гав», «38 попугаев», «Попался, который кусался» – все эти мультфильмы сняты по его сценарию, а «Вредные советы» – это книга, получившая огромную популярность. Кстати, в Канаде издана антология детской литературы: книги большинства писателей имеют тираж 300-400 тысяч, а «Вредные советы» Остера разошлись тиражом 12 миллионов экземпляров!

Эдуард Николаевич Успенский

С самого детства Эдуард Успенский был заводилой, участвовал в КВН, организовывал капустники, тогда же он впервые попробовал свои силы на поприще писателя, позже начал писать пьесы для детских радиопередач, детских театров, мечтал о создании собственного журнала для детей. Известность писателю принес мультфильм «Крокодил Гена и его друзья», с тех пор ушастый символ – Чебурашка, поселился чуть ли не в каждом доме. Также мы до сих пор любим книгу и мультфильм «Трое из Простоквашино», «Следствие ведут колобки», «Пластилиновая ворона», «Баба Яга против!» и другие.

Джоан К. Роулинг

Говоря о современных детских писателях, просто не возможно не вспомнить об авторе цикла книг о Гарри Поттере, мальчике-волшебнике и его друзьях. Это самая продаваемая серия книг в истории, а фильмы, снятые по ним, собрали огромные кассы. Роулинг довелось пройти путь от безвестности и бедности до всемирной славы. Сначала ни одна редакция не соглашалась принять и опубликовать книгу о волшебнике, полагая, что такой жанр будет неинтересен читателям. Только маленькое издательство Bloomsbury согласилось – и не прогадало. Сейчас Роулинг продолжает писать, занимается благотворительностью и общественной деятельностью, она реализовавшийся автор и счастливая мать и жена.

На протяжении многих столетий литература играла ведущую роль в формировании как общественного мнения в целом, так и личностей отдельных индивидуумов. Это влияние всегда учитывалось во внутренней политике тоталитарных и авторитарных государств. Да и при демократической форме правления данный сильнейший рычаг воздействия отнюдь не предан забвению.

Если то, что читает человек, может отражаться на мировоззрении и действиях уже взрослой сформировавшейся личности, то насколько же большим влиянием обладает детская литература на восприимчивую и пластичную психику ребенка?! Поэтому к выбору чтения для малыша следует подходить со всей ответственностью.

Первые шаги на пути в мир литературы

С незапамятных времен человек начинал со сказок свое знакомство с безбрежным миром литературы. Мамы и папы читали их своим малышам задолго до того, как те сами начинали говорить. Потом в дополнение к книгам появились грампластинки с замечательными аудиозаписями сказок и историй. Сегодня в мир чудес практически монополизировал телевизор.

Однако сложно переоценить роль, которую играет в жизни человека детская которую успел прочитать ребенок к подростковому возрасту, может многое рассказать о личности, ее стремлениях и жизненных приоритетах. Это так, потому что, с одной стороны, каждый выбирает для чтения то, что ему по душе, а с другой - прочитанное неизменно влияет на мировоззрение любого индивидуума.

Для самых маленьких читателей

В каждом народе из поколения в поколение передаются жемчужины устного народного творчества. Правда, для нашего удобства они уже давным-давно собраны в напечатанные сборники, что не лишает фольклор особого, присущего ему одному, очарования.

Детские сказки занимают в народных сказаниях почетное положение. Их герои учат малышей тому, что правильно, а что нет. Часто в сказках рассказывается о том, как важно помогать слабым, что нужно быть верным своему слову и преданным друзьям. Детская литература призвана привить ребенку понятие о чести, долге и ответственности.

От пассивного слушания к активному диалогу

Уже сам факт, что вы выделяете время на то, чтобы читать своему ребенку, значит очень много для его развития. Но можно значительно увеличить положительный эффект. Попробуйте обсуждать с малышом детские сказки. Возможно, с непривычки это покажется вам трудным. Однако через некоторое время вы обязательно освоитесь и сами начнете получать удовольствие от такой своеобразной игры.

Как и что обсуждать? Чтобы понять это, просто попробуйте подумать, что из прочитанного текста можно было бы применить в реальной жизни. Таким способом ребенок не только получит практические уроки, но и, что намного важнее, с самого нежного возраста будет учиться анализировать информацию и делать выводы. Он не только научится видеть очевидное, но будет способен заглянуть намного глубже - в саму суть вещей. Впоследствии это умение ему очень пригодится.

Первые шаги к знаменитой дедукции

Если говорить о развитии мыслительных способностей, то в роли прекрасных тренажеров отлично подойдут различные детские загадки. Дети с удовольствием отгадывают разные ребусы и пытаются решать головоломки. Не пренебрегайте этой их потребностью.

Неустаревающие загадки можно найти в литературном наследии Корнея Чуковского. Популярный автор Борис Заходер также составляет добрые детские стихи-загадки для ребят дошкольного возраста. Всегда будут оставаться актуальными и многие народные наработки.

Тренировка памяти

Разучивайте со своим ребенком короткие детские стихи. Это не только благотворно сказывается непосредственно на памяти, но и помогает малышу учиться сосредотачиваться. Вы можете выбрать как сами стихи, так и разные песенки. Лучше подбирать те, которые особенно понравились самому ребенку. Тогда процесс обучения будет приятен и вам, и ему.

Художественная литература в детском саду

Когда ребенок достигнет детсадовского возраста (независимо от того, будете ли вы его отправлять в какое-то дошкольное заведение или предпочтете оставить дома), стоит начать вводить в его "интеллектуальный рацион" небольшие рассказы и повести.

В этот период можно порекомендовать таких авторов, как Джанни Родари, Астрид Линдгрен, Алан Милн и Конечно, это далеко не полный список, но уже достаточно уверенный старт. Тем более что сегодня не составляет никакого труда найти произведения этих писателей.

Многогранность и разнообразие

Жанры детской литературы органически занимают практически все те же ниши, что и литература для взрослых читателей. Тут вы найдете фантастику, детектив, приключения, современный реализм и т. д. Причем нередки случаи, когда писатели работают над «серьезным» произведением, а в итоге его относят к произведениям для детей. Такое случилось, к примеру, с автором «Приключений Тома Сойера» Марком Твеном. Он даже обиделся, получив за свою повесть премию в номинации лучшего произведения детской литературы.

Та же участь постигла и Р. Л. Стивенсона с его «Островом сокровищ». А вот произведение Даниеля Дефо «Робинзон Крузо», наоборот, было адаптировано для юношества, потому что изначально его язык был слишком тяжеловесным. То же относится и к «Путешествию Гулливера», созданному Джонатаном Свифтом.

Как же определить, что именно относится к данному жанру? В первую очередь детская литература - это то, что нравится читать самим детям. Бывает, что в эту категорию могут попасть и какие-то истории, наполненные серьезным философским смыслом. Ребята этот смысл на данном этапе могут и не уловить, но сама фабула сюжета их вполне удовлетворяет.

Чем могут порадовать отечественные писатели

Русская детская литература отличается богатством и разнообразием. Как правило, она характеризуется четко выраженными моральными ценностями. Добро всегда побеждает зло, а порок либо исправляется, либо наказывается. Давайте подробнее рассмотрим некоторые произведения, которые стоит включить в библиотеку юного читателя.

Еще в дошкольный период стоит обратиться к рассказам и повестям замечательного писателя Николая Николаевича Носова. Его произведения написаны о детях и для детей. Что характерно, Николай Носов сделал все, чтобы оградить свои рассказы от политической идеологии. А это было совсем непросто в то время, когда жил и работал писатель. Детская литература 20 века (по меньшей мере его начала) должна была соответствовать четко прописанным критериям и стандартам.

Именно поэтому талантливый писатель был вынужден создать сказочный мир, в котором поселил своих самых узнаваемых героев - озорного Незнайку и его друзей. Но и его рассказы про обычных школьников не утратили своей актуальности и по сей день.

Также не стоит лишать подрастающее поколение захватывающего путешествия Элли и ее друзей в Изумрудный город. Позвольте своему ребенку сопровождать этих героев по дороге, выложенной желтым кирпичом, и пережить вмести с ними многочисленные приключения. А проводником им послужит Александр Волков, пересказавший на свой лад сказку Лаймена Фрэнка Баума и снабдивший ее целым циклом продолжений. Первая и самая известная книга Александра Волкова носит название «Волшебник Изумрудного города».

А если ваш ребенок предпочитает сказочным странам космические путешествия, порадуйте его повестями Кира Булычева. Особенно стоит обратить внимание на серию о приключениях Алисы Селезневой. и легкость, с которой описаны ее космические путешествия, не оставят никого равнодушными.

К тому же Алиса - старательная ученица и скромная девочка, которая ненавидит врать. Согласитесь, что это неплохой пример для подражания. По всем рассказам о ее приключениях красной нитью проходит идея о важности дружбы и взаимовыручки.

Неизменным успехом у читателей продолжает пользоваться серия произведений Эдуарда Успенского про мальчика по имени Дядя Федор, повесть Андрея Некрасова «Приключения капитана Врунгеля» и книга Евгения Велтистова «Электроник - мальчик из чемодана».

Иноязычные литературные мастеровые

Но не только в нашей стране создавалась детская литература. Зарубежная творческая мастерская также работала во всю мощь, благодаря чему появились всеми любимые герои, узнаваемые в разных уголках мира.

«Приключения Тома Сойера» уже давно вошли в классику мировой литературы. Эта повесть даже изучается в средней школе. То же можно сказать и о герое «Книги джунглей» Маугли, которого ввел в литературу английский писатель Редьярд Киплинг.

Шведская писательница Астрид Линдгрен подарила миру целое созвездие разнообразных оригинальных персонажей. Среди них Карлсон, Пеппи Длинныйчулок, Эмиль из Лённеберги и Калле Блумквист.

Отдельного упоминания заслуживают сказки Льюиса Кэрролла «Приключения Алисы в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье». И не только потому, что эти произведения выполнены в довольно редком жанре абсурда и вообще сами по себе оказали огромное влияние на развитие стиля фэнтези. Дело в том, что данные сказки изобилуют юмором, построенном на лингвистическом обыгрывании слов. И если переводить их строго по тексту, русскоязычный читатель получит на выходе какой-то маловразумительный бред. Редким исключением и настоящим бриллиантом среди переводов на русский язык этих сказок является работа Бориса Заходера. Вместо того чтобы строго следовать тексту, превращая его в тяжеловесное философствование, он смог передать смысл и атмосферу повествования этих легких и веселых сказок.

Знаменитые литературные герои, переехавшие на большой экран

Множество захватывающих сюжетов дарит предприимчивым сценаристам детская литература. Зарубежная киноиндустрия с удовольствием экранизирует популярные среди детей сказки и повести. Ярким примером тому может послужить серия книг о Гарри Поттере, написанная Джоан Роулинг.

Но у этой медали две стороны. Как удачная книга побуждает режиссера создать кинокартину, так и интересный фильм вполне можно использовать для того, чтобы развить в ребенке интерес к книгам. Современная детская литература подходит для этого как нельзя лучше.

Далеко не секрет, что в наше время дети не особо жалуют книги. А уж в том, чтобы самостоятельно читать какое-либо произведение при наличии экранизации, и вовсе смысла не видят. Как же их заинтересовать?

Во-первых, стоит отметить, что далеко не все, что описано в книге, попадает на экран. И частенько за кадром остаются весьма занимательные эпизоды, а иногда и полноценные сюжетные линии.

Во-вторых, можно сыграть на желании узнать, чем же все кончится. С Гарри Поттером это, конечно, уже не пройдет. Но, к примеру, из семи частей серии «Хроники Нарнии» Клайва Льюиса на данный момент экранизированы только три.

И в-третьих, помогите ребенку самостоятельно убедиться, что никакой многомиллионный бюджет не в состоянии создать спецэффекты, способные конкурировать с нашим собственным воображением.

Ненавязчивое обучение

Детская художественная литература может служить мощным средством обучения. Некоторые авторы сумели создать повести, из которых читатель выносит больше точных знаний по конкретным наукам, чем из всего школьного курса. Причем делается это незаметно и с удовольствием.

Подобные утверждения выглядят вполне естественными, если вспомнить рассказы Эрнеста Сетон-Томпсона, в которых описывается жизнь и повадки разных животных. Но, например, Владимир Корчагин написал книгу «Тайна реки злых духов». Несмотря на мистическое название, она рассказывает о весьма приземленных приключениях небольшой группы подростков и нескольких взрослых на просторах Сибири.

Автор этой книги явно беззаветно влюблен в геологию. Но факты о различных минералах и горных породах настолько органично вплетены в канву рассказа, что абсолютно не выглядят там чужеродными или пресно-поучительными. Так что не удивляйтесь, если после прочтения этой книги ваш ребенок возьмется за коллекционирование камней.

Привить любовь к математике, возможно, поможет роман Александра Казанцева «Острее шпаги». Действие происходит во времена мушкетеров и не лишено разных интриг и дуэлей, но вместе с тем из некоторых передряг главному герою удается остроумно выпутаться именно с помощью математических формул.

А вот цикл о приключениях польского паренька Томека, созданный Альфредом Шклярским, подарит юному читателю обширные знания по географии всех континентов. Возможно, в этом отношении первой вспомнится кандидатура Жюля Верна, однако его романы слишком уж пресыщены сухими фактами, которые, честно признаться, при чтении хочется просто пропустить. же удалось избежать этого неприятного привкуса.

Почему стоит прививать ребенку любовь к чтению

Может показаться, что намного легче включить малышу любимый мультфильм, чем выкраивать в плотном дневном расписании время на совместное чтение. И гораздо меньше нервов уйдет, если отпустить подростка играть в электронные игры, чем пытаться убедить его в увлекательности книги. Однако долгосрочная польза от чтения стократно превысит все временные неудобства.

Во-первых, даже детская литература значительно пополняет словарный запас читателя. Это, в свою очередь, помогает в общении с разными людьми и в результате прибавляет уверенности в себе и своих силах.

Во-вторых, общеизвестно, что чтение улучшает память и развивает мышление. К тому же те, кто много читает, грамотно пишут даже без заучивания многочисленных правил.

В-третьих, необходимость следить за сюжетом помогает в умении лучше концентрироваться на поставленных перед собой задачах.

А теперь задумайтесь на минутку, насколько этот букет положительных факторов поможет вашему ребенку в процессе обучения в школе. Практика показывает, что те, кто любят читать, во время обучения получают более высокие отметки. Им гораздо реже требуется помощь репетиторов. А процесс подготовки домашних заданий в большинстве случаев проходит без какого-либо вмешательства со стороны родителей.

Поэтому постарайтесь увидеть в своих занятиях чтением с ребенком не просто сиюминутный эффект, а весьма долгосрочные и многократно окупающиеся инвестиции в его будущее.

Французский поэт и критик Шарль Перро (1628-1703) снискал себе мировую славу сборником "Сказки моей матушки Гусыни или Истории и сказки былых времен с поучениями" (1697). В книгу были включены сказки, ныне известные детям всего мира: "Красная Шапочка", "Золушка" и "Кот в сапогах". Сборник вышел одновременно двумя изданиями - в Париже и Гааге (Голландия).

В противовес сторонникам классицизма Шарль Перро решительно выступил за обогащение литературы сюжетами мотивами национального фольклора.

Каждая сказка Шарля Перро блещет выдумкой, и реальный мир отражается в сказочном то одной, то другой своей стороной. В "Красной Шапочке" воссоздана идиллия сельской жизни. Героиня сказки пребывает в наивной вере, что все в мире создано для безмятежного существования. Девочка ниоткуда не ждет беды - играет, собирает орехи, ловит бабочек, рвет цветы, доверчиво объясняет волку, куда и зачем идет, где живет ее бабушка - "вот в той деревне за мельницей, в первом домике с краю". Конечно, всякое серьезное толкование этой сказки было бы крайним огрублением ее тонкого смысла, однако под шутливым повествованием угадывается правда о хищнических посягательствах злых существ на жизнь и благополучие наивных людей. Вопреки обыкновению завершать сказку благополучным концом Шарль Перро закончил историю сурово: "…злой волк бросился на Красную Шапочку и съел ее". Исправление при переводе этого окончания на благополучное: дровосеки убили волка, разрубили ему живот, и оттуда вышли Красная Шапочка и ее бабушка, живые и невредимые, - надо считать необоснованным нарушением авторского замысла.

"Сказка "Кот в сапогах" - о чудесном и скором обогащении младшего сына мельника - привлекает затейливостью, с которой говорится о том, как ум и находчивость взяли верх над печальными жизненными обстоятельствами.

Со сказками Шарля Перро о Спящей красавице, о Синей бороде, о Мальчике с пальчик и другими, более сложными по образной системе, дети обычно встречаются в первые школьные годы.

Первый том сказок братьев Гримм, Якоба (1785-1863) и Вильгельма (1786-1859) появился в 1812 году, второй - в 1815 - м и третий - в 1822 году. Во всем мире это собрание признано замечательным художественным творением, в равной степени обязанным гению немецкого народа и гению двух пламенных деятелей эпохи европейского романтизма. Изучение немецкого средневековья: истории, культуры, мифологии, права, языка, литературы и фольклора - навело братьев Гримм на мысль собрать и издать сказки своего народа. Готовя издание сказок, братья Гримм осознали, что имеют дело не только с превосходным материалом, знание которого обязательно для людей науки, но с бесценным художественным наследством народа.

Наряду с оригинальными, неповторимыми сказками сборник братьев Гримм включил в себя сказочные сюжеты, известные международному фольклору. Не "Красная Шапочка" почта во всем повторила французскую, только конец у сказки иной: застав спящего волка, охотник хотел было застрелить его, но подумал, что лучше взять ножницы и разрезать ему брюхо.

В сказке "Чудо-птица" легко заметить сходство со сказкой Шарля Перро о Синей бороде, а в сказке "Шиповничек" - сходство со сказкой о Спящей красавице. Русский читатель без труда усмотрит близость сказки о Белоснежке к сюжету, получившему широкую известность в обработке А.С. Пушкина, - "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях", а в сказке "Птица-найденыш" встретит знакомые сюжетные мотивы русской сказки о Василисе Премудрой и Морском царе.

К сказкам, доступным для дошкольников, относятся: "Соломинка, уголек и боб", "Сладкая каша", "Заяц и еж", "Бременские уличные музыканты".

В 1835-1837 годах Ганс-Христиан Андерсен издал три сборника сказок. В них вошли: знаменитое "Огниво", "Принцесса па горошине", "Новое платье короля", "Дюймовочка" и другие теперь известные всему миру произведения.

После выпущенных трех сборников Андерсен написал множество других сказок. Постепенно сказка стала главным жанром в творчестве писателя, и он сам осознал свое настоящее призвание - стал почти исключительно творцом сказок. Свои сборники, выходившие начиная с 1843 года, писатель называл "Новыми сказками" - отныне они прямо адресовались взрослым людям. Однако и после этого он не упускал из виду детей. Действительно, и "Стойкий оловянный солдатик" (1838), и "Гадкий утенок (1843), и "Соловей" (1843), и "Штопальная игла" (1845-1846), и "Снежная королева" (1843-1846) и все другие сказки полны той занимательности, которая так привлекает ребенка, но в них немало и общего, до времени ускользающего от детей смысла, который дорог Андерсену как писателю, творившему и для взрослых.

Из многочисленных сказок писателя педагоги отобрали те, которые в наибольшей степени доступны детям дошкольного возраста. Это сказки: "Пятеро из одного стручка", "Принцесса на горошине", "Гадкий утенок", "Дюймовочка".

Сказка "Гадкий утенок" заключает в себе историю, которая всякий раз приходит на память, когда необходим пример ложной оценки человека по его внешности. Непризнаваемый, преследуемый и всеми гонимый да птичьем дворе некрасивый птенец со временем превратился в лебедя - прекраснейшее между прекрасными созданиями природы. История гадкого утенка вошла в поговорку. В этой сказке много личного, андерсеновского - ведь и в жизни самого писателя была длительная полоса общего непризнания. Только спустя годы мир склонился перед его художественным гением.

Английский писатель А. Милн (1882 - 1956) вошел в историю дошкольной детской литературы как автор сказки о плюшевом медведе Винни Пухе и ряда стихотворений. Милном были написаны и другие произведения для детей, но наибольший успех выпал на названную сказку и стихи.

Сказка о Винни Пухе была опубликована в 1926 году. У нас она стала известна в 1960 году в пересказе Б. Заходера. Герои сказки Милна так же любимы детьми, как любимы ими Буратино, Чебурашка, крокодил Гена, заяц из мультфильмов "Ну, погоди!". "Винни Пух" потому и пришелся по вкусу детям, что писатель не сходит с почвы тех творческих начал, которые были постигнуты им через наблюдения за духовным ростом собственного сына. Герой сказки Кристофер Робин живет в воображаемом мире своих игрушек - их приключения составили основу сюжета: Винни Пух лезет на дерево за медом диких пчел, Винни Пух навещает Кролика и так наедается, что не может вылезти из норы; Винни Пух вместе с поросенком Пятачком идет на охоту и собственные следы принимает за следы Буки; серый ослик Иа-Иа теряет хвост - Винни Пух находит его у Совы и возвращает Иа-Иа; Винни Пух попадается в западню, которую устроил для поимки Слонопотама, Пятачок принимает его за того, для которого они с Пухом вырыли яму, и пр.

Еще далеко не все стихотворения Милна, написанные для детей, переведены на русский язык. Из переведенных получили широкую известность стихи о шустром Робине:

Мой Робин не ходит,

Как люди,

А мчится вприпрыжку,

Галопом -

Тонким лиризмом отмечено стихотворение "У окна - о движении дождевых капель по стеклу:

Каждый капле дал я имя:

Это - Джонни, это - Джимми.

Капли неровным движением сбегают вниз - то задерживаются, то торопятся. Какая из них раньше докатится донизу? Поэт должен глядеть на мир глазами ребенка. Милн, поэт и прозаик, всюду остается верен этому творческому принципу.

Шведская писательница, лауреат многих международных премий за детские книги, Aстрид Анна Эмилия Линдгрен (родилась в 1907 году) снискала себе славу "Андерсена наших дней". Своим успехом писательница обязана проникновенному знанию детей, их стремлений, особенностей их духовного развития. Линдгрен поняла высокую целесообразность игры воображения в духовной жизни ребенка. Детское воображение питает не только традиционная народная сказка. Пищу вымыслу дает реальный мир, в котором живет современный ребенок. Так было в прошлом - традиционный сказочный вымысел тоже был порожден действительностью. Писатель-сказочник, соответственно, должен всегда исходить из реальности сегодняшнего мира. У Линдгрен это, в частности, выразилось в том, что ее произведения, как точно заметил один шведский критик, относятся к разряду "полусказок" (здесь и далее цитируется по книге Л.Ю. Брауде Сказочники Скандинавии - Л., 1974). Это живые реалистические рассказы о современном ребенке, соединенные с вымыслом.

Самая известная из книг писательницы - трилогия о Малыше Карлсоне. Сказочные повести о Малыше и Карлсоне составились из книг "Малыш и Карлсон, который живет на крыше (1955), "Карлсон снова прилетел" (1962) и "Карлсон тайком появляется снова" (1968).

Замысел сказок-повестей вышел из мысли, выраженной писательницей в таких словах: "Ничего великого и примечательного не совершилось бы в нашем мире, не свершись оно вначале в фантазии какого-нибудь человека". Фантазии героя своих повестей сказок - Малыша - Линдгрен окружила поэзией, увидя в игре воображения ценнейшее свойство, необходимее для становления полноценной личности.

Карлсон прилетел к Малышу в один из ясных весенних вечеров, когда впервые звезды засветились на небе. Он явился, чтобы разделить одиночество Малыша. Как сказочный персонаж, Карлсон осуществил мечту Малыша о товарище по затеям, шалостям, необычным приключениям. Отец, мать, сестра и брат не сразу поняли, что творилось в душе Малыша, а, поняв, решились хранить тайну - "пообещали друг другу, что не расскажут ни одной живой душе об удивительном товарище, которого нашел себе Малыш". Карлсон - живое воплощение того, чего недостает ребенку, обделенному вниманием взрослых, и того, что сопутствует игре его воображения, не подчиняющегося скуке обыденных каждодневных занятий. В Карлсоне персонифицируются детские мечты о возможности летать по воздуху над городом, ходить по крышам, играть без опасения сломать игрушку, прятаться всюду, - в кровати, в шкафу, превращаться в привидение, пугать жуликов, шутить без опасения быть неверно понятым и пр. В веселом спутнике затей Малыша живет постоянное стремление удивлять необычным поведением, но оно не бесцельно, так как противостоит скуке заурядных человеческих дел и поступков. "Лучший специалист по паровым машинам" вопреки запрету отец и старшего брата Maлыша запускает машину - и игра становится па-настоящему интересной. Даже поломка машины приводит Карлсона в восторг: "Какой грохот! Как здорово!" Заплакавшего от огорчения Малыша Карлсон успокаивает обычной для него репликой: "Это пустяки, дело житейское!".

Детское воображение Малыша наделяет Карлсона чудаковатыми чертами: он пьет воду из аквариума, строит башню из кубиков с мясной тефтелькой наверху вместо купола; он хвастается при любом случае - оказывается то "лучшим в мире рисовальщиком петухов", то "лучшим в мире фокусником", то "лучшей в мире нянькой" и пр.

Черты Карлсона, толстого человечка, сказавшего о себе, что он "мужчина в самом расцвете сил", который не прочь сплутовать, полакомиться, попроказить, воспользоваться простодушием товарища - это те человеческие недостатки, которые оттеняют главное достоинство Карлсона - он приходит на помощь Малышу, устраняет скуку из его жизни, делает его жизнь интересной, в результате чего мальчик становится веселым и деятельным. Вместе с Карлсоном Малыш пугает воришек Рулле и Филе, наказывает беспечных родителей, оставивших маленькую девочку Сусанну одну дома, смеется над Бетан, сестрой Малыша, и ее очередным увлечением.

Сказочные повести Линдгрен являются в основе своей глубоко педагогичными. Это свойство ее художественного мастерства не мешает писательнице оставаться веселой рассказчицей, порой лиричной, даже сентиментальной.

Кроме трилогии о Карлсоне и Малыше Линдгрен создано большое число других сказочных повестей. Среди них "Приключения Пеппи Длинныйчулок (1945 - 1948), "Мио, мой Мио!" (1954), но трилогия о Карлсоне и Малыше остается лучшей в творчестве шведской писательницы.

Серия о Гарри Поттере, Джоан Роулинг


О чем
12-летний сирота по имени Гарри узнает, что он, оказывается, волшебник и что родители его не погибли в автомобильной катастрофе, как он думал, а были убиты. Теперь убийца мечтает добраться и до самого Гарри.

Зачем читать
Если вы посмотрели фильмы, не впечатлились и книгу читать не стали, вы неправы. Фильмы сняты про магию, драконов и спецэффекты. Книги же эти — про любовь, про то, чего стоит защитить друзей от опасности, про то, как трудно постоянно быть хорошим человеком. Эти книги учат тому, как прекрасно, что люди — разные. Тому, что на чудеса способен любой, даже самый слабый ребенок. А еще это самая великая книга о смерти и о том, что есть вещи и пострашнее.

«Винни-Пух», Алан Милн

CC


О чем
Приключения мальчика по имени Кристофер Робин, его плюшевого мишки Винни-Пуха и их друзей.

Зачем читать
Хотя бы потому, что эта книга — сама доброта. Герои постоянно решают какие-то проблемы, но здесь, в отличие от всей остальной классической детской литературы, совершенно нет отрицательных персонажей. Нет никаких врагов, которых нужно побеждать. Есть только любовь. И друзья. А они в конце концов оказываются самым ценным из того, чем вы можете обзавестись в жизни. Книга учит никогда не терять друзей.

Серия о Муми-троллях, Туве Янссон

CC


О чем
Описание запутанных отношений жителей Муми-далена.

Зачем читать
Все персонажи очаровательные и настолько разнообразные, что как минимум в одном из них легко узнать себя самого. Книга учит тому, что с двумя разными людьми нельзя обращаться одинаково. Нужно не лениться и искать подход к каждому. А еще тому, что страх можно преодолеть, дружбу укрепить, любовь усилить и нет совершенно ничего невозможного, если ты не один.

«Пеппи Длинныйчулок», Астрид Линдгрен

CC


О чем
Девочка живет одна с любимыми зверями, а взрослые постоянно пытаются ей в этом помешать.

Зачем читать
Во-первых, героиня — девочка. А если вы растите девочку, то наверняка замучились искать ей книги, в которых девочки — главные. Причем девочка отличная — смелая, ловкая, добрая, честная и с чувством юмора. Книга учит самом важному: никогда, ни при каких обстоятельствах, что бы с тобой ни делали, как бы все ни были против тебя, как бы тяжело это ни было — не сдаваться.

«Приключения Тома Сойера», Марк Твен

CC


О чем
Приключения не самого послушного мальчика.

Зачем читать
Да вы и сами знаете зачем. Это прекрасная книга, перевод отличный, приключения увлекательные, герои харизматичные. В общем, классика. Но есть еще один довод. Когда ребенок непоседливый, не слушается и постоянно попадает из-за этого в неприятности, от обилия придирок он начинает постепенно привыкать к тому, что он нехороший ребенок, плохой. Вот эта книга как раз о том, что, даже если ты не слушаешься старших, ты все равно хороший. А для тех, кто тебя растит, — вообще лучший. И ты тоже способен на благородные и даже великие поступки. А еще, если с тобой что-то случится, взрослые будут очень опечалены, потому что ты — самое дорогое, что у них есть. Вы наверняка сегодня забыли напомнить об этом своему ребенку.

«Хроники Нарнии», Клайв Льюис

CC


О чем
Огромный эпос про детей, которые попадают в параллельный волшебный мир и должны сразиться со злом, чтобы этот мир спасти.

Книга о любви, страдании, преодолении, невозможности выбора и даже немного о Боге. О том, чего это стоит — каждый день побеждать зло в себе самом, и о том, почему это вообще стоит делать. Книга учит тому, насколько сложнее быть благородным человеком, чем неблагородным и почему все равно нужно выбирать этот сложный путь.

«Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», Сельма Лагерлеф

CC


О чем
За хамство волшебник уменьшает мальчика Нильса до размеров гномика. Нильс отправляется в путешествие со своим гусем Мартином — ему нужно найти волшебника, чтобы тот увеличил его до размеров мальчика.

Зачем читать
Книга особенно хороша для детей, у которых нет братьев и сестер. Таким намного сложнее объяснить, почему нужно делиться, уступать и вообще чем-то своим жертвовать. Книга учит тому, как все это легко делать, если делать по любви. И вообще, эта книга — хороший пример того, на что приходится идти ради тех, кого любишь.

«Чарли и шоколадная фабрика», Роальд Даль

CC


О чем
Мальчик Чарли, добрый, честный, но из очень бедной семьи, попадает на шоколадную фабрику, которой руководит сумасшедший гений, у которого большие проблемы с семьей.

Зачем читать
Вокруг много волшебства, и в итоге побеждает самый честный и благородный герой. Но вообще-то это книга о том, что детские обиды не заживают. О том, что ребенок так и вырастает в мрачного типа, который помнит все, что делали с ним родители, когда ему было девять. О том, что по-настоящему ранить нас могут только самые близкие люди. Ребенок так не считает, а вам полезно об этом подумать. Зато ребенок считает, что самое ценное в жизни — это когда тебя любят. Неважно как. Главное — любят.

«Приключения Оливера Твиста», Чарльз Диккенс

CC


О чем
О приключениях сироты, сбежавшего из работного дома.

Зачем читать
Книга говорит взрослым: чтобы страдать и испытывать горе, ребенку необязательно быть сиротой. И даже вашему «да-у-него-же-все-есть» родному ребенку может быть плохо и может не хватать любви. А детей она учит тому, что ты сам выбираешь, каким быть человеком, с кем дружить, как поступать и куда идти, и то, что ты всего лишь ребенок — ничего не значит. Книга учит тому, что ты все равно свой собственный мальчик (или девочка).

«Убить пересмешника», Харпер Ли

CC


О чем
О жизни брата и сестры, которых овдовевший отец растит в Америке 30-х годов, параллельно пытаясь спасти от смертной казни чернокожего парня, ложно обвиненного в изнасиловании белой девушки.

Зачем читать
Один из самых великих романов в истории американской литературы. Книга о том, как сохранить в себе этого ребенка, который был намного лучше того взрослого, который смотрит на вас из зеркала. Тот ребенок был смелый, он защищал слабых, он часто говорил правду и видел всех взрослых насквозь. Он жил по собственным очень строгим правилам, и все они были основаны на благородстве. Он был вежлив, улыбался искреннее и умел прощать. Он умел радоваться намного чаще вас, нынешнего, был счастлив. Он не боялся рисковать и умел преодолевать собственный страх. Для него очень многое было важнее, чем жизнь. Он умел обходиться малым. Он любил. Он был любим. И каждый день для него был особенным. Он даже скучать умел лучше вас.

Что же с ним стало? Верните его. Он в вас там, внутри. В общем, это, конечно, довольно взрослая книга, хоть и про детей.