Жилин Сергей Сергеевич (23 октября 1966 года, Москва, РСФСР, СССР) - пианист, композитор, аранжировщик и дирижёр. Руководитель коллективов объединенных общим названием ФОНОГРАФ: «Фонограф-Джаз-Трио», «Фонограф-Джаз-Квартет», «Фонограф-Джаз-Квинтет», «Фонограф-Джаз-Секстет», «Фонограф-Дикси-Бэнд», «Фонограф-Джаз-Бэнд», «Фонограф-Биг-Бэнд», «Фонограф-Симфо-Джаз».

В 2005 году Сергею Жилину присвоено звание Заслуженный артист Российской Федерации.

В мае 2007 года Сергей Жилин был музыкальным руководителем и главным дирижёром концертной версии рок-оперы «Парфюмер», с участием оркестра «Фонограф-Симфо-Джаз».

2008 год для «Фонограф-Джаз-Бэнда» был юбилейным, в честь чего на различных концертных площадках прошли концерты при участии звезд российской эстрады.

Сергей Жилин не только активно концертирует и гастролирует, но и записывает пластинки - на сегодняшний день в его активе 18 релизов на различных носителях: CD, VHS, DVD. Это как концертные записи, так и студийные работы, где Сергей Жилин реализует себя в различных составах: от сольных импровизаций и фортепианных дуэтов до головокружительных джем-сейшнов, с коллегами по джазу, блюзовыми и рок-музыкантами.

В 1984 году Родина потребовала отдать ей «почетный долг» - Сергея Жилина забрали в армию.

После курса молодого бойца, который он проходил в узбекском Заравшане, отправили в Москву, в Ансамбль песни и пляски военно-строительных частей. Помимо репетиций и концертов, состоявших в основном из песен и маршей, были и прочие типичные солдатские увеселения в виде мытья стен и чистки умывальников. Но зато были и увольнительные. Поэтому репетиции в студии продолжались. Состав участников к этому времени изменился - преобразовалась ритм-секция, взамен ушедших басиста и тромбониста пришли новые ребята, те, с кем Жилин вместе служил в военном ансамбле. Добавился вокал - Жилин пригласил самую лучшую певицу джазовой студии Аллу Сидорову. Днем - служба, вечером - студия. По ночам Сергей делал оркестровки. Помимо официальных увольнительных, понятное дело, были и «самоволки».

Их уже знали как «Фонограф», когда на очередной весенний студийный фестиваль пришел Юрий Саульский. После фестиваля для коллективов, которые отметил Юрий Сергеевич, устроили прослушивание. Лучших, в том числе и «Фонограф», в 1986 году пригласили на Московский джазовый фестиваль.

Выступать на одной сцене с такими выдающимися коллективами, как оркестры Анатолия Кролла и Олега Лундстрема, было, конечно, событием для новичков, правда, впечатление немного подпортила реакция публики - нет, принимали хорошо, но совсем не так, как в студии - там-то зал всегда приветствовал «Фонограф» стоя! После этого концерта было еще выступление на «Московской осени», ежегодно устраиваемой Союзом композиторов . И вроде неплохо отыграли, и слушатели хорошо реагировали. Но в прессе появилась статья, тональность которой была не то чтобы негативной, но какой-то снисходительной - а не рановато ли, мол, «Фонографу» на «взрослую» сцену? Расстроились жутко. Но задумались...

Именно в 1992 году - после эстрадного конкурса в Ялте, который вроде бы так удачно завершился и для «Фонографа», и для его солистки Аллы Сидоровой, Сергей понял: работой продюсера и администратора, а также прочими - такими скучными, но абсолютно необходимыми организационными делами нужно заниматься ему самому.

На конкурсе Сергей познакомился с художественным руководителем и главным дирижером Президентского оркестра РФ Павлом Овсянниковым. Молодой музыкант заинтересовал Овсянникова высоким уровнем игры, умением работать с любым музыкальным материалом, способностью быстро и качественно делать аранжировки. Павел Борисович стал приглашать пианиста на гастроли со своим оркестром. А однажды в 1994 году пригласил и на «встречу в верхах» - на прием в честь визита в Россию президента США Билла Клинтона. Зная, что Клинтон неплохой саксофонист, можно было предположить, что ему захочется сыграть. Так и вышло. Сергей Жилин и Билл Клинтон вместе исполнили «Summertime», потом «My Funny Valentine». Сергей очень волновался, но все получилось отлично. Клинтон поблагодарил своего музыкального партнера, а госсекретарь США Уоррен Кристофер поинтересовался, «откуда у парня американская грусть» - где, мол, так научился чувствовать и играть американскую музыку? Сергей ответил, что просто любит джаз - и уже давно.

Клинтон Сергею Жилину очень понравился - харизматичный и обаятельный, с безупречными манерами. С тех пор к Сергею Жилину прочно прикрепился титул «пианиста, который играл джаз с американским президентом». Потом было выступление на приеме, который устроил мэр Москвы в честь Лайзы Минелли, знакомство с Томом Джонсом, многочисленные выступления с самыми яркими российскими звездами. Овсянников предложил Жилину перейти к нему в оркестр. Предложение, безусловно, было заманчивым - интересная работа, стабильная зарплата. Но тогда пришлось бы забыть про свой коллектив, свое дело. И Сергей снова выбрал «Фонограф».

Самый большой и престижный европейский джазовый фестиваль вот уже более сорока лет проходит в швейцарском курортном городке Монтре на берегу Женевского озера. Начавшись как сугубо джазовый, фестиваль в Монтре сегодня в своих программах охватывает почти все актуальные жанры - от рока и блюза до хип-хопа и этнической музыки.

В Монтре у «Фонографа» было четыре концерта. Уже после первого выступления организаторы, оценив класс игры российских музыкантов, поменяли зал - на более вместительный. А на третье выступление стали даже продавать билеты (хотя обычно на концерты программы «офф» вход для публики свободный).

В Монтре во время фестиваля царит уникальная атмосфера. Это огромный музыкальный базар, на котором собираются джазмены со всего мира. Поэтому, невзирая на усталость, музыканты «Фонографа» после своих концертов с удовольствием приняли участие в ночном джеме.

Сергей Жилин — это известный шоумен, пианист и композитор, с творчеством которого знаком каждый. А вот о подробностях личной жизни этого талантливого музыканта знают немногие. Мы решили исправить данную ситуацию, поведав вам о том, как жил, где учился и работал Сергей Жилин до того, как стал всенародным любимцем.

1966 года 23 октября был рожден Сергей Жилин. К музыке его семья начала приучать еще с самого младенчества. Бабушка будущего композитора, которая была скрипачкой, усадила его за фортепиано еще в 2,5 года. Родители тоже мечтали взрастить из Сергея музыкальное дарование и заставляли его играть на музыкальном инструменте по несколько часов в день.

Сергей Жилин в детстве

Интересно! Иногда занятия музыкой настолько надоедали Сергею, что он периодически закрывал бабушку в квартире под ключ, а сам сбегал поиграть с дворовыми мальчишками в футбол.

Помимо музыки, Жилин в детстве еще увлекался и спортом, а точнее катанием на лыжах и прыжками с трамплина. Как сознается сам композитор, однажды после прыжка он неудачно приземлился и получил трещину ладони, за что музыкальный педагог его очень бранил.

Далее, Сергей научился удачно совмещать занятия футболом, езду на велосипеде и работу сразу в нескольких вокально-инструментальных коллективах. Такой расклад устраивал всех, кроме матери Жилина, так как она хотела, чтобы ее сын был серьезным академическим музыкантом. Поэтому, женщина отдала юного Сергея в военно-музыкальное училище. Там он должен был выучиться на дирижера.

И хоть Жилин сдал вступительные экзамены на отлично, продемонстрировав высочайший уровень музыкальной образованности, все же его такой порядок вещей не устраивал, так как он должен был забыть о своих хобби. Сергей настоял на своем, и родители вынуждены были разрешить мальчику записаться в секцию авиамоделизма, где он добился немалых успехов.

Что касается музыкального образования, Жилин успевал посещать одновременно вокально-инструментальные и театральные кружки, и даже джазовою студию. А вот успеваемость в школе с музыкальным уклоном у него настолько “хромала”, что администрация вынудила родителей перевести свое чадо в общеобразовательное учреждение. Сергей не задержался долго и там. Закончив всего 8 классов, он пошел учиться в ПТУ, где смог совмещать авиамоделизм, спорт и музыку.

По окончанию техникума, Жилин уходит в армию, где тоже смог проявить себя, участвуя в военном музыкальном ансамбле.

Музыка

В 1982 году Сергей сумел попасть в студию, которая работала в сфере музыкальных импровизаций. Там же Жилин познакомился со Стефанюком, с которым в дальнейшем стал выступать в дуэте. Парни играли собственной обработки регтаймы. Таким образом родился “Фонограф”, полноценный дебют которого состоялся в 1983 году на одном из концертов, посвященном джазовой музыке. Именно там молодой, но при этом очень талантливый коллектив “взорвал” зал и обзавелся первыми своими почитателями.

1992 год в карьере Жилина был переломным, поскольку Сергей, будучи на гастролях в солнечной Ялте, познакомился с дирижером президентского оркестра Овсянниковым П.Б. Мэтру сразу же приглянулся Сергей и он, не задумываясь, пригласил его выступать вместе с главным оркестром страны на гастролях.

С того момента карьера Жилина буквально взлетела вверх. Он путешествовал не только по России, но и зарубежным странам. Например, в 1994 году он был удостоен чести играть с экс-президентом США Биллом Клинтоном, который назвал его лучшим джазовым музыкантом.

В 1995 году Жилин уже официально зарегистрировал “Фонограф”, как организацию, которая после превратилась в студию звукозаписи и стала настоящим музыкальным брендом.

С 2002 года Сергей начинает появляться на телеэкранах. Он дирижирует в таких телевизионных шоу “Две звезды”, “Достояние республики”, “Танцы со звездами”.

Интересно! В 2005 году Жилин за свои музыкальные заслуги получил звание народного артиста Российской Федерации.

В 2012 — 2014 годах Жилин с оркестром принимает участие в съемках ряда телепроектов “Голос”. Музыкант запомнился разработчикам шоу своим высоким профессионализмом, так как номера под его руководством записывались быстро и буквально с одного-двух дублей.

Личная жизнь

Что касается подробностей личной жизни, а также наличия жены и детей, этот “пункт” своей биографии Сергей Жилин держит в тайне. Со слов близкого к музыканту окружения, мы знаем, что он был женат дважды. О первой супруге известно лишь то, что она “подарила” композитору сына, а вторая в прошлом была участницей “Фонографа”.

Несмотря на то, что Сергей Жилин старается скрывать подробности своей биографии, все же нам стали известны некоторые интересные факты из жизни композитора.

  • В 1995 году Жилин решил попробовать себя в роли радиоведущего. По приглашению радиостанции “Юность” он вел авторские музыкальные передачи на протяжении трех лет.

  • Имя композитора было внесено в известную и почитаемую среди джазовых исполнителей книгу “Джаз. ХХ век”.
  • Нынче “Фонограф” соединяет в себе одновременно несколько компаний, работающих в разных музыкальных направлениях.

  • Жилин довольно высокий мужчина, так как его рост составляет 196 сантиметров.

Сергей Жилин сейчас

Сергей Жилин и далее продолжает умалчивать информацию о своей семье и подробностях личной жизни, а вот об успехах в карьере он готов говорить всегда. Например, последний концерт, который он вел вместе с Диной Гариповой, Жилин построил в форме диалога. На нем мэтр рассказывал зрителям, среди которых было немало и известных в мире шоу-бизнеса персон, о своих мечтах и воспоминаниях из юности.

Также Сергей неустанно работает и над новыми музыкальными произведениями. В 2014 году “увидел мир” новый альбом “Фонограф — Джаз — Трио” под названием “Чайковский in jazz”. Вместе с Протасовым и Гусевым Жилин обработал известные хиты композитора, придав им джазовое звучание.

Сергей Жилин с Дианой Гарпиной

Знаменитый джазовый пианист Сергей Жилин родился в Москве 23 октября 1966 года. Увлечение игрой на пианино пришло к мальчику в раннем детстве. Это не удивительно, поскольку бабушка маленького Сережи профессионально занималась музыкой. Родители мальчика рассчитывали на то, что их сын станет великим академическим исполнителем.


По несколько часов в день за инструментом Сережа проводил с большим удовольствием. Но когда мальчик немного подрос, его начало интересовать джазовое направление. Узнав об этом, родители и бабушка, были огорчены – по их мнению, джаз не является серьезной музыкой.

Юношество и интересы Сергея Жилина

Сергей рос разносторонне развитым парнем, поэтому помимо музыки его привлекал велоспорт и футбол. Позднее Сергей Жилин начал обучение в военно-музыкальном образовательном заведении. Влияние на выбор юноши в большей степени оказали родители. Как только стало известно о его зачислении абитуриентом, парень передумал поступать. По его словам, ему сложно было представить себя в роли дирижера оркестра или обычного военного музыканта.


Мало кто знает о том, что увлечение авиамоделизмом стало решающим аспектом в его жизни. После отказа от получения военного образования молодой человек принялся активно собирать модели различных летательных аппаратов.

Наряду с авиамоделированием Сергей учился в музыкальной спецшколе. Однако был вынужден перевестись в обычное учебное учреждение из-за неуспеваемости. Он получил среднее образование в местном училище, которое окончил по специальности «Электромонтажника летательных аппаратов». Потом последовала служба в армии, где будущий известный джазовый музыкант участвовал в творческом музыкальном ансамбле.


Начало карьеры Сергея Жилина

1982 год стал решающим в музыкальной карьере Сергея Жилина. В этот период он поступил на обучение в студию музыкальной импровизации. Тогда же он создал коллектив «Фонограф», в котором творческим напарником Сергея стал Михаил Стефанюк.

В 1983 году дуэт выступил на джазовом фестивале в Москве, где был высоко оценен. «Фонограф» еженедельно выступал на сцене бара Высоцкого. А в 1990-м Жилин занял должность музыкального менеджера в одном из лучших отелей Москвы.


В 1992 году Сергей познакомился с руководителем Президентского оркестра, с которым начал гастролировать. А спустя два года ему выпала уникальная возможность сыграть на одной сцене с Биллом Клинтоном. У бывшего американского президента брал интервью и другой джазовый музыкант – саксофонист Алексей Козлов.

В 1995 году после длительной паузы состоялся гастрольный тур дуэта «Фонограф». Жилин начинает самостоятельно создавать аранжировки, и уже в 2005-м исполнитель получает звание народного артиста России.


Помимо регулярных выступлений с концертами на большой сцене, музыкант очень часто принимает участие в телевизионных шоу. На протяжении всех сезонов передачи «Голос» музыкант играет в составе сопроводительного оркестра.

Личная жизнь Сергея Жилина

Эту сторону своей жизни Сергей Жилин хранит в секрете. При этом существуют некоторые источники, которые свидетельствуют о наличии двух браков Жилина. От первой жены у музыканта растет сын. Вторая супруга длительное время была солисткой коллектива «Фонограф».

— Однажды, когда мне было лет девять, я закрыл бабушку в квартире. В десять-одиннадцать часов утра бабуля стряпала на кухне завтрак, а я в комнате играл на пианино. Бабушка думала, что внук, как и положено, занимается, но на самом деле я готовил побег. Чуть-чуть поиграв, молниеносно натянул тренировочные штаны, потом еще поиграл, сунул ноги в кеды, снова поиграл и тихо, но стремительно пронесся к входной двери. Открыл, выскочил на лестничную клетку и запер дверь на ключ. Ура, свобода!

- Далеко убежали?

Нет, я стал под нашими окнами играть в футбол. Бабушка кричала: «Сережа, вернись! Открой меня!» Я отвечал: «Сейчас, только доиграем!» И так несколько часов.

- А не мелькала мысль, что за преступлением последует наказание?


- Ну почему сразу «преступление»? Я понимал, что ничего плохого с бабушкой не произойдет. Я же ни в чем ее не ограничивал, только в выходе на улицу. Но обычно она днем никуда и не ходила, разве что изредка в магазин. Я знал, что у нее все в полном порядке: еда дома есть, телевизор работает. Только меня нет - но я бегаю прямо под окнами живой и невредимый. Наказывать меня не за что, причин для волнений нет! Однако бабушка так не считала и позвонила маме, чтобы та срочно приехала, но маму не отпустили с работы. Мамочка вернулась, как обычно, в шесть или семь часов. До этого времени я гонял мяч, ни разу не поев: я же не мог заскочить домой, меня бы не выпустили. Мама выловила меня на площадке и, кажется, «слегка» наказала - за давностью лет уже не помню.

- Наверное, вам редко разрешали целый день гонять мяч?

Да это вообще единственный раз было. Конечно, меня не лишали футбола полностью, иначе случаев вроде того, о котором я рассказал, происходило бы гораздо больше. Пытались ограничить в выборе компании: у нас были и мои ровесники, и ребята лет пятнадцати, которые в пылу спортивного азарта могли меня затолкать, затоптать, но я и с ними убегал играть. Разумеется, ограничивали и во времени: меня старались заставить как можно больше заниматься. Бабушка говорила: «Занимайся сейчас, потом времени не будет». Насколько она была права, я понял только лет десять назад.

- Я нарушил правила техники безопасности, большой палец правой руки попал в сверлильный станок… Мама, которая очень хотела, чтобы из меня вышел толк, расстроилась ужасно: «Ну все, теперь пианист из тебя точно не получится». Фото: из личного архива Сергея Жилина

- По сколько же часов вы тогда занимались?

От четырех до восьми-десяти часов в день. Я с шести лет учился в ЦМШ - Центральной музыкальной школе при Московской консерватории, там были многочасовые занятия по специальности, поэтому все ученики, и я в том числе, добивались хорошей, крепкой формы. Когда я оттуда «выскочил», мне долго хватало полученного в ЦМШ багажа. Лет десять я либо вообще не занимался, либо занимался очень мало, но при этом у меня все игралось. А вот потом перестало. Голова-то помнит, что это должно звучать вот так, в таком-то темпе, с быстрой артикуляцией, а руки уже не в той форме! Сначала я справлялся со всем с помощью дополнительного мышечного напряжения. Но потом это стало реальной проблемой. Последние лет восемь я вернулся к ежедневным занятиям, с правильной постановкой рук. Плюс спорт: занятия в фитнес-зале, упражнения для спины и плеч, растяжка на определенные группы мышц тоже помогает и чувствовать себя лучше, и играть.

Интересно в жизни все устроено: в детстве для пользы дела приходилось отказываться от спорта, а теперь, наоборот, заниматься им… Что вам еще нравилось, помимо футбола?

Я любил кататься на лыжах. Каждую осень упрашивал маму купить новые, потому что за предыдущую зиму полностью «убивал» старые. Отстояв очередь в магазине спорттоваров, надо было отстоять очередь в мастерскую, чтобы поставить крепления, и только потом можно было идти кататься. К счастью, мы жили рядом с лесом. Я любил кататься с горы и выбирал широкие лыжи - «Турист» они назывались. Горные лыжи родители не могли себе позволить, просто в мастерской делали дополнительный крюк за ботинком и привязывали к нему пятку. На таких улучшенных лыжах подростком я самостоятельно тренировался прыгать с трамплина. Подлетаешь, летишь - очень увлекательно! Несколько раз хорошо получилось, а один раз я шлепнулся на руку и заработал ­трещину в ладони. Ох, как ругался мой педагог!

- Какую руку загубить могли!

Авиамоделирование в этом смысле оказалось еще опаснее. Я всегда болел авиацией, замирал от восторга, глядя на летящие самолеты, бесконечно рисовал их, взахлеб читал про летчиков-героев Великой Отечественной войны - Покрышкина, Кожедуба, Маресьева. Я ходил в кружок авиамоделирования во Дворце пионеров, защищал его честь на соревнованиях и даже завоевал титул чемпиона Москвы по кордовым авиамоделям воздушного боя среди младших школьников. Я взрослел, мои модели становились сложнее. Мы работали на станках, адаптированных для школьников. Но когда мне было 16 лет, из-за того что я нарушил правила техники безопасности, большой палец правой руки попал в сверлильный станок и его там прокрутило. Он до сих пор полностью

не сгибается. Мама, которая очень хотела, чтобы из меня вышел толк, расстроилась ужасно: «Ну все, теперь пианист из тебя точно не получится». А в джазовой студии «Замоскворечье», куда я ходил, вскоре должен был состояться концерт, где мы с однокурсником планировали играть в четыре руки регтаймы а-ля Раймонд Паулс. У меня были ровно те же страхи, что и у мамы, но я не мог подвести товарища, поэтому сел играть с пальцем в гипсе. Руководитель студии, смеясь, объявил зрителям: «Не обращайте внимания, что у ближайшего ко мне пианиста гипс. Он его специально наложил, чтобы продемонстрировать, что может справиться и четырьмя пальцами». Народ радовался, а уж я как: ведь действительно смог все сыграть и без большого пальца!

С Раймондом Паулсом (2010). Фото: из личного архива Сергея Жилина

Наверное, бабушка больше вас с мамой вместе взятых переживала из-за травмы, угрожающей вашей карьере пианиста…

У нее в тот период было много причин переживать по поводу моего му­зыкального будущего: во-первых, она видела меня классическим пианистом, а я вдруг увлекся джазом, который она всерьез не воспринимала. Во-вторых, вскоре последовал удар посерьезнее: в восьмом классе меня выгнали из ЦМШ. Почему? Не знаю! На экзаменах сказали, что я допустил ошибку, играя Баха, и грубо исполнил «Наваждение» Прокофьева и концерт Грига, но это была скорее отговорка. Может, надоело, что на переменах я играю популярную музыку или вечно таскаю на занятия модели самолетов - я же после школы ходил во Дворец пионеров? Решили, раз Жилину так нравятся самолеты, пусть ими и занимается? Понятия не имею о причинах моего исключения. Я переживал ужасно: школа была для меня всем, я в ней вырос… Ноги моей в родном учебном заведении долго не было. Год назад мне позвонил директор ЦМШ, предложил: «Не хотите ли к нам прийти и провести мастер-класс для учащихся?» Я ответил: «Большое спасибо, конечно, за такое интересное предложение, но вы знаете, что меня из ЦМШ выгнали?» - «Знаем, даже нашли журнал вашего класса, с вашей фамилией». Пришел, встретился с учениками, журнал посмотрел. Забавно, что многие из тех, кого оставили тогда, к музыке сейчас вообще никакого отношения не имеют, а уж собственного оркестра нет ни у кого не только из бывших одноклассников, но и из тех, кто оканчивал школу в течение десяти лет о и после меня!

- Приглашая вас, сказали, мол, посыпаем голову пеплом, в 1980 году начальство школы совершило ужасную ошибку?

Не сказали. Да, может, они как раз и не ошиблись, а правильно поступили. Я бы все равно не стал академическим исполнителем: уже понимал, что эстрадно-джазовое направление мне ближе. Может быть, и руководители школы это понимали… Мама тогда отдала мои документы в военно-музыкальное училище, но оно было намного более военным, чем музыкальным, и я сказал, что не стану там учиться ни за какие коврижки. Тогда мама нашла общеобразовательную школу, где в одном классе вместо УПК занимались музыкой: сделали что-то вроде подготовительных курсов для поступления на музыкальный факультет педагогического университета. Однако мой уровень как музыканта был намного выше, чем у остальных, а общеобразовательный - хуже. Директор сказал, что я тяну класс назад, мне надо идти в ПТУ. Сунулся в ближайшее к дому, но оно оказалось ужасным. А я играл в двух

ансамблях, и у одного как раз была база в ПТУ, только в другом, гораздо лучшем. Руководитель ансамбля поговорил с директором, и меня туда с радостью взяли. Конечно, я намного больше занимался музыкой, чем учился, но все равно оказался в теме благодаря авиамоделированию: у меня была специальность «электромонтажник по оборудованию летательных аппаратов». Я успевал играть в этом ансамбле и ходить в джазовую студию в ДК «Замоскворечье», где у нас постепенно сложился коллектив, в 1983 году получивший название «Фонограф». В 1984-м меня забрали в армию, и тут мне повезло: я служил в Москве в ансамбле песни и пляски, практически через дорогу от ДК «Замоскворечье», и мог бегать на репетиции «Фонографа». Чтобы уйти в самоволку, требовалось выбраться на двускатную крышу здания, где располагался наш оркестр, спрыгнуть с нее на низкую плоскую крышу соседней постройки, оттуда на плац, перебежать через него и перелезть через забор. Конечно, побег осуществлялся в часы, когда на плацу никого не было. Но одним прекрасным утром что-то пошло не так: выбравшись на крышу, я увидел на плацу развод и начальника штаба! Я перелез на другой скат крыши, тот, что со стороны штаба, - а там стоит полковник и все начальство! Курят, разговаривают… Понимаю, что если меня сейчас заметят, то наказание будет в сто раз хуже гауптвахты. Есть лишь один способ спастись: добраться до конца крыши, там козырек, с которого­ можно спрыгнуть, и главное, растет дерево, которое этот козырек надежно загораживает. Правда, там высоко, метра два с половиной или три, но выхода нет. Добрался, сразу прыгаю - и приземляюсь в метре от молодого лейтенанта, нашего нового помощника дирижера! Мне же некогда было смотреть, что внизу происходит. Представляете, человек идет на работу, никого не трогает - и вдруг сверху, практически ему на голову, летит солдат! Но помощник дирижера был свой, он о происшествии никому не сказал.

Во время службы в армии (1985). Фото: из личного архива Сергея Жилина

Вот ведь какая опасная профессия - дирижер. Даже когда они сами не падают в оркестровые ямы, кто-то норовит упасть им на голову! У вас же тоже на съемках первого сезона программы «Голос» было неудачное падение…

Да, на первом сцена, на которой выступали участники, находилась на некотором расстоянии от места, где сидел оркестр. Я перед началом съемки увидел главного редактора программы, встал, пошел к нему - и угодил в промежуток между двумя сценами. Выбрался быстро, сначала подумал, что единственный ущерб здоровью - разбитый подбородок. Работаю, а через час замечаю, что нога в ботинке расширяется, опухает. Разулся, чтобы не так больно было, дальше играю. После съемок поехал в травмпункт и там узнал, что у меня перелом. Но он был простой - даже гипс не накладывали, только жесткую повязку на неделю. Кстати, после меня в этот злосчастный проем между сценами упали еще три человека, и ко второму сезону конструкцию поправили.

- Вы прекрасно общаетесь с Дмитрием Нагиевым, подкалываете друг друга. Давно знакомы?


- Мы познакомились на программе «Две звезды» и сразу поладили. Дима, когда видит нового человека, быстренько его прощупывает: отпустил шутку - посмотрел на реакцию. Вот и на мой счет прошелся. А у меня ­микрофон-то­ был, я взял и ответил ему. И пошло-поехало. Потом эта пикировка переросла во взаимоуважение, а затем и в дружбу. Не могу сказать, что мы часто общаемся: я катастрофически занят, он кошмарно занят, просто так видеться нам некогда, и мы встречаемся исключительно на съемочной площадке. И там друг другу помогаем, делаем все возможное, чтобы удобнее работалось. Конечно, инициатива диалога всегда исходит от Димы, но я могу его поддержать - иногда это получается смешно. 23 октября он будет вести мой юбилейный вечер. Надеюсь, что для этого дня у него найдутся особые, праздничные остроты.

- А кого дольше всего знаете из нынешних и бывших наставников?

Мы познакомились еще в 1991 году на музыкальном конкурсе в Ялте, у него тогда был «босоногий» период и еще даже не начался роман с Анжеликой Варум. Кстати, хотя я очень давно знаю Леню, с Анжеликой познакомился, только когда нас с ней сделали дуэтом на «Двух звездах». Мы друг друга сразу очень хорошо поняли, скоро у меня возникло ощущение, что и ее я знаю с 1991 года.

- Нагиев, когда видит нового человека, быстренько его прощупывает: отпустил шутку - посмотрел на реакцию. Вот и на мой счет прошелся. А у меня микрофон-то был - я взял и ответил ему. (2014). Фото: из личного архива Сергея Жилина

Мне продюсеры такого не предлагали.

- А самому подбросить идею?

Мне бы со своей работой справиться, потому что каждый год время на подготовку сокращается, а объемы задач увеличиваются.

Это, конечно, внушает восхищение, граничащее с недоумением. Как вы успеваете готовиться к невероятному количеству выступлений?

Ну как… Составляются графики общих репетиций с участниками, с тренерами. Иногда приходится задерживаться до двух часов ночи. Кто-то решит, что это вообще не тянет на трудовой подвиг, но мы же начинаем репетировать не в десять вечера, а в одиннадцать утра. И не сидим, обмениваясь новостями полчаса, а сразу приступаем к делу. У меня в «Фонографе» именно так заведено, а иначе ничего не успеем. У нас же, кроме этого шоу, есть много своих самых разных концертных программ.

- Я давно знаю Леню Агутина, а с его женой - Анжеликой Варум - познакомился, только когда нас с ней сделали дуэтом в шоу «Две звезды» (2012). Фото: из личного архива Сергея Жилина

Вы возглавляете «Фонограф» уже 33 года! Сережа Жилин образца 1980-х и Сергей Сергеевич образца последних лет - это два разных руководителя?

В юности люди легко сближаются. Ты считаешь своих музыкантов друзьями на всю жизнь, а они могут легко от тебя уйти туда, где предложили на пять рублей больше. Или другой вариант: человек думает, что раз мы дружим, то и на репетиции можно опаздывать на полчаса и приходить в состоянии «нестояния» после развеселой бессонной ночи. Вообще об этом не говорят, но почти в каждом коллективе, и в эстрадном, и в симфоническом, бывают нарушения дисциплины, связанные с алкоголем. Везде вопрос решается по-своему: где-то больше, где-то меньше на него внимание обращают. У нас теперь очень строго, а раньше некоторые коллеги-друзья садились мне на шею. Я стараюсь не привязываться к музыкантам, чтобы в случае чего легко было расставаться. Хотя это не всегда получается, ведь мы вместе делаем одно дело…

Образование: окончил 8 классов ЦМШ (фортепиано), получил диплом магистра искусств Международной академии наук в Сан-Марино по специальности «пианист, дирижер, аранжировщик, педагог»

Карьера: в 1983 году создал джаз-бенд «Фонограф» (сейчас - руководитель группы компаний «Фонограф», объединяющей 10 музыкальных коллективов), в 2002 году впервые встал за дирижерский пульт, в 2006 году стал музыкальным руководителем, дирижером, а позже и участником шоу «Две звезды» (Первый канал). С 2012 года оркестр «Фонограф-Симфо-Джаз» обеспечивает музыкальное сопровождение участникам шоу «Голос» (Первый канал)

Сергей Сергеевич Жилин (23 октября 1966 года , Москва , РСФСР , СССР) - российский пианист , дирижёр , бэнд-лидер , аранжировщик , композитор и педагог. Заслуженный артист Российской Федерации (2005).

Руководитель музыкальных коллективов, объединённых общим названием «Фонограф»: «Фонограф-Джаз-Трио», «Фонограф-Джаз-Квартет», «Фонограф-Джаз-Квинтет», «Фонограф-Джаз-Секстет», «Фонограф-Дикси-Бэнд», «Фонограф-Джаз-Бэнд», «Фонограф-Биг-Бэнд», «Фонограф-Симфо-Джаз».

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    В 1996-1997 годах в театре «Школа современной пьесы» прошёл цикл концертов под названием «Фонограф-Джаз-Театр». Это были не совсем обычные сольные концерты: туда приглашали единомышленников, влюбленных в джаз друзей и коллег. С каждым гостем музыканты «Фонографа» играли одну-две совместные композиции. Эта идея нашла своё логическое завершение в программе, которую «Фонограф» представил в Театре эстрады в апреле 1997 года. И название концерта было очень точным - «Мы хотим быть разными». Русский фольклор, блюз, поп-музыка, эстрадный танец, художественное чтение и, конечно, джаз - все это, как в калейдоскопе, было представлено на сцене в тот вечер.

    В 1997 году состоялся ещё один знаковый для Сергея Жилина и «Фонограф-Джаз-Бэнда» концерт в Театре эстрады - «В созвездии Оскара Питерсона ». Организатор и вдохновитель программы, Жилин собрал на одной сцене ведущих джазовых пианистов страны - в концерте участвовали Игорь Бриль , Даниил Крамер , Андрей Разин. Это был блестящий парад солистов и мастеров импровизации.

    1999 год в свою очередь запомнился концертом «Фонограф-Джаз-Квартета» «Посвящение Оскару Питерсону» в Концертном зале им. П. И. Чайковского .

    В 2001 году на фестивале «Джаз над Волгой» в Ярославле музыканты «Фонографа» познакомились с джазменами из Барлингтона (США). Американцы пригласили коллег на свой джазовый фестиваль. В США «Фонограф-Джаз-Квартет» приняли очень хорошо, и вместо запланированных четырёх концертов коллектив отыграл целых шесть. В том же году «Фонограф-Джаз-Квартет» участвовал в фестивалях российского искусства во Франции и Италии.

    Следующий год ознаменовался для музыкантов выступлением на самом большой и престижном европейском джазовом фестивале в Монтрё (Швейцария) - там в июле 2002 года у «Фонограф-Джаз-Квартета» состоялись 4 аншлаговых концерта.

    В 2002-2003 годах «Фонограф» играл роль аккомпанирующего оркестра в мюзикле «Чикаго » в Театре эстрады . Именно в этом проекте Сергей Сергеевич Жилин впервые встал за дирижёрский пульт. Специально для «Чикаго» был создан оркестр, два десятка виртуозов которого впоследствии составили основу «Фонограф-Биг-Бэнда». Первый концерт нового коллектива состоялся в 2003 году в Театре эстрады в рамках международного фестиваля «Триумф джаза ».

    В мае 2007 года Сергей Жилин выступил музыкальным руководителем и главным дирижёром концертной версии рок-оперы «Парфюмер» с участием оркестра «Фонограф-Симфо-Джаз». А уже осенью он взял на себя роль продюсера и художественного руководителя концерта в Театре эстрады, посвященного памяти Юрия Сергеевича Саульского и 55-летию его творческой деятельности. В ноябре в театре «Золотое кольцо» состоялась премьера совместной концертной программы Алексея Иващенко и оркестра «Фонограф-Симфо-Джаз» «Игра по новым правилам». Впоследствии эта программа была ещё не раз показана на крупных концертных площадках Москвы.

    В 2013 году оркестру «Фонограф» исполнилось 30 лет, и этот юбилей коллектив с размахом отпраздновал 23 октября на главной сцене страны, в Государственном Кремлёвском дворце , при участии звёзд российской эстрады.

    «Фонограф» сейчас

    Если начать перечислять все фестивали и концерты с участием Сергея Жилина - список будет весьма впечатляющим: гастроли по России и за рубежом, многочисленные фестивали в России, джазовый абонемент в Твери, абонементы в театре «Золотое кольцо» и Московском международном Доме музыки , международные фестивали в Германии, Турции, Индии, Австрии.

    Сергей Жилин не только активно концертирует и гастролирует, но и записывает пластинки: на сегодняшний день в его активе более 20 релизов на различных носителях. Это не только концертные записи, но и студийные работы, где Сергей Жилин реализует себя в различных составах: от сольных импровизаций и фортепианных дуэтов до джэм-сейшнов с коллегами по джазу, блюзовыми и рок-музыкантами.

    В 2005 году Сергею Жилину было присвоено звание «Заслуженный артист Российской Федерации» .

    «Фонограф» и ТВ

    В 2005 году в истории «Фонографа» началась «телевизионная эра».

    Первой работой на телевидении стал проект «Хазанов против НТВ » («Фонограф-Джаз-Бэнд»).

    В 2006 году в эфир вышел проект «Две звезды» , мгновенно ставший одним из самых ярких событий телевизионного сезона. Сергей Жилин вновь взял на себя обязанности музыкального руководителя и главного дирижёра. Здесь сроки были ещё более жесткими, чем в «Танцах»: оркестру необходимо было подготовить музыкальный материал сразу к пяти-шести программам. В результате оркестр обеспечивал живой звук на площадке на протяжении всех 5 сезонов. В четвёртом сезоне проекта (2012) Сергей Жилин впервые примерил на себя роль вокалиста: их дуэт с Анжеликой Варум занял третье место по итогам голосования жюри.

    В 2008 году симфоджазовый состав «Фонографа» участвовал в съёмках телешоу «Можешь? Спой!». С 2009 по 2016 год оркестр аккомпанировал звёздам российской эстрады в программе «ДОстояние РЕспублики» .

    В 2012 году главный телеканал страны выпустил на экраны музыкальное шоу «Голос» . На протяжении четырёх сезонов живым музыкальным сопровождением проекта выступает оркестр «Фонограф-Симфо-Джаз» под управлением Сергея Жилина. «Голос» принципиально отличается от всех традиционных вокальных конкурсов на отечественном телевидении в первую очередь исключительно живым звучанием - все номера записывают с одного дубля, за которым стоят многочасовые репетиции с «Фонографом».

    В 2014 году зрители увидели первый сезон шоу «Голос. Дети» , рейтинг которого не отстает от «взрослого» проекта. Живой звук на съёмочной площадке обеспечивает оркестр «Фонограф-Джаз-Бэнд».

    • К 1995 году музыка в исполнении «Фонографа» начала широко звучать по радио и телевидению, и вскоре Сергей Жилин сам стал ведущим авторской музыкальной передачи на радиостанции «Юность» : «Радиоклуб „Фонограф“ выходил еженедельно на протяжении почти трёх лет».
    • Имя Сергея Жилина внесено в джазовую энциклопедию «Джаз. XX век».
    • Группа компаний «Фонограф» - это несколько разных, дополняющих друг друга бизнес-направлений: Event, Light & Sound, Records, Jazz Band.

    Коллективы и программы «Фонографа»

    • Сольная программа Сергея Жилина
    • «Фортепианный дуэт» - «Джаз на двоих»
    • «Фонограф-Джаз-Трио» - «Чайковский in Jazz»
    • «Фонограф-Джаз-Квартет» - «Посвящение Оскару Питерсону»; «Упоение джазом» (с солисткой)
    • «Фонограф-Джаз-Квинтет» - «Мамбо-джаз»
    • «Фонограф-Джаз-Секстет» - «Jazz & Rock, Rock & Jazz», «Pop-Jazz»
    • «Фонограф-Дикси-Бэнд» - «Мир Диксиленда»
    • «Фонограф-Джаз-Бэнд» - «James Bond Dance», «Во имя любви» (посвящение группе «Earth, Wind & Fire»)
    • «Фонограф-Биг-Бэнд» - «Упоение джазом»
    • «Фонограф-Симфо-Джаз» - «Легендарные мелодии ХХ века», «Игра по новым правилам»
    • Эстрадно-симфонический оркестр - «Чёрный кот» и другие хиты разных лет"

    Дискография

    • 1997 год - «30 - это много или мало…» («Фонограф-Джаз-Бэнд»)
    • 1998 год - «Мы хотим быть разными». Концерт в Театре эстрады («Фонограф-Джаз-Бэнд») (VHS)
    • 1999 год - Концерт в Большом зале Центрального дома кинематографистов 5 мая 1995 года («Фонограф-Джаз-Трио» и «Фонограф-Джаз-Бэнд»)
    • 1999 год - «Посвящение Оскару Питерсону» («Фонограф-Джаз-Квартет»)
    • 2001 год - Джазовое шоу «В созвездии Питерсона». Концерт в Театре эстрады 4 декабря 1997 года («Фонограф-Джаз-Трио» и «Фонограф-Джаз-Бэнд») (VHS)
    • 2001 год - Концерт в Государственном концертном зале им. П. И. Чайковского 23 октября 1999 года («Фонограф-Джаз-Квартет») (VHS)
    • 2002 год - «35 и 5». Концерт в «Ле клубе» 23 октября 2001 года («Фонограф-Джаз-Бэнд») (VHS)
    • 2002 год - Концерт в «Ле клубе» 29 марта 2002 года («Фонограф-Джаз-Бэнд»)
    • 2003 год - «Соло в четыре руки». Борис Фрумкин и Сергей Жилин
    • 2004 год - «Упоение джазом». Концерт в Театре эстрады 23 октября 2003 года («Фонограф-Биг-Бэнд» и «Фонограф-Джаз-Бэнд») (DVD)
    • 2005 год - «Чайковский in Jazz. Времена года - 2005». («Фонограф-Джаз-Трио»)
    • 2007 год - «Mambo-Jazz». («Фонограф-Джаз-Квартет»)
    • 2008 год - «Легендарные мелодии XX века». («Фонограф-Симфо-Джаз») (2CD)
    • 2008 год - «Черный кот» и другие хиты прошлых лет". Концерт, посвящённый 55-летию творческой деятельности Ю. С. Саульского (DVD)
    • 2009 год - «Чайковский in Jazz. New» («Фонограф-Джаз-Трио»)
    • 2011 год - «Во имя любви». Посвящение группе «Earth, Wind & Fire» («Фонограф-Джаз-Бэнд»)
    • 2014 год - «Чайковский в джазе» («Фонограф-Джаз-Трио») (Виниловая пластинка)