Архангельская область оказалась первым российским регионом, который организовал у себя необычную просветительскую акцию: «Живая летопись. Судьба семьи в истории страны ». Ученикам 6-11 классов предложили выступить в роли исследователей, став авторами собственных книг.

Презентация проекта состоялась в правительстве Архангельской области. «Живая летопись » позволит юным северянам достаточно громко заявить о своих литературных способностях, ведь книги лучших авторов будут изданы не только в печатном виде, но и размещены в Интернете.

На конкурс принимаются работы школьников региона, которые рассказывают об истории собственных семей, а значит, и об истории Поморья. Объём текста одного произведения может достигать 35 тысяч знаков, включая пробелы.

Хочу отметить, что конкурс приурочен к 80-летию Архангельской области, - рассказал заместитель министра образования и науки Поморья Юрий Гнедышев. - Литературные произведения могут быть написаны в свободной форме, мы не ограничиваем ребят в творчестве.

Авторами повестей могут стать и творческие коллективы. Например, кто-то лучше других собирает информацию, а кто-то способен качественно написать текст. Ребята могут объединиться и представить результаты своих трудов. Главное, о чём мы просим участников проекта, - это пойти к своим родителям, бабушкам, дедушкам и поговорить с ними о том, что интересного было в их жизни, - подчеркнул программный директор « », один из организаторов конкурса Александр Гаврилов.

До середины сентября 2017 года необходимо загрузить свои работы на сайте оргкомитета конкурса . В начале октября в Архангельске состоится торжественная церемония чествования авторов лучших литературно-исторических исследований. Победителей ждут призы, лучший юный литератор отправится в "Артек ". Будут поощрены и педагоги, которые занимались подготовкой ребят.

Последние новости Архангельской области по теме:
Проект "Живая летопись" поможет школьникам Поморья стать авторами книг

Проект «Живая летопись» поможет школьникам Поморья почувствовать себя писателями - Архангельск

Презентация проекта состоялась в правительстве Архангельской области Архангельская область оказалась первым российским регионом, который организовал у себя необычную просветительскую акцию: «Живая летопись.
16:27 28.04.2017 Пресс-центр Правительства

Который проводило издательство RIDERO, стартовал в Поморье в апреле этого года. Конкурс приурочен к 80-летию Архангельской области, и наш регион был выбран в качестве пилотного проекта.

Участники конкурса - ребята с шестого по одиннадцатый класс, которым предложили рассказать об истории своей семьи и родного края. Как пояснил ещё на старте конкурса один из его организаторов, программный директор Института книги Александр Гаврилов, главное завоевание конкурса - это возможность провести разговор внутри семьи, прикоснуться к собственной истории, изучить семейные реликвии. И узнать, чем увлекались родители, бабушки и дедушки 30-50 лет назад.

Работы победителей стали настоящими книгами. Ребята готовили их полгода. В конкурсе приняли участие десятки школ со всей области. В издательскую систему Ridero было загружено более 350 текстов. И тысячи читателей в «живом режиме» могли голосовать за понравившееся произведение. Работы также оценивало квалифицированное жюри, в состав которого вошли актриса Алиса Гребенщикова и телеведущая Тутта Ларсен.

Награждение победителей состоялось 26 октября в зале заседаний правительства Архангельской области.

Это очень личные работы, - сказал, поздравляя ребят, Александр Гаврилов. - Это рассказы о том, как история рода переплеталась с историей страны. И это - яркие литературные работы.

По словам председателя правительства Архангельской области Алексея Алсуфьева, его поразило то, что изучая историю семьи, некоторые авторы «дошли до 17 века».

Это важный труд, который, наверное, стал открытием и для самих юных авторов, - отметил Алексей Алсуфьев.

Поделилась своими впечатлениями и Алиса Гребенщикова:

«Все эти произведения написаны неравнодушными людьми, а это очень ценно. Очень правильно быть неравнодушными, потому что неравнодушные люди спасают мир. Неравнодушные гораздо больше видят, знают, они более восприимчивы к страданиям и счастью. А люди, которые владеют пером и могут описывать свои чувства, как летописцы истории страны, всегда очень ценились. И будут цениться ещё много веков вперёд».

По словам организаторов, одним из самых активных участников конкурса стал Северодвинск. Ребята из лицея № 17 прислали работы самыми первыми. И именно среди северодвинцев, отметил Александр Гаврилов, много тех, кто особенно отличился своим мастерством.

Когда мы начали читать, то поняли, что некоторые рассказы - не просто яркие дневники переживаний, но и настоящие литературные события, - отметил Александр Гаврилов. - В итоге жюри отобрало десять участников, которые отмечены персональными призами и персональными дипломами. Когда мы рассказывали про эти литературные работы своим товарищам, занимающимся литературой и книгоизданием, они живо откликнулись - писатель Макс Фрай передаёт свою книгу каждому автору. Также среди подарков - открытка, подписанная Джорджем Мартином, автором книги, по которой был снят сериал «Игра престолов».

Среди десяти литературных счастливчиков оказались брат и сестра из северодвинского лицея № 17 - Савва и Василиса Дергачёвы. Ребята написали рассказ про своего прапрадедушку Прокопия Ладкина, который был известным мастером - делал карбасы.

Продал Прокопий Ладкин лодку и купил подарки для всей семьи, - начал свой рассказ Савва. - Но у него остались ещё деньги, и на радостях он пошёл в кабак, где познакомился с каменотёсом, который предложил ему купить хороший могильный камень. Умирать Прокопий не собирался, так как все в роду жили до ста лет. Но камень купил и хранил на чердаке. Но случилось так, что Прокопий погиб. Ровно через год после покупки камня… В одном продавец оказался прав. Камень действительно оказался хорошим и до сих стоит на сельском кладбище.

Ученица восьмого класса из Северодвинска Анастасия Шавва написала работу, которая, по словам Александра Гаврилова, тронула всех членов жюри.

Идея рассказа мне пришла спонтанно. Сочинение я написала за три часа. Это история о моём прадедушке Ване. Он ушёл на фронт и погиб. А прабабушка всю жизнь хранила платок, который прадед подарил ей перед отъездом, - пояснила Анастасия.

В следующем году проект «Живая летопись» будет продолжен.

Победителями 2017 года стали:

  • 1 место - книга «Поморского корня…», средняя школа № 4 города Онеги (учитель Надежда Болдырева);
  • 2 место - сборник «Живая летопись» в двух томах, лицей № 17 Северодвинска (учителя Надежда Первышина и Яна Касаткина);
  • 3 место - сборник «Семейные истории», гимназия Новодвинска (учитель Елена Бойкова).

Транскрипт

1 ПОЛОЖЕНИЕ О КОНКУРСЕ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ «ЖИВАЯ ЛЕТОПИСЬ» 2017 ГОД 1. ТЕРМИНЫ 1. Конкурс - соревновательное мероприятие по созданию школьниками индивидуальных и коллективных Творческих работ на тему «Судьба семьи в истории страны». 2. Школа - муниципальное учреждение общего и дополнительного образования. 3. Учитель - представитель Школы, координирующий участников на всех этапах проведения конкурса. 4. Участник - ученик Школы, представитель 6-11 классов, создавший творческую работу в рамках и в соответствии с правилами Конкурса. 5. Творческая работа - авторский текст, полученный в результате творческого труда Участника, изложенный в прозе или стихотворной форме. 6. Книга - сборник творческих работ, написанных участниками конкурса. 7. Организаторы - организации и органы государственной власти, осуществляющие подготовку и проведение Конкурса Некоммерческая организация «Институт книги, пропаганды чтения и содействия развитию новых технологий передачи информации» (ОГРН, ИНН, адрес) 7.2. Интеллектуальная издательская система Ridero Общество с ограниченной ответственностью «Издательские решения» (ОГРН, ИНН, КПП, г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д. 19, пом. 309., адрес для переписки: , г. Екатеринбург, а/я 313) Правительство Архангельской области. 8. Оргкомитет - орган, специально созданный для целей проведения Конкурса, подотчетный и подконтрольный Организаторам Конкурса, формируемый из журналистов, деятелей культуры и искусства, общественных деятелей, учителей и педагогических работников, представителей Организаторов. 9. Жюри - Специально привлеченная для целей проведения конкурса группа специалистов, наделенная полномочиями в решении вопросов о выборе победителей и присуждении награды. 10. Председатель Жюри - Лицо, возглавляющее Жюри Конкурса, выбираемое из состава Жюри. 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 2.1. Конкурс «Живая летопись» (далее Конкурс) соревновательное мероприятие по созданию участниками индивидуальных и коллективных творческую работу на тему «Судьба семьи в истории страны» В Конкурсе могут принимать участие учащиеся 6-11 классов муниципальных учреждений общего и дополнительного образования Конкурс проводится среди учащихся школ, расположенных в Архангельской области Российской Федерации.

2 2.4. Участие в Конкурсе является бесплатным. Взимание организационных и прочих взносов с участников Конкурса недопустимо В рамках Конкурса каждому участнику предлагается создать творческую работу на тему «Судьба семьи в истории страны» (далее «Творческую работу»), в том числе: собрать информацию о жизни своей семьи; написать Творческую работу в прозе или в стихотворной форме; 2.6. Участник может дополнить Творческую работу визуальными материалами: иллюстрациями в виде фотографий или изображений, присутствие визуальных материалов - дополнительное условие, не являющееся обязательным для участия Допускается совместная работа над одной Творческой работой группы школьников Творческие работы формируются в Книгу и предоставляются на конкурс участниками, при содействии школ. При предоставлении Книги на конкурс участники или учитель указывают необходимую для Оргкомитета информацию, в том числе: какую школу представляет Книга, имя ответственного учителя и т.д Минимальное количество Книг, подаваемых на Конкурс от Школы - 1 Книга Количество Творческих работ в одной Книге - от 5 до 8. Объём текста одной Творческой работы не должен превышать символов с учётом пробелов Количество составителей одной Книги - от 1 до 8 участников. Объем текста книги не должен превышать знаков с учётом пробелов (из расчёта знаков в одной работе на максимальное количество работ в книге 8). 3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА 3.1. Поиск и поддержка талантливых детей Знакомство школьников с историей России ХХ века Патриотическое воспитание молодежи Обращение внимания школьников на современную русскую и зарубежную литературу, посвященную истории России в ХХ веке Воспитание навыков творческого письма у школьников: поиск тем, реферирование информации, написание текстов Уплотнение семейных связей детей Знакомство школьников с возможностями современных библиотек, повышение компьютерной грамотности. 4. ОРГАНИЗАТОРЫ КОНКУРСА И ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ 4.1. Проведение конкурса обеспечивают и осуществляют Организаторы Конкурса Оперативное руководство проведением Конкурса осуществляет Организационный комитет (далее Оргкомитет), подотчетный и подконтрольный Организаторам Конкурса, формируемый из представителей Организаторов, журналистов, деятелей культуры и искусства, общественных деятелей, учителей и педагогических работников, представителей Архангельской области Оргкомитет утверждает Жюри Конкурса. В состав Жюри входят писатели, журналисты, общественные деятели, деятели культуры и искусств, преподаватели Архангельской области. В Жюри входят не менее трех и не более семи членов Жюри. Жюри Конкурса возглавляет Председатель, избираемый из состава Жюри.

3 4.4. Организатор размещает координаты Оргкомитета, а также всю сопутствующую конкурсу правовую информацию на официальной странице Конкурса 5. ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА 5.1. Конкурс проводится для всех муниципальных учреждений общего и дополнительного образования (Школ) Архангельской области Конкурс проводится для всех участников, соответствующих требованиям, изложенным в разделе 1 Правил, без предварительного отбора В ходе конкурсных состязаний участник создает Творческую работу на тему «Судьба семьи в истории страны» При подготовке Творческой работы участники Конкурса вправе воспользоваться опросником для интервьюирования членов семьи, предложенным Организатором (см. Приложение 1) Участники конкурса объединяются в команды и формируют из собственных Творческих работ единое литературное произведение - Книгу Участники Конкурса или Учитель подают заявку на Конкурс путем загрузки Книги на страницу Конкурса в сети Интернет. При загрузке Книги указываются все авторы (участники), а также указывается, представители какой школы подготовили Книгу Участники Конкурса гарантируют, что созданные ими Творческие работы являются вновь созданными авторскими текстами, свободными от любых прав и притязаний третьих лиц. Организаторы не несут ответственности за нарушение авторских прав, допущенное участниками. Принимая условия Конкурса, участники тем самым дают свое согласие на некоммерческое использование Творческих работ на условиях безвозмездной неисключительной лицензии на срок проведения конкурса, в том числе на публикацию Творческих работ Участник имеет право использовать отрывки иных литературных произведений, которые должны быть оформлены в качестве эпиграфов или цитат, с обязательным указанием авторства цитаты. Не допускается ни в какой форме плагиат, равно как и цитаты, не оформленные должным образом При нарушении правил участия в Конкурсе решением Оргкомитета Книга может быть отстранена от участия в конкурсе, а участникам, являющимся авторами Книги, может быть отказано в дальнейшем участии в Конкурсе Организаторы Конкурса имеют право вносить изменения в правила Конкурса в соответствии с действующим законодательством РФ. 6. ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ ДЛЯ УЧАСТИЯ В КОНКУРСЕ 6.1. Обязательным условием участия в конкурсе является регистрация на официальной странице конкурса Заявки на участие могут быть поданы только через официальную страницу Конкурса Для получения оперативной информации о ходе проведения Конкурса, участники вправе подписаться на рассылку официальной информации о Конкурсе на странице 7. РЕГЛАМЕНТ ПРОВЕДЕНИЯ ЭТАПОВ КОНКУРСА

4 7.1. Подготовка к Конкурсу начинается с 10 апреля 2017 года и включает в себя организацию семинаров, установочных встреч, проведение вебинаров на сайте, распространение рекомендованных опросников для школьников, а также подробных инструкций для регистрации и загрузки работ В рамках первого этапа Конкурса участники создают Творческие работы на тему «Судьба семьи в истории страны». На данном этапе Участниками Конкурса осуществляется также объединение Творческих работ в Книгу и подготовка Книг к загрузке на страницу Срок проведения первого этапа: с 10 апреля 2017 года (00:01 по московскому времени) по 6 сентября 2017 года (23:59 по московскому времени) В рамках второго этапа происходит загрузка Книги на страницу Срок проведения второго этапа: с 14 августа 2017 года (00:01 по московскому времени) по 18 сентября 2017 года (23:59 по московскому времени) В рамках третьего этапа происходит читательское голосование. Срок проведения третьего этапа: С 20 сентября 2017 года (00:01 по московскому времени) по 5 октября 2017 года (23:59 по московскому времени) Голосование осуществляется путем интернет-голосования на странице в сети Интернет, находящейся по адресу: Участником голосования может стать любой посетитель сайта, авторизовавшийся одним из предложенных способов. Один авторизованный пользователь может отдать не более одного голоса за каждую из понравившихся книг за все время проведения читательского голосования Место проведения третьего этапа конкурса В случае обнаружения каких-либо действий, нарушающих правила Конкурса, а также при обнаружении использования при голосовании скриптов, программ, накрутки голосов, иных недобросовестных действий и злоупотреблений, Организатор вправе не учитывать такие голоса, а также исключить работу из Конкурса без какого-либо предупреждения На основании результатов читательского голосования Оргкомитетом выявляется Книга, набравшая наибольшее количество голосов. Участники, направившие на Конкурс, Книгу, победившую в читательском голосовании, награждаются призами Победитель читательского голосования На основании результатов читательского голосования Оргкомитетом выявляется Школа, все Книги которой набрали в сумме наибольшее количество голосов. Представитель Школы, а также сама Школа награждаются памятными дипломами, предоставленными Оргкомитетом Четвертым этапом является работа жюри. Место проведения данного этапа страница Срок проведения: с 7 сентября 2017 года (00:01 по московскому времени) по 8 октября 2017 года (23:59 по московскому времени) Выбор победителей осуществляется жюри на основании собственной субъективной оценки по критериям, указанных в п настоящего Положения Выбор победителей осуществляется на основе прочтения и оценки всех представленных на Конкурс Книг. Жюри выбирает Награждение победителей произойдет не позднее 26 октября 2017 года.

5 7.14. Информация о результатах конкурса, победителях, а также о времени и месте награждения победителей будет опубликована на странице не позднее 26 октября 2017 года (23:59 по московскому времени) Этапы конкурса проводятся последовательно, в сроки, указанные в настоящем Положении. 8. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАБОТ 8.1 Работы оцениваются жюри по следующим критериям: оригинальность замысла, творческой идеи и её исполнения; грамотность, образность текста; способность оказывать эстетическое, интеллектуальное и эмоциональное воздействие на читателя; работа с источниками; общее оформление Книги. 9. НОМИНАЦИИ И НАГРАДЫ 9.1. Каждый участник Конкурса получает свидетельство об участии Каждый представитель Школы, курирующий подготовку работ участников на Конкурс, получает Благодарность Участники, чьи Книги вошли в число 50 лучших книг, получают дополнительные Благодарности участников шорт-листа Номинантами Конкурса становятся три Книги, оцененные Жюри как лучшие, которым присуждаются места с первого по третье Призы не подлежат обмену на денежный эквивалент. 10. ФИНАНСИРОВАНИЕ КОНКУРСА Финансирование общей координации проведения Конкурса осуществляется за счет Правительства Архангельской области и привлеченных спонсоров. 11. ПОРЯДОК ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ УЧАСТНИКОВ Факт выполнения Участником действий, установленных настоящими Правилами, является согласием Участника своей волей и в своем интересе, на обработку персональных данных Организатором в строгом соответствии с целями, установленными настоящими Правилами Цель обработки персональных данных проведение Конкурса в соответствии с настоящими Правилами и действующим законодательством РФ Перечень персональных данных, которые предоставляются Участником и обрабатываются Организатором, установлен и ограничивается настоящими Правилами Перечень действий с предоставляемыми Участниками персональными данными: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных Организатор осуществляет обработку персональных данных Участников в строгом соответствии с принципами и правилами, установленными Федеральным

6 законом от ФЗ «О персональных данных», включая соблюдение конфиденциальности и обеспечения безопасности персональных данных при их обработке, включая требования к защите, установленные ст. 19 названного Федерального закона Организатор осуществляет обработку персональных данных в срок проведения Конкурса Участник вправе в любое время отозвать разрешение на обработку персональных данных путем направления письменного заявления Почтой России ценным письмом с описью вложения по почтовому адресу Организатора, что влечёт автоматическое прекращение участия в Конкурсе лица, отозвавшего согласие на обработку своих персональных данных.


Полные правила акции «250 баллов при установке приложения»: 1. Общие положения 1.1. Акция «250 баллов при установке приложения» (далее Акция) направлена на привлечение, формирование и/или поддержание интереса

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Государственное автономное учреждение дополнительного образования Свердловской области «Дворец молодёжи» (ГАУДО СО «Дворец молодёжи»)

Приложение 1 к приказу 4 от 10.01.18 г. ПОЛОЖЕНИЕ о проведении школьного и районного этапов Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика-2018» 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение определяет

Министерство образования Пензенской области ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИНСТИТУТ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ» (ГАОУ

ПОЛОЖЕНИЕ о городской Олимпиаде для учащихся 3 5 классов «УЧИМСЯ ПО ФГОС: Маленькие исследования методами Больших ученых» I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Городская Олимпиада «УЧИМСЯ ПО ФГОС: Маленькие исследования

Общероссийская общественная организация «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей» 105082, г.москва, ул.большая Почтовая, д.36, стр.10 ОГРН 1137799017135,

УТВЕРЖДАЮ: Директор БУК ВО «Областная научная Т.Н. Буханцева ^ ^ 2 0 1 8 г. ПОЛОЖЕН О проведении О бластного конкурса илл а небе и на земле», посвящ енного творчеству М.М. П риш вина и А.Я. Я ш ина 1.

Правила проведения стимулирующей акции «Дарим смартфоны для бизнеса» 1. Общие положения 1.1. Наименование акции: «Дарим смартфоны для бизнеса». 1.2. Определения: Участник физическое лицо, указанное в сертификате

Министерство образования и науки Челябинской области Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Областной Центр дополнительного образования детей» 454081, г. Челябинск, ул. Котина,

Правительство Санкт-Петербурга Комитет по образованию Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического

Управление образования администрации муниципального района «Новооскольский район» ПРИКАЗ «20» декабря 2016 г. 824 О проведении муниципального этапа V Всероссийского конкурса чтецов «Живая классика» в 2016-2017

2 УТВЕРЖДЕНО приказом ГАУДО МО «МОЦДО «Лапландия» от 28.06.2018 551 ПОЛОЖЕНИЕ о проведении регионального этапа Всероссийского конкурса юных фотолюбителей «Юность России» в рамках Всероссийского фестиваля

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении областного конкурса чтецов «Россия Родина моя», посвященного 80-летию Иркутской области. Учредители: министерство культуры и архивов Иркутской области. Организаторы: ГБУК «Иркутский

Правила проведения Творческого конкурса на лучший рисунок/дизайн на тему «Москва город будущего» для размещения на «Электронной карте в образовании» Организатор Творческого конкурса Закрытое акционерное

ПОЛОЖЕНИЕ О проведении Литературного патриотического фестиваля «Русские рифмы» Во исполнение пункта 2.5.4. плана мероприятий по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской

ПРОЕКТ ПОЛОЖЕНИЯ об областном конкурсе юных фотолюбителей «Весь мир театр» 1. Общие положения Областной конкурс юных фотолюбителей «Весь мир театр» (далее Конкурс), проводится в рамках реализации государственной

Правила проведения стимулирующего мероприятия «Получи результат, или мы вернем деньги» Правила проведения стимулирующего мероприятия «Получи результат, или мы вернем деньги» 1. Общие положения: 1.1. Стимулирующее

М У Н И Ц И П А Л Ь Н О Е О Б Р А З О В А Н И Е П У Р О В С К И Й Р А Й О Н У П Р А В Л Е Н И Е К У Л Ь Т У Р Ы А Д М И Н И С Т Р А Ц И И П У Р О В С К О Г О Р А Й О Н А П Р И К А З от " " 2016 г. г. Тарко-Сале

4.4. К заявке прилагается согласие об использовании персональных данных, оформленное согласно приложению к Положению 5. Номинации Конкурса 5.1. Победитель и призеры определяется в основной номинации «Лучшая

Чтобы твоя книга получилась настоящей, тeбe стоит поговорить со своими родителями, бабушками и дедушками, дядями и тётями, со старшими друзьями. В ходе беседы у тебя обязательно появятся свои собственные вопросы — задавай и их!

  1. Откуда родом члены вашей семьи? Из Архангельской области или переселенцы? Что заставило их отправиться в новые места? А те, кто никуда не переезжал, — что и как менялось в их жизни?
  2. Чем занимались и где работали ваши родные 15-30-50 лет назад? Что было с вашими предками 100 лет назад? Как далеко вы можете проследить свою семейную историю?
  3. Про кого из вашего рода в семье рассказывают истории. Кого чаще всего вспоминают? Почему?
  4. Какие у вас есть семейные традиции? Есть ли какие-то исторические даты или события, которые особенно важны для вашей семьи? Почему?
  5. Какой предмет в вашем доме напоминает вам об истории семьи? Это могут быть старые книги или украшения, предметы мебели, награды или сделанные своими руками вещи, фотографии или картины. Это может быть даже дедушкин мотоцикл или сарай, построенный в прошлом веке!
  6. Какое хобби были у членов вашей семьи 15-30-50 лет назад? Многие ли современники разделяли с ними эти увлечения? Есть ли у вас фотографии или вещи, связанные с этими занятиями?
  7. Есть ли у вас в семье воспоминания, связанные с тeатром или живописью, с красивыми вeщами ручной работы, с походами в музeй или чeм-то eщё замeтным в культурной жизни Архангельска и области?
  8. Путешествовали ли вы с семьей по Архангельской области? Что тебе запомнилось в этих путешествиях?
  9. Какое традиционное праздничное блюдо существует в вашей семье и откуда пошла эта традиция?

Возможно, тебе будет интересно вместе с представителями старшего поколения составить генеалогическое древо своей семьи, отметить на нём, кто когда родился, чем занимался, интересовался, как прожил жизнь. Просто разрисуйтe самый большой лист бумаги, отмeтив на нём всeх, кого сможeтe припомнить.

Разумеется, про одни из перечисленных выше вещей разговаривать будет интереснее, чем про другие, а какие-то важные темы здесь вовсе не упомянуты. Не обязательно включать в свою работу их всех, очень круто будет придумать свои. Тем писатель, журналист, летописец и отличаются от бездушного автомата, что ищут и описывают свои собственные истории.
Книги разных авторов могут быть совсем не похожи друг на друга: один человек напишет подробный исторический комментарий к рецепту бабушкиного пирога, другой — расследование о вмятинах на велосипедной раме, третий — историю трёх поколений, а четвёртый — поэму об одном дне. Это нормально! Чем более оригинальным будет твоё сочинение, тем больше читателей увлечёт история вашей семьи.

Завершился пилотный этап литературного конкурса «Живая летопись. Судьба семьи в истории страны» - ​в течение полугода школьники Архангельской области исследовали истории своих семей, а затем писали о них книги. О том, как юным авторам удалось совместить литературу и историю, найти собственную интонацию, протянуть нить исторического повествования на несколько поколений назад и как летопись одной области может помочь заживлению травм всей страны, - ​рассказывает координатор конкурса Александр Гаврилов.

Когда мы задумали «Живую летопись» (персонально эта честь принадлежит Александру Краснокутскому, возглавляющему издательский стартап Ridero), мы, конечно, опасались неискренности. Каждый из нас прошел через среднюю школу. У всех нас в школе появился опыт скрытности, опыт невысказывания. Учитель говорит: «А теперь напишите сочинение на тему «Равняемся на тех, кто обгоняет время» — ​и подросток понимает, что даже если у него есть какие-то соображения, он не хочет высказывать свои, потому как требуется воспроизвести чужие.

А мы хотели, чтобы люди говорили о подлинной истории своих семей, не приглаженной, не приукрашенной — ​как рассказывают дома, а не так, как рассказывают казенным людям. Мне кажется, это удалось.

Из сборника «Добрая память»

Билева Ксения Дедушка и бабушка моего папы познакомились только на своей свадьбе. До этого бабушка, тогда юная Маша, видела своего будущего мужа лишь однажды. И то из-за занавески, на печке. Он, по обычаям тех лет, приезжал в дом к ее отцу в соседнюю деревню Подлесную, свататься. Сейчас в той деревне не осталось ни одного дома. Стоит лишь телефонный автомат, установленный в соответствии с программой телефонизации деревни. Было это в конце 20-х годов прошлого столетия. Папа, передавая рассказы своей бабушки, Марии Николаевны Билевой, говорит, что люди жили хорошо в те годы: сеяли рожь, овес, лен, выращивали овощи, держали скотину. Но потом начался период «коллективизации» и «раскулачивания»: кулаками считали все семьи, имевшие более одной лошади, или одной коровы, или 10 овец. Кулацкие семьи подлежали ссылке, и, чтобы избежать этого, семья родителей моих прабабушки и прадедушки вынуждена была «добровольно» отдать во вновь образованный колхоз одну лошадь и две коровы. Невдалеке от деревни Бабино, где жили прабабушка и прадедушка, прямо в чистом поле выгрузили эшелон «раскулаченных» семей с Украины. Дело было под зиму, и они, чтобы построить хотя бы землянки, ходили в деревню просить инструмент для строительства. Деревенских жителей вынуждали вступать в колхоз. Держать собственную скотину не запретили, обложив это право налогом в 3 литра молока ежедневно, поэтому, как и другие крестьянские семьи, Билевы держали корову и десяток овец, что впоследствии спасло жизнь им, их детям. Не всем, правда.

Я прочитал больше 40 книжек летописи, в каждой книжке было от одного до семи текстов. За эти сорок книжек я, неловко признаваться, раз сто разрыдался. Не то чтобы я призывал измерять качество литературы в рыданиях. Да и слезы наворачивались не столько от ужаса и безысходности, сколько от чего-то прямо противоположного. Например, от силы и честности работы памяти.

Вот, например, Ксения Билева, чья работа выше цитируется. Она рассказывает о том, как раскулаченных на Русском Севере просто переводили из одной деревни в другую, отняв при этом скот, дом, двор, подворье. А параллельно она замечает, что по соседству было поле, куда привезли раскулаченных с Украины. И вот они всю осень ходили в деревню попросить лопату, чтобы хотя бы землянок себе накопать. То, что старшие рассказывают об этом ребенку, школьнику, то, что эта деталь хранится сквозь как минимум три поколения в семейном предании, — ​это очень сильная и яркая черта. Мы видим всю эту картинку целиком — ​чужаков, которых привезли в абсолютно незнакомое место. Деревню, в которой половину людей увезли неизвестно куда, а другую привезли неизвестно откуда. И лопату, за которой нужно каждый день ходить и потом ее нужно отдать, потому что в хозяйстве одна, и она нужна. И люди это вспоминают три-четыре поколения спустя и рассказывают снова и снова.


Петр Саруханов / «Новая газета».

Но важно вот еще что: школьники ухитряются рассказать об истории иначе, чем мы привыкли слышать. Они говорят: «Были очень тяжелые годы. С ними пришлось справляться — ​идти работать на лесосплав, работать по колено в воде, прятаться от проверяющих. И моя семья выжила».

«Осенью 1946 года родилась моя бабушка — Татьяна. Но и в послевоенные годы жизнь была непростой. Государство заставляло покупать облигации государственного займа, на которые уходила одна из двух зарплат, приходилось платить налог на скот. Бабушка рассказывала: «Рядом с коровником отец складывал большие кучи дров, и, когда раз в месяц приходили инспекторы для установления величины налога, часто мы прятали коз и поросят за эти кучи. Сижу я, помню, за дровами, перевязываю морду козе, чтобы не заблеяла, а самой и смешно, и страшно». Городищенская Светлана, 16 лет, Северодвинск

Именно такое «и смешно, и страшно» формирует удивительное очарование этих рассказов. Это не о том, как жизнь была тяжела. А о том, как эту невыносимо тяжелую жизнь мы пересилили. И каждый из авторов этих произведений есть живое свидетельство того, что сил у народа было больше, чем у той мощи, которая пыталась род погубить. Это торжествующие истории выживания как победы.

Герой одного из сочинений — ​приходской священник, служивший одно-временно в трех церквях. Его арестовали якобы за то, что он в проповеди призывал не идти в колхоз. Он был арестован, сослан, почти сразу погиб. Но обратите внимание, как об этом пишет юный автор. Он рассказывает, что дома зашел разговор об этой истории, после того как он посмотрел постановку по повести Бориса Васильева «Завтра была война». Как мы помним, отец юной героини тоже репрессирован, а потом возвращен. Юный автор с очаровательной сияющей заносчивостью юного победителя пишет об этом так:

«Прочувствовав на себе все тяготы «детей врагов народа», дети отца Федора настаивали на его невиновности, но смогли добиться его реабилитации только в 1989 году. Мне очень жаль, что Вика Люберецкая, героиня произведения Бориса Васильева «Завтра была война», оказалась настолько слабой, что вместо того, чтобы бороться за честь своего отца, решила умереть. Возможно, она это сделала из-за того, что была слишком молода и рядом не было семьи, с которой можно было бы разделить свою беду. Я горжусь тем, что дети отца Федора никогда не сдавались, всегда поддерживали друг друга». Фомин Дмитрий

Летопись оказалась гораздо шире, чем отдельно взятая область. В 20-е годы происходил исход из деревни на фабрики, многие пришли в города из каких-то отдаленных уголков, а сейчас их наследники живут в городах Архангельской области, много народу приехало. Есть замечательные истории многонациональных семей, где, например, папа-милиционер участвовал во всех постсоветских кавказских войнах, а теперь служит в ГИБДД и стережет покой своей страны на дорогах. Этот тип гордости за свою страну мне тоже понятен. Но когда читаешь тексты наследников семей поморов, они звучат по-особенному.

Северодвинская гимназия 14 Представьте себе небольшую деревеньку на крутом берегу реки, окруженную дремучими лесами и непроходимыми болотами. Суровый край мужественных людей. Земля моих предков — людей старой веры: Волковых Андрея Ивановича и Устиньи Ефимовны. Деревня, в которой они жили, называлась Лавела. Рядом текла река Пинега. Все лавельцы были старообрядцами. Места, где находились староверы, были богаты природными дарами. На поветях всегда стояли огромные бочки с разной ягодой. В Пинеге водилось много рыбы, особенно щуки. Мужики с сетями и палками по грудь заходили в реку и начинали бить по воде, пугая и гоня рыбу на мелководье. Там ее собирали буквально голыми руками и складывали в корзины. Так много было рыбы в наших северных реках! Раз в год, весной, по полной воде к староверам приходила баржа, нагруженная сахаром, мукой, зерном, которых не было в деревне. Этими товарами загружались амбары до самого верха. Но зачастую торговцы на баржах приносили в эту деревеньку и беду — болезни. Так как лавельцы мало общались с внешним миром, то они были восприимчивы к разным инфекциям. Бывало, заболевало полдеревни. Многие умирали. Так случилось и с первым мужем моей прапрабабушки, Устиньи Ефимовны Волковой. Она очень его любила, называла «баской», то есть красивый. Повторно ее выдали замуж насильно за моего прапрадеда, Андрея Ивановича Волкова. Он был старше ее и хромал с детства. Тем не менее в этом браке родилось трое детей. Одним из них была моя прабабушка, Мария Андреевна Волкова, в замужестве — Фохт. После революции оказалось, что дед Андрей — кулацкий сын. Сослать его не могли — и так живет в глухой северной деревне. Отправить на лесозаготовки тоже нельзя — сильно повреждена нога. И тогда отправили на работы его жену, Устинью Ефимовну. Там прапрабабушка получила тяжелый ревматизм. Она все время стояла в холодной воде, сплавляя лес по реке. После года или двух тяжелых работ на лесоповале ее вернули домой. Такова была судьба зажиточных крестьян. В домах староверов всегда было много старинных икон, а у Волковых были и древние церковные книги в позолоченных и серебряных окладах, украшенные камнями. С приходом советской власти моя прабабушка, Мария Андреевна, вступила в коммунистическую партию и достигла больших карьерных высот в Северодвинске. Ей было стыдно и страшно признать, что ее отец — старовер, да еще и кулацкий сын. Когда Андрей Иванович умер, то все его наследство — множество старинных икон, книг и даже серебряных монет царской чеканки — не представляло для родных никакой ценности. Им казалось опасно хранить такие вещи у себя. В то время по Пинежскому району ездила музейная экспедиция, которая собирала предметы старины. Мария Андреевна все отдала, сохранила только две медные иконки, расписанные лазурью. Теперь эти иконки — семейная реликвия. Сейчас деревня староверов живет только в рассказах моей бабушки. Слушая их, я словно прикасаюсь к той жизни, примеряю ее на себя.

Я заметил одну деталь — ​своих предков дети часто именуют полной развернутой титулатурой: фамилия, имя, отчество. «Когда мой прапрадедушка Прокопий Степанович Ладкин…» Сперва это кажется какой-то казенщиной, а потом видишь: самих себя юные авторы тоже именуют торжественно и полно. Человек принадлежит этой familia в высоком римском смысле, он — ​сын своего отца, а тот — ​сын своего отца, и эта непрерывная цепочка абсолютно незыблема, в ней каждый на своем месте.

Есть несколько рассказов детей из семей корабелов. Я ужасно люблю этот кусок из текста Бачина Руслана Андреевича из сборника учащихся школы № 4 г. Онеги:

«Бабушка, Бачина Нинель Григорьевна, рассказывала, что мой прапрадед жил в селе Кушерека. Это село состояло из нескольких «гнезд». Самая высокая часть называлась Гора, и с нее виден залив Белого моря. Среди многочисленных частей села есть название — Бачинская деревня. Дома в Кушереке повернуты передом к реке. В 1893 году село по численности населения стояло на 4-м месте в уезде. Когда-то давно, по просьбе купцов-судовладельцев, был открыт мореходный класс для ознакомления с мореходным делом. Все надежды сельчан были связаны с морем. Парень, женившись, стремился быстрее приобрести свое судно. Корабелы строили чаще каботажные или прибрежные суда. Мой прапрадед, Михаил Иванович Бачин, рассказывал, что лес для постройки заготавливал в верховьях реки Куша или на борах Золотухи, отбирал и сам клеймил. Вывозился лес зимой, чтобы после распила доска обливалась собственной смолой и меньше гнила. Сосну выбирал с плотными годовыми кольцами. В устье реки строили мачтовые корабли, шхуны. Поморские карбаса и боты шили около дома и по большой воде спускали в море. У моего прадеда была морская шхуна «Лидия», а у Афониных (родителей жены) — бот «Виденье».

Я понимаю, что наверняка здесь к семейному преданию примешивается этнографическая работа, но вот это понимание того, что все начинается с отбора сосны, что при распиле доска должна облиться смолой, что карбас шьется, а не строится, как речные судна Центральной России, — ​мне в этом слышится нечто абсолютно подлинное.

В следующем году с большой долей вероятности будем продолжать «Живую летопись» в Архангельской области и сделаем ее в Смоленской, которая в историческом смысле тоже очень интересна. Я мечтал бы найти партнеров, которые помогли бы выйти на школы юга, в Ростове, в Краснодаре. Для этого нужно, чтобы поддержку проекту оказали региональные министерства образования. Когда мы запускали конкурс в Архангельской области, все говорили: «Какие школы, о чем вы! Учителя трудятся с утра до ночи, заполняют новые журналы, ночи просиживают над домашкой». И это все правда. Но при этом именно учителя звонили нам ночами, потому что неправильно поставилась запятая в книге, и теперь они не знают, что с этим делать. Нужно немедленно это исправить, ведь работа должна попасть на конкурс. Ревновали друг к дружке, подозревали, не подглядел ли кто в их задумку, чтобы по ее мотивам составить свою. Страсть, которая в них пылает, меня завораживает. Но я, конечно, понимаю, что если такой страсти местный минобр воли не даст, то проведение конкурса будет гораздо сложнее.

И нам, конечно, страшно повезло, что быстро и горячо включилась вице-губернатор по социальным вопросам Екатерина Прокопьева. То, что получилось в Архангельской области, должно показать каждой администрации и каждому региону, что у них есть шанс вписать свои строки в настоящую летопись, где не только властители и судьи, но и каждый, о ком помнят его дети и внуки. Да и самим в одиночку организовать такой масштабный проект непросто, есть организационные расходы: поездки технических специалистов, работа жюри, лауреатов надо везти туда, где проходит награждение. В этом году мы привезем победителей в Москву на ярмарку non/fiction. 3 декабря в Литкафе они будут рассказывать своим читателям о том, как работали над своими книгами.

Я бы мечтал каждый год проводить этот конкурс на всей территории земного шара, потому что русский мир — ​это не тот уголок, который русским удалось отгородить штыками, а русский мир — ​это тот мир, который обжили люди, говорящие по-русски. Я был бы рад видеть книжки «Живой летописи», написанные по-русски, в Германии, в Австралии, в Израиле, в США. Сегодня там живут люди, говорящие по-русски, они воспитывают своих детей, которые тоже говорят и пишут по-русски. И их память — ​тоже часть нашей общей памяти, которую мы хотели бы соединить внутри этого проекта. Каждая работа, загруженная в Ridero, может быть распечатана нажатием одной кнопки — ​хоть в одном экземпляре, хоть в пяти. Любой человек может сделать книжку, которая займет почетное место на полке семейной библиотеки.

Юные авторы пишут не только о давно прошедшем. Некоторые передают травматический опыт 90-х: рассказывают про дедушку, который был лучшим специалистом на своем заводе, а потом все ушли, а когда в 2000-е вернулись заказы, выяснилось, что их некому делать. Но дед оставался на заводе, он все умел, теперь он самый главный, и за его опыт и службу его на руках носят. И даже когда горечь очень свежа, внуки все равно говорят о победе. Человек не может жить только скорбью. Человек не может жить без памяти о прошлом. Человек должен жить в сегодняшнем дне. Раз он жив — ​его род победил все невзгоды.

Записала Анастасия Чуковская

Посвящение

Моя бабушка — ​супергерой!

Недавно по телевизору я и мой младший брат Егорка смотрели фильм про человека-паука. В фильме люди попадали в разные передряги, а главный герой их спасал. После фильма Егор замучил меня вопросом: «А как стать супергероем?» Я немного задумался, а потом сказал: «Супергерой — ​это человек, который помогает всем и всегда. Ничего не ждет взамен. Он просто любит людей, любит свою родину. Он твердо уверен, что в мире главное — ​это любовь, верность и порядочность». Тут пришла очередь задуматься Егорке, он долго молчал, а потом вздохнул и сказал: «А рядом с нами такие герои есть?» В эту минуту в комнату вошла наша бабушка. Я посмотрел на нее и понял, что рядом с нами действительно живет супергерой!

Нет, наша бабушка не обладает черным поясом по карате, не умеет бегать со скоростью ветра, нет у нее и специального суперкостюма, который закрывал бы ее от огня и воды. Ничего этого у нее нет. Так почему же я утверждаю, что она супергерой? На это есть свои причины.

Моя бабушка прожила сложную жизнь. Она прошла детский дом, голодное детство, тяжелую болезнь матери, безденежье, трудные послевоенные годы. Казалось бы, те, кто выживал в то время, должны бы вырасти людьми прижимистыми. Но бабушка совсем не такая! Все, что у нее есть в доме, в сердце, в душе, готова она подарить людям.

После окончания школы она пошла работать на стройку. Работа тяжелая для молодой-то девчонки! Как бы тут не сломаться, как не начать плакать и винить во всем судьбу, переживая о себе. Но бабушка все преодолела, больше о других думала. Наверно, поэтому и пошла учиться на учителя и работать в школе. Вы только представьте, как страшно зайти в класс, где ученики — ​твои ровесники, взять ответственность за их будущее на себя! Ведь если не так объяснишь, научишь, что из ребят получится? А бабушка смогла! Просто вздохнула и вошла в класс.

Попов Еремей,
Новодвинск


Это, собственно, бабушка. Довольно неожиданный образ супергероя