«Добр, прост, окружен книгами, беспрерывно работает, чем и живет»
(И. И. Срезневский)


Русский писатель, поэт, ученый, историк, археолог, языковед, директор Оружейной палаты, член-корреспондент Российской Академии наук и Русского археологического общества, член Общества любителей русской словесности, Общества истории и древностей российских. Родился в Санкт-Петербурге в семье обрусевшего шведского беспоместного дворянина (происходит от шведской фамилии Weldman), гвардейского поручика. Отец принял российское подданство в 1786 году и служил в лейб-гвардии гренадерского полка. Мать научила Александра читать и писать в пять лет, а позднее в нескольких частных пансионах он основательно изучил французский и немецкий языки, научился прекрасно играть на скрипке и гитаре. В 1811-1812 гг. поступил в Московский университетский благородный пансион, но занятия его были прерваны нашествием французов. Во время Отечественной войны 1812 года семья переехала в Кострому, возвратившись в сожженную Москву через некоторое время. Спустя два года, в 1814 году Вельтман перешел в частный пансион Терликова, а в 1816-м – в Московскую школу для колонновожатых, готовившем топографов, военных инженеров и артиллеристов, и откуда в следующем году был выпущен офицером в свиту Его Величества по квартирмейстерской части. В конце 1817 года Вельтмана зачисляют в армию. Почти пятнадцать лет Александр Фомич посвятил военно-межевой службе в Бессарабии, много путешествовал (был свидетелем турецкого восстания 1821 г.). Участвовал в русско-турецкой войне 1828-29 гг. (старший адъютант при главной квартире генерального штаба), получил орден за храбрость и вышел в отставку в 1831 году по состоянию здоровья в чине полковника, полностью посвятивши себя писательству и научной деятельности. Жил в Москве, увлекался археологией и историей. Много сил отдал работе в Оружейной палате в Москве, где по протекции М. Н. Загоскина с 1842 года состоял в должности помощника директора. В 1845 г. был назначен членом комитета для издания «Древностей Российского государства», которые выходили под его редакцией и в которых текст 2, 3 и 5 отдельно принадлежит ему. В 1854-м в признании заслуг Вельтмана его избирают членом-корреспондентом Академии наук. В 1852 году его назначили директором Оружейной палаты, на посту которого он пробыл до самой смерти. Под руководством А. Ф. Вельтмана здесь начинается работа по созданию первой научной описи экспонатов, выполнявшаяся сотрудниками музея несколько десятилетий. Тогда же были заложены основы планомерной научно-исследовательской работы, создается научная библиотека Оружейной палаты. За 40 лет литературной работы издал огромное количество произведений. Автор пятнадцати романов, десятков повестей и рассказов, А. Ф. Вельтман свой литературный путь начинал как поэт. В 1811 году, после поступления в Московский университетский благородный пансион, начал писать стихи, а уже в 1817-м, в бытность колонновожатым, он составил «Начальные основания арифметики». В том же году он собрал и переписал все свои произведения и составил без намерения публикации «Собрание первоначальных сочинений Александра Вельдмана» (так до середины 20-х годов он писал свою фамилию). Служа в армии, не прекращал писать. В Кишиневе сблизился с В. Ф. Раевским и сосланным сюда А. С. Пушкиным (высоко ценившим юмористические стихи Вельтмана, высмеивающие кишиневское общество), а плодом его пребывания в Бессарабии становится труд «Начертание древней истории Бессарабии» (1828). Под влиянием пушкинской поэмы «Руслан и Людмила» он пишет романтическую поэму «Этеон и Лаида». После увольнения дебютировал и как романист. Первая художественная публикация – стихотворная повесть «Беглец», вышедшая в журнале «Сын Отечества» в 1825 году (полностью отдельным изданием в 1831 г.). С 1829-го произведения писателя постоянно появляются в журналах. Следующая же стихотворная повесть «Муромские леса» (1831) была инсценирована в Большом театре, а «Песня разбойников» из нее становится чрезвычайно популярной. Затем, кроме массы повестей в стихах и прозы, последовал целый ряд исторических и фантастических романов: «МММCDXLVIII год» (1833), «Кощей Бессмертный» (1833), «Святославич, вражий питомец» (1835), «Лунатик» (1836), «Александр Филиппович Македонский» (1836), «Виргиния» (1837), «Ротмистр Чернокнижников, или Москва в 1812 г.» (1837), «Сердце и думка» (1838), «Генерал Каломерос» (1840), «Новый Емеля, или Превращения» (1845) и др. В период 1846-63 гг. он написал цикл из четырех авантюрных и бытовых романов под условным названием «Приключения, почерпнутые из моря житейского». Во всех этих произведениях Вельтман обнаружил оригинальный и блестящий, но неглубокий талант: при замечательной яркости фантазии, пестроте изложения, нелишенной подчас истинной поэзии, у него совершенно отсутствовало серьезное содержание, чем и объясняется, что он был забыт тотчас после смерти. Сложность происшествий и являющаяся отсюда потребность чудесной развязки лишают произведения Вельтмана естественности. Излюбленной формой его творчества была калейдоскопическая смесь прозы и стихов, в которой он достиг виртуозности. Его произведения со сказочными сюжетами на основе славянской мифологии, вообще можно причислить к первым творениям славянской фэнтези. Надо сказать, Вельтман более чем за полвека до Г. Уэллса, в романе «Александр Филиппович Македонский» впервые использовал прием путешествия во времени. А его книга «MMMCDXLVIII год. Рукопись Мартына Задека», действие которой происходит через полторы тысячи лет, в 3448 году, стала первым русским утопическим романом. Кроме беллетристики, Вельтман оставил после себя и несколько исторических исследований: «О Господине Новгороде Великом» (1834), «Древние славянские собственные имена» (1840), «Достопамятности Московского Кремля» (1844), «Исследования о свевах, гуннах и монголах» (1856-60) и др. Но в этих трудах Вельтман руководился той же фантазией, как и в беллетристике, почему они оказались лишены всякого значения. В 1851 году Н. А. Некрасов включил имя писателя в число «лучших наших повествователей и романистов… о которых не может умолчать критик, заговорив о современной русской словесности». А. Ф. Достоевский почитал романиста своим литературным учителем. Но, несмотря на бешеную популярность писателя при жизни, после смерти о нем быстро забыли. В этом сыграло также свою роль и то обстоятельство, что манера писателя не менялась по прошествии времени, и поздние произведения Вельтмана уже казались наивными и оторванными от жизни. Лишь в 1970-е годы было кое-что переиздано из его книг. Заслуживает упоминания и литературно-просветительская деятельность Вельтмана, в т.ч. как составителя несколько раз переизданной книги «Начальное чтение для образующегося юношества» (1837), автора вызвавшего интерес Пушкина стихотворного перевода «Слова о полку Игореве» под названием «Песнь ополчению Игоря...» (1833), переводчика фрагментов древнеиндийского эпоса «Махабхарата» и средневекового германского героического эпоса «Песнь о Нибелунгах». Энциклопедическая образованность, ум, такт и терпимость писателя способствовали тому, что в 1830-1860-е годы дом Вельтмана был одним из известных в Москве литературных центров, где собирались люди самых разных профессий, политических, философских и эстетических направлений и взглядов. С 1850 года активное участие в литературной жизни Вельтмана принимала известная в свое время беллетристка (исторические и семейно-бытовые повести и романы) и просветительница (Азбука и чтение для первого возраста, 1862) Елена Ивановна Вельтман, вторая жена писателя. В 1868 году Елена Ивановна умирает, а через два года в Москве скончался и Александр Фомич Вельтман.
Произведения автора
    Романы
  • 1831-32 – Странник: В 3 частях
  • 1833 – MMMCDXLVIII год. Рукопись Мартына Задека
  • 1833 – Кощей Бессмертный: Былина старого времени
  • 1834 – Лунатик
  • 1835 – Светославич, вражий питомец. Диво времен Красного солнца Владимира
  • 1836 – Предки Каломероса. Александр Филиппович Македонский
  • 1837 – Виргиния, или Поездка в Россию
  • 1837 – Ротмистр Чернокнижников, или Москва в 1812 г.
  • 1838 – Сердце и думка
  • 1840 – Генерал Каломерос
  • 1845 – Новый Емеля, или Превращения
  • Цикл «Приключения, почерпнутые из моря житейского»
      1846 – Саломея 1856 – Чудодей (др. назв. «Баловень Судьбы») 1862 – Воспитанница Сара 1863 – Счастье-несчастье

    Сборники

  • 1843 – Повести

    Повести

  • 1825 – Беглец (повесть в стихах)
  • 1831 – Муромские леса (повесть в стихах)
  • 1835 – Эротида
  • 1835 – Неистовый Роланд (др. назв. «Провинциальные актеры»)
  • 1836 – Аленушка
  • 1837 – Ольга
  • 1841 – Приезжий из уезда, или Суматоха в столице
  • 1842 – Карьера
  • 1843 – Райна, королева Болгарская
  • 1846 – Им привиделся сон
  • 1850 – Не дом, а игрушечка!

    Драмы

  • 1841 – Ратибор Холмоградский
  • 1842 – Колумб
  • 1844 – Волшебная ночь (по мотивам «Сна в летнюю ночь» У. Шекспира)

Александр Фомич Вельтман - (8 (20) июля 1800, Санкт-Петербург - 11 (23) января 1870, Москва) - русский писатель и археолог.

Вельдманы (Фамилией «Вельдман» и сам писатель подписывал свои первые произведения. Так его именовали и в официальных документах до середины 1820-х годов.), дворяне из Швеции, владели некогда островком в Балтийском море. Во второй половине XVIII в. Теодор Вельдман скромно жил с семьей в Ревеле. Его сын Томас оставил в 1786 г. отчий дом, принял русское подданство, стал именоваться Фомой Федоровичем. Отец лишил его наследства, и молодой человек вступил в Ревельскую губернскую штатную роту вахмистром. Фоме Федоровичу довелось стать участником морских походов, побывать на родине предков. В 1787 г. он был переведен капралом в Лейб-гвардии конный полк, произведен в ефрейт-капралы, а затем в подпоручики. С февраля 1791 г. Вельдман служит в Первом морском полку, на канонерских лодках совершает переход из Петербурга к шведской границе, в 1792 г. находится под началом А. В. Суворова. Годом позже офицер Белозерского мушкетерского полка Вельдман назначается в корабельный флот и под командованием адмирала Круза участвует в походе от Кронштадта до Копенгагена, по Северному морю до океана. Определенный в 1795 г. в Лейб-гренадерский полк, он через год произведен в поручики.

1799 г. принес решительные перемены в жизни Вельдмана. В январе он был переведен в Санкт-Петербургскую военную команду; посещая балы и праздничные вечера, познакомился с Марией Петровной Колпаничевой, дочерью придворного чиновника, и в конце года женился на ней. 8(20) июля 1800 г. у Вельдманов родился сын Александр.

Семейное положение заставило Фому Федоровича оставить армейскую службу. Он принялся с помощью родственников жены искать штатскую должность и в октябре 1800 г. был определен в чине титулярного советника капитан-исправником в Тотьму, где и прослужил до середины 1803 г. Тогда семья переехала в Москву, и Вельдман получил назначение комиссаром квартирной экспедиции.

Преуспеть на гражданской службе Фоме Федоровичу не удалось, так же как и повыситься в чине. Он служил казначеем винокуренного завода, офицером воинско-конной команды московской полиции, позже - квартальным надзирателем. С 1810 по 1816 г. занимал должность смотрителя тюрьмы. В 1817 г. Вельдмана выбирают комиссаром по рекрутскому набору, а через два года - дворянским заседателем Московского земского суда. Семья жила в бедности, с трудом сводила концы с концами до очередного жалованья. Приходилось пользоваться поддержкой близких знакомых и родственников - Евреиновых и Вейделей. Душой семьи была Мария Петровна, женщина жизнерадостная, любившая рассказывать занимательные истории. В 1805 г. у нее родился сын Николай, в 1810 г. - дочь Елизавета, а в 1814 г. - сын Василий. Но больше всего забот и внимания требовал ее первенец.

В раннем детстве Александр отличался пылким, необузданным нравом. Мать его, боясь, чтобы из него не вышел разбойник, выменяла образ богоматери и ежедневно просила матерь божию укротить нрав ее сына. Писатель рассказывал о своем детстве до поступления в учебное заведение: «моей учительницей и наставницей была добрая мать моя. С пяти лет она начала меня учить читать и писать; и иногда подкупала мою леность определенной платой за успешный урок. При мне был дядька Борис, он был вместе с тем отличный башмачник и удивительный сказочник. Следить за резвым мальчиком и в то же время строчить и шить башмаки было бы невозможно; а потому, садясь за станок, он меня ловко привязывал к себе длинной сказкой, нисколько не соображая, что со временем и из меня выйдет сказочник».

В 1808 г. Александр поступил в пансион Плеско, одно из лучших в то время учебных заведений в Москве, основанное для неимущих лютеран. «Курс учения в пансионе обнимал четыре языка - русский, немецкий, латинский и французский, физическую географию, всемирную историю, всеобщую литературу, математику, музыку и танцы. Русский язык, однако же, не шел далее чтения и письма; немецкий не выходил за пределы вокабул; латинский ограничивался затверживанием и репетицией склонений и спряжений; математика заключалась в первых четырех правилах; география, без карт, зубрилась наизусть; всемирная история поглощалась краткой французской с избранными анекдотами; всеобщая литература - декламированием монологов из трагедий Вольтера, Корнеля и Расина. Танцы преподавались сполна, начиная с первого па до французской кадрили. Музыка же состояла в скрипке самого Гризеля, когда он после обеда был в духе и, ходя по комнате, репетировал романсы цветущей молодости».

В 1811 г. Александра переводят в Благородный пансион при Московском университете. Он уже преуспевает в языках, любит музицировать, живо интересуется сочинениями Ломоносова, Тредьяковского, И. И. Дмитриева, Державина, Карамзина. И начинает писать стихи. Летом и осенью 1812 г. Вельтману пришлось пережить события, имевшие огромное влияние на его духовное развитие. Он стал свидетелем отступления русской армии после Бородинского сражения, тревожного ожидания толпящихся на улицах горожан, бегства из Москвы, зарева над городом. Семья добралась до Костромы. Сразу после отхода французского войска Вельдманы вернулись в Москву. Мальчика больше всего поразили горы книг, разбросанных по Красной площади. Позже родителям его удается определить в пансион кандидатов Московского университета братьев Терликовых. «Товарищи Александра Фомича смотрели на него с уважением, как на отличного воспитанника, даровитого поэта и музыканта». Чтобы помочь родителям, он дает в пансионе уроки игры на скрипке.

Большие способности и успехи воспитанника обратили на себя внимание учителей, и в 1816 г. Александра принимают в Московское учебное заведение для колонновожатых, где воспитанники изучали математику, геодезию, военные науки, историю и черчение. Из них готовили топографов, военных инженеров, артиллеристов, математиков, штабистов, умеющих вести письменные дела, составлять историческую документацию. Юноша учился настойчиво, преодолевая все невзгоды. В 1816 г. умерла мать; Фома Федорович несколько месяцев был без работы. И тогда Александр пишет учебник «Начальные основания арифметики» и печатает его в 1817 г. с посвящением своему учителю - Н. Н. Муравьеву. Продажа книги дает семье небольшой доход.

В конце 1817 г. Вельтман успешно завершает свое образование, 26 ноября он выпущен из училища в чине прапорщика и прикомандирован к Первой армии. В марте 1818 г. Александр направлен в Бессарабию для службы в военно-топографической комиссии, начавшей съемки области. В первые месяцы службы тяжело пришлось восемнадцатилетнему топографу. Изнурительный физический труд, относительное одиночество, ответственность порученного дела порой приводили в отчаянье юного прапорщика, но он мужественно и стойко выдержал испытания, стал опытным офицером Генерального штаба.

В 1819 г. в период вспышки чумы Вельтман руководил размещением кордонной стражи по реке Прут. Окончив топографические съемки Буджака, проводил рекогносцировку северной части Бессарабии, составил семитопографическую карту. В апреле 1821 г. он был произведен в подпоручики.

В 1823 г. Вельтман участвует в подготовке и проведении маневров Второй армии, за что ему присваивают чин поручика. За съемки Бессарабии он награждается бриллиантовым перстнем. В том же году Вельтмана назначают обер-квартирмейстером Шестого корпуса. Он продолжает участвовать в межевых работах в Бессарабии, Херсоне. Александр Фомич командируется для организации усиления пограничной цепи по всей турецкой границе. За успепшо выполненное задание его награждают орденом Анны III степени.

В 1826 г. Вельтман возглавляет съемки Бессарабии, по окончании работ получает чин штабс-капитана и назначение старшим адъютантом Главного штаба Второй армии. Кроме того, он становится начальником Исторического отделения Главной квартиры армии. В тоже время в Кишиневе Вельтман встретился с А.С. Пушкиным, находящимся в ссылке. Опальный поэт заинтересовался сочинениями офицера, с удовольствием прослушал чтение поэмы-сказки «Янко-чабан», которую писал в то время Вельтман. Как вспоминал И. П. Липранди, Пушкин «умел среди всех отличить A. Ф. Вельтмана, любимого и уважаемого всеми оттенками. Хотя он и не принимал живого участия ни в игре в карты, ни в кутеже и не был страстным охотником до танцевальных вечеров Варфоломея, но он один из немногих, который мог доставлять пищу уму и любознательности Пушкина, а потому беседы с ним были иного рода. Он безусловно не ахал каждому произнесенному стиху Пушкина, мог и делал свои замечания, входил с ним в разбор, и это не ненравилось Александру Сергеевичу, несмотря на неограниченное его самолюбие. Вельтман делал это хладнокровно, не так, как B. Ф. Раевский. В этих случаях Пушкин был неподражаем; он завязывал с ними спор, иногда очень горячий, в особенности с последним, с видимым желанием удовлетворить своей любознательности, и тут строптивость его характера совершенно стушевывалась...» Отъезд Вельтмана по служебным делам прервал его связи с Пушкиным. Их дружеское общение возобновилось уже в 1831 г.

Долгие годы службы вдали от родных мест не ослабляли связей Александра Фомича с семьей, которую преследовали несчастья. В 1818 г. умер брат Николай, а 13 июля 1821 г. скончался Фома Федорович, оставив детям в наследство сто рублей. Вельтман определил брата в кадетский корпус, а Лиза жила у опекунов до его возвращения.

25 апреля 1828 г. русская армия форсировала Прут у местечка Фальчи и двинулась к Дунаю с целью занять Молдову, Валахию, Добруджу, захватить Шумлу и Варну. Ей противостояла стопятидесятитысячная турецкая армия под командованием Хуссейн-паши. Русских воинов вдохновляло стремление освободить славян и греков от турецкого ига. С первого дня кампании 1828 г. Вельтман находился в действующей армии. Перейдя с Главной квартирой границу, Вельтман участвовал в осаде крепости Браилов. После форсирования Дуная был в бою, завершившемся занятием позиций перед Шумлой. За проявленную в сражении отвагу был награжден орденом Владимира IV степени. Во время осады Шумлы штабс-капитан получил особое задание - составить план неприятельских укреплений и позиций, с которым он блестяще справился. 20 сентября он участвовал в сражении при Кадикной. Одновременно вел штабные дела, составлял реляции и писал исторический журнал военных действий Второй армии, выписки из которого подготавливал для императора. После снятия 2 октября осады Шумлы Вельтман вместе с армией прошел через Казлуджи, а затем через Варну, Кюстенджи и Гирсово проследовал на зимние квартиры в Яссы.

Весной 1829 г. Вельтман вместе с Главной квартирой выступил к Силистрии, участвовал в осаде крепости, затем вместе с армией прошел по Шумлинской дороге и 30 мая был в сражении при Кулевче. За мужество в бою ему был присвоен чин капитана. В июне он получает отпуск и едет в Яссы, где проходит курс лечения. Личные дела задерживают его в городе, но приказы вице-председателя Дивана княжества Молдавии весной 1830 г. заставляют его вернуться в Главную квартиру.

В связи с окончанием войны Вельтман награждается медалью, годовым жалованьем и 5 сентября 1830 г. отправляется в Петербург за новым назначением. 26 сентября был подписан приказ о переводе его в Отдельный Оренбургский корпус. Вельтман просит направить его в Четвертый корпус, но в ответ получает 20 ноября предписание выехать в Оренбург. Тогда Вельтман подает в отставку по болезни. 22 января 1831 г. он уволен в чине подполковника.

Служба в действующей армии не помешала Александру Фомичу продолжать литературную работу. Его стихотворения публикуются в журналах, подготовлены к печати повести в стихах, а в отставку он вышел, когда была завершена первая часть романа «Странник», отрывки из которой уже начали печататься в журнале «Московский телеграф». Вельтман поселяется в Москве и организует свою жизнь таким образом, чтобы она давала возможность заниматься литературной и научной работой.

Еще осенью 1830 г. он начинает усиленную переписку со своей троюродной сестрой, восемнадцатилетней Анной Павловной Вейдель, которой год спустя делает предложение и получает согласие. Но жизненные невзгоды не оставляют писателя. В 1832 г. умирает брат. На брак с троюродной сестрой требовалось разрешение церковного ведомства. Возникают разногласия с семьей Вейделей. После долгих хлопот разрешение было наконец получено, и Вельтман женится на Анне Павловне. Но первые шаги в супружеской жизни требуют больше денежных средств, чем дают пенсия подполковника в отставке и литературные доходы. И Александр Фомич, скрепя сердце, в мае 1833 г. поступает секретарем в Коммерческий суд. Через год писатель оставляет этот мир исков и тяжб. В 1835 г. у Вельтманов появляется сын, проживший лишь три дня. Через два года рождается дочь Надежда.

Литературная и научная работа захватывает Вельтмана целиком. Писатель устраивает у себя по четвергам литературные вечера. Они проводились регулярно до самой кончины Вельтмана. На собраниях бывали: М. Н. Загоскин, В. И. Даль, И. И. Срезневский, Л. А. Мей, А. Н. Островский, Н. Б. Берг, Н. Ф. Щербина, М. И. Лихонин, М. П. Погодин, В. В. Пассек, художники, музыканты, товарищи по военной службе, Александр Фомич переписывался и встречался с Ф. А. Кони,. А. А. Краевским, И. И. Панаевым, Н. А. Полевым, А. И. Герценом, И. В. Курочкиным, А. С. Афанасьевым (Чужбинским), К. С. Аксаковым, П. В. Анненковым, Ф. Н. Глинкой, был знаком с В. Г. Белинским, М. Ю. Лермонтовым и Н. В. Гоголем.

Издание романа «Странник» было завершено в 1832 г. В последующее десятилетие писатель практически ежегодно публикует романы или сборники повестей, принесшие ему широкую популярность. Именно в эти годы автор создает свои самые крупные фантастические произведения.

Если первая половина 1830-х годов определила романтический период творчества Вельтмана, то начиная с повестей второй половины десятилетия и романа «Виргиния, или Поездка в Россию» (1837) писатель обращается к темам современной действительности и все более тяготеет к реалистической форме повествования.

К середине 1830-х годов творчество Вельтмана приобретает большую популярность. 7 ноября 1833 г. его избирают действительным членом Общества любителей российской словесности, в 1836 г. - членом Общества истории и древностей российских, в 1839 г. - членом Одесского общества любителей истории и древностей. Его произведения не залеживаются в книжных лавках.

Писатель становится желанным сотрудником журналов и альманахов. Издатели осаждают его письмами с просьбой принять участие в повременных изданиях. Дружеские отношения складываются у Вельтмана с «Московским телеграфом». А. С. Пушкин, задумывая в 1831-1832-ом годах выпуск газеты «Дневник», а позже - «Современника», приглашал сотрудничать в них и Александра Фомича. Вельтман именно для Пушкина подготовил перевод «Слово о полку Игореве», но издал его отдельно, так как замысел Пушкина до 1836 г. не осуществился. Александр Сергеевич постоянно интересовался деятельностью автора «Странника», спрашивал о нем в письмах к П. В. Нащокину.

Однако известность не принесла писателю материального благополучия. И он задумывает издавать собственный альманах, который решает составлять по образцу только что начавшего выходить журнала «Живописное обозрение». Иллюстрированный альманах «Картины света» выходил выпусками в 1836-1837 гг., и почти весь материал подготавливал сам издатель: сочинял, компилировал или переводил статьи из иностранных журналов.

Увеличить свои доходы писателю не удалось, хотя альманах пользовался популярностью. Поэтому Вельтман в 1839-1840 гг. писал для «Галатеи», в отдел рецензий, а в 1841 г. трудился с В. В. Пассеком в «Прибавлениях к Московским губернским ведомостям». В 1840-е годы Вельтман снова увлечен поэзией. В периодических изданиях публикуются его романсы.

С начала 1840-х годов Вельтману представилась возможность расширить свою научную деятельность, обратившись к этнографии и археологии. Он наконец смог занять должность на государственной службе, отвечающую его склонностям. Известному романисту М. Н. Загоскину, директору Московской Оружейной палаты, удалось в 1842 г. добиться назначения Вельтмана своим помощником. Александр Фомич работал в Палате до последнего дня своей жизни. В 1852 г., после кончины М. Н. Загоскина, он стал ее директором. Вельтман много сделал для улучшения организации фонда и написал полезные книги: «Достопамятности Московского Кремля» (1843), «Московская Оружейная палата» (1844) с приложением «Пояснительного словаря предметов древней царской казны и Оружейной палаты», «Описание нового дворца в Кремле» (1850). Вельтман был включен в состав комиссии по подготовке многотомного труда «Древности российского государства» (1849 - 1853). В 1854 г. Вельтмана избирают членом-корреспондентом Академии Наук, в 1861 г. - членом-корреспондентом Русского археологического общества, в 1869 г. - действительным членом Московского археологического общества. Он завершает свою службу действительным статским советником, награжденным рядом орденов.

Углубясь в научную деятельность, Вельтман постепенно отходит от журналистской работы, исключительно занимаясь литературой. За последние два десятилетия жизни Александра Фомича глубоко изменились и его личные обстоятельства. В 1847 г. умерла супруга писателя, он остался один с дочерью. Спустя два года Вельтман решает жениться на хорошо знакомой ему писательнице Елене Ивановне Крупениковой.

Несмотря на преклонный возраст и расстроенное здоровье, Александр Фомич продолжал служебные занятия, научную и литературную работу до последних лет своей жизни. Он умер 11 января 1870 г. Сослуживцы писателя поставили на его могиле памятник из белого мрамора - точную копию надгробия Ярослава Мудрого.

Детям Вельтмана пришлось оставить казенную квартиру в доме Дворцовой конторы, и поэтому сундуки с книгами и бумагами покойного Вельтмана были переданы на хранение в канцелярию Московского Публичного и Румянцевского музеев. В 1876 г. Надежда Александровна попросила вернуть один из сундуков с книгами, автором которых был ее отец, а рукописи оставить в библиотеке. Рукописи были приняты, а библиотека писателя куплена Музеями.

В советское время имя Вельтмана основательно забывается. И только в наше время, с обновлением литературной науки, возобновляется интерес к автору. Наряду с выяснением его роли в выработке литературных форм и языка, современные исследователи стремятся выяснить его место в истории литературы. Вельтман является одним из первых представителей того стиля в русской литературе, социальные истоки которого восходят к городскому мещанству, мелкобуржуазной интеллигенции; высшей точкой развития этого стиля было творчество Достоевского. С Достоевским Вельтмана сближают не только композиционные приемы: сюжетная перестановка, стремительность и запутанность действия, создающие «занимательность» и повышающие читательскую заинтересованность, что отводит Вельтману почетное место в истории русского авантюрного романа. Самый характер его гротеска, стирание граней между фантастическим и реальным, психологические черты его героев, особенно «Приключения из моря житейского» - все это дает основание современным критикам считать Вельтмана «предтечей Достоевского». Творчество Вельтмана сегодня еще мало исследовано, но и все вышесказанное позволяет отвести автору заметное место в истории русской литературы.

Фантастическое в творчестве А. Ф. Вельтмана.

Александр Вельтман является одним из основоположников фантастического жанра в России, к профильным произведениям сайта могут быть отнесены:

Исторические романы «Кощей бессмертный, былина старого времени» (1833) и «Светославич, вражий питомец. Диво времен Красного Солнца Владимира» (1835), действие которых развивается в Древней Руси. Традициям исторического романа автор противопоставляет повествование, основанное на темах народных сказаний, поверий, легенд, летописей. В данных романах наряду с историческими персонажами главную роль играют Кощей, Нелёгкий, русалки и прочая нечисть.

В романе «Александр Филиппович Македонский. Предки Калимероса» (1836) Вельтман создал первое в России научно-фантастическое произведение оригинального жанра. Он впервые применил столь распространенный впоследствии прием «путешествия во времени», использованный потом Г. Уэллсом и многими беллетристами XX в. Рассказчик на гиппогрифе отправляется в древний мир. Он хочет выяснить, насколько люди античности отличались по характеру, поведению, образу жизни от его современников, что делало их великими полководцами, вершителями судеб народов. Ведь Калимерос - буквальный греческий перевод фамилии Бонапарт. И путешественник во времени хочет изучить ход истории. Для этого он перемещается в лагерь царя Филиппа, отца Александра Македонского.

Вельтман задумывал и другой научно-фантастический роман, напоминающий в отдельных деталях «Янки при дворе короля Артура» Марка Твена. Сохранился набросок плана произведения: «Аленушка, дочь славянского царя Александра Великого, прозванного Македонским, об которой история ни слова не упоминает. Аттила узнал о существовании ее и необыкновенной красоте, несмотря ни на какие препятствия и идет через несколько веков в Вавилон. Там Александр Великий дает пир и турниры, объявляя, что победитель будет супругом его дочери. Аттила приезжает, но видя, что съехались все великие древние мужи, о коих слава трубит уже несколько веков идет на хитрость: он выписывает русскую колдунью, ворожею на бобах да на решете, которая дает ему совет, как победить всех. Говорит, чтобы он вызвал на поединок на пистолетах».

В 1833 г. выходят из печати три томика «Рукописи Мартына Задека» - под названием «MMMCDXLVIII год». Это роман-утопия, повествующий о жизни через полторы тысячи лет, в 3448 г. Из предисловия читатель узнавал, что писатель якобы нашел книгу, в которой рассказывается о государстве Босфорания, расположенном на Балканском полуострове. Страной правит справедливый Иоанн, отдающий все силы и время заботе о благе народном. Законодательным органом является Верховный Совет. Его указы направлены на развитие просвещения, науки, культуры. Рисуются картины социального и технического прогресса: народные гуляния и собрания, яркое освещение зданий и приборы-автоматы, экспедиции к Южному полюсу.

Также к фантастике могут быть отнесены два наиболее популярных рассказа автора: «Не дом, а игрушечка!» (1850), где рядом с литературными героями и двумя домовыми действуют реальные люди (П. В. Нащокин и А. С. Пушкин), а также «Иоланда» (1837), который по сути представляет собой мистический детектив и ставит Вельтмана в ряд зачинателей детективного жанра в России и в чём-то роднит его с писавшим в то же время Эдгаром По.

Отметим ещё роман «Сердце и думка» (в котором присутствуют представители фантастического мира - Ведьма, Нелёгкий) и драму «Волшебная ночь» (на основе «Сна в летнюю ночь» Шекспира).

ВЕЛЬТМАН Александр Фомич 18(20).7.1800, Санкт-Петербург - 11(23).1.1870, Москва], русский писатель, историк, член-корреспондент Петербургской Академии Наук (1854). Отец - выходец из Швеции, принявший православие. Учился в частных пансионах и в Благородном пансионе при Московском университете. В 1816 году поступил в Московское училище колонновожатых. Увлёкшись математикой, написал учебник «Начальные основания арифметики» (1817). Военную службу в качестве топографа проходил в Бессарабии (1818-31), где познакомился с членами Южного общества декабристов и с А. С. Пушкиным (оставил о нём мемуары, а также изобразил его в рассказе «Илья Ларин», 1847, и в повести «Не дом, а игрушечка!», 1850). В 1828-29 годах принимал участие в русско-турецкой войне. В 1831 году вышел в отставку, поселился в Москве. С 1842 года помощник директора, с 1852 - директор Оружейной палаты.

Дебютировал как поэт в 1825 году в журнале «Сын отечества» (отрывки из поэмы «Беглец», полностью опубликован в 1831). В 1831 году опубликованы поэма «Муромские леса», затем повесть «Странник» (ч. 1-3, 1831-32), в которой события реального путешествия автора иронично переплетены с воображаемым странствованием по географические карте. Роман «MMMCDXLVIII год. Рукопись Мартына-Задека» (1833) - иносказательное изображение современного общества (действие происходит в вымышленном государстве Босфорании). Соединением реального и фантастического отмечены романы на исторические темы, но с полусказочными сюжетами: «Кощей Бессмертный. Былина старого времени» (1833), «Лунатик. Случай» (1834), «Светославич, вражий питомец. Диво времён красного солнца Владимира» (1835), «Предки Калимероса. Александр Филиппович Македонский» (1836), «Виргиния, или Поездка в Россию» (1837), «Генерал Каломерос» (1840). Роман «Сердце и думка» (1838), в котором провинциальный быт контрастирует со сказочно-романтичной фантастикой, был высоко оценён молодым Ф. М. Достоевским. Последние 25 лет Вельтман работал над романным циклом «Приключения, почерпнутые из моря житейского» («Саломея», 1846-47; «Чудодей», полное издание - 1856; «Воспитанница Сара», 1862; «Счастье-несчастье», 1863; «Последний в роде и безродный» - не издан).

Характерные черты небольшого по объёму стихотворного наследия Вельтмана - вовлечённость слова в игру смыслами и оттенками значений, ирония, дух буффонады и маскарада, проявившийся и в лирических фрагментах, и в крупных произведениях (драмы «Колумб», 1842, «Волшебная ночь», 1844, - переделка шекспировского «Сна в летнюю ночь»; стихотворный сказка «Златой и Бела», 1850, и др.). Проза Вельтмана словно бы чревата стихотворной формой (в «Странник», помимо стихов, включена написанная ритмической прозой поэма «Эскандер»); её эмоциональный синтаксис игнорирует строгие правила грамматики. Стремясь к охвату всех сторон жизни, Вельтман создал свой прихотливо-хаотичный, «осколочный», пёстрый стиль; повествование перебивается неожиданными вставками и немотивированными вкраплениями.

Вельтман вёл многообразную научную деятельность, занимался историей, археологией, педагогикой, этнографией и др. Среди его исторических сочинений - «Начертание древней истории Бессарабии» (1828), «О Господине Новгороде Великом» (1834), «Варяги» (1840). В работе «Индо-Германы, или Сайване» (1856) Вельтман склонялся к панславистским идеям (сблизился со славянофилами из «молодой редакции» журнала «Москвитянин»). Истории и фольклору славян он посвятил книги «Достопамятности Московского Кремля» (1843), «Московская Оружейная палата» (1844), «Аттила и Русь IV и V в.» (1858), «Маги и Мидийские Каганы ХIII-го столетия» (1860), историческую стихотворную пьесу «Ратибор Холмоградский» (1841), роман «Райна, королевна Болгарская» (1843), поэму «Троян и Ангелица. Повесть, рассказанная светлой денницей ясному месяцу» (1846).

Лит.: Манн Ю. В. К проблеме романтического повествования // Изв. Академии Наук СССР. Сер. литературы и языка. 1981. № 3; Meyer Н. Romantische Orientierung: Wandermodelle der romantischen Bewegung (Rußland): Kjuchel’beker - Puskin - Vel’tman. Мünch., 1995; Чернов А. В. Из истории русской беллетристики (А. Ф. Вельтман-романист, 30-60-е годы XIX в.). Череповец, 1996.

20 июля 1800 - 23 января 1870

русский писатель, археолог, лингвист, член-корр

Биография

Происходит из шведской фамилии Weldman. Отец его служил в лейб-гвардии гренадерском полку. В 1811-1812 г. Вельтман поступил в Московский университетский благородный пансион, но занятия его были прерваны нашествием французов. В 1814 году он перешёл в частный пансион Терликова, а в 1816 году - в училище колонновожатых, откуда в следующем году выпущен офицером в свиту императора по квартирмейстерской части. В бытность колонновожатым Вельтман составил «Начальные основания арифметики» (Москва, 1817). В 1828-1829 гг. во время турецкой кампании Вельтман находился при главной квартире старшим адъютантом генерального штаба, а в 1831 г. вышел подполковником в отставку. Плодом полученной им перед тем командировки в Бессарабию был его труд «Начертание древней истории Бессарабии» (M., 1828). С этого времени Вельтман отдается литературе, а немного позже занимается усердно и историей.

Творчество

Первые литературные публикации Вельтмана появлялись в журнале «Сын отечества» с 1825 г. (отрывки из «Беглеца», лирические стихотворения).

Первыми вышедшими отдельными изданиями литературными произведениями Вельтмана были «Беглец» (повесть в стихах; М., 1831), «Странник» (роман; М., 1831-1832), «Муромские леса» (повесть в стихах; М., 1831).

Затем последовал целый ряд исторических и фантастических романов: «MMMCDXLVIII год, рукопись Мартына Задеки» (M., 1831); «Кощей Бессмертный» (М., 1833); «Святославич, вражий питомец» (М., 1835); «Лунатик» (1836); «Александр Филиппович Македонский» (Москва, 1836); «Виргиния» (Москва, 1837); «Сердце и думка» (М., 1838); «Генерал Каломерос» (М., 1840); «Новый Емеля, или Превращения» (М., 1845) и, наконец, масса повестей в стихах и прозе. Во всех этих произведениях Вельтман обнаружил оригинальный и блестящий талант. Однако сложность происшествий лишают произведения Вельтмана естественности. Излюбленной формой его творчества была смесь прозы и стихов, в которой он достиг виртуозности.

Вельтман оставил несколько интереснейших исторических исследований - «Аттила. Русь IV и V века» и «Индо-Германы или Сайване» - где продемонстрировал глубокое знание и понимание истории, переданной древними летописями. Эти работы и по сей день вызывают огромный интерес своими выводами. Однако шквал яростной критики со стороны реакционно настроенных ученых, как в прошлом, так и в настоящем, приводит к замалчиванию этих исследований. В 1842 г. он стал помощником директора московской Оружейной палаты, а в 1845 г. был назначен членом комитета для издания «Древностей Российского государства», которые выходили под его редакцией и в которых текст 2, 3 и 5 отд. принадлежит ему. В 1852 г. Вельтман назначен был директором Оружейной палаты.

Писатель создал первый русский утопический роман «MMMCDXLVIII год. Рукопись Мартына Задека» (1833) - рассказ о жизни через полторы тысячи лет, в 3448 г. В этом произведении развивались социальные утопии XVIII века и отразились передовые идеи русской философии 1820-х годов.

В романе «Александр Филиппович Македонский. Предки Калимероса» (1836) впервые был использован прием путешествия во времени, ставший с легкой руки Г. Уэллса обычным для литературы XX века. В рассказе «Не дом, а игрушечка!» (1850) рядом с литературными героями и двумя домовыми действуют реальные люди - П. В. Нащокин и А. С. Пушкин.

Рассказ «Иоланда» занимает особое место в творчестве писателя и фантастический элемент в ней особого рода. Это рассказ о событиях частной и общественной жизни во Франции XIV в. Эпизоды в мастерской церопластика Гюи Бертрана, в суде инквизиции, на аутодафе, у собора связаны сложной композицией. В рецензии на «Иоланду» отмечается, что этот «рассказ, в котором столько чудес, столько нечаянностей, кажется, не кончен; но профиль и подробности отдаленного века обрисованы мастерской кистью». Загадку автора можно разгадать лишь косвенно, и у читателя остается впечатление непостижимого, почти мистического стечения обстоятельств, приведших всех героев к гибели.

«Иоланда» ставит Вельтмана в ряд зачинателей детективного жанра в России и в чём-то роднит его с писавшим в то же время