Анализ стихотворения А. С. Пушкина «К морю»

Первоначальный вариант стихотворения «К морю» был напи­сан Пушкиным в южной ссылке, в Одессе. Возвратился к это­му посланию поэт уже в «новой» ссылке - в Михайловском, в 1824 году. Это стихотворение завершало собой романтиче­ский период творчества Пушкина.

В этом произведении весьма ощутимы элегические моти­вы. Причем, как отмечает В. А. Грехнев, в элегическом раз­очаровании у Пушкина соединяются три различные жизнен­ные сферы - философская, историческая и конкретно-био­графическая, и взаимопроникновение этих сфер сохраняется в каждой строчке стихотворения.

В начале стихотворения преобладает личностный, конкретно-биографический аспект. Элегический мотив грусти возникает у поэта при расставании с морем:

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

Как друга ропот заунывный,

Как зов его в прощальный час,

Твой грустный шум, твой шум призывный

Услышал я в последний раз.

Море своенравно и прихотливо, как и человеческие поры­вы. Оно непредсказуемо, как и тайные душевные желания. Море может быть тихим, умиротворенным, но может быть и грозным, несущим гибель человеку:

Смиренный парус рыбарей,

Твоею прихотью хранимый,

Скользит отважно средь зыбей:

Но ты взыграл, неодолимый,

И стая тонет кораблей.

Точно так же гибнет человек, отдавшийся во власть сти­хии страстей, безумных желаний, импульсивных порывов. Однако образ моря символизирует здесь не только мир чело­веческой души, но и судьбу. Она так же своенравно играет людьми, неся и радость, и неожиданную гибель. С непредска­зуемой морской стихией Пушкин сравнивает и любовь, страсть, сильное чувство, подчиняющее себе все устремления и поступки. Однако любовь нередко сковывает волю челове­ка, становится своеобразным пленом души, вдохновенья:

Ты ждал, ты звал... я был окован;

Вотще рвалась душа моя:

Могучей страстью очарован,

У берегов остался я...

Здесь вновь преобладают авторские эмоции, а затем следу­ет переход в исторический план. Романтический образ моря, вольной, свободной стихии рождает в сознании поэта вос­поминания о герое с необыкновенной судьбой - Наполеоне, нашедшем свою смерть рядом с морем, на острове Святой Елены:

Один предмет в твоей пустыне

Мою бы душу поразил.

Одна скала, гробница славы...

Там погружались в хладный сон

Воспоминанья величавы:

Там угасал Наполеон.

Другой романтический герой в стихотворении - поэт Байрон. Наполеон и Байрон... Пушкин недаром связывает два этих образа воедино. Байрон много писал о Наполеоне, его очень интересовала личность полководца.

Таким образом, мотив грусти, возникающий в начале сти­хотворения, проходит через исторический экскурс, поэта: Пушкин вспоминает о гибели Наполеона, о смерти Байрона. Затем мотив этот через личностные переживания выходит на внесюжетный, внеличностный, философский план:

Мир опустел... Теперь куда же

Меня б ты вынес, океан?

Судьба людей повсюду та же:

Где благо, там уже на страже

Иль просвещенье, иль тиран.

Обращает на себя внимание, что поэт тиранию приравнива­ет к просвещенью. Однако здесь под «просвещеньем» подразу­мевается «культура», мир цивилизации, лишивший человека свободы и естественности душевных движений. В понимании поэта цивилизация является «тираном», насильственно вме­шивающимся в свободное течение человеческой жизни. Про­тивопоставление цивилизованного человека миру природы всегда было характерно для пушкинского творчества (Плен­ник и Черкешенка, Алеко и старый цыган, Онегин и Татьяна). В данном стихотворении мотив природы лишь угадывается: он выступает альтернативой «просвещенью» и тирании, той не­сбыточной мечтой, о которой поэт вопрошает океан.

Заканчивается стихотворение по-пушкински жизнеутвер­ждающе. Прощаясь с морем, поэт обещает хранить образ сво­бодной стихии в своей душе, соответствовать идеалу естест­венного, природного человека:

В леса, в пустыни молчаливы

Перенесу, тобою полн,

Твои скалы, твои заливы,

Композиция стихотворения подчинена основной идее, идее свободы. Первая часть - это описание моря. Здесь Пуш­кин использует выразительные эпитеты («волны голубые», «гордою красой»), сравнения и анафоры («Как друга ропот заунывный, Как зов его в прощальный час, Твой грустный шум, Твой шум призывный Услышал я в последний раз»), перифразы («Прощай, свободная стихия!», «Моей души пре­дел желанный!»), метафоры («я был окован»), бессоюзие («Как я любил твои отзывы, глухие звуки, бездны глас»), ин­версию («У берегов остался я...»). Здесь также используются и обращения («свободная стихия» «Моей души предел желан­ный»), благодаря которым создается впечатление «беседы с морем». Поэт использует и общеупотребительную лексику, и славянизмы («глас», «рыбарей», «брег», «вотще»).

Для начала первой части характерен несложный синтак­сис - простые предложения, в составе которых есть сравне­ния, однородные члены, причастные обороты. В конце первой части уже есть сложные предложения, союзные сложносочи­ненные и бессоюзные. Усложнение синтаксиса здесь отражает углубление основной темы произведения.

Замечателен и фонетический строй стихотворения. Уже в первой части мы встречаем аллитерации (повтор автором со­гласных звуков) и ассонансы (повтор гласных):

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.

Во второй части стихотворения Пушкин развивает тему свободолюбивой личности, душа которой подобна морской стихии. Здесь возникают образы Наполеона и Байрона. Вто­рая часть начинается с риторических вопросов («О чем жа­леть? Куда бы ныне Я путь беспечный устремил?»). Здесь так­же есть точные, выразительные эпитеты («путь беспечный», «торжественная краса»), анафоры («Как ты, могущ, глубок и мрачен, Как ты, ничем не укротим»), перифразы («гробница славы», «Он был, о море, твой певец»), обращение («о море»), сравнение («как бури шум»), инверсии («Он духом создан был твоим»). Кроме общеупотребительной лексики, поэт использу­ет слова высокого стиля («почил», «властитель наших дум», «венец») и славянизмы («хладный», «могущ»).

Во второй части стихотворения также встречаются алли­терации и ассонансы: здесь часто повторяются шипящие «ш», «гц», «ч», протяжные гласные «у» и «о», звонкий «р». Как замечает Н. Л. Степанов, перекличка этих звуков напо­минает однотонный, заунывный ропот моря.

Исследователи неоднократно отмечали нарушение грамма­тических норм в обращении поэта к морю. «Ты ждал, ты звал...» - Пушкин обращается «к морю», используя муж­ской род, хотя существительное «море» - среднего рода. Убе­дительное объяснение этому дает Е. Маймин. Исследователь замечает, что море ассоциируется в сознании поэта с другом «и ощущается как друг», поэтому «неправильное» словоупот­ребление внутренне оправданно.

В этом стихотворении мы можем выделить и третью часть. Поэт погружается в философские раздумья о человече­ской судьбе, а затем вновь обращается к образу моря. И чув­ство безнадежности здесь уравновешивается этим обращени­ем. В третьей части используются обращения («Теперь куда же Меня б ты вынес, океан?», «Прощай же, море!»), эпитеты («пустыни молчаливы», «торжественной красы»), многосоюзие («И блеск, и тень, и говор волн»), риторический вопрос («Теперь куда же Меня б ты вынес, океан?»). Пушкин ис­пользует высокую лексику («тиран», «благо»).

Кроме того, здесь также есть аллитерации и ассонансы:

В леса, в пустыни молчаливы

Перенесу, тобою полн,

Твои скалы, твои заливы,

И блеск, и тень, и говор волн.

Пушкинские стихотворения, в том числе «К морю», вызы­вали восхищение Белинского. Анализируя романтические «пьесы» поэта, критик писал: «Вглядитесь и вслушайтесь в этот стих, в этот оборот мысли, в эту игру чувства: во всем найдете чистую поэзию, безукоризненное искусство, полное художество, без малейшей примеси прозы, как старое креп­кое вино, без малейшей примеси воды». Думается, оценка эта справедлива и по сей день.

Там же. С. 142.

Степанов Н. Л. Лирика Пушкина. Очерки и этюды. М., 1974. С. 279.

Степанов Н. Л. Указ. соч. С. 290.

Маймин Е. «К морю». Стихотворение Пушкина. - Литература в школе, 1974, 32. С. 28.

Грехнев В. А. Указ. соч. С. 143.

Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина. М., 1985. С. 246.

Стихотворение Пушкина «К морю» начинается с мотива прощания с морем, который имеет автобиографическую основу: поэт уезжает из Одессы в Михайловское. Кроме этого, расставание с дорогим краем обращает к образам поэмы Байрона, так как лирический герой, как и Чайльд-Гарольд, после него ощущает, что «сердцем опустел».

Для лирического героя элегии «Мир опустел» не только из-за разлуки с красотой прибрежных скал, заливов, бликов на воде (строфы 14—15), но в связи с тем, что для него не осталось в мире друга, собеседника. Как и лирический герой Жуковского («Море»), он обращается к морю как к живому существу (у Жуковского оно «живо», «дышит», лирический герой Пушкина слышит его зов, «как друга ропот» — строфа 2).

В стихотворении «К морю» (Пушкин), анализ которого нас интересует, пятнадцать строф, четырехстопный ямб, перекрестная рифма в четверостишиях, строфы 5, 6, 13 — пятистрочные со сложной рифмовкой.

Две начальные и две заключительные являются обращением к морю со словами прощания. В этих четверостишиях возникает пейзажная зарисовка: голубые волны запомнились постоянным шумом, гулом и гордой, торжественной красотой. Последнее четверостишие обрисовывает природу тех мест, куда направляется лирический герой,— это равнина, молчаливая «пустыня», в которой он не надеется найти гармонии (в морском пейзаже перед ним были «И блеск, и тень, и говор волн»).

Природа на морском побережье встречала его «шумом призывным», в ней он находил соответствие своему идеалу («Моей души предел желанный!»). Идеал — это не только красота и гармония, как у Жуковского,— море воплощает абсолютную свободу. Его порывы своенравны, неодолимы, в них не только стремление разогнать темные тучи, но и прихоть, игра стихии (как и у Жуковского, море — бездна, но лирический герой Пушкина не «очарован» ее таинственной «тревожною думой», а вслушивается в «отзывы», «глухие звуки», воспринимающиеся как сопереживание «заветному умыслу» о «побеге»).

Как в «Море» Жуковского, в анализируемой элегии Пушкина картина природы становится аналогией (от греч. «сходство в каком-либо отношении между предметами, явлениями, понятиями») состоянию души лирического героя. В отличие от предшественника, Александр Сергеевич вносит в разработку философской проблематики психологическую конкретность. Обращение к морю мотивировано (от франц. «обосновано») ощущением одиночества, заставляющего искать дружеского участия в гуле прибоя, который один отзывается на потребность в дружеском понимании для «тихого и туманного» невольника, которому «не удался» побег от «скучного, неподвижного брега». Скрытый мотив узничества, оков усиливает значение свободы. Воля — и умозрительный идеал, и заветная мечта, настоятельное требование. Они сливаются в ощутимом переживании, выраженном, благодаря признаниям в том, что лирический герой любил («Как я любил твои отзывы...»), к чему стремился («...рвалась душа моя...»), о чем мечтал («Не удалось навек оставить...»), и в то же время слитом с этими чувствами размышлении об идеале свободы.

Море предстает воплощением идеи абсолютной свободы: это стихия, хаос, бездна. Им правит «прихоть», непонятная и враждебная для людей, но вызывающая восторг, так как в ней проявляется первозданная мощь природы.

Человек беспомощен перед силой природы, как и в борьбе с роком, но, отважно вмешиваясь в игру стихий, он демонстрирует значительность личности, становится героем, вступающим в схватку с предрешенным концом, не изменяя своей натуре, следуя «заветному умыслу».

В 3—7 четверостишиях стихотворения картина моря приобретает обобщенность, становясь развернутой метафорой вселенной, где можно увидеть и гармонию («тишина в вечерний час» и «глухие звуки», грусть и восторг, смиренность и своенравие, движение и неподвижность), и противоречивость. Нельзя преодолеть антитезу между идеалом и действительностью, стремление к абсолюту неодолимо, но оно вызывает падение, гибель. Только в воображении можно «навек оставить» землю; душа рвется из ее плена «вотще» (тщетно, напрасно, безуспешно). Мысль о безысходной участи человека подчеркнута строфическим изменением: в 5—6-й строфах, содержащих не четыре, а пять строчек, речь идет о тонущих по воле моря кораблях и о неудаче лирического героя, который не смог осуществить «поэтический побег» (автобиографическая деталь, скрытая в этом образе,— это мечты Пушкина об отъезде из России, который стал бы побегом из ссылки; именно так, несмотря на видимость перевода по службе на юг, расценивалось современниками его вынужденное путешествие). К этому его призывал друг, океан, идеал: важное значение имеет употребление прилагательного («неодолимый» — строфа 5) и глагольных форм прошедшего времени (строфа 7), позволяющих зафиксировать мужской род того, к кому обращено признание в неосуществившейся мечте:

Но ты взыграл, неодолимый...

Ты ждал, ты звал... я был окован;

Вотще рвалась душа моя;

Могучей страстью очарован,

У берегов остался я...

В английском языке возможно было только назвать адресата обращений, как это происходит у Байрона, потому что там отсутствует категория рода, в русском же намек соединяется с расширительной трактовкой, все значимые для автора понятия просвечивают за местоимением «ты». Сближение моря с живым существом приводит к олицетворению (персонификации), что позволяет найти в явлении природы одушевленность, способность чувствовать, звать, ждать.

В строфах 8—12 взгляд лирического героя обращается к примерам личностных ориентиров в реальности. Он не жалеет о том, что не мог освободиться от «могучей страсти», приковавшей его к берегам, «скучным, неподвижным», но ставшим пристанищем пред- мету его земных желаний. Ему некуда устремить путь, потому что тех, чья судьба навевала думы о славе, величии, гениальности, уже нет. В отличие от оды «Вольность», где лирический герой «ненавидел» Наполеона («Самовластительный злодей!/Тебя, твой трон я ненавижу...»), читая на его челе «печать проклятия», обвиняя в узурпации (от лат. «присвоение чужих прав»), насильственном захвате власти над «народами», в элегии «К морю» он вызывает «Воспоминанья величавы». В контексте стихотворения Наполеон воплощает славную, поражающую воображение страницу в истории, что связано со стремлением утвердить правду «своенравных порывов» личности, пытающейся освободиться от любых общественных пут.

Другим образцом необыкновенной личности становится певец моря, «оплаканный свободой», борец за нее, заслуживший, благодаря этим двум особенностям, благодарную память, «венец» славы. В этом портрете легко узнается Байрон, покинувший в 1816 г. Англию, чтобы стать участником национально-освободительного движения в Италии и Греции.

После смерти Наполеона (1821) и Байрона (1824) опустошенность и одиночество лирического героя стали абсолютными, на земле не осталось примет идеала личности, которые могли поразить, взволновать, заставить размышлять. Одним из предметов дум является судьба гения: «почил среди мучений» Наполеон, умчался, «как бури шум», великий поэт. Их земное бытие — пример безысходности, бессмысленности попыток преодолеть земную природу. «Благо» неограниченной свободы, в представлении лирического героя, превосходит значение просветительских установлений, стесняющих могущественную, неукротимую личность, неподвластную законам общества:

Судьба людей повсюду та же:

Где благо, там уже на страже

Иль просвещенье, иль тиран.

Стихотворение Пушкина «К морю» наполнено романтической жаждой величавых, торжественных, «глубоких и мрачных», страстных, неповторимых впечатлений. Личность в нем обрисована так же, как романтический образ, в чем важную роль играет пейзаж. Лирическому герою близка стихийная мощь «порывов» океана, ему он готов поверить «заветный умысел», от него ждет избавления, замышляя побег. «Гробницей славы» Наполеона стала «одна скала» (этот образ является синекдохой (от греч. «частный случай», употребление названия части для обозначения целого, или наоборот), остров Св. Елены. Оплакан шумом бурного моря его певец, видевший свою цель в том, чтобы воспеть его как символ вольнолюбия, могущества («Он духом создан был твоим...»).

Однако одушевление идеалом абсолютной свободы предстает одним из этапов в эволюции лирического героя. Вопреки неизменному давлению судьбы, мир для него не является замкнутым. Дорога в будущее открыта, что выражается в идее движения, духовного пути. Сквозным мотивом является расставание с прошлым: слова прощания обрамляют текст («Прощай, свободная стихия!» — «Прощай же, море!»), но жизнь продолжается:

О чем жалеть? Куда бы ныне

Я путь беспечный устремил?

...

Теперь куда же

Меня б ты вынес, океан?..

В леса, в пустыни молчаливы

Перенесу, тобою полн...

Земная природа в стихотворении Пушкина не только отражение небесной красоты и гармонии, но сама по себе «предел желанный» для лирического героя. Если у Жуковского основным эпитетом моря был «лазурное» («Безмолвное море, лазурное море...»; обращение двукратно повторяется), основанием чего была мысль об отражении в воде «светозарной лазури» неба, его чистоты и сладостного блеска («Ты льешься его светозарной лазурью,/Вечерним и утренним светом горишь...» — «Море»), то в пушкинской элегии море имеет множество характеристик. Оно голубое, шумное, волнующееся, водяные валы похожи на хребты гор, на побережье видны и скалы, и заводи, его гул памятен «долго-долго», как и прогулки по берегу, проходившие «часто», а «теперь» воспринимающиеся как прошлое общение с другом, то грустным, то своенравным, но всегда дорогим, внимательным к настроению необычного собеседника («Твой грустный шум...», «Как я любил твои отзывы...» и др.). Блеск и краса у моря тоже собственные, не отраженные (море блещет «гордою красой»), о них нельзя забыть («Не забуду/Твоей торжественной красы...»).

С богатством и многообразием окружающего мира связано и стремление к насыщенности духовной жизни. Человек вносит в природу сопереживание, осмысление; блеск и тень, молчание и говор волн претворяются в его творчестве. В образах стихотворения «К морю» Пушкина, анализ которого мы провели, есть то, что позволяет преодолеть пессимизм, появляющийся из-за несоответствия действительности высокому идеалу. Величава участь Наполеона, «ничем не укротим» дух певца свободы, «могучая страсть» заставляет лирического героя отказаться от «пути беспечного». Душа, исполненная света вечного идеала, открыта для любви и совершенствования. В строфе 10 появляется местоимение «мы» («от нас», «наших дум»), свидетельствующее о возможности преодоления романтического одиночества. Мироощущение лирического героя — часть природы, его голос вливается в ее «говор» (образ шума, говора волн, встречаясь в строфах 2 и 15, обрамляет лирическое излияние).

«К морю» Александр Пушкин

Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.

Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз.

Моей души предел желанный!
Как часто по брегам твоим
Бродил я тихий и туманный,
Заветным умыслом томим!

Как я любил твои отзывы,
Глухие звуки, бездны глас,
И тишину в вечерний час,
И своенравные порывы!

Смиренный парус рыбарей,
Твоею прихотью хранимый,
Скользит отважно средь зыбей:
Но ты взыграл, неодолимый,-
И стая тонет кораблей.

Не удалось навек оставить
Мне скучный, неподвижный брег,
Тебя восторгами поздравить
И по хребтам твоим направить
Мой поэтической побег.

Ты ждал, ты звал… я был окован;
Вотще рвалась душа моя:
Могучей страстью очарован,
У берегов остался я.

О чем жалеть? Куда бы ныне
Я путь беспечный устремил?
Один предмет в твоей пустыне
Мою бы душу поразил.

Одна скала, гробница славы…
Там погружались в хладный сон
Воспоминанья величавы:
Там угасал Наполеон.

Там он почил среди мучений.
И вслед за ним, как бури шум,
Другой от нас умчался гений,
Другой властитель наших дум.

Исчез, оплаканный свободой,
Оставя миру свой венец.
Шуми, взволнуйся непогодой:
Он был, о море, твой певец.

Твой образ был на нем означен,
Он духом создан был твоим:
Как ты, могущ, глубок и мрачен,
Как ты, ничем неукротим.

Мир опустел… Теперь куда же
Меня б ты вынес, океан?
Судьба людей повсюду та же:
Где капля блага, там на страже
Уж просвещенье иль тиран.

Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.

В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн.

Анализ стихотворения Пушкина «К морю»

В 1820 году Александр Пушкин из-за вольнодумства и открытого призыва к свержению самодержавия был отправлен в южную ссылку. Поэту предписывалось поступить в распоряжение председателя попечительного Комитета об иностранных колонистах Южной России генерала Ивана Инзова, ставка которого располагалась в Кишиневе. Пыльная и провинциальная столица Бессарабии произвела на Пушкина настолько удручающее впечатление, что через два года, вопреки желанию генерал-губернатора Санкт-Петербурга, поэт добился перевода по службе в солнечную Одессу. Там Пушкин впервые увидел море и был поражен его мощью, красотой и великолепием.

В 1824 году поэту было разрешено вернуться в Москву, однако накануне отъезда он набросал черновик стихотворения «К морю», работа над которым была завершена спустя несколько месяцев в Михайловском. Это произведение стало последним в цикле романтических стихов поэта, удивительно образных, волнующих и наполненных особым очарованием.

Стихотворение «К морю» по своей форме напоминает элегию, однако содержание произведение носит личностно-философский характер . В первых его строчках автор прощается с морем, выражая восхищение «свободной стихией» и «гордыми волнами». Именно этих качестве так недоставало во время южной ссылки самому Пушкину, который вынужден был выполнять рутинную работу в канцелярии, находясь под постоянным контролем вышестоящих чиновников. При этом поэт понимал, что высказывать свои прогрессивные взгляды в провинциальном обществе не только бессмысленно, но и достаточно опасно – граф Воронцов, невзлюбивший поэта, периодически отправлял в Санкт-Петербург депеши с доносами на вольнодумца, в которых характеризовал Пушкина как весьма посредственного специалиста, который то и дело пренебрегает своими служебными обязанностями.

Прощаясь с морем, поэт подчеркивает, что на протяжении многих месяцев в этом чужом и враждебном мире оно оставалось для него единственным другом. Автор восхищается морской стихией, которая никому неподвластна . И именно это вызывает у поэта чувство духовного родства с морскими просторами. В шуме волн Александр Пушкин слышит призыв к побегу с чужбины, однако признается, что пойти на такой шаг ему было не под силу. «Ты ждал, ты звал … я был окован», — пишет поэт, намекая на то, что попытка вернуться в Москву или же Санкт-Петербург без соответствующего разрешения властей окончилась бы для него уже не южной, а сибирской ссылкой. Тем не менее, такой вариант Пушкин все же рассматривает. Однако, задумываясь о побеге, считает, что гораздо проще было бы покинуть Россию морским путем.

Почему поэт не отважился на такой поступок? Ответ можно найти в стихотворении «К морю», где автор признается в безграничной любви к своей родине. Даже волнующие мысли о свободе не могут заставить его навсегда покинуть Россию. К тому же, Пушкин отдает себе отчет, что на чужбине его ждет незавидная участь, намекая на то, что, вероятнее всего, разделит судьбу Наполеона, закончив свою жизнь не в цивилизованной Европе, откуда он может быть выслан по первому же требованию русских властей, а на отдаленном острове, среди моря и скал. Обращаясь к истории, Пушкин отмечает, что французский император также был свободолюбив и призывает море воздать ему посмертные почести — «шуми, взволнуйся непогодой: он был, о море, твой певец». После его смерти поэт понимает, что побег теряет всякий смысл. Поэтому автору лишь остается смириться с собственной участью и дождаться того момента, когда он сможет вернуться домой, сохранив в воспоминаниях красоту морской стихии – «твои скалы, твои заливы, и блеск, и тень, и говор волн».

Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.

Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз.

Моей души предел желанный!
Как часто по брегам твоим
Бродил я тихий и туманный,
Заветным умыслом томим!

Как я любил твои отзывы,
Глухие звуки, бездны глас
И тишину в вечерний час,
И своенравные порывы!

Смиренный парус рыбарей,
Твоею прихотью хранимый,
Скользит отважно средь зыбей:
Но ты взыграл, неодолимый,
И стая тонет кораблей.

Не удалось навек оставить
Мне скучный, неподвижный брег,
Тебя восторгами поздравить
И по хребтам твоим направить
Мой поэтической побег!

Ты ждал, ты звал… я был окован;
Вотще рвалась душа моя:
Могучей страстью очарован,
У берегов остался я…

О чем жалеть? Куда бы ныне
Я путь беспечный устремил?
Один предмет в твоей пустыне
Мою бы душу поразил.

Одна скала, гробница славы…
Там погружались в хладный сон
Воспоминанья величавы:
Там угасал Наполеон.

Там он почил среди мучений.
И вслед за ним, как бури шум,
Другой от нас умчался гений,
Другой властитель наших дум.

Исчез, оплаканный свободой,
Оставя миру свой венец.
Шуми, взволнуйся непогодой:
Он был, о море, твой певец.

Твой образ был на нем означен,
Он духом создан был твоим:
Как ты, могущ, глубок и мрачен,
Как ты, ничем неукротим.

Мир опустел… Теперь куда же
Меня б ты вынес, океан?
Судьба людей повсюду та же:
Где капля блага, там на страже
Уж просвещенье иль тиран.

Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.

В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн.

Анализ стихотворения «К морю» Пушкина

А. С. Пушкин написал стихотворение «К морю» под впечатлением от пребывания в Одессе в Южной ссылке. Пушкин испытывал огромную скуку и неудовлетворение от возложенной на него в наказание мелкой канцелярской должности. Он находил выход только в занятиях творчеством, на которое его вдохновляло Черное море. Расставаясь с Одессой, Пушкин начал работу над прощальным произведением «К морю». Оно было закончено уже в Михайловском в 1824 г.

Стихотворение написано в жанре элегии. Первая часть посвящена исключительно красоте «свободной стихии». Пушкин рад вырваться из тяготившего его заключения, но испытывает грусть от прощания с морем. Звуки морского прибоя он сравнивает с прощальным зовом верного друга при расставании. Поэт предается счастливым воспоминаниям о прогулках по морскому берегу. Упоминаемый им «заветный умысел» — планы Пушкина на побег за границу.

Поэт восхищен величием моря. Он видит в нем проявление высшей силы, которой нет дела до отдельного человека. В спокойном состоянии море гостеприимно открывает свои просторы для многочисленных рыбаков. Но мимолетный каприз природы превращает море в могучую стихию, которая с легкостью губит «стаю кораблей».

Пушкин сравнивает свои планы побега с морским зовом. В том, что они не осуществились, он видит влияние «могучей страсти». Эту страсть можно интерпретировать как любовь к родине, так и не позволившую великому поэту покинуть Россию. Он не жалеет о принятом решении. Оставив Отчизну, Пушкин бы уподобился вечному изгнаннику. В связи с этой мыслью он вводит в стихотворение образ романтического героя – Наполеона. Жизненный путь французского императора был излюбленной темой для романтизма. Его пожизненное заключение на затерянном одиноком острове считалось реальным воплощением трагической судьбы непонятого толпой гения.

В стихотворении появляется образ «другого властителя наших дум» — , умершего в начале 1824 г. Пушкин высоко ценил творчество английского романтика и постоянно обращался к нему в своих произведениях. Он считал Байрона «певцом» свободы и справедливости. Его могущественному и неукротимому духу был наиболее близок образ моря. Трагическая смерть Байрона имела большое значение для Пушкина. Она символизировала поражение свободы и победу тирании, торжество реакции. Поэт делает пессимистический вывод, что «судьба земли» везде одинакова. Побег из России, в сущности, ничего бы не изменил.

В заключительных строках Пушкин вновь обращается к морю с обещанием навсегда сохранить в памяти его «торжественную красу», донести образ моря до российских полей и лесов.

31 октября уходящего 2017 года завершилось увлекательное путешествие по морям и океанам вместе с участниками Всероссийского конкурса детского творчества «Плывет, плывет кораблик…», посвященного юбилеям И. К. Айвазовского и П. С. Нахимова. Полторы тысячи петербуржцев, детей и взрослых, стали свидетелями подвигов русских моряков: героев морских сражений и первопроходцев-исследователей новых земель. В одном из залов зрители могли встретиться с доблестными адмиралами: вот на вас пристально смотрит П. С. Нахимов, озаренный пожаром Синопского сражения, Г. И. Невельской склонился над картой Сахалина, разгружается у причала Петропавловской крепости корабль И.Ф.Крузенштерна, только что вернувшийся из первого русского кругосветного путешествия; далее - парусники под командованием Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева прокладывают путь к «Льдинному материку», а на противоположной стене сурово вглядывается вдаль С. О. Макаров.

Юным художникам пришлось основательно изучить биографии моряков, проникнуться духом дальних странствий и морских сражений. Иначе так легко и свободно не наполнялись бы ветром белоснежные паруса, а мощные громады крейсеров не смогли бы так уверенно разрезать бушующие волны. А как было не остановиться перед витриной, в которой отдает честь бравый капитан рядом с часовым, охраняющим Андреевский флаг! Чуть ниже – аквалангист крепко сжимает обеими руками сундук с драгоценностями. Конечно, это всего лишь мягкая игрушка, но, сколько труда и наблюдательности вложено ребятами в эти произведения.

Невозможно описать все экспонаты выставки (их - 236): например, «Николай Мирликийский» (шамот, глазури, эмали, соль; ЭКЦ «Китежград»), безусловно, заслуживает особого внимания зрителей. Работа выполнена двумя подростками (15 и 16 лет) специально к нашему конкурсу: в ладье, которую держит в руках Святой Николай, покровитель всех путешествующих, - и адмирал Нахимов, и живописец Айвазовский со спутниками. Завораживает чудесными переливами цвета висящее рядом панно «Парусник», выполненное в технике валяние из шерсти. Наконец, после победы над вечными льдами Арктики вместе с ледоколами и кораблями братьев Лаптевых и О.Ю.Шмидта можно добраться до удивительной карты мира, выполненной воспитанниками студии керамики «На Васильевском». Здесь вполне могли воплотиться мечты всех, кто мечтает побывать в дальних странах. Причем для этого необходимо было выполнить только одно условие – положить керамический жетон с изображением кораблика или якоря на тот или иной континент.

Второй зал, посвященный творчеству И. К. Айвазовского, встречал посетителей образами морской стихии: шторм, прибой у скал, бурные волны у берегов, гладь воды во время полного штиля, зеркальное отражение сияющего всеми красками заката. Но какое же море без кораблей? Ребята с удовольствием и выдумкой поработали над макетами парусников и пароходов! Модель клипера «Алые паруса» по праву заняла центральное место в зале. От колесного парохода «Новичок» с нарядными пассажирами на палубе трудно было отвлечь маленьких посетителей выставки – так им было интересно его рассматривать, а о Корабле-драконе и говорить нечего – просто восторг!

На вопрос: «Вы любите получать подарки?» - все юные посетители выставки обычно громко отвечали – «Да!», «А любите сами подарки дарить?» - тоже «Да», но немного тише. А вот ребята из студии «Фонтанка -32» сделали своими руками панно «Моря и корабли Ивану Айвазовскому в день рождения» - 8 живописных морских этюдов и 6 керамических рельефов с изображением кораблей. Грандиозный подарок! Рядом на посетителей задорно смотрит сам Иван Айвазовский. Здесь же представлен весь его творческий путь в комиксе, прибывшем из города Тверь – от первого рисунка на стене дома до юбилейной выставки в Русском музее. Ну а многочисленные забавные обитатели морей и океанов были представлены на выставке в разнообразных техниках: гуашь, акварель, граттаж, шамот, бумажная пластика, гелиевые ручки, бисероплетение, батик и т.д.

Итак, подведем итоги. На выставку было отобрано 234 работы из 1483, представленных на конкурс. Среди них: Санкт-Петербург - 184; Ленинградская область – 10 (Отрадное -1, Рощино – 3, Коммунар – 4, Сосновый Бор – 2); г. Иваново – 2; г. Тверь - 7; г. Тула – 5; г. Южно-Сахалинск – 2; г. Череповец (Вологодская обл.) - 5; г. Прохладный (Кабардино-Балкарская Республика) – 1; г. Мирный – 4, г. Северодвинск (Архангельская обл.) – 2; с. Завьялово (Удмуртская Республика) – 3; г. Чебоксарск – 1, г. Новочебоксарск (Чувашская Республика) -2; п. Джалиль (Республика Татарстан) – 2, п. Энем (Республика Адыгея) – 1; с. Октябрьское (Республика Северная Осетия Алания) – 5. Две работы из г. Ереван (Армения) получили статус гостей выставки.

После каждой экскурсии по экспозиции ребята могли поучаствовать в мастер-классах Корабль-Фантазия (бумажная пластика), «Веселые кораблики» (оригами), или «Морской пейзаж» (смешанная техника). Быстро пролетели полтора месяца, закончились страницы в Книге отзывов, опустели залы и просторные коридоры Восточного павильона Михайловского замка.

Выставка закончилась, да здравствует выставка! В декабре 2018 года нас всех ждет встреча с покорителями Антарктиды на конкурсной выставке «На льдинном материке» !