В этом тексте описывается возведение Петербурга на Яузе, о чём повелел сам Пётр Великий. Определить это помогают различные средства. Так название произведения («Пётр Первый»), отрывок из которого дан нам в учебнике, помогает понять, что речь пойдёт об этом великом императоре, который собственноручно помогал строить Санкт-Петербург. В начале этого отрывка говорится о том, как бояре приезжали на стройку, которая располагалась на реке Яузе, чтоб узнать, куда уходит столько денег и оружия.

После описания бояр и их одежды перед нами предстаёт образ Петра Романова, который наравне с обычными рабочими возил грязные тачки со строительными материалами. Данный текст можно поделить на несколько микротем: описание бояр, описание царя, встреча бояр и царя, разговор боярина и царя. В конце же текста описывается, что боярам было стыдно, что их царь «с холопами, как холоп, как шпынь ненадобный, бегает по доскам, бесстыдник», потому что никогда ещё правители так не делали, а только сидели на золотом троне и повелевали.

Проблемой в данном отрывке является крепостничество. А. Н. Толстой описывает жизнь в России во времена Петра I, указываю на то, что для верховных сословий неподобающе было физически трудиться и что-либо строить, как это делают крестьяне и ремесленники. Идеей же писателя было искоренение проблемы, затронутой в данном отрывке текста.

Текст включает в себя два типа речи: описание и повествование. Большая часть предложений является сложными или осложнёнными простыми предложениями, которые последовательно связываются друг с другом. В тексте присутствует множество восклицательных и вопросительных предложений. В данном отрывке автор употребил большое количество местоимений, союзов и знаков препинания.

Стиль текста больше всего похож на литературно-художественный, но иногда включает в себя и другие стили, например, официально деловой. Главными стилеобразующими факторами здесь являются различные языковые средства. В тексте присутствуют сравнения (толстый как перина; вылезет Пётр, как жердь длинный) и эпитеты (налитые щёки).

Данный текст написан от третьего лица, в нём отсутствует авторская речь, но при анализе текста можно уловить скрытую писательскую оценку. Так А. Н. Толстой пытается выразить своё негативное отношение к боярским устоям, автор порицает их с помощью насмешливого описания и через слова героя Петра Великого. В тексте встречаются диалоги, которые передают прямую речь, а в первой части текста употребляется несобственно-прямая речь бояр.

Своеобразный стиль автора делает данный текст более трудным к восприятию: здесь много различных осложнений. Писатель не пренебрегает вопросно-ответной формой изложения, антитезой и инверсией. Но всё это идёт только на благо его творчества. Различные трудности заставляют читателя включать свой мозг, что, в свою очередь, помогает увлекать его всё больше и больше.

Обновлено: 2018-03-24

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Люди должны знать историю своей страны, чтобы в будущем знать, как поступать в том или ином случае. Алексей Толстой, вдохновившись эпохой Петра 1, решил показать нам все тонкости и трудности петровской эпохи. Как известно, он вложил в работу почти 10 лет своей жизни и потратил множество часов, чтобы изучить в точности эпоху преобразований и изменений в нашей стране.

Алексея Николаевича Толстого очень интересовала судьба императора Петра 1, более двадцати лет писатель изучал биографию и исторические факты из жизни правителя. Этот случай можно назвать одним из тех, когда творчество автора, в попытках передать характер эпохи и личности, граничит с научной исторической литературой.

Изначально произведение задумывалось как роман-эпопея, который бы позволил при своем объеме показать все позиции и смену мыслей человека советского. Писателю это в полной мере удалось, ведь через образ Петра проглядывает личность покровителя и почитателя Толстого – И. В. Сталина. В своем романе Толстой хотел показать ценность преобразований того времени, он описывает, как мудрость правителя определяет дальнейшее развитие государства. Но читателю совсем нетрудно уловить связь между тем временем и новой советской эпохой, где народу также нелегко измениться к лучшему, где люди не хотят принимать необходимость перемен. В такой ситуации стране нужен жестокий, но сильный и дальновидный руководитель, которого автор видел и в Петре Первом, и в генеральном секретаре партии КПСС.

Жанр, направление

“Петр Первый” — исторический роман, включает в себя элементы романа становления и героического повествования. Также можно найти черты биографического романа.

Суть

В первой книге перед нами предстает Петр-преобразователь. Личность, еще до конца сформировавшаяся, но стремившаяся к становлению на истинный и правильный путь. Автор показывает нам царя как человека, близкого к своему народу, способного понять все проблемы и постараться найти их решение.

  1. Первый том показывает нам еще совсем маленького Петра, напуганного грядущими трудностями правления. С этого момента начинается наше знакомство со становлением будущего царя, способного изменить судьбу своей страны. Мы можем наблюдать как маленький правитель учится справляться с дворцовыми интригами, предательствами, переживает первые неудачи, учится исправлять свои ошибки и решать сложные, даже, казалось бы, неразрешимые проблемы.
  2. Во втором томе мы видим Петра уже подросшего, способного наравне с простым народом трудиться на благо процветания страны. Прошло уже много времени, молодой правитель готовится к первым преобразованиям и подписаниям законов. Петр заботится о воем народе, стараясь не допускать произвола со стороны бояр. Так, страница за страницей, у нас на глазах происходит становление царя, из маленького напуганного мальчишки в зрелого мудрого правителя.
  3. В третьем томе перед нами предстает уже состоявшийся как личность человек, царь, мужчина. Вот уже стоит на берегу Невы Петербург, прекращены многолетние войны. Как и Петр, страна встает на новый путь, изменений и улучшений. Третий том является финалом и показателем положительных последствий реформ, происходит культурный подъем жизни людей, растет и военная мощь государства.

Главные герои

  • Петр Алексеевич — царь России. Писатель постарался раскрыть образ правителя многогранно и полноценно, показав как положительные, так и некоторые отрицательные качества Петра. Монарх предстает перед нами в разном свете, начиная с молодых лет, заканчивая пиком успешных реформ состоявшейся исторической личности. Герой отличается трудолюбием, целеустремленностью, дальновидностью и силой воли.
  • Александр Данилович Меншиков — соратник Петра, готовый на все ради правителя, ему Петр доверял полностью, считал своей правой рукой. Меньшиков сбежал из семьи, будучи совсем молодым, выживал как мог, перебивался с копейки на копейку. Благодаря своему уму, попал во дворец, где работал постельничим. Когда же Петр понял истинную ценность этого человека, тот стал правой рукой государя. Он отличался умом, деловитостью и способностью усваивать новые веяния.
  • Франц Лефорт — наставник Петра, его друг, помогавший раскрыть потенциал царя. Франц предстает перед нами уже зрелым мужчиной, можно сказать, что он был главным по всем делам иностранцев в России. Лефорт служил советником Петра по военным вопросам, по социальным и экономическим делам, подсказывал, как лучше поступить во время дворцовой борьбы с Софьей.

Есть и другие герои романа, которые не менее важны для сюжета, но описать каждого нет возможности, у нас же не статья-эпопея. Но если Вам кого-то не хватило, смело пишите об это в комментариях, добавим.

Темы и проблемы

  1. Основная тема — патриотизм . Автор показывает, что наша земля богата различными природными залежами, но они растрачиваются впустую. Таким образом, в нашей стране есть потенциал, но он либо не используется, либо используется неправильно. Это может изменить только сильный и волевой человек, по мнению писателя. Каждый из нас ради своей родины, ради своего будущего должен стать таким человеком.
  2. Главная проблема – власть и ее влияние на личность . Петру пришлось столкнуться с родственными интригами, родные люди готовы были избавиться от него, лишь бы занять престол. Тяга к власти выбивает из человека все самое хорошее, оставляя на месте души выжженное поле.
  3. Проблема социальной несправедливости . Петр поставил себя на место обычного работника и понял, как тяжела жизнь народа под гнетом боярского произвола. Поэтому он так ополчился против знати, которая своей алчностью тянула страну назад, изнуряя крестьянина и живя за его счет.
  4. Социальная проблематика также включает в себя и вопрос о готовности народа к переменам. Новаторам очень трудно менять мир, они постоянно сталкиваются с непониманием и агрессией тех, кто привык жить по старинке.
  5. Главная мысль

    Основная идея романа заключается в том, что большой стране нужен дальновидный, целеустремленный и решительный лидер, который силой своей воли направит страну вперед. Без сильной и твердой руки невозможно эффективное управление. Без нее элита никогда не согласится менять хоть что-либо, ведь ей и так хорошо живется, а народ из страха перемен или невежества будет плавно погружаться в застой. Таким образом, настоящий лидер – это жесткий и непреклонный человек, который обязан идти на жертвы, чтобы творить историю.

    С этим посылом можно не согласиться, он очень спорный. Автор, который вернулся из эмиграции и (благодаря протекции Горького) устроился при враждебном ему режиме, мог выполнять политический заказ, смысл которого в том, чтобы оправдать жестокую диктатуру Сталина, прикрывая репрессии исторической необходимостью.

    Чему учит?

    Изменения, приносящие пользу, нужны всегда. Жизнь не может стоять на месте, особенно в таком большом государстве, как наша страна. Но хоть сколько-нибудь значимые преобразования не могут свершиться сами собой, без нашей готовности к ним. Книга учит людей брать ответственность за будущее страны в свои руки и смотреть в будущее.

    Нередко сами люди тормозят прогресс, и их действительно приходится подталкивать сверху, таково прямое назначение правительства. Но и сам человек должен идти навстречу позитивным переменам, должен развиваться и адаптироваться в современности, а не стоять на месте и упираться в то, что уже есть. Тогда и подталкивать никого не придется.

    Критика

    Современники высоко оценили произведение «Петр Первый» и сожалели, что автор не закончил его до конца. Например, Корней Чуковский писал, что перед смертью воображение автора стало граничить с ясновидением. Судя по его воспоминаниям, Толстой планировал написать историческую литературную эпопею, посвященную эпохе дворцовых переворотов и правлению Ивана Грозного. Все это было бы продолжением истории, уже написанной им.

    И. Эренбург указывал на то, что работа Толстого была похожа на творчество Достоевского. Сам автор не знал, что сделают герои, они оживали в его голове и делали то, что сами считали нужным. Никогда эти писатели не знали, чем кончится та или иная книга.

    В. Инбер вспоминал, что Толстой был удивительно цельной натурой и героя выбрал себе под стать. Он также любил Россию, как и первый ее император.

    Ю. Олеша отмечал подлинность прозы коллеги по перу. Он часто представлял то, что написано в романе, и строки оживали в его голове. Текст мастерки описывал все то, что хотел сказать литератор.

    В. Лидин говорил, что в Толстом он ценит, прежде всего, народность. Его царь – как будто человек из народа, живущий интересами простых людей. Автор виртуозно передал русский дух, уделив внимание живой русской речи, которая украшает текст и передает тончайшие оттенки смыслов.

    Л. Коган описывал подробности бесед с писателем, тот считал, что переломным моментом в русской истории является полтавская битва, именно там царь и народ соединились в едином порыве.

    Г. Уланова полагала, что Толстой жил в душах своих героев, как будто бы сам переживал их эмоции, будто бы видел историю своими глазами.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

«Петр Первый» и русская литература. Русская литература часто и по разным поводам обращалась к образу царя-преобразователя, царя-революционера. В XVIII в. господствовала героико-одическая тональность: поэма М. В. Ломоносова «Петр Великий», «Плач о кончине Петра» В. К. Tpe-диаковского, стихи М. М. Хераскова, Г. Р. Державина, «Дифирамб» А. П. Сумарокова («Основатель нашей славы, о, творец великих дел! Зри в конце своей державы и на счастливый предел»). В XIX столетии, однако, оценки деятельности Петра I разделились. В отличие от Пушкина, воспринимавшего петровские деяния как подвиг, славянофилы указывали на отрицательные последствия преувеличенной и насильственной, по их мнению, европеизации России. Сходным образом отнесся к фигуре Петра и Лев Толстой. Задумав роман из эпохи Петра, он бросил его писать, так как, по собственному признанию, возненавидел личность царя, «благочестивейшего разбойника, убийцы». Такая отрицательная оценка была подхвачена затем, уже в новом веке, символистами, что особенно ярко проявилось в романе Д. С. Мережковского «Петр и Алексей» (1905) из его трилогии «Христос и Антихрист».

Петр и Пушкин. Однако через все контрасты и противоречия Петровской эпохи нам указывает вектор движения пушкинская традиция. Пушкин, как сказал А. И. Куприн, «был, есть и будет единственным писателем, который мог своим божественным вдохновением проникнуть в гигантскую душу Петра и понять, почувствовать ее сверхъестественные размеры... Нет, Пушкин не был ослеплен или опьянен прекрасным и ужасным обликом Петра. Словами холодного ума говорит он о деяниях преобразователя России: „Достойна удивления разность между государственными учреждениями Петра Великого и временными его указами. Первые суть плоды ума обширного, исполненного доброжелательства и мудрости; вторые — нередко жестокие — своенравны и, кажется, писаны кнутом. Первые были для вечности или, по крайней мере, для будущего; вторые — вырвались у нетерпеливого, самовластного помещика". Вот как правдив и осторожен Пушкин, как зорки его глаза».

Тема Петра у раннего Толстого. Работая над романом о Петре, Толстой шел от пушкинского истока. Ho к этой теме, можно сказать теме жизни художника, он обратился задолго до написания своего грандиозного труда. «На Петра я нацеливался давно, — писал Толстой. — Я видел все пятна на его камзоле, но Петр все же торчал загадкой в историческом тумане».

Русская история, чувство Отечества, родной земли составляют сердцевину натуры Толстого. Эту глубоко национальную сущность таланта много позднее охарактеризовал Бунин: «Все русское знал и чувствовал (Толстой. — О. М.), как очень немногие». Его жгучий интерес к прошлому России, ее истории диктовался желанием лучше понять настоящее, разобраться в происходящем. «Повесть смутного времени» (1922), стилизованная как «рукописная книга князя Typeнева», посвящена бурным событиям начала XYII в., когда в кровавом клубке дворцовых переворотов, иноземных нашествий, крестьянских бунтов «устроялось» Русское государство и когда в безмерных страданиях лепились самые удивительные биографии, вроде преображения душегуба Наума в святого Нифонта — очередное повторение на Руси истории с Кудеяром, в котором, говоря словами Некрасова, «совесть Господь пробудил». Это давало художнику исторический разбег, хотя непосредственными, пусть и отдаленными подходами к петровской теме явились рассказы «Наваждение» (1917), «День Петра» (1917), а затем историческая пьеса «На дыбе» (1928).

Собственно, самой фигуры Петра в «Наваждении» еще нет: в нем рисуется трагическая гибель невинно оговоренного Кочубея и несчастная любовь его дочери Матрены к изменнику — гетману Мазепе. Зато в следующем рассказе личность царя-преобразователя оказывается в самом центре повествования. Ho каким рисуется Петр на фоне строящегося «парадиза» — Петербурга? Это разрушитель национальных устоев, веками сложившегося уклада русской жизни. «С перекошенным от гнева и нетерпения лицом прискакал хозяин из Голландии в Москву, налетел с досадой... Сейчас же, в этот же день, все перевернуть, перекроить, обстричь бороды, надеть всем голландский кафтан, поумнеть, думать начать по-иному. И при малом сопротивлении — лишь заикнулись только, что, мол, не голландские мы, а русские... не можем голландцами быть, смилуйся, — куда тут! Разъярилась царская душа на такую непробудность, и полетели стрелецкие головы».

Показательно, что для рассказа «День Петра» Толстой, помимо других источников, обратился к дневнику иностранца, камер-юнкера при дворе герцога Голштинского Ф. Берхгольца, очень враждебно относившегося к Петру и его деятельности. И в целом писатель дает негативную оценку петровским преобразованиям, сближаясь со славянофилами и Д. С. Мережковским. Как полагает Толстой, вся Русская земля, все сословия, весь народ были против крутых реформ Петра, который, «сидя на пустошах и болотах, одной своей страшной волей укреплял государство, перестраивал землю». В этом слышатся злободневные отголоски на потрясения, какие переживала Россия в грозном 1917 г.

Работа над романом. Историзм и злободневность. Первая книга эпопеи «Петр Первый» создавалась в обстановке, когда в Советской России шла ломка вековых устоев, когда в героико-трудовой и одновременно трагической атмосфере, отмеченной миллионами жертв, железной рукой проводились индустриализация и коллективизация и закладывались основы культа И. В. Сталина. В начале 30-х гг., рассказывая о работе над «Петром Первым», Толстой подчеркивал злободневность своего исторического повествования:

«Я не мог пройти равнодушно мимо творческого энтузиазма, которым охвачена вся наша страна, но писать о современности, побывав раз-другой на наших новостройках, я не мог... Я решил откликнуться на нашу эпоху так, как сумел. И снова обратился к прошлому, чтобы на этот раз рассказать о победе над стихией, косностью и азиатчиной». Ho в то же время писатель решительно протестовал против попыток критиков-вульгаризаторов представить роман «Петр Первый» как художественную зашифровку своего времени: «Что привело меня к эпопее „Петр Первый“? Неверно, что я избрал ту эпоху для проекции современности, — это было бы с моей стороны ложноисторическим и антихудожественным приемом. Меня увлекло ощущение полноты „непричесанной“ и творческой силы той жизни, когда с особенной яркостью раскрывался русский характер».

Влияние исторической школы М. Н. Покровского. В конце 20-х гг., когда Толстой приступил к работе над романом, в исторической науке господствовали взгляды М. Н. Покровского. Он считал, что Россия в XVII в. развивалась под эгидой торгового капитала в шапке Мономаха. Иными словами, Покровский полагал, будто вся внешняя и внутренняя политика Петра служила укреплению «торговой буржуазии», и в итоге сам монарх представал в роли купеческого царя, воюющего против «термидора бояр». Работая над первой книгой романа, Толстой находился под влиянием этой вульгарно-марксистской концепции, которая проявлялась подчас достаточно прямолинейно. Так, мудрый дьяк Виниус поучает царя: «Ты возвеличь торговых людей, вытащи их из грязи, дай им силы, и будет честь купца в одном честном слове, — смело опирайся на них». И далее: «Te же слова говорили и Сидней, и Ван Лейден, и Лефорт. Неизведанное чудилось в них Петру, будто под ногами прощупывалась становая жила...» В согласии с этой доктриной создается образ Ивашки Бровкина, нищего холопа, который благодаря поддержке царя выбивается «в люди», становится одним из богатейших людей страны и выдает свою красавицу дочь за бывшего господина боярина Волкова.

Впрочем, такие примеры в царствование Петра случались. Да и сама Русь, словно спящая царевна, нуждалась в мощной встряске. И здесь Толстой резко расходится с Покровским в оценке итогов петровских реформ, подводя которые ученый-историк заключал: «Смерть преобразователя была достойным финалом этого пира во время чумы». Между тем от первой и до последней страницы эпопею пронизывает глубокая убежденность в том, что все начинания и реформы обретут благополучный конец, ибо они полезны и необходимы России. По сути, Толстой возвращает нас к оптимистической, пушкинской традиции в оценке деятельности Петра Великого.

Композиция романа. Образ Петра Первого. Новаторство Толстого. По сложившейся в литературе традиции, идущей еще от Вальтера Скотта, решающие события, так называемая «большая история», служили лишь фоном для истории другой, «малой», и частных человеческих судеб. Ярчайший тому пример — эпопея Льва Толстого «Война и мир», где происходящее передано через восприятие вымышленных персонажей — Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой и т.д., в то время как исторические лица — Кутузов, Наполеон, Багратион, Ростопчин, вплоть до императора Александра I — отодвинуты на второй план. Идя против течения, Алексей Толстой героем своей эпопеи делает именно «большую историю» и самого Петра.

«Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде истории... — отмечал сам автор. — Нужна прежде всего, как и во всяком художественном полотне, — композиция, архитектоника произведения. Что это такое — композиция? Это прежде всего установление центра, центра зрения художника... В моем романе центром является фигура Петра I». Как и в пушкинской «Полтаве», монументальная, словно отлитая из бронзы, фигура царя-преобразователя становится стержнем произведения. Напротив, широкий исторический фон заполняют как раз персонажи вымышленные — Бровкины, Буйносовы, Василий Волков, Голиков, Жемов, Цыган, Федька Умойся Грязью и др.

При этом множественность сюжетных линий создает как бы несколько плоскостей в произведении, выраставших из черновых, рабочих наметок: «Линия Петра (война, строительство). Линия Моне (любовь). Линия Саньки (Бровкины). Линия Голикова (раскол). Линия Лоскута, Оверьяна (революционный протест])». Однако многоплановость композиции, контрастность главок, непрерывно меняющаяся авторская тональность — все это складывается в мозаичную панораму эпохи. Решающие события в жизни страны становятся сюжетной основой романа-эпопеи: восстание стрельцов в Москве, правление Софьи, неудачные походы Голицына и Азовский поход Петра, стрелецкий бунт, строительство Петербурга, взятие Юрьева и Нарвы. Само движение эпохи, ряд ее узловых событий на протяжении огромного отрезка времени, начиная с 1682 по 1704 г., образует как бы внутренний каркас развертывающегося повествования. Действие переносится с кинематографической стремительностью из нищей избы Ивашки Бровкина на шумную площадь старой Москвы; из светлицы властной и хищной царевны Софьи на Красное крыльцо в Кремле, где маленький Петр становится очевидцем жестокой расправы с боярином Матвеевым; из скучных покоев матери царя Натальи Кирилловны в Преображенском дворце в чистенькую, ухоженную немецкую слободу на Кукуе, а оттуда в выжженные степи южной России, по которым бредет войско князя Голицына, и т. д. и т. п.

От книги к книге композиция совершенствуется и выверяется, достигая в последней, третьей, особой стройности и слаженности. «Отдельные главы, подглавки, эпизоды, описания, — отмечает исследователь исторического романа

А. Толстого А. В. Алпатов, — сменяют друг друга не просто в порядке общей хронологической последовательности. В их движении и темпе чувствуется установка на определенную художественную выразительность; ощущается даже какая-то упорядоченность самого ритма повествования». Одновременно нарастает патриотическое звучание. Третья книга создавалась в обстановке героического подъема Великой Отечественной войны. В ней на первый план закономерно выходит тема воинских подвигов русского солдата, русского человека, ярко раскрывающихся в описании штурма Нарвы. Еще более масштабной предстает в третьей книге фигура Петра. «Характер только выигрывает от смело накладываемых теней», — говорил Лев Толстой. Петр раскрывается во всей грандиозной противоречивой натуре — великодушный и жестокий; отважный и подверженный приступам страха, идущим из детства; широкий и беспощадный к инакомыслящим; царь-революционер и воистину первый помещик России, он предваряет собой весь русский восемнадцатый век — «столетье безумно и мудро» (А. Н. Радищев).

Образ Петра. Становление личности. Создавая образ Петра, Толстой прослеживает процесс становления личности, формирование его характера как под влиянием исторических обстоятельств, так и заложенных в него природой начал: воли, энергии, настойчивости в достижении цели. Он не переносит «духу старушечьего» и уже с малых лет чувствует отвращение ко всем старым обычаям, ко всему патриархальному, олицетворением чего являются для него мамки, няньки, приживалки и шутихи. Этой сытой, но пустой жизни без мысли и труда противопоставлена кипучая деятельность Петра, которому всегда было «некогда». «Доброго ты сына родила, — говорит Наталье Кирилловне Борис Алексеевич Голицын, — умнее всех окажется, дай срок. Глаз у него не спящий». Петр жадно рвется к новой жизни, к новым людям, не похожим на тех, кто окружает его в Преображенском дворце.

С первых страниц романа Толстой подчеркивает внешнее сходство Петра с людьми «подлой» породы: «Петр, весь в пыли, в земле, потный, как мужичок», стоял под липой перед Никитой; «Налево стоял долговязый Петр, — будто на святках одели мужика в царское платье не по росту». Жизнь в селе Преображенском позволила ему близко общаться с народом, здесь завязались приятельские отношения между ним и крестьянскими ребятами-сверстниками. «Ты... побольше с ним божественное читай, — с беспокойством говорит мать Наталья Кирилловна первому учителю Петра Никите Зотову. — А то он и на царя-то не похож... До сих пор не научился стопами шествовать. Все бегает, как простой». У закосневших, кичащихся своей «родовитостью» бояр еще большее опасение за судьбу царя и государства вызывает отсутствие высокомерия в отношениях с простыми людьми, дружба со сверстниками «подлого звания» (Алексашкой Меньшиковым, Алешкой Бровкиным), равнодушие к царскому сану, любовь к труду и стремление все уметь делать самому (от продергивания иголки через щеку до строительства корабля).

/ / Анализ романа Толстого «Петр Первый»

Из слов великого писателя Льва Николаевича Толстого следует, что понимание тайны русского народа заключается в знании его прошлого, его истории. Возможно поэтому эпоха Петра Первого, отметившаяся огромным количеством разнообразных преобразований, так надолго привлекла внимание Алексея Николаевича Толстого. Известно, что над своим одноименным романом, который состоит из 3 томов, он работал больше двадцати лет.

В первой книге Петр – преобразователь, выступающий в тесной взаимосвязи со средой и временем. Писатель показывает в его образе одаренного государственного деятеля. Правитель огромной страны смел, стоек и упорен. Он совмещает в себе все лучшие национальные черты. Ив тоже время Алексей Николаевич не забывает отобразить, как издержки реформ сказываются на простых людях.

Царь выступает на страницах исторического романа не сложившейся цельной личностью, он показан в процессе развития и формирования. Мы видим динамику этого преобразования.

В первом томе изображено детство Петра. Строгий правитель предстает перед читателями сначала испуганным ребенком. Страх связан с бунтом стрельцов показом его, будущего царя, народу. Потом это юноша 12 лет, берущий уроки у . Учится Петр хитрости – продевать иглу через щеку. А вот уже и проявляется характер царя, это ярко отражено в сцене пререкания с сестрой Софьей за то, кому из них нести икону.

Человек развивается, и образ на страницах романа претерпевает изменения. Чуть позднее мы видим Петра долговязым юношей, несмело и неловко танцующим заморский танец. А вот это уже молодой царь, который вернулся из Европы и начал жестоко расправляться со стрельцами, не гнушаясь того, чтобы самому участвовать в этих казнях.

А.Н. Толстой отмечает, что на юность Петра пришлись самые напряженные столкновения за власть. Эти драматические события во многом и определили характер царя. Петр Первый набирается сил и опыта и подходит к осуществлению преобразований. Теперь он к ним точно готов.

И вот второй том. Сколько разных государственных начинаний видим мы на страницах этой части романа. Всех и не перечесть: новые законы, перевооружение войска, строительство флота. Петр настолько идеен, что сам участвует в ковке якоря для корабля «Крепость».

Автор не пытается идеализировать царя. Он показывает все ситуации такими, какими они были на самом деле. Встреча Петра с боярином Стрешневым, допустившим халатность в снабжении войск продовольствием, показывает жестокость правителя. Перечитывая эти сцены, мы не допускаем и мысли о том, что А. Толстой пытался на страницах своего грандиозного романа показать идеального Петра Первого.

Главы сменяют одна другую, образ царя нашей страны дополняется новыми красками. Царь Петр становится зрелым правителем огромного государства и осуществляет свою политику серьезно и рассудительно.

Третий том представляет нам совершенно иного правителя, он будто становится на голову выше. Уверенный в себе, величавый и гордый Петр приезжает в только что отстроенный Петербург. Теперь это не испуганный мальчик, не скромный юноша, а смелый и уверенный в себе повелитель одного из сильных европейских государств.

Чтобы показать масштабность фигуры российского царя, Алексей Толстой дает рядом с ним изображение других лиц: сподвижников, политических врагов, правителей-соседей.

Вообще в романе «Петр Первый» много разных героев, каждого их которых характеризует свой облик и, соответственно, своя судьба. Правда, есть у них и нечто общение: движение вперед, стремление к достижению поставленных целей.

Автор любуется тем, как Александр Меньшиков, человек незнатного происхождения, становится правой рукой самого государя, а деревенская девчонка, - известной боярыней. Он радуется тому, что простой иконописец Андрюшка Голиков едет обучаться не куда-нибудь, а в саму Италию.

Роман «Петр Первый» так и остался незавершенным. Работа оборвалась сначала из-за болезни писателя, а затем и из-за последовавшей за ней смерти. Завершением произведения стала 6 глава третьего тома.

В романе писатель изображает целую панораму исторической жизни страны, целого народа, но не забывает и про судьбы отдельных героев, из которых и складывается такая масштабная картина.

Третья книга, так и оставшаяся недописанной, создавалось в 1945 году, в год завершения Великой Отечественной войны. Она ярко развернула тему героизма русских солдат и отдала дань отечественному оружию.

Заветная мечта царя Петра Первого – сделать Россию самой богатой державой в мире, и чтобы в ней жили только счастливые люди. И какими путями он шел, неважно, ведь главное цель, а средства – второстепенное. Это понял и об этом писал Алексей Толстой на страницах своего бессмертного романа «Петр Первый».

Роман А.Н. Толстого «Петр Первый» - центральное произведение в раскрытии петровский темы в творчестве писателя. Однако объектом изображения в нем становится не только личность знаменитого русского царя, но и целая эпоха реформ и потрясений, время, когда крестьянская Россия, доселе шедшая по своему особому пути, вдруг соприкоснулась с атрибутами европейской цивилизации. И соприкосновение это было как прогрессивным, так и мучительным, ибо попытки насадить европейский образ жизни подчас вступали в глубокие противоречия с национальными традициями, плохо укоренялись на русской почве и, конечно, порождали сопротивление.

Роман состоит из трех книг. Повествование ведется от лица автора. В произведении действуют как вымышленные персонажи, так и реальные исторические лица. Огромную роль в организации развития сюжета играют массовые сцены, диалоги, описание жилища, быта и портреты героев.

А. Толстой подчеркивает природные богатства русской земли: вековые сосны, просторы полноводных рек, пушистохвостые белки, караваны птиц. «Земля раздвигалась перед взором, - не было ей края».

В традициях И. Шмелева А. Толстой в романе рисует прежде всего Русь православную. Об этом в первой же сцене произведения свидетельствует портрет эпизодической героини: «Материно морщинистое лицо осветилось огнем. Страшнее всего блеснули из-под рваного плата исплаканные глаза,

Как на иконе». В этом лаконичном описании простой русской женщины, по сути, раскрывается нелегкая судьба человека допетровской эпохи: постоянные материальные лишения, привычка к каждодневному труду и в то же время стойкость, душевная глубина, отточенная в муках и страданиях.

От описания крестьянского уклада жизни в доме Ивана Бровкина А.Н. Толстой переходит к рассказу о дворянине Василии Волкове, который тоже едва сводит концы с концами: надо платить огромные подати монастырю да оброки и дани царской казне. В разговоре с соседом Михайлой Тыртовым Волков с болью восклицает: «Все народы живут в богатстве, в довольстве, одни мы нищие». Василий вспоминает, как ездил в Москву в Ку-куй-слободу, где живут немцы. Там везде чистота и порядок, люди приветливые. Да и живут они богаче всей Москвы.

Причины нищенского существования России А.Н. Толстой видит и в бесхозяйственности, доходящей порой до элементарной жадности, и в воровстве, и в беспорядках на дорогах, когда княжеский сынок содержит шайку разбойников, обирающих купцов на проезжей дороге. Особенно нелепым менталитет русского человека казался иноземцам. Они удивлялись, что при царском дворе нет балов и галантного веселья, нет тонкого развлечения музыкой. Работают русские люди мало. Времени на это почти не остается: по три раза в день отстаивали церковные службы, по четыре раза плотно ели, да еще и спали днем для здоровья. Однако А.Н. Толстой показывает, что в жизнь представителей царского двора все глубже входят европейские манеры. Дом князя Голицына охраняют швейцарцы. Сам он бреет бороду, носит французский костюм, читает латинские книги. В доме - французская и итальянская изысканная мебель. Голицын подумывает об освобождении крестьянства, создании академий. Однако даже его собеседник господин де Невилль не верит в то, что в России можно выполнить всю эту утопическую программу. В разговоре с Софьей звучит мысль о том, что европейским манерам не обрадуется духовенство, поддерживающее патриархальные традиции.

Примечателен в романе образ средневековой Москвы с ее древней топонимикой (Иверская, Василий Блаженный, Спасские ворота, Варварка, Всехсвятский мост). В калашном ряду Гостиного двора продают горячие пироги и сбитень на меду. В Москве, как нигде в другом уголке России, остро ощущается имущественная пропасть в положении между высшей знатью и пародом: на парчовую шубу князя Василия Васильевича Голицына можно пол-Москвы купить.

С высокой степенью детализации пишет А.Н. Толстой о жестокой борьбе за царский трон, которую ведет Софья со своим родным братом Петром. Но женщина даже в политических делах остается женщиной: за одну морщинку на лице своего возлюбленного князя Голицына Софья готова сжечь пол-Москвы. В неукротимом желании любой ценой вырвать из рук Петра власть она готова уничтожить его. В сцене, когда Софья и Наталья Кирилловна слушают совет патриарха Иокима, как усмирить стрельцов, А.Н. Толстой сравнивает Софью со змеей.

Волею судьбы Петр пришел на российский трон раньше срока. Он был еще мальчиком. Первое описание Петра в романе красноречиво свидетельствует об этом: «Мономахова шапка съехала ему на ухо, открыв черные стриженные волосы. Круглощекий и тупоносенький, он вытянул шею. Глаза круглые, как у мыши. Маленький рот сжат с испугу». Таким жестокий и властный русский царь Петр впервые предстал перед своими подданными. На всю жизнь запомнил он стрелецкие бунты.

Взрослея, царь Петр все чаще бывает в Кукуевской слободе: интересуется жизнью немцев, постепенно перенимает их манеры. А.Н. Толстой подробно рассказывает, как царь впервые одевает европейский костюм, как танцует с фрау Шимельпфе-ниг и Анхен контрданс. Затем Петр приглашает для себя немецких учителей: учиться математике и фортификации.

Молодой царь влюбляется в хорошенькую немку. Но даже монарх в России не может перешагнуть через сложившиеся устои. Петр должен жениться на той, кого выбрала для него мать.

Примечательна в романе сцена свадьбы царя. Во всей этой церемонии важно лишь соблюсти ритуал. То, что у молодых нет никаких чувств друг к другу, никого не смущает. Невесту долго обряжают с песнями сенные девки. Драгоценности душат горло Евдокии, оттягивают ей уши, а волосы завязали ей так туго, что невеста не могла моргнуть глазами». Все эти детали подчеркивают напыщенную неестественность данной ситуации. Симво-личны дары жениха, преподносимые невесте согласно обычаю: сладости, украшения, ларчик с рукоделием и розга. Предполагалось, что после свадьбы жена попадала в полную зависимость от мужа, а за непослушание ее можно было и поколотить плетью.

Во время самой свадьбы все ведут себя неестественно: боятся совершить промах. У Евдокии дрожат ребрышки от страха. Родня невесты боится даже есть, чтобы не показать, что голодна чтобы не уронить себя тем самым в глазах царя. Петр же во время венчания думает лишь о том, что не смог проститься с Анхен.

Петр покорился воле матери, но это была одна из последних уступок древним обычаям. Когда молодых провожают в опочивальню, Петр резко обернулся к гостям. «У них пропал смех, когда они увидели его глаза, попятились...» - пишет А.Н. Толстой, показывая этой сценой всю глубину гнева государя, не желающего делать из своей жизни посмешище.

Дальнейший сюжет романа рисует образ деятельного Петра. Он строит корабли, изучает новые технологии. Сидеть на троне, прикрикивать, топать ножкой -- не так представляет Петр свою жизнь. Возмужав, он сумел получить реальную государственную власть в стране. А.Н. Толстой показывает, как русский царь «плюет на царское величие ради любопытства к торговле и наукам...». Петр хорошо понимает, что России нужны морские торговые пути. Ради них он, опираясь на казаков, ценой огромных человеческих жертв после неудачных штурмов осадой берет Азов.

Параллельно с художественной биографией Петра А.Н. Толстой рассказывает в романе о судьбах его преданных помощников - Алексашки Меншикова и Алешки Бровкина. Впервые читатель видит их на страницах романа мальчиками с нелегкими, но типичными для людей того времени судьбами. Постепенно и эти герои начинают бороться за собственное счастье и достоинство и становятся ближайшими сподвижниками Петра.

Видя презрение европейских капитанов к своему самодельному флоту, царь пускается на «азиатскую хитрость», как пишет А.Н. Толстой, все время подчеркивая, что дело Петра

Это путь России от Азии к Европе. Русский царь просит иноземцев помочь России преодолеть убожество.

Автор романа открыто пишет о том, какие сложности подстерегают Петра в его нелегком деле. Огромные расстояния и отсутствие скоростных средств связи приводят к тому, что пока царь путешествует по Европе, он не владеет достоверной информацией о том, что происходит в России.


Страница: [ 1 ]