Православные празднуют день Святых Архангелов Михаила и Гавриила, который в народе называется «Святые Архангелы», «Святые воеводы». Они выполняют миссию извещать людей обо всех тайнах Бога, открывать все пророчества ангелам, а через них людям. Они приумножают святую веру среди людей, освящая им дорогу к Святой Евангелии.

В прошлом, суббота перед праздником Святых Архангелов была посвящена поминовению мёртвых. В этот день «фины» ходили к своим посаженным родителям, неся им маленькие калачи, а уже на Рождество отнесут им большие калачи. В церкви каждый православный зажигал одну свечу для того чтобы освещала ему путь и на том свете. Зажигали свечи за здравие живых и за умерших без свечей.

Архангел Михаил означает «Кто яко Бог», и является вождем Небесных Сил. Он носит огненную саблю, его миссия защищать все Божьи законы, и побеждать врагов. Когда Люцифер на небе согрешил, порядок небесных сил был нарушен, и стали падать с неба ангелы, тогда Архангел Михаил стал на середину, и сказал им: «Никто как Бог!». С тех пор ангелы перестали падать с неба, потому что послушались Архангела Михаила и поняли грех падших ангелов.

В священном писании напоминается как Архангел Михаил спас Даниила из ямы со львами, он принёс огонь и наказание распущенности в крепостях Содома и Гоморра, он спас Лота из Содомы. А в конце столетия, он же вместе со всеми архангелами, поднял мертвых и представил все языки на Суд Божеский. Так как сказал Св. Павел: «Сам Бог с заповедью и голосом Архангела спустится с неба».

Святого Михаила называют и Архангелом Михаилом, Св. Михаилом. Имя его встречается во многих рассказах и поверьях. Одно из наиболее распространенных поверий об Архангеле Михаиле, «что он с Архангелом Гавриилом, как самые главные среди ангелов, охраняют людей всю жизнь, а в конце, в их последний час, они забирают их душу. После того как они проведут душу умершего по всем жизненным местам, Архангел Михаил приводит умершие души на Скамью перед Богом, и от его решения зависит куда попадут умершие души в рай или в ад. Так как все знают, что Архангел Михаил забирает душу умерших в час смерти, появилась и поговорка: «забрал его Архангел Михаил», то есть умер.

В селах никто не работает в этот день, чтобы не пришёл Архангел Михаил и взял их жизнь. Люди верят, что у Архангела Михаила имеются свечи разных размеров, они предназначены для людей, и по ним можно узнать сколько осталось жить. Но они знают, что Архангелы милосердны. Существует суеверие, что когда они приходят забрать умершие души, они сами плачут. Раньше люди знали день, когда умрут, ныне же благодаря Архангелам, людям неизвестно, когда настанет их последний день.

Архангел Гавриил означает «мужчина-Бог», и является архангелом добрых вестей, радости, миссия которого была донести до людей все божеские тайны. Он не носит огненную саблю, а белую лилию радости. Он был послан Богом к Божьей Матери из Назарета, известить тайну о рождении Христа. Он первый произнёс слово Иисус. Он назвал Св. Ивана Предтечи. Он оповестил пастухов, что в Вифлееме рождается Иисус. Он первый воспел слова «Слава небесному Богу и мир на земле, между людьми благожелательность». Св. Гавриил покровительствует девственницам, охраняет матерей, младенцев, выполняет все просьбы православных с помощью Бога. В письменных источниках, дошедших до нас, имя Архангела Гавриила меньше появляется в поверьях и сказках чем Архангела Михаила. Он находится как будто в тени.

Православные молдаване чтут имя Архангелов Михаила и Гавриила. Много церквей с их именами существует в Молдавии, много православных носят имена Михаил и Гавриил.

Бесчисленное небесное воинство называется общим именем Ангелы. Буквально это понятие означает «вестник». Согласно Дионисиевой иерархии, существует девять Ангельских чинов, которые, в свою очередь, делятся на три иерархии – низшую, среднюю и высшую. К низшей относятся Архангелы и собственно ангелы в обычном для понимания человека значении. И одни, и другие относятся к Ангелам, составляют одну иерархию, но по действиям своим различны.

Кто такой ангел и архангел

Архангел – великий благовестник, возвещающий людям о праздничном и великом. В Священном Писании дается двоякое толкование этого понятия. С одной стороны, это старшие в низшей триаде ангельских сил. С другой стороны, это избранные Богом, высшие из всех Ангельских чинов, стоящие вне Дионисиевой иерархии. Таких Архангелов семь. Их почитают Архистратигами Небесного Воинства.
Ангел – представитель небесных бесплотных сил,исполняющий повеления Бога и ограждающий, по Его воле, людей от всевозможных бед. Ангелы ниже всех бесплотных чинов и ближе всех к людям. Они возвещают повседневные намерения Творца и помогают преодолевать жизненные преграды. Лучшие представители человеческого рода по своим качествам могут превосходить даже ангелов.

Сравнение ангела и архангела

Чем же отличается ангел от архангела?
Ангел – простой небесный труженик. Он непосредственно связан с человеком. Это друг, который невидим, но всегда рядом. Даже если человек согрешил, ангел не покидает его, оберегая от большего зла. Архангел же посылается человеку временно, когда необходимо более сильное вмешательство Бога в жизнь человека.
Архангелы укрепляют в человеке Божественную благодать. Они открывают людям пророчества и таинства веры, просвещают ум познанием Священного Писания.
Ангелы возвещают тайны меньшие, которые помогают человеку укрепиться на пути познания, а также оберегают его от зла.
Ангелов огромное множество. Господь посылает их охранять каждого человека, каждое семейство, храм, город, селение и даже целые страны. Количество ангелов неисчислимо, а поскольку они бессмертны, то их сонм постоянно увеличивается. Но в Священных книгах об этом сказано достаточно косвенно.
Архангелов меньше. У каждого из них своя, особая миссия.
Архангелов-архистратигов всего семь. Они стоят выше всех небесных сил и возвещают самые великие, главные тайны Божии.
Михаил – высший над всеми чинами Ангельскими, поборник Божией славы.
Гавриил провозвещает Божии судьбы.
Рафаил возвещает великие тайны Божии тем, кто испытывает страдания, это Архангел исцеления.
Уриил просвещает людей светом полезного для них знания, он покровительствует наукам, а также пробуждает в человеке ответную любовь к Богу.
Архангелом молитвы называют Селафиила.
Хвала Божия – это Архангел Иегуддил. Он поощряет людей, которые во всех обстоятельствах жизни не покидают святой молитвы.
Вестник Божиих благословений – Архангел Варахиил.
Библия, как уже было сказано выше, содержит мало сведений об Ангельских Силах. Священное Писание оберегает человека от чрезмерного увлечения ангелами. Они есть и этого достаточно. Они служат Богу, для которого главная забота – сам человек.

TheDifference.ru определил, что отличие ангела от архангела заключается в следующем:

Архангел возвещает о великих и праздничных событиях, ангел – о повседневных, будничных.
Ангелы – обычные небесные труженики, выполняющие будничную работу по спасению человеческой души. Архангелы посылаются для усиления этой работы.
Есть особая категория архангелов, которые считаются Архистратигами Небесных Сил и стоят выше всех Небесных Ангельских Чинов.
У ангелов работа идентичная, у каждого архангела своя, особая миссия.

Что нужно знать об архангелах.

Михаил

Архангел Михаил (кто яко Бог) был первым, восставшим на сатану, когда тот восстал на Бога. После этого возгордившийся ангел, отступивший от Господа, был низвержен с небес. Считается верховным архангелом, покровителем небесного воинства, архистратигом. Изображается в воинственном виде, с копьем или мечом в руке, имея под ногами дракона, то есть духа злобы.

Гавриил

Архангел Гавриил (сила Божия) открывает сокровенное знание Творца: показывает тайны грядущего пророку Даниилу, приносит Благую Весть Деве Марии и предупреждает ее о близкой кончине, возвещает Захарии о рождении его сына – Иоанна Крестителя (за неверие Захария расплачивается немотой).

На иконах архангел Гавриил часто изображен с цветущей райской ветвью или лилией. Также встречаются изображения со сферическим зеркалом в руке, а порой со свечой внутри светильника. Он часто изображается на северных дверях иконостаса. Архангел Гавриил - один из щитодержателей на Гербе Российской империи.

Рафаил

Архангел Рафаил (помощь и исцеление Божие) - архангел милости и помощи бедствующим, архангел милосердия и сердолюбия. Рафаил считается покровителем врачевателей и всех заботящихся о слабых мира сего. Именно поэтому на иконах он традиционно изображается держащим в левой руке сосуд (алавастр) с врачебными средствами (лекарством), а в правой стручец, то есть остриженное птичье перо для помазывания ран.

Уриил

Архангел Уриил (Свет Божий) традиционно изображается с мечом в деснице, а в левой руке с пламенем. Как ангел света он просвещает умы людей откровением истин, ; как ангел огня божественного он воспламеняет сердца любовью к Богу и истребляет в них нечистые привязанности земные. Уриил считается покровителем наук и всякого благого знания. Но не стоит ослепляться светом научным, не стоит забывать и об огне божественном. Разум кичит, одна любы созидает (1 Кор. 8, 1).

Салафиил

Салафиил (служитель молитвы) - архангел, согревающий сердца для молитвы, сподвигающий к молитве и помогающий в ней. Человек слаб и суетен, не так и просто раскрыть своё сердце. Архангел Салафиил на иконах часто изображается молящимся, подавая и христианам пример праведной молитвы.

Эгудиил

Архангел Эгудиил (хвала Божия) изображается держащим в правой руке златой венец, а в левой - бич из трех красных вервий. Дело этого архангела с сонмом его ангелов - поощрение наградой благ вечных и защита именем Святой Троицы и силою Креста Христова людей, труждающихся во славу Божию. Всякое дело совершается через труд, а многие дела - с трудом особым и тяжёлым, но всякое благое дело свершится должным образом под защитой и покровительством этого архангела. Благое дело - подвиг. И чем труднее дело, тем выше награда. Именно поэтому Эгудиил изображается с венцом - наградой для всякого честно трудящегося христианина.

Как и любая другая, христианская религия характеризуется наличием своих традиций, зародившихся в далеком прошлом. Большую часть информации о православии можно найти в Священной книге. Среди всего прочего Библия наполнена немалым количеством молитв, что говорит о том, что люди обращаются в самых различных ситуациях к Господу. При этом обращение не всегда происходит напрямую, довольно часто в этом вопросе прибегают к архангелам.

Между тем существует определенная иерархия среди Божественных приближенных. Так выглядят ангельские чины:

  • Серафимы - шестикрылые существа, которые ближе всего расположились к Богу и соответственно имеют наивысший чин. Считается, что они способны побудить в сердце верующего сильнейшую любовь к Господу.
  • Херувимы - считаются заступниками, охранниками Небесной Книги Знаний. Основным предназначением является защита человеческого рода и постоянная мольба за души перед Богом.
  • Престолы - существа, которые помогают совершать правосудие.
  • Власти - субстанции, которые хранят ключи от клетки Дьявола. Могут с легкостью укротить бесов и избавить человечество от искушения.
  • Господства - существа второй триады, которые управляют ангелами, а также учат правильно управлять чувствами, дабы оградиться от ненужных и бесовских порывов.
  • Силы - так называемая каста ангелов, которые мгновенно исполняют волю Божью, проявляя при этом его силу и крепость.
  • Начала - легионы ангелов, которые доблестно стали на защиту религии. Они управляют вселенной и защищают ее от всего, что сотворил Господь.
  • Архангелы - считаются великими благовестниками, которые понимают и познают волю Творца, а также открывают миру пророчества.
  • Ангелы - самые близкие к человеку существа, которые призваны его охранять.

Архангелы и ангелы

Как и любой человек в повседневной жизни , архангелы и ангелы, классификация которых поражает, имеют ряд обязанностей. Для того чтобы ознакомиться со всем подробнее, нужно сначала определить, кто же такие архангелы и ангелы.

Итак, архангелами называют невидимые и бестелесные субстанции, которые полностью наполнены духовностью и поступают только лишь согласно воле Божьей. Именно они приходят на помощь верующим в сложных жизненных ситуациях.

Ангелы же считаются существами - бессмертными и бестелесными, которые имеют уникальную возможность принимать любой облик в зависимости от ситуации. Чаще всего предстают перед человеком в качестве мужчины. Согласно христианскому православию, ангелы имеют крылья и умеют летать. Также считается, что каждого человека с самого рождения и до окончания лет сопровождает хранитель в виде данного существа .

Основные отличия

Интересен тот факт, что каждый высший ангел имеет в своем подчинении не менее 12 ангелов. Это говорит о том, что высшие существа имеют более высокий чин. Именно поэтому все они имеют имена и особое назначение, в свою очередь, ангелы являются существами безымянными.

Для того чтобы заручиться поддержкой, нужно обязательно читать специальные молитвы. К ангелам же допустимо обращение простыми словами .

Всего в православии выделяют семь архангелов :

Стоит отметить, что женщины-архангела не существует, так как их всего семь, и все они мужчины .

Просьба о помощи

При обращении к архангелам нужно обязательно использовать молитвенное прошение, которое можно найти в Библии. При этом стоит помнить, что вне зависимости от того, к кому вы желаете обратиться, нужно вначале обязательно прочитать молитву архангелу Михаилу. Связано это с тем, что именно он является главным помощником Господа.

На небе, братие, несмотря на взаимную любовь, радость и блаженство всех и каждого, нет, однако же, того равенства, которое некоторые, по крайнему неразумию, ищут на земле; и там одни начальствуют и предстоят, другие повинуются и последуют. Существенное и полное равенство находится только между тремя Лицами Пресвятой Троицы: Богом Отцом, Богом Сыном и Богом Духом Святым.

Хотя число Ангелов безмерно велико, «тмы тем» (Откр.5:11), по выражению Священного Писания; но Архангелов только семь. «Аз есмь... един от седми святых Ангелов, – так говорил Архангел Рафаил праведному Товиту, – иже приносят молитвы святых и входят пред славу Святаго» (Тов.12:15). Отчего главных Ангелов только семь – не менее и не более?

Это – тайна творения, ведомая Господу и Творцу Ангелов. Мы с благоговением можем приметить только, что седмеричное число – число священное; ибо воззрим ли на Царство благодати? Обретаем семь даров Духа Святаго, семь Таинств. Посмотрим ли на царство природы? Находим семь лучей света, семь тонов звука, семь дней творения и пр.

Из числа этих семи верховных духов Святая Церковь первым признает Михаила. Кто как Бог (евр.) – означает имя его; кто как Бог – выражают собой и все дела его. Он первый восстал против Люцифера (сатаны), когда тот восстал против Вседержителя. Известно, чем кончилась эта первая ужасная война, – низвержением Денницы с неба. С тех пор Архангел Михаил не перестает ратоборствовать за славу Творца и Господа всяческих, за дело спасения рода человеческого, за Церковь и чад ее. Поэтому и изображается всегда в воинственном виде, с копьем или мечом в руке, имея под ногами дракона, то есть духа злобы. Белая хоругвь, украшающая верх копья его, означает неизменную чистоту и непоколебимую верность Ангелов Царю Небесному; а крест, которым оканчивается копье, дает знать, что брань с царством тьмы и победа над ним самими Архангелами совершается во имя Креста Христова, совершается посредством терпения, смирения и самоотвержения. Поэтому для тех, которые украшаются именем первого из Архангелов, всего приличнее отличаться ревностью к славе Божией, верностью Царю Небесному и царям земным, всегдашней войной против порока и нечестия, постоянным смирением и самоотвержением.

Второе место в ряду Ангелов принадлежит Гавриилу: имя, означающее силу Божию. Архангел этот в деле служения спасению человеческому является особенно провозвестником и служителем всемогущества Божия. Так, имеет ли открыться сила Божия в чудесном зачатии Предтечи от престарелых родителей, весть об этом зачатии возлагается на Гавриила. Имеет ли произойти безсеменное зачатие Самого Сына Божия, – честь благовестил об этом достается снова Гавриилу. Этот же Архангел, по мнению Богомудрых мужей, послан был для подкрепления Спасителя в саду Гефсиманском и для возвещения Богоматери Ее всечестнаго Успения. Поэтому Церковь именует его служителем чудес. Но, служа чудесам, он поэтому есть особенный служитель и тайн Божиих. Святая Церковь изображает его иногда с райской ветвью в руке, которая была принесена им Богоматери, а иногда в правой руке – с фонарем, внутри которого горит свеча, а в левой – с зерцалом из ясписа. Гавриил изображается с зерцалом, поскольку он есть вестник судеб Божиих о спасении рода человеческого; изображается со свечой в фонаре, поскольку судьбы Божии бывают сокрыты до времени исполнения их, а при исполнении постигаются только теми, кто неуклонно смотрит в зерцало слова Божия и своей совести. Таким образом, всем, носящим имя Гавриила, прилична та вера Божия (Мк.2:25), для которой, по слову Самого Спасителя, нет ничего невозможного.

Рафаил, или помощь и исцеление Божие, есть имя третьего Архангела; имя, любезное всем страждущим. В Священном Писании есть целая книга, в которой описывается, как этой Архангел, в виде человека, сопутствовал праведному Товии, освободил от злого духа его невесту, возвратил зрение его престарелому отцу, Товиту, и потом вознесся от них на небо. Поэтому этот Архангел изображается с сосудом врачебным в левой руке, правой рукой он ведет Товию. Весьма поучительны слова, сказанные этим Архангелом при разлучении с семейством Товита: «Благо молитва с постом и милостынею и правдою... – вещал Рафаил, – милостыня бо от смерти избавляет и тая очищает всяк грех... не утаился ecu мене благотворяй, но с тобою бех» (Тов.12:8-9,13). Поэтому, кто желает сподобиться небесной помощи Рафаила, тому первее всего надобно самому быть милостивым к бедствующим. Тем более добродетель милосердия и сердолюбия должна отличать носящих имя Рафаила: иначе у них не будет духовного союза с Архангелом.

Четвертого Архангела изображают с мечом, а в шуйце с пламенем, ниспускающимся долу, а имя его – Уриил, то есть свет или огонь Божий. Как Ангел света он просвещает умы людей откровением истин, для них полезных; как Ангел огня Божественного, он воспламеняет сердца любовью к Богу и истребляет в них нечистые привязанности земные. Итак, Уриил – ваш Архангел, люди, преданные наукам! Не забывайте, по его примеру, быть служителями не только света истины, но и огня Божественной любви. «Разум (убо) кичит, а любы созидает» (1Кор.8:1).

Пятый Архангел является верховным служителем молитвы и называется Селафиил. Чистая и пламенная молитва сама может служить вместо Херувима для души, охраняя ее от всех враждебных сил. Но каковы наши молитвы? Слабы, кратки, нечисты, холодны. И вот, Господь даровал нам целый лик Ангелов молитвенных с их вождем Селафиилом, чтобы они чистым дохновением уст своих согревали наши хладные сердца к молитве, чтобы вразумляли нас, о чем, когда и как молиться, чтобы возносили самые приношения наши к престолу благодати. Когда увидите, братие, на иконе Архангела, стоящего в молитвенном положении, с очами, потупленными долу, с руками, приложенными с благоговением к персям, то знайте, что это Селафиил. А видя в таком положении самого Архангела молитвы, старайтесь сами во время молитвы быть всегда в положении, приличном молящемуся. Приличном, говорю, ибо у многих и нет этого. Смотря на то, как иные из нас молятся, подумаешь, что они не просят, а повелевают и угрожают Тому, у Кого просят. Это ли молитва?..

У шестого Архангела в деснице златой венец, а в шуйце бич из трех красных вервий. Это потому, что обязанность этого Архангела с ликом Ангелов, ему вверенных, есть поощрять наградой благ вечных и защищать именем Святой Троицы и силой Креста Христова людей, труждающихся во славу Божию; поэтому он и называется Иегудиил, или хвала Божия. Всякий из нас, от мала до велика, обязан жить и трудиться для славы Божией. Но на нашей грешной земле, среди нас, грешных людей, всякое благое дело иначе не совершается, как с трудом, а многие – с великим и тяжким трудом. Что нужды? Господь и Владыка наш не забудет никакого дела нашего и никакого «труда любве» (Евр.6:10) во имя Его. Чем больше подвиг, тем выше и светлее награда. В деснице Архангела не напрасно венец: это награда для всякого христианина, трудящегося во славу Божию.

Празднуя собор Архангелов и Ангелов, мы должны, братие, помышлять, что и нам надобно, непременно надобно быть или в соборе Ангелов, или среди скопища духов отверженных. Кто может решиться на последнее? Но, желая первого, надобно заблаговременно приготовлять себя к сожитию с Ангелами через стяжание мыслей и чувств Ангельских. Аминь.

Из сочинений Иннокентия, архиепископа Херсонского