В последнее время всё большую популярность приобретают мемы, основанные на изображениях классической живописи. Знание интернет-фольклора продемонстрировал даже президент России во время посещения в Третьяковской галерее выставки полотен художника Валентина Серова . АиФ.ru вспоминает историю создания подлинных произведений, которые сегодня всё чаще мелькают в непривычном виде.

Валентин Серов «Девочка с персиками»

Один из самых знаменитых женских портретов в русской живописи появился благодаря счастливому стечению обстоятельств. Валентин Серов гостил в усадьбе Саввы Мамонтова , когда разгорячённая уличной игрой вбежала в дом его дочь, двенадцатилетняя Вера Мамонтова , и взяла в руки персик. Молодой художник предложил девочке позировать, и спустя почти два месяца появилась «Девочка с персиками», воплотившая задумку автора. Через девять лет Серов написал ещё один портрет Веры Мамонтовой, назвав его «Девушка с кленовой веткой». Черты Веры ещё не раз появлялись в его работах, но судьба самой «девочки с персиками» была крайне трагична: в возрасте 32 лет она заболела пневмонией и умерла.

Самая знаменитая его картина "Девочка с персиками" художника Валентина Серова. копируется художниками по всему миру pic.twitter.com/nqiRTVVuxN

Эдвард Мунк «Крик»

Самая известная картина норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка «Крик» была выполнена в четырёх вариантах, созданных в промежутке между 1893 и 1910 годами. Все полотна этой серии окутаны мистическими историями, а замысел художника до сих пор не разгадан до конца. Существует версия, что один из главных символов экспрессионизма — на самом деле плод маниакально-депрессивного психоза, от которого страдал художник. Изначальное название картины звучало как «Крик природы», а сам художник писал о своей работе: «Я шёл по дороге с друзьями. Садилось солнце. Небо стало кроваво-красным. Меня охватила тоска. Я стоял смертельно усталый на фоне тёмной синевы. Фьорд и город повисли в огненных языках пламени. Я отстал от друзей. Дрожа от страха, я услышал крик природы».

«Крик», Эдвард Мунк, 1893 год

Виктор Васнецов «Богатыри»

Сегодня картина Васнецова «Богатыри» считается настоящим народным шедевром и символом отечественного искусства, но не всем известно, что до картины русского художника в сознании людей образы троих богатырей никогда не были объединены — в фольклоре герои былин пересекались редко. Васнецов решил воплотить на холсте главные черты русского характера — Илья Муромец олицетворяет преданность традициям, Добрыня Никитич — готовность с мечом встать на защиту родины, Алёша Попович — любовь к красоте. Художник долго не мог завершить работу над картиной: он начал писать её ещё в начале 1870-х годов, а закончил лишь 23 апреля 1898 года. Возможно, что не завершил бы и тогда, если бы не Павел Третьяков , который остановил Васнецова, заявив, что уже готов приобрести полотно.

Леонардо да Винчи «Мона Лиза»

Леонардо да Винчи (полное название полотна «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо») — одно из самых известных произведений живописи в мире. Согласно биографам французского художника, мадонна Лиза была женой флорентийского торговца шёлком по имени Франческо дель Джокондо. На портрет девушки с загадочной улыбкой художник потратил целых 4 года жизни, но так и оставил его неоконченным. Известно, что от работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся (как это было со многими другими заказами), а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. И даже покидая Италию в зрелом возрасте, увёз с собой полотно во Францию в числе нескольких избранных картин.

Мона Лиза. Леонардо да Винчи

Грант Вуд «Американская готика»

Картина американского художника Гранта Вуда «Американская готика» — один из самых узнаваемых (и пародируемых) образов в американском искусстве XX века. Знаменитая зарисовка была плодом воображения художника: в 1930 году в городе Элдон штата Айова Вуд заметил маленький белый домик в стиле плотницкой готики и захотел запечатлеть рядом с ним людей, которые, по его мнению, могли бы там жить. Вуд представил «Американскую готику» на конкурсе в Чикагском институте искусств. Интересно, что судьи приняли её за юмористическую валентинку, а жители штата Айова страшно обиделись на художника за то, что тот изобразил их в столь неприятном свете.

Грант Вуд «Американская готика»

Илья Репин «Бурлаки на Волге»

Замысел картины «Бурлаки на Волге» появился у Репина, когда он ещё студентом увидел изнурённых работой и тянущих за собой тяжёлую барку бурлаков на Усть-Ижоре. Художник на всё лето поселился в одном из сёл на берегу Волги, где познакомился с одиннадцатью бурлаками. Репин не только присутствовал при их работе, он подолгу общался с каждым, стараясь узнать историю жизни. Созданные за время пребывания на Волге эскизы увидел великий князь Владимир Александрович , он сразу выделил эту работу среди других и заказал полотно для себя. Позднее князь повесил картину в собственной бильярдной комнате и каждому гостю с большим удовольствием рассказывал обо всех тонкостях полотна, в том числе о судьбе героев.

Бурлаки на волге, Илья Репин.

Сальвадор Дали «Постоянство памяти»

«Постоянство памяти» — одна из самых известных картин Сальвадора Дали , она является своеобразным символом скоротечности и относительности временного пространства. Как это ни парадоксально, но идея написания полотна о времени пришла к знаменитому испанскому художнику, когда он размышлял о плавленом сыре. Чаще всего Дали оставлял в дневниках записи о своих работах, но о смысле и значении «Постоянства памяти» не было найдено ни слова. Вероятно, поэтому существует несколько теорий, что именно хотел сказать автор этой картиной. Тем не менее его жена Гала совершенно правильно предсказала, что никто, раз увидев «Постоянство памяти», уже его не забудет.

Сальвадор Дали «Постоянство памяти»

Главным культурным событием года, вне всякого сомнения, стала выставка картин Валентина Серова, устроенная Третьяковской галереей к 150-летию художника. Главным же экспонатом выставки стала «Девочка с персиками» – самая известная картина Серова, которая встречала каждого посетителя здания Третьяковки на Крымском валу. Специально к выставке организаторы даже оживили картину, сняв видеоролик «Девочка с персиками», набравший только за один день полтора миллиона просмотров

В чем же секрет такой притягательности этой картины Серова?

…Каноническая история создания картины гласит, что августовским днем 1887 года 12-летняя Вера Мамонтова, отвлекшись от уличных забав, забежала в гостиную и присела за стол, схватив персик, – эти фрукты специально для девочки выращивали в оранжерее Мамонтовых в их усадьбе в Абрамцеве. Вид девочки вдруг так впечатлил сидевшего в той же гостиной живописца Валентина Серова, что он предложил девочке нарисовать ее портрет. Причем сам Серов позже вспоминал: «Писал я больше месяца и измучил ее, бедную, до смерти, уж очень хотелось свежести живописи, при полной законченности, вот как у старых мастеров…».

Но, разумеется, все на самом деле было немного иначе.

Веруша была самой любимой дочерью миллионера и филантропа Саввы Мамонтова (всего у олигарха было пятеро детей, и начальные буквы их имён составляли имя отца – Савва: Сергей, Андрей, Всеволод, Вера и Александра). А посему писать портреты девочки являлось почетной обязанностью всех художников, которые жили в Абрамцеве, пользуясь покровительством Саввы Ивановича. И ни у какой другой девочки в России не было столько портретов, сколько их было у Веры Мамонтовой. И какие это портреты! Например, на картине Васнецова «Аленушка» именно Вера сидит на камушке над гладью абрамцевского пруда. Кстати, в музее-усадьбе этот камушек сохранился и поныне. Также Васнецов нарисовал ее и в образе Снегурочки. Илья Репин изобразил Веру на картине «Не ждали» – это дочь вернувшегося с каторги народовольца. Врубель отлил лицо Веры для своей скульптуры «Египтянка». Но самый, конечно, известный портрет – это «Девочка с персиками».

Серов попал в дом Мамонтова еще ребенком – в возрасте 13 лет. Его детство сложно назвать счастливым. Отец – Александр Николаевич Серов – был знаменитым в то время композитором и музыкальным критиком, женившимся в возрасте 43 лет на своей 17-летней ученице Валентине Семеновне Бергман по причине неожиданной беременности. Скандальную историю быстро замяли, но появившийся ребенок явно тяготил супругов, мешая им вести привычный богемный образ жизни с загулами и дружескими застольями. Причем если круг общения Александра Николаевича состоял из интеллигентных и аристократичных людей (к примеру, он дружил с Тургеневым и Николаем Ге), то молодая жена тащила в дом нигилистов и маргиналов. «Много было лохматого студенчества, – вспоминал Репин, – манеры у всех были необыкновенно развязны».

Впрочем, ребенок мешал родителям лишь поначалу, а потом на мальчика просто перестали обращать внимание, запирая его в дальней комнате с цветными карандашами, чтобы не мешать веселиться гостям. Так Валентин Серов начал рисовать.

Когда же ему исполнилось 6 лет, его отец скончался. И Валентина Семеновна, почувствовав себя свободной женщиной, отправилась в Париж. Сына же она отдала на обучение художнику Илье Репину – другу семьи, который тоже жил в Париже.

Юный Серов жил у Репина почти на правах члена семьи, сопровождая его во всевозможных поездках, занимаясь этюдами, а в остальное время копируя репинские холсты – это было его единственное развлечение. Постепенно Серов становился замкнутым и угрюмым – черты характера, сохранившиеся в нем на всю жизнь. Сохранился рисунок Репина, изображающий Серова в возрасте тринадцати лет. Достаточно лишь взглянуть на этот рисунок, чтобы понять характер мальчика – диковатого, нелюдимого, исподлобья глядящего пристальным и упорным взглядом.

В 1875 году Репин представил своего ученика-иждивенца миллионеру Мамонтову, который задумал воплотить грандиозный проект – создать в Абрамцеве некий художественный центр по созданию исконно русского искусства, неповторимого национального стиля. Это трудно понять нам, нынешним, впитавшим с детсада художественные стандарты «русскости»: от хохломы до картин Билибина. Но полтораста лет назад никаких канонов «русского стиля» не существовало: более того, само слово «русский» ассоциировалось с какой-то давно ушедшей архаикой, густопсовыми боярскими бородищами в кислой капусте, с лаптями, кафтанами и прочими рушниками. Аристократия же – то есть главный потребитель искусства – предпочитала даже между собой говорить на французском, изучать классическое греко-латинское искусство, заказывать платья у итальянских портных и читать французские светские романы. Но в первой половине XIX века появилась мода на романтизм, и именно романтики породили моду на возрождение национального духа. Это увлечение охватило всю Европу: во Франции вспомнили, что они являются потомками непокорных галлов, в Германии говорили о героических древних тевтонах и учреждали народные археологические общества. В России же расцвел «псевдорусский» стиль в архитектуре, большим поклонником которого был сам император Александр III. А вот Савва Мамонтов, напомним, свои капиталы заработал на строительстве железных дорог с вокзалами по подрядам правительства Российской империи. И именно вокзалы в те годы считались своеобразными «витринами» государства, как, например, сегодня такими «витринами» считаются аэропорты. Именно поэтому Мамонтову было очень важно иметь собственное дизайнерское бюро. И возрождать «русский стиль» он доверил весьма серьезным людям: изначально в «абрамцевский кружок» входили профессор истории искусств Адриан Прахов, скульптор и академик Марк Антокольский, Илья Репин, Василий Поленов и Виктор Васнецов.

Юный же Серов в этой компании был простым подмастерьем и приживалой, которого Мамонтов из уважения к Репину пустил жить в усадьбе. Причем мальчика даже переименовали в Антона – так его стали звать все дети миллионера (почему Антоном? – да Бог их знает), с которыми он стал ставить домашние спектакли. И, как вспоминал Репин, вскоре Серов стал любимым актером Саввы Ивановича – потому что публика покатывалась от хохота, наблюдая, как угрюмый подросток с неизменно скорбным лицом изображает то «волшебного зайчика», то «веселого ежика».

В 1880 году он поступил в Академию художеств, которую бросил через пять лет и уехал в Италию – посмотреть на работы европейских мастеров.

В Россию он вернулся в 1887 году и вновь приехал в Абрамцево. Нужно было устраиваться в «абрамцевском кружке», а для этого первым делом было необходимо эффектно обратить на себя внимание Саввы Ивановича.

Это, знаете ли, сегодня экскурсоводы в музее-усадьбе «Абрамцево» любят с придыханием рассказывать о беззаветной любви олигарха Мамонтова к искусству, его увлеченности живописью и скульптурой, его стремлении спасти мир с помощью красоты. Не будем повторять этого высокопарного словоблудия, а лучше откроем воспоминания Владимира Теляковского, директора императорских театров, члена «абрамцевского кружка»: «Нет сомнения, что за Мамонтовым большая заслуга собрать вокруг себя целую плеяду художников. Казалось бы, он их и любить, и уважать должен, между тем качества русского купца-савраса часто давали себя чувствовать. Например, за обедом, когда знаменитый Врубель потянул руку за вином, Мамонтов его остановил при всех и сказал: «Погодите, это вино не для вас». И указал на другое, дешевое, которое стояло рядом. Коровина зачастую Мамонтов заставлял дожидаться в передней. Вообще те из художников, которые были часто переносить многое… Бедными были Врубель, Коровин и Головин… «Испанок» Мамонтов купил у Коровина за 25-рублевое пальто. Врубелю Мамонтов заказал панно за 3 000 р., а когда панно было готово, и Врубель пришел за деньгами, Мамонтов сказал ему: «Вот 25 рублей, получай». Когда же Врубель запротестовал, Мамонтов ему сказал: «Бери, а потом ничего не дам». Приходилось брать – у Врубеля гроша денег не было…».

Но Антон-Валентин знал, как понравиться Савве Ивановичу.

Он приехал в Абрамцево и начать писать портрет Веры, стараясь выразить в красках тот остаток гармонии, еще не растворенный российским бытом – каждому вчерашнему отпускнику знакомо это чувство.

И это был не просто портрет, это был вызов всему «абрамцевскому кружку», это был настоящий художественный протест русского «западничества» против культа русской азиатчины, засилья всех этих длиннополых парчовых халатов, кокошников и кафтанов, уместных в каком-нибудь средневековом тереме, а не в просвещенном европейском государстве. Протест, который так и не был услышан.

Что ж, сказать, что его работа произвела фурор, – это ничего не сказать. Никто не ожидал, что вечно угрюмый и нелюдимый Антон напишет такую солнечную, такую переполненную радостью и светом картину.

Посмотрите на девочку. Разве это 12-летняя и вечно непоседливая Веруша, пацанка-хулиганка и прима-балерина ее собственного театра?

Более всего изображенная на картине девушка напоминает Джоконду Леонардо да Винчи: такая же таинственная улыбка, такой же свет, скрытый в глазах, чуть ироничных и усталых. Кажется, она вот-вот что-то скажет… Что? Но об этом чуть позже.

И уж конечно, все «абрамцевские» обитатели обратили внимание и на скрытый символический подтекст «Девочки с персиками». Еще раз посмотрите на вертикальную композицию, которую образуют два крупных предмета: вверху — холодное белое блюдо с голубым орнаментом, внизу – три сочных ярких фрукта, между ними – сама девочка. (Кстати, интересный факт: сегодня в гостиной Абрамцева на стене действительно висит бело-голубая тарелка, но только вот сделана эта тарелка через два года после написания картины – то есть никакой тарелки на стене в момент написания картины не было.)

Что ж, на любой другой картине это были бы просто блюдо и фрукты, но в данном случае речь идет о художниках «абрамцевского кружка», для которых сборник народных сказок фольклориста А.Н. Афанасьева был настоящей настольной книгой, неиссякаемым источником образов и тем для творчества. И для них смысл этих символов был очевиден – это же прямая ссылка на «Сказку о серебряном блюдечке и наливном яблочке» – произведении, ставшем своеобразным открытием для российских романтиков: недаром Константин Бальмонт переложил эту сказку на стихи для своего поэтического сборника «Зарево Зорь».

Тут, конечно, стоит пояснить, что всякого человека, решившего познакомиться с народными сказками – русскими ли, немецкими или французскими – не по кинофильмам, а по серьезным научным книгам, ждет весьма пренеприятное открытие: менее всего народные сказки похожи на добренькие мультики для детей с хеппи-эндом. Напротив: это, как правило, мрачные и полные жестокостей истории о торжестве смерти (вспомните того же «Колобка» – какой там хеппи-энд?!). Но есть в этих сказках и исключения, напоминающие нам о силе любви и жизни. «Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке» – как раз из их числа. Это история о девочке, получившей волшебный дар – блюдечко с яблоком, способные отражать весь мир. Это своего рода модель Земли с солнцем – яблоком: «Катится яблочко по блюдечку, наливное по серебряному, а на блюдечке все города один за другим видны, корабли на морях и полки на полях, и гор высота и небес красота; солнышко за солнышком катится, звезды в хоровод собираются – так все красиво, на диво – что ни в сказке сказать, ни пером написать». (Сам Афанасьев в специальном примечании пишет, что в мифологии древних греков это серебряное блюдо принадлежало богине Заре, восседающей на золотом троне, по блюду же богиня катала солнце.)

Сестры из зависти убили девушку и спрятали ее труп в лесу, но сила ее любви и любви ее отца сделали невозможное – девочка воскресает. И первое, что она сделала, – это со слезами на глазах просит о прощении ее непутевых сестер-убийц:

Вы живой воды найдите,
Здесь меня вы разбудите,
Хоть убита, я лишь сплю,
А сестриц не погубите,
Я сестриц родных люблю…

Таким образом, победа жизни над смертью, по словам Бальмонта, неразрывно связана со всепрощающей любовью.

Именно этой любовью и светились на полотне глаза Веры Мамонтовой: только любовью вы спасетесь.

Улыбка дочери стала единственным сокровищем, которое осталось у Саввы Ивановича, когда в результате политических интриг он лишился всех своих миллионных капиталов и был заключен в тюрьму по обвинению в воровстве. И хотя на судебном заседании Мамонтов был оправдан, его деловой репутации был нанесен смертельный удар. Дело было закрыто, но, несмотря на оправдательный приговор, Мамонтов за то время, пока делами никто не занимался, потерял почти все свое состояние. Фактически у него осталась только небольшая керамическая мастерская, доходов от которой хватало в обрез.

Последние годы жизни Савва Мамонтов прожил в небольшом деревянном доме, стараясь не показываться на людях и даже не поддерживать отношения с бывшими друзьями-художниками. Любовница его бросила, но зато вернулись жена и дочь Александра. Он очень переживал смерть любимой Веры – она умерла в декабре 1907 года от скоротечного воспаления легких, сгорев буквально за три дня. После ее смерти Савва Иванович быстро постарел, от прежнего завсегдатая театров и ресторанов не осталось и следа. Скончался он в апреле 1918 года. В газетах об этом событии не было ни строчки.


Начальное художественное образование Валентин Серов получил под руководством И.Е. Репина. Он учился у него так, как когда-то учились художники Возрождения, работая рядом с мастером - часто над одной моделью. И.Е. Репин передал юному ученику свое жизнелюбие и страсть к живописи, и они упали на благодатную почву.

Потом в жизни Валентина Серова была Академия художеств с чистяковской системой преподавания, сочетавшей лучшие традиции академической школы и новое, реалистическое восприятие и изображение натуры. А завершилось все знакомством с классическим искусством в европейских музеях, которые В. Серов посещал еще ребенком, живя с матерью в Париже и Мюнхене. В 1885-1887 годы он осматривал их уже взрослым человеком, профессионально понимающим живопись. Восхищенный и очарованный Венецией, Валентин Серов все же писал в одном из писем невесте: "В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное".

Таким "отрадным" произведением искусства, произведением молодого счастья и светлого восприятия мира и является "Портрет B.C. Мамонтовой". Молодой художник написал его летом 1887 года в Абрамцеве, в имении известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова, куда заглянул после Италии.

Валентин Серов жил в Абрамцеве, как у себя дома, он был почти членом мамонтовской семьи. Его знали и любили здесь с самых ранних юношеских лет, он жил здесь веселой и привольной жизнью. Так и в этот раз быстро уехать отсюда ему не удалось, хотя он и стремился навестить своих родных.

Художник жадно вглядывался в знакомые пейзажи. Частенько он удирал один, с утра, даже не позавтракав. Он шел - и вдруг надолго останавливался при виде солнечного луча, упавшего на цветок, при виде тени, опустившейся на траву из облака. Он приглядывался к тому, каким делается воздух в непогоду, как меняются его свойства, когда он пронизан светом, как меняется его затемнение и какие оттенки у лежащих рядом теней... Художником постепенно и всецело овладевала одна мысль: "Написать так, как я вижу, забыв обо всем, чему учили. И, конечно, писать в первую очередь портрет, а не пейзаж".

Но взрослым было некогда позировать. Мальчики Мамонтовы тоже выросли, стали молодыми людьми - непоседливыми, говорливыми. Их сидеть не заставишь... Не раз попадалась на глаза В. Серову и подросшая Верочка Мамонтова, которую он знал с рождения. Она тоже превратилась в веселого, самостоятельного человечка, очаровательного своей юной свежестью.

Она по-прежнему любила пошалить, задирала своего друга-художника, любила с ним прокатиться верхом или на лодке, и В. Серов не раз заговаривал о ее портрете. Уж очень была красочной эта милая девочка-подросток: яркие губы, темные волосы, темные, как спелая смородина, глаза с синеватыми белками. А кожа нежная, чуть-чуть еще пушистая по-детски, и сейчас, под летним загаром, совсем персиковая...

И В. Серов, которого в Абрамцеве все называли Антоном, стал уговаривать Верочку: "Ну, посиди, сделай милость... Я такой портрет напишу, сама себя не узнаешь. Красавицей будешь!" А она, мило и лукаво капризничая, отвечала: "Ты же замучишь меня... Скучно сидеть, лето..."

Здесь, в Абрамцеве, В. Серов и написал один из самых молодых портретов в русской живописи. Не только потому, что на ней изображена 12-летняя девочка и что молодым был писавший ее художник. Главное заключалось в том, что детское счастье Верочки Мамонтовой и ее безоблачность совпали со счастьем самого художника. Писал он ежедневно, около трех месяцев, но его "муки творчества" зрителю незаметны, так и кажется, что картина создана в едином порыве счастливого вдохновения.

Нет, наверное, сейчас человека, который бы не знал этого живописно произведения. Портрет В. Мамонтовой стал чем-то гораздо большим, чем просто этюд с натуры, недаром за ним прочно закрепилось название "Девочка с персиками". Это была именно картина, а не портрет, так как полотно это переросло всякие представления о портрете.

"Все помнят, - пишет искусствовед В. Смирнова-Ракитина, - угол большой комнаты, залитой серебристым дневным светом: за столом сидит смуглая, черноволосая девочка в розовой кофточке с черным в белую горошину бантом. В руках у девочки персик, такой же смугло-розовый, как ее лицо. На ослепительно белой скатерти лежат вянущие листья клена, персики и серебряный нож. За окном светлый-светлый летний день, в стекла тянутся ветки деревьев, а солнце, пробравшись сквозь их листву, освещает и тихую комнату, и девочку, и старинную мебель красного дерева..."

Портрет Верочки Мамонтовой чарует зрителя своей необыкновенной жизненностью и идеальностью художественного образа. Эта работа молодого художника поразила сразу многих современников свежестью светлого, сияющего колорита, тонкой передачей света и воздуха. Савва Иванович Мамонтов и все приезжавшие в Абрамцево только ахали перед картиной. Покрякивал И Константин Коровин, до глубины души пронзило его красочное мастерство Валентина Серова.

Все в этой картине естественно и непринужденно, каждая деталь связана одна с другой, а все вместе они создают цельное произведение. Прелесть девичьего лица, поэзия жизненного образа, светонасыщенная красочная живопись - все в этом произведении казалось новым. Недаром для наиболее проницательных критиков стало ясно, что в лице 22-летнего художника русская живопись приобрела мастера европейского масштаба.

В этой небольшой по размерам картине, сохранившей всю прелесть и свежесть этюда, органически соединились две тенденции, две силы, образовавшие единую форму живописного видения. Каждая деталь в "Девочке с персиками" на своем месте, написаны все стулья зимней столовой, подсвечники на окне, даже фигурка игрушечного солдатика в глубине комнаты, на стене - фарфоровая тарелка, за окном сад в дни позднего лета. Ничего нельзя убрать или сдвинуть без того, чтобы не нарушить внутреннего равновесия всего полотна.

Все кажется таким простым и естественным, но сколько в этой простоте глубины и цельности! Как во всех этих, будто бы "случайностях", сквозит неповторимая радость жизни! С предельной выразительностью В. Серов передал свет, льющийся серебристым потоком из окна и наполняющий комнату. Свет этот сияет на стене и на фарфоровой тарелке, бликами отражается на спинках стульев, мягко ложится на скатерть, скользит по лицу и рукам девочки. А белый цвет скатерти, белый цвет стены, белый цвет тарелки вдруг оказываются совершенно различными, и также по-разному падают на них тени, зеленый отблеск листвы и розоватые рельефы кофточки.

Девочка сидит за столом и ничем не занята, словно действительно на миг присела, машинально взяла в руки персик и держит его, глядя на вас просто и откровенно. Но покой этот только минутный, и через него проглядывает страсть к резвому движению. Даже бант, как бабочка, кажется готов вот-вот улететь. И как бабочка выглядит сама девочка: вспорхнула в дом на миг, с солнцем и теплым ветром, присела на краешек стула, озарив комнату улыбкой, и сейчас же улетит обратно - на улицу, где вовсю сияет летний день.

Да и в самой комнате кажется все так и хочет нарушить тишину и успокоенность. "Побежал" в глубину стол, увлекая за собой взгляд зрителя. Льются звонкие лучи солнца, принося с собой аромат сада, открыта дверь в соседнее помещение...

Вот, казалось бы, и все, что изобразил на своей картине Валентин Серов. А вместе с тем это целый роман о людях, которым принадлежит дом, сад, все эти вещи; это история девочки, рассказ о ее характере, о ее переживаниях - чистых, ясных и юных. Внутренний мир героини интересовал художника не сложными противоречиями, не глубокими психологическими нюансами, а именно своей естественной простотой и целомудрием. В ее мягком, но умном и энергичном личике В. Серов предугадал прозрение в будущее. Может быть, сам того не сознавая, художник рассказал в этом полотне все, что он знал о Мамонтовых, показал все, что любил в них - в их семье и в их доме.

Картина "Девочка с персиками" долгое время находилась в Абрамцеве, в той же комнате, где и была написана. А потом ее передали в Третьяковскую галерею, в Абрамцеве же в настоящее время висит копия этого произведения.

Сергей Чернышев

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Номер журнала:

В известном серовском портрете «Девочка с персиками» читаются черты будущего характера моей бабушки - Верушки Мамонтовой. Я ее не видел. Она умерла, когда ее дочери, а моей матери было два с небольшим года. За короткую жизнь она успела совершить все, что было положено женщине ее времени и ее круга. Была послушная дочь, любящая сестра, тоскующая невеста, верная жена, заботливая мать... Проследим ее жизнь по строкам сохранившихся писем и страницам воспоминаний.

Ее родители Савва Иванович и Елизавета Григорьевна Мамонтовы в юности были подняты на высоту духа национальным движением шестидесятых годов XiX века, когда лучшие люди страны глубоко переживали тяжелое положение родины, бесправие крестьян, слабость экономики в сравнении с Европой, оказывавшей культурное, экономическое, военное давление на нашу страну. Савва Иванович порывался стать народником, но вместе с Елизаветой Григорьевной они нашли другой путь строительства новой России, указанный их старшими наставниками Ф.В. Чижовым и И.Ф. Мамонтовым. Савва Иванович строил по их и своему плану экономику страны на просторах от Архангельска до Таганрога и от Санкт-Петербурга до Иркутска. Вместе родители Веры создавали Абрамцевский художественный кружок - академию новой русской культуры. Инициативой и трудом Елизаветы Григорьевны кружок стал не только объединением профессионалов художников, но и их семей. Это была община, в которой вместе творили, вместе воспитывали детей, вместе отдыхали, играя с детьми и предаваясь дилетантским опытам в самых разных областях искусства - архитектуре, театре, композиции, музыкальном вокальном и инструментальном исполнительстве, художественных ремеслах: гончарном, столярном, вышивании. Из дилетантских опытов безмерно талантливых участников кружка вскоре выросли и окрепли новые профессиональные направления в искусстве. Пока отец строил железные дороги и заводы тяжелой индустрии по России, мать Веры выстроила инфраструктуру малой родины вокруг своего имения и тем объединила крестьян соседних деревень, удержала их на месте в эпоху пролетаризации Центральной России. Она создала школу, церковь, медицинский пункт, художественные мастерские - все, что необходимо для жизни крестьянской семьи на земле. Вера вместе с младшей сестрой Александрой росла в обстановке бурной патриотической деятельности родителей и их многочисленных друзей. Елизавета Григорьевна сама воспитывала и учила девочек, не отпуская их ни на шаг. Со старшими братьями девочек у нее воспитывался и Валентин Серов, которого его мать, Валентина Семеновна, надолго оставляла в Абрамцеве. Влияние Елизаветы Григорьевны на художника было велико. Когда она скончалась, 40-летний Валентин Александрович, глубоко переживая ее уход, написал в письме, что она дорога ему, как мать. В веселой компании многим переиначивали имена, давали безобидные прозвища. Серова называли не иначе как Антон, имя Веры было преобразовано в Верушка с ударением на первый слог, что придавало ему ласкательный оттенок, вместо пренебрежительного при ударении на втором слоге. А вот младшую сестренку звали просто Шура, и даже Шурка, только Виктор Михайлович Васнецов и его дети называли ее Шуренька. Картины детства, отрочества, девичества Верушки встают зримо перед нами из писем. Вот как пишет Елизавета Григорьевна своей двоюродной сестре Наталье Васильевне Поленовой: «Наше житье бытье идет совсем хорошо, так, как я люблю. По утрам мы все заняты каждый своим делом. Я занимаюсь с Дрюшей [средний сын Андрей. - С.Ч.] и Верушкой, читаю.

Сергей [старший сын. - С.Ч] это время нас очень радует. Он написал пьесу и теперь ставит ее, но написал очень мило, прямо талантливо. Сюжет взят из жизни бояр времен Иоанна Грозного. Теперь у нас каждый вечер репетиции, в конце недели будет представление. Лучшими актерами оказываются Дрюша и Верушка » 1 .

«В воскресенье <...> мальчики охотились почти целый день. Дрюшка даже чуть не убил зайца, только от волнения не мог выстрелить, а когда заяц ушел, он разрыдался. Охотились они в Золотиловском лесу, куда и я с девочками ездила, мы им возили завтрак к леснику в сторожку. Чудесный лес, и мы славно погуляли, с нами была также Арцыбушева и Аполлинарий Михайлович. <...> Я с девочками собрала целую охапку кленовых листьев, замечательных по разнообразию колеров, чудо какие красивые» 2 .

А вот письма из поездки по Европе - Италии, Швейцарии, Германии: «До сих пор наше путешествие идет как по писаному, все нам благоприятствует. В Лугано мы провели три дня отлично, погода была идеальная, природа действующая успокоительно, и кроме природы ничего. Вера там заметно поправилась, так что и к маслу не было нужды прибегать, совсем молодцом. Дорога от Лугано до Базеля <...> постоянно открывает неожиданно чудные виды, сколько водопадов, а туннели такие, даже вспомнить страшно, я ничего подобного и представить себе не могла.

Два или три туннеля идут в горы винтообразно. У всех вагонов первого класса есть балконы, на которых мы все время и стояли. В Базель прибыли вечером <...> остановились в гостинице «Trois Rois», и эти три короля, сделанные из дерева и поставленные над входом, совсем победили Шурку , ее нельзя было оттащить от них, весь вечер о них толковала и утром, как проснулась, стала проситься опять на улицу их смотреть» 3 .

И снова Абрамцево: «Начало недели у нас прошло в полной тишине и покое, мальчиков не было. <...> В четверг возвратились мальчики и, кажется, все были очень рады опять попасть домой, особенно Антон [В.А. Серов. - СЧ], они в Кирееве [имение брата Саввы Ивановича. - СЧ] поскучались, говорят, что все время ходили из угла в угол, не зная, что делать. Принялись мы с Дрюшей за нашу мучительницу географию. Он чертит большую карту Европы. Сергей теперь все ходит с ружьем и мало что-то думает о своем сочинении. С девочками мы много хозяйничаем, собираем ягоды, варим варенье и т.д. Вера , конечно, собирается вязать башмачки [для ожидаемого ребенка В.Д. и Н.В. Поленовых. - СЧ] и говорит: "Почему-то мне кажется, что у Наташи непременно будет мальчик, а мне больше хотелось бы девочку". <...> Шурка на это глубокомысленно замечает: "Нет, мальчик лучше"» 4 .

Теперь дадим слово самой Вере Мамонтовой. Ей 16 лет. О своей жизни она пишет брату Андрею в Киев, где тот работает с В.М. Васнецовым над росписями Владимирского собора; она пишет о своих занятиях, играх, прогулках, о лошадях, которых любила. Очень любил их и В.А. Серов. «Особую любовь с детских лет чувствовал он к лошадям и вообще к живым существам. <...> Он еще ребенком был очень смелым наездником, прекрасно сидел верхом» 7 . Увлечение лошадьми, живость характеров скрепляли дружбу Антона и Верушки. В.А. Серов написал ее в отроческом возрасте, когда девочке было 12 лет. Она согласилась позировать по дружбе и из послушания старшему. Сергей Саввич в воспоминаниях о периоде знакомства с В.А. Серовым в Абрамцеве пишет: «Я всегда всецело подчинялся его инициативе» 8 . Таков был порядок в абрамцевской детской компании. Верушка сообщает брату: «Ты спрашиваешь: что лошади? Они все здоровы. Папа подарил мне новую лошадь, карабаха, но он не похож ни на Зилана, ни на Басана. Зовут его Гудал. Он большой, очень толстый, золотисто-гнедой, смирный необыкновенно. Теперь на Костроме я почти не езжу. Но она не стоит. На ней ездит то Врубель, то Любьяна. Верхом я езжу очень много, почти каждый день» 9 . «В субботу вечером были танцы, учили менуэт, только все кавалеров не хватает. Ваня отказался, Сашок не приехал, просто беда, кавалеров совсем мало <...> менуэт гораздо труднее прежних танцев. Все ужасно не грациозны, особенно кавалеры» 10 . «Был у нас урок истории, очень интересный, про Иоанна iii» 11 .

Пора отрочества уходит. В 1895 году Вере исполняется 20 лет. Она помогает матери в широкой благотворительности. Эти дела приводят мать и дочь в дом состоятельных дворян Самариных.

Самарины - один из древнейших и знатнейших дворянских родов Москвы 12 , славянофилы, люди глубокой религиозной и литературной культуры, консервативные хранители православия и самодержавия. Мамонтовы - из другой среды, из другого сословья, и никогда бы им не сидеть за одним столом с Самариными, но интересы благотворительности и состоятельность обеих семей на какое-то время сближают их. Серьезная, хорошо образованная, скромная девушка Вера Мамонтова по уму, глубине христианской веры, чувству прекрасного вписывается в среду самаринской молодежи. У нее устанавливаются дружеские отношения с младшей из дочерей Самариных - Анной Дмитриевной. С годами она сближается с ее братом Александром Дмитриевичем. Об этой поре Е.Г Мамонтова пишет своей родственнице и подруге Н.В. Поленовой:

«У нас зима прошла очень живо. Меня кроме моих обычных дел очень занимали наши новые городские Попечительства, дело, стоящее на правильной почве и несомненно могущее принести много пользы. У Веры зима сложилась тоже очень хорошо. Лекции, которые у нас читал Виноградов, были очень удачны. Он заставил много поработать, много почитать, а главное писать сочинения на темы, которые значительно расширили горизонт мысли. Слушало 12 человек, значит, и товарищество было большое. Ближе всех Вера сошлась с Аней Самариной, они вместе составляли лекции и брали обыкновенно одну тему для сочинений» 13 .

Внутренний мир и внешний облик Веры Саввишны в этот период раскрывает нам близкий друг Елизаветы Григорьевны и ее дочерей - В.М. Васнецов. Сохранились его письма к Вере Саввишне и портрет, созданный в 1896 году. По семейному преданию, Виктор Михайлович, завершив работу, оставил портрет у себя и сказал Вере Саввишне: «Подарю Вашему жениху, если он будет русский».

Позже, когда Вере Саввишне было уже 25 лет, она писала Виктору Михайловичу из Италии о своем впечатлении от росписей Владимирского собора в Киеве и о посещении высокоторжественного богослужения Папы Римского, совершавшегося на площади при массовом стечении молящихся. В ответных письмах Виктор Михайлович сообщал 14: «Не ждал, что в письме этом найду поддержку моей энергии, сильно колеблющейся. Спасибо, что Вы не замолчали киевских своих впечатлений. Если Ваша душа переживала такие же высокие волнения, какие я переживал во время работы, значит, мне удалось же закрепить на стенах что-то значительное. Я должен иногда знать - а теперь особенно - как отражается в другой чуткой душе то, что чувствовал, думал, чем лишь жил и что сделал. Не скрою, что Вашим впечатлением дорожу особенно. Если оно есть, оно в Вас не изменчиво и не на минуту только» (Москва. 09.12.1900).

И на другую тему в письме от 26.12. 1900 года (Москва): «Я не думал, что торжественное служение Папы оставит в Вас такое неприятное впечатление и даст Вам так мало. Когда я узнал из письма Елизаветы Григорьевны, что Вы собираетесь на торжество, я ждал в Вас настроения высокого и величественного от такого невиданного зрелища. Хотя в этом случае и не совсем прилично радоваться, а я в душе рад, что оно так вышло и наше родное Православие, даже во внешних формах, оказалось возвышеннее, чище и художественней. Радуюсь я также, что есть Вы трое, люди мне дорогие, [которые - С.Ч] крепки, сильны и ни на волос не колебались. Сколько русских - и не дурных - соблазнялись и соблазняются ими».

Дошел до нас и еще один портрет Веры Саввишны этого периода, портрет литературный, страница воспоминаний дочери В.Д. и Н.В. Поленовых - Екатерины Васильевны Сахаровой 15: «В Абрамцеве кроме тети Лизы [Е.Г Мамонтова. - С.Ч.] и Веры - нашей настоящей богини из Олимпа - была другая сестра Шура, а Виктор Михайлович [Васнецов. - С.Ч] звал ее Шуренька. Ни красоты старшей сестры, ни всеобщего обожания у нее не было, но для нас в самые юные годы это был большой настоящий друг. Верушка, красавица-амазонка, на своей кровной верховой лошади была настоящая богиня. Шура была простая русская девушка. Веру сравнивали с розой, Шуру с луговой клеверной кашкой.

Однажды теплым и звездным вечером мы большой компанией сидели на крыльце. Было тихо, тепло, пахло весной, не хотелось уходить. Кто-то предложил каждому прочитать стихи, которые помнит наизусть. Вера сидела лицом к звездному небу и начала Хомякова:

В час полночный близ потока,
Ты взгляни на небеса.
Совершаются далёко
В горнем мире чудеса... 16

Когда она умолкла, наступило молчание, и никто после нее не стал нарушать тишину вечера и красоту образов, вызванных ее прекрасным голосом и прекрасным лицом».

26 января 1903 года Александр Дмитриевич и Вера Саввишна обвенчались с благословения родителей. Этому предшествовали несколько лет томительного ожидания. Уже в конце 1890-х годов они решили для себя, что должны быть вместе, но не было родительского благословения жениху. Разорение С.И. Мамонтова в 1900 году не способствовало решению вопроса. Они, мало общаясь, ждали поворота судьбы, уповая на Бога. И, наконец, благословение дала мать Александра Дмитриевича Варвара Петровна (урожденная Ермолова), дочь участника войны 1812 года генерала Ермолова. Эта полоса их жизни чутко описана в воспоминаниях их дочери Елизаветы Александровны 17 .

В конце 1902 года слух о предстоящем замужестве Веры Мамонтовой полетел по Москве. Достиг он и васнецовского дома. Молва твердит, что лучшего жениха для нее не придумать. Она счастлива, мать рада, рад и друг их Виктор Михайлович Васнецов, который в кругу своей семьи шутит, что будет после свадьбы навещать Елизавету Григорьевну и вместе с ней радоваться, что старшей дочери нет в доме. Он готовит обещанный свадебный подарок. Портрет потом будет всегда висеть в кабинете А.Д. Самарина. Вот два свидетельства из письма, тогда гимназиста, Михаила Викторовича Васнецова к брату Алексею Викторовичу в Крым: «Сейчас были Мамонтовы: мамаша и дочки; они спешили куда-то и ничего интересного не рассказали насчет главного. Верушка так и сияет счастьем, свадьба, кажется, будет 26-го января; теперь они на несколько дней уезжают в Абрамцево. Папа, по обыкновению, говорит, как он будет к Лизавете Григорьевне приезжать утешать: ходить по комнатам и говорить: "А вот нет... нет ее". Шура участвует в нашем спектакле, изображает там бабу. Интересно посмотреть жениха, к нам на спектакль он придет, конечно; все говорят, что другого подобрать для нее нельзя» 18 .

После свадьбы молодые Самарины провели медовый месяц на острове Корфу, а затем поселились в особняке в г. Богородске (ныне Ногинск), где муж Веры Саввишны был уездным предводителем дворянства. Один за другим родились трое детей: Юрий (1904), Елизавета (1905), Сергей (1907). Не прерывалась связь с семьей Мамонтовых. Вера Саввишна часто и подробно писала матери о своей жизни, Александра Саввишна навещала сестру, ездила с ее семьей в имение Самариных Васильевское на Волге у Самары, летом Вера Саввишна с детьми гостила в Абрамцеве, и Александр Дмитриевич, как некогда Савва Иванович, приезжал туда с последним поездом. Он регентовал, пел, читал в Абрамцевской церкви. Это были годы семейного счастья, которым молодые Самарины щедро делились со всеми близкими, отнюдь не замыкаясь в узком, муж-жена-дети, семейном кругу. Рядом был и друг В.М. Васнецов. Нарастали революционные настроения. В.М. Васнецов от лица московских дворян с А.Д. Самариным и другими подписал обстоятельное письмо к императору с просьбой, охраняя самодержавие, не вводить демократические свободы, которые только облегчат революционную агитацию и ввергнут страну в хаос, что вскоре и случилось. В живописи В.М. Васнецова стали появляться апокалиптические мотивы ввиду предчувствуемой гибели любимого отечества. Вера Саввишна, конечно, душой разделяла их взгляды и умом участвовала в начинаниях мужчин. В 1907 году В.М. Васнецов подарил ей большую репродукцию со своей иконы, изображающей Христа Спасителя в терновом венце с потеками крови. На ней он написал: «Той язвен бысть за грехи наша и мучен бысть за беззакония наша наказание м1ра нашего на нем и язвою Его мы исцелехом» (Ис. 53.5) и подпись: «Верушке - В. Васнецов, 1907, 15 марта». Эти слова стали пророчеством о предстоящих страданиях. 1907 год был последним в жизни Веры Саввишны. В сочельник, объезжая магазины Москвы для покупки бесчисленных рождественских подарков, она простудилась, заболела воспалением легких с высокой, высочайшей, температурой и 27 декабря скончалась. Внезапная кончина ее в праздник вызвала обвал страданий для близких.

Мать, Елизавета Григорьевна, на время приняла заботы об осиротевших младенцах. Старшему было три с небольшим. Но она не смогла пережить горе и через 10 месяцев скончалась на 62-м году жизни. Вот ее, видимо, последнее письмо к Н.В. Поленовой: «Очень мне хотелось бы повидать тебя и о многом переговорить с тобой, но не знаю, скоро ли решусь двинуться с места.

Теперь, Слава Богу, детям лучше, у старших второй день нет жара. Сережа тоже нынче повеселее. Отвыкла я от малых детей, и меня беспокоит всякая мелочь, и досадно на себя, и вспоминаю постоянно Веру, как она бодро и просто относилась к недомоганиям детей, и, конечно, знаю, что ее в данном случае больше бы беспокоило то, что я так волнуюсь. Все это отлично понимаю и все-таки не могу сладить с собою. Мне кажется, что если бы я поговорила с тобой, я лучше бы после этого [могла. - С.Ч.] взять себя в руки. Оцепенение первых дней проходит, а с ним все сильнее чувствуешь, как всецело почти жила я Верой, каждая вещь, каждое место, все было полно ею, пустота эта с каждым днем растет и знаешь, что неизбежно будет расти. К счастью, дети поглощают очень много время, с ними устаешь, а потому спишь, это огромное благо. А как сердце болит, глядя на Шуру и Сашу.

Хотелось перекинуться с тобой словечком, но сказать больше ничего не могу. Радуюсь видеть твоих, мне кажется, что я люблю вас всех еще гораздо больше, чем прежде.

Крепко, крепко целую тебя, моя дорогая» 19 .

Похоронили Елизавету Григорьевну около Абрамцевской церкви рядом с могилой любимой дочери. Из прочного мамонтовского треугольника мать-дочь-дочь осталась одна Александра Саввишна. Она помогла Александру Дмитриевичу воспитать детей, до своей смерти заменяла им мать, ведь Александра Дмитриевича несколько раз арестовывали. Его дочь Елизавета вспоминает событие, которое произошло в день памяти преподобного Серафима 15 (02 по старому стилю) января 1919 года, когда он находился в тюремной камере: «Отец мой не был из числа тех людей, которые любят говорить о снах и придавать им значение, но вот сон, о котором он сам говорил с радостью и большой теплотой, как о виденном и воспринятом реально. Видел он моего младшего, умершего в 5-летнем возрасте братца Сережу, мальчика, которого особенно все любили за его удивительно отзывчивое сердце и какую-то тонкость душевную <...> Сережа в этом сне бегал по зеленой лужайке, на солнце, по травам и цветам, и догонял удивительно красивых бабочек, а преподобный Серафим ласково улыбался, глядя на мальчика, как бы охраняя его, и называл: «Сереженька! Сереженька!». Тут же, около, в этом сне была и моя мать в белом платье и радостная».

Благодаря портрету В.А. Серова Веру Саввишну знают и помнят. Ее гены жили и живут в трех детях, четырех внуках, четырех правнуках и теперь в двенадцати праправнуках. Она навсегда вписала себя в историю Абрамцевского художественного кружка.

  1. Е.Г Мамонтова - Н.В. Поленовой. Абрамцево. 27.VII.1881. // Архив Музея-заповедника «Абрамцево».
  2. Е.Г Мамонтова - Н.В. Поленовой. Абрамцево. 12.IX.1883. // Там же.
  3. Е.Г Мамонтова - Н.В. Поленовой. 29.IV.1884. Штутгарт. // Там же.
  4. Е.Г Мамонтова - Н.В. Поленовой. 14.VII.1884. Абрамцево. // Там же.
  5. Е.Г Мамонтова - Н.В. Поленовой. 27.VI.1887. Абрамцево. // Там же.
  6. Е.Г Мамонтова - Н.В. Поленовой. 31.I.1888. Рим. // Там же.
  7. Мамонтов С.С. Воспоминания о В.А. Серове // В.А. Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников. Т. 1. Л., 1971. С. 163-174.
  8. Там же.
  9. В.С. Мамонтова - А.С. Мамонтову. Москва. 13. VI.1891. // Архив Музея-заповедника «Абрамцево».
  10. В.С. Мамонтова - А.С. Мамонтову. Москва. 21.I.1891. // Там же.
  11. В.С. Мамонтова - А.С. Мамонтову. Москва. 28Т1891. // Там же.
  12. Самарины вели свой род от боярина воеводы Нестора Рябца, переехавшего около 1300 года на службу к московскому князю от короля галицкого Льва Даниловича с дружиной из 1700 человек.
  13. Е.Г Мамонтова - Н.В. Поленовой. 01.IV.1895. Абрамцево. // Архив Музея-заповедника «Абрамцево».
  14. Виктор Михайлович Васнецов: Каталог выставки / ФГБУК Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево». 2012.
  15. Сахарова ЕВ. Повесть моей жизни. Рукопись. 1967 год. // Архив О.Д. Атрощенко.
  16. Речь идет о стихотворении А.С. Хомякова «Звезды».
  17. Чернышева-Самарина Е.А. Александр Дмитриевич Самарин // Самарины. Мансуровы. Воспоминания родных / Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. М., 2001, С. 121-207.
  18. М.В. Васнецов - А.В. Васнецову, 28.12.1902. Москва. // Архив О.А. Васнецовой.
  19. Е.Г Мамонтова - Н.В. Поленовой. 1908. Абрамцево. // Архив Музея-заповедника «Абрамцево».
8 января 2015, 17:04

Верочка Мамонтова, конец 1880-х.

Персики были свои, выращенные в мамонтовской оранжерее садовником.
И девочка своя - самая живая, самая любимая.
"Абрамцевская богиня", как называли потом Верочку все - и художники, и родители.
Ее портрет Валентин Серов писал целых три летних месяца 1887 года, пока гостил у Саввы Мамонтова в Абрамцево.

Вера Мамонтова в домашнем спектакле в костюме Иосифа. 1880 год.
Писал с трудом: сначала еле уговорил попозировать дочь Саввы, 11-летнюю Верочку Мамонтову, а потом с трудом удерживал ее за столом - сидеть часами в жару, не шевелясь, у той получалось плохо.
Но портрет удался.

Он стал не только одной из лучших картин Серова, но и одним из самых известных портретов в русской живописи.
Никто не верил, что этому, никому не известному художнику, всего 22 года.
"Девочка с персиками" - начало славы Валентина Серова, его точка отсчета.
А как сложилась судьба девочки?

"Девушка с кленовой веткой". В.Васнецов, 1896 год
В этом же платье Вера венчалась с А.Д.Самариным

Через девять лет после "Девочки с персиками" еще один портрет Веры написал Виктор Васнецов, пообещав подарить ей его только в том случае, если она выйдет замуж за русского.

Вскоре подарок уже висел над письменным столом ее мужа: Вера вышла замуж за Александра Дмитриевича Самарина, будущего обер-прокурора Святейшего Синода (министра по делам церкви) и предводителя дворянства города Москвы.
Популярность его среди православных москвичей была так велика, что когда летом 1917 года в Москве избирали митрополита, среди кандидатов были: архиепископ Тихон Ярославский (позже избранный Патриархом) и мирянин Александр Самарин.

Вера Саввишна и Александр Дмитриевич Самарины, 1903 год. Италия, Рим, свадебное путешествие.

Венчались они в Москве на Поварской в церкви Бориса и Гл:) - это был приход Самариных, живших неподалеку. Позже церковь уничтожили большевики, сейчас на этом месте часовня – прямо рядом с выходом из метро "Арбатская".

Радовались за них все – молодые давно любили друг друга, но пожениться смогли только после смерти отца Александра Дмитриевича, который долгие годы не давал согласие на его брак с Верой.
Поселились молодожены в своем имении неподалеку от села Аверкиево Павло-Посадского района. А в апреле 1904 года у Самариных появился первенец, Юрочка.

Вера Саввишна Самарина (Мамонтова) с сыном Юрием, 1904 год.

В августе 1905 года родилась дочь Лиза, в мае 1907 года - второй сын, Сергей.
А 27 декабря 1907 года Вера Саввична внезапно умерла от скоротечного воспаления легких. Сгорела за три дня. Собирались на Рождество всей семьей в Абрамцево, остановились проездом в своем московском доме на Поварской и…

Панихида по Вере Саввишне, 1908 год.

Похоронили ее в любимом Абрамцеве, около церкви Спаса Нерукотворного.
Вере было всего 32 года.

Все заботы о детях взяла на себя ее сестра Александра Саввишна. Вот она на фото, первая слева. Рядом Савва Мамонтов с детьми Веры - Сережей, Лизой и Юрием. Италия, 1910 год.

Александр Дмитриевич пережил Веру на 25 лет. Больше он никогда не женился.
В память о любимой жене Самарин построил храм Живоначальной Троицы в селе Аверкиево, недалеко от их усадьбы.

Храм Живоначальной Троицы в селе Аверкиево, архитектор Башкиров .

В 30-е годы храм был закрыт и разграблен и все годы советской власти использовался как подсобное помещение, в том числе для хранения различных химических удобрений. Сейчас усилиями прихожан, спонсоров и меценатов храм почти восстановлен.

А.Д.Самарин с дочерью Лизой в якутской ссылке, 1926 год.

Сам Александр Дмитриевич погиб в ГУЛАГе в 1932 году.
Все годы якутской ссылки с ним провела его дочь, Лиза.