С 19 века и вплоть до наших дней не утихает интерес к произведениям Иоганна Себастьяна Баха. Творчество непревзойденного гения поражает своими масштабами. известен во всем мире. Его имя знают не только профессионалы и любители музыки, но и слушатели, которые не проявляют особого интереса к "серьезному" искусству. С одной стороны, творчество Баха является неким итогом. Композитор опирался на опыт предшественников. Он отлично знал хоровую полифонию эпохи Возрождения, немецкую органную музыку, особенности итальянского скрипичного стиля. Он тщательно знакомился с новым материалом, разрабатывал и обобщал накопленный опыт. С другой стороны, Бах был непревзойденным новатором, который сумел открыть новые перспективы для развития мировой музыкальной культуры. Творчество Иоганна Баха оказало сильнейшее воздействие на его последователей: Брамса, Бетховена, Вагнера, Глинки, Танеева, Онеггера, Шостаковича и многих других великих композиторов.

Творческое наследие Баха

Он создал свыше 1000 произведений. Жанры, к которым он обращался, были самые разнообразные. Более того, встречаются такие сочинения, масштабы которых являлись исключительными для того времени. Творчество Баха можно условно разделить на четыре основные жанровые группы:

  • Органная музыка.
  • Вокально-инструментальная.
  • Музыка для различных инструментов (скрипки, флейты, клавира и других).
  • Музыка для инструментальных ансамблей.

Произведения каждой из вышеуказанных групп относятся к определенному периоду. В Веймаре были сочинены самые выдающиеся органные композиции. Кетенский период знаменует собой появление огромного количества клавирных и оркестровых произведений. В Лейпциге же написано большинство вокально-инструментальных.

Иоганн Себастьян Бах. Биография и творчество

Родился будущий композитор в 1685 году в небольшом городе Эйзенахе, в музыкальной семье. Для всего рода это была традиционная профессия. Первым учителем музыки Иоганна был его отец. Мальчик имел отличный голос и пел в хоре. В 9 лет он оказался круглой сиротой. После смерти родителей его воспитывал Иоганн Кристоф (старший брат). В 15 лет паренек окончил Ордруфский лицей с отличием и переехал в Люнебург, где начинал петь в хоре "избранных". К 17 годам он обучился игре на разных клавесине, органе, скрипке. С 1703 года живет в разных городах: Арнштадте, Веймаре, Мюльхаузене. Жизнь и творчество Баха в этот период были полны определенных сложностей. Он постоянно меняет место жительства, что связано с нежеланием чувствовать себя зависимым от тех или иных работодателей. Служил он музыкантом (как органист или скрипач). Условия труда его также постоянно не устраивали. В это время появляются его первые композиции для клавира и органа, а также духовные кантаты.

Веймарский период

С 1708 года Бах приступает к службе в качестве придворного органиста к веймарскому герцогу. Параллельно работает в капелле камерным музыкантом. Жизнь и творчество Баха в этот период весьма плодотворны. Это годы первой композиторской зрелости. Появились самые лучшие органные произведения. Это:

  • Прелюдия и фуга c-moll, a-moll.
  • Токката C-dur.
  • Пассакалия c-moll.
  • Токката и фуга d-moll.
  • "Органная книжечка".

Одновременно Иоганн Себастьян работает над сочинениями в кантатном жанре, над переложениями для клавира скрипичных итальянских концертов. Впервые обращается к жанру сольной скрипичной сюиты и сонаты.

Кетенский период

С 1717 года музыкант обосновался в Кетене. Здесь он занимает высокопоставленную должность руководителя камерной музыки. Он, по сути, является управляющим всей музыкальной жизни при дворе. Но его не устраивает слишком маленький городок. Бах стремится переехать в более крупный и перспективный город, чтобы дать своим детям возможность поступить в университет и получить хорошее образование. В Кетене не было качественного органа, отсутствовала также и хоровая капелла. Поэтому здесь развивается клавирное творчество Баха. Композитор также уделяет много внимания ансамблевой музыке. Произведения, написанные в Кетене:

  • 1 том "ХТК".
  • Английские сюиты.
  • Сонаты для скрипки соло.
  • "Бранденбургские концерты" (шесть штук).

Лейпцигский период и последние годы жизни

С 1723 года маэстро живет в Лейпциге, где руководит хором (занимает должность кантора) в школе при церкви святого Фомы в Томасшуле. Принимает активное участие в общественном кружке любителей музыки. "Коллегия" города постоянно устраивала концерты светской музыки. Какими шедеврами на тот момент пополнилось творчество Баха? Кратко стоит указать основные произведения лейпцигского периода, которые по праву можно считать лучшими. Это:

  • "Страсти по Иоанну".
  • Месса h-moll.
  • "Страсти по Матфею".
  • Около 300 кантат.
  • "Рождественская оратория".

В последние годы жизни композитор сосредотачивается на музыкальных сочинениях. Пишет:

  • 2 том "ХТК".
  • Итальянский концерт.
  • Партиты.
  • "Искусство фуги".
  • Арию с различными вариациями.
  • Органную мессу.
  • "Музыкальное приношение".

После неудачной операции Бах ослеп, но не прекращал сочинять музыку вплоть до самой смерти.

Характеристика стиля

Стиль творчества Баха формировался на основе различных музыкальных школ и жанров. Иоганн Себастьян органично вплетал в свои произведения самые лучшие созвучия. Для того чтобы понять музыкальный язык итальянских и он переписывал их сочинения. Его творения были насыщены текстами, ритмами и формами французской и итальянской музыки, северо-немецким контрапунктическим стилем, а также лютеранской литургией. Синтез разнообразных стилей и жанров гармонично сочетался с глубокой пронзительностью переживаний человека. Его музыкальная мысль выделялась особой уникальностью, универсальностью и некой космичностью. Творчество Баха относится к стилю, который прочно утвердился в музыкальном искусстве. Это классицизм эпохи высокого барокко. Для баховского музыкального стиля характерно владение необычайным мелодическим строем, где в музыке доминирует главная идея. Благодаря мастерству техники контрапункта одновременно могут взаимодействовать сразу несколько мелодий. был настоящим мастером полифонии. Ему были присущи склонность к импровизации и блестящая виртуозность.

Основные жанры

Творчество Баха включает различные традиционные жанры. Это:

  • Кантаты и оратории.
  • Пассионы и мессы.
  • Прелюдии и фуги.
  • Хоральные обработки.
  • Танцевальные сюиты и концерты.

Безусловно, перечисленные жанры он позаимствовал у своих предшественников. Однако он придал им широчайший размах. Маэстро умело обновил их новыми музыкально-выразительными средствами, обогатил чертами других жанров. Ярчайшим примером является "Хроматическая фантазия ре-минор". Произведение создано для клавира, но содержит драматическую декламацию театрального происхождения и выразительные свойства больших органных импровизаций. Несложно заметить, что творчество Баха "обошло стороной" оперу, которая, между прочим, была одним из ведущих жанров своего времени. Однако стоит обратить внимание, что многие светские кантаты композитора трудно отличить от комедийной интермедии (в это время в Италии они перерождались в оперу-буффа). Некоторые кантаты Баха, созданные в духе остроумных жанровых сценок, предвосхитили немецкий зингшпиль.

Идейное содержание и круг образов Иоганна Себастьяна Баха

Творчество композитора богато по своему образному содержанию. Из-под пера настоящего мастера выходят как предельно простые, так и чрезвычайно величественные творения. Искусство Баха содержит и простодушный юмор, и глубокую скорбь, и философское размышление, и острейший драматизм. Гениальный Иоганн Себастьян в своей музыке отобразил такие значимые стороны своей эпохи, как религиозно-философские проблемы. При помощи удивительного мира звуков он размышляет о вечных и очень важных вопросах человеческой жизни:

  • О моральном долге человека.
  • О его роли в этом мире и назначении.
  • О жизни и смерти.

Эти размышления непосредственно связаны с религиозной тематикой. И это неудивительно. Композитор практически всю свою жизнь служил при церкви, поэтому большую часть музыки для нее и написал. Вместе с этим он был верующим человеком, знал Священное писание. Его настольной книгой была Библия, написанная на двух языках (латинском и немецком). Он придерживался постов, исповедовался, соблюдал церковные праздники. За несколько дней до смерти принял причастие. Главным героем у композитора является Иисус Христос. В этом идеальном образе Бах видел воплощение лучших качеств, присущих человеку: чистоты помыслов, силы духа, верности избранному пути. Жертвенный подвиг Иисуса Христа ради спасения человечества являлся для Баха самым сокровенным. В творчестве композитора эта тема была самой важной.

Символика произведений Баха

В эпоху барокко появилась музыкальная символика. Именно через нее раскрывается сложный и удивительный мир композитора. Музыка Баха воспринималась современниками как прозрачная и понятная речь. Это происходило за счет наличия в ней устойчивых мелодических оборотов, выражающих определенные эмоции и идеи. Такие звуковые формулы носят название музыкально-риторических фигур. Одни передавали аффект, другие подражали интонациям человеческой речи, третьи носили изобразительный характер. Вот некоторые из них:

  • anabasis - восхождение;
  • circulatio - вращение;
  • catabasis - нисхождение;
  • exclamatio - восклицание, восходящая секста;
  • fuga - бег;
  • passus duriusculus - хроматический ход, применяемый для выражения страдания или скорби;
  • suspiratio - вздох;
  • tirata - стрела.

Постепенно музыкально-риторические фигуры становятся своего рода "знаками" определенных понятий и чувств. Так, например, нисходящая фигура catabasis часто использовалась с целью передачи печали, грусти, скорби, смерти, положения в гроб. Постепенное восходящее движение (anabasis) употреблялось для выражения вознесения, приподнятого духа и прочих моментов. Мотивы-символы наблюдаются во всех произведениях композитора. В творчестве Баха преобладал протестантский хорал, к которому маэстро обращался в течение всей своей жизни. Он тоже имеет символическое значение. Работа с хоралом велась в самых разнообразных жанрах - кантатах, пассионах, прелюдиях. Поэтому совсем логично, что протестантский хорал является неотъемлемой частью баховского музыкального языка. Среди важных символов, встречающихся в музыке этого деятеля искусства, следует отметить устойчивые сочетания звуков, которые имеют постоянные значения. В творчестве Баха преобладал символ креста. Он состоит из четырех разнонаправленных нот. Примечательно, что если расшифровать фамилию композитора (BACH) нотами, то образуется такой же графический рисунок. B - си бемоль, A - ля, C - до, H - си. Большой вклад в разработку музыкальных символов Баха внесли такие исследователи, как Ф. Бузони, А. Швейцер, М. Юдина, Б. Яворский и другие.

"Второе рождение"

При жизни творчество Себастьяна Баха не было оценено по достоинству. Современники знали его больше как органиста, нежели композитора. О нем не было написано ни одной серьезной книги. Из огромного числа его произведений только некоторые были опубликованы. После смерти имя композитора вскоре забылось, а сохранившиеся рукописи пылились в архивах. Возможно, мы бы ничего так и не узнали об этом гениальном человеке. Но, к счастью, этого не произошло. Истинный интерес к Баху возник в 19 веке. Однажды Ф. Мендельсон обнаружил в библиотеке ноты "Страстей по Матфею", которые его очень заинтересовали. Под его управлением это произведение с успехом было исполнено в Лейпциге. Многие слушатели были восхищены музыкой еще малоизвестного автора. Можно сказать, что это было вторым рождением Иоганна Себастьяна Баха. В 1850 году (к 100-летию со дня смерти композитора) в Лейпциге было создано Баховское общество. Цель этой организации состояла в издании всех найденных рукописей Баха в виде полного собрания сочинений. В итоге было собрано 46 томов.

Органное творчество Баха. Краткое содержание

Для органа композитор создал превосходные произведения. Этот инструмент для Баха - настоящая стихия. Здесь он смог раскрепостить свои мысли, чувства и эмоции и донести все это до слушателя. Отсюда укрупнение линий, концертность, виртуозность, драматизм образов. Композиции, созданные для органа, напоминают фрески в живописи. Все в них представлено преимущественно крупным планом. В прелюдиях, токкатах и фантазиях наблюдается патетика музыкальных образов в свободных, импровизационных формах. Фугам присуща особая виртуозность и необычайно мощное развитие. Органное творчество Баха передает высокую поэзию его лирики и грандиозный размах великолепных импровизаций.

В отличие от клавирных произведений, органные фуги гораздо больше по объему и содержанию. Движение музыкального образа и его развитие протекают с усиливающейся активностью. Развертывание материала представлено в виде наслоения больших пластов музыки, но особой дискретности и разрывов нет. Напротив, преобладает континуальность (непрерывность движения). Каждая фраза вытекает из предыдущей с возрастающим напряжением. Так же построены и кульминационные моменты. Эмоциональный подъем в итоге усиливается до наивысшей точки. Бах является первым композитором, у кого проявились закономерности симфонического развития в крупных формах инструментальной полифонической музыки. Органное творчество Баха словно распадается на два полюса. Первый - это прелюдии, токкаты, фуги, фантазии (большие музыкальные циклы). Второй - одночастные Они написаны в основном в камерном плане. В них раскрываются преимущественно лирические образы: интимно-скорбные и возвышенно-созерцательные. Лучшие произведения для органа Иоганна Себастьяна Баха - и фуга ре-минор, прелюдия и фуга ля-минор и многие другие сочинения.

Произведения для клавира

При написании композиций Бах опирался на опыт своих предшественников. Однако и здесь он проявил себя как новатор. Клавирное творчество Баха характеризуется масштабностью, исключительной многогранностью, поиском выразительных средств. Он первым из композиторов прочувствовал универсальность этого инструмента. При сочинении своих произведений он не боялся экспериментировать и реализовывать самые смелые идеи и проекты. При написании ориентировался на всю мировую музыкальную культуру. Благодаря ему клавира значительно расширились. Он обогащает инструмент новой виртуозной техникой и меняет суть музыкальных образов.

Среди его произведений для органа особо выделяются:

  • Двухголосные и трехголосные инвенции.
  • "Английские" и "Французские" сюиты.
  • "Хроматическая фантазия и фуга".
  • "Хорошо темперированный клавир".

Таким образом, творчество Баха поражает своим размахом. Композитор широко известен во всем мире. Его произведения заставляют думать и размышлять. Слушая его композиции, невольно погружаешься в них, задумываясь над глубоким смыслом, лежащим в их основе. Жанры, к которым маэстро обращался в течение всей своей жизни, были самыми разнообразными. Это органная музыка, вокально-инструментальная, музыка для различных инструментов (скрипки, флейты, клавира и других) и для инструментальных ансамблей.

для хора и голосов с оркестром

Страсти по Луке (1712, подлинность оспаривается)
Страсти по Иоанну (Johannespaesion, либретто Б. Брокеса и И. С. Баха, 1722-23)
Страсти по Матфею (Matthauspassion, либретто Пикандера, исполнено 1729, 2-я редакция- 1736, 3-я - 1739, 4-я - 1744)
Страсти по Марку (Markuspassion, либретто его же, 1731, партитура утеряна)
Магнификат (Magnificat, 1723)

оратории

Рождественская оратория (Weihnachtsoratorium, 1734)
Пасхальная оратория (Oster-Oratorium, 1734-36)
Оратория на вознесение Христово (Himmelfahrts-Oratorium)

мессы

Месса h-moll (Высокая месса, 1733)
4 короткие мессы (F-dur, A-dur, g-moll, G-dur, около 1737)

духовные кантаты

сохранилось 199 кантат, в том числе:
№ 71 - Господь, он мой царь небесный (Gott ist mein Konig, так называемая Выборная кантата, 1708)
№ 4 - Христос лежал в оковах смерти (Christ lag in Todesban-den. 1708)
№ 106-Трагическая кантата (Actus Tragicus, 1711)
№ 12 - Слёзы, вздохи, трепет, горе (Weinen, Klagen, Sorgen, Zagen, 1714)
№ 21-Я много горя претерпел (Ich hatte viel Bekummernis, 1714)
№ 80 - Господь - моя твердыня (Ein"feste Burg ist unser Gott, 1730)
№ 27 - Кто знает свой последний час (Wer weiss, wie nahe mir mein Ende, 1730-1740)
№ 49 - Иду и страстно ищу (Ich geh" und suche mit Verlangen, 1730-1740)
№ 52 - Лживый мир, тебе не верю (Falsche Welt, dir trau" ich nicht, 1730-1740)
№ 156 - Стою одной ногой в могиле (Ich steh"mit einem Fuss im Grabe, 1730-1740)
№ 39- Раздели твой хлеб с голодным (Brich mit dem Hungrigen dein Brot, 1732)
№ 36 - Вознеситесь радостно ввысь (Schwingt treudig euch empor, 1732)
№ 1 - Как ярко светит утренняя звезда (Wie schon leuchtet der Morgenstern, 1735-1744)

светские кантаты

№ 208 - Одна охота лишь меня бодрит (Was mir behagt ist nur die muntre Jagd, Охотничья кантата, слова С. Франка, 1716)
№ 173-a - Светлейший Леопольд (Durch-Iaucht"ster Leopold, 1717)
№ 205 - Умиротворённый Эол (Der zulriedengestellte Aeolus, 1725)
№ 207- Раздор побежденный изменчивых струн (Vereinigte Zwietracht der wechselnden Saiten, исполнено 11 XII 1726)
№ 36-a-Да вознесутся желания ввысь (Steigt treudig in die Luft, исполнено 30 IX 1726)
№ 193-a - Вы, небесные чертоги, вы, сияющие светила (Ihr, Hauser des Himmels, ihr, scheinenden Lichter, исп. 3 VIII 1727)
№ 202 - Вы отступите, грустные тени (Weichet nur, betrubte Schatten, свадебная кантата, 1725, опубликована 1727)
№ 205 - Я развлекаюсь (кантата о жизни в довольстве, Ich bin in mir vergnugt, Kantate von der Vergnugsamkeit, исполнена до 1728)
№ 216 - Благодатный город на Плейсе (Vergnugte Pleissenstadt, исполнено 5 II 1728)
№ 201- Состязание между Фебом и Паном (Der Streit zwischen Phoebus und Pan, либретто Пикандера на сюжет из "Метаморфоз" Овидия, 1731)
№ 211- Пусть смолкнет болтовня (Schweigt stille, plaudert nicht. Кофейная кантата, слова №№ 1-8 Пикандера №№ 9-10 И. С. Б., исполнено 1732)
№ 206 - Скользите, игривые волны (Schleichet, spielende Wellen, 1733)
№ 213 - Геркулес на распутье (Hercules aut dem Scheideweg, исполнено 5 IX 1733)
№ 214- Звучите, литавры, и трубы, трубите (Tonet, ihr, Pauken, erschallet, Trompeten, 1733)
№ 215 - Славь своё счастье, благословенная Саксония (Preise dein Glucke, geseg-netes Sachsen, слова И. Клаудера, 1734)
№ 205-a - Шумите, недруги (Blast, Larmen, Ihr Feinde, исполнено 17 I 1734)
№ 207-a - Вздымайтесь, весёлых труб гремящие звуки (Auf, schmetternde Tone der muntern Trompeten, исполнено 3 VIII 1734)
№ 210- О чудный день, желанный век (О, holder Tag, erwunschte Zeit, oколо 1734-1735)
№ 212 - Начальство новое у нас (Мег hahn en neue Oberkeet, Крестьянская кантата, слова Пикандера, 1742)

для оркестра

6 Бранденбургских концертов (1721)
5 увертюр-сюит (около 1721, 1729-30)
симфония (обработка Бранденбургского концерта № 1, около 1730)

концерты для инструментов с оркестром

для скрипки с оркестром (a-moll, E-dur, около 1721; g-moll, D-dur отрывок; d-moll, около 1721)
7 для клавесина с оркестром (d-moll, E-dur, D-dur, A-dur, f-moll, F-dur, g-moll, между 1730 и 1733)
3 концерта для 2 клавесинов с оркестром (c-moll, C-dur, между 1727 и 1730; c-moll, около 1730)
2 концерта для 3 клавесинов с оркестром (d-moll, C-dur, между 1730 и 1733)
концерт для 4 клавесинов с оркестром (a-moll, обработка концерта А. Вивальди для 4 скрипок с оркестром между 1730-1733)
концерт для флейты, скрипки, клавесина с оркестром (a-moll,- так называемый тройной концерт-Trippelkonzert, после 1730)

камерные ансамбли

6 сонат для клавесина и скрипки
сюита для клавесина и скрипки
3 сонаты для клавесина и виолы да гамбы (или виолончели)
3 сонаты для клавесина и флейты
4 сонаты ("инвенции") для скрипки и чембало
3 сонаты для флейты с цифрованным басом

трио-сонаты:

для 2 скрипок с цифрованным басом
для 2 скрипок и чембало
для флейты и скрипки с цифрованным басом
для 2 флейт с цифрованным басом

для органа

6 органных концертов (1717)
18 прелюдий и фуг (1700-17, 1723-39)
3 фантазии и фуги (1700-08), 5 токкат с фугами (1700-08)
3 прелюдии (1700-08)
8 маленьких прелюдий и фуг (1708-17)
фуги (c-moll, G-dur, 1700-08; c-moll на тему Дж. Легренци, g-moll, h-moll на тему А. Корелли, 1708-09; c-moll, 1716)
фантазии (h-moll, C-dur, h-moll con imitazione, C-dur неоконченная, 1700-1717)
пассакалия (1716-17)
пастораль (1703-07)
канцона (1709)
Allabreve (около 1709)
педальное упражнение (Pedal-Exercitium, 1700-03)
46 хоральных прелюдий (включены в Органную тетрадь - Ог-gelbuchlein, для Вильгельма Фридемана Баха, около 1717)
6 хоралов, так называемые Шюблеровские хоралы (между 1746-50)
18 хоралов, так называемые Лейпцигские (последний - предсмертный - Пред твой трон явлюсь я - Vor deinen Thron trct"ich hiermit, 1747-50)
5 канонических вариаций на тему "С высот небесных" ("Vom Himmel hoch da komm ich her", 1746-47)
7 хоральных вариаций на тему "Христос, ты весь как светлый день" ("Christ, der du bist der helle Tag", около 1700)
9 хоральных вариаций на тему "О, боже, ты святый боже" ("О Gott, du frommer Gott", около 1700)
11 хоральных вариаций на тему "Привет тебе, Иисусе любезный" ("Sei gegrusset, Jesu gutig", около 1700 и позднее)
17 вариаций на тему "Хвала одному богу в небесах" ("Allein Gott in der Hoh"sei Ehr"", около 1705)

для клавесина

20 маленьких прелюдий (1717-23)
4 прелюдии и фугетты (1700-08)
3 прелюдии и фуги (1700-08, 1717-23, после 1723)
6 прелюдий для начинающих (1717-23)
2 прелюдии-фантазии (1700-08)
15 двухголосных инвенций
15 трёхголосных симфоний-инвенций (1700-23)
Каприччо в честь Иоганна Христофа Баха (около 1704)
Каприччо на отъезд возлюбленного брата (Capriccio sopra la lontananza del suo fratello dilettissimo, 1704)
фугетта c-moll (1700- 08)
2 фантазии и фуги (1717-23, после 1723)
фантазия с неоконченной фугой C-dur (около 1708)
2 фантазии (1700-17)
фантазия-рондо c-moll (1700-08)
фантазия-прелюдия (a-moll, 1708-17)
Хроматическая фантазия и фуга (a-moll, 1720-23)
8 фуг (1700-17)
2 фуги на тему Альбинони (1708-17)
7 токкат (1700-07, 1720)
2 сонаты (1700-09)
ария с вариациями в итальянской манере (Aria variata alla maniera italiana, a-moll, около 1709)
сюита (g-moll, 1700-03)
3 сюиты (1708-17)
сюита f-moll (неокончена, 1717-23)
6 французских сюит (первые 5 сюит вошли в 1-ю нотную тетрадь Анны Магдалены Бах, 1722)
6 английских сюит (1720-22)
Адажио (около 1720)
Хорошо темперированный клавир (1-я часть, 24 прелюдии и фуги, 1722; 2-я часть, 24 прелюдии и фуги, 1744)
6 партит (1726-30), Итальянский концерт F-dur (французская увертюра, 1735)
Ария с 30 вариациями (Гольдберговские вариации, 1742)
2 нотные тетради Анны Магдалены Бах (Notenbuchlein fur Anna Magdalena Bach, 1-я тетрадь, 1722, 2-я тетрадь, 1725)
Клавирная книжечка (Klavierbuchlein) Вильгельма Фридемана Баха (1720-23)
Искусство фуги (1749-50)

для одного инструмента соло

3 сонаты для скрипки, 3 партиты для скрипки, 6 сонат (сюит) для виолончели, в том числе D-dur для виолы помпозы, соната для флейты, 3 партиты для лютни. Маленькая прелюдия для лютни; хоралы, духовные и светские песни, в том числе- 4 мотета для 8 голосов (между 1733 и 1734), сольные (итальянские кантаты, в том числе № 203- Амур изменник-Amore traditore, около 1734-35; № 209- He знаю, что такое грусть - Non sa che sia dolore, около 1734-35), каноны, в том числе Загадочный канон (посвященный Иог. Вальтеру, 1713), Загадочный 4-голосный канон (посвященный Фр. Гудеману, 1727), 2-голосный канон (посвященный И. М. Геснеру, 1734), Тройной 6-голосный канон (Canon triplex а 6 voc., 1747, представлен Бахом к вступлению в Мицлеровское общество), 3-голосный канон (для И. Г. Фульда, 1747), 7-голосный канон (для Балтазара Шмид-та, 1749), 186 хоралов для 4 голосов (опубликованы И. Кирнбергом и К. Ф. Э. Бахом, 1784-87), около 30 песен на немецкие духовные и светские лирические тексты (в том числе 21 вошла в так называемую "Музыкальную книгу песен" Г. Шемели - "Musikalisches Gesangbuch" и 10 песен из 2-й нотной тетради Анны Магдалены Бах);

обработки для клавесина различных произведений

в том числе 16 концертов разных авторов (А. Вивальди, В. Марчелло, герцога И. Э Веймарского, Г. Ф. Телемана и др., около 1717) и др.

Распадаются на инструментальные и вокальные. К первым относятся: для органа – сонаты, прелюдии, фуги, фантазии и токкаты, хоральные прелюдии; для фортепиано – 15 инвенций, 15 симфоний, французские и английские сюиты, «Klavierübung» в четырех частях (партиты и др.), ряд токкат и других сочинений, а также «Хорошо темперированный клавир» (48 прелюдий и фуг во всех тональностях); «Музыкальное приношение» (сборник фуг на темы Фридриха Великого) и цикл «Искусство фуги». Кроме этого у Баха имеются сонаты и партиты для скрипки (среди них – знаменитая Чакона), для флейты, виолончели (гамбы) с сопровождением фортепиано, концерты для фортепиано с оркестром, а также для двух и более фортепиано и т. д., концерты и сюиты для струнных и духовых инструментов, а также сюиты для изобретенной Бахом пятиструнной viola pomposa (средний инструмент между альтом и виолончелью).

Портрет Иоганна Себастьяна Баха. Художник Э. Г. Хауссманн, 1748

Всем этим сочинениям свойственна в высокой степени искусная полифония , не встречавшаяся в подобной форме ни до, ни после Баха. С поразительным мастерством и совершенством Бах разрешает сложнейшие проблемы контрапунктической техники, как в больших, так и малых формах. Но было бы ошибочно отрицать у него в то же время мелодическую изобретательность и выразительность. Контрапункт являлся для Баха не чем-то заученным и с трудом применяемым, а был его естественным языком и формой выражения, уразумение и понимание которых должно быть раньше усвоено для того, чтобы выраженные в этой форме проявления глубокой и разносторонней духовной жизни были вполне поняты и чтобы гигантское настроение его органных произведений, а также мелодическая прелесть и богатство меняющихся настроений в фугах и сюитах для фортепиано были вполне оценены. Поэтому в большинстве относящихся сюда произведений, особенно в отдельных номерах из «Хорошо темперированного клавира», мы имеем наряду с законченностью формы, характерные пьесы чрезвычайно разнообразного содержания. Именно это соединение и обусловливает их особенное и единственное положение в музыкальной литературе.

Несмотря на всё это, сочинения Баха долгое время после его смерти были известны и оценены только некоторыми знатоками, публика же почти забыла их. На долю Мендельсона выпало, благодаря исполнению в 1829 г. под его управлением «Страстей по (евангелисту) Матфею» Баха, снова возбудить общий интерес к покойному композитору и завоевать его большим вокальным произведениям подобающее почетное место в музыкальной жизни – и не одной Германии.

Иоганн Себастьян Бах. Лучшие произведения

Сюда относятся, прежде всего, предназначенные для богослужения духовные кантаты , написанные Бахом (для всех воскресных и праздничных дней) в количестве пяти полных годовых циклов. Сохранилось до нас, вполне достоверных, только около 226 кантат. Текстом им служили евангельские тексты. Кантаты состоят из речитативов, арий, полифонных хоров и хорала, заключающего все произведение.

Далее следует «музыка страстей» (Пассионы ), которых Бах написал пять. Из них, к сожалению, до нас дошли лишь две: Страсти по Иоанну и Страсти по Матфею ; из них первая впервые была исполнена в 1724, вторая в 1729. Достоверность третьей – Страсти по Луке – подлежит большому сомнению. Музыкально драматическое изображение истории страданий Христа достигает в этих произведениях высочайшей законченности форм, величайшей музыкальной красоты и силы выражения. В форме, смешанной из эпических, драматических и лирических элементов, перед нашими глазами пластически и убедительно проходит история страданий Христа. Эпический элемент является в лице рецитирующаго евангелиста, драматический – в прерывающих речь словах библейских лиц, особенно самого Иисуса, а также в оживленных хорах народа, лирический – в ариях и хорах созерцательного характера, а противопоставляемый всему изложению хорал указывает на непосредственное соотношение произведения к богослужению и намекает на участие в нем общины.

Бах. Страсти по Матфею

Подобным же произведением, но более светлого настроения, является «Рождественская оратория » (Weihnachtsoratorium), написанная в 1734. Дошла до нас также «Пасхальная оратория ». Наряду с этими большими произведениями, связанными с протестантским богослужением, на одинаковой высоте находятся и так же совершенны обработки древнелатинских церковных текстов: Мессы и пятиголосное Magn if icat . Среди них первое место занимает большая Месса си-минор (1703). Подобно тому, как Бах с верой углублялся в слова Библии, здесь он с верой принялся за древние слова текста мессы и изобразил их в звуках с таким богатством и разнообразием чувства, с такой силой выражения, что они еще теперь, облеченные в строгую полифоническую ткань, глубоко захватывают и сильно волнуют. Хоры в этом произведении принадлежат к величайшему, что было когда-либо создано в области церковной музыки. Требования, которые предъявляются в здесь к хору, чрезвычайно высоки.

(Биографии других великих музыкантов – см. в блоке «Ещё по теме…» ниже текста статьи.)

С ранних лет Бах ощущал своим призванием органное поприще, неустанно учился искусству органной импровизации, явившейся основой его композиторского мастерства. Еще ребенком, в родном Эйзенахе, он слушал игру на органе своего дяди, а затем, в Ордруфе - брата. В Арнштадте Бах сам начинает работать органистом, и несомненно, уже там пробует сочинять для органа, хотя его хоральные обработки, смущавшие арнштадтских прихожан своей необычностью, и не дошли до нас. В должности органиста композитор служил и в Веймаре, где полностью сформировался его самобытный органный стиль. Как известно, именно на Веймарские годы приходится исключительная активность в области баховского органного творчества - создано большинство органных сочинений: Токката и фуга d-moll, Токката, adagio и фуга C-dur, Прелюдия и фуга a-moll, Фантазия и фуга g-moll, Пассакалия c-moll и многие другие. Даже когда в силу обстоятельств композитор переключался на другую работу, он не расставался с портативом - переносным органом. Не нужно забывать и то, что в сопровождении органа звучали в церкви баховские оратории, кантаты, пассионы. Именно через орган Бах был известен своим современникам. В органных импрорвизациях он достиг высшего совершенства, потрясая всех, кто мог его слышать. Прославленный органист Ян Рейнкен, уже на склоне лет, услышав игру Баха, произнес: «Я думал, что это искусство уже давно умерло, но теперь я вижу, что оно живет в Вас!»

Основные черты органного стиля

В баховскую эпоху орган был «королем всех инструментов» - самым мощным, полнозвучным и красочным. Он звучал под просторными сводами церковных соборов с их пространственной акустикой. Органное искусство было обращено к широким массам слушателей, отсюда такие качества органного музыки, как ораторский пафос, монументальность, концертность. Подобный стиль требовал развернутых форм, виртуозности. Органные произведения подобны монументальной (фресковой) живописи, где всё подано крупным планом. Неудивительно, что самые величественные инструментальные произведения Бах создал именно для органа: Пассакалия c-moll, Токката, adagio и фуга C-dur, Фантазия и фуга g-moll и другие.

Традиции немецкого органного искусства. Хоральные прелюдии.

Органное искусство Баха выросло на богатой почве, ведь в развитии органной музыки наиболее важную роль сыграли именно немецкие мастера. В Германии органное искусство достигло небывалого размаха, выдвинулась целая плеяда замечательных органистов. Многих из них Баху довелось слышать: в Гамбурге - Я. Рейнкена, в Любеке - Д. Букстехуде, который был особенно близок Баху. От своих предшественников он воспринял основные жанры немецкой органной музыки - фугу, токкату, хоральную прелюдию.

В органном творчестве Баха можно выделить 2 жанровые разновидности:

  • хоральные прелюдии , как преимущественно небольшие композиции;
  • «малые» полифонические циклы , как произведения крупной формы. Они состоят из какой-либо вступительной пьесы и фуги.

Бах написал более 150 хоральных прелюдий, большинство из которых заключено в 4-х сборниках. Особое место среди них занимает «Органная книжечка» - самый ранний (1714-1716), состоящий из 45 обработок. Позднее появился сборник «Клавирные упражнения», включающий 21 обработку, некоторые из которых рассчитаны на органное исполнение. Следующее собрание - из 6-ти пьес - известно под названием «шюблеровских хоралов» (по имени издателя и органиста Шюблера, ученика Баха). Последний сборник хоральных обработок - «18 хоралов» - композитор подготовил к печати незадолго до смерти.

При всем разнообразии баховских хоральных прелюдий, их объединяют:

  • небольшие масштабы;
  • господство мелодического начала, поскольку жанр хоральной обработки связан с вокальными напевами ;
  • камерный стиль. В хоральных прелюдиях Бах подчеркнул не огромные ресурсы мощного органного звучания, а его красочность, тембровое богатство;
  • широкое использование полифонических приемов.

Круг образов хоральных прелюдий связан с содержанием лежащих в их основе хоралов. В целом это образцы философской баховской лирики, размышления о человеке, его радостях и печалях.

Прелюдия Es-dur

Ее музыка носит величаво-спокойный, просветленный характер, развивается плавно и неторопливо. Тема хорала довольно однообразна в ритмическом и мелодическом отношении. Она основана на движении по устойчивым ступеням лада с многократными повторениями одного звука. Однако Бах начинает свою прелюдию не с хоральной мелодии, а с собственной темы - более напевной, гибкой и подвижной, и вместе с тем родственной хоралу.

Развиваясь, эта тема непрерывно обогащается интонационно и ритмически. В ней возникают широко распевные фразы, расширяется диапазон. Наряду с этим в ней обостряется неустойчивость, секвентно повторяется мотив вздоха, который становится средством нагнетания экспрессии.

Тональный план прелюдии охватывает родственные бемольные тональности. Ладотональное развитие направлено от светлых мажорных красок к более темному минорному колориту в середине, а затем к возвращению исходного светлого звучания.

Разреженная, ясная фактура прелюдии основана на двух основных мелодических линиях, далеко отстающих друг от друга (это создает ощущение пространственной широты). Средние голоса, где излагается тема хорала, включаются позднее и также обладают мелодической самостоятельностью.

Прелюдия f-moll

(«Я взываю к тебе, Господи»)

В этой прелюдии мелодия хорала помещена в верхний голос, она господствует, определяя весь облик произведения. Баху принадлежит гармонизация напева и создание фактуры аккомпанемента.

Тема хорала отличается песенностью, основана на плавных мягких интонациях. Ритмическое однообразие, подчеркнутое ровным движением басов, придает музыке строгость и собранность. Основное настроение - глубокая сосредоточенность, возвышенная печаль.

В фактуре ясно выделяется три плана: верхний голос (собственно тема хорала, звучание которой в среднем регистре напоминает пение), линия баса и средний голос - интонационно очень выразительный и ритмически подвижный. Форма 2-х частная. Первый раздел ясно членится на предложения, завершается четкой каденцией. Второй развивается более непрерывно.

Двухчастные полифонические циклы

Двухчастные композиции, состоящие из какой-нибудь вступительной пьесы (прелюдии, фантазии, токкаты) и фуги, встречались уже у композиторов добаховского поколения, но тогда они были скорее исключением, чем правилом, закономерностью. Преобладали либо самостоятельные, не связанные друг с другом фуги, токкаты, фантазии, либо одночастные композиции смешанного типа . В них свободно сочетались прелюдийно-импровизационные и фугированные эпизоды. Бах нарушил эту традицию, разграничив контрастные сферы в двух отдельных , но органично взаимосвязанных частях полифонического цикла. В первой части концентрировалось свободное, импровизационное начало, во второй - фуге - строго организованное. Музыкальное развитие в фуге всегда подчиняется законам логики и дисциплины, протекает в строго определенном «русле». Продуманная система композиционных приемов фуги сложилась уже до Баха, в творчестве его предшественников - немецких органистов.

Вступительные же части полифонического цикла такой «заданности» не имели. Они выработались в практике свободного прелюдирования на органе, то есть отличались импровизационной природой - полной свободой в выражении эмоций. Для них характерны:

  • «общие формы» движения - виртуозные пассажи, гармонические фигурации, то есть движение по звукам аккордов;
  • секвентное развитие небольших мелодических ячеек;
  • свободная смена темпов, различных по характеру эпизодов;
  • яркие динамические контрасты.

Каждый полифонический цикл Баха обладает своим неповторимым обликом, индивидуальным художественным решением. Общим же, и обязательным принципом является гармоничное единство двух составляющих его частей. Это единство не ограничивается общей тональностью. Так, например, в самом популярном баховском органном цикле - Токкате и фуге d-moll - единство композиции вытекает из многосторонних внутренних связей токкаты и фуги.

Музыка токкаты производит впечатление могучей силы, мятежности. Величавая патетика захватывает с первых же звуков вступления - небольшого, но очень эффектного, задающего тон всему дальнейшему. Тема вступления начинается как бы сразу с кульминации («вершины-источника»), на ff, в мощном органном унисоне. Она основана на декламационных, ораторских, призывных интонациях, которые благодаря сильной звучности и многозначительным паузам звучат очень внушительно.

Те же интонации лежат в основе темы фуги - спуск по гамме минорного лада от V ступени к вводному тону. Благодаря безостановочному остинатному бегу 16-х музыка фуги имеет характер активный, энергичный, моторный. В ее теме есть явное сходство и со вторым разделом токкаты - наличие скрытого двухголосия, многократное повторение звука «ля», одинаковый ритмический рисунок. По-существу, обе темы воспринимаются как два варианта одного тематического материала (тема фуги - как зеркальное отражение 2-го раздела токкаты).

В более крупном плане единство токкаты и фуги заложено в самой композиции цикла . Кульминацией всего произведения является заключительный раздел фуги - большая кода патетического характера. Здесь возвращаются образы токкаты, а полифонические приемы уступают место гомофонно-гармоническим. Вновь звучат массивные аккорды и виртуозные пассажи. Таким образом в цикле возникает ощущение трехчастности (токката - фуга - токкатная кода).

Кроме того, в фуге d-moll есть еще одна особенность, подчеркивающая ее родство с токкатой - обилие интермедий. Интермедии в основном состоят из «ломаных» аккордов, их секвентного развития. Благодаря этому полифонический стиль фуги несколько приближается к гомофонно-гармоническому, перекликаясь с импровизационной манерой токкаты.

Объединение двух частей полифонического цикла может основываться не на родстве, а наоборот, на ярком контрастном сопоставлении их музыкальных образов. Так выстроен, например, g-moll-ный органный цикл.

Фантазия и фуга g-moll

Музыка фантазии своими истоками связана с суровыми и величественными образами хоровых сочинений Баха - его си-минорной мессы или пассионов. В ней сопоставлены две контрастные эмоциональные сферы. Первая - трагедийная. Сочетание могучих аккордов с одноголосным речитативом в напряженной тесситуре подобно чередованию хора с солирующим голосом. Музыкальное развитие протекает в атмосфере нарастающей напряженности. Благодаря органному пункту возникают резко неустойчивые, диссонантные аккорды, речитативные фразы постепенно всё больше насыщаются драматизмом.

Вторая тема всеми компонентами противоположна первой. На фоне размеренно спокойных ходов нижнего голоса верхние голоса имитируют небольшую лирическую попевку, основанную на уменьшенном трезвучии. Минорные лад, мягкость звучания придают музыке оттенок возвышенной отрешенности. Заканчивается она задумчиво и печально нисходящей секундовой интонацией.

Почти всё дальнейшее продолжение фантазии занимает сложное развитие первой темы. Драматизм общего звучания усугубляет краткая реприза второй темы, поднятой в более высокий регистр.

Трагедийности фантазии противостоит энергия и активность фуги . Она отличается танцевальным характером и явными связями с бытовой светской музыкой. Близость к народно-жанровым истокам проявляется, в частности, в репризном строении темы, ее завершенности, в периодичности ритмических акцентов. В теме выделяются широкие, «бойкие» скачки на квинту, октаву, которые в сочетании с пружинистым упругим ритмом создают образ очень динамичный. Энергию движения поддерживает и ладотональное развитие: тоника и доминанта основной тональности сопоставляются с тоникой и доминантой параллельного мажора.

Форма фуги опирается на репризную трехчастность. Первую часть составляют экспозиция и контрэкспозиция, затем следует большая средняя разработочная часть и сокращенная реприза. Каждому проведению темы предшествуют развернутые интермедии.

Огромная внутренняя контрастность отличает и органный цикл C-dur, композиция которого расширена за счет включения еще одной, 3-й, части.

Токката, adagio и фуга C-dur

Линия образного развития направлена здесь от величавой патетики токкаты к возвышенной лирике Adagio, далее к мощному Grave (заключительный раздел Adagio) и, наконец, к танцевальной динамике фуги.

Основной принцип построения токкаты - импровизационность. Она состоит из нескольких относительно завершенных разделов, которые отличаются друг от друга типом мелодического движения (это либо виртуозные пассажи, либо секвентное развитие небольших мелодических оборотов, либо аккордовая фигурация - движение по звукам аккордов). Вместе с тем, в токкате есть ясная объединяющая логика: неуклонное нарастание от начала к концу - заключительной величественной вершине. Оно достигается постепенным наращиванием общей звучности, уплотнением фактуры (за счет разветвления голосов, их перекличек в разных регистрах). На последнем этапе этого движения в действие включаются самые низкие звуки органа - органная педаль.

В Adagio всё контрастно по отношению к токкате: минорная тональность (параллельный a-moll), камерность звучания - в духе хоральных прелюдий, однотипная фактура на всём протяжении (ведущий голос и сопровождение), однородный тематизм, отсутствие виртуозного блеска, ярких кульминационных взлетов. На всём протяжении Adagio сохраняется настроение глубокой сосредоточенности.

Заключительные 10 тактов Adagio резко отличаются от всего предыдущего. Характер музыки становится здесь величественным и торжественным.

Большая 4-х голосная фуга написана написана на тему широкой протяженности. Она диатонична, строится на танцевальных оборотах, которые в сочетании с размером 6/8 придают музыке сходство с жигой. Тема проводится 11 раз: 7 раз в экспозиции, 3 - в разработке и 1 раз в репризе. Таким образом, большую часть разработки занимают интермедии.

Свободная форма токкаты состоит из нескольких эпизодов, ясно отграниченных один от другого. Отличаясь в фактурном, динамическом, регистровом отношении, они родственны:

  • настроением величавой патетики;
  • неуклонным возрастанием драматического напряжения, достигающего высшего накала в заключении токкаты;
  • по характеру тематизма.

Бах Иоганн Себастьян, биография которого вызывает интерес у многих любителей музыки, стал одним из самых великих композиторов за всю ее историю. Кроме того, он был исполнителем, органистом-виртуозом, талантливым педагогом. В этой статье мы рассмотрим жизнь Иоганна Себастьяна Баха, а также представим его творчество. Произведения композитора часто звучат в концертных залах по всему миру.

Иоганн Себастьян Бах (31 марта (21 - по старому стилю) 1685 г. - 28 июля 1750 г.) - немецкий композитор и музыкант эпохи барокко. Он обогатил созданный в Германии музыкальный стиль благодаря своему мастерству в контрапункте и гармонии, адаптировал зарубежные ритмы и формы, заимствованные, в частности, в Италии и Франции. Произведения Баха - это "Гольдберг-вариации", "Бранденбургские концерты", "Месса си минор", более 300 кантат, из которых сохранились 190, и многие другие сочинения. Его музыка считается очень технически сложной, наполненной художественной красотой и интеллектуальной глубиной.

Иоганн Себастьян Бах. Краткая биография

Бах родился в Эйзенахе в семье потомственных музыкантов. Его отец, Иоганн Амброзиус Бах, был учредителем городских музыкальных концертов, а все его дяди были профессиональными исполнителями. Отец композитора научил сына игре на скрипке и клавесине, а брат, Иоганн Кристоф - на клавикордах, а также познакомил Иоганна Себастьяна с современной музыкой. Отчасти по собственной инициативе Бах посещал вокальную школу Святого Михаила в Люнебурге в течение 2-х лет. После аттестации он занимал несколько музыкальных должностей в Германии, в частности, придворного музыканта герцога Иоганна Эрнста в Веймаре, смотрителя органа в церкви имени Святого Бонифация, расположенной в Арнштадте.

В 1749 г. у Баха ухудшились зрение и здоровье в целом, и умер он в 1750 году, 28 июля. Современные историки считают, что причиной его смерти стало сочетание инсульта с пневмонией. Слава Иоганна Себастьяна как великолепного органиста распространилась по всей Европе еще при жизни Баха, хотя он и не был еще так популярен в качестве композитора. Как композитор он стал известен чуть позже, в первой половине 19 века, когда возродился интерес к его музыке. В настоящее время Бах Иоганн Себастьян, биография которого в более полном варианте представлена ниже, считается одним из самых великих музыкальных творцов в истории.

Детство (1685 - 1703)

Иоганн Себастьян Бах появился на свет в Эйзенахе, в 1685 году, 21 марта по старому стилю (по новому - 31 числа этого же месяца). Он был сыном Иоганна Амброзиуса и Элизабет Леммерхирт. Композитор стал восьмым ребенком в семье (старший сын на момент рождения Баха был на 14 лет старше него). Мать будущего композитора умерла в 1694 г., а его отец - восемью месяцами позднее. Баху в то время исполнилось 10 лет, и он перебрался жить к Иоганну Кристофу, своему старшему брату (1671 - 1731). Там он учился, исполнял и переписывал музыку, включая сочинения своего брата, несмотря на запрет это делать. От Иоганна Кристофа он перенял многие знания в области музыки. В это же время Бах изучает теологию, латинский, греческий, французский, итальянский языки в местной гимназии. Как позднее признается Иоганн Себастьян Бах, классика с самого начала вдохновляла и изумляла его.

Арнштадт, Веймар и Мюльхаузен (1703 - 1717)

В 1703 году, после окончания учебы в школе Св. Михаила в Люнебурге, композитор был назначен придворным музыкантом в часовню герцога Иоганна Эрнста III в Веймаре. За время его семимесячного пребывания там за Бахом закрепилась репутация отличного клавишника, и он был приглашен на новую должность смотрителя органа в церкви Святого Бонифация, расположенной в Арнштадте, на 30 км к юго-западу от Веймара. Несмотря на хорошие семейные связи и его собственный музыкальный энтузиазм, после нескольких лет службы возникла напряженность в отношениях с начальством. В 1706 году Баху был предложен пост органиста в церкви Святого Власия (Мюльхаузен), который он занял в следующем году. Новая должность оплачивалась намного выше, влючала в себя гораздо лучшие условия труда, а также более профессиональный хор, с которым Баху предстояло работать. Через четыре месяца состоялась свадьба Иоганна Себастьяна с Марией Барбарой. У них родилось семеро детей, четверо из которых дожили до взросления, включая Вильгельма Фридемана и Карла Филиппа Эммануила, ставших впоследствии известными композиторами.

В 1708 г. Бах Иоганн Себастьян, биография которого приняла новое направление, покидает Мюльхаузен и возвращается в Веймар, в этот раз в качестве органиста, а с 1714-го - устроителя концертов, и имеет возможность работать с более профессиональными музыкантами. В этом городе композитор продолжает играть и сочинять произведения для органа. Он также начал писать прелюдии и фуги, вошедшие впоследствии в его монументальный труд "Хорошо темперированный клавир", состоящий из двух томов. В каждый из них входят прелюдии и фуги, написанные во всех возможных минорных и мажорных тональностях. Также в Веймаре композитор Иоганн Себастьян Бах принимается за работу над произведением "Органная книжечка", содержащим лютеранские хоралы, сборником хоральных прелюдий для органа. В 1717 году он попал в немилость в Веймаре, был взят под арест почти на месяц и впоследствии отстранен от должности.

Кётен (1717 - 1723)

Леопольд (важное лицо - князь Ангальт-Кётенский) предложил Баху работу капельмейстера в 1717 году. Князь Леопольд, будучи сам музыкантом, восхищался талантом Иоганна Себастьяна, хорошо ему платил и давал значительную свободу в сочинении и исполнении. Князь был кальвинистом, а они не используют сложную и утонченную музыку в богослужении, соответственно, творчество Иоганна Себастьяна Баха того периода было светским и включало в себя оркестровые сюиты, сюиты для виолончели соло, для клавира, а также знаменитые "Бранденбургские концерты". В 1720 году, 7 июля, умирает его супруга Мария Барбара, родившая ему семерых детей. Знакомство композитора со второй женой происходит в следующем году. Иоганн Себастьян Бах, произведения которого постепенно начинают обретать популярность, женится на девушке по имени Анна Магдалена Вильке, певице (сопрано), в 1721 году, 3 декабря.

Лейпциг (1723 - 1750)

В 1723 году Бах получил новую должность, начав работать кантором хора Святого Фомы. Это была престижная служба в Саксонии, которую композитор нес в течение 27 лет, вплоть до своей смерти. В обязанности Баха входило обучение студентов пению и написание церковной музыки для главных церквей Лейпцига. Еще Иоганн Себастьян должен был давать уроки латыни, но имел возможность нанять вместо себя специального человека. Во время воскресных служб, а также по праздникам для богослужения в церкви требовались кантаты, и композитор обычно исполнял свои собственные сочинения, большинство из которых появились на свет в первые 3 года его пребывания в Лейпциге.

Иоганн Себастьян Бах, классика авторства которого в настоящее время хорошо известна многим людям, расширил свои композиторские и исполнительские возможности в марте 1729 года, взявшись за руководство Музыкальной коллегией, светским собранием под началом композитора Георга Филиппа Телемана. Коллегия являлась одним из десятков частных обществ, популярных в то время в крупных городах Германии, созданных по инициативе учащихся музыкальных заведений. Эти объединения сыграли важную роль в немецкой музыкальной жизни, будучи руководимыми по большей части выдающимися специалистами. Многие работы Баха периода 1730-1740-х гг. были написаны и исполнены в Музыкальной коллегии. Последняя крупная работа Иоганна Себастьяна - "Месса си минор" (1748-1749), которую признавали как его наиболее глобальное церковное произведение. Хотя полностью "Месса" ни разу не исполнялась при жизни автора, ее считают одним из наиболее выдающихся творений композитора.

Смерть Баха (1750)

В 1749 г. у композитора ухудшилось здоровье. Бах Иоганн Себастьян, биография которого обрывается в 1750 году, начал неожиданно терять зрение и обратился за помощью к английскому офтальмологу Джону Тейлору, который провел 2 операции в марте-апреле 1750 г. Однако обе оказались неудачными. Зрение к композитору так и не вернулось. 28 июля, в возрасте 65 лет, Иоганн Себастьян скончался. Современные газеты писали, что "смерть наступила в результате неудачной операции на глазах". В настоящее время историки считают причиной гибели композитора инсульт, осложненный пневмонией.

Карл Филипп Эммануил, сын Иоганна Себастьяна, и его ученик Иоганн Фридрих Агрикола написали некролог. Он был опубликован в 1754 году Лоренцом Кристофом Мицлером в музыкальном журнале. Иоганн Себастьян Бах, краткая биография которого представлена выше, был изначально похоронен в Лейпциге, вблизи церкви Святого Иоанна. Могила оставалась нетронутой в течение 150 лет. Позднее, в 1894 году, останки были перенесены в специальное хранилище в церкви святого Иоанна, а в 1950 году - в церковь Святого Фомы, где композитор покоится до сих пор.

Органное творчество

Больше всего при жизни Бах был известен именно как органист и композитор органной музыки, которую он писал во всех традиционных немецких жанрах (прелюдии, фантазии). Излюбленные жанры, в которых творил Бах Иоганн Себастьян - токката, фуга, хоральные прелюдии. Его органное творчество очень разнообразно. В молодом возрасте Иоганн Себастьян Бах (кратко его биографии мы уже коснулись) заслужил репутацию весьма творческого композитора, способного адаптировать многие иностранные стили к требованиям органной музыки. Большое влияние на него оказали традиции Северной Германии, в частности Георг Бём, с которым композитор познакомился в Люнебурге, и Дитрих Букстехуде, которого Иоганн Себастьян навестил в 1704 году во время длительного отпуска. Примерно в это же время Бах переписывает работы многих итальянских и французских композиторов, а позднее - скрипичные концерты Вивальди, чтобы вдохнуть в них новую жизнь уже в качестве произведений для органного исполнения. За время наиболее продуктивного творческого периода (с 1708 по 1714 годы) пишет Бах Иоганн Себастьян фуги и токатты, несколько десятков пар прелюдий и фуг и "Органную книжечку" - незаконченный сборник из 46 хоральных прелюдий. После отъезда из Веймара композитор пишет меньше органной музыки, хотя и создает ряд известных произведений.

Другие произведения для клавира

Бах писал очень много музыки для клавесина, часть которой можно исполнять на клавикордах. Многие из этих сочинений являются энциклопедическими, включающими в себя теоретические методы и приемы, которые любил использовать Бах Иоганн Себастьян. Произведения (список) представлены ниже:

  • "Хорошо темперированный клавир" - двухтомный труд. Каждый том содержит прелюдии и фуги во всех употребимых 24-х мажорных и минорных ключах, расположенные в хроматическом порядке.
  • Инвенции и увертюры. Эти двух- и трехголосные произведения расположены в том же порядке, что и "Хорошо темперированный клавир", за исключением некоторых редких тональностей. Они были созданы Бахом в учебных целях.
  • 3 сборника танцевальных сюит, "Французских сюит", "Английских сюит" и партит для клавира.
  • "Гольдберг-вариации".
  • Различные пьесы, такие как "Увертюра во французском стиле", "Итальянский концерт".

Оркестровая и камерная музыка

Иоганн Себастьян также писал произведения для отдельных инструментов, дуэты и небольшие ансамбли. Многие из них, такие как партиты и сонаты для скрипки соло, шесть различных сюит для виолончели соло, партита для флейты соло, считаются одними из самых выдающихся в репертуаре композитора. Писал Бах Иоганн Себастьян симфонии, а также создал несколько композиций для лютни соло. Он создавал также трио-сонаты, сонаты соло для флейты и виолы да гамба, большое количество ричеркаров и канонов. Например, циклы "Искусство фуги", "Музыкальное приношение". Самая известная оркестровая работа Баха - "Бранденбургские концерты", названная так потому, что Иоганн Себастьян представил ее в надежде получить работу от Кристиана Людвига Бранденбург-Шведского в 1721 году. Его попытка тем не менее оказалась неудачной. Жанр этой работы - кончерто гроссо. Другие сохранившиеся работы Баха для оркестра: 2 концерта для скрипки, концерт, написанный для двух скрипок (тональность "ре минор"), концерты для клавира и камерного оркестра (от одного до четырех инструментов).

Вокальные и хоровые сочинения

  • Кантаты. Начиная с 1723 года Бах работал в церкви Св. Фомы, и каждое воскресенье, а также по праздникам он руководил исполнением кантат. Несмотря на то что иногда он ставил кантаты других композиторов, Иоганн Себастьян написал по меньшей мере 3 цикла своих произведений в Лейпциге, не считая тех, что были сочинены в Веймаре и Мюльхаузене. Всего было создано более 300 кантат, посвященных духовной тематике, из которых сохранились приблизительно 200.
  • Мотеты. Мотеты, автором которых являлся Иоганн Себастьян Бах - произведения на духовную тематику для хора и бассо континуо. Некоторые из них были сочинены для похоронных церемоний.
  • Пассионы, или страсти, оратории и магнификаты. Большие произведения Баха для хора и оркестра - это "Страсти по Иоанну", "Страсти по Матфею" (оба написаны для Страстной пятницы в церквях Святого Фомы и Святого Николая) и "Рождественская оратория" (цикл из 6 кантат, предназначенных для проведения рождественского богослужения). Более короткие сочинения - "Пасхальная оратория" и "Магнификат".
  • "Месса си минор". Бах создал свою последнюю большую работу, "Мессу си минор", в период между 1748 и 1749 годами. "Месса" так и не была поставлена полностью при жизни композитора.

Музыкальный стиль

Музыкальный стиль Баха сформировался благодаря его таланту к контрапункту, умению вести мотив, чутью к импровизации, заинтересованности в музыке Северной и Южной Германии, Италии и Франции, а также преданности лютеранским традициям. Благодаря тому, что у Иоганна Себастьяна был доступ ко многим инструментам и произведениям в детстве и юности, а также благодаря все возрастающему таланту к написанию плотной ткани музыки, обладающей потрясающей звучностью, черты творчества Баха наполнились эклектичностью и энергией, в которой зарубежное влияние умело сочеталось с уже существующей усовершенствованной немецкой музыкальной школой. Во время периода барокко многие композиторы сочиняли в основном только рамочные произведения, и уже сами исполнители дополняли их своими мелодическими украшениями и разработками. Эта практика значительно варьируется среди европейских школ. Однако Бах сочинял сам большинство или все мелодические линии и детали, почти не оставляя простора для интерпретации. Эта черта отражает плотность контрапунктических текстур, к которым тяготел композитор, ограничивающую свободу спонтанного изменения музыкальных линий. В некоторых источниках почему-то упоминаются произведения других авторов, которые якобы написал Иоганн Себастьян Бах. "Лунная соната", например. Мы с вами, конечно, помним, что это произведение создал Бетховен.

Исполнение

Современные исполнители произведений Баха обычно следуют одной из двух традиций: так называемой аутентичной (исторически ориентированное исполнение) или современной (задействуя современные инструменты, часто - большими ансамблями). Во времена Баха оркестры и хоры были значительно скромнее, чем в наши дни, и даже его наиболее амбициозные произведения - пассионы и "Месса си минор" - были написаны для гораздо меньшего количества исполнителей. Кроме того, сегодня можно услышать очень разные версии звучания одной и той же музыки, т. к. в некоторых камерных произведениях Иоганна Себастьяна изначально вообще отсутствовала инструментовка. Современные "облегченные" версии произведений Баха внесли большой вклад в популяризацию его музыки в XX веке. Среди них - известные мелодии в исполнении Swinger Singers и запись 1968 года Венди Карлос Switched-On-Bach с применением недавно изобретенного синтезатора. Проявляли интерес к музыке Баха и джазовые музыканты, например Жак Лусье. Джоэль Шпигельман исполнил обработку его знаменитых "Гольдберг-вариаций", создав свое произведение в стиле нью-эйдж.