Работодатель решает, что 50 дней – это слишком много. По этой причине для решения задачи привлекается 10 сотрудников. То есть на каждого из работников приходится по 40 часов (400/10). В итоге на решение задачи понадобится 5 дней. ВНИМАНИЕ! Определение эффективного фонда зависит от нужд работодателя. К примеру, в компании работает мало работодателей, но и на решение задач отпущено много времени. В этом случае имеет смысл поручить заказ 1-2 исполнителям. Анализ фонда времени Анализ фонда рабочего времени необходим для установления наиболее эффективной стратегии развития компании. Чем более эффективной будет стратегия, тем большей производительности работников можно добиться. Анализ предполагает наблюдение за рабочими процессами. Главная его цель – сокращение потерь времени. Для того чтобы сократить простои, нужно определить, чем именно они вызваны.

Порядок расчета потери рабочего времени

Внимание

Обеденные и технологические перерывы, подготовка места работы и его уборка, поддержание производственного оборудования в нормальном техническом состоянии - изначально заложены в планировании рабочего времени и являются нормируемыми затратами времени. Виды потерь рабочего времени Целодневные Потери рабочего дня (смены).


Возникают из-за не поставки ресурсов, аварии на предприятии, отпусков, больничных, декретов. Внутридневные (внутрисменные) Время, нерационально используемое в пределах одного трудодня: частые перекуры, разговоры не по производственным вопросам, занятость личными проблемами.


Инфо

Плановые Запланированный расход рабочего времени, регламентированный руководством. Например: возложение обязанностей не пришедшего на службу сотрудника на остальных членов коллектива; увеличение количества перерывов на отдых из-за изменившихся условий труда.

Menu

Исходные данные:

  1. Подготовительно-заключительное время (ПЗ) = 72 мин.
  2. Оперативное время (ОП) = 1379 мин.
  3. Обслуживание рабочего места (ОРМ) = 83 мин.
  4. Отдых и личные надобности (ОТЛ) = 154 мин.
  5. Простои по организационно-техническим причинам (ПОТ) = 142 мин.
  6. Простои, связанные с нарушением трудовой дисциплины (НТД) = 80 мин.

Рекомендуемые задачи по дисциплине Решение: Коэффициент использования рабочего времени рассчитывается по формуле: Кисп=(ПЗ+ОП+ОРМ+ОТЛ)/Т, Т – общая продолжительность рабочего периода. Кисп=(72+1379+83+154)/(72+1379+83+154+145+80)=0,884, т.е.
рабочее время используется в данном случае на 88,4%.

Коэффициент использования рабочего времени — особенности, анализ и показатели

Своевременное проведение ремонта технического оборудования. Замена техники, выработавшей свой ресурс.

  • Введение системы мотивации для сотрудников, работающих с максимальной отдачей.

    Важно

    Мотивация персонала (премии, увеличение з/п и проч.) - важная мера на пути к повышению производительности труда устранению потерь рабочего времени.

  • Отбор кандидатов, максимально соответствующих вакантной должности при приёме на работу
  • Обеспечение повышения квалификации персонала
  • Для выявления причин потерь рабочего времени рекомендуется проводить регулярные проверки работы персонала.

  1. Фотография рабочего времени (ФРВ) представляет собой метод наблюдения за работой одного или максимум 3-х сотрудников. В наблюдательный лист записываются все действия работника и затраты времени на них.

Каждому действию присваивается специальный индекс.

Потери рабочего времени

В нем 8 дней выходных, а также 2 праздника. То есть номинальный фонд составит 20 дней (30 дней – 10 дней). На этот месяц не выпадает отпуск, а потому максимально возможный фонд рассчитывать не нужно.
За месяц сотрудник 5 дней находился на больничном. То есть явочный фонд составит 15 дней (20 дней – 5 дней). Что собой представляет эффективный фонд? Эффективный фонд подразумевает под собой количество сотрудников на предприятии. В формуле будут задействованы такие показатели, как человеко-часы и человеко-дни. Рассмотрим пример эффективного фонда. Для исполнения заказа нужно 400 человеко-часов.
Исходя из этого определяется число сотрудников для исполнения задачи. Если это один сотрудник, то ему нужно 50 дней на выполнение заказа. Для получения этого результата использованы следующие расчеты: 400/8, где 8 – это стандартная длительность рабочего дня в часах.

Производительность труда и потеря рабочего времени

На 1 человека Любой рабочий процесс можно разделить на несколько промежутков, используемых для тех или иных целей:

  • предварительный этап, отведённый на получение задания, материалов, инструментов, ознакомление с документацией, инструктаж, наладка механизмов;
  • итоговый, необходимый для передачи готовых изделий, инструментов, планов, разборки оборудования;
  • оперативный, расходуемый непосредственно на выполнение конкретной процедуры;
  • вспомогательный, используемый, чтобы загрузить сырье, снять готовое изделие, проконтролировать качество продукции;
  • сервисный, предназначенный для поддержания рабочего места в надлежащем состоянии, обеспечивающем должный уровень производительности труда.

Таким образом, изготовление товара происходит только на оперативном этапе, но при этом без остальных составляющих тоже не обойтись.

Анализ использования рабочего времени

Рабочее время Рабочее время — это продолжительность нахождения работника на рабочем месте, которая установлена законодательно в соответствии с правила трудового распорядка. Соответственно от степени полноты и рациональности его использования зависит и важнейшее условие прибыльности компании.

Значение анализа Контроль за расходованием рабочего временит на любом предприятии является обязательной функцией менеджмента руководства, который имеет ряд своих особенностей, в отличие от функций финансового или материального контроля и учета. Такие особенности связаны с тем фактом, что рабочее время невозможно увеличить выше нормативного значения, которое, как правило, установлено Трудовым кодексом РФ или правилами трудового распорядка предприятия.

Рабочее время не может быть компенсировано за счет снижения цен, так как оплата труда также достаточно жестко регламентируется.

Показатели использования рабочего времени

Последний можно получить, перемножив величину этого фонда в человеко-днях на среднюю установленную продолжительность рабочего дня: Следовательно, интегральный коэффициент составит в) путем перемножения коэффициента использования продолжительности рабочего дня на коэффициент использования продолжительности рабочего года: Таким образом, интегральный коэффициент характеризует степень использования рабочего времени как в течение рабочего дня, так и в продолжение рабочего года, т.е. с учетом внутрисменных и целодневных потерь рабочего времени и частичной компенсации их сверхурочными работами. В рассмотренном примере общие потери рабочего времени с учетом их компенсации сверхурочными работами составили 100-94,22=5,78% максимально возможного фонда рабочего времени в человеко-часах.

При анализе использования рабочего времени определяются его потери в связи с прогулами и простоями.

Определение фонда рабочего времени

На основании абсолютных показателей рабочего времени в человеко-днях исчисляются относительные показатели, характеризующие степень использования того или иного фонда времени. Для этого определяется удельный вес отработанного времени в соответствующем фонде рабочего времени.

Коэффициент использования максимально возможного фонда рабочего времени характеризует степень фактического использования того времени, которое максимально могли отработать рабочие предприятия. Неиспользованное рабочее время на предприятии составило 5,31% (100%-94,69%).

Это время, не отработанное по уважительным причинам (отпуска учебные и в связи с родами, дни болезни и неявок, разрешенных законом), а также потери рабочего времени (простои, неявки с разрешения администрации, прогулы). Основываясь на приведенных выше данных, рассчитаем относительные показатели неиспользованного рабочего времени.
Следует следить за условиями труда в организации, стремиться их улучшать, к примеру, обеспечивать персонал спецодеждой в зимнее время, следить за состоянием оборудования, проводить мероприятия для обеспечения пожарной безопасности.

  • Рентабельнее для организации отпускной период сотрудника разбивать на части в течение года (например, отпуск 2 раза в год по 14 дней). Таким образом можно избежать массовой нехватки рабочих ресурсов в определенные месяца и потери прибыли.
  • Для компаний, связанных со сферой услуг или продажами эффективно внедрение системы проверки с помощью тайных посетителей или тайных покупателей. Такая форма проверки позволяет увидеть все недочёты обслуживания клиентов, а также позволяет проконтролировать затраты времени работника.
  • Проведение открытых проверок (методами ФРВ, хронометража, фотохронометража) должно быть максимально корректным.

Как рассчитать показатель потери рабочего времени

Данная методика включает в себя сочетание методов фотографии рабочего дня и хронометража рабочего времени и требует наибольших затрат со стороны работодателя, однако позволяет эффективно оценивать труд всех работников, а также позволяет разработать наилучшую политику оптимизации потерь рабочего времени на предприятии.Формула расчета потерь рабочего времени На основании собранной информации о потерях рабочего времени необходимо произвести расчеты, которые впоследствии могут быть применены для определения точного влияния потерь рабочего времени на деятельность предприятия. При этом наиболее эффективным является анализ в течение длительного периода, с использованием следующей формулы потерь рабочего времени: (ПП – ФП)*РС*ЧС ПП – плановая продолжительность рабочей смены.

ФП – средняя фактическая продолжительность рабочей смены. РС – расчетное количество смен в году.
Однако в силу обстоятельств – некачественного сырья, поломки оборудования или же собственной некомпетентности или халатности, выпущенная продукция или оказанные услуги не являются источником прибыли предприятия и позволяют отнести затраты рабочего времени на их производство или оказание к потерям.

  • Потери рабочего времени, вызванные непредвиденными обстоятельствами. В некоторых случаях потери могут быть обусловлены воздействием различных неблагоприятных обстоятельств, предвидеть которые было невозможно. Например – вынужденный простой предприятия, обусловленный несвоевременной поставкой сырья. Также, могут возникать означенные потери вследствие различных катастроф или стихийных бедствий, структурных экономических и политических кризисов, изменений в законодательстве, регламентирующем деятельность организации.
  • Потери рабочего времени из-за нарушения трудовой дисциплины.

Юридическая помощь!

г. Москва и обл.

г. Санкт-Петербург и обл.

Федеральный номер


Производительность труда в организации напрямую зависит от рационального использования рабочего времени. Эффективность работы каждого сотрудника и предприятия в установленный период является базовым значением, на которое нужно ориентироваться при анализе производительности. И особое внимание нужно уделить тем причинам, из-за которых в труде теряется время, их анализу и разработке возможностей для их исключения (например, для опекунов — открытие номинального счета в банке для снижения расходов и психологической нагрузки).

Затраты и потери рабочего времени

Чтобы решить вопрос о том, какие затраты относятся к потерям рабочего времени (учитывая и длительность перерывов на обед), необходимо провести условное разделение процесса труда на тот период, который непосредственно уделяется производству, а также на нерациональную часть, которая уходит впустую. Под второе понятие попадают те затраты, которые не направлены непосредственно на исполнение должностных обязанностей или улучшение их качества.

Однако нельзя относить к данной категории то время, которое предусмотрено распорядком дня. Чаще всего в такое определение включают следующие понятия:

  • опоздания на работу и отлучки в процессе деятельности;
  • наличие прогулов, уход с работы раньше установленного графика;
  • простои по вине работника, перекуры;
  • разговоры, если они не относятся непосредственно к трудовой деятельности.

К примеру обеденный перерыв никак не может являться нерациональным использованием, поскольку он регламентирован графиком и является правом сотрудника на отдых.

Нерациональный временной расход в труде может иметь различные причины, поэтому целесообразнее рассмотреть основные виды на отдельных примерах.

Целодневные потери рабочего времени

Вопрос о том, какие потери рабочего времени называются явными целосменными, учитывается по объективным причинам. К таковым могут относиться:

  • перебои в поставках отдельных ресурсов, нужных для производства;
  • необходимость потратить время на то, чтобы исправить брак;
  • отсутствие работника по причинам, которые носят объективный характер — болезнь, отпуск, декрет.

В данной категории основным аспектом является то, что теряется целая смена, или трудовой день. К примеру проводятся ремонтные работы линий электропередач и предприятие оказалось обесточенным. Такая причина является объективной, однако также учитывается как нерационально потерянное время.

Внутрисменные потери

Внутрисменные потери рабочего времени — это те промежутки, которые работник использует не для решения своих основных задач, а для решения личных нужд. К примеру часто выходит на перекур или много разговаривает по телефону по личным обстоятельствам.

Такой расход можно учитывать и как индивидуальный, поскольку для каждого сотрудника он определяется в зависимости от его самоорганизации. Для устранения таких обстоятельств могут предприниматься различные меры, как индивидуального характера, так и массового.

Также к внутрисменным затратам относят те случаи, когда время расходуется по причине проведение срочных мероприятий — ремонт оборудования, решение организационных вопросов, внеплановая проверка.

Нормируемые потери рабочего времени

Нормируемые потери — это расход рабочего времени, который может быть предусмотрен внутренними нормативами или планами. К примеру работодатель может регламентировать возможность делать короткие перерывы, например при работе в тяжелых условиях труда.

Также под данным понятием понимают те ситуации, когда нерациональные затраты происходят в связи с перераспределением обязанностей. К примеру если один из специалистов не вышел на работу и его функции исполняют остальные.

Непроизводительные потери

Непроизводительные затраты рабочего времени также носят название непродуктивных. Это то время, когда трудовая деятельность осуществляется в штатном режиме, однако производительность не повышается.

Чаще всего в данную категорию относятся потери рабочего времени вследствие изготовления бракованных изделий. Период, в течение которого затрачиваются ресурсы и труд сотрудников на исправление, является именно непродуктивным.


Формула потери рабочего времени

Вопрос о том, какой формулой определяется показатель потерь рабочего времени, решается с целью нахождения тех коэффициентов, которые помогут наглядно увидеть нерациональный расход. Для расчета используются следующие понятия:

  • календарный фонд — то количество дней, как трудовых, так и выходных, которые по формуле включаются в рассматриваемый период;
  • номинальный запас — это значение, которое получают при вычитании из календарного фонда всех праздников и выходных;
  • полезное значение — из номинального запаса по формуле вычитается количество неявок сотрудника на работу.

Определение данных понятий помогает установить тот период, который фактически должен был быть потрачен на производственную деятельность. Рассчитываться он может как в индивидуальном порядке на отдельного сотрудника, так и в общем по компании. Далее по общей формуле определяется коэффициент.

Коэффициент потерь

Коэффициент — это то значение, которое по формуле различает фактический показатель от регламентируемого. По нормативу он должен быть равен единице. Такой показатель говорит о том, что вся предписанная норма была отработана в полной мере, то есть нерационального расхода не было. Чтобы рассчитать коэффициент, нередко в формулах используют понятие удельного веса.

Удельный вес потерь рабочего времени представляет собой формулу соотношения количества неявок к полезному значению — тем дням, которые могут использоваться для производства. Рассчитываться такой показатель также может как в индивидуальном порядке, так и в общем.

Для наглядности следует рассмотреть пример такой формулы. В расчетном периоде 120 дней. Из них 36 — это выходные и праздники. Полезное значение составляет 84 дня. Работник пропустил из них 3 смены. Соответственно коэффициент нерационального расхода по данной формуле составит 0,0357. Если округлять до процентного уровня — 3,6%.

Анализ потерь рабочего времени

Изучение потерь рабочего времени на основе формул и коэффициентов необходимо для повышения эффективности труда. Основной причиной для проведения такого анализа может являться спад производительности. Однако такое сравнение рекомендуется проводить и с профилактической целью.

Такой подход позволяет вовремя обнаруживать тенденцию к снижению производительности. Анализ и изучение понятия нерационального расхода рабочего времени также позволяет оценить ресурсы компании и кадровую политику.

Причины потерь рабочего времени

Все причины, по которым теряется часть времени, можно условно разделить на три группы:

  • законодательные, они же — нормативные, когда время труда сокращается по закону, к примеру для несовершеннолетнего работника, или когда беременная уходит в декрет;
  • административно-организационные — в данном случае происходит простой из-за несвоевременного обеспечения ресурсами или оборудованием;
  • субъективные, когда время теряется по вине отдельного сотрудника — его опоздания или прогула, несвоевременного выполнения своих обязанностей, которые влекут за собой простои других работников.

Обнаружение причин помогает определить, какие мероприятия следует провести для оптимизации производства.

Сокращение потерь рабочего времени

Устранение потерь рабочего времени на предприятии осуществляется после установления причин, по которым время используется нерационально. Соответственно полученным результатам проверок для устранения задействуются те службы и отделы, которые непосредственно связаны с причинами.

К примеру если время теряется из-за частых поломок, то следует привлечь технических специалистов или закупить новое оборудование. Или если случаются простои из-за поставщиков, то возможным вариантом решения станет поиск альтернативных линий поставок.

Мероприятия по устранению потерь включают в себя следующие аспекты:

  • организационный анализ и поиск причин;
  • определение коэффициента и установление в зависимости от него приоритетов для решения проблем;
  • предписание об устранении причин тем, кто обладает должным уровнем компетенции;
  • анализ текущей ситуации после устранения, оценка эффективности проведенных мероприятий.

В случае необходимости такие мероприятия могут осуществляться комплексно по нескольким направлениям или последовательно.

Аннотация: В статье рассматриваются причины возникновения 7 видов потерь на производстве, произведен анализ возможных последствий, что дает возможность не только избегать потерь но и контролировать дальнейшее развитие ситуации при ограниченности ресурсов, тем самым оптимизируя управление. Разработана удобная в работе таблица определения и исключения/минимизации потерь.

Список ключевых слов: , снижение потерь, выявление потерь, оптимизация производственных процессов.

Выявление и снижение потерь – приоритетная задача любого современного предприятия. Так как это является основой успешной деятельности.

Впервые ввел (1912-1990), исполнительный директор Toyota — будучи самым ярым борцом с потерями, он установил семь типов муда. – это одно из японских слов, означает потери, отходы, то есть любую деятельность, которая потребляет ресурсы, но не создает ценности. Это ошибки которые нужно исправлять. Это выполнение действий, без которых вполне можно обойтись.

В литературе рассматривается прежде всего оценка потери как факта уже случившегося и как метод устранения. Что является безусловно важным, но не дает ответа на то, какие причины и последствия сопутствуют 7 видам потерь.

Целью бережливого производства является предотвращение . Необходимо не только устранить, но и впредь не допускать дальнейшего появления и/или развития потерь.

Задачей менеджмента является оптимизация процесса. Рассматривая последствия потерь, руководство, при ограниченных ресурсах может принять решение, на что направить усилия в первую очередь.

Типы потерь, причины и последствия

Перепроизводство – самая опасная из потерь, так как влечет за собой остальные виды потерь. Но исключить и выявить этот тип проще всего, достаточно следовать девизу: «Не производи лишнего!». Необходимо производить только то, что заказано.

Причинами перепроизводства могут быть большие партии – что в свою очередь может быть последствием невозможности быстрой переналадки. Также упреждающее производство тоже может быть причиной перепроизводства. Избыточное оборудование, нестабильное качество – тоже являются причинами перепроизводства.

Последствия, возникающие при перепроизводстве – это преждевременный расход сырья, и как следствие, закупка материалов, что приводит к избыточным запасам, и потери качества.

Сумма невостребованной продукции и заготовок на складах и промежуточных операциях является стоимостью потери «Перепроизводство». Определяется в течении месяца, квартала, года.

Избежать перепроизводства помогает вытягивающая система поставок, а также выравнивание загрузки производственных линий.

Причиной избыточных запасов является длительная переналадка, что в свою очередь связано с выпуском продукции большими партиями. А также несовершенство системы планирования производства и поставки материалов.

Для складирования запасов нам требуются дополнительные площади, склады, дополнительная рабочая сила. Также эти запасы необходимо будет в последствии искать, а значит вновь затрачивать силы и время. Все эти усилия – лишние затраты, а сами запасы являются замороженным капиталом предприятия.

Как и в случае с перепроизводством улучшение системы планирования помогает сократить запасы. В основе производственных потоков должна лежать вытягивающая система с, по возможности, маленькими партиями, чему способствует выравнивание производства.

Следующий вид потерь – транспортировка — является следствием нерационального размещения оборудования, большого расстояния между производственными участками. Неэффективность организации производственного потока помогает выявить карта потока создания ценности. Отображая материальные потоки и их направленность, мы видим расстояние, которое преодолевает заготовка, либо материал, прежде чем станет готовым изделием. Увеличение издержек на транспортировку ведет к удорожанию продукции.

Оптимизация расположения оборудования, складских помещений, и направленности материальных потоков в целом помогает сократить количество транспортировок.

Потеря «Перемещения » связана с движением работников в течении рабочей смены. Способствует снижению производительности труда, повышению утомляемости персонала и росту травматизма. Выявить эту скрытую потерю помогает хронометраж перемещений рабочего – диаграмма Спагетти. Но также важно понимать и личную роль самого рабочего в оптимизации его рабочего дня и его действий. Для устранения лишних перемещений рабочего прежде всего необходимо повышать его квалификацию. Совместно с ним проводить оптимизацию производственного процесса, и эффективно организовывать рабочие места. Личная вовлеченность персонала может быть повышена путем внедрения Кайдзен-движения – небольшие улучшения своими силами.

Из всех видов потерь сравнительно меньший урон приносит «Ожидание ». Это время, которое оборудование либо персонал проводит в бездействии, то есть не создавая ценность. При оптимизации производственных потоков, необходимо если и не исключать все остальные потери, то хотя бы стремиться перевести их в ожидание. Определить время ожидания позволяет хронометраж работы персонала и оборудования. Общее количество простоев за смену, месяц и год дадут нам время ожидания. Для уменьшения количества времени ожидания персонала – во время простоев рекомендуется направлять на уборку, внедрение систем 5S, TPM, SMED, Кайдзен.

Оптимизация расположения оборудования, сокращение времени на переналадку позволяют сократить время на ожидание.

Также увеличить затраты при изготовлении продукции может излишняя обработка . Возникает, в следствии отсутствия стандарта у рабочего, несовершенства технологий. Прежде чем выполнять заказ, нужно четко понимать, какие свойства продукта важны потребителю. Это понимание должно быть отражено в стандарте для рабочего. Например, в стандартной операционной карте, где будут четко прописаны все шаги и действия оператора.

Дефекты в изготовлении влекут дополнительные затраты на доработку, на контроль, на организацию места для устранения дефектов. Возникают вследствие нарушения технологии, низкой квалификации работника, несоответствующего инструмента, оборудования, материала. Стоимость дефектов определяется стоимостью бракованных изделий, и затратами на доработку. Внедрение систем петель качества и TPM помогают снизить брак. Также здесь важна личная заинтересованность работников производить качественную продукцию.

Для анализа потерь на производстве будет полезно рассмотреть таблицу (Таб.1. Причины и последствия 7 видов потерь на производстве), где будут одновременно представлены причины и последствия всех видов потерь, а также способы их выявления, подсчета и устранения. Важность этой таблицы заключается в том, что она помогает определиться с приоритетами действий менеджмента в борьбе со скрытыми потерями производства. Имея перечень проблем, руководству важно правильно понять направленность и последовательность действий. Только выстроив четкую программу, можно добиться устойчивого результата.

Таб.1. Причины и последствия 7 видов потерь на производстве

Потери Причины Последствия Как посчитать потери? Как устранить?
Перепроиз-

водство

  • большие партии;
  • невозможность быстрой переналадки;
  • упреждающее производство;
  • избыточное оборудование, нестабильное качество.
  • преждевременный расход сырья;
  • закупки материалов;
  • избыточные запасы, потеря качества.
  • Сумма невостребованной продукции и заготовок на складах и промежуточных операциях. В течении месяца, квартала, года.
  • вытягивающая система поставок;
  • выравнивание загрузки производственных линий.
Избыточ-

ные

запасы

  • длительная переналадка;
  • выпуск продукции большими партиями;
  • несовершенство системы планирования производства и поставки материалов.
  • увеличение площадей;
  • дополнительная рабочая сила;
  • необходимость поиска;
  • возможность повреждения;
  • необходимость дополнительных поддонов.
  • Определить сколько на складе материалов, в которых нет необходимости в ближайшую неделю (месяц – в зависимости от цикла поставок)
  • вытягивающая система производства;
  • выравнивание производства;
  • сокращение размера партии;
  • улучшение системы планирования.
Транспор-

тировка

  • нерациональное размещение оборудования;
  • большое расстояние между производственными участками;
  • неэффективно организованный производственный поток;
  • отдаленность складских помещений.
  • увеличение издержек на перемещение;
  • дополнительные затраты на поиск;
  • повреждение продукции при транспортировке.
  • Стоимость перемещения заготовок от одной операции к другой, и на складе. Возможный брак при неправильной транспортировке. Карта потока создания ценности.
  • оптимизация производственных участков;
  • оптимизация расположения складов.
Перемеще-

ния

  • нерациональная организация рабочего пространства;
  • нерациональное расположение оборудования и тары;
  • несогласование операций;
  • отсутствие стандартизованных процессов.
  • снижение производительности труда;
  • утомляемость персонала;
  • рост травматизма и профзаболеваний.
  • Хронометраж перемещений рабочего, определение времени и расстояния. Диаграмма спагетти.
  • оптимизация производственного процесса;
  • повышение квалификации персонала;
  • оптимизация распределения оборудования;
  • эффективно организованные рабочие места.
Ожида ние
  • несбалансированность производственных процессов;
  • несовершенство планирования;
  • производство продукции большими партиями.
  • увеличение времени на изготовление единицы продукции;
  • снижение производительности;
  • демотивация персонала.
  • Хронометраж работы персонала и оборудования. Общее время простоев за смену, месяц, год.
  • выравнивание производственных процессов;
  • оптимизация расположения оборудования;
  • сокращение времени на переналадку.
Излиш няя обработ ка
  • отсутствие стандарта;
  • отсутствие понимания чего хочет потребитель;
  • несовершенство технологий.
  • увеличение затрат на изготовление продукции;
  • увеличение времени на изготовление продукции.
  • Выяснить у заказчика какие свойства продукции он считает нужными, а какие второстепенными, или вовсе не нужны. Затраты на излишнюю обработку.
  • стандартизация;
  • тщательное изучение требований потребителя.
Дефекты переделка
  • нарушение технологии;
  • низкая квалификация работника;
  • несоответствующий инструмент, оборудование, материалы.
  • возникают дополнительные затраты: на доработку, на контроль; на организацию места для устранения дефектов
  • Количество брака – его стоимость, либо затраты на переделку.
  • организация процесса обеспечения выпуска качественной продукции;
  • внедрение системы эффективной эксплуатации оборудования.

Рабочее время представлено двумя частями - продуктивной и непродуктивной. Продуктивный расход включает в себя интервал времени, когда работник занят деятельностью, регламентированной трудовым договором, правилами внутреннего распорядка и должностной инструкцией организации. Непродуктивная часть представлена потерями рабочего времени - промежутками времени, используемые нерационально, что негативным образом влияет на производительность труда организации.

Что такое потери рабочего времени?

Потери рабочего времени - временной промежуток, в течении которого работник отсутствует на рабочем месте, либо занимается не продуктивной для предприятия деятельностью.

К сведению

В конечном итоге из-за несанкционированных перерывов результативность его труда снижается. Обеденные и технологические перерывы, подготовка места работы и его уборка, поддержание производственного оборудования в нормальном техническом состоянии - изначально заложены в и являются нормируемыми затратами времени.

Виды потерь рабочего времени

Целодневные Потери рабочего дня (смены). Возникают из-за не поставки ресурсов, аварии на предприятии, отпусков, больничных, декретов.
Внутридневные (внутрисменные) Время, нерационально используемое в пределах одного трудодня: частые перекуры, разговоры не по производственным вопросам, занятость личными проблемами.
Плановые Запланированный расход рабочего времени, регламентированный руководством. Например: возложение обязанностей не пришедшего на службу сотрудника на остальных членов коллектива; увеличение количества перерывов на отдых из-за изменившихся условий труда.
Непродуктивные Работник трудится по плановому графику без потерь времени, но эффективность труда не повышается, либо снижается. Причиной может быть выпуск бракованной продукции, из-за чего ресурсы времени тратятся на выпуск новой продукции надлежащего качества.

Для тщательного анализа утрат производственного времени используются специальные формулы расчёта.

Целодневные потери предприятия за календарный год :

ЦДП = (Дф-Дпл)*КРф*Ппл, где:

Дф - число дней в году, отработанных одним сотрудником по факту

Дпл - число дней по плану

КРф - фактическое число сотрудников предприятия

Ппл - плановая продолжительность одной смены (в часах)

Внутрисменные потери рабочего времени предприятия за календарный год:

ВСП = (Пф-Ппл)*Дф*Крф, где:

Пф - фактическая продолжительность смены

Внутрисменные потери одного сотрудника за одну смену:

ВСП=(Пф-Пл)

К простоям в работе приводит ряд причин, возникающих во время трудовой деятельности

Причины потерь рабочего времени
Нарушение трудовой дисциплины (человеческий фактор) В связи с производственно-технической необходимостью Законодательно-нормативные
Невозможность присутствия на рабочем месте из-за внезапного возникновения проблем личного характера: посещение врача в рабочее время, отъезд домой по семейным обстоятельствам и проч.

Нецелесообразная трата временных ресурсов: телефонные разговоры на темы, не касающиеся производственной необходимости; общение в социальных сетях; разговоры с сотрудниками на отвлечённые темы

Прогулы, самовольное сокращение продолжительности рабочего дня.

Исправление поломки производственного оборудования (простой оборудования).

Производственный брак, на исправление которого будет потрачено дополнительное время, а прибыль с бракованной продукции будет не получена, либо получена в меньшем размере.

Продолжительность рабочей смены сокращена согласно нормативно-правовым документам: уход сотрудника в декрет, приём на работу несовершеннолетнего, отпуска, больничные и т.д.

Коэффициент потерь рабочего времени

Чтобы определить, эффективно ли работник использует регламентируемое , рассчитывается коэффициент потерь рабочего времени. Такой способ мониторинга рекомендуется как в случае снижения товарооборота или спада производительности труда, так и в профилактических целях. В идеале полученное значение коэффициента равно единице. Это означает, что работник рационально использует регламентированную норму рабочих часов. Однако, полностью предотвратить потери рабочего времени практически невозможно.

Для расчёта коэффициента потери рабочего времени вследствие решения организационно-технических вопросов (Кпот), используется следующая формула:

Кпот = Тпот/Тсм, где:

Тпот - время потерь из-за решения организационно-технических вопросов

Тсм - нормативное время трудовой смены

Аналогичным образом рассчитывается коэффициент потери рабочего времени из-за нарушения трудовой дисциплины (Кнтд) :

Кнтд=Тнтд/Тсм, где:

Тнтд - время потерь из-за нарушения трудовой дисциплины

Общий коэффициент:

Кпот=(Тпот+Тнтд+(Тфотл-Тнотл)/Тсм*100, где:

Тфотл - время, по факту затраченное на отдых

Тнотл - время на отдых по нормативу

Формула

(Чпл-Чф) * Крф, где:

Чпл - количество часов по плану, отработанных одним сотрудником за год

Чф - количество часов, отработанных фактически одним сотрудником за год

Крф - общее количество сотрудников по факту

Таким образом рассчитывается количество потерянного рабочего времени всего персонала предприятия за один календарный год.

Для расчётов эффективности производственного времени необходимы три обязательных показателя, которые используются во всех формулах анализа потерь времени (целодневные, внутрисменные, общие потери):

  • Количество дней и часов, отработанных одним человеком за год (плановая цифра и фактическая)
  • Общее количество сотрудников (по плану и по факту)
  • Плановая и фактическая продолжительность одной трудовой смены

Ущерб от потери рабочего времени

Вследствие неправильного распределения временных ресурсов возникают следующие виды экономического ущерба:

  • недополученный объём товарооборота;
  • недостаточное производство товаров и услуг;
  • потенциальная прибыль предприятия может быть получена в меньшем объёме;
  • потери важных клиентов;
  • отсутствие мотивации и побуждения персонала

Устранение потерь рабочего времени

Целесообразно проведение комплексных мер, включающих:

  • Контроль за соблюдением трудовой дисциплины, введение системы штрафов за её нарушение (опоздание, нахождение вне рабочего места, разговоры или телефонные звонки не по производственным вопросам, преждевременный уход с работы и проч.) Внедрение программного обеспечения для офисных служащих, позволяющее мониторить время, затрачиваемое работником на просмотр сторонних сайтов, социальных сетей
  • Обеспечение мер для бесперебойной работы производственного оборудования - регулярная проверка исправности механизмов, срока службы комплектующих. Своевременное проведение ремонта технического оборудования. Замена техники, выработавшей свой ресурс.
  • Введение системы мотивации для сотрудников, работающих с максимальной отдачей. Мотивация персонала (премии, увеличение з/п и проч.) - важная мера на пути к повышению производительности труда устранению потерь рабочего времени.
  • Отбор кандидатов, максимально соответствующих вакантной должности при приёме на работу
  • Обеспечение повышения квалификации персонала

Для выявления причин потерь рабочего времени рекомендуется проводить регулярные проверки работы персонала.

  1. Фотография рабочего времени (ФРВ) представляет собой метод наблюдения за работой одного или максимум 3-х сотрудников. В наблюдательный лист записываются все действия работника и затраты времени на них. Каждому действию присваивается специальный индекс. По окончанию проверки проводятся расчёты потерь рабочего времени. Пример проверки методом фотографии рабочего времени приведен ниже.

Для примера взят цех мебельного производства одного из городов России.

Объект контроля - сборщик отдела технического контроля.

Смена с 8:00 до 17:00.

Обед с 12:00 до 13:00.

Регламентированные перерывы: 10:00-10:15, 15:00-15:15

Наблюдательный лист

№ п/п Действия работника Время Продолжительность действия в мин. Индекс затрат рабочего времени
1 Приход на рабочее место, ожидание получение ведомости от мастера 08:02 8 ПОТ
2 Получение и изучение ведомости о готовой продукции за ночную смену 08:10 2 ПЗ
3 Набор готовой продукции для проверки качества 08:12 30 ОП
4 Разговор с грузчиком по производственным вопросам 08:42 3 ОП
5 08:45 75 ОП
6 Регламентированный перерыв 10:00 15 ОТЛ
7 Проверка изделий, контрольная сборка 10:15 55 ОП
8 Выявление дефекта изделия, разговор с мастером о нахождении брака 11:10 20 ПЗ
9 11:30 20 ОП
10 Уход на обед 11:50 75 ОТЛ
12 Проверка изделий, контрольная сборка, запись в ведомость 13:05 55 ОП
13 Уход по личным надобностям 14:00 15 НТД
14 Набор продукции для проверки 14:15 15 ПЗ
15 Проверка изделий, контрольная сборка, запись в ведомость 14:30 20 ОП
16 Разговор с коллегами 14:50 10 НТД
17 Регламентированный перерыв 15:00 15 ОТЛ
18 Проверка изделий, контрольная сборка, запись в ведомость 15:15 15 ОП
19 Разговор с коллегами по производственным вопросам 15:30 10 ПЗ
20 Проверка изделий, контрольная сборка, запись в ведомость 15:40 5 ОП
21 Устранение поломки измерительной рулетки 15:45 5 ПОТ
22 Проверка изделий, контрольная сборка, запись в ведомость 15:50 60 ОП
23 Уборка рабочего места 16:50 10 ОБС
24 Окончание рабочего дня, уход домой 17:00

Расшифровка индекса затрат рабочего времени

Индекс Нормируемые

затраты р.в.

Ненормируемые затраты р.в. Расшифровка
ПЗ + Подготовительно-заключительные действия - подготовка оборудования и самого работника к выполнению производственных действий.
ОП + Оперативная работа
ОБС + Обслуживание места работы
ОТЛ + Отдых
ПОТ + Потери времени по вине организации
НТД + Потери времени по вине сотрудника
  1. Хронометраж - метод выборочного наблюдения. В отчёте указываются затраты времени на конкретную операцию. Отличие метода хронометража от фотографии рабочего времени в том, что действия в листе наблюдений не указываются в прямой последовательности, а больше внимания уделяется затратам времени на циклические действия.

Для примера возьмём лист хронометража рабочего времени промоутера, проводящего промо-акцию в торговом центре.

  1. Моментное наблюдение. Такой метод нередко применяется на заводах или предприятиях с большой численностью служащих. Периодически наблюдатель совершает обход с целью контроля за работой персонала и отмечает происходящую деятельность либо простой.
  2. Фотохронометраж. Представляет собой сочетание методов ФРВ и хронометража. Дополняет эти два способа наблюдения, вследствие чего получается полная картина затрат времени на отдельные производственные операции. Выполняется он следующим образом: в течение дня проводят наблюдение методом ФРВ, и несколько раз (оптимально 2-3 за смену) снимают замеры методом хронометража.

Нюансы потери рабочего времени

Потери производственного времени - достаточно серьёзная проблема, которая может обернуться серьёзными материальными потерями для организации. Для того чтобы их избежать, необходимо тщательно следить за распределением фонда рабочего времени.

Фонд рабочего времени - необходимое понятие для анализа важных показателей, например, номинальной численности персонала, рационального использования трудовых ресурсов. ФРВ показывает количество часов или дней, отработанных работником в течении какого-либо периода. Выражается в человеко-часах или человеко-днях.

При устранении причин нерационального использования временных ресурсов следует обратить внимание на следующие нюансы:

  • На некоторых предприятиях премирование сотрудников за производственные заслуги может вызвать нежелательные реакции в виде халатного отношения к нормам труда. Иногда работник может повысить производительность своей деятельности только за счёт игнорирования безопасности труда. В результате предприятие в конечном итоге потерпит убытки, например, из-за болезни или травмы сотрудника. При системе материального премирования важно контролировать ситуацию и в случае необходимости проводить беседы с персоналом о нормах безопасности труда.
  • Экономический ущерб от потерь рабочего времени из-за временной нетрудоспособности сотрудников может приобретать огромные масштабы. Следует следить за условиями труда в организации, стремиться их улучшать, к примеру, обеспечивать персонал спецодеждой в зимнее время, следить за состоянием оборудования, проводить мероприятия для обеспечения пожарной безопасности.
  • Рентабельнее для организации отпускной период сотрудника разбивать на части в течение года (например, отпуск 2 раза в год по 14 дней). Таким образом можно избежать массовой нехватки рабочих ресурсов в определенные месяца и потери прибыли.
  • Для компаний, связанных со сферой услуг или продажами эффективно внедрение системы проверки с помощью тайных посетителей или тайных покупателей. Такая форма проверки позволяет увидеть все недочёты обслуживания клиентов, а также позволяет проконтролировать затраты времени работника.
  • Проведение открытых проверок (методами ФРВ, хронометража, фотохронометража) должно быть максимально корректным. Если использовать проверки только как способ наказания работников, можно получить в ответ возмущение и сопротивление рабочего коллектива. Поэтому перед наблюдением рекомендуется провести собрание, на котором будет подробно разъяснено для каких целей проводится проверка и как ее результаты могут отразиться на дальнейшей работе.
  • Проведение проверок способами ФРВ, хронометража или фотохронометража требует серьезной подготовки, связанной с материальными и временными затратами. В некоторых случаях их проведение нецелесообразно. Более рентабельно проводить такие проверки для крупных компаний с большим числом работников.
  • Для нормирования временных затрат необходим комплексный подход, сочетающий разные методы проверки, а также анализ состояния производственного оборудования, условий безопасности труда. Одной проверки персонала может быть недостаточно

Если работникам объявлено, что по результатам проверки будут применены новые нормы расхода трудового времени, то они будут намерено работать более медленно.

Работа по анализу распределения времени и причин его потерь должна вестись компетентными сотрудниками и регулярно сдаваться в виде отчётов. Для руководителя организации необходимо понимать, что правильный расход времени - залог стабильной работы и достижения максимальной прибыли. Чем больше будет выявлено случаев потерь рабочего времени, тем выше вероятность увеличения производительности труда.

Рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые относятся законом к рабочему времени (ст. 91 ТК).

Производственный процесс можно рассматривать как процесс увеличения затрат времени на изготовляемую продукцию. В связи с этим первый вопрос, который возникает при организации труда состоит в том, чтобы определить, какие затраты времени являются необходимыми и должны включаться в норму. Важно также определить эффективность использования фондов времени работников и оборудования. Все эти вопросы решаются исходя из классификации затрат рабочего времени.

Классификация затрат времени может осуществляться по отношению к трем элементам производственного процесса: предмету груда, работникам и оборудованию. Классификации по отношению к предмету труда (рис. 5.1) является также и классификацией по отношению к производственному процессу, ибо в данном случае речь идет о затратах времени, необходимых дли превращении предмета труда в продукт труда. На основе этой классификации устанавливается состав затрат времени, включаемых в нормы.

При расчете норм труда устанавливаются затраты рабочего времени подготовительно-заключительного, оперативного, обслуживания рабочего места, на отдых и личные надобности и регламентированных (нормированных) перерывов.

Подготовительно-заключительным называется время, которое затрачивается на подготовку к выполнению данного задания и действия, связанные с его окончанием: получение инструмента, приспособлений, технологической и планово-учетной документации:

Ознакомление с работой, чертежом;

Инструктаж о порядке выполнения работы;

Установка приспособлении и инструмента;

Наладка оборудования;

Снятие приспособлений и инструмента после выполнения работы;

Сдача приспособлений, инструмента, документации.

Особенностью подготовительно-заключительного времени является то, что оно затрачивается один раз на работу (партию предметов труда) и не зависит от объема работы, выполняемой по данному заданию.

В некоторых производствах подготовительно-заключительное время не выделяется.

Оперативным называется время , затрачиваемое на изменение формы, размеров, свойств, предмета труда, а также на выполнение вспомогательных действий, необходимых для осуществления этих изменений. Затраты оперативного времени повторяются с каждой единицей продукции или определенным объемом работ. Оно подразделяется на основное и вспомогательное.


Основное (технологическое) время затрачивается на целенаправленное изменение предмета труда (его размеров, формы, состава, свойств, состояния и положения) Вспомогательное — время, в течение которого производятся загрузка сырья, заготовок, съем готовой продукции, управление оборудованием, изменение режимов его работы, контроль за ходом технологического процесса и качеством продукции.

Временем обслуживания рабочего места называется время, затрачиваемое рабочим на уход за оборудованием и поддержание рабочего места в нормальном состоянии Время обслуживания рабочего места подразделяется на техническое и организационное. Время технического обслуживания рабочего места затрачивается на уход за оборудованием при выполнении данной конкретной работы. В частности, к этой категории относится время замены изношенного инструмента, подналадки оборудования, уборки стружки и т. д.

Время организационного обслуживания затрачивается на уход за рабочим местом, связанный с выполнением работы в течение всей смены. К этой категории относятся затраты времени на раскладку в начале и уборку в конце рабочей смены инструмента, на чистку и смазку оборудования.

Время регламентированных перерывов включает время на отдых и личные надобности и время перерывов по организационно-техническим причинам. Время на отдых и личные надобности устанавливается для поддержания нормальной работоспособности и для личной гигиены. Длительность перерывов на отдых зависит от условий труда. Время на отдых включает также время проведения производственной гимнастики.

Время регламентированных (нормированных) перерывов по организационно - техническим причинам объективно обусловлено характером взаимодействия рабочих и оборудования. Устранение этих перерывов практически невозможно или экономически нецелесообразно. Например, если один рабочий обслуживает несколько станков, то во многих случаях невозможно полностью синхронизировать время действия рабочего с машинным временем. Следствием этого являются перерывы, которые должны включаться в норму времени.

Время нерегламентированных перерывов включает простои оборудования и рабочих, вызванные нарушениями установленной технологии и организации производства. Эти перерывы не включаются в норму времени

При анализе затрат времени работников прежде всего выделяется время их занятости и время перерывов. Время занятости работника включает время выполнения производственного задания и время занятости другими работами. К последнему относится время случайной работы вне установленного плана-графика и время непроизводительной работы (исправление брака, поиск материалов, инструментов, приспособлений и т. в.).

Время занятости можно также разделить на время непосредственной работы, переходов (например, при многостаночной работе) и активного наблюдения за ходом технологического процесса, которое необходимо для того, чтобы обеспечить его нормальный ход. Если рабочий занят активным наблюдением, он не должен выполнять других функций. Помимо активного возможно также пассивное наблюдение, которое является одним из видов перерывов в занятости рабочего по организационно-техническим причинам.

Время пассивного наблюдения может иметь место при обслуживании автоматических линий, аппаратов, при многостаночной работе. Экономическая целесообразность пассивного наблюдения устанавливается в результате расчетов оптимальных норм обслуживания и численности. По возможности время пассивного наблюдения должно использоваться для выполнения простых функций (раскладка инструмента, уборка рабочего места и т. л.), выполнение которых прекращается, если необходимо вмешательство работника в ход производственного процесса.

При анализе затрат рабочего времени выделяются нерегламентированные перерывы по организационно-техническим причинам и по вине работника. Время нерегламентированных перерывов по организационно-техническим причинам включает простои оборудования и рабочих из-за ожидания заготовок, документации, инструмента и т. п., а также сверхнормативное время перерывов, связанных с не синхронностью производственного процесса. Время перерывов из-за нарушения трудовой дисциплины (по вине работника) обусловлено поздним началом и преждевременным окончанием работ, сверхнормативным временем отдыха и др.

Для расчета норм труда существенное значение имеет деление затрат времени на перекрываемые и не перекрываемые.

К перекрываемому обычно относят время выполнения рабочим тех элементов трудового процесса, которые осуществляются в период автоматической работы оборудования. Неперекрываемым является время выполнения трудовых приемов (установка заготовки, контроль качества и т. п.) при остановленном (неработающем) оборудовании и время на машинно-ручные приемы.

В более широком смысле к перекрываемым (совмещаемым) следует относить затраты времени на вес работы, которые выполняются одновременно (параллельно) с теми элементами операции, которые определяют се длительность. Особенно важно учитывать перекрываемые затраты времени при выполнении операции несколькими рабочими.

Время, которое оборудование работает без какого-либо участия работников называется свободным машинным (аппаратурным) временем. Необходимо стремиться к тому, чтобы это время использовалось для многостаночного обслуживания, совмещения функций и профессий.

При установлении норм труда и анализе затрат рабочего времени последние делятся на нормируемые и ненормируемые. К нормируемым относятся необходимые для данных конкретных условий величины затрат основною, вспомогательною времени, времени обслуживания рабочею места, на отдых и личные надобности, регламентированных перерывов по организационно-техническим причинам, подготовительно-заключительного времени. Суммарная величина этих затрат времени на единицу продукции обычно называется штучно-калькуляционным временем.


Производственные потери , к которым относится время, в которое работник присутствует на рабочем месте, но не занят реализацией производственной программы.

К таким потерям относятся:

Время ожиданий и простоев в результате ремонтов и переналадки оборудования;

Необоснованные потери времени в ходе процедуры оформления на работу и получение необходимых допусков и разрешений;

Обучение новых работников при неоправданно высокой текучке кадров;

Время, затраченное на совершение ошибок и их исправление;

Другие виды потерь рабочего времени.

Непроизводственные потери отражают случаи отсутствия работника на рабочем месте в рабочее время.

Среди основных видов таких потерь можно выделить:

Ежегодные отпуска в пик сезона;

Длительные больничные;

Льготное время отсутствия и дополнительные отпуска;

Прогулы, опоздания и ранние уходы с работы;

Учебные отпуска и отсутствие, связанное с обучением;

Отсутствие по договоренности с руководителем;

Компенсация социально значимых действий (например, дополнительные дни отдыха донорам);

Другие виды потерь.

При анализе непроизводственных потерь на основе массива информации о неявках выделяются проблемные зоны, выделяются неактуальные, дублирующиеся и не регламентируемые законодательством льготы и формулируются предложения по снижению количества неявок.

При необходимости массив данных анализируется с точки зрения несоответствия имеющегося трудового ресурса требованиям производственной программы.

Структура времени использования оборудования

Установленное или смонтированное и сданное в эксплуатацию оборудование подразделяется на оборудование, предназначенное к работе, оборудование, оставленное на капитальный ремонт, и резервное оборудование. Сопоставление числа фактически работающего оборудования с числом установленного оборудования позволяет выявить число использованного оборудования и установить причины его бездействия.

Для характеристики задействования оборудования используется коэффициент использования оборудования, определяемый как отношение числа фактически работающего оборудования к общему числу установленного оборудования.

При анализе важно выявить использование оборудование по времени его действия. Показатели, характеризующие использование оборудование по времени, называются коэффициентами экстенсивного использования оборудования Кэ и определяются по формуле К э = Т ф /Т в, где Т ф - фактическое время действия оборудования, каналов; Т в - возможное время действия оборудования (по плану или календарю).

Для определения календарного фонда времени необходимо количество единиц оборудования умножить на количество календарных дней отчетного периода и на количество часов в сутки. Режимный (нормальный) фонд времени работы оборудования определяется исходя из установленного режима его работы.

Плановый фонд времени работы оборудования определяется как разность между режимным фондом и временем, необходимым для планово-предупредительного ремонта. Предусмотренные планом остановки оборудования для проведения планово-предупредительного ремонта должны быть минимальными, но без ущерба для качества проводимых ремонтов.

Степень интенсивности работы оборудования (каналов) определяется с помощью показателей использования мощности (пропускной способности) оборудования в единицу времени фактической работы. Производственная мощность отдельного вида оборудования определяется количеством услуг связи, которую можно получить с помощью этого оборудования в единицу времени при условии его наиболее полного использования. Производственная мощность организации в целом измеряется количеством услуг связи, которые может предоставлять организация при наилучшем использовании всего своего оборудования в единицу времени.

Степень использования оборудования по мощности (пропускной способности) определяется коэффициентом интенсивного использования К ин, который исчисляется по формуле:

К ин = Q ф /Q в;

Q в = Т ф *Н п,

где Q ф - объём фактически выполненной работы (продукции) за отработанное время; Q в - объём работы, который может быть выполнен по нормам за отработанное время; Т ф - фактическое время работы оборудования; Н п - норма производительности (пропускной способности) оборудования (канала) в единицу времени.

Основными путями повышения и использования основных средств является:

Повышение использования действующих средств связи на основе активизации услуг связи и сдачи в аренду другим организациям;

Совершенствование форм обслуживания потребителей, совершенствование организации производственных процессов и внедрение научной организации труда;

Внедрение новой экономически эффективной техники связи, механизация и автоматизация производственных процессов по передачи информации и эксплуатации средств связи;

Реконструкция основных средств, обеспечивающие повышение производительности аппаратуры, оборудования и систем связи;

Наиболее рациональное построение сети связи, увеличение сети пунктов связи и времени работы основных средств;

Быстрейший ввод в действие имеющихся в организациях связи средств связи и реализации излишнего и ненужного оборудования;

Улучшение использования производственных площадей организации, что позволит на тех же площадях разместить дополнительные мощности средств связи;

Соблюдение правил технической эксплуатации, сроков проведения ремонтов и их качества, ликвидация простоев оборудования, машин и систем связи вследствие их неисправности;

Применение форм материального и морального поощрения стимулирующих улучшения использования основных средств;

Систематический анализ использования основных средств с целью выявления резервов использования основных средств.