Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Автопортрет в изобразительном искусстве

Виды автопортрета

История

Античность

Изображения художников за работой встречаются в древнеегипетской живописи, а также на древнегреческих вазах. Одно из первых упоминаний об автопортрете конкретного художника встречается у древнегреческого философа и биографа Плутарха (ок. - ок. ), который пишет о том, что живший за несколько веков до него древнегреческий скульптор Фидий (ок. до н. э. - ок. до н. э.) включил самого себя в число персонажей композиции «Битва амазонок» в Парфеноне . Битва греков с амазонками была высечена на щите статуи Афины, а также на западной стене храма.

Эпоха Возрождения

Более пятидесяти автопортретов написал Альбрехт Дюрер ( -). Первый (рисунок серебряным карандашом) был создан, когда художнику было тринадцать лет. Двадцатидвухлетний Дюрер изображен также на «Автопортрете с гвоздикой » (1493, Лувр). Мадридский «Автопортрет » (1498, Прадо) изображает Дюрера человеком солидного достатка, добившимся признания. На следующем «Автопортрете » художник изобразил себя в образе Христа (Мюнхен, Старая Пинакотека).

Барокко

Большое количество автопортретов написал Рембрандт ( -). Художнику одно время приписывалось около 90 картин, содержащих его собственное изображение. Однако, как показал анализ, 20 «автопортретов» на самом деле были выполнены другими художниками. Отвергнут был, например, «автопортрет», приобретенный Штутгартской галереей в 1962 году. Недавно был обнаружен самый маленький автопортрет Рембрандта, составляющий восемь дюймов в высоту и около семи дюймов в ширину.

Постимпрессионисты

Ван Гог написал более двадцати автопортретов, причём всего за два года.

Среди рекордсменов по количеству автопортретов Фрида Кало . Она писала сама себя 55 раз.

Фотопортреты


Широко распространены два способа получения фотоавтопортретов: фотографирование своего отражения в зеркале, и фотографирование себя с фотоаппарата на вытянутой руке- селфи (по современному)

Напишите отзыв о статье "Автопортрет"

Литература

Искусствоведение

  • Г. Л. Васильева-Шляпина. Автопортретный жанр в мировом изобразительном искусстве. Вестник КрасГУ. ().

Психология самовосприятия

  • Wegner DM (2003) The mind’s self-portrait. Ann N Y Acad Sci 1001: 212-225. Автопортрет личности. Психология и нейронауки приближаются к пониманию разума и сознания. Между тем, каждый человеческий разум содержит автопортрет, содержащий самооценку мыслительных процессов. Этот автопортрет полагает, что действия человека управляются мыслями и, таким образом, тело управляется сознанием. Автопортрет приводит к убеждению, что мы сознательно желаем что-то делать. Исследования показывают, что такой автопортрет является карикатурой на функции мозга, но в то же время он является основой ощущения авторства и ответственности за собственные действия.
  • Позднее автор вернулся к этой теме в своей книге «В поисках себя (личность и её самосознание)», М., Политиздат, 1984 .

Автопортреты в неврологии

  • Tielsch AH, Allen PJ (2005) Listen to them draw: screening children in primary care through the use of human figure drawings. Pediatr Nurs 31(4): 320-327. Посмотрите, как они рисуют: диагностика детей по рисункам людей. Этот обзор литературы фокусируется на методе рисования людей в качестве метода диагностики. Детские рисунки могут распознать умственные расстройства. Авторы описывают использование автопортретов для диагностики эмоциональных расстройств у детей от 6 до 12 лет. Хотя эта методика не позволяет поставить окончательный диагноз, она полезна для распознавания проблем.
  • Morin C, Pradat-Diehl P, Robain G, Bensalah Y, Perrigot M (2003) Stroke hemiplegia and specular image: lessons from self-portraits. Int J Aging Hum Dev 56(1): 1-41. Гемиплегия после инсульта и зеркальное изображение: уроки, почерпнутые из автопортретов. Больные с гемиплегией имеют разнообразные проблемы самовосприятия, которые обусловлены неврологическими поражениями представления тела, либо психологическими проблемами с восприятием собственного я.

Автопортреты в литературе

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Автопортрет

– О! что говоришь! сказал другой. – Куда он поедет? Тут ближе.
Ростов задумался и поехал именно по тому направлению, где ему говорили, что убьют.
«Теперь всё равно: уж ежели государь ранен, неужели мне беречь себя?» думал он. Он въехал в то пространство, на котором более всего погибло людей, бегущих с Працена. Французы еще не занимали этого места, а русские, те, которые были живы или ранены, давно оставили его. На поле, как копны на хорошей пашне, лежало человек десять, пятнадцать убитых, раненых на каждой десятине места. Раненые сползались по два, по три вместе, и слышались неприятные, иногда притворные, как казалось Ростову, их крики и стоны. Ростов пустил лошадь рысью, чтобы не видать всех этих страдающих людей, и ему стало страшно. Он боялся не за свою жизнь, а за то мужество, которое ему нужно было и которое, он знал, не выдержит вида этих несчастных.
Французы, переставшие стрелять по этому, усеянному мертвыми и ранеными, полю, потому что уже никого на нем живого не было, увидав едущего по нем адъютанта, навели на него орудие и бросили несколько ядер. Чувство этих свистящих, страшных звуков и окружающие мертвецы слились для Ростова в одно впечатление ужаса и сожаления к себе. Ему вспомнилось последнее письмо матери. «Что бы она почувствовала, – подумал он, – коль бы она видела меня теперь здесь, на этом поле и с направленными на меня орудиями».
В деревне Гостиерадеке были хотя и спутанные, но в большем порядке русские войска, шедшие прочь с поля сражения. Сюда уже не доставали французские ядра, и звуки стрельбы казались далекими. Здесь все уже ясно видели и говорили, что сражение проиграно. К кому ни обращался Ростов, никто не мог сказать ему, ни где был государь, ни где был Кутузов. Одни говорили, что слух о ране государя справедлив, другие говорили, что нет, и объясняли этот ложный распространившийся слух тем, что, действительно, в карете государя проскакал назад с поля сражения бледный и испуганный обер гофмаршал граф Толстой, выехавший с другими в свите императора на поле сражения. Один офицер сказал Ростову, что за деревней, налево, он видел кого то из высшего начальства, и Ростов поехал туда, уже не надеясь найти кого нибудь, но для того только, чтобы перед самим собою очистить свою совесть. Проехав версты три и миновав последние русские войска, около огорода, окопанного канавой, Ростов увидал двух стоявших против канавы всадников. Один, с белым султаном на шляпе, показался почему то знакомым Ростову; другой, незнакомый всадник, на прекрасной рыжей лошади (лошадь эта показалась знакомою Ростову) подъехал к канаве, толкнул лошадь шпорами и, выпустив поводья, легко перепрыгнул через канаву огорода. Только земля осыпалась с насыпи от задних копыт лошади. Круто повернув лошадь, он опять назад перепрыгнул канаву и почтительно обратился к всаднику с белым султаном, очевидно, предлагая ему сделать то же. Всадник, которого фигура показалась знакома Ростову и почему то невольно приковала к себе его внимание, сделал отрицательный жест головой и рукой, и по этому жесту Ростов мгновенно узнал своего оплакиваемого, обожаемого государя.
«Но это не мог быть он, один посреди этого пустого поля», подумал Ростов. В это время Александр повернул голову, и Ростов увидал так живо врезавшиеся в его памяти любимые черты. Государь был бледен, щеки его впали и глаза ввалились; но тем больше прелести, кротости было в его чертах. Ростов был счастлив, убедившись в том, что слух о ране государя был несправедлив. Он был счастлив, что видел его. Он знал, что мог, даже должен был прямо обратиться к нему и передать то, что приказано было ему передать от Долгорукова.
Но как влюбленный юноша дрожит и млеет, не смея сказать того, о чем он мечтает ночи, и испуганно оглядывается, ища помощи или возможности отсрочки и бегства, когда наступила желанная минута, и он стоит наедине с ней, так и Ростов теперь, достигнув того, чего он желал больше всего на свете, не знал, как подступить к государю, и ему представлялись тысячи соображений, почему это было неудобно, неприлично и невозможно.
«Как! Я как будто рад случаю воспользоваться тем, что он один и в унынии. Ему неприятно и тяжело может показаться неизвестное лицо в эту минуту печали; потом, что я могу сказать ему теперь, когда при одном взгляде на него у меня замирает сердце и пересыхает во рту?» Ни одна из тех бесчисленных речей, которые он, обращая к государю, слагал в своем воображении, не приходила ему теперь в голову. Те речи большею частию держались совсем при других условиях, те говорились большею частию в минуту побед и торжеств и преимущественно на смертном одре от полученных ран, в то время как государь благодарил его за геройские поступки, и он, умирая, высказывал ему подтвержденную на деле любовь свою.
«Потом, что же я буду спрашивать государя об его приказаниях на правый фланг, когда уже теперь 4 й час вечера, и сражение проиграно? Нет, решительно я не должен подъезжать к нему. Не должен нарушать его задумчивость. Лучше умереть тысячу раз, чем получить от него дурной взгляд, дурное мнение», решил Ростов и с грустью и с отчаянием в сердце поехал прочь, беспрестанно оглядываясь на всё еще стоявшего в том же положении нерешительности государя.
В то время как Ростов делал эти соображения и печально отъезжал от государя, капитан фон Толь случайно наехал на то же место и, увидав государя, прямо подъехал к нему, предложил ему свои услуги и помог перейти пешком через канаву. Государь, желая отдохнуть и чувствуя себя нездоровым, сел под яблочное дерево, и Толь остановился подле него. Ростов издалека с завистью и раскаянием видел, как фон Толь что то долго и с жаром говорил государю, как государь, видимо, заплакав, закрыл глаза рукой и пожал руку Толю.
«И это я мог бы быть на его месте?» подумал про себя Ростов и, едва удерживая слезы сожаления об участи государя, в совершенном отчаянии поехал дальше, не зная, куда и зачем он теперь едет.
Его отчаяние было тем сильнее, что он чувствовал, что его собственная слабость была причиной его горя.
Он мог бы… не только мог бы, но он должен был подъехать к государю. И это был единственный случай показать государю свою преданность. И он не воспользовался им… «Что я наделал?» подумал он. И он повернул лошадь и поскакал назад к тому месту, где видел императора; но никого уже не было за канавой. Только ехали повозки и экипажи. От одного фурмана Ростов узнал, что Кутузовский штаб находится неподалеку в деревне, куда шли обозы. Ростов поехал за ними.
Впереди его шел берейтор Кутузова, ведя лошадей в попонах. За берейтором ехала повозка, и за повозкой шел старик дворовый, в картузе, полушубке и с кривыми ногами.
– Тит, а Тит! – сказал берейтор.
– Чего? – рассеянно отвечал старик.
– Тит! Ступай молотить.
– Э, дурак, тьфу! – сердито плюнув, сказал старик. Прошло несколько времени молчаливого движения, и повторилась опять та же шутка.
В пятом часу вечера сражение было проиграно на всех пунктах. Более ста орудий находилось уже во власти французов.
Пржебышевский с своим корпусом положил оружие. Другие колонны, растеряв около половины людей, отступали расстроенными, перемешанными толпами.
Остатки войск Ланжерона и Дохтурова, смешавшись, теснились около прудов на плотинах и берегах у деревни Аугеста.
В 6 м часу только у плотины Аугеста еще слышалась жаркая канонада одних французов, выстроивших многочисленные батареи на спуске Праценских высот и бивших по нашим отступающим войскам.
В арьергарде Дохтуров и другие, собирая батальоны, отстреливались от французской кавалерии, преследовавшей наших. Начинало смеркаться. На узкой плотине Аугеста, на которой столько лет мирно сиживал в колпаке старичок мельник с удочками, в то время как внук его, засучив рукава рубашки, перебирал в лейке серебряную трепещущую рыбу; на этой плотине, по которой столько лет мирно проезжали на своих парных возах, нагруженных пшеницей, в мохнатых шапках и синих куртках моравы и, запыленные мукой, с белыми возами уезжали по той же плотине, – на этой узкой плотине теперь между фурами и пушками, под лошадьми и между колес толпились обезображенные страхом смерти люди, давя друг друга, умирая, шагая через умирающих и убивая друг друга для того только, чтобы, пройдя несколько шагов, быть точно. так же убитыми.
Каждые десять секунд, нагнетая воздух, шлепало ядро или разрывалась граната в средине этой густой толпы, убивая и обрызгивая кровью тех, которые стояли близко. Долохов, раненый в руку, пешком с десятком солдат своей роты (он был уже офицер) и его полковой командир, верхом, представляли из себя остатки всего полка. Влекомые толпой, они втеснились во вход к плотине и, сжатые со всех сторон, остановились, потому что впереди упала лошадь под пушкой, и толпа вытаскивала ее. Одно ядро убило кого то сзади их, другое ударилось впереди и забрызгало кровью Долохова. Толпа отчаянно надвинулась, сжалась, тронулась несколько шагов и опять остановилась.
Пройти эти сто шагов, и, наверное, спасен; простоять еще две минуты, и погиб, наверное, думал каждый. Долохов, стоявший в середине толпы, рванулся к краю плотины, сбив с ног двух солдат, и сбежал на скользкий лед, покрывший пруд.
– Сворачивай, – закричал он, подпрыгивая по льду, который трещал под ним, – сворачивай! – кричал он на орудие. – Держит!…
Лед держал его, но гнулся и трещал, и очевидно было, что не только под орудием или толпой народа, но под ним одним он сейчас рухнется. На него смотрели и жались к берегу, не решаясь еще ступить на лед. Командир полка, стоявший верхом у въезда, поднял руку и раскрыл рот, обращаясь к Долохову. Вдруг одно из ядер так низко засвистело над толпой, что все нагнулись. Что то шлепнулось в мокрое, и генерал упал с лошадью в лужу крови. Никто не взглянул на генерала, не подумал поднять его.

Зачем художники создают автопортреты? Во–первых, это отличный способ получше познакомиться с собственным «я» и выразить себя, во–вторых - отточить мастерство, когда рядом нет модели.
Что перевешивает на чаше весов истории? Ведь некоторые портреты так и остались иллюстрациями к биографии, в то время как другие стали знаковыми шедеврами.

1. Леонардо да Винчи. Туринский автопортрет

Считается, что художник выполнил его в 60–летнем возрасте. Штриховка выполнена тонкими линиями слева направо - это характерный почерк да Винчи. Работа нарисована сангиной (материал, напоминающий красно–коричневый уголь) на бумаге. Идентификация проведена в XIX веке: рисунок соспоставили с портретом Платона на фреске Рафаэля «Афинская школа», прототипом для которого был Леонардо.
Тем не менее, некоторые искусствоведы продолжают доказывать, что туринский автопортрет - всего лишь качественная подделка под да Винчи. Однако железных фактов в поддержку своего мнения они не предоставили.
Где хранится: Королевская библиотека в Турине.
Кстати, существует теория, что великую Мону Лизу Леонардо да Винчи срисовал с себя, предав собственным чертам мягкости. К такому мнению ученые склоняются, сравнивая красавицу из Лувра с туринским автопортретом.

2. Автопортрет Дюрера

Сохранилось 17 автопортретов немецкого мастера Ренессанса, однако самым популярным является тот, что датирован 1500–м годом.


Лицу преданы божественные, иконографические черты. Художнику на время написания было 28 лет. В то время портреты «фас» в Европе были редкостью. В Италии их практически полностью сменили работы с поворотом головы в три четверти.
К слову, Дюрер одним из первых дал толчок к переоценке статуса художника. В то время в Германии рисунок считался ремеслом, и ставить автографы на работах было не принято. Дюрер всегда подписывал картины полным именем. Кроме того, он является первым европейским художником, написавшим автобиографию, и крупнейшим мастером ксилографии.
Где хранится: Старая пинакотека Мюнхена.

3. Караваджо. Предполагаемый автопортрет в образе Бахуса


Гений реализма всю жизнь рисовал автопортреты: его черты можно узнать в лице казненного на картине «Давид с головой Голиафа», в проходном персонаже на картине «Мученичество апостола Матфея», и даже в лике медузы Горгоны. Но в главной роли он предстает только в образе Бахуса!

Где хранится: Галерея Боргезе, Рим

4. Винсент Ван Гог. Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой

Написан в Арле на пике развития психологического расстройства. Картина была нарисована через несколько дней после того, как Ван Гог поссорился с другом Гогеном, запустил ему в голову стаканом, а после в приступе гнева отрезал сам себе мочку уха.
Где хранится: Частная коллекция Ниархоса, Чикаго

5. Поль Гоген. Автопортрет художника на фоне желтого Христа

Один из главных представителей постимпрессионизма и отец символизма нередко рисовал себя - как и его товарищ Ван Гог. Самые популярные автопортреты: с палитрой (1893 г), в шляпе (1893 г) и с «желтым Христом» (1889−1890 гг.). На последней за спиной мастера находится любимая работа, давшая начало символизму.
Где хранится: Музей д‘Орсе, Париж

6. Пьер Огюст Ренуар. Последний автопортрет

Потрясающий импрессионист, автор новаторского для своего времени портрета актрисы Жанны Самари, прожил долгую жизнь и на старости влюбился в юную натурщицу (об этом снят фильм «Ренуар. Последняя любовь»). На последнем автопортрете (1910 г.) живописец выглядит абсолютно счастливым. На тот момент ему было без малого 70 лет.
Где хранится: частная коллекция

7. Автопортрет Модильяни

Работы художника отличаются самобытным авторским стилем - его невозможно спутать не с кем. Как ни странно, ловелас и покоритель сердец редко рисовал себя. Широко известен только один портрет, выполненный в 1919 году, меньше чем за год до смерти автора.
Где хранится: музей современных искусств в Сан–Пауло, Бразилия

8. Френсис Бэкон, Автопортрет № 1

Среди десятков автопортретов этот - чуть ли не единственный, у которого есть туловище. Интересно, что оно «позаимствовано» у другого художника, Люсьена Фрейда (к такому выводу пришли исследователи аукциона Сhristie’s).
Этот коллега - излюбленная модель Бэкона. На сегодня триптих «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» является самым дорогим произведением искусства из когда–либо проданных. Рекорд установлен в ноябре 2013 года на Сhristie’s: работа ушла с молотка за 142,4 млн долларов.

Где хранится: центр Помпиду

9. Автопортрет Рембрандта

Написан в 1640 году, в зените славы, когда знатные богатые голландцы буквально заваливали художника заказами. Рембрандт решил увековечить собственную состоятельность и признание: на картине он сидит в чинной позе, одетый в дорогие платья. Этой работой автор хотел поставить себя в одну линию с Дюрером, Тицианом и Рафаэлем, которых очень уважал. В целом в своих картинах он нередко «соревновался» с Тицианом: брал типичные для коллеги сюжеты и переигрывал в своем стиле.
Где хранится: Национальная галерея, Лондон
В автопортрете 1640 года повторена классическая позы персонажей Дюрера и Тициана: все они правой рукой опираются на парапет. Согласно рентгенограмме, первоначально на парапете была левая рука Рембрандта.

10. Пабло Пикассо. Автопортрет в голубой период

Испанец рисовал себя на протяжении всей жизни. Сущствуют десятки автопортретов Пикассо - от крайне реалистичных до тех, что идеально вписываются в каноны кубизма. Интересно, что на самом известном автопортрете «голубого» периода художник меньше всего похож на себя.
Где хранится: Музей Пикассо, Барселона



План:

    Введение
  • 1 Автопортрет в изобразительном искусстве
    • 1.1 Виды автопортрета
    • 1.2 Идентификация автопортретов
  • 2 История
    • 2.1 Античность
    • 2.2 Эпоха Возрождения
    • 2.3 Барокко
    • 2.4 Постимпрессионисты
  • 3 Фотопортреты
  • 4 Диагностика по автопортрету
  • 5 Литература
    • 5.1 Искусствоведение
    • 5.2 Психология самовосприятия
    • 5.3 Автопортреты в неврологии
    • 5.4 Автопортреты в литературе
  • Примечания

Введение

Автопортрет Рембрандта, приблизительно 1655

Автопортре́т - портрет самого себя. Обычно имеется в виду живописное изображение; однако автопортреты бывают и скульптурные, литературные, фото- и кинематографические и т. д.

Многие художники-портретисты создавали автопортреты, причём некоторые написали рекордное число своих изображений. Иногда художники помещали свое изображение в групповые портреты. Полагают, что некоторые художники писали с себя портреты персонажей противоположного пола. Некоторые художники, страдавшие неврологическими заболеваниями, оставили после себя автопортреты. Эти картины позволили медикам проанализировать нарушения работы мозга; многие из них прочно вошли в учебники неврологии.


1. Автопортрет в изобразительном искусстве

1.1. Виды автопортрета

Искусствовед Васильева-Шляпина выделяет два основных вида автопортрета: профессиональный , то есть тот, на котором художник изображен за работой, и личностный , раскрывающий моральные и психологические черты. Она также предлагает более детальную классификацию: 1) «вставной автопортрет» - художник изображен в группе персонажей какого-то сюжета; 2) «представительский, или символический, автопортрет» - художник изображает себя в образе исторического лица или религиозного героя; 3) «групповой портрет» - художник изображен с членами семьи или другими реальными лицами; 4) «отдельный или естественный автопортрет» - художник изображен один.


1.2. Идентификация автопортретов

«Взгляд, устремлённый прямо на зрителя, и несколько неестественная асимметрия абриса лица, возникшая за счет зеркального переворота изображения – характерные приметы, по которым обычно опознаются автопортреты в многофигурных композициях», указывает Гращенков в своем исследовании, посвященном Раннему Возрождению .

2. История

2.1. Античность

Изображения художников за работой встречаются в древнеегипетской живописи, а также на древнегреческих вазах. Одно из первых упоминаний об автопортрете конкретного художника встречается у древнегреческого философа и биографа Плутарха (ок. 45 - ок. 127), который пишет о том, что живший за несколько веков до него древнегреческий скульптор Фидий (ок. 490 до н. э. - ок. 430 до н. э.) включил самого себя в число персонажей композиции «Битва амазонок» в Парфеноне. Битва греков с амазонками была высечена на щите статуи Афины, а также на западной стене храма.


2.2. Эпоха Возрождения

Предположительный автопортрет Леонардо да Винчи

Итальянский художник и архитектор Джотто (1267-1337) включил себя в цикл «знаменитых людей» в неаполитанской кастели.

Итальянский живописец Мазаччо (1401-1428) изобразил себя одним из апостолов в росписи капеллы Бранкаччи.

Тосканский художник Боттичелли (1447-1515) сделал себя героем картины «Поклонение волхвов».

Наиболее известное изображение Леонардо да Винчи (1452-1519) многие исследователи считают поздним и единственным автопортретом. Однако, другие искусствоведы полагают, что принадлежность этой работы Леонардо полностью не доказана. Существует версия, впервые высказанная писателем Мережковским, что Леонардо положил в основу знаменитой картины «Мона Лиза» собственный автопортрет.

Изображали себя и Рафаэль (1483-1520), и Микеланджело Буонарроти (1475-1564). Полагают, что Микеланджело придал сходство собственному лицу изображению содранной со святого Варфоломея кожи в сцене «Страшного суда» в росписи Сикстинской капеллы.

Тициан (1477-1576) выполнил «Автопортрет с Орацио и Марко Вечелио», который, по мнению критиков, имеет глубокое философское содержание. На полотне изображены сам Тициан, его сын и родственник Марко. Известен также поздний автопортрет Тициана, который он написал в 1566 году.

Более пятидесяти автопортретов написал Альбрехт Дюрер (1471-1528). Первый (рисунок серебряным карандашом) был создан, когда художнику было тринадцать лет. Двадцатидвухлетний Дюрер изображен также на Автопортрете с гвоздикой (1493, Лувр). Мадридский Автопортрете (1498, Прадо) изображает Дюрера человеком солидного достатка, добившимся признания. На следующем автопортрете художник изобразил себя в образе Христа (Мюнхен, Старая Пинакотека).


2.3. Барокко

Большое количество автопортретов написал Рембрандт (1606-1669). Художнику одно время приписывалось около 90 картин, содержащих его собственное изображение. Однако, как показал анализ, 20 «автопортретов» на самом деле были выполнены другими художниками. Отвергнут был, например, «автопортрет», приобретенный Штутгартской галереей в 1962 году. Недавно был обнаружен самый маленький автопортрет Рембрандта, составляющий восемь дюймов в высоту и около семи дюймов в ширину.


2.4. Постимпрессионисты

Автопортрет Ван Гога Голова забинтована, так как художник сам себе отрезал часть уха.

Ван Гог написал более двадцати автопортретов, причем всего за два года.

Среди рекордсменов по количеству автопортретов Фрида Кало. Она писала саму себя 55 раз.


3. Фотопортреты

Роберт Корнелиус. Автопортрет.
Дагеротип, 1839. Первый в истории отчётливый снимок человеческого лица.

Автопортрет Елеазара Лангмана

Широко распространены два способа получения фотоавтопортретов: фотографирование своего отражения в зеркале, и фотографирование себя с фотоаппарата на вытянутой руке.

Известна работа Е.Лангмана, сфотографировавшего свое отражение на поверхности никелированного чайника.


4. Диагностика по автопортрету

Автопортрет Эгона Шиле, запечатлевший мастурбацию

Автопортреты художников, страдавших теми или иными заболеваниями, дают медикам уникальную возможность для исследования самовосприятия у людей с психологическими, психиатрическими или неврологическими нарушениями.

Российский сексолог Кон в своей статье о мастурбации отмечает , что привычка мастурбировать запечатлена в произведениях искусства, в частности живописи. Так австрийский художник Эгон Шиле изобразил себя за этим занятием на одном из автопортретов. Кон считает, что художник передает этой картиной не удовольствие от мастурбации, а чувство одиночества. Творчество Шиле анализируют и другие исследователи сексуальности, в частности исследователи педофилии.


5. Литература

5.1. Искусствоведение

  • Г. Л. Васильева-Шляпина. Автопортретный жанр в мировом изобразительном искусстве. Вестник КрасГУ. (PDF).

5.2. Психология самовосприятия

  • Wegner DM (2003) The mind’s self-portrait. Ann N Y Acad Sci 1001: 212-225. Автопортрет личности. Психология и нейронауки приближаются к пониманию разума и сознания. Между тем, каждый человеческий разум содержит автопортрет, содержащий самооценку мыслительных процессов. Этот автопортрет полагает, что действия человека управляются мыслями и, таким образом, тело управляется сознанием. Автопортрет приводит к убеждению, что мы сознательно желаем что-то делать. Исследования показывают, что такой автопортрет является карикатурой на функции мозга, но в то же время он является основой ощущения авторства и ответственности за собственные действия.
  • И. С. Кон ОТКРЫТИЕ «Я» (Историко-психологический этюд), журнал «Новый Мир» 1977, N8. Позднее автор вернулся к этой теме в своей книге «В поисках себя (личность и ее самосознание)», М., Политиздат, 1984 .

5.3. Автопортреты в неврологии

  • Tielsch AH, Allen PJ (2005) Listen to them draw: screening children in primary care through the use of human figure drawings. Pediatr Nurs 31(4): 320-327. Посмотрите, как они рисуют: диагностика детей по рисункам людей. Этот обзор литературы фокусируется на методе рисования людей в качестве метода диагностики. Детские рисунки могут распознать умственные расстройства. Авторы описывают использование автопортретов для диагностики эмоциональных расстройств у детей от 6 до 12 лет. Хотя эта методика не позволяет поставить окончательный диагноз, она полезна для распознавания проблем.
  • Morin C, Pradat-Diehl P, Robain G, Bensalah Y, Perrigot M (2003) Stroke hemiplegia and specular image: lessons from self-portraits. Int J Aging Hum Dev 56(1): 1-41. Гемиплегия после инсульта и зеркальное изображение: уроки, почерпнутые из автопортретов. Больные с гемиплегией имеют разнообразные проблемы самовосприятия, которые обусловлены неврологическими поражениями представления тела, либо психологическими проблемами с восприятием собственного я.

Автопортрет

(от греч. Autos – сам, франц. Portrait ,

из лат. portatore – «переносить, наносить, доставлять)

Автопортрет – графическое, живописное, скульптурное изображение художника, выполненное им самим, чаще всего с помощью зеркала. Автопортрет выражает оценку художником своей личности, своих творческих принципов. Художник может стремиться в автопортрете к объективности самооценки, возвышать или разоблачать себя, представлять в различных обличьях, мифологизировать свой образ и т.д.

Для нас, сегодняшних, автопортрет такой же привычный жанр, как и другие. Но еще каких-нибудь 500-600 лет назад в Европе, а в России и того меньше – лет 280 назад - автопортрет был единичным и новаторским явлением, утверждающим ценность творческой личности и ее право на память потомков.

Возникновение и развитие этого жанра связано, прежде всего, с переоценкой в XV веке самого статуса художника. Скрытые автопортреты существовали и раньше – художник изображал себя под видом второстепенного и анонимного персонажа сцены или наделял собственными чертами вполне определенный персонаж. В конце средних веков появляются уже бесспорные автопо­ ртреты, то есть индивидуализированные лица, все более многочисленные и представленные самыми разнообразными способами. Этому сопутствуют два параллельных явления: новые живописные средства, позволившие итальянским и нидерландским художни­ кам четко изображать черты лица, и подпись, которая привлекает внимание зрителя к автору произведения. А также усовершенствование и широкое использование зеркал, особенно венециан­ ских, которые с конца XIV в. ценились очень высо­ко. На любом автопортрете, который можно назвать «a specchio» («при помощи зеркала»), изображенный представлен в три четверти и устремляет свой взгляд наружу, композиция же носит асимметричный харак­тер.

Однако, как самостоятельный жанр автопортрет появляется в эпоху Возрождения, так как «Возрождение открыло человека» (Я. Бурхард).

Существует несколько видов автопортрета:

1. «Вставной автопортрет» - художник введен в групповую композицию, с отличительным знаком или без него, иногда он растворен в ситуации («скрытый автопортрет», например, «Поклонении во­ лхвов» С.Боттичелли, «Последний день Помпеи» К.Брюллова ) или выделен из нее (Д.Веласкес «Менины»).

2. «Представительный или символический авто­ портрет» - художник придает собственные черты ис­ торическому или сказочному персонажу, иногда это приводит к предыдущей формуле или же к специфи­ ческой композиции (Рогир ван дер Вейден «Св. Лука, рисующий Мадон­ ну»), а иногда оканчивается простым переодеванием.

3. «Групповой портрет» - профессиональный, семей­ ный, памятный (П.Рубенс «Четыре философа», «Автопортрет с мантуанскими друзьями»).

4. «Отдельный или естественный автопортрет» - художник представлен за работой или без профессиональных принадлежностей, фон может варьироваться от нейтрального или интерьера мастерской до более разработанного, иногда даже фантастического.

Два первых типа более древние и часто встречаются в XV и XVI вв., однако появляют­ся и позже. Два других возникли в XV-XVI в. и были развиты в XVIII и XIX вв.

Первый художник, для которого автопортрет стал знаковым жанром, - Альбрехт Дюрер (1471-1528). Его а втопортреты (Дюрер создал более 50 автопортретов) складываются в уникальную серию. До Рембрандта в западноевропейской живописи чего-нибудь подобного больше не делал никто.

В его автопортретах нашел отражение ренессансный подход к трактовке личности художника, который отныне должен рассматриваться не как скромный ремесленник, а как личность, обладающая высоким общественным статусом. Эти тенденции достигают кульминации в автопортрете 1500 г. Мастер написал себя таким, каким хотел видеть, размышляя о великом призвании художника: торжественная фронтальная поза и идеализация черт, обнаруживающий сходство с Христом. На черном поле этого автопортрета Дюрер вывел золотом две надписи: слева поставил дату и свою подпись-монограмму, а справа, симметрично им, написал: "Я, Альбрехт Дюрер, нюрнбержец, написал себя так вечными красками".

Особняком стоит творчество Рембранд­ та (1606-1669), исполнившего более 60 автопортретов, которые, как и у Дюрера, являются своеобразным дневником ху­дожника и сопровождают всю его творческую жизнь. Во взгляде художника на самого себя отражаются все этапы его внутреннего развития: эксперимент – во время его раннего, лейденского периода, театрально-скрытный – в 1630-е годы, и откровенный – к концу жизни. По сути, он сам – любимая натура для работы, этюды к другим образам, созданным им в живописи и графике.

Один из любимых мотивов автопортретов - спокойный образ художника в интерьере мастерской, перед мольбертом – нашел отражение в творчестве многих художников. Наи­ более полно и в то же время просто он воссоздан Ж.Шар деном. Эта тема будет многократно повторена с различными оттенками в XIX в. вплоть до П.Сезанна и А.Матисса.

С XVIII в. почти все живописцы мыслили свои автопортреты как своего рода манифесты их стиля и темперамента (Менгс, Давид, Энгр, Коро). Позже автопортрет стал выражать образ художника (Уис тлер , Бёклин, Мейссонье, Писсарро, Моне). В авто­ портретах Курбе господствует социальный пафос, а в изображениях Ван Гога («Автопортрет с отрезанным ухом») и вплоть до Коринта и Бекмана - психологический.

Последние значительные эпизоды в истории европейского автопортрета в классическом понимании связаны с творчеством Поля Сезанна иАнри Руссо («Автопортрет-пейзаж»), чьи автопортреты носят народный, почти сказочный характер.

Накануне первой мировой войны художники-сюрреалисты и представители «новой вещественнос­ти» вновь обратились к автопортрету, но трактовали его в более критичном духе (групповой портрет Макса Эрнста «Встреча друзей», 1922 г., автопортреты Бельмера и Дикса).

Затем после долгого забвения, связанного с возраста­ющим влиянием абстрактной эстетики и стремлени­ем изображать в живописи конструктивные элемен­ ты, автопортрет появляется вновь в 1960-е гг. у живописцев Новой фигурации, поп-арта и различных реализмов. Влияние фотографии заметно в произве­ дениях Э. Уорхола и Фроманже . С конца 1960-х многие художники посвятили свое творчество исследованию собствен­ ной индивидуальности (боди-арт и «индивидуальная мифология»). Задумываясь о своей идентичности, своем теле, своем прошлом и будущем, они создава­ ли собственные образы, нередко используя фотогра­фию.

В России автопортрет как жанр искусства появился в начале XVIII в. «Автопортрет с женой» 1729 года Андрея Матвеева - скромный образ семейной пары - стал новационным явлением и как первый русский автопортрет художника, утверждающий ценность творческой личности и ее право на память потомков, и как камерный тип портрета, представляющий частного человека.

Одна из важнейших причин неразвитости автопортрета на раннем этапе истории новой русской живописи заключается в положении художника в общественной системе, в условиях его существования и в особенностях социального самочувствия. Русский живописец в XVIII веке – как бы ремесленник, он несет на себе отпечаток средневековой концепции личности – корпоративной, не выявленной в индивидуальных устремлениях, далекой от идеи самовыражения. Русский живописец в XVIII веке не чувствовал права заниматься собой.

Зато в русском романтизме в I половине XIX в. автопортрет становится заметным явлением (О.Кипренский, К.Брюллов). Но самый мощный расцвет русского автопортрета приходится на рубеж XIX-XX веков, когда в европейском автопортрете ничего интересного почти не происходит.

Этот расцвет связан с новой системой художественного мышления, где роль самого художника стала огромной, тяга к самовыражению – небывалой, к индивидуальному творческому почерку – как никогда сильной. Все эти обстоятельства поставили в центр творческого акта творческую личность, что неминуемо должно было оживить автопортрет. Автопортрет – это своеобразная декларация, творческая платформа художника. В экспозиции – репродукция автопортрета Н.Гончаровой «Автопортрет с желтыми лилиями» 1907 г. Деформация внешности, упрощенность и огрубление формы, нарочитая неправильность рисунка, вся эта «некрасивость» звучала как вызов стилизованному искусству, как протест против салонной миловидности, нередко присутствующей в женских портретах.

В автопортрете чудесным образом смешиваются, взаимопроникают автор и тема, предмет изображения и его содержание, он всегда чрезвычайно богат тайными или явными значениями, в которых важен каждый элемент, а личность изображенного раскрывается даже вопреки намерениям автора. Отсюда непрекращающийся интерес зрителя к жанру автопортрета.

В 1664 г. крупнейший коллекционер из рода герцогов Медичи, Леопольдо Козимо II, начал собирать с научной систематичностью коллекцию автопортретов. С этой целью он приобретал или получал в дар автопортреты уже известных мастеров, разыскивал портреты современников через агентов или друзей в разных странах, царствующих особ европейских Дворов, путешественников. В результате создатель коллекции раздобыл 80 картин за 11 лет. Коллекция выросла в 2 раза при его наследнике Козимо III, который позаботился о ее размещении в Галерее Уффици во Флоренции. В настоящее время коллекция автопортретов Галереи Уффици насчитывает 2 300 картин. В этой коллекции есть автопортреты русских художников (например, Б.Кустодиева, М.Шагала).

Ответ на вопрос - почему же не было великих женщин-художниц - кроется в природе существующих социальных институтов мужского мира и того, что они запрещают или поощряют. Женщин не брали учиться в Академии живописи,запрещали изучать анатомию человека, им был закрыт свободный доступ к обнаженной модели от эпохи Возрождения и почти до конца XIX в., хотя тщательное и продолжительное обучение рисованию обнаженной натуры составляло основу художественного ученичества для любого молодого художника,не допускали к участию на выставках и конкурсах. Студентки Королевской академии в Лондоне не допускались на занятия рисунком с обнаженной натурой вплоть до 1893 года, а позже, если их туда и пускали, модель должна была быть «частично задрапирована». Они могли учиться только дома или у своих родственников,поэтому такие выдающиеся художницы, как Мариэтта Робусти, Лавиния Фонтана, Артемизия Джентилески, Элизабет Шерон, мадам Виже-Лебрен и Анжелика Кауфман — все они без исключения были дочерьми художников. Берта Моризо,например, была близка с Мане и позже вышла замуж за его брата, а немалая часть работ Мэри Кассат основана на стилистике ее близкого друга Дега. К тому же на женщине лежал быт,дети,семейные обязательства,она не могла полностью посвятить себя художественной карьере,как это делали мужчины.И несмотря на всё это, они добивались большого успеха и среди них было много достойных хороших художников,а некоторых из них как,например,Софонисбу Ангиссолу,Анжелику Кауфман и Элизабет Виже-Лебрён,приглашали ко двору писать портреты.

"Забавный пример этого табу на встречу одетой женщины с обнаженным мужчиной дает нам групповой портрет членов Королевской академии в Лондоне 1772 г. кисти Цоффани. Академики у Цоффани собрались в светлом зале перед двумя обнаженными натурщиками: присутствуют все уважаемые члены академии, за одним достопримечательным исключением: единственная женщина-академик, знаменитая Анжелика Кауфман, из соображений пристойности присутствует здесь в виде своего портрета, висящего на стене. " Линда Нохлин

Софонисба Ангиссола Автопортрет 1556 г. Испания -- первая известная художница эпохи Ренессанса,все пять сестёр в семье были художницами.

Артемизия Джентилески. Автопортрет. 1630г. Италия

Розальба Каррьера Автопортрет 1715 Италия

Мариетта Робусти (дочь знаменитого Тинтаретто) Автопортрет Италия

Анна Васер Автопортрет. Швейцария

Катарина ван Хемессон Бельгия

Элизабетта Сирани. Автопортрет. Италия

(прожила всего 27 лет,была принята в Академию,открыла худ.школу для женщин)

Элизабет Виже - Либрен. Автопортрет в соломенной шляпе 1782г. Франция (у неё много замечательных автопортретов,написанных в разные годы жизни)

Мария Бракемон Франция

Ева Гонсалес Франция

Джованна Франтеллини Автопортрет Италия

Ангелика Кауфман Автопортрет 1787г. (была членом многих европейских Академий художеств)

Аделаида Лабиль - Жиар. Автопортрет с двумя моделями 1785г. Франция

Ролинда Шарплс (Чаплин) Автопортрет с матерью 1820 г.

Маргарита Жерар. Автопортрет с гитаристкой 1803 г.

Юдит Лейстер 1630 Нидерланды

Роза Бонёр Франция

Берта Моризо Автопортрет 1885 Франция

Мари-Женевьева Бульяр Франция

Луиза Голландина - дочь короля Чехии. Автопортрет

Туве Янссон Финляндия

Фрида Кало Мексика

Мария Башкирцева - прожила 23 года,внесена в международный художественный рейтинг

Софья Сухово- Кобылина - первая женщина,окончившая Академию с золотой медалью

Зинаида Серебрякова (множество автопортретов)

Тамара де Лемпицка Автопортрет

Марианна Верёвкина

Наталья Гончарова

Елизавета Бём

Ольга Делла-Вос-Кардовская

Елизавета Кругликова Автопортрет

Мария Воробьёва-Стебельская (Маревна) Автопортрет 1929

Наталия Агапьева Автопортрет

Я привела тут лишь незначительную часть автопортретов женщин-художников,ниже по двум ссылкам вы можете посмотреть ещё 223 автопортрета и это,конечно,не полный перечень всех художниц. Как видите, женщин -художников во все времена было очень много. И совершенно несправедливо, что очень многие из них оказались забыты, их женские имена из истории живописи вымараны, а их творческое наследие утрачено.

"Через что только не приходится проходить женщине, избравшей артистическую карьеру, хотя бы одаренной и крупным, выдающимся талантом? Как бы талантлива она ни была, всегда она будет позади посредственного художника, и всегда предпочтут дать заказ третьестепенному художни ку, чем женщине с явным и ярким талантом: как-то не ловко... Ее, может быть, даже будут хвалить в газетах, будут говорить о ней и признавать в художественном мире, но поручить ей ответственную работу никто не решится, ее постараются дружными, сплоченными.усилиями ни куда не пропустить. Сколько таких примеров я видела в жизни! (...) Женщина с гораздо большим талантом может выдвинуться только чудом или способами, ничего общего с искусством не имеющими, ей каждый шаг дается только с невероятными усилия ми... И сколько из них погибает или бьется всю жизнь в нищете! " Мария Тенишева