Междометие - это часть речи, которая включает в себя неизменяемые слова и словосочетания, выступающие в речи как односоставные предложения, которые служат для выражения эмоций, чувств (радость, удивление, недоумение, возмущение, боль, отвращение, раздражение, злость, и др.), ощущений, душевных состояний и других реакций, при этом прямо их не называя.

До сих пор иногда возникают споры о том, находятся ли вообще междометия в ведении лингвистики. Может быть, междометие – это спонтанный выкрик, инстинктивная реакция на внешний раздражитель, которая свойственна не только человеку, но и животному?

С одной стороны, бывают междометия, которые так непохожи на обычные слова языка, что даже содержат звуки, которых нет ни в каких других словах.

Междометия являются заменителями известных определенных выражений и целых предложений. Вместо "тьфу" или "брр", можно сказать "какая гадость!", вместо "тс" - "тише, не шумите", вместо "эй" или "pst" - "подите сюда", "послушайте" или просто сделать призывный жест рукой и т.д. Употребление Междометий в качестве членов предложения, стоящих в связи с другими членами, очень редко.

Междометия в русском языке : ох, ой, пли, ух, фу, фи, ага, ах, апчи, батюшки, господи, ишь ты, боже ж ты мой, о чёрт, ни фига себе! ай молодца!, молодец!, молодчина!, да ну ты брось, да ну как же оно так вышло-то вот, при! ... Эти слова не имеют лексических и грамматических значений, не изменяются и не являются членами предложения. Исключение составляют случаи, когда междометия выступают в функции знаменательной части речи, например, существительного: "В темноте раздалось грозное эй.".

По значению междометия бывают трех разрядов :
1) эмоциональные междометия выражают, но не называют чувства, настроения (радость, страх, сомнение, удивление и др.): ах, ой-ой-ой, увы, боже мой, батюшки, вот те раз, слава богу, как бы не так, фу и др.;
2) императивные междометия выражают побуждение к действию, команды, приказы: ну, эй, караул, кис-кис, вон, кыш, марш, тпру, ну-ка, ш-ш, ау;
3) этикетные междометия являются формулами речевого этикета: здравствуй(те), привет, спасибо, пожалуйста, простите, всего хорошего.

Междометия не изменяются, не являются членами предложения (в предложении Вокруг слышались только охи и ахи слова охи и ахи являются не междометиями, а существительными), за исключением случаев, когда они выступают в функции существительного (в предметном значении): По лесу разносилось звонкое ау.
Междометия обособляются при помощи запятой или восклицательного знака: Ба! Знакомые все лица! (А. С. Грибоедов)
Междометия могут быть производными (батюшки, господи) и непроизводными (ох, фу), в том числе заимствованными (баста, бис, стоп, ура, шабаш).

Междометие - особая часть речи, выражает, но не называет различные чувства и побуждения. Междометия не входят ни в самостоятельные, ни в служебные части речи.
Примеры междометий: ау, ах, ох, ну, ай-ай, увы.

Междометия могут выражать различные чувства и настроение: восторг, радость, удивление, страх и т.д. Примеры: ах, ай, ба, о, ох, эх, увы, ура, фу, фи, тьфу и др. Междометия могут выражать различные побуждения: желание выгнать, прекратить разговор, побудить к речи, действию и т.д. Примеры: вон, тсс, цыц, ну, ну-ну, эй, брысь и др. Междометия широко используются в разговорном стиле. В художественных произведениях междометия обычно встречаются в диалогах. Не путайте междометия со звукоподражательными словами (мяу, тук-тук, ха-ха-ха, динь-динь и т.п.).

Морфологические признаки

Междометия бывают производные и непроизводные. Производные образовались от самостоятельных частей речи: Брось! Извините! Батюшки! Ужас! и др. Сравните: Батюшки! Бог ты мой! (междометие) - Батюшки на службе (существительное). Непроизводные междометия - а, э, у, ах, эх, ну, увы, фу и др.

Междометия не изменяются.

Примеры междометий

Ах , голова горит, всю кровь моя в волненьи (А. Грибоедов).
Ай , ребята, пойте, только гусли стройте (М. Лермонтов).
Ба! Знакомые всё лица (А. Грибоедов).
Увы , он счастия не ищет и не от счастия бежит (М. Лермонтов).

Ну , барин, - закричал ямщик, - беда: буран! (А. Пушкин).
Эй , ямщик, смотри: что там такое чернеется? (А. Пушкин).
Ну-ну , Савельич! Полно, помиримся, виноват (А. Пушкин).
А вон-вон : это облачко (А. Пушкин).

Синтаксическая роль

Междометия не являются членами предложений. Однако иногда междометия употребляются в значении других частей речи - принимают конкретное лексическое значение и становятся членом предложения:
Ай да мёд! (А. Пушкин) - слово «ай да» в значении определения.
Вот раздалось «ау!» вдалеке (Н. Некрасов) - слово «ау» в значении подлежащего.

Морфологический разбор

Для части речи междометие морфологический разбор не делается.

В 18 веке французский философ и писатель Жан-Жак Руссо сказал: «Существовать - значит чувствовать». В языке есть специальные слова, которые выражают самые различные чувства. Это междометия. На уроке вы узнаете все о междометии как особой части речи. Также вы узнаете, как пишутся междометия и какими знаками препинания обособляются.

Тема: Междометия

Урок: Междометие как часть речи. Дефис в междометиях

Междометие – особая часть речи, не входящая ни в самостоятельные, ни в служебные части речи, которая выражает различные чувства, побуждения, но не называет их.

Например: ой, ах, ура, ба, боже мой и др.

Особенности междометий:

· не связаны грамматически с другими словами;

· не отвечают на вопросы;

· не изменяются;

· не являются членами предложения;

В отличие от служебных частей речи, междометия не служат ни для связи слов в предложении, ни для связи частей предложения.

По происхождению междометия делятся на непроизводные и производные

· Непроизводные междометия не соотносятся со словами других частей речи и состоят обычно из одного, двух или трёх звуков: а, о, э, ах, ох, эх, ого, увы . К этой же группе относятся и сложные междометия типа ай-ай-ай, ой-ой-ой и т.п.

· Производные междометия образованы от слов других частей речи:

а) глаголов (здравствуйте, прощайте, подумаешь );

б) существительных (батюшки, караул, господи );

в) наречий (довольно, полно );

г) местоимений (то-то же ).

К производным междометиям относятся и слова иноязычного происхождения (алло, браво, бис, капут ).

По структуре междометия могут быть:

· простыми, то есть состоять из одного слова (а, ай, ой, увы );

· сложными , т.е. образованными соединением двух-трёх междометий (ай-ай-ай, ой-ой-ой, батюшки-светы );

· составными , то есть состоять из двух и более слов (увы и ах; то-то же; вот тебе на; вот тебе раз ).

Виды междометий по значению:

· эмоциональные междометия выражают, но не называют чувства, настроения (радость, страх, сомнение, удивление и др.): ах, ой-ой-ой, увы, боже мой, батюшки, вот те раз, слава богу, как бы не так, фу и др.;

· междометия, которые выражают побуждение к действию, команды, приказы : ну, эй, караул, кис-кис, вон, кыш, марш, тпру, ну-ка, ш-ш, ау;

· этикетные междометия являются формулами речевого этикета: здравствуй(те), привет, спасибо, пожалуйста, простите, всего хорошего.

К междометиям примыкают, но не относятся слова, обозначающие мгновенные действия (бах, хлоп, шлёп и др.) , а также слова, имитирующие различные звуки и голоса животных и птиц (тра-та-та; бум-бум-бум; мяу-мяу; гав-гав; га-га-га и др. ).

Междометия используются в разговорной речи и в художественном стиле, чтобы выразить авторские эмоции или передать настроение героя произведения.

Иногда междометия переходят в разряд самостоятельных частей речи, при этом они принимают конкретное лексическое значение и становятся членом предложения.

Например: Далече грянуло «ура ».

Гонорар – увы и ах .

Домашнее задание

Упражнения № 415–418. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2012.

Задание №1. Прочитайте. Обратите внимание на интонацию, с которой произносятся междометия. Спишите предложения в такой последовательности: 1) предложения с эмоциональными междометиями; 2) предложения с побудительными междометиями. Укажите оттенки эмоций и побуждения.

1. Ах! Амур проклятый! И слышат, не хотят понять... 2. Ну! Виноват! Какого ж дал я крюку. 3. Ох, род людской! пришло в забвенье, что всякий сам туда же должен лезть, в тот ларчик, где ни стать, ни сесть. 4. Простите; я спешил скорее видеть вас, не заезжал домой. Прощайте! Через час явлюсь... 5. А! Александр Андреич, просим, садитесь-ка. 6. Эх, Александр Андреич, дурно, брат! 7. Эй, завяжи на память узелок; просил я помолчать... 8. Кричали женщины: ура! и в воздух чепчики бросали! 9. Ах! Боже мой! Упал, убился! 10. Поводья затянул. Ну, жалкий же ездок. 11. Ах! Злые языки страшнее пистолета. 12. Эй! Филька, Фомка, ну, ловчей! 13. Эх! Братец! Славное тогда житье-то было. 14. Здорово, Чацкий, брат! 15. Ну, тучу разогнал. 16. Ух! Я точнехонько избавилась от петли: ведь полоумный твой отец... (А. Грибоедов)

Задание №2. Выделите в примерах из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» слова, словосочетания и предложения, выступающие в роли междометий.

1.Бог с вами, остаюсь опять с моей загадкой. 2. Помилуйте, мы с вами не ребяты: зачем же мнения чужие только святы? 3. Князь Петр Ильич, княгиня, боже мой! 4. А мне подарочек, дай бог ему здоровья! 5. «Я досказал». - «Добро! Заткнул я уши». 6. А дамы?.. Дай бог терпение - ведь сам я был женат.

Дидактические материалы. Раздел «Междометие»

Дидактические материалы. Раздел «Звукоподражательные слова»

3. Культура письменной речи ().

Культура письменной речи. Междометие.

Междометие. Энциклопедия Кругосвет.

Литература

1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.

2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.

4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. 8-е изд. – М.: Мнемозина, 2012.

Междометие — особая часть речи, объединяет слова, которые выражают чувства, побуждения, волеизъявления, не называя их : ах,ох,ну, увы; алло, ау, стоп, боже мой, ура, цыц, чу и др. К междометиями относятся и формулы этикета: спасибо .

Междометие не относятся ни к самостоятельным частям речи, ни к служебным частям речи. От знаменательных частей речи междометия отличаются тем, что не называют ни предметов, ни признаков, ни действий, а от служебных — тем, что не выражают отношений между словами в словосочетании и предложении, не служат для связи слов и предложений, не вносят в предложение дополнительных смысловых оттенков.

Междометия являются словами-сигналами для кратчайшего выражения реакции человека на различные события реальной действительности или для выражения требования, желания, повеления.

Междометия широко используются в разговорной речи, в речи художественной чаще используются в диалогах. Междометия усиливают эмоциональность высказываний, передают особенности и стили живой речи. В поэтических произведениях, например, встречается междометие о!, которое способствует созданию торжественности: О, есть костер, которого не смеет коснутся забвение… Междометия могут играть важную роль в характеристике персонажей, например, Эллочка-людоедка из романа «Двенадцать стульев».

Междометия не имеют лексических, грамматических значений, т.е. междометия не изменяются, не являются членами предложения и синтаксически не связаны с членами предложения.

В предложении междометия выделяются запятыми или восклицательным знаком, если произносится с особой силой: Передайте, пожалуйста , книгу; Мне, увы , не повезло; Батюшки! ; Я до сих пор не могу забыть людей, которых, увы! теперь уж нет.

Но: Междометия, стоящие перед личными местоимениями ты и вы, за которыми следует обращение, запятыми не отделяются: Ой ты , Волга, кто не любит твоих берегов!

Иногда междометия могут употребляться в значении самостоятельных частей речи, тогда они приобретают конкретное лексическое значение и становятся при этом членами предложения. В таких случаях междометия запятыми не выделяются:

  • сказуемое: Жених у нее ой-ой-ой!
  • подлежащее и дополнение (при этом междометия могут иметь определение и изменяться по падежам и числам): Все эти хи-хи, ха-ха — мерзость. Далече грянуло ура.
  • обстоятельство: Народу легло — ай-ай !
  • определение: Ай да мед!

К междометиям не относятся звукоподражательные слова, имитирующие звуки живой природы и неживой природы (как-кар, дзынь, бульк, тра-та-та и др.), и слова-глаголы в междометной форме, обозначающие мгновенные действия (бах, бух, шлёп,бряк, глядь, плюх, скок, хвать, щёлк и др.) и выступающие в функции глагольного сказуемого, т.к. они не выражают чувств и побуждений (..И с возом бух в канаву. ). Но, слова, используемые для подзывания или управления животными (кис-кис, фас !) относятся к побудительным междометиям.

По значению междометия бывают трех разрядов:

  • эмоциональные междометия выражают чувства, настроения:
    • удовлетворение (одобрение, удовольствие, радость, восхищение): а, ах, ай, ага,ба, да, ура, слава богу, браво, ха, хо, ей-богу;
    • неудовлетворение (упрек, протест, досаду, гнев): ах, а, брр, увы, фу, фи, тьфу, вот еще, эх, ой-ой-ой, боже мой, батюшки, господи, ну, вот те раз, как бы не так, у, уф, ух, и др.;

    Большая часть этих междометий многозначна, поэтому значение их понятно из контекста.

  • императивные (повелительно-побудительные) междометия выражают различные побуждения к действию, команды, приказы (зов, оклик, побуждение, запрещение, заверение):

    ай-да, аппорт, алло, ау, долой, караул, марш, но-о!, пли!, ну, кис-кис, прочь, вон, ну-ну, ну-ка, эй, брысь, шабаш, ау, марш, тпру!, кис-кис, цып-цып, чу! и др.

    Эти междометия функционально можно соотнести с повелительным наклонением глагола. Они являются сигналами того, что желательна ответная реакция на эти слова. Побудительные междометия могут иметь при себе обращение, иногда они сами замещают обращение: Эй, Ванька!; Эй, иди сюда!

  • этикетные междометия (выделяется не во всех УМК) — слова норм речевого этикета: здравствуй(те), привет, спасибо, пожалуйста, простите, всего хорошего.

Междометия по происхождению:

  • непроизводные междометия не соотносятся со словами других частей речи: а, ага, ай, ау, ах, ба, брр, брысь, гей, ну, о, ого, ой, ох, тпру, тю, тьфу, у, увы, уф, ух, фи, фрр, фу, эх, ох, хи, ха, хо, ай-ай-ай, ой-ой-ой, цыц, э, эй и др..;
  • производные междометия образованы от слов других частей речи:
    • от глаголов: здравствуйте, прощайте, подумаешь, помилуйте, пли (из пали), скажите;
    • от существительных: батюшки, караул, господи, боже, черт;
    • от наречий: довольно, полно, вон, прочь, долой, полно; (из тише ->)те, тш, ш-ш, цc;
    • от местоимений: то-то же;
    • заимствованные слова: айда, ату, алло, браво, бис, капут, баста, стоп, ура, шабаш

Междометия по структуре:

  • простые, т.е. состоят из одного слова: ай, ой, увы;
  • сложные, образованные соединением двух-трех междометий: ай-ай-ай, батюшки-светы;
  • составные, состоящие из двух и более слов: увы и ах, то-то же, вот тебе на, вот тебе раз, боже мой, боже праведный, господи боже мой, боже упаси, упаси бог, господи помилуй, слава богу, черт побери, черт-те что, что за черт, черта с два, черт возьми, с ума сойти, поди ж ты, вот тебе на, вот тебе раз, вот то-то и оно, как бы не так, чтоб тебя.

Примеры. Мне, увы, не повезло. О! Я не люблю шутить. Ах, голова болит. Ба! Знакомые все лица. Увы, он счастия не ищет и не от счастия бежит. Эй, посмотри сюда. Ну-ну, Иваныч! Слышал, как он поёт? О! Диво!

Морфологический разбор междометия

Так междометие не имеет непостоянных морфологических признаков, то и морфологический разбор его в школе не проводят. Объясняют только особенности правописания. Если делать разбор, то по следующему плану :

  • Часть речи — междометие
  • Морфологические признаки:
    • неизменяемое слово;
    • разряд по значению;
    • разряд по происхождению, по структуре;
  • Синтаксическая функция -членом предложения не является.

Примеры.

  • Ой , меня укусила оса! Ой — междометие, неизм., эмоциональное, выражает чувство испуга, непроизводное, простое, не явл.членом предложения.
  • Ах , боже мой, я совсем не о том. ах — междометие, неизменяемое, эмоциональное, не является членом предложения; боже мой — междометие, неизменяемое, эмоциональное, не является членом предложения.
  • Прощай ! Я ухожу. Прощай — междометие, неизменяемое, этикетное, служит для выражения прощания, производное, простое.
  • Чу ! Слышишь? Чу — междометие, неизменяемое, императивное, выражает побуждение, непроизводное, простое, не явл.членом предложения.

10-й класс

«Досадное недоразумение»,
или Междометия

Цели урока: пробудить у учащихся интерес к междометиям, учить уместному использованию междометий в речи, формировать внимательное и вдумчивое отношение к происходящим языковым процессам, умение анализировать языковые явления.

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя.

Междометия – это наименее изученный класс слов в современном русском языке. Академик Л.В. Щерба назвал междометие «неясной и туманной категорией», «досадным недоразумением», имея в виду путаницу взглядов на эту часть речи. В истории изучения междометий можно выделить две противоположные концепции. Первая концепция связана с именем М.В. Ломоносова. Это она положила начало научной трактовке междометий. В этом направлении впоследствии работали А.Х. Востоков, Ф.И. Буслаев, А.А. Шахматов, В.В. Виноградов. Эти ученые считают междометия словами, признают данные слова частью речи, изучают их структуру, функции в речи, историю образования. Большой вклад в изучение междометий внес академик В.В. Виноградов. Он считал, что изучение междометий важно в плане исследования синтаксиса живой устной речи. Своеобразие междометий В.В. Виноградов видел в том, что они служат субъективным средством выражения эмоций, чувств и функционально сближаются с разными классами слов, занимая в системе частей речи особое место: это и не знаменательная, и не служебная часть речи.

Н.И. Греч, Д.Н. Кудрявский, Д.Н. Овсянико-Куликовский, А.М. Пешковский – это сторонники противоположной концепции, не считающие междометия словами и исключающие их из состава частей речи.

В школьном курсе русского языка междометия рассматриваются как особая часть речи.

Актуализация опорных знаний.

– Как называется раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи? (Морфология.)

– Что значит понятие части речи ? (Части речи – это основные лексико-грамматические разряды, по которым распределяются слова языка на основании определенных признаков.)

– Что это за признаки? (Во-первых, это семантический признак (обобщенное значение предмета, действия, состояния, признака и т.д.); во-вторых, морфологические признаки (морфологические категории слова); в-третьих, синтаксические признаки (синтаксические функции слова).)

– На какие две группы делятся части речи? (Части речи делятся на самостоятельные (знаменательные) и служебные.)

– Какая часть речи занимает особое место, не относясь ни к самостоятельным частям речи, ни к служебным? (Это – междометие. Междометия не называют ни предметов, ни признаков, ни действий и не служат для связи слов. Они передают наши чувства.)

Изучение темы урока.

– Итак, что же такое междометие? (Междометие – это часть речи, включающая в свой состав звуковые комплексы, которые служат для выражения чувств и волевых побуждений. Междометия находятся на периферии грамматической и лексической систем языка и существенно отличаются как от самостоятельных, так и от служебных частей речи по своим семантическим, морфологическим и синтаксическим признакам.)

– Как вы понимаете выражение звуковые комплексы ? (Междометие – это класс грамматически не изменяемых слов и словосочетаний, вот почему в понятии употребляется выражение звуковые комплексы. )

– Итак, междометия лишены номинативного значения. Однако академик В.В. Виноградов отмечал, что междометия «имеют осознанное коллективом смысловое содержание». Как вы понимаете слова В.В. Виноградова? (Это значит, что каждое междометие выражает определенные чувства и эмоции, которые при поддержке интонации, мимики и жестов понятны как говорящему, так и слушающему. Например, междометие фи выражает презрение, отвращение (Фи, какая гадость!), междометие фу выражает укоризну, досаду, презрение, отвращение (Фу, надоел!), междометие хы выражает недоверие, насмешку (Хы, как ты надоел!). )

Верно. Закрепленность за тем или иным междометием определенного содержания убедительно выражена в стихотворении М.Цветаевой «Молвь»:

Емче органа и звонче бубна
Молвь – и одна для всех:
Ох – когда трудно и ах – когда чудно,
А не дается – эх!

А в чем отличие междометий от служебных частей речи? (В отличие от союзов, междометия не выполняют функцию связи членов предложения или частей сложного предложения. В отличие от предлогов, не выражают зависимость одного слова от другого. В отличие от частиц, не придают дополнительных смысловых оттенков словам или предложениям.)

Назовите морфологические и синтаксические особенности междометий. (С точки зрения морфологической междометия представляют собой лексические единицы, не имеющие форм словоизменения. Основная синтаксическая особенность междометий состоит в том, что они не вступают в связь с другими словами в предложении, но могут выступать в роли самостоятельных предложений. В составе предложения междометия всегда держатся обособленно, что подчеркивается постановкой запятой или восклицательного знака на письме.)

Проанализируйте следующие две группы междометий: ай, эх, о, ха; батюшки, то-то, однако же. Как вы думаете: в чем их различие? (Первая группа междометий – это лексемы непроизводные, а вторая – производные, т.е. образованные на базе других частей речи.)

Дайте лингвистический комментарий следующим примерам:

1) ой, ой, ой; ну-ну;
2) ого-го, эге-ге;
3) ох-хо-хо;
4) ахти, нуте, ну-ка.

1) Повторы являются важным грамматическим средством образования междометий.

2) Повтор может быть неполным.

3) В первой части междометия может иметь место перестановка гласного и согласного.

4) Отдельные междометия способны соединяться с местоименным ти, окончанием множественного числа повелительного наклонения те, с приглагольной частицей -ка. )

– О каких фонетических особенностях междометий свидетельствуют следующие примеры: ага, ого, кыш, кыс-кыс, гм, тсс, тпру . (В междометиях ага, ого произносится чуждый литературному языку [ ] фрикативный. В междометиях кыш, кыс-кыс имеет место чуждое русскому языку сочетание кы. В междометиях гм, тсс отсутствуют гласные звуки. В междометии тпру наблюдается сочетание трех согласных.)

– Хотя междометия и занимают обособленное положение в системе языка, они сохраняют связь с другими элементами этой системы. В чем это проявляется? Приведите примеры. (Междометия могут возникнуть на базе знаменательных и служебных слов. А на базе междометий могут быть образованы знаменательные слова: ахнуть, аканье, аховый, нукать, нуканье и т.д.)

– По семантике ученые выделяют два разряда междометий. Приведенные ниже междометия попробуйте разделить на две группы и установить определенную закономерность: бис, о, ах, черт, ба, ой, ого, долой, браво, брр, марш, айда, тьфу, ура, батюшки, алло, господи, тсс, фи, прочь. (Междометия о, ах, ой, ого, ай, тьфу, батюшки, господи, фи, черт, браво, ура, брр, ба выражают различные эмоции, как положительные, так и отрицательные, служат для выявления отношения человека к действительности, к речи собеседника.

Междометия бис, долой, марш, айда, алло, тсс, прочь выражают различные типы и оттенки побуждения к действию.)

– Верно. Междометия, относящиеся к первой группе, – это эмоциональные междометия, ко второй группе, – это побудительные междометия. Побудительные междометия имеют и другие названия: императивные, повелительные. Попробуйте сравнить два эмоциональных междометия: ой и ба. (Междометие ба однозначное, а междометие ой многозначное. В зависимости от ситуации речи и интонации междометие ой может выражать сложную гамму чувств: боль, испуг, удивление, восхищение, сожаление, предостережение, огорчение, радость. Междометие ба выражает удивление.)

– Определите, к какому разряду относятся следующие междометия: полно, ну, айда, марш. (Это побудительные междометия.)

– Попробуйте предположить, может ли одно и то же междометие выражать и эмоции, и побуждение. Попробуйте включить в различные речевые ситуации междометие ну. (Да, может. Ну, пошел отсюда! Ну, цветы! В первом примере междометие выражает побуждение, во втором – удивление, восхищение.)

– Некоторые ученые-лингвисты в качестве особого разряда междометий – этикетных – выделяют всем известные звуковые комплексы: здравствуйте, до свидания, спасибо, прощайте, спокойной ночи, с праздником, на здоровье, всего хорошего и др. Основной аргумент этих ученых: эти звуковые комплексы передают соответствующее содержание в самом общем, нерасчлененном виде. Попробуем оспорить эту точку зрения. Начнем с того, что подумаем, обладают ли данные выражения семантикой, присущей междометиям. (Эти звуковые комплексы не выражают чувств и побуждений, значит, у них нет присущей междометиям семантики.

Основной признак междометий – отсутствие номинативного значения. Выражения же типа до встречи, всего хорошего, спокойной ночи, доброе утро сохраняют прямые номинативные значения своих компонентов.

Выражения прощай(те), прости(те), извини(те), здравствуй(те) являются глаголами в форме повелительного наклонения. Только в особых случаях, например, слово здравствуйте выражает удивление, недовольство:

– Я не пойду сегодня в кино.

– Здравствуй, ты же обещал.

Возьмем слово извини(те). Это слово может выражать протест, несогласие: Опять мне идти в магазин? Нет уж, извини. )

– Молодцы! А сейчас я назову несколько словесных комплексов. Вы их, безусловно, слышали: господи боже мой, матушка царица небесная, скажи-ка на милость... Что они выражают? (Чувства и эмоции.)

– Ученые отмечают их структурную расчлененность, фразеологичность, семантическую целостность. Попробуйте этот ряд примеров продолжить. (Батюшки мои, боже мой, черт знает что, вот как, пустое дело, вот чудо-то, фу ты пропасть, скажите на милость, вот так фунт и др.)

– Составьте предложения, включив в них данные примеры.

Докажите, что междометия служат целям экономии языковых средств. (К примеру, вы не ожидали увидеть, встретить в каком-то месте своего знакомого. Удивление по этому поводу можно выразить предложениями: И ты здесь?, Как ты здесь оказался? Ведь ты не собирался сюда приходить. Кого я вижу?!, а можно одним междометием: Ба!

Призвать замолчать, успокоиться можно предложениями: Тише, пожалуйста, ничего не слышно, а можно одним междометием: Ш-ш! )

Практическая часть урока.

Задание 1. Словарный диктант-кроссворд на тему «Чувства». Учитель читает лексическое значение слова, учащиеся записывают слово, соответствующее данному лексическому значению.

Высшее удовлетворение, восторг. – Восхищение.

Чувство сильного возмущения, негодования. – Гнев.

Впечатление от чего-нибудь неожиданного и странного, непонятного. – Удивление.

Состояние сомнения, колебания вследствие невозможности понять, в чем дело. – Недоумение.

Чувство раздражения, неудовольствия вследствие неудачи, обиды. – Досада.

Чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого. – Зависть.

Чувство радости от приятных ощущений, переживаний, мыслей. – Удовольствие.

Решительное возражение против чего-нибудь. – Протест.

Выражение неодобрения, осуждения. – Порицание.

Задание 2 . Вставьте в таблицу напротив указанных значений подходящие междометия. Учащимся розданы листки с таблицей, в которой не заполнены вторая и четвертая графы. Междометия для выбора: эхма, чур, у, фу, уф, ох, ша, чу, ух, э, хы, цыц, эх. Придумайте примеры употребления междометий в речи.

По завершении работы таблица будет иметь следующий вид.

№ п/п Междометие Выражаемое
междометием значение
Примеры
употребления
в речи
1 Ша Возглас в значении «пора кончать, хватит» Побегали – и ша!
2 Хы Выражает недоверие, насмешку Хы, чего захотел!
3 Чу Выражает призыв обратить внимание на негромкий, неясный или далекий звук Чу! Что-то затрещало в саду.
4 Э Выражает недоумение, удивление, недоверие и другие самые разные чувства Э, а как ты здесь оказался? Э, а я не согласен.
5 Ух Выражает удивление, высокую оценку, восхищение и другие подобные чувства Ух, егоза! Ух, достанется тебе от бабушки!
6 Чур 1. Возглас, которым требуют соблюдать какое-нибудь условие. 2. Возглас (обычно в детских играх), которым запрещают касаться чего-нибудь, переходить за какой-нибудь предел Только чур меня не трогать! Чур не я!
7 У Выражает укоризну или угрозу, а также удивление, страх и другие эмоции У, как ты загорел! У, бесстыдник!
8 Цыц Окрик, выражающий запрет, приказание прекратить что-нибудь или замолчать Цыц, Валентин!
9 Эх Выражает сожаление, упрек, озабоченность Эх, что тебе после всего сказать!
10 Уф Выражает усталость, утомление или облегчение Уф, как тяжко!
11 Эхма Выражает сожаление, удивление, решимость и другие подобные чувства Эхма, не ожидал я этого.
12 Фу Выражает укоризну, досаду, презрение, отвращение Фу, надоел!
13 Ох Выражает сожаление, печаль, боль и другие чувства Ох, нет сил больше терпеть!

Задание 3. Определите частеречную принадлежность выделенных слов. Ответ обоснуйте.

1) И копейки не дам. 2) И, полно! 3) Появились надежды, и он вновь стал весел.

1) Пиши ручкой, а не карандашом. 2) А, попался! 3) Пойдем гулять, а ?

Задание 4. В предложение Больно! попробуйте вставить различные междометия.

(Ай, больно! Ой, больно! У, больно! Ох, больно! А, больно!)

Задание 5. Сделайте лингвистический комментарий к следующим примерам: полноте, на-ка, ну тебя, айда на речку, марш в комнату.

Многие побудительные междометия близки к формам повелительного наклонения, эта близость подтверждается тем, что междометия могут приобретать показатель множественного числа -те (полноте). Междометия могут соединяться с частицей -ка (на-ка), способны управлять другими словами (ну тебя, айда на речку, марш в комнату).

Задание 6. Вспомните пословицы, в состав которых входят междометия.

Чур одному – не давать никому.

Ай-ай, месяц май, тепел, да холоден.

Ах, ах, а пособить нечем.

Ах, какая тоска! Не выпустил бы из рук куска, все бы ел да песни пел.

Ох-хо-хо-хо-хонюшки, плохо жить Афонюшке.

Задание 7. Определите, какие синтаксические функции выполняют междометия в следующих предложениях. Свой ответ прокомментируйте.

2) Если парень в горах не ах, если сразу раскис и вниз, шаг ступил на ледник и сник... (В.Высоцкий)

3) Все эти хи-хи, ха-ха, пенье, трусливые разговоры – мерзость! (А.Толстой)

4) Он не мог молчать, не мог снисходительно улыбаться или отделаться своим противным «А!» – он должен был сказать что-то. (Ю.Казаков)

5) Что народу легло – ай-ай ! (Д.Фурманов)

Ответ. Междометие синтаксически не связано с другими элементами предложения. Но в данных примерах междометия выступают в функции различных членов предложения. Примеры 1, 2 – сказуемое, пример 3 – подлежащее, пример 4 – дополнение, пример 5 – обстоятельство. Если междометие выступает в функции подлежащего и дополнения (примеры 3, 4), то оно получает способность иметь при себе определение.

Задание 8. Ученые-лингвисты среди эмоциональных выделяют три группы междометий:

а) междометия, выражающие удовлетворение – одобрение, удовольствие, радость, восхищение и т.п., положительную оценку фактов действительности;

б) междометия, выражающие неудовлетворение – упрек, порицание, протест, досаду, злость, гнев и т.п., отрицательную оценку фактов действительности;

в) междометия, выражающие удивление, недоумение, испуг, сомнение и т.п.

Постарайтесь привести как можно больше примеров на каждую группу междометий.

а) Ага!, ай!, ах!, браво!, о!, ура! и т.д.;

б) а!, ах!, вот еще!, брр!, тьфу!, фу!, эх! и т.д.;

в) ба!, батюшки!, матушки!, ну и ну!, вот так клюква!, подумать только!, увы!, хм! и т.д.

Одни и те же междометия в зависимости от выражения эмоций входят в разные группы. Таковы междометия а!, ах!, ай!, о!, ой!, фу!, эх! и др.

Найдите междометия в следующих предложениях и определите их принадлежность к той или иной группе.

1) Кто-то, перегоняя, проговорил ей над ухом: «Ай да глазки!». (А.Толстой)

2) Ах, да воротите же их! – застонала нервная дама. – Фу, как вы все бестолковы! (А.Куприн)

3) Батюшки! – изумился тонкий. – Миша! Друг детства! (А.Чехов)

4) Пантелей Прокофьевич деловито оглядел чернявую головку, торчавшую из вороха пеленок, и не без гордости удостоверил: «Наших кровей... Эк-гм. Ишь ты!». (М.Шолохов)

5) – Вот так так! – Ромашов вытаращил глаза и слегка присел. (А.Куприн)

Предложения 1, 4 – междометия ай, эк-гм выражают удовлетворение (восхищение, удовольствие) – значит, относятся к первой группе.

Предложение 2 – междометия ах, фу выражают неудовлетворение (досаду, злость, гнев) – следовательно, относятся ко второй группе.

Предложения 3, 5 – междометия батюшки, вот так так выражают удивление и недоумение, поэтому относятся к третьей группе.

Задание 9. Прочитайте междометия: ау!, айда!, брысь!, алло!, эй!, гоп!, вон!, но!, караул!, тсс!, ну!, цыц!, чу!, ш-ш! Какие это междометия? Попробуйте их сгруппировать. Как вы думаете: это возможно?

Побудительные (императивные). Данные междометия можно объединить в две группы: междометия, выражающие повеление, приказ, призыв к какому-либо действию и т.п. (айда!, брысь!, гоп!, вон!, но!, тсс!, ну!, цыц!, чу!, ш-ш!), и междометия, выражающие призыв откликнуться, служащие средством привлечь внимание и т.п. (ау!, алло!, караул!, эй!) .

Определите, что выражают междометия в следующих предложениях.

1) – Не играйте! – замахали старшины музыкантам. – Тсс... Егор Нилыч спит. (А.Чехов)

2) – Караул! Режут! – закричал он. (А.Чехов)

3) Ребята! Теплынь-то какая, айда купаться. (Вс. Иванов)

4) – Э-ей! – закричал, замахал Григорьев. Повозка свернула в хлеба на полевую дорогу и вскоре подкатила. (В.Кетлинская)

5) – Ну, – сказал я, – выкладывай, что тебе нужно? (К.Паустовский)

В примерах 2, 4 междометия выражают призыв откликнуться, служат средством привлечь внимание. В примерах 1, 3, 5 междометия выражают призыв к какому-либо действию.

Задание 10. Сопоставьте следующие примеры: Ну, бал! Ну, Фамусов! Умел гостей назвать. (А.Грибоедов). Переписывай! Быстро, ну! (Вс. Иванов)

Ответ. В первом примере междометие ну! является эмоциональным, во втором – побудительным.

Ответ . Междометия широко используются в разговорной и художественной речи. Они служат средством передачи разнообразных чувств человека, его отношения к фактам действительности. Кроме этого, в произведениях художественной литературы они усиливают эмоциональность высказывания. Нередко междометия как бы вбирают в себя значение нескольких слов, что повышает лаконизм фразы, например: Пусть не удастся, не выйдет ничего, – ничего. Если же удастся – ого! (Д.Фурманов) Использование междометий передает особенности живой речи, богатой эмоциями, придает тексту живость, непринужденность, экспрессию. Междометия играют важную роль в характеристике персонажа.

Задание 12 . Все вы читали комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума». Как вы думаете: почему речь Репетилова насыщена междометиями?

Репетилов, как следует из его же собственных слов, способен только «шуметь». Его пустая восторженность естественно выливается в восклицания, пересыпанные междометиями. (О! Познакомься с ним; О! Диво!; ...Ах! Скалозуб, душа моя...)

Вспомните знаменитую Эллочку Щукину из романа И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев». Сколько междометий включает ее лексикон? О чем это свидетельствует?

Ответ . Эллочка легко обходилась тридцатью словами, из которых три междометия (хо-хо!, подумаешь!, ого!) . Это свидетельствует о языковой и умственной убогости персонажа.

Задание 13. Прокомментируйте знаки препинания. Ученики получают таблицу, состоящую из двух граф. В первой графе записаны примеры. Вторая графа пустая. Во вторую графу ученики записывают комментарий.

Примеры