Доходный дом купца Якова Филатова – один из крупнейших жилых комплексов начала XX века. В этом здании, напоминающем средневековый замок, отразились самые яркие тенденции архитектуры Москвы Серебряного века: постоянно растущее население города требовало создания нового жилья – целых домов наемных квартир, а высокие эстетические запросы будущих арендаторов заставляли застройщика и архитектора возводить настоящие произведения искусства. В конце XIX – начале XX века Москва представляла собою своего рода кипящий культурный котел, в который со всех концов необъятной Российской Империи стекались новые горожане.

По-настоящему талантливые, целеустремленные люди – художники, скульпторы, архитекторы, музыканты, медики, ученые, актеры, писатели и поэты – часто ехали не в Петербург, а в древнюю столицу. В Москве они получали образование, а затем начинали свою, часто головокружительную, карьеру. Этому всячески способствовали новые московские «аристократы» – промышленники, среди которых было множество щедрых меценатов, покровителей науки и искусства с прекрасным чутьем на таланты. Далеко не все новоиспеченные московские интеллигенты и творцы могли позволить себе покупку квартиры и, тем более, частного особняка.

Непростое положение спасала возможность снять отдельную квартиру, но таковых в городе было лишь ограниченное число. Таким образом, обозначился дефицит разнообразного арендного жилья, которое могло бы устроить новых горожан с точки зрения цены, и быть, кроме того, достойным для проживания: комфортным, расположенным в хорошем московском районе, оснащенным всеми современными коммунальными удобствами. В городе развернулся настоящий строительный бум: дома арендных квартир или, как их называли чаще, доходные дома строили все, кто мог себе это позволить – от частных лиц до благотворительных организаций.

Для того, чтобы привлечь будущих арендаторов изысканными фасадами и оригинальностью внутренней планировки доходного дома, заказчики нанимали востребованных и талантливых архитекторов. Доходный дом, выстроенный архитектором Валентином Евгеньевичем Дубовским по заказу купца Якова Филатова, в полной мере воплотил потребности своей эпохи. Этот огромный жилой комплекс, возведенный с 1907 по 1909 годы в стиле модерн, стал знаковой постройкой целого района и тут же оброс легендами. Самая интересная из них касается угловой башни здания и ее необычного навершия, напоминающего опрокинутую рюмку.

Вот уже более сотни лет городская легенда гласит, что купец Филатов не знал меры в употреблении алкоголя и едва не разорился. Решив отказаться от этой пагубной привычки, он вложил спасенные средства в постройку доходного жилья и попросил архитектора Дубовского установить над угловой башенкой символ отказа от алкоголя – перевернутую рюмку. Однако эта версия выглядит довольно сомнительно, учитывая, что купец Филатов был попечителем одной из важнейших старообрядческих общин Российской Империи. Человек, пользовавшийся уважением со стороны консервативных старообрядцев, вряд ли мог себе позволить злоупотребление алкоголем.

Более оправданной выглядит версия, что «рюмка» над башней – это часть общего архитектурного замысла, созданного мастером стиля модерн, любителем средневековой романтики Валентином Дубовским. В Москве этот зодчий строил исключительно доходные дома. Петербуржец по происхождению, он на протяжении всей своей профессиональной карьеры пронес любовь к тематике средневековых замков. По сути, в доходном доме Якова Филатова, он воплотил идею защищенной от суеты городской крепости. «Рюмочка» над угловой башней – это, вероятно, намек на остроконечные завершения над башенками типичных замков европейских феодалов.

Безобразная голова рыбы, расположенная под линией карниза угловой башни, также напоминает о средневековых сторожах замков и соборов – горгульях. Тематика лепного декора парадных фасадов, уникальна для Москвы. На многочисленных лепных панно Дубовской представил обитателей водной стихии: это ундины, тысячекратно увеличенные моллюски и рачки, кальмары, рыбы – воплощение идеи истинной природной красоты, столь почитаемой в стиле модерн. Можно предположить, что многочисленные обитатели водных глубин по замыслу Дубовского «осели» на фасадных стенах, вылившись на них с потоками воды из перевернутой «рюмки» над башней.


И снова привет всем моим дорогим читателям! Я почти точно уверен, что вы любите фотографии с крыш) А красивых закатов - тем более. А если снимки сделаны ещё и совсем недалеко от центра столицы, то уж точно прочитаете этот фотоотчёт. На этот раз мы дождемся красивого заката на крыше знаменитого памятника архитектуры - доходного дома Филатова, выполненного в стиле "модерн". Более известного в народе, как "Дом под Рюмкой". А посмотреть фотографии с прогулки, полюбоваться на Храм Христа Спасителя в закатных лучах и узнать историю названия - вы сможете под катом;)

На самом деле, посетить этот дом я хотел давно, поскольку в нем меня интересовала не только крыша, но и красивые парадные наряду с интересной архитектурой и декоративным оформлением. А как-то раз к нам в гости приехали друзья из Петербурга и предложили отправиться на небольшую прогулку по необычным местам столицы. Сказано-сделано, и я решил провести их маршрутом уютных улиц Китай-города, а оттуда - в район Красной площади и Храма Христа Спасителя. По пути мы также посетили крышу заброшенного общежития, довольно популярное место в своих кругах. Кстати, в репортаже будет одна фотография и оттуда. А затем, проходя мимо Дома с Рюмкой, мы решили проверить и его. Нам повезло, и крыша оказалась открыта. После, мы побывали там ещё несколько раз. Этим летом старый способ попадания на крышу стал недоступен, но нам с подругой удалось попасть на верхнюю часть здания и оказаться непосредственно перед башенкой-"рюмкой". А основная часть фотографий с крыши была сделана уже весной, когда мы с друзьями отправились смотреть закат и попутно провести небольшой фотосет.

А теперь немного истории "Дома под Рюмкой":

"Доходный дом Я. М. Филатова - памятник архитектуры, расположенный в городе Москве. Состоит из двух частей, речь в репортаже пойдет про правую - высокую. Архитектурное сооружение выстроено в 1907‑1909 годах архитекторами В. А. Дубовским и Н. А. Архиповым. Фасады здания выполнены в стиле модерн. Интерес с точки зрения архитектуры представляют уникальные рельефные узоры, керамический фриз над окнами пятого этажа, а также колоколообразный шатёр над угловой башенкой..."

1. Заходим в дом, поднимаемся по лестнице, перед нами - открытый чердак. Начинаем непосредственно с самой высокой части здания. Перед нами та самая башенка, напоминающая внешне перевернутую вниз рюмку. Поэтому строение в народе и прозвали « Домом под рюмкой» . С этим неофициальным названием особняка ассоциируется также и одна московская легенда, которая гласит, что купец Яков Михайлович Филатов страдал от алкогольной зависимости, из-за чего чуть не лишился своих владений, но, к счастью, вовремя спохватился. Символом этого события и служит перевёрнутая рюмка на крыше здания...

"...После строительства доходного дома Филатова архитектора обвинили во всех «модернистских» грехах, а дом назвали «чудовищно нелепым зданием». Сам Филатов тут не жил, так как ему принадлежало несколько зданий в Москве, в том числе и Дом с рыцарями на Арбате. В СССР в здании размещались коммунальные квартиры, одну из которых в начале 1990-х годов приобрёл галерист и публицист М. А. Гельман. До настоящего времени доходный дом практически полностью сохранил свой первоначальный облик, он по-прежнему остаётся жилым. Здание является одним из выявленных объектов культурного наследия регионального значения"

2. А это фото с нижнего яруса. С крыши здания открываются виды на Волхонку, галерею Ильи Глазунова, сквер перед ГМИИ им. Пушкина и башни Московского Кремля.

3. Но самый колоритный ракурс - на Храм Христа Спасителя. Особенно выигрышно смотрятся его золотые купола на фоне закатных облаков.
Именно хотя бы ради этого вида стоило сюда идти).

4. Но вся основная красота - с другой стороны. Где за высоткой МИД и деловым центром "Москва-Сити" непосредственно заходило солнце.

5. Розовые пастельные цвета неба над Кремлевскими башнями.

6. Обычно я не выкладываю в своём живом журнале фото людей, но здесь решил сделать исключение. Ведь именно на крыше "Рюмки" мы провели небольшой фотосет с двумя Машами. Один из снимков я решил привести в этом репортаже в качестве бонуса.

7. А эта фотография стоит особняком от других, ведь сделана из другой локации, но по сути по той же тематике.
Крыша на Китай-городе и виды в сторону высотки на Котельнической набережной и гостиницы «Свиссотель Красные Холмы».

8. Закатные тона облаков над столицей. В этой части дома - крыша двускатная.

9. Но сделаем паузу и отправимся на изучение парадной. Главная лестница довольно аскетичная и классическая.

Долго ль мне гулять на свете
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком?

Не в наследственной берлоге,
Не средь отческих могил,
На большой мне, знать, дороге
Умереть господь судил,

На каменьях под копытом,
На горе под колесом,
Иль во рву, водой размытом,
Под разобранным мостом.

Иль чума меня подцепит,
Иль мороз окостенит,
Иль мне в лоб шлагбаум влепит
Непроворный инвалид.

Иль в лесу под нож злодею
Попадуся в стороне,
Иль со скуки околею
Где-нибудь в карантине.

Долго ль мне в тоске голодной
Пост невольный соблюдать
И телятиной холодной
Трюфли Яра поминать?

То ли дело быть на месте,
По Мясницкой разъезжать,
О деревне, о невесте
На досуге помышлять!

То ли дело рюмка рома,
Ночью сон, поутру чай;
То ли дело, братцы, дома!..
Ну, пошел же, погоняй!..

А.С.Пушкин

"Есть в Москве дом, на крыше которого стоит зашифрованный знак, имеющий к судьбе своего владельца самое непосредственное отношение. Построил его архитектор В. Е. Дубовской в 1907–1909 гг. на Остоженке, 3. Дом угловой, правой стороной выходит в 1-й Обыденский переулок, поэтому имеет двойной номер - 3/14. (Странно, но под номером 3 на Остоженке значатся два дома, совершенно разных.

Процветающий купец Я. М. Филатов запил горькую. Потерял клиентов, от него отвернулись друзья, его честному слову перестали верить. Он лечился. Не помогло. Дошло до того, что его стали посещать мысли о самоубийстве… Не будем гадать, помог ли случай, сыграла ли свою роль сила воли, но купец «завязал». И все вернулось к нему, даже с прибавкой.

И дал себе слово купец построить дом, на крыше которого высится опрокинутая рюмка, горлышком вниз… Он решил показать «всей Москве», покаяться всему миру: я был грешен, теперь исправился. Словом, «я есмь»! Москвичи ходили глазеть на новую достопримечательность, показывая на башню-рюмку: «Филатов "завязал". Купец - человек слова!»

Рассказал мне эту историю в начале 1970-х гг. один таксист-старичок. Жаль, не познакомился в ним. Судя по всему, таких историй он знал предостаточно. Эта - первая, знакомство с которой стало началом моего серьезного занятия историей Москвы. Где здесь правда, а где вымысел - судить не мне. А «рюмка» на Остоженке до сих пор стоит - опрокинутая…

Владимир Бессонов. Московский задворки. М., 2002. С. 407

Композиция и принципы расположения декора несут отпечаток модерна: броские декоративные мотивы сооружения уникальны и более в Москве не встречаются - они насыщены стилизованными изображениями водорослей, ракушек, моллюсков, рыбьих голов, мордами каких-то морских чудовищ с раскрытыми пастями, порой граничащих с абстрактными скульптурными формами.

P.S. Собирая материал я наткнулась еще на одну историю "происхождения" дома)

".... Жила богатая купчиха Филатова и держала она по Москве доходные дома. Был у нее сын, который пил безбожно..... И лечить она его пыталась и в церковь ходила..... Ничего не помогало. Сын пил горькую.... И вот однажды посоветовали ей сходить к одному батюшке. Вот он ей и говорит: "Построй дом и сдавай комнаты и квартиры в нем людям интелигентным: профессорам, врачам и т. д. да бери плату по божески..... не дери с постояльцев в три шкуры. Сын и вылечится" Ну что ж не сделаешь ради собственного дитяти.... сказано-сделанно. Построила купчиха дом на Остоженке, и стала сдавать в нем квартиры интеллигенции. А через некоторое время и сын её перестал пить..... Вот и решила купчиха пристроить на крыше дома рюмку перевернутую..... Вот такая история. Хотите верьте, хотите нет..."))

Владение по адресу Остоженка, 3/14 на самом деле занимают два здания. До прихода к власти большевиков в 1917 году они находились в собственности Якова Михайловича Филатова - представителя купечества, почетного гражданина, причем, потомственного, и владельца компании по продаже сантехнических и электрических товаров.

Строение в 4 этажа по левую руку возвели в 1904 году. Автор проекта - зодчий Эрнст-Рихард Нирнзее. Доходное же владение, расположенное на стыке улицы Остоженки, 3 и 1-го Обыденского переулка, 14 построили в период с 1907 по 1909 годы уже по проекту архитектора .

Архитектура дома под рюмкой

Последнее здание выполнено с использованием техники сложно-сочлененных объемов с различающимися друг от друга завершениями.

При первом взгляде на дом по Остоженке, 3/14 внимание сразу акцентируется на угловом завершении колоколообразной формы и приводит к ассоциации с перевернутой вверх дном рюмкой. Именно из-за этого архитектурного элемента доходное владение Филатова прозвали «дом под рюмкой».

В Москве до сих пор жива легенда, связанная с этим зданием. Якобы, Филатов частенько «закладывал за воротник» и так «преуспел» в этом деле, что имел шанс пропить свое немалое богатство, но сумел себя остановить. Так вот, как напоминание, он вроде как попросил Дубовского изобразить на крыше дома перевернутую рюмку.

Но эта невероятная история так и останется городской легендой с прекрасным концом, т.к. такие завершения на домах в Москве встречаются нередко.

Стоит отметить, что во время последней реставрации дома Филатова на Остоженке, 3 прежняя «рюмка» была демонтирована, а ее место заняла выполненная под нее конструкция, но уже менее изящная.

Фасадные плоскости строения спроектированы в модерновом стиле и декорированы лепными изображениями морской тематики: морские чудища, головы рыб, заключенные в объятья русалки, а также водоросли и разнообразные ракушки. Кроме этого на стенах можно увидеть стилизации распущенных хвостов павлинов и необычных растений.

Над оконными проемами пятого уровня приковывает взгляд красновато-серая полоска фриза, составленная из керамических плиток абрамцевской майолики.