Ксе́ния Алекса́ндровна Эрде́ли ( , д. Миролюбовка, близ Елисаветграда - , Москва) - русская и советская арфистка , композитор, педагог. Народная артистка СССР (). Считается основоположницей советской школы исполнительства на арфе. Тётка и наставница другой известной арфистки, Ольги Эрдели .

Биография

Творчество

Ксения Эрдели - первая исполнительница посвященных ей концертов для арфы с оркестром Н. Г. Парфёнова (1932), Р. М. Глиэра (1938), В. Н. Цыбина (1940), А. И. Кос-Анатольского (1954), а также первая исполнительница в России «Интродукции и Аллегро» М. Равеля (1909), «Хорала с вариациями» для арфы и оркестра Ш. Видора (1913) .

Выступала в ансамбле с певцами В. Н. Петровой-Званцевой, Е. И. Збруевой, Н. В. Салиной, К. Г. Держинской, Н. А. Обуховой, В. В. Барсовой, Е. К. Катульской, Н. Д. Шпиллер, И. С. Козловским, М. О. Рейзеном и другими, а также с инструменталистами и инструментальными ансамблями.

Исполнение Эрдели отличали высокая виртуозность и красота звучания. Она была первой сольной исполнительницей на арфе в России и СССР, написала и переложила для арфы ряд произведений, ей посвящены сочинения композиторов-современников: Сергея Василенко , Рейнгольда Глиэра и др. Среди учеников Эрдели - её племянница Ольга Эрдели , Вера Дулова и многие другие. В году вышла в печать книга её мемуаров «Арфа в моей жизни».

Сочинения

  • Три прелюдии (1948)
  • Элегия памяти М. И. Глинки (1950)
  • Десять легких пьес в стиле русских песен (1951, 1959)
  • «Украина», фантазия для арфы (1952)
  • Вариации на русскую народную песню (1955)
  • Двадцать этюдов (первая тетрадь – 1961, вторая тетрадь – 1963)

Издания

  • Заметки об арфе // Советская музыка. 1959. № 5
  • Моя жизнь в музыке // Советская музыка. 1962. № 4
  • Арфа в моей жизни. М., 1967.

Звания и награды

Библиография

  • Полтарева В. Творческий путь Ксении Эрдели: Из истории советской школы игры на арфе. - Львов, 1959.

Напишите отзыв о статье "Эрдели, Ксения Александровна"

Примечания

Ссылки

  • Эрдели Ксения Александровна - статья из Большой советской энциклопедии .
  • // Историческая газета, № 2 (86), Февраль 2007.
  • Статья М. Лобановой, посвященная творчеству К. А. Эрдели:

Отрывок, характеризующий Эрдели, Ксения Александровна

– Paris la capitale du monde… [Париж – столица мира…] – сказал Пьер, доканчивая его речь.
Капитан посмотрел на Пьера. Он имел привычку в середине разговора остановиться и поглядеть пристально смеющимися, ласковыми глазами.
– Eh bien, si vous ne m"aviez pas dit que vous etes Russe, j"aurai parie que vous etes Parisien. Vous avez ce je ne sais, quoi, ce… [Ну, если б вы мне не сказали, что вы русский, я бы побился об заклад, что вы парижанин. В вас что то есть, эта…] – и, сказав этот комплимент, он опять молча посмотрел.
– J"ai ete a Paris, j"y ai passe des annees, [Я был в Париже, я провел там целые годы,] – сказал Пьер.
– Oh ca se voit bien. Paris!.. Un homme qui ne connait pas Paris, est un sauvage. Un Parisien, ca se sent a deux lieux. Paris, s"est Talma, la Duschenois, Potier, la Sorbonne, les boulevards, – и заметив, что заключение слабее предыдущего, он поспешно прибавил: – Il n"y a qu"un Paris au monde. Vous avez ete a Paris et vous etes reste Busse. Eh bien, je ne vous en estime pas moins. [О, это видно. Париж!.. Человек, который не знает Парижа, – дикарь. Парижанина узнаешь за две мили. Париж – это Тальма, Дюшенуа, Потье, Сорбонна, бульвары… Во всем мире один Париж. Вы были в Париже и остались русским. Ну что же, я вас за то не менее уважаю.]
Под влиянием выпитого вина и после дней, проведенных в уединении с своими мрачными мыслями, Пьер испытывал невольное удовольствие в разговоре с этим веселым и добродушным человеком.
– Pour en revenir a vos dames, on les dit bien belles. Quelle fichue idee d"aller s"enterrer dans les steppes, quand l"armee francaise est a Moscou. Quelle chance elles ont manque celles la. Vos moujiks c"est autre chose, mais voua autres gens civilises vous devriez nous connaitre mieux que ca. Nous avons pris Vienne, Berlin, Madrid, Naples, Rome, Varsovie, toutes les capitales du monde… On nous craint, mais on nous aime. Nous sommes bons a connaitre. Et puis l"Empereur! [Но воротимся к вашим дамам: говорят, что они очень красивы. Что за дурацкая мысль поехать зарыться в степи, когда французская армия в Москве! Они пропустили чудесный случай. Ваши мужики, я понимаю, но вы – люди образованные – должны бы были знать нас лучше этого. Мы брали Вену, Берлин, Мадрид, Неаполь, Рим, Варшаву, все столицы мира. Нас боятся, но нас любят. Не вредно знать нас поближе. И потом император…] – начал он, но Пьер перебил его.
– L"Empereur, – повторил Пьер, и лицо его вдруг привяло грустное и сконфуженное выражение. – Est ce que l"Empereur?.. [Император… Что император?..]
– L"Empereur? C"est la generosite, la clemence, la justice, l"ordre, le genie, voila l"Empereur! C"est moi, Ram ball, qui vous le dit. Tel que vous me voyez, j"etais son ennemi il y a encore huit ans. Mon pere a ete comte emigre… Mais il m"a vaincu, cet homme. Il m"a empoigne. Je n"ai pas pu resister au spectacle de grandeur et de gloire dont il couvrait la France. Quand j"ai compris ce qu"il voulait, quand j"ai vu qu"il nous faisait une litiere de lauriers, voyez vous, je me suis dit: voila un souverain, et je me suis donne a lui. Eh voila! Oh, oui, mon cher, c"est le plus grand homme des siecles passes et a venir. [Император? Это великодушие, милосердие, справедливость, порядок, гений – вот что такое император! Это я, Рамбаль, говорю вам. Таким, каким вы меня видите, я был его врагом тому назад восемь лет. Мой отец был граф и эмигрант. Но он победил меня, этот человек. Он завладел мною. Я не мог устоять перед зрелищем величия и славы, которым он покрывал Францию. Когда я понял, чего он хотел, когда я увидал, что он готовит для нас ложе лавров, я сказал себе: вот государь, и я отдался ему. И вот! О да, мой милый, это самый великий человек прошедших и будущих веков.]
– Est il a Moscou? [Что, он в Москве?] – замявшись и с преступным лицом сказал Пьер.
Француз посмотрел на преступное лицо Пьера и усмехнулся.
– Non, il fera son entree demain, [Нет, он сделает свой въезд завтра,] – сказал он и продолжал свои рассказы.
Разговор их был прерван криком нескольких голосов у ворот и приходом Мореля, который пришел объявить капитану, что приехали виртембергские гусары и хотят ставить лошадей на тот же двор, на котором стояли лошади капитана. Затруднение происходило преимущественно оттого, что гусары не понимали того, что им говорили.
Капитан велел позвать к себе старшего унтер офицера в строгим голосом спросил у него, к какому полку он принадлежит, кто их начальник и на каком основании он позволяет себе занимать квартиру, которая уже занята. На первые два вопроса немец, плохо понимавший по французски, назвал свой полк и своего начальника; но на последний вопрос он, не поняв его, вставляя ломаные французские слова в немецкую речь, отвечал, что он квартиргер полка и что ему ведено от начальника занимать все дома подряд, Пьер, знавший по немецки, перевел капитану то, что говорил немец, и ответ капитана передал по немецки виртембергскому гусару. Поняв то, что ему говорили, немец сдался и увел своих людей. Капитан вышел на крыльцо, громким голосом отдавая какие то приказания.
Когда он вернулся назад в комнату, Пьер сидел на том же месте, где он сидел прежде, опустив руки на голову. Лицо его выражало страдание. Он действительно страдал в эту минуту. Когда капитан вышел и Пьер остался один, он вдруг опомнился и сознал то положение, в котором находился. Не то, что Москва была взята, и не то, что эти счастливые победители хозяйничали в ней и покровительствовали ему, – как ни тяжело чувствовал это Пьер, не это мучило его в настоящую минуту. Его мучило сознание своей слабости. Несколько стаканов выпитого вина, разговор с этим добродушным человеком уничтожили сосредоточенно мрачное расположение духа, в котором жил Пьер эти последние дни и которое было необходимо для исполнения его намерения. Пистолет, и кинжал, и армяк были готовы, Наполеон въезжал завтра. Пьер точно так же считал полезным и достойным убить злодея; но он чувствовал, что теперь он не сделает этого. Почему? – он не знал, но предчувствовал как будто, что он не исполнит своего намерения. Он боролся против сознания своей слабости, но смутно чувствовал, что ему не одолеть ее, что прежний мрачный строй мыслей о мщенье, убийстве и самопожертвовании разлетелся, как прах, при прикосновении первого человека.

    Эрдели Ксения Александровна - (24.2(8.3).1878, имение Миролюбовка, близ Елизаветграда, ныне Кировограда, ‒ 27.5.1971, Москва), советская арфистка и педагог, народная артистка СССР (1966). В 1899 окончила Смольный институт в Петербурге, где обучалась игре на арфе у E. А.… … Большая советская энциклопедия

    ЭРДЕЛИ Ксения Александровна - (1878 1971) российская арфистка, педагог, народная артистка СССР (1966). Создала отечественную школу игры на арфе. В 1899 1938 (с перерывом) в Большом театре. Профессор Московской консерватории (с 1939) … Большой Энциклопедический словарь

    Эрдели Ксения Александровна - (1878 1971), арфистка, педагог, народная артистка СССР (1966). Ученица Е. А. Вальтер Кюне. Создала школу игры на арфе. В 1899 1938 (с перерывом) в Большом театре. Профессор Московской консерватории (с 1939). * * * ЭРДЕЛИ Ксения Александровна… … Энциклопедический словарь

    Эрдели, Ксения Александровна - (род. 1882) виртуоз на арфе, с 1928 заслуженная артистка Республики. Э. много работала над усовершенствованием литературы для арфы. С 1918 Эрдели является энергичной пропагандисткой арфы в рабочей аудитории. Эрдели, Ксения Александровна Род.… … Большая биографическая энциклопедия

    Эрдели Ксения Александровна

    Ксения Александровна Эрдели - Дата рождения 8 (20) февраля 1878 Место рождения Миролюбовка, близ Елизаветграда Дата смерти 27 мая 1971 Место смерти Москва Страны … Википедия

    Эрдели, Ксения - Ксения Александровна Эрдели Дата рождения 8 (20) февраля 1878 Место рождения Миролюбовка, близ Елизаветграда Дата смерти 27 мая 1971 Место смерти Москва Страны … Википедия

    Эрдели - (от венг. Erdély русск. Трансильвания) венгерская фамилия, а также с 1755 г. происходящий из Венгрии русский дворянский род: Обладатели Эрдели, Янош (1814 1868) венгерский поэт, философ и этнограф. Эрдели, Адальберт Михайлович … Википедия

    ЭРДЕЛИ - Ксения Александровна (1878 1971), арфистка, педагог, народная артистка СССР (1966). Ученица Е. А. Вальтер Кюне. Создательница школы игры на арфе. В 1899 1938 (с перерывом) в Большом театре. Профессор Московской консерватории (с 1939). Многие… … Русская история

    ЭРДЕЛИ - Ксения Александровна (1878 1971), арфистка, основательница современной русской школы игры на арфе. Концертировала в 1899 1938. Первая исполнительница ряда сочинений русских и зарубежных авторов (некоторые посвящены ей) … Современная энциклопедия

Русская арфистка и педагог. В 1895 окончила Смольный институт благородных девиц в Петербурге, одновременно брала уроки игры на арфе


С 1899 выступала как солистка, была арфисткой оркестра Большого театра (с перерывами в 1899–1938), играла в оркестрах Императорского русского музыкального общества, Филармонического общества и др. До революции преподавала в московском Филармоническом училище, Екатерининском институте и других учебны

х заведениях. В 1918–1971 работала в Московской консерватории, в 1944–1954 – в Институте имени Гнесиных. Из класса Эрдели вышли практически все выдающиеся арфистки следующих поколений, в том числе В.Г.Дулова и О.Г.Эрдели (племянница Ксении Александровны).

Многолетняя успешная и многосторонняя де

ятельность Эрдели способствовала не только развитию русской школы игры на арфе, но и созданию большого репертуара для этого инструмента; ей посвящен, в частности, ряд образцов нового жанра – концерта для арфы с оркестром (в их числе удачный концерт Р.М.Глиэра, 1938); еще в 1913 известный французский

композитор Ш.М.Видор написал для нее Хорал с вариациями для арфы и оркестра. Сочинения разных типов по просьбе Эрдели создали Ц.А.Кюи, А.Т.Гречанинов, М.М.Ипполитов-Иванов и другие. Ей принадлежат многочисленные переложения для арфы пьес русских и зарубежных композиторов, а также несколько десятков

Родилась 8 (20 - по н. с.) февраля 1878 г. в имении Миролюбовка близ Елисаветграда (ныне - Кировоград, Украина).В 1895 г. окончила Смольный институт, где обучалась, в том числе пению, игре на фортепиано, хоровому дирижированию, а также игре на арфе.

Ученица Е. А. Вальтер-Кюне (1891-1899).Сыграла важную роль в формировании арфового репертуара. Для Эрдели писали произведения Ц. А. Кюи, А. Т. Гречанинов, М. М. Ипполитов-Иванов.Инициатор создания арфовых ансамблей, в том числе, единственного в мире профессионального квартета арф (Э. Кузьмичева, А. Бузкова, М. Смирнова, Н. Кочурина).Автор многочисленных переложений для арфы пьес русских и зарубежных композиторов, обработок, редакций, оригинальных сочинений.

Выступала с лекциями и докладами в музыкальных учебных заведениях.Осуществила многочисленные записи на радио, а также на грампластинки.Ее племянница - Народная артистка России, арфистка О. Г. Эрдели .Умерла 27 мая 1971 г. в г. Москве.

Профессор.
Народная артистка СССР (1966)
Награждена орденом Трудового Красного Знамени, двумя орденами «Знак Почета», медалями.

Педагогическая деятельность:

В 1900-1906 гг. преподавала в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества.

В 1904 г. по приглашению С. В. Рахманинова (инспектора музыки), преподавала в Екатерининском институте. Обучала игре на арфе также в Смольном институте (1908-1913), Санкт-Петербургской (Петроградской) консерватории (1913-1918), Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (1944-1954).

В Московской консерватории вела класс арфы в 1905-1907 гг. и в 1918-1971 гг. С 1939 г. - профессор.

Ученики:

А. Абдуллаева, Г. Баркова, М. Вышнепольская, В. Гурова, В. Дулова, И. Зейдель (Есипова), В. Качалова, Э. Кузьмичёва, В. Полтарева, Н. Попова, М. Рубин, Н. Степанян, Л. Хетагурова, О. Эрдели.

Концертная деятельность:

С 1899 г. выступала как солистка. В 1895-1899 гг. арфистка оркестра Итальянской оперы, в 1899-1907 и 1918-1938 гг. солистка оркестра Большого театра.

Играла в оркестрах Императорского Русского Музыкального Общества (1899-1907), Московского филармонического общества (1901-1907), позднее - в Персимфансе (1925-1932), Государственном симфоническом оркестре СССР (1936-1938).

Первая исполнительница посвященных ей концертов для арфы с оркестром Н. Г. Парфёнова (1932), Р. М. Глиэра (1938), В. Н. Цыбина (1940), А. И. Кос-Анатольского (1954), а также первая исполнительница в России «Интродукции и Аллегро» М. Равеля (1909), «Хорала с вариациями» для арфы и оркестра Ш. Видора (1913).

Выступала в ансамбле с певцами В. Н. Петровой-Званцевой, Е. И. Збруевой, Н. В. Салиной, К. Г. Держинской, Н. А. Обуховой, В. В. Барсовой, Е. К. Катульской, Н. Д. Шпиллер, И. С. Козловским, М. О. Рейзеном и другими, а также с инструменталистами и инструментальными ансамблями.

Сочинения:

  • Три прелюдии (1948)
  • Элегия памяти М. И. Глинки (1950)
  • Десять легких пьес в стиле русских песен (1951, 1959)
  • «Украина», фантазия для арфы (1952)
  • Вариации на русскую народную песню (1955)
  • Двадцать этюдов (первая тетрадь - 1961, вторая тетрадь - 1963)

Научные труды. Издания. Публикации

  • Заметки об арфе // Советская музыка. 1959. № 5
  • Моя жизнь в музыке // Советская музыка. 1962. № 4
  • Арфа в моей жизни. М., 1967

Публикации об этом педагоге

  • Поломаренко И. А. Арфа в прошлом и настоящем. М.-Л., 1939
  • Полтарева В. П. Творческий путь К. А. Эрдели (Из истории советской школы игры на арфе). Львов, 1959
  • Дулова В. Г. Искусство игры на арфе. М., 1975
  • Полтарева В. П. Арфа. Киев, 1980
  • Круглова М. М. «Искусство арфы стоит в стороне…» // Музыкальная жизнь, 2006. № 11
  • Подгузова М. М. «Предлагаю поставить к вам на квартиру свою арфу…». Р. М. Глиэр в общении с К. А. Эрдели и В. Г. Дуловой // Из личных архивов профессоров Московской консерватории. Вып. 3. М. 2008

Ксения Александровна (8(20) II 1878, Елизаветград Херсонской губ., ныне Кировоград 27 V 1971, Москва) сов. арфистка, композитор, педагог и муз. деятель. Нар. арт. СССР (1966). В 1895 окончила Смольный ин т, где наряду с занятиями по… … Музыкальная энциклопедия

Москвитина Э. А. - Эмилия Андреевна (р. 14 III 1939, Москва) сов. арфистка. Засл. арт. РСФСР (1977). В 1962 окончила Моск. консерваторию у В. Г. Дуловой. С 1963 солистка (1 я арфа) симф. оркестра Моск. филармонии. Исполнение М. отличается виртуозной… … Музыкальная энциклопедия

Эйхенвальд И. И. - (урожд. Папендик) Ида Ивановна (1842, Германия 1917, Одинцово, близ Москвы) рус. арфистка и педагог. С 6 лет обучалась игре на арфе у К. Л. Гримма в Берлине, с 8 лет принимала участие в концертах. В 1855 впервые выступила в Берлине с… … Музыкальная энциклопедия

Вальтер-Кюне Е. А. - Екатерина Адольфовна (1(13) V 1870, Петербург 1930, Росток) рус. арфистка и педагог. Дочь контрабасиста А. К. Кюне. В 1888 окончила Петерб. консерваторию по классам К. Я. Лютша (фп.) и А. Г. Цабеля (арфа). С 13 летнего возраста играла… … Музыкальная энциклопедия

Мчеделов М. П. - (наст. фам. Мчедлишвили) Михаил Павлович (26 I (8 II) 1903, Батуми 21 II 1974, Москва) сов. арфист, педагог, методист и композитор. В 1934 окончил Моск. консерваторию у Н. Г. Парфёнова. С 1938 арфист оркестра Моск. филармонии и Гос.… … Музыкальная энциклопедия

Поссе В. - (Posse) Вильгельм (1852, Бромберг 1925, Берлин) нем. арфист, педагог и композитор. Игре на арфе учился у К. Л. Гримма, затем продолжил муз. образование в Академии Куллака в Берлине. Длит. время жил в Шарлоттенбурге. Блестящий виртуоз, П.… … Музыкальная энциклопедия

Синицына Е. А. - Елена Андреевна (р. 17(30) IV 1906, Одесса) сов. арфистка и педагог. Засл. арт. РСФСР (1956). В 1923 окончила Одесскую консерваторию у В. К. Аттала, с этого же года артистка симф. оркестров Харькова, Баку, Новосибирска, Одессы. В 1927 72… … Музыкальная энциклопедия

Толстая Н. Н. - Надежда Николаевна (р. 24 IX 1923, Петроград) сов. арфистка. Засл. арт. РСФСР (1973). В 1948 окончила Ленингр. консерваторию у Е. А. Синицыной. Участвовала в концертах квартета арф (Е. А. Синицына, Л. А. Гордзевич, Т., А. А. Варосян). 3 я … Музыкальная энциклопедия

Цабель А. Г. - Альберт Генрихович (22 II 1834, Берлин 3 (16) II 1910, Петербург) рус. арфист, композитор и педагог. По национальности немец. Занимался в Берлинском корол. муз. уч ще, куда был принят стипендиатом по рекомендации Дж. Мейербера. Ученик К.… … Музыкальная энциклопедия

Шамеева Н. Х. - Наталья Хамидовна (р. 30 XII 1939, Москва) сов. арфистка. В 1962 окончила Муз. пед. ин т им. Гнесиных у К. К. Сараджевой, в 1966 аспирантуру при Моск. консерватории у В. Г. Дуловой. В 1962 70 солистка Москонцерта, с 1970 оркестра Большого … Музыкальная энциклопедия

Эрдели О. Г. - Ольга Георгиевна (р. 1 IV 1927, Москва) сов. арфистка и педагог. Засл. арт. РСФСР (1972). Окончила Моск. консерваторию у К. А. Эрдели (1950). С 1946 солистка Большого симф. оркестра Всесоюзного телевидения и радио. С 1949 выступает как… … Музыкальная энциклопедия