Высокий, статный, с выразительным лицом и раскатистым голосом - Фёдор Шаляпин не оставлял равнодушных. Он стал первым российским певцом, получившим мировое признание. Однако судьба уготовила ему множество испытаний, одним из самых тяжких стала разлука с родиной на закате жизни…

Краткую биографию Фёдора Шаляпина и множество интересных фактов о певце читайте на нашей странице.

Краткая биография

Родился будущий певец 13 февраля 1873 года в Казани, первым из четырех детей в семье. Отец его служил писарем, мать выполняла поденную работу. Жили Шаляпины бедно, самым долгожданным лакомством Федя считал пельмени, которые мать лепила один раз в месяц при получении отцом жалования, и варенье, с которым пили чай после бани. Иногда отец сильно пил, отчего становился свирепым и избивал мать. Несмотря на это, он по-своему заботился о детях – когда Федя подрос, отец определил его на учебу к сапожнику. Он считал, что, чем больше ремесел освоит сын, тем легче ему будет прокормиться.


Интерес к пению возник случайно. Очень запомнились маленькому Феде мальчики из церковного хора. Когда семья в очередной раз поменяла место жительства, и верхним соседом оказался церковный регент, Федя явился к нему и попросился в хор. После небольшого прослушивания он был принят. И через три месяца мальчик принес домой первый свой гонорар – полтора рубля.

Учеба в школе закончилась внезапно всего после нескольких лет - учительница застала его целующимся с одноклассницей. Затем последовало приходское училище, которое Федя бросил. Тогда отец попытался пристроить его подмастерьем то к сапожникам, то к токарю. Но все эти работы не пришлись ни по душе, ни по силам десятилетнему мальчику.


В 12 лет Федя впервые попал в театр, это стало самым значительным впечатлением в его жизни. Он утаивал часть заработка от пения и ходил на спектакли так часто, как мог, пытался прорваться за кулисы. Поскольку Федя не задержался ни на одной работе, отец отправил его в училище Арска, заштатного городка, в котором не было театра. Однако и оттуда Федя скоро вернулся из-за болезни матери. После того как не заладилось и на должности переписчика в конторе, где работал отец, Федор уговорил родителей переехать в Астрахань. К тому времени из детей остался только средний брат Василий. Но в Астрахани жизнь не наладилась – мать пекла на продажу пироги, отец не мог устроиться. Федор стал работать на Волге крючником – разгружал баржи. Волею судеб его опять занесло в Казань, где случайно он узнал о том, что набирают хористов для оперы в Уфе. Поразив антрепренеров готовностью работать бесплатно, Шаляпин получил свой первый контракт на 20 рублей.


После волнительных дебютов в хоре Федору неожиданно предложили выступить Стольником в опере «Галька» Монюшко – его первой сольной партии. Но сезон антрепризы закончился, а с ним и работа. Шаляпин прибился к малороссийской труппе, которая гастролировала по южным окраинам империи. Голод, нищета и безработица настигли его в Баку. Он даже не смог выслать отцу денег, получив известие, что умерла мать. На последние копейки, найденные на вокзале, Федор добирается до Тифлиса, по четверо суток ничего не ест, перебиваясь изредка у знакомых. Жизнь начинает налаживаться, когда он идет учиться пению у Дмитрия Усатова, известного педагога и бывшего солиста императорских театров.

Через год Шаляпин добирается до Москвы и устраивается в антрепризу Лентовского, затем, переехав в Петербург, поет в спектаклях Панаевского оперного товарищества. На молодого баса обратили внимание в дирекции Мариинского театра. Шаляпин блестяще прошел прослушивание и был зачислен в труппу.

Профессия - сцена

После двух сезонов в Мариинке, где Шаляпин выступал с переменным успехом, летом поехал он в Нижний Новгород петь в новом театре, в труппе С. Мамонтова. По окончании сезона Мамонтов предложил Федору контракт в Москве. Тот не дал немедленного ответа, но крепко задумался над открывшейся возможностью. В Москву его влекло не только желание петь –он влюбился в одну из балерин, Иолу Торнаги, которая продолжила работать у Мамонтова. Шаляпин вернулся в Петербург, сделал новую роль. Обстановка в императорском театре огорчала его и он буквально сбежал в Москву, где принял предложение Мамонтова. Дела в театре шли не очень хорошо, но с его приходом все изменилось. После второй же роли, Мефистофеля, Мамонтов заявил, что Феденька может требовать все что угодно, заказывать себе любые костюмы и даже выбирать оперы к постановке. Звезда Шаляпина наконец-то засияла в полной мере – это признали и публика, и критики. Благодаря ему основой репертуара мамонтовского театра стали русские оперы – «Псковитянка», «Борис Годунов », «Хованщина », «Царская невеста», состоялась премьера «Садко ».

Тем временем в императорских театрах поменялся директор – им стал полковник Теляковский, который предложил Федору Ивановичу новые условия сотрудничества. У Мамонтова контракт заканчивался, Шаляпин понимал неизмеримо большие возможности казенной сцены – и согласился. Он рассчитывал на то, что новое руководство сможет поменять костный театральный уклад. Но скоро понял, что надеяться на это было наивно.

В 1900 году Шаляпин получил телеграмму из Ла Скала. Театр интересовался условиями, на которых он мог бы выступить у них в «Мефистофиле» Бойто. Певец не поверил своим глазам и заломил высокий гонорар в надежде, что он отпугнет итальянцев. Но Ла Скала согласились заплатить 15 000 франков, и Шаляпин отправился в Милан.


Это было его первое выступление за рубежом и сразу – в театре такого уровня как Ла Скала. Волнения были напрасны - итальянцы им восхищались. Комплименты отвешивал даже скупой на эмоции Тосканини, дирижировавший спектаклем. Затем последовали вечера в Монте-Карло и, наконец, С. Дягилев пригласил Шаляпина в Париж – сначала на концерты, а затем в постановку «Бориса Годунова». После триумфа спектаклей в столице Франции оперой Мусоргского заинтересовался и Ла Скала. Певец переживал, что темпераментной нации не придется по вкусу русская драма, но напрасно – «Борис» исполнялся по-итальянски и очень хорошо принимался публикой.

В 1907 году состоялся дебют Шаляпина в Нью-Йорке в «Мефистофиле», «Севильском цирюльнике », «Фаусте» и «Дон Жуане ». Спектакли не стали успешными, американский зритель оказался неподготовлен к открытой и искренней сценической манере певца. Раздраженный бас ответил журналистам, что американцы только тогда начнут понимать искусство, когда у них родится свой Бомарше. Вслед уехавшему певцу газеты разразились статьями о его невоспитанности и неблагодарности. Помня такой прием, долгие годы еще Шаляпин будет отклонять гастрольные приглашения США.

Слава русского баса дошла и до берегов Южной Америки. В 1908 году он согласился, нехотя, за приличные деньги, выступать в Аргентине. Далее последовало приглашение в Лондон с труппой Дягилева, а затем и в Германию.

Однажды к Шаляпину зашел его приятель, либреттист Анри Каэн. Он спросил, как тот относится к тому, что Жюль Массне напишет оперу «Дон Кихот» на либретто Каэна. Федор Иванович был приятно удивлен, а когда два годя спустя композитор пригласил его к себе и показал за роялем произведение, разрыдался. В 1910 году с огромным успехом опера была представлена в Монте-Карло.


Между войной и эмиграцией

В 1914 году разразилась Первая мировая война. Шаляпину пришлось отменить все зарубежные выступления. Он на собственные средства открыл два лазарета для помощи раненым солдатам. Вскоре пришла и революция. Федору Ивановичу было первому присвоено звание народного артиста республики. Но даже это не могло уберечь его от реквизиции - ценные вещи певца были изъяты в пользу государства, обыски проводились даже ночью. Семья жила впроголодь, ходить на спектакли в нетопленый театр надо было пешком по 9 км в одну сторону. В 1921 году Федор Иванович, заплатив последние деньги за паспорт, через протекцию Луначарского смог выехать за границу. После того как о его спонтанном выступлении в Риге написали европейские газеты, ему тотчас посыпались телеграммы из всех концов света. Шаляпин отправился в Лондон, а после - в США. Когда артист вернулся в Петербург, было немедленно принято решение уезжать за рубеж вместе с семьей.

При этом необходимо было обставить дело так, чтобы отъезд не походил на бегство. Заручившись приглашением на длинные гастроли по городам Америки, он выбивал из властей разрешение на выезд и просил не верить западной прессе, что бы она ни писала. Можно ли было поступить иначе – в Москве оставались пятеро детей.

Две семьи

В 1898 году Шаляпин женился на Иоле Торнаги, итальянской балерине, с которой познакомился в Нижнем Новгороде. Семья обосновалась в Москве. Через год родился первенец – Игорь, «Игрушка», как звал его отец. Затем появились почти погодки – Ирина, Борис, Татьяна и Федор, Лидия. А Игорек умер в четыре года от аппендицита. Федор Иванович настолько страшно переживал утрату, что собирался застрелиться. Семья сменила место жительства, родился сын Борис, рана немного затянулась.

В 1906 году, когда Иола навещала родню в Италии, на ипподроме Шаляпин познакомился с 25-летней вдовой Марией Валентиновной Петцольд. Оказалось, что у них много общих знакомых, они стали часто встречаться. Когда Мария Валентиновна покинула Москву, стало ясно, что между ними произошло нечто большее, чем мимолетное увлечение. Иола все свое время отдавала семье и детям, Мария же стала сопровождать Шаляпина на все гастроли, разделяя и тяготы, и радости. Так появились две семьи – Иола с детьми продолжали жить в Москве, Мария обосновалась в Санкт-Петербурге. В 1910 году она родила дочь Марфу. Когда Иола узнала о зеркальной жизни мужа, то попросила Шаляпина не травмировать детей уходом из дома. Несколько лет певец жил между двух городов. Союз с Марией принес еще дочерей – Марину и Дасию. Шаляпин делал официальные прошения на имя императора, чтобы всех дочерей признали как законных и позволили носить его фамилию.

В 1922 году Шаляпин уехал в эмиграцию вместе со своей второй семьей. Однако как только стало возможным, он вывез из Советской России и детей от первого брака. В Москве осталась только старшая дочь Ирина вместе с матерью. Иола покинула Советский Союз тяжело больной в 1960, переехав к сыну Борису, и скончалась в Риме через четыре года. Мария Валентиновна, став законной женой Шаляпина лишь в 1927, умерла на год раньше соперницы и была похоронена подле мужа на парижском кладбище Батиньоль.

В эмиграции

Выступления в Америке обеспечивали стабильный доход, и Шаляпины обосновались в Париже, купив целый дом на проспекте Эйло. Советское правительство в течение нескольких лет делало вид, что верит в затянувшиеся гастроли, но в 1927 году на родине разразилась буря. Поводом послужил невинный эпизод – в белоэмигрантской газете Шаляпина поблагодарили за пожертвование, которое он сделал в адрес русских сирот и инвалидов Парижа. Советская печать из благородного поступка певца сделала вывод о сочувствии им белому движению, Маяковский разразился обличительными стихами. В августе Шаляпина лишили звания народного артиста. Посольство также уведомило об утрате им гражданства. Громадный человек принял эти новости в слезах, но паспорт сдавать отказался.

Тридцатые годы были отмечены «Князем Игорем » - Шаляпин сделал на нескольких европейских сценах два образа – Кончака и Галицкого. Тогда же он отправился на гастроли по Азии – в Китай, Японию, Сингапур… Учитывая тот факт, что Австралию русский бас покорил еще в 1926, этими выступлениями он завершил свое кругосветное путешествие, открыв русское музыкальное искусство действительно всему миру.

Пройдет год, и Шаляпин сляжет с целым букетом болезней, последний диагноз прозвучит приговором – рак крови. В эмиграции он часто вспоминал свою Россию, страну, которой больше не было. А из той, что была вместо нее, дочку Ирину на похороны отца в Париж не выпустили. Умер Федор Иванович Шаляпин 12 апреля 1938 года.



Интересные факты

  • В Ла Скала на момент приезда туда Шаляпина гримировались весьма примитивно, русский бас поразил итальянских коллег мастерством владения сценическим гримом.
  • Миланская клака выставила Шаляпину счет на 4000 франков, после оплаты которого обещала поддержать его дебют в Ла Скала. Артист платить не стал, но своим выступлением убедил даже раздосадованных клакеров – они искренне выражали ему восторги, притом совершенно бесплатно.
  • Федор Иванович был настолько разочарован, что Мария Валентиновна родила третью девочку – он так хотел сына – что несколько дней не разговаривал с супругой. Дасю, однако, обожал и баловал едва ли не больше всех.
  • В эмигрантских кругах ходила легенда о том, что у Шаляпина, несмотря на его обеспеченность, никогда не было с собой больше трех рублей. Возможно, в этом есть доля правды - не стоит забывать, что на его попечении находились 9 детей в Париже, включая детей Марии Валентиновны от первого брака, а также бывшая жена и старшая дочь в СССР.
  • Шаляпин был также талантлив и в живописи. Лучше всего ему удавались карикатуры и шаржи. На теплоходе по пути в США он как-то нарисовал шаржей на сумму, превышающую гонорар за спектакль.
  • Американцы платили Шаляпину больше, чем Карузо – нечастый случай, когда бас ценится выше тенора.
  • Сын Шаляпина Федор Федорович до конца жизни называл вторую семью отца незаконной.
  • Свою супругу Иолу Шаляпин ласково называл Ёлочкой.
  • Мария Петцольд была также уроженкой Казани.
  • В 1984 году прах Федора Ивановича был перевезен из Парижа в Москву и захоронен на Новодевичьем кладбище.

Фильмография

Шаляпин снялся в нескольких фильмах, значительных из которых два:

  • Немой фильм 1914 года «Царь Иван Васильевич Грозный» по опере «Псковитянка » с Шаляпиным в заглавной роли.
  • Фильм «Дон Кихот», 1933 г. Фильм снимался на английском и французском языках. Несмотря на то что в картине есть несколько вокальных номеров, в основном Шаляпин выступает как драматический артист.

Фигура Фёдора Шаляпина – настолько же противоречива, насколько гениальна. Но именно ему принадлежит один из величайших вкладов в популяризацию русского искусства во всем мире.

Видео: смотреть фильм о Фёдоре Шаляпине

28.05.2016

Федор Иванович Шаляпин… Гениальный артист, объездивший мир, человек, чей голос покорял всех, кто его слышал - даже людей, далеких от искусства. Жизнь его была наполнена самыми разнообразными событиями, трижды он терял и вновь зарабатывал огромное состояние. Великий бас исколесил множество стран, повсюду встречая горячее признание. Какие интересные факты из жизни Федора Шаляпина мы знаем?

  1. Будущий певец родился в бедной семье. Его отец, бывший крестьянин деревни Сырцево Вятской губернии, перебрался с семьей Казань. Здесь он тяжко работал, чтобы прокормить семейство, а в промежутках пил «горькую», не видя просвета впереди. Федора Шаляпина почти не учили и еще совсем мальчиком отдали в подмастерья, чтобы он мог помочь родителям, да и себе заработать на пропитание. Федору довелось побывать сапожником, резчиком по дереву, плотником.
  2. Отец Федора Шаляпина не желал и слышать об артистической карьере сына. Он полагал, что профессия дворника гораздо вернее обеспечит юноше кусок хлеба.
  3. В 15-летнем возрасте Федор Шаляпин попросил директора театра взять его в хористы. Кое-какой опыт по этой части у мальчика уже был. Но так как голос в это время «ломался», Шаляпин спел на прослушивании плохо, и его кандидатуру отвергли, а взяли другого, какого-то «долговязого», по воспоминаниям Шаляпина. Федя очень обиделся на «конкурента». Когда через много лет певец познакомился с Горьким и рассказал ему эту историю, Горький развеселился: «Так это же был я! Правда, из театра меня почти сразу выгнали - голоса-то не было никакого…»
  4. На заре певческой карьеры Шаляпин получил первую серьезную роль (правда, бессловесную) - кардинала, которому надлежало со свитой торжественно прошествовать по сцене. Юноша волновался, старательно инструктировал статистов из «свиты»: «Делайте все так же, как я!». И вот - выход. Первые несколько шагов были величественны. Затем молодой артист запутался в красной мантии и упал. Свита послушно поступила точно так же. Отчаянно стараясь выпутаться, кардинал прополз по сцене к выходу, свита ползла за ним. Весь зал неудержимо хохотал. Режиссер встретил актера за кулисами хорошим пинком и запретил навеки показываться в районе театра.
  5. Шаляпин не только великолепно пел, но и рисовал, и пробовал себя в роли скульптора, и прекрасно писал - стихи и прозу. Частенько он, задумавшись, оставлял рисунки на салфетках и скатертях в ресторанах, где обедал. Однажды, будучи уже известным, он таким образом исчертил скатерть в одном престижном заведении. Разгневанная хозяйка (она не интересовалась искусством, а потому не знала, кто такой Шаляпин), бросилась вслед, требуя штраф за испорченное имущество. Федор Иванович заплатил требуемую сумму, скатерть же забрал себе. И тут кто-то из знакомых просветил хозяйку: «Ты что, это же Шаляпин! Вставишь скатерть в рамочку - к тебе народ валом повалит!». Та стала просить Федора Ивановича вернуть скатерть, но он спокойно сказал: «Мадам, это теперь моя собственность. Если желаете - я могу вам ее продать». И хозяйка выкупила скатерть обратно - но вчетверо дороже, чем продала…
  6. В 1918 году Федор Шаляпин первым из русских артистов удостоился звания народного. Но в 1927 году это звание у него отобрали, мотивируя тем, что он уехал за границу и не желал возвращаться. Действительно, Федор Иванович эмигрировал с семьей в 1922 году, но это был вынужденный шаг. Ему стали навязывать репертуар, указывать, как и что петь. Какой творческий человек потерпит это? Шаляпин забрал семью и уехал, а чтобы получить разрешение на отъезд, обещал пропагандировать советское искусство за границей. Много раз советская власть пыталась вернуть артиста. Друг Шаляпина Горький заманивал его ложными обещаниями, говоря, что ему вернут все, чем он владел до революции, и предоставят полную свободу. К счастью, Шаляпин не поддался на уговоры. Кто знает, как бы сложилась его судьба в Советской России? Вспомним Маяковского, Есенина, Цветаеву…
  7. Федор Шаляпин побывал в Японии, Америке, Канаде, Англии, на Гавайских островах, а жил в Париже. Но ностальгию по Родине он ощущал постоянно. Будучи уже тяжело больным, в 1937 году он завещал похоронить себя в России. И через 50 лет его волю сумел исполнить сын: останки великого артиста перезахоронили на Новодевичьем кладбище.

Федор Шаляпин был удивительным человеком. Мы, россияне, вправе гордиться тем, что этот великий талант породила наша земля. Несмотря на свои странствия по миру, Шаляпин всю жизнь оставался истинно русским, он горячо любил свою многострадальную Родину и мысленно всегда был с нею…

1.Русский певец Фёдор Шаляпин за свою жизнь покорил аудиторию во множестве стран.

2.Рождённый в Российской Империи и ставший знаменитым во времена СССР, он прожил достойную жизнь, а его талант до сих пор никому не удалось превзойти. Его изумительный высокий бас гремел по лучшим оперным залам Европы.

3.Федор Шаляпин внес неоценимый вклад в развитие оперного искусства. В его репертуаре - свыше 50 сыгранных ролей в классических операх, свыше 400 песен, романсов и русских народных песен.

4.Федор Шаляпин был первым народным артистом нашей страны.

5. Его предки носили фамилию «Шелепины». Со временем она трансформировалось в известную всем нам форму.

6. Федор Иванович Шаляпин родился 1 ноября 1873 года в Казани в крестьянской семье выходцев из Вятской губернии. Жили бедно, отец служил писцом в земской управе, часто пил, поднимал руку на жену и детей, с годами его пристрастие усугублялось.

7. Вопреки всем жизненным обстоятельствам, Федор Шаляпин навсегда вошел в мировую оперную историю.

8.Федор учился в частной школе Ведерниковой, но за поцелуи с одноклассницей его исключили. Потом было приходское и ремесленное училища, последнее он покинул из-за тяжелой болезни матери. На этом казенное образование Шаляпина закончилось.

9. Еще до училища Федора приставляли к крестному отцу - учиться сапожному ремеслу. «Но судьба не судила мне быть сапожником», - вспоминал певец.

10.Однажды Федор услышал хоровое пение в церкви, и оно его заворожило. Он попросился в хор, и регент Щербинин принял его. У 9-летнего Шаляпина был слух и прекрасный голос - дискант, и регент обучил его нотной грамоте и положил жалованье.

11.В 12 лет Шаляпин впервые попал в театр - на «Русскую свадьбу». С этого момента театр «свел с ума» Шаляпина и стал его страстью на всю жизнь. Уже в парижской эмиграции в 1932 году он напишет: «Все, что я буду вспоминать и рассказывать, будет… связано с моей театральной жизнью. О людях и явлениях… я собираюсь судить… как актер, с актерской точки зрения...».

12.Когда в Казань приехала опера, она, по признанию Федора, изумила его. Шаляпину очень хотелось заглянуть за кулисы, и он пробрался за сцену. Его взяли статистом «за пятак». До карьеры великого оперного певца было еще далеко. Впереди были ломка голоса, переезд в Астрахань, голодная жизнь и возвращение в Казань.

13.Первое сольное выступление Шаляпина - партия Зарецкого в опере «Евгений Онегин» - состоялось в конце марта 1890 года. В сентябре он в качестве хориста переезжает в Уфу, где преображается в солиста, заменив заболевшего артиста. Дебют 17-летнего Шаляпина в опере «Галька» оценили и изредка поручали ему небольшие партии. Но театральный сезон закончился, и Шаляпин снова оказался без работы и без денег. Он играл проходные роли, бродяжничал и в отчаянии даже думал о самоубийстве.

14.Помогли знакомые, которые посоветовали взять уроки у Дмитрия Усатова - в прошлом артиста императорских театров. На протяжении года Шаляпин жил в Тбилиси, где его учил пению знаменитый тогда певец Дмитрий Усатов. Причём учитель давал ему уроки бесплатно, так как у Фёдора не было денег, чтобы заплатить за обучение. Усатов не только разучил с ним знаменитые оперы, но и обучил основам этикета. Он ввел новичка в музыкальный кружок, а вскоре и в «оперу Любимова», уже по контракту. Успешно отыграв свыше 60 спектаклей, Шаляпин отправляется в Москву, а затем в Петербург.

15. Шаляпин знакомится с известным меценатом Саввой Мамонтовым, который предлагает ему место солиста Русской частной оперы. В 1896 году артист перебирается в Москву и четыре сезона успешно выступает, совершенствуя свой репертуар и навыки.

Ф. И. Шаляпин в молодости

16.С 1899 года Шаляпин - в труппе Императорской русской оперы в Москве и пользуется успехом у публики. С восторгом его принимают в миланском театре La Scala - там Шаляпин выступил в образе Мефистофеля. Успех был потрясающим, предложения стали сыпаться со всего мира. Шаляпин покоряет Париж и Лондон с Дягилевым, Германию, Америку, Южную Америку, и становится всемирно известным артистом.

17.В России Шаляпин прославился басовыми партиями Борисова Годунова, Ивана Грозного, Мефистофеля. Не только его велик

18.В 22 года Фёдор Шаляпин уже выступал на сцене знаменитого Мариинского театра в Санкт-Петербурге. После успешной роли Мефистофеля в «Фаусте» Шаляпина приглашают на пробы в Мариинский театр и зачисляют в труппу на три года. Шаляпин получает партию Руслана в опере Глинки «Руслан и Людмила», но критики написали, что пел Шаляпин «скверно», и он надолго остается без ролей.

19. Отец Федора Шаляпина был определенного мнения об актерских увлечениях сына. Он говорил ему: - В дворники надо идти, в дворники, а не в театр. Дворником надо быть, и будет у тебя кусок хлеба.

20. В 1918 году Шаляпин становится художественным руководителем Мариинского театра (отказавшись при этом от должности худрука в Большом театре) и получает первое в России звание «народного артиста Республики».

Федор Шаляпин с семьёй

21. Федор Шаляпин был дважды женат, и от обоих браков у него родилось 9 детей. С первой женой - итальянской балериной Иолой Торнаги - певец знакомится в театре Мамонтова. В 1898 году они обвенчались, и в этом браке у Шаляпина родилось шестеро детей, один из которых умер в раннем возрасте. После революции Иола Торнаги долгое время жила в России, и только в конце 50-х годов переехала в Рим по приглашению сына.

С Марией Петцольд

22.Будучи в браке, в 1910 году Федор Шаляпин сближается с Марией Петцольд, которая воспитывала двоих детей от первого брака. Первый брак еще не был расторгнут, но фактически у певца в Петрограде появилась вторая семья. В этом браке у Шаляпина родилось три дочери, однако официально оформить свои отношения пара смогла уже в Париже в 1927 году. С Марией Федор Шаляпин провел последние годы жизни.

23. Несмотря на то, что Шаляпин смолоду сочувствовал революции, он и его семья не избежали эмиграции. Новая власть конфисковала у артиста дом, машину, сбережения в банке. Он пытался защитить семью и театр от нападок, неоднократно встречался с руководителями страны, в том числе с Лениным и Сталиным, но это помогало только временно.

24.В 1922 году Шаляпин с семьей покидает Россию, гастролирует в Европе и Америке. В 1927 году Совнарком лишает его звания народного артиста и права возвращаться на родину. По одной из версий, Шаляпин пожертвовал сборы от концерта детям эмигрантов, а в СССР этот жест расценили как поддержку белогвардейцев.

25. Семья Шаляпиных обосновывается в Париже, и именно там оперный певец найдет свое последнее пристанище.

26. В 1901 году Шаляпин в качестве солиста Большого театра гастролировал в театре «Ла Скала». На свою первую зарубежную гастроль он откликнулся авто эпиграммой, удачно перефразируя стихи Лермонтова и Грибоедова: Я здесь в Милане - страус в клетке (В Милане страусы так редки); Милан сбирается смотреть, Как русский страус будет петь, И я пою, и звуки тают, Но в воздух чепчики отнюдь Здесь, как в России, не бросают.

27. Шаляпин, приехав на гастроли в США, должен был пройти проверку в Нью-Йорской таможне. В очереди к чиновнику, производившему осмотр багажа, его узнали. - Это знаменитый Шаляпин,- сказал кто-то, - у него золотое горло… Услышав такую реплику, таможенный чиновник потребовал немедленно сделать рентгеновский снимок «золотого горла».

28. Во время революции дом Шаляпина часто подвергался ночным обыскам. Искали бриллианты и золото. Однажды конфисковали серебряные ложки и вилки, а также двести бутылок французского вина. Шаляпин пожаловался Зиновьеву: - Я понимаю - революция… И, в сущности, я не против обысков, но нельзя ли обыскивать меня в удобное для меня время, с восьми до девятнадцати, например?

29. Во время революции Шаляпин пришел к художнику Коровину: - Меня обязали выступить сегодня перед конными матросами. Скажи мне, ради Бога, что такое конные матросы? - Не знаю, что такое конные матросы сумрачно отвечал Коровин, - но уезжать надо.

30. Однажды Шаляпин был болен «грудной жабой» и отказался петь в двух спектаклях. За это директор театра оштрафовал Федора Ивановича и аргументировал наложение штрафа следующим образом: - В наших спектаклях многие артисты на сцене просто квакают, отчего же и Шаляпин не может спеть с «жабой»? Он вполне влился бы в общий хор.

31. Однажды, ещё на заре своей оперной карьеры, Шаляпин на сцене промахнулся мимо стула и неловко сел прямо на пол. С тех пор он всю жизнь внимательно смотрел, куда садится.

32. В молодости Шаляпин однажды сорвал представление, запутавшись в пышной мантии и рухнув на сцену. Зрители так смеялись, что концерт фактически пришлось приостановить.

33. Шаляпин был замечательным рисовальщиком и пробовал себя в живописи. Сохранились многие его работы, в том числе и «Автопортрет». Также он пробовал себя и в скульптуре.

Ф. Шаляпин и М. Горький

34. Шаляпин водил дружбу со знаменитым писателем Максимом Горьким.

35. Лев Толстой, прослушав несколько народных песен в исполнении Фёдора Шаляпина, сказал, что тот «поёт чересчур громко».

36. После гастролей в Китае, Японии, Америке Шаляпин возвращается в Париж в мае 1937 года уже больным. Врачи ставят диагноз - лейкоз.

37.«Лежу… в кровати… читаю… и вспоминаю прошлое: театры, города, лишения и успехи… Сколько ролей сыграл! И, кажется, недурно. Вот тебе и вятский мужичонко...», - писал Шаляпин в декабре 1937 года своей дочери Ирине.

39. Умер певец в Париже, где и был похоронен. И лишь в 1984 году, спустя 46 лет стараниями его сына прах Фёдора Шаляпина был возвращён в СССР и перезахоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

40.В 1991 году, после распада СССР, через 53 года после смерти, Федору Шаляпину вернули звание народного артиста.

Памятник на могиле Ф. И. Шаляпина

41. Семен Будённый после знакомства с Шаляпиным в вагоне и распития с ним бутылки шампанского вспоминал: «От его могучего баса, казалось, содрогался весь вагон».

42. Шаляпин коллекционировал оружие. Старые пистолеты, ружья, копья, в основном подаренные А.М. Горьким, висели у него по стенам. Домовый комитет то отнимал у него коллекцию, то, по указанию зампредседателя ВЧК, возвращал.

43. Фёдор Иванович Шаляпин получил звезду на аллее славы в Голливуде за достижения и вклад в области музыки.

44. «Великий Шаляпин был отражением расколотой русской действительности: босяк и аристократ, семьянин и «бегун», странник, завсегдатай ресторанов...» - так о всемирно известном артисте говорил его педагог Дмитрий Усатов.

45. Свои гастроли Шаляпин проводил почти по всему миру. У него были туры даже по США, Японии и Китаю, не говоря уже о почти всех странах Европы.

Памятник Ф. И. Шаляпину в Казани

фото из интернета

Шаляпин начал свою артистическую карьеру с того, что пятнадцатилетним юношей обратился в дирекцию казанского театра с просьбой прослушать его и принять в хор. Но из-за мутации голоса он спел на прослушивании чрезвычайно плохо. Вместо Шаляпина в хористы приняли какого-то долговязого девятнадцатилетнего парня, с чудовищным «окающим» говором.
Свое первое фиаско Шаляпин запомнил на всю жизнь, а долговязого конкурента надолго возненавидел. Много лет спустя в Нижнем Новгороде Шаляпин познакомился с Максимом Горьким и между прочим рассказал о своей первой певческой неудаче.
Горький рассмеялся:
— Дорогой Феденька, так это ж был я! Меня, правда, скоро выгнали из хора, потому что голоса у меня вообще не было никакого.

***
Дебют Шаляпина на оперной сцене был весьма запоминающимся. Шаляпин в то время был главным статистом в театре. Ему поручили бессловесную роль кардинала, который должен был торжественно проследовать через всю сцену в сопровождении свиты. Перед первым в жизни выходом на сцену Шаляпин так волновался, что у него дрожали ноги и руки. Он долго объяснял бестолковым младшим статистам их обязанности, в тайне предвкушая, как ахнет зал от их величественного шествия.
— Следуйте за мной и делайте все так же, как я! — приказал он свите и вышел на сцену.
Но едва сделав шаг, Шаляпин в волнении наступил на край своей длинной красной мантии и рухнул прямо на пол! Сопровождавшая кардинала свита решила, что так и надо, и тоже упала! Главный статист героически пытался встать на ноги, выпутаться из широкой мантии — бесполезно. Барахтаясь в кардинальском облачении, он так и прополз на четвереньках через всю сцену! А за ним, также конвульсивно подрагивая, ползла свита…
Публика хохотала до колик. Едва Федор Иванович оказался за кулисами, его схватил взбешенный режиссер и спустил с лестницы, дав будущему украшению русской сцены хорошего пинка под зад.

***
У Шаляпина был секретарь и помощник Петр, который оберегал певца от назойливых журналистов и театральных критиков.
Во время одной из поездок по Европе к певцу в гостиницу пришел известный музыкальный критик. Его встретил секретарь.
— Федор Иванович сейчас занят, — сказал он. — На все ваши вопросы готов ответить я.
— Каковы планы маэстро Шаляпина на ближайшее будущее? — поинтересовался музыкальный критик.
— Мы едем в Милан, где будем петь в «Ла Скала», затем дадим в Лондоне концерт в честь английского короля, потом поедем в Париж...
— Все правильно, Петр, — загремел из соседней комнаты голос Шаляпина. — Только не забудь взять меня с собой!

***
Однажды в пору революции Шаляпин пришел к своему другу художнику Коровину и сразу пожаловался:
— Черт знает что такое! Меня обязали выступить сегодня перед конными матросами. Скажи мне, ради Бога, что такое конные матросы?
— Не знаю, что такое конные матросы, — сумрачно отвечал Коровин, — но валить отсюда надо...

***
Во время революции дом Шаляпина часто подвергался ночным обыскам. Искали «буржуйские ценности»: бриллианты и золото, но не брезговали и серебряными ложками и вилками.
После одного из таких ночных налетов Шаляпин пожаловался Зиновьеву:
- Я понимаю - революция... И, в сущности, я не против обысков, но нельзя ли обыскивать меня в удобное для меня время, с восьми до девятнадцати, например?

***
Однажды к Шаляпину явился певец-любитель и довольно бесцеремонно попросил:
— Федор Иванович, мне в аренду необходим ваш костюм, в котором вы пели Мефистофеля. Не беспокойтесь, я вам заплачу!
Шаляпин встал в театральную позу, набрал в легкие воздуха и пропел:
— Блохе кафтан?! Ха-ха-ха-ха!..

***
Однажды в Большом театре шла опера «Дон Карлос». Партию короля Филиппа пел Шаляпин, великого инквизитора — Василий Петров.
Надо сказать, что Петров преклонялся перед гением Шаляпина, а Шаляпин, в свою очередь, высоко ценил голос и талант Петрова.
Перед началом третьего действия Петров сказал Шаляпину:
— А ведь я тебя сегодня перепою, Федя!
— Нет, Вася, не перепоешь! — ответил Шаляпин.
— Перепою!
— Нет, не перепоешь!
Начался акт.
Петров, обладавший могучим голосом, завершил фразу громоподобным раскатом, который заглушил оркестр и заполнил весь театр — от партера до галерки.
В какие-то доли секунды Шаляпин понял, что это перекрыть уже нельзя. И на слова великого инквизитора король Филипп неожиданно ответил… шепотом. Он прошептал свою реплику в абсолютной тишине, и от этих слов, гениально произнесенных Шаляпиным, в зале буквально повеяло зловещим холодом.
Успех был полный, и овация продолжалась несколько минут.
Когда закрылся занавес, Шаляпин шутливо подмигнул Петрову:
— Вот так-то! А ты орешь во всю глотку!..

***
Среди артистов разгорелся спор о том, что такое искусство. Шаляпин, послушав, незаметно удалился в другую комнату. Потом внезапно распахнул дверь, стал на пороге смертельно бледный, со взъерошенными волосами, дрожащими губами, с полными ужаса глазами и закричал:
— Пожар!
Поднялась паника, крики... Но Шаляпин вдруг рассмеялся:
— Теперь вам понятно, что такое искусство?..

***
Шаляпин всегда возмущался людьми, которые считают труд артиста легким.
— Они напоминают мне, — говорил певец, — одного извозчика, который как-то вез меня по Москве:
— А ты, барин, чем занимаешься? — спрашивает.
— Да вот пою.
— Я не про то. Я спрашиваю, чего работаешь? Петь — это мы все поем. И я пою, когда скучно станет. Я спрашиваю: ты чего делаешь?