В концегода в городе установили веерное отключение электроэнергии. А в наше время, как известно, отключение электричества влечёт за собой потерю смысла жизни. Посидели по вечерам без света и затосковали. Вспомнили старину, когда в домах не было кино, но его успешно заменяли лото и домино. После таких рассуждений сын решил сделать семье новогодний подарок - игры (на случай вынужденного сидения при свечах). Помимо уже названных классических лото и домино, в подарочный набор добавил и современную логическую игру «ДаНетка».

А с января свет перестали отключать. Лежат без дела игры. На красивой коробочке с интригующим названием "ДаНетка" пояснения: «Разгадать «ДаНетку» - значит решить головоломку. Ведущий рассказывает часть странной, запутанной истории, а отгадывающие восстанавливают ситуацию. На вопросы игроков ведущий может отвечать только «да» или «нет». Здесь же ободряющее слово: «Дерзайте!»

Время идёт. Интерес к коробке возрастает. Решаюсь открыть этот «Ящик Пандоры», в котором собраны «тайные знания». Открываю. Знакомлюсь с содержимым и... гляжу теперь на мир другими глазами.

В инструкции сообщается, что игра начала свой путь в Соединённых Штатах Америки. В коробке 50 карточек. На одной стороне вопрос, на другой ответ с американским юмором. Почитала вопросы, попыталась осмыслить ответы и поняла: игра не для нас. Тут-то и вспомнился Михаил Задорнов со своим заключением: «тупые американцы».

Из 50 карточек я отобрала 10, более спокойных (без самоубийств, убийств, грабежей и прочих преступлений), и решила предложить читателям проверить себя по меркам американского юмора.

1. Билл знал, что Джон ему врёт, и приятно улыбнулся. Почему?

Ответ: «Джон - фотограф. Он врёт: «Сейчас вылетит птичка». Какое же это враньё? Мы понимаем, что это шутка.А что птичку никто не видел, так она или слишком маленькая, или слишком быстрая.

2. Бежит мужик с ружьём, за ним толпа. Останавливается, стреляет, кричит: «Не видать вам моего золота!», бежит дальше. Что за ситуация?

На эту тему у нас есть анекдот: «Захватывающая погоня, азартная стрельба, очаровательные парни. Что это?» Уже можно догадаться - соревнования по биатлону.

3. Мэри начала курить из-за Питера. Почему?

Ответ: «Питер - любовник Мэри. Муж Мэри, вернувшись из командировки, нашёл в доме окурок. Мэри пришлось сказать мужу, что это она начала курить, и подтвердить это».
Наши женщины изобретательней!

4. Бил поблагодарил Макса за яйца, которые не получил, а Макс их и не давал. Почему Билл так поступил?

Потому, что лицемер! Ответ: «Билл и Макс соседи. Куры Макса через дырку в заборе заходили в огород Билла и топтали грядки. Биллу пришлось поблагодарить соседа за то, что куры якобы несут яйца в его огороде. Жадный Макс заделал дырку в заборе».
Наши люди решили бы этот вопрос иначе. Либо сами заделали бы дырку, либо нашли курам применение.

5. Мачеха отдала Золушку в чужие руки. Та проспала 13 дней. Почему?

На эту тему нам понятнее был бы такой вопрос. Почему Тютчев писал: «Люблю грозу в начале мая...», а имел ввиду грозу в конце мая? Дело в разности календарей времени Тютчева и нашего. Ответ в "ДаНетке": «Передача Аляски. 13 дней - разность календарей в то время в России и в Америке». Назвать Екатерину II мачехой, Аляску - Золушкой нашему человеку в голову не придёт.

6. На военный завод приехали инженеры, отработали, уехали. Почему охрана не спала всю ночь?

Вот тут уж точно потому, что «тупые американцы». Ответ: «Охранники записали фамилии инженеров. У одного инженера была двойная фамилия. Выпустили их, пересчитав по головам. Всю ночь искали инженера, который в списке есть, а с завода не вышел».

7. Богатая женщина заходит в кафе, заказывает еду, в том числе и суп-пюре. Всё съедает, кроме супа, и уходит. Зачем брала суп?

Ответ: «Если в кафе ворвётся банда и начнёт срывать украшения, дама успеет их снять и бросить в непрозрачный суп!» О Боже, убереги нас от подобной ситуации!

8. Том зашёл в «Молочное кафе» и а) остался недовольным, б) выходя из кафе, изменил своё мнение, в) больше в это кафе не заходил. Почему?

Ответ: «Столы неудобные, еда пресная, официанты любопытные, всё спрашивали: один ли он пришёл? Выходя, Том увидел старушку, кормящую за столом кошку, понял, что это кошачье кафе.

9. Они сидели в кафе за столиком, ели, а когда он ушёл, она долго смеялась над собой. Что за история?

Пространный ответ: «Девушка взяла суп, поставила на стол и пошла за ложкой. Вернулась. За столом сидит негр и хлебает её суп. Решила воспринять это с юмором. Села напротив и стала есть с негром из той же тарелки. Поели. Негр ушёл, а она оглянулась... На соседнем столе стоит её нетронутый суп». Ну как тут не разразиться смехом! Ну очень смешная ситуация!

И последний вопрос. Тоже с американским юмором.

10. Женщина примеряет новое платье и спрашивает мужа: «Дорогой, как мне это? Идёт?» В чём тут юмор?

Ответ: «Муж при смерти. Жена примеряет новое чёрное платье, в котором собирается фигурять (слово-то какое!) на похоронах». И это смешно?

Такой американский юмор нам трудно понять. Мы другие. У нас другой менталитет, другая жизнь. И хорошо, что нам не надо прятать в суп драгоценности, по ошибке питаться в кафе для животных, лицемерить и многое-многое другое, о чём тут и говорить не хочется.

Для снятия стресса мы не посещаем психоаналитиков. Для этого у нас есть свой национальный продукт. И понятие 100 грамм (не граммов, а именно грамм!) - это не вес, а название этого продукта. Кстати, никто не жалуется, что зря пил. Сетует, что зря не закусывал, зря смешивал.

Наш человек читает инструкцию, когда уже убедился, что вещь сломана. Не беда! Для наших людей нет ничего невозможного. Мы умеем найти выход из самых трудных ситуаций. Жаль только, что ещё больше мы славимся умением находить туда вход.

Рецензии

Уважаемая Галина, всё дело в восприятии чувств, которые прописываются пониманием букв русского и английского языков общения (в русском языке общения 33 буквы - чувства, в английском всего 24 буквы - чувства). По этому у иусского человека большее количество вариантов разрешения подобных вариантов предложенных событий, которые ни в коей мере не могут соотнестись с пониманием американского менталитета - миропонимания. И как Задорнов писал о венике для бани в понимании американца: Для чего вам этот веник... В бане себя хлестать... Вы мазохист... А ещё друга так парить... Вы садист... Вот уж Тупые американцы... А публикаторы этой игры ещё тупее... Как в варианте продажи пресловутого лекарства "У пса..." от головной боли...
С уважением к вам и улыбкой:) , как букетиком цветов, ишо тот... с юумором...

Толя, привет. В русском алфавите 30 букв и три знака(ъ,ы,ь), а в англ.-26 букв-это в греческом 24. Произведение Чехова "Лошадиная фамилия"-овёс и весело стало от Овсова. Задорнов досмеялся, уже не смешно, туп от пути, который понял, но ума не хватает из-за букв и вы здесь правы, Анатолий. Суть смеха в произведении Чехова? Из ничего создал ситуацию смешную-юморист, но аист не капуста.
У русских и американцев разные менталитеты и восприятие жизни. Это не говорит, что они тупые. Баран и козёл-кто умней? Так же русский и американец.
Все народы-это как некие животные по традициям. Традиция-хорошие начало=это как есть траву, но ум питается словами и в буквах нить.
33 буквы как тридцать три богатыря, о которых писал Пушкин, все красавцы удалые.
Богатырь как Бог, а ты РЬ или просто тырь-воруй. БукваРЬ говорит о слоге - духе как понял Пушкин, а азбука о букве как о душе. Дух говорит тупая душа и смеётся над ней, обижая. Америка не поймёт мира, она идёт в сторону меры; если бы была Амирека-перестановка букв "ИЕ", то возможно содружество с Африкой-частью её.
Спор знаний ничего не даёт, кроме ссоры, из-за которой начинается война.
Задорнов просто поджог уголки, а ведь в Маугли идёт раскрутка понимания.
Последняя война волков и псов, что нас ожидает.

Третья часть всех нарушителей, задержанных в Беларуси при содействии добровольных помощников пограничников, на счету дружинников Гродненской погрангруппы

В километре от границы

Агрогородок Одельск называют гродненской Камчаткой. Лишь в километре от него - государственная граница с Польшей. И хотя по сельским меркам это крупный населенный пункт, здесь проживает свыше 600 жителей, человека приезжего в Одельске замечают сразу. Это особенность приграничья.

Что вы тут у нас фотографировать будете? - увидев в моих руках фотоаппарат, поинтересовалась местная жительница еще на автобусной остановке. А получив ответ, приветливо вызвалась провести до сельсовета.

Население у нас действительно очень бдительное, и это оправданно, ведь граница рядом, - говорит председатель Одельского сельисполкома Владимир Трутнев. К слову, он же является и командиром добровольной дружины пограничной заставы “Подлипки”.

В нашей добровольной дружине 12 человек, это люди разного возраста и разных профессий. Главное, что всех объединяет, - ответственность за охрану государственного рубежа, которую добровольно взяли на себя, - уточняет Владимир Валерьевич.

Эти добровольные помощники пограничников, конечно, не сидят в засаде, не мчатся по тревоге. У каждого дружинника своя профессия и свои трудовые обязанности. Но где бы он ни был: дома, на работе или на отдыхе, выполняет задачи по оказанию помощи органам пограничной службы в охране государственной границы. 456 нарядов, из которых 115 совместных с погранзаставой и 341 самостоятельный, за неполные два года на счету только у добровольной дружины пограничной заставы “Подлипки”. В результате дружинниками задержаны 34 нарушителя пограничного режима и 3 нарушителя государственной границы.

Владимир Трутнев в подробностях вспоминает один из таких случаев:

Мне позвонили местные жители и сообщили, что заметили подозрительного молодого человека, явно не местного, который шел вдоль дороги в направлении границы и сверял что-то по карте. Вместе с одним из дружинников мы срочно выехали в указанное место и убедились, что сигнал был не ложным. Связались с погранзаставой. После задержания пограничниками подозрительного человека и разбирательства выяснилось, что это иностранный гражданин, в намерения которого входило незаконно пересечь границу, - рассказывает Владимир Валерьевич.

Члены добровольных дружин на участке Гродненской пограничной группы оказывают серьезную помощь в охране государственной границы, в проведении различных мероприятий по контролю за соблюдением правил пограничного режима. Службу по охране границы дружинники несут в составе пограничных нарядов, как правило, это “контрольный пост”, “разведывательно-поисковая группа”, а также в других пограничных нарядах в тылу участка подразделений. Кроме того, дружинники совместно с сотрудниками МЧС и участковыми инспекторами ежемесячно осуществляют подворовый обход населенных пунктов на приграничной территории, - поясняет пресс-секретарь Гродненской пограничной группы подполковник Сергей Шумейко.

Вклад добровольных помощников

На участке Гродненской пограничной группы в настоящее время действует 18 добровольных дружин, в которые объединились более 250 человек. И факты говорят сами за себя. Только за этот год добровольные дружины приняли участие более чем в пяти тысячах совместных и самостоятельных нарядов, в ходе которых было задержано 53 нарушителя государственной границы, более 350 нарушителей пограничного режима, в четырех случаях задерживались незаконно перемещаемые товары, сумма оценки которых составила около 500 миллионов рублей.

Приятно отметить, что уже несколько лет подряд добровольные дружины Гродненской пограничной группы занимают первое место среди всех добровольных дружин органов пограничной службы Беларуси. Как пример - только за десять месяцев текущего года с участием добровольных дружинников на приграничной территории нашего участка границы задержано более трети всех правонарушителей, выявленных с участием дружинников по всей границе.

За активное участие в охране государственной границы в 2013 году решением Гродненского, Берестовицкого и Свислочского райисполкомов наиболее отличившиеся добровольные дружинники были поощрены ценными подарками, грамотами и деньгами, - говорит подполковник Шумейко.

Побывав в Одельске убедилась - у жителей приграничья менталитет особый.

Оксана Николаевская пишет : К вопросу о том, что есть какие-то особо законопослушные норвежцы (ну или сферические в вакууме европейцы), у которых в голову, очевидно, вставлен Волшебный Чип, делающий их всех исключительно приятными людьми Полудня, ХХII века.
Фиг. Конечно, я не оспариваю важность менталитета. Но. Добрым словом и пистолетом можно добиться гора-а-аздо большего, чем просто добрым словом.
Вот это недалеко от нашего дома.

Это съезд на шоссе, предназначенный только для городских автобусов.
Такой себе шорткат. На то же самое шоссе можно съехать и автомобилем, но это чуть в объезд.
Так вот. Чтобы хитровыкрученные норвежцы и гости столицы не перлись в лоб автобусу, там поставлен медвежий капкан. То есть сначала доброе слово - предупредительный знак. Потом, за поворотом, знак «тормози-и-и, идиот!». А потом, собственно, капкан.

Посреди дороги ров, который рассчитан четко на ширину колесной базы городского автобуса, но непроходим для любого другого транспорта. И не просто ров, а с подвыподвертом ров - с таким гребнем посередине, видите?

Особый менталитет

С победой над Шамилем наступил новый, достаточно мирный этап во взаимоотношениях России с Кавказом. Не вмешиваясь в дела горцев (шариат, адаты, порядок землепользования), искусно применяя методы административного и силового давления в сочетании с проведением социально-экономических мероприятий, в целом улучшающих положение горцев, царское правительство сумело добиться хрупкого социального, национального и религиозного согласия в регионе. Исключением является разгром восстания в Чечне и Дагестане в 1877 году.

Сильное сопротивление центральной власти было оказано позже, в период Гражданской войны. Вооруженное сопротивление горцев сначала войскам Добровольческой армии генерала Деникина, а затем частям Красной армии, антисоветские выступления чеченских и дагестанских повстанцев в 1920–1930 годы, обусловленные серьезными изъянами в национальной политике, массовыми репрессиями конца 1930-х годов, привели к тому, что в ряде горных районов Чечни советской власти, можно сказать, вообще не существовало. Фактически еще тогда начался рецидив Кавказской войны XIX века - уже для Советской России.

Здесь нужно сказать, что чеченцы всегда оставались носителями особого бунтарского духа. Причем это не зависело от того, под кем они были - под царем или большевиками. Именно чеченцы становились «застрельщиками» противостояния великой державы и горских народов Северного Кавказа. И, на мой взгляд, это связано с некоторыми особенностями психологии, духовной культуры вайнахов, их социальной организацией.

Во-первых, история вайнахского народа (чеченцев, ингушей) не знала ни антагонистических классов, ни деспотических форм правления. У чеченцев и ингушей не было феодально-княжеского института. Узденем (князем) считал и считает себя каждый чеченец и ингуш. Французский писатель Шантре в свое время писал, что чеченцы живут в отдельных обществах, управляемых через народное собрание, не зная классового различия.

Во-вторых, нужно отметить исключительную религиозность этого народа. К примеру, в значительно уступающих по территории и населению Дагестану Чечне и Ингушетии в 1917 году было 2675 мечетей, 140 духовных школ, 850 мулл, 38 шейхов и более 60 тысяч мюридов. Больше, чем у соседей.

В-третьих, издавна среди вайнахов поощрялись набеги с целью захвата пленных и скота, или так называемое абречество, которое всегда идеализировалось населением. В действительности оно приносило немало бед и страданий народам, проживающим рядом с Чечней. Так, в начале XX века длительное время в крае бесчинствовал абрек-чеченец Зелимхан. Это он устроил набег на Кизляр, где, вырезав всю охрану, ограбил банк и фактически показал пример своим преемникам по бандитскому ремеслу Ш. Басаеву и С. Радуеву.

Есть и более свежий факт. В 1970-е годы в результате специальной операции правоохранительными органами, тогда еще Чечено-Ингушетии, в Советском районе (Шатой) был обезврежен восьмидесятилетний Хасуха. При задержании абрек был убит. Но погиб и сотрудник Госбезопасности подполковник Салько. Кстати, его похороны в Грозном едва не вылились в массовые беспорядки.

И, наконец, последнее. В чеченском обществе исключительно велики роль и значение тейповых отношений. Чеченское общество - это конгломерат тейпов, от взаимоотношений внутри которых зависит в целом мир в регионе.

Что же такое тейп? Это группа нескольких родов, живущих на общей территории и находящихся между собой, говоря научным языком, в отношениях социального равенства.

Тейпов насчитывается множество. На один из них - аллерой - опирается А. Масхадов.

В свое время представители тейпов мялхи, нох-чмакхой и зумсой были инициаторами отрешения Масхадова от власти. Дело в том, что между этими тейпами и тейпом аллерой существуют серьезные противоречия. Все ключевые посты в официальном руководстве так называемой республики Ичкерия занимали какое-то время члены тейпа аллерой и их союзники. Иногда эти должности переходили по наследству. Скажем, после убийства в 1998 году охранниками Радуева руководителя службы национальной безопасности Лечи Хултыгова этот пост автоматически занял его младший брат Ибрагим.

Затем наметились некоторые тенденции к уступкам Масхадова требованиям враждебных ему тейпов ввести в состав высшего руководства своих представителей. Первой такой уступкой стало назначение в октябре 1998 года на должность начальника главного штаба вооруженных сил малоизвестного Абубакара Мантаева, который является родственником Ш. Басаева. Алхазур Абуев из тейпа аллерой с поста начальника главного штаба был уволен.

Все эти составляющие предопределили особый менталитет вайнахов, традиционно претендующих на национальное, религиозное и военно-политическое лидерство на Северном Кавказе.

Но вернемся к истории.

После установления в 1920 году в регионе советской власти горцы, до того воевавшие вместе с большевиками против Деникина, выступили теперь против нового режима.

Мятежи имама Н. Гоцинского и внука Шамиля Саидбека, подавленные частями Красной армии, стали для Советской России первым серьезным предупреждением. На несколько лет в горах Чечни и Дагестана наступило затишье. Но ситуация резко изменилась в начале 1925 года. Нерешенность земельного вопроса, экономическая отсталость нагорной Чечни, усилившаяся религиозная пропаганда подготовили почву для вооруженных выступлений в Урус-Мартане, Ачхой-Мартане и в других местах.

«Инструкция РККА по разоружению населения Чеченской автономной области» от 4 августа 1925 года возлагала руководство этой операцией на военное командование всех степеней с широким привлечением руководящих работников и частей ОГПУ. Документ предусматривал следующую тактику действий. Намеченный к разоружению аул окружался войсками. Руководитель операции на сходе предъявлял требование о сдаче всего оружия в течение двух часов. При невыполнении этих условий в качестве предупреждения открывался десятиминутный артиллерийский огонь нацеленными снарядами на высокие разрывы и полупоражение, а затем после отбоя требование повторялось. После его выполнения предусматривался арест только бандитов. В случае отказа подчиниться этому требованию оперативная группа ОГПУ должна была провести поголовный обыск и задержание всех подозрительных лиц. Применение оружия на поражение допускалось при оказании вооруженного сопротивления. Инструкция была разработана начальником войск СКВО М. Алафузо и утверждена командующим войсками округа И. Уборевичем.

Операция началась 25 августа 1925 года и завершилась успешно. Арестовано было более 300 повстанцев, среди которых оказались все их лидеры. Изъято 25 299 винтовок, 4319 револьверов, 1 пулемет и около 80 тысяч патронов. Воздушной бомбардировке подверглись 16 аулов из общего числа - 242. Взорвано 119 домов. Потери населения составили 6 убитых и 30 раненых. Погибло 5 красноармейцев и чекистов, раненых было 9 человек.

Наиболее ожесточенно сопротивлялся Урус-Мартан, являвшийся в то время неофициальной столицей Чечни. Населению был предъявлен ультиматум - сдать 4 тысячи винтовок и 800 револьверов, которые, по оперативным данным, имелись у жителей. Но фактически было сдано чуть более 1 тысячи винтовок и 400 револьверов.

Требованию выдать шейхов, возглавивших восстание, жители также не подчинились. Тогда был начат артобстрел. Всего было выпущено около 900 снарядов. Бомбежка производилась и с воздуха. В результате 12 домов оказались разрушенными. После этого оружие было сдано полностью.

Как видим, по сравнению с нынешними временами операция 1925 года была минимальной и по количеству жертв, и по срокам боевых действий. И все же… В сентябре 1929 года вспыхнуло новое антисоветское восстание, принявшее вскоре всеобщий характер в Чечне и Дагестане. Причем сначала повстанцы выдвигали только социально-политические требования, но после проведения войсками некоторых карательных действий восстание стало проходить под лозунгом газавата.

Первоначально командование СКВО сформировало отряд численностью в 2000 человек при 75 пулеметах, 11 орудиях и 7 самолетах. 10 октября 1929 года начались активные военные действия. Ожесточенные бои развернулись в окрестностях аулов Шали, Гойты, Беной.

Но руководители операции допустили ряд тактических просчетов, и это сказалось на эффективности действий войск. В результате большинство повстанцев ушло в горы, количество изъятого оружия оказалось небольшим. Более того, лидеры восставших, а это были духовные и национальные авторитеты, сумели даже усилить свое влияние на территории, не охваченные восстанием. Они попытались даже установить связь с жителями ряда казачьих станиц Терека, недовольных политикой советской власти, а также с населением соседней Грузии, Ингушетии и Дагестана. Эти процессы таили в себе для властей серьезную опасность.

В марте 1930 года была создана Оперативная группа войск для ликвидации повстанческого движения. В ее составе насчитывалось уже около 4 тысяч штыков и сабель при 8 орудиях, 10 пулеметах и одном авиазвене. Войска группы представляли собой сводные подразделения четырех пехотных дивизий, а также трех артдивизионов, двух полков горных стрелков, трех кавалерийских эскадронов войск ОГПУ, нескольких рот курсантов Владикавказского пехотного и Краснодарского кавалерийского училищ.

К середине апреля 1930 года восстание было подавлено. Однако, несмотря на итог операции, военно-политическое противостояние в регионе не смягчилось. Большое количество жителей восставших аулов ушло в горы и продолжало борьбу.

По результатам кампании высшее армейское руководство сделало определенные выводы. Архивные материалы тех лет содержат подробный анализ военных действий. В них говорится о необходимости создания специальных горных войск, повышения полевой выучки в ночных условиях.

Свои выводы из причин и уроков восстания сделали и руководители центральных органов власти. Некоторые крайности коллективизации были устранены, проведена массовая амнистия участников восстания, в регион завезли огромное количество промтоваров по низким ценам. Но главное - был обновлен состав руководителей на местах.

Однако уже через непродолжительное время из-за очередных непродуманных, а зачастую просто провокационных действий со стороны представителей власти социально-политическая обстановка вновь осложнилась, и в марте 1932 года в Чечне началось новое восстание. Центром восставших стал Беной. А возглавили их духовенство и местные лидеры постоянных вооруженных групп, действовавшие в горах. Повстанцы планировали захватить ряд нефтепромыслов, овладеть железнодорожной станцией Гудермес, соединиться с антисоветским подпольем смежных с Чечней районов Дагестана…

Попытки войск ОГПУ подавить конфликт собственными силами успеха не имели. Переломили ситуацию армейские части. За неделю боев потери восставших были по тем временам огромными - 333 убитых, 150 раненых. Красноармейцев погибло 27 человек, 30 получили ранения.

Опять же при упоминании этих цифр приходят на ум данные о потерях в последних двух чеченских кампаниях, в которых мне довелось принимать участие. Ужасно, что цифры отличаются на порядок. В худшую для нас сторону.

Подводя итоги боевых действий, командующий войсками СКВО Н. Д. Каширин в апреле 1932 года отмечал, что в отличие от проведения операции 1930 года армейские части действовали организованно и решительно. Им же было предложено ввести постоянные воинские гарнизоны РККА или ОГПУ в крепости Шахар (Карачаевск), Шатой, Гуниб и в аул Беной. Вскоре это было осуществлено.

После 1932 года открытых вооруженных выступлений стало гораздо меньше. Но недовольство деятельностью властей, ОГПУ, созданием колхозов население горных районов Чечни и Дагестана периодически выражало убийствами чекистов, милиционеров, активистов органов власти.

Ситуация стала меняться с раскручиванием маховика репрессий в 1937–1938 годах, которые не обошли и Чечено-Ингушетию. (К этому времени прошло два года, как она была образована из Чеченской и Ингушской автономных областей.) Только за два дня, с 31 июля по 1 августа 1937 г., по спискам НКВД было арестовано 14 тысяч человек, что составило почти три процента населения республики. В числе жертв первой волны репрессий оказались в основном бывшие рядовые участники повстанческого движения, а также те, кто оказывал им помощь.

В этих условиях вооруженное противостояние в регионе вновь резко обострилось. Размах политического терроризма стал стремительно нарастать. Были убиты трое начальников отделов НКВД Чечни, пущен под откос военный железнодорожный состав на перегоне Грозный - Назрань…

В конце 1930-х годов в Чечне начался новый этап партизанской борьбы. К руководству повстанческим движением на смену шейхам и муллам, призывавшим к возрождению имамата, пришли люди, выступавшие с более широких в социально-политическом плане позиций. Например, Хасан Исраилов стал лидером восстания в Галанчожском районе в январе 1940 года. Несмотря на молодость (ему было всего тридцать лет) он был членом ВКП(б) с 1929 года. Тогда Исраилов работал в «Крестьянской газете», писал стихи, пьесы. Направленность его публицистических статей - борьба с коррупцией в органах власти, резкая критика чиновничьего произвола. Неоднократно арестовывался, впоследствии был исключен из партии, стал очень популярен в народе…

Через несколько месяцев восстания партизаны полностью овладели Галанчожским районом, частью Шатойского района, аулами Саясан и Чаберлой. На своем съезде повстанцы провозгласили Временное народно-революционное правительство Чечено-Ингушетии. Главное требование - достижение полной и реальной независимости. И только благодаря вводу нескольких воинских частей восстание было локализовано. Однако Исраилову и нескольким сотням его сторонников удалось уйти в горы.

К концу 1940 года ситуация в горных районах вновь стабилизировалась. Но стоило только проявиться признакам ослабления центральной власти с началом Великой Отечественной войны, как пламя сопротивления вспыхнуло вновь. В начале 1940-х годов в республике произошло заметное сокращение численности партийных организаций и резко возросла роль религии, повысился авторитет религиозных сект «Кунтахаджи», «Дени Арсанова», «Батал-хаджи».

С начала 1942 года стала намечаться тенденция ухода с партийной и советской работы местных кадров. В горах скрылось 80 ответственных работников. Среди них - 16 партийных, 8 функционеров райисполкомов, 14 председателей колхозов.

В то же время в республике разгорелся новый очаг сопротивления советской власти. В Шатое и Итум-Кале выступил со своими сторонниками М. Шарипов, брат известного чеченского большевика А. Шарипова, погибшего в Гражданскую войну. Вскоре отряды Шарипова и Исраилова объединились. Повстанцы выпустили воззвание к народу, в котором говорилось, что кавказцы ожидают немцев как гостей и окажут им гостеприимство только при признании их независимости. В свою очередь в ряде приказов войскам вермахта, воевавшим на Кавказе, указывалось на необходимость здесь радикально иного поведения немецкого солдата по сравнению с тем, что имело место на Украине и в других оккупированных фашистскими войсками районах СССР.

Весной 1942 года советская авиация дважды подвергала воздушным бомбардировкам некоторые районы горной Чечни. Особенно пострадали населенные пункты, бывшие очагами восстания.

Иным стало отношение к кавказским народам, особенно к чеченцам и ингушам, в частях действующей армии. В Красную армию они призывались в части со смешанным национальным составом, где чувствовали себя неуверенно. Их обучение и воспитание строилось, как правило, без учета национально-религиозных особенностей, традиций бытового уклада.

Следует сказать, что в русской армии начала XX века были национальные вооруженные формирования народов Кавказа. Так, в Туземной дивизии в годы Первой мировой войны своей удалью выделялись Чеченский и Ингушский полки, кстати, не давшие ни одного дезертира. Примечательно, что для чеченцев и ингушей в дореволюционной России не существовало обязательной воинской повинности, но многие шли на службу добровольно. В своей дооктябрьской истории русская армия знала девять генералов из числа чеченцев и ингушей.

Как-то мой друг из России заинтересовался моими словами, что у нас, русских, живущих в Казахстане, другой менталитет. В продолжение нашего с ним разговора попробую объяснить это исключительно со своей точки зрения, как человек, родившийся и выросший в России, но уже более 25 лет живущий в Казахстане.

По прибытию первым моим ярким впечатлением был чай по-казахски, на молоке, которым нас с мужем угощали его друзья детства. Он был очень вкусным, но в пиалу его наливали чуть ли не на донышке и я потихоньку поинтересовалась у мужа – им что, жалко? Оказалось, что так принято, это проявление уважения к гостю, чаще подливают горячий, дольше беседа. Простая вроде бы вещь, но попроси я тогда хозяина налить побольше, он расценил бы это как мое желание поскорее уйти и обиделся бы. Вот в таких нюансах и открывается осознание того, что все люди вроде бы одинаковые, но в чем-то очень разные, каждый со своей культурой, мировоззрением, традициями. И твое уважительное отношение к чужому менталитету, пусть и отличному от твоего, вызывает уважительное отношение и к тебе.

Когда в Москве мусульмане отмечали Курбан Байрам, интернет просто разрывался от негодующих и язвительных воплей – во что превратилась российская столица, нашествие мусульман, ратуйте люди добрые. А в Алматы каждый год, в Родительский День в районе кладбищ перекрывается движение для частного транспорта и выделяются дополнительные автобусы, потому что христиане в этот день сплошным многотысячным потоком идут помянуть своих близких. И никого это не напрягает и не возмущает. И даже на работе, что в госучреждениях, что в частных фирмах, существует негласное правило отпускать в этот день с работы тех, кому это необходимо.

И хоть Казахстан и светское государство, но два дня в году – православное Рождество и мусульманский Курбан Байрам официально объявлены выходными. И мои друзья-мусульмане поздравляют меня, а я, христианка, от души поздравляю их. А вместе мы отмечаем Новый Год, День Победы и другие наши общие праздники. И я полагаю, что это нормально, так и должно быть в многонациональном обществе, не делящем своих граждан на своих и чужих.

Сейчас много говорят о федерализации Украины. Безусловно, государственное устройство каждого государства это его личное дело. Но мне хочется привести пример Казахстана, унитарного государства, на территории которого проживает 17 миллионов людей более 120 национальностей. Подумайте, 120 разных по своей ментальности народов, варящихся в одном котле. Что помогает избежать конфликтов на такой большой коммунальной кухне?

Я не великий социолог или политолог, обычная женщина, однако, в свое время пожив во многих регионах бывшего Союза, могу сделать вывод, что мононациональные общества более замкнуты, незнакомый образ жизни воспринимается тяжело, как нечто чужеродное и потенциально опасное. В многонациональном обществе чужой образ жизни воспринимается естественно и не вызывает агрессии.

Я живу в доме, где одна моя соседка казашка, вторая - украинка, третья – армянка, сверху – кореец, снизу – татары. И нормально живем, без ругани и вражды. Поздравляем друг друга с праздниками, радуемся, если у кого прибавление в семействе, и огорчаемся, если убыль. Дети наши ходили в одни школы, дружили, двое из нашего подъезда даже поженились. Сейчас дети выросли, работают, но и там, где они работают, многонациональный коллектив и человека оценивают не по разрезу глаз, а за его знания и умения.

И было бы огромной бестактностью с моей стороны не сказать искреннее слово благодарности хозяину этого большого дома. Это исконная земля казахов, народа, который на протяжении нескольких столетий был и остается верным другом, который в минуты лихих годин всегда подставлял свое плечо, делился хлебом и кровом, а в смутное время перемен сказал – оставайся, это и твой дом, места всем хватит, главное чтобы был мир и согласие. И это дорогого стоит и это надо понимать.

Поэтому отдельно хотелось бы остановиться на теме государственного языка, поскольку в той же Украине он стал просто камнем преткновения. В Казахстане один государственный язык – казахский. Считаю, что так и должно быть в суверенном государстве, государствообразующая нация которого определяет государственный язык. Но раз так исторически сложилось, что русский язык является языком межнационального общения, то он таковым и остался.

Тон задает Президент, выступая непременно на двух языках. Да, в госучреждениях делопроизводство, как и положено, ведется на казахском, однако дублируется на русском. При этом создаются условия для госслужащих изучать по желанию государственный язык на бесплатных курсах в рабочее время.

В повседневной жизни проблем я не испытываю – надписи на казахском и русском, что на медицинских описаниях лекарств, что на описаниях состава продуктов в магазине. Новости по телевизору на казахском и русском, есть отдельные каналы чисто на казахском и чисто на русском, есть смешанные. Также как и школы, есть с преподаванием на казахском, но русский в программе, и наоборот, преподавание на русском, но казахский в обязательном порядке. В любом госучреждении обращаюсь к менеджеру-казаху по-русски и также по-русски получаю ответ. И совершенно нормально, что мне в автобусе уступает место парень-казах, обращаясь ко мне на русском языке, а я благодарю его на казахском.

Я не пытаюсь идеализировать общество и страну, которая стала мне родной и близкой. Есть, безусловно, и отдельные неприглядные моменты. Так, например, был случай, когда один из чиновников оскорбил стюардессу на внутренней линии за то, что она из-за незнания казахского языка не отреагировала на его вопрос. Этот случай вызвал большой резонанс в прессе и в казнете. Но, покричав вдоволь на тему, должна или не должна была знать стюардесса государственный язык, все же в большинстве своем наш народ осудил именно хамство и чиновничью спесь.

Как и везде, большая проблема стоит с трудоустройством в малых городах, поселках и аулах. Жизнь бьет ключом в больших городах, из небольших в основном все трудоспособное население ездит на работу в мегаполисы. Контраст между современным городом, полным сверкающих огней супермаркетов и дорогих иномарок, и маленьким поселком, порой с наступлением ночи погружающимся в полную темноту, конечно разителен, отсюда и определенная социальная напряженность. Бывает, что в давке общественного транспорта, не справляющегося с растущим народонаселением мегаполиса, вспыхивают конфликты на тему «понаехали тут» как с той, так и с другой стороны, но как правило, они быстро пресекаются здравомыслящей частью общественности всех национальностей. Кстати, практически никогда не слышу мата ни в транспорте, ни в общественных местах, это тоже порицается и сразу останавливается.

… Едут переполненные автобусы, электрички, поезда нашей жизни, в которых мы все толчемся, наступая друг другу на ноги. И мне кажется, что, только уважая и стремясь понять друг друга, мы сможем нормально и спокойно сосуществовать в нашем одном большом доме под названием Земля. Такие все разные и такие все одинаковые в своем желании просто жить, любить, растить детей, работать и отдыхать, ходить в гости...

В этом и есть секрет нашего особого, казахстанского, менталитета.