Краткая биография поэта, основные факты жизни и творчества:

Александр Сергеевич Грибоедов (1795-1829)

Три писателя подарили нашему народу больше всех крылатых слов, ставших, по сути, поговорками, родной обиходной речью. Это — Крылов, Грибоедов, Пушкин. Если же учесть, что Грибоедов написал только одно произведение, то в этом смысле его можно поставить на первое место.

Начиная со знаменитой фразы «А судьи кто?» можно приводить, и приводить, и приводить примеры. Комедия «Горе от ума» уже в своем названии содержит поговорку. А дальше — «Ах, злые языки страшнее пистолета», «Ба! Знакомые все лица», «Блажен, кто верует, тепло ему на свете», «В мои лета не должно сметь / Свое суждение иметь», «Влеченье, род недуга», «Времен очаковских и покоренья Крыма», «Все врут календари», «Герой не моего романа», «Дверь отперта для званых и незваных», «Дистанции огромного размера», «Есть от чего в отчаянье прийти», «Завиральные идеи», «И дым отечества нам сладок и приятен» — какая блистательная строка, неисчислимое количество раз ее цитировали, а с какими чувствами ее произносили в эмиграции…


«Век нынешний и век минувший», «Кричали женщины ура / И в воздух чепчики бросали», «Мильон терзаний», «Минуй нас пуще всех печалей / И барский гнев, и барская любовь», «Нельзя ли для прогулок / Подальше выбрать закоулок», «Ну как не порадеть родному человечку», «Подписано, так с плеч долой», «Пойду искать по свету, / Где оскорбленному есть чувству уголок», «Послушай, ври, да знай же меру», «С чувством, с толком, с расстановкой», «Свежо предание, а верится с трудом», «Словечка в простоте не скажут, / все с ужимкой», «Служить бы рад, прислуживаться тошно» — эта фраза Грибоедова волновала души целых поколений.

«Счастливые часов не наблюдают» — это выражение поэта стало, безусловно, поговоркой. Исследователи усматривают здесь связь с выражением Шиллера «Счастливому часы не бьют».

«Уж коли зло пресечь, / Забрать все книги бы да сжечь», «Французик из Бордо», «Что говорит! И говорит, как пишет!», «Что за комиссия, создатель, / Быть взрослой дочери отцом», «Шел в комнату, попал в другую», «Шумим, братец, шумим»…


Вот такое богатство языка в комедии Грибоедова. Люди, прочитавшие ее еще в рукописи, так и сыпали фразами, пересказывая комедию знакомым. Содержание, конечно, волновало прежде всего, но каким языком выражено это содержание! Язык героев стал основным выразителем образов. Во многом из-за языка стали крылатыми даже фамилии самих героев комедии — Молчалин, Фамусов, Скалозуб.

О сути комедии «Горе от ума» Пушкин написал: «Драматического писателя должно судить по законам, им самим над собой признанным. Следственно, не осуждаю ни плана, ни завязки, ни приличий комедии Грибоедова. Цель его — характеры и резкая картина нравов. В этом отношении Фамусов и Скалозуб превосходны. Софья начертана не ясно: не то …, не то московская кузина. Молчалин не довольно резко подл; не нужно ли было сделать из него труса? Старая пружина, но штатский трус в большом свете между Чацким и Скалозубом мог быть очень забавен. Больные разговоры, сплетни, рассказ Репетилова о клобе, Загорецкий, всеми отъявленный и всюду принятый — вот черты истинно комического гения. Теперь вопрос. В комедии „Горе от ума“ кто умное действующее лицо? Ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Все, что говорит он, очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека — с первого взгляда знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловым и тому подобными… Слушая его комедию, я не критиковал, а наслаждался. Эти замечания пришли мне в голову после, когда уже не мог я справиться. По крайней мере говорю прямо, без обиняков, как истинному таланту».

И еще Пушкин сказал: «О стихах я не говорю: половина — должна войти в пословицы». Так и произошло.

Мнений о комедии было очень много — и самых разных. Такой прозорливец, как Белинский, сначала восторженно принял «Горе от ума», но через несколько лет свое мнение поменял, отметив гениальную отделку произведения, осудил содержание «Это просто крикун, фразер (о Чацком), идеальный шут… неужели войти в общество и начать ругать в глаза дураками и скотами значит быть глубоким человеком?»

Но еще через несколько лет Белинский опять вернется к этой комедии и напишет: «Всего тяжелее мне вспомнить о „Горе от ума“, которое я осудил… говорил свысока, с пренебреженьем, не догадываясь, что — это благороднейшее, гуманическое произведение, энергический (при этом еще первый) протест против гнусной расейской действительности, против чиновников, взяточников, бар-развратников… против невежества, добровольного холопства…».

Большинство хвалило за «гражданский образ мыслей». Ругали комедию те, на кого была направлена сатира Грибоедова — московский генерал-губернатор, князь Голицын…

Родился Грибоедов, по одним данным, в 1795 году, по другим — в 1790, в Москве. Принято считать верной первую дату. Отец был офицером. Первоначальное образование великий драматург получил дома под руководством библиотекаря Московского университета, ученого-энциклопедиста Петрозилиуса. В 1806 году поступил на словесное отделение Московского университета, которое окончил со званием кандидата. Александр Сергеевич был разносторонне талантлив: он владел основными европейскими языками, знал древние языки, позднее изучил восточные, обладал музыкальным даром — известны два его вальса, которые и сейчас порой исполняются на концертах, интересовался наукой.

Во время Отечественной войны 1812 года Грибоедов добровольно вступил в гусарский полк. Но в боях ему участвовать не довелось.

В 1815 году перевел пьесу французского драматурга Лессера «Семейная тайна», которую тут же поставил Малый театр. Он писал полемические статьи, в том числе о театре.

В июне 1817 года, почти одновременно с Пушкиным и Кюхельбекером, Грибоедов поступил на службу в Коллегию иностранных дел. Он был знаком со всеми видными писателями своего времени.

Жизнь Грибоедова резко изменилась после дуэли, в которой один из ее участников В. В. Шереметев получил смертельное ранение. Потрясенный случившимся, Грибоедов принял место секретаря русской дипломатической миссии в Персии. Поговаривали, что то была замаскированная ссылка. Этот период своей жизни Грибоедов назвал «дипломатическим монастырем» — он делал много набросков, планов, в те годы созревал замысел «Горя от ума».

Эта пьеса была написана в начале 1820-х годов, а впервые поставлена в Петербурге и Москве только в 1831 году. Издали ее впервые без цензурных купюр вначале за границей в 1858 году, а в России — в 1862-м.

Грибоедов много читал свою комедию в салонах, так что до постановки свет ее знал, и успех она имела огромный.

Как дипломат Грибоедов проявил себя прекрасно в заключении выгодного для России Туркманчайского мира с Персией. За это он был щедро награжден и возведен в ранг полномочного министра-резидента России в Персии.

6 июня 1828 года Грибоедов снова отправился на Восток. Уезжал он с тяжелыми предчувствиями, но надо было выполнить два ответственных поручения, предусмотренных мирным договором. По дороге он остановился в Тифлисе и женился на дочери грузинского поэта Чавчавадзе — Нине Александровне.

Два ответственных поручения в Персии — это взыскание контрибуции и отправка на родину русских подданных. Выполнить эти поручения было трудно прежде всего потому, что озлобленных и фанатичных персов против Грибоедова настраивали некоторые члены английской миссии.

Именно благодаря подстрекательству в Тегеране в декабре 1829 года произошло злодейское нападение фанатичной толпы на русскую миссию — все члены миссии, кроме одного человека, были перебиты. Грибоедов мужественно защищался до последнего. Его тело было так обезображено, что опознать Грибоедова удалось только по кисти левой руки, простреленной на дуэли с Якубовичем.

Пушкин сказал о смерти Грибоедова: «Самая смерть, постигшая его посреди смелого, неравного боя, не имела для Грибоедова ничего ужасного, ничего томительного. Она была мгновенна и прекрасна».

Пьесу «Горе от ума» все, конечно, читали, поэтому пересказывать ее не имеет смысла. Хочется только расставить несколько акцентов.

Есть ли антикрепостническая направленность в «Горе от ума»? Конечно есть, хотя вроде и не принято сейчас об этом говорить.

С другой стороны, давно прошли времена крепостного права, но комедия эта всегда актуальна Почему? Потому что Грибоедов создал вечные образы, которые отражают и современных нам скалозубов, фамусовых, молчалиных. Ведь и сегодня вокруг нас есть и плутоватый Загорецкий, и шумный Репетилов. Да и Чацкий, этот молодой человек первой четверти XIX века, все-таки принадлежит не только своему времени — всегда приходят новые всплески борьбы за светлые идеалы, когда необходимо обличить пороки прошлого, чтобы устремиться к чему-то более достойному. Во все времена человек отчаивается, разуверяется и может повторить вслед за Чацким:

Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,

Где оскорбленному есть чувству уголок.

Главный конфликт комедии — между Чацким и Фамусовым — не в споре ума и глупости, а в разных взглядах на жизнь вообще. Это скорее нравственный конфликт. Великий русский писатель Иван Гончаров сказал: «Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим».

Особый дар драматурга заключается в умении создать такие образы, чтобы актеры могли во всей полноте проявить свои таланты, независимо от эпох и ситуаций. Поэтому «Горе от ума» уже два века не сходит с российской сцены. В ней есть все и на все времена.

* * *
Вы читали биографию (факты и годы жизни) в биографической статье, посвящённой жизни и творчеству великого поэта.
Спасибо за чтение. ............................................
Copyright: биографии жизни великих поэтов

А.С. Грибоедов родился в Москве 4 (15) января 1795 г. (по другим данным — в 1794 г.) в знатной дворянской семье. В детстве получил разностороннее домашнее образование, а с 1802 г. по 1805 г. учился в Московском университетском Благородном пансионе. В 1806 г. стал студентом Московского университета. Окончив словесное (в 1808 г.) и этико-политическое (в 1810 г.) отделения, продолжал заниматься математикой и естественными науками. В студенческие годы Грибоедов, обладавший блестящими способностями, много и упорно работал. Еще в университете он стал полиглотом, с легкостью осваивая иностранные языки, не только европейские (французский, английский, итальянский и немецкий), но и древние (греческий и латинский). Позднее к ним добавились восточные языки — персидский, арабский и турецкий. Его литературный дар проявился в первых юмористических и сатирических произведениях. Годы учебы — время дружеского общения Грибоедова с будущими яркими представителями русского вольномыслия — Н.М.Муравьевым, И.Д.Якушкиным, Н.И.Тургеневым, П. Я. Чаадаевым.

В 1812 г. Грибоедов пошел добровольцем в армию и был зачислен корнетом в Московский гусарский полк, однако участвовать в боевых действиях против войск Наполеона ему не довелось. В 1817 г. началась его дипломатическая карьера: отставной военный стал чиновником Коллегии иностранных дел и до 1818 г. жил в Петербурге, активно участвуя в литературной и театральной жизни.

Грибоедов сблизился с молодыми писателями (В.К.Кюхельбекером, Н.И.Гречем, позднее — с А.С.Пушкиным) и театральными деятелями (П.А.Катениным, А.А.Шаховским, Н.И.Хмельницким, А.А.Жандром). В 1815 г. была опубликована и поставлена на сцене его стихотворная комедия в одном действии « Молодые супруги» — переделка пьесы французского драматурга Крезе де Лессера «Le secret du menage». В 1817 г. в соавторстве с П.А.Катениным Грибоедов написал комедию «Студент», а совместно с А.А.Шаховским и Н.И.Хмельницким — комедию « Своя семья, или Замужняя невеста » (перу Грибоедова принадлежит начало второго действия). Написанная совместно с А. А.Жандром комедия «Притворная неверность» (вольный перевод комедии французского драматурга Барта «Les fausses infidelites») в 1818 г. ставилась на сценах Москвы и Петербурга. Участие в работе над этими бытовыми пьесами было пробой сил молодого драматурга перед началом работы над его главным произведением — во второй половине 1810-х гг. складывался замысел комедии «Горе от ума».

Назначение в 1818 г. секретарем русской дипломатической миссии в Персии Грибоедов считал своего рода « почетной » ссылкой, продиктованной желанием начальства удалить его из Петербурга. Поводом стала дуэль офицера В.Н.Шереметева и графа А.П.Завадовского из-за балерины А.И.Истоминой (Грибоедов был секундантом Завадовского).

После трехлетней службы в Персии Грибоедова перевели в Тифлис: с 1822 г. он служил при главноуправляющем Грузии генерале А.П.Ермолове. Именно в это время начал реализовываться возникший ранее замысел «Горя от ума». С середины 1823 г. до конца 1825 г. Грибоедов находился в длительном отпуске. Летом 1823 г. в имении своего друга С.Н.Бегичева — селе Дмитровском Тульской губ. — он усиленно работал над « Горем от ума», а осенью отправился в Москву, где выступал с чтением отрывков из комедии. В течение нескольких месяцев Грибоедов активно участвовал в московской литературной жизни: вместе с П.А.Вяземским написал водевиль «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом», сотрудничал в альманахе «Мнемозина».

С июня 1824 г. до конца 1825 г. Грибоедов жил в Петербурге, продолжая литературные занятия — работу над текстом «Горя от ума» и новыми пьесами, которые остались незавершенными (драма «1812 год», трагедии «Грузинская ночь», «Родамист и Зенобия»). В столице он общался со многими людьми: писателями, театральными деятелями, будущими участниками декабрьских событий, в том числе с К.Ф.Рылеевым и А.А.Бестужевым, издателями альманаха «Полярная звезда». Дружеские связи с декабристами не остались незамеченными, вскоре после возвращения на Кавказ к месту службы Грибоедов вновь оказался в Петербурге: в январе 1826 г. Ермолов получил предписание о его аресте. Узнав об этом, Грибоедов сумел уничтожить все бумаги, которые могли бы скомпрометировать его на следствии.

На допросах в Петербурге он решительно отрицал свое участие в тайных обществах, что подтвердили в своих показаниях многие декабристы. После следствия, длившегося четыре месяца, его освободили за недостатком улик. Действительно, несмотря на широкий круг знакомых, связанных с тайными обществами, и соприкосновение с декабристами по некоторым идеологическим вопросам, Грибоедов был далек от декабристского движения. Вероятно, немалую роль сыграли в этом наиболее заметные черты его характера: замкнутость, осторожность, ироничный, скептический ум. Он критически относился к тем проектам «спасения» России, которые предлагали декабристы, хотя и был просветителем и вольнодумцем.

После возвращения на Кавказ в сентябре 1826 г. Грибоедов стал крупнейшей фигурой русской дипломатии на Востоке. В 1827 г. ему было поручено вести дипломатические отношения с Турцией и Персией, а в 1828 г. он активно участвовал в подготовке Туркманчайского мирного договора, положившего конец войне с Персией. После этого дипломатического успеха Грибоедов был назначен полномочным министром в Персию. Однако новое назначение вызвало в нем не радость, а тревогу и мрачные предчувствия: жизнь в только что «помирившемся» Тегеране сулила трудности и лишения. Накануне отъезда в Персию, в августе 1828 г., в Тифлисе Грибоедов обвенчался с Н.А.Чавчавадзе. Вскоре после свадьбы он выехал с посольством в Тегеран.

30 января (11 февраля) 1829 г. Грибоедов был растерзан толпой фанатиков — противников мира с Россией, разгромивших здание русского посольства. На памятнике, установленном на могиле Грибоедова в Тифлисе, высечены знаменитые слова его жены: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?»

Как подчеркнул выдающийся поэт к критик XX в. В.Ф.Ходасевич, «в этом мрачном и романтическом финале только отчетливей прозвучал общий лад грибоедовской жизни, богатой чувствами, впечатлениями и событиями. Грибоедов был человек замечательного ума, большого образования, своеобразного, очень сложного и, в сущности, обаятельного характера. Под суховатой, а часто и желчной сдержанностью хоронил он глубину чувства, которое не хотело сказываться по пустякам. Зато в достойных случаях проявлял Грибоедов и сильную страсть, и деятельную любовь. Он умел быть и отличным, хоть и несколько неуступчивым, дипломатом, и мечтательным музыкантом, и «гражданином кулис», и другом декабристов. Самая история его последней любви и смерти не удалась бы личности заурядной» (очерк «Грибоедов»).

Творчество Александра Сергеевича Грибоедова

(1790, 1795 - 1829)

1.Общественно-политическая проблематика комедии «Горе от ума».

2.Своеобразие конфликта.

3.Структура действия.

4. Система образов. Образ Чацкого.

5. Принципы создания комического.

«Горе от ума» - одна из вершин русской комедиографии, одно из немногих произведений, относящихся к жанру общественной комедии, комедии идей, созданной Аристофаном (в русской традиции существует несколько комедий этого типа – прежде всего относящихся к эпохе классицизма – «Ябеда» Капниста, «Недоросль» и «Бригадир» Фонвизина). Грибоедовское «Горе от ума» - новаторское по поэтике произведение: оно определило тенденции развития русской общественной комедии ХIХ и ХХ вв. – от «Ревизора» Гоголя и «Смерти Тарелкина» Сухово-Кобылина до «Самоубийцы» и «Мандата» Н. Эрдмана.

Судьба создателя «Горя от ума» - классический пример автора одного произведения. Место А.С. Грибоедова в русской литературе определяется его гениальной комедией, хотя он написал несколько одноактных пьес, которые можно отнести к популярной в начале столетия «колкой» комедии.

Достоверных сведений о жизни Грибоедова нет. Даже дата рождения определяется условно, с погрешностью в 5 лет – 1790 или 1795 год. Смерть Грибоедова, посланного Николаем I с дипломатической миссией в одну из тогдашних горячих точек – Тегеран – также овеяна легендами. Тело поэта не было найдено. Считается, что Грибоедов был зверски убит религиозными фанатиками. Его смерть была установлена по руке с брильянтовым перстнем. В наше время возникла легенда о том, что Грибоедов сбежал из Тегерана и закончил свою жизнь в секте огнепоклонников. После смерти он был причислен к святым этой секты, и якобы его изображение видели в одном из храмов этой секты. Официально датой смерти Грибоедова считается 1829 год.

Возникновение легенды закономерно. Масштаб личности Грибоедова должен был породить мифы. Грибоедов был человеком возрожденческого темперамента. В 14 лет он окончил несколько отделений Московского университета: словесности, юридических, математических и естественных наук. Знал несколько языков – причем не только обязательный для русского дворянства французский, но и немецкий, английский, итальянский, турецкий, древнегреческий и латынь. Прославился как виртуозный пианист, талантливый композитор (два вальса Грибоедова исполняются до сих пор). Был выдающимся дипломатом. Легендарна и история любви Грибоедова и юной грузинской княжны Нины Чавчавадзе, которая будучи лишь год женою Грибоедова, всю жизнь хранила ему верность. И, наконец, Грибоедов создал гениальную комедию в стихах, новаторское для русской литературы произведение.

Над «Горем от ума» Грибоедов работал около 10 лет – с 1816 (по другим сведениям с 1818 г.) по 1828 г. Черновой вариант был завершен к 1823 г., с этого момента, не имея надежд опубликовать комедию официально (не допускала цензура), Грибоедов способствует ее распространению в списках. Первое полное издание комедии вышло только в 1858 году в Лейпциге. В России же полный текст комедии появился лишь в 1862. До этого публиковались отрывки – Ф. Булгарин в альманахе «Русская Талия» в 1824 г. напечатал 4 явления I действия и III действие.

Любопытно, что несмотря на огромную популярность комедии в русском театре – провинциальные труппы набирались, исходя из количества актеров и амплуа, необходимых для постановки «Горя от ума», - в советском театре пьеса была запрещена с 1930 по 60-е годы. Скорее всего, это связано с идеологическим содержанием комедии – Чацкий обличает не только фамусовскую Москву, но любое закрытое общество, враждебно относящееся к инакомыслию. Можно сказать, что «Горе от ума» - это в какой-то степени антитоталитарное произведение. А если вспомнить, как развивается сплетня о безумии Чацкого, которого, потому что он не танцует, как все, записывают в карбонарии и фармазоны (франкмасоны – члены запрещенной в России в правление Николая I масонской организации, карбонарии – итальянские революционеры), то есть придают его бытовому поведению политический характер, становится ясно, что могло насторожить в этой классической пьесе в ХХ веке.

«Горе от ума» - такое же таинственное произведение, как и его создатель. По легенде замысел комедии пришел Грибоедову во сне. Название противоречит классицистической традиции и логике – горе приносит не глупость, а ум. И, наконец, почему пьеса о разбитых надеждах с драматическим финалом названа комедией. Неоднозначна и трактовка личности главного героя. Кто он? Один умник на 25 дураков (Грибоедов) или сумасброд, чудак, комическая фигура, традиционная для светской «колкой» комедии (Дмитриев, Писарев)? В общую неразбериху свой вклад внес и Пушкин, написав в письме к Вяземскому от 28 января 1825 г.: «Читал я Чацкого – много ума и смешного в стихах, но во всей компании ни плана, ни мысли главной, ни истины. Чацкий – совсем не умный человек, но Грибоедов - очень умен».

Ответы на все эти вопросы можно найти лишь в поэтике, в структуре комедии. Причем тайна грибоедовской комедии не потеряла своей актуальности, доказательством чему служат огромное количество научной литературы, современные исследования по творчеству поэта. Каждые 3 года проводятся гибоедовские конференции, посвященные проблемам творчества Грибоедова, прежде всего «Горе от ума».

I. Новаторство комедии начинается с того, что это общественно-политическая комедия . Один день действия сконцентрировал 10-летия общественной жизни. Центральная проблема пьесы – трагедия интеллектуала, высококультурного, думающего человека в России. Образ Чацкого корреспондирует с декабристами, первыми в русской истории интеллигентами, и с литературным типом «русских мальчиков». Комедия отражает атмосферу гражданской экзальтации, характерной для 20-х гг. ХIХ столетия, процесс вызревания в недрах дворянского общества оппозиции. Старый конфликт архаистов и новаторов приобрел новое, политическое содержание, трансформируясь в столкновение реакционеров и свободной личности. Конфликт отражает ощущение необходимости общественных преобразований, охватившее русское общества после войны 1812 г. Ю.Н. Тынянов в статье «Сюжет «Горя от ума» пишет: «Героическая война 1812 г. прошла, ее ближайшие задачи кончились, ожидания, что в ответ на подвиги народа последует падение рабства, не сбылись». Напомню, что в 1816 г. (это одна из предполагаемых дат возникновения замысла) в России создается первая тайная организация будущих декабристов «Союз Спасения».

Русская абсолютная монархи даже в Европе воспринималась как анахронизм. Неслучайно на Европейском сейме 1818 г., где присутствовали главы держав, победивших Наполеона, прозвучало требование ввести в Российской империи конституцию, ограничивающую власть самодержца. Александр I дал торжественные заверения, но ничего не предпринял для выполнения своих обещаний. Более того, боясь проникновения «французской революционной заразы», Александр I удалил от себя Сперанского, разрабатывающего проект конституции. Внутренняя политика приобрела репрессивные формы: началась эпоха «аракчеевщины». Неслучайно идею свободы воплощает в комедии лишь один персонаж – Чацкий.

Принципиально важно для понимания образа Чацкого, характера конфликта , что герой возвращается в Москву после 3-летнего отсутствия. За эти 3 года утихло послевоенное ликование, поэзия военных подвигов сменилась прозой обыденных дел. И большинство радо вернуться к довоенным заботам – карьере, протекциям, доходам, выгодным бракам и т.д. Попав «с корабля на бал» Чацкий не разобрался, что москвичи живут другими интересами, иллюзия близких общественных преобразований для них давно развеялась. Конфликт архаистов и новаторов приобретает политическую трактовку и качественно новый уровень. Зародившись во времена Фонвизина на уровне идеи, в эпоху Грибоедова он перешел на уровень быта. Главной характеристикой конфликта у Фонвизина было качественное соотношение героев:

Простакова, Скотинин, Простаков Митрофанушк а – 3:1,

Стародум Милон, Софья, Правдин - 1:3.

Следовательно, будущее – за «новыми» людьми, молодыми героями. Причем Простакова погружена в быт, в то время, как ее оппоненты, «новые» люди, принципиально внематериальны. Чацкий – преемник фонвизинских новаторов: на это указывает сфера его интересов, далекая от быта. Но на смену количественной характеристике конфликта приходит качественная . Грибоедов писал, что в его комедии «25 дураков на одного умного человека», Чацкого. Чацкий воплощает комплекс идей, связанный с декабризмом – он предпочитает жизнь в деревне как более нравственную городской жизни, выполняя тем самым один из пунктов программы декабристов, как это позже сделает Онегин – «ярем он барщины старинный оброком легким заменил», высказывается за просвещение умов, за свободный выбор. Гончаров в статье «Мильон терзаний» пишет: «Его идеал свободной жизни определен: это свобода от всех цепей рабства которыми оковано общество, свобода вперить в науки «ум, алчущий познаний», или предаваться «искусствам творческим, высоким и прекрасным», свобода служить или не служить, жить в деревне или путешествовать».В тоталитарном обществе все эти решения выходят за пределы личной свободы. Личная жизнь гражданина неотделима от его политических убеждений, и стремление жить по-своему, наперекор норме, уже само по себе вызов. Именно эта идея, на мой взгляд, обусловливает новаторство действия комедии.

Грибоедов нарушает единство действия. По словам Гончарова, в «Горе от ума» «две комедии как будто вложены одна в другую». Грибоедов вводит две параллельно развивающиеся сюжетные линии – любовную и общественную . В этом заключается специфика действия комедии, композиционными принципами которой являются четность, симметричность, двойственность . Эти принципы определяют образную систему и соотношение сюжетных коллизий.

Традиционно драматические произведения состоят и 1 («Маленькие трагедии»), 3-х или 5 актов (классицистические комедии и трагедии). Комедия Грибоедова включает себя 4 акта, то есть делится на 2 симметричные части:

I – II акты - изображение родственного, домашнего круга, что характерно для светской или «колкой» комедии;

в III – IV актах появляется «народ действующих лиц» (П.А. Вяземский). Жанровой моделью этой части является общественная, идеологическая комедия.

У Грибоедова эти 2 линии пересекаются. Чацкий в своих речах перемежает гражданские проблему с личными: от шутливых словесных пикировок с Софьей, от обсуждения домашних дел, общих знакомых он переходит к политическим проблемам (разговор Ч. и Скалозуба о знакомых – монолог «А судьи кто?»). Любовные сцены предшествуют общественным: в I акте Чацкий врывается в дом с любовном чувством, разочарован холодным приемом Софьи – злость выливает на московских знакомых и т.д. Условно схему развития действия по актам можно изобразить следующим образом:

V -- / -- V // V -- / -- V

Возникает принцип зеркальной симметрии, или энантиоморфизм . Выражением композиционной модели комедии являются слова Молчалина, произнесенные в конце II акта, когда он предлагает Лизе подарок взамен свидания: «Снаружи зеркальце и зеркальце внутри». Маленьким внутренним зеркальцем является сон Софьи, который она рассказывает Фамусову в Iакте. Сон – иллюзия реальности, в русской литературной традиции («Недоросль») – пророчество. Сон Софьи придуман. В нем смешаны атрибуты Молчалина и Чацкого. Сон, выдуманный о Молчалине, сбывается о Чацком. Сбываются все словесные мотивы – «не люди и не звери» - гости, старуха Хрюмина называет гостей Фамусова – «уроды с того света». Сон – маленькое зеркальце внутри комедии, отражающее все содержание комедии, большое зеркало реальности.

Принцип зеркальности организует и сценическое действие:

1. Два любовных треугольника - Фамусов – Лиза – Молчалин -(Петруша), Чацкий – Софья – Скалозуб - (Молчалин).

2. Отношения между Чацким и Софьей развиваются в зеркальном отражении: Софья слепа по отношению к Молчалину, ясно видит Чацкого, но не одобряет его, в финале С. прозревает – видит Молчалина таким, каков он есть. Чацкий в начале комедии ослеплен любовью к Софье, считает ее слишком умной, чтобы питать иллюзии по поводу мнимого благородства Молчалина, в конце комедии – открывает для себя истинную ценность Софьи – ей, как и всем московским дамам, нужен муж-слуга.

Принцип зеркальности лежит и в основе системы образов :

1. Чацкий появляется в комедии как представитель некой общественно-политической силы, а не как одинокий чудак, благодаря введению внесценических образов, своеобразных отражений Чацкого.Неслучайно Софья говорит о Чацком: «В друзьях особенно счастлив», а Фамусов в спорах с ним о своих противниках говорит во множественном числе – вы. К сторонникам Чацкого можно отнести племянника княгини Тугоуховской Федора, который уехал в деревню, профессоров педагогического института, приверженце ланкастерской системы обучения, двоюродного брата Скалозуба, который не понимает поведения своего родственника: «Чин следовал ему – он службу вдруг оставил». Чацкий – знак, символ новой силы, появившейся в русском обществе. Одиночество Чацкого, противостоящего многочисленным фамусовым, подчеркивает качественную природу этого образа. Чацкий – фитиль. Который способен взорвать пороховую бочку русской действительности. Чацкий – личность, индивидуальность которой становится ярче на фоне похожести других персонажей – г-д N и D, 6 княжен Тугоуховских, которые в тексте появляются по номерами. Тем самым создается ощущение безликости героев, которые живут по одним законам – Фамусова волнует в финале не судьба своего семейства. А общественное мнение: «Ах, боже мой, что станет говорить княгиня Марья Алексевна». Мнение света создается женщинами (отражение общественных прорцессов – большей внутренней свободы женщин, которые не обязаны служить) – Татьяной Юрьевной, Хлестовой, графиней бабушкой и др.

2. Все персонажи отражаются друг в друге определенными гранями. Фамусов уподобляется Молчалину, без меры угождая Скалозубу, льстя ему. Он обращается к дворянину, равному себе по происхождению с лакейским постфиксом – с: «Сюда-с, прошу». Софья соотнесена с образом московской дамы – ей, как и Наталье Дмитриевне Горич, нужен «муж-мальчик, муж-слуга из жениных пажей». Соотнесена она и с Хлестовой – обе благодарят Загорецкого.

Чацкий уподоблен Репетилову, который представляет собой сниженный вариант поведения Чацкого. Их поведение совпадает до мелочей: появляясь, Чацкий падает к ногам Софьи: «Чуть свет уж на ногах и я у Ваших ног», Репетилов спотыкается на лестнице, входя в дом Фамусова: «Грянул вдруг, как с облаков». В финале комедии они уходят, повторяя одну реплику: Чацкий: «Сюда я больше не ездок, / Карету мне, карету!». Репетилов, видя, что все его покинули, собирается уезжать и обращается к кучеру: «Вези меня куда-нибудь».

Сближение Чацкого и Репетилова не только внешнее. Встретив Репетилова, Чацкий понимает, что именно так он выглядит в глазах общества, ведь никто не знает об истинной причине его раздражительности – о любви к Софье. Репетилов отождествляет себя с Чацким. И Чацкий, и Репетилов говорят о приметах нового времени – о тайных обществах, где толкуют «о камерах, присяжных, о Бейроне, ну, об матерьях важных». Самому Чацкому Репетилов представляется кривым зеркалом. Репетилова от Чацкого отличает лишь высокая тема любви. Характер отношений Чацкого и Репетилова становится понятен благодаря семантике имени последнего: фамилия Репетилов образована от французского, означающего «повторять». Репетилов карикатурно повторяет Чацкого – Чацкий: «Я странен», «Я вам, не правда ли, смешон?» - ему вторит Репетилов, доводя его мысль до гротеска: «Я жалок, я смешон, я неуч, я дурак». Общество одинаково не понимает, не принимает всерьез и не слушает и Репетилова, и Чацкого. Репетилов для Чацкого – инструмент самопознания. Глядя в репетиловское кривое зеркало, Чацкий начинает рефлектировать и понимать, что он чужой всем. Начинается процесс внутреннего прозрения.

Образ Чацкого играет важную роль в комедии. Чацкий выполняет функцию катализатора. Он связывает 2 линии развития сюжета – общественно-политическую и любовную. С появлением Чацкого события начинают бурно развиваться. Чацкий как внутренне свободный человек. Индивидуальность, высвечивает скрытые противоречия московского общества. Дом Фамусова –модель русской действительности – потенциально запрограммирован на беду, потому что отношения в нем строятся на лжи: Фамусов пытается обмануть Лизу, а затем, лжет, скрывая свой порок, дочери, Молчалин лжет и Фамусову, и Софье, откровенен он лишь с Лизой. Чацкий – единственный правдивый человек, он обнаруживает духовное одиночество обитателей дома. Любая замкнутая система, включая тоталитарное общество, перестает существовать с появлением духовно свободной личности. Такой личностью в комедии является Чацкий. Именно поэтому Грибоедов изменил первоначальное название комедии «Горе уму», то есть единственному умному человеку в комедии, Чацкому, на «Горе от ума», вводя тем самым вариативность понятия «ум». Ум в понимании Чацкого означает высокую гражданственность, честность, в понимании других персонажей – способность выгодно устроиться в обществе. Примером последнего может служить Скалозуб – «И золотой мешок, и метит в генералы».

В финале комедии москвичи теряют гораздо больше, чем Чацкий: Фамусов – репутацию, Молчалин – карьеру, Софья – настоящую любовь Чацкого и мнимую Молчалина, перспективу выгодного брака, уважение к себе.


Больше ста лет звучит со сцены горячий гневный голос Чацкого, зовущий к борьбе с рабством, с сословными предрассудками, с невежеством и темнотой. Страстные монологи героя бессмертной комедии Грибоедова «Горе от ума» защищают новое, передовое, против чего ополчаются осмеянные в комедии фамусовы и скалозубы:

Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдется – враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний;
Или в душе его сам бог возбудит жар
К искусствам творческим, высоким и прекрасным,
Они тотчас: – разбой! пожар!
И прослывет у них мечтателем! опасным!!

Недаром декабристы считали Грибоедова своим, недаром, как пишет декабрист Беляев, его комедия «волновала, наизусть повторялись ее едкие насмешки, а слова Чацкого о крепостных, которых распродают поодиночке, приводили в ярость».

Александр Сергеевич Грибоедов родился в родовитой дворянской семье. Он получил блестящее образование: прошел курс двух факультетов Московского университета – словесного и юридического, учился и на естественно-математическом, закончить который ему помешала война 1812 г. Грибоедов знал восемь языков, был талантливым музыкантом. Пушкин говорил о нем как об одном «из самых умных людей в России».

Учение в университете, в кругу передовой студенческой молодежи, воспитало и развило в Грибоедове пламенную любовь к родине, страстное желание служить ей. В дни Отечественной войны 1812 г. он вступает добровольцем в гусарский полк. По возвращении с военной службы Грибоедов занимается литературной работой, а с 1817 г. совмещает ее с дипломатической службой в Коллегии иностранных дел. В следующем году он уезжает в качестве секретаря посольства в Персию (Иран).

В Персии и затем в Грузии Грибоедов работает над комедией «Горе от ума», задуманной в 1818 г. Он заканчивает ее в 1824 г. по возвращении в Петербург. Запрещенная царской цензурой к печатанию и постановке, комедия Грибоедова быстро распространилась в списках по всей России. Лишь в 1862 г. она была полностью напечатана.

Основной конфликт комедии «Горе от ума» – столкновение «века нынешнего», т. е. передового дворянства, представителем которого является Чацкий, с «веком минувшим» – реакционной массой крепостников и бюрократов. Это делает комедию глубоко реалистической, придавая любовной драме Чацкого острое общественное звучание.

Мастерство автора комедии замечательно. «О стихах я не говорю, – писал Пушкин, – половина должна войти в пословицы». Действительно, кто из нас не пользуется такими крылатыми выражениями бессмертной комедии: «А судьи кто?», «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок?», «Как станешь представлять к крестишку иль местечку, ну, как не порадеть родному человечку!»

Грибоедову удалось создать в комедии «непринужденный, легкий, совершенно такой язык, каким говорят у нас в обществе», – писал современник поэта, В. Ф. Одоевский. Грибоедов ввел в свой стих выражения разговорные и народные. «Сон в руку», «всех со двора долой», «как пить дадут», «какого ж дал я крюку», «повыкинь вздор из головы» – так разговаривает со своими домочадцами и слугами Фамусов. В монологах Чацкого выразительны и точны эпитеты, которыми он определяет свое отношение к новому, прогрессивному. Не менее образны его оценки «века минувшего»: «старух зловещих, стариков, дряхлеющих над выдумками, вздором». Великолепны краткие характеристики Скалозуба – «созвездие маневров и мазурки», Молчалина – «низкопоклонник и делец».

Грибоедов подверг резкой критике мир насилия, произвола, невежества, подхалимства, лицемерия, где господствуют фамусовы и молчалины и гибнут лучшие человеческие качества. Своей комедией Грибоедов возбуждал ненависть и презрение к людям фамусовского общества, клеймил добровольное холопство, молчалинство во всех его видах. Духом борьбы за настоящего человека, за его достоинство, за русскую национальную культуру проник­нуто замечательное произведение Грибоедова. Один из видных строителей социалистической культуры – А. В. Луначарский справедливо утверждал в свое время, что, хотя «прошел целый век, комедия Грибоедова «Горе от ума» и сейчас считается лучшей комедией в нашей литературе наряду с гоголевским «Ревизором». Эти слова первого наркома просвещения Луначарского не утратили своего значения и в наши дни.

В 1826 г; Грибоедов, возвращавшийся к месту службы, был арестован на Кавказе по подозрению в связях с декабристами. Следствию не удалось доказать его причастность к декабрьскому восстанию, и он был освобожден. Однако царская полиция уже не упускала из виду автора «Горя от ума». В 1828 г. Грибоедову, как талантливому дипломату, поручили важную миссию: заключить мирный договор с Персией. Грибоедов блестяще выполнил это поручение, его милостиво принял Николай I и назначил полномочным послом в Персию.

В условиях борьбы России и Англии за восточные рынки этот пост был очень опасным. Для персидского феодального правительства Грибоедов был врагом, заменявшим «единым лицом двадцатитысячную армию».

В 1829 г. фанатичная толпа, подстрекаемая муллами и английскими агентами, напала на русское посольство в Тегеране. Грибоедов был убит. Похоронили его в Тифлисе, на горе, в монастыре святого Давида. На могиле Грибоедова его молодой женой Ниной Чавчавадзе, дочерью известного грузинского писателя, был поставлен памятник с короткой трогательной надписью: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?»

Как один из основоположников современного русского литературного языка А. С. Грибоедов может быть поставлен в ряд с Пушкиным и Крыловым. Он прославился как автор всего лишь одной комедии, но комедия эта бессмертна.

В общественной борьбе по вопросу о “новом слоге” Грибоедов, как и Крылов, занимал особое место, не примыкая ни к одному из борющихся лагерей и вместе с тем сознавая слабые стороны обеих группировок. Грибоедов решительно боролся против галломании, против неестественного “смешения французского с нижегородским”, господствовавшего тогда в речи московских дворян.

Язык и стиль комедии “Горе от ума”, как и всякого талантливого литературного произведения, может рассматриваться в различных аспектах. Среди них — аспект непосредственного отражения в комедии разговорной речи современников и аспект нормативности языка литературного памятника.

Ни одно из литературных произведений того времени так полно и ярко не отразило живую разговорную речь тогдашнего московского дворянства. В особенности проявилось это в репликах Фамусова и его окружения, где преобладает отнюдь не литературная норма, а просторечие в причудливом соединении с галлицизмами. Наиболее показательны в этом отношении сцены из III действия комедии — прибытие семейства Тугоуховских или графинь Хрюминых — бабушки и внучки.

Впрочем, и речь самого Фамусова достаточно характерна. С одной стороны, мы в ней обнаруживаем черты областного диалектного слово- и формоупотребления: “Дочь Софья Павловна, страмница...”, “В погонь ли за полком”, “...сденьте шпагу”, “...в книгах прок-от не велик” и т. п. С другой — своеобразно претворенные лексические и фразеологические галлицизмы: “да не в мадаме сила”, “бывало, я с дражайшей половиной чуть врознь: уж где-нибудь с мужчиной” (перифраз: дражайшая половина = супруга). Отметим, что речь московских дворян в некоторых отношениях не отличается от речи крепостных слуг. Так, например, использование множественного числа существительных в качестве формы вежливости. В речи горничной Лизы: “опомнитесь, вы старики!”, “пустите, ветреники сами!” И в речи Фамусова: “давно полковники, а служите недавно” (о Скалозубе); “изволили смеяться” (об императрице).

Чиновничий жаргон с его показным чинопочитанием воплощен в репликах Молчалина. Характерна для них частица -съ — “слово-ерс” (сокращенное сударь). Так, в ответ Чацкому о присущих ему талантах Молчалин отвечает: “Два-съ. Умеренность и аккуратность”.

Речи фамусовского общества противостоит в комедии речь Чацкого. Это в какой-то мере идеал русского литературного языка с точки зрения самого Грибоедова. Недаром о Чацком в комедии отзываются как о мастере писать и говорить: “И славно пишет, переводит” или “Что говорит? И говорит, как пишет”.

Реплики и монологи Чацкого, проникнутые гражданственностью и патриотизмом, лишены, как правило, галлицизмов. Зато в них могут быть найдены элементы высокого слога: “в науки он вперит ум, алчущий познаний”; “чтоб истребил господь нечистый этот дух тупого, рабского, слепого подражанья!” и т. д.

Современников Грибоедова поразила необыкновенная непринужденность и легкость стиха в комедии, отражающего все оттенки разговорной интонации. Эти свойства грибоедовского стиха вместе с лаконической афористичностью способствовали тому, что строки из комедии, сразу же запомнившиеся читателям и слушателям, обогатили собою русскую афористику. Оправдался отзыв, данный о комедии А. С. Пушкиным в его письме к Пущину: “О стихах не говорю, половина войдет в пословицы”. Действительно, ни одно из произведений русской классической литературы не дало языку народа столько крылатых слов, сколько “Горе от ума”.

Показательна в данном отношении речевая практика В. И. Ленина. В его трудах, по материалам “Указателя” к Полному собранию сочинений, мы находим 94 речения, восходящих к афоризмам грибоедовской комедии. Так, например, использована Лениным гневная реплика Чацкого: “А судьи кто?”,— выступающая в качестве заглавия ленинской статьи (т. 16, с. 159). Использовано Лениным и репетиловское выражение “влеченье род недуга” (т. 17, с. 55). Семь раз приводится в работах Ленина выражение Скалозуба: “дистанция огромного размера” (например, т. 21, с. 291 и др), его же крылатое слово “Фельдфебеля в Вольтеры дать!” находим в т. 4, с. 392, см, еще афоризм “Что будет говорить... Марья Алексеевна” (т. 15” с. 67) и т. д.

Таким образом, Грибоедов — писатель, которому общенародный русский язык обязан заметным обогащением фразеологии. И в этом проявилось одно из прямых воздействий языка художественной литературы на общий литературный язык.

Рассмотрев основные моменты развития русского литературного языка в карамзинскую эпоху, мы можем сделать вывод, что он в значительной степени приблизился к установлению общенациональных норм словоупотребления. Оставался последний, завершающий шаг, и этот шаг был сделан в творчестве А. С. Пушкина.

Мешчерский Е. История русского литературного языка