Фантастический боевик «Терминатор» стал культовым фильмом, который все мы смотрели не один раз. Сюжет этой киноленты хорошо нам знаком, однако, интересные факты касательно ее создания знают немногие. Именно о любопытных фактах, например, о существовании 5 разных версий сценария и широком использовании муляжей, мы поговорим далее.

Идея фильма буквально привиделась Джеймсу Кэмерону, когда в 1981 году в Риме, заканчивая съемки «Пираньи-2», он заболел лихорадкой и долгое время находился в бреду. В этом состоянии ему впервые явился жуткий образ робота с красными глазами. В соавторстве с Уильямом Вишером он написал сценарий, от которого поочередно отказался ряд крупных студий. Небольшая компания «Хемдейл» увидела потенциал в проекте и решилась профинансировать съемки, выделив 4 миллиона долларов.

Вначале в качестве претендента на роль Терминатора рассматривался черный актер и баскетболист О.Дж.Симпсон, однако продюсеры побоялись, что он не будет воспринят всерьез. Тогда Кэмерон стал писать роль робота под Ленса Хенриксена, поскольку решил, что терминатор должен действовать скрытно, не выделяясь в толпе.

На роль Кайла Риза продюсеры решили заполучить восходящую звезду - Арнольда Шварценеггера, но одной встречи режиссера и актера хватило, чтобы понять, что роль ему совершенно не подходит. Однако Кэмерона посетила другая идея.

«Пригласить Шварценеггера на роль робота не представлялось возможным. Терминатор должен быть лазутчиком, незаметно проникающим к противнику, а вы не сможете не заметить в толпе Арнольда. Но красота фильмов заключается в том, что им не нужно быть логичными. Они должны быть только правдоподобными», - говорил он позднее.
В результате Арнольд получил роль терминатора, а Хенриксену досталась небольшая роль детектива Вуковича (который, кстати, по сценарию должен быть начальником участка, а на экране стал скромным подчиненным лейтенанта Трэкслера).

Получив согласие Шварценеггера, продюсеры увеличили бюджет фильма до 6 миллионов.
Готовиться к роли Шварценеггер начал за месяц до начала съемок. Образ робота он основывал на движениях акулы: медленные и точные движения, характерный поворот головы вслед движению глаз - ничего лишнего. Также актер довел до автоматизма основные навыки обращения с оружием, разбирая и собирая его вслепую. Кроме того, Арнольд старался привыкнуть к звуку выстрелов, чтобы не моргать, нажимая на спусковой крючок. В результате его робот действует плавно, чтобы не выдать себя, но в то же время слишком механически для человека.

После того, как был найден злодей, пришел черед и остальных персонажей. Ризом стал Майкл Бин

На роль Сары рассматривалось огромное количество претенденток начиная от Бриджит Фонды и Дженифер Джейсон Ли и заканчивая Деброй Уингер. В итоге, как мы все знаем, самую главную роль в своей карьере получила Линда Хэмилтон.

Из-за скромного бюджета в мусорную корзину отправилась бóльшая часть сценария. Действие перенесено в современность, а события в будущем сильно урезаны. Кэмерону пришлось отказаться от идеи трансформирующегося робота (который превратится в Т-1000 в сиквеле). Была убрана идея того, что для поддержания органики Терминатор должен был есть. Всего было написано пять вариантов сценария, первый был датирован 11 октября 1982 года, а последний – 3 марта 1984 года.

Несколько сцен были сняты, но позже вырезаны из фильма. Некоторые чтобы не замедлять темп повествования, но две ключевые, где Сара предлагает Ризу уничтожить Сайбердайн системз чтобы предотвратить войну и та, где мы видим как работники Сайбердайн находят микропроцессор Терминатора, были вырезаны намеренно, чтобы эти задумки можно было использовать в возможном сиквеле. Как показала практика, это решение себя оправдало.

Кэмерон делал множество рисунков и раскадровок, призванных показать его видение фильма. Вот как выглядят раскадровки войны будущего из первого сна Кайла Риза.

А это раскадровки саморемонта Терминатора.

Кэмерон на площадке был невыносимо пунктуален и требователен, руководя каждым действием каждого члена съемочной группы секунда за секундой: "Ложись там, Арнольд. Потом, когда я скажу, начинай поднимать голову. Потом плечи. Потом садись. Затем посмотри прямо перед собой..." Он четко знал, что и как должно выглядеть. «Если кадр отклонялся на полдюйма, он замечал это и начинал беситься, - вспоминает Шварценеггер. - А если нужно было продемонстрировать трюк, он сам тебе его показывал безо всякой страховки.»

Всё производство фильма было подчинено сложнейшей задаче - уложиться в смету, и поиски в этом направлении приводили подчас к неожиданным находкам. Например, чтобы не брать в аренду дорогую операторскую тележку («dolly»), оператор Эдам Гринберг импровизировал «съемки с тележки», сев со своей ручной камерой в инвалидную коляску, которую толкали с большой скоростью.

Бензовоз, взрывающийся в финале картины, был моделью в два метра длиной, чей взрыв был снят методом ускоренной съемки, а затем замедлен. Сцены из будущего снимались на миниатюрных моделях, которые зачастую были далеки от совершенства, но, благодаря мастерски построенному освещению и грамотной режиссуре, в фильме все выглядит впечатляюще.

Но как быть с образом робота без органической «одежки», с металлическим скелетом и недобрым светом красных глаз-сенсоров? Помогла технология покадровой кукольной анимации.

Было изготовлено несколько моделей эндоскелета робота: небольшая подвижная фигурка для съемок в полный рост, которую анимировали традиционным покадровым способом;

муляж верхней части тела, которую ассистент носил на плечах или возил на специальной тележке и таким образом изображал робота в движении;

полноростовая модель из полиуретана, которую в финале взрывал Кайл.

Кроме того, была изготовлена большая модель головы робота для съемок работы зрачков Т-800, которые были сделаны из обычных фотографических линз. Для финальной сцены, где робот гибнет под гидравлическим прессом (который, в свою очередь, изображали два куска пенопласта, покрашенные в темный цвет), использовали модель из плотной фольги с красными лампочками вместо глаз. Дым, идущий от уничтоженного Терминатора, - это просто дым от сигареты, который и вовсе попал в кадр случайно.

Визитной карточкой ленты стало лицо «железного Арни» с красным робо-глазом. Без манекенов не обошлось и здесь.

В середине фильма есть отвратительная в своей натуралистичности сцена с вырезанием Терминатором поврежденного органического глаза. Лицо куклы было сделано из силикона, а для придания «живости» смочено водой. «Фейс» самого Шварценеггера, который периодически в этом же эпизоде появляется вместо искусственной головы, тоже обрызгали водой, нанеся грим неестественно синего цвета. Говорят, во время предварительного просмотра материала актер сам не мог разобраться, где на экране он, а где - его силиконовый дублер. Возможно, это и правда, но, честно говоря, сегодня разница между настоящим лицом актера и куклой в фильме заметна невооруженным глазом.

Еще одну искусственную голову показывают в последней четверти ленты, вскоре после того, как Терминатор падает с мотоцикла и его сбивает грузовик. Потрепанный робот после этого щеголяет оголенным металлом на левой половине лица и свисающими ошметками кожи.

В некоторых сценах крупным планом нам показывают соответствующего вида манекен, а в некоторых - лицо Шварценеггера в гриме. Последний вариант выглядит реалистичнее, но лишь до тех пор, пока актер не начинает говорить: тогда заметно, что «металл» двигается как кожа. По словам Арни, однажды в перерыве между съемками он в гриме с оголенной челюстью и красным глазом зашел пообедать в один из ресторанов. Какой эффект на присутствующих произвел его образ, актер почему-то не стал рассказывать.

Игрушечные декорации были вовсю задействованы во время съемок постапокалиптического будущего. Все, что мы при этом видим на экране, сделано из пластика, картона и фольги. Кажущиеся огромными роботизированные танки на самом деле по габаритам схожи с детской коляской.

Летящая под гусеницу граната - 4-сантиметровый кусочек пластмассы. Было непросто попасть им в нужное место, так что пришлось делать 26 дублей, прежде чем все получилось так, как задумал Джеймс Кэмерон. С помощью обычной кинокамеры надо было снять миниатюрные объекты так, чтобы у зрителей возникало ощущение масштабности. Опять-таки эффект реальности достигался благодаря ускоренной съемке и последующему замедлению.

Усеявшие истерзанную землю черепа были размером с грецкий орех, картонные городские руины занимали площадь всего в несколько квадратных метров, а фон съемочная группа скрыла с помощью тумана. Реальная глубина дистанции в таких сценах составляла всего 5-6 метров, а дым создавал иллюзию обширных пространств. В основном использовался искусственный дым, хотя иногда пускали натуральный угольный. За красочные взрывы стоит благодарить лампочки подсветки, окрашивавшие белую вспышку взрывающегося пиропатрона в оранжевый цвет, и арахисовую пыль, которая обеспечила эффект оседающей земной пыли.

На проработку летательных аппаратов не было ни времени, ни средств. Поэтому специалисты сделали довольно грубую модель, подвесив ее на тросах в павильоне. Чтобы полет устройства выглядел плавно и естественно, пришлось построить целую систему из тросов, без которой неправдоподобность «самолета» выдавали покачивающиеся движения. Кадры с одновременным присутствием людей и боевой техники - результат рирпроекции.

Первый «Терминатор» был сделан едва ли не на коленке и сначала позиционировался как фильм категории «В», нацеленный на подростков. Однако в итоге на экраны вышел настоящий культурный феномен, один из «киностолпов» второй половины XX века, почитаемый во всех частях света.

Слово «Терминатор» стало нарицательным, Шварценеггер наконец разучил как правильно произносить «I`ll be back» чтобы радовать многократно выросшую армию своих фанатов. Авторство фразы принадлежит самому Арнольду, правда, в сценарии она звучала несколько по-другому: «I`ll come back», но актер переделал ее. Впоследствии она стала очень популярна и неоднократно занимала высокие места в рейтингах цитат. Фраза стала визитной карточкой самого Шварценеггера, он произносит ее в одиннадцати своих фильмах и часто использует в публичных выступлениях.

Фильм до сих пор служит примером того, как благодаря упорству, таланту и убежденности в своих силах, можно снять один из определяющих фильмов поколения невзирая на мизерные ресурсы и отсутствие у окружающих веры в проект.

А потом, в самом начале 1990-х, вышел «Терминатор 2: Судный день». Одно из немногих исключений, когда продолжение получилось не хуже оригинала. То было пиршество новейших компьютерных достижений с огромным по сравнению с первой частью бюджетом. Но это уже совсем другая история…

То, что пятому «Терминатору» быть, стало известно давно. Всех поклонников почти 30-летней франшизы больше всего волновал вопрос, вернется ли в строй Т-800, он же экс-губернатор Калифорнии, он же Арнольд Шварценеггер. Судя по последним полунамекам, «железный Арни» все-таки отошел от скандального развода и примет участие в возрождении вот уже десять лет чахнущей серии о борьбе человечества и роботов.

Мы решили вспомнить о первых двух, без преувеличения легендарных, фильмах с участием Арни в роли безжалостного киборга-убийцы. Как снимались сложные сцены в «Терминаторе» и «Судном дне», на что была способна компьютерная графика 30-20-летней давности и почему мы раз за разом ходили в видеосалоны и кинотеатры на одни из самых запоминающихся лент прошлого столетия - в серии наших статей. Сегодня вспомним об одном из самых культовых фильмов 1980-х.

Самый первый «Терминатор» - замечательный пример того, как можно сделать хороший фантастический фильм за небольшие по голливудским меркам деньги. Представьте, что на один из самых зрелищных боевиков того времени было потрачено всего $6,4 млн. С учетом инфляции сегодня это были бы «жалкие» $14 млн, за которые ни один маститый режиссер не возьмется снимать столь масштабный проект. Впоследствии Джеймс Кэмерон шутил, что фильм был снят за стоимость домика на колесах, в котором жил Арнольд Шварценеггер во время работ над «Терминатором 2».

Зато почти 30 лет назад можно было вполне обойтись без дорогостоящей компьютерной графики. На выручку съемочной группе Джеймса Кэмерона пришли проверенные временем приемы, а также некоторые новые ухищрения.

Экономить пришлось с самого начала, то есть еще на этапе воплощения идеи в сценарий. Первоначально планировалось, что человекоподобный робот в лице Терминатора будет создан из «жидкого металла» и сможет принимать образ любых людей. Знакомо, правда? Именно из-за отсутствия необходимых компьютерных технологий от идеи пришлось отказаться, зато она плавно перетекла в вышедший на экраны спустя семь лет «Терминатор 2».

Из-за скромного бюджета в мусорную корзину отправилась бóльшая часть сценария, где описывались события в будущем. Говорят, что в первых версиях сценария киношное альтер-эго Арнольда Шварценеггера должно было есть, чтобы поддерживать в нормальном виде свою человеческую «оболочку». К сожалению или к счастью, но в финальной версии фильма Терминатор не хлебает щи и не лопает пельмени. Впрочем, вряд ли отказ от этой идеи как-то связан с невысоким бюджетом.

Первоначальные наброски образа Терминатора

Емкое название первой части франшизы, впоследствии ставшей одной из самых узнаваемых, удивительно точно всего лишь одним словом передает настроение и смысл фильма. «Терминатор» - это в некотором роде театр одного актера, моноспектакль зловещего киборга-убийцы. Неудивительно, что львиная доля бюджета ленты пошла на воплощение страхов пессимистически настроенных футуристов.

Джеймсу Кэмерону повезло с актерским составом. Мощный, угрожающего вида, с небогатой мимикой Арнольд Шварценеггер как нельзя лучше подошел на роль «очеловеченного» Терминатора. Но как быть с образом робота без органической «одежки», с металлическим скелетом и недобрым светом красных глаз-сенсоров? Помогла технология покадровой кукольной анимации, изобретенная едва ли не на заре становления «фабрики грез».

Гримироваться приходилось по несколько часов

Манекены тоже тщательно готовились к съемкам

В большинстве сцен со скелетоподобным Терминатором участвует кукла высотой не более 50 см. Техника съемки аналогична кукольным мультфильмам: любое изменение движения ноги, руки, черепа и т. д. фиксируется покадрово, после чего все кадры склеиваются и получается недурственное для 1980-х годов видео с бодро шагающим роботом. Всего таких эпизодов было менее десятка, один из самых типичных - отрывок в самом конце фильма с выбирающимся из-под объятого пламенем грузовика роботом.

Такая кукла годилась только для общих планов. Для сцен, в которых зритель видит лишь торс, голову, руки или ноги Т-800, съемочная команда придумала сделать еще несколько кукол, только уже в натуральную величину.

Был, например, манекен Терминатора в полный рост. Однако он почти не использовался в таком виде, потому что мог лишь двигать руками и головой, но ходить его никто не мог заставить. В фильме не зря так много крупных планов отдельных частей киборга: снять в движении одну верхнюю часть туловища, руку или ногу намного проще, чем заставить реалистично двигаться всю двухметровую махину.

Взять ту же сцену с взорвавшимся грузовиком. Сначала нам показывают в полный рост мини-куклу, анимированную покадрово. Затем внимание зрителя поочередно акцентируется то на «лице», то на торсе, то на ногах робота. Проще всего было снимать ноги: знай себе переставляй железяки и фиксируй все на камеру. А вот с туловищем пришлось повозиться. Торс приходилось таскать то на специальной тележке, то на плечах «кукловода». При этом еще несколько человек должны были синхронно управлять руками, спиной и черепом охотника за Сарой Коннор. Сценка продолжительностью пару секунд буквально промелькнула на экране, а на ее съемку потребовались десятки дублей.

Кадр из фильма: на заднем плане Сара Коннор вбегает в здание завода, на первом плане - примостившийся на плечах «кукловода» торс Терминатора

Верхнюю «рабочую» половину туловища Терминатора можно было увидеть целиком и без обмана в финальном эпизоде, в котором киборг преследует свою жертву под прессом (техники просто тащили туловище робота под полом). Незадолго до этого, если помните, его взорвали динамитной шашкой: красиво разлетевшиеся части на самом деле были сделаны из пластмассы, потому что металл при взрыве относительно небольшой мощности повел бы себя не столь эффектно и к тому же мог ранить людей.

Терминатор ползет навстречу своей погибели

Визитной карточкой ленты стало лицо «железного Арни» с красным робо-глазом. Без манекенов не обошлось и здесь. В середине фильма есть отвратительная в своей натуралистичности сцена с вырезанием Терминатором поврежденного органического глаза. Лицо куклы было сделано из силикона, а для придания «живости» смочено водой. «Фейс» самого Шварценеггера, который периодически в этом же эпизоде появляется вместо искусственной головы, тоже обрызгали водой, нанеся грим неестественно синего цвета. Говорят, во время предварительного просмотра материала актер сам не мог разобраться, где на экране он, а где - его силиконовый дублер. Возможно, это и правда, но, честно говоря, сегодня разница между настоящим лицом актера и куклой в фильме заметна невооруженным глазом.

Кукольный Арни

Настоящий Арни

Взгляд из закулисья

Еще одну искусственную голову показывают в последней четверти ленты, вскоре после того, как Терминатор падает с мотоцикла и его сбивает грузовик. Потрепанный робот после этого щеголяет оголенным металлом на левой половине лица и свисающими ошметками кожи. В некоторых сценах крупным планом нам показывают соответствующего вида манекен, а в некоторых - лицо Шварценеггера в гриме. Последний вариант выглядит реалистичнее, но лишь до тех пор, пока актер не начинает говорить: тогда заметно, что «металл» двигается как кожа. По словам Арни, однажды в перерыве между съемками он в гриме с оголенной челюстью и красным глазом зашел пообедать в один из ресторанов. Какой эффект на присутствующих произвел его образ, актер почему-то не стал рассказывать.

Вместо манекена в кадре чаще мелькал очень удачный грим

Последний план фильма, в котором мы видим Терминатора, - раздавленный под прессом череп робота, медленно затухающий красный глаз и дымка. Для достоверной съемки эпизода потребовались бы тысячи долларов. Съемочная группа обошлась выкрашенным под металл пенопластом (он же «пресс»), фольгой (раздавленный череп), обычной красной лампочкой и сигаретным дымом, который и вовсе попал в кадр случайно.

Остались от Терминатора фольга, лампочка и сигаретный дым

Мы уже не раз вспоминали один из самых эффектных эпизодов «Терминатора» - погоню на грузовике и его взрыв. С погоней все честно: машина едет на высокой скорости, разбивает попавшиеся под колеса и капот автомобили и т. д. Что касается взрыва, то снова пришлось прибегать к в буквальном смысле маленьким хитростям. Взрывать на улицах Лос-Анджелеса настоящий грузовик администрация города не разрешила - рядом с местом действий находился склад с боеприпасами. Тогда в дело пошла уменьшенная радиоуправляемая копия бензовоза. Первая пластмассовая модель взорвалась не слишком удачно, так что пришлось срочно делать вторую. Эффекта реальности происходящего удалось добиться с помощью ускоренной съемки.

Самый крутой спецэффект: рирпроекция и взрыв игрушечного бензовоза в одном флаконе

Сыгравшая Сару Коннор актриса Линда Хэмилтон ни от какой машины не убегала. Она просто бежала на фоне огромного экрана, на который проецировался видеоряд с движущимся бензовозом.

Игрушечные декорации были вовсю задействованы во время съемок постапокалиптического будущего. Все, что мы при этом видим на экране, сделано из пластика, картона и фольги. Кажущиеся огромными роботизированные танки на самом деле по габаритам схожи с детской коляской. Летящая под гусеницу граната - 4-сантиметровый кусочек пластмассы. Было непросто попасть им в нужное место, так что пришлось делать 26 дублей, прежде чем все получилось так, как задумал Джеймс Кэмерон. С помощью обычной кинокамеры надо было снять миниатюрные объекты так, чтобы у зрителей возникало ощущение масштабности. Опять-таки эффект реальности достигался благодаря ускоренной съемке и последующему замедлению.

Вышло уже пять частей «Терминатора», но многих зрителей его первые серии впечатлили гораздо больше последующих. Интересные факты съемки популярного боевика, актерский состав, парадоксы временных линий, теории - все эти темы давно стали предметом обсуждений для поклонников франшизы. Первые две части проекта сделали Арнольда Шварценеггера настоящей звездой экрана. Как создавался искусственный глаз Терминатора, и к каким уловкам был вынужден прибегнуть режиссер картины? Об этом и многом другом можно узнать из статьи.

Цена первого «Терминатора»

Некоторые зрители нередко путают очередность первых двух частей, и порою помнят лишь то, что в первом фильме Терминатор вырезает глаз и хочет убить главную героиню, а во втором - спасает Джона и пытается завоевать доверие его матери. Конечно, настоящие поклонники франшизы помнят гораздо больше деталей. Естественно, интересные факты съемки "Терминатора" остались и в памяти у создателей боевика, ведь именно им пришлось проявить невероятную изобретательность, работая над проектом. Этот боевик стал замечательным примером того, как за сравнительно небольшую сумму можно снять один из наиболее зрелищных фильмов своего времени.

На производство первой части было выделено лишь 6,4 млн долларов. Если взять во внимание инфляцию, то на сегодняшний день эта сумма составляла бы примерно 14 миллионов долларов. Редкий режиссер в наши дни решился бы снимать многообещающий блокбастер за такие деньги. Например, на создание одной из частей «Мстителей», представленной в 2018 году, и вовсе было потрачено около 500 миллионов долларов. Спустя какой-то период постановщик Джеймс Кэмерон шутил, что фильм «Терминатор» (1984 год) снимался за стоимость трейлера, в котором отдыхал Шварценеггер во время производства второй части киноленты.

Нереализованные идеи

Работая на первой частью фильма, его авторам приходилось серьезно экономить. Из-за отсутствия необходимых компьютерных технологий, команда Кэмерона шла на различные хитрости, создавая знаменитого робота. Сначала планировалось, что Терминатор в фильме 1984 года будет создан из жидкого металла, имея возможность принимать образы различных людей. Впоследствии эта идея была воплощена в сиквеле, когда бюджет был существенно увеличен и появились нужные спецэффекты.

Из-за скромной суммы, выделенной на производство, пришлось отказаться и от многих других интересных идей. Некоторые инсайдеры заявляли, что в первых версиях сценария герой Арнольда Шварценеггера должен был питаться обычными продуктами, чтобы поддерживать нормальное состояние своей «человеческой» оболочки. Конечно, отказ от этой идеи наверняка не имеет отношения к небольшому бюджету.

Секрет красных глаз Терминатора

Исполнитель ключевой роли в боевике справился с точным попаданием в нужный образ. Небогатая мимика Шварценеггера, его угрожающий вид и внушительная мышечная масса сделали свое дело - актер отлично справился с ролью «очеловеченного» робота. Проблема была совсем в другом: предстояло решить, как быть с металлическим каркасом и красным отблеском глаз Терминатора. Кэмерону пришлось воспользоваться технологией покадровой кукольной анимации, которую кинематографисты применяли уже давно.

Сцена, где Терминатор ремонтирует глаз в «Терминаторе-1», стала одной из самых запоминающихся. Конечно, в этих эпизодах не обходилось без манекенов. Чтобы герой Шварценеггера избавился от глаза, актера пришлось на время заменить куклой с силиконовым лицом, которое для более натуралистичного вида смочили водой. Периодически кадры с манекеном менялись на кадры с исполнителем главной роли, на которого был нанесен грим синего цвета. Терминатор без глаза смотрелся пугающе, и сам Шварценеггер признавался, что впоследствии он тоже был впечатлен этими сценами.

Куклы в кадре

Почти во всех сценах со скелетоподобным Терминатором была задействована кукла, рост которой не превышал полуметра. Кэмерон применял технику съемки аналогичную кукольным мультикам: каждое изменение положения ног, черепа, рук и т. д., фиксировалось покадрово. Потом кадры склеивались, и впоследствии зрители могли увидеть в кадре уверенно шагающего Терминатора. Таких сцен было немало, и в их числе эпизод с роботом, который выбирался из-под полыхающего грузовика. Подобные манекены были хороши лишь для общих кадров. В эпизодах, где видно только торс, ноги или голову Т-800, авторы боевика использовали куклы в натуральную величину.

В полный рост его практически не показывали - он был способен двигать лишь руками и головой, но ходить не мог.

Ухищрения Джеймса Кэмерона

Из-за того, что в период съемок фильма «Терминатор» (1984 год) киборг, задействованный на съемочной площадке, не мог полноценно двигаться, Джеймс Кэмерон шел на различные хитрости. Режиссер снимал крупным планом отдельные части робота: привести в движении верхнюю часть машины, ее руку или ногу было гораздо легче, чем добиваться реалистичных движений от всего Т-800. Например, в сцене с взорвавшимся грузовиком зрители сначала видели в полный рост небольшую куклу, анимированную покадрово. После этого акцент делается то на лицо, то на ноги. Последнее было снимать проще всего: нужно было лишь переставлять конечности киборга, фиксируя это на камеру. Сцена, продлившаяся на экране всего несколько секунд, снималась десятками дублей.

«Партнер» Шварценеггера

Как уже упоминалось, когда в кадре появлялся Терминатор с красным глазом, то не всегда это был сам Шварценеггер. Вместо его головы, зрители нередко видели искусственную голову.

Примером может послужить вторая половина фильма, и особенно стоит обратить внимание на сцены, показанные вскоре после того, как киборг падает с мотоцикла и попадает под колеса грузовой машины. Это падение приводит к печальным для робота метаморфозам - на его левой половине лица начинает появляться металл. В некоторых эпизодах зрителю показан манекен, а в других - лицо актера в гриме. Облик самого Шварценеггера выглядит реалистичнее, однако этот эффект частично пропадает, когда он начинает говорить: в эти моменты становится очевидно, что движение «металла» немного неестественное.

Игрушечный грузовик

История зарождения одной из самых эффектных сцен фильма - погони на грузовой машине, довольна необычная. Погоню снимали с настоящим автомобилем, который ехал на большой скорости, однако с взрывом пришлось помудрить. Администрация Лос-Анджелеса не позволила взрывать грузовик на территории города. К тому же неподалеку от места событий находился склад с боеприпасами. После некоторых раздумий съемочной команде пришлось приобрести уменьшенную копию бензовоза. Первый радиоуправляемый автомобиль взорвался неудачно, поэтому пришлось браться за вторую пластмассовую машинку. В итоге эффект реалистичности был достигнут благодаря ускоренной съемке.

Фокусы в известных сценах

Линда Хэмилтон, изображавшая Сару Коннор вовсе не пыталась скрыться от преследующего ее автомобиля. Актриса просто бежала возле огромного экрана с соответствующим видеорядом. Снимая постапокалиптическое будущее, режиссер активно задействовал игрушечные декорации. Многое, что зрителю было показано на экране, сделано из фольги, картона и пластика. Танки, которые казались поистине огромными, в действительности не превышают размеров обычной детской коляски. Граната, оказавшаяся под гусеницей, в действительности является маленьким кусочком пластмассы, которым не сразу удалось попасть в необходимое место. Прежде чем все получилось так, как того хотел режиссер, было сделано 26 дублей. Также Кэмерон экспериментировал не только с ускоренной съемкой, но и замедленной.

Арахисовая пыль и картонный город

Когда на экране перед зрителями «Терминатора» возникают эпизоды с постапокалиптическим будущем, они могут видеть, что земля сплошь усеяна черепами - на самом деле каждый из них был размером с грецкий орех. Руины города создавались преимущественно из картона и занимали несколько квадратных метров. С помощью искусственного дыма съемочная команда смогла создать иллюзию большого пространства. Красочные взрывы выглядели весьма эффектно благодаря лампочкам подсветки. В свою очередь, арахисовая пыль выглядела совсем как медленно оседающая земная пыль. Таких приемов Кэмерон использовал немало.

Наверняка, создатели проекта на всю жизнь запомнили, как снимали «Терминатора», ведь во многих ситуациях им приходилось проявлять невероятную фантазию и креативное мышление. Например, у них не было возможности создать эффектные летательные аппараты: на это не хватало ни денег, ни времени. Команда решила сделать весьма грубую модель, и, желая добиться от устройства плавности полета, специалистам пришлось разработать целую систему тросов.

Без этих ухищрений неправдоподобность летательного аппарата была слишком очевидной - ее выдавали характерные покачивающиеся движения.

Тотальная экономия

Команде приходилось экономить на всем: на автомобилях, костюмах, взрывах и даже глазе терминатора (об этом ниже). Например, сцены, в которых люди присутствовали в кадре одновременно с боевой техникой - это лишь чудеса рирпроекции, как это было и с героиней Хэмилтон, убегающей от грузовой машины. Средств не было не только на пиротехнические эффекты. Оператор не мог купить или арендовать дорогую операторскую тележку, поэтому нередко наперевес с камерой взбирался на инвалидное кресло, которое впоследствии толкали другие члены съемочной группы. Первая часть боевика делалась почти впопыхах, изначально позиционируясь как фильм категории «В» для подростковой аудитории.

Тем не менее зрители стали свидетелями выхода настоящего культурного феномена.

Последние кадры с легендарным киборгом

Последний план культового проекта 1984 года, в котором зрителям показывают колоритного киборга, - череп Т-800, раздавленный под прессом. Над этой сценой Кэмерону пришлось изрядно потрудиться. В последние секунды эффектного эпизода зрители видят, как затухает красных глаз Терминатора. Несмотря на то что сцена выглядит весьма впечатляюще, на нее не потребовалось много затрат.

Команда обошлась пенопластом, выкрашенным в металлический цвет (он послужил «прессом»), фольгой (череп киборга), красной лампочкой и дымом от сигареты, который и вовсе оказался в кадре случайно. Как бы там ни было, Джеймс Кэмерон со своими помощниками поработали на славу, благодаря чему "Терминатор" стал одним из известнейших проектов в мире кино.

То, что пятому «Терминатору» быть, стало известно давно. Всех поклонников почти 30-летней франшизы больше всего волновал вопрос, вернется ли в строй Т-800, он же экс-губернатор Калифорнии, он же Арнольд Шварценеггер. Судя по последним полунамекам, «железный Арни» все-таки отошел от скандального развода и примет участие в возрождении вот уже десять лет чахнущей серии о борьбе человечества и роботов.
Мы решили вспомнить о первых двух, без преувеличения легендарных, фильмах с участием Арни в роли безжалостного киборга-убийцы. Как снимались сложные сцены в «Терминаторе» и «Судном дне», на что была способна компьютерная графика 30-20-летней давности и почему мы раз за разом ходили в видеосалоны и кинотеатры на одни из самых запоминающихся лент прошлого столетия - в серии наших статей. Сегодня вспомним об одном из самых культовых фильмов 1980-х.

Самый первый «Терминатор» - замечательный пример того, как можно сделать хороший фантастический фильм за небольшие по голливудским меркам деньги. Представьте, что на один из самых зрелищных боевиков того времени было потрачено всего $6,4 млн. С учетом инфляции сегодня это были бы «жалкие» $14 млн, за которые ни один маститый режиссер не возьмется снимать столь масштабный проект. Впоследствии Джеймс Кэмерон шутил, что фильм был снят за стоимость домика на колесах, в котором жил Арнольд Шварценеггер во время работ над «Терминатором 2».
Зато почти 30 лет назад можно было вполне обойтись без дорогостоящей компьютерной графики. На выручку съемочной группе Джеймса Кэмерона пришли проверенные временем приемы, а также некоторые новые ухищрения.
Экономить пришлось с самого начала, то есть еще на этапе воплощения идеи в сценарий. Первоначально планировалось, что человекоподобный робот в лице Терминатора будет создан из «жидкого металла» и сможет принимать образ любых людей. Знакомо, правда? Именно из-за отсутствия необходимых компьютерных технологий от идеи пришлось отказаться, зато она плавно перетекла в вышедший на экраны спустя семь лет «Терминатор 2».
Из-за скромного бюджета в мусорную корзину отправилась бóльшая часть сценария, где описывались события в будущем. Говорят, что в первых версиях сценария киношное альтер-эго Арнольда Шварценеггера должно было есть, чтобы поддерживать в нормальном виде свою человеческую «оболочку». К сожалению или к счастью, но в финальной версии фильма Терминатор не хлебает щи и не лопает пельмени. Впрочем, вряд ли отказ от этой идеи как-то связан с невысоким бюджетом.

Первоначальные наброски образа Терминатора

Емкое название первой части франшизы, впоследствии ставшей одной из самых узнаваемых, удивительно точно всего лишь одним словом передает настроение и смысл фильма. «Терминатор» - это в некотором роде театр одного актера, моноспектакль зловещего киборга-убийцы. Неудивительно, что львиная доля бюджета ленты пошла на воплощение страхов пессимистически настроенных футуристов.
Джеймсу Кэмерону повезло с актерским составом. Мощный, угрожающего вида, с небогатой мимикой Арнольд Шварценеггер как нельзя лучше подошел на роль «очеловеченного» Терминатора. Но как быть с образом робота без органической «одежки», с металлическим скелетом и недобрым светом красных глаз-сенсоров? Помогла технология покадровой кукольной анимации, изобретенная едва ли не на заре становления «фабрики грез».
Гримироваться приходилось по несколько часов

В большинстве сцен со скелетоподобным Терминатором участвует кукла высотой не более 50 см. Техника съемки аналогична кукольным мультфильмам: любое изменение движения ноги, руки, черепа и т. д. фиксируется покадрово, после чего все кадры склеиваются и получается недурственное для 1980-х годов видео с бодро шагающим роботом. Всего таких эпизодов было менее десятка, один из самых типичных - отрывок в самом конце фильма с выбирающимся из-под объятого пламенем грузовика роботом.
Манекены тоже тщательно готовились к съемкам

Такая кукла годилась только для общих планов. Для сцен, в которых зритель видит лишь торс, голову, руки или ноги Т-800, съемочная команда придумала сделать еще несколько кукол, только уже в натуральную величину.
Был, например, манекен Терминатора в полный рост. Однако он почти не использовался в таком виде, потому что мог лишь двигать руками и головой, но ходить его никто не мог заставить. В фильме не зря так много крупных планов отдельных частей киборга: снять в движении одну верхнюю часть туловища, руку или ногу намного проще, чем заставить реалистично двигаться всю двухметровую махину.

Взять ту же сцену с взорвавшимся грузовиком. Сначала нам показывают в полный рост мини-куклу, анимированную покадрово. Затем внимание зрителя поочередно акцентируется то на «лице», то на торсе, то на ногах робота. Проще всего было снимать ноги: знай себе переставляй железяки и фиксируй все на камеру. А вот с туловищем пришлось повозиться. Торс приходилось таскать то на специальной тележке, то на плечах «кукловода». При этом еще несколько человек должны были синхронно управлять руками, спиной и черепом охотника за Сарой Коннор. Сценка продолжительностью пару секунд буквально промелькнула на экране, а на ее съемку потребовались десятки дублей.

Верхнюю «рабочую» половину туловища Терминатора можно было увидеть целиком и без обмана в финальном эпизоде, в котором киборг преследует свою жертву под прессом (техники просто тащили туловище робота под полом). Незадолго до этого, если помните, его взорвали динамитной шашкой: красиво разлетевшиеся части на самом деле были сделаны из пластмассы, потому что металл при взрыве относительно небольшой мощности повел бы себя не столь эффектно и к тому же мог ранить людей.
Кадр из фильма: на заднем плане Сара Коннор вбегает в здание завода, на первом плане - примостившийся на плечах «кукловода» торс Терминатора

Визитной карточкой ленты стало лицо «железного Арни» с красным робо-глазом. Без манекенов не обошлось и здесь. В середине фильма есть отвратительная в своей натуралистичности сцена с вырезанием Терминатором поврежденного органического глаза. Лицо куклы было сделано из силикона, а для придания «живости» смочено водой. «Фейс» самого Шварценеггера, который периодически в этом же эпизоде появляется вместо искусственной головы, тоже обрызгали водой, нанеся грим неестественно синего цвета. Говорят, во время предварительного просмотра материала актер сам не мог разобраться, где на экране он, а где - его силиконовый дублер. Возможно, это и правда, но, честно говоря, сегодня разница между настоящим лицом актера и куклой в фильме заметна невооруженным глазом.
Терминатор ползет навстречу своей погибели

Кукольный Арни

Настоящий Арни

Взгляд из закулисья

Еще одну искусственную голову показывают в последней четверти ленты, вскоре после того, как Терминатор падает с мотоцикла и его сбивает грузовик. Потрепанный робот после этого щеголяет оголенным металлом на левой половине лица и свисающими ошметками кожи. В некоторых сценах крупным планом нам показывают соответствующего вида манекен, а в некоторых - лицо Шварценеггера в гриме. Последний вариант выглядит реалистичнее, но лишь до тех пор, пока актер не начинает говорить: тогда заметно, что «металл» двигается как кожа. По словам Арни, однажды в перерыве между съемками он в гриме с оголенной челюстью и красным глазом зашел пообедать в один из ресторанов. Какой эффект на присутствующих произвел его образ, актер почему-то не стал рассказывать.
Этот манекен показали всего пару раз

Вместо манекена в кадре чаще мелькал очень удачный грим

Последний план фильма, в котором мы видим Терминатора, - раздавленный под прессом череп робота, медленно затухающий красный глаз и дымка. Для достоверной съемки эпизода потребовались бы тысячи долларов. Съемочная группа обошлась выкрашенным под металл пенопластом (он же «пресс»), фольгой (раздавленный череп), обычной красной лампочкой и сигаретным дымом, который и вовсе попал в кадр случайно.
Остались от Терминатора фольга, лампочка и сигаретный дым

Мы уже не раз вспоминали один из самых эффектных эпизодов «Терминатора» - погоню на грузовике и его взрыв. С погоней все честно: машина едет на высокой скорости, разбивает попавшиеся под колеса и капот автомобили и т. д. Что касается взрыва, то снова пришлось прибегать к в буквальном смысле маленьким хитростям. Взрывать на улицах Лос-Анджелеса настоящий грузовик администрация города не разрешила - рядом с местом действий находился склад с боеприпасами. Тогда в дело пошла уменьшенная радиоуправляемая копия бензовоза. Первая пластмассовая модель взорвалась не слишком удачно, так что пришлось срочно делать вторую. Эффекта реальности происходящего удалось добиться с помощью ускоренной съемки.

Самый крутой спецэффект: рирпроекция и взрыв игрушечного бензовоза в одном флаконе

Сыгравшая Сару Коннор актриса Линда Хэмилтон ни от какой машины не убегала. Она просто бежала на фоне огромного экрана, на который проецировался видеоряд с движущимся бензовозом.
Игрушечные декорации были вовсю задействованы во время съемок постапокалиптического будущего. Все, что мы при этом видим на экране, сделано из пластика, картона и фольги. Кажущиеся огромными роботизированные танки на самом деле по габаритам схожи с детской коляской. Летящая под гусеницу граната - 4-сантиметровый кусочек пластмассы. Было непросто попасть им в нужное место, так что пришлось делать 26 дублей, прежде чем все получилось так, как задумал Джеймс Кэмерон. С помощью обычной кинокамеры надо было снять миниатюрные объекты так, чтобы у зрителей возникало ощущение масштабности. Опять-таки эффект реальности достигался благодаря ускоренной съемке и последующему замедлению.

Усеявшие истерзанную землю черепа были размером с грецкий орех, картонные городские руины занимали площадь всего в несколько квадратных метров, а фон съемочная группа скрыла с помощью тумана. Реальная глубина дистанции в таких сценах составляла всего 5-6 метров, а дым создавал иллюзию обширных пространств. В основном использовался искусственный дым, хотя иногда пускали натуральный угольный. За красочные взрывы стоит благодарить лампочки подсветки, окрашивавшие белую вспышку взрывающегося пиропатрона в оранжевый цвет, и арахисовую пыль, которая обеспечила эффект оседающей земной пыли.
Так было на съемках

А так - в фильме

На проработку летательных аппаратов не было ни времени, ни средств. Поэтому специалисты сделали довольно грубую модель, подвесив ее на тросах в павильоне. Чтобы полет устройства выглядел плавно и естественно, пришлось построить целую систему из тросов, без которой неправдоподобность «самолета» выдавали покачивающиеся движения. Кадры с одновременным присутствием людей и боевой техники - результат рирпроекции, как в случае с убегающей от грузовика Сарой Коннор.
В реальности летающая штуковина выглядела весьма неказисто

В фильме она смотрится угрожающе реалистично

Тотальная экономия коснулась всего, не только пиротехнических эффектов. Вместо того чтобы купить или даже взять в аренду дорогостоящую операторскую тележку, оператор «Терминатора» был вынужден искать менее затратные способы для съемок некоторых сцен. Так, он вместе с ручной камерой забирался в инвалидную коляску, которую с большой скоростью толкали помощники.
Первый «Терминатор» был сделан едва ли не на коленке и сначала позиционировался как фильм категории «В», нацеленный на подростков. Однако в итоге на экраны вышел настоящий культурный феномен, один из «киностолпов» второй половины XX века, почитаемый во всех частях света.
Переживающие развал СССР зрители толпами ходили в полуподпольные видеосалоны, раз за разом пересматривая мрачное будущее, показанное в «Терминаторе». Многие наверняка помнят неподражаемый дубляж «с прищепкой на носу». В «авторской» перестроечной версии перевода ленту почему-то называли «Киборг-убийца», что, однако, не мешало щекотать нервы в подвальных прокуренных клубах с запыленным телевизором.
А потом, в самом начале 1990-х, вышел «Терминатор 2: Судный день». Одно из немногих исключений, когда продолжение получилось не хуже оригинала. То было пиршество новейших компьютерных достижений с огромным по сравнению с первой частью бюджетом. Об особенностях создания спецэффектов во второй части «Терминатора» расскажем в следующий раз.

Вышло уже пять частей «Терминатора», но многих зрителей его первые серии впечатлили гораздо больше последующих. Интересные факты съемки популярного боевика, актерский состав, парадоксы временных линий, теории - все эти темы давно стали предметом обсуждений для поклонников франшизы. Первые две части проекта сделали Арнольда Шварценеггера настоящей звездой экрана. Как создавался Терминатора, и к каким уловкам был вынужден прибегнуть режиссер картины? Об этом и многом другом можно узнать из статьи.

Цена первого «Терминатора»

Некоторые зрители нередко путают очередность первых двух частей, и порою помнят лишь то, что в первом фильме Терминатор вырезает глаз и хочет убить главную героиню, а во втором - спасает Джона и пытается завоевать доверие его матери. Конечно, настоящие поклонники франшизы помнят гораздо больше деталей. Естественно, интересные факты съемки "Терминатора" остались и в памяти у создателей боевика, ведь именно им пришлось проявить невероятную изобретательность, работая над проектом. Этот боевик стал замечательным примером того, как за сравнительно небольшую сумму можно снять один из наиболее зрелищных фильмов своего времени.

На производство первой части было выделено лишь 6,4 млн долларов. Если взять во внимание инфляцию, то на сегодняшний день эта сумма составляла бы примерно 14 миллионов долларов. Редкий режиссер в наши дни решился бы снимать многообещающий блокбастер за такие деньги. Например, на создание одной из частей «Мстителей», представленной в 2018 году, и вовсе было потрачено около 500 миллионов долларов. Спустя какой-то период постановщик Джеймс Кэмерон шутил, что фильм «Терминатор» (1984 год) снимался за стоимость трейлера, в котором отдыхал Шварценеггер во время производства второй части киноленты.

Нереализованные идеи

Работая на первой частью фильма, его авторам приходилось серьезно экономить. Из-за отсутствия необходимых компьютерных технологий, команда Кэмерона шла на различные хитрости, создавая знаменитого робота. Сначала планировалось, что Терминатор в фильме 1984 года будет создан из жидкого металла, имея возможность принимать образы различных людей. Впоследствии эта идея была воплощена в сиквеле, когда бюджет был существенно увеличен и появились нужные спецэффекты.

Из-за скромной суммы, выделенной на производство, пришлось отказаться и от многих других интересных идей. Некоторые инсайдеры заявляли, что в первых версиях сценария герой Арнольда Шварценеггера должен был питаться обычными продуктами, чтобы поддерживать нормальное состояние своей «человеческой» оболочки. Конечно, отказ от этой идеи наверняка не имеет отношения к небольшому бюджету.

Секрет красных глаз Терминатора

Исполнитель ключевой роли в боевике справился с точным попаданием в нужный образ. Небогатая мимика Шварценеггера, его угрожающий вид и внушительная мышечная масса сделали свое дело - актер отлично справился с ролью «очеловеченного» робота. Проблема была совсем в другом: предстояло решить, как быть с металлическим каркасом и красным отблеском глаз Терминатора. Кэмерону пришлось воспользоваться технологией покадровой кукольной анимации, которую кинематографисты применяли уже давно.

Сцена, где Терминатор ремонтирует глаз в «Терминаторе-1», стала одной из самых запоминающихся. Конечно, в этих эпизодах не обходилось без манекенов. Чтобы герой Шварценеггера избавился от глаза, актера пришлось на время заменить куклой с силиконовым лицом, которое для более натуралистичного вида смочили водой. Периодически кадры с манекеном менялись на кадры с исполнителем главной роли, на которого был нанесен грим синего цвета. Терминатор без глаза смотрелся пугающе, и сам Шварценеггер признавался, что впоследствии он тоже был впечатлен этими сценами.

Куклы в кадре

Почти во всех сценах со скелетоподобным Терминатором была задействована кукла, рост которой не превышал полуметра. Кэмерон применял технику съемки аналогичную кукольным мультикам: каждое изменение положения ног, черепа, рук и т. д., фиксировалось покадрово. Потом кадры склеивались, и впоследствии зрители могли увидеть в кадре уверенно шагающего Терминатора. Таких сцен было немало, и в их числе эпизод с роботом, который выбирался из-под полыхающего грузовика. Подобные манекены были хороши лишь для общих кадров. В эпизодах, где видно только торс, ноги или голову Т-800, авторы боевика использовали куклы в натуральную величину.

В полный рост его практически не показывали - он был способен двигать лишь руками и головой, но ходить не мог.

Ухищрения Джеймса Кэмерона

Из-за того, что в период съемок фильма «Терминатор» (1984 год) киборг, задействованный на съемочной площадке, не мог полноценно двигаться, Джеймс Кэмерон шел на различные хитрости. Режиссер снимал крупным планом отдельные части робота: привести в движении верхнюю часть машины, ее руку или ногу было гораздо легче, чем добиваться реалистичных движений от всего Т-800. Например, в сцене с взорвавшимся грузовиком зрители сначала видели в полный рост небольшую куклу, анимированную покадрово. После этого акцент делается то на лицо, то на ноги. Последнее было снимать проще всего: нужно было лишь переставлять конечности киборга, фиксируя это на камеру. Сцена, продлившаяся на экране всего несколько секунд, снималась десятками дублей.

«Партнер» Шварценеггера

Как уже упоминалось, когда в кадре появлялся Терминатор с красным глазом, то не всегда это был сам Шварценеггер. Вместо его головы, зрители нередко видели искусственную голову.

Примером может послужить вторая половина фильма, и особенно стоит обратить внимание на сцены, показанные вскоре после того, как киборг падает с мотоцикла и попадает под колеса грузовой машины. Это падение приводит к печальным для робота метаморфозам - на его левой половине лица начинает появляться металл. В некоторых эпизодах зрителю показан манекен, а в других - лицо актера в гриме. Облик самого Шварценеггера выглядит реалистичнее, однако этот эффект частично пропадает, когда он начинает говорить: в эти моменты становится очевидно, что движение «металла» немного неестественное.

Игрушечный грузовик

История зарождения одной из самых эффектных сцен фильма - погони на грузовой машине, довольна необычная. Погоню снимали с настоящим автомобилем, который ехал на большой скорости, однако с взрывом пришлось помудрить. Администрация Лос-Анджелеса не позволила взрывать грузовик на территории города. К тому же неподалеку от места событий находился склад с боеприпасами. После некоторых раздумий съемочной команде пришлось приобрести уменьшенную копию бензовоза. Первый радиоуправляемый автомобиль взорвался неудачно, поэтому пришлось браться за вторую пластмассовую машинку. В итоге эффект реалистичности был достигнут благодаря

Фокусы в известных сценах

Изображавшая Сару Коннор вовсе не пыталась скрыться от преследующего ее автомобиля. Актриса просто бежала возле огромного экрана с соответствующим видеорядом. Снимая постапокалиптическое будущее, режиссер активно задействовал игрушечные декорации. Многое, что зрителю было показано на экране, сделано из фольги, картона и пластика. Танки, которые казались поистине огромными, в действительности не превышают размеров обычной детской коляски. Граната, оказавшаяся под гусеницей, в действительности является маленьким кусочком пластмассы, которым не сразу удалось попасть в необходимое место. Прежде чем все получилось так, как того хотел режиссер, было сделано 26 дублей. Также Кэмерон экспериментировал не только с ускоренной съемкой, но и замедленной.

Арахисовая пыль и картонный город

Когда на экране перед зрителями «Терминатора» возникают эпизоды с постапокалиптическим будущем, они могут видеть, что земля сплошь усеяна черепами - на самом деле каждый из них был размером с грецкий орех. Руины города создавались преимущественно из картона и занимали несколько квадратных метров. С помощью искусственного дыма съемочная команда смогла создать иллюзию большого пространства. Красочные взрывы выглядели весьма эффектно благодаря лампочкам подсветки. В свою очередь, арахисовая пыль выглядела совсем как медленно оседающая земная пыль. Таких приемов Кэмерон использовал немало.

Наверняка, создатели проекта на всю жизнь запомнили, как снимали «Терминатора», ведь во многих ситуациях им приходилось проявлять невероятную фантазию и креативное мышление. Например, у них не было возможности создать эффектные летательные аппараты: на это не хватало ни денег, ни времени. Команда решила сделать весьма грубую модель, и, желая добиться от устройства плавности полета, специалистам пришлось разработать целую систему тросов.

Без этих ухищрений неправдоподобность летательного аппарата была слишком очевидной - ее выдавали характерные покачивающиеся движения.

Тотальная экономия

Команде приходилось экономить на всем: на автомобилях, костюмах, взрывах и даже глазе терминатора (об этом ниже). Например, сцены, в которых люди присутствовали в кадре одновременно с боевой техникой - это лишь чудеса рирпроекции, как это было и с героиней Хэмилтон, убегающей от грузовой машины. Средств не было не только на пиротехнические эффекты. Оператор не мог купить или арендовать дорогую операторскую тележку, поэтому нередко наперевес с камерой взбирался на инвалидное кресло, которое впоследствии толкали другие члены съемочной группы. Первая часть боевика делалась почти впопыхах, изначально позиционируясь как фильм категории «В» для подростковой аудитории.

Тем не менее зрители стали свидетелями выхода настоящего культурного феномена.

Последние кадры с легендарным киборгом

Последний план культового проекта 1984 года, в котором зрителям показывают колоритного киборга, - череп Т-800, раздавленный под прессом. Над этой сценой Кэмерону пришлось изрядно потрудиться. В последние секунды эффектного эпизода зрители видят, как затухает красных глаз Терминатора. Несмотря на то что сцена выглядит весьма впечатляюще, на нее не потребовалось много затрат.

Команда обошлась пенопластом, выкрашенным в металлический цвет (он послужил «прессом»), фольгой (череп киборга), красной лампочкой и дымом от сигареты, который и вовсе оказался в кадре случайно. Как бы там ни было, Джеймс Кэмерон со своими помощниками поработали на славу, благодаря чему "Терминатор" стал одним из известнейших проектов в мире кино.