>>Русская литература и история
Русская литература и история
Человек с самого детства связан живыми нитями с историческими судьбами страны, где ом рожден, того общества, которое его воспитывает и которое, в свою очередь, испытывает на себе воздействие мировой истории.
Когда-то история, публицистика и литература были вообще нерасчленимы. Достаточно назвать древние летописные своды, в частности «Повесть временных лет», в «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Сказание о Мамаевом побоище». Это сочинения одновременно и исторические, и литературные, и публицистические.
Примерно с XVIII столетия историческая наука в России выделилась в самостоятельную область знания. Но и в XVIII, и в XIX веках сохраняется ее близость к художественной литературе. Ряд историков (М. В. Ломоносов , И. М. Карамзин) были одновременно и писателями. Некоторые произведения чисто исторического характера (например, "История государства Российского" Н. М. Карамзина) имеют несомненные художественные достоинства.
Одной из характерных черт русской литературы был немеркнущий интерес ее творцов, великих писателей, к историческому прошлому своего народа, своей страны, тесно связанный с их неослабным вниманием к историческим судьбам всего человечества. В этом отчетливо и ярко проявились такие присущие русской литературе качества, как и гражданственность. Нельзя правильно отразить жизнь, чувства и мысли народа, не зная пройденного им сложного исторического пути, не осознав всего того, чем он жил, что радовало и печалило его в течение многих веков, что определило его быт и характер. Обличая в своих произведениях несправедливость современного им общественного строя и стараясь найти путь в будущее, передовые деятели русской литературы не могли не обратить внимания на прошлое своего Отечества. Для них это было и выполнением гражданского долга, и проявлением национального самосознания, и, наконец, выражением органичной потребности обогатиться мыслями, образами, бытовыми красками, богатствами народного языка - всем многообразием национальной культуры, складывающейся веками.
К вопросам истории писатели подходили по-разному. Некоторые из них, как А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, выступают в отдельных своих произведениях (труды Пушкина о Петре I, о Пугачеве) даже как историки-профессионалы и тем самым становятся в ряд тех, кто внес непосредственный вклад в развитие исторической науки в России. Но и те из писателей, кто не ставил перед собой чисто исследовательских задач в области исторической науки своего времени, например И. С. Тургенев, оставили в своих заметках, дневниках, письмах оригинальные мысли об историческом прошлом.
Наконец, всему творчеству классиков русской литературы присущ историзм . Это значит, что даже в художественных произведениях, повествующих о современной писателю действительности, события и герои произведений предстают на фоне большого исторического полотна. Кроме того, большинство русских писателей интересовались проблемами не только русской, но и всемирной истории. Многие из них (И. С. Тургеньев, Н. В. Гоголь , Ф. И. Тютчев) подолгу жили за границей, были свидетелями важнейших событий современной им европейской жизни (франко-прусская война 1870-1871 годов, Парижская коммуна и пр.). Эти события наводили писателей на размышления о прошлых и грядущих судьбах человечества. И. С. Тургенев сыграл большую роль в развитии культурных связей между Россией и странами Запада, содействуя распространению достижений русской исторической науки за границей.
Классики русской литературы XIX в. А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев, Ф. И. Тютчев, Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой и русские писатели XX века, представляющие собой гордость русской литературы, связаны своим творчеством с самыми значительными страницами русской истории.
Л. В. Черепнин
Поразмышляем над прочитанным...
1. В каком столетии истерическая наука выделилась в самостальную отрасль знания?
2. Вспомните, с какимми выдающимися деятелями русской истории вы встречались в художественных произведениях, изучаемых в школе или прочитанных самостоятельно.
3. Какие важные исторические события были воспроизведены писателямй в литературных произведениях, прочитанных вами? Назовите эти произведения.
4. Подготовьте пересказ вступительной статьи, сопроводил его примерами из прочитанных вами стихотворений, поэм.
Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 399 с. + 399 с.: ил.
В разделе на вопрос Помогите написать сочинение на тему "Тесная связь истории и литературы" заданный автором Ёавелий Майоров лучший ответ это Русская литература, обслуживая в основном интересы господствующего класса древней Руси, в своих лучших произведениях отразила общественно-политическую жизнь русского народа и общенародные интересы. Богатое устное народное творчество содействовало развитию литературы своими темами, идеями, художественными приёмами, прививая ей черты своеобразия, народности и самобытности. 2. Развитие древнерусской литературы шло в тесной связи с жизнью, с русской исторической действительностью. Основной темой лучших произведений древнерусской литературы была тема Русской земли, её созидание и укрепление, борьба с врагами за независимость. Во второй половине XVII века появляется новая тема: история жизни человека средних слоев общества. 3. Изображая исторические события, древнерусские писатели стремились осмыслить их и сделать выводы, которые имели бы воспитательное значение: пробуждали бы в читателях патриотические чувства, воспитывали бы мужество и стойкий характер в борьбе за независимость государства. Создавая образы своих героев, авторы стремились или возвеличить и оправдать их, или унизить и осудить. Так уже в древнерусской литературе определилась общественная направленность её произведений. 4. Лучшие произведения древнерусской литературы отмечены народностью, умением писателя уловить в жизни то, что отвечало интересам народа, и выразить это в доступной художественной форме литературным языком, развивающимся на основе общенародного языка. 5. Древнерусская литература на протяжении семи веков своего развития разработала разнообразные жанры и художественные приёмы, которые и передала литературе XVIII века. Замечательные черты лучших произведений древнерусской литературы - патриотизм, народность, самобытность, общественная направленность, стремление к правдивому изображению жизни, связь с устным народным творчеством - стали славной традицией и для писателей последующих веков, вплоть до нашего времени..
Древнерусская литература — "начало всех начал", истоки и корни русской классической литературы, национальной русской художественной культуры. Велики ее духовные, нравственные ценности и идеалы. Она наполнена патриотическим пафосом 1 служения русской земле, государству, родине.
Чтобы почувствовать духовные богатства древней русской литературы, необходимо взглянуть на нее глазами ее современников, ощутить себя участником той жизни и тех событий. Литература — часть действительности, она занимает в истории народа определенное место и выполняет огромные общественные обязанности.
Академик Д.С. Лихачев предлагает читателям древнерусской литературы мысленно перенестись в начальный период жизни Руси, в эпоху нераздельного существования восточно-славянских племен, в XI-XIII века.
Русская земля огромна, поселения в ней редки. Человек чувствует себя затерянным среди непроходимых лесов или, напротив, среди слишком легкодоступных его врагам бескрайних просторов степей: "земли незнаемой", "дикого поля", как называли их наши предки. Чтобы пересечь из конца в конец Русскую землю, надо много дней провести на коне или в ладье. Бездорожье весной и поздней осенью отнимает месяцы, затрудняет общение людей.
В беспредельных пространствах человек с особенной силой тянулся к общению, стремился отметить свое существование. Высокие светлые церкви на холмах или на крутых берегах рек издали обозначают места поселений. Эти сооружения отличаются удивительно лаконичной архитектурой — они рассчитаны на то, чтобы быть видными со многих точек, служить маяками на дорогах. Церкви словно вылеплены заботливой рукой, хранят в неровностях своих стен тепло и ласку человеческих пальцев. В таких условиях гостеприимство становится одной из основных человеческих добродетелей. Киевский князь Владимир Мономах призывает в своем "Поучении" "привечать" гостя. Частые переезды с места на место принадлежат к немалым добродетелям, а в иных случаях переходят даже в страсть к бродяжничеству. В танцах и песнях отражается то же стремление к покорению пространства. О русских протяжных песнях хорошо сказано в "Слове о полку Игореве": "...дъвици поютъ на Дунаи, - вьются голоси чрезъ море до Киева". На Руси родилось даже обозначение для особого вида храбрости, связанного с пространством, движением, - "удаль".
На огромных просторах люди с особенной остротой ощущали и ценили свое единство — и в первую очередь единство языка, на котором они говорили, на котором пели, на котором рассказывали предания глубокой старины, опять-таки свидетельствовавшие об их целостности, неделимости. В тогдашних условиях даже само слово "язык" приобретает значение "народ", "нация". Роль литературы становится особенно значительной. Она служит той же цели объединения, выражает народное самосознание единства. Она является хранительницей истории, преданий, а эти последние были своего рода средствами освоения пространства, отмечали святость и значительность того или иного места: урочища, кургана, селения и проч. Предания сообщали и стране историческую глубину, были тем "четвертым измерением", в рамках которого воспринималась и становилась "обозримой" вся обширная Русская земля, ее история, ее национальная определенность. Ту же роль играли летописи и жития святых, исторические повести и рассказы об основании монастырей.
Вся древняя русская литература, вплоть до XVII века, отличалась глубоким историзмом, уходила корнями в ту землю, которую занимал и веками осваивал русский народ. Литература и Русская земля, литература и русская история были теснейшим образом связаны. Литература была одним из способов освоения окружающего мира. Недаром автор похвалы книгам и Ярославу Мудрому писал в летописи: "Се бо суть рекы, напояющие вселенную...", князя Владимира сравнивал с земледельцем, вспахавшим землю, Ярослава же - с сеятелем, "насеявшим" землю "книжными словесы". Писание книг — это возделывание земли, и мы уже знаем какой — Русской, населенной русским "языком", т.е. русским народом. И, подобно труду земледельца, переписка книг извечно была на Руси святым делом. Тут и там бросались в землю ростки жизни, зерна, всходы которых предстояло пожинать будущим поколениям.
Поскольку переписывание книг — святое дело, книги могли быть только на самые важные темы. Все они в той или иной мере представляли "учение книжное". Литература не носила развлекательного характера, она была школой, а ее отдельные произведения в той или иной мере — поучениями.
Чему же учила древняя русская литература? Оставим в стороне те религиозные и церковные вопросы, которыми она была занята. Светская стихия древней русской литературы была глубоко патриотичной. Она учила деятельной любви к родине, воспитывала гражданственность, стремилась к исправлению недостатков общества.
Если в первые века русской литературы, в XI-XIII веках, она призывала князей прекратить раздоры и твердо выполнять свой долг защиты родины, то в последующие — в XV, XVI и XVII веках — она заботится уже не только о защите родины, но и о разумном государственном устройстве. Вместе с тем на протяжении всего своего развития литература была тесно связана с историей. И она не только сообщала исторические сведения, а стремилась определить место русской истории в мировой, открыть смысл существования человека и человечества, открыть назначение Русского государства.
Русская история и сама Русская земля объединяла все произведения отечественной литературы в единое целое. В сущности, все памятники русской литературы, благодаря своим историческим темам, были гораздо теснее связаны между собой, чем в новое время. Их можно было расположить в порядке хронологии, а все в целом они излагали одну историю — русскую и одновременно мировую. Теснее были связаны между собой произведения и в результате отсутствия в древней русской литературе сильного авторского начала. Литература была традиционна, новое создавалось как продолжение уже существовавшего и на основании тех же эстетических принципов. Произведения переписывались и переделывались. В них сильнее отражались читательские вкусы и читательские требования, чем в литературе нового времени. Книги и их читатели были ближе друг к другу, а в произведениях сильнее представлено коллективное начало. Древняя литература по характеру своего бытования и создания была ближе к фольклору, чем к личностному творчеству нового времени. Произведение, раз созданное автором, затем изменялось бесчисленными переписчиками, переделывалось, в различной среде приобретало разнообразные идеологические окраски, дополнялось, обрастало новыми эпизодами.
"Роль литературы огромна, и счастлив тот народ, который имеет великую литературу на своем родном языке… Чтобы воспринять культурные ценности во всей их полноте, необходимо знать их происхождение, процесс их созидания и исторического изменения, заложенную в них культурную память. Чтобы глубоко и точно воспринять художественное произведение, надо знать кем, как и при каких обстоятельствах оно создавалось. Так же точно и литературу в целом мы по-настоящему поймем, когда будем знать, как она создавалась, формировалась и участвовала в жизни народа.
Русскую историю без русской литературы также трудно себе представить, как Россию без русской природы или без ее исторических городов и сел. Сколько бы ни изменялся облик наших городов и сел, памятников архитектуры и русской культуры в целом — их существование в истории вечно и неуничтожимо" 2 .
Без древней русской литературы нет и не могло быть творчества А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, нравственных исканий Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. Русская средневековая литература является начальным этапом в развитии отечественной литературы. Она передала последующему искусству богатейший опыт наблюдений и открытий, литературный язык. В ней соединились идейные и национальные особенности, были созданы непреходящие ценности: летописи, произведения ораторского искусства, "Слово о полку Игореве", "Киево-Печерский патерик", "Повесть о Петре и Февронии Муромских", "Повесть о Горе-Злочастии", "Сочинения протопопа Аввакума" и многие другие памятники.
Русская литература - одна из самых древних литератур. Ее исторические корни относятся ко второй половине X века. Как отмечает Д.С. Лихачев, из этого великого тысячелетия более семисот лет принадлежит периоду, который принято называть древнерусской литературой.
"Перед нами литература, которая возвышается над своими семью веками, как единое грандиозное целое, как одно колоссальное произведение, поражающее нас подчиненностью одной теме, единым борением идей, контрастами, вступающими в неповторимое сочетание. Древнерусские писатели — не зодчие отдельно стоящих зданий. Это — градостроители. Они работали над одним общим грандиозным ансамблем. Они обладали замечательным "чувством плеча", создавали циклы, своды и ансамбли произведений, в свою очередь слагавшихся в единое здание литературы…
Это своеобразный средневековый собор, в строительстве которого принимали участие в течение нескольких веков тысячи вольных каменщиков…" 3 .
Древняя литература представляет собой собрание великих исторических памятников, созданных в большинстве своем безымянными мастерами слова. Сведения об авторах древней литературы весьма скупы. Вот имена некоторых из них: Нестор, Даниил Заточник, Сафоний Рязанец, Ермолай Еразм и др.
Имена действующих лиц произведений в основном исторические: Феодосий Печерский, Борис и Глеб, Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский... Эти люди сыграли значительную роль в истории Руси.
Принятие языческой Русью христианства в конце Х столетия было актом величайшего прогрессивного значения. Благодаря христианству Русь приобщилась к передовой культуре Византии и вошла в качестве равноправной христианской суверенной державы в семью европейских народов, стала "знаемой и ведомою" во всех концах земли, как говорил первый известный нам древнерусский ритор 4 и публицист 5 митрополит Иларион в "Слове о Законе и Благодати" (памятник середины XI века).
Большую роль в распространении христианской культуры сыграли возникавшие и растущие монастыри. В них создавались первые школы, воспитывалось уважение и любовь к книге, "книжному учению и почитанию", создавались книгохранилища-библиотеки, велось летописание, переписывались переводные сборники нравоучительных, философских произведений. Здесь создавался и окружался ореолом благочестивой легенды идеал русского инока-подвижника, посвятившего себя служению Богу, нравственному совершенствованию, освобождению от низменных порочных страстей, служению высокой идее гражданского долга, добра, справедливости, общественного блага.
Тема: Межпредметные связи литературы с другими предметами
Межпредметные связи на уроках литературы.
Направления и виды интеграции уроков литературы с другими предметами.
1. Межпредметные связи на уроках литературы
Как один из ведущих учебных предметов литература связана с целым рядом других учебных дисциплин.
Литература вступает во взаимодействие с историей, обществоведением, ИЗО, музыкой, информатикой и др.
1. Наиболее естественно осуществляется связь литературы и родного языка. У этих предметов есть немало общего. Уроки ведет один учитель. Объектом изучения является словесность. Соответствующие науки – литературоведение и языкознание – развивались в течение столетий в тесной взаимосвязи, объединяясь под общим названием филология.
Взаимодействие русского языка и литературы определяет два основных направления в реализации их взаимосвязей.
Эта работа над стилем литературного произведения, которая базируется на основательном знании языка, и развитие речи школьников, невозможное без понимания выразительно-изобразительных средств и их идейно-художественной функции в произведении.
Например, при изучении повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» выявляется одна из особенностей стиля писателя – повторы.
Школьникам предлагается найти ряды повторов в тексте VIII главы. Беседа в классе проходит по следующим вопросам:
Докажите, что повтор - действительно излюбленный прием Гоголя.
В чем особенность построения такого повтора? (Реплику персонажа повторяет слово в слово сам автор.)
Прочитайте найденные вами в тексте примеры, иллюстрирующие этот прием.
Какими предложениями по цели высказывания являются реплики персонажа и какими - автора-повествователя? (Ответ прост: побудительными и повествовательными с оттенком утверждения.)
С какой целью Гоголь использует этот прием? (Ученики отвечают, что в VIII главе повествуется о трудных минутах в жизни казаков: они готовятся к решающему сражению. Гоголь, используя прием повтора, как бы сам хочет подтвердить правильность действий казаков накануне решающего испытания
Итак, в результате анализа реплик героев и авторского повествования, представляющих собой соотнесенные ряды повторов, подводим школьников к основной мысли, что «запорожское казачество для Гоголя - это пример справедливого и здорового общественного устройства, основанного на принципах человечности и братства»
Почему же среди всего многообразия изобразительно-выразительных средств языка Гоголя (различных видов эпитетов, красочных сравнений, лирических отступлений) мы акцентируем внимание учащихся на всевозможных повторах? Это вызвано прежде всего тем, что данный прием в большей степени характерен для диалогической речи художественной прозы, что позволяет подготовить учащихся к восприятию драматического произведения - комедии «Ревизор».
2. Произведения художественной литературы всегда отражают конкретные особенности исторической эпохи, в которую они были созданы. Этим во многом объясняются многосторонние связи литературы с курсом истории. Для полноценного усвоения школьниками литературного материала учителю порой приходится давать исторический комментарий, опережая программу истории. В этом случае комментарий словесника должен быть кратким, наглядным и опираться на понимание учениками общего хода исторического процесса. Межпредметные связи литературы и истории особенно характерны на урока, посвященных изучению жизненного и творческого пути писателя, анализу литературного произведения, разбору литературно-критических статей. Привлечение исторического материала в процессе работы над монографической темой позволит показать школьникам отличие художественного изображения действительности от научного, исторического изложения. Теснейшая связь художественного и научно-исторического материала характеризует и уроки изучения обзорных тем.
Примеры: На уроках изучения биографии писателя учитель литературы строго придерживается исторических фактов. При постижении творчества художника учащиеся должны хорошо знать и конкретно представлять основные исторические события, свидетелем и участником которых был этот писатель.
Учитель-словесник использует исторические знания, полученные учащимися на уроках истории, и пополняет их. Изучая биографию писателя необходимо не только показать отношение человека к эпохе, но и через его жизнь лучше понять саму эпоху. Уроки истории и уроки изучения биографии писателя должны взаимно дополнять и обогащать друг друга. Излагая биографический материал, учитель тщательно отбирает исторические, биографические и литературные факты, которые можно привлечь на уроке, чтобы установить связь писателя с эпохой, выявить его место в идейной и литературной борьбе своего времени.
Работу по отбору материала, который поможет связать историческую науку с литературой можно вести в следующих трех направлениях:
1. Изучение исторических документов эпохи, писем, дневниковых записей, воспоминаний современников, публицистики того времени.
2. Знакомство с фактами жизни писателя, дающими представление о непосредственном его участии в общественной жизни страны.
3. Выявление связей между произведениями художника и злободневными для России тех лет вопросами.
3. Давняя традиция школьного изучения литературы – широкое использование на уроках произведений изобразительного искусства, которое в своем развитии неизбежно отражает те вечные вопросы, которые волновали и художников слова. Расширяя общеэстетический кругозор школьников, произведения изобразительного искусства с их сопоставлении с литературными произведениями служат одним из эффективных средств постижения специфики литературы как искусства слова. Обращение к знаниям учащихся, полученных на уроках –беседах по изобразительному искусству и к их практическим умениям поможет словеснику в решении специфических задач, когда искусствоведческий анализ, органически соединяясь с комментарием историко-литературным, ведет школьников к углубленному пониманию идейно-художественного своеобразия литературных произведений и существенных закономерностей развития литературы.
Примеры: В изобразительном искусстве портрет - всегда диалог художника и его модели. Портретист стремится передать на своем холсте не только индивидуальный облик человека, но и его внутренний мир, его чувства и мысли.. В чертах внешнего облика угадывается все, что скрыто в тайниках души. Зритель воспринимает портрет как характеристику, как биографию.
Учащиеся достаточно подготовлены к восприятию портрета. На уроках изобразительного искусства уже в пятом классе они получают представление о портретной живописи, знакомятся с лучшими образцами этого жанра (например, с портретами Пушкина, выполненными Тропининым и Кипренским). Обращение к портрету на уроках литературы носит систематический характер, и словесник призван расширить представления учащихся о портретном жанре.
Беглого взгляда на портрет писателя недостаточно. В рассмотрении портрета как жанра изобразительного искусства, хорошо знакомого учащимся, для нас одинаково важно показать причины обращения художника к портрету писателя, историю его создания, взаимоотношения художника и писателя, характер изображения модели на полотне и мастерство живописца, отношение самой модели к портрету, отзывы о нем современников, судьбу портрета. При этом рассказ учителя сочетается с коллективным осмыслением произведения изобразительного искусства.
4. Ознакомление с программой по музыке даст возможность словеснику наиболее целесообразно включать музыку в уроки изучения биографии писателя и разбора литературных текстов. Традиционным в методике преподавания литературы стало использование звукозаписей в ходе анализа литературных произведений, преимущественно стихотворных, получивших музыкальную интерпретацию в песне, романсе. Не менее важен текстуальный анализ тех фрагментов литературного произведения, которые проникновенно запечатлели музыку и отношение к ней литературных героев. Сопоставление словесных изображений музыки с прослушиванием музыкальных записей усилит эмоциональную сторону анализа литературного произведения и конкретизирует представления школьников о действующих лицах произведения.
Пример: Прослушивание музыки заметно оживляет уроки изучения обзорных тем. Включение звукозаписей не только «перебивает» характерный для этих уроков «сплошной» рассказ учителя, но и заражает учащихся общим настроением. Музыка должна занять свое место на уроках изучения биографии писателя. Многих художников слова отличает тонкое восприятие музыки, способность судить о ней профессионально. Проникновенное, чуткое понимание музыки находит отзыв в их литературных произведениях, в гармоничности и выразительности художественного языка. На уроках изучения жизни и творчества писателя учитель не пройдет мимо музыкальной одаренности М. Ю Лермонтова, виртуозно игравшего на скрипке, подчеркнет широкий музыкальный кругозор Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского и, конечно же, с особым вниманием остановится на проникновенном музыкальном творчестве А. С. Грибоедова.
Тесная взаимосвязь литературы и музыки может быть продемонстрирована учащимся при изучении целого ряда монографических тем историко-литературного курса старших классов.
Через всю жизнь пронес любовь к музыке великий драматург А. Н. Островский. Получивший домашнее музыкальное воспитание, он обладал чутким слухом, охотно пел легким баритоном романсы русских композиторов, среди которых особенно почитал М. И. Глинку. Богатство музыкальных впечатлений, приобретенных драматургом, нашло свое естественное отражение в его пьесах. В целом ряде пьес Островского песня и романс, введенные в драматургическое действие, являются важным средством характеристики героев.
Драма А. Н. Островского «Гроза» отнюдь не случайно начинается со звуков песни «Среди долины ровныя», исполняемой Кулигиным.
В песне, которую желательно прослушать на уроке комментированного чтения I действия, звучит тема затерянности, одиночества. Она позволит подчеркнуть душевную красоту Кулигина. Вместе с тем она выполняет важную идейную и композиционную функцию. Глубокая сердечность песни, противопоставленная душной атмосфере «темного царства», как бы предвосхищает одиночество Катерины, ее нравственные страдания.
Драматург вводит музыку и в пьесу «Бесприданница», связывая ее с судьбой обаятельной Ларисы Огудаловой. Уже в I акте пьесы героиня напевает начало романса М. И. Глинки на слова Е. А. Баратынского «Не искушай меня без нужды». В III акте этот романс звучит вновь: он исполняется Ларисой целиком в полный голос. Музыка романса с безупречной психологической точностью позволяет подчеркнуть глубокие душевные переживания героини, ее искренность и нравственную чистоту. Музыка активно вторгается в действие пьесы, как бы движет им. Одновременно она является приемом развития образа Ларисы, оттеняет естественную красоту ее натуры. Прослушивание романса обострит эмоциональные реакции учеников, вызовет их глубокое сочувствие к бесприданнице Ларисе, которая погибает в жестоком мире купли-продажи, в мире, где «никто никогда не постарался заглянуть к ней в душу».
Таким образом, изучение литературы в школе, предусматривающее широкие межпредметные связи, не только способствует совершенствованию знаний и умений учащихся, но и ведет их к более глубокому пониманию закономерностей развития искусства и общества, формирует интеллектуальный и нравственный мир школьников.
На этом уроке мы поговорим о неразрывной связи между литературой и историей. Назовём этапы развития как мирового, так и русского литературного процесса. Поговорим о термине «историзм» и обсудим его место в литературе.
Литературный процесс - историческое существование, функционирование и эволюция литературы как в определенную эпоху, так и на протяжении всей истории нации.
Этапы мирового литературного процесса
- Древнейшая литература (до VIII в. до н. э.)
- Эпоха Античности (VIII в. до н. э. - V в. н. э.)
- Литература Средневековья (V-XV вв.)
- Эпоха Возрождения (XV-XVI вв.)
- Классицизм (XVII в.)
- Эпоха Просвещения (XVIII в.)
- Литература нового времени (XIX в.)
- Современная литература (XX в.)
Русская литература развивалась примерно по такому же принципу, но имела свои особенности. Периоды развития русской литературы:
- Долитературный. До Х века, то есть до принятия христианства, на Руси не было письменной литературы. Произведения передавались в устной форме.
- Древнерусская литература развивалась с XI по XVII век. Это исторические и религиозные тексты Киевской и Московской Руси. Происходит становление письменной литературы.
- Литература XVIII века. Эту эпоху называют «русским Просвещением». Основу русской классической литературы заложили Ломоносов, Фонвизин, Державин, Карамзин.
- Литература XIX века - «Золотой век» российской словесности, период выхода русской литературы на мировую арену благодаря гениям - Пушкину, Грибоедову, Достоевскому, Толстому, Чехову - и многим другим великим писателям.
- Серебряный век - период с 1892 по 1921 годы, время нового расцвета русской поэзии, связанное с именами Блока, Брюсова, Ахматовой, Гумилева, прозы Горького, Андреева, Бунина, Куприна и других литераторов начала XX века.
- Русская литература советского периода (1922-1991) - время раздробленного существования русской литературы, развивавшейся как на родине, так и на территории Запада, куда эмигрировали русские писатели после революции.
- Современная русская литература (конец XX века - наши дни)
Долгое время литература и история были неотделимы друг от друга. Достаточно вспомнить древние летописи, например «Повесть временных лет». Она является памятником и литературы, и истории. Уже в XVIII веке история отделилась от литературы как самостоятельная наука, однако связь литературы и истории осталась. В литературе появляется большое количество произведений на историческую тему: романы, повести, поэмы, драмы, баллады, в сюжете которых мы читаем о событиях прошлого. Ярким примером тому является творчество А.С. Пушкина, который провозгласил: «История народа принадлежит поэту!». Многие его произведения отражают события далекого прошлого, предания старины глубокой. Вспомните его балладу «Песнь о вещем Олеге», трагедию «Борис Годунов», поэмы «Руслан и Людмила», «Полтава», «Медный всадник» и его знаменитые сказки. В этом году мы с вами продолжим изучение Пушкина и узнаем о его интересе к периоду крестьянской войны и образу Емельяна Пугачева.
Это всего лишь один пример. Нужно отметить, что многие русские писатели создавали произведения на исторические темы. В первую очередь такой интерес к истории объясняется любовью к своей стране, народу, желанием сохранить историю и донести ее до следующих поколений. Также писатели обращались к истории для того, чтобы там, в далеком прошлом, найти ответы на вопросы, которые задавала настоящая эпоха.
О неразрывной связи исторических эпох писал французский поэт и писатель XIX века Виктор Мари Гюго. (Рис. 2.)
История
В судьбе племен людских, в их непрестанной смене
Есть рифы тайные, как в бездне темных вод.
Тот безнадежно слеп, кто в беге поколений
Лишь бури разглядел да волн круговорот.
Над бурями царит могучее дыханье,
Во мраке грозовом небесный луч горит.
И в кликах праздничных и в смертном содроганье
Таинственная речь не тщетно говорит.
И разные века, что братья исполины,
Различны участью, но в замыслах близки,
По разному пути идут к мете единой,
И пламенем одним горят их маяки.
Рис. 2. Виктор Гюго ()
Читая произведения, написанные авторами в разные эпохи, мы убеждаемся, что мир вокруг меняется, а человек по сути своей остается прежним. Как и тысячи лет назад, люди мечтают о счастье и свободе, власти и деньгах. Как и тысячу лет назад, человек мечется в поисках смысла жизни. Человечество формирует свою общественно-философскую систему ценностей.
Долгое время в литературе работало одно правило: произведение в обязательном порядке должно было быть написано на историческую тему. В качестве примера можно вспомнить творчество Шекспира. Этот автор эпохи Возрождения все свои произведения писал на исторические темы. Однако его современник Сервантес в своем романе о Дон Кихоте описал современную ему Испанию. Таким образом, уже в начале XVII века в литературе все чаще появляются произведения, адресованные современности. Но даже если произведение написано не на историческую тему, этому произведению обязательно присущ историзм.
Историзм - правдивое отражение в художественном произведении конкретно-исторических, характерных черт изображаемой в нём действительности. Историзм в художественном произведении находит наиболее глубокое выражение в характерах - в переживаниях, поступках и речи действующих лиц, в их жизненных столкновениях, а также в деталях быта, обстановки и т. п.
Таким образом, в более широком смысле слова мы вправе говорить об историзме как о воспроизведении правды времени. Выходит, что чем лучше автор понимает свою эпоху и разбирается в социальных, общественных и политических, духовных, философских вопросах своего времени, тем ярче в его произведении будет выражаться историзм. Так, например, правдиво и точно отразилось историческое время в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин», который Белинский назвал «энциклопедией русской жизни первой половины XIX века». Ярко проявил себя историзм в поэме Гоголя «Мертвые души» и во многих других произведениях русских писателей.
Даже интимная лирика глубоко исторична. Мы читаем стихи Пушкина и Лермонтова, Есенина и Блока и представляем лирический образ, который несет в себе черты конкретной исторической эпохи. Когда мы читаем произведение, то помним, что художественный историзм отличается от научного.
Задача художника состоит не в том, чтобы точно сформулировать закономерности исторического развития в ту или иною эпоху, а в том, чтобы запечатлеть тончайшие отражения общего хода истории в поведении и сознании людей. Пушкин писал: «В наше время под словом роман разумеем историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании».
Таким образом, литературному произведению присущи художественный вымысел и художественное обобщение.
Вымысел художественный - одна из основных характеристик литературно-художественного творчества, состоящая в том, что писатель, исходя из реальной действительности, создает новые художественные факты.
Как утверждал уже Аристотель, поэт говорит «...не о действительно случившемся, но о том, что могло бы случиться, следовательно, о возможном по вероятности или необходимости».
Художественное обобщение - способ отражения действительности в искусстве, раскрывающий наиболее существенные и характерные стороны изображаемого в индивидуально-неповторимой образной художественной форме.
Такое обобщение осуществляется по принципу типизации.
Типизация - создание образа путем отбора в действительности типического характера или явления или создания образа путем собирания, обобщения черт, признаков, рассеянных во многих людях.
Список литературы
- Коровина В.Я. Литература, 8 класс. Учебник в двух частях. - 2009.
- Н. Пруцков. Древнерусская литература. Литература XVIII века. // История русской литературы в 4-х томах. - 1980.
- Алпатов М.А. Русская историческая мысль и Западная Европа (XVII - первая четверть XVIII в.). - М., 1976.
- Magazines.russ.ru ().
- Socionauki.ru ().
- Litdic.ru ().
Домашнее задание
- Ответьте на вопросы.
1. В каком году историческая наука выделилась в отдельную отрасль?
2. Какие важные исторические события были воспроизведены писателями в литературных произведениях, прочитанных вами? Назовите эти произведения.
- Напишите развернутый ответ на вопрос: почему история и литература навсегда останутся неразрывно связанными?
- Вспомните, с какими выдающими деятелями русской истории вы встречались в художественных произведениях, изучаемых в школе или прочитанных самостоятельно.