Приехав из Самары, Кехман начал бизнес в нашем городе, встав во главе большой фруктовой компании. За 10 лет создал уникальную инфраструктуру, со складскими мощностями для хранения и обработки бананов. Бананы "дозревают" здесь в специальных помещениях по западной технологии, которой в России владеет только JFC. Участвовал во многих строительных проектах. Гордится тем, что в свои 35 лет воспитывает троих детей, а также тем, что живет в городе Петербурге, с которым связано все самое лучшее в его жизни.

Владимир в детстве играл на кларнете, любит музыку. Джаз-клуб JFC появился при его поддержке и участии. Всегда интересно узнать о тех, кто начал с нуля. Владимир с него и начал. Город Куйбышев (Самара), слабое здоровье, небогатое еврейское семейство, мама-учительница, пионерлагерное детство, студенческая юность.

– Не били вас в пионерских лагерях?

– Нет, хотя компании в детстве меня окружали довольно хулиганские. Но удавалось находить общий язык. Потом поступил в институт, три года учился и параллельно работал охранником на заводе. А в это время мой брат занимался антиквариатом и жил совсем неплохо. Тогда это было чревато 154-й статьей, части от первой до третьей. Но я тоже пытался что-то продавать.. Начались времена гайдаровских реформ и биржевого движения... Госпоставки еще шли, но нужно было использовать механизм биржи, чтобы продавать товар с наценкой. И государственным оптовым организациям необходимы были брокерские конторы, через которые и проводили товар. Я занялся этими оптовыми операциями – поставками сигарет, кофе, сахара. И тогда впервые попал в Петербург.

– А кризисные моменты нашей экономики вас не надломили? Вы их спокойно прошли?

– Абсолютно. Я в стрессовых ситуациях только укреплялся. С Божьей помощью. Ну и помогали интуиция и принципиальная позиция, я имею в виду порядочность в отношениях. Со многой много раз люди поступали непорядочно – ну, Бог им судья.

– Бизнес – это наука, точный расчет? Или всетаки имеет отношение к творчеству, раз интуиция нужна?

– Бизнес – это война. Вокруг денег вообще мало порядочных, серьезных людей. Богатых родителей, которые передали детям деньги по наследству, пока еще не так много. Поэтому выживает только сильнейший. Но всетаки ключевое понятия сегодня – репутация. Она дороже всего – денег, положения...

Владимир считает себя очень эмоциональным человеком. И благодарным. Так и есть, скорее всего. Очень эмоционально и подчеркнуто серьезно он относится к религии. Крещен был 7 лет назад. Почему принял такое решение? Причин много. Например, видел чудо – чудесное излечение друга после крещения. А однажды, зайдя в церковь, услышал проповедь, которая его поразила.

– Познакомившись с православием, я получил столько ответов на свои вопросы... Я почитал Закон Божий, Евангелие. И принял решение. Вера – ведь это дар Божий. Она или есть, или нет. А я просто стал другим человеком. Сейчас не представляю себе, как бы я жил без веры. Все мои успехи с этим связаны.

– Семья должна быть одна и на всю жизнь?

– Конечно. Это большой подвиг – прожить жизнь с одной женщиной. Или с одним мужчиной. Церковь считает это подвигом. И это засчитывается Церковью, как доброе дело. Я сохранил семью, мы венчались, у нас трое детей. Отношения с женой резко изменились после моего крещения. Мы стали как-то ближе друг к другу.

– Вот вы помогали в открытии джаз-клуба, почему его и назвали, как и компанию, JFC. Просто человеку хорошему помогли или так джаз любите?

– Знаете, в начале 90-х существовал некий стиль жизни. Веселое, безответственное движение, которое у меня ассоциировалась с джазом... Да, и Феликс Народицкий действительно хороший человек и мой друг. Вот увлекся живописью. Безобразов, генеральный директор «Аксель-моторс» активно приобщает меня... Недавно ездили в Нью-Йорк на выставку Казимира Малевича. Понимаете, я же последние шесть лет работал по 16 часов в сутки и многого не видел и не знал. Теперь вот появилось какое-то время. Малевич произвел на меня просто неизгладимое впечатление.

– Вы ощущали когда-то нехватку образования – все-таки пришлось уйти из института?

– Я не боюсь задавать вопросы. Комплексов по этому поводу у меня нет. Интеллигентные, серьезные люди никогда не проявят высокомерия по отношению к другим. А если это происходит, я смогу поставить человека на место или просто не заметить... И работать я стараюсь с сильными людьми – вокруг меня серьезные люди, которые компенсируют в чем-то мое незнание. Знаете, я по-другому стал относиться к людям. Раньше часто обижал людей, и некоторые мне этого не простили. Да, я шел напролом. Сейчас абсолютно поменял отношение даже к дальним знакомым. Пытаюсь не задевать ни словом, ни делом. Раньше мог уволить человека, не думая, что с ним будет потом.

– А что цените больше всего?

– Искренность. И умение работать.

Постсоветское пространство подарило миру много колоритных и ярких личностей. Среди них нельзя не заметить такого интересного и местами загадочного персонажа, как Владимир Кехман. Удивительно, что за столь малый срок ему удалось перевоплотиться из «бананового короля» в состоятельного предпринимателя и не последнего человека в современном российском оперном искусстве. Подробнее о нем мы и расскажем дальше.

Краткая биография Кехмана

Кехман родился в феврале 1968 года в городе Куйбышеве. Сразу после школы он поступил в Самарский государственный где длительное время обучался на факультете иностранных языков. Затем Владимир решил продолжить свое обучение, но уже в немного ином направлении. С этой целью он поступил на продюсерский факультет государственной академии театрального искусства в Санкт-Петербурге, который окончил в начале 2009 года.

Первые шаги в предпринимательском деле

О собственной коммерческой деятельности будущий бизнесмен Владимир Кехман стал думать на первом курсе педагогического университета. Однако реализовать свои мечты ему удалось лишь спустя два года. В одном из интервью представителям прессы он признался:

«Работать я начал рано, еще в старших классах школы. В то время мне предложили небольшую подработку охранником. Я согласился. Работа была несложной. Однако я всегда обращал внимание на собственного брата. На тот момент он занимался антиквариатом и ни в чем себе не отказывал. Именно он и подстегнул меня к уходу из рядовых работников в бизнесмены».

Так, Кехман Владимир Абрамович с легкостью вклинился в биржевой механизм и смог продавать продукты с определенной наценкой. Он стал поставлять оптом кофе, сигареты и сахар.

Открытие брокерской конторы и первые партнеры по бизнесу

Удачно воспользовавшись моментом и попав в нужную бизнес-струю, Владимир перешел на следующий уровень. Из обычного оптового торговца он превратился в директора одной из первых в стране брокерской компании под названием «Град». Спустя год ему предложили более перспективную вакансию зама генерального директора одного из отделений «Росоптпродторга», находящегося в Самаре.

Обжившись на новом месте, Кехман Владимир Абрамович получил прекрасную возможность найти своих первых надежных партнеров по бизнесу. Одним из таких стал крупный предприниматель Сергей Адоньев, известный в финансовых кругах как «сахарный магнат». Благодаря ему же Кехман приобрел и второго партнера в лице Олега Попова. В этот же период плодотворное сотрудничество с партнерами позволило Владимиру почувствовать вкус настоящих больших денег.

Новая бизнес-идея

Занимаясь импортом сахара, Кехман стал больше зарабатывать. Однако его «сладкий бизнес» очень скоро дал трещину. Всему виной стал приказ правительства об ужесточении мер к импортным товарам и поддержке местного производителя. В итоге Владимир и его партнер стали подыскивать новые источники доходов. На этот раз выбор пал на бананы. По словам предпринимателей, это было правильное вложение средств, так как эти фрукты не росли в нашей стране и, следовательно, не попадали под пошлину.

Хитрый ход с бананами

Решение по выбору вида товара было принято. Вот только все осложнялось уже имеющейся на рынке конкуренцией. Нужно было сделать «ход конем» и представить свой товар в более выгодном свете.

И тогда-то и Владимир Кехман решили не привозить бананы из Роттердама, как делали практически все их конкуренты, а совершать закупки непосредственно в Эквадоре.

Для этого партнерам пришлось включить в свой дуэт и нового игрока - предпринимателя Олега Бойко, являющегося одним из основателей крупной компании «Олби» и владельцем финансовой организации «Национальный кредит». Именно он инвестировал в будущую банановую империю пару-тройку миллионов долларов, а позднее и инициировал открытие крупной торговой компании «Олби Джаз».

Невеселое будущее «Олби Джаз» и открытие Joint Fruit Company

Несмотря на растущие от выручки обороты, судьба компании «Олби Джаз» оказалось недолгой. «Джазовая» фирма попала в затягивающий водоворот банковского кризиса, захлестнувшего Россию в 1995 году. Не выдержав столь мощного удара, компания развалилась, а сам учредитель организации, Олег Бойко, скрылся от кредиторов за рубежом.

В итоге Владимир и Сергей пустились в свободное плавание, по пути подыскивая новые виды заработка. Так, предпринимателями была основана компания JFC (Joint Fruit Company). На этот раз фирма Кехмана и Адоньева стала продавать бананы под собственным брендом Bonanza!.

Это были фрукты премиум-класса, имевшие более высокую цену в сравнении с классическими банановыми связками. Да и рассчитаны они были на более состоятельный контингент.

Позднее Владимир Кехман расстался со своим надежным партнером и стал полным монополистом бананового бизнеса. А учрежденная ими компания обросла крупной филиальной сетью, приобрела свой флот сухогрузов и даже персональные плантации на территориях Эквадора и Коста-Рики.

Еще позже в дирекцию фирмы была допущена и супруга бизнесмена, постепенно превращая «Банановую империю» в выгодный семейный бизнес.

Кстати, о ней и детях мы расскажем ниже.

Кехман Владимир Абрамович: жена и семейные ценности

Бизнесмен был женат на Татьяне Литвиновой. От этого брака у них растет трое детей. Однако этот брак бизнесмену сохранить не удалось. Супруги развелись, отделавшись не слишком громким бракоразводным процессом. В настоящий момент бизнесмен был замечен в компании Иды Лоло.

«Не вынесла душа поэта» или творческие нотки в характере бизнесмена

И вроде бы все было как по нотам: семья, прибыльный бизнес и деньги лопатой. Но чего-то Владимиру не хватало. Как позднее он расскажет в интервью одному из популярных российских изданий: «Душа требовала каких-то перемен и праздника». Как оказалось, богатый и независимый на первый взгляд Карабас-Бананас (так звали Владимира некоторые завистники) оказался тонкой творческой натурой.

Впервые Владимир Кехман (биография этого бизнесмена представлена в нашей статье) продемонстрировал свое стремление к искусству в 1995 году. На тот момент в Петербург приехал популярный испанский тенор Хосе Каррерас. В день торжественного приема, организованного в честь прибытия этого замечательного оперного певца в холле гостиницы «Европейская», Кехман поднялся на сцену и, ко всеобщему удивлению, запел.

Но это было лишь начало. Через несколько месяцев Владимир открыл собственный джаз-клуб JFC. Именно там бизнесмен стал собирать своих друзей и партнеров, а затем в уютной, почти домашней обстановке, играть им на кларнете.

Театр в жизни бизнесмена

И хотя открытие клуба и исполнение соло на сцене и вызвало широкий резонанс в прессе и финансовой среде, оно не имело особого размаха, которого жаждало сердце бизнесмена. В начале 2007 года Кехман снова всех удивил. В этом году он получил должность директора и возглавил Михайловский театр.

С этого самого момента предприниматель словно преобразился. Он, наконец, нашел нечто новое, чего ему не хватало в жизни. А главное, бизнесмен решил опробовать себя в совершенно несвойственных ему амплуа. Так, он сыграл роль Принца Лимона в пьесе «Чиполлино». Затем он запел в «Евгении Онегине». А после взял дирижерскую палочку и на время стал руководить оркестром оперного театра.

Смена стереотипов в Михайловском театре

С момента прихода в театр Кехмана там начались глобальные кадровые перестановки. Ему хотелось полностью начать с нуля и набрать тот коллектив, который бы его устраивал. По его словам, он сам мог научиться дирижировать, освоить актерское мастерство и прочие профессии театральных деятелей.

Исходя из полученного опыта, Владимир стал придумывать собственную систему работы театра и внедрять ее в жизнь. В частности, в Михайловский театр стали все чаще приглашать приезжих знаменитостей.

Например, со своей программой к нему приезжал известный балетмейстер Михаил Мессеров, балерина из Большого театра Появлялись на сцене оперного театра и песенные исполнители, к примеру, и Ирина Салтыкова. Изменился и Так, в зале была убрана часть кресел, а вместо них поставлены «кафешные» столики.

Рост популярности театра среди жителей

Нестандартный подход к системе управления театральным коллективом принес свои плоды. В «Михайловском» все чаще стал собираться российский бомонд. А в 2010 году именно здесь была организована встреча президента РФ с творческой интеллигенцией. Еще позже в театре на ура прошли грандиозный гала-концерт и благотворительное мероприятие, посвященное спасению популяции тигров. Кстати, на последний вечер со спонсорами был приглашен и известный голливудский актер Леонардо Ди Каприо.

«Черная полоса» в жизни бизнесмена

И вроде все в жизни бизнесмена наладилось: и театр свой, и новые проекты по недвижимости появились, и премию получил от Министерства культуры в номинации «Известность». Но это только на первый взгляд. Пока Кехман пел, плясал и получал удовольствие от культурной светской жизни, бизнес его стал приносить сплошные убытки.

И тут посыпались судебные иски от кредиторов, поставщиков и перевозчиков, а далее - банкротство и опять разбирательства с представителями Фемиды. Пока полоса неудач у Владимира не закончена. Вполне возможно, что ветер перемен скоро подует в его сторону, и у него наступит пора удачи и везения. «Кроме того, в ближайших планах», - говорит Владимир Кехман, - «семья. Необходимо забыть старые обиды и двигаться дальше».

В предпринимательской среде этого человека знают многие. Да и в культурной тоже: ему довелось руководить двумя известными храмами Мельпомены - Михайловским театром в Санкт-Петербурге и Государственным театром оперы и балета в Новосибирске. Но сначала Владимир Кехман реализовался как бизнесмен. За ним прочно закрепилось прозвище Банановый Король. Но как известно, предпринимательство в России вещь непредсказуемая, поэтому риск обанкротиться есть всегда. И Владимир Кехман, в прошлом успешный торговец фруктами, не смог его избежать. В настоящее время он является крупным должником, и для полного исполнения финансовых обязательств ему еще потребуется время.

Что же было примечательного в его биографии и почему из влиятельного бизнесмена он превратился в банкрота?

«Несостоявшийся педагог»

Кехман Владимир Абрамович - уроженец города Самары. Он появился на свет 9 февраля 1968 года. О детских годах будущего бизнесмена практически ничего не известно. Получив аттестат зрелости, юноша выбрал профессию педагога.

В середине 80-х Владимир Кехман становится студентом Самарского педуниверситета (факультет иностранных языков). Однако учительствовать он так и не станет.

Начало карьеры

Молодой человек предпочел работе со школьниками сферу коммерции, которая в начале 90-х манила огромное количество людей, пытающихся начать собственное дело. Владимир Кехман через общих друзей знакомится с неким Михаилом Городновым, который в Самаре руководит предприятием «Росоптпродторг», занимавшим монопольное положение в распределении бакалейных товаров. Сахар, крупы, табак, кондитерские изделия закупала оптом именно компания Городнова. Владимир Кехман вскоре стал его правой рукой в коммерческих делах.

А потом шеф и его заместитель на паритетных началах создали фирмы «Алта» и «Град», которые стали посредниками между «Росоптпродторгом» и конечными потребителями. Спустя некоторое время бизнес стал приносить неплохие дивиденды.

Новые горизонты

Видя, что дела идут в гору, партнеры решают расширить географию бизнеса. Они едут в Санкт-Петербург и начинают заниматься торговлей сахаром. Создается юридическое лицо «Олби».

Однако спустя некоторое время Михаил Городнов и Владимир Кехман, биография которого представляет определенный интерес для начинающих коммерсантов, решают поделить бизнес и разбежаться в разные стороны.

Спустя какое-то время новым партнером несостоявшегося учителя иностранных языков становится предприниматель Сергей Адоньев. Но встает вопрос выбора сферы деятельности. И Владимир Абрамович вспоминает, как, еще делая бизнес в Самаре, ему с огромной выгодой удалось быстро реализовать два вагона апельсинов, которые случайным образом оказались на складе его компании. Так было принято решение торговать фруктами.

В 1994 году Кехман и Адоньев учреждают компанию «Олби-Джаз», которая превращается в крупного импортера бананов.

JFC

Постепенно «Олби-Джаз» захватывает ключевые рынки на территории города на Неве. В 1996 году Кехман решает продать корпорацию «Олби», новым владельцем которого становится Национальный фонд спорта. Но фруктовый бизнес коммерсант из Самары оставлять не собирается.

Владимир Абрамович вместе с партнером открывает новую компанию под названием Joint Fruit Company (JFC). Вскоре она заключает контракты с ведущими странами - импортерами бананов, а именно: Коста-Рикой и Эквадором. Бренд Bonanza! становится одним из самых узнаваемых в России. Вскоре Кехман оказалась собственником ряда банановых плантаций в Эквадоре.

Ему сопутствует успех

Детище Владимира Абрамовича в середине нулевых приносило его владельцам колоссальную прибыль, размер которой составлял примерно 700 миллионов долларов. И даже экономический кризис 2008 года компания JFC преодолела без каких-либо серьезных проблем. При этом Владимир Кехман, фото которого регулярно мелькает в прессе, не боится инвестировать средства в новые проекты. В частности, речь идет о строительном бизнесе.

Однако в большинстве случаев новые сделки приносят ему только убытки.

Фиаско

Осенью 2010 года компания Joint Fruit Company заключила кредитные договоры с несколькими ведущими банками России и коммерческими структурами. Заемные деньги, которые JFC получила в размере 1,4 млрд рублей + 100 млн долларов, нужны были для закупки крупной партии бананов. В качестве поручителя в сделках выступал Владимир Абрамович Кехман. Валютный кредит должен был быть погашен в 2011 году, а рублевый - в 2012 году. Однако кредитными деньгами владелец JFC распорядился по-своему. Он начал инвестировать их в крупные девелоперские проекты, которые, как уже подчеркивалось, ожидаемой прибыли не принесли. В частности, речь идет о «Фрунзенском универмаге», «Доме политпросвещения», гостинице «Речная». Несмотря на то что рейтинг кредитования Joint Fruit Company регулярно демонстрировал отрицательную динамику, банковские структуры продолжали одалживать деньги Кехману.

Обвинения в мошенничестве

Затем Владимир Абрамович сделал серьезный просчет в банановом бизнесе. Он закупил фруктов в разы больше, чем того требовал реальный уровень спроса. Его примеру последовали конкуренты, в итоге рынок бананов был перенасыщен, и большая часть товара JFC попросту сгнила. Естественно, в такой ситуации погашать кредиты было нечем.

Банки стали один за другим обращаться в арбитражные суды. Закон, безусловно, оказался на их стороне. Недвижимое имущество бизнесмена было арестовано, а половина его заработной платы удерживалась в счет погашения задолженности. Владимир Абрамович пытается отреагировать на ситуацию и объявляет о своей финансовой несостоятельности. Лондонский суд официально признает Кехмана и компанию JFC банкротами.

В декабре 2012 года Владимиру Абрамовичу и двум топ-менеджерам Joint Fruit Company (Захаровой и Афанасьеву) были предъявлены обвинения в мошенничестве. Инициатором уголовного дела стал Сбербанк, представители которого обратились с заявлением в правоохранительные органы, указав, что бизнесмен тратил кредитные деньги не по назначению. Кехман такие обвинения отрицает, причем он заверил кредиторов, что погасит все имеющиеся долги.

Театральный руководитель

В 2007 году Владимир Абрамович, построив крепкий и прибыльный бизнес, решает сменить приоритеты в своей деятельности. Оставив управление компанией JFC Захаровой и Афанасьеву, он становится руководителем Михайловского театра в городе на Неве.

В новой должности Кехман сократил штат сотрудников, предложил сотрудничество звезде оперной сцены Елене Образцовой, балерине Большого театра Наталье Осиповой. Кроме этого, он задумал масштабную реставрацию театра, инвестировав только полмиллиона своих собственных средств. И Банановому Королю действительно удалось превратить вверенное ему учреждение в один из лучших храмов Мельпомены страны. Почему Кехман неожиданно заинтересовался театральным искусством, до сих пор неизвестно. Причем некоторые утверждают, что таким образом он хотел завести контакты с представителями политической элиты. И ему это удалось: в стенах Михайловского театра Кехман неоднократно общался с Владимиром Путиным.

В 2015 году глава Минкульта РФ Владимир Мединский утвердит Владимира Абрамовича в новом качестве - директор Новосибирского театра оперы и балета. Назначение было произведено после выхода скандального спектакля «Тангейзер» (по Вагнеру), режиссером которого выступил прежний директор театра, Борис Мездрич.

В январе текущего года процедура банкротства вошла в свою завершающую стадию: имущество бизнесмена было продано. Согласно закону "О несостоятельности (банкротстве)" Владимир Кехман как руководитель Новосибирского театра оперы и балета обязан написать заявление об уходе, что он, собственно, и сделал. Потерял руководящий пост бизнесмен и в Михайловском театре.

Личная жизнь

Многих не может не интриговать вопрос о том, женат ли Владимир Кехман? Семья у него действительно есть. Банановый Король два раза вступал в брак.

Первой его избранницей была Татьяна Литвинова, которая родила бизнесмену троих отпрысков. Затем семейной идиллии пришел конец, и брак распался. Инициатором развода стал сам Кехман Владимир Абрамович. Семья №2 в его жизни официально появилась только осенью 2016 года. Кому посчастливилось стать женой обанкротившегося миллионера? Сибирячке Иде Лоло. Они начали появляться на публике еще в 2015 году, когда Кехман взял в свои руки руководство Новосибирским театром оперы и балета. Его избранница - дочь известного хоккеиста Валеева. Ида Лоло и Владимир Кехман сочетались законным браком осенью 2016 года. Торжество отмечали в Санкт-Петербурге, причем с размахом и помпезностью.

Российский предприниматель, основатель и ключевой бенефициар компании JFC, признанной в 2012-м банкротом. Директор Новосибирского государственного театра оперы и балета, худрук Михайловского театра, где с 2007 по 2015 год был генеральным директором.

Владимир Кехман. Биография

Владимир Абрамович Кехман родился 9 февраля 1968 года в Куйбышеве (ныне - Самара). Сразу после школы он поступил в Самарский государственный педагогический университет, где длительное время обучался на факультете иностранных языков. Параллельно с этим начал первые шаги в бизнесе. Вуз окончил в 1989 году.

Спустя время Кехман , ставший на тот момент крупным предпринимателем, решил продолжить свое обучение, правда, в ином направлении. Поступил на продюсерский факультет государственной академии театрального искусства в Санкт-Петербурге. Выпустился оттуда в начале 2009 года, будучи уже в то время генеральным директором Михайловского театра.

Владимир Кехман. Предпринимательская деятельность

О личном бизнесе Владимир Кехман задумался на первом курсе педуниверситета, но реализовал мечты спустя два года. Начав трудовую деятельность параллельно с обучением на факультете иностранных языков, он впоследствии занимал руководящие посты в ряде коммерческих предприятий.

С начала 1990-х годов стал во главе крупнейшего импортёра фруктов в Россию. Сперва в компании «ОЛБИ-Джаз», затем - JFC. Эту «Банановую империю» признали банкротом в 2012-м. В 2014-м Кехман стал обвиняемым по делу о мошенничестве в особо крупных размерах.

Владимир Кехман. Судебные разбирательства и банкротство

Компания JFC, основателем и основным бенефициаром которой является Владимир Кехман , объявила себя банкротом в 2012-м. Топ-менеджмент утверждал, что причина неблагоприятного положения JFC - последствия «арабской весны», но Сбербанк, ВТБ и ряд других финучреждений обратились в суд, обвиняя менеджеров в хищениях займов.

Параллельные процессы начали слушаться в судах РФ и Британии, поскольку ключевые бенефициары JFC - трасты в юрисдикции Соединённого королевства. В России, среди прочих, Сбербанк заявил о хищении 6 млрд рублей, общая сумма претензий кредиторов превышает 18 млрд рублей.

Сам Кехман отрицает какое-либо влияние на операционную деятельность компании, утверждая, что в годы руководства театром у него не было возможности заниматься бизнесом, и указывает на топ-менеджеров компании, Юлию Захарову и Андрея Афанасьева , как на реальных ответчиков по делу. В Британии Кехман в 2012-м был признан личным банкротом, на его активы наложили арест. В 2014-м процессуальный статус «бананового короля» изменился - он стал обвиняемым по делу о мошенничестве в особо крупных размерах.

Несмотря на сложившуюся ситуацию, правительство Санкт-Петербурга в 2013 году продлило контракт Кехмана как директора Михайловского театра на 5 лет. А в 2015-м министр культуры РФ Владимир Мединский назначил бизнесмена директором Новосибирского государственного театра оперы и балета. По поручению судебных приставов часть данной зарплаты Кехмана удерживается для погашения долгов перед кредиторами.

В апреле 2015-го в нескольких городах России прошли обыски в рамках уголовного дела о крупном мошенничестве, основным фигурантом которого стал Владимир Кехман . По версии правоохранителей, подконтрольная ему группа компаний JFC заняла у нескольких кредитных учреждений 18 млрд руб на покупку фруктов. Эти средства, по заявлению кредиторов, на самом деле выводились в другие проекты бизнесмена. Причинённый ущерб оценивается в 5 млрд рублей.

Сам Владимир Кехман заявил по этому поводу следующее: На протяжении трех лет дело ведется под неприкрытым и невероятно активным давлением Сбербанка. Каждый его виток инициируется Германом Грефом, который напрямую звонит министру внутренних дел Колокольцеву.

В октябре 2015-го Сбербанк обратился в Арбитраж Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о признании Кехмана банкротом, что служители Фемиды и сделали в 2016-м. По закону же, признанные банкротами граждане не могут занимать руководящие посты в организациях, в том числе и в театре.

Владимир Кехман. Работа в театре

В 1995 году, когда в Петербург приехал популярный испанский тенор Хосе Каррерас , в день торжественного приема, организованного в честь прибытия оперного певца в холле гостиницы «Европейская», Кехман поднялся на сцену и запел. Так впервые бизнесмен продемонстрировал свою тягу к искусству. А через несколько месяцев открыл собственный джаз-клуб JFC, где начал собирать своих друзей, партнеров и играть им на кларнете.

В начале 2007-го Кехман удивил всех еще больше, получив должность директора и возглавив Михайловский театр. Кроме того, бизнесмен решил опробовать себя в несвойственных ему амплуа. Сыграл Принца Лимона в пьесе «Чиполлино», спел в «Евгении Онегине», затем взял дирижерскую палочку и стал временным руководителем оркестра оперного театра.

При Кехмане в Михайловском начались глобальные кадровые перестановки. Он придумал собственную систему работы театра и начал внедрять ее в жизнь. Так, в учреждение культуры стали все чаще приглашать приезжих знаменитостей, в том числе балетмейстера Михаила Мессерова, балерину из Большого театра Наталью Осипову, песенных исполнителей - Валерия Сюткина , Ирину Салтыкову , др.

К тому же изменился интерьер театра: в зале убрали часть кресел, заменив их «кафешными» столиками. К слову, все эти кехмановские передвижки привели к тому, что в Михайловском все чаще стал собираться российский бомонд. В 2010-м здесь организовали встречу тогдашнего президента РФ Дмитрия Медведева с творческой интеллигенцией.

Затем в театре прошли гала-концерт и благотворительное мероприятие, посвященное спасению популяции тигров, куда со спонсорами был приглашен и звезда Голливуда Леонардо Ди Каприо («Великий Гэтсби », «Поймай меня, если сможешь », «Человек в железной маске », «Банды Нью-Йорка », «Остров проклятых », др.).

В марте 2015-го приказом Владимира Мединского , главы Минкульта РФ, Кехмана назначили директором Новосибирского государственного театра оперы и балета. Тот оставил должность гендиректора Михайловского театра, продолжив сотрудничество с ним в качестве худрука.

Владимир Кехман. Личная жизнь

Бизнесмен был женат на Татьяне Литвиновой . У пары родилось трое детей. Супруги развелись в 2015-м, после 24-летней совместной жизни. С того же года Кехмана стали замечать в компании светской львицы, некогда ведущей фитнес-передчи на белорусском ТВ, Иды Лоло.

Орден святого благоверного князя Даниила Московского III степени. Орден преподобного Сергия Радонежского III степени. Орден святого преподобного Серафима Саровского III степени. Премия «Известность» газеты «Известия» (2010). Награда журнала GQ «Человек года 2011» в номинации «Продюсер года».

Кехман спонсировал реставрацию церквей в Петербурге и Гамбурге. За активное участие в благотворительной деятельности и помощь в восстановлении православных святынь он и получил ордена Русской православной церкви.

Владимир Кехман привлек внимание СМИ и общественности после назначения на должность директора Новосибирского театра оперы и балета. Он сменил на этом посту Бориса Мездрича, который по решению министерства культуры был уволен 29 марта. Поводом для замены руководителя театра стал конфликт, развернувшийся вокруг постановки спектакля «Тангейзер». Опера, в свою очередь, стала предметом ожесточенных споров после того, как местная митрополия пожаловалась на режиссера Тимофея Кулябина в прокуратуру. На Кулябина и Мездрича завели административное дело за намеренное публичное оскорбление чувств верующих. 10 марта они предстали перед судом и были оправданы. Тем не менее директор вынужден был покинуть пост, а Кехман в первые же дни работы снял спорный спектакль с репертуара.

Выходя из тени Большого и Мариинского

Владимир Кехман - уникальный человек на театральной карте России. Диплом продюсерского факультета Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства он получил только в 2009 году, уже будучи директором одного из старейших театров северной столицы, которому на тот момент уже было возвращено его историческое имя - Михайловский. При этом на занятия Владимир Абрамович не ходил, как свидетельствуют преподаватели, на занятиях они его не видели ни разу, а зачеты ему ставились «по распоряжению сверху». Никакого предшествующего образования в сфере искусств у Владимира Кехмана не было: насколько известно, в родной Самаре он окончил лишь факультет иностранных языков пединститута, но вся его трудовая деятельность была связана не с педагогикой, а с бизнесом, благодаря чему в прессе он фигурирует преимущественно как обанкротившийся «банановый король». Биография Владимира Кехмана буквально провоцирует на разговоры о том, в какую банановую республику превратилась великая Россия, где главой императорского театра был назначен человек, не имевший соответствующего образования и опыта. Подобный разговор, однако, будет в немалой степени ошибочным, ибо восемь лет Владимира Кехмана во главе Михайловского театра трудно определить иначе, как очень успешные.

Существующий более 180 лет театр знал разные времена, но с перенесением столицы из Санкт-Петербурга в Москву воспринимался преимущественно как кадровый резервуар для Большого и музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко: достаточно сказать, что Самуил Самосуд, выдающийся дирижер, талант которого расцвел именно в Ленинградском малом театре оперы и балета, в 1936 году был переведен в Москву, где последовательно возглавлял оркестры обоих музыкальных театров столицы. В 1950-е - 1980-е годы наиболее даровитые таланты из МАЛЕГОТа «забирались» в «Большой театр» Петербурга - Мариинский, тогда носивший имя большевика Кирова, как это случилось со знаменитым хореографом Олегом Виноградовым, возглавлявшим балет МАЛЕГОТа до того, как в 1977 году началось его триумфальное двадцатилетие во главе балета Мариинки.

Очевидно, главная задача Владимира Кехмана была - превратить театр, из которого уходят лучшие творческие силы, «достойные большего», в театр, куда звезды, наоборот, стремятся попасть. С задачей этой он справился блестяще: на пост главного дирижера был приглашен Петер Феранец, до этого бывший первым иностранцем - главным дирижером Большого театра. Уже одно это стало беспрецедентным событием: никогда ранее руководители Большого или Мариинского театра не «опускались» до работы в Малом оперном Северной столицы. Не менее резонансным шагом стало привлечение великой певицы Елены Образцовой на пост художественного руководителя оперы. Отдельные критики этого назначения обращали внимание на то, что недавно скончавшаяся Елена Васильевна была пусть и великой, но певицей, руководить же оперой должен профессиональный режиссер. В подобных рассуждениях, очевидно, есть рациональное зерно, но и оперную труппу Большого театра в Москве в то время тоже возглавляла певица - Маквала Касрашвили, которой Образцова, как минимум, ни в чем не уступала. Особенно успешным был выбор главного хореографа театра, которым в 2011-2014 годах был крупнейший испанский танцовщик и балетмейстер Начо Дуато. Никогда прежде иностранный специалист, в чьем послужном списке постановки в Ла Скала, Гранд-Опера и Ковент-Гардене, не работал на постоянной основе в каком-либо из российских театров.

И все же самым драматичным кадровым приобретением Михайловского театра эпохи Владимира Кехмана оказался сенсационный переход в декабре 2011 года в его труппу двух суперзвезд балета Большого - Натальи Осиповой и Ивана Васильева. Ничего подобного в истории прежде не было, что не ускользнуло даже от внимания Владимира Путина; показательно, что Путин перепутал в этой связи Михайловский театр и Мариинский, на что ему Валерий Гергиев тут же деликатно указал, но представить, что артисты уходят из Большого в МАЛЕГОТ, Путин просто не мог. Многие полагали, что в Михайловском театре эти самые востребованные сегодня танцоры будут лишь числиться, однако они станцевали центральные партии во всех основных спектаклях классического репертуара, среди которых «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Дон Кихот», «Баядерка». После лондонских гастролей Большого театра критики назвали «двумя самыми волнующими мировыми звездами» именно Васильева и Осипову. Разумеется, их был бы счастлив принять в труппу любой театр; однако удалось это именно Владимиру Кехману.

Было понятно, что Начо Дуато не останется в России навсегда и что ему будет очень трудно подобрать достойную замену, однако и эта задача была решена. Главным балетмейстером театра стал наследник знаменитой балетной династии, к которой, в частности, принадлежит и Майя Плисецкая - Михаил Мессерер. Дядя Михаила Мессерера и Майи Плисецкой, народный артист СССР Асаф Мессерер, на протяжении почти сорока лет был одним из ведущих педагогов Московского хореографического училища.

Основными же дирижерами Михайловского театра являются в настоящее время молодые, но высоко ценимые специалистами и зрителями музыканты Михаил Татарников, под управлением которого в Мариинском театре прозвучало более сорока произведений, не говоря уже о его работе по контракту в театрах Берлина, Милана, Мюнхена, Варшавы, Риги и Василий Петренко, являющийся также главным дирижером Национального молодежного оркестра Великобритании.

Как раз под руководством Василия Петренко Михайловский театр выпустил в 2013 году оперу Вагнера «Летучий голландец» - именно в вагнеровском контексте Владимир Кехман «прославился» в последние дни, так как был назначен директором Новосибирского театра оперы и балета, прежде всего, с целью снятия с репертуара оперы «Тангейзер». Кехман прилетел в Новосибирск на два дня, был представлен коллективу, наговорил море бестактностей своему предшественнику Мездричу, объявил о снятии «Тангейзера», посмотрев его лишь в видеозаписи, но обругав спектакль «как человек верующий, крещеный, православный, как еврей».

Сомнения и надежды

Очевидно, что волюнтаристское снятие с поста директора Новосибирского театра оперы и балета Бориса Мездрича, завоевавшего большой авторитет за 14 лет работы, - событие чрезвычайно скандальное. Фактически, каждый руководитель театра, вне зависимости от его заслуг, оказался под угрозой увольнения, если отдельный спектакль репертуара не понравится тому или иному светскому или религиозному чиновнику. Говорить о какой бы то ни было творческой свободе в этих условиях совершенно невозможно. Трудно понять, как Кехман согласился принять предложение о своем назначении в Новосибирск, сделанное министром культуры в подобных условиях. Каким этическим принципам это соответствует?!

При этом ясно, что новым руководителем театра в Новосибирске был утвержден один из лучших театральных менеджеров в современной России, безотносительно того, как именно он получил свой диплом. Именно при Кехмане в 2011 году Михайловский театр впервые получил «Золотую маску» за оперу Фроманталя Галеви «Иудейка», которая в России шла до этого чрезвычайно редко. Тот факт, что Михайловскому театру удалось привлечь знаменитого американского тенора Нила Шикоффа, неоднократно участвовавшего в записи этой оперы в ведущих театрах мира, среди которых Венская государственная опера и парижская Гранд-опера, - наглядное свидетельство тех высочайших стандартов, на которые ориентируется в своей работе Владимир Кехман. В 2014 году Михайловский театр получил «Золотую маску» вновь: лучшим оперным спектаклем был признан «Евгений Онегин» режиссера-новатора Андрея Жолдака, которого можно назвать кем угодно, но только не человеком, сдувающим пылинки с русских классических традиций. Трудно сказать, каковы в настоящее время творческие планы Владимира Кехмана в Новосибирске, но то, что речь идет о менеджере, стремящемся, чтобы возглавляемый им музыкальный театр привлекал зрителей яркими постановками, очевидно.

Немаловажно и то, что за время руководства Кехмана здание Михайловского театра преобразилось, и если верна максима о том, что театр начинается с вешалки, то в качестве специалиста по административно-хозяйственной работе лучшего кандидата для проведения инженерно-технического обновления в Новосибирском театре оперы и балета едва ли можно было найти.

Трудно сказать, удастся ли Владимиру Кехману провести в «Большом театре Сибири» в городе на Оби масштабные преобразования, аналогичные тем, что он провел в Малом оперном театре в городе на Неве, учитывая наступивший политико-экономический кризис, во-первых, и некоторую удаленность Новосибирска от европейских культурных центров, во-вторых, однако подвижнический опыт Теодора Курентзиса в Перми доказывает, что не только в столицах можно создать выдающийся музыкальный театр. Новосибирский коллектив имеет устойчиво высокую репутацию, и, не боясь банальности, есть все основания надеяться на то, что под руководством Владимира Кехмана ему да удастся взять новые рубежи, если, конечно, судебные преследования, связанные с личным бизнесом нового директора оставят ему время и силы на занятия искусством.

Право режиссера и право автора

Говоря о ситуации в целом, необходимо задуматься не только о «чувствах» верующих и неверующих, но и о соображениях, касающихся собственно искусства, имея в виду, прежде всего, замысел создателей произведения. В уже снятой с репертуара постановке Тимофея Кулябина Тангейзер из поэта стал кинорежиссером, мифический Грот Венеры превратился в кино, а по ходу спектакля на сцене появлялся плакат, на котором фигура распятого Иисуса была изображена между женских ног. Сам режиссер, отмечая, что «переводил действие в сегодняшнее время», подчеркивает различие своего понимания с трактовкой композитора: «В моей версии героя вообще никто не прощает. Вагнер его простить успевает, а я не прощаю и еще больше наказываю».

Очевидно, что осовременивание опер, балетов и драматических спектаклей классического репертуара происходит повсеместно, и Тимофей Кулябин здесь не первый и, разумеется, не последний. Такого рода спектакль мы видели четыре года назад и в Большом: царевич Гвидон из «Золотого петушка» Римского-Корсакова ходил по сцене с ноутбуком под мышкой, а «любовно стилизованные краснознаменные пляски улыбчивых юношей и девушек в военной форме время от времени вплескивали дополнительную порцию счастливого идиотизма», на что справедливо обращала внимание критика. Постановщик того «Золотого петушка» Кирилл Серебренников - один из самых известных режиссеров современной России.

Было бы поистине замечательно, если б в репертуаре Большого театра были две постановки «Золотого петушка», одна - на либретто Кирилла Серебренникова, другая - на либретто Владимира Бельского, соавтора Римского-Корсакова, а в репертуаре Новосибирского театра - две постановки «Тангейзера»: по Вагнеру и по Кулябину. Мне кажется, это был бы достойный для всех выход из сложившегося тупика: каждый зритель получил бы возможность выбрать ту постановку, которая соответствует его ожиданиям и чувствам, в том числе и религиозным. В конце концов, со времени «пощечины общественному вкусу» прошло уже более ста лет, и этот подход сам стал уже историческим казусом. Успешный опыт постановки многих классических опер и балетов в Михайловском театре в последние годы дает основания полагать, что объяснять это Владимиру Кехману не нужно. Хочется надеяться, что несмотря на абсолютную скандальность его назначения, оно, в конечном итоге, станет благом для Новосибирского театра оперы и балета, для всех, кому дорого это, прямо скажем, отнюдь не самое популярное в наше время искусство.