Образ Базарова в произведении Тургенева «Отцы и дети» оставляет многогранный след. Этот герой предстает перед нами с разных сторон, но впечатление, несомненно, создает конкретное: это молодой человек с ярким характером, бунтарь, разночинец. Его желание – создать новое государство на обломках старого, при этом сам Павел Петрович не задумывается о том, как будет проходить «восстановление».

По его мнению, достаточно «сломать».

Наш герой умен и самоуверен. Он обучен наукам, медицине, чему посвятил всю жизнь. Он признает только материальные ценности, а «а романтизм и прочий вздор» к таковым не причисляет. Он отвергает искусство в целом и в частном.

Базаров – нигилист, «человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами». Его жизненный принцип – отрицание. Когда его спрашивают, что конкретно он отрицает, он отвечает: «Всё». Тургенев симпатизирует позиции нигилизма. Но Базаров сторонник «полного и беспощадного отрицания», что недопустимо. Сам Тургенев замечает, что имя Базарова можно соотносить не с нигилизмом, а с революцией: где Базаров, там и революция. Он смеётся над таинством взаимоотношений мужчины и женщины, а слова «романтика» и «гниль» ставит в один ряд.

Тургенев, конечно, не видит в Базарове положительного героя. Но описывает его с некоторой симпатией: автор хочет, чтобы читатель полюбил Евгения именно таким: грубым, прямым, резким. До Базарова в то время было много героев, которые были милыми, добрыми, даже иногда слащавыми. Поэтому Базаров представляется нам совсем в другом свете. Он не такой, как остальные. Но показывая его характер, Тургенев открыто показывает, что время нашего героя просто не наступило. Оно ещё впереди.

Обновлено: 2017-03-06

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Базаров – человек нового поколения. Нигилизм. Отношение автора к Базарову. Теория Базарова. Образ Базарова. Внешний и внутренний конфликт Базарова. Победа и поражение, смерть Базарова и роль эпилога в романе

КАК ТУРГЕНЕВ ОТНОСИТСЯ К БАЗАРОВУ? Читая роман выдающегося русского писателя И.С. Тургенева «Отцы и дети», мы с первых же страниц понимаем, насколько слож­ным и неоднозначным на самом деле является отношение автора к главному герою - Евгению Базарову. Перед нами не идеальный человек и в то же время не отрицательный герой. Поддаваясь чув­ствам писателя, мы тоже начинаем то осуждать Евгения, то испы­тывать к нему искреннее сочувствие. Сам Тургенев так писал о со­зданном им образе: «Хотел ли я обругать Базарова или его превоз­нести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу!» И все же мне кажется, что сейчас можно сказать довольно определенно, что ненависти-то в отношении автора к его герою нет совершенно. Осуждение - да, порой - непонимание. Но не нена­висть, не злоба. И это подтверждают другие слова писателя: «…При сочинении Базарова я не только не сердился на него, но чувствовал к нему «влеченье, род недуга». И это понятно, ведь знакомясь бли­же с романом Тургенева, мы сами начинаем испытывать симпатию к главному герою.

Евгению Базарову чужды компромиссы, он не испытывает эгои­стического чувства самосохранения. Самоотверженно выступая про­тив духовного застоя и подверженности устоявшимся принципам, Базаров мечтает о совершенно новом типе культуры, новых обще­ственных отношениях. И разве не увлекает, не восхищает любого человека такая высокая идея - переделать мир, возродить душу человека, вдохнуть в нее живую энергию. Эта идея вдохновляет и самого автора. Вместе со своим героем он протестует против идео­логии консерватизма и либерализма, против барского деспотизма, рабской психологии, наивных идеалов. В этом отношении Тургенев восхищается Базаровым - человеком, решившимся в одиночку про­тивостоять всему своему окружению. Евгений бросает своеобразный вызов обществу, отрицая все традиции и устои. Не случайно его называют нигилистом. «Нигилист - это человек, который не скло­няется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру», - говорит Аркадий, отображая саму сущ­ность образа Базарова. Да, герой Тургенева не признает авторите­тов. Более того, он считает жизнь несовершенной и стремится к раз­рушению отживших идеалов, к свержению эгоистически замкну­той «барской» культуры, устаревших моральных догм. «Исправьте общество, и болезней не будет», - утверждает Базаров, объясняя все нравственные различия человечества «безобразным состоянием общества». И автор во многом согласен с героем, ему близки взгля­ды Евгения. Хотя далеко не все убеждения Базарова Тургенев пол­ностью разделяет.

Вспомним разговор Евгения Базарова с Одинцовой. «Вы не пред­полагаете во мне художественного смысла - да, во мне действитель­но его нет, но эти виды могли меня заинтересовать с точки зрения геологической», - говорит герой Тургенева, рассматривая альбом Саксонской Швейцарии. То есть, для него не существует искусст­ва, если оно не представляет материального, научного интереса. А утверждение, что «Рафаэль гроша медного не стоит», что «Приро­да не храм, а человек в ней работник»! Да такие мысли вызывают не только осуждение, но и возмущение! Базаров откровенно смеется над увлечением музыкой, чтение Пушкина считает ерундой, даже лю­бовь для него не больше чем «романтизм, чепуха, гниль, художе­ство». Разве не чудовищно сравнение романтизма и художества с «гнилью»?! Разумеется, таких убеждений Евгения Тургенев ни по­нять, ни принять, ни оправдать не может. Автору глубоко чужды утилитарные представления об искусстве. Между тем он сознатель­но наделяет подобными качествами своего героя. Дело в том, что писатель стремился создать правдивый образ молодого человека того времени, а в среде некоторой части разночинцев (к которым и отно­сится Базаров) часто прослеживалось негативное отношение не только к художественному творчеству, искусству, но и ко многим роман­тическим чувствам, естественным для человека.

Подчеркивая свое неприятие данной стороны образа Базарова, автор заставляет героя самого прийти к пониманию ошибочности своих суждений. Именно с этой целью показана в романе история любви Евгения к Одинцовой и трагедия их разрыва. Базаров, отри­цавший любовь вообще, внезапно сам оказывается всерьез охвачен­ным этим чувством. В страстном порыве он признается: «Так знай­те же, что я люблю вас глупо, безумно». Неоднозначны все пережи­вания героя. В нем все еще происходит борьба между убеждениями и новыми, неведомыми ему ощущениями. И все же в любовном конфликте Базаров преображается. Страстная напряженность, сила и цельность его чувств заставляют нас, как и самого автора, прекло­няться перед героем.

Нравственная победа Евгения над эгоистичной женщиной откры­вает перед нами новые грани его души. Мы видим способность Ба­зарова к глубоко критичному самоанализу и переосмыслению бы­лых убеждений. Теперь Тургенев снова восхищается душевной си­лой своего героя.

Но есть и еще одна сторона авторского отношения к Евгению Базарову. Писатель с сожалением говорит о бесславности, бесполез­ности жизненной силы и энергии героя. Наиболее выражена эта мысль в последних главах романа. «Жаль погибшей, напрасно по­траченной силы», - эти слова Тургенева, сказанные после смерти Добролюбова, в полной мере относятся и к герою «Отцов и детей». «Вы посмотрите, что за корни! Эдакая сила у Евгения!» - воскли­цает Василий Иванович Базаров. Но вслед за этим следует история заражения Евгения при вскрытии трупа и картины бесславного угасания этой силы. Авторское сопереживание герою особенно ярко проявляется при описании последних дней Базарова. Как помешан­ные ходят старики-родители; резким контрастом выступает свежесть и красота Одинцовой рядом с «воспаленным и в то же время мертвым лицом с мутными глазами» Евгения. А сколько боли и страдания в словах самого героя, сознающего близость собственной смерти и бесполезность прожитой жизни: «Попал под колесо. И выходит, что нечего было думать о будущем»; «Я нужен России- Нет, видно не нужен. Да и кто нужен?»

Да, отношение писателя к главному герою романа «Отцы и дети» очень не простое. Автор разделяет его взгляды там, где Базаров клеймит насмешкой отвлеченные, устаревшие, пустые «принсипы». И в этом случае герой побеждает. Но когда дело касается утончен­ных переживаний и восприятия прекрасного, которого Евгений не хочет понимать, Тургенев осуждает его и обрекает на провал. Но все же создатель «Отцов и детей» дает герою шанс осознать ошибочность своих взглядов и убеждений, возродить в своей душе все высокое и светлое, что в ней, несомненно, есть. Для этого автор подвергает Базарова тяжелым испытаниям и даже приводит к трагической гибели. Для чего? Возможно для того, чтобы люди, подобные Евге­нию, пока не поздно, как можно глубже и острее увидели свои заб­луждения и поспешили сделать выводы…

Сочинение

Каждый писатель стремится отразить в своих произведениях "дух и давление времени", создать яркий и запоминающийся тип героя своей эпохи. Поэтому образы Чацкого, Онегина, Печорина стали художественным воплощением наиболее характерных черт и идей людей первой половины XIX века. Настойчиво искал своего героя, в котором бы "отразился век", И. С. Тургенев, всегда очень чутко реагирующий на малейшие изменения в общественной жизни. И действительность начала 60-х годов дала писателю обильный материал для создания образа "нового человека", разночинца, демократа, нигилиста. С людьми такого типа сотрудничал Тургенев в редакции журнала "Современник". Он был знаком с атеистами и материалистами, которые отличались прямотой и резкостью суждений, увлекались естественными науками, отрицали культурное наследие прошлого. В плане романа "Отцы и дети" Тургенев даже называет трех прототипов своего будущего героя — Добролюбова, Павлова и Преображенского, представителей новой разночинной интеллигенции.

Дворянин-аристократ Тургенев не разделял их взглядов, но пытался понять их. Свое представление о революционных демократах писатель воплотил в образе главного героя Евгения Базарова. Отношение автора к герою было сложным. Он, безусловно, ценил многие его качества: независимый ум, честность, трудолюбие, демократизм, силу воли. Недаром он писал о своем герое, что тот "подавляет остальные лица романа". Действительно, когда читаешь тургеневский роман, то воспринимаешь Базарова как побетеля, который торжествует над "отцами". Но внимательно вчитавшись в споры Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым, обнаруживаешь в его высказываниях много противоречий, общих мест и откровенно нелепых утверждений типа "Рафаэль гроша медного не стоит". По выражению Писарева, "Базаров завирается", то есть отрицает вещи, которых не знает или не понимает, — поэзию, музыку, искусство, любовь. Наделив своего героя острым критическим умом, Тургенев лишает его широты кругозора. Его развитие грешит односторонностью. Базаров признает только естественные науки, которые, по его мнению, достаточно ясно и четко объясняют все жизненные явления. Например, любовь герой сводит к естественной физиологической потребности. Искусство отрицает потому, что оно бесполезно. Таким образом, Базаров до предела сужает все многообразие, красоту и прелесть жизни, в которой нет места эмоциям, наслаждению красотой природы, поэзии, музыки. То есть он обедняет жизнь своим практическим рационализмом. Именно в этом автор не согласен со своим героем. Он считает неприемлемыми такие стороны в мировоззрении Базарова, как рассудочность, непонимание огромной роли чувств в человеческой жизни, отрицательное отношение к искусству.

Вопрос о том, как относится Тургенев к своим героям и их идеям, очень занимал Писарева в его статье "Базаров". По-моему, он очень точно подметил, что автора не удовлетворяют ни отцы, ни дети. Хотя Тургенев не любит беспощадного отрицания, личность самого отрицателя стала самой сильной и яркой в романе, внушая читателю невольное уважение. Действительно, никто из героев "не может сравниться с Базаровым ни по силе ума, ни по силе характера". Однако, желая показать несостоятельность взглядов героя, Тургенев переносит его в новые условия, заставляя пережить испытание любовью. Возникает ситуация, в которой Базаров вынужден действовать в полном противоречии со своими взглядами. Самонадеянный нигилист, отрицающий любовь, одержим страстью к красивой, умной, холодной женщине, совершенно чуждой ему и по общественному положению, и по мировоззрению. Первая встреча с Анной Сергеевной Одинцовой производит на Евгения сильное впечатление, которое он пытается уничтожить циничными замечаниями о ней. Но любовь оказывается сильнее его рационализма и нигилизма. Она остается с Базаровым до самой его смерти. Образ любимой женщины оказывается последним, который видит он в земной жизни. Значит, герой неправ в своем отрицании. Жизнь гораздо сложнее и многограннее, чем ему представлялось. Она так и остается для него загадкой, тайной так же, как и его собственная душа.

В эпизоде смерти Базарова Тургенев показывает своего героя человеком стойким, сильным, способным чувствовать и любовь, и красоту, и жалость. Он до последнего мужественно сопротивляется болезни, стараясь щадить убитых горем стариков. Базаров здесь как бы очищается от всего наносного, избавляется от своей самоуверенности, развязности, черствости, нигилизма. Он предстает в финале романа как титаническая личность, которая не смогла реализовать своих громадных сил. Здесь Тургенев отдает своему герою дань справедливого уважения.

Почему же автор "убивает" своего героя, заставляя его умереть от случайного пореза пальца? Наверное, потому, что ему некого любить, не с кем дружить, ибо все вокруг него мелко и пошло. Поэтому и растрачиваются его недюжинные силы на словесную перепалку с Павлом Петровичем да на опыты с лягушками. Создается впечатление, что тургеневский герой бесконечно одинок, напоминая Гулливера в стране лилипутов. Прав Писарев, сказавший, что ему "негде повернуться, нечем дышать, некуда девать исполинской силы". Поэтому смерть становится испытанием, в котором должны раскрыться лучшие качества Базарова. И герой достойно выдерживает его, внушая глубокое уважение и восхищение. Но при этом испытываешь и чувство сожаления оттого, что так безрезультатно прошла жизнь этой сильной, яркой и одаренной личности из-за узости и односторонности нигилистических теорий.

Образ Базарова и сейчас воспринимается как предупреждение тем, кто понимает новое как полное отрицание и разрушение старого, не умея бережно относиться к духовному наследию прошлого, нарушая естественную преемственность поколений. Ведь растение без корней нежизнеспособно.

Более того, постоянно противопоставляет рассуждениям Базарова яркие картины из окружающей жизни. Так, к примеру, после слов Базарова о том, что природа не храм, а мастерская, Тургенев описывает красивый пейзаж. Автор дает ясно понять, что не согласен с теориями нигилистов, что не-возможно нормально и полноценно жить, отвергая все вокруг.

На протяжении всего романа Базаров доказывает окружающим, читателям, что на первом месте должна быть материя. То есть то, что можно увидеть, потрогать руками. Все остальное: чувства, переживания, это не что иное, как ерунда, выдуманная людьми. Главный герой прекрасно разбирается в естественных науках и медицине, однако остается совершенно невежественным в плане литературы, поэзии, искусства. Базаров, отвергает любые человеческие проявления, будь то слезы умиления или любовные переживания. Его практически невозможно оскорбить, поскольку он выше мелочей. Он самодостаточен, однако не прочь пофилософствовать перед благодарным слушателем, вроде Аркадия. Базаров слишком занят собой, своей неизвестной, но наверняка великой миссией. Он действует, по мнению Писарева, «только так, как ему хочется или как ему кажется выгодным и удобным». Этот напрочь лишен каких-либо корыстных целей, однако у него вообще нет планов на будущее. Можно сказать, что его могучие силы вообще растрачиваются впустую, поскольку у Базарова нет стремления к чему-либо. Однако как бы там ни было, главный герой не способен противостоять своей природе, превратиться в бесчувственного идола, у которого все подчинено исключительно разуму. Внутренний конфликт Базарова начинает назревать в период его знакомства с Анной Сергеевной Одинцовой. Главный герой довольно цинично отзывался о женщинах. Поучая Аркадия, Базаров говорит о том, что физиология глаза не позволяет взгляду приобретать особое очертание, что сразу важно понять, будет ли от женщины толк или нет. В случае отрицательного ответа не стоит терять время. С первого взгляда он оценивает «богатое тело» Одинцовой, которое хорошо бы смотрелось в анатомическом театре. Однако довольно скоро Базаров влюбляется в Анну Сергеевну. Как он ни сопротивляется своим чувствам, ему приходится признать, что и в нем присутствует презираемая им романтика. Страдая от неразделенной любви, главный герой без цели забирается в самые глухие лесные уголки. То есть природа, помимо его воли, помогает ему забыться, отвлечься от бессмысленной, по его мнению, всепоглощающей страсти. То есть мастерская вдруг все-таки превращается в храм. Разумом главный герой прекрасно понимает, что Одинцова не способна ответить ему взаимностью. Однако чувства берут вверх, и он признается этой женщине в любви. Противореча сам себе, он не может равнодушно отвернуться от той, от которой «нет толка». В нем вдруг вспыхивает надежда встретить ласковый взгляд, почувствовать нежность своей возлюбленной. Невозмутимый и все отвергающий Базаров, снисходительно и с презрением относящийся к тем несчастным, которые из-за женщины опускаются, сам становится желчным и раздражительным. В разрез своим убеждениям он даже испытывает некоторую долю ревности, когда Аркадий находит предлог и уже один посещает имение Одинцовой. У Базарова хватает сил для того, чтобы покинуть свою возлюбленную, но он уже не в силах полностью освободиться от внезапно настигшего его чувства. Понимая, что поступает глупо, он все же заезжает к Анне Сергеевне во второй раз. Встретив нерадушный прием хозяйки, еще более раздраженный он вместе с Аркадием возвращается в Марьино, где пытается забыться в работе. Я думаю, что именно неудача в любви толкает главного героя к флирту с Фенечкой. Базаров пытается забыть Одинцову, однако не может убить в себе любовь. Это явно доказывает желание главного героя обязательно повидать перед смертью любимую женщину. Противоречие соб-ственной теории прослеживается и в отношении Базарова с окружающим людям.

Он презирает крестьян, однако те быстро принимают его за своего и находят с ним общий . Евгений в свою очередь оказывает им медицинскую помощь. Он быстро сходится с Фенечкой, которая доверяет ему как хорошему лекарю и человеку. Снисходительно относясь к своим родителям, Базаров тем не менее с нежностью отзывается о матери и отце. Его мучают угрызения совести, когда он внезапно уезжает из дома, погостив всего три дня. Все это говорит о том, что как бы человек ни пытался следовать теории нигилистов, он никогда не сможет подавить в себе простые человеческие чувства.

Смерть Базарова в конце романа неслучайна. Главный герой, как любая сильная , не может отказаться от своих убеждений. С другой стороны, он уже не в состоянии подавить в себе проснувшиеся чувства. Базаров еще раз подтверждает, что в нем жив романтик. Для главного героя складывается совершенно безвыходная ситуация, результатом которой может стать только смерть. Своей жизнью и смертью Базаров доказывает, что человек не бездушная машина, что он не может прожить, руководствуясь исключительно разумом. Я думаю, пережив неразделенное чувство, главный герой и сам в какой-то мере понимает несостоятельность своей теории, однако отступать ему уже поздно.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Отношение автора к Базарову. Смерть Базарова . Литературные сочинения!