Памятка для родителей

« Как научить ребенка слышать звуки

и определять место звука в слове»

Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Также важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.

Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки, но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой ребёнок просто не замечает, что он неправильно произносит звуки.

Родители могут помочь своему ребенку сделать первые шаги в осознании звуковой структуры слов.

Приступая к играм по формированию звукового анализа, надо четко представлять себе последовательность работы и не перескакивать через этапы.

Общие правила работы по формированию навыков звукового анализа:


- соблюдайте строгую последовательность в предъявлении форм звукового анализа:

    выделение звука из слова, т.е. определение наличия данного звука в слове (есть такой звук или нет);

    определение первого звука, последнего звука,

    установление места звука (начало, середина, конец слова),

    полный звуковой анализ;

- соблюдайте порядок формирования умственных действий: с опорой на материальные средства, в речевом плане, по представлению;
- соблюдайте последовательность предъявления слов, предназначенных для анализа.

Необходимо придерживаться определенной последовательности формирования умственных действий при обучении звуковому анализу:


1. Проговариваем слово, выделяя голосом нужный звук. Например, выделяем голосом звук м в слове МАК – МММММак. Ребенок поднимает условный символ, или хлопает в ладоши, когда услышит слово с данным звуком.

2. Ребенок выделяет утрированно произнесенный звук и называет его изолированно, вне слова.

3. Затем умственное действие переходит в речевой план - ребенок сам произносит слово и выделяет из него заданный звук; определяя место звука в слове, то где он находится (вначале, середине, конце).
4. Происходит действие по представлению, в умственном плане, когда слово не произносится, а ребенок откладывает картинки с заданным звуком или придумывает слова.

Данный порядок умственных действий применяется на этапах формирования элементарных форм звукового анализа.

Когда ребенок будет осваивать последовательный анализ слова, вначале ему придется опираться на дополнительные вспомогательные средства: звуковую схему слова и фишки.

Вашему вниманию предлагаем игры , которые будут способствовать развитию фонематического восприятия и навыка звукослогового анализа.

    «Выдели слово»

Предложите ребенку хлопать в ладоши (топать ногой, ударять но коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда он услышит слова с заданным звуком.

    «Какой звук есть во всех словах?»

Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук (например: пол, пух, помидор), и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах, или с какого звука начинаются все эти слова?

    «Звуковые песенки»

Взрослый предлагает ребенку составить звуковые песенки типа: АУ - дети кричат в лесу, ИА - так кричит ослик, УА - так плачет ребенок. Как мы удивляемся? О-О-О! (И т. п.) Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая его, затем - второй.

    «Назови лишнее слово»

Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенку нужно назвать то, которое отличается от остальных.

    «Какой звук начинает слово?»

Вы бросаете малышу мяч и произносите слово, которое начинается на любой гласный звук. Например: аист, осы, утка, эхо, иней, лучше - с ударением на первый гласный, тогда ребенку будет легче его определить. Услышав слово и поймав мяч, малыш некоторое время будет думать, какой же звук первый? Пусть он сам несколько раз повторит слово и, подражая вам, выделит начальный гласный. Затем четко его произнесет и вернет мяч вам.

    «Что за звук спрятался в середине слова?»

Игра, похожа на предыдущую, но гласный стоит уже в середине слова: зал, жук, дом, сэр, сыр, мир и т.д. Внимание! Берите слова только с одним слогом. Не включайте в игру такие слова, как лес, лед, люк. В них слышен один гласный звук, но буква пишется совсем другая. Малышу разница в понятиях «звук» и «буква» еще неизвестна.

    « Что за звук в конце слова?»

Правила те же, только гласный звук надо искать в конце слов: ведро, нога, столы, бери, каратэ и т.д. Ударение опять падает на искомый звук.

Подобным же образом можно выделять и согласные звуки. Условия подбора слов те же: звук должен звучать ясно, не оглушаться и не пропадать, когда его произносят. Слова могут быть такими: мак, стул, малыш, крот, танк, волк, дом, гол и т.д.

    «Договори словечко»

Взрослый просит ребенка подобрать слово в рифму:

Портфель я выронил из рук - такой большой на ветке... (жук).

Шел по лесу шустрый мишка, на него свалилась... (шишка).

Как-то вечером две мышки унесли у Пети... (книжки).

Не полезет Влад на ель: у него в руках... (портфель).

То назад, то вперед может плыть... (пароход).

    «Цепочка»

От данного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего: дом - мак - кот - топор - рука.

Игры для развития фонематического слуха рекомендуется для детей после трех лет. Хороший фонематический слух необходим ребенку для усвоения звуковой системы языка, для грамотной устной и письменной речи. Начинайте с простого, постепенно переходя к более сложному. Не перегружайте ребенка и вовремя завершайте игру. И тогда помимо развития фонематического слуха вы поможете малышу и в развитии внимания, памяти, воображения, инициативности и исполнительности.

Для того чтобы развить фонематический слух у ребенка, придется потрудиться. Чем раньше вы начнете заниматься, тем больше шансов, что в школе у ребенка не будет проблем.

Учитель – логопед: Цивилева О.Ю.

Программное содержание: развивать фонематический слух, учить различать звуки различного происхождения, обогащать словарь, закрепить форму родительного падежа существительных единственного числа, развивать внимание и воображение детей, прививать любовь к природе.

Оборудование: музыкальные детские инструменты: гармошка, свисток, бубен, барабан, дудочка. Предметы: молоток, газета, стакан, ложка (можно деревянная и железная), записи звуков природы.

Ход занятия

1. Оргмомент. Шёпотом: - Дети, послушайте тишину. Как тихо у нас в группе, ни звука. А, послушайте, так ли тихо на улице за окном? Что вы слышите? Разговор, щебет птиц, самолёт… (отвечают сами дети).

2. Сообщение темы занятия.

Сегодня мы с вами поговорим о звуках. Их очень много и они все разные.

3. Знакомство с понятием «звук».

Есть звуки природы: грохот грома, стук дождя по крыше, шелест листьев, звон ручья. Есть звуки, издаваемые различными предметами: скрип двери, удары молотка, звон посуды, шелест газеты. (Все звуки, по возможности, демонстрируются). Эти звуки не всегда приятны. А есть звуки очень приятные: это звуки музыки (следует прослушивание маленького отрывка).

4. Введение в словарь детей глаголов.

Чтобы звучала музыка, нужны музыкальные инструменты.

Перед детьми выкладываются музыкальные инструменты, уточняется их название. Далее к столу вызывается ребёнок, выбирает понравившийся инструмент. Называет его и играет на нём. Учитель задаёт ребятам вопросы:

На чём играет Катя? (на дудочке).

Что делает дудочка? (дудит).

По аналогии строятся все вопросы и ответы: свисток - свистит, бубен - звенит, барабан - барабанит, погремушка - гремит, гармошка - играет.

Когда музыкальные инструменты играют вместе, как это называется? Это называется - оркестр. Сегодня у нас получился свой маленький оркестр. Сыграем все вместе. Все дети играют на инструментах.

5. Развитие внимания. Закрепление формы родительного падежа существительных. Игра «Чего не стало?» Дети кладут инструменты на стол и садятся.

А теперь закройте глаза.

Учитель убирает со стола по одному инструменту. Каждый раз спрашивает: - Чего нет? Свистка… Чего нет? Барабана… гармошки…бубна. Похвалить детей за внимание и старание.

6. На занятии может быть проведена игра «Отгадай, что звучит», для развития фонематического слуха.

За ширмой преподаватель стучит молотком, звенит посудой, шуршит газетой и т.д. Если дети затрудняются в определении звука, звук показывается детям, воспроизводится самими детьми по выбору педагога, и опять включается в игру.

7. Релаксация.

А сейчас мы представим лето. Светит ласковое солнышко, дует тёплый ветерок, и мы гуляем… А вот где, вы мне сами расскажете после прослушивания записи.

Ребятам предлагается лечь на ковёр, закрыть глаза и ставится запись различных звуков природы.

8. Беседа по прослушиванию.

Что вы услышали, что представили, какая это пора года, были ли вы в лесу, кто отдыхал на море, где вы слушали звуки моря - вначале или в конце, какие звуки леса вам понравились?

В зависимости от конкретной записи придумываются различные варианты вопросов.

9. Итог занятия.

Что делают наши ушки? Что они слышат? Какие бывают звуки? Подвести итог: звуки природы, звуки предметов, звуки музыки.

Вы знаете, как объяснить ребенку гласные и согласные звуки и буквы? А твердые и мягкие? Воспользуйтесь нашими советами, ведь перед школой вашему ребенку не помешает знать, как характеризовать звуки, это поможет ему с легкостью овладеть программой первого класса.

shkolazhizni.ru

Приступая к обучению, вы должны быть уверены, что ребенок имеет представление о тех органах артикуляции, которые принимают участие в речевом процессе (язык, губы, зубы). С учетом дошкольного возраста, проще научить различать гласные и согласные звуки и буквы в игровой форме.

Как объяснить ребенку гласные и согласные звуки и буквы

«Какие-то гласные и с кем-то совсем не согласные…» Для малыша это звучит необычно. Чтобы ваше домашнее обучение прошло эффективно и без лишней нервотрепки, не спешите. Ловите обещанные рекомендации.

  • Ребенок должен знать разницу между звуком и буквой.

Звуки мы слышим и говорим, буквы – видим и пишем.

  • Начните с изучения гласных.

Они значительно проще по артикуляции и легче воспринимаются. Все просто: их можно петь.

Звук М тоже вполне достоин сольного выступления, но есть разница: при произношении гласных воздух выходит свободно, ему ничего не мешает, язык спокойно лежит во рту, а с согласными он вытворяет чудеса акробатики.

  • Подкрепляйте произносимые звуки графическими образами букв.

Тут фантазия вам в помощь: можно писать, лепить, клеить и выкладывать из макарон или фасоли.

  • Используйте зеркало.

Привлекайте внимание малыша к положению рта при произношении гласных, обращайте внимание на язык и зубы.

  • Придумывайте вместе с ребенком слова, которые начинаются на «поющие» звуки, ищите их не только в устной речи, но и в книгах, на улице и дома.

Куда запропастилась О? Вот же она, замаскировалась под зеркало. Нашли букву, назвали звук.

  • Используйте загадки, отгадки в которых начинаются только на гласные.
  • Приступая к изучению согласных звуков и букв, обратите внимание, что их значительно больше, произносятся они иначе.

Когда мы их произносим, воздух «цепляется» за препятствие в виде зубов или губ. Зеркало в данном случае ваш обязательный помощник.

  • Предложите «пропеть» согласные звуки, фиксируя внимание ребенка на положении органов артикуляции.

Беспокойный язык во время попыток петь постоянно мешает, а зубы вовсе раскапризничались и сомкнулись.

Закрепляем умение различать гласные и согласные звуки и буквы

Когда вы объяснили разницу между гласными и согласными звуками и буквами, обязательно закрепляйте сформированный навык. И снова играйте.

  • По дороге из детского сада придумывайте вместе с малышом слова, которые начинаются на заданный звук.
  • Расчертите лист бумаги на клетки, раскрасьте их красным и синим цветом и предложите разложить буквы из разрезной азбуки по «домикам».
  • * Игра «Внимательные ушки». Инструкция простая: «Если слово начинается на гласный – хлопни, на согласный – топни».
  • Придумайте рецепт необычного блюда, ингредиенты в котором начинаются только на определенные звуки.
  • Убирая квартиру, дайте задание сначала убрать все игрушки, начинающиеся на согласные.

Важное условие! Систематичность и спокойствие.

Ваш позитивный настрой позволит не только научить различать гласные и согласные звуки и буквы, но и сформировать желание учиться.

Как объяснить ребенку твердые и мягкие согласные

Задача не из легких. Если ребенок знает буквы, начните с нехитрой истории о том, как гласные окружили согласные и начали ими командовать. Да-да. На войне как на войне. Эти нахальные гласные решают, каким будет согласный звук, твердым или мягким.

Есть парочка мятежников, на которых это правило не распространяется.

Ц, Ж, Ш бывают только твердыми, а Ч, Щ и Й – мягкие при любых обстоятельствах. Бунтарей вносим в «черный» список и помещает его на самое популярное место в доме, например, на холодильник, чтобы их славные имена отложились в памяти ребенка. Не забудьте про мягкий знак, который так же своим появлением запросто решает судьбу твердых и мягких согласных.

Остальным повезло меньше: если после согласного стоит А, О, У, Э или Ы – звук твердый, обозначается синим кирпичиком или кружочком, если за «пленным» стоит Е, Ё, Я, Ю или И – он мягкий и обозначается зеленым.

Ваши усилия не принесли ожидаемого результата? Привлекайте внимание к положению языка при произнесении парных твердых и мягких согласных.

Предложите превратить твердый звук в мягкий, используя разные гласные: па – пя, са –ся, пу – пю, су — сю и т.д Аналогичную игру можно усложнить, изменяя слова: «угол – уголь», «рад – ряд», лук – люк» и другие.

Если после согласного стоит его такой же на все согласный собрат, звук твердый. Например, в слове «конфета» после «н» стоит «ф». Можно уверенно утверждать, что в данном случае «н» — твердый.

Формируя умение различать твердые и мягкие согласные, вы помогаете ребенку развивать слуховое внимание, фонематический слух, что важно при обучении ребенка чтению и письму. Таким образом вы закладываете фундамент для успешного обучения в школе.

Помните, что русский язык один из самых сложных. Не так просто объяснить ребенку твердые и мягкие согласные. Поэтому не стоит корить своего малыша за ошибки.

Уважаемые читатели! Уверены, что теперь вы знаете, как научить ребенка различать гласные и согласные, твердые и мягкие звуки и буквы. Делитесь в комментариях своими успехами и секретными приемами.

На определенном этапе развития ребенка родители могут обратить внимание на то, что их ребенок не слушается или не желает выполнять какие-то просьбы. Причиной этому может быть и плохой слух, но чаще всего обнаруживается слабо развитая слуховая память. Слуховая память - это необходимый компонент развития ребенка, так как без ее помощи ребенку будет очень сложно осваивать новые знания. Наш мозг сначала распознает услышанную информацию, определяет ее источник, и пытается сохранить ее. Если у ребенка проблемы со слуховой памятью, его мозгу будет сложно это сделать, так не удастся распознать все услышанные звуки и удержать их в голове. Такие дети зачастую невнимательны, им сложно сосредоточиться на чем-то конкретном, они часто отвлекаются. Как объяснить ребенку звуки?

Не стоит тратить время на беспокойство, ведь вы сами можете все исправить, уделив своему малышу больше времени и внимания, и поработать над развитием его слуховой памяти.

Что же в таком случае советуют специалисты?

  1. Каждый вечер, когда вы улаживаете малыша спать, поговорите с ним о том, что сегодня случилось. Пускай он расскажет все, что ему запомнилось, а вы посмотрите, в правильной ли он поочередности называет события дня.
  2. Играйте в ритмы. Выстукивайте их любым предметом или нахлопывайте, а ребенок пусть повторит простой ритм. Попросите и ребенка создать какую-то комбинацию, чтобы вы за ним повторили.
  3. С детства читайте ребенку книжки: сказки, рассказы, знакомьте и с поэзией. Читать нужно четко и внятно, чтобы ребенок слышал разные звуки. Когда он подрастет, можно читать ему стихи так, чтобы он заканчивал строчки.
  4. Слушайте музыку и пытайтесь запомнить слова. Тренируйтесь на новых песнях, которых ребенок еще не слышал. После нескольких прослушиваний (не в один день!) ребенок сможет подпевать и воспроизводить текст песни.
  5. Слушайте аудиокниги. В наше время развитых высоких технологий это не составит труда. Ведь сейчас большинство авторов выдают свои книги в аудио формате. И слушать можно с телефона, планшета, плеера, компьютера и т.д. Самое главное - не просто пассивно слушать, а обсуждать развитие сюжета и задавать вопросы по смыслу, ведь слуховая память активизируется только если используется.
  6. Выучите стишок на память. Учить нужно небольшие стишки и только те, которые ребенок уже читал, и они ему понравились. Составьте небольшой репертуар для ребенка, пусть он их декламирует вам, родственникам и гостям в специально отведенное для этого время. Обязательно организовывать такие ситуации, в которых стихи читают все участники вечера на равных - не выделяйте ребенка, чтобы не смущать его.
  7. И как же без игр! Игры должны занимать почетное место в процессе развития слуховой памяти. Игры могут быть самого различного содержания, главное, чтобы нравились ребенку.

Представим вашему вниманию некоторые из них:

  • «Что дальше?»

Вам необходимо выделить одну комнату в доме для игры. Дайте своему ребенку инструкцию, что он должен сделать. Например: «Зайди в комнату, возьми ложку и спрячь ее под стол». Когда ребенок справится с заданием, поменяйтесь местами и пусть он вам даст такую же точную инструкцию.

  • «Я пошел в магазин и там купил…»

В эту игру можно играть всей семьей, можно даже за столом. Суть игры состоит в том, что кто-то один начинает говорить: «Я пошел в магазин и купил там яблоко». Следующий должен повторить предыдущее предложение и добавить один продукт от себя. Например: «Я пошел в магазин и купил яблоко и банан». Таким образом создаются большие предложения, которые сложно запомнить, но они очень хорошо развивают внимание и слуховую память.

  • «Угадай, кто?»

В эту игру можно играть еще с совсем маленькими детками. Когда вы замечаете, что у ребенка есть проблема с одним или парой звуков, необходимо акцентировать на них внимание. Можно подобрать несколько слов, в которых имеются эти звуки, и пару - в которых нет. Затем нужно внятно прочитать их малышу, а он в свою очередь должен хлопнуть в ладоши, когда услышит нужный звук.

  • «Барабанная дробь»

Эта игра предназначена для определения интенсивности звучания. Она похожа на игру «Холодно-тепло». Ребенок должен отыскать игрушку. Когда он будет далеко от нее находиться, барабан будет звучать тихо и спокойно, когда он будет к ней приближаться, то барабан будет звучать более интенсивно.

  • «Саймон говорит»

Популярнейшая игра в зарубежных странах, которая пришла и к нам. Эта игра развивает не только слуховую память, но внимательность и физическое состояние малыша. Ведущий, он же Саймон, должен давать малышу инструкции, при этом добавляя в начале «Саймон говорит». Например, «Саймон говорит - встань и прикоснись к кончику носа». Ребенок должен выполнить инструкцию. Если же ведущий отдает команду «Подпрыгни и присядь», то ребенок не должен выполнять команду, ведь не прозвучало «Саймон говорит».

Это упражнение можно пройти на сайте IQsha. Оно помогает научить ребенка звукам. Перед собой ребенок увидит несколько картинок и услышит один звук. Ему нужно сопоставить звук и изображение.

Если вы вовремя обратите внимание на развитие слухового внимания и будете регулярно проводить с ребенком подобные занятия и игры на изучение звуков, это поможет ему в дальнейшем хорошо овладевать информацией и, конечно же, хорошо учиться.

Обычно родители говорят, что ребёнок не выговаривает некоторые буквы! К сожалению, родители не всегда понимают разницу между такими понятиями, как «звук» и «буква». Эти термины смешивать нельзя!

Звук – это минимальная, нечленимая единица речевого потока, воспринимаемая ухом. В русском языке различают 42 звука речи.

Буквы – это графические знаки, с помощью которых звуки речи обозначаются при письме. Всего 33 буквы.

Звуки мы произносим и слышим, буквы – видим и пишем .

Для родителей детей младшего и среднего дошкольного возраста достаточно , если малыш запомнит, что буква обозначает звук «Р» и выучит ее, как «Р», а не «эр», «Л», а не «эль», «Ш», а не «ша» и т.д.

Родителям, детей старшего дошкольного возраста и первоклассников, о звуках и буквах нужно знать намного больше.

Звуки делятся на гласные и согласные.

Гласные звуки – при их произнесении воздух во рту проходит свободно, не встречая преград. В русском языке 10 гласных букв (а, у, о, э, ы, е, ё. я, ю, и). Гласных звуков всего 6 – [а], [о], [у], [и], [ы], [э]. Дело в том, что гласные буквы е, ё. ю, я в некоторых позициях обозначают 2 звука:

ё - [й"о], е - [й"э], ю - [й"у], я - [й"а].

Гласные звуки обозначаются кружочком красного цвета. Гласные звуки не бывают ни твёрдыми и мягкими, ни звонкими и глухими Гласный звук может быть ударным или безударным. Гласные образуют слог. В слове столько слогов, сколько гласных.

Согласные звуки – при их произнесении воздух во рту встречает преграды, образуемые языком, зубами или губами.

Согласные звуки бывают :

- твёрдые произносятся твёрдо. Обозначаются кружком синего цвета. Например: [п], [к], [д] и т.д.;

- мягкие – произносятся мягко. Обозначаются кружком зелёного цвета.

Например: [п"]= (пь), [к"]= (кь), [д"]= (дь).

Большинство согласных звуков имеют пару по твёрдости-мягкости. Например: [б]– [б"], [т] – [т"], [л] – [л"] и т.д.

Но есть согласные звуки, которые не имеют пары по твёрдости-мягкости. Они либо всегда твёрдые, либо всегда мягкие:

- всегда твёрдые согласные – [ш], [ж], [ц];

- всегда мягкие согласные – [ч"], [щ"], [й"];

- звонкие согласные – произносятся с участием голоса.

Например: [л], [р],.[д], [м] и др. Для определения звонкости надо приложить руку к «горлышку» и послушать, есть ли «звоночек».

- глухие согласные – произносятся без участия голоса.

Например: [ф], [х] [с], [п] и т.д.

Но есть согласные звуки, которые не имеют пары по звонкости – глухости. Они либо всегда глухие, либо всегда звонкие:

- всегда звонкие – [й], [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [р], [р"];

- всегда глухие – [х], [х"], [ц], [ч"], [щ"].

Необходимо четко знать и различать звуки и буквы!