Золотая осень

Краткое сочинение №1 описание 4 и 5 класс

Одна из самых узнаваемых картин об осени – картина Левитана «Золотая осень». Каждый знает, что на ней изображено: тонкая река, пересекающая березовую рощу, желто-оранжевая березовая листва, глубокое синее небо с облачком, зеленый холм с небольшой деревушкой.

На переднем плане картины пологий спуск реке, над которым нависли две тонкие березки с редкой листвой. Река словно разделяет лето и осень – на левой стороне уже наступила осень, а на правом берегу пока лето. У воды растет зелень и растение с красноватыми листьями. Вода темно-голубая, в ней отражается трава и облако. Чем глубже вдаешься в картину, тем река светлее. У большой березы с густой желтой кроны река поворачивает и течет куда-то за рощу.

Вся картина словно светится изнутри. Она показывает, насколько красивой может быть обычная осень в нашей стране, какая она яркая, солнечная. Пойдет еще немного времени, и листва полностью пожелтеет, а потом и облетит. Пока этого не случилось, нужно ловить момент и любоваться, как это сделал Левитан.

Сочинение №2, 5 класс

Пейзаж «Золотая осень» Исаака Ильича Левитана является одной из лучших его картин. Благодаря наблюдательности и вкладыванию в каждую свою картину душу, его пейзажи у любого посмотревшего вызывает кучу позитивных эмоций и поднимает настроение.

На картине «Золотая осень» перед нами встает обычный русский пейзаж: рощи, поля и река. Небольшая речка четкими вертикальными мазками пересекает все полотно вертикально, на одном из ее берегов раскинулась березовая роща на другом ивы. У берез в роще уже пожелтела листва и при порыве ветра облетает с деревьев покрывая землю осенним ковром. Ивы наоборот стоят еще зеленые как будто борются с осенью. Мне кажется, автор картины специально сделал такой акцент на разделении полотна рекой, на одном берегу расположив ярко огненные березы, которые ассоциируются с осенним настроением, а на другом берегу зеленые ивы, которые символизируют лето. Все это дополняет яркое солнце, которое греет уже не так, и перед нами встает обычное русское «бабье лето».

На картине кроме ив еще много зеленых объектов это и трава на переднем плане, и поле за которым идут деревенские дома, но с первого взгляда кажется, что пейзаж исполнен разными оттенками осени и взор падает в первую очередь именно на пожелтевшие, раскачивающиеся на ветру березки. Именно эти березки показывают красоту золотой осени и от просмотра этой картины на душе становится спокойно и радостно и даже мысли о дальнейших холодах не испортят хорошее настроение. Ведь осень считается, лиричным временим года.

Левитан благодаря своей наблюдательности и чуткости передал на своем полотне настолько истинное состояние природы осенью именно в пору бабьего лета, что эти эмоции возникают, в не зависимости когда мы смотри эту картину. Если зимой то мы еще вспоминаем последние теплые деньки, весной мы задумываемся, что скоро вся зелень вокруг превратится в золото, а летом с радостью думаем, хорошо, что осенью еще будут теплые деньки.

Полное сочинение №3, 4 класс

Кто хоть раз посещал Третьяковскую галерею в Москве, не мог остановиться перед творениями мастера пейзажей И. Левитана, жившего и творившего в России. Художник любил воспевать природу красками, но особенно осенью.

Очень много картин можно насчитать у автора, связанных именно с этим временем года. Самым известным полотном осенней тематики называют пейзаж «Золотая осень». Свое творение гениальный автор закончил в 1895-м году.
Сюжет пейзажа очень прост: стоит великолепный солнечный день, небольшая голубая речка с обеих сторон оцеплена деревьями, украшенными яркой красно-желтой листвой.

Поля и дома маленькой деревни чуть видны вдалеке. А на горизонте лес перекрашен в жёлтый цвет самых разных оттенков, красок золота. Для творчества мастера такие яркие цвета не являются характерными - обычно пейзажи он рисует в спокойных, мягких тонах. Внимание автора картины и наше притянуто именно к желтеющим березам, их листва золотом переливается в лучах солнца.

Золотая осень – именно такое описание художественного полотна приходит на ум, когда смотришь на пейзаж. Красота осенней поры очаровывает, на душе становится спокойно и трепетно. Грусти нет, только любовь к родной природе, к ее великолепию и торжеству пылающих красок опадающей листвы.

Пейзаж «Золотая осень» И. Левитана смело можно назвать шедевром художника, ведь здесь он не только показывает необыкновенную красоту осенней природы, он ее воспевает. Лирическое настроение передается всем. Хочется творить, мечтать, удивлять. Многие великие писатели, поэты, художники, творческие люди любили это время, любят его и сейчас.

Золотая осень создает особое настроение, где даже приход скорой зимы не может его омрачить.
А ведь самому автору гениальное полотно не совсем нравилась. И спустя год он написал другую картину, не изменив названия пейзажа. Но манера исполнения была для него привычной, краски спокойные и ненавязчивые. Картина не была такой успешной и выразительной. Именно не характерные для пейзажиста И. Левитана яркие мажорные краски природы сделали полотно «Золотая осень» шедевром пейзажной живописи.

Еще не раз наше и будущее поколение, любуясь золотыми красками осени творения И.Левитана, будут вспоминать с чувством любви и гордости свои родные места, свои такие близкие уголки природы. Не надо далеко ходить или ездить, стоит лишь внимательно посмотреть вокруг, и красота родного края удивит и очарует.

4 класс, 3 класс.

  • Сочинение по картине Сикстинская Мадонна Рафаэля

    Про эту картину известно, что она точно принадлежит кисти великого Рафаэля. И к тому же, он писал её один, без помощников. Она была написана по заказу для церкви святого Сикста.

  • Сочинение по картине Мавриной Кот ученый (описание)

    Художница Т.А. Маврина сделала целый цикл картин под названием "Кот Учёный". В своих произведениях она изображала кота не привычно ярким. Таким приёмом Т.А. Маврина подчёркивала особенность животного.

  • Сочинение по картине Брюллова Всадница 8 класс описание

    Одним из самых известных потретов, написанных живописцем, считается полотно Всадница

  • Сочинение по картине Колокольчики лесные Жолток 5 класс

    Картина Жолтока «Колокольчики лесные» поражает обилием цветов, красок, наверное, поэтому, глядя на нее, создается такое приятное ощущение. Вроде бы все предельно просто: обычное деревенское окно

  • Сочинение по картине Лактионова Письмо с фронта (описание)

    Картина посвящена тематике Великой Отечественной Войны, которая никогда не будет забыта не одним гражданином нашей страны.

Золотая осень - Исаак Ильич Левитан. 1895. Холст, масло. 82 x 126 см.


Яркий, охристый цвет, перемежёванный с красным и оранжевым, льющийся с полотна, настолько красноречив, что даже не глядя на подпись у рамы, можно легко догадаться – перед нами «Золотая осень» Исаака Левитана.

Картина была впервые представлена на 24-й выставке , и предваряла её скрупулёзная работа. Сначала были созданы этюды с натуры – автор осенью 1895 года жил в усадьбе Горка Тверской губернии, там и искал сюжеты, а закончена уже в .

Сразу привлекает внимание настроение работы. Живописец от элегических, очень тонких и душевных работ вдруг перешёл к пышному, яркому, торжественному пейзажу. Как водится, все значимые события в жизни творца непременно находят свой отклик в его произведениях, и Левитан не явился исключением – его личная жизнь бурлила и была полна страстей во время написания «Золотой осени».

Будучи в близких отношениях с Софией Кувшинниковой, Левитан влюбился в Анну Турчанинову. Она отдыхала в соседней усадьбе. Развился бурный роман, напоминающий прям-таки книжные страсти. Кувшинникова пыталась покончить с собой (слава Богу, эксцентричной особе это не удалось), пылкие увлечения друга открыто осуждали Антон Чехов, и его сестра Мария (в которую живописец в своё время также был влюблён безответно), а сам Левитан жил в ожидании счастья. Чехов также отрицательно высказывался и о работах художника, созданных в этот волнительный период, ругая за излишнюю «бравурность» и декоративность. Эти же комментарии относились и к «Золотой осени» - куда девался тонкий лирик, чуткий художник, рисующий душевные тихие пейзажи?

Сегодня искусствоведы относят представленную картину Левитана к так называемой мажорной серии, куда помимо «Золотой осени» входят работы , и др. А обычным зрителям она нравится за эмоциональность, выразительность и яркие торжественные цвета.

Во время написания этюдов в Горке мастеру были созданы все условия – на берегу озера в усадьбе специально для Левитана была выстроена мастерская, аж, в два этажа. Изображённый на картине пейзаж находился всего в полукилометре от личной мастерской – это река Съежа близ местечка Островно.

Узкая речка с достаточно высокими обрывистыми берегами берёт своё начало у нижнего правого угла холста, чтобы отвести взгляд зрителя прямо к горизонту, сквозь осенний лес к едва заметным полям и деревенским домикам. В тёмных, спокойных водах отражается небо, но при этом оно не по-осеннему спокойно и светло (нехарактерный элемент для Левитана).

Точка зрения выбрана очень удачно, так как она позволяет выстроить широкую панорамную композицию со множеством элементов. Если детально разбирать картину, то можно отметить, что детали на полотне распределены неравномерно – левая сторона более загружена, однако, это не приводит к асимметрическим ощущениям, так как Левитан грамотно «расставил» и сгруппировал все элементы пейзажа.

Как уже отмечалось, выбранная палитра в этой картине не свойственна живописцу – слишком яркие и насыщенные цвета, но продвигаясь вглубь картины, можно заметить, как колорит становится более спокойным и привычным.

Не все разделяли скепсис Антона Павловича Чехова по поводу этой работы. В целом, картина получила массу самых положительных и восхищённых отзывов. Отмечалась пышность пейзажа, эмоциональная наполненность, золотистая красочность. Также эту работу очень любят рассматривать искусствоведы, как пример влияния европейского импрессионизма на творчество Левитана.

Через год после написания «Золотая осень» была куплена Павлом Третьяковым прямо с передвижной выставки. У нового владельца неожиданно возникли проблемы с оформлением сделки, и картина долго ещё кочевала по выставкам передвижников, ожидая пока Павел Михайлович её заберёт. Но в ноябре этого же года, выставляясь в Харькове, её постигло несчастье – тяжёлый медный козырёк калорифера, упав со стены, проткнул полотно насквозь. Спешно были проведены реставрационные работы, и стараниями реставратора Дмитрия Арцыбашева, картина вновь приобрела первозданный вид. Хотя сам Левитан очень волновался – состоится ли обещанная сделка, в связи с этим печальным происшествием, но Третьяков не отказался от «Золотой осени» и сразу после покупки передал её в дар своей галереи, где картина находится и по сей день.

Красота русской природы всегда притягивала внимание поэтов, писателей, композиторов и художников. Поэтому многие мастера живописной кисти обращались к этой теме. Один из таких непревзойденных мастеров живописи является И.И. Левитан. В его картинах четко и ясно прослеживается любовь и восхищение родной природой.

Одна из его полотен называется «Золотая осень». Эта пейзажная репродукция была создана замечательным художником в 1895 году и, несмотря на то, что прошло так много времени, она до сих пор вызывает чувства восхищения созданным Левитаном шедевром. Ведь его осенний пейзаж яркий и солнечный. Ни одного человека он не сможет оставить равнодушным.

Поэтому можно по праву назвать И. Левитана художником настроения, как часто называли его современники. Он мог искусно передавать красоту своего родного края, показывать ее так, что не полюбить ее было бы невозможно. Проникая в сердце каждого, он учит не только видеть прекрасное, но и показывает, как это надо ценить.

Это картинное полотно Левитана оказала столь огромное впечатление на И. Третьякова, которая сразу же приобрел ее для своей художественной коллекции. В современном мире искусства эту картину можно увидеть в Третьяковской галерее. В ней она считается настоящим достоянием.

На картине Левитана «Золотая осень» изображена осенняя березовая роща, которая изменчива и неповторима в своём наряде. Привлекает внимание передний план картины, где уютно расположились две небольшие осинки, на которых уже успели опасть почти все листочки. А вот берёзки, которые мелькают своими золотистыми вершинами. На картине они расположены чуть в сторонке от основного пейзажа. Но всё внимание, конечно же, обращено на чудесную берёзовую рощу, которая удивляет своим необыкновенным убранством золотого цвета.

Стволы берёз белоснежного цвета, а сами деревья изображены так, словно они одеты в яркие наряды, у которых необычный желто-оранжевый оттенок. Если внимательно вглядеться в картину, то можно заметить, что берёзовые листья изображены художником так, будто они трепещут на ветру. Освещёнными лучами солнцами они ярко переливаются и блестят. Так создается образ золотых украшений на деревьях-девушках.

Одна из таких красавиц-берёз стоит на правом берегу реки, вдалеке от своих подружек. Поэтому она кажется такой одинокой. А вот речная вода неподвижна и холодна. Художник поместил речку на своей картине справа, чтобы березовая роща смогла отражаться в зеркальной глади. Но что же еще отражается в реке? Это и небо, огромное, светлое, голубое, по которому плывут огромные белые облака.

Отражаются в зеркально чистой речной воде и ветви кустарника, который разросся на берегу реки и под лучами солнца теперь переливается красноватыми цветами и оттенками. Но именно этот нежный и удивительный куст позволил художнику украсть и разнообразить левый берег реки.

Спокойная и умиротворенная речная гладь позволила художнику Левитану дополнить пейзаж, который он смог так точно и так удивительно передать. Автор художественного полотна смог несколькими цветовыми гаммами показать все красоту и прелесть осеннего пейзажа. Справа от воды стоят прекрасные ивы, ветви которые низко опустились к реке. Они еще не потеряли свою былую красоту и теперь, несмотря на то, что все золотое, они все-таки стоят, как и прежде, зеленые. Они создают очаровательный контраст между осенью, которая уже наступила, и летом, которое уже ушло.

Но лето уходит и прощается, а осень лишь только сильнее завоевывает новые территории. Происходит незримое сражение между временами года и это, конечно же, отражается на природе, которая преображается и меняет свой наряд. Левитан показывает, как осень постепенно одерживает победу над летом: зелень стала не такой яркой и насыщенной, она уже не сочная, и сильно отличается от того состояния, в котором была совсем еще недавно, в летнюю пору.

Вся земля укрыты травой, но и она подчинилась осени и пожелтела. Но все-таки кое-где еще мелькают зеленная травяная прядь, как небольшое упоминание о лете. И вот в этот чудесный и необыкновенный травяной ковер вплетаются новые элементы — опавшие листья, которые багряного и желтого цвета. Художник для изображения травы подобрал насыщенные и яркие краски, и на траве кое-где можно увидеть темные пятна, которые появились как тень от деревьев.

Стоит обратить внимание и на задний план картины Левитана. Здесь можно увидеть не только леса и поля, которые были засеяны озимыми, но далекие и практически невидные дома. Поля кажутся такими, как будто наступила весна, так как везде видна зелень, сочная и насыщенная. Но тут же художник делает резкий контраст и переходит к желтым и коричневым цветам, которые возвращают к реальности и показывает, что все-таки в природе уже наступила осенняя пора.

Интересная и очаровательная картина известного и великолепного художника И.И.Левитана создает прекрасное лирическое настроение. Краски полотна «Золотая осень» радует своими необыкновенно яркими оттенками, которыми так радует осенняя природа. Именно этот живописный пейзаж помогает волшебной кисти мастера живописи пробуждать искреннюю любовь к родному краю. А как восхитительна и прекрасна эта картина! От красоты природы, изображенной Левитаном, невозможно оторвать взгляд.

Просто удивительно, как природа смогла сотворить такое чудо, и теперь она восхищает всех, заставляет быть внимательнее к тому, что нас окружает. Именно Левитан своей картиной показывает, что стоит обращать внимание не только на общий пейзаж, но и рассматривать мелкие подробности и детали, которые как раз и помогают создать особое и даже поэтическое настроение.

Поэтому осень и помогала, а иногда даже пробуждала в сердцах многих поэтов и писателей желание творить. Среди них можно назвать таких известных и великих людей, как Михаила Пришвина, Александра Пушкина, Константина Паустовского и других. У всех у них есть прекрасные произведения, посвященные осенней поре и ее естественной и необычной красоте, которую невозможно не полюбить.

Картина «Золотая осень» призывает людей не проходить мимо прекрасного, обратить внимание на природу, увидеть ее сказочную и неземную красоту. Художник призывает людей беречь самое ценное, которое было создано природой и то, что нужно сохранить для новых будущих поколений.

Сегодня мы будем писать сочинение по картине Исаака Ильича Левитана, которая так и называется «Золотая осень». Осень была самым любимым временем года для Левитана, и он посвятил ей больше сотни картин. Одной из самых любимых публикой картин является эта Золотая осень, хотя она и не столь характерна для творчества художника - она нарисована слишком ярко, смело, мажорно, в то время как в других картинах преобладало грустное настроение. Левитан создал эту картину в 1895-м году. На полотне художник изобразил природу в окрестностях реки Съежа, протекающей вблизи деревни Островно. Возможно, что и сам Левитан был не вполне удовлетворен картиной, и через год написал еще одну картину с тем же названием, но уже в более нежных красках.

Чтобы написать самое лучшее сочинение, нужно сначала хорошо обдумать тему и ответить для себя на некоторые вопросы.

  1. Представьте себе, что мы пошли на прогулку в эту картину. Куда мы пришли? (на опушку леса) Что обозначает слово «опушка»? (край леса)
  2. Докажите, что на картине изображена осень. (листва пожелтела, но еще не опала, пожухла трава)
  3. Какое настроение было у художника, когда он писал свою картину? (бодрое, жизнерадостное, жизнеутверждающее)
  4. Какие краски преобладают в описании осеннего пейзажа? (желтые, золотистые, теплые краски леса и холодные - воды)
  5. Что изображено на переднем плане? (Вдоль всей картины протянулась небольшая речка. Она немного изгибается и удаляется в глубину луга. У одиноко стоящей берёзы река резко поворачивает влево).
  6. Сравните цвет воды в речке у левого берега с цветом на дальнем плане. (У левого берега вода темная, а дальше становится светло-голубая). Почему? Как вы думаете? (Лучи солнца освещают задний план картины, в воде отражается небо, а на переднем плане мы видим всю глубину реки.)
  7. Что растет по берегам речки? (По краям речки растёт побуревшая трава. Слева растут молодые берёзки с тонкими стройными стволами. Берёзки сплошь покрыты золотой листвой. На тёмном фоне видим растущий красновато-розовый куст).
  8. Какие деревья изобразил художник с левой стороны от реки? (Золотые березки и 2 осинки)
  9. Почему осинки можно назвать трепетными? Как разукрасила их осень? Что еще можно сказать про осинки? (Они собрались на пригорке, греются на солнышке в последних лучах солнца, любуются окрестностями)
  10. Какие деревья изображены вдали? (березки, они водят хоровод, радуются осени)
  11. Почему осень на картине названа золотой? Объясните выражение: «В багрец и золото одетые леса». Что это значит?
  12. Когда лес бывает золотым, таким, как он изображён на картине Левитана, в начале осени или в конце, в сухую или дождливую погоду?
  13. Какой наряд подарила березкам осень? (Осень накинула на них легкие сарафаны)
  14. Все ли деревья одеваются в золотой наряд? Какие деревья остаются зелёными? Какие становятся красными?
  15. Какое одинокое дерево растет на правой стороне реки? (это тоже береза)
  16. Какого цвета наряд у этой березки? (она вся золотая)
  17. Чем отличается ее окраска от окраски других деревьев? (одинокая береза стоит вся золотая, а на других березках и осинках еще мелькает зеленый лист)
  18. Какие деревья остаются зелеными, не хотят одевать золотой наряд? (деревья на правом берегу реки)
  19. Что мы видим на высоком берегу вдали картины? Почему крестьянские дома такие маленькие? (На заднем плане мы видим поля, засеянные озимыми, и крестьянские постройки. А за ними тянутся леса, сливающиеся на горизонте с небом. Удаленная деревня подчеркивает, усиливает тишину, спокойствие, воцарившееся в природе.)
  20. Какие чувства, желания испытываете вы, когда смотрите на эту картину? (Обычно осень – время увядания природы – вызывает чувство печали и тоски. Но если установится сухая, теплая погода, и лес оденется в свой золотой наряд, то сама красота осенней природы вызывает чувство бодрости, жизнерадостное настроение.)
  21. Докажите, что день, изображенный на картине, солнечный и теплый. (небо ясное, ветра нет, в лесу тихо, деревья освещены солнцем, солнечные зайчики на траве, на реке)
  22. С помощью чего художник добивается появления у нас чувства радости, покоя? (показывая чистые, яркие краски – голубые, желтые, художник создает у нас праздничное настроение. Солнышко желтого цвета, нам от солнышка тепло, на картине много желтого цвета, листья желтые, от них тоже как будто идет тепло)
  23. День теплый солнечный, но посмотрите на реку. Что можно сказать о ней? (вода у берега темная, в ней отражается трава, вода темная, как в омуте, очень холодная) Хотя день и солнечный, но вода уже не манит своей прохладой. Пришла осень.
  24. А что видно на высоком берегу вдали? Чем осенью может быть засеяно поле? О чем говорят эти озимые всходы? (Чтобы мы не грустили. Пройдет зима, придет весна, и опять все кругом зазеленеет)
  25. Какое чувство, присущее всем нам, вызывает эта картина? (чувство гордости за нашу Родину. Это наша родная природа, наша река, наш лес)
  26. Какое впечатление на вас производит картина? Что в ней особенно красиво?

План сочинения по картине Левитана Золотая осень

В любом сочинении у нас должно выделяться 3 части: вступление, основная часть и заключение. Будем придерживаться этого принципа и в сочинении по картине Золотая осень Левитана.

  1. В первой части напишем о том, как называется картина, кто её автор, к примеру: «Передо мной картина известного художника…»
  2. Во второй части начнем описывать картину - реку, берёзки, небо, поле, дома, например начнем так: «На картине изображена ранняя осень…»
  3. В заключении выразим свое отношение к картине. Можно начать третью часть сочинения следующим образом: «Когда я смотрю на картину, то у меня возникает чувство…» или «Мне эта картина нравится тем …»

Красочные определения к словам

Эти слова очень украсят ваше сочинение по картине:

Пора (осень) дивная, восхитительная, чудесная, прекрасная, золотая.

День – солнечный, замечательный, чудный.

Воздух – свежий, чистый, прозрачный, как стекло.

Синонимы к словам:

Картина - полотно, репродукция, произведение.

Художник – пейзажист, живописец, мастер.

Создает – пишет.

Сияет – сверкает, блестит, играет.

Вот уже по этому плану любой ученик 3-4 и особенно 5 класса может написать отличное сочинение, стоит лишь немного пофантазировать. От класса к классу сочинение будет отличаться объемом. Для 3 класса это 9 – 10 предложений (50 – 60 слов), 4 класс 11 – 12 предложений (70 – 80 слов), 5 класс - не менее 100 слов.

Примеры сочинений Золотая осень. Левитан.

3 класс

Передо мной картина знаменитого художника Левитана. На ней мастер изобразил свое любимое время года - осень.

В пейзаже преобладают теплые, золотистые краски. На картине изображена опушка леса. Одетые в желтую листву березки выделяются на фоне голубого неба. Две трепетные осинки, как подружки, притаились на краю рощи. Они уже сбросили свою листву. Через рощу бежит речка. Вода в ней темная, потому что холодная. Вдалеке вода светлее, в ней отражается синева неба. Река течет к деревеньке, которая видна на холме.

Когда я смотрю на эту картину, у меня возникает чувство гордости за нашу Родину. Наша природа очень красива!

4 класс

"Золотая осень" - одна из самых известных картин Левитана. На ней художник изобразил яркий осенний пейзаж.

Теплые, золотистые краски леса на картине перекликаются с холодной синевой воды. Слегка пожухлая трава и деревья, одетые в яркие сарафаны, говорят о том, что осень наступила совсем недавно. Березки, как подружки, собрались в хоровод на опушке леса. Они рады осеннему солнышку. Еще немного, и последние золотые листочки с них опадут на побуревшую траву. Греются на солнце две стройные осинки у реки. Они как-будто шепчутся друг с другом. Река несет свои свинцовые воды вдаль и резко поворачивает за лесом. На правом берегу реки березки еще не надели осенние наряды. На холме, за полями, виднеется деревня. Но она не нарушает всю эту осеннюю красоту.

На картине березовая роща изображена как в жизни, такой, какой она бывает теплой ранней осенью. Мне очень нравится эта картина, потому что она создает радостное настроение.

5 класс

Река Съежа близ деревни Островно покорила не только сердце Левитана. Благодаря картине "Золотая осень" ее осенний пейзаж полюбил весь мир.

Березы оделись в золотистые сарафаны из осенних листьев. При малейшем дуновении ветерка листочки падают, кружатся в воздухе и медленно опускаются на пожелтевшую траву. Две осинки-подружки уже совсем растеряли свои украшения и скромно притулились у берега реки. Склон, на котором они стоят, ведет к воде. Вода темна, спокойна и холодна, она уже не манит к себе своей прохладой. Лишь вдали в ней отражается лазурное небо. Вдоль русла реки художник уводит взгляд зрителя далеко в глубину картины. Стоит на берегу одинокая береза, нарядная, золотая. Плывут по воде ее точеные листья. Роща на правом берегу еще не успела одеться осенним убранством. За лесом видны изумрудные поля озимых. За полями виднеется крестьянская деревня. Но она не нарушает всю эту осеннюю красоту и тишину, воцарившуюся в природе. Воздух чист и прозрачен.

Картина рождает в нас прилив бодрости. Мы словно сами прошли по берегу реки, тронули плечом березку, и она осыпала нас легкими листьями. И мы понимаем, что природа вечно жива и вечно прекрасна.

Когда сочинение готово, нужно проверить:

  • есть ли в предложении подлежащее и сказуемое (главные члены предложения);
  • правилен ли порядок слов;
  • правильно ли связаны слова по смыслу;
  • не повторяются ли одинаковые слова и выражения;
  • правильно ли написаны слова и поставлены знаки препинания.

Красота – вокруг нас, в привычном течении повседневной жизни, в окружающей нас природе. Нужно только уметь видеть и радоваться сияющему великолепию красок. Левитан писал: “Вот что нужно пейзажисту – понимать разговор воды и деревьев, слышать, как вода рассказывает. Какое это великое счастье!” И как прекрасно, что мы имеем возможность соприкоснуться с этим великим счастьем, через творения такого мастера, как Исаак Левитан.

Планируемые результаты

Предметные

  • уточнение знаний о структуре текста, о связи между его частями;
  • устно и письменно в связном тексте пе­редавать свои мысли, свою позицию;
  • совершенствование умения располагать материал в нужной последова­тельности, составлять план и придерживаться его;
  • развитие у детей самостоятельного, творческого, логически стройного мышления, точной и выразительной связной речи;
  • развитие воображения, наблюдательности.

Метапредметные

Формирование умений:

  • прогнозировать содержание будущего текста;
  • планировать работу по накоплению необходимого материала, используя дополнительную литературу;
  • обобщать полученную инфор­мацию;
  • осознанно строить синтаксические кон­струкции и связный текст, оформлять свои мысли в письменной форме;
  • учить принимать позицию собеседни­ка, проявлять уважение к чужо­му мнению, проверять себя и самостоятель­но оценивать свои достижения

Личностные

  • воспитание творчески мыслящей личности;
  • пробуждение эмоциональных чувств (чувства радости и печали, чувства восхищения красотой нашей Родины);
  • воспитание патриотических чувств (любить природу – значит, любить Родину).

Подготовка к уроку (начинается за 2-3 недели до написания сочинения).

1. Экскурсия в осенний парк.
2. На уроках чтения подбирается материал из произведений русской литературы (прозы и поэзии) об осени.
В дополнительную тетрадь детьми выписываются понравившиеся предложения, отрывки, образные выражения.
3. Заучивание наизусть.
4. На уроках русского языка для отработки текущего материала используются примеры из классической литературы.

1. Зрительный диктант

Особенно красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна раскрашенных кленов, осин. Медленно кружатся в воздухе, падают с берез пожелтевшие легкие листья. От дерева к дереву протянуты серебристые нити липкой паутины. Тихо в осеннем лесу.
(По И. Соколову-Микитову).

2. Расставьте знаки препинания

Хорошо в осеннем цветистом лесу долго не хочется уходить из него прощаться с золотыми осенними днями.

3. Из слов каждой строчки составьте предложения

  • Золотая, наступила, осень
  • Погода, солнечная, и, стоит, ясная.
  • Солнце, ярко, светит, греет, но, мало.
  • В, осень, лес, забрела, осень.
  • Она, оранжевые, надела, жёлтые, на, багряные, деревья, платья.
  • На, молоденькие, накинула, березки, легкие, осень, сарафаны, а, осинки, на, стройные, платья, чудесные, ярко-красные.
  • Хорошо, в, тихо, лесу, осеннем.

4. Письмо по памяти

Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осеннем только дуб зеленый.

3. Федоровская

Оборудование урока.

  • Репродукция картины И. Левитана «Золотая осень».
  • Индивидуальные карточки для орфографической работы.
  • Конверты с эпиграфами.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

2. Актуализация знаний

– Назовите времена года. Какое время года у вас самое любимое? Почему?
– Давайте подберём к каждому времени свой цвет. Начнем с весны.
– Каждое время года прекрасно и интересно по-своему. Сегодня на календаре сентябрь, поэтому мы посвятим урок осени.

3. Вступительный рассказ учителя

Природа – великий мастер. У каждого времени года своя палитра красок и оттенков!
Осень – особенная пора, когда в течение трёх месяцев постоянно меняется пейзаж. Осень – это листопад и шуршание листьев под ногами, свежий, насыщенный запахами земли и листочков, воздух. Это сочетание ярких, но не очень прочных красок.
Многие поколения художников, композиторов, поэтов и писателей любили осень. Каждый из них открывал в ней те или иные пленявшие его черты и пытался передать любовь к ним.
Одним из таких художников был Исаак Ильич Левитан.
Левитана можно назвать «открывателем» красот нашей русской земли, тех красот, что находятся рядом с нами и каждый день и час доступны нам. Вглядываясь в картины Левитана, мы понимаем, что все написанное этим превосходным художником мы много раз уже видели вокруг себя. Сила Левитана заключается в том, что он заставляет всмотреться в природу и передает нам свою любовь к ней.

4. Сообщение темы урока

– Сегодня на уроке мы с вами будем писать сочинение по картине И. И.Левитана «Золотая осень». Давайте запишем тему урока в тетрадь.

5. Предъявление репродукции картины и её рассматривание

– Посмотрите внимательно на эту картину. Она была написана в 1895 году. Сейчас она хранится в Третьяковской галерее. На ней изображен простой русский пейзаж, какой мы встречали, бывая за городом, но, вероятно, не всегда долго останавливали на нем свое внимание. Левитан очень достоверно подметил русское раздолье, простор лесов и полей, красоту осеннего пейзажа. От картины веет спокойствием, тишиной. Хочется самому очутиться около этой речки, посидеть на берегу, погреться на ещё тёплом солнышке и полюбоваться русской природой.

– Как вы думаете, почему художник назвал её «Золотая осень»?

6. Анализ картины

– Какое время года изобразил художник на картине?
– Это начало осени или ее конец? Почему вы так решили? Что вам помогло это понять?
– Какой день на картине?
– Дайте описание воздуха, облаков.
– Послушайте, как об этом сказал писатель Б. Тимофеев.
«Над головой раскрывается необычайно синий, бездонный купол небес. Не видно конца прозрачным далям».
– Какие деревья изобразил художник с левой стороны реки и вдали?
– Какие осинки? Березки? (трепетные, стройные). Почему лучше назвать деревья с уменьшительно-ласкательным значением?
– Какой наряд подарила им осень?
– Все ли деревья оделись в золотой наряд?
– Какими показал художник лесные полянки, пригорки, дальние поля?
– Что пересекает рощу? Подберите имена прилагательные, чтобы описать её.
– Чем осенью может быть засеяно поле? Как называют поля, засеянными под зиму?
– Что чувствуете вы, глядя на эту картину?

7. Составление плана (коллективно)

– С чего надо начать своё сочинение? (Со вступления)
– О чём будете писать в основной части?
– Чтобы картина осеннего дня была полной, о чём надо обязательно на­писать?
– Чем вы закончите своё сочинение?

Примерный план.

I. Художник И. Левитан и его картина.
II. Осенний день в картине.
1. Небо, воздух.
2. Деревья в чудесном наряде.
3. Лесная речка.
III. Какие чувства вызывает картина?

Выбор эпиграфа (детям предлагается на выбор 3 эпиграфа).




В багрец и в золото одетые леса…» А.С.Пушкин

«И в осени своя есть прелесть. Блещет день.
Прозрачны небеса и воздух…» П.А. Вяземский

«Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…» Ф.И.Тютчев

8. Лексическая и орфографическая подготовка

Третьяковская галерея.
Изобразил. Написал.
Чудесный – лучезарный – прозрачный – теплый.
Нежно – голубое, бирюзовое.
Розоватые, легкие.
Золотые, трепетные, разноцветные, лимонные.
Вдали, озимые поля.
Извилистая – холодная – небольшая.

Сегодня я предлагаю вам II варианта написания сочинения:

I – традиционный, когда вы описываете картину так, как вы её видите в классе или в музее, т.е. со стороны.

II – творческий, более сложный, он потребует от вас фантазии, творческого воображения. Я предлагаю вам перенестись в 19 век и представить себя на месте Левитана. Как будто это вы стоите на берегу речки и наблюдаете за осенним пейзажем, но только в вашей власти будут не кисти и краски, а слова, предложения и ваши чувства.
Это сочинение нужно писать от 1-го лица. Подумайте, выберите свой вариант и начинайте писать!

9. Запись текста. Самопроверка.

Памятка по написанию сочинения по картине Левитана «Золотая осень»

I часть. В начале своего сочинения напишите, кто автор картины, как она называется. Если знаешь, то напиши, в каком году она написана и где хранится сейчас.
II часть. А теперь внимательно рассмотри картину по следующему плану:

  1. Какой день изобразил Левитан?
  2. Взгляни на небо: какое оно?
  3. Рассмотри деревья. Какие деревья изобразил художник с левой стороны реки и вдали?
  4. Что интересного ты увидел?
  5. Что пересекает рощу?
  6. Какие цвета преобладают на картине? Почему?

III часть. Напиши, какие чувства вызывает у тебя эта картина?

– А теперь прочти свое сочинение и проверь. Если в чем-то ты не уверен – спроси учителя!

Сочинение ученика.

«Унылая пора! Очей Очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…» А.С.Пушкин

В 1895 году тридцатипятилетний художник И.И.Левитан написал великолепную картину «Золотая осень». Сейчас она хранится в Третьяковской галерее.

На этой картине художник изобразил чудесный, солнечный осенний день. По ясному, нежно-голубому небу плывут белые, пушистые облака.

На левом берегу реки растёт жёлто-золотая берёзовая роща. Только две ещё зелёные осинки на солнечном фоне бросаются в глаза. На правом берегу стоит одна, но самая яркая, стройная и юная берёзка. Недалеко от неё находится группа деревьев, ещё не переодевшая свои зелёные платья.

Рощу пересекает извилистая речушка. Она уходит вдаль и скрывается за поворотом. Вода в ней тёмно-синяя и, наверное, очень холодная. Тишина и покой вокруг. Всё как бы готовится к зиме. За рекой раскинулись луга и озимые поля. За ними виднеются деревенские домики.

Художник И.И.Левитан изобразил осень как самую прекрасную пору года. Поэтому картина мне очень понравилась. Красота!

Творческая работа ученицы 4 класса.

Я приехала осенью на дачу.
Пошла за водой в своё любимое место. Пришла с бочонком, набрала воды и хотела идти домой. Но когда я встала на ноги, увидела такую красоту. Что выронила бочонок!
Яркое солнце слепило глаза. По чистому небу плыли облака. Вдаль уходила маленькая, извилистая и холодная речушка. Она вела к холму, на котором раскинулась небольшая деревенька. С одной стороны стояли очень красивые берёзки. Я встала около них, подул ветер, и меня осыпало золотым дождём! Невдалеке выделялись две молоденькие осинки. Они были похожи на две свечки в тортике. А ещё меня поразила высокая берёзка. Она надела жёлтую шубку. А ствола почти невидно!
Я не могла оторваться от этого вида. Но надо было идти домой. Я взяла бочонок и пошла.
Дома я собрала все свои яркие краски и нарисовала картину.