Биография Андерсена

Родился 2 апреля 1805 года в городе Оденсе на острове Фюн (Дания). Отец Андерсена был сапожником и, по воспоминаниям самого Андерсена, «богато одаренной поэтической натурой». Он и привил будущему литератору любовь к книгам: по вечерам читал вслух Библию, исторические романы, новеллы и рассказы. Для Ганса Христиана отец построил домашний кукольный театр, а пьесы его сын сочинял уже сам. К сожалению, башмачник Андерсен прожил недолго и умер, оставив жену, маленьких сына и дочь.

Мать Андерсена происходила из бедной семьи. В своей автобиографии сказочник вспоминал рассказы матери о том, как в детстве ее выгоняли из дома, чтобы просить милостыню... После смерти мужа мать Андерсена стала работать прачкой.

Начальное образование Андерсен получил в школе для бедняков. Там преподавали только Закон Божий, письмо и арифметику. Учился Андерсен плохо, уроков почти не готовил. Гораздо с большим удовольствием он рассказывал друзьям вымышленные истории, героем которых был сам. Этим историям, разумеется, никто не верил.

Первым произведением Ганса Христиана стала пьеса «Карась и Эльвира», написанная под влиянием Шекспира и других драматургов. Доступ к этим книгам сказочник получил в семье соседей.

1815 год – первые литературные работы Андерсена. Результатом чаще всего становились насмешки ровесников, от которых впечатлительный автор только страдал. Мать едва не отдала сына в ученики к портному, чтобы прекратить издевательства и занять его настоящим делом. К счастью, Ганс Христиан упросил отправить его учиться в Копенгаген.

1819 год – Андерсен уезжает в Копенгаген, намереваясь стать актером. В столице он устраивается в королевский балет учеником-танцовщиком. Актера из Андерсена не вышло, но в театре заинтересовались его драматургическими и стихотворными опытами. Гансу Христиану позволили остаться, обучаться в латинской школе и получать стипендию.

1826 год – выходят несколько стихотворений Андерсена («Умирающее дитя» и др.)

1828 год – Андерсен поступает в университет. В этом же году публикуются его первая книга «Путешествие пешком от Гальменского канала до острова Амагера».

Отношение общества и критиков к новоявленному писателю было неоднозначно. Андерсен становится известным, но над ним смеются за орфографические ошибки. Его уже читают за границей, но с трудом переваривают особый стиль писателя, считая его тщеславным.

1829 год – Андерсен живет в нищете, его кормят исключительно гонорары.

1830 год – написана пьеса «Любовь на Николаевой башне». Постановка состоялась на сцене Королевского театра в Копенгагене.

1831 год – выходит роман Андерсена «Путевые тени».

1833 год – Ганс Христиан получает Королевскую стипендию. Он отправляется в путешествие по Европе, по пути активно занимаясь литературным творчеством. В дороге были написаны: поэма «Агнета и моряк», сказка-повесть «Ледяница»; в Италии начат роман «Импровизатор». Написав и издав «Импровизатора», Андерсен становится одним из самых популярных писателей в Европе.

1834 год – Андерсен возвращается в Данию.

1835 – 1837 годы – изданы «Сказки, рассказанные для детей». Это был трехтомный сборник, куда вошли «Огниво», «Русалочка», «Принцесса на горошине» и др. Снова нападки критики: сказки Андерсена объявлены недостаточно поучительными для воспитания детей и слишком легкомысленными для взрослых. Тем не менее, до 1872 года Андерсеном было издано 24 сборника сказок. По поводу критики Андерсен писал своему другу Чарльзу Диккенсу: «Дания - такая же гниль, как гнилые острова, на которых она выросла!».

1837 год – выходит роман Г. Х. Андерсена «Только скрипач». Годом позже, в 1838, написан «Стойкий оловянный солдатик».

1840-е годы – написан ряд сказок и новелл, которые Андерсен издавал в сборниках «Сказки» с сообщением, что произведения адресованы и детям, и взрослым: «Книга картин без картин», «Свинопас», «Соловей», «Гадкий утенок», «Снежная королева», «Дюймовочка», «Девочка со спичками», «Тень», «Мать» и пр. Особенность сказок Ганса Христиана в том, что он первым обратился к сюжетам из жизни обычных героев, а не эльфов, принцев, троллей и королей. Что касается традиционного и обязательного для жанра сказки счастливого финала, с ним Андерсен расстался еще в «Русалочке». В своих сказках, по собственному утверждению автора, он «к детям не обращался». Этот же период – Андерсен все же становится известен как драматург. Театры ставят его пьесы «Мулат», «Первенец», «Грезы короля», «Дороже жемчуга и злата». Собственные произведения автор смотрел из зрительного зала, с мест для простой публики. 1842 год – Андерсен путешествует по Италии. Пишет и издает сборник путевых очерков «Базар поэта», ставший предвестником автобиографии. 1846 – 1875 годы – без малого тридцать лет Андерсен пишет автобиографическую повесть «Сказка моей жизни». Это произведение стало единственным источником сведений о детстве знаменитого сказочника. 1848 год – написана и издана поэма «Агасфер». 1849 год – публикация романа Г. Х. Андерсена «Две баронессы». 1853 год – Андерсен пишет роман «Быть или не быть». 1855 год – путешествие писателя по Швеции, после которого написан роман «В Швеции». Интересно, что в романе Андерсен освещает развитие новых для того времени технологий, демонстрируя хорошее их знание. О личной жизни Андерсена известно немногое. За всю жизнь писатель так и не обзавелся семьей. Зато часто он был влюблен «в недосягаемых красавиц», причем эти романы были достоянием общественности. Одной из таких красавиц была певица и актриса Иени Линд. Их роман был красивым, но закончился разрывом – кто-то из влюбленных посчитал свое дело более важным, чем семья. 1872 год – Андерсен впервые переживает приступ болезни, от которой ему уже не суждено было вылечиться. 1 августа 1875 года – Андерсен умирает в Копенгагене, в своей вилле «Ролигхед».

Ханс Кристиан Андерсен - датский прозаик и поэт, автор всемирно известных сказок для детей и взрослых: «Гадкий утёнок», «Новое платье короля», «Стойкий оловянный солдатик», «Принцесса на горошине», «Оле Лукойе», «Снежная королева», и многих других.

Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в Оденсе на острове Фюн. Отец Андерсена, Ханс Андерсен (1782-1816), был бедным башмачником, мать Анна Мари Андерсдаттер (1775-1833), была прачкой из бедной семьи, ей приходилось в детстве просить подаяние, она была похоронена на кладбище для бедных. В Дании существует легенда о королевском происхождении Андерсена, поскольку в ранней биографии Андерсен писал, что в детстве играл с принцем Фритсом, впоследствии - королём Фредериком VII, и у него не было друзей среди уличных мальчишек - только принц. Дружба Андерсена с принцем Фритсом, согласно фантазии Андерсена, продолжалась и во взрослом возрасте, до самой смерти последнего. После смерти Фритса, за исключением родственников, один лишь Андерсен был допущен к гробу покойного. Причиной этой фантазии явились рассказы отца мальчика, что он родственник короля. С детства будущий писатель проявлял склонность к мечтанию и сочинительству, часто устраивал импровизированные домашние спектакли, вызывавшие смех и издёвки детей. В 1816 году отец Андерсена умер, и мальчику пришлось работать ради пропитания. Он был подмастерьем сперва у ткача, затем у портного. Потом Андерсен работал на сигаретной фабрике. В раннем детстве Ханс Кристиан был замкнутым ребёнком с большими голубыми глазами, который сидел в углу и играл в свою любимую игру - кукольный театр. Кукольным театром Андерсен увлекался и позднее.

Он рос очень утончённо нервным ребёнком, эмоциональным и восприимчивым. В то время физические наказания детей в школах были обычным делом, поэтому мальчик страшился ходить в школу, и его мама отдала его в еврейскую школу, где физические наказания в отношении детей были запрещены. Отсюда навсегда сохранившаяся связь Андерсена с еврейским народом и знание его традиций и культуры; он написал несколько сказок и рассказов на еврейские темы (роман «Only a fiddler (Всего лишь скрипач)» переведен на русский язык).

В возрасте 14 лет Ханс поехал в Копенгаген; мать отпустила его, так как надеялась, что он побудет там немного и вернётся. Когда она спросила причину, по которой он едет, покидая её и дом, юный Ханс Кристиан тотчас ответил: «Чтобы стать знаменитым!». Он поехал с целью устроиться на работу в театр, мотивируя это своей любовью ко всему тому, что с ним связано. Он получил деньги по рекомендательному письму полковника, в семье которого он устраивал в детстве свои спектакли. В течение года жизни в Копенгагене он пытался попасть в театр. Сперва он пришёл домой к известной певице и, от волнения заливаясь слезами, просил её устроить его в театр. Она, чтобы только отвязаться от назойливого подростка, обещала всё устроить, но не выполнила своего обещания. Позднее она заявила Андерсену, что просто приняла тогда его за сумасшедшего.

Ханс Кристиан был долговязым подростком с удлинёнными и тонкими конечностями, шеей и таким же длинным носом. Но благодаря его приятному голосу и его просьбам, а также из жалости, Ханс Кристиан, несмотря на не эффектную внешность, был принят в Королевский театр, где играл второстепенные роли. Его всё меньше и меньше задействовали, а затем началась возрастная ломка голоса, и он был уволен. Ханс Кристиан тем временем сочинил пьесу в пяти актах и написал письмо королю, убедив дать деньги на её издание. В эту книгу входили также стихи. Ханс Кристиан позаботился о рекламе и дал анонс в газете. Книга была напечатана, но никто её не покупал, она пошла на обёртку. Он не терял надежды и понёс свою книгу в театр, чтобы по пьесе был поставлен спектакль. Ему было отказано с формулировкой «ввиду полного отсутствия опыта у автора». Но ему предложили учиться из-за доброго к нему отношения, видя его желание. Посочувствовавшие бедному и чувствительному мальчику люди ходатайствовали перед королём Дании Фредериком VI, который разрешил учиться в школе в городке Слагельсе, а затем в другой школе в Эльсиноре за счёт казны. Это означало, что больше не нужно будет думать о куске хлеба, о том, как прожить дальше. Ученики в школе были на 6 лет младше Андерсена. Он впоследствии вспоминал о годах учёбы в школе как о самой мрачной поре своей жизни, из-за того что он подвергался строгой критике ректора учебного заведения и болезненно переживал по этому поводу до конца своих дней - он видел ректора в кошмарных снах. В 1827 году Андерсен завершил учёбу. До конца жизни он делал в письме множество грамматических ошибок - Андерсен так и не одолел грамоты.

Андерсен никогда не был женат и не имел детей.

В 1829 году опубликованный Андерсеном фантастический рассказ «Пешее путешествие от канала Холмен к восточной оконечности Амагера» принёс писателю известность. Мало что было написано до 1833 года, когда Андерсен получил от короля денежное пособие, позволившее ему осуществить первое в жизни заграничное путешествие. Начиная с этого времени, Андерсен пишет большое количество литературных произведений, в том числе в 1835 году - прославившие его «Сказки». В 1840-х годах Андерсен попытался вернуться на подмостки, но без особого успеха. В то же время он подтвердил свой талант, издав сборник «Книга с картинками без картинок».

Слава его «Сказок» росла; 2-й выпуск «Сказок» был начат в 1838 году, а 3-й - в 1845. К этому моменту он был уже знаменитым писателем, широко известным в Европе. В июне 1847 года он впервые приехал в Англию и был удостоен триумфальной встречи.

Во второй половине 1840-х и в следующие годы Андерсен продолжал публиковать романы и пьесы, тщетно пытаясь прославиться как драматург и романист. В то же время он презирал свои сказки, принёсшие ему заслуженную славу. Тем не менее он продолжал писать всё новые и новые сказки. Последняя сказка написана Андерсеном в Рождество 1872 года.

В 1872 году Андерсен упал с кровати, сильно расшибся и больше уже не оправился от травм, хотя прожил ещё три года. Он скончался 4 августа 1875 года и похоронен на кладбище Ассистэнс в Копенгагене.

Память об Андерсене увековечена рядом скульптур и иных достопримечательностей: в Копенгагене в честь Андерсена установлена статуя Русалочки. Статуи сказочника есть в Нью-Йорке, Братиславе, Москве и Оденсе.
Учреждена премия имени Ганса Христиана Андерсена, победителям которой вручаются золотые медали.
В Люблине существует кукольный театр имени Андерсена.
В городе Сосновый Бор Ленинградской области существует детский игровой комплекс Андерсенград, названный в честь сказочника. Парк развлечений, основной темой которого являются сказки Андерсена, есть в Шанхае.
В 1935 году к столетию со дня издания сказок Андерсена была выпущена серия почтовых марок Дании.
В 2005 году к двухсотлетию со дня рождения Андерсена были выпущены почтовые марки Беларуси и Казахстана.

На острове Фюн . Отец Андерсена, Ханс Андерсен (1782-1816), был бедным башмачником, а мать, Анна Мари Андерсдаттер (1775-1833), была прачкой из бедной семьи.

Он рос очень нервным ребёнком, эмоциональным и восприимчивым. В то время физические наказания детей в школах были обычным делом, поэтому мальчик боялся ходить в школу, и мама отдала его в благотворительную школу, где физические наказания не практиковались . Известно, что этой школой руководил христианин Феддер Карстенс.

Юность

В возрасте 14 лет Ханс поехал в Копенгаген ; мать отпустила его, так как надеялась, что он побудет там немного и вернётся домой. Когда она спросила причину, по которой он едет, покидая её и дом, юный Ханс Кристиан тотчас ответил: «Чтобы стать знаменитым!».

Ханс Кристиан был долговязым подростком с удлинёнными и тонкими конечностями, шеей и таким же длинным носом. Несмотря на его неэффектную внешность, из жалости Ханс Кристиан был принят в Королевский театр , где играл второстепенные роли. Ему предложили учиться из-за доброго к нему отношения, видя его желание. Посочувствовавшие бедному и чувствительному мальчику люди ходатайствовали перед королём Дании Фредериком VI , который разрешил ему учиться в школе в городке Слагельсе , а затем в другой школе в Эльсиноре за счёт казны. Ученики в школе были на 6 лет младше Андерсена. Он впоследствии вспоминал о годах учёбы в школе как о самой мрачной поре своей жизни, из-за того, что он подвергался строгой критике ректора учебного заведения и болезненно переживал по этому поводу до конца своих дней - он видел ректора в кошмарных снах. В 1827 году Андерсен завершил учёбу. До конца жизни он делал в письме множество грамматических ошибок - Андерсен так и не одолел грамоты.

Личная жизнь

Андерсен никогда не был женат и не имел детей. Его сохранившиеся дневники свидетельствуют, что он в конечном итоге принял решение вообще отказаться от каких-либо сексуальных отношений, потому что влюблялся в девушек и женщин, которые либо по каким-либо причинам не отвечали ему взаимностью, либо же он сам в них разочаровывался. Также сохранились его письма, показывающие, что он испытывал однополые романтические чувства как минимум к трём мужчинам, но они остались безответными.

Андерсен, Ганс Христиан (Andersen, Hans Christian) (1805-1875), датский сказочник, автор более 400 сказок, поэт, писатель, драматург, эссеист, автор мемуарных очерков Сказка моей жизни (Mit livs eventir). Родился 2 апреля 1805 в городе Оденсе на острове Фюн. Мать была прачкой. Она мечтала, чтобы сын стал удачливым портным, и научила его шить, кроить и штопать. Отец считался невезучим сапожником и плотником. Больше всего ему нравилось мастерить детские игрушки «из чего подвернется», увлеченно распевать песни, читать сыну сказки из «Тысячи и одной ночи» и разыгрывать с ним сцены из комедий датского драматурга Гольберга. Навсегда поразил воображение Андерсена и его сумасшедший, доброжелательный дед, большой умелец вырезать из дерева фигурки неведомых крылатых зверей и людей с птичьими головами. Его бабушка по материнской линии работала в госпитале для душевнобольных, где маленький Андерсен проводил долгие часы и с увлечением слушал рассказы обитателей больницы. Под конец жизни он написал: «Меня сделали писателем песни отца и речи безумных». Не успев записать сына в городскую школу, родители отдали его на обучение к вдове перчаточника, но после первой порки он взял свой букварь и гордо ушел.

Благодаря спектаклю «Абеллино - страшный бандит», который показывала в Оденсе копенгагенская труппа, Андерсен полюбил театр. Три месяца с помощью отца, который сколотил ему специальный ящик для представления, он придумывал свою первую пьесу, вырезая из чурбачков кукольных артистов, шил костюмы из лоскутков, учился водить на веревочках своих персонажей. Он так и не закончил начальной школы, а читать и писать научился только к десяти годам. В одиннадцать лет получил подарок - том пьес Шекспира и начал разыгрывать сцены из Макбета. После смерти отца семья едва сводила концы с концами, и двенадцатилетнего Андерсена отдали в подмастерья, сначала на суконную фабрику, затем на табачную. Вскоре из Копенгагена в Оденсе приехала труппа, которой для спектакля срочно требовался статист, и Андерсен получил бессловесную роль кучера, уверившись, что театр - его призвание. В 1819 четырнадцатилетний Андерсен, заработав немного денег и купив первые в жизни сапоги, отправился завоевывать Копенгаген. Благодаря помощи покровителей он посещал балетную школу, получал бесплатные уроки латыни, немецкого и датского языков, принялся всерьез за изучение мировой драматургии и поэзии.

И постоянно сочинял, живя по углам и впроголодь. Мечтам о театральной карьере пришел конец после приговора актера Линдгрена: «Чувств у Вас много, но актера из Вас никогда не получится». Преодолевая отчаяние, принялся за трагедию Разбойники в Виссенберге. Первый акт опубликовала газета «Арфа», и он впервые получил литературный гонорар. Вдохновленный удачей, взялся за трагедию «Альфсоль». К этому времени его начинают привечать копенгагенские знаменитости, в том числе физик Эрстед, директор театра Й. Коллин, поэт Раабек, знаменитый драматург Эленшлегер. Благодаря стараниям Й. Коллина получил королевскую стипендию и в 1822 отправился в Слагельсе, где был зачислен во второй класс латинской гимназии, где у него не сложились отношения с ее ректором. Много пишет, и его стихотворения Вечер и Умирающее дитя удостаиваются высокой оценки критики. В 1828 поступил в Копенгагенский университет, где среди начинающих университетских поэтов единодушно был признан первым, по окончании обучения сдал два экзамена на звание кандидата философии. В 1829 вышла первая романтическая проза Андерсена - Путешествие пешком от Холь-мен-канала до восточного мыса острова Амагер, где автор пародировал себя в виде «тощего кота в плаще поверх ночной рубахи». Родоначальник датского водевиля, эссеист Гейберг позже назвал книгу музыкальной фантазией.

Актерское начало, помогающее Андерсену мысленно перевоплощаться в своих персонажей, принесло долгожданные плоды. Его водевиль Любовь на Николаевой башне (1829) имел шумный успех. В 1831 отправился в первое путешествие по Германии, итог которого - эссе-размышление «Теневые картины» (1831) и сборник стихов «Фантазии и эскизы». За два года вышли 4 сборника стихов. В 1833 подарил королю Фредерику цикл стихов о Дании и получил небольшое пособие для путешествия по Европе. Началась его «эра странствий». В Париже познакомился с Генрихом Гейне, в Риме - со знаменитым скульптором Торвальдсеном, здесь же начал писать свой первый роман « Импровизатор.» После Рима отправился во Флоренцию, Неаполь, Венецию, написал эссе о Микеланджело и Рафаэле. В Англии завязывается дружба с Чарльзом Диккенсом.

Во Франции сблизился с Виктором Гюго, познакомился с О. де Бальзаком и Александром Дюма. На стихи Андерсена писали романсы Шуман и Мендельсон. Андерсен подолгу вынашивал каждый замысел, но писал сравнительно быстро, зато помногу раз переписывал и правил, мучаясь жестокими сомнениями. А датская критика обвиняла его в небрежности и подражательстве, литературной неряшливости и убогости сюжетов. При этом жил он весьма бедно, так как доход ему приносили лишь небольшие литературные заработки. Помимо поэтических сочинений, путевых заметок и философских эссе, создает романы «Импровизатор» (1835), принесший ему европейскую известность, «Всего лишь скрипач» (1837), «Быть или не быть» (1857). Признание получили его комедия «Первенец» и остросоциальная мелодрама «Мулат"(1840). Долгая и счастливая судьба выпала на долю пьес-сказок Дороже жемчуга и злата, Бузинная матушка, Оле-Лукойе. Всемирную славу и любовь читателей принесли Андерсену его сказки. В мае и декабре 1835 появились два первых выпуска Сказок, рассказанных для детей. Третий сказочный сборник вышел в апреле 1837.

(Everi, fortalte for born, кн. 1-3, 1835-1837). В сборники вошли хорошо известные русскому читателю сказки Огниво, Принцесса на горошине, Русалочка, и др. С этого времени регулярно публиковались сборники, которые назывались просто Сказки. Расцвет творчества приходится на вт. пол. 1830-1840-х, когда были написаны знаменитые сказки Снежная королева, Стойкий оловянный солдатик, Гадкий утенок, Девочка со спичками, Тень, Мать, Соловей и др. Восприняты и оценены они были далеко не сразу, автора критиковали за ошибки в правописании и новаторство в стиле, за то, что его сказки якобы легковесны для взрослых и недостаточно назидательны для детской аудитории. Зато физик Эрстед сразу после выхода первого выпуска сказок пророчески заметил: «Вот увидите, «Импровизатор» прославит Вас, а сказки сделают Ваше имя бессмертным». Л.Н.Толстой, прочтя сказку Пятеро из одного стручка, отозвался о ней так: «Какая озорная и мудрая сказка. Одной такой хватит, чтобы остаться в истории литературы». Один из парадоксов сказок Андерсена состоит в том, что даже самые печальные и трагические из них обладают удивительным свойством дарить надежду и лечить душу.

Олицетворением самоотверженной любви стала для миллионов людей андерсеновская Русалочка, символ Копенгагена, где ей поставлен памятник. Актуальной вновь и вновь оказывается сказка Новое платье короля, высмеивающая холуйско-рабскую психологию верноподданничества, порождающую культ ничтожных, «голых» королей. Или магическая ирония Калош счастья и насмешливая ассоциативность, тонкий юмор и образность Свинопаса и Принцессы на горошине и Веселого нрава. В лучших сказках высокая поэтика органично переплетается с бесшабашной насмешливостью, а романтическая ирония - с мистикой. Таковы сказки Тень, Стойкий оловянный солдатик, Огниво, Буря перемещает вывески. Уникальность Андерсена в том, он наделил дивным даром не только Русалочку. Он разглядел и с убедительностью воспел силу духа земных хрупких девчонок. Таких, как Герда из Снежной королевы или Эльза из Диких лебедей, чей бескорыстный героизм и жертвенность затмевают деяния даже могучих героев. Ибо вершат их неприметные слабосильные малышки, чьи души пронизывает и двигает великая самоотверженная любовь, увлекающая за собой миллионы детских сердец. Андерсен с достоверностью наделил неодушевленные предметы человеческими свойствами. А главное - душой, тем самым открыв для своего читателя ранее неведомый, безмерный мир, пробудив «чувства добрые» к цветам и деревьям, стершейся монетке и обглоданной щепке, к разгильдяю-троллю или домовому-неудачнику. О бессмертии созидательного начала и реальности чудес повествует притчево-многомерная сказка Лен.

Это история голубого цветка, пришедшего из Древнего Египта, чьи невесомые лепестки подобны крыльям мотылька. С чудесным цветком происходит множество превращений. Вот его высохшие стебли распяты и вытянуты в нити. Из нитей возникает одежда, согревающая в стужу, дарящая прохладу в жару. Но одежда изнашивается. Однако и тряпка годится для мытья полов и стирания пыли. А когда превращается в труху, то из нее творят бумагу. Бумага превращается в книги - вместилища мудрости и света. И даже если книги попадают в огонь, то зола и пепел, удобряющие поля, снова порождают мириады голубых цветов. Все повторяется сначала, славя непобедимость ликующей жизни. Пример сказки, равной высокой, светлой трагедии, сказка-притча Мать. Смерть похитила у матери ребенка. Дабы узнать дорогу к похитительнице, мать дарит свои глаза озеру. Прижав к груди, согревает замерзший терновник, так, что он начинает зеленеть и расцветать.

Свои прекрасные черные волосы она отдает в обмен на седые космы старухи-привратницы, чтобы войти в волшебный сад смерти и спасти свое дитя. Интересовала Андерсена и проблема истинного и ложного в искусстве, о чем повествует сказка Соловей. Оригинальность сказок Андерсена в том, что, вопреки литературным традициям, он использовал в своих историях элементы разговорного языка, сочетал воображаемое с универсальным, взятым из народных легенд, а также в особенностях описания пейзажей - одухотворенных, динамичных и одновременно точных. В сказках «датчанина с впалыми щеками» мы встречаем библейских героев и персонажей из мифов Древнего Египта, Тристана с Изольдой и тех, о ком повествует Коран. Здесь органично слились Запад и Восток и присутствует таинство, которое трудно объяснить, а дано постичь лишь душой. Одни из лучших в мировой литературе детские сказки - они адресованы в равной мере и взрослым, что осознавал и сам автор. Жизнь Андерсена невозможно представить без любви, чаще всего безответной. Последняя и самая глубокая любовь пришла к нему осенью 1843, когда в Копенгаген приехала знаменитая оперная певица Иенни Линд. Казалось, вот оно, столь долгожданное «созвучье душ». Но и эта встреча обернулась для Андерсена душевной болью, и всю жизнь он прожил холостяком. За два месяца до смерти узнал из английской газеты, что его сказки принадлежат к числу наиболее читаемых во всем мире. Умер 4 августа 1875 в Копенгагене. Шведский писатель и драматург Август Стриндберг сказал о нем так: «Мы в Швеции говорим просто Андерсен. Без инициалов. Ибо знаем лишь одного Андерсена. Он принадлежит нам и нашим родителям, он наше детство и наша зрелость. Равно как и наша старость». В связи с 200-летием со дня рождения 2005 объявлен ЮНЕСКО годом Андерсена.