Патриотизм – это особенное эмоциональное переживание своей принадлежности к стране, гражданству, языку и традициям, родной земле и культуре. Подобное чувство предполагает гордость за свою страну и уверенность в том, что она всегда тебя защитит. Это главные критерии в определении, хотя имеются и другие трактовки.

Что такое «патриотизм»?

Слово «патриотизм» переводится с греческого как «отечество», это чувство, суть которого – в любви к своей стране и готовности пожертвовать ради нее всем. Кто такой патриот - личность, каковая гордится успехами и культурой своей державы, стремится сохранить особенности родного языка и традиций. Это – самый распространенный вариант обозначения сути термина «патриотизм», но имеются еще и другие трактовки:

  1. Нравственный показатель, который отличает великодушную личность от низкой.
  2. Гордость за свершения своего народа.
  3. Реальная оценка действий своего государства.
  4. Готовность принести в жертву индивидуальные интересы ради общих.

Бизнес-патриотизм - что это?

В 21 веке чувство патриотизма стало выходить на новый уровень, все громче начинают звучать призывы о формировании групп бизнес-патриотов. Речь не только о том, чтобы отдавать предпочтение отечественным товарам, свою стратегию предложила недавно российская Ассоциация предпринимателей по развитию бизнес-патриотизма. Главной задачей ее лидеры видят всестороннюю поддержку предпринимателей, поскольку доля того же малого бизнеса за границей больше отечественного в несколько раз. Нужны условия для роста в нескольких направлениях:

  1. Образование. Развитие молодежного предпринимательства, проведение мастер-классов.
  2. Поддержка в реализации планов и способствование росту коммерции.
  3. Бизнес-клуб. Место, где можно обмениваться опытом, контактами и наработками.

Национализм и патриотизм - разница

Многие путают понятия «национализм» и «патриотизм», даже в словарях отмечается, что патриотизм – это любовь к родине и своему народу. Опытные лингвисты указывают на такую ошибку в подмене понятий:

  1. Любовь к родине – это чувство к земле, природе, родному языку и государству. Это и есть и патриотизм – расширенное понятия любви к своему дому.
  2. Любовь к народу – широкое понятие любви к родным людям, которая возникает у человека раньше патриотизма. Это уже национализм, осознание приверженности к нации, что прививается от рождения.

Зачем нужен патриотизм?

Почему важен патриотизм? Специалисты считают, что это – естественное психическое состояние, которое выражается в готовности защищать свое от чужого, распознавать его под другой маской. Без патриотизма тяжело выжить, ведь у каждой личности должны быть главные ценности, ради которых реально преодолевать страх и даже идти на смерть. Только благодаря огромнейшему патриотизму, советские люди смогли выиграть Вторую мировую войну, остановить полчища врагов ценой миллионов жизней.

Патриот – это личность, для которого судьба государства – всегда на первом месте. Но подобное отношение появляется лишь, когда человек будет уверен: его страна защитит в тяжелую минуту, окажет помощь семье. Потому нельзя заставить быть патриотами тех, кто выживает в нищете, люди должны иметь, чем гордиться, и что конкретно защищать: свое благополучие, тыл, достижения.

Виды патриотизма

Каким бывает патриотизм? В разные годы этим чувством обозначали различные явления, часто подменяя понятие «любовь к родине» на «любовь к государству». Так появились другие виды патриотизма:

  1. Государственный . Когда интересы державы превыше всего.
  2. Российский, как феномен . В течение многих веков для славян, а потом – и для советских людей, главным было понятие «родина», ее сравнивали с невестой, матерью, которую надо защищать.
  3. Национальный . Основывается на истории и культурном наследии народа, формирование такой любви развивает чувство гордости, стремление преумножать существующие ценности.
  4. Местный . Проявляется в любви к своему селу, городу, улице, дому. Характерной особенностью советской идеологии было воспитание чувств от частного к общему, от верности своему краю до готовности отдать жизнь за свою страну.

Воспитание патриотизма

Развитие патриотизма во все времена было главной задачей идеологов любой страны. Разрабатывались мероприятия с акцентом на примеры героизма, сочинялись песни, корректировались события прошлого. Ребенок должен был расти с мыслью, что его страна – самая лучшая, потому что оберегает, обеспечивает веселое детство, поддерживает в выборе профессии в юности и защищает от невзгод в зрелом возрасте.

Потому большое значение уделяется изучению символики, правовой системы, знакомству с поступками выдающихся людей. Но в стране, где отдачи от государства нет, и личность не видит, что получает взамен на свою готовность жертвовать личным, проблема патриотизма становится особенно острой. Иногда проявляются попытки власть имущих вырастить его искусственно.

Церковь и патриотизм

С давних времен патриотизм и православие были неразрывно связаны, примером тому – благословение церковью на ратный бой защитников отечества. Эта традиция насчитывает тысячи лет, даже в годы Второй мировой войны, когда все советские люди были атеистами, служились особые молебны, а священники собирали средства на покупку танков и самолетов. Если же обратиться к официальным церковным документам, то понятие патриотизма излагается так:

  1. Христиане не должны забывать о своей земной родине.
  2. Быть патриотом – это любить не только родную землю, но и ближних, свой дом, оберегать их. Поскольку жертва за отечество приносится не только на поле брани, но и ради детей.
  3. Любить свой край, как место, где сохраняются вера и православная церковь.
  4. Любить другие народы, как исполнение заповеди любви к ближнему.

Патриотизм - книги

Примеров из жизни героев, которые проявляли настоящий патриотизм насчитывается в тысячи не только в советской литературе. О подобных проявлениях писали многие российские поэты и прозаики, их же излагали в былинах. Самые яркие произведения, посвященные патриотизму:

  1. А. Фадеев. «Молодая гвардия» . Роман о героях-подпольщиках Краснодона в годы Великой Отечественной войны, на нем выросло не одно поколение советских детей.
  2. «Слово о полку Игореве» . Древнее сказание, повествующее о защитниках родной земли во времена враждебных набегов.
  3. Л. Толстой. «Война и мир» . Важные исторические эпизоды 19 века - Отечественной войны 1812 года, с примерами героизма главных героев.
  4. Б. Полевой. «Повесть о настоящем человеке» . Роман о безногом летчике Маресьеве, который сумел вернуться в авиацию, чтобы снова бороться с гитлеровцами.

Национальная идея – это то, что на духовном уровне выделяет одну нацию перед другими, наполняя жизнь особым историческим смыслом. Для благополучных стран, живущих в покое и достатке, такой идеи не требуется – достаточно использовать накопленные человечеством знания. Необходимость национальной идеи возникает в критических ситуациях, позволяя пассионарным народам обретать мессианские черты. Современный мир всё глубже погружается в трясину. Кто найдет выход? Первопроходцам всегда труднее, поэтому не каждый решится стать лидером. Россия решилась, начав «перестройку». Но без идеи заблудилась. Двадцать пять лет «слепые вели слепых». Что дальше?

Термин «нация» означает не родство по крови, а исторически сложившуюся общность людей (народ), объединённую социально-экономическими условиями жизни и культурными традициями. Следует также различать национальную идею и амбициозную цель. Идея имеет более значимую ценность. Например, в советские годы целью коммунизма ставилось достижение наивысшей производительности труда. А национальными идеями были: уничтожение эксплуатации человека человеком, строительство бесклассового государства, создание многонациональной державы на принципах равноправия народов, борьба за мир во всём мире.

Для либеральной России актуальность национальной идеи почувствовал Борис Ельцин, поставивший в 1996 г. перед правительством задачу её разработки в течение года. О задаче вскоре забыли. Егор Гайдар считал российской идеей «…уникальный шанс стать республикой западного типа» . Замысел оказался недостойным тысячелетней истории.

В 1999 г. Владимир Путин на встрече с писателями заявил: «У страны давно нет ясных ориентиров развития. И в области экономики, и в области социальной политики, и в области борьбы с преступностью, даже в области международных дел». Для разработки идеологической стратегии создали центр – с рабочими группами по всем направлениям .

К 2004 г. решили – ответ найден, национальным ориентиром была объявлена конкурентоспособность. «Нам нужно быть конкурентоспособными во всем. Человек должен быть конкурентоспособным, город, деревня, отрасль производства и вся страна. Вот это и есть наша основная национальная идея …» . А в качестве амбициозной цели президент объявил удвоение за десять лет валового внутреннего продукта (ВВП).

Однако вскоре стало очевидным, что с выводами поспешили. В 2007 г. на встрече с красноярскими рабочими Путин признал, что у партии «Единая Россия», лидером которой он являлся, «…нет пока устойчивой идеологии, принципов, за которые подавляющее большинство членов этой партии готовы бороться…» . Но её не было и у президента. Позже он даже усомнился в серьёзности такого документа, о чём свидетельствует ироничная фраза, сказанная в Послании Федеральному собранию: «А у нас с вами, в России, есть ещё такая старинная русская забава – поиск национальной идеи…. Этим можно заниматься всегда и бесконечно» .

В 2011 г. на вопрос журнала VIP-Premier «Нужна ли России национальная идея?» ответ был иной: « Мне очень часто задают этот вопрос, и я позволю себе повториться и процитировать Александра Солженицына, который однажды назвал нашей национальной идеей «сбережение народа». В этой фразе … и заключена главная цель современной России, всех преобразований … " . В действительности же внедрение либеральных реформ привело к сверхсмертности при Ельцина около 5 млн человек, при Путина – 6 млн; потери от снижения рождаемости достигли 18 млн потенциальных жизней.

При президенте Дмитрии Медведеве стали говорить о качестве жизни как национальной идее, о необходимости сделать Россию самой привлекательной для проживания страной. «Задача повышения качества жизни российских граждан – это первейшая задача государства, важнейший приоритет развития нашего общества» . Для контроля над эффективностью государственной деятельности была введена поправка в Конституцию (ст. 103, п. в), требующая ежегодного отчёта правительства перед Государственной Думой. Однако из-за неразработанности критериев качества жизни и отсутствия стандарта отчёта всё свелось к пустопорожним разговорам.

Ещё одной версией национальной идеи и вектора государственного развития был образ России как «великой энергетической державы». Со слов Путина, стране необходимо достичь статуса лидера мировой энергетики, превратиться в важнейшую энергетическую державу планеты. «И для ее решения недостаточно лишь наращивать объемы производства и экспорта энергоресурсов. Россия должна стать инициатором и «законодателем мод» в энергетических инновациях...» По этому поводу Владислав Сурков употребил понятие «энергетическая сверхдержава» . На поверку её реализация отождествилась с «большой бензоколонкой», унизительное положение которой обнаружилось с падением цен на энергоносители и введением западных санкций.

В результате в 2016 г. на встрече с активом «Клуба лидеров» президент вынужден был признать – нам не удалось выработать объединяющей идеи. Последним прибежищем оказался патриотизм. «У нас нет никакой, и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма» .

Что такое патриотизм? В широком понимании – это любовь к Родине, своему народу, а в узком понимании – любовь к месту рождения и проживания. Но чувство патриотизма присуще всем народам, поэтому оно не может стать русской национальной идеей. По определению Владимира Ленина, патриотизм – «..одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями обособленных отечеств» . Любовь к матери, семье, малой родине, Отечеству - это условие существования любого нормального человека, врождённый рефлекс. И настолько сильный, что от ностальгии люди умирают. Его истоки уходят в генетические механизмы животного мира. Известен рефлекс импринтинга, «привязывающий» рождающихся особей к месту рождения, обеспечивая тем самым его охрану от посягательств чужаков. Фактически – биологический прообраз социального патриотизма, как и этики, о чём писал Пётр Кропоткин .

Нередко любовь к Родине ошибочно отождествляют с гордостью за неё. Но разве стыд за совершаемые страной ошибки и желание их исправить не есть более ценное патриотическое чувство? Разве писатели Некрасов и Салтыков-Щедрин, художники Перов и Федотов не были патриотами? У современной России – самое несправедливое в развитом мире распределение доходов . Этим следует гордиться? Или надо презирать, пытаясь восстановить справедливость?

Зачастую любовь к стране отождествляется с любовью к государственным руководителям, как звучит во фразе заместителя главы президентской администрации Вячеслава Володина «Есть Путин – есть Россия. Нет Путина – нет России» . Получается, кто не любит Путина, тот не патриот. Из Общественной палаты РФ уже поступило предложение штрафовать за оскорбление патриотических чувств . Михаила Лермонтова точно оштрафовали бы за слова «Прощая немытая Россия, Страна рабов, страна господ». Не за горами – уголовное преследование за критику первых лиц государства. Но разве у высших руководителей не бывает опасных ошибок? Желание Отечеству добра, как показала история, не спасает от причинения ему зла. Патриотом Германии был Гитлер, любовь которого к немецкой нации обернулась гибелью шести миллионов соотечественников. Кто в то время был большим патриотом: миллионы почитателей фюрера или антифашистская оппозиция (Тельман и др.)? Патриотизм Сталина обошёлся советскому народу расстрелянными около миллиона граждан. Можно ли тогда считать не патриотами антисталинскую оппозицию (Тухачевский и др.)? Лев Толстой писал на эту тему: «Патриотизм в самом простом, ясном и несомненном значении своем есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых − отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти … Патриотизм есть рабство» .

Патриотизм объединяет людей в народ – это его положительное свойство. Но одновременно он разъединяет и противопоставляет народы – это его отрицательное свойство. Толстой писал: «…тот самый патриотизм, который произвёл объединение людей в государства, теперь разрушает эти самые государства. Ведь если бы патриотизм был только один: допустим, патриотизм англичан, то можно было его считать объединяющим или благодетельным. Но когда …есть патриотизм: американский, английский, немецкий, французский, русский, все противоположные один другому, то патриотизм уже не соединяет, а разъединяет .

Чтобы не впасть в патриотический эгоизм, требуется уравновешивающая сила интернационализма. Интернационализм – это тоже универсальная идея, но предназначенная для объединения народов. Гармония патриотизмов и интернационализма, разных воль и единого порядка есть «соборность» . Её использование на геополитическом уровне способно обеспечить формирование гармоничного мира.

Избыточный патриотизм опасен и внутри государств, даже в таком идеологически монолитном образовании как православная церковь. «…В одной церкви есть патриоты очень разных, противостоящих друг другу народов». «… Теперь множество патриотизмов – русский, общероссийский, украинский, молдавский, белорусский, гагаузский, казахский, японский, китайский …», угрожающих распадом Церкви .

Ещё одной опасностью патриотизма является противостояние разных содержаний любви к Родине. Он «…может вдруг оказаться наполнен …ксенофобией, враждой, агрессией» . Примером служит Гражданская война в России. Жестокость «белых» патриотов, защищавших Отечество, описана многими свидетелями. Но им противостояли тоже защитники Отечества, только «красные» патриоты. В статье «О национальной гордости великороссов» Ленин писал: «чуждо ли нам, великорусским сознательным пролетариям, чувство национальной гордости? Конечно нет! Мы любим свой язык и свою родину, мы больше всего работаем над тем, чтобы её трудящиеся массы (т.е. 9/10 населения) поднять до сознательной жизни демократов и социалистов» . Душе русского народа оказался ближе «красный» патриотизм, что и обеспечило большевикам победу, «…«Патриотизм человека, который будет лучше три года голодать, чем отдать Россию иностранцам, это настоящий патриотизм, без которого мы три года не продержались бы. Без этого патриотизма мы не добились бы защиты Советской республики …» .

Становится очевидным, слово «патриот» ещё мало что означает. Не менее важно знать содержание патриотической деятельности. На эту тему сейчас конкурируют две главные идеологии: соборная и либеральная. Первая рассматривает общество (страну) как объективно существующую социальную систему, которая образуется взаимодействием людей. Так пчёлы образует пчелиный рой, муравьи создают муравейник и т.д. Система обладает целостными качествами, которых нет у отдельных индивидов. В ней каждый человек оказывается и зависимой частью, и независимой личностью – принцип соборности. Государство – это собор, где взаимодействует много форм собственности: частная, групповая, всеобщая (государственная). Каждая священна, и все они являются субъектами рынка, конкурируя между собой. Поэтому соборные патриоты прежде думает о Родине, а потом о себе. О себе они обязательно думают, но приоритет общества выше.

Либералы под словом «общество» понимают просто множество проживающих на территории людей, которые договариваются о правилах поведения. Государство – это не страна, а лишь аппарат управления, сторож, следящий за соблюдением порядка. И чем меньше государства, тем лучше. Термин «страна» есть абстракция, нечто аморфное, за которым никакого объекта не стоит – просто совокупность сгруппировавшихся людей. Маргарет Тетчер прямо говорила: в реальной жизни общество не существует, а есть договаривающиеся между собой индивиды. (Это как отрицать существование пчелиного роя – самостоятельного иерархического образования, и говорить, что существуют только пчёлы). Поэтому либеральные патриоты считают священной лишь частную собственность, других они не видят. И беспокоятся лишь о правах человека, игнорируя общество с его собственными правами.

Путин является сторонником либерального патриотизма. По оценке Анатолия Чубайса, «если говорить о главном – о понимании того, … что такое либеральная система ценностей, то тут у меня нет сомнений, что Путин вполне искренне разделяет наши убеждения» . Дмитрий Песков, тогда пресс-секретаря правительства, в интервью журналу «Итоги» сказал: «Премьер-министр Владимир Путин является не меньшим либералом, чем многие из тех, кого так принято называть, но свои либеральные идеи он реализует не на словах, а на деле» .

Сам Путин не скрывает, что ставит своей целью сохранить в России «рыночную либеральную экономику» и «этот либеральный режим» . В его понимании страна – это «…не нечто аморфное, как ещё в советское время было … сначала страна…Страна – это люди, вот в этом смысле «на страну» . Для этого «государство как страна» уничтожается через приватизацию, и на её место возводится «государство как власть». Такое государство не должно ничего производить, оно лишь координирует. Поэтому в госсобственности сейчас находится менее 9% зарегистрированных предприятий, а в частной - более 90% [по 24]. Отношения между людьми детерминируются денежными накоплениями, определяя общественный нравственный климат. Денег больше у владельцев частной собственности. И больше настолько, что 1% населения владеет 71% всего имущества в стране . Значит, мы работаем в основном на них. Путин считает «… если так будет, каждый из нас …будет жить лучше – и достаток будет больше, и комфортнее будет … Это и есть национальная идея…» . Аналогичный по мудрости продукт представил идеологический центр, возглавлявшийся Владимиром Якуниным и Степаном Сулакшиным. В 6-томном труде в качестве национальной идеи предлагается «Моя страна должна быть, и должна быть всегда» . Как будто не то же самое скажет Пьер о Франции, Вахтанг о Грузии, Доменико об Италии, Джон о США и т.д. А где «культурное и духовное самоопределение», где «ясные ориентиры развития»? «Гора родила мышь».

25-летние попытки сформировать в либеральной России национальную идею потерпели фиаско. Как и реализация «амбициозной» цели удвоения ВВП. Если считать в ценах одного и того же года, скажем, 2008-го, то по данным Росстата к 2012 г. ВВП увеличился не на 100%, а всего лишь на 46% по сравнению с 2003 г.: 42,9 трлн рублей против 29,3 трлн . За такое же время ВВП Китая вырос в четыре раза, Узбекистана – в пять раз. На пленарном заседании клуба «Валдай» в 2013 г. Путин признал: «Мы ушли от советской идеологии, вернуть ее невозможно. Приверженцы фундаментального консерватизма, идеализирующие Россию до 1917 года, похоже, также далеки от реальности. Как и сторонники западного ультралиберализма» . Патриотизм сам по себе, т.е. лишённый конкретного содержания, тоже оказался непригодным. Мировоззренческая растерянность господствует и на Западе, о чём свидетельствуют ежегодные заседания Всемирного экономического форума в Давосе.

Чтобы выйти из тупика требуется асимметричный ответ – новая общественно-экономическая формация. Никто не доказал, что после капитализма и коммунизма не появится следующий общественный строй - впереди у человечества тысячи лет развития. Чтобы не оказаться утопией, его черты должны не выдумываться в тиши кабинетов, а обнаруживаться в гуще жизненных событий как проявление неумолимого исторического потока. С началом XXI века локомотивом истории всё сильнее становится нарастающее участие народных масс в социальных процессах и рост уважения к человеческому достоинству. Люди хотят быть хозяевами собственной жизни, где не народ для государства (как при капитализме в гражданском обществе), и не государство для народа (как при развитом социализме), а государство народа, адекватное противоречивой человеческой природе. В нём объединяются коллективные и личные интересы, материальные и духовные ценности, раскрываются возвышенные качества, а низменным трудно проявиться. Поэтому и название должно быть двуединым, например, "социогуманизм" - взаимодействие социального (общего) и гуманного (личного). Соборное устройство сложнее в управлении, поскольку требует нахождения оптимальных пропорций между противоположностями. Зато интеграция энергий полюсов обеспечивает кумулятивный созидательный эффект.

Необходимость создания «нравственного государства» начинают понимать и интеллектуальные представители церкви. «…Делать это надо, превращая идею «нравственного государства» в новый социальный строй, превосходящий по своей убедительности и капитализм, и советскую модель социализма. Получится первыми у украинцев или белорусов – слава Богу. Получится в России – тоже хорошо» . Но если с Богом, то строить придётся под Его непосредственным руководством. Из великих пророков один Иисус Христос проповедует Царство Божие на земле. Это ему принадлежит фраза, обращённая к безнравственным богатым виноградарям: «…отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» . Здесь уже не патриотизм станет национальной идеей, а национальная идея строительства социогуманизма, что равнозначно Царству Божию на земле, станет сутью патриотизма. И интернационализма тоже.

Ни об этом ли в 1860 г. писал Федор Достоевский: «Мы предугадываем, что характер нашей будущей деятельности должен быть в высшей степени общечеловеческий, что русская идея, может быть, будет синтезом всех тех идей, которые с таким упорством, с таким мужеством развивает Европа в отдельных своих национальностях» .

Комментарии 47


О каком патриотизме может идти сейчас речь, если Родина и власть не ЕДИНЫ!


Национальную идею может озвучивать любой. Не обязательно политик, и не обязально на крупных совещениях. Национальная идея это те ценностные ориентации, которые поддерживаются национальной идентичностью. Кто предложит идею, тот предложит "духовность" - духовные скрепы. В условиях России задача крайне важная, так как государство одно, а сициально-экономические составляющие в регионах разные. Бытие и сознание друг друга определяют. Смею предположить, что из -за различных условий формируется различное сознание и понимание таких понятий, как патриотизм, в том числе.


В современной России с её вызовами - 2016 Путин В.В., являясь Президентом России пытается решить проблему формирования российской идентичности, в том числе предлагая свою национальную идею. Патриотизм.


В моём понимании - патриотизм -это любовь к Родине, к Отечеству. Патриотизм - любовь к ценностным ориентациям отцов и дедов, к традиционно принятым ценностям. Патриотизм - это ранее озвученные тем же Путиным В.В. духовные скрепы.


В Туле мы позиционируем - предлагая национальную идею ЗОЖ.


Трудности заключабтся для нас в том, что ЗОЖ у каждого свой. Глупо предлагать утреннее моржевание в холодной воде жителю жаркой пустыни...


Всё хорошо в меру. И, конечно, нужен единый понятийный аппарат.


Патриотизм, ЗОЖ, подобное, - люди понимают в меру своих нравственных основ.


В данном случае - предложение Патриотизм - национальной идея - мы имеем частный случай предложения национальной идеи, который совпал с тем, что это предложение сделало должностное лицо, должностное лицо с достаточно существенными всевозможными ресурсами.


Национальной идеей, на мой взгляд, может быть даже горшок с цветущей картошкой, если это символ чего-то сильного мощного светлого, что желает поддержать широкая общественность.


Патриотизм, на мой взгляд, может быть национальной идеей. Необходимо разобрать наполнение заявленного птриотизма.


Если заявленный патриотизм - это путь во благо обществу. Почему нет.


ЗОЖ, например, мы объясяем так: здоровый образ жизни для себя любимого (как части общества) - здоровый образ жизни для общества. Общество помогает каждому выработать ЗОЖ, тем самым помогает себе. От частного к общему, От общего к частному.


Трудно понять нам некоторые аспекты в экономике, например:


Предприниматели - это наше всё! При этом мы вспоминаем французскую мудрость "Предают только свои". Предприниматели у нас в России сейчас разные.


Вот если предприниматель на благо общества и себя любимого, то это патриот. Изобрел, продвинул идею, объединил, создал...


А если предприниматель сформировал свой бизнес на "административных рычагах", это действительно враг.


Некоторые люди под игидой создания общих благ постсоветского периода просто тупо перераспределяют общее себе.


Можно съесть слона одному? Можно! По частям!


Вот эти предатели Родины едят слона по частям, используя административные рычаги. Остальное лирика.


Вспоминается изречение Бориса Немцова: "Реформы начинаются там, где кончаются деньги"


И ещё приходит на память статья Сталина И.В. "Головокружение от успехов", как символ некоторого разворота... Да и Президент России вроде сейчас уже о том же, даже теми же словами...


Да пусть будет патриотизм!


Так уж важно на самом деле какой термин используется?


Важно что за терминой стоит.


А что реально стоих за этой терминологией? Телодвижения в сферах экономики и политики есть? Может в юриспруденции есть? Есть! Административная ответственность за торговлю санкционными товарами. Этого, на мой взгляд, мало.


Дожны быть экономические и политические интерпритации патриотизма и духовных скреп, с ответственностью за нарушения.


Российское общество слишком дорого платит за дешёвый патриотизм.


Сформировавшийся общественный пласт обогатившихся на реформах в России людей начал считать себя российской Элитой. Обывателю это приподносится именно так.


Думаю можно сформировать патриотизм по-шире: независимые судьи, незыблемость прав собственности, ....


Думаю для коммента достаточно.


- про общественное мнение и современную российскую небожительскую элиту



Уральские пельмени "Рентгенологи".


)))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))


)))))))))))))))


"С возрастом наши взгляды и талии становятся шире" Янина Ипохорская


"Расхождение взглядов может служить превосходной общей платформой" Лешек Кумор


"Профессионалы строят "Титаник", любители - Ноев ковчег" NN


"Почти каждый генерал начинает с солдата, и лишь потом берётся за офицеров" Богуслав Войнар


"По разумным причинам ничего не делается" Закон О-Брайена


"Политикам приходится нас обманывать, чтобы сохранить наше доверие" Мечислав Шарган


"Последние всегда правы" Наполеон I



У меня было не так.


Замечетельно.


Соглашусь, предлагает новую модель "социогуманизм".


Для меня другое осталось за кадром. То, почему я жду его дальнейших предложений со всей пролетарской...,


За чей счет будет проводиться в действие модель.


У многих россиян из ценного - только камни в почках....


Кто и на какие средства, и почему будет оплачивать воплощение новой модели?


Иными словами, механизм реализации и воплощения в жизнь мне совсем не понятен. Предполагаю я, что тезис у автора есть, а механизма нет.


С патриотизмом несколько по другому.)))


Возможно, что упомянутый выше ЗОЖ, достаточно актуален.)))


А вот социогуманизм возможен, на мой взгляд, на отдельно взятой планете, причем инициатива должна исходить сверху)))


О национальной идее...


Быть может, интеллектуальное и нравственное развитие...


Что соответствует понятию гуманизм - безграничность возможностей, безграничность совершенствования человека.


«...Все человечество, вместе взятое, - писал Вернадский, - представляет ничтожную массу вещества планеты. Мощь его связана не с его материей, но с его мозгом, с его разумом и направленным этим разумом его трудом...»


Человеческий мир системен, нужно просто эту систему увидеть, а не изобретать велосипед, который никуда не едет.


Ю.П. Сурмин "... системность представляет собой не свойство материи, а свойство познающего субъекта".


Сначала внимательно прочитайте статью. А предложения - последние три абзаца.


И я себя ЧУВСТВОВАЛ самостоятельным человеком, советский строй воспитывал людей быть гордыми и свободными. Но рамки ставил узкие. За такую переписку нас лишили бы партбилетов, а то и посадили.



Рассматривается современное положение.


Возьму себя, для меня Родина - СССР! Я там прожил большую часть своей жизни. Современная власть нас только уничтожает!


Если Вы человек молодой, то Вы это по-другому ощущаете!



А коммунизм, который я как советский человек глубоко почитаю, однополярен, там личность не самостоятельна. С уважением. И.А.


Игорь Александрович!


Я бы так не говорил. Я всё время чувствовал себя самостоятельным человеком. Естественно, в определённых границах.


Россия завершает очередной виток своей исторической спирали и заходит на очередной!


Всё это видно на диаграмме "Россия - этапы пути"


http://samlib.ru/img/c/chekalow_ewgenij_wasilxewich/dwuhpoljarnyjmirtrifazy/illjustracija1.1.jpg


Не густо, однако с предложениями… Первый абзац – коммуно-либеральный бред, да еще рассчитанный на «тысячи лет развития» и то в случае, если ему удастся «не оказаться утопией», а второй и третий абзацы – также не предложения, а цитаты «интеллектуальных представителей церкви» и классика русской литературы. А предложений-то и нет по сути. Никаких. Процитирую тоже классика: «Не говорите красиво, друг мой». Извините, не ручаюсь за дословность, но вы поняли…


Уважаемый Игорь Алексеевич и коллеги!


Патриотизм, конечно же, не является национальной идеей, или как ее еще называют, сверх-Идеей, пан-Идеей. Кому в мире понравится активное продвижение русской любви к своему Отечеству? - это сразу сталкивает нации лбами! Жаль, что президента России так подставляют консультанты...


Примеры таких Сверхидей хорошо известны в истории: это национальная исключительность германского народа согласно расовой теории Гитлера-Гесса; перманентная революция Троцкого, в которой России отводилась роль вязанки хвороста для разжигания пожара, а русская культура считалась низкосортной по сравнению с европейской или еврейской. Была и теория социального дарвинизма - Сверхидея английской аристократии и буржуазии, согласно которой белый человек рожден для господства над черной и желтой расами. Есть "исключительность американской нации" в наше время, по Обаме.Русский патриотизм на внешний рынок идей ничем не лучше указанных гнусных идей, как только он станет навязывать себя другим народам...


Автор русской идеи Достоевский понимал ее как всемирное служение, всебратство русского человека. Но при этом он сказал: русская идея не есть задача снять с себя последнюю рубашку для других народов (этим грешили хрущевы и прочие троцкисты в политике), а есть задача делиться богатствами культуры от излишества их у себя.


Национальная идея не существует от рождения этносов, она возникает не раньше, чем государство начинает определять свое место в мире на идеологическом уровне. Национальная идея ни в коем случае не является инструментом сохранения идентичности, для этого есть менталитет! Национальная идея может иметь и свою Антиидею. Все дело в том, что она колеблется вслед за колебаниями культуры то вверх, то вниз. Антиидея у всех народов примерно одинакова: много нахапать и удрать за бугор с награбленным, пока не поймали.


Национальная идея России на ХХ1 век представляется в таком виде: неустанное творчество народа ради своего процветания, продвижение русской культуры и защита справедливости в мире для слабых народов.


Но и у себя в стране необходимо построить общество на основе справедливости, только не по марксистским лекалам классового общества с "диктатурой пролетариата". Эта модель безнадежно устарела, а базовая модель у нас существует внутри самой русской культуры куда дольше марксизма, более тысячи лет. Это - национальный идеал, как ядро культуры и ее общий закон развития. Эта модель изначально была сложнее марксистской, но она в чем-то совпала с последней и поэтому марскисзм прижился на русской почве. Бердяев, выдающийся эпигон русской идеи, так и не смог объяснить, почему же коммунизм стал русской верой... Строить модели заранее, не опирающиеся на эту базу - глупо и бесперспективно.


К теории надо бы относиться с бОльшим уважением, чем некоторые авторы в этой переписке. "Нет ничего практичней, в конечном счете, чем хорошая теория" (Ленин). "Без теории нам смерть!" (Сталин). Когда вожди СССР перестали сами заниматься теорией, они уверенно повели страну к гибели. Потому что любой консультант - не государственный деятель, несущий полноту ответственности за свою дурь перед народом. А тот, кто этой ответственности не несет, тот политикан. Да и политиканы как раз после убийства Сталина и Берии оседлали власть и свою дурь перевалили на шкуру народа...


Именно этот основополагающий принцип - каждому равную долю в каждом природном ресурсе - будет самым крепким цементом для общества и государства, ибо обеспечить каждому равную долю без государства не возможно. И регулярно периодически получаемая всеми-каждым равная для всех-каждого пайка (деньгами) будет выполнять скрепляющую центростремительную функцию.

На земле есть только земля и люди - природные ресурсы и граждане. И кроме природных ресурсов дать человеку нечего. Только обладание природными ресурсами дает человеку свободу и уверенность в завтрашнем дне, причем - далеко не стопроцентную, но большей свободы и гарантии на завтрашний день не существует в природе.

И наиболее возможную свободу и уверенность дает именно этот вариант: человек может работать кем угодно, переезжать куда угодно - доля всегда остается при нём."

Http://maxpark.com/community/7668/content/5123807

«На протяжении более, чем 1000 летней история России,

главной идеологией, главным чувством русских людей

была любовь к Родине.»

В субботу, 20 октября 2012 года Президент России Владимир Владимирович Путин подписал Указ «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания» ,

Текст указа лаконичен как никогда. «В целях укрепления духовно-нравственных основ российского общества … постановляю: образовать … Управление Президента Российской Федерации по общественным проектам».

Новое управление будет заниматься:

Поддержанием госинициатив в области патриотического воспитания (далее - ПВ).

Анализом и прогнозированием общественных процессов

Подготовкой и реализацией спецпрограмм,

Общение со СМИ, ежегодные послания и т.п.

Итак «госпатриотизм», или, как его уже окрестили СМИ, «роспатриотизм». С одной стороны, дело вроде хорошее, нежное. Но» Всегда есть «но».

    История вопроса.

История попыток ВВП заняться патриотическим воспитанием граждан России насчитывает уже 11 лет. Первой попыткой его на этом поприще стала Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 г. N 122.

Та, первая программа, готовилась в период, когда понятие патриотизм еще на было забыто в России. Только что отгремели две чеченские кампании. На слуху постоянно было изречение Александра Третьего: «У России есть только два союзника: ее армия и флот». Активно развивались Движение в поддержку армии, Движение в поддержку флота. А понятие «деидеологизация общества», «депатриотизация общества» считались ругательными.

И вот первый интересный факт!

В подготовке первой Программы активное участие принимали сотрудники Центра военно-стратегических исследований МО РФ. Сегодня некоторые сотрудники этого подразделения Минобороны, служившие в нем в то время, сегодня незаслуженно сидят . И судят их чуть ли не за вооруженный мятеж: «с вилами против танков».

Благодаря тому, что над программой работали профессионалы , в Программе было учтено многое, начиная от формирования патриотической идеи и заканчивая каналами и формами ее распространения. Однако, по мнению ряда разработчиков той, первой Программы, оригинальный документы был безжалостно кастрирован и то, что вышло под грифом Правительства РФ было жалким подобием первоначального документа. Но, в то время даже сам факт официально заявленного государственного интереса к патриотическому воспитанию был знаменателен…

Во что вылилась первая программа? Разве что в создание телеканала Звезда, от которого недавно фактически отказалось Министерство обороны России.

    «Главный по тарелочкам»

Кто возглавит теоретиков российского государственного патриотизма сегодня?

Некто Павел Зенькович.

Что о нем можно сказать? Немного.

Основная, информация, находящаяся в открытых источниках, характеризует его как выпускника МГИМО, человека Пескова, работавшего заместителем начальника избирательного штаба Владимира Путина, а затем сменившего Ивана Демидова на посту начальника Управления по внутренней политике АП.

То есть некий администратор, либо умеющий хорошо работать, либо доказавший преданность власти, либо…

Можно долго гадать о том, чего ждать от нового управления Администрации Президента. Можно копать информацию на новых чиновников, строить догадки анализировать «план Путина». Однако ответ, как оказывается, лежит на поверхности.

Итак, знакомьтесь… Новый Российский патриотизм.

В 2008 году был организован Государственно-патриотический клуб Единой России (ГПК ЕР). Лицом этого клуба последнее время является некто Ирина Яровая .

Основной документ - декларация ГПК состоит из семи частей: «Россия», «Сильное государство», «Государственность и патриотизм», «Патриотизм и общество», «Консерватизм как патриотическая политик и идеология», «Содружество», «Национальная идея».

Но обо всем по порядку.

Часть 1. «Россия».

Россия – это уникальное государство (нельзя не согласиться), которое со всех сторон окружают враги (и так идет процентов 90 текста). И вот основная мысль: Россия – здесь каждый независимо от цвета кожи и национальности может стать великим.

«Россия – это страна, где сбываются самые дерзкие и светлые мечты».

Ну как не вспомнить дешевый американский фильм «Красотка»: «Голливуд! Это место, где сбываются мечты!»

Часть 2. «Сильное государство».

Сильное государство – это государство, которое способно «принимать и воплощать эффективные политические решения в интересах своих граждан». Из уст ЕР… Однако…

Признаки сильного государства: централизация власти, единство армии и народа, работа народа на благо России, гордость «передовой» Конституцией, и конечно же Единой Россией (которая партия).

И что интересно…. Пока ни разу не встретилось ни слово Родина, ни слово Отечество… Странно, вроде «патриоты» пишут…

Часть 3. Государственность и патриотизм.

«Любовь к Родине», «любовь к Отчизне» работают только тогда, когда народ доверяет государству и его политике.

То есть, если следовать законам логики, все остальные проявления непатриотичны. Таким образом, мы можем смело вычеркнуть из списка патриотов России следующих персон

Дмитрия Донского – так рецидивиста-реакционера, отказавшегося платить официальной власти калым и собравшего ополчение, восставшего против хана Мамая, и тем самым спровоцировавшего государственный переворот в Золотой орде и, впоследствии, убийство Мамая.

Минина с Пожарским – за то, что пошли против официальной польской власти.

А также… Александра Невского (хотя, здесь погорячился – ярлык на княжение у него был), А.В. Суворова, М.Д. Скобелева, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, Ф.М. Достоевского (вообще «петрашевец»), и еще процентов 60-70 исторических личностей, внесших огромнейший вклад в становление, развитие и укрепление России как ведущей мировой державы.

Что касается содержания других глав Декларации, оно такое же спорное как и ее начало… Основных мыслей две:

    Главное верить генеральной линии партии и правительства.

    Наш патриотизм = государственный консерватизм.

И, наконец Национальная идея – это «я» Цитирую «Национальная идея для России, ее поиск имеют значение поиска себя».

А поможет нам в этом поиске … (барабанная дробь) … Стратегия 2020.

    Некоторые выводы.

Букв много. В чем же голый остаток?

А вот в чем.

Главной проблемой переходного периода от СССР к Российской Федерации была проблема идеологическая. Идеология, патриотизм, любовь к Родине были выметены из системы человеческих отношений.

Осталось только понятие рынка, бизнеса, и лишь изредка – государства.

Вместо того, чтобы департеизировать государство, его деидеологизировали и депатреотизировали. То есть отняли партию, отняли идею, отдали веру и бросили людей в идеологический вакуум.

В итоге. На протяжении последних 20 лет взамен мы ничего не получили.

Сегодня, с большой долей вероятности нам предлагают верить в Путина и в Единую Россию, горячо любить власть, и делать все на благо современной власти. А понятия Родина, Отечество, История, Нация, Русские – все это отметается даже не на второй план, а превращается во что-то аморфное, если не во враждебное…

Нам предлагают консерватизм вместо монархии, социализма, да и демократии, наконец. И хорошо, если бы предлагали консерватизм – так, лоскутное одеяло, только называемое консерватизмом…

    Что такое патриотизм.

Патриотизм – это любовь к Родине, Отечеству, к своему государству в его историческом многообразии (государство = Родина), будь то Русь, Россия, Российская империя, СССР или РФ…

После крушения коммунизма, начался поиск новой национальной идеи, однако общество не смогло прийти к консенсусу по ее поводу, свои предложения выдвинула власть. Сможет ли патриотизм стать такой идей? Однозначного ответа на этот вопрос сегодня дать невозможно. Должна быть проделана огромная интеллектуальная работа, чтобы заявление о намерениях предстало стройной концепцией, дающей ответы на главные проблемы, стоящие не только перед страной и обществом, но и всем миром.

ИТАР-ТАСС/ Алексей Павлишак

«У нас нет никакой, и не может быть другой объединяющей идеи, кроме патриотизма…» В. Путин

О мировоззрении

Мировоззрение – иерархически построенная система идей, формирующая определенную картину мира, исходя их которой, человек не только воспринимает образ окружающей действительности, но и создает его.

Человек стремится создать непротиворечивый образ мира, поэтому на вершине иерархической системы идей, определяющих мировоззрение, обычно находится одна главная идея, либо непротиворечивый комплекс ценностей , оформленных в единую концепцию или учение. Например, в основе религиозного мировоззрения лежит идея Бога, которая определяет все другие идеи, формирующие мировосприятие.

В основе современного рационалистического мировоззрения западной цивилизации находится концепция науки, оказывающая влияние на все остальные идеи, определяющие взгляд западного человека на мир. Рационалистическое мировоззрение пришло на смену религиозному и сейчас постепенно вытесняет из сознания европейцев некогда господствовавшие в нем религиозные идеи.

До религии в сознании древних греков, сформировавших западную цивилизацию, господствовало мифологическое мировосприятие. Там, где человек, верящий в миф, видел проявление судьбы, там религиозное мировоззрение усматривало волю Бога, а современный рационалистически мыслящий западный человек видит проявление действия природных законов.

Мировоззренческие системы лежат в основе больших человеческих обществ – цивилизаций, и определяют их отличия. В рамках цивилизаций могут существовать различные системы мировосприятия, отличающие мировоззрение народов, входящих в данную цивилизационную систему. Мировоззрение русского народа последние три столетия формировалось под сильным воздействием западной цивилизации, но полностью с ним не совпадает. По мнению З. Бжезинского «великая русская цивилизация отстаивает определенные базовые ценности, не только религиозные, но и ценности, касающиеся межличност­ных отношений - к примеру, осуждение изменений в отноше­ниях между полами и внутри полов, которые в настоящее время происходят в мире» .

Отличия мировосприятия русского народа определяются влиянием слабо исследованных языческих славянских представлений о мире, православием и, созданным в Европе, марксизмом, адаптированным к российским условиям. Общим для российского и западного мировосприятия является рационализм, задающий основную мировоззренческую рамку, в которую должны вписываться все остальные идеи.

Идейный каркас мировоззрения не является жесткой конструкцией и в наше время может быстро меняться под влиянием новых идей. В прошлом эти изменения проходили значительно медленнее.

В условиях глобализирующегося мира началось соревнование мировоззрений и построенной на их основе реальности. В этом соревновании сегодня выигрывает Запад, сформировавший рациональное мировоззрение, в рамках которого сосуществуют несколько крупных идейных систем, которые, наряду с наукой, определяют организацию и функционирование различных сторон жизни человеческих сообществ. К таким системам можно отнести различные виды либерализма, коммунизм, фашизм.

Эволюция и эффективность наших ценностных оснований

Русский народ до начала ХХ века придерживался православного христианского мировоззрения, однако в результате Октябрьской революции отказался от него и положил в основу мировоззрения коммунистическую марксистскую доктрину, официально господствовавшую в умах советского народа более семидесяти лет. В ходе перестройки в результате свободной конкуренции идей победила западная либерально-демократическая идея, в соответствии с которой стали перестраиваться экономика, социальные и иные отношения.

Люди придерживаются тех или иных идей, и формируют окружающий их мир в соответствии с этими идеями до тех пор, пока они показывают свою действенность. Либерально-демократическая идея в России не смогла создать ни эффективно работающей экономики, ни комфортного общества. Превратить Россию в Европу она не смогла в силу разных обстоятельств, поэтому власть и российский народ разуверились в ней и стали искать новую мировоззренческую опору в форме национальной идеи. Общество не смогло выработать такой идеи, поэтому она была предложена властью. В 2013 году президент РФ В. Путин предложил считать патриотизм российской национальной идеей.

Общество в нынешней непростой внешнеполитической обстановке оказалось довольно восприимчиво к патриотической идее, и не отторгло ее, но это еще не значит, что на этой основе можно будет создать эффективное, привлекательное и конкурентоспособное общество. Такое возможно лишь в том случае, если патриотическая идея докажет свою практическую действенность.

Требования к национальной идее

Требования к национальной идее исключительно высоки. Она должна не только ностальгически согревать чувства россиян, попранные в последнее двадцатилетие, но и определить главные направления развития страны, а значит, на ее основе должны быть созданы экономика, внутригосударственные, межэтнические и социальные отношения, мораль, эффективно действующие наука, образование, воспитание. Именно такую всеобъемлющую роль выполняли две предшествующие русские национальные идеи – православие и коммунизм. Они определяли главные стороны жизни российского и советского общества, своеобразие власти и экономики. В современной России на эту роль претендовал либерализм, но не смог доказать свою действенность и эффективность.

В каждой значимой сфере человеческого бытия мировоззрение, основанное на большой идее, к которым относится и национальная, формирует своеобразную, отличную от других действительность. Так, в экономике либеральная идея создает рынок, а коммунистическая – административно управляемую плановую экономику. Мировоззрение определяет формы ведения сельского хозяйства. Либеральное – существует преимущественно в форме фермерства, коммунистическое – колхозов и совхозов.

Мусульманское мировоззрение, если не имеет ответы на все жизненные проблемы, то стремится к этому. Уже сейчас создана особая мусульманская банковская система, не использующая ростовщический процент. Свои особенности, диктуемые мировоззрением, имела коммунистическая банковская система в форме Сберегательных касс и касс взаимопомощи, разительно отличаясь от банковской системы либерального Запада.

Либерализм в образовании проявляется в форме свободного выбора программ обучения, предметов и преподавателей. Коммунизм, следуя единственно верному учению, требовал полной унификации форм и методов обучения.

В воспитании либерализм стремится сделать упор на воспитании свободной, раскрепощенной личности – индивидуалиста. Коммунизм воспитывал коллективиста с четкой идейной ориентацией, которую обеспечивало последовательное воспитание ребенка сначала в октябрятских звездочках, потом в пионерских отрядах и, наконец, в комсомольской организации.

Мировоззрение сказывается даже в формах и способах освоения космоса. У нас, начиная с советских времен – это монополия государства, в США – уже сегодня бизнес.

Из этого краткого обзора видно, что буквально все сферы человеческой жизни определяются господствующим мировоззрением, а это значит, что национальная идея должна определять пути решения всех важнейших актуальных проблем страны и общества, и иметь ответы на вопросы: как в космос летать, как землю пахать.

О способах создания национальной идеи

Обычно считается, что национальная идея – это некая константа, которая изначально заложена в мировоззрение русского народа, поэтому достаточно вычленить ценности, постоянно прослеживающиеся в истории народа, чтобы на их основе создать национальную идею. Отсюда попытки опереться на социологические опросы, с целью вычленения господствующих идей, но если бы можно было провести соцопрос в момент, предшествующий внедрению в русское сознание очередной национальной идеи, мы не нашли бы ее там. Единственное, что ясно показал бы этот опрос – полное неприятие господствующей идеи. Те, кто застал перестройку, помнят активное отрицание коммунизма, еще недавно безраздельно господствующего в умах советских людей.

Все русские национальные идеи были заимствованы извне, а не созданы в России. Православие пришло на Русь из Византии, причем выбор веры, описанный в Повести временных лет, был сугубо рациональным. Коммунизм переняли у Европы. Либерализм, закрепленный как главная ценность в современной Конституции РФ, также плод западных интеллектуальных трудов. Ни одна из этих идей, за исключением либерализма (усвоенного элитой еще в XVIII веке), не имела прочных корней в русском, а позднее и в российском, общественном сознании.

Национальная идея создает нацию, народ. В дореволюционной России русский народ был сформирован православием, которое было главной и необходимой чертой русскости. Советский народ создан коммунистической идеей, как только она потеряла свою силу и привлекательность, советский народ бесследно исчез, распавшись на русских, украинцев, таджиков, грузин и др.

Для того, чтобы какая-то идея была принята в качестве национальной, она должна, как минимум, отрицать предыдущую идею, нести в себе привлекательный проект будущего, быть способной сформировать нацию и быть действенной, т.е. созданная на ее основе реальность должна быть лучше предшествующей. Этим требованиям отвечали и православие, и коммунизм, но не соответствовал либерализм, который так и не смог создать эффективно работающей экономики, а без этого невозможно реализовать главные цели и задачи общества потребления. Не была сформирована нация на основе либерализма, поэтому угроза развала государства ставила крест на осуществление либеральной идеи в тех осколках, которые бы остались от России, и вероятнее всего выродились бы в азиатские деспотии .

Попытки найти замену либерализму в качестве национальной идеи начались еще 1990-е годы, но ни тогда, ни позже, не привели к положительному результату.

Патриотизм, как мировоззренческое предложение власти

Нынешний президент РФ проделал значительную идейную эволюцию, обычную для правителя в постпетроский период – многие русские цари начинали как либералы, а заканчивали как консерваторы. Не избежал этого и В. Путин , первая консервативная идея в ранге национальной была заимствована у Солженицына – это было сбережение народа, а несколько позднее, – патриотизм. В неявной форме она была сформулирована еще в 2013 году на заседании Валдайского клуба. В феврале 2016 года президент на встрече с активом «Клуба лидеров» года уже ясно заявил, что национальная идея России - это патриотизм. «У нас нет никакой, и не может быть другой объединяющей идеи, кроме патриотизма… Никакой другой идеи мы не придумаем, и придумывать не надо » , правда добавив при этом, что она еще «не оформлена» и непонятно как ее «запустить». Это свидетельствует о том, что есть лишь заявка на национальную идею, но цельной всеобъемлющей концепции, дающей ответы на важнейшие вопросы российской современности, еще не разработано.

Патриотизм в качестве национальной идеи должен не только сформировать отношение к главным сферам человеческого бытия, но и сделать их привлекательными и конкурентоспособными на фоне мировоззренческих идей других народов, а главное, он должен стать более эффективным, чем либерализм. Если этого не произойдет, то мы опять будем вынуждены вернуться к либеральным экспериментам, как это случилось в феврале 1917 года, и в 1991 году. Пока же эта огромная идейная работа не только не проведена, но даже и не осознана до конца ни властью, ни интеллектуалами. Отдельные разработки ведутся только в области образования, истории, внешней политики, экономики.

Увы, но на сегодняшний день можно более-менее ясно сказать, что такое патриотизм только в области отношений полов. Безусловно, патриотично придерживаться здесь традиционных воззрений и обычаев, как это делали наши отцы и деды, в противоположность либеральной идее, которая поддерживает чуждый нам гомосексуализм и лесбиянство. Именно через приоритеты традиции в этой области патриотическая идея диктует нам ориентацию на традиционную семью и отрицание, например, мусульманского многоженства, рассматриваемое в православной традиции, как прелюбодеяние.

Только на первый взгляд вызывает недоумение тот факт, что отношения полов оказались самым важным отличием, отграничившим российское мировосприятие от западного либерального. Сексуальная революция шестидесятых годов прошлого столетия привела сначала к оправданию гомосексуализма, а затем сделала его тем оселком, на котором проверяется приверженность либеральным ценностям. Гомосексуальность оказалась несовместимой ни с православными мировоззренческими установками, ни с коммунистическими. Принять их российский человек не смог – ни православный, ни мусульманин, ни коммунист. В этом отторжении главного, на сегодня критерия либерализма, сошлось подавляющее большинство россиян, именно поэтому оно закономерно стало первым по времени, наиболее отчетливым выражением российского патриотизма. Это не значит, что отношения полов останутся таким выражением навсегда, думается в скором времени их место займут другие важные социально-политические и экономические проблемы, требующие своей разработки в рамках патриотической концепции.

Патриотизм во внешней политике

Вторая важная область, в которой пытаются руководствоваться принципами патриотизма – область внешней политики и международных отношений. В этой сфере идея патриотизма нашла свое выражение в переосмыслении государственных интересов и переформулировании на этой основе некоторых принципов отношений между странами.

Дипломатия 1990-х годов, исходившая из либеральной идеи, рассматривала Запад как образец для подражания и дружественную нам силу. Его продвижение на Восток не считалось угрозой, поэтому вплоть до последнего времени считалось, что у России на Западе нет врагов. Общность ценностей Запада и либеральной части российской элиты, занимавшей господствующие высоты в российской власти, позволяли рассматривать НАТО как не враждебную нам силу, а значит не вызывали особых опасений при ее продвижении на Восток. Правда, те во власти и обществе, кто не разделял этих ценностей, считали, что приближение альянса к нашим границам несет в себе реальную угрозу безопасности и суверенитету.

Особенно эти опасения усилились после бомбежек Югославии. Справедливости ради, необходимо отметить, что если бы российский народ действительно принял либеральные ценности, то никогда не стал бы рассматриваться Европой и США в качестве противника, правда, при этом, он перестал бы быть российским в нынешнем понимании этого определения. Как от трехсотмиллионного советского народа, при отказе от коммунистической идеи в одночасье не осталось ни одного человека, также перестал бы существовать и российский народ, искренне приняв либерализм .

Еще в 2013 году был сделан вывод о том, что «глобальная конкуренция впервые в новейшей истории приобретает цивилизационное измерение и выражается в соперничестве различных ценностных ориентиров и моделей развития» .

Проблема сохранения и укрепления российских ценностных оснований особенно остро стала сегодня во внешнеполитических отношениях в связи с новым характером борьбы на международной арене, когда войны начинаются в киберпространстве и информационной сфере, преследуя целью подорвать мировоззренческие основания противника. Военное вторжение, являясь финальной частью, лишь закрепляет уже достигнутую идейную победу. Особенно четко это было осознанно нашей властью после удачного применения ею современных методов ведения борьбы в ходе присоединения Крыма и последующих событий на Донбассе. Этот опыт с особой остротой поставил задачу укрепления мировоззренческих основ российской нации.

В Стратегии национальной безопасности были сформулированы традиционные российские духовно-нравственные ценности: «приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины» . Однако простое перечисление ценностей мало что дает, поскольку большинство из них не определено в рамках концепции патриотизма, а некоторые, как, например, преемственность истории, пока остается лишь благим пожеланием.

Не осталось в стороне от проблемы определения ценностных оснований российской внешней политики и экспертное сообщество. В недавних тезисах рабочей группы Совета по внешней и оборонной политике «Стратегия для России. Российская внешняя политика: конец 2010-х –– начало 2020-х годов» проблеме ценностей уделено большое внимание. В частности авторы считают, что «Россия по сути начала предлагать большинству в мире, в том числе даже на Западе, жизнеспособный набор ценностей. Они во многом унаследованы из прошлого, но это прошлое как раз возвращается. Это политический и культурный плюрализм, свобода выбора вместо западного универсализма, государственный суверенитет, национальное достоинство, невмешательство во внутренние дела: опора на традиционные общественные, личные и семейные ценности, поддержка религий, отвержение воинствующего секуляризма». К сожалению, наличие большинства из этих ценностей только декларируется, в реальности, как мировоззренческие ценности они не являются господствующими в сознании большинства людей, в том числе власть предержащих. Где у нас реальный политический плюрализм? Можно ли серьезно говорить о невмешательстве во внутренние дела соседей? Да и семейные ценности, при наличии огромного количества детей без родителей, массовых разводах и абортах, не более чем декларация о намерениях. Отдельно упомянута ценность великодержавия, которая была возвращена в российскую внешнюю политику.

Можно ли говорить, о «жизнеспособном наборе ценностей», если нам, гражданам страны, неведом проект нашего будущего, мы не знаем цели и направления нашего движения. Что мы в реальности можем предложить другим странам, кроме дружбы против Запада? Все эти проблемы мировоззренческого характера серьезно обесценивают попытки сформулировать новую внешнеполитическую стратегию. Впрочем, авторы документа отчасти это осознают, отмечая, что «пока не предъявлены цели консолидации - стратегия развития». А без этого нет ценностной основы для создания нового центра силы, о котором они мечтают. В одиночку таким центром Россия, в отличие, например от Китая, быть не может.

Выдвигая в качестве ценностей такие, которым мы сами внутри страны не следуем, мы не сможем убедить наших потенциальных союзников объединиться на их основе. Нужна цельная мировоззренческая концепция, в которой внутренние цели развития нашей страны были бы привлекательны и для других стран и народов. Может ли такой стать концепция, созданная на основе российского патриотизма, пока представляется сомнительным. Почему наша любовь к России должна кого-то к нам привлечь, как и наше великодержавие, которое определенно не нравится ни одной из бывших союзных республик, включая союзную Белоруссию.

Недостаток идеи патриотизма заключается в его нацеленности в основном на внутреннее употребление. Все иные национальные идеи – православие, коммунизм, и конечно, либерализм, несут в себе мощный заряд мессианизма, они наднациональны, в то время, как патриотизм пока видится сугубо национальной идеей.

Реализация патриотической идеи в других областях и сферах

Несомненно, патриотическая идея может стать мощной силой, консолидирующей наше общество, но для этого нужно насытить ее конкретным содержанием. Сегодня она содержит больше эмоций, нежели четко сформулированных рациональных идейных положений. Эмоции несомненно важны, но они, в рамках рационального мировоззрения, являются производным от высоких идей, и в этом отношении они вторичны.

Патриотизм – это любовь к Родине. К сожалению, сегодня это понятие не имеет ясного и конкретного содержания. В рамках православия Россия являлась защитницей и распространителем истинной веры, и это высокое предназначение было предметом законной гордости православных христиан, которые до конца XIX века составляли большинство населения страны. Но их доля непрерывно уменьшалась, что создавало проблемы с патриотизмом, проявившиеся, в частности, в годы Первой мировой войны.

СССР в глазах своих граждан представал страной с самым передовым общественным строем, авангардом «прогрессивного» человечества, страной с передовой наукой, техникой, экономикой, имеющей многочисленные достижения во многих областях. Советский Союз было за что любить, до тех пор, пока советский народ не разочаровался в самом коммунизме, и тогда страна предстала в качестве тоталитарной державы, процветающей на крови и страданиях собственного народа. Такую страну было не за что любить, поэтому, когда она рассыпалась в 1991 году, ее целостность никто не вышел защищать.

Сегодня понятие Родины не определено, ее можно любить только эмоционально, а не рационально. Сейчас любовь к Отечеству пытаются обосновать прошлым, но оно неопределенно, неясно, противоречиво. Единого, разделяемого большинством образа прошлого не создано, прежде всего потому, что наши граждане имеют разные представления о настоящем страны и ее будущем. Стоя на разных концептуальных позициях в отношении сегодняшнего положения дел в стране и ее перспектив, люди по разному видят прошлое. Почитайте историю, написанную с либеральных позиций, коммунистических, монархических, государственно-патриотических – это разные истории, причем порой диаметрально противоположные в оценке всех важнейших событий. Более-менее единый взгляд существует только на историю Великой Отечественной войны, именно поэтому она выбрана главным средством, формирующим национальную идентичность российского народа.

Национальная идея в качестве неотъемлемого компонента должна содержать образ прекрасного будущего, к которому нужно стремиться. Он должен быть несколько размыт, как понятие рая или коммунизма, но обязательно должен быть привлекателен. Какой образ будущего сегодня имеем мы? У каждого свой. Коммунисты, по-прежнему видят его в виде преславутого рога изобилия, из которого посыплются блага, и осуществится великий принцип: «от каждого по способностям, каждому по потребностям». Либералы хотят только европейского будущего для страны. Что хотят патриоты пока неясно. Более менее ясно определено будущее у радикальных националистов – «Россия для русских», но думается, что его осуществление поставит крест на стране вообще.

Неопределенность содержания понятия Родины, неясность цели, миссии и проекта, который должен осуществить российский народ, не позволяет создать оригинальные формы и методы воспитания и обучения молодого поколения, и заставляют механически перенимать формы недавнего прошлого – игру Зарницу, нормы ГТО, и др. Потеряв изначальное содержание, и не получив нового, они стали подобны евангельским старым мехам, неспособным удержать влитое в них молодое вино, но беда в том, что вина в них никто не вливает. Поэтому они остаются пустыми, мертвыми формами.

Как видно из сделанного краткого очерка, у патриотизма, как национальной идеи, сегодня больше проблем, чем ответов на вопросы, но это вовсе не означает, что эта идея не может быть основой для национального объединения российского народа. Работа над идеей только начинается и от усилий и таланта сегодняшней интеллектуальной элиты страны зависит ее результат.

Ценности – особо важные для человека идеи, формирующие его мировоззрение. Они определяют особенности всех сторон деятельности человека, начиная от картины мира и заканчивая отношениями полов.

Бжезинский Зб. В борьбе с российским шовинизмом / «The Ameri­can Interest» / Цит. по: Эл. ресурс: «ЦВПИ». 2014. 3 июля / http://eurasian- defence.ru/

Современные коммунисты усматривают сходство коммунистических и православных ценностей, видя в Христе первого социалиста, но это они обнаружили только недавно, и явно в конъюнктурных политических целях.

Над решением проблемы совмещения либеральных идей и крепкой российской государственности почти десять лет трудился Клуб «4 ноября», а затем и либеральная платформа в партии «Единая Россия», но эти наработки так и не были востребованы.


Итак, во всем, изложенном выше, ставится одна из фундаментальных проблем современного общества, которая может быть названа толерантность versus идентичность. В самом деле, процессы формирования толерантности и идентичности аналитически противоположны. На практике это означает, что толерантность не просто
опасна, но, что даже хуже, воспринимается как опасность для существования идентичности; а групповая идентичность стигматизируется либеральным обществом как потенциально конфликтогенное явление. Описанные выше решения этой проблемы, однако, на деле решениями не являются.
Действительно, с одной стороны, если обществу следует ограничить толерантность в целях защиты идентичности (то, что предлагают сегодня националисты, консерваторы и «патриоты» разных мастей), оно будет фатально несправедливо. Все дело в том, что глобализация и мультикультурное общество не являются чьей-то дьявольской выдумкой - это вполне объективная реальность, в которой, так или иначе, жить всем - и антиглобалистам, и консерваторам, и «патриотам». Если же говорить о России, то даже самый патриотичный из всех российских националистов не может отрицать поликультур- ный, многонациональный характер этой страны. И что же: ограничить толерантность ради единства идентичности? Какой из многих? И почему именно этой? Более того, такая защита идентичности предполагает наличие одной официальной идеологии, наподобие знаменитой уваровской триады «Православие. Самодержавие. Народность», некоей пресловутой «русской идеи» и пр. Государственная, т. е. «государственно-охраняемая» идентичность обязательно будет идеологически «нагруженной», включая в себя совершенно определенные ценности, положения, «безусловно-истинные» догматы, национальные мифы, единую для всех мораль и т.д. Однако, приходится констатировать, что, во-первых, это попросту невозможно. Современное секулярное общество (а, как ни крути, даже Россия сегодня является таковым) утратило способность порождать мобилизующие идеологии с серьезной претензией на истину. А значит все попытки искусственного изобретения такой идеологии заранее обречены на провал. Кроме того, и это во-вторых, такие попытки попросту опасны. Современное общество (и опять-таки Россия здесь вовсе не исключение) характеризуется самым радикальным плюрализмом, в том числе и «плюрализмом ценностей» (value-pluralism). Разного рода меньшинства (этнические, религиозные, расовые, сексуальные и пр.) исповедуют разные, во многих аспектах диаметрально противоположные друг другу системы ценностей. Простой пример: такие фундаментальные ценности, как свобода, равенство, безопасность и справедливость очень часто противоречат друг другу. Плюрализм ценностных систем, по-разному ранжирующих эти ценности, делает общество «нагруженной» идеологии взрывоопасным. Нельзя же, в самом деле, всерьез рассчитывать на то, что на основе одного лишь
силового подавления недовольных можно создать какое-то стабильно развивающееся общество. Но ведь именно к этому ведут попытки создания «национальной идеологии». Ибо недовольных будет много, поскольку идентичности различных меньшинств при таком положении дел окажутся еще более незащищенными, нежели при режиме либеральной толерантности. Идеология станет отражать, конечно, ценностные ориентиры большинства, превратив всех остальных членов такого общества в «граждан второго сорта». При анализе здесь следует учитывать и тот факт, что, помимо «традиционных» меньшинств, имеющих хоть какую-то общую историю с большинством, современные общества становятся новым домом для многочисленных мигрантов, такой общей истории не имеющих. Запрет миграции, закрытие границ и прочие чрезвычайные меры самоубийственны, особенно в условиях отрицательного прироста населения и простой нехватки неквалифицированной рабочей силы. Между тем, государство, разрабатывающее и внедряющее официальную «ценностно-нагруженную» идеологию, при наличии постоянного притока иностранной рабочей силы, препятствует включению этих (да и многих других) меньшинств в «большее общество» (в конце концов, вряд ли дети китайских или таджикских иммигрантов в Россию, обучаясь в школе православному закону Божьему, станут считать Россию своим настоящим домом, а православие - религией их предков). Результат не замедлит сказаться - «маргинализованные» меньшинства «граждан второго сорта» станут прекрасной почвой для ухудшения криминальной ситуации, с которой власть не сможет справиться никаким увеличением бюджетных ассигнований на национальную безопасность. Таким образом, политическая ориентация на создание государственной идентичности, официальной идеологии и т.д. в мультикультурном обществе вообще и в России в частности может привести к некоей «кристаллизации» общественной среды, в которой не будет места вытесняемым на ее границы, а потому потенциально криминальным меньшинствам.
С другой стороны, подход классического либерализма, выбирающий толерантность против групповой идентичности, грешит утопизмом, а в результате - вновь невниманием к меньшинствам. Власть, согласно этой точке зрения, считает только индивида носителем определенных прав, и, в идеале, должна быть «нейтральной» по отношению к различным групповым интересам. Между тем, как не раз отмечалось теоретиками мультикультурализма, такой «нейтралитет» оказывается предельно замаскированной тиранией большинства. С этой точки зрения, власть просто не может не выражать
тех или иных групповых интересов (в демократическом обществе интересов большинства), не может не влиять на существование различных групповых идентичностей. В самом деле, даже претендующие на нейтральность государства будут иметь официальный язык, государственный стандарт в образовании, общенациональные средства массовой информации и прочие инструменты «строительства нации». В этой ситуации различные меньшинства (не только как группы, но и как индивиды, эти группы составляющие), так или иначе, оказываются «пострадавшими», что опять-таки отнюдь не способствует их эффективному включению в «большее» общество. Более того, кроме этих вполне эмпирических соображений, имеется и сомнение более фундаментального, теоретического порядка, а именно, сомнение в том, может ли вообще индивид обойтись без какой-либо важной для него групповой идентификации. Или иначе - возможна ли устойчивая индивидуальная идентичность без идентичности групповой или социокультурной? В конце концов любой человек идентифицирует себя как члена той или иной группы, причем, чаще всего, одновременно нескольких групп: как, например, гетеросексуальную этнически русскую женщину, православного вероисповедания, социолога по профессии и пр. И групповая идентичность важна для самого индивида не как результат его индивидуального выбора, т. е. не как часть идентичности индивидуальной, но именно - как таковая, как групповая идентичность. Ни один искренне верующий человек не скажет, что православие (или католицизм, или мусульманство) есть то, что он сам, как автономный субъект, выбрал, а следовательно, для него различия между ним и членом другой группы никак не могут быть сведены к индивидуальным различиям. Но если это так, то сам выбор человека как индивида во многом определяется его групповой принадлежностью. Групповая идентичность в таком случае не есть некая «прибавка» к идентичности индивидуальной, но представляет собой сущностную, конститутивную часть этой последней. Отсюда индивид не может эффективно реализовывать свою индивидуальную свободу (или, если угодно, свою автономию), если его идентичность как члена группы находится под угрозой. Индивид, в конце концов, никогда не есть «только» индивид, он - всегда и довольно существенным образом - член группы.