Дмитрий Петров

Даже не особенно внимательному читателю, листавшему 30 ноября 1922 года свежий номер газеты «Таймс», не могли не броситься в глаза интригующие заголовки: «Египетское сокровище», «Важное открытие в Фивах», «Длительные поиски увенчались успехом»... В коротких заметках сообщалось, что «лорд Карнарвон и мистер Говард Картер показали большому числу собравшихся то, что обещает быть наиболее интересным открытием века в области египтологии. Находка состоит, кроме других предметов, из погребальных принадлежностей египетского царя Тутанхамона — одного из царей-еретиков XVIII династии, восстановившего культ Амона...».

Сообщение «Таймс», подхваченное мировой прессой, касалось события, которое стало одним из наиболее значительных в истории мировой археологии, настоящей сенсацией двадцатого века, — открытия гробницы Тутанхамона.

26 ноября 1922 года английский археолог Говард Картер стоял перед стеной, перегородившей обнаруженный им в скале коридор. Он пробил небольшое отверстие в левой верхней части замурованного проема, просунул туда свечу и заглянул внутрь. Постепенно глаза его привыкли к полумраку, и детали комнаты медленно выплыли из темноты.

В гробнице Тутанхамона.
Статуя Анубиса

Он увидел странные фигуры зверей, статуи — и золото. Всюду мерцало золото. Победный крик замер у Картера на устах. Он молчал. Для тех, кто стоял в ожидании рядом с ним, эти мгновения казались вечностью. «Вы что-нибудь видите?» — спросил его Карнарвон, не в силах более выносить неизвестность. «О да, удивительные вещи», — единственное, что мог ответить археолог своему другу.

Так Картер описал в своей книге великий момент встречи Прошлого, Настоящего и Будущего.

Можно представить то чувство благоговения и замешательства, которое испытал ученый, попавший в покой, много веков назад запертый и запечатанный благочестивыми руками. В такие мгновения представления о времени как факторе человеческой жизни теряет всякий смысл. Сколько столетий пронеслось с тех пор, как в последний раз ступала по этому полу нога человека, но все вокруг напоминало о словно бы только что замершей жизни. Самый воздух был тем же, которым дышали те, кто нес фараона к месту его последнего отдохновения. Все это могло быть еще вчера. Время исчезло...

За всю историю археологических раскопок никому еще не удавалось увидеть что-либо более великолепное, чем то, что вырвал из темноты свет свечи Картера — первый луч света, прорезавший трехтысячелетний мрак.

Впервые после длительных раскопок в Долине Царей — ущелье на левом берегу Нила — была найдена практически нетронутая гробница, которая до сегодняшних дней является загадкой.


Чтобы попытаться оценить истинное значение открытия гробницы Тутанхамона для человека XX века, нужно хотя бы вкратце восстановить в памяти полную бурных событий историю Египта времен правления последних фараонов XVIII династии (1584 — 1342 гг. до н. э.)

Основатель XVIII династии правитель Фив фараон Яхмос I победоносно завершил дело своих предшественников и около 1560 г. до н. э. окончательно изгнал из Египта азиатские племена гиксосов, которые порабощали долину Нила почти полтора века. Вновь объединив страну, Яхмос положил начало новому периоду в истории Египта, так называемой эпохе Нового царства.

Преемники Яхмоса, особенно Тутмос I и его внук Тутмос III, достойно продолжили начатое им дело, и в годы правления фараона Аменхотепа III (1455-1424 гг. до н. э.), правнука Тутмоса III, Египет достиг такого могущества, каким не обладал ни до, ни после этого.

Власть фараона была священной, поскольку являлась выражением Божественного Закона. В сущности, власть принадлежала Богу-создателю. Царь исполнял на земле его волю и был лишь проводником Божественной сущности.

Для понимания того, что происходило в Египте во время царствования Тутанхамона, очень важным является странный, смутный период правления Аменхотепа IV, больше известного как Эхнатон (1364-1347 гг. до н. э.). В эти семнадцать лет произошел разрыв в плавном течении исторического развития Египта.

Семнадцать лет великих потрясений. Семнадцать лет религиозной революции. Семнадцать лет страданий и удивительных откровений.

Личность Эхнатона спорна и загадочна. О нем существуют самые разные мнения, часто полярные. Одни считают его образцом идеального правителя, супруга, отца. Другие утверждают, что в истории Египта не было более талантливого и яркого поэта, чем Эхнатон. Его называют проповедником, художником, ученым и философом, так и не понятым до сих пор. И тут же, в противовес этим характеристикам, задаются вопросы: а не был ли Эхнатон рабом какого-то физического недостатка или просто душевнобольным?

Письменных источников времен царствования Эхнатона не так много, поэтому многие черты этой тревожной эпохи все еще остаются неясными. Однако некоторые сведения дошли до нас. Попробуем вкратце объяснить, в чем же состоял беспримерный переворот Эхнатона.

Египетская традиция своими корнями уходит в далекое прошлое человечества и насчитывает не одно тысячелетие. Согласно ей, в Египте всегда царствовали боги — великие верховные невидимые существа, которые проявляли свою волю на земле через посредников — фараонов и коллегии жрецов.

Древнейшая из них — коллегия Амона — существовала в Фивах. В течение многих тысячелетий Амон-Ра был главным богом Египта. Он являл собой великое таинство и олицетворял Солнце — владыку всех людей и всего сущего. Амон — душа Солнца, — проявляясь через внешнее физическое тело — Ра, — вдохновлял и давал силы всей Солнечной системе.

В египетском пантеоне практически не было изображений Амона-Ра. Присутствие бога обозначали его следами на стенах храмов и дорогах, ведущих к святыням. Амон — таинственное, скрытое божество, великий дух, безграничный, неведомый и неуловимый.

Жрецы Амона-Ра работали в так называемых Домах Жизни, которые существовали всегда рядом с храмами и пирамидами Египта. Каждый Дом Жизни посвящался определенному божеству и являлся одновременно университетом, школой, где ученикам передавались знания о вселенной, природе, человеке, и центром религиозных культов, где хранились священные символы, «двери, ведущие к Божеству». Коллегии жрецов обладали большими возможностями и нередко решали судьбу Египта. Решали по праву, так как именно они были хранителями тысячелетних знаний и традиций.

Эхнатон ни с кем не собирался делиться властью. Он решил, что ему надлежит восстановить естественный порядок вещей и доказать, что фараон — единственный властелин Египта. Эхнатон выступил против культа Амона-Ра, против таинств, сокровенного и древнейшего института Мистерий. Распахиваются врата храмов, святыни и символы, открытые для всех, профанизируются. Основывается новый культ — культ видимого, проявленного божества Атона, бога солнечного диска.

Эта подмена религии стала самым великим и самым страшным деянием Эхнатона.

Фараон меняет имя. Отказавшись от данного ему при рождении имени Аменхотеп, в состав которого входит имя Амона, он называет себя Эхнатоном, то есть «полезным Атону» или, что вероятнее, «действенным духом Атона». Отныне власть царя хранит бог Атон. Меняется религия, а вместе с ней и судьба Египта.

Эхнатон стремился полностью порвать с традиционными религиозными представлениями, обычаями и искусством, отказаться от мифологии, прежних морально-этических норм и даже традиционных представлений о загробной жизни. Заупокойный культ продолжал существовать и при Эхнатоне, но он потерял свой изначальный смысл и превратился просто в обрядность.

Для Эхнатона Фивы становятся тяжким бременем, которое он желает сбросить. Он принимает решение основать новый город во славу Атона. Новый государственный бог должен пребывать в совершенно чистом месте. Фараон дает ему обитель — город Ахетатон, то есть «Горизонт Атона».

Город Атона построили очень быстро, что объясняется подчас заурядным качеством сооружений. Сердце города — великий храм Атона. Огромный дом для нового божества не был похож на все другие храмы Египта. Здесь не было таинственных залов, где укрывались святыни, все было напоказ. Великий алтарь Атона располагался под открытым небом.

Но это было еще не все. Упраздняются культы других богов, они объявляются еретическими, из картушей вырезаются их имена, что для египетского менталитета равнозначно их уничтожению.

Внешняя политика Эхнатона была губительной. В это время на границах стало беспокойно, соседние народы искали возможность завоевать Египет.

Первые фараоны XVIII династии понимали, что миролюбие приведет страну к гибели. А Эхнатон предпочитает обмениваться с соседями подарками. Фараон бездействует. И Атон становится для Египта символом ослабления государства. Бог, которого выбрал Эхнатон, отнял у народа мужество и предал военное призвание великих фараонов XVIII династии. В царствование Эхнатона рухнула великая египетская империя.

Конец царствования Эхнатона до сих пор окутан тайной. На этот счет существует множество теорий. Может быть, царь, погрузившись в апатию, оказался не в состоянии контролировать события или впал в безумие, отказываясь понимать всю серьезность положения.

О смерти фараона ничего не известно. По некоторым сведениям, он не был погребен в огромной семейной усыпальнице, его тело растерзали и бросили собакам. Ахетатон был покинут людьми и погрузился в безмолвие пустыни.

В пору окончания губительного царствования Эхнатона Египет пребывает в упадке. Всюду царит зло. От южных до северных пределов, от Элефантины до болот дельты Нила храмы богов стоят в запустении. Святилища заброшены, от них остались лишь руины. Часовни поросли травой. Традиционного богослужения нет. Боги покинули Египет. В этот момент Тутанхамон восходит на трон.

Царевич Тутанхамон жил при дворе в Ахетатоне. В 1347 г. до н. э., девяти лет от роду, он стал фараоном. Значение его имени точно не известно: «Атон, дающий жизнь», «Живой образец Атона» или «Сильна жизнь Атона».

Венчание на царство произошло в Фивах.

Постепенно Тутанхатон превращается в Тутанхамона — как и Эхнатон, он меняет имя. Перед молодым царем лежит тяжелейшая задача — вернуть свою державу на истинный путь.

Тутанхамон и его сподвижники — полководец Хоремхеб, советник Эйе — полны решимости поднять из руин храмы и памятники, сделать все, чтобы Египет вновь стал «возлюбленным сыном богов». Во все концы государства отправляются группы мастеров, каменщиков и ваятелей. Возводятся статуи в честь богов. В городах расцветает жизнь.

Уроки генерала Хоремхеба, который был Посвященным в тайные знания египетских жрецов, превыше всего ставящим правду и справедливость, очень пригодились Тутанхамону. Восстанавливаются границы страны, Египет возвращает свое влияние.

Юному фараону предрекали блистательное будущее. Но боги рассудили иначе. Восемнадцатилетний Тутанхамон умирает.

За 70 дней траура спешно и тайно создается усыпальница для царя.


История открытия гробницы Тутанхамона — это чудо, сказка, ожившая легенда. День, когда отворились двери усыпальницы, — великий день не только для египтологов и людей науки. Это откровение для всего человечества, связанное с возвращением Египта из забвения.

Для выполнения этой миссии Судьба свела вместе двух удивительных людей, совершенно противоположных по натуре и характеру, но прекрасно дополнявших друг друга.

Лорд Карнарвон — английский аристократ, наследник огромного состояния, настоящий джентльмен и путешественник, совершивший кругосветное плавание, спортсмен и собиратель произведений искусства, реалист в поступках и романтик в чувствах, искатель приключений и неисправимый мечтатель. Страсть к автомобильному спорту приводит к коренному перелому в его жизни: он попадает в катастрофу, последствием которой становится поражение дыхательных путей; приступы удушья делают для него невозможным пребывание в Англии зимой. Так в 1903 г. он впервые попадает в Египет.

Карнарвон влюбляется в Египет, начинает изучать историю и культуру древней цивилизации. Уже в 1906 г. он приступает к самостоятельным раскопкам, но очень скоро видит, что его сил, знаний и опыта явно недостаточно. Он просит у директора Каирского музея знаменитого профессора Масперо помощи, и тот рекомендует ему Говарда Картера.

Картер был прекрасным исследователем и ученым, скрупулезным до педантизма, настоящим практиком и при этом очень смелым и мужественным человеком. Нередко ему с оружием в руках приходилось отражать нашествия банд искателей кладов, и из этих схваток ученый-воин всегда выходил победителем.

Карнарвон и Картер начали совместные работы в 1916 году. Уже тогда они решили, что должны найти совершенно определенную гробницу — гробницу фараона Тутанхамона. Это казалось явной утопией, ведь Долина Царей была буквально перерыта вдоль и поперек. Весь ученый мир решительно склонялся к мысли, что время великих открытий в Долине Царей миновало.

Нужно было упрямо верить и мечтать, чтобы вопреки здравому смыслу взяться за такую трудную задачу. История открытия показывает, как Судьба ведет великих людей к победе. Картер и Карнарвон проводили раскопки в течение шести лет. С самого начала им удалось напасть на то место, где и было впоследствии сделано открытие.

По иронии судьбы исследователи, находясь в двух шагах от цели и раскопав буквально все, не затронули только небольшой треугольник, на котором стояли хижины древних строителей гробницы. Жизнь словно бы проверяла их веру и терпение.

После четырех лет безуспешных раскопок они отправляются в другое место, но и там за два года не находят ничего ценного.

После долгих колебаний Карнарвон и Картер решают посвятить Долине Царей еще одну, последнюю зиму.

И вот они возвращаются туда, где начинали работу, на то место, где находились лачуги рабочих и кучи камня. Первые же удары кирки открыли вход в гробницу Тутанхамона.

К тому моменту, когда произошло это счастливое событие, Карнарвона не было в Египте. Уставший от череды неудач, он уезжает в Лондон. Всего двенадцать ступеней отделяло Говарда Картера от двери с печатями царского некрополя, за которыми его ждали несметные богатства и величайшие открытия.

Трудно не восхищаться самообладанием и благородством ученого, который, вопреки всем искушениям, засыпает раскоп и нескончаемых три недели ждет возвращения своего друга, чтобы разделить с ним радость победы.


История любит парадоксы. Тутанхамон — для египтологов самый неизвестный и незначительный фараон во всей египетской истории — благодаря открытию гробницы встретился со своей судьбой. Почти через три тысячелетия после смерти ему суждено было стать одним из светочей культуры человечества.

Тутанхамон вернулся к людям в XX веке — в мир, пропитанный материализмом, раздираемый войнами и противоречиями, полный страдания, боли и слез. Вернулся для того, чтобы напомнить о ценностях, которые не могут исчезнуть, о Вечном и Подлинном. Тутанхамон через века пронес весть об истинной реальности, о жизни и смерти, о тайне бытия и еще о чем-то, что выше всяких слов.

Гробница Тутанхамона и то, что с ней связано, — это целый мир. Она содержит очень много сокровищ, но не это самое главное, были усыпальницы намного роскошнее и богаче. В гробнице Тутанхамона по крупицам собраны все элементы, повествующие будущим поколениям о сокровенной истории необыкновенной цивилизации. Многие факты свидетельствуют в пользу того, что эта гробница имела особую цель: в эпоху, когда Египет и его народ будет оторван от своих корней, от традиции, она должна была стать своего рода зерном для новых времен, чтобы люди могли узнать о сокровенном, о существовании Таинств.

Египтяне знали, что не бывает мертвых храмов, гробниц, предметов, что все в природе живое. Вещь может быть Символом, местом обитания невидимого существа, которое через нее передает людям свое благословение и силу. Такие вещи не исчезают. Они могут скрыться на какое-то время, даже на сотни и тысячи лет, в ожидании того мгновения, когда придут люди, для которых они предназначены, которые должны будут дать этим живым вещам возможность вновь проявлять свою суть.

Усыпальница юного царя дала исследователям массу сведений по истории Египта, многочисленные сокровища искусства, уникальные предметы. Но существеннее всего то, что гробница Тутанхамона является неоценимым свидетельством представлений египтян о бытии, о жизни и смерти, посланцем традиционной философии древней цивилизации.

Для египтян не существовало смерти. Они рассматривали ее как переход в иное измерение, немногим отличающееся от сна, когда душа просто оставляет тело и продолжает путешествовать, но уже не по земным, а по небесным дорогам. Она ищет свои истоки, стремится домой, к своей звезде, к Амону, к Вечному Сокровенному Свету, туда, где обитает подлинное знание и мудрость, где возможна встреча с любимыми существами, сопровождающими ее в небесной стране. Жизнь рассматривалась лишь как подготовка к смерти.

Путешествие души, скованной ограничениями материального тела или свободной от них, и на небе и на земле, должно было происходить сознательно, с открытыми глазами и сердцем. Самое страшное, что происходит на земле, — это впадение в беспамятство, забвение о путешествии, об истоках, о доме, вечном и прекрасном. Этот сон египтяне считали настоящей смертью, смертью души.

Самое трудное и опасное время для души — период после смерти, когда она как бы предоставлена самой себе. После смерти душа проходит через испытания, западни и ловушки, где проверяются ее достоинства, приобретенные за прожитую жизнь. Она встречается с разрушительными силами, демонами ночи, которых вновь должна победить, собрав всю накопленную силу, мудрость, опыт и добродетель. Небесная родина, как и все в этой жизни, не обретается просто — она завоевывается, ее надо заслужить.

В Древнем Египте очень важными для души считались первые семь недель после смерти (в неделе было 10 дней) — этот период был связан с астрономическим циклом звезды Сириус, которая для египтян символизировала Сокровенный Свет, Благодать. Сириус — глаз созвездия Пса, сердце Галактики, звезда, которая напоминает душе во время жизни и после смерти о цели путешествия.

Анубис

Семьдесят дней в году Сириус не виден на ночном небе. Поэтому этот период так труден для души: она не видит цели, теряет на время свет звезды-покровителя. Сердце может забыть, ради чего оно путешествует.

Египтяне строили гробницы для того, чтобы помочь душе приобрести силу для испытаний, найти путеводную звезду, вырваться из темницы плоти и вернуться домой.

Гробница Тутанхамона — единственная дошедшая до наших дней в нетронутом виде усыпальница царя, где эти воззрения древних отражены наиболее полно. К сожалению, рамки статьи не позволяют подробно рассмотреть богатейшую символику гробницы, раскрыть сущность загадочного ритуала мумификации. Об этом речь пойдет дальше.

За все двести лет существования археологии как науки ни одно открытие не получило такой широкой известности, как находка усыпальницы юного фараона.


У всякого настоящего открытия есть и обратная сторона, связанная с легендами, которые рождаются в ходе исследования. Гробница Тутанхамона — не исключение. Находка породила очень много вопросов, загадок и сенсаций; справедливости ради надо сказать, что они возникали не на пустом месте. Одна из них — так называемое «проклятие фараона», связанное с таинственной смертью чуть ли не двадцати человек, участвовавших в свое время в раскопках. Разговоры о «проклятии фараона» начались сразу после смерти лорда Карнарвона. Он скончался 5 апреля 1923 года от укуса москита после тщетной трехнедельной борьбы с болезнью, так и не увидев мумии и саркофага царя. В час его смерти в Каире произошла необъяснимая авария электросети. В последующие месяцы умерли сводный брат лорда, его сиделка, врач, проводивший рентген мумии, американский миллиардер, посетивший гробницу, а также некоторые другие ученые и простые посетители. К 1930 году из числа непосредственных участников раскопок остался в живых только Говард Картер.

Это далеко не единственная загадка гробницы. Можно смело сказать, что до сих пор не удалось полностью оценить, понять, осмыслить значение находки английских археологов. Можно только гадать, сколько подобных чудес еще не явлены миру. Египет хранит свои тайны в ожидании тех времен, когда человечество будет готово принять весть, привет из далекого прошлого, которое часто оказывается ближе настоящего.


В гробнице, в комнате, названной сокровищницей, был найден контейнер, изображающий бога Осириса. В нем находился песок Нила, засеянный зерном. Это «Осирис прорастающий». Зерно прорастает, выходит из «тела Осириса», и из смерти рождается жизнь. Это еще одно послание Тутанхамона. Никто и ничто не умирает. Все меняется, все трансформируется. Жизнь и смерть — две стороны единой Жизни.

Судьба его — Египет

Екатеринбург

Эта лекция не только о культуре и цивилизации Древнего Египта, его тысячелетних традициях, но в первую очередь о мудрости и учении, передававшимися из века в век его мудрецами, учившими человека побеждать невежество и узнавать истину.

Эпизоды из истории великого археологического открытия


«О мать Нейт! Простри надо мной свои крылья, извечные звезды...»
Надпись на саркофаге Тутанхамона

В гробницу Тутанхамона грабители вторглись уже через десять-пятнадцать лет после его смерти. Благодаря какой-то случайности первое, поверхностное ограбление оставило гробницу в общем не потревоженной.

Фрагмент фотографии / November 1925. Tutankhamun"s burial mask. Image: Harry Burton . The Griffith Institute, Oxford. Colorized by Dynamichrome for the Exhibition “The Discovery of King Tut” in New York.

В 1902 году египетское правительство разрешило американцу Теодору Дэвису производить раскопки в Долине царей. Дэвис копал двенадцать зим подряд. Ему посчастливилось: он обнаружил чрезвычайно интересные и важные для науки гробницы Тутмеса IV, Сипта, Хоремхеба, мумию и саркофаг великого «царя-еретика» Аменхотепа IV. В тот год, когда началась первая мировая война, эта концессия перешла к лорду Карнарвону и Говарду Картеру, которые позже и явили миру фараона Тутанхамона.

Третий зарегистрированный в Англии автомобиль принадлежал ему: автомобильный спорт был его страстью. Эта страсть привела к коренному перелому в его жизни - в самом начале XX [в книге: "нынешнего"] столетия он попадает неподалеку от Бад-Лангеншвальбаха, в Германии, в автомобильную катастрофу: переворачивается на свей машине. Помимо ряда серьезных ранений, последствием катастрофы явилось поражение дыхательных путей; настоящие приступы удушья делают невозможным для него пребывание в Англии зимой. Так, в 1903 году он впервые попадает в Египет с его более мягким климатом, и здесь - на раскопки, которые велись различными археологическими экспедициями. Богатый независимый человек, не имевший до этого определенной цели в жизни, он увидел в этой деятельности поистине великолепную возможность сочетать не покинувшую его страсть к спорту с серьезными занятиями искусством. В 1906 году он приступает к самостоятельным раскопкам, но той же зимой поиходит к выводу, что его знания совершенно недостаточны. Он обращается за помощью к профессору Масперо, и тот рекомендует ему молодого Говарда Картера.

Сотрудничество этих людей было необыкновенно плодотворным. Говард Картер великолепно дополнял лорда Карнарвона: он был всесторонне образованным исследователем и еще до того, как лорд Карнарвон пригласил его наблюдать за всеми проводимыми им раскопками, успел приобрести немало практических знаний у Питри и Дэвиса. Но при всем он вовсе не был лишенным фантазии регистратором фактов, хотя некоторые критики и упрекали его в чрезмерном педантизме. Он был человеком с практическим складом ума и одновременно редким храбрецом, настоящим сорвиголовой. "

" Карнарвон и Говард Картер начали работать вдвоем. Только осенью 1917 года им удалось настолько увеличить масштаб работ, что появилась надежда на успех. Тогда же и произошло то, с чем мы уже неоднократно встречались в истории науки: с самого начала им удалось напасть на то место, где, собственно, и было впоследствии сделано открытие. Однако ряд внешних обстоятельств - критические размышления, оттяжки, сомнения и, прежде всего, «указания специалистов» затормозили все дело и привели к тому, что оно чуть было вообще не лопнуло. "

4.


План гробницы на сайте выставки The Discovery of King Tut

" Приступив к раскопкам, Карнарвон и Картер в продолжение зимы убрали внутри намеченного треугольника почти весь верхний слой мусора и щебня и довели раскопки до подножия открытой гробницы Рамсеса VI. «Здесь мы наткнулись на ряд хижин для рабочих - на несколько лачуг, которые были построены на куче обломков кремня, что, как известно, всегда служит в Долине верным признаком близости какой-либо гробницы».

События нескольких последующих лет приобретали постепенно все более напряженный характер.

Из-за туристов, вернее, потому, что дальнейшие раскопки помешали бы осмотру охотно посещаемой туристами гробницы Рамсеса, Карнарвон и Картер решили поекратить раскопки в этом месте до более благоприятных времен. Таким образом, зимой 1919/20 года они произвели раскопки лишь у входа в гробницу Рамсеса VI и нашли там в небольшом тайнике некоторые имевшие известный археологический интерес предметы заупокойного инвентаря.

«Никогда еще за время нашей работы в Долине мы не были так близки к настоящему открытию», - писал впоследствии Картер.

Теперь они «разворотили», как сказал бы Питри, весь треугольник, за исключением того клочка земли, на котором стояли хижины рабочих. И снова они оставляют нетронутым этот последний участок, снова отправляются в другое место, в небольшую, прилегающую к Долине царей лощину, к гробнице Тутмеса III, роются там два года подряд и в конце концов не находят ничего ценного.

Тогда они собираются и вполне серьезно обсуждают вопрос, не следует ли все-таки после столь ничтожных результатов долголетних исследований перенести раскопки в совершенно другое место. По-прежнему нераскопанным остается только тот пятачок земли, где стоят лачуги рабочих и находится куча кремневых обломков - небольшой кусочек территории у подножия гробницы Рамсеса VI. После долгих колебаний они наконец решают посвятить Долине царей еще одну, на этот раз действительно последнюю, зиму. "

" Третьего ноября 1922 года Картер (лорд Карнарвон находился в это время в Англии) приступил К сносу лачуг - это были остатки жилищ времен ХХ династии. Нa следующее утро под первой лачугой была обнаружена каменная ступенька. К вечеру пятого ноября, после того как были убраны горы мусора и щебня, уже не оставалось никаких сомнений в том, что удалось найти вход в какую-то гробницу.

Однако это могла быть и какая-нибудь незаконченная или же неиспользованная, пустая гробница. А если в ней инаходилась мумия, не исключалось, что и эту гробницу, как и многие другие, давно уже осквернили и разграбилн. Наконец, чтобы перебрать все пессимистические варианты, скажем, что гробница могла принадлежать вовсе не царю, а какому-нибудь придворному или жрецу.

По мере того как про двигалась работа, возрастало и волнение Картера. Ступенька за ступенькой высвобождались из-под мусора и щебня, и к тому времени, когда внезапно, как всегда в Египте, зашло солнце, все увидели двенадцатую ступеньку, а за ней «верхнюю часть закрытой, обмазанной известкой и запечатанной двери». «Запечатанная дверь! Значит, действительно... Это мгновение могло взволновать и бывалого археолога».

5.

План внутренних помещений гробницы фараона Тутанхамона. Из книги К.Керама "Боги, гробницы, ученые", М., 1963.

Картер осмотрел печати: это были печати царского некрополя. Следовательно, там, в гробнице, покоился прах какой-то действитель но высокопоставленной особы. Поскольку жилища рабочих уже со времен ХХ династии закрывали вход в гробницу, она, во всяком случае с этого времени, должна была стать недоступной для воров. Картер, дрожа от нетерпения, проделал в двери небольшое отверстие такого размера, чтобы туда можно было просунуть электрическую лампочку, и обнаружил, что весь проход по ту сторону двери завален камнями и щебнем; это лишний раз доказывало, что гробницу пытались максимально обезопасить от непрошеных гостей.

Когда Картер, оставив раскоп под охраной самых верных своих людей, возвращался при свете луны домой, ему пришлось вступить в тяжелую борьбу с самим собой.

«За этим ходом могло находиться все, буквально все, что угодно, и мне пришлось призвать на помощь все мое самообладание, чтобы не предаться искушению сейчас же взломать дверь и продолжать поиски», - записал Картер в своем дневнике после того, как он заглянул в проделанное им в двери отверстие. Теперь, когда он верхом на ослике спускался по склону Долины царей, им овладело жгучее нетерпение. Внутренний голос нашептывал ему, что после шести лет бесплодного труда он наконец стоит на пороге великого открытия; и все-таки он трудно не восхищаться этим - принимает решение засыпать раскоп и ждать возвращения лорда Карнарвона, своего друга и сотрудника.

6.


King Tutankhamun tomb"s hidden chamber discovered through testing temperature. dailymail.co.uk

Утром 6 ноября Картер посылает Карнарвону телеграмму: «Наконец удалось сделать замечательное открытие в Долине. Великолепная гробница с нетронутыми печатями; до Вашего приезда все снова засыпано. Поздравляю». Восьмого он получает два ответа: «Приеду по возможности быстро»; «Предполагаю двадцатого быть в Александрии».

23 ноября лорд Карнарвон вместе со своей дочерью прибыл в Луксор. Более двух недель провел Картер в жгучем нетерпении, в томительном ожидании перед вновь засыпанной гробницей. Уже через два дня после открытия на него обрушился град поздравлений, но с чем, собственно, его поздравляли - с каким открытием, чьей гробницы? Этого Картер не знал. Если бы он продолжил раскоп буквально на несколько сантиметров, он бы увидел абсолютно ясный и отчетливый оттиск печати Тутанхамона. «Я бы лучше спал по ночам и избавил бы себя от трех недель мучительной неопределенности».

7.

December 1922. Ornately carved alabaster vases in the antechamber. Image: Harry Burton . The Griffith Institute, Oxford. Colorized by Dynamichrome for the Exhibition “The Discovery of King Tut” in New York.

Ко второй половине дня 24 ноября рабочие очистили все ступеньки. Сойдя с последней, шестнадцатой, Картер очутился перед запечатанной дверью. Он увидел оттиски печати с именем Тутанхамона и одновременно то, с чем пришлось столкнуться чуть ли не всем исследователям гробниц: следы грабителей, которые и здесь сумели опередить ученых; здесь, так же как и в других местах, воры успели сделать свое дело.

«Так как теперь была видна вся дверь, мы сумели увидеть то, что до этого было скрыто от наших взоров, а именно: часть замурованного прохода дважды вскрывали и вновь заделывали; ранее найденные нами печати - шакал и девять пленников - были приложены к той части стены, которую открывали, печати же Тутанхамона, которыми и была первоначально запечатана гробница, находились на другой, нижней нетронутой части стены. Таким образом, гробница вовсе не была, как мы надеялиеь, совершенно нетронутой. Грабители побывали в ней, и даже не раз. Хижины, о которых мы уже упоминали, свидетельствовали о том, что грабители действовали еще до царствования Рамсеса VI , а то обстоятельство, что гробница была вновь запечатана, говорило о том, что грабителям не удалось очистить ее полностью». "

8.


Сокровищница / C. 1923. An assortment of model boats in the treasury of the tomb. Image: Harry Burton . The Griffith Institute, Oxford. Colorized by Dynamichrome for the Exhibition “The Discovery of King Tut” in New York.

" «Наступал решающий момент, - пишет Картер, - дрожащими рука ми мы проделали маленькое отверстие в левом верхнем углу..»

Взяв железный прут, Картер пропустил его сквозь отверстие; прут не встретил преграды. Тогда Картер зажег спичку и поднес ее к от верстию: никаких признаков газа. Он принялся расширять отверстие.

Теперь вокруг него столпились все: лорд Карнарвон, его дочь леди Эвелин Герберт и египтолог Кэллендер, который, едва узнав о новой находке, поспешил предложить свои услуги в качестве помощника. Нервно чиркнув спичкой, Картер зажигает свечу и трепетной рукой подносит ее к отверстию, но горячий ток воздуха, вырывающийся из отверстия, чуть было не задувает ее, и в мерцании света Картеру не сразу удается разглядеть то, что находится за дверью. Постепенно глаза его привыкают, и он различает сначала контуры, потом первые краски, и, когда наконец ему становится ясно видно содержимое камеры, расположенной по ту сторону двери, победный крик застывает у него на устах... он молчит. Для тех, кто стоит в ожидании рядом с ним, это мгновение кажется вечностью. «Видите ли вы там что-нибудь?» спрашивает его Карнарвон, не в силах более вынести неизвестность. Медленно, словно завороженный, Говард Картер поворачивается к нему. «О да, - говорит он проникновенно, - удивительные вещи!»

9.


December 1922. A ceremonial bed in the shape of the Celestial Cow, surrounded by provisions and other objects in the antechamber of the tomb. Image: Harry Burton . The Griffith Institute, Oxford. Colorized by Dynamichrome for the Exhibition “The Discovery of King Tut” in New York.

«Можно не сомневаться, что за всю историю археологических раскопок никому до сих пор не удавалось увидеть что-либо более великолепное, чем то, что вырвал из мрака наш фонарь», - сказал Картер, когда первое волнение улеглось и исследователи один за другим смогли уже спокойно подойти к проделанному в двери отверстию. Его слова подтвердились, когда открыли 17 ноября дверь и луч света от сильной электрической лампочки заплясал на золотых носилках, на массивном золотом троне, на двух матово поблескивающих черных больших статуях, на алебастровых вазах, на каких-то необычайных ларцах. Головы диковинных зверей отбрасывали на стены чудовищные тени; словно часовые, стояли одна против другой две статуи «с золотыми передниками, в золотых сандалиях, с палицами и жезлами. Их лбы обвивали золотые изображения священных змей».

10.


December 1922. A gilded lion bed and inlaid clothes chest among other objects in the antechamber. Image: Harry Burton . The Griffith Institute, Oxford. Colorized by Dynamichrome for the Exhibition “The Discovery of King Tut” in New York.

И среди всей этой роскоши мертвых, которую невозможно было охватить взглядом, виднелись следы живых: возле двери стоял наполовину наполненный известкой сосуд, неподалеку от него - черная от сажи лампа, в другом месте на стене был заметен отпечаток пальца, на пороге лежала гирлянда цветов - последняя дань усопшему. Словно завороженные, стояли Карнарвон и Картер, глядя на всю эту мертвую роскошь и на сохранившиеся на протяжении стольких тысячелетий следы жизни; прошло немало времени прежде чем они очнулись и убедились, что в этом помещении - настоящем музее сокровищ - не было ни саркофага, ни мумии. Неужели вновь должен был всплыть уже не раз обсуждавшийся вопрос: гробница или тайник?

Однако, обойдя шаг за шагом все помещения, они обнаружили между часовыми еще одну, третью, запечатанную дверь. «В мыслях нам уже представилась целая анфилада комнат, похожих на ту, в которой мы находились, тоже наполненных сокровищами, и у нас захватило дух». 27 ноября они обследовали дверь и при свете сильных электрических ламп, которые к тому времени удалось установить Кэллендеру, убедились в том, что почти на уровне пола, рядом с дверью находится ход, тоже запечатанный, правда позднее, чем сама дверь. Значит, и здесь успели побывать грабители. Что же могло скрываться в этой второй камере или втором коридоре? Если за этой дверью Находилась мумия, то в каком виде? Была ли она цела? Здесь было немало загадочного. Странной была и планировка этой гробницы, не похожая ни на одну из найденных ранее. Еще более странным было то обстоятельство, что грабители старались проникнуть за третью дверь, не обратив никакого внимания на те богатства, которые находились перед ними. Что же они искали, если спокойно прошли мимо кучи золотых вещей, лежавших в первом помещении? "

" ...Картеру было досточно беглого взгляда, чтобы понять: тщательное изучение всех этих сокровищ «приведет к изменению, если не к полному перевороту во всех прежних воззрениях и теориях».

11.


December 1922. A gilded lion bed, clothes chest and other objects in the antechamber. The wall of the burial chamber is guarded by statues. Image: Harry Burton . The Griffith Institute, Oxford. Colorized by Dynamichrome for the Exhibition “The Discovery of King Tut” in New York.

Вскоре исследователи сделали еще одно важное открытие: в камере, помимо всего прочего, стояли три больших ложа. Заглянув под одно из них, один из исследователей обнаружил небольшую дыру. Он позвал остальных. Осветив отверстие лампой, они увидели маленькую боковую камеру, меньшую, чем первую, но также до отказа наполненную всякими предметами обихода и драгоценностями. Насколько об этом можно было судить, в гробнице все осталось в том виде, в каком ее покинули грабители; они прошли здесь, «как хорошее землетрясение». И снова возникает вопрос: грабители перерыли тут все, они (об этом можно говорить совершенно определенно) перебросили некоторые вещи и предметы из боковой камеры в переднюю, они кое-что повредили, разбили, но почти ничего не украли - даже то, что, так сказать, само лезло им в руки. Быть может, их спугнули?

Вплоть до этого момента все - и Картер, и Карнарвон, и остальные - находились словно в чаду и плохо соображали, что делали. Но теперь, увидев содержимое боковой камеры, догадываясь, что за третьей дверью их ожидает нечто совершенно необычное, они начинают понимать всю сложность стоящей перед ними научной задачи и то, какой большой работы и строгой организации потребует ее разрешение.

Разобраться в этой находке, даже только в том, что им уже удaлось обнаружить, за один сезон было невозможно! "

12.


December 1922. Under the lion bed in the antechamber are several boxes and chests, and an ebony and ivory chair which Tutankhamun used as a child. Image: Harry Burton . The Griffith Institute, Oxford. Colorized by Dynamichrome for the Exhibition “The Discovery of King Tut” in New York.

" Когда мы теперь слышим, что Карнарвон и Картер решили засыпать только что раскопанную гробницу, мы знаем, что это не имело ничего общего с аналогичными действиями их предшественников, быстро раскапывавших, но и не менее быстро засыпавших места своих находок. "

" Картеру было ясно одно: ни в коем случае не следует торопиться с раскопками. Не говоря уже о необходимости твердо установить первоначальное расположение всех найденных предметов (это было важно для датировки и других определений), следовало считаться и с тем, что значительная часть утвари и многие драгоценности были повреждены, и, прежде чем дотрагиваться до них, необходимо было принять меры для их консервации, то есть соответствующим образом обработать и упаковать. Учитывая и то обстоятельство, что на этот раз дело касалось находки, невероятной по объему, нужно было заготовить со ответствующее количество упаковочных материалов и различных препаратов.

13.


Лаборатория / December 1923. Arthur Mace and Alfred Lucas work on a golden chariot from Tutankhamun"s tomb outside the "laboratory" in the tomb of Sethos II. Image: Harry Burton . The Griffith Institute, Oxford. Colorized by Dynamichrome for the Exhibition “The Discovery of King Tut” in New York.

Необходимо было посоветоваться со специалистами и создать лабораторию, где производились бы немедленное исследование тех важных находок, которые нельзя было сохранить. Одна лишь каталогизация такого большого числа находок уже требовала большой предварительной организационной работы. Все эти проблемы нельзя было разрешить, сидя на месте. Карнарвану необходимо было съездить в Англию, а Картеру - хотя бы в Каир. Тогда-то Картер и принял решение засыпать раскоп. Только такая мера могла, по его мнению (хотя на месте и оставался за сторожа Кэллендер), обезопасить гробницу от современных последователей Абд аль-Расула. Мало того, едва прибыв в Каир, Картер заказал тяжелую железную решетку для внутренней двери.

14.

January 1924 In a "laboratory" set up in the tomb of Sethos II, conservators Arthur Mace and Alfred Lucas clean one of the sentinel statues from the antechamber. Image: Harry Burton . The Griffith Institute, Oxford. Colorized by Dynamichrome for the Exhibition “The Discovery of King Tut” in New York.

Основательность и точность, с которыми проводились эти самые знаменитые египетские раскопки, были во многом обусловлены той зачастую самоотверженной помощью, которую Карнарвон и Картер с самого начала получали со всех концов мира. Впоследствии Картер выразил в печати свою благодарность за оказанную ему всестороннюю помощь, и он имел все основания это сделать. Он начал с того, что привел письмо, посланное ему в свое время неким Ахмедом Гургаром, руководившим рабочими, которые принимали участие в раскопках. Мы тоже приведем это письмо, ибо мы не хотим прославлять одну лишь интеллектуальную помощь. Вот оно:

Мистеру Говарду Картеру, зскв.

Досточтимый сэр!

Я пишу Вам письмо в надежде, что Вы живы и здоровы, и молю Всевышнего, чтобы Он не оставил Вас в своих заботах н возвратил нам в добром здравии, целым и невредимым. Осмеливаюсь сообщить Вашей светлости, что склад № 15 в полном порядке, сокровищница в порядке, северный склад в порядке, и дом в порядке и все рабочие исполняют то, что Вы приказали в своих предписаниях.

Хусейн, Газ Хасан, Хасан Авад, Абделад-Ахмед и все шлют Вам свои наи- лучшие пожелания.

Шлю свои наилучшие пожелания Вам, всем членам семьи лорда и всем Вашим друзьям в Англии.

С нетерпением ожидающий Вашего скорейшего приезда, Ваш покорный слуга
Ахмед Гургар.

15.


Nov. 29, 1923 Howard Carter, Arthur Callender and an Egyptian worker wrap one of the sentinel statues for transport. Image: Harry Burton . The Griffith Institute, Oxford. Colorized by Dynamichrome for the Exhibition “The Discovery of King Tut” in New York.

В ответ на робкую просьбу о помощи, с которой Картер обратился к членам одной экспедиции, работавшей в районе Фив, Лайсгоу, руководитель египетского отделения нью-йоркского Музея Метрополитен, предоставил ему в полное распоряжение своего фотографа Гарри Бертона, несмотря на то, что лишался таким образом нужного ему работника; в своем ответе Картеру он писал: «Рад быть хоть чем-нибудь полезным. Прошу полностью располагать Бертоном точно так же, как и любым членом нашей экспедиции». В результате к Картеру перекочевали еще рисовальщики Холл и Хаузер и руководитель раскопок в районе пирамид Лишта А. К. Мейс. Директор египетского государственного департамента химии А. Лукас из Каира предоставил себя и свой трехмесячный отпуск в распоряжение Картера. Д-р Алан Гардинер занялся надписями, а профессор Джемс Г. Брэстед из Чикагского университета поспешил приложить свои знания для определения датировки найденных Картером древних оттисков печатей.

16.

Скульптурный портрет Тутанхамона на втором золотом саркофаге. Видна гирлянда цветов, еще сохранивших к моменту вскрытия саркофага свою естественную окраску / Harry Burton photograph of King Tut wearing a floral collar similar to the ones on view in the exhibition; The Metropolitan Museum of Art.

Несколько позднее, 11 ноября 1925 года, Салех-бей Хамди и Дуглас Е. Дерри, профессор анатомии Египетского университета, приступили к исследованию мумии. А. Лукас написал обширную монографию «Химия в гробнице» о металлах, маслах, жирах и тканях. П. Э. Ньюберри исследовал найденные в гробнице венки и гирлянды цветов и сумел установить, какие цветы росли три тысячи триста лет назад на берегах Нила. Более того, ему даже удалось по цветам и ягодам определить, в какое время года был похоронен Тутанхамон: зная, когда цветет василек, когда созревают мандрагора - «яблоко любви» из Песни песней - и черноягодный паслен, он пришел к выводу, что Тутанхамон был похоронен не ранее середины марта и не позднее конца апреля. «Особые материалы» исследовали также Александр Скотт и Х. ДЖ. Плендерлейт.

Это творческое содружество специалистов (некоторые из них 6ыли специалистами в областях, далеко отстоящих от археологии и истории древнего мира) явилось верным залогом того, что научные результаты этих раскопок оказались более значительными, чем каких-либо прежних.

Теперь можно было приступить к работе. 16 декабря раскоп был вновь раскрыт. 18 декабря фотограф Бертон сделал пробные снимки, а 27-го первая находка была извлечена на поверхность.

Основательная работа требует времени. Раскопки в гробнице Тутанхамона продолжались несколько зим. "

Текст из книги : Керам К. "Боги, гробницы, ученые". Роман археологии. /Пер. с немецкого А.С. Варшавского - СПб: "КЭМ", совместно с издательством "Нижегородская ярмарка", Н.Новгород, 1994. С. 60, 156-184.

4 ноября 1922 года была обнаружена гробница фараона Тутанхамона в Египте. Гробница расположена в Долине Царей, и это единственная почти не разграбленная гробница, дошедшая до учёных в первозданном виде, хотя ее и вскрывали дважды гробничные воры. Она была обнаружена в 1922 году двумя англичанами – египтологом Говардом Картером и археологом-любителем лордом Карнарвоном. В гробнице сохранились многочисленные украшения, а также саркофаг из чистого золота с мумифицированным телом фараона.

В 1907 году египтолог и археолог Говард Картер был нанят Джорджом Гербертом, 5-м графом Карнарвоном, для наблюдения за раскопками в египетской Долине царей. Ученый сумел создать себе хорошую репутацию, скрупулезно описывая и сохраняя открытия.

Поиски в долине, продолжавшиеся многие годы, давали весьма скромные результаты, что со временем навлекло на Картера гнев работодателя. В 1922 году лорд Карнарвон сказал ему, что со следующего года прекратит финансирование работ.

1. 1923 год. Лорд Карнарвон, профинансировавший раскопки, читает на веранде дома Картера возле Долины царей.

Картер, отчаянно нуждавшийся в прорыве, решил возвратиться к ранее заброшенному месту раскопок. 4 ноября 1922 года его команда обнаружила ступеньку, вырубленную в скале. К концу следующего дня была расчищена целая лестница. Картер немедленно послал сообщение Карнарвону, умоляя его приехать как можно быстрее.

26 ноября Картер вместе с Карнарвоном открыл небольшой пролом в углу двери в конце лестницы. Держа свечу, он заглянул внутрь.

«Сначала я ничего не видел, горячий воздух вырывался из помещения, в результате чего пламя свечи мерцало, но вскоре, как только мои глаза привыкли к свету, из тумана медленно появились детали комнаты, странные животные, статуи и золото - всюду блеск золота» (Говард Картер).

Команда археологов обнаружила гробницу Тутанхамона, юноши-царя, правившего Египтом с 1332 до примерно 1323 г. до н.э.

Несмотря на следы того, что в гробницу дважды наведывались древние грабители, содержимое комнаты оставалось практически нетронутым. Гробница была напичкана тысячами бесценных артефактов, в том числе здесь находился саркофаг с мумифицированными останками Тутанхамона.

3. 4 января 1924 года. Говард Картер, Артур Каллендер и египетский рабочий открывают двери, чтобы впервые взглянуть на саркофаг Тутанхамона.

Каждый объект в гробнице был тщательно описан и каталогизирован перед изъятием. Этот процесс занял почти восемь лет.

4. Декабрь 1922 года. Церемониальное ложе в форме Небесной коровы в окружении припасов и других объектов в передней комнате гробницы.

Эти фотографии, задокументировавшие открытие легендарной гробницы Тутанхамона, были колоризованы Dynamichrome для выставки The Discovery of King Tut, которая откроется в Нью-Йорке 21 ноября 2015 года.

5. Декабрь 1922 года. Позолоченное ложе-лев и другие объекты в прихожей. Стена погребального покоя охраняется черными статуями Ка.

6. 1923 год. Набор челнов в сокровищнице гробницы.

7. Декабрь 1922 года. Позолоченное ложе-лев и инкрустированная нагрудная одежда среди других объектов в передней комнате.

8. Декабрь 1922 года. Под ложем-львом в передней комнате несколько коробок и сундуков, а также кресло из черного дерева и слоновой кости, которое Тутанхамон использовал в детстве.

9. 1923 год. Позолоченный бюст Небесной коровы Мехурт и сундуки находились в сокровищнице гробницы.

10. 1923 год. Сундуки внутри сокровищницы.

12. Январь 1924 года. В «лаборатории», созданной в гробнице Сети II, реставраторы Артур Мейс и Альфред Лукас чистят одну из статуй Ка из передней комнаты.

13. 29 ноября 1923 года. Говард Картер, Артур Каллендер и египетский рабочий оборачивают одну из статуй Ка для транспортировки.

14. Декабрь 1923 года. Артур Мейс и Альфред Лукас работают с золотой колесницей из гробницы Тутанхамона за пределами «лаборатории» в гробнице Сети II.

15. 1923 год. Статуя Анубиса на погребальных носилках.

16. 2 декабря 1923 года. Картер, Каллендер и двое рабочих удаляют перегородку между передней комнатой и погребальным покоем.

17. Декабрь 1923 года. Внутри внешнего ковчега в погребальном покое находится еще один ковчег, который завернут в огромный льняной покров с золотыми розетками, напоминающий ночное небо.

18. 30 декабря 1923 года. Картер, Мейс и египетский рабочий бережно сворачивают льняной покров.

Вскрытие гробницы Тутанхамона (1922 год)

Тутанхамон (Тутанхатон) - фараон Древнего Египта из XVIII династии Нового царства, время правления, примерно 1332-1323 гг. до н. э.

По общему обычаю в древние времена покойному клали в могилу все, что считалось наиболее ценным для него при жизни: царям и вельможам - знаки их достоинства, воину - его оружие и т. п. Но все они «забирали» с собой почти все собранное за свою жизнь золото и другие предметы, не поддающиеся гниению. Бывали такие цари и правители, которые уносили с собой в гробницы всю государственную казну, и народ, оплакивая царя, оплакивал и потерю всего своего достояния.

Так что древние гробницы были сокровищницами, в которых были скрыты несметные богатства. Для защиты их от расхищения, строители строили недоступные для посторонних входы; устраивали двери с секретными запорами, которые закрывались и открывались при помощи магического талисмана.

Какие старания не прикладывали фараоны дабы уберечь свои гробницы от разграблений, как ни изощрялись в попытках противостоять всеразрушающему времени, все их усилия оказались тщетными. Гений их зодчих был не в состоянии победить злую волю человека, его жадность и равнодушие к древним цивилизациям. Несметные богатства, которыми снабжали в усопших владык, членов их семей и важных сановников, издавна привлекали к себе алчных грабителей. Против них не помогали ни страшные заклятья, ни тщательная охрана, ни хитроумные уловки архитекторов (замаскированные ловушки, замурованные камеры, ложные ходы, потайные лестницы и т. д.).

Из за счастливого стечения обстоятельств только гробница фараона Тутанхамона осталась единственной, которая сохранилась почти в полной неприкосновенности, хотя и она в древности два раза подверглась разграблению. Открытие гробница Тутанхамона связано с именами английского лорда Карнарвона и археолога Говарда Картера.

Лорд Карнарвон и Говард Картер

Лорд Карнарвон, наследник огромного состояния, был к тому же и одним из первых автомобилистов. В одной из автокатастроф он едва смог уцелеть, и после того мечты о спорте пришлось оставить. Для того что бы укрепить здоровье скучающий лорд побывал в Египте и его заинтересовало великое прошлое этой страны. Для собственного развлечения он решил и сам заняться раскопками, но его самостоятельные попытки на этом поприще оказались безрезультатны. Одних только денег для этого было мало, а знаний и опыта у лорда Карнарвона не хватало. И тогда ему дали совет обратиться за помощью к археологу Говарду Картеру.

1914 год — лорд Карнарвон увидал на одном из фаянсовых кубков, обнаруженных при раскопках в Долине царей, имя Тутанхамона. То же самое имя он встретил и на золотой пластинке из маленького тайника. Эти находки побудили лорда выхлопотать у египетского правительства разрешение на поиски гробницы Тутанхамона. Эти же вещественные доказательства поддерживали и Г.Картера, когда его охватывало уныние от продолжительных, но безуспешных поисков.

Гробница Тутанхамона найдена

Гробницу фараона археологи искали в течении долгих 7-и лет, но в конце концов им улыбнулось счастье. Сенсационная новость облетела мир в начале 1923 года. В те дни в небольшой и обычно тихий городок Луксор устремились толпы репортеров, фотографов и радиокомментаторов. Из Долины царей каждый час неслись по телефону и телеграфу сводки, сообщения, заметки, очерки, репортажи, отчеты, статьи…

Более 80-ти дней добирались археологи до золотого гроба Тутанхамона - через четыре наружных ковчега, каменный саркофаг и три внутренних гроба, пока в конце концов не увидели того, кто на протяжении долгого времени был для историков только призрачным именем. Но вначале археологи и рабочие обнаружили ступеньки, которые уводили в глубь скалы и заканчивались у замурованного входа. Когда вход освободили, за ним оказался понижающийся коридор, засыпанный обломками известняка, а в конце коридора - другой вход, который также был замурованным. Этот вход вел в переднюю камеру с боковой кладовой, погребальную камеру и сокровищницу.

Проделав в кладке дыру, Г.Картер просунул туда руку со свечой и прильнул к отверстию. «Вначале я ничего не увидел, - напишет он потом в своей книге. - Теплый воздух устремился из камеры наружу, и пламя свечи начало мигать. Но постепенно, когда глаза освоились с полумраком, детали комнаты стали медленно выплывать из темноты. Там были странные фигуры зверей, статуи и золото - повсюду мерцало золото».

В гробнице

Гробница Тутанхамона в действительности была одной из самых богатых. Когда лорд Карнарвон и Г.Картер вошли в первую комнату, они были ошеломлены от количества и разнообразия наполнявших ее предметов. Там были обитые золотом колесницы, луки, колчаны со стрелами и перчатки для стрельбы; кровати, также обитые золотом; кресла, покрытые мельчайшими вставками из слоновой кости, золота, серебра и самоцветов; великолепные каменные сосуды, богато декорированные ларцы с одеждой и украшениями. Были также ящики с пищей и сосуды с давно высохшим вином. За первой комнатой последовали другие, и то что было обнаружено в гробнице Тутанхамона превзошло самые смелые ожидания участников экспедиции.

Золотой саркофаг Тутанхамона весом 110 кг

То, что гробницу вообще нашли, уже само по себе было ни с чем не сравнимой удачей. Но судьба улыбнулась Г.Картеру еще раз, в те дни он написал: «Мы увидали то, чего не был удостоен ни один человек нашего времени». Только из передней камеры гробницы английская экспедиция вывезла 34 контейнера, полных бесценных украшений, золота, драгоценных камней и великолепных произведений древнеегипетского искусства. А когда члены экспедиции проникли в погребальные покои фараона, то нашли здесь деревянный позолоченный ковчег, в нем другой - дубовый ковчег, во втором - третий позолоченный ковчег, а потом и четвертый. В последнем находился саркофаг из цельного куска редчайшего кристаллического кварцита, а в нем еще два саркофага.

Северная стена зала саркофагов в гробнице Тутанхамона расписана тремя сценами. Справа изображено отверзание уст мумии фараона его преемником Эйе. До момента отверзания уст умерший фараон изображался в виде мумии, а после этого обряда он уже представал в своем обычном земном образе. Центральную часть росписи занимает сцена встречи ожившего фараона с богиней Нут: Тутанхамон изображен в одеянии и головном уборе земного царя, в руках он держит булаву и посох. В последней сцене фараона обнимает Осирис, за Тутанхамоном стоит его «ка».

Древние египтяне верили в существование у человека нескольких душ. Тутанхамон имел две статуи «ка», которые во время траурной процессии несли в почетном ряду. В погребальных покоях фараона эти статуи встали по сторонам запечатанной двери, ведущей к золотому саркофагу. У «ка» Тутанхамона юношески красивое лицо с широко расставленными глазами, глядящими с бесстрастной неподвижностью смерти.

Древние скульпторы и художники множество раз повторили его на ларях, сундуках и ковчегах. Размеры статуи духа-двойника помогли ученым установить рост самого фараона, так как по погребальным традициям древних египтян эти размеры соответствовали росту покойного.

«Ба» Тутанхамона охраняла деревянную скульптуру, изображавшую фараона на погребальном ложе, а с другой стороны священную мумию осенял своим крылом сокол. На фигурке фараона археологи увидали вырезанные слова, с которыми фараон обращался к богине неба: «Снизойди, матерь Нут, склонись надо мной и преврати меня в одну из бессмертных звезд, которые все в тебе!» Эта скульптурка была в числе тех жертвоприношений, которые придворные преподнесли уже умершему фараону как обещание служить ему и .

Мумия фараона

Для того чтобы добраться до священной мумии фараона, археологам довелось открывать несколько саркофагов. «Мумия лежала в гробу, - пишет Г.Картер, - к которому она плотно приклеилась, так как, опустив в гроб, ее залили ароматическими маслами. Голову и плечи, вплоть до грудной клетки, покрывала прекрасная золотая маска, воспроизводящая черты царского лица, с головной повязкой и ожерельем. Ее нельзя было снять, так как она также приклеилась к гробу слоем смолы, который сгустился в твердую, как камень, массу».

Гроб, в котором находилась мумия Тутанхамона, изображенного в образе Осириса, целиком был сделан из массивного золотого листа толщиной от 2,5 до 3,5 миллиметра. По своей форме он повторял два предыдущих, но его декор был более сложным. Тело фараона защищали своими крыльями богини Исида и Нефтида; грудь и плечи - коршун и кобра (богини - покровительницы Севера и Юга). Эти статуэтки были наложены поверх гроба, при этом каждое перышко коршуна было заполнено кусочками самоцветов или разноцветного стекла.

Лежащая в гробу мумия была завернута во множество пелен. На верхнюю из них были нашиты кисти рук, державшие плеть и жезл; под ними также было золотое изображение «ба» в виде птицы с человеческой головой. На местах перевязей находились продольные и поперечные полосы с текстами молитв. Когда Г.Картер развернул мумию, то обнаружил еще немало драгоценностей, опись которых делится у него на 101 группу.

Сокровища из гробницы

Трон Тутанхамона

Так, к примеру, на теле фараона археологи обнаружили два кинжала - бронзовый и серебряный. Рукоятка одного из них украшена золотой зернью и оправлена переплетающимися лентами из перегородчатой эмали. Внизу украшения заканчиваются цепочкой завитков из золотой проволоки и веревочным орнаментом. Клинок из закаленного золота имеет посередине два продольных желобка, увенчанных пальметкой, над которым узким фризом расположен геометрический узор.

Кованая маска, которая закрывала лицо Тутанхамона, была сделана из толстого листа золота и богато украшена: полосы платка, брови и веки - из темно-синего стекла, широкое ожерелье блистало многочисленными вставками из самоцветов. Трон фараона был сделан из дерева, обшитого листовым золотом и богато украшенного инкрустациями из разноцветного фаянса, самоцветов и стекла. Ножки трона в форме львиных лап увенчаны львиными головами из чеканного золота; ручки представляют собой крылатых, свившихся в кольцо змей, поддерживающих крыльями картуши фараона. Между подпорками за спинкой трона расположились шесть уреев в коронах и с солнечными дисками. Все они выполнены из позолоченного дерева и инкрустированы: головы уреев - из фиолетового фаянса, короны - из золота и серебра, а солнечные диски - из позолоченного дерева.

Сзади на спинке трона имеется рельефное изображение папирусов и водяных птиц, спереди - единственное в своем роде инкрустированное изображение фараона и его жены. Утраченные золотые украшения, которые соединяли сидение с нижней рамой, представляли из себя орнамент из лотоса и папируса, объединенный центральным изображением - иероглифом «сема», символизировавшим единение Верхнего и Нижнего Египта.

В Древнем Египте был и обычай украшать тела усопших венками из цветов. Венки, которые были найдены в гробнице Тутанхамона, дошли до нас не в очень хорошем состоянии, а два-три цветка при первом же прикосновении вообще рассыпались в порошок. Листья также оказались очень ломкими, и ученые, прежде чем приступить к исследованиям, несколько часов держали их в тепловатой воде.

Обнаруженное на крышке третьего гроба ожерелье было составлено из листьев, цветов, ягод и плодов, разных растений, перемешанных с синими стеклянными бусами. Растения были расположены девятью рядами, подвязанными к полукруглым полоскам, вырезанным из сердцевины папируса. В результате анализа цветов и плодов ученые смогли установить приблизительное время захоронения фараона Тутанхамона - произошло это между серединой марта и концом апреля. Именно тогда в Египте цвели васильки, созревали плоды мандрагоры и паслена, вплетенные в венок.

В прекрасных сосудах из камня ученые обнаружили и душистые мази, которыми фараон должен был умащиваться в загробном мире, как он делал это в земной жизни. Духи эти и по истечении 3 000 лет издавали крепкий аромат…

Сейчас сокровища из гробницы Тутанхамона выставлены в Египетском музее в Каире и занимают там 10 залов, площадь которых равняется футбольному полю. По разрешению Египетской службы древностей были произведены исследования мумий знаменитых фараонов. При проведении работ использовалась самая современная техника, к делу были подключены судебные медики и даже эксперты из Скотланд-Ярда, занявшиеся рентгеновскими снимками черепа Тутанхамона и обнаружили на затылке следы глубокой раны. И английские сыщики пришли к выводу, что дело тут криминальное, и 3 000 лет назад 18-ти летний правитель Египта стал жертвой дворцового переворота и погиб мгновенно от сильного удара.

Слава открытия гробницы Тутанхамона принадлежит британскому археологу Говарду Картеру и лорду Карнарвону, финансировавшему экспедицию. Богатый финансист видел а археологии возможность сочетать две его главные страсти – к собирательству и спорту. И в 1906 году он сначала самостоятельно, а потом в сотрудничества с профессиональным археологом Картером занимался раскопками в Долине царей. Так и состоялось одно из величайших открытий века.

1. Археолог Говард Картер, изучающий саркофаг

2. Вход в гробницы Тутанхамона

3. Сокровища в гробнице Тутанхамона

Часть из сокровищ, найденные в гробнице Тутанхамона в 1923 году.

4. Археологи достающие сокровища из гробницы

Археологи достающие предметы и сокровища из гробницы фараона Тутанхамона в долине фараонов. Египет, Луксор, 1923 год.

5. Вход в гробницу для туристов

6. Саркофаг Тутанхамона

Саркофаг из чистого золота египетского фараона Тутанхамона.

7. Ожерелье фараона

Одна из многочисленных находок из чистого золота и других драгоценных металлов при раскопках в Каире, в гробнице Тутанхамона

8. Гробница Тутанхамона

Снимок гробница Тутанхамона, сделанный в 1920-х годах.

9. Головной убор

10. Вынос золотой статуи

Археологи выносят древние артефакты во время раскопок в Каире.

11. Золотой саркофаг

12. Археолог Говард Картер за работой

13. Ковчег Тутанхамона

Фараон Тутанхамон (престольное имя – Небхепрура) правил Египтом, будучи ребенком, на протяжении 8 лет с 1400 г. до н. э., пока в 1392 г. до н. э. в возрасте 18 лет не умер (возможно, был убит). Похоронили его со всеми почестями, достойными фараона. По многовековой традиции, все подступы к гробнице были тщательно запрятаны. Лишь в 1932 г. англичанин Говард Картер, исследовавший Долину царей, находящуюся неподалеку от Луксора, обнаружил нетронутую гробницу.

Египтологи предполагали, что место погребения 18-летнего фараона – Долина Царей, но точного места не знали. С 1900 г. западный берег Нила, где находится Долина царей, стал местом археологических раскопок. В этом месте погребены многие фараоны из XVIII династии, правившей Египтом с 1567 по 1320 гг. до н. э.

Долина вдоль и поперек была исследована американским ученым и египтологом Теодором Дэвисом, которому удалось найти усыпальницы многих известных фараонов, среди которых были многочисленные Рамсесы, Хоремхеб, Тутмос VI, царица Хатшепсуп. Также он обнаружил саркофаг, в котором находились останки, предположительно принадлежавшие «фараону-еретику» Эхнатону, считавшегося отцом Тутанхамона и при жизни ненавистного жрецам. Это были великие открытия. Девис считался авторитетным ученым, с мнением которого считались ученые-египтологи всего мира. В 1914 г. он заявил, что все гробницы Долины царей найдены, поэтому дальнейшие раскопки не имеют смысла. Начавшаяся мировая война не позволила проводить широкомасштабные исследовательские работы.

Но англичанин Говард Картер был полон надежды найти гробницу Тутанхамона. К тому времени он уже обнаружил усыпальницу Аменхотепа I в Фиванском некрополе, который находился в Долине царей. Весной 1922 г. рабочие под его руководством перекопали всю Долину царей. Однако поиски ни к чему не привели. Но Картер требовал продолжать раскопки.

4 ноября 1922 г. рядом со входом в усыпальницу фараона Рамсеса VI рабочий из экспедиции Картера обнаружил засыпанные ступени. Усыпальница Рамсеса VI уже была вскрыта и опустошена. На раскопки открытой гробницы Картер отправил всю группу. Рабочие откопали 16 ступеней, которые вели к замурованной двери с печатью охраны некрополя. Картер предположил, что это и есть усыпальница Тутанхамона. Это сенсационная находка.
Картер оповестил телеграммой своего друга и египтолога лорда Карнарвона, который финансировал археологические раскопки. Тот, бросив все дела, прибыл из Великобритании вместе с дочерью.

В присутствии лорда Карнарвона, дверь вскрыли. Длинный коридор спускался вниз. Опять опечатанная дверь, ее вскрыли 26 ноября. Перед вскрытием двери Картер проделал в двери маленькое отверстие, чтобы протолкнуть туда металлический прут. Пространство за дверью оказалось пустым, значит, дверь легко поддастся вскрытию. Отверстие сделали более широким, а затем просунули в него горящую свечу. Свеча не погасла, значит, есть доступ воздуха для дыхания. Картер, заглянувший в отверстие, увидел внутри золоченые трон, колесницу, мебель, вазы и статуэтки.

Вскрыв дверь, археологи были крайне разочарованы, так как саркофага там не было. Комната оказалась большой кладовой, где хранились предметы, необходимые правителю в загробном мире. До археологов здесь побывали воры, которые оставили следы на предметах, покрытых пылью. Что же они украли? Саркофаг они унести не могли, так как не было никаких признаков, что он здесь находился. К тому же большая кладовая комната не предназначалась для саркофага.

Все обнаруженные ценности были описаны, сфотографированы и отправлены в Каирский музей. Эта работа была завершена только в январе 1923 г. Не теряя времени, Картер обследовал стены на предмет входа в подземную гробницу, и нашел третью дверь, которая также была замурована. Как обычно, он сделал отверстие, в которое просовывал прут, а затем зажженную свечу. После этого увеличил ширину отверстия. Просунув голову в отверстие, Картер увидел постамент, сияющий золотом. Картеру удалось вскрыть дверь, за которой находилась погребальная камера с нетронутым саркофагом фараона Тутанхамона.
Почти сразу же в погребальной камере был обнаружен вход в четвертую комнату, в которой хранились сокровища – около 700 предметов. Самые ценные из них: расписной сундучок, три золоченых ложа для ритуалов, а также статуэтки близнецов царского облика, которые были вооружены палицей и коронованы коброй, охранявшие покой усопшего фараона.

Фараон лежал в трех саркофагах, которые были вложены друг в друга. Первые два саркофага были деревянными с золотым напылением и многочисленными надписями. Второй гроб в отличие от первого был украшен вкраплениями блестящего стекла. Третий гроб, внутри которого была мумия, оказался из чистого золота. Это был шедевр ювелирного искусства древних. Он имел длину 180 см и вес 110 кг. На лице мумии была чеканная маска из золота, украшенная ляпис-лазурью, сердоликом и бирюзой. Верхняя часть маски имела головы ястреба и кобры – символ господства фараона на двумя землями – Верхним и Нижним Египтом, которые были под защитой птицы и змеи. Мумия, завернутая в ткань, почернела из-за воздействия бальзамирующих веществ.

Благодаря открытию Говарда Картера ученые-египтологи узнали много нового о ритуалах и быте фараонов, а бесценные изделия пополнили музейную коллекцию. Большинство из найденных сокровищ, среди которых золотая маска, выставлены на всеобщее обозрение в Каирском музее, а саркофаг с мумией до сих пор хранится в погребальной камере.

На этом история не заканчивается. Существует мнение, что ученые, причастные к исследованиям гробницы Тутанхамона, стали жертвами проклятия. В 1923 г. умер лорд Карнарвон. По версии врачей, его укусил комар, который и заразил его неизвестной болезнью. Следом на тот свет отправилась дочь Карнарвона, леди Герберт, также принимавшая участие в раскопках. Неизвестная болезнь стала причиной смерти секретаря Картера. Затем умер археолог Артур Мейс, который первым начал разбирать подземную кладку. Симптомы неизвестной болезни у всех умерших были сходны: сильный жар, озноб, упадок сил и беспамятство.

Самого Картера смерть настигла в 1939 г. в Лондоне на 67-м году жизни. До сей день ведутся споры, что это: случайность или месть фараона?