Настоящее положение разработано в целях упорядочения ведения и соблюдения единого орфографического режима в школе и распространяется на обучающихся 1–11-х классов, обучающихся по очной и индивидуальной формам обучения.

Требования к ведению тетрадей.

I. Общие положения.

  1. Все записи в тетрадях следует оформлять аккуратным, разборчивым почерком.
  2. Соблюдать поля с внешней стороны (4 клеточки отчеркиваются простым карандашом).
  3. Обозначать номер упражнения и задачи; указывать, где выполняется работа (классная или домашняя).
  4. Соблюдать красную строку.
  5. Обучающиеся 1-11 классов пишут шариковой ручкой школьного образца. Паста заправки должна быть только синего цвета.
  6. Проверка тетрадей учителем осуществляется чернилами красного цвета.
  7. Исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву, знак, слово, словосочетание или предложение зачеркивать ручкой косой линией; не заключать неверное написание в скобки.
  8. Для обучающихся 1-11 классов текст каждой новой работы начинать с красной строки на той же странице тетради, на которой написаны дата и наименование работы.
  9. Между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой или заголовком следующей работы в тетрадях по русскому языку пропускать две линейки, а в тетрадях по математике и другим предметам - 4 клетки (для отделения одной работы от другой и для выставления оценки за работу).
  10. Тетради обучающихся обязательно должны быть обернуты.
  11. Тетради по русскому языку (в линейку) и математике (в клетку) должны быть не толще 18 листов.
  12. Пользоваться “штрихом” запрещается.
  13. Начиная с 4-го класса дата в тетрадях по математике, физике, химии, географии, биологии, истории пишется арабскими цифрами на полях:

Например: 21.12.03. (без буквы “г”).

Количество и назначение ученических тетрадей

№ п/п Учебный предмет Класс Количество тетрадей
Текущих Контрольных Практических
(лабораторных)
Творческих
1. Русский язык 1 - - -
1-4 2 1 - 1
5-9 2 1 - 1
10-11 1 1 - -
2. Литература 5-7 1 - - -
8-11 1 - - 1
3. Математика 1 прописи - период обучения грамоте - - -
1-4 2 1 - -
5-6 2 1 - -
4. Алгебра 7-11 2 1 - -
5. Геометрия 7-11 2 1 - -
6. ИЗО 1-8 альбом - - -
7. Химия 8-11 1 1 1 -
8. Физика 7-11 1 1 1 -
9. География 6-11 1 - 1 -
10. Биология 6-11 1 1 1 -
11. Англ. язык 2-4 1 - - 1- словарь
5-11 1 1 - 1- словарь

II. Оформление надписей на обложках ученических тетрадей.

Единообразно выполнять надписи на обложке тетради: указывать, для чего предназначена тетрадь (для работ по русскому языку, математике и т.д.), класс, номер и название школы, фамилию и имя ученика. Надписи на тетрадях следует делать по следующему образцу:

для творческих работ
по русскому языку
ученика(цы) 2а класса
средней школы №6
Иванова Сергея.

Образец подписи рабочей тетради по английскому языку в 5-11 классах следует оформлять по следующему образцу:

English 5а form
Sedova Elena.

Словарь по английскому языку в 5-11 классах следует оформлять по следующему образцу:

Dictionary
English 5а form
Sedova Elena.

Образец подписи тетради по английскому языку для контрольных и проверочных работ:

For tests
English 5а form
Sedova Elena.

Тетради для обучающихся первого класса подписываются только учителем, а тетради обучающихся 2-11 классов подписываются самими обучающимися.

III. Оформление письменных работ по русскому языку.

  1. После каждой классной (домашней) работы в 1-11 классах следует отступать две строчки (пишем на третьей).
  2. При оформлении красной строки сделать отступ вправо не менее 1,5 см (на 1-2 пальца). Оформление красной строки должно осуществляться с самого начала оформления текстов с 1-го класса.
  3. В ходе работы не пропускать ни одной строки. Необходимо учитывать, что при оформлении письменных работ по русскому языку следует на новой странице писать с самой верхней строки, дописывая до конца страницы, включая последнюю строку.
  4. Справа дописывать до конца строки, при этом с 1-го класса учить нормативному переносу слов, используя традиционные методические подходы. Необоснованно пустых мест в конце каждой строки быть не должно.
  5. Запись даты написания работы по русскому языку ведется по центру рабочей строки. В первом классе в период обучения грамоте запись даты ведется учителем или обучающимися в виде числа и начальной буквы названия месяца.
  6. По окончании периода обучения грамоте и до окончания 3-го класса записывается число и полное название месяца.
  7. Например: 1 декабря.
  8. Начиная с 3-го класса II полугодия в тетрадях по русскому языку число записывается прописью:
    Например: Первое декабря.
  9. Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке (без пропуска строки) по центру и оформляется как предложение.
    Например:
  10. Классная работа.
    Диктант.
    Сочинение.
    Изложение.
    Работа над ошибками.

  11. При выполнении домашнего задания после пропущенных двух строк пишется:
    Домашняя работа. (дата не пишется)
  12. Номера всех упражнений, выполняемых в тетрадях по учебнику необходимо обязательно указывать.
    Например: Упражнение 56.
  13. Все подчеркивания, условные обозначения, чертежи, таблицы выполнять аккуратно остро заточенным простым карандашом по линейке. Допускается в некоторых видах работ и без линейки, что зависит от хорошо сформированного навыка работы простым карандашом. Выделение орфограмм следует выполнять простым карандашом или пастой зелёного цвета.
  14. В столбики слова выписываются с маленькой буквы, запятые не ставятся.
  15. В сточку слова выписываются следующим образом: первое с прописной, остальные со строчной буквы, запятая ставится. Словосочетания пишутся с маленькой буквы. Названия падежей обозначаются с большой буквы (И.п.).
  16. Спряжения глаголов обозначаются римскими цифрами (I).
  17. Род имён существительных обозначается маленькими буквами (м.р. ).
  18. Исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву или пунктуационный знак зачеркивать ручкой косой линией, часть слова, предложение зачеркивать тонкой горизонтальной линией; не заключать неверное написание в скобки.
  19. Для обучения письму в первом классе и во втором классе введена тетрадь, разлинованная в две линейке. Для обучающихся, начиная с третьего класса и по 11 класс введена тетрадь по русскому языку, разлинованная в одну линейку.
  20. Система работы по формированию навыка правильного соединения букв должна проводиться дифференцированно на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе.
  21. Упражнение по чистописанию выполняются обучающимися в рабочих тетрадях. Образцы букв в 1 классе прописывает учитель, во 2-4 классах они прописываются выборочно с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Учителю следует прописывать индивидуально учащимся те элементы букв, слоги и буквы, которые требуют корректировки. Объем работы - две строки в 1 классе во втором полугодии, 2-3 строки - во 2 классе, 3-4 строки - в 3-4 классах.
  22. В ходе проверки учителем прописанных обучающимися букв необходимо исправлять неправильно прописанные буквы и выносить образцы их написания на полях (подчеркнуть неправильные соединения, исправить и прописать образцы данных соединений на полях и для прописывания на новой строке). Также учителю необходимо исправлять неправильные написания в классных и домашних работах.
  23. Обязательна система работы над ошибками в тетрадях по русскому языку.

IV. Оформление письменных работ по математике, физике, химии, географии.

  1. Между классной и домашней работами следует отступать 4 клеточки (на 5-й клетке писать следующую работу).
  2. Между видами работ отступать 2 клетки (на 3 клетке писать).
  3. Между столбиками выражений, уравнений, равенств и неравенств и т.п. отступать 3 клетки вправо, писать на четвертой.
  4. Все номера заданий и задач, которые выполняются в тетради, необходимо записывать посередине строки.
  5. В тетрадях по математике во 2-3 классах обозначается время выполнения работы посередине строки: число записывается арабской цифрой, название месяца - прописью.
    Например: 1 декабря.
    А через клеточку - вид работы.
    Например: Классная работа.
  6. В тетрадях по математике в 4-11 классах дата пишется на полях цифрами.
    Например: 23.12.03. (без буквы “г”)
  7. Слово “Задача” во 2-4 классах не пишется. Номер задания писать во 2-11 классах посередине.
    Например: № 15.
  8. При выполнении домашней работы во 2-11 классах в тетрадях пишется: Домашняя работа .
  9. Во 2-11 классах в тетрадях для контрольных работ пишется дата на полях и в этой же строке посередине пишется: Контрольная работа № 3. 15.10.11.
    I – вариант.
  10. Исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную цифру, число или знак зачеркивать ручкой косой линией; не заключать неверное написание в скобки.
  11. Подчеркивания, условные обозначения, графики, чертежи, таблицы выполнять аккуратно простым карандашом, а в случае необходимости - с применением линейки или циркуля.
  12. В тетрадях для практических и контрольных работ по физике, химии, географии, биологии указывается номер работы.
    Например:
    Контрольная работа №1.
    Практическая работа №1.

V. Оформление письменных работ по другим предметам.

  1. Письменные работы по другим предметам ведут учащиеся, согласно общим положениям о ведении тетрадей. Однако, при оформлении письменных работ по английскому языку имеются свои особенности:
  2. Записи в тетрадях по английскому языку в 5-11 классах вести в клетку.
  3. Словарь ведется в общей тетради с указанием темы.
  4. В тетрадях для контрольных и проверочных работ обязательно проводится работа над ошибками:
    Mistakus work .
  5. Ошибка при переводе текста подчеркивается, а на полях отмечается “р” (речевая ошибка).
  6. Ошибки в русском тексте исправлять следующим образом: неверно прописную букву или пунктуационный знак зачеркнуть ручкой косой линией, часть слова, предложения зачеркнуть только горизонтальной линией; вместо зачеркнутого надписать нужные буквы, слова, предложения; не заключать неверное написание в скобки.

VI. Порядок проверки письменных работ учителем.

Тетради обучающихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы проверяются:

- по русскому языку в 1-5 классах и в I полугодии в 6 классах - ежедневно;

  • со II полугодия в 6 классах и 7 классах - 2 раза в неделю;
  • в 8 классах - 1 раз в неделю;
  • в 9-11 классах - по мере необходимости;

- по математике в 1-5 классах и в I полугодии в 6 классах - ежедневно;

  • со II полугодия в 6 классах и в 7-9 классах - выборочно, но не реже 1 раза в 2 недели;
  • в 10-11 классах - по мере необходимости;

- по физике - общее количество проверок - 1 раз в 2 недели.

Проверочные работы, выполненные в рабочих тетрадях, подлежат обязательной проверке.

У слабоуспевающих учащихся и учащихся, находящихся на индивидуальном обучении тетради проверяются регулярно.

Проверка контрольных работ учителем осуществляется в следующие сроки:

  • во 2-11 классах контрольные диктанты проверяются и возвращаются учащимся к следующему уроку;
  • изложения и сочинения во 2-4 классах проверяются и возвращаются учащимся не позже, чем через два дня; в 5-8 классах на проверку отводится неделя; в 9-11 классах - отводится 10 дней;
  • во 2-6 классах контрольные работы по математике проверяются и оценки выставляются обучающимся к следующему уроку; в 7-11 классах - проверяются в течение недели.

Контрольные, практические (лабораторные) работы по физике, химии, биологии, географии проверяются к следующему уроку, но не дольше одной недели.

У учащихся 2-11 классов, находящихся на индивидуальном обучении контрольные диктанты, изложения и сочинения; контрольные работы по математике; контрольные, практические (лабораторные) работы по физике, химии, биологии, географии проверяются и оценки выставляются к следующему уроку.

Во 2-11 классах после контрольного диктанта, сочинения, изложения обязательно выполняется работа над ошибками (дата не указывается). Пишется тема урока посередине:

Работа над ошибками.

Во 2-11 классах с учащимися, находящимся на индивидуальном обучении после контрольного диктанта, сочинения, изложения работа над ошибками проводится по мере необходимости.

Во 2-11 классах при проверке контрольных работ по русскому языку ошибки классифицируются и выносятся на поля: / - орфографическая ошибка

V - пунктуационная ошибка

Во 2-4 классах обязательна система работы над ошибками в тетрадях по математике и по русскому языку. В ходе проверки работ обучающихся рекомендуется зачеркивать неправильный ответ или ошибку, подчеркнуть это место и дать возможность обучающимся самим в классе или дома написать нужный ответ или орфограмму, хорошо изученную на данном этапе обучения.

При проверке тетрадей и контрольных работ по русскому языку:

В 5-8 классах орфографическая ошибка зачеркивается косой линией; на полях выставляется знак “ /” (орфографическая ошибка);

В 9-11 классах учитель подчеркивает ошибочное написание.

При пунктуационной ошибке неверно поставленный знак зачеркивается, а при отсутствии знака подчеркивается пробел, где знак должен быть. На полях выставляется знак “V” (пунктуационная ошибка).

При проверке сочинений и изложений выставляется две оценки: за содержание и грамотность. Первая отметка - за содержание - включает в себя оценивание за логическое построение, стиль, фактический материал, речевое оформление. Вторая оценка за грамотность. При ее выставлении учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Например: 5/4.

После контрольной работы в 5-11 классах по мере необходимости проводится работа над ошибками. В этом случае в тетради указывается и пишут в этой же строке:

Работа над ошибками.

В зависимости от цели проверки работ по всем предметам учитель может исправить ошибки, подчеркнуть или вынести на поля.

Положение о проверке тетрадей.

1. Общие положения.

1.1 Данное Положение разработано в соответствии с Едиными требованиями к устной и письменной речи учащихся и призвано урегулировать вопросы, связанные с проверкой тетрадей.

1.2. Настоящее Положение согласовано с методическим советом школы, имеющим право вносить в него свои изменения и дополнения.

1.3. Тетрадь - обязательный атрибут обучения школьника, она ведется каждым учеником по всем предметам учебного плана.

1.4Проверка тетрадей оплачивается учителям начальных классов, русского языка и литературы, математики, иностранного языка.

2. Задачи проверки тетрадей:

Выполнение учителем норм проверки тетрадей.

Выполнение учащимися домашних работ.

Соблюдение единого орфографического режима.

Правильность ведения тетрадей для контрольных работ и их сохранность в течение года.

Правильность подписи тетрадей.

Соответствие объема классных и домашних работ.

3. Порядок проверки тетрадей.

3.1 Начальные классы.

Все тетради проверяются ежедневно.

Изложения и сочинения возвращаются не позже, чем через два дня.

Виды ошибок выносятся на поля тетради (/ - орфографическая ошибка; v - пунктуационная ошибка).

Объем письменной работы по русскому языку (за урок в тетради пишут столько слов, сколько предусмотрено программой по технике чтения).

3.2. Русский язык и литература.

Рабочие тетради по русскому языку проверяются в 5 и 6 (первое полугодие) классах ежедневно, каждая работа, в 6 (второе полугодие), 7 - 9 классах - наиболее значимые работы, но обязательно один раз в неделю, 10 - 11 классах один раз в месяц, у слабоуспевающих учеников проверяется два раза в неделю.

Рабочие тетради по литературе проверяются в 5 - 9 классах не реже двух раз в месяц, 10 - 11 классах - не реже одного раза в месяц.

Контрольные работы возвращаются к следующему уроку.

Изложения и сочинения возвращаются через неделю в 5 - 9 классах, через 10 дней в 10 - 11 классах.

Ошибка подчеркивается, исправляется учителем.

После каждой проверенной работы выполняется работа над ошибками.

Оценки за контрольные работы выставляются в журнал, за самостоятельные работы - по усмотрению учителя.

Объем письменной работы по русскому языку (за урок в тетради пишут столько слов, сколько предусмотрено программой по технике чтения).

Объем домашней работы равен 1/3 объема классной работы.

3.3.Иностранный язык.

Рабочие тетради проверяются: в 5, и 6 классах каждая работа, в 7 - 9 классах - один раз в неделю, 10 - 11 классах один раз в месяц, у слабоуспевающих учеников проверяется два раза в неделю.

Контрольные работы возвращаются к следующему уроку.

Виды ошибок выносятся на поля тетради (/ - орфографическая ошибка; v - пунктуационная ошибка, Л - логическая. Ф - фактическая, Р - речевая, речевые ошибки подчеркиваются волнистой линией), ГР - грамматическая).

Ошибка подчеркивается, исправляется учителем.

После каждой проверенной работы выполняется работа над ошибками.

Объем выполненных работ должен соответствовать программным требованиям.

Оценки за контрольные работы выставляются в журнал, за самостоятельные работы - по усмотрению учителя.

Объем домашней работы равен 1/3 объема классной работы.

3.4 Математика.

Рабочие тетради проверяются в 5, и 6 (первое полугодие) классах ежедневно, каждая работа, в 6 (второе полугодие), 7 - 9 классах - наиболее значимые работы, но обязательно один раз в неделю, 10 - 11 классах - наиболее значимые работы, но обязательно два раза в месяц у всех учащихся, у слабоуспевающих учеников проверяется два раза в неделю.

Контрольные работы возвращаются к следующему уроку.

Ошибка подчеркивается, грубая - двумя, негрубая - одной, недочет - волнистой чертами, выполняется работа над ошибками.

Контрольные работы возвращаются к следующему уроку.

Оценки за контрольные работы выставляются в журнал, за самостоятельные работы - по усмотрению учителя.

Объем домашней работы равен 1/3 объема классной работы.

3.5 Физика, химия, биология информатика.

Рабочие тетради в 5 - 11 классах проверяются обязательно два раза в месяц, наиболее значимые работы проверяются у всех учащихся, у слабых учеников проверяется один раз в неделю.

Ошибка подчеркивается, выполняется работа над ошибками.

Контрольные, практические и лабораторные работы возвращаются к следующему уроку.

Оценки за контрольные, лабораторные и практические работы выставляются в журнал, за самостоятельные работы - по усмотрению учителя.

Объем домашней работы равен 1/3 объема классной работы.

3.6. История, обществознание, география.

 Рабочие тетради в 5 - 11 классах проверяются обязательно два раза в четверть, наиболее значимые работы проверяются у всех учащихся, у слабых учеников проверяется каждая работа.

 Ошибка подчеркивается, речевая ошибка подчеркивается волнистой чертой, выполняется работа над ошибками.

 Оценки за контрольные работы выставляются в журнал, за самостоятельные работы - по усмотрению учителя.

4.Оплата за проверку тетрадей

4.1 Проверка тетрадей обязательно оплачивается учителям:

Начальных классов - 10% от количества часов русского языка и математики;

Учителям русского языка и литературы - 15% от часов русского языка 5-11 класс и 15% от часов литературы 8-11 классы

Учителям математики - 10% от количества часов;

По формуле х= (% от часов/(кол-во классов * 25 человек) * (ко-во обучаемых уч-ся)

Учителям иностранного языка - 10% от количества часов по формуле: По формуле х= (% от часов/(кол-во классов * 15 человек) * (ко-во обучаемых уч-ся)

4.2Остальным предметникам оплата производится при наличии фонда оплаты труда учреждения.

4.3. Контроль за проверкой тетрадей осуществляет заместитель директора по УВР один раз в месяц.

4.4 Оплата может быть снята на 50%, если проверка была не полной и на 100%. Если тетради совсем не проверялись.

Положение

о требованиях к ведению и проверке тетрадей по русскому и литературе

    О видах письменных работ.

1.1.Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся:

Упражнения по русскому языку;

Планы статей учебников;

Сочинения;

Изложения;

Письменные ответы на вопросы и т.д.

1.2. По русскому языку и литературе проводятся текущие и итоговые письменные контрольные работы.

Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; их содержание и частотность определяются учителем с учётом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей учащихся каждого класса. Для проведения текущих контрольных работ учитель может отводить весь урок или только его часть.

Итоговые контрольные работы проводятся:

После изучения наиболее значительных тем программы;

В конце учебной четверти;

В конце полугодия.

Время проведения итоговых контрольных работ в целях предупреждения перегрузки учащихся определяется общешкольным графиком, составляемым руководителями школ по согласованию с учителями. В один рабочий день следует давать в классе только одну письменную итоговую контрольную работу. При планировании контрольных работ в каждом классе необходимо предусмотреть равномерное их распределение в течение всей четверти, не допуская скопления письменных контрольных работ к концу четверти, полугодия.

    Количество и назначение ученических тетрадей.

2.1. Для выполнения всех видов обучающих работ ученики должны иметь следующее количество тетрадей:

по русскому языку: в 5-11-х классах – две рабочие тетради и две для проверочных письменных работ - одна для написания изложений и сочинений (для работ по развитию речи), вторая для контрольных работ. В тетради для работ по развитию речи выполняются контрольные изложения и сочинения, в тетради для контрольных работ – контрольные диктанты, тесты и другие контрольные работы;

по литературе: в 5-11 классах – одна рабочая тетрадь и тетрадь для написания творческих работ.

Для контрольных работ по русскому языку выделяются специальные тетради, которые в течение всего учебного года хранятся в школе и выдаются ученикам для выполнения в них работ над ошибками.

В 5-11 классах в тетрадях по русскому языку записываются вид работы и строкой ниже – её название (точка в конце вида и названия работы не ставится). Например:

Контрольный диктант

В осеннем лесу

То же относится к обозначению кратковременных работ, выполняемых в обычных тетрадях.

    1. Порядок ведения тетрадей учащимися.

Все записи в тетрадях учащиеся должны выполнять с соблюдением следующих требований:

    Писать аккуратным, разборчивым почерком.

    Единообразно выполнять надписи на обложке тетради: указывать, для чего предназначена тетрадь (для работ по русскому языку, для работ по развитию речи). Образцы оформления тетрадей:

Тетрадь

для работ (для творческих работ)

по развитию речи (по литературе)

ученика 5 класса А (ученицы 5 класса А)

средней школы №…

города…

Петрова Алексея (Будиной Анны)

    Соблюдать поля с внешней стороны.

    Указывать дату выполнения работы. В тетрадях по русскому языку число и месяц записываются словами в форме именительного падежа. Например:

Третье сентября

    Писать на отдельной строке название темы урока, а также темы письменных работ (изложений, сочинений и других работ).

    Обозначать номер упражнения, указывать вид выполняемой работы (план, конспект, ответы на вопросы и т. д.), указывать, где выполняется работа (классная или домашняя). Например:

Классная работа

Упражнение 3

    Соблюдать красную строку.

    Между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком в тетрадях по русскому языку строку не пропускать.

    Между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой или заголовком (наименованием вида) следующей работы в тетрадях по русскому языку пропускать 2 линейки (для отделения одной работы от другой и для выставления оценки за работу).

    Выполнять аккуратно подчёркивания, условные обозначения карандашом или ручкой, в случае необходимости – с применением линейки.

    Исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву или пунктуационный знак зачёркивать косой линией; часть слова, слово, предложение – тонкой горизонтальной линией; вместо зачёркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложения, не заключать неверные написания в скобки.

3. Порядок проверки письменных работ учителями.

3.1. Тетради учащихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы по русскому языку, проверяются:

В 5-м классе и 1-м полугодии 6-го класса – после каждого урока у всех учеников;

Во 2-м полугодии 6-го класса и 7-9-х классах – после каждого урока только у слабых учащихся, а у сильных – не все работы, но с таким расчётом, чтобы раз в неделю тетради всех учащихся проверялись;

В 10-11 классах – после каждого урока у слабых учащихся, у остальных проверяются не все работы, а наиболее значимые по своей важности, но с таким расчётом, чтобы раз в месяц учителем проверялись тетради всех учащихся.

Изложения и сочинения по русскому языку и литературе, а также все виды контрольных работ по предметам проверяются у всех учащихся.

Проверка контрольных работ учителями осуществляется в следующие сроки:

Контрольные диктанты в 5-11-х классах проверяются и возвращаются учащимся к следующему уроку;

Изложения и сочинения в 5-11-х классах проверяются и возвращаются учащимся не позднее чем через 10 дней.

3.2. В проверяемых работах учитель отмечает и исправляет допущенные ошибки, руководствуясь следующим:

При проверке тетрадей и контрольных работ учащихся 5-11классов по русскому языку учитель только подчёркивает и отмечает на полях допущенную ошибку, которую исправляет сам ученик; в тетрадях слабых учеников зачёркивает неверно написанную букву или пунктуационный знак, вместо зачёркнутого надписывает нужную букву или пунктуационный знак;

На полях учитель обозначает ошибку определённым условным знаком (I – орфографическая ошибка, V – пунктуационная);

При проверке изложений и сочинений в 5-11-х классах (как контрольных, так и обучающих) отмечаются (а в необходимых случаях и исправляются) не только орфографические и пунктуационные ошибки, но и фактические, логические, речевые (речевые ошибки подчёркиваются волнистой линией) и грамматические; на полях тетради учитель обозначает фактические ошибки знаком Ф, логические - знаком Л, речевые - знаком Р, грамматические – знаком Г;

Подчёркивание и исправление ошибок производится учителем только красной пастой (красными чернилами, красным карандашом);

Проверив диктант, изложение или сочинение, учитель подсчитывает и записывает количество ошибок по видам, в диктантах указывается количество орфографических и пунктуационных ошибок.

В изложениях и сочинениях указывается, кроме этого, количество фактических, логических, речевых и грамматических ошибок;

После подсчёта ошибок в установленном порядке выставляется оценка работы.

Первая оценка ставится за содержание и речь. Перед ней записывается число ошибок в содержании и число речевых недочётов.

Перед второй отметкой – за грамотность – указывается число орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок.

В целом запись будет выглядеть так:

0-2 «4»

3-3-1 «3»

3.3. Все контрольные работы оцениваются учителем с занесением оценок в классный журнал. За диагностические и обучающие работы оценки «2» и «3» могут выставляться по усмотрению учителя.

Классные и домашние письменные работы по русскому языку оцениваются; оценки в журнал могут быть выставлены за наиболее значимые работы по усмотрению учителя.

При оценке письменных работ учащихся учителя руководствуются соответствующими нормами оценки знаний, умений и навыков школьников.

3.4. После проверки письменных работ учащимся даётся задание по исправлению ошибок или выполнению упражнений, предупреждающих повторение аналогичных ошибок.

Данное положение составлено на основе Методического письма Министерства просвещения РСФСР от 01.09.1980 г. № 364-М «Единые требования к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей».